Украинская сказка собака и волк

Тема: театральная деятельность по сказке рукавичканастольный театр. цель: способствовать развитию способностей детей средствами театрального искусства и формированию умения детей отражать

Тема: Театральная деятельность по сказке
«Рукавичка»(настольный театр).

Цель:
способствовать
развитию способностей детей средствами
театрального искусства и
формированию умения детей отражать
игровые действия и имитировать действия персонажей при помощи настольного
театра;

Задачи:

 Обучающая:


формировать умение вести диалог, побуждать детей к
активному участию в театрализованной игре;

— учить детей разыгрывать сказку с
помощью настольного театра, используя для воплощения образов только интонацию
.

Развивающая:

       способствовать развитию
эмоциональной отзывчивости на действия игровых персонажей;

        способствовать развитию,
активации  и совершенствованию диалогической речи, закреплению звукоподражаний
знакомым животным;

       способствовать развитию фантазии и
творческих способностей.

Воспитательная:

      
воспитывать
чувство коллективизма у детей;

      
воспитывать желание ставить театрализованные
постановки и совершенствовать артистические навыки детей.

Виды деятельности: коммуникативная,
двигательная, речевая, игровая, музыкально -художественная.

Формы организации: групповая,
индивидуальная.

Предварительная работа:

1. Отгадывание загадок о животных.

2. Чтение украинской сказки и просмотр мультфильма
«Рукавичка», беседа о содержании сказки и характере персонажей.

3. Имитирование и подражание героям сказки (заяц — прыгает,
говорит высоким голосом; мышка — бегает, пищит; лиса- хитрая,  тихая и др.).

4. Изготовление декораций и героев сказки «Руковичка» для
настольного театра.

5. Распределение ролей,
обсуждение (кто будет играть ту или иную роль), подбор музыкальных тем для
каждого героя, разучивание текстов ролей со всеми детьми вместе, репетиция
сказки.

Оборудование:

— декорации к сказке;

— аудиозаписи музыкальных тем;

— коробка с героями сказки — самодельный
настольный театр из
 пластиковых
стаканчиков, кусок белой ткани размером со стол для имитации снега;

— маски -пиктограммы грустные и весёлые.

Герои:

Сказочница
— педагог дополнительного образования Бабина Анастасия Андреевна.
Дети: мышка,
лягушка, зайчик, волк, лиса, кабан, медведь, дед, собачка.

Ход театрализованной деятельности.

Приветствие:

Педагог вместе с детьми: добрые слова не лень, говорить мне
каждый день,

Выйду вечером из дома, добрый вечер, говорю знакомым.

Педагог: добрый вечер, ребята.

Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание детей на снежинку, которая лежит
на столе на коробочке, предлагает определить, откуда она взялась,  спрашивая у
детей: в какое время года появляются снежинки? (зимой). Значит, зима хочет наше
внимание обратить на эту волшебную коробочку.

Педагог: как вы думаете, что там может быть?

Ответы детей: сказка.

Педагог: давайте узнаем какая там сказка?( по
очереди достаёт из коробки героев сказки «Руковичка» и ставит их на стол
загадывая загадку про каждого героя)

Педагог:

Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под …(кустом)
Рада
мышка-поскребушка

И зеленая …(лягушка)
Рад и побегайчик —
Длинноухий …(зайчик)
Ничего, что ростом
мал

Меховой домишко —
И кабан туда попал,
И лиса, и …(мишка)
Всем хватило места
в нем —

Вот какой чудесный
(дом)

Дзинь-ля-ля — поет
синичка:

Это сказка «…»
(Рукавичка)

Педагог:  правильно ребята.  Предлагаю вспомнить
эту сказку и  поиграть в театр, поставить спектакль, но чтобы это сделать нам
нужно превратится в артистов:

Закрываем  глаза, кружимся и произносим
волшебные слова:

–Раз, два, три — повернись

И в артиста превратись!

(дети вместе с педагогом выполняют
действия по тексту, после все садятся за один стол, педагог кладёт белую ткань
на стол (имитация снега) и раздаёт детям героев сказки, которых дети прячут под
стол на колени, чтобы героев не было видно).

Педагог в роли сказочницы:

(звучит музыка )

Сказочница:

Мы расскажем вам сказку,
Сказку старинную
Не короткую, не длинную
Вы слушайте, запоминайте
Ума разума набирайтесь.
Эта сказка-невеличка
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.

Из-за леса, из-за гор

Топал дедушка Егор.

(зрители – дети шлепают ладошками по
коленям)
;

А за ним бежала

Верная собака

Очень он домой спешил –

Рукавичку обронил.

Шел он лесом снежным

Походил со псом он верным

Да и вышел из лесу,

Пошел ближе к дому.

(звучит музыка мышки)

Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и
говорит:

Мышка: Тут я буду жить.

(звучит музыка лягушки)

Прыгает лягушка прямо к рукавичке,
спрашивает.

Лягушка:  Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка: Я Мышка — поскребушка, а ты кто?

Лягушка: Я Лягушка — квакушка, пусти меня к себе
погреться.

Мышка: заходи.

(звучит музыка зайчика)

Сказочница: вот их уже двое, бежит зайчик.
Подбежал к рукавичке, спрашивает:

Зайчик: кто, кто в рукавичке живет?

Мышка: я Мышка — поскребушка. 

Лягушка: я Лягушка — квакушка.

Мышка и Лягушка вместе: а ты кто?

Зайчик: а я зайчик — побегайчик. Пуститети меня!

Мышка и Лягушка вместе: заходиди.

(звучит музыка лисы)

Сказочница: вот их уже трое.  А на улице снежок
пошёл, бежит мимо  лисичка, следы заячьи унюхала, подбегает к рукавичке и
спрашивает.

Лисичка: кто, кто в рукавичке живет?

Мышка: я Мышка – поскребушка.

Лягушка: я Лягушка-квакушка.

Зайчик: я  Зайчик — побегайчик.

Герои вместе: а ты кто?

Лисичка: а я Лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Герои вместе: заходи!

(звучит музыка волка)

Сказочница: вот их уже четверо сидят греются, песни
поют, а снег всё сильнее. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и
спрашивает:

Волчок: кто, кто в рукавичке живет?

Мышка: я  Мышка — поскребушка.

Лягушка: я Лягушка-квакушка.

Зайчик: я  Зайчик — побегайчик.

Лисичка: я лисичка-сестричка.

Герои вместе: а ты кто?

Волчок: а я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

Герои вместе: заходи!

(звучит музыка кабана)

Сказочница: влез и этот. Уже стало их пятеро., хорошо
им в рукавичке сидеть, а наулице холодает, мороз крепчает. Откуда ни возьмись,
бредет кабан, подошёл он к рукавичке и спрашивает.

Кабан: Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

Мышка: я  Мышка — поскребушка.

Лягушка: я Лягушка-квакушка.

Зайчик: я  Зайчик — побегайчик.

Лисичка: я лисичка-сестричка.

Волчок: а я волчок — серый бочок.

Герои вместе: а ты кто?

Кабан: а я кабан — клыкан. Пустите и меня!

Сказочница: вот беда, всем в рукавичку охота.

Герои вместе: тебе и не влезть!

Кабан: как-нибудь влезу, пустите!

Герои вместе: заходи, только с краешку!

(звучит музыка медведя)

Сказочница: Влез и этот. Семеро стало, да так тесно,
что рукавичка того и гляди, разорвется. Сидят звери в рукавичке и слышат шаги
приближаются, это Медведь пожаловал, подошёл к рукавичке и спрашивает.

Медведь: кто, кто в рукавичке живёт?

Мышка: я  Мышка — поскребушка.

Лягушка: я Лягушка-квакушка.

Зайчик: я  Зайчик — побегайчик.

Лисичка: я лисичка-сестричка.

Волчок: а я волчок — серый бочок.

Кабан: а я Кабан-клыкан.

Герои вместе: а ты кто?

Медведь: а я медведь косолапый. Пустите меня!

Герои вместе: ты большой не войдёшь, рукавичку порвёшь!

Медведь: я как-нибудь.

Герои вместе: ну, уж заходи.

Сказочница: Кое как и Медведь поместился, чуть
рукавичку не порвал. А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда
вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит
рукавичка и пошевеливается. Собачка:

      
Гав-гав-гав!

Сказочница: Подошёл Дед к рукавичке, удивился. Что
делать? Как быть? Ногами потопал (дети выполняют движения), руками похлопал
(дети выполняют движения).Звери испугались, из рукавички вырвались — да
разбежались по лесу. А Дед забрал рукавичку и пошёл к дому. Когда он пришёл, то
рассказал всем, какая с ним история в лесу приключилась. На этом сказке конец, а кто слушал молодец.

Сказочница: Молодцы, все с
ролью справились, какая чудесная сказка у нас получилась.

Со сказкой нам пора прощаться и на занятие
возвращаться.

Встали вместе, покружились и в ребяток
превратились!

(дети вместе с педагогом выполняют
движения по тесту, затем аккуратно складывают все атрибуты  обратно в волшебную
коробочку)

Педагог: ребята, скажите, что
дарят артистам по окончании спектакля?

Дети: цветы! Аплодисменты!

Педагог: правильно.

Все артистами сегодня побывали.

Очень хорошо все показали.

Все старались, молодцы!

Похлопаем, друг другу от души.

(все вместе хлопают в ладоши)

 Педагог: Ребята, вам
понравилось наша

сказка? (ответы детей) Как она называлась?
(Ответы детей) Какой вид театра мы использовали для показа сказки? (ответы
детей) Что больше всего понравилось? (ответы детей)  Подойдите, пожалуйста ко
мне, видите на столе маски грустные и весёлые. Кому всё понравилось, выбирает
маску весёлую. А кому не всё — грустную.

Спасибо всем за участие в театральном
представлении, занятие подходит к концу и пора прощаться.

Прощание:

Дети вместе:

Добрые слова не лень, говорить мне каждый
день,

Всем знакомым на прощанье говорю я до
свидания!

Педагог: И я говорю вам до
свидания.

Интернет ресурсы:

1. chto-takoe-lyubov.net›zagadki-o-skazke-rukavichka/
2. Конспек
т театрализованногодеятельности
в старшей…

infourok.ru›konspekt-teatralizovannoy…rukavichka…

3.nsportal.ru›…sad…teatralno…pokaz-skazki-rukavichka

Сценарий для постановки украинской народной сказки «Рукавичка» (на новый лад) в театре, в котором играют дети

Цель: формирование у детей интереса к театральной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию;

  • учить планировать свои действия для достижения общего результата, согласовывать действия и сопровождающую речь.

Развивающие:

  • развивать у детей память, творческое изображение, фантазию, инициативу;

  • развивать умение эмоционально и выразительно общаться для создания выразительного художественного образа; обыграть украинскую народную сказку «Рукавичка».

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к художественному слову.

Предварительная работа: чтение украинской народной сказки «Рукавичка»; разучивание с детьми сказки в стихотворной форме.

Действующие лица: педагог, 4 сказочницы, Мышка, Зайчик, Лиса, Волк, Кабан, Медведь, Собака.

Декорации: ёлки, белая ткань для «снега», макет большой рукавицы, за рукавицей стоят стульчики для детей-героев.

Организация деятельности:

Музыкальное сопровождение «Начало»

Педагог: Наша жизнь скучна без сказок

Дорог день, как целый год,

Всех добрей и ярче краски,

Если сказка к нам придёт.

Ну-ка, дети улыбнитесь,

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять.

Сказку будем начинать!

1 Сказочница: Люли-люли, тили-тили!

Зайцы по воду ходили,

И из речки, как ковшами,

Воду черпали ушами.

2 Сказочница: А потом домой носили.

Тесто для лапши месили.

На ушах развесили –

Очень было весело!

3 Сказочница: Но случаются в лесах

Позанятней чудеса!

Эта сказка-невеличка

Про зверей и рукавичку.

4 Сказочница: По лесу старик гулял,

Рукавичку потерял –

Рукавичку новую,

Теплую, пуховую.

Музыкальное сопровождение «Мышки». Появляется Мышка, подходит к рукавичке

Мышка:Я под кустиком сижу

И от холода дрожу.

Рукавичка — это норка!

Побегу я к ней с пригорка-

Это норка новая,

Теплая, пуховая!

Мышка прячется в рукавичку

Музыкальное сопровождение «Зайчика». На полянке появляется Зайчик

Зайчик:Прыгал зайчик вдоль опушки,

У него замёрзли ушки.

И куда теперь мне деться,

Где несчастному согреться?

Кто внутри – зверек иль птичка?

Есть кто в этой рукавичке?

Мышка выглядывают из рукавички

Мышка: Я, вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Зайчик: Ты пусти меня, норушка!

Очень мерзнет Зайчик,

Зайчик – побегайчик!

Мышка: Нам обоим места хватит.

Мягче здесь, чем на кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку

Музыкальное сопровождение «Лисичка». На полянке появляется Лисичка

Лисичка:Ой, спасите, дед Мороз

Укусил меня за нос,

По пятам за мной бежит-

Хвост от холода дрожит!

Отвечайте вы лисичке,

Кто ютится в рукавичке?

Из рукавички выглядывает Мышка

Мышка: Я, вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик

Зайчик:Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку – залезайчик!

Лисичка: Пожалейте вы лисичку

И пустите в рукавичку!

Зайчик: Нам троим, здесь места хватит.

Мягче здесь, чем на кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку

Музыкальное сопровождение «Волка». На полянке появляется Волк

Волк: На луну я ночью выл

И от холода простыл (кашляет)

Громко серый волк чихает – апчхи!

Зуб на зуб не попадает.

Эй, лесной народ,

Кто, скажите, здесь живет?

Из рукавички выглядывает Мышка

Мышка: Я, вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик

Зайчик: Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку – залезайчик!

Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка

Лисичка: Я пушистая Лисичка,

В рукавичке всем сестричка!

Волк: Вы меня пустите жить,

Вас я буду сторожить!

Лисичка: Четверым здесь места хватит.

Мягче здесь, чем в кровати –

Рукавичка новая,

Теплая, пуховая!

Волк и Лисичка прячутся в рукавичку

Музыкальное сопровождение «Кабан». На полянке появляется Кабан

Кабан:Хрю, хрю, хрю

Совсем замёрз бочок,

Мёрзнет хвост и пятачок.

Рукавичка — это кстати

Волк: Места здесь тебе не хватит!

Кабан: Да, я, уж как-нибудь.

Лисичка: Тесно здесь! Ну, просто жуть!

Музыкальное сопровождение «Медведь». На полянке появляется Медведь

Медведь: Мерзнет Мишка косолапый

Мерзнет нос, и мерзнут лапы.

Нету у меня берлоги,

Что тут, посреди дороги?

Рукавичка подойдёт!

Кто, скажите, в ней живёт?

Из рукавички выглядывает Мышка

Мышка: Я, вот Мышка-поскребушка,

Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик

Зайчик: Я вот Зайчик-побегайчик,

В рукавичку – залезайчик!

Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка

Лисичка: Я пушистая Лисичка,

В рукавичке всем сестричка!

Лисичка прячется, из рукавички выглядывает Волк

Волк: Здесь еще живёт волчок,

Теплый серенький бочок!

Волк прячется, из рукавички выглядывает Кабан

Кабан: Ну, а я, кабан – клыкан,

Рукавичку затыкан.

Медведь: Что-то вас тут многовато,

Я залезу к вам, ребята?

Кабан: Нет!

Медведь: Да, я, уж как-нибудь.

Кабан и Медведь прячутся в рукавичку, из рукавички выглядывает Лисичка

Лисичка: Негде здесь уже чихнуть!

из рукавички выглядывает Мышка

Мышка: Толстый, а ещё туда же!

Музыкальное сопровождение «В гостях у сказки»

4 Сказочницы (вместе): Тут хватился дед пропажи –

Псу велел назад бежать,

Рукавичку отыскать!

Рукавичку новую,

Тёплую, пуховую.

Собака: Гав, гав, гав!

Так вот она,

За версту она видна.

Эй вы, звери там или птицы?

Ну, ка, брысь из рукавицы.

Если в ней кого застану,

Очень громко лаять стану.

Тут же дед с ружьём придёт,

Рукавичку отберёт.

Все звери выбегают из рукавицы и убегают. Собака поднимает рукавичку и тоже убегает.

Сказочницы: Звери очень испугались,

В рассыпную разбежались,

Схоронились кто куда,

И лишились навсегда

Рукавички новой

Теплой и пуховой!

Все герои сказки выходят на поклон

Педагог: Ребята артистами сегодня побывали,

Сказку «Рукавичку» показали,

Все старались, были молодцы,

Похлопаем артистам от души.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/464050-scenarij-dlja-postanovki-ukrainskoj-narodnoj-

Сказка про Семена Палия (украинская сказка)

Был Семен Палий лыцарем великим. Про него много чего, бывало, рассказывали запорожцы нашим отцам, а отцы уж нам.

Где-то, говорят, жили казаки, и был среди них молодой казак Семен. Раз кошевой собрал войско и махнул воевать орду и ляхов, а Семен добро сторожить остался. А в ту пору хат еще было не очень-то густо, жили больше в куренях. Вот и дохозяйничался тот Семен, пока не сжег курень кошевого. «Что тут делать? – думает он, – приедут – несдобровать мне». Взял он рушницу, да и подался.

Долго он пробирался по лесным оврагам и зашел в такие пущи, что одно только небо видно. Сел и отдыхает. И надвинулась вдруг туча, начал накрапывать дождь, потом гром, молния. Смотрит Семен на скалу – вдруг выскакивает бес. Как загремит гром – он под скалу, как затихнет – он вылезет и бога хулит. И думает Семен: «Что теперь делать? Или ему смерть, или мне». Только выскочил бес на скалу, а Семен прицелился и попал.

– Ой, бей еще раз, бей еще, – просит бес.

– Хватит с тебя и одного разу.

Он знал, что если выстрелит второй раз, то бес убежит. Зарядил Семен рушницу и стал пробираться через камыши в пущу. Идет он и идет, а камыш-то густой да высокий, и свету не видать. Слышит он – трещит камыш и что-то прямо на него сунется. «Что бог даст!» – говорит, и туда. Глядь – показался дед, старый-престарый и седой.

– Здорово, – говорит, – сын!

– Здорово, дедусь!

– Куда тебя бог несет?

– Так, мол, и так, – говорит, – счастья ищу, дедусь, или зверь меня съест, или дойду до Великого Луга в Запорожье. – И начал ему Семен рассказывать. – Сжег, – говорит, – я курень, и боюсь гнева казацкого: или палками прибьют, или на виселицу.

Дед и говорит:

– Сейчас за тобой погоня – сорок человек; только ты не бойся, – ступай к кошевому, он простит.

Потом показывает дед свою рушницу и говорит:

– Тут такая мушка, что стоит только нацелиться – и попадешь. Давай, – говорит, – поменяемся.

А наверху над камышами летел чирок. Дед нацелился, бахнул, он и упал.

– Хороша рушница, – говорит Семен, – а моя-то еще лучше. Я, – говорит, – не только зверя убил.

А дед опять и говорит:

– Ну, раз не хочешь меняться, то дарю я тебе эту рушницу за то, что ты убил сатану. И будешь ты, – говорит, знатным лыцарем, будешь побеждать неприятеля. И будешь ты, – говорит, – как месяц меняться: когда будет месяц на ущербе – и ты состаришься, взойдет молодик – станешь и ты молодым. Возвращайся же, сыне, к кошевому.

Сказал это дед и бог весть куда делся, не простой, видно, был человек, а святой апостол. Помолился Семен и пошел к кошевому. Пришел – да прямо в курень. А кошевой только что умылся, утирается, молитву творит. Семен на колени.

– Ну что, – говорит, – нечестивец, явился?

– Не возлагай, – говорит, – тато, на меня великого гнева, это я спалил твой курень.

– Счастье твое, – говорит, – что не поймала тебя погоня, заколола б.

Потом кошевой и говорит:

– А за то, что спалил ты курень, зовись ты, нечестивец, Палием.

Стал он ходить в походы, стал такой сильный, что никто его не одолеет. Бывало, как воюют, казаки, то где Палий – там и удача. Выбрали его казацким начальником в Сечи, кошевым, значит. Вот приехал шведский король к проклятому Мазепе, и давай они пить-гулять; пили-гуляли, а потом и кликнули к себе Семена Палия. Король и говорит:

– Погуляем, братцы, да возьмемся бить русских начисто.

– Не дождешься того! – говорит Семен Палий.

Как вскочит тут король, как вскочит проклятый Мазепа, да к Семену Палию.

– Хватайте его, вяжите, слуги, такого-сякого!

Взяли Семена Палия, в кандалы заковали руки и ноги, и в темницу замуровали. И долго же он там просидел, не евши, не пивши, – двадцать лет. А через двадцать лет пошел швед войной на царя Петра, пошел с ним и проклятый Мазепа. Стали под Полтавою. У царя сила войска великая, а у шведа и проклятого Мазепы еще больше. Стал швед нажимать на русских, а Петр и говорит:

– Дай мне, швед, хоть немного передохнуть.

Тот дал. Петр пошел в свой стан и спрашивает:

– А нету ли, братцы, среди вас богатыря или вещуна какого?

Вызвался хлопец шестнадцати лет и говорит:

– Я бы помог, да еще лета у меня не вышли, а вот есть, – говорит, замурованный в темнице Семен Палий, тот шведа побьет.

Послал царь за Палием. Отмуровали его, глянули, а у него борода и коса по колени, усы – аж по самый пояс. Сорочка, штаны на нем опали, страшно и глянуть. Надели на него одежду, подвели коня. А Семен Палий что ни сядет – так конь по колена и вгрузнет. Сколько ни подводили – ни один конь не выдержал. Привели тогда коня царского. Он сел и поехал. Приезжает к царю. Усадил его царь за дубовый стол, потчует и правду спрашивает.

– Что, – говорит, – Семен Палий, одолеем шведа?

– Одолеем, – говорит, – дай только три дня отдохнуть, хлеба святого поесть.

А была у шведа знахарка-баба. Глянула она на Петрово войско и говорит:

– Ой, что за напасть нам будет великая! Вели, – говорит королю, – скорей коней ковать и давайте бежать!

Пока швед коней подковал – вот и Семен Палий уже отдохнул. Надел он дорогую одежду, сел на коня и двинулся с войском на шведа.

Долго ли бился он там или нет, – а выбежал на курган и царя спрашивает:

– Видишь шведа?

– Вижу, – говорит, – через гору подался.

Выбежал тогда Палий на кряж и опять спрашивает:

– А теперь видишь?

– Вижу, – говорит, – друг друга саблями рубят.

– А короля видишь?

– Побежал, – говорит, – король степями, а за ним проклятый Мазепа, так пыль и поднялась.

Как помог Палий одолеть шведа, Петр и говорит:

– Ну, Семен Палий, теперь дам я тебе денег, сколько угодно, дам тебе и панские земли.

– Нет, – говорит Палий, – не надо мне ни денег, ни панских земель, дай мне только милую Украину, за которую я двадцать лет страдал, больше я у тебя не прошу ничего.

Дал Петр Палию Украину, и стал Палий ворогов выживать. А как вывел всех, то и сам бог весть куда делся. Он, говорят, и теперь где-то живой, и, как велел ему господь, меняется он, словно месяц: то стареет, то молодеет.

arrow prev

arrow

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №39 «СОЛНЫШКО»

Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Сценарий для постановки украинской народной сказки «Рукавичка»

Старшая группа

Сказка «Рукавичка» читать

Подготовила и провела воспитатель

 Прилуцкая Анна Александровна

Г. Феодосия

2020 г.

Сценарий для постановки украинской народной сказки «Рукавичка»

Цель. Создать совместно с детьми зимнею сказку по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка». Заинтересовать детей театральной постановкой, вызывать желание участвовать в ней. Развивать четкую, эмоциональную речь. Снимать у детей психологические зажимы

Задачи:

  • Продолжать развивать умение у детей эмоционально и выразительно общаться для создания выразительного художественного образа во время инсценировки сказки «Рукавичка».
  • Учить планировать и согласовывать действия и сопровождающею речь для достижения общего результата во время инсценировки сказки.
  • Продолжать увлекать детей театрализованной детей театрализованной деятельностью, развивать творческое воображение, фантазию, инициативу, память.

Художественное оформление: В соответствии с сюжетом оформлен музыкальный зал (снежинки – пространственный дизайн, лес – зимние деревья, кусты, собраны искусственные елочки, «сугробы», большая рукавичка по центру зала). 

На первом плане слева и справа несколько заснеженных деревьев. Возле деревьев слева лежит рукавичка. На втором плане – зимний лес.

Действующие лица:

Рассказчик – воспитатель (в украинском национальном костюме).

Герои  — дети старшей группы

Дед

Жучка

Мышка
Зайчик
Лисичка
Волк
Кабан
Медведь
Собака

 Начало представления.

Рассказчик : Привіт усім!

Це казочка прийшла,

Щасливу мить вам знову принесла!

Сьогодні казка у нас „Рукавичка”,

Хоч вона і невеличка,

Та все ж героїв тут багато,

Всі шлють привіт до вас.

В кожній казці є слова:

«Жили дід і баба».

В нашій теж вони були, –

Дід із бабою жили,

Ще й собачку завели.

Коло лісу близько жили

В хаті дровами топили.

Та якось в дома

Закінчились дрова.

Прийшлось діду з Жучкою

За ними піти.

Вже на дворі завірюха

І мороз щипа за вуха.

Выходит дет с жучкой.

ДЕД: Белым снегом занесло, Все деревья и село.
По дороге я иду, Песню громкую пою.
Я смотрю на зимний лес, Полный сказочных чудес.
Лишь виднеются следы Хитрой рыженькой лисы. 
Дед останавливается . Снимает рукавички вытирает лоб, гладит жучку. Теряет рукавицу. Уходят .

Рассказчик :

Дід старенький лісом брів

Й рукавичку загубив…

І ось який випадок стався.

Біжить лісом мишка-шкряботушка.

Мышка:

Я под кустиком сижу
И от холода дрожу.

(Видит рукавичку)

Что за хата – невеличка?

 Из овчины рукавичка!

На дорожке лежит,

В рукавичке буду жить (прячется в рукавичке).

Рассказчик .

Вже їй тепло і просторо

Ну й дарма – зима навколо.

Мишка тут господарює,

Ночувати тут лаштує…

Коли біжить зайчик.

Зайчик

И куда теперь мне деться,

Где несчастному согреться?

Зайчик подбегает к рукавичке.

Кто внутри – зверек иль птичка?

Есть кто в этой рукавичке?

Мышка: Мышка выглядывает из рукавички.

Я здесь Мышка-поскребушка!

Зайчик

Ты пусти меня, норушка!

А я Зайка маленький,

Маленький удаленький,

Песни я умею петь

И зверей всех веселить.

Мышка

Нам обоим места хватит.

 Мягче здесь, чем на кровати

Забегает зайчик в рукавичку.

Песня «Зайчик мiсяця надгриз»

Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Лисичка.

Рассказчик . 

Зажили вони разом.

Разом краще їм обом.

Відпочили лиш годину –

Чують стукіт вони в двері.

Лиса.

Ой, спасите, дед Мороз

Укусил меня за нос,

По пятам за мной бежит –

Хвост от холода дрожит!

Отвечайте вы лисичке,

Кто ютится в рукавичке? 

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка, Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик, В рукавичку залезайчик!

Лисичка

Пожалейте вы лисичку И пустите в рукавичку!

Зайчик

Нам троим здесь места хватит. Мягче здесь, чем на кровати

Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Волк.

Рассказчик .

 Всі живуть у рукавичці.

Трохи тісно вже Лисичці.

За столом усі зібрались,

Вовк завив – вони злякались!

Подходит волк к рукавичке.

Волк

На луну я ночью выл

И от холода простыл.

Громко серый волк чихает –

Зуб на зуб не попадает.

Эй, честной лесной народ,

Кто, скажите, здесь живет?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка, Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик, В рукавичку залезайчик!

Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.

Лисичка

Я пушистая Лисичка, В рукавичке всем сестричка!

Волк

Вы меня пустите жить, Вас я буду сторожить!

Лисичка

Четверым здесь места хватит. Мягче здесь, чем на кровати .

Волк и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Кабан.

Рассказчик .

Зрадів Вовк, забіг у хатинку із рукавички, а у ній, як у вулику бджіл, і кожен зайнятий своєю роботою. Коли чують: хтось до рукавички добирається.

Каба

Хрю! Совсем замерз бочок,

Мерзнут хвост и пятачок!

Рукавичка эта кстати!

Место есть ще в этой хати?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Места здесь тебе не хватит!

Кабан

Влезу я уж как-нибудь!

Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка.

Лисичка

Тесно здесь! Ну, просто жуть!

Лисичка снова прячется в рукавичку. Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Рассказчик .

Хоч і тісно, не просторо

Та все ж краще, ніж надворі.

Чують: хтось до них бреде,

То Ведмідь до них іде.

Медведь

Мерзнет Мишка косолапый

Мерзнет нос и мерзнут лапы.

Нету у меня берлоги!

Что тут, посреди дороги?

Рукавичка подойдет!

Кто, скажите, в ней живет?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка, Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик, В рукавичку залезайчик!

Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.

Лисичка

Я пушистая Лисичка, В рукавичке всем сестричка!

Лисичка прячется, из рукавички выглядывает Волк.

Волк

Здесь еще живет волчок, Теплый серенький бочок!

Волк прячется, из рукавички выглядывает Кабан.

