Умение пользоваться словарями как определение уровня общей и речевой культуры личности сочинение

Трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в интеллектуальном развитии отдельной личности. получение полноценного образования невозможно без обращения к

Трудно переоценить роль словарей в духовной жизни общества, в интеллектуальном развитии отдельной личности.

Получение полноценного образования невозможно без обращения к словарям. Они выполняют роль наставника, к которому можно обратиться с любым вопросом. Уровень общей и речевой культуры человека во многом определяется тем, как он умеет пользоваться словарями.

Для того чтобы пользоваться словарями, нужна особая культура – культура лексикографическая. «… Все книги как бы заключены в словаре… нужно только уметь извлечь их оттуда», — писал французский писатель Анатоль Франс. Необходимо подчеркнуть, что образованность человека измеряется не только количеством усвоенной им информации, но и в не меньшей степени осознанием того, что именно он не знает, умением ставить перед собой вопросы и искать на них ответы.

Существуют сотни словарей различных типов: энциклопедические (представляют информацию по разным областям знания, объясняют не значение слов, а понятия, термины), толковые и переводные, терминологические и словари трудностей, словари иностранных слов и этимологические (объясняющие происхождение слов), словари синонимов, антонимов, орфографические.  [3, с.21]                                                                                                                         

Мы назвали лишь некоторые из наиболее известных словарей. Прежде всего это лингвистические словари, в которых объясняются лексические значения слов, указываются их грамматические характеристики, нормы правописания, произношения.

Таблица 1. Типы словарей

Энциклопедические

Лингвистические

общие

отраслевые

общие

отдельных лекси­ческих групп

Большой эн­циклопедиче­ский

словарь (БЭС);

Малая энциклопедия (МЭ);

Энци­клопедия

Брокгауза и Эфрона и др.

 Литературная        энциклопедия;   Архитектурная энциклопедия;

Словарь

юного филолога

и др.

Словарь

совре­менного

рус­ского

литера­турного языка;

Словарь

рус­ских народных говоров и др.

Словарь омо­нимов;

Фра­зеологический словарь;

Сло­варь синони­мов;

Словарь антонимов;

Словарь образ­ных выраже­ний

и др.

«Словарём словарей» справедливо считают толковый словарь. Во всех случаях, когда возникают вопросы, связанные с пониманием слова в тексте, или сомнения в том, правильно ли использовано слово в речи, следует прежде всего обращаться к авторитетному толковому словарю. В нём представлены не только толкование значения каждого слова, характеристика его стилистических свойств (с пометками книжн., разг., спец., устар., прост.), но и сведения о написании, ударении, грамматических формах. Наиболее распространённым, выдержавшим много изданий является «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (80 тысяч слов и фразеологических выражений, 2002 г.).

Вся богатая информация о слове представлена в толковом словаре в словарных статьях, которые  даются в алфавитном порядке.

Словарная статья толкового словаря состоит из сле­дующих частей: заглавное слово, грамматические формы, толко­вание лексического значения слова, примеры его употребления в предложении или словосочетании. Многозначные слова имеют внутри статьи нумерацию, перечисляющую каждое новое значе­ние лексемы,  омонимам посвящены отдельные статьи, а само слово обозначено порядковым номером:

брак1 -а, м. 1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский б. 2. Сопровождаемое обрядом бракосочетания церковное таинство вступления в супружество. // прил. брачный, — ая, ое. Б. союз

брак2, —а, -у, м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком.

[4,с. 58]

Для того чтобы оперативно найти вопросы, возникающие в устной речи, чтобы избежать ошибок в произношении, ударении, образовании форм слов, следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям ударений, а  также к словарям — справочникам по культуре речи. Авторитетными считаются следующие справочники:

Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аване­сова. — М., 1987.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2003.

Грамотная письменная речь — один из важнейших признаков языковой культуры личности. Работа над орфографической грамотностью невозможна без обращения к орфографическим словарям, которые содержат алфавитный перечень слов в их нормативном написании.

Авторитетными считаются следующие словари:

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. —  М., 1999.

Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / отв. ред. В.В. Лопатин. —  2-е изд., испр. и доп. — М., 2005.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. ред. В. В.Бурцева. — М., 2000. Словарь содержит свыше 107 000 слов.

Словарь-справочник: этимологические тайны русской орфографии: Современное правописание сквозь призму истории языка: О путеше­ствии корней и слов по разным языкам / авт.- сост. Л.А. Глинкина. — Оренбург, 2001. [1,с.130]

В случае возникновения вопросов, связанных с трудными разделами орфографии, следует обращаться к словарям-справочникам,  посвященным наиболее сложным вопросам правописания. Словник такого словаря включает только сло­ва, в которых есть названная орфограмма, например: словарь Б.З. Букчиной «Орфографический словарь: Слитно или  раздельно?» (М., 1999), словарь-справочник  Д.Э. Розенталя «Прописная или строчная?» (М., 1986)

Хорошими помощниками могут стать комплексные словари, сочетающие в себе сведения, которые можно получить в словарях разных типов. Универсальным справочным изданием, адресованным широкому кругу читателей, является «Большой словарь русского языка», подготовленный издательством «Дрофа». В первой части книги представлены краткие орфографический, орфоэпический, этимологический словари, словарь иностранных слов. Во второй — малые словари, посвящённые трудным случаям правописания (написание н и нн, слитное и раздельное написание  слов, написание прописных или строчных букв). Аналогично построен и «Малый словарь русского языка», в котором в словарной форме представлен материал по основным разделам современного русского языка. [3, с.25- 26]

Большое количество слов, которые мы употребляем в речи, являются словами заимствованными. Именно заимствованные слова часто оказываются недостаточно понятыми при восприятии устной речи, чтении научных текстов, газет и журналов; очень часто они неверно употребляются и в письменной речи. Чтобы избежать подобных ошибок, следует почаще заглядывать в словари иностранных слов. Большая ценность этих словарей заключается в том, что в них не только толкуется значение заимствованного слова, но и объясняется, как оно пришло в русский язык, как меняло   своё значение на русской почве. [3, с.26].   Очень интересными и полезными являются словари:

  • Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова.  —  М., 2000      
  • Л.П. Крысин Толковый словарь иноязычных слов: Новейшие заимствования 80-90-х годов XX века. — М., 2002.

Одним из важнейших вопросов речевой культуры является способность слова сочетаться с другими словами. С нарушениями правил сочетаемости значений слов связаны многие речевые ошибки: свободная вакансия, играть значение, рецензия о статье, памятный сувенир, хвалебный дифирамб  и др.

Полезными справочниками являются лексические словари сочетаемости слов, которые имеют целью показать, как пра­вильно подбирать слова, чтобы обеспечить их соответствие друг другу в смысловом и стилистическом отношениях. Наиболее пол­ными и авторитетными считаются следующие:

Пособие по лексической сочетаемости слов русского языка:  словарь-справочник / под ред. Т.П. Плещенко и Л.Ф. Саковец. — Минск, 1975. (Пособие для студентов-иностранцев и учащихся национальных школ.)

Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина.  — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1983; 3-е изд., испр. — М., 2002 [1,с.130]

Без сомнения, словари русского языка — это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями — одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьёзное образование и стремящийся к повышению своего уровня общей и речевой культуры.

Список использованной литературы

  1. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / Т.М. Воителева, Е.С.Антонова. – 3-е изд., стер. – М. – Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
  2. Русский язык и культура речи: учебник для студ. учреждений среднего проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 13-е изд., стер. – М.: – Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
  3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа: С-Пб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 509 с.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4- е изд., доп. — М., 2002. – 944 с. 
  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Культура речи

Речь – это самое важное, что может быть в жизни человека. И поэтому очень важно уметь правильно ей пользоваться, ведь намного приятнее общаться с человеком, который культурный, интеллигентный и образованный, а не тот который употребляет жаргонные и нецензурные слова.

Ведь, несмотря на то, что без исключения всех людей учат в школе правильному воспитанию и культуре общения. Не все этим умеют пользоваться, а, выйдя за порог школы, разговаривают при помощи обычного разговорного стиля общения. Обосную свое поведения тем, что мы не в школе и не кто нас за это не накажет и плохой оценки не поставит. Поэтому воспитание детей зависит, не только от школы, а от самих родителей, как они воспитывают и, что в их семье является приемлемым, школа только дает и обучает азам.

С помощью речи человек, может передавать свои внутренние волнения и переживания. Ведь намного приятнее общаться с тем, кто умеет правильно пользоваться культурой речи. При разговоре использовать в нужных местах ударения и делать акцент на важные слова.

Культура речи и культура общения, они взаимосвязаны между собой, и расположены рядом.

Полезные рекомендации: важно не забывать самим и учить своих детей правильному общению и соблюдению субординации при разговоре со старшими, с родителями или сверстниками и т.д. Ведь все основное формируется у ребенка с детства, то, что родители в него вложат и как научат, то и в результате и получат.

Научиться культуре речи и общения, может каждый, но не все ее умеют правильно использовать, а некоторые даже не считают нужным. И это, конечно же, не есть хорошо. Ведь образованный и умный человек себе такого не позволяет, и всегда приятнее с таким пообщаться. Так как, тот, кто выражается не культурно и при помощи нецензурных слов, образованные люди не всегда его понимают, что он свои общением хочет до них донести и сказать. Многих людей такое общение отталкивает, и человек старается как можно быстрее закончить беседу и уйти.

Вариант 2

Эволюция людей являлась двигателем в развитии общения и взаимопонимания между людьми. Изначально человек разумный больше общался набором звуков и жестов, но вскоре появилась связная речь, которая является самым важным и понятным способом общения. Через века появилось понятие как культура речи. По тому, как человек общается, складывается впечатление о его образованности и вежливости. Культурой речи называется речь, которая произносится с соблюдениями всех правил языка и интонаций.

Человек с помощью речи может выразить свои внутренние переживания. Благодаря речи мы можем поделиться эмоциями с ближними людьми. Диалог между людьми зависит от настроения, которое и направляет диалог в то или иное русло и задает соответственный тон. Речь это просто способ общение, это еще и возможность пользоваться всеми прелестями своего родного языка.

