Украинская народная сказка короткая

Инфоурок литература презентациипрезентация к 220 лет со дня рождения владимира ивановича даля. сказка ворона описание презентации по отдельным слайдам:

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля. Сказка «Ворона»

Обособленное подразделение «Колледж технологий и дизайна Луганского государ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Обособленное подразделение «Колледж технологий и дизайна Луганского государ

    Описание слайда:

    Обособленное подразделение
    «Колледж технологий и дизайна
    Луганского государственного педагогического университета»
    Литературно-краеведческий клуб «Истоки»
    ПРЕДСТАВЛЯЕТ

  • 2 слайд

    Владимир Иванович ДальОсобенностью сказок Даля является большое количество в

    Описание слайда:

    Владимир Иванович Даль
    Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Часто сказка начинается с присказки, а заканчивается концовкой.

  • 3 слайд

    Давайте вспомним, как отзывался А. С. Пушкин о сказках Даля«…Нам ещё учиться

    Описание слайда:

    Давайте вспомним, как отзывался
    А. С. Пушкин о сказках Даля
    «…Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!»

  • 4 слайд

    Сказки Даля невелики по своему размеру. Главные герои в них чаще всего живот

    Описание слайда:

    Сказки Даля невелики по своему размеру.
    Главные герои в них чаще всего животные, птицы обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры.

  • 5 слайд

    Украинская народная сказка короткая

  • 6 слайд

    Жила-была ворона,

    Описание слайда:

    Жила-была ворона,

  • 7 слайд

    … и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и д

    Описание слайда:

    … и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками.

  • 8 слайд

    Прилетели птицы из заморья, нанесли яичек. Подметила это ворона и ну перелет

    Описание слайда:

    Прилетели птицы из заморья, нанесли яичек.
    Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

  • 9 слайд

    Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает. И полетел он к с

    Описание слайда:

    Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает. И полетел он к сизому орлу. Прилетел и просит:
    — Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! 

  • 10 слайд

    Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла

    Описание слайда:

    Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья.

  • 11 слайд

    Ворона было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги

    Описание слайда:

    Ворона было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать.

  • 12 слайд

    И стал орел ворону допрашивать:— Про тебя, ворона, сказывают, , что ты на чу

    Описание слайда:

    И стал орел ворону допрашивать:
    — Про тебя, ворона, сказывают, , что ты на чужое добро рот разеваешь…

  • 13 слайд

    — Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать,

    Описание слайда:

    — Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!

  • 14 слайд

    Ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается и все отриц

    Описание слайда:

    Ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается и все отрицает:
    — Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!

  • 15 слайд

    Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решет

    Описание слайда:

    Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки.

  • 16 слайд

    Там она …

    Описание слайда:

    Там она …

  • 17 слайд

    ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С ВОРОНОЙ? ОБ ЭТОМ ВЫ УЗНАЕТЕ ПРОЧИТАВ СКАЗКУ!

    Описание слайда:

    ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С ВОРОНОЙ?
    ОБ ЭТОМ ВЫ УЗНАЕТЕ ПРОЧИТАВ СКАЗКУ!

  • 18 слайд

     Сказка В. Даля «Ворона» - учит честности, тому что нельзя воровать и надо ум

    Описание слайда:

     Сказка В. Даля «Ворона» — учит честности, тому что нельзя воровать и надо уметь отвечать за свои поступки!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

«Ворона» — короткая сказка Владимира Даля, популярность которой с годами только растет. В ней говорится о том, как в одном местечке жила ворона. Ее круг общения состоял из собственных детей, их мамок и нянек. Однажды ворона заметила, что вокруг много и перелетных птиц. К каким выводам пришла ворона после этого, прочтите вместе с детьми из небольшого произведения. Оно учит справедливости, взаимовыручке и компромиссу.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Устное народное творчество

Похожие материалы

  • Презентация по литературе , 9 класс «Главные герои рассказа»Жемчужное ожерелье» Н.С.Лескова»

  • «Инновационные технологии для популяризации чтения»

  • «Приёмы, способы формирования читательской грамотности»

  • Текстотипологические признаки жанра рецензии

  • Тема «Командная игра « Знатоки книг»

  • Открытая беседа. «Культура письма».

  • Рабочая программа по литературе 9 класс

  • Конспект урока по литературе для 10 класса на тему «И.А. Гончаров «Обломов». Диалектика характера Обломова»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449566 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Русские народные сказки».

