Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль. оборудование: учебники литературное чтение 3 кл. часть 2, рассказ

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс!

Приветствуют учителя

Постановка темы и цели урока

На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?

Какое произведение вам не знакомо?

Сформулируйте цель урока.

Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

«Честное слово»

Познакомиться с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.

У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.

Ответы детей

1. Прочитать произведение;

2. Проанализировать главного героя;

3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.

Открытие нового знания

Первичное восприятие текста Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?

Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.

Ответы детей

Словарная работа с QR-кодами.

Проверка первичного восприятия текста

Учитель читает произведение до диалога.

Как вы думаете, почему мальчик плакал?

Давайте выясним, что было на самом деле.

Послушайте аудиозапись.

(до слов «- Я честное слово сказал…»)

Какие чувства испытывал мальчик?

Почему мальчик не уходил с поста?

Трудно ли держать честное слово? Почему?

Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?

Дочитываем произведение самостоятельно.

Дал честное слово

Ответы детей

(что значит дать честное слово?)


Предположения детей

Предположения детей

ПУУД:

Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.

РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Планирование своей деятельности.

Прогнозирование деятельности.

КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;

Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.

СТОРОЖКА — небольшой домик, помещение для сторожа.

ЧАСОВОЙ — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).

КРАСНОАРМЕЕЦ — воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.

КРАСНАЯ АРМИЯ — название армии в советское время (1918-1946 гг.).

Физкультминутка «Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз — рывок (прыжок),

Два — рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?

Какие чувства вы испытали после прочтения?

Что подтвердилось из ваших предположений?

1. Прочитать произведение

Учитель делит класс на 3 группы.

Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа — чувства и переживания. Третья — поступки, поведение. Один человек из группы презентует. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение?

Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.

Ответы детей

Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?

Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?

На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.

Проверяем (слайд). Ответы детей:

(Как аукнется, так и откликнется.

Нечистая совесть спать не даёт.

Не давши слово — крепись, а давши — держись.

Не по виду суди, а по делам гляди.) Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.

Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?

«О детях и для детей».

Ответы детей

Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?

Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?

— Что объединяет эти рассказы?

— Что общего в характерах главных героев?

— Чем отличается главный герой этого произведения от других?

— Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово? Ответы детей

Рефлексия

Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).

Чему учит рассказ?

Какова главная мысль рассказа «Честное слово?

Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.

Ответы детей: честь превыше всего.

Оценивают себя…

РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других

Домашнее задание

Выбери домашнее задание:

— Пересказ от лица главного героя произведения;

— Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

— Составить план произведения.

Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.

История создания 

Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.

Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.

Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев. 

Жанр и направление

Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее. 

Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.

Композиция

Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования. 

Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику. 

Смысл названия 

Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей. 

У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании». 

Суть

Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.

Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.

Предсказание сбылось. У Ивана была бурная жизнь. Он сбежал от графа с цыганом, затем в бою убил человека, а после и вовсе оказался в плену у татар, которых лечил. Освободившись, Иван устроился к графу на службу и влюбился в цыганку, которая стала содержанкой графа. Груша умолила его убить ее, когда граф ей изменил. Отчаявшийся Иван нашел себе применение в армии, где дослужился до чина офицера и совершил подвиги. После этого он служил чиновником, но подлинную гармонию с собой нашел на духовном поприще. 

Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика 

Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:

  1. Главным героем произведения является Иван Флягин. В его образе автор воплотил сына кучера. Флягин был очень сильным и крепким, что делало его похожим на богатыря. Мать главного героя умерла во время родов. Мальчика воспитывал отец. Иван учился ухаживать за лошадьми и очень любил их. Однажды из-за главного героя умер один монах. Неожиданно во сне к персонажу явился погибший. Он заявил Ивану, что тот не сможет умереть и что он сам будет монахом. Иван Флягин неоднократно спасал и губил жизни людей, ему пришлось пережить все тяготы плена, бегства, алкоголизма и несчастной любви. На протяжении всей жизни Флягин пытался найти свой смысл. К концу своего жизненного пути персонаж стал странником и обрел его. Характеристика Флягина проявляется во всех его поступках. В начале повествования он беспечен, инфантилен, глуповат и даже жесток (чего стоит одна его расправа с кошкой — от отрубил ей хвост). Он проявляет агрессию к монаху и ведет себя ужасно непоследовательно и безответственно. Но со временем эти его черты сглаживаются горьким жизненным опытом. Иван становится мудрее, добродетельнее, отзывчивее. Он помогает многим людям и воспитывает в себе честность, справедливость, гуманность. Но жизнь в миру не приносит ему счастья, и он сближается с Богом, чтобы найти состояние душевной гармонии. У Флягина говорящая фамилия: фляга — это походная чаша, и странник выпивает свою чашу до дна.
  2. В образе Грушеньки изображена красивая и страстная цыганка. За приличные средства девушку выкупил князь — начальник Флягина. Цыганка стала настоящим другом главному герою, однако князь довольно быстро охладел к девушке. Вскоре героиня начинает подозревать мужчину в предательстве. Князь принял решение отвезти Грушеньку за город, где за ней присматривали три женщины. Героине удаётся сбежать от них. Судьба уготовила Грушеньке встречу с Флягиным. Главный персонаж заявляет, что они могут жить как брат с сестрой. Темпераментная и решительная девушка отвечает отказом, ведь она мучается от сильных чувств к избраннику. Она боится, что убьет князя и его невесту. Грушенька обращается к Ивану с просьбой, чтобы он сбросил её с обрыва, и он соглашается. Девушка периодически стала являться главному персонажу, подсказывая ему будущее и спасая его на фронте.
  3. Главным героем произведения является также князь. Сладострастный и порочный дворянин отличается в то же время добротой и широтой души. Он уважительно относится к Флягину, прощает ему растрату денег и даже планирует выдать за него Грушеньку. Он одержим жаждой денег, а потому не считается с чувствами девушки, когда появляется вариант жениться на дочери предводителя дворянства. Он пускает пыль в глаза и тратит последнее, чтобы всех обмануть. Ведь в реальности князь может только пить и купить, и зарабатывать деньги он не умеет. Все его предприятия заканчиваются крахом.

Темы 

Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым. 

  1. Тема смысла жизни — основная в повести. Герой с самого начала получает напутствие от матери и монаха, но ищет свое место в мире самостоятельно, никому не доверяя. И правильно делает, ведь только его индивидуальный опыт просветил его и подготовил к принятию сана. Благодаря такой насыщенной жизни Иван стал отличным проповедником. Все его приключения стали подготовкой к его истинному призванию.
  2. Тема судьбы. Иван блуждал по всему свету, испробовал десятки профессий, достиг и успеха, и падения, но но не смог уйти от своего предназначения. Его судьба была предопределена, а о был лишь актером в ее спектакле.
  3. Тема любви. Далеко не всегда любовь приносит человеку счастье. Страсть Груши разрушила ее жизнь, а любовь Ивана получила свое воплощение в убийстве Груши. Но духовная связь этих двоих вышла за рамки земной жизни. Груша являлась Ивану во снах и даже принимала участие в его судьбе.
  4. Тема патриотизма. Даже когда Иван жил у татар и был обеспечен всем необходимым, даже двумя женами, он все равно стремился домой и был готов пожертвовать собой ради возвращения. А на войне он проявил это чувство в действии, когда не жалел жизни в бою за интересы Родины.
  5. Тема праведничества. Автор рассказал читателю увлекательную историю о православии и праведничестве. Николай Семёнович описал непростой жизненный путь праведника, который наполнен ошибками и трудностями. Однако их них и складывается человеческое существование. По мнению Лескова, праведником является тот человек, который понимает необходимость осознавать собственные ошибки и каяться. 
  6. Тема смелости. В военных действиях Флягин проявляет себя храбрым и мужественным солдатом. Главный герой не страшится смерти, при этом, удача улыбается ему. 

Проблемы

Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:

  1. Проблема жестокости нравов. Иван начал свой путь с ошибок. Он был агрессивен и не раз становился виновником чужих смертей. Но он смог преодолеть в себе это звериное начало и стать добродетельным человеком.
  2. Проблема безнравственности. Иван крал, убивал, пропивал чужие деньги, потому что ему не доставало ответственности и совестливости. Он не всегда мог отличить хорошее от плохого, ведь не получил нравственного воспитания. Но со временем он научился разбираться в этом и делать правильный выбор.
  3. Проблема алкоголизма. Даже честный человек вроде Ивана нарушит все клятвы и потеряет все возможности, если даст зелёному змию власть над собой. Ведь Иван пропил деньги своего благодетеля.
  4. Проблема нравственного падения дворянства. Князь разбрасывается унаследованными деньгами и ведет праздный образ жизни, от которого страдают другие люди. Он покупает людей, как свечи на базаре, и рушит их судьбы себе на потеху. Он же обманывает невинную девицу и хочет использовать ее, чтобы получить приданое и новые возможности для порочных развлечений. И никто ему не мешает, что он же дворянин, а значит, неприкасаемый для правосудия.
  5. Социальная несправедливость. В мире Лескова нет равенства и законности. Грушу продают против ее воли в тот век, когда рабство уже повсеместно осуждалось. Иван не может устроиться на нормальную службу, потому что он не дворянин. В то же время сами дворяне ничего не делают, а только пользуются своим могуществом.

Основная идея

Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.

Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям. 

Чему учит?

Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.

Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.

Критика 

Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:

«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6) 

А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:

«…Михаил Никифорович* <…> после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сер­гии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фи­гур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. <…> (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.) 

Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:

Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем окон­ченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. <…> интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! <…> Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.) 

Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:

«В русской жизни, растекающей­ся на огромные пространства, с различною природою и различными на­родностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… <…> …Лесков, с его впечатлительностью и от­зывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… <…>… распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлека­тельно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.) 

Автор: Виктория Комарова

Образ кавказского пленника в русской литературе.

Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный». Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.

Тема предопределила цели работы:

1. провести анализ текстов художественных произведений

2. сопоставить способы и приёмы изображения главного героя

3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.

Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.

В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А.Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина.

В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины… » – писал Пушкин

«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.

«Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.

У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.

Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова «пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот, кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша, но и главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»

Как пленники сумели сбежать?

Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».

Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.

Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.

Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.

У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.

Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имён героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена.

Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки – горы?! Там и тут теснятся их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность…” В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского – «красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти».

Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.

История создания рассказа «Барышня-крестьянка»

«Крестьянка» Александра Пушкина входит в цикл прозы «Сказка Белкина». Отдельного упоминания заслуживает история его создания.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

Пушкин в Болдино

Александр Сергеевич написал все пять миниатюр цикла в 1830 году, находясь в своем имении Большое Болдино под Нижним Новгородом, куда поэт приехал из Москвы 3 сентября и куда он надеялся быстро решить бытовые вопросы и вернуться, чтобы отпраздновать брак с Натальей Гончаровой.

Однако планам не суждено было сбыться: в это время в Москве началась эпидемия холеры, и город был окружен карантинными постами: въезд и выезд из него были заблокированы, чтобы предотвратить распространение болезни. Поэтому свадьбу пришлось отложить, и Пушкин на три осенних месяца оказался невольным узником Болдино.

В Москву она приехала только в начале декабря, а в феврале 1831 года вышла замуж за Н. Гончарову.

Александр Сергеевич любил осенний сезон и всегда испытывал осенью эмоциональный и творческий всплеск, а в год написания «Сказок Белкина» это добавляло радостного ожидания воссоединения с любимой женщиной. По словам Пушкина, в 1830 году в Болдино он писал так, как давно не писал.

«Сказки Белкина», в которых «Крестьянка» занимает центральное место, были опубликованы в 1831 году. Люди, впервые читающие произведение этого поэта, могут задаться вопросом, кто такой Белкин и почему Пушкин написал и опубликовал свои рассказы под псевдонимом.

Автор связывает их создание с вымышленным персонажем — покойным помещиком Иваном Петровичем Белкиным, который якобы умер от холода в возрасте тридцати лет и оставил рукописи. Для Пушкина это была не просто шутка: прикрываясь неизвестным Белкиным, он хотел избежать резких рецензий и рецензий.

Александр Сергеевич был пионером в создании литературы нового типа, и недаром опасался, что критики, считавшие сентиментальное творчество Карамзина, Жуковского и других классиков того времени за образец, не поймут его творчество, выходящее за рамки традиционализма.

Краткий пересказ

Пушкин специально придал своему рассказу некоторую иронию. Многие из содержащихся в нем строк содержат скрытый смысл, не всегда понятный современным людям.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

Имя главной героини — Лизавета — напомнило читателю того времени широко известную современникам поэта сентиментальную повесть Карамзина «Бедная Лиза» о трагической любви бедной девушки к блестящему офицеру.

Но, кроме имени, пушкинская Лиза не имеет ничего общего с образом героини Карамзиной. Строка эпиграфа, предшествующая рассказу, — «У тебя все хорошо, дорогая, одеваться» — содержит намек на превращение Лизы в Акулину, что служит отправной точкой для центральной интриги рассказа.

Краткое содержание спектакля — юмористическая пародия на старинный шекспировский рассказ о конфликте двух семей, хотя история Лизы и Алексея полностью отличается от истории Ромео и Джульетты. Работа небольшая, написана в легком и приятном стиле, прочитать ее целиком не составит труда.

Живущие по соседству помещики Берестов и Муромский не очень ладят между собой. Григорий Иванович считает Ивана Петровича грубым «медведем» и провинциалом, отрицающим западный прогресс, перед которым Муромский кланяется. Берестов же категорически отрицательно относится к англомании своего соседа, ухмыляется своей пристрастием ко всему английскому, говоря: «Куда мы разоримся по-английски! Если бы мы устали от русских».

Лиза Муромская узнает, что к Берестову приехал сын, о котором ходят романтические слухи среди молодых местных женщин, и она очень хочет с ним познакомиться, но не может себе этого позволить, зная, что их отцы поссорились с Алексеем.

Верную Настю отправляют на разведку, которую ее пригласила в гости одна из берестовых горничных. Едва дожидаясь его возвращения, юная хозяйка нетерпеливо спрашивает посыльного юного хозяина.

Описание Настей внешности и характера Алексея еще больше разжигает любопытство девушки, и она находит способ познакомиться с ним, решая переодеться фермером и поехать в Тугилово собирать грибы. Настя активно помогает любовнице в воплощении смелого плана.

Предприятие увенчалось успехом: Лизе удается встретить гуляющего в роще молодого человека с собакой. Она представляется ему Акулиной, дочерью кузнеца Прилучинского Василия. Алексей сразу понравился девушке, и он, желая о ней позаботиться, называет себя официантом молодого хозяина, но Лиза не верит и смеется в ответ: она понимает хитрость. Алексей ходит рядом с ней, разговаривает, его очаровывают поведение и рассуждения молодой крестьянки.

Молодой человек хочет продолжить новое знакомство и навестит Василия, но мысль о том, что он увидит там настоящую Акулину — рябую толстушку, пугает Лизу. Она его почти не отговаривает, обещая прийти на следующее свидание.

Молодые люди начинают встречаться тайком и постепенно влюбляются друг в друга. Алексей показывает Акулине буквы, и она удивительно быстро учится читать и писать, чем восхищается ее учительница. Встречи завершаются заочной формой: влюбленные обмениваются записками в дупле дерева.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

Между тем их отцы случайно сталкиваются во время охоты. Муромский падает с лошади, Берестов помогает ему подняться и отвозит домой. Григорий Иванович возвращается на свой пост, обеспечив Ивану Петровичу обещание приехать в Прилучино с сыном.

Лиза в ужасе: она боится, что Алексей ее узнает. Чтобы избежать обнажения, девушка решает максимально изменить внешность. Украдя румянец и отбеливание мисс Жаклин, она аккуратно наносит макияж, одевается в экстравагантное платье и меняет манеру поведения, притворяясь фальшивкой и бесконечно вставляя иностранные слова в разговор. Благодаря этой маскировке чит остается нераспознанным.

На следующий день после встречи с Алексеем Лиза спрашивает молодого человека, как ему понравилась молодая женщина, и получает заверения, что ее нельзя сравнивать с ней, Акулиной. К этому времени Муромский и Берестов окончательно помирились и уже договаривались друг с другом о браке своих детей.

Вернувшись домой, Алексей узнает от Ивана Петровича, что нашел ему невесту, дочь соседки Лизы Муромской. Жениться на Лизе молодой человек не хочет: любит Акулину. Отец ничего не хочет слышать и грозится лишить его наследства, если он откажется жениться.

Ради любви Алексей готов отказаться не только от ее наследства, но и от ее социального статуса — ведь он уверен, что его избранница — простой крестьянин и готов разделить с ней жизненные невзгоды. Юноша пишет страстное письмо и кладет его в дупло дерева.

На следующий день Алексей идет к Муромским объяснять Григорию Ивановичу. Слуга говорит, что хозяин только что ушел, а молодая женщина в доме. Молодой человек решает все рассказать Лизавете. Войдя в дом без рапорта, он видит сидящую у окна девушку с письмом в руке и бросается к ней со словами: «Акулина, моя подруга Акулина!»

Вошедший в комнату Муромский застал Алексея целующим руки дочери, лукаво замечает, что у молодых, судя по всему, уже давно дела идут хорошо. Чем закончился рассказ? Чем это должно было закончиться: счастливый конец.

Другие персонажи

  • Иван Петрович Берестов — гостеприимный помещик, вдовец, отец Алексея. Гордый человек, умеет управлять (утроил свой доход).
  • Григорий Иванович Муромский — сосед Берестова по усадьбе, «настоящий русский хозяин», вдовец, отец Лизы. Он расточил большую часть имущества, поселился в деревне и устроил свою жизнь по-английски.
  • Мисс Джексон — 40-летняя англичанка, воспитавшая Лизу.
  • Настя — девушка, которая служила Лизе.

«Барышня-крестьянка» — читательский дневник по повести А. Пушкина

Рассказ Александра Пушкина «

Крестьянка »входит в цикл« Сказки покойного Ивана Петровича Белкина », написанный в 1830 году и опубликованный в 1831 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор:

Пушкин Александр Сергеевич
Название работы: «
Молодая крестьянка»
Тип:
история
Год написания:
1830 г
Издатель:
AST
Год публикации:
2014 г
Число страниц:
26

Главные герои и их краткая характеристика

Лиза Муромская (Бетси, Акулина) — девочка 17 лет. Очень красивая, веселая, живая и романтичная. Алексей Берестов — романтичный и добрый красавец, который старался выглядеть разочарованным в жизни. Григорий Иванович Муромский — настоящий хозяин и англо-наркоман. Изобретательный и предприимчивый. Иван Петрович Берестов — расчетливый хозяйственник. Настя — горничная Лизы. Веселая и предприимчивая.

Система образов

Образы Лизы и Алексея сливаются после встречи в роще. Между молодым мастером и Лизой-Акулиной вспыхивает взаимное чувство.

Образы соседей Берестова и Муромцева — два противоположных типа людей. Один из них — практичный, умный и активный человек, твердо стоящий на ногах. Другой — мечтатель, который реализует нереальные проекты, ищет нововведения, еще не проверенные жизнью. Муромцев непрактичен, но именно у него такая выдающаяся дочь.

Два полярных образа в начале повествования находятся в состоянии войны. Затем соседи примиряются, и их образы проявляются в единстве, как противоположности, дополняющие друг друга.

Чувствуется единство образов Лизы и ее служанки Насти. Девушки из разных социальных слоев, но очень похожие по характеру и интересам.

Время и место действия

Действие происходит в первой половине 19 века в российской провинции, в двух имениях соседних помещиков Берестовых и Муромских. История «рассказана» от имени Ивана Петровича Белкина и названа в честь главного героя, которому, чтобы покорить сердце главного героя, пришлось совмещать одновременно две роли: девушку и девушку фермер.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Лизу Муромскую очень интересовал недавно приехавший Алексей Берестов, но она не смогла с ним встретиться из-за неприязни отцов. Она переоделась крестьянкой и под именем Акулина стала встречаться с Алексеем. Несчастный случай стал поводом для примирения соседей, и Алексей увидел Лизу, но не узнал ее в макияже. Алексей научил Лизу читать и писать и все больше влюблялся в девушку. Родители решили выдать детей замуж, и Алексей попросил руки Акулиной в письме. Алексей пришел к Муромским и увидел Лизу без макияжа, узнал в ней свою возлюбленную.

План пересказа

  • Вражда двух помещиков
  • Внешний вид Алексея Берестова
  • Рецепты Лизы Муромской.
  • Настя сообщает об отпуске
  • Крестьянское платье
  • Встреча в роще
  • Вторая встреча
  • Любители
  • Авария
  • Примирение врагов
  • Обед у Муромских
  • Уроки грамотности
  • Двойные этажи
  • Алексей протягивает руку Акулине
  • Хорошее откровение.

Основная мысль

Предрассудки и социальные условности — главные враги на пути к счастью. Чтобы сохранить свою любовь, нужно прислушиваться только к своему сердцу.

Чему учит

Эта история учит, что вы должны жить в мире со своими соседями. Он учит, что истинные чувства невозможно скрыть. Он учит верить в лучшее и уметь ждать. Он учит, что для настоящей любви нет преград.

Сюжет

На протяжении многих лет две дворянские семьи, живущие по соседству, — Берестовые и Муромские — не ладили. Это было связано с разными взглядами на жизнь Ивана Петровича и Григория Ивановича. Они не общались и при каждой возможности клеветали друг на друга.

Однако у соседей было нечто общее: оба были вдовцами и воспитывали детей одни. Так, Муромский, будучи большим поклонником туманного Альбиона, пригласил для своей единственной дочери Лизы английскую экономку, а Берестов отправил своего наследника Алексея учиться в столичный университет. Из-за глухой неприязни отцов Лиза и Алексей даже не знали друг друга.

Однажды к Берестову пришел сын, который мечтал стать гусаром, но отец был категорически против. Приезд молодого человека пробудил мирную и спокойную жизнь провинциальной знати. На местных дам произвел глубокое впечатление величественный и красивый мужчина, который всячески пытался придать себе вид человека, уставшего от жизни и разочарований, окутанного тайной.

Лизе очень хотелось взглянуть на Алексея и для этого она решилась на приключение: она решила переодеться крестьянином и познакомиться с молодым мастером. Служанка Настя оказалась верной помощницей, обеспечив любовнице надежное алиби.

Алексей был настолько очарован молодой, красивой, наивной и уверенной в себе мужичкой Акулиной, что сам не заметил, как влюбился в нее. Молодые люди каждый день встречались в лесу, все больше убеждаясь в том, что они любят друг друга всем сердцем.

Между тем их отцы, благодаря несчастному случаю на охоте, не только нашли общий язык, но и стали близкими друзьями. В своих мечтах они даже сошлись и решили поскорее познакомить Алексея и Лизу. Берестов заявил сыну о своем желании выдать его замуж за Лизу, но, к своему удивлению, получил твердый отказ. Чтобы найти справедливость для Алексея, она пригрозила лишить его наследства. В спешке молодой человек отправился в имение Муромских объясниться с Лизой. Так была раскрыта тайна девушки, и влюбленные на радость родителей поженились.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

Список действующих лиц повести «Барышня – крестьянка» и их краткая характеристика

Главные персонажи:

  • Лиза Муромская — дочь Григория Муромского. Влюбленная в Алексея Берестова, она ловко притворилась обыкновенной акулиной мужичкой. Она испугалась, когда анекдот раскрылась, и удивилась, когда ее возлюбленный превратил проказу в шутку.
  • Алексей Берестов — сын Ивана Петровича. Веселый и остроумный молодой человек. Он влюбился в очаровательную крестьянку-брюнетку Акулину. В конце рассказа выясняется, что Акулина притворилась Лизой Муромской. Алексей не рассердился и решил, что такая проказа украшает только девушку.

Второстепенные персонажи:

  • Иван Петрович Берестов — типичный русский джентльмен, умеющий жить без лишних эксцессов. Ему не нравится чрезмерное увлечение европейской культурой. Сначала он враждовал с Муромским, позже подружился с ним.
  • Григорий Иванович Муромский — джентльмен, которого тянуло от одной красавицы к другой. Слишком зависим от английской культуры. Берестов не любил, но после несчастного случая на охоте постепенно примирился с соседом, а позже подружился.
  • Настя — горничная в имении Муромских. Именно от нее Лиза узнала, кто такой Алексей Берестов.

Жанр, направление, композиция

Рассказы, вошедшие в цикл Belkin Tales, относятся к разным жанрам: реализму, готике, сентиментальности. «Барышня-крестьянка» — это смешение жанров: прежде всего, это водевиль с переодеваниями и актерской игрой. В то же время рассказ отличается реалистичностью и сентиментальностью.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

В состав романа входят:

  • вступление,
  • связать,
  • кульминация
  • эпилог.

Во вступлении Пушкин описывает контекст, в котором будет разворачиваться сюжет: он говорит о двух соседях: Муромске и Берестове, их детях и их взаимоотношениях.

Далее следует рассказ о том, как Лизе Муромской пришла в голову идея встретиться с Алексеем Берестовым в образе Акулиной и что из этого вышло.

Кульминация — приезд Алексея в Муромский, движимый желанием отказаться от брака, на котором настаивает ее отец. И, наконец, эпилог — встреча молодого Берестова с Лизой-Акулиной.

Главные герои и их характеристика

Анализ произведения следует начинать с рассмотрения характеров его героев. Количество персонажей в «Крестьянине» невелико, и эта черта интимности присуща всем рассказам цикла.

Составив для наглядности таблицу, можно сделать вывод, что четыре символа относятся к основным, а два — к второстепенным. Вот черты, которые дает им автор:

Главные герои Описание
Григорий Иванович Муромский Вдовец, владелец села Прилучино, промотал половину имения, а остальное передал в попечительский совет. Очарованный идеей хозяйствования по-западному: на деньги, собранные из залога, он разбивает английский сад в Прилучино, одевает своих женихов в жокейские одежды и нанимает английскую экономку для своей дочери. Однако, несмотря на все его усилия, его новые идеи не приносят очевидных экономических результатов. Муромский по-прежнему в долгах.
Лизавета Муромская Единственная дочь Григория Ивановича, очень образованного, но избалованного юного мечтателя и дерзкого.
Иван Петрович Берестов Сосед Муромских, хозяин села Тугилово, тоже вдовец. Солидный собственник, убежденный русофил, уверенно ведет дела, не предаваясь пустым фантазиям. Помимо дохода от сельского хозяйства, он получает хороший доход от фабрики тканей, построенной в его деревне.
Алексей Берестов Сын Ивана Петровича, выпускник, мечтает о военной карьере.
Второстепенные персонажи Описание
Настя Слуга, слуга и доверенное лицо Лизы, которое участвует во всех ее шутках и шутках.
Мисс Джексон Домработница Лизы, вежливая старая дева, которой никак не удается сделать из своей воспитанницы холодную англичанку.

Алексей и Лиза молодые. Точно Пушкин лишь указывает, сколько лет Лизавете, называя ее молодой женщиной семнадцати лет. Возраст остальных главных героев можно приблизительно оценить.

Поскольку автор утверждает, что Иван Петрович Берестов вышел на пенсию в 1797 году, на момент описываемых в повести событий ему должно было быть около 50-55 лет, и Муромский, по-видимому, был ему ровней.

Смысл названия

Название рассказа «Барышня-крестьянин» объясняется его сюжетом.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

Не желая проявлять интерес к Алексею Берестову, главная героиня романа, молодая женщина Лиза Муромская переодевается крестьянкой, выдавая себя за дочь кузнеца Прилучинского Василия Акулину, и идет на свидание с молодым человеком.

По ходу сюжета Лиза превращается из молодой женщины в фермера и наоборот. Этим приемом Пушкин придает сюжету рассказа динамизм и очарование, интригуя читателя.

Основные темы и проблемы

Основная тема произведения — любовь главных героев Лизы и Алексея. Их чувства, переживания, взаимные действия, которые они готовы делать из любви, — это суть истории. Почти шекспировский сюжет разворачивается в глубокой русской провинции.

В то же время история полна юмора. Пушкин не упускает случая подчеркнуть абсурдность и комичность ситуации, высмеивая характерную для того времени склонность некоторых русских дворян к копированию чужих привычек и обычаев.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

История затрагивает проблему социальных предрассудков, преобладающих в обществе того времени. Они не позволяют влюбленным свободно выражать свои чувства, им приходится ходить на макияж, устраивая тайные свидания.