В настоящее время культура речи немного забывается. К сожалению не все люди следят за своей речью. Но, хорошо, что остались и такие люди, которые ценят данное понятие. В основном это представители общества имеющее образование, которые культурно и литературно развиты. Во многих ситуациях правильная речь и в правильном тоне может прекратить практически любой конфликт. В диалоге важно не только хорошо и правильно выражаться, но и не перебивать собеседника, давать ему возможность высказаться, даже если он неправ. Важно не только говорить, но и внимательно слушать, чтоб потом культурно и правильно ответить собеседнику.

Еще один важный момент, который относится к культуре речи это краткость и четкость высказываний. Или же, например, когда не совсем ясна тема разговора, лучше промолчать или перевести разговор в другое русло, чтоб не показаться глупым человеком. Не всегда главное красота высказываний, главное это правда. Излагать нужно всегда правду, и тогда ни у кого не будет потом ни каких претензий. Важно, что сказано, а не как сказано.

Вообще самое главное правило, это вначале подумать, а потом только говорить. Если в словарном багаже присутствуют жаргонизмы и другие не литературные слова их необходимо обязательно искоренить из речи. Самое главное это уважать своих близких и собеседников во время разговора. Кстати, в Украине раньше родителей называли только на «вы», это и есть показатель уважения.

Сочинение «Зачем нам нужен речевой этикет?» − 7 класс

Вариант 1

Жизнь человека невозможна в одиночестве, без общения с другими людьми. В повседневной жизни нам постоянно приходиться встречаться с самыми разными людьми, обращаться к ним с просьбой, приветствовать, благодарить, поздравлять с праздниками, извиняться. Для того чтобы быстро устанавливать отношения, лучше понимать друг друга, люди выработали правила поведения в различных ситуациях.

Эти правила нигде не зафиксированы, никто не может потребовать их выполнения в приказной форме, однако их применение значительно облегчает совместную деятельность людей, упрощает разрешение сложных жизненных ситуаций. Образованный и интеллигентный человек сумеет правильно оценить ситуацию, поддержать разговор, грамотно и понятно изложить свое мнение. Комплекс правил поведения называется этикетом. В основе его лежит моральный принцип, который гласит, что нужно поступать с другими так, как хотели бы, чтоб поступали с вами.

Культура речи основана на общечеловеческих принципах добра, морали, искренности, поэтому воспитанные люди разных национальностей легко найдут общий язык. Универсальными правилами речи являются сдержанность, вежливость, грамотность, приветливое отношение к собеседнику, умение использовать стандартные выражения.

Речевой этикет является частью поведенческого этикета. По речи человека можно понять его ум, характер, уровень образования, культурность и деловитость. Правила речевого этикета усваиваются с детства, вместе с воспитанием и обучением. Родители учат детей здороваться, благодарить, извиняться, и этим закладывают основы культурного общения.

Правила речевого этикета могут помочь в разрешении конфликтной ситуации, вовремя сказанные этикетные слова снимут напряженность и успокоят собеседников. Надо чувствовать состояние собеседника, не затрагивать неприятные ему темы, проявлять теплое, уважительное отношение. Ценится умение задавать вопросы, показывать свой интерес к разговору и личности собеседника.

Очень важно соблюдение этикета при первом общении, знакомстве с кем-либо. Когда мы попадаем в незнакомый коллектив, мы хотим наладить контакт с его членами. Вежливая спокойная речь, приветственные слова, негромкий голос, покажет новым знакомым, что новичку можно доверять, он приветлив и не агрессивен. Соблюдение общих правил показывает, что это «свой», и подсознательно к нему возникает симпатия и расположение.

Знание правил речевого этикета необходимо каждому, кто хочет достичь успеха в жизни, найти друзей, обрести единомышленников.

Это интересно: Прямая речь — это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно.

Вариант 2

Каждый из нас всю свою жизнь совершенствуется в самых разных сферах. Начиная с самого детства, наши родители обучали нас определенным правилам и нормам поведения. Так зачем это?

Сегодня мы поговорим о том, что такое речевой этикет и зачем он нам нужен.

Речевым этикетом можем назвать установленные правила общения. Под этим подразумевается полный набор правил вежливости и соблюдения определенной культуры. Речевой этикет так же затрагивает нормы употребления слов и их нормы использования.

Хоть речевые нормы считаются едиными, но все же интересен тот факт, что каждая страна имеет свои особенности их использования.

С помощью культуры речи возможно узнать не только уровень образованности человека, а и род его деятельности. Ведь даже в различных структурах и организациях этикет имеет свои отличия.

Культура речи являются очень удобным инструментом для общения людей из одного круга, благодаря им мы с легкостью находим с ними общий язык.

Речевой этикет имеет множество правил и норм общения. Мы узнаем о них на протяжении всей жизни и важно, чтобы каждый из нас умел ими пользоваться.

В современном мире культура нашего разговора отошла на задний план, что является плохим показателем правильного развития населения. Именно поэтому нынешнее поколение стает более “свободным” от правил и норм речевого этикета.

Мы имеем возможность сравнить нынешнюю культуру общения с той настоящей, которая царила у наших бабушек и дедушек. Возьмем следующий пример… Давайте вспомним, как мы обращаемся к своим родителям? На “ты”? Конечно, сейчас уже почти не осталось семей, где выдерживаются те нормы этикета, где в обращении на “вы” к своим родителям, выражается все уважение и благодарность их детей.

Речевой этикет как своеобразное искусство владения словом. Он невероятно богат на различные правила, потому давайте знакомиться с ними постепенно и главное – использовать их в повседневной жизни. Ведь разговор – это мысленный портрет вашей личности.

Культура речи – это первое, на что обращает ваш собеседник внимание, поэтому дабы создать положительное впечатление о вашей персоне, следует думать перед тем, как что-то сказать.

Это интересно: Наречие — вопросы как? куда? откуда? где? когда? почему? отчего? с какой целью? в какой мере? и др.

Вариант 3

Общеизвестное определение понятия «этикет» есть «свод правил поведения». Из определения следует, что речевой этикет – есть свод правил речевого обращения. Этим правилам свойственно меняться во времени, и основным фактором их изменения является постепенное развитие общества. Так, например, ещё в 18 веке к дамам в России следовало обращаться не иначе, как «сударыня», «госпожа». В современном русском языке эти обращения воспринимается больше как ироничное. Изменения в речевом этикете обусловлены также развитием так называемого офицально ‑делового стиля речи.

Официа́льно-делово́й стиль — функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления. Как известно, патриархальные устои общества уходят в небытие, теперь же бизнес занимает большую сферу общественной жизни. Именно благодаря развитию официально – делового стиля, создаются новые речевые обороты, профессионализмы, новые правила обращения к той или иной группе лиц.

В общем, если анализировать различия речевого этикета эпох, можно наблюдать существенное изменение его норм, обуславливаемое, в первую очередь, изменением жизненных устоев общества и его развитием.

Интересное сочинение: Что такое добро? — это внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами, и поступками. Покормить птиц зимой, собрать игрушки и книги, быть внимательным к чувствам других людей…

Сочинение на тему Культура речи

Культура речи, как и любая другая культура, очень важна… Это то, что не является обязательным, но делает жизнь лучше.

Есть культура ношения одежды, то есть она должна быть чистой и соответствовать ситуации. То же самое с речью! Она должна быть чистой – без паразитов, то есть пустых слов, без матерных – грубых слов. Мысль хорошо бы выражать кратко, чтоб она запоминалась, чтобы до других смысл её доходил легко и быстро. Тут нужно учитывать ситуацию, своих собеседников. Нужно знать разные стили речи – официальный, например. У каждого стиля свои слова особенные, свои конструкции.

В речи много всяких тонкостей. Даже в разговорной, простой речи мы часто не знаем, как, например, правильно поставить ударение. Язык меняется, речь вместе с ним… Поэтому всегда нужно стараться быть в курсе этих перемен. Вот почему полезно смотреть в интернетовских словарях, как что произносится. А то по неправильному ударению люди могут подумать, что ты некультурный. Иногда человек приятен внешне, но как рот откроет – такие слова, что «режет уши». Всё впечатление можно так испортить!

Думаю, что культура речи невозможна без слов вежливости. Информацию мы и без них передаём, а вот отношение передадим ими. Не лишним будет добавить «пожалуйста», не забыть сказать «спасибо». Но тут главное соблюдать во всём гармонию, а то, если «утопить» собеседника в вежливости, то он подумает, что над ним издеваются.

Конечно, не ко всем одинаковые требования… Если ты дворник, то ты можешь говорить, как можешь. Но если, например, ты педагог, то речь твою речь все оценивают, она должна быть образцовой! Как раньше дикторы на телевидении… Нужно стараться, строить свои фразы красиво. Культура речи, судя по тренингам, вполне нарабатывается. Нет такого, что она или дана, или нет.

Думаю, что я бы тоже могла избавиться от пары слов-паразитов. Нужно быть внимательней, спокойней, ещё обязательно больше читать. Слушать тоже важно правильную речь, интонации. В каждом регионе они свои, но у нас есть литературный образец, которому стараемся следовать.

И ещё интересно, что ошибки других сразу замечаем, а свои можем не слышать. Но когда твой голос запишут, а ты послушаешь свою неподготовленную речь… Вот тогда-то находишь много недостатков. То есть того, что можно исправить! Так у меня было.

Популярные сочинения

  • Сочинение Откуда берутся бесчестные люди? 11 класс
    В нашем мире огромное количество людей, каждый из которых обладает своими уникальным характером. Много людей обладают отнюдь не самыми приятными для общества характерами, которые по праву можно назвать социопатическими характерами
  • Сочинение Испытание любовью Обломова и Штольца
    Роман «Обломов» Ивана Гончарова является одним из самых известных произведений автора. Книга посвящена истории главного героя, Ильи Ильича Обломова.
  • Сочинение Характеристика Бирюка
    Главный герой произведения, являющегося составной частью цикла «Записки охотника», представляется в образе крепкого плечистого русского мужика, являющегося примером для окружающих.

К хорошей речи предъявляется множество требований, кроме правильности. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности. 

1. Информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Лишние слова в устной и письменной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают также на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи, нередко идут в ущерб информативности, затемняя главную мысль высказывания. 

2. Логичность речи. В соответствии с законом тождества в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим. Другой закон логики – закон противоречия. Согласно ему не могут быть истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое в то же самое время. Причиной нелогичности речи может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления. 

3. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Критерий точности высказывания определяется также и его достоверностью: насколько объективно, верно мы отражаем в речи факты, события. 

4. Богатство речи. Самый первый критерий богатства и бедности речи – количество слов, которое мы используем. В одном из самых известных русских словарей – «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, собранном еще в XIX в., около 250 тысяч слов. А сколько еще слов пришло в наш язык с того времени! 

5. Чистота речи. Язык – стройная система средств общения; приведенная в динамику, она становится речью. А речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Засоряют нашу речь диалектные слова, профессионализмы, просторечные слова, вульгаризмы, речевые штампы. 

6. Уместность речи – это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим). 

7. Правильность речи. Требование правильности речи относится не только к лексике – оно распространяется на все уровни языка: на грамматику, словообразование, произношение, ударение, а в письменной речи – на орфографию и пунктуацию. На всех «ярусах» языка требуется соблюдение нормы. Нормой называются наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты. 

8. Образность речи. Образное, живое, эмоциональное слово не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя. Каким образом можно сделать речь более образной? 

1) употреблением слов в переносном значении; 

2) большое значение имеет употребление эпитетов – красочных определений, выраженных прилагательными; 

3) использованием образных сравнений. 

Термин «культура речи» многозначен и имеет два разных, хотя и взаимосвязанных денотата. В одном случае денотат – это качество речи, качество использования языка в речи, в общении, реализуемая языково-речевая способность. В этом значении термин используют, когда говорят: Он очень хороший специалист, но слабо владеет культурой речи и мало пишет, Массовая культура речи в настоящем обществе непрерывно растет. 

В другом случае денотат – наука о качестве пользования языком. Это значение реализуется в употреблениях: предмет культуры речи, проблематика культуры речи, статья по культуре речи и т. п. (это значение производно). Часто оба сближаются настолько, что вне контекста трудно их дифференцировать, но различать оба денотата необходимо. 

Культура речи как качество речи, качество пользования языком имеет следующие уровни-аспекты: соответствие литературно-языковым нормам, соответствие речи стилистическим и ситуационным нормам, качество содержания и коммуникативных намерений. 

Наука о культуре речи направлена на выявление и утверждение литературно-языковых норм русского языка. Культура речи руководствовалась основным критерием литературно-языковой правильности. С позиции последующих этапов развития качества пользования языком и науке о культуре речи можно назвать этот уровень науки элементарным. Таким образом, элементарная культура речи – это наука о литературно-языковой норме, об ее закономерностях, путях складывания и овладения ею. 

Постепенно понятие нормы расширяется и усложняется. Все чаще приходится говорить о языково-речевой норме, о стилистически отмеченной норме, о подвижности нормы. Культура речи активно осваивает речестилистический уровень-аспект функционирующего языка и способствует решению актуальной для этого этапа задачи общества – овладению дифференцированной речестилистической нормой. 

На первом этапе культура речи выдвигает основной критерий: это литературно-языковая правильность, а на втором этапе – стилистическое соответствие и коммуникативные целесообразности. Но впоследствии становится очевидно, что эти критерии не исчерпывают того понятия культуры речи, которое диктуется закономерностями и потребностями дальнейшего развития общества. Массово усвоенные стилистические речевые стандарты подчас оказывались ширмой, за которой скрывались низкое, не соответствующее потребностям общения качество речевого содержания. Подлинное качество речи проявляется в том, что качество содержания речи неотрывно от качества коммуникативных намерений субъекта. Не может находиться на высоте культуры речи внешне блестящий доклад на научной конференции, не содержащий новой информации. 

Таким образом, центр проблематики культуры речи перемещается из области языковой нормативности в область функционально-коммуникативной оптимальности. Тем самым в науке о культуре речи все более утверждается последовательно функциональное направление. Это вовсе не «отменяет» и не принижает литературно-языкового и речестилистического уровней.

К-во Просмотров: 1834

Найти или скачать Cочинение «Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности»

«Толковый
словарь – это целый мир в алфавитном
порядке… Все книги как бы заключены в
словаре… Нужно только уметь извлечь
их оттуда», – писал французский писатель
Анатоль Франс. Действительно, трудно
переоценить роль словарей в духовной
жизни общества, в осмыслении культурного
наследия народа, в интеллектуальном
развитии отдельной личности. Получение
полноценного образования невозможно
без обращения к словарям. Словари
выполняют роль наставника, к которому
можно обратиться с любым вопросом.
Уровень общей и речевой культуры личности
во многом определяется тем, как эта
личность умеет пользоваться словарями9.

Существуют
сотни словарей различных типов:
энциклопедические (они дают информацию
из разных областей знаний), толковые,
терминологические и др. Для того чтобы
целенаправленно пользоваться ими, нужна
особая культура – культура лексикографическая
(лексикография – это наука о словарях),
которая предполагает:

  • осознание
    потребности обращения к словарю для
    решения познавательных и коммуникативных
    задач;

  • умение
    выбрать нужный словарь в зависимости
    от конкретных познавательных задач;

  • умение
    воспринимать текст словаря и извлекать
    из него необходимую информацию о слове.

Наиболее
полные сведения о слове даёт толковый
словарь. Современным нормативным
толковым словарём является толковый
словарь русского языка С. И. Ожегова и
Н. Ю. Шведовой. Он служит руководством
к правильному употреблению слов,
правильному образованию слов, правильному
произношению и написанию. Из всего
многообразия лексики современного
русского языка в этот словарь отобран
основной её состав. В соответствии с
задачами словаря в него не включались
специальные слова и значения, имеющие
узкопрофессиональное употребление;
диалектные слова и значения, если они
не используются достаточно широко в
литературном языке; просторечные слова
и значения с ярко выраженной грубой
окраской; устаревшие слова и значения,
вышедшие из активного употребления;
собственные имена.

С
целью сокращения объёма словаря некоторые
разряды производных слов помещаются
под основным словом в его гнезде. В
затруднительных случаях, чтобы облегчить
отыскание слова, находящегося в гнезде,
в общий алфавит включены ссылочные
слова.

В
словаре раскрывается значение слова в
кратком определении, достаточном для
понимания самого слова и его употребления.

В
словаре даётся характеристика употребления
слова: книжное, высокое, официальное,
разговорное, просторечное, областное,
презрительное, специальное.

После
толкования значения слова в необходимых
случаях даются примеры, иллюстрирующие
его употребление в речи. Примеры помогают
точнее понять значение слова и способы
его применения. В качестве примеров
даются короткие фразы, наиболее
употребительные сочетания слов, а также
пословицы, поговорочные, обиходные и
образные выражения, показывающие
употребление данного слова.

После
толкования и примеров даются
фразеологические обороты, в которые
входит данное слово. Приведём пример
словарной статьи из этого словаря:

ВИЛКА,
-и, ж. 1. Принадлежность столового прибора
с острыми зубьями на длинной ручке. 2.
Название различных устройств,
приспособлений с деталью в виде зубьев,
выступов. Штепсельная
в.
3. Такое
положение при стрельбе, когда один
снаряд падает ближе, а другой – дальше
цели (спец.) Взять
батарею в вилку.

/ прил. вилочный, -ая.

В
этот словарь преимущественно включаются
слова:

  • произношение
    которых не может быть однозначно
    установлено на основании их письменного
    облика;

  • имеющие подвижное
    ударение в грамматических формах;

  • образующие
    некоторые грамматические формы
    нестандартными способами;

  • слова, испытывающие
    колебание ударения во всей системе
    форм или в отдельных формах.

Словарь
вводит шкалу нормативности: некоторые
варианты рассматриваются как равноправные,
в других случаях один из вариантов
признаётся основным, а другой –
допустимым. В словаре также даются
пометы, указывающие на вариант произношения
слова в поэтической и профессиональной
речи.

Словари
паронимов позволяют разобраться в
значениях близких по звучанию, но
различных по смыслу слов, таких как,
например, глубокий–глубинный,
героизм–героика–геройство, выжидать–ждать.
Структура словарной статьи в «Словаре
паронимов современного русского языка»
Ю. А. Бельчикова и М. С. Панюшевой (М.:
Русский язык, 2004) включает толкующую
часть, сопоставление сочетательных
возможностей паронимов и комментарий,
в котором разъясняются различия в
значениях паронимов и описываются
ситуации их употребления, а также
характеризуются грамматические и
стилистические свойства паронимов.

Словари
иностранных слов имеют такую же цель и
структуру словарной статьи, что и
толковые словари, отличаясь от них тем,
что здесь собраны слова иностранного
происхождения, которое также указывается
в словарной статье.

Терминологические
словари имеют профессиональную
направленность – они предназначены
для специалистов в определённой области
научных знаний или практической
деятельности. Эти словари описывают не
языковые свойства слов и сочетаний, а
содержание научных и других специальных
понятий и номенклатуру вещей и явлений,
с которыми имеет дело специалист
некоторой отрасли науки или производства
(например, Словарь-справочник
лингвистических терминов, Розенталь
Д. Э., Теленкова М. А. – М., 2005).

Для
того чтобы оперативно найти ответы на
вопросы, возникающие в устной речи,
чтобы избежать ошибок в произношении,
ударении, образовании форм слов, следует
обращаться к различным нормативным
словарям. Эти словари помогут избежать
нежелательных ошибок, покажут условия
употребления того или иного варианта.
Привычка пользоваться словарями – одна
из самых полезных среди тех, которые
может приобрести человек, получающий
высшее образование.

Выводы
по 2 части

Литературный
язык является высшей формой национального
языка – его образцовым вариантом. В
качестве важнейшего культурного
достояния он требует заботы о своей
устойчивости, поддержании плодотворных
тенденций развития, нормативности
устной и письменной речи его носителей.

Нарушение
языковых норм неизбежно приводит к
появлению речевых ошибок, что влечёт
различные сбои в процессе коммуникации,
так как речь лишается точности либо
логичности, уместности, ясности,
богатства, выразительности, а значит,
и действенности.

