Урок 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях истоки сюжета поэтика сказки

Урок литературы в контексте фгос. технологическая карта урокапредметлитература. авторы умк: в.я. коровина, в.п. журавлв, в.и. коровин. класс5 класстип урокаурок открытия

Урок литературы в контексте ФГОС.

Технологическая карта урока

Предмет

Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль.

Цели урока

Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.

Задачи:

Образовательная продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; познакомить с понятием литературная сказка; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.

Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями.

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Ресурсы

— «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2012.

— Презентация с заданиями

— карточки с заданиями

Методы и педагогические технологии

-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),

 -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),

-технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова,

 -групповые технологии (В.К. Дьяченко),

 -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),

— объяснительно-иллюстративный метод,

— проблемный метод.

Планируемые результаты

предметные– создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения;

метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

личностные– формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Формировать УУД:

Личностные:

1формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;

2познавательный интерес;

3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

7слушать и понимать речь других;

8 оформлять свои мысли в устной форме;

9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.

Познавательные:

10 ориентироваться в своей системе знаний;

11 осуществлять анализ объектов;

12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;

14 составлять ответы на вопросы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.

Приветствуют учителя.

Выбирают смайлики, показывают.

Р 5

Слайд 1 (Картина)

— Как называется репродукция картины?

— Как вы думаете, о каком авторе сегодня пойдёт речь?

— Дайте определение морали, сказки?

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Р 4

К 8

П 11

П 10

Слайд 2 (А.С. Пушкин)

— Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание

Совместно с учителем формулируют тему урока

П 10

П 13

П14

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

-Мы уже знакомы с творчеством поэта.

Ваша одноклассница провела исследовательскую работу и сейчас поделиться с нами результатами, т.е она расскажет о том, как создалась данная сказка. А мы с вами тихо послушаем.

Рассказывает Алина заранее подготовленный материал. Класс слушает.

Р 5

П 11

К 9

К 7

— Итак, ребята, давайте вспомним, о чём же сказка, кто желает рассказать? (желательно слабый ученик, который коротко передаст содержание)

Пересказывают содержание сказки.

К 8

К 7

3) Этап локализации индивидуальных затруднений

-Вот с каким интересным произведением вы познакомились дома, а на уроке мы попробуем разобраться в прочитанном, но прежде, давайте сделаем вывод: что такое литературная сказка, в чём её сходство и отличие от народной.

Л 2

К 7

К 8

П 10

П 14

– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?

Комментируют непонятные слова, выражения, повороты сюжета.

Л 2

ФИЗМИНУТКА

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5) Этап включения в систему знаний и повторения. 6) Этап обобщения затруднений

-Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания(2 группы).

Слайды с задания:

Разместить по порядку эпизоды

Проверка своих ответов

Узнай по описанию, о ком идёт речь

Проверка своих ответов

Сравните героинь

Проверка ответов

В чём отличие словосочетаний? Проверка ответов

Найдите в пушкинской сказке черты народной сказки

Выполняют задания по группам

Участвуют в обсуждении содержания произведения, проверяют свои ответы.

Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.

К 9

П 12

Л 3

Р 6

7) Этап обобщения изученного на уроке

— давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили?(МАЧЕХА)

— Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) — А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)

Логично и последовательно выражают свою точку зрения.

Наизусть- понятие

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.

Л 1

П 14

П 10

К 7

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-А теперь ваше настроение покажите смайликами.

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?

— Выставьте отметки друг другу, раздав фишки

Приобретают рефлексивные навыки. Оценивают работу товарищей на уроке.

Л 3

Р 5

К 9

9) Этап конструирования собственной деятельности

Я предлагаю вам самим выбрать д/з:

Жёлтая карточка:  1 уровень сложности:

— Составить рассказ о царевне по плану. Оранжевая карточка: 2 уровень сложности

— Чему нас может научить эта история?

Розовая карточка: 3 уровень сложности

— Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Конструируют алгоритм собственной деятельности

П 10

Л 3

Составь рассказ о царевне по плану.

1.Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) Королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

— Чем похожи злая царица и царевна и чем они отличаются?

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
    смысл противопоставления злой царицы и царевны,
    красоты внешней и внутренней, роли
    художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения,
    лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная
презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”.
Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.

— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

— Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.

— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.

— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.

— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).

— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

— Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
    капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
    вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
    лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.

— А какие общие черты их соединяют?

— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?

— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.

— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.

Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).

Слайд №11.

— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;

— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;

— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №9

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

(урок литературы для учащихся 5 класса)

Разработала: Калашникова И.И.

учитель русского языка и литературы

г.Воронеж

2012

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цель урока: знакомство с жизнью и творческим наследием А.С. Пушкина на примере

«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Задачи урока:

  • формировать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ художественных образов; проводить наблюдения и эксперимент, структурировать тексты, осуществлять расширенный поиск информации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организовывать учебное сотрудничество, определять способы взаимодействия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности партнера;

  • формировать умение соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • формировать умение планировать пути достижения целей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Оборудование:

  • Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы- составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И.Коровин. Москва «Просвещение» 2012г.;

  • раздаточный материал;

  • компьютерная презентация;

  • проектор;

  • интерактивная доска;

  • веб-камера;

  • видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  • фонохрестоматия, прилагающаяся к учебнику Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы- составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И.Коровин. Москва «Просвещение» 2012г. (фрагмент: обращение Елисея в Ветру)

  • рисунки учащихся к сказочным произведениям А. С. Пушкина;

  • запись романса А. П. Бородина «Спящая княжна»;

  • портрет А. С. Пушкина;

  • портрет А.П. Бородина.

hello html m695faa0fбыл первым русским писателем,

который обратил внимание на народное

творчество и ввел его в литературу… Он

украсил народную песню и сказку

блеском своего таланта…

М. Горький

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Приветствие. Постановка проблемы. Слайд №1.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Рада вас видеть, и надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание на нашем необычном уроке Обратите внимание на доску (зачитываю эпиграф, создаю проблемную ситуацию). Назовите, пожалуйста, имя человека, о котором так говорил М. Горький.

Ученики: А. С. Пушкин (на слайде вместо вопросительного знака появляется портрет А. С. Пушкина)

Учитель: Как вы думаете, ребята, о ком сегодня пойдет речь на уроке? (на доске открывается часть темы урока: А. С. Пушкин)

Ученики: Об А. С. Пушкине (на доске открывается часть темы урока: А. С. Пушкин)

Актуализация знаний и мотивация. Подготовка к восприятию темы.

Учитель: (зачитывает отрывок из стихотворения П.Г. Антокольского «Имя»)

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

Сказки А. С. Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Откуда у него такая любовь к сказкам, к народным обычаям, к литературе? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратимся за помощью к творческой группе ребят.

Ученик №1

Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели).

Восторженным поэтом-любителем был пушкинский дядя-Василий Львович.

Ученик №2

Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта — Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца. Слайд №2

Ученик №3

Мы решили, что лучше всего об Арине Родионовне расскажет стихотворение Н. Доризо, которое так и называется «Арина Родионовна»

Ученики читают стихотворение Н. Доризо «Арина Родионовна»

Учитель:

Итак, мы узнали, что впервые сам Пушкин услышал народные сказки ещё в детстве, а потом во время северной ссылке в Михайловском, он не просто слушает долгими вечерами сказки няни Арины Родионовны, но даже делает конспекты — краткие записи этих сказок. Зачем? (В основе сказок (авторских, литературных) поэта – сказки народные. )

Сейчас мы проведем литературную викторину, вы проверите себя, насколько хорошо вы знакомы со сказками А. С. Пушкина. Работу будем проводить в группах. Группа состоит из четырех человек. У каждой свое задание. Обратите внимание на лист №2. На нем изображена иллюстрация из сказки А. С. Пушкина. Внимательно рассмотрите её, определите название сказки, запишите его. Но это ещё не всё. В конвертиках лежат имена персонажей сказок, вам надо выбрать и наклеить рядом с иллюстрацией только те, которые относятся к вашей сказке. Потом один из группы представит результаты работы. На выполнение задания даю 3 минуты. Это задание для пяти групп. Шестая группа получает другое задание: изучив статью учебника (стр. 81-82), восстановить текст. Седьмая группа выступает в качестве жюри. Ваша задача-изучить оценочный лист и работу групп.

Ведется работа в группах.

Презентация и оценивание работ.

Учитель. Молодцы! Все хорошо знакомы со сказками А. С. Пушкина.

Определение темы урока. Целеполагание.

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать творчество А. С. Пушкина. Какую из перечисленных сказок вы еще не изучали?

Ученики: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Сегодня урок будет посвящен изучению этой сказки. Запишите тему урока: А.С. Пушкин: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Запишите тему урока на листе №1 (на доске открывается полностью тема урока).