Цель: Закрепление
знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам, загадкам;
закрепить навыки детей пересказа сказок, расширить словарный запас, закрепить
названия народных сказок.

Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умения
сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление ,
воображение, зрительную память, наблюдательность.

                    Ход занятия.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Почему вы их любите?
(Ответы детей) Дети, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы
детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к
другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. Сказка — это
занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной
истории.

 
Сказки бывают разные. В одних
главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это —
сказки о животных.

 
В других главными персонажами
являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще веего — добрые
помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях
Ивана-царевича или Ивана-дурака, обязательно связанных с волшебством. Это —
волшебные сказки.

И, наконец,
есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от
волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои
становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это
— социально-бытовые сказки.

«В сказках
столько мудрости! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем,
кто попал в беду, даже если это всего навсего какая-то  маленькая лягушка. Сказки
учат, не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать.
А какие сказки мы называем народными
сказками? (те сказки, которые придумал народ.)

У народных
сказок нет автора, это сказки, которые появились очень давно, и их не читали, а
рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка
могла стать то длинной, то короткой. Сказки передавались от одного поколения к другому,
поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Но мы с
вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным
детям.  

«Назови сказку». Дети поочереди называю название сказок.

(курочка, ряба, колобок, маша и медведь, Василиса прекрасная,
теремок, репка, Морозко,  петушок и бобовое зернышко, царевна-лягушка,
гуси-лебеди, три медведя, каша из топора, Снегурочка, лисичка сестричка и серый
волк, по щучьему велению.., заюшкина избушка, сестрица Аленушка и братец
Иванушка, бычок – смоляной бочок, теремок, лиса и журавль.)

Воспитатель: Дети, очень много сказок, вы знаете, молодцы.

Воспитатель: сейчас у нас с вами будет не простое задание: «для вас
необычная сказка, послушайте ее и найдите ошибки и назовите название сказки.»

                                        Сказка «Катя и три
волка

Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла катя одна в лес
и заблудилась. Плутая по лесу набрела она на избушку. А в избушке жили три
волка, которые ушли на охоту. Зашла катя в избу и начала там хозяйничать. Поела
каши из всех тарелок, посидела на всех стульях, а затем легла на самую
маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты, заметили что кто-то
хозяйничал в их доме, и ну ругаться. А катя услыхала, выпрыгнула в окно и
убежала. Так волки и не узнали кто хозяйничал в их доме.

(сказка «три медведя», девочку зовут Маша, герои не волки , а
медведи. Маша легла не на раскладушку а в кровать.)

Воспитатель: вот и следующее задание: по иллюстрациям определите, какая сказка
зашифрована? Назовите героев сказки и что с ними приключилось.

1.   
Волк и 7
козлят.

2.   
Гуси лебеди.

3.   
Курочка ряба.
И т.д.

Воспитатель: отгадать загадки.

Он весь день лежал на печке

И работать не любил.

Рыбу вытащив из речки,

Все печали позабыл.    (Емеля)

Выросла она на грядке

Очень крепкой, круглой, сладкой.

Нелегко её сорвать —

Мышь на помощь надо звать.    (Репка)

В глухом лесу, в своей избушке,

Совсем одна живёт старушка.

Метлой она не пол метёт,

Метла — старушкин самолёт.   (Баба – яга)

Он бессмертный да худющий,

И всегда ужасно злющий.

В сказках — главный он злодей,

Царство есть, но нет друзей.   (Кощей)

От подружек всех отстала,

У медведей побывала.

Поспала, наелась каши…

Как зовут девчушку? … (Маша)

У него ни рук, ни ног,

Но пустился наутёк.

Громко песни распевал,

Прямо в рот к Лисе попал.  (Колобок)

В море глубоком, в пучине живёт,

Но к старику на подмогу плывёт.

Просьбу любую исполнит играя —

Видно, волшебница, ведь золотая.   (Рыбка)


Воспитатель: молодцы и с этим задание справились.

Воспитатель: впереди последнее задание

Задание: Я вам буду называть животных, а вы мне будете вспомнить сказку,
в которой встречается это животное. (коза, медведь, волк, гуси, лиса,
курица, заяц.)

Воспитатель: молодцы дети.

МОУ Колыванская средняя общеобразовательная школа №1

УРОК
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО СКАЗКАМ СИБИРИ.

«СКАЗКИ БЕЛОГО ЖУРАВЛЯ»

5 «А» класс

                                          Выполнила:

                                                                 учитель
русского языка

                                               и
литературы

Макаренко Елена Николаевна

2008

Урок внеклассного чтения по сказкам Сибири

«Сказки белого журавля».

Цели урока: знакомство учащихся с разнообразием
сибирских сказок; обучение приемам сопоставления; развитие речи; развитие
творческих способностей (инсценирование, выразительное чтение); развитие
внимание к народному слову; воспитание уважения к культуре, традициям других
народов; привиавть уважение и любовь к культуре и языку России.

Оборудование: рисунки детей к прочитанным сказкам на доске;
рисунок белого аиста на доске в центре. Дети, которые участвуют в
инсценировках, одеты в костюмы северных народов и русские народные.Презентация
с иллюстрациями прочитанных сказок.

План урока:

1.    
Вступительное слово
учителя.

2.    
Чтение и обсуждение
мансийской легенды-мифа.

3.    
Рассказ о сказителях.

4.    
Инсценировка.

5.    
Продолжение рассказа о
сказителях.

6.    
Инсценировка.

7.    
Беседе «В чем сходства и
различия северных сказок и русских народных сказок».

8.    
Инсценировка.

9.    
Заключительное слово
учителя.

Заранее с учащимися
прочитываются на внеклассных чтениях некоторые сказки народов Сибири и русские
народные сказки.

Ход урока.

I.                  
Вступительное слово
учителя.

Итак, друзья, сегодня
у нас удивительный урок. Путешествие в мир сибирских сказок. Сегодня мы
попытаемся приоткрыть волшебную завесу в таинственный мир сказок и легенд
Сибири. Попытаемся понять, в чем сходства и отличия северных сказок и русских
народных. Символ нашего урока – это белый журавль. Почему, вы узнаете дальше.

Читаю: …«Рядом с нашей деревушкой было
жу­равлиное озеро. На берегу озера, на не­большой лужайке, однажды я увидел
двух белых птиц и замер, завороженный их тан­цем. Высоко вскинув голову,
белоснежный журавль кружил по лужайке, то ускоряя, то замедляя шаг. Он то
вытягивал и отклонял шею, то кивал в такт головой. Журавушка стояла, не
шевелясь, будто заснеженный идол. Она, наверно, была зачарована тан­цем.
Журавль расправил могучие крылья и теперь уже не вышагивал, а летел, как олень,
едва касаясь земли. Но это был не полет, а танец. Свадебный танец белого жу­равля
перед белой журавлихой. Мне хоте­лось подойти ближе, чтобы лучше разгля­деть
чудо, творимое птицами. Я шевельнул­ся. Танец оборвался. Две белые птицы рва­нулись
в небо…». Так описал поэт Юван Шесталов танец белого журавля-стерха в книге
«Земля Югория». Эта гордая, редчайшая птица планеты живет 70 лет.

Говорят, лишь под конец жизни поет жу­равль.
Услышавший журавлиную песню дол­жен остановиться, замереть и в глубокой ти­шине
поразмышлять о жизни…

…Идет охотник по тайге с богатой до­бычей.
Легко на душе, весело. Но не поется что-то. Да в тайге и положено ходить тихо.
О великом, вечном размышляет он сегодня. Небо, звезды… Зачем они? Почему
люди, и звери, и деревья разные?.. Много их, воп­росов, всегда было у человека,
тысячи лет не знавшего, что такое книга, газета. Ведь что ни шаг — тайна. Но
молчало небо. Без­участно смотрели звезды. Тихо шептались на своем языке
старые, мудрые кедры.

Умела земля хранить тайны.

«Почему? Зачем?» — спрашивали отцов
сыновья из поколения в поколение. Из века в/ век. И отцы отвечали… Так
рождались леген­ды и сказки.

II.               
Чтение и обсуждение
мансийской легенды-мифа «Калтысь – эква»

Учитель читает
легенду-миф.

«Жила-была Калтысь-эква — мать Земли,
сестра Верхнего духа, Торума, бога неба. У Калтысь-эквы было семь сыновей.
Большая это семья. Кормить ее надо. Одними ореха­ми да ягодами мужчин разве
прокормишь! Однажды она решила спросить у Торума, Верхнего духа: «Чем
кормиться сыновьям на этой земле?» Послала гонцов в звездное не­бо. Хозяин
неба Торум- ответил: «Хорошо. В болото, которое находится возле вашей
деревни, я спущу оленя с олененком».

Сказано — сделано. Появились в боло­те
ветвисторогий олень с розовым олененком.

 Ожило все кругом. Травы захрустели, будто
запели. Птицы свистели, живую весть друг другу передавали. И стоял олень сре­ди
мхов, как живое изваяние. А рядом пас­ся розовый олененок. Но однажды все сно­ва
замерло. Пришли сыновья Калтысь-эквы со стрелами и луками и убили оленя с оле­ненком.
Вкусным, видно, было мясо оленя. Снова богиня Земли шлет гонцов в звезд­ное
небо, звездный мир. Снова просит То­рума спустить на болото оленей. Разгне­ванный
Торум отвечает: «Что вы за олухи?! Не успел вырасти олененок — вы его съели.
Попасли бы вы его — вырос бы и новых оленят принес бы. Целое стадо было бы
около вашей деревни! Коль  неразумны, идите в лес. Следы диких оленей мудрее,
тайга дремучая, снег толстый. Если хотите жить — охотьтесь! Вам отдаю тайгу с
чер­ным и красным зверем. Если вы настоящие мужчины, стыдно роптать на судьбу,
выпра­шивать себе пищу. Берите лук и стрелы — и айда в тайгу, да охотьтесь с
умом, дете­нышей не уничтожайте». С тех пор сыновья тайги стали мудрыми
охотниками».

Беседа:

— О чем эта
легенда-миф?

— В чем заключается
смысл легенды?

— Какую мораль мы
можем выделить для себя?

III.            
Рассказ о сказителях.

Читает учитель:

В одной хантыйской сказке уставший старик
велит сыну сделать их длинную дорогу короткой. Думал, думал молодой охотник,  что
бы это значило — и запел. Кончится короткая песня — затягивает длинную…
Сказитель всегда был желанным гостем в разбросанных по большим и малым речкам
чумах, юртах, карамо.

…Неторопливо священнодействует, на­бивая
табаком трубку, рассказчик; помешав палочкой угли в очаге, достает
огонь. Рас­куривает. И вот лицо, подобно набежавшей тучке, скрывают причудливые
клубы дыма. Отрешенный, почти невидящий взгляд. Этот ритуал нужен, чтобы и
припозднивши­еся расселись, отрешились от будничных забот. Ведь впереди
свидание не просто с прошлым миром своих предков, миром бо­гов и лозов (чертей)
— с чем-то великим и
вечным.                                                                                                                                                   

Слышно
лишь, как шкуры чума трогает пороша…  

IV.           
Инсценировка.

Ученица  читает
наизусть стихотворение «Песня богини Ючи» (ученица в северном наряде).

Учитель: Зима. Человек на лыжах быстро катится по тропинке, где-то
слышна мелодия, хоро­шее настроение, искрится снег. Видит: впе­реди на земле
стоит «в беличьей скромной накидке» богиня Юча и улыбается ему. В ее глазах и
восторг, и боль, взятая в осенних лесах. Богиня Юча не скрывает волнения от
встречи с человеком.

Ученица:

Юча — девушка из сказки,

 Дочь метельной Тели.

 Но глаза у Ючи милой

 Цвета майской ели.

Как идет она проворно —

Вестник хвойной воли!

Две косы играют, словно

Горностаи в поле.

В небе радуга сияет,

Тает в небе туча,

 Потому что улыбнулась,

 Словно солнце, Юча.

Доброта ее известна

Каждой птице, зверю,

 Вы на стук веселой Ючи

 Распахните двери.

Много
в мире зла и козней,

 К
счастью, с колыбели

Нас от
них оберегает

 Юча —
дочка Тели.

Учитель: Добрая лесная фея нужна людям. Она оберегает из от темных
сил. Она несет свет в дома, наполняет теплом и добром души людей. Юча не дает
человеку с колыбели свернуть с тропы добра, справедливости, она тоже героиня
народных сказов и ле­генд.

V.              
Продолжение рассказа о
сказителях.

Учитель: Главные хранители народной
мудрости — певцы и сказители. Это были известные лю­ди, знающие наизусть
множество легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие
секретами исполнительского ма­стерства. Их ценили и почитали. Любители сказок
приезжали к ним из далеких дере­вень, больших и малых, специально, чтобы
послушать. Долгими зимними вечерами, порой до самого рассвета, шел своеобразный
спектакль. Уснуть было невозможно: так за­хватывали слушателей сюжеты, увлекала
соч­ная, образная речь сказителя.

Устраивали вечера сказок только зимой,
приблизительно с середины января. В это время стоят сильные морозы, женщины, де­ти
и старики находятся дома. Надо же было как-то скоротать время в долгие зимние
ве­чера! Издавна на исходе дня манси собира­лись вместе всей семьей. Женщины
шили,

плели из бисера, сучили нитки из сухожилий
оленя. Атмосфера на этих вечерах было теп­лой и непринужденной. Звучали
остроумные шутки и звонкий смех, видны добрые лица и ласковые улыбки.

На таких
посиделках обязательно при­сутствовали дети. Они никогда не мешали матерям, не
плакали, не прыгали, не кри­чали, а усаживались как можно ближе к взрослым и
попадали в прекрасный мир сказок.
 

VI.           
Инсценировка мансийской
сказки «Бабушка-бабушка».

А теперь нам учащиеся
приготовили еще одну инсценировку. Мансийская сказка «Бабушка-бабушка».

БАБУШКА-БАБУШКА

Мансийская сказка

—  Бабушка, бабушка, где твой тучан?

—  Собака унесла.

—  Где же собака?

—  В лес убежала.

 — Где же
лес?                                                                                                                          
                                                                                                                                                                                                         — 
Сгорел — огонь его съел. 

—  Где же огонь?

—  Дождь
его потушил.

— Где же дождь?

—   В землю ушел.

—   Где же земля?

—   Водяной разрушил.

—   Где же водяной?

—   Два мальчика со стрелами и луками
застрелили его.

—   Где же те два мальчика с луками и
стрелами?

—  Они провалились в тонкий, только что
появившийся лед.

—   Где же тот лед, что появился?

—  Солнце растопило.

—   Где же солнце?

—   Туча закрыла.

—    Где же туча?

—    Ветер угнал.

—    Где же ветер?

—    Ветер
стих.

— Итак, друзья, вам
может показаться, что это обычный диалог. Но это не так. В этой сказке
заключается большой смысл. Здесь показана борьба добра со злом, и что добро
всегда побеждает.

VII.        
Беседе «В чем сходства и
различия северных сказок и русских народных сказок».

— Но и мы с вами
знаем уже достаточное количество сказок севера. Давайте вспомним их.

Ученики перечисляют
сказки, которые они прочитали на уроках внеклассного чтения: «Голубика»
(ненецкая сказка-легенда), «Два медведя» (ненецкая сказка ), «Хитрая лиса»
(корякская сказка), «Мальчик Идее» (хантыйская сказка) и др. называют свои
любимые. Обосновывают свой выбор. Дают их краткий пересказ. Пытаются уловить
мораль этих сказок.

— Замечательно. Ну а
что объединяет все эти сказки? О чем говорят нам  сказители в своих сказаниях?

Дети должны прийти к
выводу, что все сказки учат людей добру, справедливости, трудолюбию, ловкости,
умению – всем положительным качествам.

— Скажите, а похожи
сказки северных народов на наши русские народные сказки? Есть ли у них сходства
или различия?

Учащиеся приходят к
заключению, что все сказки народов одинаковы. Все они учат людей положительным
качествам. Но также есть и кой-какие отличительные черты. Это быт, фольклор,
национальные традиции.

— А давайте вспомним
и русские народные сказки, сочиненные в сибирских землях.

Дети перечисляют
сказки: «Как перевелись барсы на Енисее», «Мужик и барин», «Любители сказок» и
др. называют и кратко пересказывают свои любимые сказки, обосновывают свой
выбор. Пытаются определить их нравоучительный смысл.

— И мы с вами еще раз
убеждаемся, что русские народные сказки по своему характеру определенно схожи
со сказками северных народов.

VIII.     
Инсценировка «Русские
посиделки».

1) А как начинаются
посиделки в русской избе, похожи ли они на вечера сказок у северных народов.
Давайте посмотрим.

Ученица в русском
наряде, сидя на лавке за рукоделием, читает стих И.З.Сурикова

Избу освещает

Огонек светца;

 Зимний вечер длится,

Длится без конца…

И начну у бабки

Сказку я просить;

И начнет мне бабка

 Сказку говорить:

Как
Иван-царевич

Птицу-жар
поймал,

Как ему
невесту  

 Серый
волк достал.

2) Отлично, и вот
наши сказители приготовили нам сказку «Любители сказок».

Ученица в русском
наряде рассказывает сказку «Любители сказок».

После прочтения
сказки проходит ее обсуждение. Дети делятся своими впечатлениями от
прослушанного. Обсуждают героев сказки, какова мораль.

А когда мы говорим о
сказках, о фольклоре, нельзя не упомянуть о песнях, о частушках, без которых не
обходились ни одни посиделки долгими зимними вечерами.

Давайте немного
посмеемся.

Два мальчика и
девочка в русских народных костюмах поют частушки.

Из-за
леса, из-за гор

Едет
дедушка Егор,

Сам на
лошадке,

Жена на
коровке,

Дети на
телятках,

Внуки на
козлятках.

Вы
послушайте, девчата,

Нескладуху
буду петь:

На дубу
свинья пасется,

В бане
парится медведь.

Маша чай
пила,

Самоварничала.

Всю
посуду перебила—

Накухарничала.

Стал мальчишка на колоду,

Оступился прямо в воду,

Вымок,

Вылез,

 Высох,

Встал,

Оступился
и…

Упал.

На
болоте, на снегу,

Укусил
комар блоху.

Сидит
заяц на березе,

Умирает
со смеху.

IX.           
Заключительное слово
учителя.

Если народное
творчество живет в детских душах, ему суждена долгая жизнь в веках.

Белых
журавлей-стерхов осталось около трехсот. Северных народов тоже стало мало. И
мы, русские, если не будем беречь и сохранять свой язык, свою культуру,
традиции, не смотря на то, что мы многочисленный народ, можем стать как этот
журавль. Но будем стараться сохранить белых журавлей, будем стараться сохранить
свой язык, чтобы можно было сказать:

— А теперь, друзья, я
хотела бы спросить вас: что вы взяли в свои сердца с этого урока? Что вы
запомните на всю свою жизнь? Какую мораль вы уяснили для себя? И, надеюсь,
теперь всем понятно, почему символ нашего урока – это белый журавль-стерх.

Учащиеся делятся
своими впечатлениями, своими выводами. Пытаются дать оценку уроку. Что из
услышанного их задело больше всего. Что они взяли для себя с этого урока. В чем
заключается смысл сказок, и нужны ли сказки людям.

Автор
: Караулова А.Н.

 Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: 
 
познакомить учащихся с
русской народной сказкой «Два Мороза»; используя различные приемы и методы,
стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому
чтению. 

Задачи: отрабатывать навыки чтения;
развивать речь, память детей,
воспитывать трудолюбие.

Предметные (объем освоения и уровень
владения компетенциями): научатся: наблюдать за «жизнью» слов
в художественном произведении; получат возможность научиться: понимать
особенности сказочного текста, сравнивать и характеризовать героев произведений
на основе их поступков, использовать слова-антонимы.

Метапредметные: познавательные: осознанно и произвольно
строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; регулятивные: выбирают
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: проявляют
активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных
задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: сравнивают поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают
поступки героев ,
развитие этических чувств как
регуляторов морального поведения; развивать  способность к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация к учебной
деятельности.

– Сегодня на уроке чтения нам предстоит очень
много интересной работы. Мы будем узнавать что-то новое, повторять изученное
ранее, радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними
будем вместе

— Прочитайте медленно,
что перед вами? (скороговорка)

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

-Повторите в паре друг
другу, кто быстрее?

-А теперь следующая
скороговорка:

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

-Прочитаем хором (затем
читают выборочно с ускоренным темпом)

-Правильно, молодцы!

Обучающиеся 
приветствуют учителя и гостей.

Обучающиеся отвечают на
вопросы учителя.

2.Актуализация знаний и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Постановка целей урока.

— Я предлагаю
посмотреть вам отрывок из одного очень знаменитой сказки. (Просмотр отрывка  «Морозко»).

-Кто здесь главный герой? (Мороз)


Что обозначает слово «мороз»?


Какой бывает мороз?

– Какие еще вы  знаете сказки о морозе? Назовите их

— А может ли их быть
два? (Могут)

-Где? (В сказке) Кто-то
догадался в какой?

— Как вы думаете,
почему произведение называется «Два Мороза»?

Обучающиеся отвечают на
вопросы учителя.

3. Построение проекта
выхода из затруднения

— Какие задачи мы можем
перед собой поставить

1) Познакомиться с
новым произведением.

2) Отвечать на вопросы
по тексту.

3) Учиться читать
выразительно.

В сказке вам
встретятся  непонятные слова, чтоб вам было понятнее разберём их.

Учащиеся ставят задачи
урока.

4. Реализация
построенного проекта

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий
при встряхивании.

Дровосек – человек рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или
магазина.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой
земли, беден.

Полушубок – короткая зимняя одежда

— А посмотрите в
учебнике значение какого слова мы можем найти в словаре?

Объясняют значение
слов.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

 Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за
учителем.)

5. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи

1.Подготовка  к
чтению. (слайд 6)

Сейчас вы услышите
аудиозапись, ваша задача следить за текстом и читать за диктором. 

СЛУШАНИЕ и ЧТЕНИЕ
СКАЗКИ

2.Первичное восприятие
текста.

Понравилось ли вам это
произведение?

— Чем понравилось?

— А переживали ли вы,
когда читали текст?

— За кого переживали?

— Определите жанр этого
произведения.

— Какие признаки сказки
вы заметили?

— А кто автор сказки?

— Правильно, автора
нет.

— А как называется
сказка, у которой нет конкретного автора? (народная)

— Назовите действующих
лиц сказки.

— Сейчас 
прочитаем   первую встречу морозов.

— Что затеяли два
брата?

— Прочитайте 2 встречу
братьев?

— Кто прочитает как
Мороз – Синий нос играл с купцом.

— Прочитайте удалось
Морозу – красный нос заморозить дровосека.

 3.Работа в парах.

— А сейчас вы
поработаете в парах.

Нужно собрать пословицу
из слов и назвать какой теме мы их отнесём.

Аудиосказка « Два
Мороза»

Определение жанра
произведения

Собирают пословицу.

6.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону

— -Ребята , прочитав
сказку и ответив на вопросы, готовы ли точно ответить на главный вопрос:
«Какого человека легче заморозить?»

— Наш урок подходит к
концу, и я предлагаю вам             всем
вместе выбрать пословицу которая спряталась в нашей сказке.


На месте какого героя вы бы хотели оказаться?


Актуальна ли тема сказки в наши дни?

Находят пословицу,
объясняют смысл. ТОПОР ЛУЧШЕ ШУБЫ ГРЕЕТ.

7. Включение в систему
знаний и повторение

8. Домашнее задание

Вспомните, какие цели
мы перед собой ставили?

Достигли мы их?

1.Подготовить пересказ
сказки

2. Нарисовать
иллюстрацию к сказке.

Делают вывод.

Пишут домашнее задание.

9.Рефлексия учебной
деятельности на уроке

— Я предлагаю вам
оценить свою работу на уроке, закончив предложения…

-Сегодня на уроке -мне было интересно…
                     
                     
                       
                     
                     
        — я узнал… -я научился…

— Если вам легко было работать на уроке, то повесьте на наше
дерево рефлексии  зелёное яблоко, если были затруднения -жёлтое, а если было
трудно -красное.

Спасибо за работу!

Семья белочек жила в дремучем лесу. Бельченок Роберт всегда стеснялся того, что у них мало денег. Он привык к тому, что в школу ходит со старым поношенным рюкзаком и тетрадки у него самые дешевые, а у других детей яркие и красивые. Поэтому и оценки у Роберта были плохими, он был убежден в том, что является неудачником и не заслуживает большего. Когда он видел текст по литературе или математические предметы, он сразу понимал, что все это слишком сложно для него. Однажды, маму бельченка вызывали к директору школы. После разговора она пришла домой и заявила, что переводит сына в другое учебное заведение. Сказка про год расскажет, как жизнь Роберта изменилась в новой школе.

Сказка про год читать онлайн для детей

— Но почему я должен ходить в другую школу? – расстроился Роберт.
— Потому что директор рассказал мне тайну о тебе.
— О том, что я неудачник? – грустно предположил бельченок.
— С чего ты взял?
— Потому что оценки у меня хуже, чем у других. Я ничего не понимаю в математике и в литературе.
— Это все потому, что учителя не способны объяснить тебе достойно информацию. Директор сказал, что ты – одаренный. Что ты умнее других, а учителя привыкли учить обычных детей. Это школа просто не подходит для тебя из-за того, что ты талантливый и особенный.

Мурашки пробежали по коже Роберта. Впервые он услышал о том, что является одаренным. И это сказала не просто его мама, а сам директор! Директор ведь не мог бы соврать о таком. К тому же, обычно директоры умные.

— Теперь я пойду в школу для одаренных?
— Эта школа намного лучше прежней. Конечно, она подходит тебе не идеально, но уровень обучения там более достойный для такого одаренного парня, как ты.

