Всего найдено: 30
Соответствуют ли литературной норме словосочетания типа обременять имущество, недобросовестно воспрепятствовать, возбуждать ходатайство, прекращение доверенности, просрочка кредитора?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Эти словосочетания составлены некорректно.
Можно ли: просрочить срок ?
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание некорректно.
Нужно ли ставить запятую после фарзы «более чем на 3 месяца» в следующем предложении.
Настоящий регламент не распространяется на случаи предоставления рассрочки либо отсрочки исполнения обязательств, исполнение которых просрочено более чем на 3 месяца и объем обязательств (задолженности) превышает 5 процентов балансовой стоимости активов, определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна.
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать: неперечисленной в предложении «За несвоевременную или неполную оплату продукции Покупатель выплачивает пени в размере 0,5 % от неперечисленной суммы за каждый день просрочки.» в месте или раздельно.
Заранее большое спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание.
Как писать: «прощеная неделя» или «прощенная неделя»? (Библиотеки объявили традиционную прощеную неделю: у должников есть шанс вернуть книги и избежать штрафа за просрочку). От какого глагола произошло причастие прощеная? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно написание с одной Н по аналогии с выражениями _Прощеное воскресенье, Прощеный день_.
Добрый день! Помогите разрешить спор, как правильно: о признании нереальной ко взысканию просроченной дебиторской задолженности или просроченную дебиторскую задолженность?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: о признании… задолженности.
Как правильно писать «задолженность просрочена» или «задолженность просроченна»?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _просрочена_.
В случае нарушения сроков поставки, сроков предоставления счетов-фактур Поставщик уплачивает Покупателю пени в размере 0,1% от стоимости не поставленной в срок партии товара либо от суммы не выставленного счета-фактуры соответственно за каждый день просрочки, но не более 5% всего.
Есть ли ошибки в этом предложении?
Ответ справочной службы русского языка
Возможно, имеется в виду _представление счетов-фактур_. Знак процента следует отбивать от цифры. В остальном предложение написано верно.
нужны ли кавычки в предложении :
Согласно пункту 8.2 Договора, в случае нарушения Поставщиком сроков поставки Оборудования, предусмотренных Приложением №1, Покупатель вправе потребовать от Поставщика уплаты пени в размере 1% от стоимости не поставленного Оборудования за каждый день просрочки.пункт при этом цитируется полностью.
и надо ли ставить запятую после слова «договора»?
спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая после _договора_ необязательна.
Соответственно, если умножить количество дней, составивших просрочку, на размер пени, выраженной в процентах, сумма пени в рублях в отношении первой части несвоевременно поставленного Оборудования составит 97 565 руб….
«несвоевременно» пишется в этом случае вместе?
Ответ справочной службы русского языка
Да, слитное написание верно.
Подскажите, пожалуйста, как пишется: есть не оплаченные (неоплаченные) не просроченные (непросроченные) этапы оплаты премии. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректны оба варианта написания: раздельное — при противопоставлении.
Добрый день.
Есть ли в русском языке слово «просроченность»?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Такое слово в словарях не зафиксировано, его лучше не употреблять.
И еще один вопрос: «есть не оплаченный непросроченный этап на сумму 25 рублей». Все ли верно? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание _неоплаченный_.
Нужны ли какие-нибудь знаки препинания в предложении: «В случае просрочки оплаты по настоящему Договору Заказчик оплачивает Исполнителю штрафную неустойку…»?
Ответ справочной службы русского языка
Дополнительные знаки препинания в Вашем предложении не нужны.
Ответьте, пожалуйста, срочно — задерживается подписание договора. Нужны ли знаки препинания в следующем предложении: В случае просрочки оплаты по настоящему Договору Заказчик оплачивает Исполнителю штрафную неустойку?
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препининия, кроме точки, не требуются.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Когда не с прилагательными пишется слитно
Если без не слово не употребляется
Не с прилагательными пишется слитно, если такое слово нельзя употреблять без не.
Примеры: ненасытный, ненастье, негодовать, недоумевать, небылицы, ненавидеть.
Если есть сопоставление
Когда слова не противоречат друг другу, а по-разному описывают предмет или ситуацию, прилагательное и частица не пишутся слитно. Часто такой случай можно узнать по союзам но, и.
Примеры:
-
Холл небольшой, но уютный.
-
Холл небольшой и уютный.
-
Холл небольшой, уютный.
По этому предложению ясно, что холл маленький и все же уютный. Эти слова не противоречат друг другу, а дают разную информацию.
Если пояснительные слова — это наречия меры и степени
Когда прилагательное поясняют наречия меры и степени, не пишется слитно. Такими словами могут быть:
-
почти,
-
отчасти,
-
весьма,
-
довольно,
-
гораздо,
-
вполне,
-
полностью,
-
очень,
-
абсолютно,
-
слишком,
-
крайне,
-
совершенно,
-
в высшей степени и т. д.
Примеры:
-
Эта ситуация в высшей степени несправедлива.
-
Человек напротив был крайне нескладным и угловатым.
-
Тайник оказался слишком незаметным.
Когда не с прилагательными пишется раздельно
Если есть противопоставление
Когда в предложении ясно, что одну его часть автор утверждает, а другую — отрицает, не с прилагательными пишется раздельно. Такие случаи можно узнать по союзу а. При этом оба слова должны противоречить друг другу, то есть быть антонимами. Это же правило касается и кратких прилагательных.
Примеры:
-
Это дерево не высокое, а низкое.
-
Дом на холме не близок от деревни, а далек.
-
Он встретил нас не гостеприимно, а грубо.
Иногда противопоставление автор не пишет, а лишь подразумевает. В этом случае не с прилагательным тоже пишется раздельно.
Пример:
-
Отношения между ними были не дружескими.
Если есть отрицательные местоимения и наречия
Когда в предложении есть отрицательные местоимения и наречия, не с прилагательными пишется раздельно.
Такими словами могут быть:
-
вовсе,
-
далеко,
-
отнюдь,
-
ничуть,
-
нисколько и т. д.
Примеры:
-
Ремонт оказался вовсе не дорогим.
-
Хоть отец и не приехал, мне было ничуть не грустно.
Если у краткого прилагательного нет полной формы
Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение, написание частицы не с прилагательным будет раздельным.
Примеры:
-
Я не готов к такому повороту событий.
-
Он явно был не рад видеть мою семью.
Если не используем с относительными прилагательными
Иногда предложение отрицает свойство предмета с помощью относительного прилагательного с не. В этом случае не следует писать раздельно.
Примеры: не каменный забор, не серебряные серьги, не шелковый шарф, не деревянный стол.
Если прилагательное передает цвет или вкус
Когда предложение отрицает цвет или вкус предмета с помощью качественного прилагательного, не пишется раздельно.
Примеры: не кислая вишня, не зеленый учебник, не синее пальто.
Если не используем с притяжательными прилагательными
Когда предложение отрицает, что предмет кому-либо принадлежит, не пишется раздельно. Такие прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьи? чье?
Примеры: не мамина сумка, не отцов дом.
Если предложение отрицает два одинаковых признака сразу
Когда сразу несколько прилагательных отражают одно и то же качество предмета, не пишется раздельно.
Пример:
-
Она не молода и не стара.
Особые случаи, когда не с прилагательными пишется раздельно или слитно
Не с пояснительным словом совсем
В случае со словом совсем написание не с прилагательными может быть и слитным, и раздельным.
Если слово совсем мы используем в значении очень, совершенно, то не с таким прилагательным пишется слитно.
Пример:
-
Совсем некрасивый человек (очень некрасивый).
Если же под совсем мы имеем в виду отнюдь или никоим образом, то прилагательное с не пишется раздельно.
Пример:
-
Совсем не красивый человек (отнюдь не красивый).
Если прилагательное в сравнительной степени
Обычно прилагательные в сравнительной степени с не пишут раздельно.
Пример:
-
Все детство я был не выше своей сестры.
Но бывают и исключения. Когда прилагательное в сравнительной степени образовалось от другого прилагательного с приставкой не, такое слово пишется слитно.
Пример:
-
Лекция была еще непонятнее, чем обычно.
Здесь прилагательное непонятнее образовано от слова непонятная. Противопоставления нет, и слово можно заменить синонимом без не — запутанная, сложная. Значит, не — это приставка.
Проверьте себя
Как пишется не с прилагательными в этих случаях? Для самопроверки можно использовать таблицу правописания частицы не с прилагательными ниже.
-
И он ушел, высокий, (не) складный, никем (не) понятый.
-
Перед нами открылась (не) крохотная полянка, а целое поле.
-
Это была (не) обычная новогодняя ночь: за окном светило совсем (не) зимнее солнце.
-
Он оказался (не) готов к такой резкой смене событий.
-
Ее (не) ряшливый вид кричал о тяжелом периоде в жизни.
Подготовка к ОГЭ по русскому онлайн — отличный способ разобрать реальные экзаменационные задания в комфортной обстановке с внимательным преподавателем.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили
новую орфографическую тему, учитель должен
прежде всего показать внутреннюю логику законов
русской орфографии, сделать эти законы
понятными, привычными и простыми. Средства могут
быть разными. Особенно это касается моментов
отработки и закрепления новых знаний. Тут
подойдут и таблицы (готовые или продуманные
учителем, «вымученные» им – и потому лучшие),
алгоритмы, занимательные и развивающие задания,
игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует
пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки
русского языка не превращались в тоскливое
повторение того, что как будто бы было изучено в
6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а
многими воспринимается просто как новое
откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных
пособий помогает учителю при изучении и
повторении темы «Не с различными частями
речи». Главный принцип написания, который должны
усвоить школьники, здесь таков:
Частица не, написанная раздельно,
выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно,
говорит только о том, что предмет имеет
противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить
многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется – с глаголами (не был), с – со всеми словами, если при них есть – с прилагательными в сравнительной – в словах с предлогами (не с | Не пишется – в словах, которые без не не – в словах, которые дают – в отглагольных прилагательных на —мый – в неопределенных местоимениях – в глаголах с приставкой недо-, |
Этот же принцип написания относится и к
причастиям:
Полные причастия с – зависимое слово: не погашенные никем – противопоставление с союзом а: Не с причастиями на -мый пишется | Если нет С краткими причастиями частица не |
II. Можно представить эти правила в виде
простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с | ||
Часть речи | Слитно | Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: нескромно (хвастливо) неглупый (умный) 3. В отрицательных наречиях: некуда, негде | 1. Есть не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет никого, некого | После не и ни есть не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие | недомогать (не недомогая (не употр. без -не) | не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова незаконченная работа | 1. Есть зависимое не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не
употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда неглиже нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха неслух Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неумеха неустойка нехватка нечисть нечистоты неясыть (трава) | неистовый неказистый нелепый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) | негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо
выполнять после долгого писания). Учитель читает
словосочетания, называя их порядковый номер, а
ученики записывают только номера в два столбика:
слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое
одновременно развивает умение различать
причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые
без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка,
которые с не пишутся всегда слитно
(тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью
корня существительного или это приставка, без
которой слово не употребляется:
1) небо;
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
5) немой;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите
только их: невнимание, неграмотность,
недоверие, несчастье, независимость. А теперь
вспомните и запишите рядом существительное с не,
которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам
(на слух) и запишите только их: рабство – …, противник –
…, сосредоточенность – …, грязнуля – …,
аккуратный – …, близко – …, ложь – …, низко –
….
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на
слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что
пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не
слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в
предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
и
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если
это возможно) и запишите только их в два столбика
(слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не
торопиться,
не делать, не сделать, негодовать,
недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему)
нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать
деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у
ребят в тетрадях список практически всех
глаголов и деепричастий, которые без не не
употребляются).
VII. Упражнение на восстановление
деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И
как уголок их был почти не проежжий, то и не от
куда было почерпать новейшых известий о том, что
делаится на белом свете: обозники с деревяной
посудой жили только в двадцати верстах и знали
небольше их. Несчем было даже сличить им своего
житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли
они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не
должно и не может быть, увереные, что и все другии
живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не
умер никто, не то что насильственою, даже
естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь
застарелой болезни и почил вечным сном, то там
долго после немогли надевитъся таком не
обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за
околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от
проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий
зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но
несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень
утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там
лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали
старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился.
Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются
какие-то странные цветы, прежде их не было. И
вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили
на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего
на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно
они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но
им было совсем не до заката. В лесу тьма была
беспросветная, а они идут напролом, не разбирая
дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели
далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и
вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук
доносился с левой стороны. Они бросились влево.
Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты.
Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума
ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на
ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в
8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за
шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные
схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва