Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Боги, желая наказать его, делают его учителем. Сенека Я многому научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но прежде всего – у своих учеников. Талмуд я плачу учителю, но моего сына учат его коллеги. Ральф Эмерсон При… ….Энциклопедия афоризмов
- Чтобы научить уму-разуму
- Смысл фразы “учить
Учить, обучать, преподавать; vs. прошлое. Выученный, выученная, -ая, -ое; нет. 1. (Сов. учить и обучать) perech. передавать кому-либо знания, навыки или способности. Обучать чтению и письму. Учите французский язык. Научитесь читать. (Малый академический словарь, МАС) учить – 1) учить (чему) Учить. учиться, изучать, изучать, учиться учить, разучивать, перебирать, зубрить, долбить, зубрить, переваривать, усваивать, вбирать, обращать внимание на что. Сейчас он готовит урок. Он немного не в себе (итальянский… …Словарь синонимов
Преподавать урокМУДРЫЙ – Дурак – Дурак любит сокрушаться. Свалка для дураков просторная. Дурак ездит на дураке, дурак водит дурака. Осел на осла, дурак на дурака. Дураки – светлые (или: крашеные). У них у всех вообще нет мозгов. Каждый дурак – дурак. Дурак, какой дурак. Дурак что… …В.И. Даль. Пословицы русского народа
1. (Сов. учить, обучать) перех. передавать кому-чему л. знания, умение. Учить письмо. Учите французский язык. Научитесь читать. Когда пришло время учить его языкам и музыке, … … меньший академический словарь
Учить уму-разуму, как пишетсяУчить – учить, преподавать, преподавать; ученый и учитель; распутный; осел. 1. кого (что) к чему, и с неопределенным. Передать кому-что н. знание, умение. Ю. Русский язык. Y. играть (партию) в шахматы. Д. стрелять (стрелять). 2. передавать кому (что) и с чем neopredpriy…. … Словарь ОжеговаИсточник статьи: http://kartaslov. ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%83%D0%BC%D1%83- %D1%80%D0%B0%B7%D1%83%D0%BC%D1%83
Смысл фразы “учить с умом”Барак Обама – (Барак Обама) Барак Обама – 44-й президент США. Президент Соединенных Штатов Америки, первый чернокожий действующий президент США Биография президента США Барака Обамы, включая его политическую карьеру, деятельность в Сенате штата Иллинойс, а затем в Сенате … Энциклопедия инвестораНаучить мудрости – кого. Давать хороший совет; учить, как правильно поступать; жить. Каждый должен взять с собой в юрту ремни … Спите со шлейкой в голове! Это закон! Это ваше оружие. Так говорит председатель Тыналиев, наставляя на мудрость (Ч. Айтматов. Раннее … … Фразеологический словарь русского литературного языка
Учить уму-разуму– учить, наставлять; выученный; наученный, а, о; нсв. 1. (vs. учить и обучать). кого (к или от инф.). Передать кому-что л. знание, умение, подготовку, что л. качество. Чтобы. Дети, студенты, иностранцы. Y. читать и писать. У. французский язык. Ю. к музыке. U. … Энциклопедический словарь
- Учить, обучать, преподавать; vs. прошлое. Выученный, выученная, -ая, -ое; нет. 1. (Сов. учить и обучать) perech. передавать кому-либо знания, навыки или способности. Обучать чтению и письму. Учите французский язык. Научитесь читать. (Малый академический словарь, МАС) учить – 1) учить (чему) Учить. учиться, изучать, изучать, учиться учить, разучивать, перебирать, зубрить, долбить, зубрить, переваривать, усваивать, вбирать, обращать внимание на что. Сейчас он готовит урок. Он немного не в себе (итальянский… …Словарь синонимов
Преподавать урокМУДРЫЙ – Дурак – Дурак любит сокрушаться. Свалка для дураков просторная. Дурак ездит на дураке, дурак водит дурака. Осел на осла, дурак на дурака. Дураки – светлые (или: крашеные). У них у всех вообще нет мозгов. Каждый дурак – дурак. Дурак, какой дурак. Дурак что… …В.И. Даль. Пословицы русского народа
1. (Сов. учить, обучать) перех. передавать кому-чему л. знания, умение. Учить письмо. Учите французский язык. Научитесь читать. Когда пришло время учить его языкам и музыке, … … меньший академический словарь
Учить уму-разуму, как пишетсяУчить – учить, преподавать, преподавать; ученый и учитель; распутный; осел. 1. кого (что) к чему, и с неопределенным. Передать кому-что н. знание, умение. Ю. Русский язык. Y. играть (партию) в шахматы. Д. стрелять (стрелять). 2. передавать кому (что) и с чем neopredpriy…. … Словарь ОжеговаИсточник статьи: http://kartaslov. ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%83%D0%BC%D1%83- %D1%80%D0%B0%B7%D1%83%D0%BC%D1%83