За
последнее десятилетие в разных речевых
сферах наблюдается заметное оскудение
речи на лексическом уровне, её усечённость
– на уровне построения высказывания,
небрежность – на орфоэпическом и
морфологическом уровнях. Происходит
явное снижение общего уровня речевой
культуры в средствах массовой информации,
в профессиональном и бытовом общении.

Еще
П. Вяземский сказал, что «родной язык
наш должен быть главною основою и общей
нашей образованности, и образования
каждого из нас», то есть проблема
совершенствования речевой культуры
общества вообще и каждой личности в
частности является делом государственным.

Речевой
приоритет языковой личности в значительной
степени определяется богатством
имеющегося лексикона. Оно обеспечивает
свободу и эффективность речевого
поведения, способность полноценно
воспринимать и перерабатывать поступающую
в вербальной форме информацию.

Вопрос
о том, как сочетается слово с другими
словами, какими правилами и запретами
при этом следует руководствоваться, –
один из важнейших вопросов речевой
культуры. Нарушение сочетаемости слов
ведёт к речевой ошибке. Чтобы её избежать,
необходимо обращаться к справочной
литературе, поскольку словарная статья
даёт исчерпывающую информацию о значениях
лексической единицы и о том, с чем она
может сочетаться.

Знание
норм – очень существенная часть владения
языком, которая реализуется в таком
важнейшем качестве нашей речи, как
правильность. Правильность и чистота
речи – это не прихоть учёных и эстетов,
а условие для развития культуры страны
в целом и каждого её гражданина в
отдельности.

Важно
понимать, что изучать нормы русского
языка следует так же, как и нормы
иностранных языков, обращаясь к словарям,
запоминая правильные формы и, как
результат, исправляя в своей устной и
письменной речи произносительные,
лексические, грамматические и
стилистические ошибки.

Говоря
грамотно, то есть без речевых ошибок,
мы подаём пример другим людям, сохраняем
высокие стандарты, а потому, независимо
от того места, которое каждый из нас
занимает в социальной системе, от той
профессии, которую он выбирает, мы все
способны внести свой минимальный вклад
в дело сохранения языка.

«Не
для того наш народ вместе с гениями
русского слова – от Пушкина до Чехова
– создал для нас и для наших потомков
богатый, свободный и сильный язык,
поражающий своими изощрёнными, гибкими,
бесконечно разнообразными формами; не
для того нам оставлено в дар это величайшее
сокровище нашей национальной культуры,
чтобы мы, с презрением забросив его,
свели свою речь к нескольким десяткам
штампованных фраз» (К. И. Чуковский).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Культура речи

Речь – это самое важное, что может быть в жизни человека. И поэтому очень важно уметь правильно ей пользоваться, ведь намного приятнее общаться с человеком, который культурный, интеллигентный и образованный, а не тот который употребляет жаргонные и нецензурные слова.

Ведь, несмотря на то, что без исключения всех людей учат в школе правильному воспитанию и культуре общения. Не все этим умеют пользоваться, а, выйдя за порог школы, разговаривают при помощи обычного разговорного стиля общения. Обосную свое поведения тем, что мы не в школе и не кто нас за это не накажет и плохой оценки не поставит. Поэтому воспитание детей зависит, не только от школы, а от самих родителей, как они воспитывают и, что в их семье является приемлемым, школа только дает и обучает азам.

С помощью речи человек, может передавать свои внутренние волнения и переживания. Ведь намного приятнее общаться с тем, кто умеет правильно пользоваться культурой речи. При разговоре использовать в нужных местах ударения и делать акцент на важные слова.

Культура речи и культура общения, они взаимосвязаны между собой, и расположены рядом.

Полезные рекомендации: важно не забывать самим и учить своих детей правильному общению и соблюдению субординации при разговоре со старшими, с родителями или сверстниками и т.д. Ведь все основное формируется у ребенка с детства, то, что родители в него вложат и как научат, то и в результате и получат.

Научиться культуре речи и общения, может каждый, но не все ее умеют правильно использовать, а некоторые даже не считают нужным. И это, конечно же, не есть хорошо. Ведь образованный и умный человек себе такого не позволяет, и всегда приятнее с таким пообщаться. Так как, тот, кто выражается не культурно и при помощи нецензурных слов, образованные люди не всегда его понимают, что он свои общением хочет до них донести и сказать. Многих людей такое общение отталкивает, и человек старается как можно быстрее закончить беседу и уйти.

Вариант 2

Эволюция людей являлась двигателем  в развитии общения и взаимопонимания между людьми. Изначально человек разумный больше общался набором звуков и жестов, но вскоре появилась связная речь, которая является самым важным и понятным способом общения. Через века появилось понятие как культура речи. По тому, как человек общается, складывается впечатление о его образованности и вежливости. Культурой речи называется речь, которая произносится с соблюдениями всех правил языка и интонаций.

Человек с помощью речи может выразить свои внутренние переживания. Благодаря речи мы можем поделиться эмоциями с ближними людьми. Диалог между людьми зависит от настроения, которое и направляет диалог в то или иное русло и задает соответственный тон. Речь это просто способ общение, это еще и возможность пользоваться всеми прелестями своего родного языка.

В настоящее время культура речи немного забывается. К сожалению не все люди следят за своей речью. Но, хорошо, что остались и такие люди, которые ценят данное понятие. В основном это представители общества имеющее образование, которые культурно и литературно развиты.  Во многих ситуациях правильная речь и в правильном тоне может прекратить практически любой конфликт. В диалоге важно не только хорошо и правильно выражаться, но и не перебивать собеседника, давать ему возможность высказаться, даже если он неправ. Важно не только говорить, но и внимательно слушать, чтоб потом культурно и правильно ответить собеседнику.

Еще один важный момент, который относится к культуре речи это краткость и четкость высказываний. Или же, например, когда не совсем ясна тема разговора, лучше промолчать или перевести разговор в другое русло, чтоб не показаться глупым человеком. Не всегда главное красота высказываний, главное это правда. Излагать нужно всегда правду, и тогда ни у кого не будет потом ни каких претензий.  Важно, что сказано, а не как сказано.

Вообще самое главное правило, это вначале подумать, а потом только говорить. Если в словарном багаже присутствуют жаргонизмы и другие не литературные слова их необходимо обязательно искоренить из речи. Самое главное это уважать своих близких и собеседников во время разговора. Кстати, в Украине раньше родителей называли только на «вы», это и есть показатель уважения.

Сочинение на тему Культура речи

Культура речи, как и любая другая культура, очень важна… Это то, что не является обязательным, но делает жизнь лучше.

Есть культура ношения одежды, то есть она должна быть чистой и соответствовать ситуации. То же самое с речью! Она должна быть чистой – без паразитов, то есть пустых слов, без матерных – грубых слов. Мысль хорошо бы выражать кратко, чтоб она запоминалась, чтобы до других смысл её доходил легко и быстро. Тут нужно учитывать ситуацию, своих собеседников. Нужно знать разные стили речи – официальный, например. У каждого стиля свои слова особенные, свои конструкции.

В речи много всяких тонкостей. Даже в разговорной, простой речи мы часто не знаем, как, например, правильно поставить ударение. Язык меняется, речь вместе с ним… Поэтому всегда нужно стараться быть в курсе этих перемен. Вот почему полезно смотреть в интернетовских словарях, как что произносится. А то по неправильному ударению люди могут подумать, что ты некультурный. Иногда человек приятен внешне, но как рот откроет – такие слова, что «режет уши». Всё впечатление можно так испортить!

Думаю, что культура речи невозможна без слов вежливости. Информацию мы и без них передаём, а вот отношение передадим ими. Не лишним будет добавить «пожалуйста», не забыть сказать «спасибо». Но тут главное соблюдать во всём гармонию, а то, если «утопить» собеседника в вежливости, то он подумает, что над ним издеваются.

Конечно, не ко всем одинаковые требования… Если ты дворник, то ты можешь говорить, как можешь. Но если, например, ты педагог, то речь твою речь все оценивают, она должна быть образцовой! Как раньше дикторы на телевидении… Нужно стараться, строить свои фразы красиво. Культура речи, судя по тренингам, вполне нарабатывается. Нет такого, что она или дана, или нет.

Думаю, что я бы тоже могла избавиться от пары слов-паразитов. Нужно быть внимательней, спокойней, ещё обязательно больше читать. Слушать тоже важно правильную речь, интонации. В каждом регионе они свои, но у нас есть литературный образец, которому стараемся следовать.

И ещё интересно, что ошибки других сразу замечаем, а свои можем не слышать. Но когда твой голос запишут, а ты послушаешь свою неподготовленную речь… Вот тогда-то находишь много недостатков. То есть того, что можно исправить! Так у меня было.

Также читают:

Картинка к сочинению Культура речи

Культура речи

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ Пелагеи в рассказе Крыжовник Чехова

    Особенностью всех работ Чехова является передача простого быта людей. Он чётко подчёркивает их «никчёмное существование и примитивное мышление» по поводу жизненного счастья. Когда я читаю его произведения,

  • Смысл названия повести Очарованный странник Лескова

    Повесть Лескова «Очарованный странник» имеет очень оригинальное название. Известно, что изначально Лесков хотел дать название «Черноземный Телемак». Видимо, второе название, по мнению автора

  • Сочинение по повести Пиковая дама Пушкина рассуждение эссе

    «Пиковая дама» — это мистическая повесть, написанная Пушкиным в 1833 году во время второй Болдинской осени в жизни писателя. В основе сюжета лежит история трех карт, которую рассказал Пушкину князь Голицын

  • Поленов

    Родители художника были очень образованными людьми, они много занимались со своими детьми, особенно мать. К живописи тяга у Василия Поленова была с раннего детства.

  • Сочинение на тему Смешон или страшен Молчалин?

    Грибоедов Александр Сергеевич написал «Горе от ума» около двухсот лет назад. Но, оно остается актуальным в наши времена. Он придумал таких персонажей, которые существуют сейчас. Один из героев

  • Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей
  • Умеют ли животные разговаривать сочинение
  • Умен ли чацкий сочинение рассуждение кратко
  • Уместна ли жестокость на войне итоговое сочинение
  • Уменье или умение как правильно пишется