А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
3 класс
Морина О.А.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент (3 мин) Цель: — мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; | — Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. — Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? J. У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок. Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: J. А теперь, вот такое: L. А сейчас, вот такое: K. (Дети несколько раз тренируются) | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
2. Актуализация знаний (5 мин) Цель: — актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; | Игра «Собери сказку» Сказка — Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда). — Назовите (прочитайте) повторы Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет, | Задание по группам Выразительное чтение отрывка несколькими учениками | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: — постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; — уточнение и согласование темы урока; — определение средства (алгоритм); — формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | — Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки? — Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». — Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам. — В каком городе родился А.С. Пушкин? (А.С. Пушкин родился в Москве.) — К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.) — Чем больше всего интересовались в этой семье? (В этой семье интересовались литературой и театром.) — На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе? (В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.) — Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши? (Сергей Львович любил французскую литературу.) — Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче? (Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.) — Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович? (Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.) — Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей? (Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.) — Что вы знаете о маленьком Саше? (Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.) — Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.) — Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет? (В Царскосельский лицей.) Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика. Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти. — Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина. | Фронтальная беседе (интервью) | Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
4. «Открытие» нового знания (10 мин) Цель: — реализация построенного проекта в соответствии с планом; — фиксация нового способа действия в речи; — фиксация преодоления затруднения; — уточнение общего характера нового знания; | — В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи. — Как они называются? (Устаревшие) — На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы) — В чём их различие? Приведите примеры слов. — Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари. (Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.) Слова из первого отрывка сказки. Молвить (говорить) Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения) Позадь забора (за забором) К исходу сентября (к концу сентября) Светлица (см. словарь Ожегова) Сени (см. словарь Ожегова) Красная девица (красивая) — Почему слово «красный» обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь. Слова из второго отрывка сказки. Аршин (см. учебник) Гонец (см. словарь Ожегова) Слова из третьего отрывка. Сума (см. словарь устаревших слов) Бояре (см. учебник) — Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам? (Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина). — Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации. Беседа по содержанию сказки
| Работа с устаревшими словами Работа со словарями Чтение первого отрывка Чтение второго отрывка Чтение третьего отрывка Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке | Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
5. Физ. минутка. (2 мин) | О чем-то скрипнет половица, | ||
6. Первичное закрепление (5 мин) Цель: — организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; | 1. Какие выражения встречаются в сказке? 2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки. 3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки? Характеристика основных героев сказки Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется. Царь Салтан сидит в палате — Как относится автор к царю?
Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора) | Характеристика основных героев сказки | Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (10 мин) Цель: — организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; — организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | Игра «Сказки перепутались» Задание: найти строчки к подходящей сказке. А Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает Б В ноги он к старухе поклонился, Молвил: «Государыня родная! В Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате Г Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: 1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился? 2. Есть ли у вас любимый герой? 3. Кто он? Почему он понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают). | Каждая команда получает карточку | Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) (6 мин) Цель: — фиксация нового содержания, изученного на уроке; — оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; | Дидактический материал Вспомни сказку А.С. Пушкина. 1. Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья? 2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона? 3. Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы? Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде» — Итог, награждение грамотами «За активное участие» — Чему учит сказка? — Какие чувства остались у вас после чтения сказки? — Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари. — За работу на уроке оценки получают: — Вы очень хорошо поработали, все молодцы! — Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах. | Организация фиксирования нового знания Награждение грамотами Запись домашнего задания Выставление оценок | РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
Литературное чтение
Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель:
-
а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
-
работать над навыками выразительной речи;
-
учить работе с текстом;
-
закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка проблемного вопроса.
Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Назовите общие особенности волшебных сказок
Есть волшебство
-
Странствия, приключения героев
-
Кто-то мешает или помогает
-
Герой воюет с нечистой силой
-
Эпизоды повторяются по 3раза
-
Есть зачин, концовка
-
Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
-
Повторы
-
Общие места
-
Строй сказки плавный, напевный
-
Сказочник рисует словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки
Приведите примеры героев, где был бы показан его характер
В кухне злится повариха (злость)
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене (зависть)
С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)
Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
-
Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли
Приведите примеры
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир…
Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки царя
Родила б богатыря
А какие человеческие чувства вы знаете?
Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…
А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)
(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)
Век тебя я не забуду:
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом!
-
Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?
Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце
-
Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю плывет…
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится, злится
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» — и тут же окривела.
Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…
Что общим является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать
Докажите, что в сказке есть жизненная правда
Царь для радости такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Чему учит сказка?
Учит справедливости , добру, правде
2. Анализ сказки по плану «Сюжет».
Что такое сюжет?
Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем приводить примеры
Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.
4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь
Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Бог вас, дети, наградит
Обращение
Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова
Найдите в тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь
5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения
МБОУ « Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Бегощанский филиал
Открытый урок по литературному чтению
в 3 классе на тему :
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Провела: Анохина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
2016 г.
УМК « Школа России »
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель урока: продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Формирование УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Тип урока: обобщение
Оборудование урока: — портрет А.С. Пушкина;
— выставка книг А.С. Пушкина;
Ход урока
Эпиграф к уроку
“Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин
1. Мотивация к учебной деятельности
— Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
— Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность…)
2 . Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.
— Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? (Слайд №1)
Вопросы викторины:
— Где и когда родился А.С. Пушкин?
— Как звали мать поэта? Отца?( Слайд № 2)
— На каком языке говорили в семье Пушкина?
— Кто занимался воспитанием маленького Александра? (Слайд № 3)
— От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
— Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)
— Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.
— Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)
3 . Постановка учебной задачи и темы урока.
— Ребята, из какой сказки эта иллюстрация? (Слайд № 10)
— Кто написал эту сказку?
— Кто знает полное название сказки ? ( Слайд № 11)
— Сегодня мы продолжим работу по этой сказке
4. Работа по теме урока. Работа над сказкой
(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)
5. Составление картинного плана первой части сказки
— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?
1) Выбор невесты.
2) Обман царя.
3) Чудесное спасение.
4) Встреча с лебедью.
5) Корабельщики на острове.
6. Выборочное чтение
— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».
(Дети читают до слов «В те поры война была…».)
— С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)
— Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)
— Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле…».)
— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам…)
— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)
— Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)
7. Физкультминутка
— Изобразите волны, набегающие на берег.
— Летящую царевну Лебедь
— Гвидона, натягивающего лук.
— Танцующую белку, поющую песенки.
— Богатырей, выходящих из моря
8. Закрепление изученного
Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»
— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон…».)
— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом…)
— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)
— Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)
— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)
( Слайд № 12)
Зыбей — зыбь — легкая волна.
Клёв — клюв.
— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».
— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)
Град — город.
Колымага — большая старинная телега.
Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.
Венец — драгоценный головной убор.
— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)
— Какую часть из данного отрывка вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.
10. Работа над жанровыми особенностями произведения.
— Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?
— Что у неё общего с народными сказками? ( Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)
— В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме) ( Слайд №13)
11. Рефлексия.Подведение итогов урока ( Слайд № 14)
— Какая работа для вас была самая интересная?
-Какое задание оказалось самым трудным?
— Чему учились на уроке?
— О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание ( Слайд №15)
Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ Сказки о царе Салтане
Анализ произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
В 1831 году Александр Сергеевич написал сказку, а чуть позже, через год, она была напечатана. Сюжет истории прост, именно поэтому читатели частенько считают ее русской народной. Как и любой сказке, произведению Пушкина присущи особые черты: волшебство (прослеживается на протяжении всей сказки; деление героев на главных, помощников и злодеев; троекратные повторы и победа, которую добро одерживает над злом.
Как и для любой сказки, для «Сказки о царе Салтане, …» свойственны именно троекратные повторы. Цифра три считается волшебной для сказок. Например, князь Гвидон превращался в различных насекомых, летал к Салтану именно три раза; князь три раза приходил за помощью к царевне-лебедь и т.д.
В сказке можно выделить четыре центральных персонажа: царь Салтан и царица-мать — они представляют собой историю одного поколения, а князь Гвидон и царица-лебедь — другое. На протяжении всей сказки происходит раскрытие героев, она показываются читателю с новых сторон. Например, в самом начале младшая сестра показалась слегка наивной и доброй девушкой, но чуть позже она предстает пред нами в роли терпеливой и упорной матери.
Язык произведения ярок. Текст насыщен эпитетами, метафорами, сравнениям, олицетворениями и т. д. Благодаря парной рифмовке и четырехстопному хорею ритмика сказки максимально совпадает с той, что обычно присуща русским народным сказкам.
«Сказка о царе Салтане, …» как и другие произведения Александра Сергеевича напрочь лишена заимствованных слов. Пушкин был безумно горд тем, что способен обходиться без заимствований (он использовал лишь одно иностранное слово в сказке — флот). Жуковский ни раз говорил о том, что сказки Пушкина можно назвать русскими народными. А ведь действительно: Александр Сергеевич записывал истории, которые ему рассказывала его няня, Арина Родионовна, а уже на основе историй записывал сказки.
Сказка учит нас тому, что любая ложь, какой бы продуманной и хорошей не была, рано или поздно раскроется, а то, кто решился на нее, будет непременно наказан. Учит тому, что искренность способна помочь попросить прощения, а добро всегда будет торжествовать над злом, также как и правда над обманом. Сказка учит никогда не сдаваться, ведь чем упорнее мы стараемся чего-то достичь, тем большая вероятность, что там и будет.
Читательский дневник
Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.
План сказки
- Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
- Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
- Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
- Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
- Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.
Самоанализ урока по чтению 3 класс «Сказка о царе Салтане»
Организационный момент
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.
Формирование умений организовывать своё рабочее пространство, настраиваться на рабочую обстановку, сотрудничать с одноклассниками.
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Были активизированы требования к ученику со стороны учебной деятельности, осуществлен визуальный контроль готовности учащихся и эмоциональный настрой на урок.
Речевая разминка
Научить выразительному чтению отрывка; умению видеть и выделять в тексте изученные части речи.
Формирование умения выразительного чтения текста, распознавания различных частей речи при чтении. Формирование умения осуществлять самоконтроль.
Выразительное чтение отрывка сказки дало возможность детям психологически настроиться на урок. Формой организации явилась групповая работа, что дало возможность каждому ребенку раскрыться, почувствовать себя частью единого целого.
Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения и понимания смысла задания
П- владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами деятельности; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах. Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль. К- слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л- проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания»
Формами организации работы явился фронтальный опрос и индивидуальная работа. Ожидалось участие в работе всех детей в классе, т.к. при составлении предложения с заданными словами вероятность одинаковых ответов детей была минимальной.
При проверке домашнего задания был выявлен уровень овладения логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов в соответствии с поставленной задачей. Ребята показали степень осознанности в построении речевого высказывания и способность составлять предложения в устной и письменной формах.
При проверке домашнего задания ребята показали уровень умения справляться с учебной задачей. Степень познавательного интереса к предмету проявился в желании всех детей ответить на поставленный вопрос.
IV. Вступительная беседа
Повторение изученного ранее. Умение применять полученные знания на практике.
Умеют слушать и отвечать на поставленный вопрос. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.
На данном этапе был выбран метод беседы. Считаю, что это позволило более эффективно способствовать формированию внутренней позиции учащихся, учебно-познавательного интереса к произведению, поиску и выделению необходимой информации. Способствовало формированию логических действий. В ходе вступительной беседы ребята показали свои знания жанров литературных произведений.
Дополнительный материал о писателе
Прослушивание дополнительной информации об А. С. Пушкине. Поиск ответов на поставленные вопросы.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой и отвечать на поставленный вопрос. Умеют искать и выделять необходимую информацию; производить логические действия, такие как анализ и сравнение. Формирование умения объяснять свой выбор ответа, логически строить высказывания и аргументировать ответ.
