Упрямство есть порок слабого ума как пишется

Умный существительное10283. умный борется со страстью, глупец становится е рабом. эпиктет.10284. умный знает, как должно быть, а мудрый

УМНЫЙ (существительное)

10283. Умный борется со страстью, глупец — становится её рабом. Эпиктет.

10284. Умный знает, как должно быть, а мудрый — как бывает. Р. Баумволь.

10285. Умный понимает, что у правительства сейчас просто нет денег, а мудрый — что и не будет. Б. Замятин.

УМСТВЕННЫЙ

10286. Умственная апатия гораздо хуже самого мрачного суеверия и гораздо вреднее самого кровожадного фанатизма. Д. Писарев.

10287. Умственная лень — частое последствие политической тирании. Л. Фишер.

10288. Умственная посредственность всегда отличается пассивным консерватизмом и противопоставляет натиску новых идей тупое сопротивление инерции. Д. Писарев.

10289. Умственное спокойствие покупается ценой нравственного достоинства. Д. Писарев.

10290. Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт.

10291. Умственные наслаждения удлиняют жизнь настолько, насколько чувственные её укорачивают. П. Буаст.

10292. Умственные способности иногда бывают соединены с самым дурным нравственным характером — с низким раболепием к людям, занимающим высокие места, и с высокомерием к тем, кто ниже положением. Человек может подняться до высшей степени совершенства в искусстве, литературе и науке, и, однако же, в честности, добродетели, правдивости и чувстве долга стоять гораздо ниже иного бедного и неграмотного крестьянина. С. Смайлс.

УНИВЕРСИТЕТ

10293. Университет развивает все способности, в том числе — глупость. А. Чехов.

УНИЖАТЬ

10294. Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам. Ф. Петрарка.

УНИЧИЖЕНИЕ

10295. Уничижение есть, собственно, не что иное, как сравнение своего личного достоинства с моральным совершенством. И. Кант.

УНЦИЯ

10296. Унция доброй славы весит больше, нежели фунт жемчуга. М. де Сервантес.

УНЫНИЕ

10297. Уныние — это нравственная болезнь. А. Ларошфуко-Дудовиль.

УПАСТЬ

10298. Упасть в объятия мужчины — лучший способ отделаться от него. Л. де Вильморен.

10299. Упавший духом гибнет раньше срока. О. Хайям.

УПОРСТВО

10300. Упорство, близкое к упрямству, в конце концов подтачивает и саму волю, которая является его источником. А это ведёт к тому, что на каком-то этапе упрямство как бы парализует волю, сковывая её путами вдруг появляющейся нерешительности, сомнений и колебаний. Д. Волкогонов.

10301. Упорство во зле не уничтожает зла, а только увеличивает его. У. Шекспир.

10302. Упорство во мнениях, равно как горячность, — самый верный признак глупости. О. де Бальзак.

УПРАВЛЕНИЕ

10303. Управление страной — это не призовое состязание для нескольких ловких и решительных спортсменов, а всенародное объединение на товарищеских началах, в котором государство является хозяином важнейших ресурсов страны и в котором худшим видом преступления считается не убийство, не похищение, а использование государства в своих личных интересах. С. Льюис.

УПРАВЛЯТЬ

10304. Управлять можно только добродетелью, а не душевными недугами — их легче искоренить, чем обуздать. Сенека.

10305. Управлять — это значит: а) предвидеть — изучать будущее и устанавливать программу действий; б) организовывать — строить двойной организм предприятия: материальный и социальный; в) распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия; г) согласовывать — связывать и объединять, сочетать все действия и усилия; д) контролировать — наблюдать, чтобы всё происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям. А. Файоль.

10306. Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом. Л. Вовенарг.

УПРАЖНЕНИЕ

10307. Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу. Цицерон.

УПРОЩАТЬ

10308. Упрощать сложное — во всех отраслях знания самый существенный результат. Г. Бокль.

УПРЯМСТВО

10309. Упрямство возникает не столько благодаря воле, сколько по недостатку способностей. А. Ларошфуко-Дудовиль.

10310. Упрямство — вывеска дураков. Я. Княжнин.

10311. Упрямство — достоинство ослов. А. Н.

10312. Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе воли с разумом. В. Жуковский.

10313. Упрямство имеет примерно такое же отношение к силе воли, как любострастие к любви. Я. Шамфор.

10314. Упрямство отличается от стойкости. Упрямец упорно защищает ложь, а стойкий человек — истину. К. Гельвеций.

10315. Упрямство — плод слабости, и именно слабости ума. М. Эбнер-Эшенбах.

10316. Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора. Ф. Ларошфуко.

10317. Упрямство — это исчадие скудоумия, невежества и самонадеянности. Ф. Ларошфуко.

