Всего найдено: 16
Как пишется «притом» (слитно или раздельно) в предложении: Ураганы бывают только в южных районах области, но притом не в каждом из этих районов.
Ответ справочной службы русского языка
В этом случае верно слитное написание.
Здравствуйте, можно ли использовать слово «вторгаться» с вопросительным словом «откуда»? «Откуда вторгся ураган«? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление некорректно.
Здравствуйте!
Давно мучает вот какой вопрос.
В разговорной речи у нас принято в утвердительном и отрицательном предложении зависимое слово почему-то употреблять в разных падежах. Скорее всего, я выбираю неверные термины, но попробую объяснить на примере.
«Моё опоздание вызовет гнев руководителя. — Моё опоздание не вызовет гневА руководителя».
То есть, слово, употребляемое в повествовательном предложении в винительном падеже, в случае добавления частицы «не» автоматически переводят в родительный. Таких примеров масса: «Я делал это. — Я не делал этоГО.» и т.п.
На мой взгляд, это просторечная ошибка. А возникла она, как мне кажется, из-за одинаковых форм этого падежа для одушевленных предметов (Кого?). А там уж, просторечие поглотило и неодушевленные предметы. Хотя, возможно, это специально делается, чтобы устранить возможность двоякого толкования предложения, когда зависимое слово пишется в той же форме, что и основное. То есть, здесь уже проблема одинаковости обозначения неодушевленных предметов в именительном и винительном падежах, которая усложняет понимание того, какое из слов является главным, а какое — зависимым. Я имею в виду вот что. При сложившейся практике скажут: «Ураган не вызвал шторма», а если писать так, как я считаю правильным, то выйдет: «Ураган не вызвал шторм». И здесь так сразу не разберёшь, кто из них кого не вызвал.
В общем, у меня получился даже и не вопрос, а размышления над вопросом.
В любом случае прошу прояснить описанную мной ситуацию.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Игорь, приведенный Вами пример можно оставить и без частицы НЕ, при этом неоднозначность не исчезнет: Ураган вызвал шторм. Так что такая версия вряд ли обоснованна. Напротив, старая норма предписывала использовать только родительный падеж при отрицании в подавляющем большинстве случаев.
Сама грамматическая проблема выбора падежа довольно сложная, имеет долгую историю. На эту тему существует множество научных исследований. Библиографию можно найти, например, в следующем издании: Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. М., 2008. С. 44-45.
А здесь — о современном употреблении: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=otr
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить запятую перед союзом «как» в следующем предложении: «Он нёсся как ураган.» Может ли оборот «как ураган» в данном случае иметь значение образа действия — «нёсся ураганом»? Есть ли какие-либо аргументы в пользу того, чтобы запятую в конкретном примере не ставить? Заранее благодарю Вас за оперативный ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Запятую можно не ставить.
Здравствуйте!
Подскажите как будет правильно сделать надпись на футболку сыну
1. Урагану Денис 1 год
2. Урагану Денису 1 год.
Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Т. е. Денис – имя мальчика, и Вы хотите в шутку сказать, что ребенок – стихийное бедствие? Тогда можно сохранить стилизацию под написание названий стихийных бедствий: урагану «Денис» 1 год.
Добрый день!
Подскажите пожалуйста, как правильно сказать — «Урагану Денис исполняется один год!» или «Урагану Денису исполняется один год»?
Заранее спасибо за ответ
Ответ справочной службы русского языка
Названия стихийных бедствий (ураганов, тайфунов, торнадо и пр.) заключаются в кавычки и пишутся с прописной буквы. Название урагана, о котором Вы говорите, пишется обычно с двумя н (ураган назван не русским именем Денис, а английским именем Dennis): ураган «Деннис», город пострадал из-за урагана «Деннис».
Однако фразу Урагану «Деннис» исполнился один год нельзя назвать корректной. Лучше перестроить предложение. Например: Исполнился один год с того дня, когда над Соединенными Штатами пронесся ураган «Деннис».
Прочитал ответ на вопрос № 255983
» … почему нормативно слово «Интернет» надо писать с большой буквы? …
Ответ справочной службы русского языка
Интернет — это собственное название глобальной сети. На этом положении основывается рекомендация писать слово Интернет с прописной буквы».
Собственное название, как я понимаю, может быть у таких вещей, явлений и т.д, что существует не в единственном экземпляре: город Москва (городов много), ураган Катрина (угараны, к сожаления, тоже не редки).
А какие ещё глобальные сети существуют? Параллель с телефонией совершенно точна. Также, есть коды стран, множество компаний, предоставляющих эти услуги, и т.д.
Не вижу никаких причин, кроме кальки с английского, чтобы писать Интернет, а не интернет.
Благодарю за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Ваше мнение вполне обоснованно. Тем не менее, Интернет — далеко не единственная глобальная сеть (WAN, wide area network).
lдеревья обезвображены в?следствие урагана
Ответ справочной службы русского языка
Верно: деревья обезображены вследствие урагана.
как правильно писать названия ураганов и склоняются ли они? спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Названия стихийных бедствий (ураганов, тайфунов, торнадо и пр.) заключаются в кавычки и пишутся с прописной буквы: тайфун «Джуди», ураган «Катрина», шторм «Ноэль», циклон «Сидр». Название, заключенное в кавычки, не склоняется, если выступает в сочетании с родовым словом: город пострадал из-за урагана «Катрина», жертвами шторма «Ноэль» стали сотни людей. При отсутствии родового слова название следует склонять: город пострадал из-за «Катрины», жертвами «Ноэля» стали сотни людей.
Подскажите, пожалуйста, нужно ли заключать в кавычки название в данном случае: «ураган Катрина»?
Ответ справочной службы русского языка
Условные названия тайфунов, ураганов, торнадо и пр. корректно писать в кавычках: ураган «Катрина».
Здравствуйте!
Подскажите, нужны ли запятые в таких случаях: «По этому поводу он заметил, что мы учимся чему-либо(,) не когда читаем,а когда пишем», «Представьте себе гигантский амфитеатр, ряды уходят вверх(,) насколько хватает глаз»?
Надо ли заключать в кавычки «ураган «Катрина»?
Ответ справочной службы русского языка
1, 2. Верно без запятой. 3. Кавычки нужны.
подскажите, кавычится ли название урагана? спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Да, корректно с кавычками.
Нужно ли закавычивать названия тайфунов и ураганов?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Да, нужно.
Нужно ли заключать в кавычки названия ураганов, например, ураган Иван, Катрина?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно с кавычками.
Здравствуйте, этот дикторский текст для фильма, предназначенный для просмотра широкой аудитории. Как стилистически правильно должен выглядеть текст, чтобы был легко воспринят слушителями?
Первые страницы летописи Федерального центра были написаны в суровые годы войны. Тогда в его опытных цехах было изготовлено более полумиллиона зарядов к реактивным снарядам М-13 и М-З1. С легендарных «Катюш» началось в нашей стране развитие ракетной техники на твердом топливе…
Более полувека предприятие разрабатывает и изготавливает
баллиститные и смесевые твердые ракетные топлива и заряды из них для всех родов войск и вооружений, ракет-носителей и космических объектов.Здесь создана непрерывная технология производства баллиститных порохов и твердых ракетных топлив, а также зарядов различных форм и габаритов с широким спектром управляемых свойств.
Разработана и внедрена безопасная промышленная технология производства смесевых твердых ракетных топлив с высоким уровнем энергомассовых характеристик и экологической частотой продуктов сгорания.Федеральный центр является автором и разработчиком технологии изготовления корпусов твердотопливных ракетных двигателей из современных композиционных материалов, в том числе сверхпрочных цельномотанных корпусов типа «кокон».
За годы работы предприятием сдано в эксплуатацию более 460 номенклатур твердотопливных зарядов различного назначения.
Так для сухопутных войск страны отработаны заряды к 59 ракетным комплексам, в том числе к активно-реактивным снарядам «Ель-2», «Буревестник-2», «Баклан», «Краснополь».
К артиллерийским установкам и комплексам «Б-4М», «Пион», «Гиацинт», «2СЗМ», «Смельчак».
К реактивным системам залпового огня «Град», «Град-1», «Ураган».
Для войск ПВО страны отработаны заряды к 10 ракетным комплексам, среди них комплексы: «С-200», «Печора», «Куб», «Шторм»,
«Волга», «Тунгуска».
Военно-морскому флоту России сданы на вооружение заряды к 35 ракетным системам.
Для военно-воздушных сил страны отработаны заряды к 30 боевым ракетам.
В ракетных комплексам тактического и стратегического назначения «Темп-С», «Ока» и «Ока-У», «Точка» и «Точка-У», «Пионер», «Тополь», также используются заряды отработанные «Салютом».Убедительным признанием его заслуг, в общем, для всех деле укреплении безопасности нашей страны, стало открытие монумента «Создателям ядерного щита России».
Федеральный центр «Салют» – один из ведущих научных центров страны по проблемам долговечности твердотопливных зарядов. По результатам проведенных здесь комплексных исследований продлены сроки эксплуатации зарядов к более чем 50 ракетным комплексам, стоящим на вооружении в России, Емени, Сирии, на Кубе, Замбии, Перу и ряде других стран.
Снятые с вооружения пороха и твердые ракетные топлива, после их утилизации эффективно используются для решения народно-хозяйственных задач, например: в качестве детонирующих зарядов сейсморазведки и для рыхления твердых горных пород, в качестве безкорпусного генератора давления в скважинах с целью изучения притока к ним нефти и газа.С помощью гранипоров – гранулированных взрывчатых веществ на основе баллиститов, ведется разработка полезных ископаемых открытым способом.
Федеральный центр является неизменным участником практически всех космических программ, осуществляемых в России. По этим программам отработаны заряды и двигатели к 24 космическим комплексам. Это система аварийного спасения космонавтов, двигатели мягкой посадки, стабилизации, увода, разделения ступеней, торможения космических объектов для комплексов «Восток», «Восход», «Луна», «Марс», «Союз-ТМ», «Протон», «Морской старт», «Циклон», «Молния» и других.
В начале 90-х годов Федеральных центр приступил к разработке технологий двойного назначения и выпуска на их основе наукоемкой гражданской продукции. Так на базе оборонных технологий были созданы уникальные источники электрической энергии – импульсные МГД-генераторы. Они предназначены для глубинного зондирования земной коры и поиска полезных ископаемых.
Разработаны специальные, аэрозольобразующие составы с ингибирующими добавками для принципиально новых средств объемного пожаротушения. Это огнетушители «Степ» и «Степ2», которые эффективно заменяют хладоновые средства борьбы с огнём.
«Степ» и «Степ2» — надежная защита от пожара электростанций, производственных и складских помещений, всех видов транспорта, объектов добычи и переработки нефти и газа и ряда других объектов.
«Степ» и «Степ2» успешно прошли испытания в России и за рубежом. Сегодня они экспортируются во многие страны мира.На основе использование твердотопливных газогенераторов и емкостей из композиционных материалов, созданы быстродействующие установки жидкостного тушения крупных пожаров. Создана опытно- промышленная установка для синтеза алмазов из специальных углеродосодержащих твердотопливных составов.
Основные области применениям таких алмазов шлифовально- полировальные пасты и алмазно-абразивные инструменты.
На базе технологии производства корпусов ракетных двигателей освоен выпуск различных емкостей: контейнеров, труб и другого химически стойкого оборудования. Разработана технология, налажен выпуск оборудования и материалов для керамической сварки, огнеупорных покрытий высокотемпературных печей.
На основе самораспространяющегося высокотемпературного синтеза, разработана технология переработки металлосодержащих отходов в стойкие неорганические пигменты различных цветов и оттенков.Сегодня Федеральный центр является одним из крупнейших в России изготовителем субстанций для производства сердечно-сосудистых препаратов.
Среди других видов гражданской продукции «Салюта», следует отметить бездымные фейерверочные составы, полимерные магниты, технику и материалы для разметки дорог, лаки и краски.
«Салют» – один из участников проекта «СТАРТ 1». Его основу составляет носитель, созданный на базе многоступенчатой твердотопливной ракеты мобильного грунтового стратегического комплекса.
«СТАРТ 1» предназначен для вывода на околоземные орбиты космических аппаратов с целью развертывания систем спутниковой связи, создании новых материалов, разведки полезных ископаемых, экологического мониторинга и других целей.
Федеральный центр «Салют» приглашает все заинтересованные организации к сотрудничеству в области разработки производства и сбыта своей продукции.
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, мы не имеем возможности ответить на столь объёмный вопрос.
Действующие правила
Чтобы понять, как правильно писать и произносить изучаемое слово, нужно обратить внимание на склонение существительного, стоящего во множественном числе. В таких ситуациях следует писать окончание в виде буквы -ы. Выражение ветра чаще всего используется в поэтических оборотах, а также в разговорной речи.
В корне примера задействованный гласный звук является непроверяемым. Этот вариант часто встречается в словарях. Произносится слово с ударением на первый слог. Проверить безударные гласные в корне можно двумя распространёнными способами — благодаря подбору родственных слов, а также таким изменением первоначальной формы, чтобы гласный звук стал ударным.
По этой же технологии происходит подбор родственных выражений к рассматриваемому примеру: ветерочек, ветерок, ветрище, ветреница, ветреный, ветров. Во многих словах и падежных формах изучаемого существительного корень ветер неизбежно превращается в -ветр. Из второго слога исчезает гласная -е. Это косвенное доказательство того, что в слове пишется именно буква -е.
Примеры предложений:
- Удивительное тихоокеанское побережье подверглось существенным изменениям, так как назойливые ветры заставили развеяться красивые тучи.
- В восточных пустынях преобладают порывистые ветры, из-за чего на нас дуло холодным потоком свежего воздуха.
- Сегодняшнее утро выдалось солнечным, но неугомонные ветры дуют именно с северной стороны, неся с собой леденящий холод.
- На море стала видна лёгкая рябь, из-за чего сильные ветры разогнали остатки горного пейзажа.
- Ветры зашумели в кронах высоких елей и тополей, а мы поняли, что мы сроду не видели такой красоты.
- На море могут внезапно подуть ветры, которые буквально вздыбят огромные волны.
- Внезапно налетели ветры и сильно закачали головки ароматных цветов, пригнув к земле луговые травы. Нам пришлось ждать ещё полдня, пока погода успокоится.
Ученики должны понимать, что форма слова ветра является ошибочной, но несмотря на это, она часто используется поэтами, которые стремятся донести до читателя всю глубину своих произведений.
Морфологический разбор
Этот анализ основан на определении постоянных и непостоянных признаков слова с целью проследить, как именно видоизменяется конкретный пример в контексте предложения. Морфология относится к разделу грамматики, который занимается изучением отдельных словоформ либо чёткой совокупности слов. Для правильного разбора ученик должен уметь анализировать пример, чтобы определить важные признаки, а также функциональное значение внутри предложения. Когда слово обозначает какой-либо предмет, то это имя существительное, признак деятельности — наречие, действие — глагол, а если качество предмета — прилагательное.
Специалисты создали элементарный план морфологического разбора:
- Нужно определить, к какой части речи относится изучаемое слово. Для этих целей необходимо задать соответствующий вопрос.
- Слово нужно поставить в неопределённую форму, именительный падеж, единственное число.
- Следует определить постоянные, а потом проанализировать характерные непостоянные признаки.
- На финальном этапе остаётся определить, каким членом речи является выражение в конкретном предложении.
Только тщательное соблюдение всех правил позволит выполнить задание в соответствии с требованиями. Сделать морфологический разбор для изучаемого примера довольно просто:
- Часть речи — имя существительное.
- Начальная форма — ветер (именительный падеж единственного числа).
- Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, второе склонение.
- Непостоянные признаки для слова ветер: именительный падеж, множественное число.
Слово ветры может обладать разными морфологическими признаками, так как всё зависит от контекста словосочетания либо самого предложения. Кроме уже описанного разбора, возможен ещё один вариант морфологических признаков: винительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлённое. Ученик должен самостоятельно выбрать подходящий вариант, который будет соответствовать предложению. А также можно выполнить сравнение двух примеров.
Фонетический анализ
Фонетический разбор — это базовая характеристика звукового состава и слоговой структуры. Чаще всего в учебниках по русскому языку слово, которое подлежит анализу, помечается цифрой 1. Для проведения качественного фонетического разбора крайне важно вслух произносить разбираемое слово. Категорически запрещено без соблюдения правил переносить буквенную запись слова в звуковую, так как в этом случае учитываются звуки, а не буквы.
Специалистами было разработано несколько разновидностей фонетического анализа, так как всё зависит от того, каким именно образом были сформированы звуковые и буквенные характеристики. В школьной программе используется следующая схема:
- Изучаемый пример нужно разделить на слоги, а также записать их количество.
- Обозначить конкретный ударный слог.
- Записать фонетическую транскрипцию, которая поможет освоить правильное произношение.
- Охарактеризовать каждый присутствующий звук по отдельности.
- Остаётся записать общее количество звуков и букв.
Изучаемое слово ветры состоит из двух слогов: ве-тры. Ударение падает на первый слог. Транскрипция выглядит следующим образом: [в’этры]. Фонетический разбор слова на звуки и буквы:
- В [в‘] — согласный, звонкий парный, мягкий.
- Е [‘ э] — гласный, ударный.
- Т [т] — согласный, глухой парный, твёрдый.
- Р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый.
- Ы [ы] — гласный, безударный.
На основании выполненного разбора можно сделать логический вывод, что в изучаемом слове присутствует 5 букв (две гласных, три согласных), а также 5 звуков.
Фонетический разбор сложен, так как в каждом случае приходится учитывать ряд нюансов, чтобы в итоге получить правильный результат без единой ошибки. Буква -ь не имеет звука, но вот в слове она может придавать мягкость впереди стоящей согласной либо использоваться исключительно в орфографических целях. Существуют непарные согласные -ц, -й, -щ, -ч, которые являются непарными абсолютно по всем своим признакам, что тоже нужно запомнить. Остальные согласные учитываются в фонетическом разборе парными по мягкости и твёрдости либо по глухости и звонкости.
Особенности морфемного подхода
Учащемуся предстоит работать с корнем, приставками, окончанием, суффиксом, постфиксами, а также соединительными гласными. Каждая рассматриваемая морфема имеет определённое положение в рассматриваемой словоформе. Именно в корень заложен базовый лексический смысл, из-за чего слов без этой части не существует. В самом начале расположена приставка. В одной лексической единице может быть сразу несколько таких приставок, которые несут в себе формообразовательную и словообразовательную функцию.
Суффиксы расположены перед окончанием, но после корня. В лексической единице может содержаться от 1 до 3 суффиксов. К основе не относится окончание, из-за чего оно может быть выделено исключительно у изменяемых частей речи. Именно этот элемент указывает на число, род, лицо, падеж, а также определяет связь задействованных слов в синтаксических конструкциях. Некоторые примеры могут отличаться нулевым окончанием. Для правильного разложения словоформы на основные части следует выполнить четыре простых действия:
- Установить часть речи изучаемого слова.
- Выделить основу, окончание.
- Определить приставку и суффиксы.
- Обозначить корень (например: ведать — вед).
Морфемный разбор слова ветры отличается своей простотой. Конструкция этого примера по составу имеет следующий вид: корень (ветр) + окончание (ы). Основа слова — ветр.
Если нужно выполнить качественный разбор нескольких слов, тогда можно воспользоваться универсальными программами, которых на просторах интернета довольно много. В противном случае лучше задействовать специальный морфемно-орфографический словарь, который поможет избежать грубых ошибок. В некоторых случаях всё слово может представлять собой основу (чаще всего это наблюдается среди наречий, так как они относятся к изменяемым частям речи), например, слово быстро не имеет окончания, а последняя буква -о является суффиксом.
Выполнить морфемный анализ поможет словарь Тихонова. Этот удивительный учебник содержит актуальную информацию о составе ста тысяч слов русского языка. Таким словарём очень удобно пользоваться, а в период обучения в начальной школе он должен стать любимой настольной книгой.
Вспомогательная информация
Чтобы правильно излагать свои мысли в письменном и устном виде, необходимо знать правила русского языка, а также значение слов. Происхождение каждого слова раскрывается при помощи самых востребованных и современных учебников. Толковые словари содержат информацию о том, что ветер — это движение потока воздуха в горизонтальном направлении относительно земной поверхности. В некоторых случаях могут говорить о нисходящем и восходящем ветре, учитывая его вертикальную составляющую. Возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления под действием барического градиента.
К распространённым синонимам выражения ветер относятся: буря, дуновение, вьюга, метель, бриз, метель, буран. Использование каждого примера зависит от контекста предложения, а также от того, какую именно информацию нужно донести до читателя или слушателя. В этом случае ученику не нужно определять, как пишется слово — слитно или раздельно. Правильно составлять словесные конструкции поможет не только склонение слова ветер, но и словообразование:
- Именительный — ветер.
- Родительный — ветра.
- Дательный — ветру.
- Винительный — ветер.
- Творительный — ветром.
- Предложный — ветре.
Отдельное внимание нужно уделить расстановке пунктуационных знаков. Во избежание различных недочётов во время работы, необходимо чётко соблюдать все рекомендации и развивать собственные навыки. Нужно максимально внимательно подходить к вопросу определения соответствующей частеречной принадлежности лексем, а также их характеристик.
Чаще всего ошибку допускают в сложных предложениях:
- Мы все просто сидели и молчали в тишине. Из приоткрытого окна пахло весенней свежестью, дули прохладные ветры, из-за чего начали развиваться занавески.
- Пронзающие ветры гнали навстречу грузовику огромные снежные хлопья, которые в самом низу, на лугу, ложились на землю толстым слоем.
- Дождя нет, но тёплые ветры, которые насыщены морской свежестью, влажны и тяжелы.
- Уже завтра мы выедем втроём на своих велосипедах — сначала не спеша, а потом — постепенно набирая скорость, да так, чтобы ветры свистели в ушах.
Языкознание является очень важным для каждого человека, так как только чёткое понимание всех правил и исключений, а также большой словарный запас помогут донести свои мысли до собеседника.