Учитель: Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке?

Ученики: отвечают на вопрос (внимательному, вдумчивому, выразительному чтению текста, его анализу, умению отличать добро от зла…)

Учитель. А какие литературные сказки напоминает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Ученики: отвечают на вопрос (сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», «Царевна – шиповник», сказку Ш. Перро «Спящая в лесу красавица»)

Учитель Чем же отличаются сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского от сказок братьев Гримм и Ш. Перро?

Ученик: Пушкин и Жуковский обращаются к стихотворной форме сказки. Это же их отличает от народной сказки.

Учитель Ребята, скажите, пожалуйста, к какому типу сказок относится «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (

Ученик: волшебная сказка

Учитель Назовите признаки волшебной сказки

Ученик: Чудеса, волшебные предметы, волшебные герои, победа добра над злом…

Изучение нового. Работа с текстом сказки.

Пролог.

Итак, окунёмся в волшебной мир сказки. Посмотрим фрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Эвристическая беседа.

  • О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории? (Проводы царя, томительное ожидание царицы, рождение дочери, возвращение царя-отца, смерть царицы)

  • Ребята, мы знаем, что интонация и ритм создают определённое настроение.

  • Какой ритм чтения уместен в этом отрывке? (Размеренный, напевный, плавный, тихий).

  • Какое настроение, какие чувства он передаёт? (грусть, тоску, сожаление, а также теплоту, душевность, свойственную царице)

  • Расскажите, какими вам представляются царь и царица? Как они относятся друг к другу? (любящими друг друга, верными);

  • Какой, на ваш взгляд, теме посвящена начальная картина сказки? (Теме любви и верности посвящена начальная картина сказки).

А для Пушкина – это главная ценность – человеческая верность и любовь.

Учитель: Как развиваются дальнейшие события? (Царь женится на другой).

Царица-мачеха

Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Учитель:

  • Охарактеризуйте интонацию, какие нотки утрачены? (Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице)

  • Что мы узнаём о внешности героини? (Красивая).

  • На что Пушкин хотел обратить наше внимание, употребив союз «но»? (Описывая красоту царицы, Пушкин тут же противопоставляет внешности внутренние качества.)

У вас на партах лежит лист №1- таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока, сравнивая двух героинь: царицу и царевну. Слайд №3.

Учитель:

  • Какое определение, относящееся к портретному описанию царицы, мы запишем в первой колонке нашей таблицы? (красивая)

  • Каким словом можно передать характер героини? (своенравная)… Записывают в таблицу.

  • Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая красота? (нет).

  • Какой волшебный предмет был дан царице в приданое? («Ей в приданое дано

Было зеркальце одно…»

Посмотрим инсценировку отрывка из сказки, подготовленную вашими одноклассниками.

Учащиеся показывают инсценировку отрывка:

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С. ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

Учитель.

  • Как в этой сцене раскрывается характер героини? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте. Именно это её радует сверх меры, кроме пригожести её ничего не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая.)

  • Что символизирует в данном случае зеркало? (Зеркало символизирует тщеславие, самомнение, самолюбование, гордыню, спесь)

  • Что оно отражает? (Внешнюю красоту и внутреннее уродство)

Первый замысел царицы.

Между тем, что мы узнаём о молодой царевне? Какими словами описывает автор новую героиню?

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла.

Поднялась — и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисеи.

Учитель.

  • Красива ли она? (Да)

  • Есть ли прямая оценка этой красоте? (Нет)

  • Как Пушкин даёт нам понять о её внешней красоте? («расцвела»)

  • В каком сочетании чаще всего встречается глагол «расцвела»? (В природе: цветок, черёмуха, сирень, яблоня, вишня…)

Запишем в графу таблицы: портретное описание царевны. (Красива)

Учитель. Говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю:

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

  • Как вы думаете, какое слово, характеризующее царевну, мы должны записать в таблицу? (Кроткая) Записываем в таблицу.

Учитель.

  • И вдруг происходят неожиданные события. Какие? (Царица узнает от зеркала, что царевна красивее её)

  • Как ведет себя царица, узнав правду? (Разозлилась, разбила зеркальце, решила погубить царевну)

  • Почему же зеркальце разбито? (Оно вдруг сказало правду! Единственное, что беспокоит мачеху, — красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент всё изменилось -она вторая.)

  • Что же замышляет царица? (избавиться от царевны, отдать на съедение волкам)

Как характеризует этот поступок мачеху? (жестокая, злая, завистливая, эгоистичная, грубая…) Запишем в таблицу слово «злая».

  • Кому приказывает царица осуществить свой замысел? (Чернавке.)

  • Кто такая Чернавка. (служанка для черной работы)

Толкование слова «чернавка», значения слова «чёрный» — цвет сажи, угля;

— физически тяжёлый, грязный труд;

— перен. горестный, безрадостный, тяжёлый

— перен. преступный, злостный, коварный)

В лесу.

Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя.

  • Какое решение принимает Чернавка? Отпускает царевну)

Почему? (Та, в душе ее любила)

Мачеха успокоилась, считая молодую соперницу мёртвой

Во дворе переполох, всё царство взволновалось:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

  • Кто отправляется на поиски юной царевны? (Королевич Елисей)

У богатырей.

Тем временем …невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

  • Кто встречает её у ворот? (Пёс Соколко);

  • Как он себя ведёт при виде царевны? (Рад её появлению, ласкается, понимает, что это добрая гостья- животных не обманешь, у них особое чутьё.) Запишем в таблицу слово «добрая», относящееся к характеристике царевны.

  • Как царевна поняла, что в тереме живут добрые люди? (по обстановке дома, наличию икон…)

Пушкин далее показывает, как старательна героиня: Подтвердите словами из текста:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Все работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать удивила царевна семерых братьев.

  • Какое слово, характеризующее царевну, мы запишем в таблицу? (трудолюбивая)

  • Обладает ли этим качеством царица-мачеха? (Нет)

  • Какое слово её характеризует? (Ленивая)Запишем в таблицу это определение.

  • На основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь, умение себя держать);

Какие слова подтверждают её воспитанность, порядочность, деликатность?

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

……………………………………………….

От зелёного вина отрекалася она…

……………………………………

Пирожок лишь разломила,

Да кусочек прикусила,

  • За что полюбили богатыри царевну? (За добродетель, трудолюбие, за тихий, беззлобный характер)

  • Богатыри сватаются по народному обычаю. Царевна удивлена и испугана просьбой семерых богатырей. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может. Почему? (Она помолвлена с королевичем Елисеем)

  • Как данный поступок её характеризует? (Верная в любви)

  • Кого из героинь сказки она нам напоминает? (Мать)

Богатыри оценили поступок царевны и не обиделись на отказ.

Разговор с Чернавкой.

  • Куда переносит нас дальнейшее действие сказки? (Далее действие сказки переносит нас во дворец, где злая царица уже знает, что красавица – соперница жива.)

  • И вновь она принимает страшное решение. Какое?

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

  • Какое значение имеет слово «положила» в современном русском языке? (приказала)

  • Почему мы не употребляем его в своей речи? (устарело)

  • Что же на этот раз придумала коварная красавица? (отравить яблоком)

Передача яблочка.

Самая трагичная сцена сказки — это получение яблока царевной и её смертельный сон.

Чернавка, переодетая старухой – богомолкой, на этот раз не может помочь юной деве, так как её жизнь тоже висит на волоске. Она передаёт отравленное яблоко царевне.

Прослушаем отрывок из фонохрестоматии.

  • Как ведёт себя Соколко в этот момент? (защищает девушку)

Пёс предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает.

  • Почему царевна не догадывается по беспокойному поведению собаки о недобрых намерениях черницы? (потому что царевна добрая, доверчивая, сама никому никогда не сделала бы зла)

Яблочко.

  • Какие выразительные средства использует автор при описании яблочка? (эпитеты, сравнение)

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

Как же не съесть такого чудесного яблочка? Зло свершилось и восторжествовало. Царевна мертва.

  • Ребята, как вы думаете, что символизирует яблоко? (опасность)

Яблоко символизирует вечность, жизнь. Царица наполняет яблоко ядом, отравляет жизнь и губит её.

  • А разве в народной сказке зло побеждает добро? (Нет)

Тогда и нам не стоит отчаиваться. Пушкин следует народным традициям. Значит, сказка не окончена, впереди счастливый конец.

  • Горе охватило семерых богатырей, С какими словами они склонились над ней?

Спи во гробе.

Вдруг погасла, жертвой злобе,

На земле твоя краса…

Прослушаем отрывок из романса Александра Бородина «Спящая княжна»:

  • Какие чувства охватывают вас при прослушивании романса? (скорбь, тоска, печаль)

  • Какие создаются ощущения? (Вдохните застылости, неподвижности, покачивания, свойственного колыбельной песне)

Поиски царевны королевичем Елисеем.

