Упражнение составлено как пишется

Автор na5club на чтение 5 мин. опубликовано 21.05.2020 упражнение 1. я назову вам сейчас ингредиенты одного блюда, которое вы должны

На чтение 5 мин. Опубликовано

Упражнение 1. Я назову Вам сейчас ингредиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.

Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом,уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).

— Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).

Упражнение 2. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание.

Исходить (пол)России, об…ехать (пол)мира, быть (пол)года в экспедиции…, встать (пол)восьмого, обойти (пол)города, с…есть (пол)апельсина, скосить (пол)луга, отрезать (пол)метра ткани, откусить (пол)яблока, (пол)жизни провести в (пут…)шествиях, пройти (пол)Крыма, опоздать на (пол)минуты, возвратиться в (пол)одиннадцатого, отстать на (пол)очка, (полу)годичное отсутствие, сделать (полу)оборот, (полу)льняное
волокно, участвовать в (полу)финале, пробежать (пол)дистанции, перегородить (пол)улицы.

Упражнение 3. Запишите слова в три колонки, разграничивая слитное, дефисное и раздельное написание слов с элементом пол- и полу-. Сформулируйте правило их правописания. При этом обращайте внимание на то, с какой буквы начинается вторая часть сложного слова (с гласной, согласной, буквы л, прописной буквы).

(Пол)ставки, (пол)Европы, (пол)часа, (полу)шёпот, (пол)арбуза, (пол)тысячи, (пол)стакана, (пол)граненого стакана, (пол)ложки, (пол)килограмма, (пол)литра, (полу)чистый, (пол)второго, (пол)цены, (пол)России, (полу)фабрикат, (пол)апельсина, (пол)лимона, (пол)эмалированного ведра, (полу)тон, (пол)года, (пол)миллиона, (полу)месяц, (пол)страницы, (пол)листа, (полу)грамотный, (полу)тяжёлый, (полу)финальный, (пол)большой тарелки, (пол)порции, (полу)разрушенный, (пол)очка, (пол)пути, (пол)смены.

Упражнение 4. Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.

(Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.

Упражнение 5. Прочитайте и объясните правописание выделенных слов

Я пришел из школы,
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед.
Полбатона хлеба,
Полсудка борща
И на сковородке
Ровно пол-леща.
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой…
Я еще не мертвый,
Но полуживой.
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.

Упражнение 6. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте

Вымыл пол(окна)
Нач…ртить ц…ркулем полу(круг)
Р…шать задачи пол(урока)
Выше на пол(г…ловы)
Ук…зать границу полу(пустыни)
Занять под упр…жнение (пол)листа
Рас…читывать на хорошие оценки за полу(годие)

Упражнение 7. Отгадайте слово по его значению, запишите

1. Середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам.
2. Расстояние, равное половине шага.
3. Небольшая железнодорожная станция.
4. Половина литра.
5. Короткая, до колен, зимняя верхняя одежда из меха.
6. Слабое освещение, близкое к темноте.
7. Часть суши, с трех сторон омываемая морем, а с четвертой примыкающая к материку.
8. Половина Европы.

Ответы:

1. полдень
2. полшага
3. полустанок
4. пол-литра
5. полушубок
6. полумрак
7. полуостров
8. пол-Европы

Упражнение 8. Распределите в два столбика

(Полу)ф…нал, (пол)Челябинска, (пол) тайма, (пол)часа, (пол)автобуса, (пол)игры, (полу)защитники, (полу) метровое ра…стояние, (пол)света, об…ехал (пол)области, (пол) ст…диона, и…п…сал (пол)тетрад…

Упражнение 9. Записать предложения, раскрывая скобки.

Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. (Былина)
(Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли. (В.Харитонов)
Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. (П.Шубин)
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. (Ю.Нагибин)

Упражнение 10. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. Разломила она (пол)яблока да подала его Ивану со словами Съешь мой друг не побрезгуй.

Упражнение 11. Выбирая слитное или дефисное написание, распределите слова по соответствующим колонкам таблицы.

