Ума разума как пишется

Разбор частей речидалее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. согласно лингвистике русского языка, выделяют

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Боги, желая наказать его, делают его учителем. Сенека Я многому научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но прежде всего – у своих учеников. Талмуд я плачу учителю, но моего сына учат его коллеги. Ральф Эмерсон При… ….Энциклопедия афоризмов

  1. Чтобы научить уму-разуму
  2. Смысл фразы “учить
    Учить, обучать, преподавать; vs. прошлое. Выученный, выученная, -ая, -ое; нет. 1. (Сов. учить и обучать) perech. передавать кому-либо знания, навыки или способности. Обучать чтению и письму. Учите французский язык. Научитесь читать. (Малый академический словарь, МАС) учить – 1) учить (чему) Учить. учиться, изучать, изучать, учиться учить, разучивать, перебирать, зубрить, долбить, зубрить, переваривать, усваивать, вбирать, обращать внимание на что. Сейчас он готовит урок. Он немного не в себе (итальянский… …Словарь синонимов
    Преподавать урок

    МУДРЫЙ – Дурак – Дурак любит сокрушаться. Свалка для дураков просторная. Дурак ездит на дураке, дурак водит дурака. Осел на осла, дурак на дурака. Дураки – светлые (или: крашеные). У них у всех вообще нет мозгов. Каждый дурак – дурак. Дурак, какой дурак. Дурак что… …В.И. Даль. Пословицы русского народа

    1. (Сов. учить, обучать) перех. передавать кому-чему л. знания, умение. Учить письмо. Учите французский язык. Научитесь читать. Когда пришло время учить его языкам и музыке, … … меньший академический словарь
    Учить уму-разуму, как пишется

    Учить – учить, преподавать, преподавать; ученый и учитель; распутный; осел. 1. кого (что) к чему, и с неопределенным. Передать кому-что н. знание, умение. Ю. Русский язык. Y. играть (партию) в шахматы. Д. стрелять (стрелять). 2. передавать кому (что) и с чем neopredpriy…. … Словарь ОжеговаИсточник статьи: http://kartaslov. ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%83%D0%BC%D1%83- %D1%80%D0%B0%B7%D1%83%D0%BC%D1%83
    Смысл фразы “учить с умом”

    Барак Обама – (Барак Обама) Барак Обама – 44-й президент США. Президент Соединенных Штатов Америки, первый чернокожий действующий президент США Биография президента США Барака Обамы, включая его политическую карьеру, деятельность в Сенате штата Иллинойс, а затем в Сенате … Энциклопедия инвестораНаучить мудрости – кого. Давать хороший совет; учить, как правильно поступать; жить. Каждый должен взять с собой в юрту ремни … Спите со шлейкой в голове! Это закон! Это ваше оружие. Так говорит председатель Тыналиев, наставляя на мудрость (Ч. Айтматов. Раннее … … Фразеологический словарь русского литературного языка
    Учить уму-разуму

    – учить, наставлять; выученный; наученный, а, о; нсв. 1. (vs. учить и обучать). кого (к или от инф.). Передать кому-что л. знание, умение, подготовку, что л. качество. Чтобы. Дети, студенты, иностранцы. Y. читать и писать. У. французский язык. Ю. к музыке. U. … Энциклопедический словарь

  3. Учить, обучать, преподавать; vs. прошлое. Выученный, выученная, -ая, -ое; нет. 1. (Сов. учить и обучать) perech. передавать кому-либо знания, навыки или способности. Обучать чтению и письму. Учите французский язык. Научитесь читать. (Малый академический словарь, МАС) учить – 1) учить (чему) Учить. учиться, изучать, изучать, учиться учить, разучивать, перебирать, зубрить, долбить, зубрить, переваривать, усваивать, вбирать, обращать внимание на что. Сейчас он готовит урок. Он немного не в себе (итальянский… …Словарь синонимов
    Преподавать урок

    МУДРЫЙ – Дурак – Дурак любит сокрушаться. Свалка для дураков просторная. Дурак ездит на дураке, дурак водит дурака. Осел на осла, дурак на дурака. Дураки – светлые (или: крашеные). У них у всех вообще нет мозгов. Каждый дурак – дурак. Дурак, какой дурак. Дурак что… …В.И. Даль. Пословицы русского народа

    1. (Сов. учить, обучать) перех. передавать кому-чему л. знания, умение. Учить письмо. Учите французский язык. Научитесь читать. Когда пришло время учить его языкам и музыке, … … меньший академический словарь
    Учить уму-разуму, как пишется

    Учить – учить, преподавать, преподавать; ученый и учитель; распутный; осел. 1. кого (что) к чему, и с неопределенным. Передать кому-что н. знание, умение. Ю. Русский язык. Y. играть (партию) в шахматы. Д. стрелять (стрелять). 2. передавать кому (что) и с чем neopredpriy…. … Словарь ОжеговаИсточник статьи: http://kartaslov. ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%83%D0%BC%D1%83- %D1%80%D0%B0%B7%D1%83%D0%BC%D1%83
    Смысл фразы “учить с умом”

    Барак Обама – (Барак Обама) Барак Обама – 44-й президент США. Президент Соединенных Штатов Америки, первый чернокожий действующий президент США Биография президента США Барака Обамы, включая его политическую карьеру, деятельность в Сенате штата Иллинойс, а затем в Сенате … Энциклопедия инвестораНаучить мудрости – кого. Давать хороший совет; учить, как правильно поступать; жить. Каждый должен взять с собой в юрту ремни … Спите со шлейкой в голове! Это закон! Это ваше оружие. Так говорит председатель Тыналиев, наставляя на мудрость (Ч. Айтматов. Раннее … … Фразеологический словарь русского литературного языка
    Учить уму-разуму

    – учить, наставлять; выученный; наученный, а, о; нсв. 1. (vs. учить и обучать). кого (к или от инф.). Передать кому-что л. знание, умение, подготовку, что л. качество. Чтобы. Дети, студенты, иностранцы. Y. читать и писать. У. французский язык. Ю. к музыке. U. … Энциклопедический словарь

  4. Преподавать урок
  5. Учить уму-разуму, как пишется
  6. Смысл фразы “учить с умом”
  7. Учить уму-разуму

Чтобы научить уму-разуму

Феохари, Степан Ильич – Феохари С.И. [(1858 1931). автобиография, написанная в декабре 1925 года в Одессе]. Я родился в 1858 году в деревне Крыжановка, в 12 верстах от города. Одесса, на берегу Черного моря, в бедной рабочей семье (выращивал зерно). Мой дед по отцовской линии был родом из … … Большая биографическая энциклопедияMasterforex-V – (Masterforex 5) Masterforex V – образовательный онлайн проект в области валютного рынка Forex Разоблачение образовательного проекта Masterforex V, организаторов и преподавателей мошеннической академии Masterforex 5, методов обмана клиентов ….. Энциклопедия трейдера

Смысл фразы “учить

Учить, обучать, преподавать; vs. прошлое. Выученный, выученная, -ая, -ое; нет. 1. (Сов. учить и обучать) perech. передавать кому-либо знания, навыки или способности. Обучать чтению и письму. Учите французский язык. Научитесь читать. (Малый академический словарь, МАС) учить – 1) учить (чему) Учить. учиться, изучать, изучать, учиться учить, разучивать, перебирать, зубрить, долбить, зубрить, переваривать, усваивать, вбирать, обращать внимание на что. Сейчас он готовит урок. Он немного не в себе (итальянский… …Словарь синонимов

Преподавать урок

МУДРЫЙ – Дурак – Дурак любит сокрушаться. Свалка для дураков просторная. Дурак ездит на дураке, дурак водит дурака. Осел на осла, дурак на дурака. Дураки – светлые (или: крашеные). У них у всех вообще нет мозгов. Каждый дурак – дурак. Дурак, какой дурак. Дурак что… …В.И. Даль. Пословицы русского народа
1. (Сов. учить, обучать) перех. передавать кому-чему л. знания, умение. Учить письмо. Учите французский язык. Научитесь читать. Когда пришло время учить его языкам и музыке, … … меньший академический словарь

Учить уму-разуму, как пишется

Учить – учить, преподавать, преподавать; ученый и учитель; распутный; осел. 1. кого (что) к чему, и с неопределенным. Передать кому-что н. знание, умение. Ю. Русский язык. Y. играть (партию) в шахматы. Д. стрелять (стрелять). 2. передавать кому (что) и с чем neopredpriy…. … Словарь ОжеговаИсточник статьи: http://kartaslov. ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%83%D0%BC%D1%83- %D1%80%D0%B0%B7%D1%83%D0%BC%D1%83

Смысл фразы “учить с умом”

Барак Обама – (Барак Обама) Барак Обама – 44-й президент США. Президент Соединенных Штатов Америки, первый чернокожий действующий президент США Биография президента США Барака Обамы, включая его политическую карьеру, деятельность в Сенате штата Иллинойс, а затем в Сенате … Энциклопедия инвестораНаучить мудрости – кого. Давать хороший совет; учить, как правильно поступать; жить. Каждый должен взять с собой в юрту ремни … Спите со шлейкой в голове! Это закон! Это ваше оружие. Так говорит председатель Тыналиев, наставляя на мудрость (Ч. Айтматов. Раннее … … Фразеологический словарь русского литературного языка

Учить уму-разуму

– учить, наставлять; выученный; наученный, а, о; нсв. 1. (vs. учить и обучать). кого (к или от инф.). Передать кому-что л. знание, умение, подготовку, что л. качество. Чтобы. Дети, студенты, иностранцы. Y. читать и писать. У. французский язык. Ю. к музыке. U. … Энциклопедический словарь

Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.

Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.

Что такое ум?

Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».

Функция

Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.

Что такое разум?

Ума разума как пишется

Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.

Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.

Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.

Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.

Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.

Функция

Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.

Чем отличаются?

В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.

Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.

Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:

  1. Вы знаете, что человек обманывает вас, прямо сейчас он лжет, глядя вам в глаза. А еще он предал вас, но думает, что вы об этом не знаете. Ваш опыт и знания, связываясь с чувствами, подсказывают, что прямо сейчас нужно все высказать негодяю, накричать на него, ударить или организовать вкусную и сладкую месть.

    Однако разум берет контроль над ситуацией и говорит вам, что это неправильно, а, возможно, опасно для вас же. Разумнее будет не иметь больше с этим человеком никаких дел, спокойным тоном сказать, что вы знаете о предательстве и попрощаться.

  2. foto12501-2Мужчина влюблен в девушку друга. Он уверен, что и она испытывает к нему симпатию.

    К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).

    Его опыт и знания, а также чувства предлагают броситься в омут с головой, то есть предать друга и быть с этой девушкой. Однако разумом он понимает, что это неправильно, низко, подло.

  3. Пример из сферы этических дилемм. У человека болеет домашнее животное, врачи говорят, что шансов нет – гуманнее усыпить, чтобы не мучилось. Это противоречит всем убеждениям человека: нужно бороться до конца, друзей не бросают, никого нельзя убивать, нельзя предательств и т.д.

    Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.

    Кстати, и для ветеринаров это непростое решение: признать, что несмотря на все свои знания, ты не можешь помочь животному и вынужден предложить только единственный вариант.

  4. Мужчина хочет ребенка, а женщина нет. Они понимают, что, оставляя все как есть, делают несчастным его, да и в отношениях сохраняется напряжение, накапливается недовольство, обиды. А если женщина родит, потому что физически может, но психологически не хочет, то это сделает несчастной ее, его и ребенка.

    Единственный разумный вариант – разойтись, даже если вы отлично понимаете друг друга, и найти тех людей, которые закроют все актуальные потребности.

  5. Человек хочет избавиться от вредной привычки – пить при любых трудностях. И вот он снова столкнулся с неприятностями, по уже отточенному сценарию хочет забыться в бутылке, но разум говорит ему, что правильнее будет подавить конкретно это желание и подумать над его истинными причинами, найти другой метод преодоления трудностей.

Каково же главное отличие ума от разума? Первый принимает информацию, второй рассуждает на эту тему. Ум и разум – это разные вещи.

В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.

Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?

Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?

Давайте обозначим коротко отличия:

  • сознание – это субъективное восприятие человеком мира и своих состояний;
  • рассудок – это часть сознания, отвечающая за логическое осмысление и познание действительности;
  • интеллект – это способность к познанию и применению знаний на практике.

Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.

Видео по теме статьи

Что такое ум и разум, подскажет видео:

Заключение

Теперь вы знаете, в чем разница между умом и разумом. Думаю, вы слышали подобное высказывание (надеюсь, не в свой адрес): «Вот ты, вроде, умный человек, а поступаешь как-то неразумно».

Это означает, что человек при всем своем опыте и знаниях принимает опрометчивые решения, часто поддается эмоциям, много ошибается, возможно, противоречит на деле своим же словам.

Если умный человек просто что-то знает, то разумный еще и знает, как разумно использовать свои знания. От природы все люди умные, то есть имеют способность к обучению (мы сейчас говорим о здоровом и нормативном развитии индивида). Однако не все люди становятся разумными, то есть мудрыми, нравственными, моральными.

1.
… Царь Эдип 38 3. Аксиоматический разум Одни глаголы 45 0 богах, душе, указателях и абстракции 52 … мира Магия слов 98 Ассоциативный разум 104 Маленькие пьесы для электрической машины 109 6. Вариации на … независимому движению и управляет развитием разума. Он сконцентрировал в себе все тайны Вселенной, в нем скрыты … тем самым пытается расшифровать алгоритмы разума. Эти многочисленные и настойчивые попытки привели к новому пониманию проблемы … игра Вселенной. Когда-то и разум возник из такой игры. АЛГОРИТМЫ Любое целенаправленное действие сложной системы …

Анисимов Анатолий. Компьютерная лингвистика для всех Мифы. Алгоритмы. Язы

2.
… не счел нужным внять голосу разума — вскочил на ноги и опрокинул дубовый стол. Вышибалы старались без … усомниться в чистоте твоей, ибо разум мой был помрачен. Все, кто сидел вокруг, тревожно зашептались: им … разочарования. — Думал, мне удастся вернуть разум хотя бы одному, но я, похоже, ошибся. Лумиан скатился с … лучше иногда прислушаться к голосу разума, плохая примета — одинокий вороний крик. — Как думаешь: правда, что войско … меня силу, но отнюдь не разум. Неужели ты полагаешь, будто я поверю тому, что после убийства …

Анисимов Александр. Игры Богов

3.
… что Миша погиб. Мария Сергеевна разумом понимала это, а вот сердцем… Миша был ее единственный сын … прошлое, которому не позволят вернуться разум и просвещение. Казалось, нравы и порядки при Траяне и Адриане … на все при безжалостном свете разума, и уроки эти не пропали даром. Но вы же учили …

Аникин А.В.. Рассказы и повести

4.
… душа школы, а Марго — ее разум. И еще, конечно, лицо. Маргарита Николаевна была красивой женщиной, и … тело — тело требует иного. И разум оказывается слабее. Что мне делать? Жить в раздвоенности, страдать телом … что у тебя, ум за разум зашёл что ли? — Ничего у меня не зашло. Просто ты … одурманивающе-трепетный, подчиняющий сердце и разум. Полина чуть отстранилась и перехватив пальцы Макса на бёдрах сжала …

Анисимова Ольга. Романы

5.
… в воздухе, солнце и даже разуме. Чего же смел он ожидать от этой половины? Он сам … он объявил законнее и выше разума в женской голове. И кто же наказал Ипполита? Его наказал … что не по природе своего разума люди поступают дурно… нет: …мы и знаем и распознаем благо …

Анненский Иннокентий. Лирика

6.
… мраморной модели, отвлеченное, морозное поклонение разуму, рисунок правильный, строгий, резкий, краски мрачные, жесткие, непереваримые, спартанскую похлебку …

Анненский Иннокентий. Леконт де Лиль и его Эринии

7.
… Сын Солнца, я — поэт, сын Разума, я — царь. Но предки за спиной, и дух мой искаженный … не может быть противоречия между разумом (различение добра и зла) и поведением. Своим демоном Сократ называл …

Анненский Иннокентий. Книги отражений

8.
… на нас, как плененный зверь, разум которого помутился, и гневно мигала огненными страшными глазами, озарявшими черные …

Андреев Леонид. Шесть рассказов

9.
… машину, включил в себя жестокий разум динамита, присвоил себе его огненную смертоносную мощь. И, идя по … непонятности своей она была доступнее разуму, чем этот так дико и фантастично превратившийся мир. Более того …

Андреев Леонид. Рассказ о cеми повешенных

10.
… разговариваю с вами, а когда разум окончательно покинет меня, я выйду в поле — я выйду в … много умов,— у человечества один разум, и он начинает мутиться. Попробуй мою голову, какая она горячая … могли бы вернуть их к разуму, слова, на которые не нашлось бы других таких же громких … что это мировое насилие над разумом не коснется их слабого умишка. — Ведь дрались же люди и … не слышать, как колышется их разум, как в непосильной борьбе с бессмыслицей изнемогает их рассудок. В …

Андреев Леонид. Красный смех

11.
… телом с детства, но могучий разумом и своей упорной волей Поль Брегг. Его фотографию, на которой … полнокровная жизнь в единстве зрелого разума и цветущего тела — оказывается, это вполне возможно, надо лишь руки … ее отражения в познающем мир разуме. Сам Нильс Бор, по словам его сына Ханса, находясь в … скоро дорожите уникальными возможностями своего разума!.. Эйфория, впрочем, может достигаться и иными путями, порождающими подъем духа … немало людей, доверившихся призывам Высшего Разума о необходимости осуществления трансмутации своего духа и тела. Вокруг главного …

Андреев Юрий. Исцеление человека

12.
… дыхание сбилось с ритма… Мой разум восстал, и мозг опять взял контроль над телом. Он ударил … душе мир и покой, очищали разум и проясняли память. И жила в Голубой Башне Принцесса — и …

Андронов Андрей. Рассказы

13.
… чья вера лучше на основаниях разума и этики. Это и есть начало философствования — вхождение в суд … с ума античного, ясного, доказательного разума, попытки же понимания сопровождаются свойственной философам ситуацией удивления. Но какие … с совершенно иной интеллектуальной работой: разум изначально работает внутри веры. Для средневекового человека бытие предданно, оно — до естественного человеческого разума, и возникло в божественном уме; Бог откровением возвестил о нем … Это очень важная характеристика средневекового разума. При этом Бог для человека не есть субъект. Он — Верховный … прильнуть». 4. При таком понимании разума — причащающего и этически нагруженного — любая из известных со времен Античности …

Андрей Дикий. Русско-еврейский диалог

14.
… половину своего будущего совместного национального разума. Вот тебе и частность!.. Возникает вопрос: может быть, значительно рациональней … противоречий, вместо того чтобы детский разум самостоятельно преодолевал препятствия и потому уверенно и заинтересованно проникал бы … найти важное решение усилиями коллективного разума. Выше я писал о том, что глупостью и варварством для … и его сердца, и его разума — на следующий день после выброса заметно ниже, чем до того … органов. Для этого человеку дан разум, для этого существует у него подсознание, накопившее колоссальные запасы опыта …

Андреев Юрий. Три кита здоровья

15.
… в народ светоч добра и разума. «Даже с внешней стороны нельзя сказать, что Он бродил, что … на своем пути. Сердце и разум рвали Его душу на части. Первая любовь почти сорокалетнего Мужчины … несчастная Любашина душа лишилась последнего разума. Видимо, страшные испытания выпали на ее долю в Преисподней. А …

Антонова Саша. Продавец фокусов

16.
… может случиться, когда инстинкт затмевает разум. Вечный скиталец, он обречен сидеть в засаде, догонять и впиваться … окружает обрывистые берега. Лишь скорбные разумом, лишь те, чье воображение спит, убаюканное монотонной песней ущербного сознания … письмо? — удивилась я, теряя остатки разума. — Лиза, ты получила мое письмо через Галицкого? — Не помню. В …

Антонова Саша. Несерьезные размышления о жизни

17.
… человеке с «глубоким и бесстрашным разумом«. … О Берия поют сады и нивы, Он защитил от смерти …

Антонов-Овсеенко А.. Берия

18.
… и более высокие сферы категорий разума, по-иному дробя дух человека и пытаясь сделать познание нечеловеческим … чтении, не есть загадка для разума. Этот мир, как идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, представляется разуму как то, что само по себе должно быть как нормальное … безусловная норма логически необходим для разума, и если разум сам по себе не может удостоверить нас в, фактическом существовании … то это только потому, что разум вообще по существу своему не есть орган для познавания какой … идеальная необходимость ясна для умозрительного разума, могущего лишь в этой вечной сфере найти то безусловное мерило …

Антонович М.А.. Единство физического и нравственного космоса

19.
… буду размышлять. Благословенная ночь. Ночью разум спит и вещи предоставлены самим себе. То, что действительно важно … Духа иногда прерывается. Только жизнь Разума непрерывна или почти непрерывна. Моя способность размышлять не претерпевает больших … которые всегда может охватить мой разум. Родина — это Сущность. И вот наступает час, когда я вдруг … ясна. Эта цель — не для Разума, а для Духа. Дух способен любить, но он спит. В … Искушение — это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух. Какой смысл в том, что я рискую …

Антуан Сен-Экзюпери. Военный летчик

20.
… Вы знатны боевым опытом и разумом, богаты славными делами предков. Пришел срок показать пример мужества и … для младенца быть под щитом разума и силы? Метехи — твердыня надежная. Не следует разжигать жадные взоры … потускнеешь, и скоро… Так подсказывает разум. Когда хочешь достигнуть вершины крутой горы, подымайся медленно по тропе … поставщика редчайших изделий и вестей. Разум купца подсказывал служить честно обоим… Хоть бы скорее с Шадиманом … раз и камней не оставит. Разум подсказывает: слияние под одним скипетром двух царств избавит Кахети от …

Антоновская А.А.. Время освежающего дождя

21.
… Перс раньше всего церкови угрожает. Разум подсказывает любыми мерами оттянуть войну хотя бы на год. Да … наказать, он раньше всего отнимет разум…» Ударил колокол. Архипастыри облегченно перекрестились и смиренно направились в трапезную … человека доброго во нравах и разуме. Боярин, несмотря на грузность, легко слез с коня, снял высокую … шаха Аббаса. — Да, моя Русудан, разум подсказывает: «так надо», а сердце сердится и стучит: «так не … радела Москва, храбростью и премудрым разумом прославлена. Христианские государи должны соединиться и показать свою силу басурманам …

Антоновская А.А.. Великий Моурави 1-6

22.
… Ощущение это было чисто животным. Разум и сердце ее протестовали изо всех сил и были готовы … шагу какие-то братья по разуму. Слава богу, хоть телевизионщиков нет. Знаешь, в таких ситуациях я … ли поискам контакта с инопланетным разумом, то ли его предотвращению. Остальные, включая Стефани, называли его Адмиралом … стоит в этом сейфе, затмило разум наемного убийцы. И он повел охоту так, как ни один …

Антонов Антон. Орлиное гнездо

23.
… десант антропоксенов — подданных некоего Истинного Разума — блокировал Санкт-Петербург и Москву, а затем «положил» крупнейшие города … она, почему должен погаснуть ее разум и погибнуть ее тело, не познавшее еще многих радостей, включая … носить в себе частицу Истинного Разума. При этой мысли Ют Архен Хено-нои особенно остро ощутила … Маленький шар, источающий свет Истинного Разума, и длинные тонкие нити из полупрозрачных шариков, похожих на бисер … покинет тебя, но тело и разум будут служить тебе по-прежнему. Тебе придется пройти через боль …

Антонов Антон. Гуманное оружие

24.
… животных только тем, что имеет разум, тогда как внутреннее чувство — общее свойство всех животных (De libero … он разумеет, есть в его разуме, хотя он и не разумеет, что оно есть. Ибо одно … дело, если вещь есть в разуме, а другое, если разум мыслит ее как ту, которая есть. Так, когда живописец замышляет … делать, он имеет в своем разуме нечто; однако он не мыслит того, что он еще не … все написал, он и в разуме имеет уже им сделанное, и мыслит его как то, что …

Ансельм. Труды

25.
… ее завершении. Не всякому нежному разуму под силу вынести такое, особенно если наблюдать происходящее изнутри, постигая … нас ждет такая же аномалия разума, как на предыдущей, — подливали масла в огонь ксенопсихологи. — Теория вероятностей … приходится терпеть, внедряясь в чужой разум. Даже при работе с добровольцами из дружественных миров не так … о контактах с незнакомым, чуждым разумом, который изначально противится любым попыткам проникновения. Однако все трудности и … сознание без потерь. При переносе разума в процессор нейронные связи в мозгу уничтожались и могли быть …

Антонов Антон. Планета N6

26.
… было ли это вмешательством Божественного разума, рукой помощи, протянутой нашими братьями со звезд, чудовищным заговором против … душе ничуть не меньше, чем разуму и это гораздо больше, чем мы могли бы предложить. У … где сама геометрия отказывается подчиняться разуму, а законы жизни неведомы даже ее создателю. Я слышал музыку …

Антонов Дмитрий. Рассказы

27.
… все величие древнего Учения, преображающего разумом человеческое естество. — Как называется это искусство? — помолчав, спросил хан. — Кунфу … эмоциями и привязанностями, а не разумом. — Если я буду действовать и мои действия будут определяться этими … такое иллюзия? Видишь, как твой разум расходится с чувствами. При этом разум темен, а чувства полны страхами. Спроси себя — что делать в …

Антонов Вячеслав. Китайская петля

28.
… перевод слова «буддхи» как «высший разум«, «чистая мысль» и т.п., а не как «сознание». Ошибок … кажущийся нам самосущим. Манас — ум, разум. Махатма — «Великий Атман», т.е. человек, имеющий развитый индивидуальный Атман … сердцем, пронзенным тоской, с помутившимся разумом — я больше не вижу свой долг. Молю Тебя: скажи определенно … человека, уступающего напору страстей, уносится разум подобно тому, как ладью уносит бурей. 2:68. Поэтому, о … объектах — такой человек с помутившимся разумом называется лицемером. 3:7. Но тот, кто овладел своими индриями …

Антонов Владимир. Бог говорит

29.
… не люди, разминувшись, стали обладать разумом. Или Земля, на которой вообще не развилась разумная жизнь. Земля … же, острый, хотя и ограниченный разум. Я сохранил человеческую память, и цели мои были целями ЧЕЛОВЕКА … чтобы использовать всю мощь человеческого разума. Инстинкт волка повелевал мне просто наброситься на ближайшего человека, но … Я проклял себя, но мой разум слишком оцепенел, чтобы придумать выход из этого затруднительного положения. — Полагаю … отчаяние волнами захлестывал и мой разум — вер

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

про­то­и­е­рей Вадим Леонов

Оглав­ле­ние

  • Предыс­то­рия вопроса
  • Рас­су­док
  • Разум и ум
  • Раз­ли­че­ние ума, разума и рас­судка
  • Лите­ра­тура

Слова «ум», «разум» и «рас­су­док» очень часто упо­треб­ля­ются как сино­нимы, и во многих жиз­нен­ных ситу­а­циях такое сло­во­упо­треб­ле­ние ока­зы­ва­ется вполне при­ем­ле­мым, однако при более глу­бо­ком взгляде на чело­века их раз­ли­че­ние ока­зы­ва­ется важным, а в пра­во­слав­ной духов­ной тра­ди­ции – необ­хо­ди­мым. Нашей целью явля­ется общий обзор содер­жа­ния этого тер­ми­но­ло­ги­че­ского ряда в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской тра­ди­ции и предо­став­ле­ние его ува­жа­е­мым чита­те­лям  для сопо­став­ле­ния и раз­мыш­ле­ния в кон­тек­сте жиз­нен­ного и про­фес­си­о­наль­ного опыта каж­дого чело­века.

Предыс­то­рия вопроса

Отме­тим сразу, что раз­ли­че­ние, по край­ней мере, разума и рас­судка имело место еще в дохри­сти­ан­скую эпоху как в древ­не­гре­че­ской фило­со­фии, так и в духов­ной лите­ра­туре Востока.

В антич­но­сти первым из мыс­ли­те­лей, кто уловил раз­но­тип­ность харак­тера мыш­ле­ния, был Герак­лит, кото­рый пока­зал, что один способ мыш­ле­ния поз­во­ляет видеть част­ное, а другой воз­вы­шает до целост­ного. Первое – это рас­суж­де­ние, оно менее совер­шенно, огра­ни­ченно, чело­век в этом случае не под­ни­ма­ется до все­об­щего. Разум же состоит в воз­мож­но­сти вос­при­нять при­роду целостно, в ее дви­же­нии и вза­и­мо­связи. Сократ и Платон счи­тали, что разум есть спо­соб­ность созер­цать сущее в поня­тиях, а рас­су­док доста­то­чен для обы­ден­ного при­ме­не­ния в прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Согласно Ари­сто­телю, более мудрым ока­зы­ва­ется не тот, кто дей­ствует непо­сред­ственно, а тот, кто вла­деет зна­нием в общей форме. Рас­су­док про­яв­ляет себя в част­ных науках, в какой-либо спе­ци­аль­ной обла­сти. Его функ­ция – состав­ле­ние суж­де­ний, фор­маль­ное отно­ше­ние к вещам. Разум же ори­ен­ти­ро­ван на сущее.

Святые отцы Церкви, многие из кото­рых были пре­крас­ными зна­то­ками антич­ного насле­дия, отча­сти вос­при­няли это учение от древ­не­гре­че­ских авто­ров, видя, что оно реально соот­вет­ствует онто­ло­гии чело­века. Однако, как и во многих других темах, вос­при­ня­тое знание было осмыс­лено ими в кон­тек­сте опыта жизни во Христе и напол­ни­лось более глу­бо­ким антро­по­ло­ги­че­ским содер­жа­нием, что и пред­став­ляет, на мой взгляд, нема­лую цен­ность. Ибо свя­то­оте­че­ское учение осно­вано не на абстракт­ном тео­ре­ти­зи­ро­ва­нии, а на реаль­ном опыте духов­ной жизни, и каждое поня­тие, каждое смыс­ло­вое раз­ли­че­ние выстра­дано соб­ствен­ной жизнью пра­во­слав­ных подвиж­ни­ков.

Общий взгляд. У святых отцов мы повсе­местно можем встре­тить раз­ли­че­ние ука­зан­ных двух типов высшей дея­тель­но­сти души – умной и рас­су­доч­ной. Но поскольку антро­по­ло­ги­че­ская тер­ми­но­ло­гия в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции нико­гда жестко не регла­мен­ти­ро­ва­лась, постольку и назва­ния их весьма раз­но­об­разны, напри­мер, они могут быть обо­зна­чены как «ум и разум», «ум и рас­су­док», «дух и душев­ность», «муд­рость и знание» и т.д.

Это раз­но­об­ра­зие тер­ми­но­ло­ги­че­ских пар может несколько дез­ори­ен­ти­ро­вать непод­го­тов­лен­ного чита­теля, но жела­ю­щим озна­ко­миться с хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гией сле­дует пом­нить, что тер­ми­но­ло­гия в этой сфере не оформ­лена, поэтому пони­ма­ние свя­то­оте­че­ских тек­стов не должно быть бук­валь­ным, фор­маль­ным. Чтение и пони­ма­ние тво­ре­ний святых отцов – это особый вид духов­ной дея­тель­но­сти, кото­рый воз­мо­жен, только если чита­тель сам уко­ре­нён в Свя­щен­ном Пре­да­нии Пра­во­слав­ной церкви и имеет личный опыт жизни во Христе. Насколько этот опыт хри­сти­ан­ской жизни глубок, настолько и доступ­ными для чело­века ста­но­вятся тексты святых отцов. Об этом гово­рил еще апо­стол Павел: «Кто из чело­ве­ков знает, что в чело­веке, кроме духа чело­ве­че­ского, живу­щего в нем?… Душев­ный чело­век не при­ни­мает того, что от Духа Божия, потому что он почи­тает это безу­мием; и не может разу­меть, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духов­ный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:11–15). Кстати, и в этих словах пер­во­вер­хов­ного апо­стола мы видим раз­ли­че­ние двух типов позна­ния – духов­ного и душев­ного, кото­рые не просто раз­ли­ча­ются, но и могут при­во­дить к про­ти­во­по­лож­ным выво­дам. В основе этого раз­ли­че­ния опять-таки лежат ука­зан­ные нами ранее поня­тия. Перей­дем к их более подроб­ному рас­смот­ре­нию.

Рас­су­док

Слова «рас­су­док», «рас­суж­де­ние» (διάνοια, λογική) часто встре­ча­ются в книгах Вет­хого и Нового Завета и обо­зна­чают душев­ную дея­тель­ность чело­века, в ходе кото­рой про­из­во­дится анализ собы­тий, лич­ного опыта и других фактов, чтобы сде­лать выводы, при­нять реше­ние. В этой дея­тель­но­сти чело­век опи­ра­ется на свои есте­ствен­ные силы. Если быть точнее и вспом­нить свя­то­оте­че­ское учение о трех силах души, то рас­су­док и рас­суж­де­ние – это про­яв­ле­ние высшей силы души – разум­ной.

Эта сила в свя­то­оте­че­ских тво­ре­ниях имеет несколько сино­ни­мич­ных наиме­но­ва­ний: рас­су­ди­тель­ная, мыс­ли­тель­ная, сло­вес­ная, позна­ва­тель­ная. Разум­ная сила – это не ум, хотя они и свя­заны между собой тес­ней­шим обра­зом. Из совре­мен­ных тер­ми­нов ближе всего к свя­то­оте­че­скому пони­ма­нию рас­судка термин «интел­лект» или «интел­лек­ту­аль­ная спо­соб­ность» как спо­соб­ность к ана­лизу, суж­де­ниям и заклю­че­ниям.

Разум­ная сила души служит целям при­спо­соб­ле­ния к окру­жа­ю­щему миру. Она еще назы­ва­ется у святых отцов «есте­ствен­ный» разум, а после гре­хо­па­де­ния – «плот­ской» разум. Он ана­ли­зи­рует, рас­суж­дает, мыслит, всту­пает в диалог, создает поня­тия и пред­став­ле­ния, но его суж­де­ния в основ­ном огра­ни­чены чув­ствен­ным миром. О сверх­чув­ствен­ном мире рас­су­док дога­ды­ва­ется или полу­чает веде­ние от ума: «Разум делает заклю­че­ния об умо­со­зер­ца­е­мых вещах, но не сам по себе, а свя­зав­шись с умом (νοῦς)» [9, с. 1029]. Согласно свя­тому Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, рас­су­док не спо­со­бен к еди­ному про­стому цель­ному знанию.

Поскольку после гре­хо­па­де­ния есте­ствен­ные силы чело­века повре­ди­лись, то повре­дился и рас­су­док, поэтому во всех своих само­сто­я­тель­ных постро­е­ниях он содер­жит ошибки. В Свя­щен­ном Писа­нии гово­рится, что здра­вый рас­су­док можно поте­рять: «Ибо они народ, поте­ряв­ший рас­су­док, и нет в них смысла» (Втор. 32:28). Чело­век может настолько извра­тить свой рас­су­док, что может име­но­ваться без­рас­суд­ным (Лев.5:4; 1Пар.21:8; Пс.106:17; Мф.7:26 и др.) или сде­лать свой рас­су­док лука­вым: «Вино­гра­дари, увидев его, рас­суж­дали между собою, говоря: это наслед­ник; пойдем, убьем его, и наслед­ство его будет наше» (Лук.20:14; Мф.21:25–27; Мар.8:16–18). Здра­вый рас­су­док – это сокро­вище, кото­рое нужно добыть, сохра­нить здо­ро­вым и пре­умно­жить: «Сын мой! Храни здра­во­мыс­лие и рас­су­ди­тель­ность» (Прит.3:21; Ср.: Прит.1:4; Прит.2:11). Пра­виль­ные рас­суж­де­ния могут при­бли­зить чело­века к позна­нию Бога: «Не будьте нерас­су­ди­тельны, но позна­вайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17; 2Кор.5:14). Дар бого­угод­ного рас­суж­де­ния явля­ется одним из высших даров для пра­во­слав­ного подвиж­ника. Изба­виться от оши­боч­но­сти в рас­суж­де­ниях чело­век может лишь тогда, когда имеет внут­рен­нее еди­не­ние с непо­вре­жден­ным источ­ни­ком Истины – Хри­стом.

Разум­ная сила души про­яв­ляет себя через мыш­ле­ние (διάνοια) и дей­ствует через мысль или, как гово­рили святые отцы, внут­рен­нее слово [5, 93]. Пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец так харак­те­ри­зует внут­рен­нее слово: «Внут­рен­ний логос сердца есть то, чем мы раз­мыш­ляем, судим, состав­ляем труды, читаем тайно целые книги, без того, чтобы наши уста про­из­но­сили слова» [10, 40].

Поня­тие о мысли четко отли­ча­ется свя­тыми отцами от поня­тия «помысл» или «помыш­ле­ние» (λογισμός). Помысл – это непро­из­воль­ная мысль, побуж­да­ю­щая чело­века к дей­ствию. В отли­чие от мысли, кото­рая есть резуль­тат созна­тель­ной интел­лек­ту­аль­ной работы, помысл имеет раз­лич­ные неосо­зна­ва­е­мые чело­ве­ком при­чины появ­ле­ния. У людей после гре­хо­па­де­ния созна­ние запол­нено мно­же­ством помыс­лов. Люди пыта­ются разо­браться в них или осу­ще­ствить их. Эта внут­рен­няя работа тре­бует нема­лых душев­ных сил, но она не явля­ется прямым про­яв­ле­нием рас­судка или мыш­ле­нием по сути, ибо исход­ный мыс­лен­ный объект не порож­ден созна­тель­ной дея­тель­но­стью соб­ствен­ного разума. Чело­век тратит силы, чтобы разо­браться с тем, что ему «взбрело» в голову и, не поняв сути, но, найдя какое-то оправ­да­ние и воз­мож­ность, начи­нает осу­ществ­лять помысл. Очень часто голова чело­века может быть пере­пол­нена помыс­лами при полном отсут­ствии мыслей, что нашло свое выра­же­ние в народ­ной муд­ро­сти: «Бога­теть помыс­лами, не значит – бога­теть умом». Чистое рас­су­доч­ное мыш­ле­ние – явле­ние весьма редкое.

Свя­то­оте­че­ское учение о разум­ной силе души вклю­чает в себя не только рас­су­доч­ность, но и вооб­ра­же­ние и память. В поло­жи­тель­ном виде эта сила про­яв­ля­ется в виде знаний, обос­но­ван­ных мнений, пред­по­ло­же­ний, науч­ных теорий. В отри­ца­тель­ном виде – это идо­ло­по­клон­ство, рас­се­ян­ность мыслей, меч­та­тель­ность, фан­та­зии, празд­но­сло­вие, а также «неве­рие, ересь, небла­го­ра­зу­мие, хула, нераз­бор­чи­вость, небла­го­дар­ность и соиз­во­ле­ние на грехи, про­ис­хо­дя­щие от страст­ной силы в душе» [4, с. 389]. Пр. Ефрем Сирин так опи­сы­вает путь исце­ле­ния рас­судка: «К увра­че­ва­нию же и исце­ле­нию служат несо­мнен­ная вера в Бога, истин­ные, непо­гре­ши­тель­ные и пра­во­слав­ные дог­маты, посто­ян­ное изу­че­ние словес Духа, чистая молитва, непре­рыв­ное бла­го­да­ре­ние Богу» [там же].

По мысли святых отцов разум­ная сила души имеет особую связь с голо­вой чело­века, но голова или мозг – это не источ­ник, а инстру­мент данной силы.

Разум и ум

В свя­то­оте­че­ских тво­ре­ниях слово «ум» (νοῦς) часто исполь­зу­ется как сино­ним слова «дух» (πνεῦμα). Много таких отож­деств­ле­ний встре­ча­ется в тво­ре­ниях святых отцов, обли­чав­ших ересь Апол­ли­на­рия (IV в.). Почему это воз­можно? Ум, как гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии, есть око души (Мф.6:22–23). Об этом же гово­рит и пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Ум (νοῦς) при­над­ле­жит душе, не как что-либо другое, отлич­ное от нее самой, но как чистей­шая часть ее. Что глаз в теле, то и ум в душе» [5, с. 81].

Ум – это созер­ца­тель­ный орган. Он пред­на­зна­чен для созер­ца­ния и позна­ния Бога и сверх­чув­ствен­ного мира, для бого­об­ще­ния, т.е. для высшей духов­ной дея­тель­но­сти чело­века: «Уму свой­ственно пре­бы­вать в Боге, и о Нем умство­вать, равно как  о Его про­мыш­ле­нии и о страш­ных судах Его» [1, с. 334]. Дру­гими сло­вами, он выпол­няет все то, что отно­сится к чело­ве­че­скому духу, прежде всего, соеди­няет чело­века с Богом, поэтому и воз­можна вза­и­мо­за­мена этих слов. Однако необ­хо­димо отме­тить, что в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции слово «дух» более емкое и вклю­чает в себя не только созер­ца­ние, но и поня­тие о духов­ной силе и едином духов­ном чув­стве.

В настав­ле­ниях пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого подробно опи­сы­ва­ется бого­со­зер­ца­тель­ное пред­на­зна­че­ние ума: «Орган зрения телес­ного – глаза, орган зрения душев­ного – ум… Душа, не име­ю­щая бла­гого ума и доброй жизни, слепа… Глаз видит види­мое, а ум пости­гает неви­ди­мое. Бого­лю­би­вый ум есть свет души. У кого ум бого­лю­бив, тот про­све­щен серд­цем и зрит Бога умом своим» [2, с. 72–73].

Для подоб­ного созер­ца­ния необ­хо­димо без­мол­вие (silentium) во всем чело­ве­че­ском есте­стве, чтобы в чело­веке умолкли чув­ствен­ность, меч­та­тель­ность, мыш­ле­ние (!). В этом состо­я­нии ум не рас­суж­дает, но созер­цает. Созер­ца­ние – это основ­ная дея­тель­ность ума, бла­го­даря кото­рой он познает и Бога, и духов­ный мир, и твар­ное бытие. Созер­ца­ние – это не мыш­ле­ние, это вос­при­я­тие вещи и явле­ния в непо­сред­ствен­ном бытии, в их внут­рен­ней сущ­но­сти, а не в их физи­че­ских каче­ствах. Ум видит-созер­цает скры­тый духов­ный смысл, следы при­сут­ствия Бога, стре­мится узреть Боже­ствен­ные замыслы и идеи. Вза­и­мо­связь ума и созер­ца­ния выра­жена в гре­че­ском языке и эти­мо­ло­ги­че­ски, ибо ум – это νοῦς, а созер­ца­ние – это κοίταγμα. В гре­че­ском языке есть и другое, более выра­зи­тель­ное, слово, обо­зна­ча­ю­щее созер­ца­ние, – θεωρία.

Ум стре­мится про­явить себя через разум­ную силу души, обле­кает в мысли и слова свой опыт созер­ца­ния – это есте­ствен­ное стрем­ле­ние, но далеко не всегда осу­ще­стви­мое, осо­бенно если это каса­ется опыта созер­ца­ния духов­ного мира, поэтому апо­стол Павел сказал: «Знаю чело­века во Христе, кото­рый назад тому четыр­на­дцать лет вос­хи­щен был до тре­тьего неба. И знаю о таком чело­веке, что он был вос­хи­щен в рай и слышал неиз­ре­чен­ные слова, кото­рых чело­веку нельзя пере­ска­зать» (2Кор.12:2–4).

Если ум помра­чен грехом (а это свой­ственно всем людям после гре­хо­па­де­ния), то он не имеет ясного опыта созер­ца­ния. Помра­чен­ный ум опи­ра­ется не на созер­ца­ние, но на чув­ствен­ный опыт и рас­су­ди­тель­ность разум­ной силы души, т.е. рас­су­док. Ум, дела­ю­щий сущ­ност­ные утвер­жде­ния не на основе созер­ца­ния, а путем рас­суж­де­ний, ста­но­вится разу­мом (λόγος). После гре­хо­па­де­ния мыш­ле­ние стало глав­ной формой дея­тель­но­сти чело­ве­че­ского ума, т.е. ум про­яв­ляет себя как разум.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский если гово­рит об уме, то его лока­ли­за­ция в какой-либо части тела отри­ца­ется: «Ум не при­вя­зан к какой-либо части тела, но равно при­кос­но­ве­нен ко всему телу, сооб­разно с при­ро­дою про­из­ведя дви­же­ние в под­ле­жа­щем его дей­ствию члене» [3, с. 35]. Эту мысль активно под­дер­жи­вал свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий) [7, с. 110–126].

Раз­ли­че­ние ума, разума и рас­судка

Вот несколько при­ме­ров того, как раз­ли­чают эти поня­тия святые отцы.

Пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник: «Ум (νοῦς) есть орган муд­ро­сти, а разум (λόγος) – орган знания. Ум, дви­га­ясь, ищет при­чину существ, а логос, мно­го­об­разно осна­щен­ный, иссле­дует только каче­ства. Иска­ние есть первое дви­же­ние ума к при­чине, а иссле­до­ва­ние есть раз­ли­че­ние лого­сом той же при­чины через поня­тие. Ум харак­те­ри­зу­ется дви­же­нием, а логос – раз­ли­че­нием через поня­тие» [8, с. 1316].

Св. Кал­лист Ката­фи­гиот: «Одно дело созер­цать, другое – раз­мыш­лять. Ум сна­чала созер­цает, а потом раз­но­об­разно мыслит… Ум должен научиться мол­чать, должен ого­литься. Тогда он обре­тает чув­ство тай­ного, сверх­ра­зум­ного и боже­ствен­ного» [6, с. 885, 888].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Разум­ному суще­ству при­над­ле­жат две спо­соб­но­сти – созер­ца­тель­ная (παρατηρητικόν) и дея­тель­ная (πρακτικόν). Созер­ца­тель­ная спо­соб­ность пости­гает при­роду сущего, дея­тель­ная же обду­мы­вает поступки и опре­де­ляет для них пра­виль­ную меру. Созер­ца­тель­ную спо­соб­ность назы­вают умом (νοῦς), дея­тель­ную же – разу­мом (λογικό); созер­ца­тель­ную спо­соб­ность назы­вают также муд­ро­стью (σοφίαν), дея­тель­ную же – бла­го­ра­зу­мием (φρόνησην)» [5, с. 109].

Итак, обоб­щая ска­зан­ное, можно заклю­чить, что в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции широко рас­про­стра­нено четкое раз­ли­че­ние духовно-созер­ца­тель­ной и интел­лек­ту­ально-рас­су­доч­ной спо­соб­но­сти чело­века, что выра­зи­лось в упо­треб­ле­нии слов «ум» (νοῦς), «разум» (λόγος) и «рас­су­док» (διάνοια). Это очень важное антро­по­ло­ги­че­ское раз­ли­че­ние, но в данном вопросе име­ется тер­ми­но­ло­ги­че­ская рас­плыв­ча­тость, кото­рую необ­хо­димо учи­ты­вать. В боль­шин­стве слу­чаев у святых отцов слово «рас­су­док» (διάνοια) обо­зна­чает спо­соб­ность рас­суж­дать, мыш­ле­ние, ука­зы­вает на разум­ную силу души. Слово «ум» (νοῦς) чаще всего ука­зы­вает на дух или созер­ца­тель­ную спо­соб­ность чело­века. А слово «разум» (λόγος) может ассо­ци­и­ро­ваться и с одним, и с другим словом. Каково же его под­лин­ное зна­че­ние? Из при­ве­ден­ных сви­де­тельств видно, что сбли­же­ние, а порой и отож­деств­ле­ние у святых отцов слов «ум» и «разум» обу­слов­лено тем, что они отно­сятся к одной и той же части чело­ве­че­ской при­роды – духу, и их раз­ли­чие  свя­зано со спо­со­бом реа­ли­за­ции ума. Если ум обра­щен к созер­ца­нию духов­ного мира и Бога, то он всегда име­ну­ется словом «ум» (νοῦς), ибо в этом случае его дея­тель­ность прямо соот­вет­ствует боже­ствен­ному замыслу о нем, через эту дея­тель­ность чело­век обре­тает боже­ствен­ные откро­ве­ния и опре­де­лен­ное позна­ние сущ­но­стей твар­ного мира, что есть истин­ная муд­рость. Если же ум обра­ща­ется к рас­суж­де­ниям, постро­е­нию поня­тий, диа­ло­ги­зи­рует, то он име­ну­ется разу­мом и плодом его явля­ются знания о види­мом мире. Разум – это рас­суж­да­ю­щий ум.

Слово «рас­су­док» (διάνοια) ука­зы­вает на душев­ный аппа­рат мыш­ле­ния, спо­соб­ность созда­вать суж­де­ния, интел­лект, мыс­ли­тель­ную силу души. Если исполь­зо­вать три­хо­то­ми­че­скую схему опи­са­ния чело­ве­че­ской при­роды, то рас­су­док – это душев­ная кате­го­рия, в то время как ум отно­сится к высшей духов­ной части чело­века, разум же – это отвра­тив­шийся от созер­ца­ния ум, вза­и­мо­дей­ству­ю­щий с рас­суд­ком, опи­ра­ю­щийся на свои душев­ные силы и опыт. Поэтому в опре­де­лен­ном кон­тек­сте воз­можно отож­деств­ле­ние слов «разум» и «рас­су­док».

Поскольку после гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ский ум покрыт пеле­ной греха  и не спо­со­бен созер­цать сверх­чув­ствен­ный мир, то он исполь­зу­ется чело­ве­ком только отча­сти в своей низшей функ­ции – как разум, т.е. как орудие ана­лиза и осмыс­ле­ния чув­ствен­ного опыта, а также для обле­че­ния этого опыта в слова.

Разум хотя и осно­вы­ва­ется на рас­судке, но им не огра­ни­чен и имеет в своем арсе­нале иные сред­ства и методы позна­ния: рефлек­сия, инту­и­ция, образ­ность, сим­волы, вооб­ра­же­ние и др. Все пере­чис­лен­ное – это реду­ци­ро­ван­ные свой­ства под­лин­ного ума (νοῦς). В част­но­сти, инту­и­ция – это спон­танно про­яв­ля­ю­ща­яся созер­ца­тель­ная спо­соб­ность ума, поз­во­ля­ю­щая понять суть объ­екта или явле­ния без ана­ли­ти­че­ских рас­суж­де­ний. Однако в уме, помра­чен­ном грехом, эта спо­соб­ность обычно не обна­ру­жи­ва­ется или же про­яв­ля­ется крайне неожи­данно, чаще всего в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях. Совре­мен­ный чело­век не может вла­деть этой спо­соб­но­стью посто­янно. Попытки акти­ви­зи­ро­вать эту сферу чело­века с помо­щью опре­де­лен­ных оккульт­ных мето­дик при­во­дят к повре­жде­нию созна­ния и тяже­лей­шим формам пре­ле­сти, о чем много гово­рят святые отцы, поэтому попытки искус­ственно раз­вить в себе инту­и­цию – это крайне опас­ный духов­ный экс­пе­ри­мент над собой. Созер­ца­тель­ная спо­соб­ность ума, про­явив­ша­яся в жизни святых людей, – это опре­де­лен­ный плод их духов­ной жизни, но не цель. Данная спо­соб­ность полу­чает свое пра­виль­ное рас­кры­тие только на пути бого­угод­ной жизни, по слову Гос­пода: «Ищите же прежде Цар­ства и правды Его, и это всё при­ло­жится вам» (Мф.6:33).

Необ­хо­димо при­знать, что вопрос о раз­ли­че­нии в свя­то­оте­че­ском насле­дии «ума», «разума» и «рас­судка» весьма слож­ный и наши суж­де­ния носят лишь пред­ва­ри­тель­ный ори­ен­ти­ро­воч­ный харак­тер.

Лите­ра­тура

  1. Авва Фалас­сий, св. Четыре сот­ницы о любви // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. Т.3. М., 1888.  
  2. Анто­ний Вели­кий, св. О доброй нрав­ствен­но­сти и святой жизни // Доб­ро­то­лю­бие: В 5 т. Т.1. М., 1888.
  3. Гри­го­рий Нис­ский, св. Об устро­е­нии чело­века. Спб., 1995.
  4. Ефрем Сирин, св. Тво­ре­ния : В 8 т. Т.3.М., 1993.
  5. Иоанн Дамас­кин, св. Точное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры. Спб., 1894.
  6. Кал­лист Ката­фи­гиот, св. De unione cum Deo et vita contempativa PG147.
  7. Лука (Войно-Ясе­нец­кий), св. Дух, душа и тело. М., 1999.
  8. Максим Испо­вед­ник, св. Capita Quinquies Cemtema. Cemturia IV. PG 90.
  9. Михаил Пселл. De anima. PG 122.
  10. Нико­дим Свя­то­го­рец, св. О хра­не­нии чувств. М., 2000

Леонов Вадим, прот. Поня­тия «Ум», «Разум», «Рас­су­док» в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции // Пси­хо­ло­ги­че­ская наука и обра­зо­ва­ние. Элек­трон­ный журнал. 2011. — № 3. — C. 1–9.

  • Ум и золото узбекская сказка
  • Ум только тогда истинный и высокий ум когда он и ум и сердце вместе сочинение
  • Ум подготавливает счастье сочинение горе от ума
  • Ума не приложу как пишется
  • Ум заключается не только в знании но и в умении применять это знание сочинение рассуждение