Урок 8 класс сочинение описание памятника архитектуры

Фио учителя: райш ольга александровнасело, школа: с. топчиха, мбоу топчихинская сош 2предмет: русский язык, развитие речикласс: 8тема урока: подготовка к

ФИО учителя: Райш Ольга Александровна

Село, школа: С. Топчиха, МБОУ Топчихинская СОШ №2

Предмет: русский язык, развитие речи

Класс: 8

Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию памятника архитектуры родного села.

Место урока в теме: обобщение, подготовка к написанию сочинения

Учебники: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков «Русский язык 8 класс» изд. «Просвещение» М. 2012

Цели урока. 

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания памятника архитектуры.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи архитектурных терминов

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к культурным ценностям родного села.

Формирование УУД:

Личностные:

— формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

— сравнивать различные виды работ;

— анализировать результаты своей работы;

— изменять, творчески переделывать;

— поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

— анализировать собственную работу;

— находить ошибки, устанавливать их причину;

— оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

— сравнивать и анализировать разные виды текста;

— создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

-технология развивающего обучения;

— личностно-ориентированного обучения.

Тип урока.

Интегрированный / урок развития речи/. 

Эпиграф:

“Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников”. Аполлон Григорьев

Ход урока

Определение темы, целей.

А)Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку:

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

«Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

Преданий и памятников».

-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

-Почему автор боялся жить в таком городе? А у нас в селе есть памятники?

Б)-Определите, пожалуйста, тему урока.

-Откройте тетрадь и запишите число, тему.

В)-Зная тему, поставим цели урока.

-А помогут вам в этом речевые конструкции: (записаны на доске)

1)Приготовиться (к чему?)

2)Собрать (что?)

3)Развить (что?)

4) Обогатить (что?)

5)Анализировать (что?)

(Совместная формулировка целей урока)

– Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?

Памятка 1

1. ПАМЯТНИК | Толковый словарь Ожегова

, -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-

чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-

кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняе-

мый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).

Беседа по вопросам: 1мин

1.Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).2. Что можно описывать?( природу, человека, действия, картину, помещение и др.)3. Что мы с вами уже описывали? (местность, действия, картину) Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? )

— Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкретизируем план.

Описание памятника архитектуры родного села. 1мин

-На какие вопросы отвечать во вступлении? В основной части? В заключении? Дети читают план сочинения

Памятка 2

Вступление.

По какому поводу был воздвигнут памятник? 

Краткие сведения об истории создания.

Основная часть.

– Каков общий вид памятника?– Как памятник вписывается в пространство местности? Где он расположен? 

– Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?– Каковы особенности скульптурного изображения?

Заключение.

-Что в нем особенного?

-Чем привлекает?

— Какие впечатления произвёл на вас памятник?

-Нравится ли вам этот памятник? 

— О чем заставил задуматься?

Словарная работа.

Видео-диктант. (Презентация «Архитектурные термины»)

Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий; Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;Монумент – большой памятник;Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;Пьедестал – подножие статуи;Ландшафт – общий вид местности;Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.Искусство –1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.  Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок.

Угадай-ка.

1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела. (искусство) 1вариант-глагольное словосочетание и выполнить разбор

умелый, хорошо знающий свое дело.  (искусный)2вариант-именное словосочетание и выполнить разбор

Конструирование предложений.

Устно составить предложения, используя данные слова: Искусство+ПГС

Искусный+СГС

Тест.

Задание: найдите слово, в котором пишется одна н

Белокаме…ыйОкруж…ыйИзображе…ыйНаклоне…ы Лексическая работа.

Подберите синонимы к словам и запишите синонимические ряды:

1ряд -Скульптор — …(ваятель, зодчий, художник, автор, архитектор)

2 ряд -Возводить –… строить, сооружать.

3 ряд -Замысловатый –… сложный, затейливый, оригинальный.

Работа со словосочетаниями. (Они записаны на доске)

-Прочитайте. Запишите их по вариантам:

1вариант- словосочетания, где способ связи –управление

2вариант-словосочетания, где способ связи — согласование

Русская архитектура, возводить храм, автор скульптуры, замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, хранят тайны, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, сделать искусно, почувствовать атмосферу.

Какое словосочетание никто не выписал? Почему?

(сделать искусно- примыкание)

-Памятник — это символ гордости, славы.

Синтаксическая минутка.

Во всех уголках нашей страны есть свои памятники, языком искусства рассказывающие о подвигах на полях сражений и в мирном труде.(5)

-Кто бережёт памятники, тот бережёт память.

Вопрос: Являются ли слова памятник и память однокоренными?

(Да, эти слова являются однокоренными. Каждый памятник, кому бы он не был посвящён, своего рода узелок на память в бесконечной нити нашей общей истории и культуры.)

Слайд №1,№2,№3 Памятник В.И.Ленину

заочная экскурсия:

Памятка3.

Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.

-Как звали Ленина?

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя (ударение) связана с постаментом, а весь памятник– с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.

Устное описание памятника архитектуры родного села. Опирайтесь в его описании на следующие вопросы, используйте архитектурные термины:( Можно сократить вопросы)

Где он расположен? Когда он был создан? Предположите.Что в нем особенного?.Какие впечатления он производит на смотрящего?Слайд №4,№5,№6 Водонапорная башня

История возникновения памятника архитектуры (сообщение учащегося Снегирёва Алексея)

Памятка 4.

Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А) Она находится около железнодорожного вокзала и

сохранена почти в первозданном виде.

Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

В) В 1914 году это сооружение служило для подачи воды паровозам.

Г) А сегодня башня великолепно вписывается в комплекс железнодорожной станции Топчиха.

Д) Одной из достопримечательностей нашего села является водонапорная башня. Ответ: б), д), а), в), г).

Физку…

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Сочинение на тему «Описание памятника» может без проблем написать любой школьник, ведь в городах и сёлах нашей необъятной родины существует огромное число самых разнообразных символических сооружений. Одними отмечены места боевой славы, другие поставлены в честь политиков, ученых, писателей и поэтов, религиозных деятелей. Третьи ссылаются на культурные объекты, когда-то расположенные поблизости. В городах часто можно увидеть скульптуры и стелы, мемориальные доски и выгравированные надписи, каждая из которых подчеркивает значимость какого-либо человека, события или объекта в прошлом. Обсудим, как правильно выполнить творческую работу на заданную тему.

Как писать основную часть?

Основная часть — это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки. При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым. От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.

Немного об истории

Как и многие другие памятники архитектуры Москвы, храм появился благодаря приказу Ивана Грозного в честь взятия Казани и Астрахани. Люди с разных уголков земного шара приезжают в Москву, чтобы посмотреть на это чудо архитектуры.

Как и многие другие известные памятники архитектуры, собор Василия Блаженного был создан из красного кирпича. В те времена этот материал был весьма дорогим удовольствием, что подтверждает значимость храма. Утонченность и воздушность придают ему резные купола, которые сделаны разными цветами. Если внимательно приглядеться к храму Василия Блаженного, можно увидеть, что его купола не похожи между собой.

Для того чтобы мы могли сегодня любоваться красотой фресок, сделанных по сырой штукатурке, мастера трудились на протяжении многих лет.

Люди выстраиваются в очередь, чтобы попасть внутрь уникального сооружения, изнутри насладиться этой красотой.

Великое русское наследие

Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков. Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы.

Но в первую очередь стоит отметить такие величественные сооружения как храмы, соборы, кремли и другие постройки, что дышат русским духом, наполняют нашу культуру и объединяют в себе ее особености.

Одно из таких творений — Храм Василия Блаженого. Этот удивительный архитектурный ансамбль был создан еще в XVI веке при царе Иване Грозном, который повелел воздвигнуть собор в честь взятия города Казани.

Место для его постройки выбрали не простое: храм стоит в самом сердце русской столицы — на Красной площади. По преданию, увидев готовый храм небывалой красоты, Иван Грозный приказал выколоть глаза зодчему, создававшему его, чтобы тот не смог больше построить столь красивый собор где-то еще.

Сочинение «Описание памятника культуры»

Описания памятника культуры “Церковь Покрова на Нерли”

Церковь Покрова на Нерли — восхитительная памятка культуры. Несколько лет назад я путешествовала по во Владимирской области России, поэтому мне удалось увидеть этот храм не только на картинке. Церковь эта очень светлая, атмосферная, чарующая.

Памятник культуры находится в полутора километрах от Боголюбова Владимирской области. Ученые полагают, что храм был построен в далеком 1166 году. Выполнен он из белого камня. Сам храм крестово-купольного типа. Стены памятника культуры украшены резными рельефами, что делает его еще более интересным и необычным.

Мне очень понравилась Церковь Покрова на Нерли. Удивительно, что храм расположен рядом с рекой. После молебна можно выйти к воде, полностью освободив свои мысли от будничных проблем. Храм очень гармоничный и изысканный. Не зря это произведение архитектурного искусства называют самым красивым храмом России.

Описание памятника А. С. Пушкину в Москве

Памятник А. С. Пушкину в Москве — это первый памятник поэту в России. Он был создан на средства, собранные народом. Автор памятника — А. М. Опекушин. За три года он создал шесть проектов. В тысяча восемьсот семьдесят пятом году одну из скульптур приняли, Опекушин вылепил её в масштабе.

Открытие памятника состоялось шестого июня тысяча восемьсот восьмидесятого года и прошло как большое народное торжество. Памятник понравился всем. И это неудивительно, ведь скульптор создал понятный, доступный и близкий всем образ Пушкина. Поэт, склонив голову, в задумчивости как бы идёт по городу. Опекушин показывает нам непередаваемое словами величавое течение мысли Пушкина. Ему удалось запечатлеть состояние творческой вдохновенности поэта.

Лицо Пушкина, спокойное и приветливое, обращено к людскому потоку (памятник расположен в центре площади на Тверском бульваре). Огромная бронзовая статуя поэта не поражает зрителя своими размерами, хотя она действительно велика, раза в два выше человека. Наоборот, памятник кажется естественным, живым. Весь облик скульптуры выражает вдохновение, энергию, увлечённость — всё, что мы находим в творчестве самого Пушкина.

Важное значение имеет и постамент, выполненный из гранита. Его классическая простота не отвлекает от фигуры поэта. На фасаде постамента, на передней его части, — гусиное перо. Венок из лавра — в благодарность поэту за труд. Рядом высечено одно слово: «Пушкин». На боковых сторонах — строки из знаменитого стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Этот памятник любят и москвичи, и гости города. Спешат к нему те, кто испытывает душевную потребность общаться с поэтом, кто с благодарностью принимает завещанное им наследство.

Пример 1

(548 слов) О важности памятников культуры в наше время говорят многие ценители искусства, однако нельзя не заметить, как много усадеб, памятников, дворцов пребывают в запустении и разрушении. К сожалению, далеко не все люди понимают, почему важно сохранять историческое наследие, хотя ответ на этот вопрос лежит на поверхности: именно шедевры архитектуры, скульптуры, живописи и других видов творчества являются главным атташе любой страны на международном поле. По достижениям художников слова, мрамора, красок мы можем оценить потенциал народа и узнать его менталитет. Наконец, сфера туризма развивается за счет памятников древности и привлекает в страну инвестиции. Все эти основания для охраны памятников не раз описывали передовые мыслители и литераторы своего времени.

Например, в повести «Чучело» В. Железников рассказывает про создание галереи, посвященной творчеству одного художника — крепостного крестьянина, который смог научиться рисовать и создать прекрасные полотна. Его праправнук решил собрать воедино всю коллекцию этих шедевров в своем доме. Ради этого ветеран войны тратил всю свою солидную пенсию на покупку и поиск оставшихся картин. Ребята в его родном городе не понимали значения того, что он делает, поэтому дразнили старика «заплаточником». У него просто не оставалось денег, чтобы обновить гардероб. Этой аскетической жизнью он довольствовался не один год, добиваясь цели. А когда внучка спросила его, зачем он все это делает, он ответил: «Однажды во время войны я лежал в госпитале, и мне приснился сон, будто я мальчиком стою среди этих картин, а по ним солнечные зайчики бегают». Воспоминания об искусстве не только помогали герою пережить испытания, но и вдохновляли его на такие же подвиги, которые совершили его предки: «Иногда мне даже кажется, что не мой прапрадед написал все эти картины, а я… ». В финале Николай Николаевич понял, что картинная галерея в его доме должна стать достоянием общественности. Он подарил городу первый в его истории музей, где люди могли насладиться культурой родного края и почувствовать воодушевление коллекционера. Учителя и дети, узнавшие эту новость, очень обрадовались. Этот пример доказывает, что сохранение памятников культуры способствует обогащению и процветанию регионов России, ведь в будущем картинная галерея будет привлекать туристов со всей страны, а в настоящем жители города получили повод гордиться малой Родиной и возможность развить эстетический вкус к живописи.

Памятники культуры могут быть не только архитектурными, но и литературными. Их тоже важно сохранять, ведь они представляют страну на международном уровне и являются показателями духовной жизни народа. Например, в повести А.С. Тургенева «Ася» главного героя не интересовали архитектурные богатства Германии, зато его переполняли чувства, рожденные поэмой Гете «Фауст»: «Грудь поневоле всё глубже и глубже дышала, и слово: «Гретхен» — не то восклицание, не то вопрос — так и просилось на уста». Н.Н. бродил по городским улицам и вспоминал знаменитое на весь мир творение немецкого автора. Оно создало ту неповторимую атмосферу, ради которой туда съезжались сотни русских туристов. Иоганн Вольфганг фон Гёте смог влюбить в свою Родину многих иностранцев, которые своим приездом финансировали развитие провинции. Н.Н. встретился с Асей на коммерше — всенародном празднике, масштаб которого говорит о преуспеянии местных обывателей и солидности городского бюджета. Очевидно, что сохранение культурного наследия важно не только с моральной точки зрения, но и с финансовой. Оно помогает развить туризм.

Таким образом, памятники культуры важно оберегать и сохранять, потому что они необходимы для разностороннего развития страны и ее граждан. Всеобщий доступ к искусству повышает уровень образованности и эрудированности населения, способствует формированию эстетического вкуса. Кроме того, памятники представляют наше государство среди других и привлекают туристов, которые пополняют российский бюджет.