Кабан

Ну а я кабан-клыкан, Рукавичку залезан!

Медведь

Что-то вас тут многовато, Я залезу к вам, ребята?

Кабан

Нет!

Медведь (примирительно)

Да я уж как-нибудь, ребята!

Вы пустить меня погреется,

некуда теперь мне деется!

Проходит крукавичке.

Рассказчик. 

Пожаліли Ведмежатка

І впустили його в хатку.

Всі разом вони зимують,

Вечорами не нудьгують

 Песня «Миколай, Миколай ти до нас завітай»

Рассказчик 

Тут кинувся дiд пропажi

Псовi велiв тому бiгти

Рукавичку відшукати!

Из-за деревьев справа появляется Собака и бежит к рукавичке.

Жучка:

Гав-гав-гав! Так вот она!

За версту она видна!

Эй вы, звери там иль птицы,

Быстро брысь из рукавицы!

Если в ней кого застану,

Очень громко лаять стану.

Тут же дед с ружьем придет,

Рукавичку отберет! 

Из рукавички по очереди выскакивают звери и скрываются в лесу.

 Рассказчик 

Звірі дуже злякалися,

У розсипний розбіглися,

Схоронилися хто куди,

 І втратили назавжди

Свою теплу хатку.

Выходит к собаке дед.

Дед. 

Жучка, что ты лаешь ? кого ты пугаешь?

Ой, погодка холодна.(Видит рукавичку)

Рукавичка! Вот она!

Берет рукавичку и уходит  вместе с жучкой.

Рассказчик

 Ну, а дід узяв рукавичку

І пішов до своєї бабусі,

У, якій жили два гуси. Музичний супровід «казкарка — кінець».

Тут і казочці кінець,

А хто слухав — молодець.

Дiти артистами сьогодні побували,

Всі старалися, були молодці,

Поплескаємо артистам від душі!

  Примечание 1.

Украинская песня «Зайчик місяця надгриз..»

Чи тепер, чи колись
Із солодким хрустом
Зайчик місяця надгриз
Думав, що капуста.

Місяць скік та й утік
В небо синє-синє.
Не кружок-колобок —
Тільки половина.

Заховався, повис,
Де хмарки, мов хустя…
Зайчик місяця надгриз
Думав, що капуста.

Примечание 2.

Украинская песня «Миколай, Миколай ти до нас завітай»

Вже надходить ніч чарівна,
Спить увесь рідненький край.
Ось, ось в наші всі оселі
Завітає Миколай.

Приспів:
Миколай, Миколай,
Ти до нас завітай.
Всім малятам усміхнись
Щирим серцем пригорнись.

Жде його малеча вся,
Ой, радіє дітвора,
І усі, усі дорослі,
Миколая ждуть у гості.

Приспів:
Миколай, Миколай,
Ти до нас завітай.
Всім малятам усміхнись
Щирим серцем пригорнись.

Вже ідуть морози люті
І паде пухнастий сніг,
Миколая ждуть усюди,
Всі в у цю чарівну ніч.

Приспів:(2)
Миколай, Миколай,
Ти до нас завітай.
Всім малятам усміхнись
Щирим серцем пригорнись.

 Муниципальное 
общеобразовательное бюджетное учреждение       средняя общеобразовательная
школа с. Зилим — Караново муниципального района Гафурийский район РБ

Исследовательская
работа

ВОЛКИ

                                       Выполнил: Кильмухаметов
Чингиз,

                               ученик
3 класса

Руководитель:
Галиуллина В. Р.,

учитель
начальных классов

2017

 I.Введение………………………………………………………………………..3

               II.Основная
часть………………………………………………………………..4

             
 2.1. Волк – кто он и как появился?…………………………………………………………….4

       
       2.2. Внешний вид и виды волков ………………………………………………5

             
 2.3. Характеристика волка………………………………………………………6

      
2.3.1.
Голос…………………………………………………………………..6

                       
2.3.2.
Адаптация……………………………………………………………..7

     
2.3.3. Обоняние………………………………………………………………7

              
2.4. Опасен ли волк для человека?……………………………………………..7

              
2.5. Нужен ли волк природе? …………………………………………………..8

2.6.
Жизнь в стае…………………………………………………………………9

              
2.7.  Волк, в представлении моих одноклассников………………………….10

   
III.
Заключение…………………………………………………………………12

              
Список использованной литературы………………………………………….13

              
Приложение………………………………………………………………………

I.Введение

   Тема 
исследовательской работы
: «Волки».

 Актуальность
исследования: 

      В своей
исследовательской работе я решил обратиться к теме природы, потому что, как
известно, 2017 год  объявлен  Годом экологии,  поэтому свою тему считаю актуальной.

    Моя работа
выполнена для того, чтобы узнать про волков больше нового, изучить их виды,
среду обитания, повадки, характер, понять, почему стоит их бояться и
остерегаться, научиться отличать их от собак и узнать что-то новое. Мне
нравятся волки, потому что они сильные, красивые. Какой же волк на самом деле?
Можно ли изменить отношение людей к этому интересному зверю? Начав работу по
этим вопросам, мы определили:
  

Объект
исследования —
волк.

Предмет
исследования
— отношение человека к волку.

Цель исследования:

-изучить
положительные и отрицательные стороны влияния волка на природу;                -изучить
взаимоотношения волка и человека.

Задачи:

— исследовать жизнь
и роль волка в природе;                                                                               
— выявить отношение к волку у одноклассников;                                                                     —
попробовать повлиять на отношение к волку через рассказ о нем;                                      
— ознакомить одноклассников с результатами работы.

  Методы исследования:                       
                                                                                                                                                                                                —
сбор и анализ информации из различных источников;            
                                            — опрос учащихся 3 класса;                                                                                                                
— беседа с учителем , с братом.

   
Гипотеза исследования
:

 
     Волк – необходимое звено природы и заслуживает бережного отношения со
стороны человека. 

   
     С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал.
Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнал об этом
животном много нового и интересного.

2.1.Волк – кто он и как появился?

