Актуализация
знаний.
-Какие книги вы любите читать больше всего?
— Что вы себе представляете, когда слышите слово « сказка»?
Беседа – рассказ.
— Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве.
Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь –
дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть сказках.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, но урок очень мягкий,
добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла,
хорошее от плохого. Сказки бывают разные: народные, современные, авторские.
Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.
— Кого вы видите на этом портрете?
— В парах подберите слова на первую букву, которые характеризовали
А.С.Пушкина.
— Кто он?
— Каков он?
-Молодцы!
Очень хорошо.
Ответы
детей.
-Поэта
А.С.Пушкина.
П – поэт, прекрасный
У – умный, учёный
Ш – шикарный
К – красивый. классный
И – интересный, интеллектуальный
Н – необычный, необыкновенный
Ф
П
П2
К3
Применение
знаний.
Работа с текстом сказки.
Работа с текстом до чтения.
1) Обсуждение названия сказки (см. тетрадь, урок 38,
задание I.1).
– Сравните названия сказок Пушкина с названиями русских
народных сказок («Царь-девица», «Хаврошечка»). В чём разница?
– Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел?
– Что ещё необычного в названии сказки?
– Обратите внимание на имена героев. Какие они –
сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?
– У кого из героев нет имени?
2) Выполнение задания в тетради (I.2).
(Т) Задание I.2.
Это задание поможет учащимся обобщить
ранее прочитанные сказки А.С. Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе
Салтане…».
Самая печальная и безысходная –
известная всем «Сказка о рыбаке и рыбке». Самая насмешливая – «Сказка о попе
и о работнике его Балде». Самая лиричная – «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях».
Самая непонятная – «Сказка о золотом
петушке». Значит, «Сказка о царе Салтане…» – самая добрая и просторная.
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение учащимися
начала сказки (с. 118–122 до слов «Мать и сын теперь на воле»).
– Какая это сказка, по-вашему?
– На что обратили внимание при первом чтении?
– Какой эпизод особенно взволновал?
2) Деление текста на смысловые части
(составление плана).
– На сколько частей можно разделить прочитанную
часть сказки? О чём они?
– Приведите пример зачина. Зачин — вступление к былине при помощи
какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием.
– Кто помнит, как начинаются другие сказки Пушкина?
– О чём говорит отсутствие зачина?
– Что ещё необычного в начале сказки? С чего
начинается действие?
– С торгов начинаются и другие сказки Пушкина.
Приведите пример. (Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой. Эту
национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное
начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.
– В чём необычность царя Салтана (с. 119)? Похож ли
он на царя в нашем представлении?
3) Комментированное чтение 2-й части.
– Каков Салтан? Можно ли его привычно отнести к
добрым или злым героям?
По ходу чтения обращаем внимание на эти
особенности царя Салтана.
– Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев
сказки, зато похож на многих из нас.
4) Выборочное чтение 3-й части.
– Вернёмся к другим героям сказки, поневоле
отправившимся в путешествие. Вспомните, как народные сказки рассказывают о
путешествии героя.
– Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли
в бочке по морю. Как эти строки надо читать? ( )
– Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина
в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия.
– Как же спасаются герои сказки?
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа по тексту:
– Почувствовали ли вы отношение автора к своим
героям? Какое оно?
– Настроение этой сказки тоже задаётся в самом
начале. Какое оно?
Можно ли его считать трагическим, несмотря на
события в жизни царицы и её сына?
– Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что
они являются воплощением зла (добра)? Почему?
2) Творческое задание в «Тетради по
литературному чтению» (III.3 – нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части
текста).
Ответы
детей.
-Наверное,
он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка. Слушай,
читай, но не забывай, что это сказка!
-Герои
не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение к
ним автора.
-Реальное.
Читают
сказку.
-Волшебная.
Высказывают
свое мнение.
1-я часть – выбор невесты;
2-я часть – обман царя;
3-я часть – чудесное
спасение.
-Жили-были.
-И
герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом
с нами, на Русской земле.
-Три
девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…».
-Ведёт
себя он необычно, подслушивает(!) под окном, стоя «позадь забора»; один на
улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.
—Он разный: добрый, доверчивый, любит
жену, царь-отец, но бывает несправедливый, гневный: В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить,
Но, смягчившись на сей раз…
Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно
бросить в бездну вод» не удивило бояр.)
-Учащиеся
не просто находят подтверждение, но и обсуждают, какие пейзаж, разговор,
чувства и действия в сказке Пушкина – реальные или сказочные? Делается вывод
о реальности происходящих событий, чувств, силе и мощи пейзажа.)
-Доброе,
с улыбкой.
Ф
П1
П2
К1
Пр2
П1
Пр1
П2
К2
Л1
Л2
К2
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129.
УКМ «Школа России»
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.
Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»
Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»
Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»
Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит
5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»
7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.
8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.
Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.
Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.
9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.
- Царь Салтан выбирает жену.
- Подмена грамоты.
- Морское путешествие царевны и Гвидона.
- Спасение царевны от коршуна.
- Приключения Гвидона.
- Встреча Салтана с семьёй.
Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.
На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.
На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.
Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку.
Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.
Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 101
На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями.
Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 103
Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.
Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 109
На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.
Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.
С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 113
На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.
Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.
Описание иллюстрации Билибина на стр. 127
На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.
На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.
Загадки о Сказке о Царе Салтане
Очень крепким он родился,
Только в бочке очутился.
Баре бочку засмолили,
В океан её пустили.
Мчалась бочка по волнам,
Быстро рос ребёнок там,
Он волне морской молился
И на суше очутился.
Вышиб дно и вышел вон,
Звали как его? …
(Гвидон)
*****
Кого в бочку в тот же час
посадили, засмолили,
в окиян на смерть спустили?
Выслушав Царя «указ».
(Царица с сыном)
Дарманьян Григорий
*****
Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть.
(Сказка о Царе Салтане)
*****
Сбылась трех сестер мечта.
Кем, скажите, стала та,
Что мечтала лишь одна
Выткать море полотна?
(Ткачиха)
*****
Кто на весь бы мир одна,
наткала всем полотна?
Сейчас плачет у станка,
не она царя жена.
(Ткачиха)
Дарманьян Григорий
*****
Князь с купцами повстречался,
Их рассказам удивлялся,
И передать просил их он
Царю Салтану свой поклон.
(Гвидон)
*****
Глянь-ка в отраженье вод,
Птица белая плывет,
То не птица, а царица
На нее ты посмотри —
Все в ней дивной красоты.
(Царевна-Лебедь)
*****
Ты ответь-ка мне, дружок:
Как царевича нарёк
Автор сказки о Салтане
И о граде в океане?
(Гвидон)
*****
Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь … .
(Гвидон)
*****
Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает.
«Во саду ли, в огороде…»
Громко песенку поет
(Белочка)
*****
Пушки с пристани палят,
Всем сейчас сказать велят,
Как зовется этот остров,
Где живется сказкам просто?
(Буян)
*****
Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех?
(Изумруды)
*****
Перед княжеским дворцом
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Что за дерево растет?
(Ель)
*****
Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
Незамеченным добрался.
А в кого он превращался?
(Шмель, муха, комар)
*****
В день, когда в своей столице
Сын Салтана княжить стал,
С разрешения Царицы
Сам себе он имя дал.
(Гвидон)
*****
Волшебство случилось тайное:
Остров был необитаемым,
А теперь… Ответьте просто вы,
Что построено на острове?
(Град)
*****
Кто на весь крещёный мир,
приготовить бралась пир?
А теперь на кухне злится,
что жена царя — сестрица.
(Бабариха)
Дарманьян Григорий
*****
Что за зверь в хустальном доме
Князю прибыль создает,
«Во саду ли, в огороде…»-
Звонко песенку поет?
(Белка)
*****
Бабариху как-то раз
Укусил он прямо в глаз.
(Шмель)
*****
Жену пред мужем и царём,
подложным заморав письмом,
на этом не остановились.
и извести совсем её решились.
(Повариха)
Дарманьян Григорий
*****
Маленький зверек
Песенки поет
И орешки все грызет
(Белка)
*****
Увенчалась сказка пиром
Угощали медом, пивом
В рот ни капли не попало,
Все по ним лишь и стекало.
(Усы)
*****
Лебедь всей волшебной силой
В раз второй оборотила
Князь-Гвидона в нам знакомое
Столь простое насекомое
(Комар)
Загадки о Коньке-горбунке
Скок — поскок, скок — поскок,
Через море и лесок!
По пути нашёл Жар-птицу,
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть помог не зря!
Так Иванушке помог
Умный, маленький конёк,
Всем известный … .
(Конёк-горбунок)
*****
Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым.
(Конёк-горбунок)
*****
Клад искал на дне морском,
И на небе был послом.
На земле поймал Жар-птицу.
В жёны выбрал Царь-девицу.
Звать его, скажите, как?
Наш ответ: … !
(Иван-Дурак)
Батый Ирина
*****
Он не пони и не конь,
Ловко скачет, как огонь.
В сказке он Ивану служит,
А Иван с ним крепко дружит.
(Конёк-горбунок)
Завьялова Таисия
*****
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
(Конёк-горбунок)
*****
Всё пустяк для Дурака,
не продаст он лишь конька:
хоть ушастый ростом мал,
расторопен и удал!
Всем известен тот конёк.
Как зовётся? … !
(Горбунок)
Батый Ирина
*****
Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
(Конёк-горбунок)
*****
То ли зверь он, то ли птица,
По земле и в небе мчится.
С ослиными ушами, горбат и невысок,
Верный друг Ивана … .
(Конёк-горбунок)
Загадки о Жар-птице
Горит, словно солнышко,
Уронила пёрышко.
Иван пёрышко поднял,
Удивился и сказал:
«Неужели мне не снится!
Настоящая — …»!
(Жар-птица)
Котикова Наталья
***
Мой вопрос, поверьте, прост:
У кого, как веер, хвост?
Оперением кто гордится,
Называется — … ?
Не летает, не поет,
Важно по земле идет?
(Жар-птица)
Зудрагс Жанна
*****
От людей скрывается —
Ей жить в неволе нравится.
Огнём пылает красота
От макушки до хвоста.
Кто перо её добудет,
Тот удачлив в жизни будет.
(Жар-птица)
*****
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)
*****
Светится она, искрится.
Перья, словно, жар горят —
Отвернёшь невольно взгляд.
Прилетела в сад … .
(Жар-птица)
Измайлов Александр
*****
Её перо сверкает так,
Что ясно — это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живёт …
(Жар-птица)
*****
Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван-дурак ночами ее ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепиться,
А зовут ее … .
(Жар-птица)
*****
Ивану Конёк-Горбунок рассказал,
Как птицу поймать. И совет ему дал:
«Обжечь можешь руку, нужна рукавица,
Горит как огонь и как солнце …»
(Жар-птица)
Загадки о Золотом Петушке
В сказке этой царь на спицу
усадил подарок — птицу.
Коль кругом столицы мирно,
та сидит на башне смирно.
Но лишь чуть со стороны
к ним потянет дым войны,
закричит она, забьётся
и в то место обернётся.
Враг побит со всех сторон.
Кто ликует? … Царь Дадон!
Вспомни имя доброхота.
Чей подарок? … Звездочёта!
Дал царю он из мешка
Золотого … Петушка!
Долго б правил царь Дадон,
не терпя от войн урон,
В гроб свела царя девица —
Шамаханская … царица!
(Сказка о Золотом петушке)
*****
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
(Золотой Петушок)
*****
Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко … .
(Золотой Петушок)
Источник
Хотите ещё?
- Детские стихи про правила дорожного движения
- Стихи про игры и игрушки: Машинки и самолетики
- Загадки в стихах для детей: Новый год
1 просмотров
29 августа 2021 ● Кириллица
И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?
Сюжет
«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.
Имена
Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?
Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».
Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».
Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.
Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».
География
«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.
Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.
Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».
И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.