Этапы строительства храма

Продолжим описание памятника архитектуры. Сочинение о храме Василия Блаженного должно содержать информацию об основных этапах возведения храма. К концу шестнадцатого века появились новые фигурные соборные купола, поскольку первые были уничтожены во время сильного пожара. Во второй половине семнадцатого века во внешний облик здания были внесены серьезные изменения. Вместо деревянных навесов над галереями церквей, что постоянно сгорали во время пожаров, появилась кровля, поддерживаемая кирпичными арочными столбами.

Над крыльцом перед главным входом в храм надстроили церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, что ведут на верхний соборный ярус, построили шатровые крыльца, которые сооружены на «ползучих» арках. Именно тогда на сводах и стенах появилась полихромная орнаментальная роспись.

Ее наносили на опорные колонны, на стены галерей, что располагаются снаружи. На фасадах церквей есть роспись, имитирующая кирпичную кладку.

Чуть позже по верхнему карнизу собора создали изразцовую надпись, опоясывающую весь храм. Большие желтые буквы, расположенные на темном синем поле изразцов, рассказывали об истории создания, об обновлении храма во второй половине XVII века. Спустя столетие надписи были безвозвратно уничтожены при проведении ремонтных работ.

В XIX веке в храме появились «сюжетное» масляное письмо, которое изображало лики святых, фрагменты их жизни. Во время войны 1812 года солдаты французской армии, которые заняли Москву, держали около храма лошадей. Наполеон Бонапарт, который был поражен удивительной красотой собора, задумал его перевозку в Париж. Когда он понял, что это невозможно, был отдан приказ о взрыве собора. К счастью, французские войска не смогли осуществить планы своего лидера, они только разграбили собор. После завершения войны территория вокруг храма была благоустроена, окружена решетчатым чугунным забором, придуманным зодчим Осипом Бове.

В конце девятнадцатого века появился масштабный проект по реставрации этого уникального культурного и исторического памятника.

Урок русского языка в 8 КЛАССЕ

ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА

    
Учитель

Городничева Л.М.

                Тема:
Р/речи. Описание памятника.

              Тип урока:
урок открытия новых знаний.

                 Цель:
Научить описывать памятники, скульптурные сооружения.

             Планируемые
результаты
:

           ПРЕДМЕТНЫЕ: развивать умение  логически
выстраивать текст, выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

            Метапредметные:

           
Овладевать приёмами описания памятников
архитектуры. Определять  степень успешности работы. Формировать устойчивую
моттивацию к обучению.

         
Личностные:
формирование  уважительного
отношения к русскому языку, гордость за него.

                Образовательные
технологии
: технология творчества, информационные технологии, групповые.

I. Слово
учителя:

— Скажите, за какие заслуги
ставятся памятники людям?

Учащиеся: (Ответы
произвольные).

Учитель: На одной из
шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и
машин, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура поэта. Она хорошо
знакома не только москвичам, но и гостям столицы. Здесь всегда живые цветы. Это
первый памятник Александру Сергеевичу Пушкину (на интерактивной доске). Он не
только первый, но и народный памятник.

— Достоин ли А.С.Пушкин такого
признания?

Ученики: Да. Он велик.

Современники назвали его
«солнцем русской поэзии», а 19 век, в котором творил поэт, получил название
«золотого века русской поэзии».

Учитель: Идея создания
памятника А.С.Пушкину давно уже зрела в передовых кругах русского общества.

                На доске:            Тебя
ж, как первую любовь,

                                               России
сердце не забудет!..

Эти строки посвятил в 1937
году Ф.И.Тютчев (На доске) памяти погибшего поэта. А в 1843 году В.Г.Белинский
(на доске) писал, что «придет время, когда потомство воздвигнет ему вековечный
памятник».

Памятник

II.
Очень интересна история создания памятника (Работа в группах, представляют
проекты).

1.      
Как собирались деньги (I группа).

2.      
Конкурс скульптур (II группа). Слайд на доске

Фотографии-проекты памятника
Пушкину стр.14-18 (слайды)

(Проект, разработанный план
какого-нибудь сооружения, устройства.)

Скульптор Опекушин (III группа).

3.      
Открытие памятника (IV группа)

«Чему учат в Академиях
художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс»
какой-то крестьянин Опекушин» (Из газет)

Посмертная маска (Слайд).
Современники отмечали удивительное сходство с подлинником.

Портрет Кипренского (Слайд).
Пушкин любил портрет Кипренского:

                                               Себя
как в зеркале я вижу,

                                               Но
это зеркало мне льстит

                                                                                              А.С.Пушкин

На обложке скульптура и
портрет. Он написал поэтическую благодарность.

III.
СКУЛЬПТУРА (Слайд)

Учитель: Памятник – это
трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его надо рассматривать с
разных точек зрения: спереди, с боков, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего
обзора скульптура обычно помещается на пьедестал.

                Лексическая
работа  
Слайд (памятник, монумент, скульптура, статуя, постамент,
пьедестал, скульптор, ваятель.)

                Работа со
словами

                Памятник
– значение (д/р) истинно русское слово.

— Дайте синоним пьедестал – постамент

Рассматривая
памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с
постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, с окружающим
ландшафтом.

                Памятники
обычно превышают натуральную величину и стоят под открытым небом, поэтому очень
важен выбор материала (мрамор, гранит, бронза).

                Над
созданием памятника работает творческий коллектив. Создатель памятника, его
автор – скульптор (ваятель) Над пьедесталом работает архитектор. Декоратор
заботиться об окружении (фонари, ограда, тумбы, цепи и т.д.).

— Как описывается памятник?
Как любое описание: общее впечатление, затем детали (Слайд Композиция описания
памятника)

1. Общее впечатление.
Памятник представляет собой бронзовую фигуру поэта, стоящую на высоком
гранитном постаменте. Поражает строгость и величавая простота, непринужденность
и спокойствие позы! Это главные достоинства скульптуры, кстати, отмеченные и
жюри.

2. А теперь детали
памятника. Поэт изображен в естественной позе во время неторопливой прогулки по
Москве.

   1) Голова (Слайд –
фрагмент памятника)

   2) Лицо спокойное,
вдохновенное, чуть склоненная голова.

   3) На плечах
широкий плащ с пелериной, складки которого ниспадают вниз.

   4) Правая рука
заложена за борт сюртука.

   5) Левая, опущенная,
держит шляпу.

   6) Поза поэта
изображен погруженным в творческие планы, как бы обдумывающий замысел нового
произведения, прогуливающийся по городским улицам:

                                               Брожу
ли я вдоль улиц шумных,

                                               Вхожу
ль во многолюдный храм,

                                               Сижу
ль меж юношей безумных,

                                               Я
предаюсь моим мечтам.

Он как бы остановился на
мгновение в раздумье, чтобы сосредоточиться, подобрать нужную рифму. Взор
внимательный, умный. Поэт смотрит в землю, словно ушел в себя, прислушивается к
певучему ритму поэтических строк.

Опекушину удалось одушевить
металл и верно уловить характерные черты Пушкина. Перед нами будто живой поэт.
Он идет к нам. Едва уловимое движение передано в слегка выдвинутой вперед, за
край пьедестала, левой ноге. Именно состояние творящего поэта отразин Опекушин.