Тем временем королевич Елисей отчаянно разыскивает свою невесту.

Физкультминутка:

  • Встаньте. Представьте, что вы в чистом поле.

  • Поднимите руки и потянитесь к солнышку.

  • Поймайте ветер, пошевелите пальчиками, почувствуйте дуновение ветерка…

  • Вдохните полной грудью аромат свежего воздуха

  • Опустите медленно руки и выдохните.

  • Сядьте, расслабьтесь…

  • Закройте глазки.

  • Представьте себе картину, как королевич Елисей скачет на своем верном коне в поисках невесты.

В это время появляется ученик, играющий роль Елисея.

Ребята, откройте глаза. Посмотрите, кто перед нами? (Елисей- ученик).

Учитель: «Королевич Елисей, к кому ты обращался за помощью в поисках невесты?

Ученик: «И к Солнцу, и к Месяцу я обращался. Но они не знают, где царевна. Последняя надежда — это Ветер!» Инсценировка эпизода сказки: обращение Елисея к Ветру.

  • Ребята, понравилось ли вам, как наши артисты передали интонацией чувства героя?

(Обращается к Солнцу с отчаянием, затем возникает надежда, он мчится к Месяцу; к Месяцу — «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру – «кинулся, взывая», очень огорчён, разочарован.)

В основе обращений королевича Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру лежат языческие, мифологические представления наших предков о силах природы. Соединение христианских традиций и языческих составляет особенности нашего христианства, которое называется православным.

  • Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый в достижении цели)

  • Что движет им? (Любовь)

Ребята, в трудные минуты жизни не надо унывать, терять врем, а надо быть упорным, настойчивым, смелым.

За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мёртвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива.

  • Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? (Да)

  • Справедливо ли наказана царица – мачеха? (Да).

  • Что с ней случилось? («Тут ее тоска взяла,

И царица умерла»).

Что и подтверждают слова Шота Руставели:

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт! Слайд №4

Сравнительный анализ материала, представленного в таблице. Слайд №5

Ребята, на протяжении урока мы сравнивали двух героинь: царицу – мачеху и царевну. Мы видели авторское отношение к ним, которое Пушкин передает через их прямую характеристику, через их поступки, речь, через отношение к ним других персонажей.

  • Обратимся к нашей таблице и подумаем, какая героиня олицетворяет собой зло, а какая добро? Обоснуйте свой ответ. (дети называют отрицательные качества царицы и положительные царевны, делают выводы)

Действительно, как говорила поэтесса Елизавета Резникова:

Зло изворотливо, коварно, скрытно,

Добро же простодушно и открыто.

Елизавета Резникова (эпиграф к уроку №1)

  • Кто же является идеалом для А. С. Пушкина? (царевна)

  • Какими качествами, по мнению поэта, должна обладать женщина? (красивая, добрая, милосердная, честная, верная, трудолюбивая, милая, скромная, кроткая, терпеливая, добродетельная, верующая, любящая)

  • А в каких народных сказках и литературных произведениях мы уже сталкивались с такой характеристикой героини? («Василиса Премудрая», «Золушка» Ш. Перро, «Морозко», «12 месяцев» С. Я. Маршака…)

Получается, что идеальная героиня А. С. Пушкина похожа на героиню народной сказки, то есть в понимании и народа, и автора такой должна быть женщина, жена. Слайд № 6

А. С. Пушкин в письме к своей жене Н. Н. Гончаровой в 1833 году писал: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, — а душу твою люблю я ещё более твоего лица.»

Заключение.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы увидели, как на примере женских образов, на основе их противопоставления, автор поднимает вечную проблему: противостояние добра и зла в мире и в душах людей, а также воспевает настоящую женскую красоту, которая заключается во внутренней душевной красоте.

Итоги урока. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «На кого из героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» вы хотели бы быть похожи?» Обоснуйте свой ответ.

Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»»

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Формировать умение прогнозировать текст.

2. Коррегировать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование:

1. Портрет А. С. Пушкина.

2. Кроссворд.

3. Таблички слов: “Зачин”, “Концовка”, “Волшебство”, “Трёхкратные повторы”.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Определить эмоциональный фон обучающихся. Его корректировка.

2. Вступительная беседа.

У. Какому писателю посвящены эти строки?

Смуглый отрок бродил по аллеям
У озёрных глухих берегов.
И столетия мы леем
Еле слышный шелест шагов.

