Урок 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях фгос

5 класс урок 18. тема. а.с.пушкин. сказка о мртвой царевне и о семи богатырях. цель: выявить народную основу сказки

5 класс

Урок № 18.

Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

  • развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне».

2.Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?

— Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

— Составьте цитатный план.

  • «Царь с царицею простился..»

  • «Царь женился на другой..»

  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»

  • «А царевна все ж милее..»

  • «Вот Чернавка в лес пошла..»

  • «Будь нам милая сестрица»

  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»

  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»

  • «В руки яблочко взяла»

  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»

  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»

  • «Свадьбу тотчас учинили»

III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Анализ содержания сказки.

2.1. Слово учителя об истории создания сказки.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.

2.2. В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.

2.3. Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».

— Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

— Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).

2.4. Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».

— Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).

— Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла).

— Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).

— В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).

— Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).

2.5. Слово учителя.

Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.

2.6. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».

— Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).

— Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).

— С кем сравнивает поэт царевну?

— Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.

— Почему мачеха решила расправиться с царевной?

2.7. Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».

— Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?

— Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?

2.8. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к царице?

2.9. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.101 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

2.10. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».

— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

2.11. Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.

— Каково лексическое значение слова «богатырь»?

— Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?

2.12. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

2.13. Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».

— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?

2.14. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».

— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

— Почему так подробно описывает автор яблочко?

— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

2.15. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».

— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

— Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?

IV. Подведение итогов урока.

— В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

— от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

— от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

6

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  2. Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы. Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны. Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.

  2. Описание внешности.

  3. Черты характера.

  4. Отношение к окружающим.

  5. Отношение окружающих к героине

  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Снятие утомления с глаз. Слайд 9

6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: города Липецка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературы в 5-м классе «Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»» в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование

Предмет _______________Литература__________________________________ Класс ____5___________________________________

Автор УМК В.Я. Коровина

Тема урока

Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тип урока Урок открытия нового знания

Планируемый

результат

Создание проекта

(продукт

практической

направленности).

Таблица к уроку

Предметные умения

— умение работать с текстом (воспринимать и

анализировать)

-составлять примерный опорный сигнал (таблицу

сравнительной характеристики персонажей)

-находить средства выразительности (эпитет)

— давать характеристики героям

-закрепить знания о художественном образе, эпитете.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Личное совершенствование через

ценностные

ориентиры

(нравственно-этическую

ориентацию).

Положительно

относиться

к

учению,

познавательной

деятельности

Регулятивные

Саморегуляция,

оценка.

Принимать и сохранять учебную

задачу.

Планировать

необходимые

действия, действовать по плану.

Познавательные

Решение

учебно-познавательных

проблем

через

формулирование

проблемы,

поиск

информации,

контроль

и

оценка

процесса

и

результатов деятельности

Коммуникативные

Совершенствование

навыков

работы

в

группе,

парах

(сотрудничество).

Строить

небольшие

монологические

высказывания,

осуществлять

совместную

деятельность.

Основные

понятия

Эпитет, художественный образ.

Организация

пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература и музыка

Индивидуальные

в

составе

группы

Презентация

Литература и живопись

Индивидуальные

в

составе

группы

Основные этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии,

формы

Формируемые УУД

1

Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент

Включение учащихся в

деятельность на личностно-

значимом уровне

Вступительное слово

учителя о настоящих

читателях

Учащиеся читают девиз урока: «Наблюдать,

слушать, думать, находить, доказывать,

запоминать»

Вопросно-

ответное

общение

2

Актуализация знаний и

фиксация затруднения в

деятельности

Повторение изученного

материала (понятие образа),

необходимого для «открытия

нового знания»

Акцентирует внимание

учащихся на отсутствии

темы урока (вместо записи

вопросительный знак)

Что нам предстоит

сделать?

А для этого нужны знания.

Проверим, какие мы

читатели.

Учащиеся приходят к выводу, что тему

нужно будет сформулировать самим в конце

урока.

Работа с тестом (узнавание сказок А.С.

Пушкина по иллюстративному фрагменту

через образы) в сопровождении музыки.

Другой вариант работы – тест, нацеленный на

узнавание сказок по фрагменту текста, но

тоже через восприятие образа.

Взаимопроверка, самооценивание.

Тест

(слайд 1-6)

Анализ объектов с

целью выделения

признаков, подведение

под понятие (П)

Саморегуляция в

ситуации затруднения

(Р)

3

Постановка проблемы,

учебной задачи

Обеспечение восприятия,

осмысление и закрепление

С каким жанром мы

продолжаем работать?

Работа с эпиграфом.

Предлагает закончить

Со сказкой

Учащиеся называют сказку и определяют

ключевое слово в этом отрывке («правда»)

Создание

проблемной

ситуации.

Целеполагание (П)

понятий «образ», «эпитет»

знакомые строки и назвать

произведение («Свет мой,

зеркальце, скажи!…)

Что же мы будем делать

сегодня на уроке?

Что для этого нужно

сделать?

Искать правду в сказке.

Внимательно читать, сравнивать, делать

выводы.

Работа со словарем, поиск определения,

фиксация в тетрадях. Или сами дают

определение понятию «правда», если это не

вызывает затруднений. Вспоминают, что

такое эпитет. Выписывают определение

понятия «образ».

Работа с

определением

Работа со

словарем.

Выражение своего

мнения, аргументация

своего мнения, учет

разных мнений (К)

Поиск, выделение

информации (П)

4

Открытие детьми нового

знания.

С кем мы будем

общаться в сказке? Кто

нам может рассказать

правду о пушкинской

сказке?

Правильно, но не

забывайте, что мы имеем

дело с литературной

сказкой. Можем ли мы

сразу сказать, что перед

нами обыкновенная

волшебная сказка?

Вспомните, что отличает

волшебную сказку, и,

используя свои знания,

докажите или

опровергните мое

утверждение: «Сказка о

мертвой царевне и семи

богатырях» — волшебная

С главными и второстепенными героями, с

автором.

Нет, ее нужно сравнить другими волшебными

сказками.

Составление небольшого монологического

высказывания с использованием знаний по

теме «Волшебная сказка». Учащиеся

рассуждают о необычной концовке

пушкинской сказки, так как нет поцелуя, нет

заклятия. Елисей разбивает хрустальный гроб,

царевна оживает. Есть волшебный предмет –

зеркальце, но не помогает и не мешает

Беседа

Проблемное

объяснение

Ответ

учащихся

Аргументация своего

мнения и позиции в

коммуникации, учет

разных мнений (К)

сказка.

царице.

Есть ситуация выбора у царевны (эпизод с

отравленным яблоком), особые числа (три

раза обращается Елисей к силам природы,

семь богатырей…)

Вывод: сказка необычная.

5

Первичное закрепление во

внешней речи.

Учитель направляет и

координирует работу в

группах.

Вы будете объективны и

бесстрастны, как

волшебное зеркальце в

сказке.

Работа в группах по заданному плану.

Группа 1-2. Сопоставительная характеристика

царицы и царевны.

— описание внешности;

-черты характера;

-отношение к окружающим и отношение

окружающих к героине;

— выбрать колорит для портрета героини или

музыкальные инструменты (учащиеся в роли

художника, композитора)

— найти эпитеты, характеризующие героинь;

— выяснить, какой из образов какому

противопоставлен.

Группа 3-4. Герои сказки глазами автора.

— отношение автора к царевне и царице (через

ключевые сцены);

— положительные и отрицательные герои;

— автор о королевиче Елисее, о царе;

— зачем нужен образ чернавки, можно ли

считать этот персонаж отрицательным?

(в ходе работы учащиеся используют сюжет

и средства выразительности (эпитет)

Выполняют

задания в

группах

(работа в

группе 3-4

рассчитана на

сильных

учащихся)

Аргументация

собственного

мнения

Анализ образа с целью

составления целого из

частей (П)

Выражение своих

мыслей с полностью и

точностью;

формулирование и

аргументация своего

мнения; учет разных

мнений (К)

Контроль, коррекция,

оценка (Р)

Заслушивание выводов,

комментарий учителя.

Учащиеся рассказывают о своих выводах,

опираясь на текст, средства выразительности.

6

Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону

Что вам помогло

справиться с заданием?

Все ли получилось? Над

чем нужно поработать?

Чему научились?

Учитель.

Проверим, внимательными

ли и чуткими мы были

читателями.

.

Говорят о сложностях, удачах.

1.Учащиеся работают в парах, выбирая

эпитеты, характеризующие царевну и царицу

(Слайд 7)

Завистливая, добрая, нежная, капризная,

преданная, милосердная, злая, уважительная.

2.Подбирают слова, характеризующие

отношение доброе, правдивое, равнодушное,

безучастное, объективное,

бесстрастное…автора к героям (Слайд 8)

3. Определяют, образы каких героев автор

считал положительными, а каких –

отрицательными.

Работа с

информацией

по парам

Самооценка;

адекватное понимание

причин успеха или

неуспеха в УД (Л)

Выражение своих

мыслей полно и точно;

Формулирование и

аргументация своего

мнения: учет разных

мнений (К)

7

Включение в систему знаний

и повторение.

Сказка – ложь, да в ней

намек…

Какие уроки мы извлекли?

Кем были на уроке?

На нашем уроке мы были

Учащиеся заканчивают фразу.

Сказка Пушкина очень необычна, не совсем

похожа на волшебную сказку, но она тоже

учит быть добрыми, честными,

милосердными…

Мы видим отношение автора к героям, он

честен.

Внимательными и чуткими читателями

Вопросно-

ответное

общение

Анализируют

работу на

уроке через

самооценку

Контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности (П)

Следование в

поведении моральным

нормам и этическим

требованиям (Л)

бесстрастны, как

волшебное зеркальце, и,

как и А.С. Пушкин, были

честны, говоря о героях.

Сформулируйте тему

урока.

Возможные варианты:

1.Автор и герои «Сказки о мертвой царевне и

семи богатырях»

2.Правда о сказке А.С. Пушкина

3.Герои сказки глазами автора

Учитель

записывает

тему,

выбранную

учащимися

8

Рефлексия. (Э, Д, Р)

Домашнее задание

Оцените свою работу на

уроке

Выполнили ли мы

поставленную задачу?

Домашнее задание по

выбору:

1.

Выучить

понравившийся

фрагмент сказки

2.

Нарисовать рисунок

Учащиеся выбирают:

1.

На уроке я работал достаточно …..

активно/неактивно

2.

Своей работой на уроке …..

доволен/недоволен

3.

На уроке я устал/не устал

4.

Мое настроение стало лучше/хуже

— Да

Самооценка

своей работы

Оценивание

классом своей

работы

Запись

домашнего

задания (по

выбору) в

тетрадь

(создать коллаж), в

котором

присутствует образ

автора и герои

«Сказки о мертвой

царевне и о семи

богатырях»

3.

Найти пословицы,

отражающие

качества

полюбившегося

героя сказки.

План – конспект урока литературы в 5 классе
«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне
и семи богатырях» А.С. Пушкина и
«Спящей царевны» В.А. Жуковского»

Автор: Сиякина Нафиса Равиловна

Организация: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Тетюши

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цели:

Деятельностная: Формировать умения сравнивать, обобщать выводы о сходствах и об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Содержательная: изучить сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», рассмотреть сходства и отличительные особенности авторских сказок на примере произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро» и «зло», «долг», «совесть»; воспитание любви к авторским и народным сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ученик научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров действий в новом учебном материале;

Ученик получит возможность осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД: развивать умения анализировать и сравнивать изученные сказки между собой, соотносить их с народной сказкой; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в учебнике и словаре; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.

Коммуникативные УУД: ученик научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме;

ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Предметные: знать содержание сказок; владеть литературоведческими терминами «сравнение», «народная и литературная сказка»; уметь воспринимать, анализировать и сопоставлять авторские сказки; уметь формулировать идею, проблематику произведений и давать характеристику героям.

Необходимое оборудование: Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. – ООО «ТИД «Русское слово», 2011

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Всякое уменье трудом дается

Ученик. Я думаю, эта пословица гласит: чтобы уметь выполнять разные дела, нужно этому учиться.

Ученик. А я считаю, что для этого мы в школе должны хорошо учиться, много трудиться.

Ученик. Я хочу добавить, что только благодаря упорному труду можно научиться всему.

Учитель. Вы готовы трудиться? Готовы начать урок?

Ученик. Готовы.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Проверим домашнее задание. Вам было дано задание на выбор: Составить цитатный план сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» или ответить на вопросы. Ребята, составившие цитатный план, садятся по правую руку от меня, а те, кто подготовил ответы на вопросы – по левую руку. Слово предоставляется группе, которая составила цитатный план. Отвечает капитан группы.

Ученик. Мы составили следующий план:

«Царь с царицею простился…»

«Царь женился на другой…»

«Но царевна молодая, тихомолком расцветая…»

«А царевна все ж милее…»

«Вот Чернавка в лес пошла…»

«Будь нам милая сестрица…»

«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»

«…Нищая черница ходит по двору с клюкой…»

«В руки яблочко взяла»

«…Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

«Гроб разбился. Дева вдруг ожила…»

«Свадьбу тотчас учинили…»

Учитель. Прослушаем ответы тех, кто отвечал на вопросы. Слово предоставляется второй группе. Первый вопрос: Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

Ученик. Читая сказку, мы приобщаемся к волшебству, забываем о неприятностях, переносимся в чудесный мир. Начиная с присказки, мы ждём развития событий, а потом спешим дочитать до конца, когда зло наказано, а герои празднуют победу. Испытания персонажей заставляют нас переживать за них, злобные выходки отрицательных героев будят чувство справедливости, негодования. В сказке Пушкина мы ещё и окунаемся в мир поэзии, легко читая необыкновенно красивые стихи. Настроение меняется по мере происходящих событий. Жалость к сироте царевне сменяет возмущение поступками злобной мачехи. Переживая, отправляемся на поиски вместе с королевичем Елисеем, благодарим ветер за помощь, солнышко и месяц-за наблюдательность. Опечаливает гибель Соколко, пёс не спас царевну, горюем с богатырями, потерявшими сестру названую. Но потом нас охватывает радость, Елисей спас царевну. Наступает время веселья-пир на весь мир. Настроение замечательное, добро торжествует. Нас наполняет оптимизм, жизнь полна чудес и волшебства.

Учитель. Послушаем ответ на второй вопрос. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Ученик.

Как герой этой сказки, нам больше всего понравилась сама царевна. Она красивая, нежная, добрая, хозяйственная и красивая.

Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства, потому что она коварная, сварливая и мстительная. Ведьма отличается от всех героев этой сказки.

Учитель. Молодцы, все выполнили домашнее задание. А теперь скажите, на какое произведение похожа эта сказка?

Ученик. Мы затрудняемся ответить.

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1.Выполнил домашнее задание

2. Активно работал в группе

3. Выполнял свои обязанности

4. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения, но ты справился

— у тебя не получилось работать в группе

5.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Обратимся к изображениям на экране. Кого видите? Слайд №2.

Ученик. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. А что изображено ниже?

Ученик. Это кадры из мультфильмов по мотивам сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Учитель. Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить?

Ученик. Будем говорить о сказках В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Слайд №3.

Учитель. А теперь прочитайте вопросы на экране. Слайд №4.

Ученик. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?

Ученик. В данных сказках больше различий, чем общего?

Ученик. Какая из сказок ближе к народной?

Учитель. Мы можем с вами ответить на вопросы, которые выведены на экран?

Ученик. Нет, мы затрудняемся.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы? Ученик. Мы будем анализировать текст, сравнивать образы героев.

Ученик. Будем учиться находить сходства и различия народных и авторских сказок.

Ученик. Мы узнаем какая из этих сказок ближе к народной.

Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – сопоставить «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящую царевну» В.А. Жуковского». Слайд № 5

V. Реализация построения проекта.

Словарная работа

Учитель. Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение?

Ученик. Сравнивать – значит находить различия и схожесть.

Учитель. Правильно ребята. Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов и запишем новое определение в словарик.

Ученик. Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия. Слайд №6.

Учитель. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина сказки — русские народные, у Жуковского тоже русские народные сказки. Чудное дело!»

Да, именно сказку, подобную народной должен был написать каждый из великих поэтов. Слайд №7.

Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. Слайды № 8,9.

Эталон

Урок 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях фгос

Ученик. Мы составили кластер, где указали такие отличительные черты народных сказок: борьба добра и зла, бывают положительные и отрицательные герои, есть зачин и концовка, написана в прозе.

Учитель. А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. (На экране слайд № 10)

Учитель. Ребята, что входит в предмет сравнения?

Ученик. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения.

Урок 5 класс пушкин сказка о мертвой царевне и семи богатырях фгос

Парная работа. Слайды №11,12.

Учитель. Сравнение названия сказки проводим по структуре «Таймд пэа шэа» в парах. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок.

Ученик. У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник).

Ученик. У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (свое название).

Ученик. В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Учитель. А какие различия есть в названии?

Ученик. Царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

Учитель. Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Из каких сказок брали сюжеты В.А. Жуковский и А.С. Пушкин? Слайд №13

Ученик. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Ученик. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах.

Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

Учитель. Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? Чтобы ответить на этот вопрос составьте схему из предложенных карточек с понятиями.

Карточка №1.

Разложите понятия в виде цепочки-связи.

Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к карточке №1.

Прослушивание народной сказки — запись сказки — обработка сказки — авторская литературная сказка.

Учитель. Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде») и заполняем таблицу. Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.

Карточка №2. Слайд №14

Совпадения в сюжете сказок

Различия в сюжете сказок

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Слайд №15.

Эталон к карточке №2.

Совпадения в сюжете сказок

Различия в сюжете сказок

  1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.
  1. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.

3. Зло совершают женщины: старуха-чародейка и царица-мачеха.

4. Царевны пробуждаются – оживают.

5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).

6. Царевны обе красавицы.

7. Женитьба спасителей на царевнах.

1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я чародейка — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация), у Жуковского – уснула (романтические мотивы).

4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю), у Жуковского — 300 лет спала.

5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку), царевичу Жуковского помогает старик.

6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте, у Жуковского – спит дома.

7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок), у Жуковского — веретено.

8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла, у Жуковского злая колдунья исчезла.

Физкультминутка. Слайд № 16.

Учитель. Ребята, а место действия в сказках разные или одинаковые?

Ученик. Разные, у Жуковского – дворец, бор, у Пушкина – дворец, терем в лесу, пустая гора.

Учитель. Правильно, молодцы. Теперь оцените свою работу на данном этапе.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Какой следующий аспект сравнения?

Ученик. Композиция.

Учитель. Назовите основные элементы композиции.

Ученик. Завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. Слайд №17.

Учитель. Давайте сравним сказки по этому аспекту. Слайд №18.

Для этого проведем групповую работу. 1 группа работает с текстом сказки В.А. Жуковского (стр.71), вторая – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)

Ученик. Композиция сказок похожа: в обеих, как и в народных есть зачин.

Учитель. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского. (1 группа)

Ученик. (читает)

Жил-был добрый царь Матвей,

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет,

А детей все нет, как нет. (стр. 71)

Учитель. А теперь его найдём в сказке А. С. Пушкина. (2 вариант)

Ученик. (читает)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна. (стр. 95)

Учитель. Давайте найдем в сказках завязку.

Ученик. У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (чтение стр. 71).

Ученик. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи. (чтение стр. 96)

Учитель. Ребята, а как развиваются действия в сказках?

Ученик. У Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

Ученик. У Пушкина: сватание царевны — девичник- гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме семи богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Учитель. Зачитайте то место, которое является ключевым моментом – кульминацию в сказке Жуковского.