       
Волк  является одним из самых опасных хищников на планете. Люди всегда их
боялись, любили, поклонялись им как богам, сочиняли сказки, охотились и
приручали. Одни говорят, что волки не нужны, другие – что без них цепочка
животного круга прервется и нарушится баланс в экосистеме и животном мире. Ведь
не зря волков называют «санитарами леса». Они живут почти на всех материках и
имеют большое распространение. В некоторых странах волков истребляют так быстро
и много, что их почти не осталось там.

Первые
волки появились еще 1800000 (один миллион восемьсот тысяч) лет назад на
территории Северной Америки. Так же есть мнение, что появились на территории
Африки, но это не доказано.  Они были маленькие с узкой головой и большими
клыками.  Со временем предки нынешних волков перемещались в сторону Евразии, и
со временем менялись и осваивались в новых местах – в тундре, в лесу, в
пустыне, в тайге, в степи. В зависимости от места, где они обитали, менялся  цвет
шерсти и внешний вид.

Размер
и вид волков очень сильно отличаются, смотря где они обитают, какой там климат
и условия обитания.

В
среднем высота волка составляет 60-80 см., длина 100-160 см., вес 30-80 кг.  От
мороза волка защищает густой мех длиной до 8 см. По виду волк напоминает
остроухую собаку.  Отличается волк от собаки тем, что у него ноги выше,
сильнее, лапа крупнее и более вытянута, средние два пальца длиннее. Дорожка от
следов более ровная, и похожа на ровную строчку, а у собак похожа на извилистую
линию.  Голова широколобая, как и морда. Именно строение головы отличает волка
от шакалов и койотов, которые являются собратьями волков. В его пасти 42 зуба,
а передние клыки — по пять сантиметров в длину.  Потеря клыков для волка
означает смерть, потому что он не может ни охотиться, ни защищаться.

Известно
около 9 видов волков: волк обыкновенный, шакал, койот, рыжий волк, чепрачный
шакал, полосатый шакал, эфиопский шакал, африканский волк, гиеновидная собака. 
К тому же к семейству волков относят: лис, песцов, енотовидных собак, диких
собак, гривистых волков.

Волки
отличаются и по цвету: серый, черный, белый, рыжий. Серый волк в основном
обитает на территории России,  живет в степи и окраинах лесов, черный волк
обитает больше в европейских странах и Америке, живет в тайге, густых лесах,
белый волк в основном обитает в Арктике и тундре, рыжие волки обитают на
пустынных территориях и степях.

         2.3.1.Голос

 Волки
издают различные звуки, такие как вой, завывание, ворчание, визг, рычание, лай.
Каждый звук имеет огромное количество вариантов. Волки реагируют на эти звуки
сознательно, потому что они означают что-то, и не издаются просто так. Тем
самым волки общаются между собой, предупреждают об опасности, говорят друг
другу, где находится добыча, предупреждают чужих волков, что они идут и многое
другое.  Они даже могут сообщать другим волкам о появлении людей.

Сигнал
к нападению издает вожак стаи, этот звук похож на рычание свирепой собаки,
которая нападает на человека.

Волки
обычно воют на рассвете, или в сумерках, когда начинает темнеть и не каждый
день. В стае вой начинает вожак, затем чуть позже присоединяются другие. Вой
вожака отличается от воя других волков стаи. Воют не только когда полнолуние и
не просто так, а для общения с другими волками и теми, что отбились от стаи.

Существует
такой миф: волк начал выть на луну из-за того, что однажды волчица потеряла
своего детеныша и луна помогла ей, осветив лес. После этого в каждое полнолуние
волки воют на луну в благодарность ей.

       
2.3.2. Адаптация

За долгое время эволюции,
волки научились и приспособились выживать в разных условиях. В поисках пищи они
могут пройти за день до 80 км благодаря сильным и длинным ногам. Небольшое
расстояние они могут с легкостью пробежать со скоростью 10км/ч (как и собаки).
В погоне за добычей они могут бежать со скоростью 65 км/ч (почти как
автомобиль), и прыгать на расстояние до 5 метров.

Лапы более скомканы и
массивнее, чем у собак, что позволяет им передвигаться как по камням, так и по
снегу.

Шкура волка не пропускает
холод, потому что шерсть состоит из 2-х слоев, поэтому им не холодно зимой и не
жарко летом, а еще они не мокнут под дождем.

        2.3.3.Обоняние

Очень сильно и хорошо
развито у волков чувство обоняния. Они могут почувствовать запах добычи на
расстоянии до 3 километров. Нос волка больше чем человеческий в 14 раз и
чувствуют запах в 100 раз больше чем человек. По запаху волк может найти дорогу
домой или почувствовать других, чужих волков.

Вопрос,
который задают многие люди « опасен ли волк для человека, или можно приручить
их как собак?». Конечно же, да! Волк – естественный хищник и жестокий убийца.
Встреча с волком для человека может быть смертельной, поэтому убивать волков
разрешено и иногда не нужно разрешения, чтобы их отстреливать.

Волк
не станет нападать на человека только для того, чтобы убить. Он будет нападать,
если посчитает человека, как угрозу для своей жизни или жизни своих детенышей.

В
некоторых странах разрешили убивать волков всем, кто хочет,  и количество
волков сократилось настолько, что практически пропали в этих странах.

Немало
случаев нападения волков на людей. Это больше связано с тем, что волки голодные
настолько, что бросаются на все живое, будь то человек, собака или мышка.

Волк,
болеющий бешенством, чаще всех нападает на других животных и людей, а волк
одиночка в поисках пропитания. Волк – одиночка, это старые волки, изгнанные из
стаи, которые не способны ужиться в стае с одним вожаком.

По
рассказам моего брата, который является опытным охотником, вблизи деревни
Бурлы,  Гафурийского  района, были случаи нападения волков одиночек на стада
овец. На горе Магаш он часто натыкался на дорожки и места лежанок волков. Там
же есть тропа, по которой каждый год волки передвигаются в другой район, в
поисках добычи.

В
конце января, в феврале увеличиваются случаи нападения волков на человека,
именно когда он один, например, дровосеков или одиноких путников, потому что с
добычей пропитания в это время года становится тяжело.

Охотники
сдают шкуры убитых волков государству за определенную плату.

        
Волк – хищник и очень опасен, но он является звеном в цепочке экосистемы и
животного мира. Если прервать одно звено, то прервется вся цепочка. Волк –
«санитар» леса. Это выражение, наверное, слышали многие. Это выражено тем, что
волк истребляет больных и раненных животных, не дает увеличиться риску
возникновения и распространения эпидемии.  Так же, благодаря волкам держится в
равновесии популяция мелких животных, грызунов, копытных, таких, как зайцев,
косуль, оленей, лосей и других.

В
одном заповеднике решили уничтожить всех волков и увеличить количество копытных
животных. Количество травоядных животных увеличилось в 10 раз, когда животные
съели все съедобные травы и растения, то начали вымирать от голода, а их трупы
тухли, издавали вонь и появлялись микробы и болезни.

Волк
нужен природе, пусть он и опасен.

Почти
всю жизнь волк живет в стае. Есть альфы – самец и самка, которые являются
главными, их детенышей кормит вся стая и оберегает. Вожаком не всегда является
старый волк, обычно это волк, который сильнее, больше, умнее и выносливее
остальных и с более твердым характером. Самое низкое звено в стае имеют омеги —
слабые по характеру волки.

Альфа
самец всегда идет впереди стаи с высоко поднятым хвостом. Территории волков
очень большие и часто между стаями проходят стычки, в которых нередко погибают
вожаки.

Детеныши
волков при рождении имеют черный окрас и голубые глаза, с возрастом цвет
меняется, как шерсти, так и глаз.

Самец
регулярно ходит на охоту и может пройти огромные расстояния, не зря говорят
«волка ноги кормят». Щенков кормят молоком и кусочками мяса, а со временем
приносят живую добычу, в основном грызунов, и учат их убивать. Когда детеныши
вырастают, отцы их берут с собой на охоту и учат добывать пищу.

Волки
намного умнее собак и учатся быстрее. Это доказали ученые во время
эксперимента. Детенышей волков и детенышей собак разместили в комнатах и
поставили ящик с мясом, потом специально обученная собака открывала ящик и ела,
волчата смогли повторить за собакой и открыть ящик, щенки собак, нет. Опыт
показал, что волки запоминают быстрее и легко учатся.

Волки
хорошие охотники и могут убить даже бизона. В основном, как и многие хищники,
они нападают на слабых или на детенышей.

Чтобы
узнать, что думают и что знают про волков мои одноклассники, я решил провести
небольшой опрос. Были заданы следующие вопросы:   (Приложение 1)

1.    
Как вы представляете себе волка?

2.    
Чем питаются волки?

3.    
Что вы знаете про волков?

       
Сначала ответы были такими. В основном ответили, что волк               серый,дикий,злой
и хищник.   (Приложение 2)

        
После того, как мы провели беседу на тему «Волки»,я еще раз опросил ребят и их
ответы уже изменились, были другими.   (Приложение 3)

        
На  вопрос «Как вы представляете себе волка?», многие  ответили примерно так:
«серый, страшный, с острыми зубами, злыми глазами, похожий на овчарку», были
такие, кто говорил, что они глупые, трусливые, нестрашные. Некоторые из моих
одноклассников видели волков в фильмах, телепередачах, мультфильмах, а
некоторые видели живых волков и остались живы, потому что волки были в клетках,
в зоопарке.

На
вопрос «Чем питаются волки?», некоторые ответили «зайцами, овцами, иногда
людьми».

На
вопрос « Что вы знаете про волков?», ответили, что  «они воют на полную луну,
ходят только стаями, убивают всех без разбору, живут в лесу, нападают на людей
ночью».

Все
мои одноклассники слышали сказки  про волков с самого детства, поэтому, знают,
что волки опасные. Мы знаем такие сказки, как «Волк и семеро козлят», «Иван
царевич и серый волк», «Лиса и волк», «Колобок», «Ну, погоди!», «Красная
шапочка». Волка всегда показывают в сказках глупым, страшным, неуклюжим.                   
 

  
Изучая материал о волках, я нашел памятку «Как вести себя при встрече с волками»
и ознакомил ребят. (Приложение 4) 

III.Заключение

       
Я очень рад, что выбрал  именно эту тему. Занимаясь исследовательской работой,
я узнал много нового про волков, о их роли  в природе, в экосистеме. Узнал, что
волк является «санитаром леса».

Волк
не такой жестокий хищник, каким мы себе представляем, не глупый, как нам его
показывают. Он символизируют преданность семье, способность постоять за своих и
свой дом. Я узнал ,что волки — это удивительные и интересные существа, которых
можно изучать и у которых можно поучиться. Я узнал, что наши любимые друзья –
собаки, тоже были волками и являются частью их мира.

На
волков то и дело объявляют охоту, но человек должен помнить, что  если
полностью истребить популяцию волков, то  нарушится равновесие  в экосистеме,
что повлечет  за собой непредвиденные последствия.  Моя гипотеза подтвердилась,
что волк необходимое звено природы и заслуживает к себе бережного отношения,
как и все животные на планете.

       1. 
Биологический  энциклопедический  словарь.  М.: Сов. энциклопедия,1989. 864 с.

       2. 
Биология лесных птиц и зверей. М.: Высшая школа, 1975. 384 с.

3. 
Соколов  В.Е.  Систематика  млекопитающих:  Учеб.  пособие.  М.:  Высш.школа,
1979. 528 с.

4. 
Состояние охотничьих ресурсов в Российской Федерации в 2008-2010 гг. Информационно-аналитические 
материалы  //  Охотничьи  животные России (биология, охрана, ресурсоведение,
рациональное использование) Выпуск 9. М.: Физическая культура, 2011. 219 с.

5.   
Интернет ресурсы.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Уменьшительно ласкательные суффиксы в сказках
  • Уля и филя сказка
  • Укр сказка хроменькая уточка
  • Украинская сказка колосок текст на русском языке
  • Украденное счастье рассказ на дзен
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии