Урок 5 класс жуковский сказочник сказка спящая царевна

Урок 20 в. а. жуковский. спящая царевна основное содержание урока краткий рассказ о поэте детство и начало творчества, жуковский-сказочник. особенности


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Урок литературы в 5 классе

«В.А.Жуковский. Волшебная сказка

«Спящая царевна»

Подготовила:

Бондаренко Марина  Александровна,

учитель русского языка и литературы

Новоалександровка, 2015

Цели:

  1. активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
  2. создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
  3. воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

— предметные:  ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;

— метапредметные:

регулятивные —  содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

познавательные —  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— личностные:  воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический,   проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (с выходом в интернет), учебник, карточки.

Ход урока

  1. Организационный этап    

 Учитель:  С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

  1. Этап актуализации знаний, способов деятельности

— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные

 ученики будут награждены медалями «Читай-ка». (Слайд 1)

— Итак, вспомним изученное.

У вас карточки, на которых нужно назвать  жанры произведений В.А.Жуковского (Слайд 2,3)

  1. Этап подготовки к восприятию новых знаний, способов деятельности

Учитель:  Какова же тема нашего урока?

С  большим, известным поэтом продолжим работу на уроке. Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.

1. Актуализация  знаний

Что же вы знаете о В.А.Жуковском?

Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. (Слайды 4 – 11).

— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского.  ( + Слайды 12 — 15) Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка  «Спящая царевна». (Слайд 16)

  1. Этап сообщения темы и целей урока

1. Постановка проблемы

— Итак, наш основной проблемный вопрос таков:

  • Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая   красавица» — сказка?
  • В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

 2. Вступительная беседа

Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку.

Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

  1. Этап изучения нового материала, первичное закрепление знаний, способов деятельности

 1. Чтение произведения  (выборочно учащимися).  

— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.

— Похоже  ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские

сказки?

— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало

  вас?

— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?

 —Какова основная мысль прослеживается в сказке?

2.Словарная работа (Слайды 17 – 25+ самост. поиск значений слов в электронном словаре «Словорус»)
 —  Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.
— Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

  1. Этап  закрепления знаний, способов деятельности
  1. Чтение-сканирование:

                        — Стр. 54, 1-й столбик.

                        — Стр.51, 2-й столбик (-Вот, глядит, отворена…).                    

  1. Чтение «буксир».
  2. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной                                                               сказки

— Определите жанр произведения.

— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?

 ( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…» )

— Что отличает «Спящую царевну» от них?
( Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.  В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)

— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?

  1. Работа над содержанием, выделение выразительных средств.
  • Работа над содержанием:

— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
—  Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
—  Кто пробудил царевну от волшебного сна?
—  Расскажите о героях сказки.
—  Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна» (слайд 26+ заранее дана ссылка на сайт виртуальной картингой галереи «GALLERIX»). Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте
.

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему?          

— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)

— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)

— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./

  Молод цвет её ланит./…)

— Найдите строки пробуждения царевны?

— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.

— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные (Слайд 27).

— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.

— Свадьба, пир, и я там был

   И вино на свадьбе …;

   По усам вино бежало.

   В рот же капли не …… (Слайд 28)

  • Выделение выразительных средств: (в парах)

Задание 1 ряда:

Задание 2 ряда:

Выписать эпитеты

Выписать сравнения

Физминутка

Гимнастика для глаз

  1. Этап  обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?

  Что объединяет их?

— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники:

 Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин.

  1. Создание динамической картины

— Представьте, что вы  — художники-мультипликаторы. Опишите (изобразите)  кадры воображаемого фильма по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (каждая группа последовательно составляет презентацию из 3-5 слайдов (1-3 группы – по 3 чел., 4-я гр. – «собирает» кадры в фильм). По окончании работы класс смотрит «фильм».

 2. Тест (резервное время) (Слайд 29 — 30)

Добрый царь

Молод цвет её ланит

.

Матвей

Царевна

  1. Этап  контроля, самоконтроля

Исследовательская работа в группах

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.

Задание для 1-й группы:  Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
     
( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
      
Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
      
( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)

Задание для 3-й группы:  Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

  1. Этап  информации о домашнем задании  (Слайд 31)

1.Выразительное чтение сказки.

2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.

3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

— Выберите одно из заданий на выбор.

Учитель:

 — Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока?

— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?

—  В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?

— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?

— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?

  1. Этап  рефлексии

Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (Слайд 32)

 — Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:                    

 Вы учитесь упорно,

 Стараясь двигаться вперёд!

 Вы очень любознательный,

Школьники, народ!

В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал:

(Слайд 33)

                      …
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…

Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?

Поощрение уч-ся  медальками “Читай-ка”.

Спасибо за работу. (Слайд  34)

Список использованной литературы:

  1. Жуковский, В. А. Спящая царевна. – Москва: «ЭКСМО», 2005.
  2. Жуковский, В.А, Сказки.- Белгород: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009.
  3. Казакова, С. К. О портретах русских писателей: Жуковский – певец невыразимого / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2009.
  4. Филонова, Ю. А. Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»/ Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2011.
  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/14/urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-va-zhukovskiy-lichnost-poeta.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.

План урока:

Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Содержание сказки «Спящая царевна»

Характеристика героев сказки

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

molodoi zhukovskii
Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

spyashcaya carevna na prudu

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

vereteno spyashcaya carevna

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

spyashaya carevna spit

Словарь

Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

I. Оргмомент. Сообщение темы. Целевая установка на урок. II. Проверка д/з (фронтальный опрос). Учитель – Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)
III. Объяснение нового материала. Учитель Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет? Учащиеся Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. Учитель Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь) Учащиеся Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5) Учитель К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6) Учащиеся Волшебной Учитель Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты) Учащиеся · Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей) Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)
Учитель – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7) Учитель говорит о главных и второстепенных героях. Учитель – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)

(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка? Учащиеся Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало. Учитель – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
Выразительное чтение сказки Учитель Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды) IV. Подведение итогов. Учитель Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке? Учащиеся (Звучат ответы) Учитель Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок. VI. Задание на дом. прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

Автор: Сайфутдинова Зульфия Раисовнав
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.

Тема урока «А.Жуковский « Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и русских народных сказок». 5 класс

Учитель Сайфутдинова Зуьфия Раисовна

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.

Этап 1. Оргмомент.

Речевая разминка.

— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

2.Мотивация к учебной деятельности

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ).

— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).

— Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года? (у неё есть автор). Портрет В.А.Жуковского

— Кто же написал эту сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).

— Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. ( Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок).

— Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний урок. (Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.А.Жуковского, будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», будем учиться анализировать, находить черты литературной и народной сказки).

4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над биографией поэта — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?

Возможные варианты:

-В каком году Вы родились?

-Кто были Ваши родители?

-Где вы учились? Учились ли хорошо?

— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

— Когда вы научились читать?

— Какие книги вы читали?

— А в детстве вы сочиняли сказки?

— Как вы придумали сказку о спящей царевне?

(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)

-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).

1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?

— Кто были его родители?

-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

— Мы ответили на все заданные вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!

6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?

-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной (когда через несколько уроков познакомимся и со сказкой Пушкина, и сравним их). Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

Этап III. Проверка домашнего задания.

Понравилась ли сказка, которую вы прочитали дома? Почему?

— Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны – кто получит пять и больше – получит 5 за урок):

«Доверяй, но проверяй» (викторина):

— Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.

— Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в своей сказке, называет его бором. Что такое бор? (Хвойный лес).

— Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть нужно отгадать загадки по сказке.

— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)

— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)

— Где все спали? (Во дворце)

— Кто был на зеленом лугу? (Царица)

— Кто уполз в ручей? (Рак)

— Кто спит перед огнем? (Повар)

— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)

— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)

— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).

— Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)

— Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)

— Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)

— Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)

— Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)

— Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)

— Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)

Интерактивный тест-раскраска.

— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со все

Можно немного и передохнуть.

7. Физкультурная минутка

— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

-Мы сейчас проведём небольшоё исследование — при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему.(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет ).

– Как развиваются события дальше? (

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев года

– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев года,).

– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

— Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»).

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

3 группа работает над героями сказки. – Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

-Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

(Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки;

чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).

— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).

ИТОГ

— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:

Идея – добро побеждает зло

Более разнообразные приключения.

Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

Стихотворная речь

Построение: зачин, развитие действия, концовка.

Волшебные «заколдованные» предметы

Употребление устойчивых выражений

Автор

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло

1. Автор

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

2. Более разнообразные приключения.

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

3. Стихотворная речь

4. Употребление устойчивых выражений

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

5. Волшебные «заколдованные» предметы

— Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

4. Итог урока:

— Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?

— Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.

— В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:

Мы внимательные? – Да.

Мы старательные? – Да.

Мы умные? – Да.

Мы добрые? – Да.

Мы отлично учимся? – Да.

Всё у нас получилось? — Да.

А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)

(Выставление оценок)

5. Домашнее задание: Дописать таблицу, нарисовать иллюстрацию

  • Урок 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях истоки сюжета поэтика сказки
  • Урок 10 вся моя биография в моих сочинениях жизнь и творчество и с тургенева
  • Уравнять шансы как пишется
  • Уральские пельмени между сказкой и болью
  • Уральск на английском как пишется