Смысл фразы “учить с умом”Барак Обама – (Барак Обама) Барак Обама – 44-й президент США. Президент Соединенных Штатов Америки, первый чернокожий действующий президент США Биография президента США Барака Обамы, включая его политическую карьеру, деятельность в Сенате штата Иллинойс, а затем в Сенате … Энциклопедия инвестораНаучить мудрости – кого. Давать хороший совет; учить, как правильно поступать; жить. Каждый должен взять с собой в юрту ремни … Спите со шлейкой в голове! Это закон! Это ваше оружие. Так говорит председатель Тыналиев, наставляя на мудрость (Ч. Айтматов. Раннее … … Фразеологический словарь русского литературного языка
Учить уму-разуму– учить, наставлять; выученный; наученный, а, о; нсв. 1. (vs. учить и обучать). кого (к или от инф.). Передать кому-что л. знание, умение, подготовку, что л. качество. Чтобы. Дети, студенты, иностранцы. Y. читать и писать. У. французский язык. Ю. к музыке. U. … Энциклопедический словарь
- Преподавать урок
- Учить уму-разуму, как пишется
- Смысл фразы “учить с умом”
- Учить уму-разуму
Чтобы научить уму-разуму
Феохари, Степан Ильич – Феохари С.И. [(1858 1931). автобиография, написанная в декабре 1925 года в Одессе]. Я родился в 1858 году в деревне Крыжановка, в 12 верстах от города. Одесса, на берегу Черного моря, в бедной рабочей семье (выращивал зерно). Мой дед по отцовской линии был родом из … … Большая биографическая энциклопедияMasterforex-V – (Masterforex 5) Masterforex V – образовательный онлайн проект в области валютного рынка Forex Разоблачение образовательного проекта Masterforex V, организаторов и преподавателей мошеннической академии Masterforex 5, методов обмана клиентов ….. Энциклопедия трейдера
Смысл фразы “учить Учить, обучать, преподавать; vs. прошлое. Выученный, выученная, -ая, -ое; нет. 1. (Сов. учить и обучать) perech. передавать кому-либо знания, навыки или способности. Обучать чтению и письму. Учите французский язык. Научитесь читать. (Малый академический словарь, МАС) учить – 1) учить (чему) Учить. учиться, изучать, изучать, учиться учить, разучивать, перебирать, зубрить, долбить, зубрить, переваривать, усваивать, вбирать, обращать внимание на что. Сейчас он готовит урок. Он немного не в себе (итальянский… …Словарь синонимов
Преподавать урок
Преподавать урок
МУДРЫЙ – Дурак – Дурак любит сокрушаться. Свалка для дураков просторная. Дурак ездит на дураке, дурак водит дурака. Осел на осла, дурак на дурака. Дураки – светлые (или: крашеные). У них у всех вообще нет мозгов. Каждый дурак – дурак. Дурак, какой дурак. Дурак что… …В.И. Даль. Пословицы русского народа
1. (Сов. учить, обучать) перех. передавать кому-чему л. знания, умение. Учить письмо. Учите французский язык. Научитесь читать. Когда пришло время учить его языкам и музыке, … … меньший академический словарь
Учить уму-разуму, как пишется
Учить – учить, преподавать, преподавать; ученый и учитель; распутный; осел. 1. кого (что) к чему, и с неопределенным. Передать кому-что н. знание, умение. Ю. Русский язык. Y. играть (партию) в шахматы. Д. стрелять (стрелять). 2. передавать кому (что) и с чем neopredpriy…. … Словарь ОжеговаИсточник статьи: http://kartaslov. ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%83%D0%BC%D1%83- %D1%80%D0%B0%B7%D1%83%D0%BC%D1%83
Смысл фразы “учить с умом”
Барак Обама – (Барак Обама) Барак Обама – 44-й президент США. Президент Соединенных Штатов Америки, первый чернокожий действующий президент США Биография президента США Барака Обамы, включая его политическую карьеру, деятельность в Сенате штата Иллинойс, а затем в Сенате … Энциклопедия инвестораНаучить мудрости – кого. Давать хороший совет; учить, как правильно поступать; жить. Каждый должен взять с собой в юрту ремни … Спите со шлейкой в голове! Это закон! Это ваше оружие. Так говорит председатель Тыналиев, наставляя на мудрость (Ч. Айтматов. Раннее … … Фразеологический словарь русского литературного языка
Учить уму-разуму
– учить, наставлять; выученный; наученный, а, о; нсв. 1. (vs. учить и обучать). кого (к или от инф.). Передать кому-что л. знание, умение, подготовку, что л. качество. Чтобы. Дети, студенты, иностранцы. Y. читать и писать. У. французский язык. Ю. к музыке. U. … Энциклопедический словарь
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
- Вы знаете, что человек обманывает вас, прямо сейчас он лжет, глядя вам в глаза. А еще он предал вас, но думает, что вы об этом не знаете. Ваш опыт и знания, связываясь с чувствами, подсказывают, что прямо сейчас нужно все высказать негодяю, накричать на него, ударить или организовать вкусную и сладкую месть.
Однако разум берет контроль над ситуацией и говорит вам, что это неправильно, а, возможно, опасно для вас же. Разумнее будет не иметь больше с этим человеком никаких дел, спокойным тоном сказать, что вы знаете о предательстве и попрощаться.
-
Мужчина влюблен в девушку друга. Он уверен, что и она испытывает к нему симпатию.
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Его опыт и знания, а также чувства предлагают броситься в омут с головой, то есть предать друга и быть с этой девушкой. Однако разумом он понимает, что это неправильно, низко, подло.
- Пример из сферы этических дилемм. У человека болеет домашнее животное, врачи говорят, что шансов нет – гуманнее усыпить, чтобы не мучилось. Это противоречит всем убеждениям человека: нужно бороться до конца, друзей не бросают, никого нельзя убивать, нельзя предательств и т.д.
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
Кстати, и для ветеринаров это непростое решение: признать, что несмотря на все свои знания, ты не можешь помочь животному и вынужден предложить только единственный вариант.
- Мужчина хочет ребенка, а женщина нет. Они понимают, что, оставляя все как есть, делают несчастным его, да и в отношениях сохраняется напряжение, накапливается недовольство, обиды. А если женщина родит, потому что физически может, но психологически не хочет, то это сделает несчастной ее, его и ребенка.
Единственный разумный вариант – разойтись, даже если вы отлично понимаете друг друга, и найти тех людей, которые закроют все актуальные потребности.
- Человек хочет избавиться от вредной привычки – пить при любых трудностях. И вот он снова столкнулся с неприятностями, по уже отточенному сценарию хочет забыться в бутылке, но разум говорит ему, что правильнее будет подавить конкретно это желание и подумать над его истинными причинами, найти другой метод преодоления трудностей.
Каково же главное отличие ума от разума? Первый принимает информацию, второй рассуждает на эту тему. Ум и разум – это разные вещи.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
- сознание – это субъективное восприятие человеком мира и своих состояний;
- рассудок – это часть сознания, отвечающая за логическое осмысление и познание действительности;
- интеллект – это способность к познанию и применению знаний на практике.
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Видео по теме статьи
Что такое ум и разум, подскажет видео:
Заключение
Теперь вы знаете, в чем разница между умом и разумом. Думаю, вы слышали подобное высказывание (надеюсь, не в свой адрес): «Вот ты, вроде, умный человек, а поступаешь как-то неразумно».
Это означает, что человек при всем своем опыте и знаниях принимает опрометчивые решения, часто поддается эмоциям, много ошибается, возможно, противоречит на деле своим же словам.
Если умный человек просто что-то знает, то разумный еще и знает, как разумно использовать свои знания. От природы все люди умные, то есть имеют способность к обучению (мы сейчас говорим о здоровом и нормативном развитии индивида). Однако не все люди становятся разумными, то есть мудрыми, нравственными, моральными.
1.
… Царь Эдип 38 3. Аксиоматический разум Одни глаголы 45 0 богах, душе, указателях и абстракции 52 … мира Магия слов 98 Ассоциативный разум 104 Маленькие пьесы для электрической машины 109 6. Вариации на … независимому движению и управляет развитием разума. Он сконцентрировал в себе все тайны Вселенной, в нем скрыты … тем самым пытается расшифровать алгоритмы разума. Эти многочисленные и настойчивые попытки привели к новому пониманию проблемы … игра Вселенной. Когда-то и разум возник из такой игры. АЛГОРИТМЫ Любое целенаправленное действие сложной системы …
Анисимов Анатолий. Компьютерная лингвистика для всех Мифы. Алгоритмы. Язы
2.
… не счел нужным внять голосу разума — вскочил на ноги и опрокинул дубовый стол. Вышибалы старались без … усомниться в чистоте твоей, ибо разум мой был помрачен. Все, кто сидел вокруг, тревожно зашептались: им … разочарования. — Думал, мне удастся вернуть разум хотя бы одному, но я, похоже, ошибся. Лумиан скатился с … лучше иногда прислушаться к голосу разума, плохая примета — одинокий вороний крик. — Как думаешь: правда, что войско … меня силу, но отнюдь не разум. Неужели ты полагаешь, будто я поверю тому, что после убийства …
Анисимов Александр. Игры Богов
3.
… что Миша погиб. Мария Сергеевна разумом понимала это, а вот сердцем… Миша был ее единственный сын … прошлое, которому не позволят вернуться разум и просвещение. Казалось, нравы и порядки при Траяне и Адриане … на все при безжалостном свете разума, и уроки эти не пропали даром. Но вы же учили …
Аникин А.В.. Рассказы и повести
4.
… душа школы, а Марго — ее разум. И еще, конечно, лицо. Маргарита Николаевна была красивой женщиной, и … тело — тело требует иного. И разум оказывается слабее. Что мне делать? Жить в раздвоенности, страдать телом … что у тебя, ум за разум зашёл что ли? — Ничего у меня не зашло. Просто ты … одурманивающе-трепетный, подчиняющий сердце и разум. Полина чуть отстранилась и перехватив пальцы Макса на бёдрах сжала …
Анисимова Ольга. Романы
5.
… в воздухе, солнце и даже разуме. Чего же смел он ожидать от этой половины? Он сам … он объявил законнее и выше разума в женской голове. И кто же наказал Ипполита? Его наказал … что не по природе своего разума люди поступают дурно… нет: …мы и знаем и распознаем благо …
Анненский Иннокентий. Лирика
6.
… мраморной модели, отвлеченное, морозное поклонение разуму, рисунок правильный, строгий, резкий, краски мрачные, жесткие, непереваримые, спартанскую похлебку …
Анненский Иннокентий. Леконт де Лиль и его Эринии
7.
… Сын Солнца, я — поэт, сын Разума, я — царь. Но предки за спиной, и дух мой искаженный … не может быть противоречия между разумом (различение добра и зла) и поведением. Своим демоном Сократ называл …
Анненский Иннокентий. Книги отражений
8.
… на нас, как плененный зверь, разум которого помутился, и гневно мигала огненными страшными глазами, озарявшими черные …
Андреев Леонид. Шесть рассказов
9.
… машину, включил в себя жестокий разум динамита, присвоил себе его огненную смертоносную мощь. И, идя по … непонятности своей она была доступнее разуму, чем этот так дико и фантастично превратившийся мир. Более того …
Андреев Леонид. Рассказ о cеми повешенных
10.
… разговариваю с вами, а когда разум окончательно покинет меня, я выйду в поле — я выйду в … много умов,— у человечества один разум, и он начинает мутиться. Попробуй мою голову, какая она горячая … могли бы вернуть их к разуму, слова, на которые не нашлось бы других таких же громких … что это мировое насилие над разумом не коснется их слабого умишка. — Ведь дрались же люди и … не слышать, как колышется их разум, как в непосильной борьбе с бессмыслицей изнемогает их рассудок. В …
Андреев Леонид. Красный смех
11.
… телом с детства, но могучий разумом и своей упорной волей Поль Брегг. Его фотографию, на которой … полнокровная жизнь в единстве зрелого разума и цветущего тела — оказывается, это вполне возможно, надо лишь руки … ее отражения в познающем мир разуме. Сам Нильс Бор, по словам его сына Ханса, находясь в … скоро дорожите уникальными возможностями своего разума!.. Эйфория, впрочем, может достигаться и иными путями, порождающими подъем духа … немало людей, доверившихся призывам Высшего Разума о необходимости осуществления трансмутации своего духа и тела. Вокруг главного …
Андреев Юрий. Исцеление человека
12.
… дыхание сбилось с ритма… Мой разум восстал, и мозг опять взял контроль над телом. Он ударил … душе мир и покой, очищали разум и проясняли память. И жила в Голубой Башне Принцесса — и …
Андронов Андрей. Рассказы
13.
… чья вера лучше на основаниях разума и этики. Это и есть начало философствования — вхождение в суд … с ума античного, ясного, доказательного разума, попытки же понимания сопровождаются свойственной философам ситуацией удивления. Но какие … с совершенно иной интеллектуальной работой: разум изначально работает внутри веры. Для средневекового человека бытие предданно, оно — до естественного человеческого разума, и возникло в божественном уме; Бог откровением возвестил о нем … Это очень важная характеристика средневекового разума. При этом Бог для человека не есть субъект. Он — Верховный … прильнуть». 4. При таком понимании разума — причащающего и этически нагруженного — любая из известных со времен Античности …
Андрей Дикий. Русско-еврейский диалог
14.
… половину своего будущего совместного национального разума. Вот тебе и частность!.. Возникает вопрос: может быть, значительно рациональней … противоречий, вместо того чтобы детский разум самостоятельно преодолевал препятствия и потому уверенно и заинтересованно проникал бы … найти важное решение усилиями коллективного разума. Выше я писал о том, что глупостью и варварством для … и его сердца, и его разума — на следующий день после выброса заметно ниже, чем до того … органов. Для этого человеку дан разум, для этого существует у него подсознание, накопившее колоссальные запасы опыта …
Андреев Юрий. Три кита здоровья
15.
… в народ светоч добра и разума. «Даже с внешней стороны нельзя сказать, что Он бродил, что … на своем пути. Сердце и разум рвали Его душу на части. Первая любовь почти сорокалетнего Мужчины … несчастная Любашина душа лишилась последнего разума. Видимо, страшные испытания выпали на ее долю в Преисподней. А …
Антонова Саша. Продавец фокусов
16.
… может случиться, когда инстинкт затмевает разум. Вечный скиталец, он обречен сидеть в засаде, догонять и впиваться … окружает обрывистые берега. Лишь скорбные разумом, лишь те, чье воображение спит, убаюканное монотонной песней ущербного сознания … письмо? — удивилась я, теряя остатки разума. — Лиза, ты получила мое письмо через Галицкого? — Не помню. В …
Антонова Саша. Несерьезные размышления о жизни
17.
… человеке с «глубоким и бесстрашным разумом«. … О Берия поют сады и нивы, Он защитил от смерти …
Антонов-Овсеенко А.. Берия
18.
… и более высокие сферы категорий разума, по-иному дробя дух человека и пытаясь сделать познание нечеловеческим … чтении, не есть загадка для разума. Этот мир, как идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, представляется разуму как то, что само по себе должно быть как нормальное … безусловная норма логически необходим для разума, и если разум сам по себе не может удостоверить нас в, фактическом существовании … то это только потому, что разум вообще по существу своему не есть орган для познавания какой … идеальная необходимость ясна для умозрительного разума, могущего лишь в этой вечной сфере найти то безусловное мерило …
Антонович М.А.. Единство физического и нравственного космоса
19.
… буду размышлять. Благословенная ночь. Ночью разум спит и вещи предоставлены самим себе. То, что действительно важно … Духа иногда прерывается. Только жизнь Разума непрерывна или почти непрерывна. Моя способность размышлять не претерпевает больших … которые всегда может охватить мой разум. Родина — это Сущность. И вот наступает час, когда я вдруг … ясна. Эта цель — не для Разума, а для Духа. Дух способен любить, но он спит. В … Искушение — это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух. Какой смысл в том, что я рискую …
Антуан Сен-Экзюпери. Военный летчик
20.
… Вы знатны боевым опытом и разумом, богаты славными делами предков. Пришел срок показать пример мужества и … для младенца быть под щитом разума и силы? Метехи — твердыня надежная. Не следует разжигать жадные взоры … потускнеешь, и скоро… Так подсказывает разум. Когда хочешь достигнуть вершины крутой горы, подымайся медленно по тропе … поставщика редчайших изделий и вестей. Разум купца подсказывал служить честно обоим… Хоть бы скорее с Шадиманом … раз и камней не оставит. Разум подсказывает: слияние под одним скипетром двух царств избавит Кахети от …
Антоновская А.А.. Время освежающего дождя
21.
… Перс раньше всего церкови угрожает. Разум подсказывает любыми мерами оттянуть войну хотя бы на год. Да … наказать, он раньше всего отнимет разум…» Ударил колокол. Архипастыри облегченно перекрестились и смиренно направились в трапезную … человека доброго во нравах и разуме. Боярин, несмотря на грузность, легко слез с коня, снял высокую … шаха Аббаса. — Да, моя Русудан, разум подсказывает: «так надо», а сердце сердится и стучит: «так не … радела Москва, храбростью и премудрым разумом прославлена. Христианские государи должны соединиться и показать свою силу басурманам …
Антоновская А.А.. Великий Моурави 1-6
22.
… Ощущение это было чисто животным. Разум и сердце ее протестовали изо всех сил и были готовы … шагу какие-то братья по разуму. Слава богу, хоть телевизионщиков нет. Знаешь, в таких ситуациях я … ли поискам контакта с инопланетным разумом, то ли его предотвращению. Остальные, включая Стефани, называли его Адмиралом … стоит в этом сейфе, затмило разум наемного убийцы. И он повел охоту так, как ни один …
Антонов Антон. Орлиное гнездо
23.
… десант антропоксенов — подданных некоего Истинного Разума — блокировал Санкт-Петербург и Москву, а затем «положил» крупнейшие города … она, почему должен погаснуть ее разум и погибнуть ее тело, не познавшее еще многих радостей, включая … носить в себе частицу Истинного Разума. При этой мысли Ют Архен Хено-нои особенно остро ощутила … Маленький шар, источающий свет Истинного Разума, и длинные тонкие нити из полупрозрачных шариков, похожих на бисер … покинет тебя, но тело и разум будут служить тебе по-прежнему. Тебе придется пройти через боль …
Антонов Антон. Гуманное оружие
24.
… животных только тем, что имеет разум, тогда как внутреннее чувство — общее свойство всех животных (De libero … он разумеет, есть в его разуме, хотя он и не разумеет, что оно есть. Ибо одно … дело, если вещь есть в разуме, а другое, если разум мыслит ее как ту, которая есть. Так, когда живописец замышляет … делать, он имеет в своем разуме нечто; однако он не мыслит того, что он еще не … все написал, он и в разуме имеет уже им сделанное, и мыслит его как то, что …
Ансельм. Труды
25.
… ее завершении. Не всякому нежному разуму под силу вынести такое, особенно если наблюдать происходящее изнутри, постигая … нас ждет такая же аномалия разума, как на предыдущей, — подливали масла в огонь ксенопсихологи. — Теория вероятностей … приходится терпеть, внедряясь в чужой разум. Даже при работе с добровольцами из дружественных миров не так … о контактах с незнакомым, чуждым разумом, который изначально противится любым попыткам проникновения. Однако все трудности и … сознание без потерь. При переносе разума в процессор нейронные связи в мозгу уничтожались и могли быть …
Антонов Антон. Планета N6
26.
… было ли это вмешательством Божественного разума, рукой помощи, протянутой нашими братьями со звезд, чудовищным заговором против … душе ничуть не меньше, чем разуму и это гораздо больше, чем мы могли бы предложить. У … где сама геометрия отказывается подчиняться разуму, а законы жизни неведомы даже ее создателю. Я слышал музыку …
Антонов Дмитрий. Рассказы
27.
… все величие древнего Учения, преображающего разумом человеческое естество. — Как называется это искусство? — помолчав, спросил хан. — Кунфу … эмоциями и привязанностями, а не разумом. — Если я буду действовать и мои действия будут определяться этими … такое иллюзия? Видишь, как твой разум расходится с чувствами. При этом разум темен, а чувства полны страхами. Спроси себя — что делать в …
Антонов Вячеслав. Китайская петля
28.
… перевод слова «буддхи» как «высший разум«, «чистая мысль» и т.п., а не как «сознание». Ошибок … кажущийся нам самосущим. Манас — ум, разум. Махатма — «Великий Атман», т.е. человек, имеющий развитый индивидуальный Атман … сердцем, пронзенным тоской, с помутившимся разумом — я больше не вижу свой долг. Молю Тебя: скажи определенно … человека, уступающего напору страстей, уносится разум подобно тому, как ладью уносит бурей. 2:68. Поэтому, о … объектах — такой человек с помутившимся разумом называется лицемером. 3:7. Но тот, кто овладел своими индриями …
Антонов Владимир. Бог говорит
29.
… не люди, разминувшись, стали обладать разумом. Или Земля, на которой вообще не развилась разумная жизнь. Земля … же, острый, хотя и ограниченный разум. Я сохранил человеческую память, и цели мои были целями ЧЕЛОВЕКА … чтобы использовать всю мощь человеческого разума. Инстинкт волка повелевал мне просто наброситься на ближайшего человека, но … Я проклял себя, но мой разум слишком оцепенел, чтобы придумать выход из этого затруднительного положения. — Полагаю … отчаяние волнами захлестывал и мой разум — вер
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
протоиерей Вадим Леонов
Оглавление
- Предыстория вопроса
- Рассудок
- Разум и ум
- Различение ума, разума и рассудка
- Литература
Слова «ум», «разум» и «рассудок» очень часто употребляются как синонимы, и во многих жизненных ситуациях такое словоупотребление оказывается вполне приемлемым, однако при более глубоком взгляде на человека их различение оказывается важным, а в православной духовной традиции – необходимым. Нашей целью является общий обзор содержания этого терминологического ряда в православной аскетической традиции и предоставление его уважаемым читателям для сопоставления и размышления в контексте жизненного и профессионального опыта каждого человека.
Предыстория вопроса
Отметим сразу, что различение, по крайней мере, разума и рассудка имело место еще в дохристианскую эпоху как в древнегреческой философии, так и в духовной литературе Востока.
В античности первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что один способ мышления позволяет видеть частное, а другой возвышает до целостного. Первое – это рассуждение, оно менее совершенно, ограниченно, человек в этом случае не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ и Платон считали, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция – составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее.
Святые отцы Церкви, многие из которых были прекрасными знатоками античного наследия, отчасти восприняли это учение от древнегреческих авторов, видя, что оно реально соответствует онтологии человека. Однако, как и во многих других темах, воспринятое знание было осмыслено ими в контексте опыта жизни во Христе и наполнилось более глубоким антропологическим содержанием, что и представляет, на мой взгляд, немалую ценность. Ибо святоотеческое учение основано не на абстрактном теоретизировании, а на реальном опыте духовной жизни, и каждое понятие, каждое смысловое различение выстрадано собственной жизнью православных подвижников.
Общий взгляд. У святых отцов мы повсеместно можем встретить различение указанных двух типов высшей деятельности души – умной и рассудочной. Но поскольку антропологическая терминология в святоотеческой традиции никогда жестко не регламентировалась, постольку и названия их весьма разнообразны, например, они могут быть обозначены как «ум и разум», «ум и рассудок», «дух и душевность», «мудрость и знание» и т.д.
Это разнообразие терминологических пар может несколько дезориентировать неподготовленного читателя, но желающим ознакомиться с христианской антропологией следует помнить, что терминология в этой сфере не оформлена, поэтому понимание святоотеческих текстов не должно быть буквальным, формальным. Чтение и понимание творений святых отцов – это особый вид духовной деятельности, который возможен, только если читатель сам укоренён в Священном Предании Православной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт христианской жизни глубок, настолько и доступными для человека становятся тексты святых отцов. Об этом говорил еще апостол Павел: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:11–15). Кстати, и в этих словах первоверховного апостола мы видим различение двух типов познания – духовного и душевного, которые не просто различаются, но и могут приводить к противоположным выводам. В основе этого различения опять-таки лежат указанные нами ранее понятия. Перейдем к их более подробному рассмотрению.
Рассудок
Слова «рассудок», «рассуждение» (διάνοια, λογική) часто встречаются в книгах Ветхого и Нового Завета и обозначают душевную деятельность человека, в ходе которой производится анализ событий, личного опыта и других фактов, чтобы сделать выводы, принять решение. В этой деятельности человек опирается на свои естественные силы. Если быть точнее и вспомнить святоотеческое учение о трех силах души, то рассудок и рассуждение – это проявление высшей силы души – разумной.
Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям.
Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: «Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νοῦς)» [9, с. 1029]. Согласно святому Дионисию Ареопагиту, рассудок не способен к единому простому цельному знанию.
Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» (Втор. 32:28). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным (Лев.5:4; 1Пар.21:8; Пс.106:17; Мф.7:26 и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» (Лук.20:14; Мф.21:25–27; Мар.8:16–18). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить: «Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность» (Прит.3:21; Ср.: Прит.1:4; Прит.2:11). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17; 2Кор.5:14). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.
Разумная сила души проявляет себя через мышление (διάνοια) и действует через мысль или, как говорили святые отцы, внутреннее слово [5, 93]. Преподобный Никодим Святогорец так характеризует внутреннее слово: «Внутренний логос сердца есть то, чем мы размышляем, судим, составляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста произносили слова» [10, 40].
Понятие о мысли четко отличается святыми отцами от понятия «помысл» или «помышление» (λογισμός). Помысл – это непроизвольная мысль, побуждающая человека к действию. В отличие от мысли, которая есть результат сознательной интеллектуальной работы, помысл имеет различные неосознаваемые человеком причины появления. У людей после грехопадения сознание заполнено множеством помыслов. Люди пытаются разобраться в них или осуществить их. Эта внутренняя работа требует немалых душевных сил, но она не является прямым проявлением рассудка или мышлением по сути, ибо исходный мысленный объект не порожден сознательной деятельностью собственного разума. Человек тратит силы, чтобы разобраться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправдание и возможность, начинает осуществлять помысл. Очень часто голова человека может быть переполнена помыслами при полном отсутствии мыслей, что нашло свое выражение в народной мудрости: «Богатеть помыслами, не значит – богатеть умом». Чистое рассудочное мышление – явление весьма редкое.
Святоотеческое учение о разумной силе души включает в себя не только рассудочность, но и воображение и память. В положительном виде эта сила проявляется в виде знаний, обоснованных мнений, предположений, научных теорий. В отрицательном виде – это идолопоклонство, рассеянность мыслей, мечтательность, фантазии, празднословие, а также «неверие, ересь, неблагоразумие, хула, неразборчивость, неблагодарность и соизволение на грехи, происходящие от страстной силы в душе» [4, с. 389]. Пр. Ефрем Сирин так описывает путь исцеления рассудка: «К уврачеванию же и исцелению служат несомненная вера в Бога, истинные, непогрешительные и православные догматы, постоянное изучение словес Духа, чистая молитва, непрерывное благодарение Богу» [там же].
По мысли святых отцов разумная сила души имеет особую связь с головой человека, но голова или мозг – это не источник, а инструмент данной силы.
Разум и ум
В святоотеческих творениях слово «ум» (νοῦς) часто используется как синоним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отождествлений встречается в творениях святых отцов, обличавших ересь Аполлинария (IV в.). Почему это возможно? Ум, как говорится в Священном Писании, есть око души (Мф.6:22–23). Об этом же говорит и преподобный Иоанн Дамаскин: «Ум (νοῦς) принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» [5, с. 81].
Ум – это созерцательный орган. Он предназначен для созерцания и познания Бога и сверхчувственного мира, для богообщения, т.е. для высшей духовной деятельности человека: «Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах Его» [1, с. 334]. Другими словами, он выполняет все то, что относится к человеческому духу, прежде всего, соединяет человека с Богом, поэтому и возможна взаимозамена этих слов. Однако необходимо отметить, что в святоотеческой традиции слово «дух» более емкое и включает в себя не только созерцание, но и понятие о духовной силе и едином духовном чувстве.
В наставлениях преподобного Антония Великого подробно описывается богосозерцательное предназначение ума: «Орган зрения телесного – глаза, орган зрения душевного – ум… Душа, не имеющая благого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и зрит Бога умом своим» [2, с. 72–73].
Для подобного созерцания необходимо безмолвие (silentium) во всем человеческом естестве, чтобы в человеке умолкли чувственность, мечтательность, мышление (!). В этом состоянии ум не рассуждает, но созерцает. Созерцание – это основная деятельность ума, благодаря которой он познает и Бога, и духовный мир, и тварное бытие. Созерцание – это не мышление, это восприятие вещи и явления в непосредственном бытии, в их внутренней сущности, а не в их физических качествах. Ум видит-созерцает скрытый духовный смысл, следы присутствия Бога, стремится узреть Божественные замыслы и идеи. Взаимосвязь ума и созерцания выражена в греческом языке и этимологически, ибо ум – это νοῦς, а созерцание – это κοίταγμα. В греческом языке есть и другое, более выразительное, слово, обозначающее созерцание, – θεωρία.
Ум стремится проявить себя через разумную силу души, облекает в мысли и слова свой опыт созерцания – это естественное стремление, но далеко не всегда осуществимое, особенно если это касается опыта созерцания духовного мира, поэтому апостол Павел сказал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:2–4).
Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (λόγος). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.
Святитель Григорий Нисский если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [7, с. 110–126].
Различение ума, разума и рассудка
Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.
Преподобный Максим Исповедник: «Ум (νοῦς) есть орган мудрости, а разум (λόγος) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» [8, с. 1316].
Св. Каллист Катафигиот: «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» [6, с. 885, 888].
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (παρατηρητικόν) и деятельная (πρακτικόν). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (νοῦς), деятельную же – разумом (λογικό); созерцательную способность называют также мудростью (σοφίαν), деятельную же – благоразумием (φρόνησην)» [5, с. 109].
Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» (νοῦς), «разум» (λόγος) и «рассудок» (διάνοια). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (διάνοια) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» (νοῦς) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (λόγος) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» (νοῦς), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.
Слово «рассудок» (διάνοια) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».
Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.
Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума (νοῦς). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:33).
Необходимо признать, что вопрос о различении в святоотеческом наследии «ума», «разума» и «рассудка» весьма сложный и наши суждения носят лишь предварительный ориентировочный характер.
Литература
- Авва Фалассий, св. Четыре сотницы о любви // Добротолюбие: В 5 т. Т.3. М., 1888.
- Антоний Великий, св. О доброй нравственности и святой жизни // Добротолюбие: В 5 т. Т.1. М., 1888.
- Григорий Нисский, св. Об устроении человека. Спб., 1995.
- Ефрем Сирин, св. Творения : В 8 т. Т.3.М., 1993.
- Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Спб., 1894.
- Каллист Катафигиот, св. De unione cum Deo et vita contempativa PG147.
- Лука (Войно-Ясенецкий), св. Дух, душа и тело. М., 1999.
- Максим Исповедник, св. Capita Quinquies Cemtema. Cemturia IV. PG 90.
- Михаил Пселл. De anima. PG 122.
- Никодим Святогорец, св. О хранении чувств. М., 2000
Леонов Вадим, прот. Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011. — № 3. — C. 1–9.