Урок 2 класс белорусская сказка пых

Урок литературного чтения во 2 классе.белорусская народная сказка пыхлюбовь николаевна азина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории мбоу гимназия 10

Урок литературного чтения во 2 классе.
Белорусская народная сказка «Пых»
Любовь Николаевна Азина, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ»  E-mail azina-ln@mail.ru
Задачи урока:
Учить осмысливать содержание текста;
Развивать умение наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их поступки;
Учить выразительному чтению диалогов, передавая характер
персонажей;
4. Формировать уважительное отношение к народам разных национальностей. Воспитывать культуру межнационального общения.
Планируемые достижения учащихся:
— формирование умения выделять главную мысль в тексте;
— формирование умения характеризовать героев на основе текста
и иллюстраций;
— умение работать в группе;
— формирование умения сравнивать и обобщать.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
Организационный момент:
Быть должны всегда в порядке:Ручки, книжки и тетрадки.А девиз у нас такой:«Все, что надо, — под рукой!»
Вступительное слово учителя:
Вот я вижу добрые лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По классу крадутся (сказки)
Игра «Угадай сказку»
Он от бабушки ушёл,И от дедушки ушёл,Песни пел под синим небом,Для лисы он стал обедом. (Колобок)
Нравом зол, цветом сер,Семерых козлят он съел.(Волк и семеро козлят)
Бабушка за дедушкуУхватилась крепко:«Ох, никак не вытянуть,Помогите, детки!»Добрые помощникиСкоро набегут,Победит упрямицуОбщий, дружный труд
(Репка)
У Алёнушки сестрицыУнесли братишку птицы,Та с подружками играла,Братца Ваню проморгала.(Гуси-лебеди)
Что за гостья в дом пришла,
К трём лесным медведям?Там поела, попила,В трёх кроватях поспала,А хозяева вернулись – Еле ноги унесла!(Три медведя)
— Что объединяет эти сказки? (это народные сказки)
Народные сказки имеют огромное значение для детей. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои традиции. В сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы. – А почему сказки называют народными? Сказки, каких народов вы читали?
Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой.
Предлагаю вам выполнить задание в парах. Откройте учебник на с. 68 Прочитайте название сказки.
Определите, является ли эта сказка народной. Какой народ сочинил её? Что означает слово «пых»? Если вы не знаете ответ на вопрос, где можно найти информацию?
Значение слова «пых» в толковом словаре русского языка: пыхтение, сопровождающееся соответствующими звуками. Употребляется при обозначении звуков, издаваемых при пыхтении. Сказку сочинил белорусский народ. На что вы обратили внимание в названии народа?
В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. Что бы вы ещё хотели узнать о белорусском народе? Презентация «Беларусь»
В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.
Физкультминутка
Первоначальное знакомство со сказкой «Пых»
Демонстрация слайдов с иллюстрациями к сказке. Чтение текста учителем. Обсуждение в парах: сказка это или рассказ?
Назовите героев этой сказки. На сколько частей можно разделить этот текст? Прочитайте отрывок, в котором говорится, как вёл себя дед. Найдите отрывок, в котором описывается поведение бабки. Прочитайте, как вела себя Алёнушка.
Какое словосочетание требует уточнения?
Едва ноги унёс (убежал от погони) Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? Какой пословицей можно выразить смысл этой сказки?
У страха глаза велики (русская пословица)
Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)
Не ходи в лес, коли зайца боишься. Трусливому зайцу и пенёк – волк.
Робкого и тень страшит. (Человек, охваченный страхом, видит опасность там, где её нет)
Сделайте вывод: что общего у русского и белорусского народов?
У русского и белорусского народов много общего: народные сказки, пословицы, одежда, жилище. Поэтому, какой бы национальности не был человек, мы должны уважительно относиться ко всем. Уважать историю, культуру, традиции и обычаи другого народа. Все народы должны жить в согласии и дружбе. Народная мудрость гласит:
Дружба народов сильнее бури, ярче солнца.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть.
Но дружба народов вечна и нерушима.
Чтение стихотворения:
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Подводя итог урока, я предлагаю вам, ответь на вопрос: чему вас научил этот урок? Используйте в своих ответах фразы:
Сегодня я узнал., я научился, меня удивило., урок дал мне для жизни, мне захотелось, расскажу дома, что
Рефлексия: оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.



Сказка Пых

Жили-были дедка, бабка да внучка Аленка. И был у них огород. Росли в огороде капуста, свеколка, морковка и репка желтенькая. Захотелось однажды дедусе репки покушать. Вышел он в огород. Идет-идет, а в огороде жарко да тихо, только пчелки жужжат да комарики звенят.

Прошел дед грядку с капустой, прошел грядку с свеколкой, прошел грядку с морковкой…

А вот и репка растет.

Только наклонился, чтоб репку вытащить, а с грядки кто-то как зашипит на него:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли это, дедка? Не за репкой ли пришел?

Испугался дед и бежать. Бежит мимо морковки, бежит мимо свеколки, аж пятки сверкают. Еле-еле до хаты добрался. Сел на лавку, отдышаться никак не может.

— Ну что, дед, принес репку?

— Ох, бабка, там такой зверь страшный сидит, что я еле ноги унес!

— Оставь ты, дед! Я сама пойду, уж, верно, репку принесу…

И пошла бабка в огород.