Пол/беды, полу/автомат, пол/окна, полу/остров, пол/осени, пол/лица, пол/Европы, пол/зимы, полу/шёпот, пол/атласа, пол/города, пол/аллеи, пол/слова, пол/Киева, пол/лошади, полу/круг, пол/площади, пол/литра, полу/дремота, пол/алфавита, пол/утки, пол/ложки.

Слова с пол- пишутся через дефис                 Слова с пол- пишутся слитно   Слова с полу- пишутся слитно

Далее следует гласная Далее – большая буква Далее – буква л

Тест

1.Найти предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис.

А) Сторож через полчаса вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.
В) Написали Жигану бумагу, и много ребят подписались под той бумагой – целые пол-листа.
С) В полудреме Гек надел валенки, добрался до стола и сел на табуретке.

2. Определить предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно.

А) На решение задачи ушло пол-урока.
В) Заря запылала пожаром и захватила полнеба.
С) Хозяин поставил перед нами пол-арбуза.

3. Определить ряд, в котором слова с пол- и полу – пишутся через дефис.

А) Пол-Москвы, полдень, полуфинал.
В) Пол-луга, полукруг, полуостров.
С) Пол-игры, пол-Байкала, пол-Барыша.

4. Определить ряд, в котором сложные слова пишутся слитно.

А) Полдома, пол-улицы, пол-Киева.
В) С полуслова, вполсилы, пол-листа.
С) Полжизни, полвека, полкниги.

Ответы:

№1 – В; №2 – В; №3 – С; №4 – С.

«Не» с именами существительными — правило, примеры

Существительное, как и сло­ва раз­ных частей речи, пишет­ся с «не» как слит­но, так и раз­дель­но. «Не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся слит­но, если явля­ет­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной при­став­кой или частью кор­ня. Раздельное напи­са­ние «не» с суще­стви­тель­ны­ми зави­сит от грам­ма­ти­че­ских усло­вий в контексте.

Слитное написание «не» с существительными

Выясним, от чего зави­сит слит­ное напи­са­ние «не» с существительными.

1. Существительные без началь­но­го «не» в совре­мен­ном рус­ском язы­ке не употребляются:

  • неви­даль
  • недо­лёт
  • невеж­да
  • непо­се­да
  • нераз­бе­ри­ха
  • неза­буд­ка
  • неря­ха
  • неве­жа
  • неудач­ник
  • неле­пость
  • непо­лад­ки
  • нелю­дим
  • недо­росль
  • недо­уч­ка

В боль­шин­стве этих слов эле­мент не- явля­ет­ся частью корня:

  • невежд а — корень/окончание;
  • нерях а — корень/окончание;
  • нелю­дим — корень/окончание;
  • нена­висть — корень/окончание;
  • ненасть е — корень/окончание

2. Частица «не» в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми исполь­зу­ет­ся в каче­стве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной приставки.

Приставка не- обра­зу­ет новое сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. К нему зача­стую мож­но подо­брать синоним:

  • сча­стье → не сча­стье (беда, горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (враг, противник);
  • прав­да → не прав­да (ложь, обман, враньё);
  • дове­рие → не дове­рие (подо­зри­тель­ность);
  • воля → не воля (плен);
  • про­фес­си­о­нал → не про­фес­си­о­нал (люби­тель, дилетант).

Подобные обра­зо­ва­ния попол­ня­ют сино­ни­мич­ные ряды слов. Заметно, что суще­стви­тель­ные с при­став­кой не- обла­да­ют смяг­чён­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с сино­ни­мом без приставки.

Сравним:

  • успех — не успех, или провал;
  • друг — не друг, или враг;
  • любовь — не любовь, или ненависть.

3. Слитно пишут­ся сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем «неспе­ци­а­лист», «нерус­ский», к кото­рым в рус­ском язы­ке нет сино­ни­мов. Хотя в опре­де­лен­ном кон­тек­сте суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное «нерус­ский» зна­чит «ино­стра­нец», «чуже­зе­мец».

4. Некоторые слова-термины пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

  • неме­тал­лы
  • непри­бы­тие само­ле­та, поезда
  • непла­тёж
  • неком­плект.

Не с существительными

Раздельное написание существительных с «не»

В боль­шин­стве слу­ча­ев части­ца «не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся раз­дель­но. В выска­зы­ва­нии она име­ет чисто отри­ца­тель­ное значение:

Этот артист, пою­щий с акцен­том, не француз.

В при­ве­ден­ных при­ме­рах при­сут­ству­ет логи­че­ски под­черк­ну­тое отрицание.

Раздельное напи­са­ние суще­стви­тель­ных с отри­ца­тель­ной части­цей «не» отме­тим при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в предложении:

1. нали­чие про­ти­во­по­став­ле­ния с сою­зом «а»

В этой ситу­а­ции он про­явил не сме­лость, а трусость.

2. в при­сут­ствии слов «дале­ко», «вовсе», «отнюдь»

Мне кажет­ся, такое жест­кое отно­ше­ние — это вовсе не любовь к животным.

Критик отме­тил, что это был дале­ко не успех у зрителя.

Отнюдь не соба­ка зары­ча­ла око­ло сто­рож­ки лесника.

3. Отрицательные место­име­ния и наре­чия под­чер­ки­ва­ют отри­ца­ние, обо­зна­чен­ное части­цей «не»

Оказалось, что это нисколь­ко не успех.

Алгоритм определения правописания «не» с существительными

Не с существительными алгоритм определения

Видеоурок

Правила написания и упражнения: «не» с разными частями речи

Навыки грамотной речи необходимы каждому взрослому человеку вне зависимости от того, чем он занимается. Ведь социальные контакты в современном обществе не только неизбежны, но и желательны. И часто успех в той или иной области зависит от того, способен ли человек грамотно выражать свои мысли. Но дело в действительности не только в наличии навыков устной речи. Грамотно писать не менее важно.

И вопрос не только в ведении документации или деловой переписки. Знания и навыки в области правильного написания слов непосредственным образом влияют на репутацию. К сожалению, большинство уже вскоре после окончания своего обучения забывают все то, что им с таким трудом втолковывали в учебных заведениях. Поэтому, как показывает практика, такие знания, так или иначе, приходится освежать на протяжении жизни.

Некоторые правила хоть и кажутся элементарными, но держатся в голове взрослого человека с трудом. В этой статье будет рассмотрено написание «не» с разными частями речи. Эти правила будут полезны как школьникам, так и взрослым людям, стремящимся освежить имеющиеся знания.

упражнения не с разными частями речи

Что такое частица?

Частицей, как правило, называют такую часть речи, которая добавляет предложению эмоциональных оттенков. Они эффективно служат для того, чтобы формировать новые формы слов.

Для того, чтобы научиться правильно употреблять частицы в речи, важно выполнять некоторые упражнения. «Не» с разными частями речи пишется по-разному. Важно ориентироваться в обилии этих правил.

правило написания не с разными частями речи

Частица «не» с существительными (примеры упражнений)

Правописание частицы «не» с разными частями речи требует значительного количества знаний и определенных навыков. Однако приобрести их несложно.

Так, «не» с существительными следует писать раздельно в том случае, если имеет место быть противопоставление (например, не закон, а рекомендация).

Слитно данную частицу пишут с теми существительными, которые без нее не используются в принципе (например, недоросль). Также если данное слово приобретет новое, совершенно противоположное смысловое значение (его с легкостью можно синонимизировать словом без частицы «не»).

Другой случай слитного написания — существительное с данной частицей обозначает определенное лицо (например, непрофессионал).

Применять на практике изученное лучше с помощью простых упражнений. Правильные ответы выделены курсивом.

1. Какое из слов с «не» пишется раздельно?

  1. (не)смех, а слезы
  2. (не)ряшливость
  3. (не)правда
  4. (не)нависть

2. Какое существительное следует писать слитно с «не»?