На данном этапе велась индивидуальная подготовка учащейся к выступлению перед классом. Родители ребенка и сам ребенок выразили желание подготовиться к выступлению. Презентация готовилась ученицей совместно с учителем и корректировалась родителями. У ребенка наблюдается стертая форма дизартрии, девочка перед этим провела неделю на обследовании в больнице. Дополнительное задание позволило ребенку почувствовать себя частью детского коллектива.
Подключение класса к ответу на вопрос дало возможность плавно перейти к постановке учебной задачи и мотивации учащихся.
V. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мотивация учебной деятельности детей. Объявление темы научного исследования.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Умеют использовать полученные знания в новой ситуации. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Проявляют познавательный интерес к предмету
На данном этапе урока с детьми была построена научно-исследовательская работа. Целью данной работы стало формирование эвристического подхода к решению проблемы.
Гипотезой исследования стали слова детского писателя С. Я. Маршака, произведения которого дети хорошо знают и любят. Благодаря выбранной форме работы у ребят появилась возможность почувствовать преемственность и единство писателей разных эпох. Это позволило и самим детям стать преемниками великого наследия писателей.
VI. Первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации
VII. Творческое применение знаний в новой ситуации
Закрепление, повторение пройденного. Применение полученных знаний на практике.
Формирование познавательного интереса к учебному материалу, поиск и выделение необходимой информации, умение аргументировано отвечать на поставленные учителем вопросы
Оба этапа урока: первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации и творческое применение знаний в новой ситуации, гармонично сплелись. При сравнении авторской и народной сказки дети учились самостоятельно выделять существенные жанровые черты произведений, анализировать, сравнивать и делать собственные умозаключения. Новой для ребят была ситуация научно-исследовательской работы, но мягкий переход от одного этапа урока к другому позволил детям почувствовать себя полноценными исследователями.
В начальной школе работа над жанровыми особенностями произведений, как правило, дается нелегко. Подобный выбор форм работы с детьми позволил ребятам в непринужденной обстановке каждому показать свою компетентность.
Динамическая пауза
Здоровьесберегающий компонент урока. Восстановление работоспособности детей.
Применение знаний в новой обстановке. Нетрадиционный подход к изучаемому произведению.
Для динамической паузы был выбран отрывок из сказки, чтобы дать возможность ребятам не только отдохнуть, но и почувствовать себя в некоторой степени актерами, играющими сказку.
И. Я. Билибин- русский художник- иллюстратор
Познакомить учащихся с творчеством И. Я. Билибина, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную задачу. Адекватно воспринимают информацию.
Желание подготовить дополнительный материал выразил сам ребенок. Была проведена работа по корректировке презентации, принесенной ученицей и адаптацией текста для пересказа. На данном этапе была проведена индивидуальная работа с сильным ребенком, что имело целью заинтересовать и дать возможность поделиться собственными знаниями со всем классом.
Грамотно подобранный и адаптированный текст, а также связный рассказ позволили провести патриотическую беседу с детьми.
На данном этапе можно проследить связь с воспитательной деятельностью, уроками окружающего мира и изобразительного искусства.
VIII.
Итог урока
Рефлексия
Подведение итогов урока. Самооценка деятельности.
Осуществление самоанализа учебной деятельности. Самооценка.
Подведение итогов урока выразилось к короткой беседе с учащимися на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим русским писателем, художником и просто человеком?» Данная форма работы позволила ребятам почувствовать единство друг с другом, чувство гордости за родную страну и соотечественников.
Считаю, что чувство патриотизма необходимо воспитывать у детей, поэтому данная форма работы является наиболее приемлемой.
Рефлексия проявилась в разукрашивании смайликов в цвета собственного настроения.
VII
.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: «Чему учат сказки Пушкина»
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Написание мини-сочинения, по моему мнению, является логическим завершением научно-исследовательской работы детей. Это позволит им почувствовать себя писателями и проявить свои способности.
Вывод:
На всех этапах урока использовала смену деятельности, проявившуюся в компьютерной презентации, работе с доской и тетрадями. Это позволило охватить всех учащихся, осуществить индивидуальный подход с учетом психологических особенностей детей и прививать интерес к предмету.
В ходе подготовки к уроку была проведена индивидуальная работа с двумя учащимися, подготовившими выступление по теме. Это дало возможность самим ребятам проявить свои ораторские способности и стимулировало весь класс последовать их примеру.
В течение урока все ответы контролировались с учетом их правильности, полноты, допущенные ошибки исправлялись. Воспитывала культуру слушания и слышания ответов одноклассников. Обращала внимание на умение анализировать и делать выводы. Свой урок старалась построить так, чтобы как можно больше выводов делали сами дети, формулировали свои мысли логично.
На протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении.
На данном уроке использованы следующие методы:
- Частично — поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на изученное правило.
- Коучинг – наставничество (при подготовке дополнительных презентаций);
- Метод рефлексии
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Для получения обратной связи использовалось словесное общение с учащимися, визуальный контакт.
Благодаря использованию системно – деятельностного подхода, учащиеся показали хорошую степень активности и работоспособности практически на всех этапах урока. Интерес к содержанию урока был ярко выражен. Учащиеся на уроке были активны, внимательны. Каждому ребёнку на уроке было комфортно, подтверждением была проведённая рефлексия.
В течение всего урока знания не давались в готовом виде, ребята получали их самостоятельно, путем исследовательской работы. На уроке формировались коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Считаю, что возможности учебного кабинета, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах стимулировали познавательные интересы детей.
За урок удалось сделать все запланированное, благодаря слаженной работе детей и точным ответам. По этому фактору можно судить о качестве усвоенных детьми знаний. Практически все дети работали в меру своих сил и способностей.
Считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. На протяжении всего урока удалось удерживать внимание учащихся. Целью данного урока было дать сравнительную характеристику авторской и народной сказки и доказать, что сказки Пушкина перекликаются с народными сказками. Эта цель преследовалась на протяжении всего урока, все учащиеся были вовлечены в научно-исследовательскую работу и проявляли живой интерес.
Психологическая атмосфера урока была комфортной и для учащихся и для учителя.
Конспект урока литературного чтения 3 класс
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Место урока в разделе: вводное занятие
Тип и вид урока: урок открытия нового знания; беседа
Цель урока: расширение читательского кругозора учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.
Задачи урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», углубить знания о творчестве поэта, научить различать литературную и народную сказку;
2. Развивающая: развивать навык выразительного чтения текста;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, любви к книге, способности сопереживать.
Планируемые результаты:
Предметные:
— Ученик узнает содержание произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
— Ученик научится различать литературную и народную сказку
— Ученик получит возможность совершенствовать навык ведения диалога по произведению
Личностные:
— Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
— Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
Метапредметные
— Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в тексте; перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
-Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
-Познавательные УУД: формирование навыков работы с книгой, читательской компетенции; развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Основные понятия: сказка, литературная, народная, автор.
Форма урока: традиционная форма
Технология: проблемного обучения
Методы: рассказ, беседа, объяснение
Приемы: создание проблемной ситуации
Оборудование: учебник, тетради, наглядный материал, раздаточный материал.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Время: 1 минута | — Здравствуйте, давайте проверим готовность, у вас на парте должен лежать учебник по литературному чтению, тетрадь, дневник и пенал. Садитесь. — Вы готовы сегодня хорошо поработать, хоть у нас и сокращенный урок? — Тогда сядем ровно и начнем наш урок. | Приветствие учителя, проверка готовности. — Да | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Время: 5 минут | — У меня для вас есть небольшое задание. Чтобы узнать, о ком мы сегодня поговорим, я предлагаю вам ответить вам на некоторые вопросы и заполнить клеточки в листке, который лежит у вас на парте. Давайте приступим. Итак, первый вопрос: 1. Как звали друга Винни-Пуха? С какой буквы начинается его имя? Записываем в первую клеточку букву «П». 2. Как называется дом пчел? На какую букву начинается это слово? Запишем во вторую клеточку букву «У» 3. Как называется головной убор, который мы надеваем в холодную погоду? На какую букву начинается это слово? Запишем в третью клеточку букву «Ш» 4. Отгадай загадку: Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка. Назовите последнюю букву в слове. Запишите эту букву в четвертую клеточку 5. Чем шьют портные? С какой буквы начинается слово? Запишем букву И в пятую клетку 6. Еще одна загадка: На носу с огромным рогом Ходит путник по дорогам. И беднягу из-за рога Называют… На какую букву начинается это слово? Запишем в шестую клеточку букву «Н» — Прочтите слово, которое получилось. Да, сегодня мы будем читать замечательного поэта сказочника Александра Сергеевича Пушкина | Слушают объяснение задания, готовятся к выполнению — Пяточок -«П» Записывают букву — Улей — «У» Записывают букву — Шапка — «Ш» Записывают букву — Снеговик — «К» Записывают букву — Иголка — «И» Записывают букву — Носорогом — «Н» Записывают букву Пушкин | Раздать карточки Вывешивается портрет Пушкина |
Выявление места и причины затруднения Время: 1 минута | — Знаете ли вы, чем отличается литературная сказка от народной? | — Нет | |
Построение проекта выхода из затруднения Время: 1 минута | — Что нам нужно для этого узнать? Давайте попробуем с вами сравнить сказку Пушкина и народную сказку | — Какие есть особенности у литературной сказки и народной | |
Реализация построенного проекта Время: 5 минут | — На столе у вас лежит пример народной сказки, теперь откроем учебник на странице 12, здесь вы видите пример литературной сказки. Рассмотрите их, чем они отличаются? — Обратимся к учебнику, кто автор этой сказки? А в народной сказке кто автор? У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ. Это первое отличие. — Как раньше передавались сказки? Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме. Литературная сказка же существует в письменной форме. Это второе отличие. -А все ли передавали сказку одинаково? Верно, текст ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. Это третье отличие. — Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она появилась? А литературной? Это еще одно отличие. — Так как народная сказка существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит? Это следующее отличие. Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи. | Открывают учебник на 12 странице, рассматривают сказки, сравнивают. — Пушкин — Не написано, народ. — Литературная была написана писателем, а народную рассказывали устно — Нет — Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение. — Народная сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами | Раздать пример народной сказки |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Время: 5 минут | Таким образом, мы выявили следующие отличия: Народная сказка Нет автора. Автор — народ Устная форма Изменяемый текст Нет даты Небольшая по объему Литературная сказка Есть автор Письменная форма Неизменяемый текст Есть дата Больший объём (Таблички на доске) Физминутка «Буратино» Буратино — потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. Откройте тетради, записываем по серединке сегодняшнее число – седьмое марта, классная работа, давайте запишем: Народная сказка — Нет автора. Автор – народ, Устная форма, Изменяемый текст, Нет даты, Небольшая по объему Литературная сказка — Есть автор, Письменная форма, Неизменяемый текст, Есть дата, Больший объём. | Рассматривают таблички Записывают число, классная работа и признаки сказок. | Повесить таблички на доску |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Время: 1 минута | Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | Слушают учителя | Вывешиваются иллюстрации к сказке |
Включение в систему знаний и повторение Время: 19 минут | — Как вы думаете, почему такое длинное название сказки? — О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку? — Я начну читать сказку, дальше вы продолжите. Следим за мной в учебнике (Чтение учителя.) Попросить прочитать учеников — Ребята, чье чтение из одноклассников вам больше всего понравилось? — А почему? | — Автор хотел назвать всех персонажей — О царе Салтане, его сыне Гвидоне Салтановиче и царевне Лебеди. Можно ответить Слушают чтение учителя, следят. Слушают, как читает одноклассник, следят Выбирают — Оно было более выразительным, без ошибок | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Время: 2 минуты | Что мы сегодня узнали с вами? Давайте их еще раз повторим Какие у вас остались впечатления? Было ли вам интересно? Спасибо за активную работу. | — Отличия литературной сказки от народной. 1 ученик читает отличия — Делятся впечатлениями |