Шла-шла бабка мимо грядки с капустой, мимо грядки с свеколкой, мимо грядки с морковкой. Идет бабка, торопится.

back to menu ↑

Паровозик Пых

Однажды Лёне подарили железную дорогу. Всё в ней было совсем как настоящее: и рельсы, и станция с перроном, и переезд, возле которого стоял семафор. Красный огонёк семафора предупреждал: стой! Путь закрыт! Зато, когда загорался зелёный свет, можно было ехать дальше. За переездом начинался лес из пушистых, пластмассовых ёлочек. В лесу протекала речка, через которую перекинулся горбатый мостик. На железной дороге работал красивый, маленький паровозик. С утра на перроне толпились игрушечные зверята: мишки, зайчики, собачки и даже розовый слон. Всем хотелось покататься. Паровозик подъехал к станции и радостно поздоровался: — Ту, ту! Пассажиры бросились занимать места. Розовый слон вежливо пропускал тех, кто меньше него. Он полез в вагон последним, но все места оказались заняты. — Ничего. Поедешь позже, — успокаивали его зверята. — Хорошо, — вздохнул розовый слон. Он стоял и грустно смотрел, как другие собираются в путь. От печали уши у него опустились, как будто завяли. Паровозику стало жалко слона, и он сказал: — Нет, так не пойдёт. Хорошее дело нельзя начинать с обиды. Слон поедет вместе со всеми. — Но ведь он такой большой. Нам будет тесно, — загалдели пассажиры. Ничего. В тесноте, да не в обиде, — успокоил их паровозик. Зверята потеснились. Слон ещё больше порозовел от счастья и уселся возле окошка. Все удобно расположились, но груз оказался нелёгким. — Пых, пых, пых! — отдувался паровозик, стараясь сдвинуться с места. — Наверное, тебе тяжело, — забеспокоился слон. — Мне будет гораздо тяжелее, если я потеряю друга, — сказал паровозик и запыхтел сильнее прежнего: — Пых, пых, пых… Наконец колёса закрутились, и он покатился по рельсам, всё больше набирая скорость. — Ура! Да здравствует паровозик Пых! — весело закричали все. Так паровозик получил своё имя

ТАЙНА

Пых очень любил свою работу и готов был бегать по рельсам днём и ночью. Но с наступлением темноты всеукладывались спать, даже игрушки. Паровозик стоял возле станции и думал о том, как хорошо прошел е первый рабочий день. Вдруг он услышал Ленин голос. — Не хочу спать! Не буду! Я хочу играть. Каждый раз, когда мама укладывала Леню в кровать, он начинал капризничать. Паровозик еще знал, что не всегда надо брать пример с хозяина, по этому он решил во всём подражать Лёне. — Не хочу спать. Не буду, — запыхтел он, когда в квартире погасили свет и все уснули. Неожиданно дверь приоткрылась, и в детскую шёл пушистый, рыжий кот Яша. Он считал себя в доме главным. Когда все ложились спать он делал обход чтобы убедиться, что всё в порядке. Днем Пых был так занят что Яша решил отложить знакомство до вечера. Кот подошел к паровозику, обнюхал его и сказал. — Значит ты и есть наш новый жилец. — Да. Меня зовут Пых. А ты кто? — спросил паровозик. Яков Васильевич Барсиков. Для друзей просто Яша. Я тут хозяин. — А я думал, что хозяин — Лёнин папа, а Лёнина мама — хозяйка, — удивился Пых. — Глупости. Скажи, пожалуйста, кто кому рыбу и мясо носит: они мне или я им? — Они. — А кто кого по шёрстке гладит, за ушками чешет? — Они тебя. — Вот и выходит, что они у меня в услужении, сказал Яша и сладко зевнул. — А теперь пора спать. — Не хочу и не буду, — заупрямился паровозик. — Почему? — спросил кот. — Если я усну, то пропущу самое интересное. — Какой же ты глупый! Неужели ты не знаешь тайну? — Какую тайну? — заинтересовался Пых. — Чтобы попасть в сказку, нужно просто закрыть глаза. А когда стоишь и таращишься, чтобы не уснуть, ты пропускаешь самое интересное. — Правда? — удивился Пых и закрыл глаза-фары. Он думал, что тотчас начнут происходить чудеса, но ничего не случилось. — Ты меня обманываешь, — с укором сказал он, глядя на кота. — Зачем мне тебя обманывать? Просто ты ещё маленький и не умеешь закрывать глаза, как надо. Ты когда-нибудь видел, чтобы взрослые капризничали, укладываясь спать? — Нет. — Это оттого, что они умеют правильно закрывать глаза. — А ты умеешь? — Ещё бы! Это умеют делать все кошки. Всем только кажется, что я целыми днями дремлю. На самом деле я путешествую и со мной происходят разные приключения, — признался Яша. — Аты меня научишь? Пожалуйста, — взмолился Пых. Так и быть, — согласился кот.— Слушай и запоминай. Сначала закрой глаза, а потом лежи тихо-тихо и думай о том, куда хочешь попасть. — И всё? Не может быть, чтобы это было так просто, — не поверил паровозик. — Есть один маленький секрет. Главное — быть терпеливым, не ворочаться и ни за что не открывать глаза, иначе спугнёшь волшебство. Пых зажмурился и стал мечтать.

СТОРОЖ

В доме все спали. Было тихо-тихо. Пых ждал, когда он попадёт в сказку, но никаких чудес не происходило. Паровозик подумал, что кот его обманул, как вдруг увидел над собой звёзды. Пых чуть не просигналил от удивления. Да и как тут не удивиться! Ведь игрушечная железная дорога находилась в детской комнате, а на потолке звёзды ещё никогда не загорались. Вокруг всё преобразилось, как по волшебству. Возле здания вокзала зажглись фонари. Они освещали платформу. По перрону на задних лапах расхаживал плюшевый пёс в форменной фуражке. За плечами у него была двустволка. За ним семенил маленький котёнок. Паровозик поморгал глазами-фарами и убедился, что не спит. Просто начались чудеса. Пёс подошёл ближе, и Пых услышал, как он ворчит на котёнка: — Ну что мне с тобой делать? Навязался на мою голову. — Мяу, — жалобно отвечал котёнок. — Здравствуйте, — окликнул их паровозик. — А почему вы не спите? — Я на посту. Видишь форменную фуражку и ружьё? Я Бобик Бобиков. Работаю тут сторожем, вокзал охраняю, — ответил пёс. Пых покосился на котёнка и спросил: — А почему у него фуражки нет? — Мал ещё. И потом ему не положено. Он ведь не охранник, — пролаял Бобик. — А почему он ходит вместе с тобой? — Вот заладил: почему да почему. Потому что он потерялся. Слышал, что бывают непослушные дети, которые убегают от мамы? Он как раз один из таких безобразников. Убежал, а теперь не знает, куда идти. Вот и привязался ко мне. — Мяу, — подтвердил котёнок, а пёс продолжал. — Вообще-то, я кошек не жалую, но он ещё совсем ребёнок. Жалко малыша. А ты куда собрался? — Не знаю. Поеду мир посмотреть, — ответил Пых. — А не боишься ехать ночью через лес? — спросил Бобик. — Чего мне бояться? — удивился Пых. — Разбойников. Пых был новым паровозиком, поэтому многого не знал. Прежде он никогда не слышал о разбойниках и почему их надо бояться, поэтому спросил: — А кто такие разбойники? — Они такие страшные, усатые. А у вожака на глазу чёрная повязка. — Зачем? — не понял паровозик. — Чтобы страшнее было. Ночью разбойники выходят на дорогу, останавливают путников и грабят, -зловещим шёпотом предупредил Бобик. — Как грабят? — Забирают всё самое ценное. — Но у меня нет ничего ценного, — сказал Пых. — Плохо дело. Значит, ты обязательно должен взять что-нибудь ценное, чтобы у тебя было что грабить, — уверенно заявил пёс. — Но я не знаю, что взять, — огорчился паровозик. — Надо подумать, — сказал Бобик и почесал задней лапой за ухом. Он всегда так делал, когда думал о чём-нибудь важном. Они помолчали. Котёнку показалось, что о нём совсем забыли, и он обиженно мяукнул. В этот момент Бобику в голову пришла отличная идея. Он посмотрел на своего подопечного и радостно воскликнул: — Придумал! Возьми его. Пых покосился на пушистого малыша и с сомнением произнёс: — А ты уверен, что он и есть самое ценное? — Не очень, — честно признался пёс и добавил: — Но может быть, для кого-то он окажется ценным. И потом, надо же его куда-то пристроить, дом найти. Паровозик подумал, что Бобик прав. К тому же вместе ехать веселее. Пых распахнул дверцу вагона и скомандовал котёнку: — Залезай. Теперь я точно знаю, куда мы поедем. Будем искать тебе Котёнок не заставил себя упрашивать. Он быстро прыгнул в вагон и уселся возле окошка. — Доброго пути! Если увидишь разбойников, гони без остановки, — предупредил Бобик Бобиков. — Ту, ту! — просигналил Пых, и они с котёнком отправились в путешествие.

РАЗБОЙНИК

Паровозик бежал по рельсам. Колёса весело постукивали на стыках. Мимо мелькали остроконечные ёлочки. Луна освещала только их верхушки, а внизу они казались сплошной чёрной стеной. «Наверное, тут водятся разбойники. Нужно ехать без остановок», — подумал Пых. Вдруг впереди загорелся красный свет семафора. Паровозик был ещё маленьким, но он твёрдо знал, что правила дорожного движения надо выполнять всегда. На красный свет нужно остановиться. — Пых, пых, — пропыхтел он и остановился. — Мяу! — громко и отчётливо произнёс семафор. — Я не знал, что семафоры мяукают, — удивился Пых. — Что же я, по-твоему, лаять должен? — фыркнул кто-то в темноте. Тут зажёгся фонарь, и Пых увидел вместо семафора огромного сиамского кота. Усы у кота топорщились в стороны, а чёрная повязка на глазу придавала ему свирепый вид. — Я тебя знаю. Ты главный разбойник, — сказал Пых. Кот оторопело посмотрел на Пыха, а потом вздыбил хвост и так истошно заорал, что даже паровозику с его железными нервами стало не по себе. В ответ раздался душераздирающий вопль, и из темноты выскочил всклокоченный, рыжий котяра. — Что случилось? Кто безобразничает? — грозно спросил он. Увидев паровозик, кот удивлённо уставился на него. — Это ты? Значит, ты сумел попасть в сказку? Пых узнал старого знакомого Яшу, но сейчас ему было не до любезностей. Сиамский кот по-прежнему так злобно смотрел на него, что теперь Пых не сомневался, что он — главарь разбойников. — Чем он провинился? — спросил Яша у сиамского собрата. — Он меня оскорбил! Он назвал меня разбойником! Меня, честнейшего кота! — возмутился тот. Вот оно что! воскликнул Яша и примирительно добавил: — Не сердись. Он ведь ещё маленький и многого не знает. — Чего я не знаю? — спросил любопытный Пых. Яша сел поудобнее и принялся объяснять: — Мой друг КиСя — иностранец. Он приехал к нам с Тибета. Там коты в большом почёте, ведь мы гораздо умнее собак, только не мяукаем об этом на каждом перекрёстке. На Тибете дома охраняют не собаки, а коты. — А здесь ты тоже что-то охраняешь? — спросил Пых у иностранца. — По ночам мы с Яшей работаем семафором -сказал КиСя. — Как это? — не понял паровозик. — Очень просто. У кошек глаза в темноте светятся. Только у обычных кошек в темноте глаза зелёные, а у сиамских — красные. Поэтому КиСя останавливает поезда, а я пропускаю их дальше, — пояснил Яша. — А для чего тебе чёрная повязка? — допытывался Пых. — Какой ты непонятливый! У семафора должен быть один огонёк, а не два, поэтому один глаз приходится всегда держать закрытым, — сказал КиСя. Верно. Когда придёт моя очередь, я надену повязку, — подтвердил рыжий Яша. — Жаль, что вы не разбойники, — огорчился паровозик. — Почему? — в один голос изумились коты. — Значит, вы не будете меня грабить, а у меня есть кое-что ценное, — признался Пых. Нет, оставь свои ценности при себе. Нам они не нужны, — решительно заявили коты. — Мяу, — всхлипнул в вагоне котёнок. Он уже понял, что никому не нужен. Малыш сидел грустный-прегрустный и тихонько плакал. — Кто там? — насторожился КиСя. — Котёнок. Я думал, что он ценный, но если он вам не нужен, то поеду дальше искать для него дом, — сказал Пых. Яша заглянул в вагон. Увидев маленького, полосатого котёнка, он воскликнул: — Так вот ты где, разбойник! А ну выходи! Котёнок покорно вышел из вагона и виновато потупился. — Ну и ну! Выходит, он и есть разбойник? — удивился паровозик. — Ещё какой! — сердито сказал Яша. — Этот озорник сбежал от мамы. Она его ищет, плачет, а он преспокойно катается на поезде. — Я потерялся. Хочу к маме, — в голос заплакал котёнок. — Значит, больше убегать без спроса не будешь? -строго спросил Яша. — Не буду, — всхлипнул котёнок. — То-то же, — погрозил ему Яша и обратился к паровозику: — Не волнуйся. Я доставлю его прямо к маме. Для неё нет ничего более ценного этого сорванца. — Счастливого пути, — сказал КиСя и зажмурился, а Яша прикрыл лапой один глаз. Теперь паровозику светил зелёный огонёк, который давал разрешение отправиться в путь. — Ту, ту! — просигналил Пых. Он бежал дальше и думал: «Как же так получается, что котёнок оказался и разбойником, и самым ценным? Может быть, такое случается только в сказке?»

ТАЛАНТ

Пых добежал до речки, через которую был перекинут горбатый мостик, и остановился. Мостик был сломан. Нескольких дощечек не хватало, и рельсы обрывались возле дыры. — Что же теперь делать? — расстроился паровозик. — Прыгай в воду и плыви как я, — крикнула из речки лягушка. — Я не умею плавать. Я сразу же пойду ко дну, -вздохнул Пых. — Значит, у тебя нет таланта, — сказала лягушка, вылезла на лист кувшинки и, выпучив глаза, уставилась на паровозик. — А что такое талант? — Это когда ты умеешь делать что-то лучше других. Вот я, к примеру, умею плавать брассом, — по- хвалилась лягушка, спрыгнула с листа и, важно разгребая лапками воду, сделала круг. Из прибрежных кустов высунулся заяц и сказал: — Больно надо шкуру мочить. Я через эту дырку одним махом перепрыгну. Лучше меня в лесу никто не скачет. Разогнался косой — скок! — и перемахнул через дыру. Пролетавшая мимо ворона покосилась на него, села на перила и презрительно фыркнула: — Подумаешь, талант. Вот я могу не то что дыру в мосту, а всю реку перелететь. Услышал спор бобёр, высунулся из воды и покачал головой: — Ишь расхвастались. Что другим проку от ваших талантов? Тут надо не языки чесать, а мост чинить, чтоб по нему все ездить могли. Притащил речной мастер брёвнышки и быстро починил мостик. — Какие же вы счастливые! У вас у всех есть талант, — сказал Пых. — Разве ты ничего не умеешь делать? — спросила ворона. — Ничего. Только возить пассажиров, — вздохнул Пых. — А кто такие пассажиры? — заинтересовался заяц. — Все, кто садится в вагоны, становятся пассажирами. Хотите, я вас покатаю? — Хотим! — хором согласились зверята, а лягушка с опаской добавила: — Конечно, если это не больно превращаться в пассажиров. — Ничуточки! — сказал Пых и гостеприимно распахнул дверцу. Лягушка, ворона, заяц и бобёр живо залезли в вагончик. «Ту, ту!»-просигналил Пых и покатил по рельсам. Он сделал целый круг и снова вернулся к горбатому мостику. — Вот уважил так уважил! Раньше я думала, что можно превратиться только из головастика в лягушку, а теперь ещё и пассажиром побывала, — проквакала лягушка. — Молодец! Хорошо прокатил! С ветерком! — наперебой расхваливали поездку ворона с зайцем, а бобёр сказал: — Что же ты нас обманывал, что у тебя нет талантов? — А разве есть? — удивился Пых. — Конечно! Быстро бегать по рельсам — это раз. Превращать всех в пассажиров — два. Катать друзей -три. И главное — дарить всем радость. Видишь, сколько у тебя талантов! — Спасибо. Без вас я бы никогда не узнал, что я такой талантливый, — смутился Пых. — Не благодари, — сказал бобёр. — Талант есть у каждого, просто надо его вовремя открыть.

УПРЯМЫЙ ОСЛИК

Пых весело катился по рельсам, когда вдруг увидел на дороге длинноухого ослика. — Ту, ту! Освободи путь! — просигналил паровозик, но ослик и ухом не повёл. — Пых, пых! Ох! Ух! — изо всех сил затормозил паровозик и успел остановиться, чуть не наехав на ослика. — Эй, разве ты не слышишь, что я тебе сигналю? -возмутился паровозик. — Слышу. А ты разве не видишь, что я тут стою? -спокойно возразил ослик. — А почему ты стоишь на дороге? — спросил Пых. — Развиваю характер, чтобы стать упорным. — По-моему, так развивать характер опасно, -сказал паровозик и попросил: — Пропусти меня, пожалуйста. — Нет. Поезжай в обход, — заупрямился ослик. — Я не могу. — Ты тоже тренируешь настойчивость? — Нет, просто я не умею бегать без рельсов, -признался Пых. — Это потому что ты маленький? — догадался ослик. — Нет. Все поезда ездят только по рельсам. Если поезд сходит с рельсов, то происходит крушение. — Что такое крушение? — поинтересовался ослик. — Точно не знаю, но что-то очень плохое. Поэтому будет лучше, если ты уйдёшь с дороги, — сказал Пых. — Хитренький какой! Если я уйду с дороги, то получится, что я совсем не настойчивый. Я ни за что не уступлю. Поезжай в объезд. — Хорошо, я попробую, — согласился паровозик. Он попытался объехать ослика, но это оказалось непросто. Пых пыхтел и сопел, но не мог сойти с колеи. — Хочешь, я тебе помогу? — предложил ослик. Он подтолкнул Пыха. Паровозик оторвался от рельсов и завалился на бок. — Карраул! Кррушение! — прокаркала пролетавшая мимо ворона. На её карканье прибежали козлята, овечка и лошадка, которые паслись неподалёку. — Всё из-за тебя, упрямый осёл! Ай-ай-ай! Как не стыдно! — стали они ругать виновника аварии. — Я просто хотел проявить упорство, — оправдывался ослик. — Глупость ты проявил, а не упорство. Поезд не может ездить без рельсов, значит, ты должен был уступить дорогу, — сказала лошадка. Ослик подошёл к лежащему на боку Пыху и, понурив голову, сказал: — Прости меня, пожалуйста. Ты очень ушибся? — Нет, я ведь железный, но я не сумею сам подняться и встать на рельсы. — Я тебе помогу, — пообещал ослик. — Мы тоже, — предложили остальные. Все дружно принялись за работу. Они и так и сяк пытались поднять Пыха, но не тут-то было. — Мы не суме-е-е-ем, ме-е-е, — вздохнули козлята. — Обязательно сумеем. Надо только поднатужиться, — сказал ослик и ещё упорнее принялся за дело. — Бе-едный Пых. Бе-едные мы. Без подмоги нам не-е обойтись, — проблеяла овечка. И го го! Ничего у нас не выйдет, — согласилась лошадка. Но ослик никого не слушал. Он напрягался, толкал, сопел и пыхтел, совсем как Пых, когда тот был сильно нагружен. — Оставь меня. Я слишком тяжёлый, — грустно сказал паровозик. — Ни за что! Мы обязательно поставим тебя на рельсы, — отдуваясь от натуги, пообещал ослик. Ему было очень трудно, но он не отступался, ведь ослики бывают очень настойчивыми, если захотят. Его упорство подбодрило и остальных. Раз за разом друзья поднимали паровозик всё выше. И вот наконец Пых качнулся и встал на рельсы. — Ура! Получилось!! — хором закричали лошадка, овечка и козлята. Только ослик молчал. Он старался больше всех и очень устал. — Молодец, ослик! Ты такой упорный, — похвалили его козлята. — Бе-е. Берите с него приме-ер, — проблеяла овечка. — Если бы не твоя настойчивость, я бы так и лежал возле дороги, — поблагодарил ослика Пых. — Недаром говорят: упорство и труд всё перетрут, — сказала лошадка. — Как же это получается? Сначала все меня ругали, а теперь хвалят, — удивился ослик. — Ругают не за упорство, а за упрямство, — сказала лошадка. — Упорство помогает сделать что-нибудь хорошее, а если попусту упрямиться, то от этого только вред. — Понял! — обрадовался ослик. — Прежде чем упорствовать, надо подумать, какая от этого польза.

СНОВА ДОМА

Пых открыл глаза и увидел, что находится в детской комнате. Рядом, в корзине, свернувшись калачиком, спал рыжий кот Яша. Он ещё не вернулся из сказочного путешествия. В это время в комнату заглянула Лёнина мама. Она подошла к кроватке сына и сказала: — Лёня, просыпайся. Пора вставать. — Не хочу, — сквозь сон закапризничал Лёня. «Наверное, он тоже попал в сказку и хочет досмотреть, чем всё закончится», — подумал Пых. Теперь-то паровозик знал, что ложиться спать очень интересно, если умеешь правильно закрывать глаза. После завтрака Лёня стал играть со своим любимым паровозиком. Пых проезжал мимо семафора, по лесу и по мостику, но сегодня всё казалось ему дру-гим. Пых хотел рассказать о своём сказочном ночном путешествии Лёне, но вместо этого лишь звонко прогудел: «Ту, ту!». А потом смущённо запыхтел: «Пых, пых, пых». Ведь он был ещё маленький и умел разговаривать только во сне.

Вот и репка

А вот и репка.

Нагнулась бабка, чтоб репку вытащить, а из борозды как зашипит на нее кто-то:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не ты ли, бабка? Не по репку ли пришла?

Испугалась бабка да бежать. Бежала-бежала она мимо морковки, мимо свеколки, бежала мимо капусты. Еле-еле до хатки добралась. Села на лавку, тяжело дышит, отдышаться не может.

— Ой, дедка, твоя правда! Кто-то там под кустом сидит, страшный такой, и пыхтит. Еле-еле ноги унесла!

Поглядела на дедку с бабкой внучка Аленка, пожалела их и говорит:

— Я принесу репку!

Пошла Аленка в огород. Шла, шла и пришла к тому месту, где репка росла.

И только наклонилась она, чтоб репку вытащить, а с грядки как зашипит кто-то:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх! Не Аленка ли это? Не по репку ли пришла?

Засмеялась тут Аленка и как крикнет звонким голоском:

— Так, так, так! Это я, Аленка! Бабке с дедкой за репкой пришла.

back to menu ↑

Алёнка за репкой

А на гряде кто-то снова как запыхтит:

— Ппш-ы-хх! Ппш-ы-хх!

Нагнулась Аленка над грядкой, чтоб разглядеть, кто там такой страшный сидит, и вдруг увидела: лежит на грядке какой-то колючий клубочек, глазками-бусинками поблескивает и пыхтит:

— Пшш-ппы-ы-хх!

Засмеялась девочка:

— Ах ты, ежик, ежик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ежик вытянул кверху острую мордочку и опять:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Потянула Аленушка репку раз, потянула другой и третий и вытянула репку. Да такую большую! Круглую да желтенькую. Сладкую-пресладкую. Взяла Аленка репку, ежика в передничек положила — и домой. Бежала мимо морковки, бежала мимо свеколки, бежала мимо капусты. Быстро-быстро бежала! И мигом к своей хатке прибежала. А навстречу ей дедка с бабкой вышли. И спрашивают:

back to menu ↑

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс

Беседа по теме урока

— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.

— Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.

— Кто ее автор?

— Каким народом сложена эта сказка?

А знаете ли вы про этот народ? (на карте показываю Белоруссию)

— Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык. В исторических источниках есть упоминание, что название Белоруссии происходит от словосочетания Белая Русь. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов. Белорусские сказки ожидаемо весьма похожи на русские, но имеют ряд своих неповторимых особенностей. Например, среди них много совсем коротких — и такие сказки-малютки выделяют в отдельную, особую категорию. Но и среди длинных, и среди коротких сказок лидируют сюжеты, где главными действующими лицами выступают животные.

Если в русских народных сказках значительная доля приходится на волшебные сюжеты, то подобный сегмент у белорусских намного меньше, животные-герои же царят везде и всюду.

Ребята, а какие особенности есть у русских сказок? (зачин — жили — были, в тридевятом царстве, концовка; троекратный повтор в русских сказках, например, три медведя, тридцать три богатыря, три поросенка). А давайте сравним русские народные сказки и белорусские, в чем они схожи?

А в чем различия? Вот мы с вами и выполнили 2 пункта плана.

— А как вы понимаете название сказки «Пых»?

— Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.

— Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина осказке. Прочтите их.

— В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять

2. Работа над текстом:

(сначала читаю я)

«Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.

И был у них огород, и росли там капуста, свекла, морковка и даже репка».

— Каким вы представили огород?

Кто хозяин этого огорода?

— Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода?

«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Ппы-ыхх! Ппы-ых!» Испугался дед — и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:

— А чего или кого испугался дедушка?

— Каким себе представил его дедушка?

— Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.

— Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?

— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес. -Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

— Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес?

— А как вы думаете: поверила ли ему бабушка?

— Какие слова говорят о том, что бабка не поверила?

— Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.

— Какой вы представляете себе бабушку?

(читает учитель)

Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то: «Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.

— Чего испугалась бабушка?

— Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало?

— Но ведь страх — это естественное чувство человека.

— Когда человек может испытывать страх?

— Кто из героев сказки последний пошёл за репкой?

— Какой вы представили себе внучку?

Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую. Взяла она репку, ёжика положила в передник — и домой!

А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают: — А где же репка? А как же этот зверь — пых страшный? Не испугалась его?

Раскрыла тут Алёнушка передник: — Вот вам репка, А вот вам и Пых!

— Почему никто не испугал девочку?

— Понравилась сказка?

— Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку?

В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ: лавка, передничек

.

— Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?

Физминутка

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше.

$

Класс 2 «А»

Дата

Предмет: Литературное чтение

урока в серии последовательных уроков: 2

Тема занятия

Структура сказок. Белорусская народная сказка «Пых».

Ссылки,

Источники

http://pochemu4ka.ru/load/prezentacii/13-1-0-367

Цель

Узнают структуру сказок, научатся различать части сказки, познакомятся с белорусской народной сказкой «Пых

Результаты

Обучения

Знают структуру сказок, знают содержание сказки «Пых», умеют определять части тсказки

Ключевые идеи,

значимые для занятия

$

Сказки имеют свою структуру: зачин, развитие действия и концовка. У каждого народа есть свои сказки, отражающие культуру народа.

Этапы

Время

Стратегия, модуль

Виды заданий и действия участников занятия

Процесс оценивания

$Действия учителя

Действия учащихся

I.Орг. момент. Эмоциональный настрой

Деление на группы

2мин

2мин

Что значит «приветствие»?

Почему люди приветствуют друг друга?

$Какие слова можно сказать при приветствии?

Приветствовать можно не только словами, но и жестами.

Давайте поздороваемся ладошками, плечиками, коленочками. Молодцы!!!

Деление на группы с помощью цветных магнитов

От$вечают на вопросы учителя, выполняют инструкции учителя.

Делятся на группы с помощью «цветных магнитов»

II.Актуализация знаний

Знание

III.Объявление темы и цели урока.

5мин

$

1мин

Ромашка вопросов

ВО, ДО

Актуализация опорных знаний:

Вот я вижу добрые лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По классу крадутся……(сказки)

Проводит опрос с помощью «Ромашки вопросов»[ прил 1]

(7 лепестков: 2- желтых для группы С, 2 – зеленых – для группы В, 3 красных$ – для группы – А)

Вопросы для Группы С-

Что такое сказка?

Какие бывают сказки?

Вопросы для группы – В

Почему сказки называются народными?

Чем характерны сказки о животных?

Вопросы для группы А

Как понимаете смысл пословицы: Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!»?

Какие уроки люди извлекают из сказок?

Почему к сказочному слову нужно относиться серьезно?

Подготовк$а к введению в тему:

Вступительное слово учителя

— Сказок на свете великое множество, но, как и дома, они построены по определенной технологии. Каждый автор, в данном случае народ, как строит$ель, должен соблюдать определенные правила. Сегодня мы построим дом, в котором живет сказка.

Дети отгадывают загадку- доскажи словечко

Отвечают на вопросы в соответствии с ромашкой вопросов

Самооценка:

Не понял

Все понятно

Есть затруднения

[Прил 2]

IV.Работа над материалом урока

Понимание

$

4мин

3мин

ИКТ

ДО

$

ИКТ,

КМ — Прием «Моя версия»

По мере рассказа, учитель на доске «выстраивает» «дом» — структура сказки.

— Вспомните, с каких слов обычно начинается сказка?Это – зачин.

— Что происходит дальше? Это – развитие действия.

— Ну, и чтобы наш дом для сказки был завершен, не хватает крыши. Какими словами обычно заканчиваются сказки? Это – концовка сказки.

— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка. Ее сочинил белорусский народ – это белорусская народная сказка – «Пых». Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык. В сказке вам встретятся новые слова$, которые использует белорусский народ: хата, борозда, лавка, передничек.

— Как вы думаете, что обозначают эти слова?

Учитель обеспечивает просмотр видео ресурса, дает установку группам

— Смотрите внимательно, проследите по сказке ее вид и структуру.

Посредством кумулятивной беседы дети пополняют словарный запас

Узнают значение новых слов, пополняют словарный запас

Просматривают сказку, определяют вид сказки и структуру непосредственно по данной сказке.

Определяют зачин, развитие действия сказки.

Применение

9мин

КМ,

драматизация

— Какой части не хватает в сказке? (концовки)

— А как вы думаете, кого могли испугаться дед и бабка?

$— Каждая группа выберет своего героя и составит концовку сказки с данным героем.

1гр – лиса

2гр – мышка

3гр – зайка

Учитель координирует работу групп

Придумывают концовку сказки с предложенным героем

Критериально$е оценивание:

Артистичность

Выразительность речи

Количество участников из группы

анализ

5мин

ИКТ, ДО

Организует просмотр концовки сказки

— Хотите узнать, как на самом деле закончилась сказка?

— В чем выразилось различие концовки сказки с концовкой, придуманной вами, и в чем они были похожи?

Дети анализируют свои действия

Формативное оценивание «апплодисменты»

V.Физминутка

2мин

ИКТ

Учитель предлагает детям отдохнуть вместе с героями «Веселой зарядки»

Выполняют зарядку под муз клип

$

синтез

7мин

КМ, ВО

$Составьте синквейн «Сказка»

Работают в группе

2 звезды одно пожелание

Оценивание

5мин

ИКТ,ОО

Учитель предлагает оценить свои знания с помощью теста.

— Учитель зачитывает слова из разных частей сказок, дети должны узнать, из какой части сказки слова.

Детям обводят в тестах правильный ответ

[прил 3]

Оценочный лист

10 прав отв –« 5»

8 – 9 – «4»

6 – 7 – «3»

4 – 5 – «2»

[прил 3]

VI. Рефлексия

$

ОдО

— Что понравилось больше всего?

— Что было наиболее трудным?

— Какое задание было самым интересным?

-Оцените свою работу на «лестнице успеха»

Отвечают на вопросы, находят своё место на «лестнице успеха»

$«Лестница успеха»

Ресурсы и оснащение

Видеоролик сказки «Пых», презентация к уроку, ламинированные листы, маркеры, ватманы, тесты.

Последующие

задания и чтение (д/з)

Учитель дает рекомендации по выполнению д/з:

Прочитать сказку по учебнику, пересказать сказку от первого лица: 1гр – от лица бабки, 2гр – от лица внучки, 3гр – от лица ежика.

hello html 4c6f0d18hello html mf0f5097hello html 3f7ab5b1Класс 2 «А»

Дата

Предмет: Литературное чтение

урока в серии последовательных уроков: 2

Тема занятия

Структура сказок. Белорусская народная сказка «Пых».

Ссылки,

Источники

http://pochemu4ka.ru/load/prezentacii/13-1-0-367

Цель

Узнают структуру сказок, научатся различать части сказки, познакомятся с белорусской народной сказкой «Пых

Результаты

Обучения

Знают структуру сказок, знают содержание сказки «Пых», умеют определять части тсказки

Ключевые идеи,

значимые для занятия

Сказки имеют свою структуру: зачин, развитие действия и концовка. У каждого народа есть свои сказки, отражающие культуру народа.

Этапы

Время

Стратегия, модуль

Виды заданий и действия участников занятия

Процесс оценивания

Действия учителя

Действия учащихся

I.Орг. момент. Эмоциональный настрой

Деление на группы

2мин

2мин

Что значит «приветствие»?

Почему люди приветствуют друг друга?

Какие слова можно сказать при приветствии?

Приветствовать можно не только словами, но и жестами.

Давайте поздороваемся ладошками, плечиками, коленочками. Молодцы!!!

Деление на группы с помощью цветных магнитов

Отвечают на вопросы учителя, выполняют инструкции учителя.

Делятся на группы с помощью «цветных магнитов»

II.Актуализация знаний

Знание

III.Объявление темы и цели урока.

5мин

1мин

Ромашка вопросов

ВО, ДО

Актуализация опорных знаний:

Вот я вижу добрые лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По классу крадутся……(сказки)

Проводит опрос с помощью «Ромашки вопросов»[ прил 1]

(7 лепестков: 2- желтых для группы С, 2 – зеленых – для группы В, 3 красных – для группы – А)

Вопросы для Группы С-

Что такое сказка?

Какие бывают сказки?

Вопросы для группы – В

Почему сказки называются народными?

Чем характерны сказки о животных?

Вопросы для группы А

Как понимаете смысл пословицы: Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!»?

Какие уроки люди извлекают из сказок?

Почему к сказочному слову нужно относиться серьезно?

Подготовка к введению в тему:

Вступительное слово учителя

— Сказок на свете великое множество, но, как и дома, они построены по определенной технологии. Каждый автор, в данном случае народ, как строитель, должен соблюдать определенные правила. Сегодня мы построим дом, в котором живет сказка.

Дети отгадывают загадку- доскажи словечко

Отвечают на вопросы в соответствии с ромашкой вопросов

Самооценка:

Не понял

Все понятно

Есть затруднения

[Прил 2]

IV.Работа над материалом урока

Понимание

4мин

3мин

ИКТ

ДО

ИКТ,

КМ — Прием «Моя версия»

По мере рассказа, учитель на доске «выстраивает» «дом» — структура сказки.

— Вспомните, с каких слов обычно начинается сказка?Это – зачин.

— Что происходит дальше? Это – развитие действия.

— Ну, и чтобы наш дом для сказки был завершен, не хватает крыши. Какими словами обычно заканчиваются сказки? Это – концовка сказки.

— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка. Ее сочинил белорусский народ – это белорусская народная сказка – «Пых». Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык. В сказке вам встретятся новые слова, которые использует белорусский народ: хата, борозда, лавка, передничек.

— Как вы думаете, что обозначают эти слова?

Учитель обеспечивает просмотр видео ресурса, дает установку группам

— Смотрите внимательно, проследите по сказке ее вид и структуру.

Посредством кумулятивной беседы дети пополняют словарный запас

Узнают значение новых слов, пополняют словарный запас

Просматривают сказку, определяют вид сказки и структуру непосредственно по данной сказке.

Определяют зачин, развитие действия сказки.

Применение

9мин

КМ,

драматизация

— Какой части не хватает в сказке? (концовки)

— А как вы думаете, кого могли испугаться дед и бабка?

— Каждая группа выберет своего героя и составит концовку сказки с данным героем.

1гр – лиса

2гр – мышка

3гр – зайка

Учитель координирует работу групп

Придумывают концовку сказки с предложенным героем

Критериальное оценивание:

Артистичность

Выразительность речи

Количество участников из группы

анализ

5мин

ИКТ, ДО

Организует просмотр концовки сказки

— Хотите узнать, как на самом деле закончилась сказка?

— В чем выразилось различие концовки сказки с концовкой, придуманной вами, и в чем они были похожи?

Дети анализируют свои действия

Формативное оценивание «апплодисменты»

V.Физминутка

2мин

ИКТ

Учитель предлагает детям отдохнуть вместе с героями «Веселой зарядки»

Выполняют зарядку под муз клип

синтез

7мин

КМ, ВО

Составьте синквейн «Сказка»

Работают в группе

2 звезды одно пожелание

Оценивание

5мин

ИКТ,ОО

Учитель предлагает оценить свои знания с помощью теста.

— Учитель зачитывает слова из разных частей сказок, дети должны узнать, из какой части сказки слова.

Детям обводят в тестах правильный ответ

[прил 3]

Оценочный лист

10 прав отв –« 5»

8 – 9 – «4»

6 – 7 – «3»

4 – 5 – «2»

[прил 3]

VI. Рефлексия

ОдО

— Что понравилось больше всего?

— Что было наиболее трудным?

— Какое задание было самым интересным?

-Оцените свою работу на «лестнице успеха»

Отвечают на вопросы, находят своё место на «лестнице успеха»

«Лестница успеха»

Ресурсы и оснащение

Видеоролик сказки «Пых», презентация к уроку, ламинированные листы, маркеры, ватманы, тесты.

Последующие

задания и чтение (д/з)

Учитель дает рекомендации по выполнению д/з:

Прочитать сказку по учебнику, пересказать сказку от первого лица: 1гр – от лица бабки, 2гр – от лица внучки, 3гр – от лица ежика.

Урок литературного чтения во 2 классе.

Белорусская народная сказка «Пых»

Любовь Николаевна Азина, учитель начальных классов высшей
квалификационной категории МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ» E-mail
azina-ln@mail.ru

Задачи урока:

  1. Учить осмысливать содержание текста;

  2. Развивать умение наблюдать за развитием сюжета в разных
    сказках, учить сравнивать и обобщать, характеризовать героев
    сказки: обращать внимание наречь персонажей, осмысливать их
    поступки;

  3. Учить выразительному чтению диалогов, передавая характер

персонажей;

4. Формировать уважительное отношение к народам разных
национальностей. Воспитывать культуру межнационального общения.

Планируемые достижения учащихся:

— формирование умения выделять главную мысль в тексте;

— формирование умения характеризовать героев на основе текста

и иллюстраций;

— умение работать в группе;

— формирование умения сравнивать и обобщать.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать
свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания,
давать самооценку;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по
классу;

Организационный момент:

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что надо, — под рукой!»

Вступительное слово учителя:

Вот я вижу добрые лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По классу крадутся (сказки)

Игра «Угадай сказку»

  1. Он от бабушки ушёл,

    И от дедушки ушёл,

    Песни пел под синим небом,

    Для лисы он стал обедом.

    (Колобок)

  2. Нравом зол, цветом сер,

    Семерых козлят он съел.

    (Волк и семеро козлят)

  3. Бабушка за дедушку

    Ухватилась крепко:

    «Ох, никак не вытянуть,

    Помогите, детки!»

    Добрые помощники

    Скоро набегут,

    Победит упрямицу

    Общий, дружный труд

(Репка)

  1. У Алёнушки сестрицы

    Унесли братишку птицы,

    Та с подружками играла,

    Братца Ваню проморгала.

    (Гуси-лебеди)

  2. Что за гостья в дом пришла,

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись —

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

— Что объединяет эти сказки? (это народные
сказки)

Народные сказки имеют огромное значение для детей. Народ
бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои традиции.
В сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы. — А почему
сказки называют народными? Сказки, каких народов вы
читали?

Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной
сказкой.

Предлагаю вам выполнить задание в парах. Откройте
учебник на с. 68 Прочитайте название сказки.

Определите, является ли эта сказка народной. Какой народ
сочинил её? Что означает слово «пых»? Если вы не знаете ответ на
вопрос, где можно найти информацию?

Значение слова «пых» в толковом словаре русского языка:
пыхтение, сопровождающееся соответствующими звуками. Употребляется
при обозначении звуков, издаваемых при пыхтении.

Сказку сочинил белорусский народ. На что вы обратили
внимание в названии народа?

В исторических источниках есть упоминание, что название
белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные
жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые
волосы и светлые глаза. Что бы вы ещё хотели узнать о белорусском
народе? Презентация «Беларусь»

В настоящее время в России проживают около 400 000
белорусов.

Физкультминутка

Первоначальное знакомство со сказкой «Пых»

Демонстрация слайдов с иллюстрациями к сказке. Чтение
текста учителем. Обсуждение в парах: сказка это или
рассказ?

Назовите героев этой сказки. На сколько частей можно
разделить этот текст? Прочитайте отрывок, в котором говорится, как
вёл себя дед. Найдите отрывок, в котором описывается поведение
бабки. Прочитайте, как вела себя Алёнушка.

Какое словосочетание требует уточнения?

Едва ноги унёс (убежал от погони) Сюжет
какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? Какой
пословицей
можно выразить смысл этой сказки?

У страха глаза велики (русская пословица)

Нет страха впереди, когда страх сзади (белорусская пословица)

Не ходи в лес, коли зайца боишься. Трусливому зайцу и пенёк —
волк.

Робкого и тень страшит. (Человек, охваченный страхом, видит
опасность там, где её нет)

Сделайте вывод: что общего у русского и белорусского
народов?

У русского и белорусского народов много общего: народные
сказки, пословицы, одежда, жилище. Поэтому, какой бы национальности
не был человек, мы должны уважительно относиться ко всем. Уважать
историю, культуру, традиции и обычаи другого народа. Все народы
должны жить в согласии и дружбе. Народная мудрость гласит:

Дружба народов сильнее бури, ярче солнца.

Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть.

Но дружба народов вечна и нерушима.

Чтение стихотворения:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Подводя итог урока, я предлагаю вам, ответь на вопрос: чему вас
научил этот урок? Используйте в своих ответах фразы:

Сегодня я узнал…., я научился…, меня удивило…., урок дал мне для
жизни…, мне захотелось…, расскажу дома, что…

Рефлексия: оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

  • Урожай помидоров как правильно пишется
  • Урок 7 класс выборочное изложение по рассказу шолохова судьба человека
  • Урожай томатов как пишется
  • Уровень шума рассказ фантастика
  • Уровень как пишется правило