Униженные и оскорбленные в романе преступление и наказание сочинение с цитатами

Сочинение: униженные и оскорбленные в романе преступление и наказание ф. м. достоевский383 слова тема социальных низов общества занимает одно из

Сочинение: Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

(383 слова) Тема социальных низов общества занимает одно из самых важных мест в творчестве Ф.М. Достоевского. Нет практически ни одного произведения этого писателя, где не была бы показана жизнь маленького жалкого человека, раздавленного несправедливостью жизни. Роман «Преступление и наказание» также не обошёлся без этой темы.

В романе сложно найти не униженного человека. Писатель со всем свойственным ему глубоким психологизмом изображает образ Петербурга — холодной северной столицы, населённой несчастными озлобленными людьми. Сам главный герой произведения Родион Раскольников задавлен и унижен безденежьем и атмосферой полной безысходности. Чего же тут говорить об остальных персонажах, встречающихся нам на протяжении всего повествования? Кажется, что почти весь Петербург населён пьяницами, негодяями и сумасшедшими. Улицы наводнены шумными, грубыми, безразличными людьми. В кабаке на Сенной идут бурные рассуждения о необходимости убийства богатой старухи. Ещё сильнее ситуация усугубляется, когда читатель соприкасается с семейством Мармеладовых, как персонификацией того, во что превращает людей несправедливость жизни. Отец семейства, пропивающий последние деньги в кабаке, озлобившаяся на весь мир гордячка Катерина Ивановна, избивающая мужа – все эти люди стремятся всячески спастись из круговорота ужаса и страданий: Катерина Ивановна хватается за своё благородное происхождение, Мармеладов пьёт, Раскольников с головой уходит в свои радикальные теории, кто-то отыгрывается на окружающих, кто-то пытается убить себя.

Однако, показав то, как низко может пасть каждый из них, Достоевский продемонстрировал нам ту силу, ту высокую моральность, ту глубокую духовность, которую, несмотря ни на что, несёт в себе каждый русский человек. Софья Мармеладова добровольно продала свою честь и опустилась на самое дно общества, чтобы помочь своей семье. Но даже там она нашла добрых, отзывчивых людей, давших ей приют. Сама Соня не только не озлобилась и не опошлилась в душе, но с помощью религии сохранила душевную мягкость и доброту. Катерина Ивановна проявляет скрывавшуюся до этого нежность к мужу, когда пьяного Мармеладова сбивает лошадь. Однако кульминацией всей темы униженных людей в романе является эпизод поминок, когда богач Пётр Лужин, мелочно мстя Раскольникову, пытается выставить Софью воровкой. Катерина Ивановна всеми силами защищает честь падчерицы. Когда же махинация Лужина вскрылась, присутствовавшие на трапезе бедняки, пьяницы и, казалось бы, самые низкие люди в праведном гневе обрушились на негодяя и изгнали его из своего общества.

Всё творчество Достоевского демонстрирует нам скрытую внутреннюю силу личности. Любого можно унизить, раздавить, довести до полуживотного состояния и сломить его дух. Но писатель верил, что, даже находясь на самом дне, человек всегда остаётся человеком, помнящим о добродетели, сострадании и справедливости.

Если Вам не подошла данная работа, сообщите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон примет меры.

Автор: Михаил Щепин

Безысходность как лей Ф. М. Достоевского

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является одним из самых выдающихся произведений отечественной и мировой литературы. Его по праву называют «энциклопедией жизни России 60-х годов 19-го века». Это книга великой скорби, в которой раскрывается бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества.

Главной идеей произведения является поиск выхода из жесткого мира наживы и расчета в царство доброй правды и справедливости. Трагедия главного героя романа Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных, мучительных страданий «униженных и оскорбленных», которые населяют Петербург. Отношение Достоевского к своим героям проявляется во всем:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 440 руб.
  • Реферат Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 280 руб.
  • Контрольная работа Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • в описании быта бедняков (Раскольниковых и Мармеладовых);
  • в осуждении карьеристов и мелких дельцов (вдовы Реслих, Алены Ивановны, Лужина, Коха и т.д.);
  • в острой постановке проблем проституции и алкоголизма.

В этих мрачных картинах одиночества, нищеты, невыносимой духоты жизни, надругательства над человеком перед читателем предстает образ города-гиганта Петербурга, удивляющего своими фантастическими контрастами, где на каждом шагу человека подстерегают материальные и социальные «шутки», которые порождают нравственные трагедии и конфликты. И из них нет выхода «униженным и оскорбленным».

Замечание 1

Лейтмотивом романа является безысходность.

Тон повествованию произведения задает сцена знакомства в трактире Родиона Раскольникова с Мармеладовым. Фраза «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…», сказанная Мармеладовым, сразу поднимает и эту сцену в забегаловке, и фигуру маленького человека со смешной «канцелярской», торжественно – витиеватой манерой говорить, и тему произведения на высоту философского размышления о судьбе человека.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Монолог Мармеладова имеет характер проповеди и окрашивает в драматические тона всю ситуацию. Читателю становится понятно, что Мармеладов и подобные ему люди оказались отвергнутыми обществом. Им больше не на что надеяться и некуда идти. Так же «некуда идти» и Катерине Ивановне, для которой губительным оказалось невыносимое для ее честолюбивого характера противоречие между прошлой жизнью, богатой, обеспеченной, сытой, и настоящей – нищенской, жалкой.

Чистая и невинная девушка, Соня Мармеладова, вынуждена торговать своим телом, чтобы хоть как-то прокормить больную мачеху и ее маленьких детей. Идея отказа от себя, самопожертвования, которую автор воплотил в образе Сони, поднимается здесь до символа всего человеческого сострадания. Для Ф. М. Достоевского страдания сливались с любовью. Соня Мармеладова является олицетворением кротости и смирения, бесконечной любви к людям, что позволило ей сохранить свою нравственную чистоту в той грязи, куда бросила ее жизнь.

Таким же смыслом Достоевский наполняет и образ сестры Раскольникова, Дунечки. Она соглашается на такую же жертву, что и Соня Мармеладова. Дуня во имя своего свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина, карьериста, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей.

Всем героям произведения свойственная превосходная степень выражения своих чувств:

  • У Дуни – беззаветная, всепоглощающая, искренняя любовь к брату;
  • У Сони Мармеладовой – жажда самопожертвования;
  • У Катерины Ивановы – исступленная гордость.

Положение тупика, безнадежности подталкивает этих людей на моральные преступления против самих себя. А буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые ведут, каждый по-разному, к сделкам с совестью и бесчеловечности.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

С темой униженных и оскорбленных мы встречаемся еще на страницах произведений Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Продолжает ее и Федор Михайлович Достоевский. Он вносит свой существенный вклад, дополняя особенностями. Писатель показывает, что мир человека очень сложен и многогранен. В романе «Преступление и наказание» автор также затрагивает эту тему. Причем, дает ее с разных сторон: это и описание среды, в которой обитает герои, и огромная вереница разных судеб страдающих людей.

Внутренний мир униженных и оскорбленных героев представляет особый интерес, и в произведениях Федора Михайловича он выходит на первый план.

Ошибочно считать, что главными представителями этой категории являются Мармеладовы. Сюда абсолютно точно можно включить и самого несостоявшегося теоретика, Родиона Раскольникова

, и его мать, и сестру
Дуню
.

Судьба Раскольникова представлена в романе, как один из вариантов развития жизни таких людей. Этот персонаж противопоставляет себя обществу, пренебрегает принятыми законами и моралью, и ставит себя выше других. Родион не хочет быть рабом, быть тем, кто подчиняется. Он идет на бунт.

А вот Соня Мармеладова

, девушка, относящая к униженным и оскорбленным, представляет абсолютно другую личность. И ее судьба складывается иначе. Она никогда не решится бунтовать, ее путь смиренный, обращенный к Богу. Со стороны общественного мнения, она блудница, но по законам христианской морали Соня – святая девушка, пожертвовавшая собой ради близких, ради своей семьи.

Соня – не менее сложный персонаж, чем Раскольников. Она постоянно испытывает внутреннее напряжение и тоже тяготится внешней несправедливостью. Но только не ломается. Стержень этой девушки – ее вера и любовь к матери и маленьким детям.

Не стоит забывать и в общем про семью Мармеладовых. Это яркий тип униженных и оскорбленных. Эти люди зашли в нравственный тупик, они не знают и не понимают, куда им дальше двигаться.

Отец семейства – совершенно опустившийся человек, причем не только морально, но и социально. Весь его образ просто нелеп. В самом Мармеладове и его жене Катерине автор показывает не только духовную, но и физическую деградацию личности. Мармеладов

– беспробудный пьяница. Катерина Ивановна же сходит с ума. Эти люди находятся будто на границе: они не могут смиренно жить, как Соня, но и на бунт они не способны.

Трагедия этой семьи показана на фоне самого грязного района Петербурга. Автор показывает, как бытовые условия и городская среда заставляют людей терять человеческое обличье.

Есть в романе и эпизодические герои, которые призваны стать окончательным кусочком в общей картине нищеты и безвыходности.

Получается, что в романе «Преступление и наказание» показана целая вереница униженных и оскорбленных людей. На мой взгляд, автор не списывает такое положение дел только на социальный статус этих людей. Огромная причина кроется и в них самих.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Двойники и антиподы Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Нравственные проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание» Символика снов в романе Достоевского «Преступление и наказание»

«Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»»

Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник «униженных и оскорбленных». В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой «духоты» жизни. Излюбленное место действия в произведениях Достоевского — Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль».

Тема «униженных и оскорбленных» имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой — воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, — идею всеискупающего страдания.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе — это мир бедности, доведенный до грани нищеты, и потому оскорбительный для человека, унижающий его, выводящий за грань нормального бытия. Этот мир представлен прежде всего семьей Мармеладовых. Первая встреча с одним из ее представителей, Мармеладовым, происходит уже во второй главе первой части романа, когда Раскольников знакомится с ним в распивочной: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное, во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и опыт и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

С первых же слов Мармеладов высказывает одну из истин этого мира: «Бедность не порок… но нищета — порок». Этот мир устроен именно так. Вспомним описание каморки Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями». Или квартира Мармеладовых, куда тот приводит Родиона из распивочной. «Лестница, чем дальше, тем становилась темнее… маленькая закоптелая дверь… Огарок освещал беднейшую комнату… Из внутренних помещений неслись волны табачного дыма».

Мир «униженных и оскорбленных» в романе — это мир одиночества, отчужденности, «когда некуда больше идти». «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете!» — говорит Мармеладов Раскольникову. Ему некуда идти и не к кому. Дома ждут оскорбления, обиды от жены, которая не проявляет к нему ни капли уважения. Поэтому он и проводит целые дни в распивочной, где над ним все смеются. Мармеладов рассказывает о своей жизни всем, потому что у него нет никого, кто бы смог пожалеть его. И в Раскольникове он угадывает человека, способного понять других.

Мир «униженных и оскорбленных» — это в то же время мир полной беззащитности, зависимости от «хозяев жизни», любых неблагоприятных обстоятельств, мир самоуничижения, потери себя как людей. Именно из-за этой незащищенности и зависимости Сонечка Мармеладова становится проституткой. Но она грешит, чтобы спасти своих близких. При других условиях она бы не пошла на этот шаг.

Сон Раскольникова у Николаевского моста — в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения «униженных и оскорбленных», жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая го прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе.

Хозяйка Мармеладовых Амалия Людвиговна и ее посетители — это воплощение идеи власти. Не потому ли она при каждом удобном случае заявляет, что выгонит Мармеладовых. В сцене смерти Мармеладова Достоевский говорит, что «жильцы один за другим прошествовали обратно к двери с тем странным ощущением довольства, которое всегда замечается даже в самых близких людях при внезапном несчастии с их ближним и от которого не избавлен ни один человек без исключения, несмотря на самое искреннее их сожаление и участие». Лужин, один из «право имеющих», фактически покупает сестру Раскольникова. И это все тот же вариант Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать — продает! Но таковы законы этого мира: высочайшая любовь, выражающаяся через высочайшую самоотверженность, становится предметом купли и продажи, превращается в бесчестие.

В то же время мир «униженных и оскорбленных» — это мир больших чувств, где имеет место самопожертвование, способность жертвовать собой ради других. Мармеладов, как только познакомился с Катериной Ивановной и узнал о ее бедственном положении, сразу же предложил ей выйти за него замуж, «ибо не мог смотреть на такое страдание». Раскольников, уходя от Мармеладовых, «загреб сколько можно медных денег и неприметно положил их на окошко». В тот момент его не волновало, что, может быть, завтра ему самому нечего будет есть. Им двигало чувство жалости, сострадания к людям. Вспомним, как он вступается за девочку на бульваре, к которой пристает какой-то франт. Он отдает чуть ли не последние двадцать копеек, чтобы городовой проводил девочку до дома. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать рублей, чтобы она смогла устроить похороны мужа. Верх самоотверженности — это Сонечка Мармеладова. Ее образ — воплощение доброты, сострадания. Достоевский сопровождает ее имя эпитетом «вечный». Он имеет определенное значение и обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль жертвы во имя близких. Это «вечный» порядок вещей.

Человечность «униженных и оскорбленных» и бесчеловечные условия жизни, в которые они попадают, приводят к неразрешимым противоречиям, душевным тупикам.

Мармеладов любит Катерину Ивановну и хочет, чтобы она относилась к нему хотя бы с уважением. Но она не может побороть свою гордость. Пьянство Мармеладова — это не только выражение отчаяния, но это еще и жест человека, неспособного привыкнуть к страданиям, к несправедливости. Катерина Ивановна тоже не может привыкнуть к такой жизни. Ведь она была благородного происхождения, «урожденная штаб-офицерская дочь». Она «скатилась» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи. А такие люди более остро чувствуют несправедливость. Она все время пытается доказать благородство своего происхождения, благородство чувств и оскорбляется малейшим неуважением к себе. Катерина Ивановна устраивает пышные похороны мужа, потому что хочет, чтобы и у нее все было «как у людей». Она не может смириться со своей бедностью: целыми днями стирает, гладит белье детей, чтобы они выглядели опрятно, учит их французскому. Сумасшествие и смерть Катерины Ивановны — это высший пик трагедии «маленьких людей» вследствие неразрешимости всех противоречий. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» — перекликаются с тем образом из сна Раскольникова.

Пьянство, проституция и преступления — вот следствия неправильно устроенной жизни. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, побудившие ее вступить на этот путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Достоевский находит в ней, в беззащитном подростке, выброшенном на панель, возможно, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и смогла стать героиней в романе, где все построено на противостоянии миру и на выборе средств для такого отчаянного противостояния, именно в среде «маленьких людей» черпает Достоевский одну из важнейших философских идей романа. Ею живет Сонечка. Человек для нее — венец творения. «Это человек-то вошь?» — потрясена она оценкой, данной Родионом Раскольниковым убитой процентщице. Соня живет страданием, надеется на искупление греха, на «воскресение». Ее добротой в романе воскресает Раскольников, да и она сама держится ею. О таких людях можно сказать: «И свет во тьме светит…»

Сочинение: Судьба «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Петербург Достоевского — это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты, «певицы, живущие от себя». На фоне этого города развертываются судьбы многих людей, задавленных жизнью, представителями которых являются Раскольниковы, Мармеладовы и другие эпизодические лица романа. Достоевский говорит о том положении тупика, в котором находятся обездоленные люди, и, в первую очередь, он говорит о безвыходном положении членов двух семейств: семей Мармеладовых и Раскольниковых. И Дуня Раскольникова, и Соня Мармеладова вынуждены принести себя в жертву ради спасения своих семей. Положение безвыходности ставит перед двумя девушками вопрос: нарушить нравственность преступно по отношению к себе, не нарушить — преступно по отношению к близким.

Не пойди Соня Мармеладова на такое страшное нарушение нравственности, на которое она пошла, и дети Катерины Ивановны умерли бы с голоду. Раскольников думает: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая сила тоски за человечество в этом раздумье! Вечная жертва, вечное поругание, поругание человечества! С судьбой Сонечки Мармеладовой Родион отождествляет единственный реальный путь, ожидающий Дунечку: путь Дуни, которая тоже собралась продавать себя ради семьи, отличается от пути Сони лишь узаконенной формой брака. Общество ставит героев романа перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к убийству человечности. Это и выражено в словах Раскольникова, обращенных к Дуне: «..и дойдешь до такой черты, что не перешагнешь ее — несчастлив будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее будешь».

Но несмотря на это, разве может отказаться от человечности Раскольников? Нет, не может! В этом его трагедия. Он не остается равнодушным к страданиям «униженных и оскорбленных», а, наоборот, глубоко сочувствует им. Стараясь хоть как-нибудь помочь Катерине Ивановне, он отдает свои последние 25 рублей, которые с таким трудом собрала для него мать. О человечности Раскольникова, безусловно, говорит и его сон, в котором он видит, как забивают насмерть несчастную клячу. Эта картина разрывает его сердце, он бросается на мучителей, целует лошадь в губы, в глаза. Забитая насмерть кляча — символ безграничного страдания «униженных и оскорбленных» людей. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» — перекликаются с образом сна Раскольникова. То, что Раскольникову приснился этот сон перед его преступлением, безусловно, говорит о человечности героя, который является в романе представителем «униженных и оскорбленных»; значит, можно говорить о человечности обездоленных людей.

Кроме того, характерной чертой бедняков является их человеческая гордость. Родион понял, что Дуня приносит себя в жертву ради своего семейства, ради того, чтобы ее брат мог продолжать учебу в университете. Ведь Родион, как и все обездоленные люди, «задавлен бедностью». Он «оборванец», который вынужден оставить университет из-за отсутствия средств на оплату учения. Вот почему Дуня и решается выйти замуж за богатого человека. Но Раскольников — слишком гордый человек, потому он не хочет принять такую жертву и старается сделать все возможное для того, чтобы помешать этому браку. Родион выгоняет жениха Дуни из своей комнаты со словами: «Убирайся к черту!» Катерина Ивановна после смерти своего мужа на последние деньги устраивает поминки, причем она старается накрыть стол как можно богаче и пригласить на поминки самых солидных и благородных людей, желая показать, что, несмотря на свое положение, надеется занять место в благородном обществе. Катерина Ивановна показывает всем свой похвальный лист. Она хочет, чтобы знали о ее воспитании, «благородном, можно сказать, в аристократическом помещичьем доме». Она рассказывает о своем прошлом, мечтает открыть пансион для благородных девиц. Но ее мечты прерываются смехом сытых, довольных собой хозяев жизни, которых так ненавидит Раскольников.

Об этой ненависти говорит встреча Родиона на бульваре с пьяной 15-летней девушкой, еще почти ребенком, около которой вьется жирный франт. «Эй вы, Свидригайлов! Вам чего здесь надо?» — крикнул Раскольников, «сжимая кулаки и смеясь своими запенившимися от злобы губами». Это был смех от бешенства, от злобы. Родион ненавидит этих сытых, хорошо одетых франтов, равнодушных к несчастьям окружающих, у которых отсутствует всякое чувство человечности. Они способны ради своей выгоды унизить уже и так «униженных и оскорбленных» людей. Так, Лужин унижает на поминках Соню тем, что, бессовестно подсунув ей сторублевую бумажку, обвиняет ее в воровстве.

Достоевский приходит к выводу, что бедные люди, такие человечные, гордые, стремящиеся к чистоте, не могут жить в мире, где «человек человеку — волк». Раскольников вспоминает слова Семена Мармеладова: «Понимаете ли, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Поистине, в этих словах Мармеладова выражен весь пафос произведения. «Некуда» идти Родиону Раскольникову, Мармеладову, Катерине Ивановне, Сонечке, Дуне и сотням тысяч других обездоленных людей.

Обыкновенный ужас повседневной жизни большого города, будничные кошмары этой жизни наполняют весь роман. Раздавлен копытами Мармеладов. Катерина Ивановна после того, как Лужин оклеветал Соню, мечется по квартирам высокопоставленных лиц в поисках защиты, и важный генерал, которому она помешала обедать, затопав на нее ногами, прогоняет ее прочь. Вот она же, обезумевшая от оскорблений, устраивает нечто вроде демонстрации нищеты на улице столицы, заставляя детей петь и плясать на потеху толпе. Вся эта широкая картина действительности и показывает ту реальную почву, которая ведет к преступлениям, подобным преступлению Раскольникова. Много ужасных картин жизни, много невыносимых человеческих переживаний развертывается перед читателями романа Достоевского. Но есть нечто еще более ужасное — полное отсутствие какого-либо просветления, какой-нибудь надежды на возможность выхода. Единственный выход, который предлагает Достоевский, — это всегда, в любой грязи оставаться солнцем, как Сонечка, потому что общество изменить нельзя.

Роман Достоевского — это тема безысходной скорби. И все же в нашем сердце остается не безвыходность, не безнадежность и смирение, а непримиримая ненависть ко всему миру угнетения человека. И передовой читатель времени Достоевского продолжал поиски настоящего пути борьбы против мира насилия и жестокости.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Сочинение.
Идейный смысл романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Среди множества произведений Достоевского (“Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Бедные люди”, “Подросток”, “Идиот” и другие) одним из первых является “Преступление и наказание”. В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально все, то есть любая мелочь, незначительные подробности. Истоки романа уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает все “сердце с кровью” и что эта книга — его исповедание. Он знал, что “Преступление и наказание” окончательно утвердит его имя. С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным. Огромная трагическая мощь романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи “сверхчеловека”, глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорбленным сделали “Преступление и наказание” одной из вершин реалистических романов XIX века. Но вопросы, которые волновали и мучили Родиона Раскольникова, — это одновременно и вечные, и старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, о счастье и смысле жизни. Роман “Преступление и наказание” был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения. В 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось еще шесть лет. За это время Достоевский написал “Униженные и оскорбленные”, “Записки из мертвого дома”, “Записки из подполья”. Основные темы этих произведений — тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе “Преступление и наказание”. Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения. Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского — мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной любовью. Контрасты столицы показали до Достоевского Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты особенно обнажены, что объясняется особенностью Петербурга в 60— 70-е годы, когда город в результате быстрого развития капитала расстраивался, разрастался за счет игорных .домов, банкирских контор, заводов… Но у Достоевского нет представителей высшего общества, так же как и нет людей рабочего класса, в то время как тысячи мужиков шли в Питер. Такая выборочность у Достоевского не случайна и объясняется нравственными проблемами романа. Именно в “средних” слоях населения особенно чувствовалась безысходность положения. Именно здесь проходит та грань, за которой можно было стать палачом или жертвой. Именно здесь царили голод и нищета. В рассказе Мармеладова в трактире показана разница между бедным и нищим. В бедности человек сохраняет благородство чувств, то есть сохраняет собственное достоинство, а в нищете он перестает уважать в себе человека, доходит до крайней степени морального падения. На примере семьи Мармеладовых Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину. Все герои ищут выхода из железных тупиков. Ищет его и Раскольников. Ему двадцать три года. Острый, глубокий ум философского склада. Он один из многих, кто без зова приходит на помощь. Он спас из пламени детей, отдает скудные гроши отцу умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Мать и сестра души не чают в своем Роде, признают его превосходство, значит, Раскольников — не какой-то заурядный, тривиальный убийца, безотчетно совершающий убийства, а способный анализировать свои мысли, чувства, поступки, но одна ложная идея овладела и его сознанием. Нашла выход и старуха-процентщица. Титулярная советница, дающая деньги под залог, живет на “жидовские” проценты. Она глуха, глупа, больна, жадна, держит в работницах свою сестру и никуда не годна. Для чего она живет? Полезна ли она хоть кому-нибудь?. Именно эти вопросы сбивают молодого человека, он решает убить ее, обобрать, с тем чтобы сделать счастливее свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы поместья. Он хочет получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям. Только Достоевский глубже проникает в душу преступника и за идеей заблуждений доброго сердца — “убийства ради любви к людям”, “власти ради добрых дел” — открывает самую страшную и чудовищную идею — “идею Наполеона”, идею власти ради власти, разделяющей человечество на две неравные части: большинство — “тварь дрожащая” и меньшинство — “властелины”, призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок. Достоевский много думает над “Преступлением и наказанием”, и наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынашивании замысла “Преступления и наказания”; в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочередно сменяются. Так же мучительно искал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: “финал романа. Раскольников застрелиться идет”, но это был финал только для “идеи Наполеона”. Писатель намечает финал и для любви. Когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: “Ведение Христа. Прощение просит у народа”. Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет Раскольников — “высший суд”, суд Сонечки Мармеладовой.
Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Методическая разработка цикла уроков литературы в 10 классе по теме «Ф. М. Достоевский»

Уроки № 1-2

Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. «Преступление и наказание». Суровая правда жизни обездоленных людей.

Цели урока:

1.     Знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя, сложностью и противоречивостью его мировоззрения, гуманистическими идеями.

2.     Раскрыть многоплановость и сложность социально — психологического конфликта романа.

3.     Воспитание философского восприятия жизни.

Оборудование: фотоальбом по творчеству Достоевского, видеофильм «Жизнь и творчество Достоевского».

Ход урока

I. Объяснение новой темы.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Из письма брату Михаилу, 1837г.)

1. Слово учителя.

Отец писателя — выходец из обедневшей дворянской семьи, мать — купеческого рода. Достоевский воспитывался в религиозных традициях. Большое внимание в семье уделялось чтению. А.С.Пушкина будущий писатель чуть ли не всего знал наизусть. Выучил французский язык, латынь.

1837-1843 — Петербургское Военно — инженерное училище. 1837г. — смерть матери.

1839г. — смерть отца. Первый припадок эпилепсии.

1844 г. — ушел в отставку из инженерного корпуса. Начинает литературную деятельность как переводчик. 1846г. — первый роман «Бедные люди», с 1847 г. — член кружка Петрашевского.

23.04.1849г. — 37 участников кружка оказываются в Петропавловской крепости, они приговорены к смертной казни.

1849-1854г. — в Омском остроге.

1854г. — солдатская служба в Семипалатинске.

1859г. — возвращение в Петербург.

с 1861г. — издает журнал «Время», после его запрещения — журнал «Эпоха».

1861г. — «Униженные и оскорбленные».

1862г. — путешествует по Западной Европе.

В конце 60-х — начинает работу над романом «Преступление и наказание», одной из самых сложных книг в истории мировой литературы. Закончен роман в 1866г.

1868г. — «Идиот».

1870г. — 1871г. — «Бесы».

1878г. — 1879г. — «Братья Карамазовы».

XX век — время подлинного признания гениального писателя

2. Просмотр видеофильма.

II. Опережающая работа над содержанием романа.

1.     Групповая работа: составить план I и II частей романа.

2.     Слово учителя.

У Достоевского нет случайностей. Значение имени Раскольникова:

Раскольников                  Родион        Романович

      ↓                                      ↓                       ↓

раскол                              родины       Романовых

Раскол — течение в русской церкви 17 века (старообрядство) против новшеств патриарха Никона.

3.Беседа по прочитанным главам:

1.Какой исторический период развития России изобразил Достоевский?

2.Какие краски преобладают в изображении города?

3.В романе нет сцен эксплуатации. Как же передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда?

4.Как влияет окружающая среда на главного героя?

5.Что представляет собой жилище Раскольникова?

6.Чем он занят? Есть ли куда ему пойти?

7.Каковы мотивы его преступления?

8. Как автор относится к своему герою?

9.Как он чувствует себя после преступления?

10. Что делает с украденным?

11.Почему он приходит на место преступления?

4. Проверка индивидуального задания.

III. Подведение итогов урока.

«Все, что несет беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых. Семья Мармеладовых — фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного, эксплуататорского общества, и, как «сладок» этот мир, рисуется уже горько — иронической фамилией…»

ІY.Домашнее задание: инд. (до 6 баллов) — стр.240-264, анализ 3, 4 частей по вопросам.

Уроки № 3-4

Тема: Боль за человека — основа авторской позиции. Истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории.

Цели:

1.     Раскрыть смыл индивидуалистического бунта Раскольникова против бесчеловечности общества.

2.     Развитие умений и навыков работы с текстом художественного произведения.

3.     Воспитание гуманистического мировоззрения.

Оборудование: портрет Достоевского, альбом иллюстраций к роману.

Ход урока

I.  Групповое самостоятельное задание:

1.   Подготовить ответы на вопросы:

В чем смысл теории Раскольникова?

Кто такой Порфирий Петрович? Проанализируйте сцену его встречи с Раскольниковым.

2.    Составить план к 3,4 частям романа.

II.                       Развернутая беседа с элементами анализа текста:

—    Какое событие связывает 2 и 3 части романа?

—    Как складываются отношения Родиона с семьей?

—    Кто помогает налаживать отношения Родиона с его родными? — Кто такой Разумихин? Оправдывает ли он свою фамилию?

3.    Проверка самостоятельного задания.

4.    Аналитическая работа:

—    Как понимать слова героя: «Я себя убил, а не старушонку»?

—    Какие условия привели к зарождению теории Раскольникова?

—    Кто такой Лужин?

—    Каков основной принцип его жизни?

—    Почему он решил жениться на Дуне?

—    Что вы можете сказать о Соне?

—    Почему Раскольников увидел в ней все «страдание человеческое»?

—    Зачем Раскольников приходит к Соне?

—    Почему Соня — «великая грешница»?

—    Во что верит Соня?

—    III Подведение итогов:

Соня и Раскольников — две идеологии, каждый хочет привлечь другого на свою сторону. Достоевский сочувствует Соне, казнит Раскольникова одиночеством за его сатанинскую гордость. Но Достоевский любит Раскольникова, хотя его преступления внушает автору ужас и отвращение. Достоевский столь же осуждает своего героя, сколько и оправдывает.

IV. Домашнее задание: дочитать роман, инд.: 1. определить стадии наказания Раскольникова. 2. Характеристика Свидригайлова.

Уроки № 5-6

Тема: Психологизм, глубина раскрытия характеров героев и поставленных проблем. Проблема личной ответственности человека за свою жизненную позицию.

Цели:

1.     Раскрыть причины, заставившие главного героя раскаяться в совершенном преступлении.

2.     Подвести итоги изучения творчества Достоевского, подготовить учащихся к контрольному сочинению.

3.     Формирование социальной компетентности.

Оборудование: карточки для групповой работы.

Ход урока

І. Индивидуальное задание:

1. Составить план к 5 и 6 частям.

2. Инсценировка эпизода «Признание Раскольникова» (5 часть, 4 глава).

ІІ.Работа творческих групп.

Карточка № 1

■  Что нового вы узнали о Лужине? Он уходит со страниц романа победителем или побежденным?

■  Кому Раскольников признается в преступлении?

■  Что испытывает он после признания?

■   Как Раскольников объясняет причину своего преступления?

■  О чем он больше всего боится сказать Соне?

Карточка № 2

■  Что чувствует Раскольников после похорон Катерины Ивановны?

■  Почему Порфирий Петрович не арестовывает его?

■  Что главное для Достоевского — показать процесс преступления или процесс наказания?

■  Как чувствует себя Раскольников на каторге?

■  Почему он по-прежнему одинок?

Карточка № 3

■  Как происходит перелом в Раскольникове?

■  Вызывает ли Раскольников в вас сострадание? Почему?

■  Мысли Раскольникова о преступлении автор называет «мечтой». Совместимы ли понятия «преступление» и «мечта»?

■  Понимает ли Соня бесчеловечность теории Раскольникова?

■  Почему же она сочувствует ему, жалеет, любит его?

III.                      Проверка домашнего задания:

1. Индивидуальное сообщение о Свидригайлове.

2. Сообщение «Стадии наказания Раскольникова».

IV.                     Проверка индивидуальных заданий.

V.                       Подведение итогов:

-проанализируйте состояние Раскольникова, почувствовавшего любовь Сони: «… ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»

—  согласны ли вы с мнением белорусского поэта Дашкевича? (Из сборника «Индивидуальные задания по русской литературе», стр. 66, № 11).

—    кому будет легче на суде над Раскольниковым — судье или адвокату?

VI.                     Домашнее задание: учебник, стр.240-264, подготовиться к контрольному сочинению, цитатная характеристика Раскольникова.

Урок № 7

Тема: Контрольное сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

1.     Проверка знаний учащихся по изученной теме.

2.     Развитие аналитических умений и развитие речи учащихся.

3.     Формирование нравственных идеалов.

Оборудование: выставка творческих работ учащихся по изученной теме.

Ход урока

I.  Целеполагание.

II.                       Подготовительный этап работы:

1.   Знакомство с темами:

—                       Слушается дело Родиона Раскольникова (речь адвоката на суде).

—                       Теория Раскольникова и его «наказание».

—                       Судьба Сони Мармеладовой.

2.    Проверка цитатных характеристик.

3.    Составление планов к работам.

III. Написание работ учащимися.

IV.                     Самопроверка работ.

V.                       Домашнее задание: Л.Н. Толстой (индивидуальное сообщение), роман «Война и мир».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Анализ романа Униженные и оскорблённые

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли. Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток. Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом. Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница. И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям. Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком то определенном.

Анализ №2

Достоевский, планировал написать роман «Униженные и оскорблённые» в течении трёх месяцев, однако затянулся на три года, и закончил его в 1810 году.

Действия происходили в Петербурге, где писатель по имени Иван Петрович повествует действия произведения, добавляя в него отражения личной жизни, а также части биографии самого Достоевского.

В произведении подняты вопросы человеческой этики, индивидуализма, многогранность судеб, а также расстояние между нищетой и роскошью, где действуют схожие традиции, радости и проблемы. Роман растет на глазах у читателей, повествуя культуру, быт и обыденную жизнь людей начиная с 1830 до 1850 года, обогащая историческими и общественными фактами той эпохи.

Роман начался писаться сразу после каторги Достоевского в Сибирь, охваченный жизнью того времени, выражая культурно-идейное положение революционных стремлений России. Во всем романе чувствуется дух капиталистической темы, судьбы людей описываются с позиции гуманности и человечности.

Отдельной темой подчёркивается семья Ихменевых, где Нелли испытывает нищету трущоб, пороки притонов, теряясь в страшном мире преступности, в котором грабят её родителей.

Не менее сильными персонажами, участвующие в этом романе являются Валковский и его сын Алёша, который не осознанно становится причиной зла, содействуя своим эгоизмом и безответственностью. Он своей безвольностью и не самостоятельностью позволяет судьбе потерять детское простодушие, доброту и непричастность к своим поступкам, которые резко отличают его от отца.

Князь Валковский является озлобленным хищником, циником и эгоистом, потерявшим все человеческие и моральные качества характера, заразив сам себя нравственными болезнями.

Роман «Униженные и оскорблённые» глубоко раскрывая свои образы и идейные замыслы, приобрёл достоинства занимательности, увлекательности и содержательности, так как многие герои предавали художественную оценку и раскрывали психологию многих людей.

Достоевский явно охарактеризовал людей с эгоизмом и личными амбициями, которые нередко приводили их в состояние растерянности человеческих достоинств от бестолковых увлечений и занятий, отвлекающих людей от взаимопонимания, помощи и единства.

«Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского»

Слайд 1

Творческий проект «Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского» Выполнила: Ролдугина Алена 10В

Слайд 2

Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф. М. Достоевский.

Слайд 3

Образ «маленького человека» На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил эту тему Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Развитием типа «маленького человека» стал литературный тип «униженного и оскорбленного» человека, который ярче всего представлен в произведениях Ф.М.Достоевского («Униженные и оскорбленные» — название романа Достоевского). Впервые образ «униженного и оскорбленного» человека — Макара Девушкина — создан Достоевским в романе «Бедные люди» (1846). Этот герой, бедный петербургский чиновник, был внешне похож на многочисленных «маленьких людей», изображавшихся писателями «натуральной школы» 1840-х гг. Но, в отличие от своих современников, Достоевский не ограничился социальной характеристикой Девушкина. Он показал, что его герой понимает и остро переживает свое унизительное положение, не может смириться с ним, хотя и не способен к протесту. Акакиевича Башмачкина.

Слайд 4

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками». Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Герой не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта

Слайд 5

Тип «униженного и оскорбленного» стал подлинным художественным открытием Достоевского. В его изображении мелкие чиновники, студенты, несчастные женщины и дети из низов общества — люди гордые, мыслящие, глубоко чувствующие, со сложным и своеобразным духовным миром. Некоторым «униженным и оскорбленным» в произведениях Достоевского присущи черты романтических героев. Это романтики, оказавшиеся на «дне» жизни, несущие свой крест, но внутренне не смирившиеся со своим унизительным положением. Яркие образы «униженных и оскорбленных» созданы писателем в романе «Преступление и наказание».

Слайд 6

«Бедные люди» (1845) – тема бедных людей «Двойник» (1846) – тема распада личности «Белые ночи» (1848) – тема мечтателя «Униженные и оскорбленные» (1861) – тема бунта  «Преступление и наказание»  синтез всех прежних тем Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя , кто-то, наоборот, терпит это унижение.

Слайд 7

1845 год «Бедные люди» « Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».

Слайд 8

В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев.

Слайд 9

Первый роман «Бедные люди» Достоевского написан в 1846 году. Его вскоре печатают в «Петербургском сборнике» Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура Протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного. Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому. Для бедного человека основа жизни — это честь и уважение, но герои романа знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».

Слайд 10

1860 год. Роман «Униженные и оскорблённые»

Слайд 11

Название первого романа , написанного Достоевским после каторги – «Униженные и оскорбленные» (1886), должно было напомнить читателям о «Бедных людях». Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования «маленьких людей», униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная для реалистических произведений манера повествования (отчасти в духе «натуральной школы») перебивается (не всегда убедительно в художественном отношении) романтической историей девочки Нелли, изложенной в стиле авантюрного романа. С образом Нелли связана тема городских трущоб, нищеты, всего мира насилия и обмана, с которыми читатели отчасти были уже знакомы по ранним произведениям писателя.

Слайд 12

Странное довольство Наташи Ихменевой собственным унижением, связано с судьбой ее отца, доверчивого и чадолюбивого Николая Сергеевича. Зло, воплощенное в князе Валковском, — вот что, как мне кажется, ломало жизнь Ихменева и что болезненно отозвалось в психологии Наташи. Коварный и подлый человек Валковский втянул мирного Ихменева в судебный процесс и, разумеется, выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета. Сколько горя несет она в себе! В судьбе Наташи такой семейный крах отозвался безрассудностью ее поступков, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алеши, готовая радоваться тому, что он любит открыто другую девушку.

Слайд 13

В романе «Униженные и оскорбленные» особый интерес автора привлекает исследование глубин души человеческой, новое понимание тайн человеческой личности. Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит: «Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» Это одно из самых заветных убеждений автора : с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.

Слайд 14

Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли) которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.

Слайд 15

1866 год. Роман «Преступление и наказание»

Слайд 16

О замысле романа «Это — психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета по легкомыслию, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решается убить одну старуху обобрать, чтобы сделать счастливою свою мать… избавить сестру… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, непреклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству»… Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело…» ( Из письма Достоевского к издателю Каткову) 

Слайд 17

Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни… Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование Он знает , что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…»

Слайд 18

Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда. Эта девушка не думала о себе. Намного важнее для неё жизнь любимых ею людей, их малые радости. Хотя Сонечка и вынуждена была перешагнуть через себя, душа её осталась чистой, неразвращенной. В ней продолжала жить «живая совесть». У Сони чёткая граница между добром и злом, у неё непоколебимая опора – вера в Бога. В этом она черпала силы, чтобы пережить все обиды и унижения, сохранить нравственную чистоту, живую душу и связь с миром в той грязи, в которую бросила её жизнь. Сонечка среди голода и унижений сохраняет веру в жизнь, в человека, отвращение к злу, насилию и преступлению.

Слайд 19

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Жалок Мармеладов с его речью, с солидной осанкой, шут, своим ораторством потешающий всех. Этот человек трагической судьбы. В пьянстве он пытается утопить своё горе, хотя понимает, что это не выход их положения. Катерина Ивановна – супруга Мармеладова. После смерти мужа она осталась с тремя малыми детьми в нищете. Дети Катерины – это её страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит её спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись в диван». Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что может быть какая-то другая, счастливая жизнь. Самой старшей было девять лет.

Слайд 20

Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег.

Слайд 21

В этих произведениях показывается масса обездоленных людей, на долю которых выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» — боль самого Достоевского. Вступиться за обездоленных — вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.

Слайд 22

Список литературы Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевский: Избранные произведения в кратком изложении. – М.: Айрис-пресс, 2005 год. стр. 5-32 4. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 24. Москва 1962 год. стр. 1-14, 16-32, 34-50 5. Краткий биографический словарь. Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК» 2004 год. стр.182-186 6. Кулешов В. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Дет. лит. 1979 год. стр.3-8, 14-30, 32-36, 51-57, 62-72, 185-204 7. Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса сред. шк. Часть 2 . М.: Посвящение, 1994 год. стр.24-43, 58-74 8. Ленинград. «Художественная литература». Ленинградское отделение 1977 год. стр. 5-8 Интернет — ресурсы

В сетях своего эго

«Униженные и оскорбленные» можно назвать психологическим трактатом по исследованию такого явления, как эгоизм. Самым откровенным его проявлением, почти не прикрытым, являются поступки Валковского.

Его сын Алексей тоже эгоистичен. Он не может устоять против перспектив обеспеченной жизни. В метаниях между Катей и Наташей перевес оказывается на стороне Кати, благодаря ее миллионам. Алеша понимает, что не сможет обеспечить семью, если отец откажется его содержать. Самоотверженное желание Наташи работать не находит в нем отклика.

Своеобразный жертвенный эгоизм проявляет и Наташа. Упиваясь собственными страданиями, она не хочет замечать мук родителей. Ее ослепляет чувство к Алексею, но это любовь эгоистичная, порабощающая: «…чтоб он был мой, поскорее мой…». Наташа, рассказывая Ивану Петровичу о своих любовных переживаниях, не понимает как жестоко поступает с любящим ее человеком.

Не менее эгоистичны в своих гневных обидах старик Смит и Николай Сергеевич Ихменев. Погруженные в ненависть, они не замечают страданий близких людей. Их гордыня сильнее любви.

Наиболее тонко «эгоизм страдания» выписан в образе Нелли. Ей нравится чувствовать себя жертвой. Девочка отвергает заботу о себе, не хочет верить людям, считая их жестокими. Она готова голодать, бродяжничать и нищенствовать, но не желает менять свой образ жизни: «ни я первая; другие и лучше меня, да мучаются».

Роман “Преступление и наказание” — одно из лучших произведений Достоевского. Это роман о России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, эпоху “разложения”, роман о герое, вместившем в грудь свою — так, что “разорвется грудь от муки” — все страдания боли, раны времени. Еще А. С. Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни. Человек думает, поступает, говорит в соответствии с его воспитанием, условиями жизни, с господствую щими в них социальными и экономическими связями. В романе Достоевского перед нами встает образ “маленького человека”, Петербург с его людьми, улицами, площадями. Это город социальных контрастов. Беспорядочным представляется городской пейзаж в романе: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…” Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, “бедные люди”. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в “грязные и вонючие” дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — “узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день, оттого была страшная духота”. А комнаты? Они рисуются обычно в полумраке, “слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи … были лишены детства”. Нечего было есть, приходилось но-сить “худенькую и разорванную всюду рубашку”, спать на полу. О детях с тоской говорит и Раскольников: “Неужели не видала ты здесь, по углам, детей, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор”. Безысходное горе “маленького человека” мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. “Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?” — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, он не утратил чувства болезненной любви и жалости к своей несчастной семье. Но спасти ее он не в состоянии. Рассказывая о себе, о жене, о детях, Мармеладов употребляет высокие, торжественные слова. Этот опустившийся чиновник словно хочет, чтобы его не только жалели, но и уважали. Но не находит сострадания погибающий человек, безгранично одинокий в своем горе. Погибает Мармеладов под колесами щегольской коляски. Его жена Катерина Ивановна умирает в страшной нищете, ее предсмертный крик: “Заездили клячу!” — всему окружающему жестокому миру. Соня Мармеладова, жалея своего отца и мачеху, своих младших сестер и братишек, стала жертвой развратника. Соня отдает все, но ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна, погибли бы дети, не подвернись тут “благодетель” Свидригайлов. Соня спасает Раскольникова, вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на грани их окончательного падения. Она не развращена душевно, тяжело страдающая, она ищет себе утешения- в религии. Соня Мармеладова — это человек будущего, в своей полной, ничем не искаженной красоте, даже и невозможной в современном мире, — цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества. Под низким потолком нищенской конуры в уме холодного человека, студента Родиона Раскольникова, родилась чудовищная теория, толкнувшая его на преступление. Он упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества. Раскольников приходит к мысли, что человечество делится на два раз ряда: на людей “обыкновенных”, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей “необыкновенных”, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь даже перед преступлением. Стремления Раскольни-кова глубоко человечны: он думает о том, как можно избавить людей от невыносимых страданий. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на “тварь дрожащую” и “имеющих право” властвовать антигуманистична, она может служить лишь беззаконию и произволу. Раскольников понимает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден, что воля и разум “сильной личности”, “героя” могут осчастливить “толпу”. Сестра Раскольникова, Дуня, как и Соня, готова пожертвовать своей красотой и молодостью ради горячо любимого брата — продать себя, выйдя замуж за преуспевающего дельца Лужина, чтобы иметь возможность помогать Родиону. Но ближе познакомившись с Лужиным, она понимает, что он восхваляет перед ней эгоизм и расчетливость как принципы жизни, ведущие к карьере и выгоде. И Дуня выгоняет жениха. Она не пошла по пути Сони, ее доброта, твердость воли, гордость не сломлены крайней нуждой. Она чиста. Мать Родиона — бедная женщина. Всю жизнь она надрывает себя на работе, за которую платят гроши. Она всеми силами старается помочь своему сыну окончить университет, чтобы он всю свою жизнь не гнул спину, как это делает она. Петербург в романе — не только город “униженных и оскорбленных”, но и город людей сытых, “деловых”, владык жизни — мелких и крупных хищников, занимающихся темными делами. Это Луиза Ивановна, Алена Ивановна, Дарья Францевна и другие. Тип крупного дельца, ловкого хищника воплощен в образе Лужина. Достоевский с нескрываемой иронией и неприязнью рисует этого немолодого господина, “чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией”. Особое место в романе занимает Свидригайлов. Это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Однако в душе этого человека под тяжестью пороков еще теплится искра доброты. В отличие от Лужина и ему подобных Свидригайлов — фигура не только отталкивающая, но и трагичная. И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским в романе картину человеческого бытия, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в нравственную силу, мужество, решимость героев найти путь и средства истинного служения людям — ведь они были и остаются “людьми”. И потому, в конце концов, со светлым чувством закрываем мы эту книгу — одно из высочайших творений человеческого гения.

Название: Достоевский ф. м. — униженные и оскорбленные в романе преступление и наказание ф. м. достоевского.
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 14:02:47 16 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 41
Комментариев: 10
Оценило: 0 человек
Средний балл: 0
Оценка: неизвестно   Скачать

Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Достоевский ф. м. — униженные и оскорбленные в романе преступление и наказание ф. м. достоевского.
Глобальная Безопасность Реферат
Геохронология Биосферы Реферат
Курсовая работа по теме Синтез 4-гидрокси-3-((4-гидрокси-2-оксо-2H-хромен-3-ил) фенилметил)-2Н-хромен-2-она и его реакция с эфиратом трехфтористого бора
Контрольная работа по теме Организация рабочего времени
Осадочные Горные Породы Реферат
Искомые денежные фонды и их использование
Курсовая работа по теме Доступность туристских центров Сибирского федерального округа транспортом
Эссе По Пьесе На Дне
Курсовая работа: Поверхности второго порядка
Реферат по теме Страноведческое описание Австрии
Настоящий Друг Определение Для Сочинения 9.3
Религия Опиум Для Народа Сочинение
Аттестационная Работа На Тему Создания Анимированных Изображений В Программе Adobe Imageready
Контрольная Работа Электромагнитные Явления 11 Класс
Курсовая работа по теме Органи державної влади Київської Русі
Реферат: Macbeth Blood Will Have Blood Essay Research
Отличные Сочинения Егэ 2022
Дипломная работа по теме Проектирование производственного процесса групповой механической обработки партий деталей на ГАУ
Легкая Атлетика Прыжки С Шестом Реферат
Восприятие И Его Виды Реферат
Реферат: Влияние традиционных праздников на процесс социализации ребенка
Курсовая работа: Контроль за поведением трещин в стенах
Реферат: Русский народ и государство

  • Универсальные произведения для декабрьского сочинения
  • Универсальный музыкальный мобиль tiny love полярная сказка с проектором
  • Универсальные произведения для итогового сочинения по литературе
  • Униженные и оскорбленные аргументы к сочинению итоговому
  • Университет по английскому как пишется