А. Ахматова.

Д. А. С. Пушкину.

У. Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?

Д. 6 июня 1799 г., в Москве.

У. Как звали няню поэта?

Д. Арина Родионовна.

У. Где учился А. С. Пушкин?

Д. В Царскосельском лицее.

У. С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

Д. В. А. Жуковским.

У. Какие стихи Пушкина вы помните наизусть?

Д. Туча. Няня. Осень.

3. Проверка домашнего задания.

У. Прочитайте стихотворение “Осень” наизусть.

Д. Чтение стихотворения 1-м учеником наизусть.

У. Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения?

Д. Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

Д. Чтение стихотворения 2-м учеником наизусть.

У. Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению?

Д. Позднюю осень.

4. Постановка цели урока.

У. А. С. Пушкин писал произведения разных жанров. С ними мы и познакомимся на уроках литературного чтения.

Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы?

Д. Это сказка.

У. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

У. Хорошо ли вы знаете, эти сказки мы сейчас проверим, разгадав кроссворд (РИСУНОК 1).

1. Как старуха называла старика в сказке “Золотая рыбка”? (Простофиля)

2. Птица, которая была посажена на спину для охраны границ. (Петушок)

3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

4.

Пристают к заставе гости
…. Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

5.

Глядь: опять пред ними землянка,
А пред нею разбитое …(Корыто)

6.

И послушалась…. . 
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)

У. Какое слово объединяет все отгаданные слова?

Д. Сказка.

У. Молодцы, справились с заданием.

5. Работа над сказкой.

У. Кто догадался тему нашего урока?

Д. Мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

У. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.

У. Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой мы разберём значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

Чтение учителя.

Учебник: “Родная речь”, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий Москва “Просвещение” 2004г. Стр. 97 – 98.

У. Ребята, я прочитаю вам начало сказки, а вы следите по учебнику и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

У. С какими героями сказки вы познакомились?

Д. Царь, царица, дочь.

У. Какое время года описывается в данной части?

Д. Зима.

У. Сколько месяцев ждала царица своего царя?

Д. 9 месяцев.

У. Какое чудо произошло накануне Рождества?

Д. Родилась у царя дочь.

У. Когда воротился царь-отец?

Д. Рано утром.

У. Что произошло с царицей?

Д. Умерла.

У. Через сколько времени царь женился на другой? (

. Через год.

У. Что обычно происходит в сказках с девочками, у которых появляется мачеха?

Д. Мачехи отрицательно относятся к своим падчерицам.

Физкультминутка.

У.

Вы, наверное, устали?
НУ, тогда все дружно встали. 
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся, (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись. 
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем. 
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

Прогнозирование содержания сказки.

У. Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?

Д. Злая царица погубит царевну.

Самостоятельное чтение учащимися. Стр. 99.

У. Ребята, вы сейчас самостоятельно прочитываете текст и готовитесь к выборочному чтению.

Выборочное чтение. Стр. 99.

У. Найти и прочитать описание царицы.

Д.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

У. Что было дано ей в приданое?

Д.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;

У. Какое свойство имело зеркало?

Д.

Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

Чтение по цепочке и хором. Стр. 100.

У. Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части и подготовьтесь отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

У. Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

Д. Царицу с зеркалом.

У. Какой была молодая царица?

Д. Белолица, черноброва.

У. Как звали её жениха?

Д. Елисей.

У. Какое приданое приготовил царь своей дочери?

Д. Семь торговых городов, да 140 теремов.

У. Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

Д. Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

У. Как повела себя царица с зеркалом?

У. О каком качестве царицы этот поступок говорит?

Д. Злость, зависть.

У. Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

У. Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие поступки?

Д. Злые, низкие, мстительные.

6. Итог урока.

У. Понравилась ли вам сказка?

Д. Да.

У. Какие чувства вы испытывали при чтении сказки? Почему?

Д. Чувства страха, грусти.

У. В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно? Почему?

Д. Смешно, когда царица злилась на зеркало. Страшно то, что злая царица хочет погубить царевну.

У. С каким настроением уходим с урока?

Д. Прекрасным, радостным, весёлым.

Домашнее задание.

У. Подготовить выразительное чтение и нарисовать иллюстрацию.

  • Урок 10 вся моя биография в моих сочинениях жизнь и творчество и с тургенева
  • Уравнять шансы как пишется
  • Уральские пельмени между сказкой и болью
  • Уральск на английском как пишется
  • Уральские рассказы читать мамин сибиряк