3.Пьедестал (постамент)
необходим для того, чтобы памятник был хорошо виден. «Над Москвой, но для всей
России», — как сказал один из современников Пушкина. Он выполнен из
темно-серого и темно-красного гранита. На одно из граней (боковых сторонах)
пьедестала рельефные строки из стихотворения Пушкина. Слайд: «И долго буду тем
любезен…»

4. Окружение памятника.
Ландшафт.

Завершенность сооружению
придают цепи в виде лавровых венков между бронзовыми тумбами и высокие чугунные
светильники, стилизованные под старину. Ступени из красного гранита ведут к
памятнику. Памятник удачно вписывается в окружающий ландшафт. Он привлекает к
себе. Проходя мимо, обязательно сдержишь шаг и посмотришь на строгую фигуру на
гранитном постаменте.

Составление плана

План описания
памятника

I.       
Вступление. История памятника. (Где и когда был установлен) 6 июня 1880
г.

II.     
Основная часть. Описание особенностей памятника.

1.     
Бронзовая фигура (общее впечатление, детали)

2.     
Постамент

3.     
Замысел автора (изобразил идущим)

4.     
Окружение памятника

III.    Чем
памятник ценен для нас, сегодняшних. Ценность памятника

Слайд                 Предупреждение
речевых и грамматических ошибок

1.     
Более ста тридцать лет назад Москва открывала первый памятник (И.п.)
Пушкину (Д.п.).

Но я
подошел к памятнику (Д.п.) Пушкина.

2.     
«Его стихи (оказали) произвели на меня неизгладимое впечатление».

Итог урока. Рефлексия
деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык.

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме » Словари русского языка». В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи.

Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: «Описание памятника культуры». Конспект урока представлен в моём портфолио.

культура речи и языковая норма.

Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова «Русский язык «. В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин.

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой.

Источник

Подписи к слайдам:

Описание памятника культуры. Це́рковь Покрова́ на Нерли́

Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храмом России»

Церковь занесена во всемирную организацию по охране памятников, имеющих культурно-историческое значение ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, самым лирическим шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.

С.В. Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»

Герасимов изобразил храм летом, окруженный зеленью листвы, синевой воды и лазурным небом. Церковь стоит вдалеке, но видна каждая ее деталь: и белокаменная резьба, и рельефы на фасаде. Удивительно точно воспроизведены Герасимовым пропорции храма, заданные ему русскими зодчими. Если Дмитриевский собор в городе Владимире нередко сравнивают с чудо-богатырем, то храм Покрова на реке Нерли сравним с белоснежной лебедушкой, одиноко плывущей по реке. Купол церкви на картине даже как-то подался вперед, как будто лебедь, вытянув шею, пытается заглянуть за горизонт. Казалось бы, ничего особенного в этой церкви. Старая постройка, каких немало на Руси. Есть и выше, и краше, богаче украшенные. Но что-то неуловимо родное и трогательное видится в этой старинной церкви. Может быть, само место такое – « намоленное ». Может быть, зодчие смогли не просто построить церковь, а вдохнуть в нее жизнь, душу. Не одно поколение пыталось открыть секрет этого скромного обаяния. А тайны-то и нет: каждый видит в соборе частичку своей родины, большой и малой. Такой же скромной, но величественной.

С.А. Баулин. «Храм Покрова на Нерли»

Удивительный храм в самом сердце России

На Красной площади невоможно не заметить это удивительное здание, необычное, яркое, но в то же время гармоничное и прекрасное.

Собор гармонично сочетается с красной кирпичной стеной Кремля. Таков он снаружи. А что же внутри?

Внутреннее убранство храма восхищает: редкие и старинные иконы, затейливая роспись, растительные орнаменты, живописные и реалистичные фрески на сводах, причудливая резьба на иконостасе, мягкое натуральное освещение, которое словно нисходит с небес.

В нижней галерее множество арок и переходов. Все они расписаны в едином с основным собором стиле. Сейчас здесь располагается известный во всем мире музей, куда съезжаются туристы и путешественники, желающие взглянуть на удивительной красоты образец мировой архитектуры.

Собор Василия Блаженного обязательно нужно посетить. Это не только один из величайших храмов православной веры, но и весомая часть культурного наследия России. Такие места пропитаны духом истории, мощью русского народа. Они говорят о великолепии и уникальности нашей культуры. Не зря Троицкий Собор давно уже стал одним из символов великой России и достоянием русского народа.

Мы предложили один из вариантов сочинения-описания памятника архитектуры. Собор Василия Блаженного привлекает вниимание школьников ярким декором, они охотно пишут о нем на экзаменах.

По предложенной схеме можно выстроить сочинение-описание памятника архитектуры в 8 классе о любом историческом здании, архитектурной постройке, уникальном сооружении. Правильно составленный план значительно упрощает работу, помогает вычленить основные идеи и обрисовать проблемы.

Источник

Пишем сочинение-описание помещения

Светлана Берестовицкая » Читательский дневник » Пишем сочинение-описание помещения

Пишем сочинение-описание помещения

Темы 1. Моя комната. 2. Комната моей мечты. 3. Описание интерьера на картине.
Возврат к списку

Страницы: 1 След.

0

Новикова Екатерина

11.02.2020

Моя комната

У всех у нас есть то место, в котором ты чувствуешь себя уютно. Тот уголок, где, казалось бы, ты мог находиться целую вечность. Там, где ты чувствуешь себя в безопасности. У меня таким уголком в доме является моя комната. В нашей квартире, где я живу со своей семьей, у меня есть собственная комната, которую я делю со своей сестрой. Наша комната большая и светлая. В ней есть все то, что мне нужно. По жизни я творческий человек, поэтому в моей комнате стоит огромных размеров стол. За ним я могу и уроки сделать, и что-то смастерить. Он белого цвета. Вообще в моей комнате преобладают белые и светло-бежевые цвета в сочетании с нежно-бирюзовым. Над столом папа приделал две полочки, которые забиты разными материалами. От мелкого бисера до больших баночек с клеем. В углу комнаты у меня стоит двухэтажная кровать. Над ней висят три картины с изображениями различных цветов. Обои в моей комнате в сиреневых тонах. На полу лежит мягкий бежевый ковер, в котором можно практически утонуть. Иногда я лежу на нем и вспоминаю самые приятные воспоминания за прошедший день. Лежишь и не замечаешь, как быстро проходит час за часом. Мебели у меня очень много. Это: шкаф, тумба, тумбочка, огромный книжный шкаф, в котором я храню любимые книги. Я очень люблю читать, поэтому весь книжный шкаф забит доверху. В нем есть и классика и фентази. Наверное, самые популярные книги, которых у меня больше всего, это сборники А. С. Пушкина. Я очень люблю свою комнату, это уютный и родной уголок. В нем я могу отдохнуть, собраться с мыслями и наконец, выспаться. Спасибо родителям за эту прекрасную комнату!

Имя Цитировать 0
0

Тимоничев Никита

11.02.2020

Комната моей мечты

Я выбрал эту тему потому, что она мне больше всего по душе, ведь у меня в голове есть шкатулка с моими мечтами, там где есть комната моей мечты! Я хочу рассказать о комнате которая мне приснилась во сне, в этой комнате было очень уютно и просторно, интерьер был очень похож на хай тек. По середине комнаты стоял белый кожаный огромный диван. Под ним на всю большую комнату красовался бежевый пушистый ковёр. Рядом с диваном был двухметровый неоновый шкаф с подсветкой и огромным зеркалом . Возле него была небольшая, но длинная полочка, на которой стояли украшения. По середине комнаты стоял нежно- красный столик. Перед которым был огромный плазменный телевизор на тумбочке из закалённого стекла. Пол был из тёмно-серой керамической плитки. Обои были белыми и серыми на которых висели успокаивающие красивые довольно тусклые плакаты и картины. Над диваном был фонарь размером с человеческую голову, он довольно-таки сильно украшал интерьер. В другой части комнаты было прямоугольное окно с белыми занавесками, похожее на телевизор. Когда я проснулся я сразу побежал рисовать эту комнату, нарисовал с небольшими дополнениями, все оценили комнату. Я выросту и обязательно воплощу свою мечту!

Имя Цитировать 0
0

Ryga Daria

11.02.2020

Комната моей мечты Уютная, милая, светлая комната, в которой каждая мелочь подобрана под твой любимый цвет, форму или материал…Именно о такой комнате мечтал каждый в детстве, а возможно мечтает и сейчас. Естественно и я не исключение… Я тоже хочу такую комнату! Светлое и просторное помещение сделает мрачнее великолепные, чёрные, шёлковые шторы. Они будут идеально сочетаться с тёмно-фиолетовой тюлью, на которой будут нарисованы золотые звёздочки. В самом дальнем углу от окна будет стоять моя огромная, удобная кроватка. На ней будут лежать мягкие, как облака подушки насыщенно-чёрного цвета и согревающее как июльское солнышко одеяло. Оно будет очень нежное и лёгкое. В левом углу от большого окна будет стоять мой деревянный письменный стол нежно-розового цвета, как и мои обои. Над столом будут висеть полки для старинных пыльных книг и разнообразной канцелярии. А на столе будет новенький ноутбук, скучные учебники и мой любимый кот, который проверяет всегда моё домашнее заданее. Шкаф для большого количества моей одежды будет справа от окна. И самое главное! Чтобы расслабиться после школы напротив моей кровати будет висеть огромный телевизор. Сделать комнату уютнее помогут: красивейшие цветы, разноцветные вазы, разные фотографии и нарисованные мной картины….. Что-то я замечталась, но не зря говорят: » Мечты сбываются! «.
Имя Цитировать 0
0

Нефедова Настя 6А

11.02.2020

Комната моей мечты Не у всех в детстве есть своя комната. Вот и у меня своей комнаты нет, так как она у нас на двоих с сестрой. Моя сестра уже взрослая и поэтому наша комната не такая как мне хотелось бы. Сейчас она в коричнево-бежевых тонах. А я мечтаю о ярких фотообоях с морскими обитателями и красивыми разноцветными рыбками, кораллами и водорослями. Фотообои должны быть на все стены. Мне очень нравиться подводный мир. И поэтому у меня будет аквариум с рыбками. На белом потолке светло-розовая люстра-ракушка. Высокая спортивная стенка с кольцами, канатом, деревянной лесенкой и турником. Люблю повисеть, покачаться и покрутиться. На полу большой бирюзовый мягкий пуф для тех, кто придёт ко мне в гости и захочет отдохнуть. С потолка будет свисать плетёный гамачок, где я буду читать книжки. Двухэтажная кровать, а под ней учебный стол с полками и тумбочками, где я бы смогла делать уроки и что-нибудь мастерить. На полу мягкий пушистый голубой ковёр. Мои любимые игрушки должны жить со мной в комнате. Я их рассажу вокруг своей подушки. А ещё светлый большой шкаф-купе, в котором будет храниться вся моя одежда. Комната будет светлая солнечная с большими окнами. У меня всегда хорошее настроение, когда светит солнце.

Возможно, когда моя сестра уедет, мы создадим комнату моей мечты. Ведь мечты сбываются.

Имя Цитировать 0
0

Тимоничев Александр

11.02.2020

Комната моей мечты Сейчас я живу в комнате со своим братом, меня комната устраивает, но я хотел бы свою отдельную комнату. У неё было бы огромное окно с белыми занавесками, белые обои с позолоченными узорами на которых виднеется огромный постер. Хочу у себя в комнате коричневатый паркет и мягкий белоснежный коврик, просторный диван серого цвета, рабочий стол небольших размеров, чтобы делать уроки, люстру огромную похожую на те, что находятся в особняках девятнадцатого века только вместо свеч будут лампочки, ну и конечно же телевизор, который будет висеть на стенке. А еще перед кроватью будет небольшой коврик с длинным ворсом, на таких приятно стоять босиком. Еще у меня есть идеи из разряда неосуществимых: например, камин в комнате. Я понимаю, что это невозможно сделать в панельном многоэтажном доме, но если мы говорим об идеальной комнате, то она бы выглядела именно так. Сейчас я счастлив жить со своей семьей, и с братом часто бывает весело. Но все-таки я надеюсь, что когда-нибудь у меня появится собственная комната, в которой я смогу делать все, что захочу.
Имя Цитировать 0
0

Соболева Роза

11.02.2020

«Комната моей мечты» Сейчас моя комната самая обычная и скучная, но я бы хотела сделать её более интересной и красивой. Дверь, открывающая мою комнату мечты, была бы белой с рисунком цветов и бабочек. Пол — фиолетовый, с разными узорами, стены лиловые, а потолок — розовый, с которого бы свисала люстра в виде трёх цветов. Напротив двери — окно во всю стену. Слева — гардероб и книжный шкафчик, в котором лежат любимые книги и блокноты. Около него домик-когтеточка для моих кошек. По центру, у окна, удобный оранжевый диван, а перед ним мягкий ковёр. В правом углу — письменный стол. Рядом же — моя кровать, в которой мне тепло и уютно. На потолок я бы хотела приклеить наклейки бабочек, которые бы светились в темноте. А на подоконник я поставила бы комнатные растения и цветы. Также я бы поставила небольшой шкафчик с разными настольными играми в углу около двери, чтобы когда ко мне приходили подруги, нам было чем заняться. Вот так я представляю себе комнату моей мечты!
Имя Цитировать 0
0

Маков Алексей 6″а» 226

11.02.2020

Комната моей мечты Думая над темой сочинения, я задался вопросом: В каком направлении можно нафантазировать и что моя душа может пожелать. Поразмышляв, я представил себе комнату, в которой бы мне хотелось жить. Когда я думаю над интерьером, мне представляется комната не очень больших размеров, где я могу спокойно, чтобы ни кто не мешал, отдохнуть или наоборот, чтобы друзьям было не тесно. Высокий потолок, кровать на которую надо взбираться по лесенке, большой стол для игр и уроков и конечно же, место под кресло или диванчик. Она должна быть похожа на гостиную. Перед диваном (или креслом) газетный столик для собирания пазлов или просто поставить стакан с напитком. Также в комнате моей мечты должен быть шкафчик или тумбочка для одежды, фортепиано и аккордеон, коллекция пазлов и объёмных фигур, мои любимые игры. Обои будут синего цвета с оттенками голубого, а на полу большой мягкий ковёр, чтобы ходить без тапок. Если брать любые другие комнаты они будут схожи, но у меня можно будет на потолке самому нарисовать свой красивый узор и, если захочется, приклеить светодиодные наклейки. Это моё представление комнаты мечты. Если вам нравится идея, воссоздайте её добавляйте что хотите, я свою комнату мечты описал и мне она нравится!
Имя Цитировать 0
0

Носкова Варя

11.02.2020

Моя комната- моя крепость

Каждый день мы,открывая глаза, просыпаемся в своих комнатах. Кто-то делит их со своими родными, например, как и я. Комната отражает характер и интересы человека, живущего в ней. Кто-то любит белый, а кто-то красный, комната показывает гостям жизнь и привычки этого человека. Когда я просыпаюсь, то вижу солнечные лучи, падающие яркими полосами на белоснежное одеяло. Окна моей комнаты выходят прямо на восток, поэтому в солнечный день вся комната залита утренним солнцем, проникающим сквозь щели в плотных, светлых шторах. Солнце в комнату попадает примерно до трех дня, поэтому в моей комнате царит позитивная и радостная атмосфера, из-за этого легче учиться. Комната не очень большая и просторная, но белый цвет, который активно участвует в нашем интерьере визуально расширяет пространство. Обои в комнате молочно-бежевые с желтым отливом, на них изображены цветы- хрупкие розы. Их бутоны светло-розового и цвета шампань нежно сливаются на бежевых обоях. Их текстура очень приятная, похожая на ткань- шелк; на свету бутоны роз деликатно переливаются, показывая свои сверкающие блики. На белом потолке висит черная люстра причудливой формы. Она выглядит очень элегантно; ее плавные формы отдают тонкие тени на контрастирующий с цветом лампы потолок. Заходя в комнату, в правом углу вы увидите мою кровать, она белая и всегда аккуратно заправлена. На ней лежит белый вязанный плед. Над кроватью висит милая беленькая лампа, которая светит теплым оранжевым светом, создающим уют в комнате. Справа от кровати стоит мягкий бежевый диван, покрытый белоснежным вязанных пледом, воздушные и расшитые узорами декоративные подушки. А напротив всего этого стоит огромный черный шкаф, наполненный красивой одеждой. Его большие зеркальные двери отражают весь интерьер комнаты, расширяя ее, комната выглядит просторнее. Слева от входа в комнату стоит мамин белый комод, где она хранит свои украшения и другие вещи. Комод выглядит очень элегантно и гармонично вписывается в интерьер. На нем стоит наш небольшой телевизор, хотя он совсем нам не нужен, мы его не смотрим. Еще левее стоит мой письменный стол. Он, наверное, самое главное, что стоит в комнате. Стол окрашен в черный и белый цвет, и занимает он почти все пространство от потолка до пола. В нем хранится почти все, что нужно мне для учебы или увлечений. И это очень удобно, когда все под рукой! На против стола- большое светлое окно, озаряющее комнату светом. Над ним висят плотные льняные шторы белого цвета, дающее больше света. По бокам от окна стоят два стеллажа: один- белый, другой- черный. В белом я храню свою коллекцию книг. Мне так нравится протирать полки, осознавая, что эти книги- мои маленькие дети. И в каждой из них заключен особенный смысл. Я люблю перебирать и переставлять их, люблю рассматривать обложки и корешки уже прочитанных книг. В черном стеллаже я храню одежду для собаки, сумки или другую чепуху. Каждый день я прихожу домой и чувствую, что не хочу уходить, бежать куда-то, а хочу остаться дома, выпить чашку горячего чая и почитать книгу.

Имя Цитировать 0
0

Галушкин Егор

11.02.2020

Описание моей комнаты

Утром я просыпаюсь, и мне в глаза падают лучи солнца из большого окна с тюлевыми занавесками. В комнате светло и тихо, и только слышно, как тихо-тихо тикают часы , которые стоят на письменном столе возле окна, из которого по вечерам можно наблюдать красивые закаты. Стены моей комнаты окрашены в два цвета . Возле моей кровати стена оклеена обоями голубого цвета, противоположная стена — светло-бежевая .Над моей кроватью весит полка, на которой стоят мои книги , иконы и мною завоёванные медали .Под моей кроватью есть два ящика, в которых хранятся игрушки моего детства. В комнате ,напротив входа, стоит шкаф , в котором у меня хранится одежда . Также там есть две тумбочки, в одной из которых лежат мои учебники и тетради ,а в другой настольные игры .На полу в центре комнаты лежит красивый ковёр бежевого цвета с голубыми цветами по краям .Этот ковёр предаёт моей комнате уют . Я люблю свою комнату, поскольку она просторная ,чистая и уютная.

Имя Цитировать 0
0

Филатов Дмитрий 6А 226

11.02.2020

Сочинение-описание помещения

По интерьеру комнаты можно многое понять: о характере и занятиях человека, живущего там, об эпохе, которая изображена на картине. Я выбрал картину Юрия Николаевича Панцырева, потому что её интерьер напоминает мне комнату моих бабушки и дедушки. Этот интерьер принадлежит к эпохе СССР. Об этом нам говорят мебель: стол, накрытый скатертью, стул, кровать и телевизор старой модели. Интерьер небогатый: в одной комнате совмещены и спальня, и гостиная. В левом углу расположилась домашняя библиотека – стеллажи с книгами. Они, как и открытая книга на столе, показывают нам, что хозяева любят читать. Справа — старинное антикварное зеркало в красивой раме, которое, как и тумбочка, на которой стоит телевизор, бережно сохранились хозяевами с давних времён. В комнате много растений, среди них – большие фикусы в горшках. На стенах висят старые фотографии и картины. В правом углу – множество икон. На окнах белые занавески, на кровати чистое бельё. В комнате уютно. Если бы у меня была своя комната, я бы обставил её современной мебелью и техникой. Но мне всё равно нравится рассматривать старые интерьеры, потому что они помогают нам узнать много нового о наших предках, их жизни.

Имя Цитировать 0

Страницы: 1 След.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Автор: Хрущева Алевтина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ «СОШ №1»
Населённый пункт: пгт Уренгой Пуровского района
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 8 классе
Тема: «Описание памятника архитектуры»

Технологическая карта интегрированного урока

русского языка с МХК и историей

Тема урока: «Описание памятника архитектуры. Храм Покрова на Нерли»

Учитель Хрущева АИ

Класс 8 класс

Тип урока:
урок новых знаний, закрепления умений и навыков.

Форма урока:
исследование.

Цель:
достичь образовательных результатов:


Предметный результат:
подготовка учащихся к к сочинению-описанию по теме
«Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме
«Архитектура Древней Руси»


Метапредметный результат:
учить умению анализировать информацию,
самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе
полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы
действия.


Личностный результат:
создание ценностных ориентиров и смыслов учебной
деятельности, эстетическое развитие учащихся, воспитание патриотических
чувств.

Задачи урока
через планируемые результаты:


Познавательные:
осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать
необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас
знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач,
учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.


Регулятивные:
формировать умение самостоятельно формулировать цели урока,
умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия,
осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.


Коммуникативные и личностные:
сохранять и развивать умение вести учебное
сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать,
высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития
уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного
отношения к учебной деятельности.

Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся
: репродуктивный, частично-
поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного
носителя;
стимулирования и мотивации: познавательные, социальные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, программированный контроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Оборудование:
Презентация, видеопроектор, электронная доска, раздаточный материал.
1

Краткая аннотация
. Уроку предшествовала самостоятельная поисковая работа учащихся
по сбору материала, по созданию презентации по теме. Таким образом, в основе урока –
представление творческими группами результатов своей работы. Урок интегрирован с
историей, литературой (выполнение творческой работы) и живописью (рассматриваем
картины русских художников).

Этапы урока

Ход урока

Примечание

I.

Организационный

момент

Цель:
включение
учащихся в
деятельность на
личностно-
значимом уровне
Приветствие и проверка готовности к
уроку. Положительный настрой на урок.
Регулятивные УУД:
самоконтроль.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками

II. Постановка

темы и целей

урока.

Цель:
мотивация
учащихся.
-Определите цели и задачи нашего
сегодняшнего урока

Слайд №1
Регулятивные УУД
целеполагания.
КоммуникативныеУУД:
умение выражать мысли

III. Ход урока
1. Слово
«историкам»
К началу 12 века Киевская Русь уже была
достаточно благополучным и развитым
государством: стремительно развивалось
народное хозяйство, появилась четкая система
землепользования, происходило постепенное
освоение новых сельскохозяйственных культур.
Несмотря на развитие экономики, в
политической жизни государства назревал
кризис. Прежде всего, это было связано с
ослаблением власти Киева и ростом
независимости отдельных княжеств – вместо
единого центра начали появляться местные
центры-города, объединяющие вокруг себя
небольшие территории на разных концах
государства.
Попытки снова объединить Русь под властью
Киева предпринимал Мстислав Владимрович–
сын Владимира Мономаха – однако они не
увенчались существенным успехом. В
результате постоянного смещения власти в
другие регионы Руси, уже к концу 12 века
образовался новый политический центр –
Владимиро-Суздальское княжество и город
Владимир. Неуклонный рост важности г.
Познавательные УУД: умение
слушать, понимать, выполнять
учебно-познавательные
действия.
2

Владимира!
1157 г. — Начало княжения Андрея
Боголюбского (1157 — 1174 гг.);
1164 — Поход Андрея Боголюбского на
волжских булгар, Победа Новгорода над
шведами;
1169 — Захват Киева Андреем Боголюбским;
1174 —Убийство боярами Андрея
Боголюбского;
Коммуникативные УУД:
умение вести учебный диалог
с учителем, отвечать на
вопросы, формулировать,
высказывать и обосновывать
свою точку зрения
Личностные УУД: желание
пополнять имеющиеся знания
и совершенствовать учебные
умения
2. Слово
«искусствоведам»

Культура и быт Руси в 12 веке
Традиционная русская культура только
начинает формироваться, появляются новые
виды ремесел, развивается зодчество и
изобразительное искусство. Большое влияние
на быт и культуру оказывает религия – недавно
принятое христианство и не до конца
искорененное язычество.
Храм Покрова на Нерли был построен в
1165 году. Необыкновенное по красоте
каменное здание поставлено в устье Нерли,
на впадении ее в Клязьму, посреди
широкого заливного луга. Это храм-
памятник, возведенный по указу Андрея
Боголюбского после победы владимирского
войска над болгарами и в память о
погибшем от ран, полученных в победном
сражении сыне князя Андрея,
княжиче

Изяславе
. Храм был поставлен в версте от
резиденции Андрея Боголюбского.
Издалека храм кажется совсем небольшим
на широких просторах пойменного луга,
но, подойдя ближе, видишь, что он велик и
грандиозен, и можно только представить,
какое впечатление он производил на
подплывавших к нему по реке
путешественников и купцов. Храм был
построен всего за одно лето, и это – еще
один удивительный факт из жизни
уникального памятника.
Это единственный храм, стоящий на заливном
лугу, на искусственном холме, высота которого
составляет 6 м, а глубина фундамента 5 м 30
см. Сейчас большие разливы бывают раз в 10-
12 лет, а раньше случались почти каждый год.
Но ни разу за столько столетий в Храм не
попадала вода. Точный расчет строителей?
Божественное вмешательство? Каждый имеет
право верить в то, что хочет.
Это было местом уединения для Боголюбского.
Удивительны и сроки
строительства храма. Обычно
церковь строили за 3-4 сезона,
но «оную церковь единым
летом соверши и обитель
монашествующим при ней
содела », т. е храм был
возведен за один год.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную
задачу, понимать, выполнять
учебно-познавательные
действия, устанавливать
причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
3

Сюда он мог прийти и помолиться о сыне и его
воинстве, о благополучии Руси.
умение выражать мысли.
3. Слово
«архитекторам»
Хочется упомянуть про доказательства того,
что сейчас перед нами не первоначальный вид
храма. Всем известный советский археолог
Н.Н.Воронин представил нам реконструкцию
храма XII века. На его реконструкции видно,
что храм был окружен галереями, по которым
Андрей Боголюбский мог пройтись по всему
периметру здания. Купол был не луковичный,
как сейчас, а шлемовидный. Сейчас
сохранилась внутренняя часть храма.
Познавательные УУД: умение
слушать, понимать учебную
информацию
4. Учитель
дополняет
«архитекторов»
(берёт на себя
самую трудную
часть рассказа).
От храма XII века без существенных
искажений до нашего времени сохранился
основной объём — небольшой, почти
квадратный в плане четверик (около 10×10 м
без учета апсид, сторона подкупольного
квадрата около 3,2 м) и глава.
(запись в тетради, разбор терминов)
Схема храма:
Четверик + подкупольный квадрат + купол
Характериистика храма:
четырёхстолпный
трёхапсидный
одноглавый
Стены церкви строго вертикальны, но
благодаря исключительно удачно найденным
пропорциям они выглядят наклонёнными
внутрь, чем достигается иллюзия большей
высоты сооружения. В интерьере крестчатые
столпы сужаются кверху, что при небольших
размерах храма создает дополнительное
ощущение «высотности» интерьера.
Стены церкви украшены резными рельефами.
Центральная фигура в композиции трёх
фасадов храма — восседающий на троне царь
Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке,
двуперстно благословляющий правой рукой. В
оформлении используются львы, птицы и
женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма
полностью утрачены (сбиты при поновлении в
1877 году).
Познавательные УУД: умение
слушать, понимать, выполнять
учебно-познавательные
4

Не менее величественно и красиво внутреннее
убранство церкви. Благодаря искусству зодчих,
внутри храм кажется просторнее, чем он есть
на самом деле. К сожалению, до наших дней не
дошли старинные фрески – в 1877 году власти
Боголюбовского монастыря реставрировали
храм и сбили сохранившиеся росписи. Сейчас
храм аскетично пуст, его украшают лишь
отдельные иконы, а в остальном взгляду
открыты свободные вертикали из белого камня,
устремленные ввысь.
действия.
Коммуникативные УУД:
умение вести учебный диалог
с учителем, отвечать на
вопросы, формулировать,
высказывать и обосновывать
свою точку зрения
Личностные УУД: желание
совершенствовать имеющиеся
знания и умения
5. Слово
«экскурсоводам»
Луг, на котором расположена церковь, ныне
является особо охраняемой природной
территорией и объявлен историко-
ландшафтным комплексом регионального
значения. Сама церковь Покрова на Нерли
входит с 1992 года в объект Всемирного
наследия ЮНЕСКО под названием
«Белокаменные памятники Владимира и
Суздаля».
В настоящее время храм находится в
совместном ведении Русской православной
церкви и музея г. Владимира.
В храме проводятся регулярные службы, в
остальное время он открыт как музейная
экспозиция. Осуществляется экскурсионное
обслуживание. Приглашаем посетить!
Приглашаем посетить!
Познавательные УУД:
понимание информации,
6. Промежуточные
итоги урока.
Повторение
теоретического
материала.
(Важен и уровень
эмоционального
восприятия)
Слово учителю
— Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали?
— Думаете, мы знаем всё об этом храме? Далеко
не всё!
Храм Покрова на Нерли вот уже много веков
волнует души людей и хранит много тайн!
-Попробуем разгадать!
Попроси любого соотечественника назвать
несколько православных храмов, что он
ответит? Наверное, самым распространенным
будет ответ – храм Христа Спасителя, собор
Василия Блаженного и церковь Покрова на
Нерли. Чем примечательны первые два храма,
понятно.
Храм Христа Спасителя воплощает
5

державность и мощь государства. Собор
Василия Блаженного – широту русской души,
размах и веселье.
А вот почему такую всемирную известность и
любовь снискала скромная и простая церковь
Покрова на Нерли?
Познавательные УУД: умение
слушать, понимать, выполнять
учебно-познавательные
действия.
Коммуникативные УУД:
умение вести учебный диалог
с учителем, отвечать на
вопросы, формулировать,
высказывать и обосновывать
свою точку зрения
Личностные УУД: желание
совершенствовать имеющиеся
знания и умения

IV.
Творческая
работа учащихся.
Задание: дайте развёрнутый ответ на вопрос:
Почему такую всемирную известность и
любовь снискала скромная и простая церковь
Покрова на Нерли?
(работают в тетрадях)
-Прочитайте, пожалуйста, что у вас
получилось. Слушаем внимательно!
Регулятивные УУД:
планировать деятельность в
учебной ситуации
Коммуникативные УУД:
умение письменно отвечать на
вопросы, формулировать,
высказывать и обосновывать
свою точку зрения
Личностные УУД: развитие
чувства прекрасного, умения
сопереживать.

V. Знакомство с

картинами
С. В.
Герасимова
«Церковь Покрова
на Нерли»
картиной С. А.
Баулина «Храм
(слово учителя)
-Вы правы, ребята, в этот храм невозможно не
влюбиться. Пропорции храма необыкновенно
изящны и красивы. Часто этот храм
сравнивают с образом красной девицы или
паруса. Мне он напоминает свечу, которую
бережно держат зелёные ладони луга.
Познавательные УУД: умение
слушать, понимать, сравнивать
объекты по заданным
параметрам;
Регулятивные УУД: умение
выдвигать версии (чем
похожи и чем отличаются
6

Покрова на Нерли»
(слово
«искусствоведам»)
— А теперь давайте посмотрим, каким увидели
храм художники.
(слово «искусствоведам»)
Картина «Церковь Покрова на Нерли»

написана С. В. Герасимовым
(1885-1964). Он
в основном рисовал пейзажи, например,
«После дождя». Но на картине «Церковь
Покрова на Нерли» среди природы изображена
церковь. Она одна из самых поэтических
памятников древнерусского зодчества.
На картине «Церковь Покрова на Нерли»
хорошо показано, как среди светло-зелёной
травы ярко выделяется синяя река, которая
отражает белокурые, пушисто-белоснежные
облака. Они очаровывают своей формой и
беспорядочностью. Пушистые и могучие
деревья, которые стоят возле церкви такие же
высокие, как и она, что даже у неё увенчанный
крест главка растворяется в воздухе и где-то
высоко тает в небе. Церковь стоит на берегу
холма, который окутывается рекой Нерль. Этот
собор отлично выделяется в этой картине,
поскольку церковь находится на середине
картины и берёт всё внимание на себя. Храм
белокаменный, с изящными формами и
фиолетовыми куполами, но здесь они золотые,
потому что отражают яркие лучи солнца.

Сергей Алексеевич Баулин
(1904 — 1976)
известный русский художник, его по праву
считают мастером архитектурного пейзажа.
Живописец на своих полотнах мастерски
изображал архитектурные стили различных
времен. На картине «Храм Покрова на Нерли»
церковь показана крупным планом. Мы можем
разглядеть мельчайшие подробности, в
частности удивительно красивую резьбу,
украшающую здание. Пропорции храма
таковы, что он выглядит утонченным,
изысканным и каким-то воздушным. Словно он
не дело рук земных мастеров, а творение небес.
Здание кажется живым и

одухотворенным.
Сама мысль о том, в какие далекие времена
был создан храм, не может не восхищать
наших современников.
картины)

IV.Подведение

итогов.

Рефлексия

Цель:
осознание
учащимися своей
учебной
Необыкновенный талант древнерусских
мастеров, наших далеких предков, неоспорим.
Мы не можем не гордиться этим. И пусть
всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на
Нерли в душе просыпаются чистые, искренние,
возвышенные чувства.
А картины известных мастеров позволяют нам
насладиться созерцанием храма, даже если
Личностные УУД:
самоопределение, мотивация
учения, смыслообразования.
Коммуникативные УУД:
умение слушать, принятие
решения и его реализация.
7

деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей
и всего коллектива
воочию нам его увидеть не удается.
Чем помог урок? Какую работу проводили?
Есть ли трудности, на которые ещё надо
обратить внимание? Что считаете наиболее
важным для себя на прошедшем уроке?
Оцените свою работу на уроке.
Регулятивные УУД: оценка
результатов своей работы.

VIII.Домашнее

задание (выбрать

любой вариант)
1. Подготовить сообщение о Храме Христа
Спасителя
2. Подготовить сообщение о соборе
Василия Блаженного

Литература
1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия 9-19 вв. – М.: Издательский
центр АЗ, 1997.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
megakm. – Загл. с экрана.
3. Любимов Л. Искусство древнего мира: Кн. для чтения. – 2-е изд. – М.:Просвещение,
1980
4. Самин, Д.К. 100 великих художников / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2004.- 480с. (100
великих)
5. Шедевры архитектуры / Авт.-сост. Плешаков С.А. – М.: Вече, 2001.
8

  • Урок 2 класс белорусская сказка пых
  • Урожай помидоров как правильно пишется
  • Урок 7 класс выборочное изложение по рассказу шолохова судьба человека
  • Урожай томатов как пишется
  • Уровень шума рассказ фантастика