Сказка про год в новой школе бельченка Роберта

Весь вечер бельченок не мог уснуть. Слова мамы изменили его мысли о себе. Он всегда думал о том, что слишком глуп для математики, а оказывается, он слишком умен для нее и учителя просто не могли нормально объяснить предметы? Роберт взял учебники в кровать и начал листать их, чтобы еще раз взглянуть на пройденные примеры и попытаться в них разобраться. Внезапно, он начал понимать, как решаются задачи. Конечно, не сразу. Он долго, думал, но затем догадывался, как решить их. Ведь теперь он знал правду – он одаренный, а значить такие задачи для него – пустяк.

Тем временем мама Роберта сидела над табелем об успеваемости сына и исправляла оценки в нем. Низкие баллы она превращала в высокие.

На следующий день она пришла к директору новой школы. Она одолжила у подруги дорогие пальто и побрызгалась дорогими духами. Мама бельченка была вежливой и приветливой. Она заявила, что их семья переехала в дремучий лес недавно, потому что ее муж – известный писатель и он целый год будет писать книгу про эти места. Также сказала, что ее сын – лучший ученик в своем классе, одаренный ребенок. Директор был взволнован тем, что такие уважаемые люди теперь будут приходить в его школу. Он уверил, что о бельченке позаботятся, как о хрустальной вазе и раскроют его потенциал по-максимуму.

Сказка про год в новой школе бельченка Роберта

Так и было. Сказка про год в сказочной школе внезапно стала реальностью. Бельченка посадили на первую парту и детально объясняли ему предметы. Учителя не ленились остаться после уроков, чтобы еще раз разъяснить такому одаренному мальчику тему. Бельченок стал схватывать все на лету. Ему впервые начало нравиться учиться. Почувствовав себя умным, он даже начал объяснять предметы другим детям, а те угощали его своими вкусными обедами и даже давали карманные деньги. В итоге уже через два месяца Роберт смог купить себе новый портфель и выкинуть поношенный. Он еще никогда не был таким счастливым.

Через год бельченок стал лучшим учеником своего класса и его оправили на олимпиаду. Там он увидел своего бывшего директора. Тот очень удивился встретить бывшего ученика.

— Ты то что тут забыл? – пренебрежительно спросил директор.
— Я же одаренный, почему вы удивляетесь? – спросил Роберт.
— Ты? – учитель рассмеялся. – Ты был самым худшим и глупым учеником моей школы. Я помню, как попросил забрать твою маму тебя от нас, ведь ты портил рейтинг нашего учебного заведения.

Роберт не мог поверить своим ушам. Неужели пришел конец его сказке и год в школе был всего лишь плодом его воображения? Неужели он не одаренный? До начала олимпиады оставалось 5 минут. Роберт выбежал из зала, он не мог учувствовать в соревнованиях, ведь все-равно опозориться. Вся его успешность – лишь иллюзия.

К бельченку подбежала мама.
— Почему ты не в зале? До начала осталось 5 минут!
— Ты соврала мне! Я не одарённый! Я глупый! Зачем ты соврала?
— Я сказала тебе правду. Это директор глупый, это он не смог раскрыть тебя, это не он не смог поверить тебя, заинтересовать, разжечь в тебе огонь и любовь к знаниям! Я всего лишь показала тебе то, что всегда видела в тебе – какой ты особенный и усердный. Разве тебя выбрали в участники олимпиады незаслуженно?
— Они просто не знали, как я глуп!
— Разве не ты решал примеры лучше других в классе? Разве не ты объяснял другим ученикам задачи? Разве не ты писал контрольные на высшей балл, не списывая?
— Я.
— А разве глупый бельченок мог бы так сделать?
— Нет. Выходит, я не глуп?
— Выходит ты – это то, во что ты веришь! Я верю в то, что ты сможешь на этой олимпиаде добиться высокого результата и доказать директору прошлой школы, что он – слепой глупец. А во что веришь ты?
— Я тоже в это верю!

Роберт побежал в зал и успел на начало олимпиады. Он действительно верил в свои силы и вспомнил все, что учил до этого. В итоге он занял первое место, а лучшие ученик из его бывшей школы занял последнее место.

Сказка про год в новой школе подошла к концу. А ведь действительно реальность — это то – во что мы верим. Так почему бы не верить в лучшее? Почему бы тебе прямо сейчас не поверить в себя со всей силы?

Автор — Маргарита Сурженко

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

ПІДТРИМАТИ

  • Украинская народная сказка колосок краткое содержание
  • Украденный кошелек как пишется правильно
  • Украденные товары как пишется
  • Указать кое на что как пишется
  • Укомплектована как пишется правильно