  1. (не)восхищение, а разочарование
  2. (не)решительность натуры
  3. (не)внимание, а рассеянность
  4. (не)друг, а просто приятель

3. В каком предложении существительное с «не» следует писать слитно?

  1. (Не)игла является главной в шитье.
  2. (Не)уменье вызывает массу неприятностей.
  3. (Не)пером пишут, а умом.
  4. (Не)место здесь этой книге.

4. В каком предложении частицу «не» следует писать отдельно от существительного?

  1. «(Не)знайка» — моя любимая книга.
  2. (Не)ученье (не)допустимо.
  3. (Не)настья бояться глупо.
  4. (Не)хлебом единым жив человек.

прилагательные с частицей не примеры

Частица «не» с прилагательными (упражнения)

Далее обсудим, как пишутся прилагательные с частицей «не». Примеры, иллюстрирующие правила, также будут приведены, чтобы было легче усвоить описанный материал.

Итак, «не» с прилагательными пишут раздельно в следующих случаях:

  • наличие противопоставления, разделенного союзом (не белый, а черный шкаф);
  • если прилагательное является притяжательным или относительным (не папин торт);
  • если прилагательное демонстрирует недостаточное проявление определенного качественного признака (не сладкий чай, то есть недостаточно сладкий чай);
  • при наличии простой сравнительной степени существительного (этот телевизор не новее, чем соседский);
  • с определенными краткими формами прилагательных, а именно теми, которые, в принципе, не употребляются в полной форме (не рад).

Раздельно с прилагательными рассматриваемая частица пишется в случае, если данное прилагательное вовсе не используется без нее (неряшливый); если прилагательное вместе с частицей получает новое, абсолютно противоположное смысловое значение (невысокий).

Как закрепить? С помощью подобного упражнения.

Какое из слов следует писать слитно?

  • (не)сдавший экзамен;
  • (не)последовательный;
  • (не)сломлен;
  • (не)знает.

не слитно с разными частями речи

Частица «не» с местоимениями

Правописание частицы «не» с разными частями речи обеспечивается формированием определенных навыков. Для этого требуется рассмотреть также правило написания рассматриваемой частицы с местоимениями. Оно простое: в таких случаях частицы выступают в роли приставок и пишутся слитно.

Если же поставлен какой-либо предлог между приставкой «не» и корнем местоимения, то данное сочетание пишется полностью раздельно (в три отдельных слова).

Частица «не» с глаголами, причастиями и деепричастиями

Важно помнить, что со всеми глаголами и любыми деепричастиями частица «не» употребляется раздельно.

С причастиями ее следует писать раздельно в следующих случаях:

  • при наличии противопоставления с помощью союза «а»;
  • в случае использования краткое формы причастий;
  • при наличии зависимых от причастия слов.

Во всех прочих случаях рассматриваемую частицу следует писать с данной частью речи слитно.

Как видите, запомнить, как пишется частица «не» с глаголами, причастиями и деепричастиями крайне просто. Закрепить навык можно с помощью тестовых упражнений. Например, подобных следующему.

В каком предложении слово с «не» следует писать отдельно?

  1. Его обещания так и остались (не)выполненными.
  2. Конверт вернули (не)распечатанным.
  3. В последнее время я (не)досыпаю.
  4. Рассказ (не)закончен.

не раздельно с разными частями речи

Частица «не» с наречиями

Если окончание наречия это буква «о» или «е», то следует применять те же правила, которые уместны для использования прилагательных. Однако в том случае, если данная часть речи в предложении выступает в роли сказуемого, то рассматриваемую частицу следует писать отдельно. Местоименные наречия с «не», напротив, пишутся слитно.

Когда «не» всегда пишется слитно

Подытожим некоторые общие правила. Всегда пишется «не» слитно с разными частями речи в следующих случаях:

  • когда слово без «не» в речи не используется;
  • с отрицательными наречиями и местоимениями;
  • с прилагательными, существительными и наречиями, которые заканчиваются на буквы «о» или «е», если так образуется слово с противоположным смысловым значением;
  • с неопределенными наречиями и местоимениями;
  • с причастиями полной формы без зависимых от них слов;
  • с теми прилагательными, к которым в предложении относятся наречия, обозначающие меру и степень;
  • как составляющая часть приставки «недо»;
  • с любыми прилагательными, оканчивающимися на «мый»;
  • слово «нехотя»;
  • при условии наличия другой приставки после частицы «не».

Для закрепления можно использовать упражнения в формате теста.

В какой из ниже приведенных строк все слова с частицей «не» пишутся слитно?

  1. (не)трудно, (не)лепо, (не)продуманный; (не)(что) иное, как ошибка.
  2. (не)нависть, (не)дуг, (не)понимая, (не)обитаемый.
  3. (не)сомненно, (не)знающий, (не)удавшийся, отнюдь (не)лучший.
  4. (не)кто, (не)зависимый, (не)благодарный, (не)истовствовать.

правописание частицы не с разными частями речи

Когда «не» всегда пишется отдельно (примеры упражнений)

Частица «не» раздельно с разными частями речи пишется в следующих случаях:

  • со всеми числительными;
  • с глаголами (кроме некоторых рассмотренных выше случаев);
  • с прилагательными и существительными, оканчивающимися на «о», при условии наличия явного или предполагаемого противопоставления;
  • с деепричастиями (кроме некоторых описанных выше случаев);
  • с краткими причастиями и полными при наличии каких-либо пояснительных слов;
  • с отрицательными местоимениями при наличии предлога;
  • с любыми относительными прилагательными;
  • с прилагательными, которые используются исключительно в краткой форме;
  • с прилагательными или наречиями, которые стоят в форме сравнительной степени;
  • с прилагательными и наречиями, которые оканчиваются на «мый», при условии наличия зависимых слов.

Важно научиться применять эти знания на практике. Можно использовать следующие упражнение.

В какой строке все слова с частицей «не» пишутся отдельно?

  1. (не)делает, (не)(для)кого, (не)любимый мною, (не)придуманный.
  2. (не)создан, (не)согласен, (не) новый, (не)зависимо.
  3. (не)один, (не)глядя, (не)(с)кем, (не)шутя.
  4. (не)(кто)иной, (не) (от) чего, (не)больше, (не)сомненный.

Какие слова следует писать отдельно?

  1. (не)для(кого).
  2. (не)сносный.
  3. (не)настный.
  4. (не)навистный.
  5. вовсе (не)интересный.
  6. (не)популярный.
  7. (не)близкий.
  8. (не)доделанный.

Упражнения

«Не» с разными частями речи пишется по-разному. Следовательно, важно тренироваться использовать эти знания в речи. Эффективно в этом помогают разнообразные упражнения. Например, с такими учениками важно проводить разного рода диктанты. Это не обязательно должен быть целый текст, можно диктовать отдельные предложения, при написании которых необходимо применять правило написания «не» с разными частями речи.

Какого типа диктанты лучше проводить? Предупредительный диктант, который подразумевает одновременное повторение некоторых правил и особенностей написания. Также эффективным будет зрительный диктант. Такие диктанты часто включают в себя задание выписать слова или фразы с обсуждаемыми орфограммами.

Свою эффективность доказали упражнения, задания которых требуют вставить правильным образом (слитно или раздельно) частицу «не» в предложения и фразы. Хорошо, если используется полноценный текст.

Также эффективными являются тестовые задания.

Какие слова следует писать слитно?

  1. (не)годовать.
  2. (не)стало.
  3. (не)над(чем).
  4. (не)(у)кого.

В какой фразе слово с «не» пишется слитно?

  1. Больше ей (не)о(чем) волноваться.
  2. Она положила трубку, (не)закончив разговор.
  3. В книге описана (не)придуманная история.
  4. Он тебе (не)соперник.

В каком предложении допущена ошибка?

  1. К не счастью, мы не сможем вернуться вовремя.
  2. Ему незачем туда ходить.
  3. Выход нашелся неожиданно.
  4. Девочка выглядела очень несчастной.

Выполняя такого рода упражнения, «не» с разными частями речи ученики будут всегда писать правильно.

Важность ассоциативного мышления

Не всегда возможно запомнить все вышеперечисленные правила и легко их применять. Важно создавать для себя определенные ассоциативные маяки, которые помогут вспомнить написание «не» с разными частями речи. Такой метод уже помог тысячам учеников справиться с этой нелегкой задачей.

написание не с разными частями речи

Вывод

Изучение иностранного языка всегда кажется более сложной задачей, чем освоение основ правописания родного. Однако порой даже нам, как носителям, не так сложно даже представить, какие трудности при изучении вызывает русский язык.

«Не» с разными частями речи, например, употребляется различным образом в разных языковых ситуациях. И для того, чтобы использовать рассматриваемую частицу правильно, необходимо заранее выучить все возможные варианты ее написания и правила, касающиеся норм ее употребления в том или ином случае.

Справиться с этой задачей в одиночку возможно, однако порой лучше воспользоваться услугами квалифицированного специалиста (преподавателя или репетитора). В особенности, если речь идет о ребенке. Вполне возможно, что такого рода услуги понадобятся ему и в будущем. Поэтому было бы хорошо, чтобы у малыша уже был налажен контакт с опытным преподавателем, который поможет ему заполнить пробелы в знании русского языка.

А если все же такой ученик хочет разобраться в данном вопросе самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи, ему следует уделить должное внимание двум серьезным моментам. Во-первых, важно тщательно изучить всю имеющуюся в распоряжении теорию по данному вопросу. Это самый трудный этап, поскольку он требует полноценной концентрации внимания и самоотдачи. Для того чтобы разнообразить подобную монотонную деятельность, лучше самостоятельно придумывать примеры для отдельных правил, используя слова и ситуации, максимально близкие и знакомые вам. Такие примеры будет несложно запомнить. Это непременно поможет значительным образом повысить эффективность изучения и фиксирования теоретического материала.

По окончании этого этапа следует переходить к практике. Нельзя игнорировать необходимые языковые упражнения. «Не» с разными частями речи используется разным образом, поэтому для того, чтобы эффективно запомнить все перечисленные выше правила, их важно закрепить практическим путем. Таким занятиям следует уделять даже больше времени, чем теоретическим. Ведь именно путем применения того или иного правила формируются ассоциативные связи, которые впоследствии используются мозгом для разрешения подобных ситуаций. После ряда подобных уроков проблем с тем, каким образом употреблять «не» с различными частями речи, возникать не будет.

Выделите некоторое время для регулярных занятий, не игнорируйте теорию, уделяйте достаточное внимание практике, и правописание станет вашим коньком!

источники:

https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-ne-s-suschestvitelnymi-slitno-i-razdelno.html

https://fb.ru/article/273275/pravila-napisaniya-i-uprajneniya-ne-s-raznyimi-chastyami-rechi

Упражнение 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

Упражнение 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит…ся. Километра через два д…лина вдруг стала сужива…ся. Начали попада…ся глинистые сланцы. Ширина д…лины то суживае…ся метров до ста, то расширяе…ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди…ся, если не держа…ся главного русла. По хребту, поросш…му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива…ся, осматрива…ся, иначе легко сби…ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист…ть, молв…ть, порт…ть, мыл…ться, опостыл…ть, знач…ть, спор…ть, обезлюд…ть, обезум…ть, та…ть, прав…ть, вер…ть, кашл…ть, плак…ть, езд…ть, ка…ться, замет…ть, наде…ться, завис…ть, обид…ть.

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле…л, наде…лся, послыш…лся, всматрив…лся, вид…лся, обид…л, знач…л, та…л, оконч…л, повес…л, вылеч…л, ненавид…л, спор…л, кле…л, стро…л, се…л.

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир…вать митинг, участв…вать в пикете, вывед…вать тайну, оказ…вать воздействие, приказ…вать подчиненному, раскруч…вать веревку, развед…вать месторождение угля, доклад…вать о результатах, исповед…вать ислам, проповед…вать добро, попотч…вать пельменями, команд…вать армией, опроб…вать новое оружие, использ…вать достижения техники.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

Упражнение 7.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

Упражнение 8.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

Упражнение 9.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ…т работу, (он) дополн…т ответ, дыш…тся легко, засе…шь поле, обкле…шь обоями, вытр…шь насухо, колыш…тся знамена, народ бор…тся, снег та…т, все завис…т от обстоятельств, брод…шь по аллеям, он ненавид…т ложь, сказанного не ворот…шь, ты все мож…шь, солнце гре…т, окно заиндеве…т, слыш…шь все шорохи, хоч…тся выиграть.

Упражнение 10.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон…шься — ни одного не пойма…шь. 2) Много буд…шь знать — скоро состар…шься. 3) Правда глаза кол…т. 4) Конь вырв…тся — догон…шь, слова сказанного не ворот…шь. 5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь. 6) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 7) Мягко стел…т, да жестко спать. 8)  Человек, он все уме…т: он и паш…т, он и се…т.

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян…тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес, ель надломленная стон…т, глухо шепч…т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар…т раз и ждет, пока звук не раста…т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр…т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига…т звезды; влажный ветерок изредка набега…т легкой волной; слыш…тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Тест по теме «Правописание глаголов»

1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает…ся

2)      мне не нравит…ся

3)      будет строит…ся

4)      крапива жалит…ся

2.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят…ся

2)      будет старат…ся

3)      не хочу злит…ся

4)      прут гнет…ся

3.      В каком варианте пишется Ь?

1)      болт закрепит…ся

2)      больной лечит…ся

3)      вопрос выяснит…ся

4)      надо распорядит…ся

4.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      Мечта может осуществит…ся.

2)      Дождь должен прекратит…ся.

3)      Он ни к кому не обратит…ся.

4)      Ученик не может сосредоточит…ся.

5.      В каком слове пишется буква И?

1)      ты бор…шься

2)      мы накол…м дров

3)      лицо пыш…т здоровьем

4)      мы высп…мся

6.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ…тся

2)      терп…шь боль

3)      никого не обид…т

4)      вы все предвид…те

7.      В каком слове пишется буква И?

1)      куст вян…т

2)      все забуд…тся

3)      увид…л друга

4)      калачом не заман…шь

8.      В каком слове пишется буква И?

1)      тяжело дыш…т

2)      проща…мся молча

3)      стел…т постель

4)      ничего не увид…ли

9.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел…т кофе

2)      крупы порт…тся

3)      они справ…тся

4)      занятия оконч…тся

10.  B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор…т швы

2)      родители хлопоч…т

3)      они ма…тся без дела

4)      дети стро…т дом из песка

11.  В каком варианте пишется И?

1)      ты скоро выздорове…шь

2)      собака ла…т

3)      ночь дыш…т прохладой

4)      ветер ве…т

12.  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде…тся

2)      они услыш…т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж…т

4)      колыш…тся травы

13.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот…ла

2)      воздух нас опьян…л

3)      повесел…л ребят

4)      край обезлюд…л

14.  В каком варианте в глаголе пишется И?

1)      поместье обедн…ло

2)      я обессил…л от тяжкого труда

3)      солдат обескров…л от раны

4)      голод ослаб…л организм

15.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед…вать отделом

2)      оправд…вать друга

3)      исповед…вать христианство

4)      завид…вать согласию

16.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт…вать печаль

2)      приз…вать к примирению

3)      задум…ваться над своей судьбой

      4)      попроб…вать заглянуть в будущее

                                                                                  Ответы:

  • Управленческий живой уголок сказка сергея лазо 21г
  • Упр 48 стр 34 по русскому языку 4 класс сочинение
  • Упр на английском языке как пишется
  • Упражнение на английском языке как пишется сокращенно в тетради
  • Управляемый как пишется правильно