Ученик. На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал. (стр. 80)

Ученик. У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила. (стр. 110)

Учитель. Молодцы, все правильно. А какие строчки зачитаете в качестве концовок сказок?

Ученик. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало. (стр. 81)

Ученик. У Пушкина: И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил. (стр. 112)

Учитель. Ребята, а что общего вы видите в форме произведений? Слайд № 19.

Ученик. Сказки написаны в стихотворной форме.

Учитель. Что различного?

Ученик. Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

VII этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Давайте проверим полученные знания. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «Да-нет».

Вы ставите знак + если согласны с утверждением.

Вы ставите знак — если не согласны с утверждением в таблицу.

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского литературные сказки.
  2. В этих сказках главной героиней является царица.
  3. Главная мысль сказок выражена пословицей: «Добро не умрет, а зло пропадет».
  4. В основе создания характеров героинь лежит прием сравнения.
  5. В данных сказках есть композиционные части: присказка, зачин, кульминация, концовка.
  6. Царица придумала расправиться с Царевной с помощью отравленного персика.
  7. Чародейка предсказала, что Царевна заснет, вкусив яблоко.
  8. Житие – жанр литературы, в котором рассказывается о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

+

Не знаем

Учитель. Почему вас затруднило последнее утверждение?

Ученик. Мы не знаем, что такое житие.

Учитель. Правильно. Это мы будем рассматривать на следующем уроке. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

  1. балла — нет ошибок; 1 балл — 1-2 ошибки; 0,5 балл — 3 ошибки; 0 баллов — 3 ошибки

VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Ребята, какую учебную задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить? Слайд №20

Ученик. Итак, на сегодняшнем уроке мы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты.

Ученик. Мы выяснили, какая из сказок ближе к народной, это сказка А.С. Пушкина. Во-первых, троекратный повтор. Царица 3 раза обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов.

Ученик. Во-вторых, как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей, королевич Елисей). Учитель. Слайд №21. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.

  • . Предлагаю составить синквейн, связанный с главными образами двух сказок.

Ученик. (А.С. Пушкин)

Царевна
Добрая, скромная.
Любит, ждет, помогает.
Познакомилась с семью богатырями.
Сказка.

Ученик. (В.А. Жуковский)

Царевна
Добрая, кроткая.
Покоряется, верит, надеется.
Прекрасный образ невесты и дочери.
Красавица.

Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.

1 б. – если активно работали на этом этапе урока,

0,5 б. – если отвечали, но не на все вопросы,

0 – если не участвовали в беседе.

IX этап. Этап рефлексии

Учитель. Я хочу узнать ваши впечатления от урока и чему сегодня вы научились. Для этого продолжите фразы:

Я научился…

Я узнал на уроке….

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Ученик. Я научился сравнивать героев произведения.

Ученик. Мне было трудно, когда писали графический диктант.

Ученик. Я узнал, как анализировать произведение.

Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу, особенно, когда нужно было по тексту найти информацию о сходстве и различии в сюжетах сказок.

Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?

Учитель. Слайд №22. Запишите домашнее задание:

1. Придумайте свою небольшую сказку;

2. Выучите наизусть понравившийся отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (25-30 строк).

3. Напишите мини-сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?»

Учитель. Слайд №23. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Список используемой литературы
1. Меркин Г.С. Литература. 5 класс. — М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011.
2. Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
3. Мультимедийное приложение к учебнику «Литература. 5 класс» Г.С. Меркина.
4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2011.
5. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс». — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
6. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс».

Приложения:

  1. file0.pptx.zip.. 4,3 МБ

Опубликовано: 01.12.2019

  • Урок 5 класс жуковский сказочник сказка спящая царевна
  • Урок 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях истоки сюжета поэтика сказки
  • Урок 10 вся моя биография в моих сочинениях жизнь и творчество и с тургенева
  • Уравнять шансы как пишется
  • Уральские пельмени между сказкой и болью