Это вызывает конфликты, вынуждая молодых людей бороться с устаревшим образом жизни, инертными обычаями и правилами, превалирующими вокруг них. Только благодаря своей настойчивости, и в то же время смекалке и даже хитрости Лизе и Алексею удается выйти победителями в этой схватке.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Помещики Муромский и Берестов не ладили.

Сын Берестова Алексей случайно увидел в роще красивую девушку и был ею очарован. Она представилась ему как Акулина. Дочь Муромского Лиза решила переодеться крестьянином, чтобы посмотреть на своего сына Берестова, который вернулся домой после учебы в университете.

Алексею удалось убедить ее встретиться с ним и прогуляться по роще. Он начал учить ее читать и писать, и между ними завязалась переписка, дупло дуба служило почтовым отделением.

Тем временем борющиеся помещики помирились, и Муромский пригласил обоих Берестовых в гости. Лиза, чтобы Алексей не узнал в ней Акулину, побелела ее смуглое лицо.

Отцы решили выдать детей замуж. Берестов пообещал сыну проклясть его и оставить нищим, если он не женится на дочери Муромского.

Алексей написал Акулиной письмо с предложением руки и сердца. Затем он поехал в Муромский объяснять, почему не может жениться на дочери.

Не найдя его дома, она пошла в гостиную к Лизавете Григорьевне и с удивлением увидела, что Акулина вместо нее читала ее письмо. Молодой человек был безмерно счастлив, что его любимой Акулиной стала Лиза.

Главная мысль произведения

Пушкин своим рассказом доказывает, что нельзя руководствоваться предрассудками. Только победив их, он сможет завоевать свое право на счастье.

История заканчивается счастливым концом для влюбленных не только благодаря стечению обстоятельств, но и их настойчивости и готовности жертвовать своими чувствами.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

Вечные высшие ценности, к которым принадлежит любовь, неизмеримо значительнее любых условностей и предрассудков общества. На пути к счастью люди способны подчинить себе любые обстоятельства, иногда кажущиеся непреодолимыми.

Идея рассказа — показать читателю, что в таких обстоятельствах любовь может быть не только трагичной, но и счастливой. Это иллюстрация того, что за чувство нужно бороться, а не оплакивать его: это основная идея романа.

Простота и доступность изложения, авторская симпатия к героям, отсутствие традиционного высокомерия в описании чувств, сближение их с чувствами реальных людей, были новинкой не только в русской, но и в мировой литературе.

Чему учит повесть «Барышня-крестьянка»

Рассказывая о жизни Муромского и Берестова, Пушкин доказывает, что только простота и искренность в отношениях могут сделать людей счастливыми.

Указывает ли название рассказа скворцы на главного героя произведения

Надев ту или иную маску, человек лишает себя возможности открытого общения, не признавая истинных намерений других и не позволяя им узнавать себя.

Только благодаря случайной встрече на охоте Григорий Иванович и Иван Петрович, прожившие много лет по соседству, наконец преодолевают враждебность друг друга и понимают, что между ними действительно много общего и они могут быть большими друзьями. Даже их дети мешают маскам, выбрасывая их, они становятся счастливыми.

Тот, кто написал «Крестьянку», был гениальным человеком. Повесть Пушкина, несмотря на скромный объем и минимальное количество персонажей, является настоящим литературным шедевром.

Это еще раз подтверждает истину: сколько бы страниц ни занимал рассказ: у великих писателей никогда не бывает маленьких произведений.

Источники

  • https://tvercult.ru/literatura/baryishnya-krestyanka-analiz-povesti-a-s-pushkina
  • https://blmb.ru/baryshnya-krestyanka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://studiya-oz.ru/literatura/glavnye-geroi-povesti-baryshnya-krestyanka.html
  • https://chinese-language.ru/sochineniya/baryshnya-krestyanka-analiz-proizvedeniya.html
  • https://Obuv-PatriotPlus.ru/pereskazy/povesti-belkina-baryshnya-krestyanka.html

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

  • Укатанная дорога как пишется
  • Указка указать сказка сказать ошибка
  • Указать в квадратиках порядок предложений так чтобы получился рассказ надвинулась туча 2 класс ответ
  • Указать в квадратиках порядок предложений так чтобы получился рассказ 2 класс все упражнения
  • Указанное время как пишется