10318. Упрямство и неистовство мнения — самые верные доказательства глупости. Б. Бартон.

10319. Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости. М. де Монтень.

УПРЯМЫЙ

10320. Упрямый ребёнок — результат неразумного поведения матери. Я. Корчак.

10321. Упрямый человек не обладает мнением, а мнение обладает им. А. Поп.

10322. Упрямое самодовольство ясно обнаруживает несовершенное состояние полузрелости, когда уже нет милой легкомысленности юности и ещё не приобретена стойкость опытности. Юниус.

УРОК

10323. Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли.

УСЕРДНЫЙ

10324. Усердный врач подобен пеликану. Козьма Прутков.

УСИЛИЕ

10325. Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Л. Толстой.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

10326. Условный рефлекс: каждый раз, когда лабораторная собака нажимает на кнопку звонка, приученный лаборант вскакивает и несёт ей пищу. С. Чиз.

УСЛУГА

10327. Услуга, оказанная нам, приятна главным образом потому, что льстит нашему тщеславию и свидетельствует о добром расположении и уважении к нам лица, её оказавшего. Эпикур.

УСЛУЖЛИВЫЙ

10328. Услужливый дурак — опаснее врага. И. Крылов.

УСОМНИТЬСЯ

10329. Усомниться — значит утратить силу. О. де Бальзак.

УСПЕХ

10330. Успех — дело чистого случая. Это вам скажет любой неудачник. Э. Уилсон.

10331. Успех — непростительный грех по отношению к друзьям. А. Бирс.

10332. Успех — один из самых чудовищных проступков, которые никогда не прощаются собратьями по профессии. А. Бирс.

10333. Успех часто бывает единственной видимой разницей между гением и безумием. П. Буаст.

10334. Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий. Д. Неру.

10335. Успех — это когда уже не считаешь деньги и начинаешь считать калории. Л. Левинсон.

10336. Успех — это неожиданное соединение таланта, счастья и труда, а иногда и недоразумения. К. Цукмайер.

10337. Успех — это успеть. М. Цветаева.

10338. Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха. Д. Вашингтон.

10339. Успех во взаимоотношениях с людьми зависит от благожелательного стремления уяснить себе точку зрения другого человека. К. Гуд.

10340. Успех выдающихся людей — и это утешительно — коренится скорее в возвышенности их чувств, чем в мелких расчётах эгоизма и хитрости; этот успех зависит гораздо больше от их умения использовать обстоятельства, чем от того слепого самомнения, которое считает себя способным вызвать события, лежащие всецело в руках Божьих. Наполеон I.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ
Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
1.1. Западная граница государства
1.2. Защитник
1.3. Законность

Задание 2. Определите отношения между следующими понятиями и изобразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
2.1. Студент, отличник, двоечник, спортсмен
2.2. Город Москва, столица России, столица, главный город государства, город
2.3. Огнестрельное оружие, неогнестрельное оружие, финка, нож, винтовка, оружие

Задание 3. Установите правильность определений следующих понятий (в неправильных указать какое правило нарушено):
3.1. Упрямство есть порок слабого ума
3.2. Кибернетика – не искусство
3.3. Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием

Решение
3.1. Упрямство есть порок слабого ума Данное определение дано не верно. Нарушено правило, что определение должно быть ясным.
3.2. Кибернетика – не искусство Данное определение дано не верно. Нарушено правило, что определение не должно содержать отрицание.
3.3. Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием Данное определение дано правильно. Все правила определения соблюдены.

Задание 4. Определите вид суждения. В атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат, связку. Определите качество и количество суждения, укажите кванторное слово. Установите распределенность терминов:
4.1. Некоторые свидетели не дают правдивых показаний
4.2. Нет адъютанта без аксельбонта (Прутков)
4.3. Лень никогда не приводит к добру

Задание 5. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения). Запишите сложные суждения в символической форме:
5.1. Амнистия может быть общей или частичной
5.2. Дитя не плачет – мать не разумеет
5.3. Когда б на то не божья воля – не отдали б Москвы (Лермонтов)

Задание 6. Формализовать рассуждения и проверить его корректность с помощью таблиц истинности:
6.1. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим или свидетелем. Судья Н.не является ни потерпевшим, ни свидетелем. Следовательно, судья Н. может участвовать в рассмотрении дела

Решение
Судья не может участвовать в рассмотрении дела (не А), если он является потерпевшим(В) или свидетелем(С). Судья Н.не является ни потерпевшим (не В), ни свидетелем(не С). Следовательно, судья Н. может участвовать в рассмотрении дела (А).
Схематично: ( (В(не А)) / (С(не А)) ) / ((не В) /(не С))  A

0 1 1 1 0 1 1 1
1 1 1 0 0 0 1 1
1 1 1 1 0 1 0 0
1 0 1 1 1 1 0 1
1 0 0 0 1 1 0 1
1 1 1 1 1 1 0 0
0 0 1 0 0 1 0 1
0 1 0 1 1 1 1 1
1 0 1 0 1 1 0 0
0 1 0 0 1 1 1 0
0 1 0 1 0 0 0 0
1 1 1 1 0 0 0 1
0 0 0 0 0 0 1 1

Получили набор (01111111), то есть можно сказать, что нельзя получить достоверное заключение, идя от отрицания основания к отрицанию следствия.

Задание 7. Сделайте вывод (если это возможно) путем превращения:
7.1. Некоторые приговоры суда не являются обвинительными 7.2. Все дороги ведут в Рим 7.3. Шила в мешке не утаить

Решение:
7.1. Некоторые приговоры суда (S) не являются обвинительными (P) Имеем дело с частноотрицательным суждением

Схема: Некоторые S не есть Р.
Схема превращения: Некоторые S есть не-Р
Некоторые приговоры (S) есть не обвинительными (не-Р)

7.2. Все дороги(S) ведут в Рим (Р)
Имеем дело с общеутвердительным суждением
Схема : Все S есть Р Схема превращения: Ни одно S не есть не-P
Ни одна дорога не является ведущей не в город Рим

7.3. Шила в мешке не утаить
Запишем суждение так: Ни одно шило в мешке не утаить
Имеем дело с общеотрицательным суждением.
Схема: Ни одно S не есть Р
Схема превращения: Все S суть не-P.
Любое шило можно в мешке утаить

Задание 8. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения:
8.1. Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности
8.2. Некоторые преподаватели вузов не являются юристами
8.3. не всякий генерал от природы полный (Козьма Прутков)

Решение:
8.1. Лица, занимающиеся контрабандой(S), привлекаются к уголовной ответственности (P)
Схема: Все S есть Р (общеутвердительное суждение)
Схема обращения: Некоторые Р есть S.
Некоторые, привлекаемые к уголовной ответственности,(P) являются лицами, занимающимися контрабандой (S)

8.2. Некоторые преподаватели вузов (S) не являются юристами (P)
Схема: Некоторые S не есть Р (частноотрицательное суждение)
Обращения для частноотрицательного суждения нет.

8.3. не всякий генерал(S) от природы полный (Р) (Козьма Прутков)
Схема: Некоторые S есть Р (частноутвердительное суждение)
Схема обращения: Все Р есть S. Все от природы полные(Р) являются генералами(S)

Задание 9. Сделайте вывод (если это возможно) путем противопоставления предикату: 9.1. Все следователи — юристы 9.2. Некоторые птицы — перелетные

Решение: 9.1. Все следователи(S) — юристы (P)
Схема: Все S есть Р (общеутвердительное суждение)
Схема противопоставления предикату: Ни одно не – Р не есть S.
Ни один не юрист(не-Р) не является следователем(S)

9.2. Некоторые птицы(S) — перелетные (P)
Схема: Некоторые S есть Р (частноутвердительное суждение)
Для частноутвердительного суждения нельзя сделать противопоставление предикату.

Задание 10. Сделайте вывод из посылок; с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью:
10.1. Лицо, совершившее разбойное нападение, привлекается к уголовной ответственности. Петров привлекается к уголовной ответственности

Задание 11. Используя условную посылку, постройте умозаключение:
а) по утверждающему, б) по отрицающему.
Постройте их схему в символической записи. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если…., то…»):
11.1. В случае отсутствия кворума собрание не состоится

Задание 12. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение:
а) по утверждающе–отрицающему модусу; б) по отрицающему–утверждающему модусу.
12.1. Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается

Задание 13. Восстановите энтимему до полного силлогизма: Эту ошибку мне трудно обнаружить, так как я не знаю правил

Русские пословицы

В короб не иду, из короба не лезу и короба не отдаю. Всю ночь просижу, а ночевать не стану. Вьется ужом, а топорщится ежом. Горбатого исправит могила, а упрямого — дубина. Его в голую горсть не сгребешь. Его сразу не похоронишь. Его сюда на вожжах не затащишь. Его учить, что по лесу с бороной ездить. Ерема в воду, Фома ко дну: оба упрямы, со дна не бывали. Жжется, как крапива, а колется, как еж. За спором дело стало. Не ради дела, ради спора. Забрал себе в голову, так хоть тресни! Захочет кобылка овса, так вывезет на гору. И ты тянешь, и он тянет — кто кого перетянет? Из короба не лезет, в коробе не едет и короба не отдает. Как бешеная овца (или: Как круговой баран) головой вертит. Как козьи рога, в мех не идут. Коли брюхом захотелось, так хоть роди да подай! Конь-то добр, как добр, а зарок-то (или: а норовец-то) есть как есть. Криклив, да на дело правдив. Кряхти да гнись: упрешься — переломишься. Лучше гнуться, чем переломиться. Люди споруются, животов (или: себя) не жалеют. Молода лошадь, да норов стар. Молодецкое сердце не уклончивое. На упрямых воду возят. Нашего Мины не проймешь и в три дубины. Не берет его ни отварь, ни присыпка. Не гнед, а саврас (ответ на нет). Не купил батька шапки — пусть уши мерзнут (или: не дал батька шапки и проч.). Не споруйся ни с тюрьмой, ни с сумой (не пришлось бы дружиться)! Не тряси головой — не быть с бородой! Ни из короба, ни в короб. Ни из хомута, ни в хомут. Ни в хомут, ни в шлейку. Ни поет, ни свищет. Ни сидит, ни пляшет. Ни тпру ни ну. Тпру не едет, ну не везет. Ни туда, ни сюда. Ни взад, ни вперед. Ни в бок, ни в сторону. Норов не клетка, не переставишь (т. е. не клеть, не сруб). Оба луки, оба туги. Кость на кость наскочила. Одна баба заерестилась — не все дело переворотилось. Он ежовой щетиной оброс. Подавайся по рукам, так легче будет волосам. (В старину спорящие перетягивались за волосы.) Полно с чертом нянчиться (или: пестоваться). Прямиковая душа — да в разбежку пошла. С ним и ладов нет. С ним и лады не возьмут. Сам-сем впрягать — не пахать (т. е. впрягать не ука). Своя воля страшней неволи. Спор дороже денег. Спор себя дороже. Спорь во всем, кроме власти Божьей! Спорь до слез, а об заклад не бейся! Стар да упрям, ни людям, ни нам. Сырого не ем, жареного не хочу, вареного терпеть не могу. Ты впрягать, а она лягать. Ты концом, а он кольцом; ты кольцом, а он концом. Ты стал на пень, а он на корягу. Ты тянешь, и он тянет: кто кого ни перетянет, а обоим падать. У упрямого на голове хоть кол теши! Умирает, а ногой дрягает (или: а зелье хватает; т. е. всё свое). Упрям, как карамышевский черт. Упрямая овца волку корысть (отшатнувшаяся от стада). Упрямый умрет — никто его уймет. Не хотел жить — ступай умирать! Упрямый, что лукавый: ни Богу свеча, ни черту кочерга. Ушами прядет, да хвостом вертит. Хоть кол на голове теши — он всё свое. Ему хоть на лысине кол теши. Хоть София и пуста, да не крутицким верста (говорили новгородцы, не принимая священников от московского митрополита). Хотя прям, да упрям. И прав, да самоправ. Чем маяться, так лучше отступиться. Черта нянчить — не унянчить. Это чертова кукла. Этого братца (или: собрата) и в ступе пестом не утолчешь.

Знание

Не хлебам адзіным жыве чалавек. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Ни один сосуд не вмещает больше того, что может вместить, кроме сосуда знаний. Знание – сокровище, которое находится всегда при владельце. И золото имеет цену, знания же бесценны. Ученье лучше богатства. От учения человек с пути не сбивается. Не знать – не страшно, страшно не узнать. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен. Ученье горько, но плоды сладки. Корень учения горек, а плоды его сладки. На ошибках учатся. Беды научат человека мудрости. Убыток, который чему-нибудь научил, прибыль. Объясни, каким образом убыток может обернуться прибылью. Приведи пример. Можешь ли ты вспомнить о такой ситуации в своей жизни? Согласен ли ты с тем, что иногда люди учатся на ошибках? Случалось ли тебе чему-нибудь научиться, совершив ошибку, обдумывая и исправляя ее последствия?

Век живи — век учись. Хоть до ста лет живи, а все равно учись. Учись смолоду – под старость не будешь знать голоду. Не пренебрегай ученьем смолоду. Грамоте учиться всегда пригодится. Если за день ничему не научился – зря день прожил. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – потерял жизнь. Умный любит учиться, а глупый – учить. Расскажи, что ты хотел бы узнать о Вселенной, о человечестве, о самом себе? Что интересного ты узнал за последнее врем? Рассказал ли об этом товарищам? А знаешь ли ты, зачем нужно учиться в школе? Как ты объясняешь это своим младшим товарищам? Что говорит об этом учитель? Птицам – крылья, человеку – разум. Лучший из даров ум, худшее из несчастий – невежество. Па адзежцы сустакаюць, а па разуму праводзяць. И сила уму уступает. Не спехом дело спорится, а током. Хотелось ли бы тебе стать человеком, о котором говорят: «Он умен»? Что ты для этого делаешь? Подумай, что тебе еще необходимо делать ежедневно, чтобы достичь этой цели. Ум хорошо, а два лучше. Умный товарищ – половина дороги. На свой разум надейся, а с чужим советуйся. Учись доброму, так худое на ум не пойдет. На красивую глядеть хорошо, а с умной жить легко. С невеждой не водись. Понравилась ли тебе пословица «Умный товарищ – половина дороги»? Обдумай жту пословицу, вспомни из своей жизни пример, подтверждающий ее. Напиши об этом короткий рассказ. Расскажи, чему ты научился у своего товарища. Довольны ли родители твоими друзьями? Людей слухай, а свой разум май. Розум не сякера – не пазычыш. Семь раз примерь, один раз отрежь. Сначала думай, потом делай. Утро вечера мудренее. Приходилось ли тебе принимать серьезные решения? Как ты обдумывал ситуацию прежде, чем сделать выбор? Случались ли в твоей жизни ошибки – из-за непродуманного решения? Первое худо – худой разум. На час ума не стало, да век дураком прослыл. Умей ошибиться, умей и поправиться. Убыток – уму прибыток. Объясни, как ты понимаешь смысл пословицы «Убыток – уму прибыток»? Спесь – не ум, а недоумение. Умной спеси не бывает. Спесивый высоко мостится, да низко ложиться. Упрямство – порок слабого ума. Посмотри в словаре значение слова «спесь». К каким человеческим качествам можно отнести спесь – привлекательным или отталкивающим? Может ли быть спесивым человек, уважающий других людей? Приятен ли окружающим спесивый человек? Разум – душе спасенье. Слушай добрых людей – на путь наведут. Прочел новую книгу – встретился с другом. Больше спрашивай – поумнеешь. Учи других – и сам поймешь. Почитай учителя как родителя. Есть ли у тебя книги-друзья? Какие герои тебе полюбились? В чем ты хотел бы на них походить? Какие книги любит твоя мама? Что вы читаете вместе? Перепиши в свой блокнот пословицу «Почитай учителя как родителя». Как ты думаешь какой смысл заложен в этой пословице? Вместе со своей учительницей вы можете провести Праздник знания. Пригласите своих родных и расскажите о самом интересном из того, что узнали в школе, из книг, от учителя и родителей. Можно порешать занимательные задачи – кто быстрее – команда родителей или команда школьников? Придумайте заранее остроумные вопросы по тем предметам, которые вы изучаете. Смогут ли ваши родные ответить на эти вопросы? Старайся учиться хорошо – твои будущие дети будут гордиться тобой, если ты станешь победителем подобного конкурса у них на празднике. Не забудьте включить в программу праздника конкурс «Кто больше знает пословиц и поговорок».

Наш журнал продолжает публикацию тематических подборок пословиц и поговорок, которые Вы, уважаемый читатель, сможете использовать в различных видах учебно-воспитательной деятельности. В этом номере мы предлагаем тематические разделы этой серии «Похвала и благодарность» и «Бережливость». Надеемся, что мудрее слово народа ведет в разум и сердце Ваших учеников, согревая и давая жизненную силу.

Солдат, отвага, храбрость

Каков солдат – такова о нем и слава. У солдата слава на конце штыка. Не за красоту солдата любят, а за верность присяге. Три вещи славят солдата: смелость, победа, награда. Солдату честь дороже жизни. Солдат и в мирное время на войне. Мечтаешь ли ты стать солдатом? Почему нужно защищать свою Родину? Расскажи, в каких войсках ты хотел бы служить, чем тебе нравится военная служба? Нужна ли мужчине военная выправка? Какие черты характера формирует служба в армии? Какие их них ты хотел бы видеть у себя? Отвага сердце в броню одевает. Отвага – половина победы. Счастье всегда на стороне отважных. Смелость лучше богатырства. Мужество создает победителей. Не множество, а храбрость побеждает. Ум дает силу, сила дает храбрость. Будь храбрым и будешь сильным. Будь храбр по уму и по сердцу. Успех неразлучен с храбрым. Храброму сердцу нет невозможного. Храброму длинная шпага не нужна. Храбрость дома – это трусость вне дома. На себя надежда – основание храбрости. Как ты понимаешь пословицу «Храбрость дома – это трусость вне дома»? Победа над слабым – все равно, что поражение. Силен тот, кто победил себя. Истинно могуч тот, кто побеждает самого себя. Упорство – залог успеха. Объясни смысл пословицы «Силен тот, кто победил себя». Случалось ли тебе побеждать самого себя? Расскажи, как это было. Согласен ли ты с тем, что преодолевая свои слабости, человек становится сильнее? Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.

Терпение

Терпение и труд все перетрут. Терпенье дает уменье. Терпенье разрушает горы. На хотенье есть терпенье. Путешествие и в десять тысяч ли (Ли – мера длины в некоторых странах, в частности, в Китае) начинается с одного шага. Дорогу осилит идущий. Вспомни, в какой жизненной ситуации тебе помогло терпение. Хочешь ли ты развивать в себе это качество? Кто, по-твоему, более успешен – терпеливый или торопливый? Кто терпелив, тот побеждает. Не рви зеленый виноград – и съешь спелые гроздья. Хочешь меду – терпи пчелиные укусы. Поспешность губит дело. Кто отстал? – Скорый. Кто пришел? – Спорный. Не бойся идти медленно, бойся стоять не месте. Не зведаўшы броду, не суйся ў воду. Какие слова созвучны со словом «терпение»? Продолжи этот ряд: рассудительность, сдержанность, … … …. Запиши эти слова в свою тетрадь. Кто сдержит свой язык, тот сохранит голову. Кто открывает тайну, тот нарушает верность. Вылетевшие из уст слово не догонишь и на скакуне. Не всякая пословица при всяком молвится. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Не бойся тяжелого труда, бойся легких разговоров. Где слова редки, там они имеют вес. Приходилось ли тебе беречь чью-либо тайну? Легко ли это? Проявлялось ли искушение раскрыть кому-либо эту тайну? Как ты боролся с этим искушением? Читал ли ты повесть Аркадия Петровича Гайдара «Военная тайна»? Можно ли сказать, что пословица «Кто открывает тайну, тот нарушает верность» соответствует содержанию этой книги? Хотелось ли тебе быть похожим на героев этой повести? На кого именно?

Не спеши языком, торопись делом. Одно – быть скорым на язык, другое – быть скорым на деле. Слово – серебро, молчание – золото. Молчаливость лучше многословия. Доброе молчание лучше пустого болтания. Слушай больше, говори меньше. Лучше уметь слушать, чем говорить. Не торопись отвечать, торопись слушать. Менш гавары, больш пачуеш. Знай больше, говори меньше. Побольше читай, да поменьше болтай. Умный человек не тратит много слов. Не давай волю языку на пиру, во хмелю, в беседе и в гневе. Согласен ли ты с тем, что сказано в этих пословицах? Как понимать пословицу «Менш гавары, больш пачуеш”? Пригодится ли она на уроках?

Выбери из этого раздела три пословицы, которые тебе кажутся самыми полезными. Запиши их в блокнот на отдельной странице. Эту станицу озаглавь так: №Самые полезные мысли». Было бы неплохо, если бы каждый твой одноклассник запомнил одну пословицу из этого раздела. И тогда на все случаи жизни у вас будет наготове мудрое народное слово.

Добро

Добро украшает человека. Спеши делать добро. Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром. Добро делают, не советуясь. Сделал доброе дело – выброси память о нем в реку. Сделал доброе дело, молчи; если тебе его сделали – расскажи. Как ты понимаешь пословицу «Сделал доброе дело – выброси память о нем в реку». Придумай об этом рассказ. Если он самому тебе понравится, — запиши его. Никакое худо до добра не доводит. Добрый скорее сделает, чем сердитый. Человек не для себя родится. Если какое-нибудь дело не очень спорится, — вспоминай поговорку: «Добрый скорее сделает, чем сердитый». Понятен ли тебе смысл поговорки «Человек не для себя родится»? Справедливо ли это сказано, как ты думаешь? Хотел ли бы ты жить свою жизнь под этим девизом? Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой. Не в деньгах счастье, а в добром согласии. Согласие крепче каменных стен. Где согласие и лад, там дело – клад. Чем сердиться, так лучше помириться. Когда ты вырастешь, и тебя будет своя семья, хотел ли бы ты, чтобы она жила в согласии? Как ты себе это представляешь? Расскажи. Сделав худо, не жди добра. Что посеешь, то и пожнешь. Лучший способ избежать наказания – не делать проступка. Не слухаешь ківа, дык паслухаеш кія. Как ты думаешь, о чем говорится в это поговорке? Случалось ли тебе убеждаться в ее правоте?

Щедрость

Одной рукой собирай, другой раздавай. Рука дающего не оскудеет. Одной рукой жни, другой сей! Добрый человек никогда не обеднеет. Случалось ли тебе делать подарки? Приятно ли это? Какие ты любишь делать подарки и кому? Получал или ты от кого-нибудь подарки? Как ты поблагодарил дарителя? Как ты понимаешь выражение «Рука дающего не оскудеет»? Лучше не дари, да после не кори. Даренного назад не берут. Красны займы отдачею. Долг платежом красен. Сравни пословицы: «Красны займы отдачею» и «Долг платежом красен». Объясни их смысл. Встречался ли ты в жизни с такими ситуациями, которым соответствовали бы эти пословицы? Сравни слова «щедрый» и «расточительный». Что между ними общего? Чем они отличаются? Можно ли назвать щедрым человека, который раздает вещи, заработанные его родителями?

Бережливость

Трудолюбие – ценное дерево, бережливость – скатерть-самобранка. Не деньги богатство – бережливость да разум. Богатство начинается с бережливости. Бережливость лучше богатства. На чужы каравай рот не разявай. Нечестно нажитые деньги тают, как снег под горячей водой. Сравни бережливость и жадность. Какое из этих качества характера тебе больше нравятся? Ты, наверное, заметил, как бережлива твоя мама. Расскажи об этом. Случалось ли тебе встречаться с жадным человеком? Приятно или с ним общаться? Может ли такой человек быть другом? Перейти от бережливости к расточительству легко, трудно перейти от расточительства к бережливости. Скупой платит дважды. Ленивый делает дважды. Поскупился на гриву – потерял рубль. Хвались урожаем, когда в амбар засыпаешь. Как ты помогаешь своим родителям быть бережливыми? Бережно ли относятся твои соседи к дому, в котором вы живете? Чисто ли у вас в подъезде? Растут ли в вашем дворе деревья, кустарники, цветы? Хочешь иметь золото – собирай навоз. Па кропельцы – рэчка, по сяніцы – копка, а па копцы – стог. По приходу расход держать. Не доходом экономят, а расходом. Не научишься тратить малые деньги – и большие не придут. Чем отличается бережливый от скупого? Чем неприятен скупой человек? Бережлив ли ты? Осмотри свою одежду, книги, портфель. Все ли в порядке? Может быть, что-нибудь требует ремонта? Есть ли у тебя любимые вещи, которые ты бережешь? Понятна ли тебе пословица: «Хочешь иметь золото – собирай навоз». Расскажи подробнее, как ты ее понимаешь. Непростые задачи нравственного воспитания личности побуждают учителя обращаться к тому культурному пласту, который всегда являлся моральным основанием, внутренней опорой человека при встречах с превратностями судьбы. Возможно, предлагаемая подборка пословиц по темам «Терпение» и «Достоинства человека» поможет Вашим питомцам обрести те ценностные ориентиры, которые станут духовными вехами их жизненного пути.

ПРО УПРЯМСТВО

image001

СТИХИ

ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ

(составил Вахрушев Леонид, 1 «А»)

СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ

ПРО ФОМУ

В одном переулке Стояли дома. В одном из домов Жил упрямый Фома.

Ни дома, ни в школе, Нигде, никому — Не верил Упрямый Фома Ничему.

На улицах слякоть, И дождик, И град. — Наденьте галоши, — Ему говорят.

— Неправда, — Не верит Фома, -Это ложь… — И прямо по лужам Идет без галош.

Мороз. Надевают ребята коньки. Прохожие подняли воротники.

Фоме говорят: — Наступила зима. -В трусах На прогулку выходит Фома.

Идет в зоопарке С экскурсией он. — Смотрите, — ему говорят, — Это слон. –

И снова не верит Фома: — Это ложь. Совсем этот слон На слона не похож.

Однажды Приснился упрямому сон, Как будто Шагает по Африке он.

С небес Африканское солнце печет, Река, под названием Конго, Течет.

Подходит к реке Пионерский отряд. Ребята Фоме У реки говорят:

— Купаться нельзя: Аллигаторов тьма. — Неправда! — Друзьям отвечает Фома.

Трусы и рубашка Лежат на песке. Упрямец плывет По опасной реке.

Близка Аллигатора хищная пасть. — Спасайся, несчастный, Ты можешь пропасть!

Но слышен Ребятам Знакомый ответ: — Прошу не учить, Мне одиннадцать лет!

Уже крокодил У Фомы за спиной. Уже крокодил Поперхнулся Фомой:

Из пасти у зверя Торчит голова.

До берега Ветер доносит слова: — Непра… Я не ве… —

Аллигатор вздохнул И, сытый, В зеленую воду нырнул.

Трусы и рубашка Лежат на песке. Никто не плывет По опасной реке.

Проснулся Фома, Ничего не поймет… Трусы и рубашку Со стула берет

Фома удивлен, Фома возмущен: — Неправда, товарищи, Это не сон!

Ребята, Найдите такого Фому И эти стихи Прочитайте ему.

Все сели? Я встану.

Все встали — сижу.

Я силы в упрямстве

Своем нахожу!

Стихи про барана

Через быструю реку, Мостик узенький лежит.

И однажды, по нему Молодой баран спешит.

Но на мост с конца другого, Всем известный хулиган,

Опустив рога сурово, Шел еще один баран.

И сошлись на середине, Не желая уступать,

И стояли бы поныне,Только мост стал обвисать!

Мостик был не очень прочен, Баранам бы разойтись!

Но они — упрямы очень, И с мостом упали вниз!

Вывод здесь простой, ребята, Что упрямство иногда,

Очень вредно и чревато, И не нужно никогда!

Сергей Михалков

Басня «Завидное упорство»

Хозяйка в кладовушке, на окне, Оставила сметану в кувшинé.

И надо ж было, Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!

Два малых лягушонка в тот же час — Бултых! — в кувшин, не закрывая глаз,

И ну барахтаться в сметане!.. И понятно, Что им из кувшина не выбраться обратно, —

Напрасно лапками они по стенкам бьют: Чем больше бьют, тем больше устают…

И вот уже один, решив, что все равно Самим не вылезти, спасенья не дождаться,

Пуская пузыри, пошел на дно… Но был второй во всем упорней братца —

Барахтаясь во тьме что было сил, Он из сметаны за ночь масло сбил

И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету…

Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,

Я в шутку посвящаю басню эту!

Пословицы и поговорки об упрямстве

• Упрямый удод всё делает наоборот.

• Назло тятьке уши отморожу.

• Назло мужу сяду в лужу.

• Упрямый — что слепой: ломит зря.

• Ты ему вдоль, а он поперёк.

• Крепок как дуб, упрям как осёл.

• Упрям как Сидорова коза.

— Ни туда, ни сюда. Ни взад, ни вперед. Ни в бок, ни в сторону.

— У упрямого на голове хоть кол теши!

— При настойчивости можно иглой колодец выкопать

— Горбатого исправит могила, а упрямого дубина.

— Спор дороже денег.

— Стар да упрям, ни людям, ни нам.

— Из короба не лезет, в коробе не едет и короба не отдает.

— На упрямых воду возят.

— Подавайся по рукам, так легче будет волосам. (В старину спорящие перетягивались за волоса.)

— Упрямая овца волку корысть (отшатнувшаяся от стада).

— Его сюда на вожжах не затащишь.

— Он ежовой щетиной оброс.

— Нашего Мины не проймешь и в три дубины.

— Молодецкое сердце не уклончивое.

— Своя воля страшней неволи.

— Прямиковая душа — да в разбежку пошла.

— Ты стал на пень, а он на корягу.

— Как козьи рога, в мех не идут.

— Всю ночь просижу, а ночевать не стану.

— Его учить, что по лесу с бороной ездить.

— Упрямого трудно вывести из заблуждения

— Если и утонет, так его против воды ищи.

— Хоть черта впряги, а ему все кажется лошадь.

— Ом все на свой ноготь гнет.

— Ты концом, а он кольцом; ты кольцом, а он концом.

— Ему говорить, что в спину горох лепить.

— Сонного добудишься, ленивого доколотишься, а упрямого не проймешь.

— Упрямый, как осел.

— Кого честь не берет, того палка проймет.

— Упрямство — хуже пьянства.

— Упрямство — порок слабого ума.

— Жжется, как крапива, а колется, как еж.

— Я тебя проглочу! — А я тебе поперек горла ершом вскочу.

— Я и сам упрям: хоть надорвусь, да упрусь.

— Упрям, как бык.

— Упрямилась нитка за иглой, да протащилась.

— Разумная стойкость — не упрямство, а безрассудная настойчивость — упрямство.

— Упрямка денежки теряет (про неразумный торг на базаре).

— Упрямый что лукавый: ни богу свечка, ни черту кочерга.

— Ему говорят — стрижено, а он — брито.

— Ерема в воду, Фома ко дну: оба упрямы — со дна не бывали.

— Затвердила сорока Якова одно про всякого.

— Лошадка упряма, да везет прямо.

— Нашла коса на камень.

— Не купил батька рукавички, так пусть же руки мерзнут.

— С ним натощак не сговоришься.

— Стал как бык — в стену рогами.

— Ты его на берег, а он в воду.

— Ты ему слово, а он тебе десять.

— Что в лоб, что по лбу.

— Упрям, как новгородец.

— Крепок, как дуб, упрям, как осёл.

— Упрямого и в котле не уваришь, и в ступе не утолчешь.

— Хитрого не поймешь, упрямого не доймешь.

— Будь прям, да не упрям.

— Косой, да люден, кривой, да годен, а ты и прям, да упрям.

— Упрямый вброд не ходит, только вплавь.

— Хитрого не поймаешь, упрямого не доймёшь.

— Упрямого в семи ступах не утолчёшь.

— Заморозило у проруби Фотея, а он все кричит: «Потею!»

— Слабый ум порождает упрямство.

Упрямство имеет только форму характера, но не его содержание (Иммануил Кант)

image002

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

  • Упражняться в течении утра как пишется
  • Упражнения с картами мастер сказок
  • Упрямство есть слабость которая имеет вид силы сочинение
  • Упражнение составлено как пишется
  • Управленческий живой уголок сказка сергея лазо 21г