Укажите жанры древнерусской литературы предание летопись хождение сказка

Тест по теме древнерусская литература 8 класс 1. к какому периоду времени относятся произведения древнерусской литературы? а v-xi вв. б

Тест по теме «Древнерусская
литература»  8 класс

1. К какому периоду времени относятся произведения
древнерусской литературы?

А) V-XI вв.   Б) IX – XIII вв.  
В) X-XVIII вв.    Г) XIII – XVIII вв.

2. Какие жанры относятся к
древнерусской литературе?

А) Летопись   Б) Роман  В) Баллада   Г)
Житие

3.Выберите жанр, который НЕ относится к жанрам
древнерусской литературы

А) Житие   Б) Предание   В) Летопись    Г) Воинская повесть

4. Что не допускалось в текстах
древнерусской литературы?

А) Исторические факты   Б) Вымысел   В)
Наличие высокопарных слов   Г) Преувеличение

5. Какой жанр древнерусской
литературы характеризуется описанием путешествий?

А) Слово   Б) Поучение   В) Хождение (хожение) 
Г) Летопись

6. Что описывается в памятниках
древнерусской литературы, относящихся к жанру «житие»?

А) Описание жизни и правления великих
князей древней Руси Б) Описание жизни и деяний святых

В) Описание жизни простого русского
народа   Г) Описание истории древней Руси

7. Какая отличительная
особенность летописи?

А) Описание событий в чёткой хронологии
по годам  Б) Назидательный характер повествования

В) Прославление подвигов правителей
древней Руси  Г) Описание жизни и деяний святых

8. Кем были герои древнерусской
литературы?

А) Церковными деятелями   Б) Князьями и
святыми

В) Представителями простого народа   Г)
Богатырями

9. Почему памятники
древнерусской литературы не совсем точно передают исторические события?

А) Книги писали вручную, поэтому
переписчик мог внести любые изменения

Б) Авторы не очень хорошо разбирались в
истории

В) Правда от всех тщательно скрывалась

Г) Монахи не знали, что происходит в
окружающем мире, поэтому писали о том, что мельком слышали

10. Чья жизнь описывается в
известном житие?

А) Вещего Олега   Б) Александра
Невского

В) князя Игоря   Г) Владимира Мономаха

11. Кем был Александр Невский?

А) Князем, прославившемся в боях, и
причисленному к лику святых  Б) Летописец

В) Монахом, прожившем всю жизнь в
монастыре  Г) Отшельником, коротающим свой век в горах

12. Кто был отцом Александра
Невского?

А) Владимир Красное солнышко   Б) Князь
Ярослав

В) Князь Игорь   Г) Князь Святослав

13. Чем отличался Александр
Невский?

А) Знанием иностранных языков   Б)
Дипломатическими способностями

В) Своей красотой, силой, храбростью      Г)
Музыкальными талантами

14. Что сделал Александр
Невский перед тем, как пойти в бой?

А) Хорошо выспался   Б) Простился со
всеми родными

В) Помолился в церкви   Г) Накормил
своего коня

15.Отчего умер Александр
Невский?

А) Погиб в битве   Б) Был ранен отравленным
копьём

В) Заболел   Г) От старости

16. Черты каких двух жанров сочетает в себе «Повесть о
житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»?

А) Слово и хождение  Б) Житие и поучение

В) Хождение и воинская повесть Г) Житие и воинская повесть

17. Кем и когда была написана «Повесть о житии…Александра
Невского»?

А) В 80-х годах XIII века, книжником монастыря
Рождества Богородицы во Владимире

Б) В 80-х годах X века монахом Нестером

В) В IX веке А. С. Пушкиным

Г) В XX веке литератором Д. С. Лихачёвым


 18. Сколько подвигов описывается в «Повести о житии…Александра
Невского»?

А) 5   Б) 3   В) 2   Г) 1

19.Какая литература получила широкое распространение
в XVII веке?

А) Демократическая  Б) Либеральная  В) Научная Г) Коммунистическая 

20. Кто был героями произведений такой литературы?

А) Героические и исторические личности Б) Простые люди

В) Святые Г) Вымышленные

21. К
какому жанру относится произведение «Повесть о Шемякином суде»?

А) Сатирическая повесть Б) Историческая повесть  В) Воинская
повесть Г) Поучение
22. Что было завёрнуто в платок, который убогий показывал судье во время
суда?

А) Деньги Б) Золото В) Камень Г) Пистолет 

23. Сколько судов состоялось над убогим?

А) 4 Б) 5 В) 3 Г)1

24.Каким словом заканчивается повесть?

А) Аминь    Б) Суд окончен    В) Всем встать    Г) А тут и
сказке конец

25. Что означает выражение «Шемякин суд» в современном
языке»?

А) Справедливый суд   Б) Праведный суд   В) Несправедливый
суд   Г) Народный суд

Тест по теме «Древнерусская
литература» 8 класс (ответы)

1. К какому периоду времени относятся произведения
древнерусской литературы?

А) V-XI вв.   Б) IX – XIII вв.  
В) X-XVIII вв.   
Г) XIII – XVIII вв.

2. Какие жанры относятся к древнерусской
литературе?

А) Летопись   Б) Роман  В) Баллада   Г)
Житие

3.Выберите жанр, который НЕ относится к жанрам
древнерусской литературы

А) Житие   Б) Предание   В) Летопись    Г) Воинская
повесть

4. Что не допускалось в текстах
древнерусской литературы?

А) Исторические факты   Б)
Вымысел
   В) Наличие высокопарных слов   Г) Преувеличение

5. Какой жанр древнерусской
литературы характеризуется описанием путешествий?

А) Слово   Б) Поучение   В) Хождение
(хожение)
   Г) Летопись

6. Что описывается в памятниках
древнерусской литературы, относящихся к жанру «житие»?

А) Описание жизни и правления великих
князей древней Руси Б) Описание жизни и деяний святых В) Описание
жизни простого русского народа   Г) Описание истории древней Руси

7. Какая отличительная особенность
летописи?

А) Описание событий в чёткой хронологии
по годам
 
Б) Назидательный характер повествования

В) Прославление подвигов правителей
древней Руси  Г) Описание жизни и деяний святых

8. Кем были герои древнерусской
литературы?

А) Церковными деятелями   Б)
Князьями и святыми

В) Представителями простого народа   Г)
Богатырями

9. Почему памятники
древнерусской литературы не совсем точно передают исторические события?

А) Книги писали вручную, поэтому
переписчик мог внести любые изменения

Б) Авторы не очень хорошо разбирались в
истории

В) Правда от всех тщательно скрывалась

Г) Монахи не знали, что происходит в
окружающем мире, поэтому писали о том, что мельком слышали

10. Чья жизнь описывается в
известном житие?

А) Вещего Олега   Б) Александра
Невского

В) князя Игоря   Г) Владимира Мономаха

11. Кем был Александр Невский?

А) Князем, прославившемся в боях, и
причисленному к лику святых
  Б) Летописец

В) Монахом, прожившем всю жизнь в
монастыре  Г) Отшельником, коротающим свой век в горах

12. Кто был отцом Александра
Невского?

А) Владимир Красное солнышко   Б)
Князь Ярослав

В) Князь Игорь   Г) Князь Святослав

13. Чем отличался Александр
Невский?

А) Знанием иностранных языков   Б)
Дипломатическими способностями

В) Своей красотой, силой, храбростью   Г) Музыкальными талантами

14. Что сделал Александр
Невский перед тем, как пойти в бой?

А) Хорошо выспался   Б) Простился со
всеми родными

В) Помолился в церкви   Г) Накормил своего коня

15.Отчего умер Александр
Невский?

А) Погиб в битве   Б) Был ранен
отравленным копьём

В) Заболел   Г) От старости

16. Черты каких двух жанров сочетает в себе «Повесть о
житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»?

А) Слово и хождение  Б) Житие и поучение

В) Хождение и воинская повесть Г) Житие и воинская повесть

17. Кем и когда была написана «Повесть о житии…Александра
Невского»?

А) В 80-х годах XIII века, книжником монастыря
Рождества Богородицы во Владимире

Б) В 80-х годах X века монахом Нестером

В) В IX веке А. С. Пушкиным

Г) В XX веке литератором Д. С. Лихачёвым

18. Сколько подвигов описывается в «Повести о
житии…Александра Невского»?

А) 5   Б) 3   В) 2   Г) 1

19.Какая литература получила широкое распространение
в XVII веке?

А) Демократическая Б) Либеральная  В) Научная Г) Коммунистическая 

20. Кто был героями произведений такой литературы?

А) Героические и исторические личности  Б) Простые
люди

В) Святые Г) Вымышленные

21. К
какому жанру относится произведение «Повесть о Шемякином суде»?

А) Сатирическая повесть Б) Историческая повесть  В) Воинская повесть Г) Поучение
22. Что было завёрнуто в платок, который убогий показывал судье во время
суда?

А) Деньги  Б) Золото  В) Камень  Г) Пистолет 

23. Сколько судов состоялось над убогим?

А) 4 Б) 5 В) 3 Г)1

24.Каким словом заканчивается повесть?

А) Аминь    Б)
Суд окончен    В) Всем встать    Г) А тут и сказке конец

25. Что означает выражение «Шемякин суд» в современном
языке»?

А) Справедливый суд   Б) Праведный суд   В) Несправедливый
суд
   Г) Народный суд

Контрольная
работа по литературе 7 класс
«Устное народное творчество.
Древнерусская литература»

1 вариант

1. Фольклор – это… А)
письменная литература Б) устное народное
творчество
В) произведения, созданные в 11-19 веках

 Г) сказки

2. Жанры устного народного творчества: А) роман, стихотворение, трагедия, рассказ  Б)
летопись, житие, поучение

В) загадка, закличка, потешка, пословица, поговорка,
сказка

3. Пословица – это … А) краткое
мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
Б) краткий
иносказательный рассказ поучительного характера; В) выражение насмешки.

4. Поговорка- этоА) меткое, яркое
народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

Б) вид художественного произведения В) сказания, передающие
представления древних народов о мире.

5. Иван Грозный, Петр 1 – это герои какого жанра? А).Сказка
Б). Предание В). Былина Г.) летопись

6. Былина – это… А) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных
героях;

Б) устный рассказ, содержащий сведения об
исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.

7. Музыкальный инструмент, под который в древности
исполнялось пение былин:
А)
арфа Б) скрипка В) гусли Г) балалайка

8.
Где родился Илья Муромец?
А) Муроме Б) Мурманске В) Муромске

9.
Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца?
А) Святогор Б) Алеша Попович В )Добрыня Никитич

10.
Как называл своего коня Илья Муромец?
А) Юлий Б)
Бурушка
В) Пегас

11.
Кто не является героями  карело-финского эпоса «Калевала»?
А) Элиас
Лённрот,
Б)
Вяйнямяйнен В) Айно г) Куллерво

12.
Что не входит в рецепт изготовления волшебной мельницы Сампо?
А) перо Б) шерсть В) зерно Г) вода

13
Кто не является героем поэмы «Песнь о Роланде»?
А) Оливье Б) Карл Великий В) Роланд Г) Д. Бисти

14. На какую тему писались первые древнерусские книги?
А) На историческую Б) На церковную В) На социально-бытовую

Г) На военную

15. Каким образом создавались древнерусские книги? А) Печатались Б)
Переписывались вручную
В) Выбивались на деревянных дощечках Г) Писались
на коже животных

16. Где создавались древнерусские книги? А) Во дворце князя Б) В городской библиотеке В) В монастырях Г) В школах

17. Какой жанр древнерусской литературы представлял
собой наставление о том, как правильно жить?

А) Хронограф Б) Поучение В)
Житие Г) Хождение

18. Кто из русских князей обладал писательским
талантом?
А) Ярослав Мудрый
Б) Владимир Красное солнышко

В) Вещий Олег Г) Владимир Мономах

19. Чей образ рисует Владимир Мономах в своём
поучении?
А) Образ
бесстрашного воина Б) Образ идеального
правителя

В) Образ примерного семьянина Г) Образ верного возлюбленного

20. Что представляет собой литературный памятник
«Поучение Владимира Мономаха»?

А) История русского народа, расписанная по годам Б) Описание жизни
святых

В) Советы и наставления Г) Письма правителям государств всего мира

21. Для кого писал своё Поучение Владимир Мономах? А) Для русского народа Б) Для своих
полководцев В) Для всего мира Г) Для своих
сыновей

22. Древнейшая из дошедших до нас летописей
называется…
А) «Поучение
Владимира Мономаха» Б) «Азбука» В) Библия

 Г) «Повесть временных лет»

23. Какому жанру древнерусской литературы близка
«Повесть о Петре и Февронии»:
А) житие Б)
притча В) поучение

24. Жанр древнерусской литературы, повествующий о
событиях исторической важности, описываемых «по летам», т.е. в хронологическом
порядке
а)
летопись
б) житие в) поучение г)
хождения

25. Древнерусская литература появилась: А) в IX веке;Б) в
X веке
;В) в XI веке;Г) в XII веке.

26. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
написана:
1) Владимиром
Мономахом 2) Ермолаем-Еразмом

3) Епифанием Премудрым 4) Нестором

27. В чём тайна смерти злого змия? 1) он должен был погибнуть от укола веретена 2) его ждала смерть от Петрова плеча, от Агрикова
меча
 3) смерть была на конце иглы 4) тайну смерти не знал сам
змий

28. Где князь Пётр раздобыл Агриков меч? 1) в сундуке 2) в музее 3) в церкви 4) у змия

29. Почему тело Петра покрылось язвами и
струпьями?
1) его заколдовали
2) змий забрызгал его своей кровью

3) он помылся в бане 4) потому что прикоснулся к Агрикову мечу

30. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра
впервые приехал в село Ласково?

1) кормила собаку 2) укладывала спать детей 3) топила баню 4) ткала полотно

31. При каком условии Феврония согласилась лечить
князя Петра?

1) он должен был её богато одарить 2)
Пётр должен был жениться на Февронии

3) он должен был истоптать три пары железных сапог 4) он должен был
победить Соловья-разбойника

32. Почему бояре не любили княгиню Февронию?

1) она была злая 2) она была из
крестьян, неродовитая
3) она плохо относилась к другим людям

 4) не любили из-за её мудрости

33. Почему князь Пётр и княгиня Феврония
почитаются как святые?
1) они
умерли в один час 2) на их могиле происходили чудеса 3) они точно знали дату
своей смерти 4) они помогали людям как своим
детям

34. Что происходило в гробах героев после их
смерти?

1) зажигались свечи 2) исцелялись больные 3)
умершие соединялись в одном гробу
4) тела менялись гробами

35. Укажите, черты каких жанров свойственны
«Повести о Петре и Февронии Муромских».

1) былина, сказка, житие 2) летопись, былина, загадка 3) повесть, сказка, житие 4) предание,
поучение, житие

36. Укажите художественно-выразительное средство,
которое помогает автору описать образ и выразить свое отношение к нему («святым
их телам», «чистая душа», «блаженный Петр»).

1) метафоры 2) сравнения 3) олицетворения 4)
эпитеты

                                                    Древнерусская
литература                                    7 класс

                                                                
1 вариант

1.
Укажите период развития древнерусской литературы

а)
IХ – ХIV вв.               
б) Х – Х
VIII вв.            
в) Х
I – ХVII вв.            
  г)  Х
II – ХIХ вв.

2. Какое из произведений не относится к
древнерусской литературе?

а)
«Хождение за три моря»

б)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

в)
«Слово о погибели Русской земли»

г)
«Ода на день восшествия на российский престол… императрицы Елисаветы Петровны»

3.
Какая особенность не характерна для древнерусской литературы?

а)
Отсутствие вымысла

б)
Имеет авторство

в)
Произведения писались по определённым правилам (этикету)

г)
Древнерусская литература развивалась очень медленно                                  

4. Летопись – это произведение древнерусской
литературы …

а)
назидательного, поучительного характера

б) в котором описывается
жизнь и деяния святых

в)
в котором повествование ведётся по годам

г)
 в котором описываются путешествия

5.
В каком веке была написана «Повесть временных лет»?

а)
X в.                               б) XI в.                        в) XII в.                           г)
XIII в.

6.
Соотнесите отрывок из произведения древнерусской литературы с его названием

1

«Поучение
Владимира Мономаха»

А

«Что
умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете. тому учитесь – как отец
мой, дома сидя, знал пять языков. оттого и честь ему дана была от других
стран».

2

«Повесть
о Петре и Февронии Муромских»

Б

«Велика
ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь
покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».

3

«Из
похвалы князю Ярославу и книгам»

В

«И,
взяв Агриков меч, пошёл в покои к снохе. Там увидел он змия, видом подобного
брату; но Пётр, твёрдо удостоверившись, что это не брат, но лукавый змий,
ударил его мечом».

7.
Кого считают автором «Повести временных лет»?

а)
Лаврентий                 б) Нестор                   в) Никон                      
г) Сильвестр

                                          
     Древнерусская литература                                      7
класс

                                                           
     2 вариант

1.
Укажите период развития древнерусской литературы

а)
IХ – ХV
II вв.            
  б) Х
I – ХVII вв.             в)
Х – ХVI вв.                г) Х
I
– Х
IХ вв.

2.
Какое из произведений не относится к древнерусской литературе?

а)
«Ода всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине
Алексеевне..»

б)
«Слово о полку Игореве»

в)
«Житие Александра Невского»

г)
«Поучение Владимира Мономаха»

3.
Какая особенность не характерна для древнерусской литературы?

а)
Отсутствие вымысла

б)
Отсутствие понятия авторства

в)
Произведения писались не по правилам

г)
Древнерусская литература развивалась очень медленно                                  

4.
Житие – это произведение древнерусской литературы …

а)
назидательного, поучительного характера

б)
в котором описывается жизнь и деяния святых

в)
в котором повествование ведётся по годам

г) 
в котором описываются путешествия

5.
Укажите жанр «Повести временных лет»

а)
роман                         б) повесть                    в) сказание           
  г) летопись

6.
Соотнесите отрывок из произведения древнерусской литературы с его названием

1

«Повесть
о Петре и Февронии Муромских»

А

«Это
ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь
неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержанья».

2

«Из
похвалы князю Ярославу и книгам»

Б

«Старых
чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда
бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол».

3

 «Поучение
Владимира Мономаха»

В

«Юноша
скоро возвратился к своему князю и поведал ему всё подробно, что видел и
слышал от девицы. Пётр велел везти себя к ней. Привезли его во двор, он
послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его».

7.
На
каком языке написана «Повесть временных лет»?

а)
церковнославянский                                    в) русский

б)
латинский                                                        г)
древнерусский

            
                                        Древнерусская литература                                      7
класс

          
                                                        ОТВЕТЫ

1
вариант

2 вариант

1

в

1

б

2

г

2

а

3

б

3

в

4

в

4

б

5

в

5

г

6

 1б

6

 1в

 2в

 2а

 3а

 3б

7

б

7

г

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Жанровый состав литературы древней Руси. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/zhanrovyj-sostav-literatury-drevnej-rusi/ (дата обращения: 8.01.2022)

Специфическими особенностями средневекового миросозерцания была обусловлена система жанров древнерусской литературы, подчиненная практическим утилитарным целям — как нравственным, так и политическим. Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием — традицией и уставом. Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Ее значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе. Верхнюю ступень занимали книги «священного писания». Вслед за ними шла гимнография и «слова», связанные с толкованиями «писания», разъяснениями смысла праздников. Такие «слова» обычно объединялись в сборники — «торжественники», Триоди цветные и постные. Затем следовали жития — рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Четьи-Минеи, Патерики. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому — соответствовал свой тип жития. Композиция жития зависела от его употребления: богослужебная практика диктовала определенные условия его составителю, адресуя житие читателям-слушателям.

Опираясь на византийские образцы, древнерусские писатели создали целый ряд выдающихся произведений агиографической оригинальной литературы, отразившей существенные стороны жизни и быта Древней Руси. В отличие от византийской агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Отличительной особенностью княжеского жития является «историзм», тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, т. е. жанрами светской литературы.

Так же, как и княжеское житие, на грани перехода от церковных жанров к мирским стоят «хождения» — путешествия, описания паломничества к «святым местам», сказания об иконах.

Система жанров мирской (светской) литературы более подвижна. Она вырабатывается древнерусскими писателями путем широкого взаимодействия с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы.

Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц. К повести примыкают историческое сказание, предание. В основе сказания лежит какой-либо сюжетно завершенный эпизод, в основе предания — устная легенда. Эти жанры обычно входят в состав летописей, хронографов.

Особое место среди мирских жанров занимает «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово» Даниила Заточника. Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI — первой половине XIII в.

Развитие древнерусской литературы XI—XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.

Оригинальная русская литература

Жанр, который лучше всего определяет первый период – жанр летописи.

Как известно, “Повесть временных лет” дошла до нас в двух видах (вторая (1116 г.) и третья (1118 г.) редакции), лучшие — “Лаврентиевская” (2) и Ипатиевская (3) редакции

Действительно, начало летописания принадлежит к 30-м годам XI века. Но какие-то записи, вероятно, были и до этого. Была выдвинута гипотеза о том, что существовали какие-то исторические сведения в:

  • —      устной форме (в которой уходит детализация, добавляются общие места);
  • —      записях (которые начали вестись с пасхальных таблицах, откуда и пошел принцип погодной записи.

В каждой церкви существовали пасхальные таблицы, в которых дни пасхи были рассчитаны на несколько лет вперед, а на пустом месте фиксировались наиболее значительные факты (например, о князьях). Но был и второй результат таких записей – была найдена форма погодной записи, которая была наиболее закрытой системой).

Когда была использована погодная запись? По Шахматову, в 30-40-е годы, но Лихачев так не считает. Он говорит, что “нет”. Он тоже наблюдает, читает текст. Обнаруживает, что есть несколько историй, очень похожих стилистически, но разбросанных по всему тексту “Повести временных лет” (рассказы о крестьянах – Борисе и Глебе, Владимире). Лихачев предположил, что все эти эпизоды составляли один единый текст, которые еще не был летописным, у него не было погодной записи, и назвал этот текст “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”. По Лихачеву, цель автора этого сказания – доказать Византии, что у нас есть свои святые, что Русь не хуже Византии, им что чем больше святых, тем больше Бог любит Русь. Но это и не житие, потому что нет жизнеописания каждого их этих героев; есть описания подвигов (публицистическая цель). Автор использует там в качестве источника предания (крещение Ольги), записи (об убийстве Глеба и Бориса). Автор создал публицистический трактат, где есть летописные черты:

  • — стремление охватить достаточно большой хронологический отрезок, и следовательно охватить различные эпизоды, передать ощущение движения/смысла теории;
  • — компилятивность (использование различных источников);
  • — публицистическая направленность (доказать что-то врагам, друзьям, наш патриотический взгляд на историю);

Этот текст (“Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”) попадает к Никону, у которого есть и пасхальные таблицы, и он слышал много легенд, и беседовал с очевидцами (Вушата). Никон выводит  это в погодную запись, которая начала выводить летописание. История приобретает продленность во времени. В это время появляется рассказ “Похож Олега на Царьград”. Усиливаются те 3 черты и появляется новая летописная черта – ощущение течения истории, движения, в которое вовлечены все и вся. О такая погодная запись имеет и отрицательную черту – “пишу все, что вижу и знаю”. Но возникает и новая философия – равноправность всех событий.

В 1113 году Нестор (летописец) довершает создание летописи как жанра, который существует до XVII века. Нестор вводит библейские аспект – он связывает все с библейской историей (наприме, деление земли между сыновьями Ноя). Нестор мыслит в категориях мировой истории, но и остается человеком своего племени, и он издевается над другими племенами (говорит о древлянах: не было браку, не имеем стыду). Это местный патриотизм с широтой мышления. Перед нами уже государственная хроника, отсюда – патриотизм.

Нестор выступает и как исследователь (его добавления в рассказ о мести Ольги из устных источников — легенд), он размышляет о том, что достоверно, а что нет (например, размышления о возникновении Киева. По Кию — Нестор отвергает эту версию, так как его это оскорбило, он говорит, что Кий был князем). В результате летопись становится официальной историей.

Жанр Житие

“Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси” – еще не житие, но есть описание подвигов, рассказы о смерти (например, “Борис и Глеб”). Из него вырастает первое русское житие, которое не имеет всех житийных черт (сказание о Борисе и Глебе).

Из летописной истории вырастает анонимное сказание о Борисе и Глебе. Анонимный автор расширяет и дает нам подробное описание того, как Борис и Глеб приняли смерть. Здесь нет канонического вступления, младенчества их и отрочества. Затем рассказ о сыновьях Владимира, а потом рассказ о смерти Бориса и Глеба, которых убивает Святополк, их брат (сын убитого брата Владимира). Он боялся соперничества с братьями как князьями.. княжеский род тогда еще воспринимается как единый. Но Ярослав затем победил Святополка. В этом сюжете все внимание – событие смерти, которое описывается очень подробно (рассказывается то, что они чувствуют). Монологи братьев очень похожи (мы видим, что Борис догадывается, что происходит: он умен, а Глеб не может поверить в братоубийство). Описывается ощущение тоски (то, что дети не похоронили своего отца. Для него – Глеба – отец все еще жив; усиливаются его переживания; хорошо описывается психологическое состояние). Также после смерти брата Глеба Бориса еще сильнее усиливается его переживания.

Но это еще и не каноническое житие (поэтому оно такое насыщенное и эмоциональное). Так как оно не каноническое, Нестор взялся сделать его каноническим. Он добавил вступление, рассказ о юности (а так как мало знал, то добавлял то, что нужно: читали божественные книги, не играли с детьми). Нестор убрал всю конкретику (имя отрока, который пытался спасти Бориса). Конкретика принижала их поступки, приземляла. Когда ушла конкретика, острота, эмоциональность, получились так называемые риторические упражнения. Нестор отредактировал и часть чудес (убирает социальные мотивы, конкретику). Это неудачная модель построения жития.

Но в же время Нестору удается создать насыщенное, эмоциональное житие — “Житие Феодосия Печерского”. Это человек, с которым он жил рядом в монастыре. В нем соблюдался византийский канон (правильный). Это – глубоко верующий человек, проживший традиционную для святого жизнь с особенностями своей личной жизни. Нестор начинает и пишет житие по правилам. Но о родителях Феодосия говорит подробно (что каноном не требуется!). Он говорит, что мать его была властной, грубоватой, сильной, она считала, что знает, как сделать счастливым своего сына. Феодосий не играет, носит нехорошие одежды, он уходит из дома вместе с паломниками, странниками. Феодосий  думает о душе, а мать хочет, чтобы он достиг земного счастья. Уходит в Киев и принимает постриг. Его нигде не хотят стричь. Мать, узнав это, находит Феодосия и просит его выйти (он выходит на третий раз, и при условии, что его мать станет монахиней). Он становится игуменом (настоятелем) Киево – Печерского монастыря. Его подвиги стандартны. Но он еще и воспитатель, и строитель (рассказ о строительстве новых зданий в Киево – Печерском монастыре). В результате Феодосий получает возможность творить чудеса (так как он очистился душой). Чудеса даже забавны (приход пекаря к Феодосию и жалобы на беса – Феодосий на ночь затворяется в пекарне, молится и бес исчезает. Бродячий сюжет Веселовского!). Смирение – самая главная добродетель (послушание — было присуще Феодосию).  Есть вещи политические (например, столкновение Феодосия с киевским князем).

Патерик

Замечательный памятник — “Киево – Печерский патерик”. Сохранились психологические и бытовые детали. Также говорится о подвигах святых монахов (рассказ о Моисее и Унгре). Монахи совершают подвиги и получают возможность творить чудеса (рассказ об Олимпии). Сама земля становится святой.

Рассказ о двух братьях (в начале). Зловоний нет, если человек святой (до смерти).

Рассказ о Марке. Марк рыл могилы, но с леньцой (часто бывало, что брат умер, а могила еще не готова!). Рассказ об отношениях между моназами (когда Сид во время службы…?). Чудо – Тит здоров, а Вагрий окоченел, как будто бы умер несколько дней назад.

Было известно имя Прохора Лебедника (питался одной лебедой!). Если люди получали хлеб из рук Прохора – он (хлеб) был сладкий, а ворованный – горький. Прохор из золы творил соль, а на дворе у царя превращались обратно в золу. Это патериковыя новеллы.

Проповедь

Проповедь – то слово, которое произносят служитель перед службой. Самый синкретический и свободный жанр (соединение разных искусств). Важно не только слово проповедника, но и архитектура, живопись, в какой-то степени музыка. Эти элемента используются в разных видах проповеди.

Выделяют проповедь:

— будничную (в обычные дни, касается житейских, а иногда политический вопросов);

— торжественную (по большим праздникам, воздействует на слушателей).

Будничная проповедь. Вступление, последовательное изложение, вывод. Должно что-то логически доказать/донести слушателю. Отражается личность проповедника.

Феодосий в проповеди – человек страстный, фанатик, что направлено на прославление православия и борьбу с врагами – католиками. Феодосий пишет “Слово о вере христианской и латинской”, чтобы убедить, что ни в коем случает нельзя принимать католичество. Казалось бы, вопрос серьезен и надо начинать с того, почему разошлись церкви. Феодосий начинает с заклинания князя не общаться с католиками. Первый аргумент – так заповедовали отцы; говорит – не право веруют, не чисто живут. Прием градации (с безобидного до отвращения): “Едят супцы и с кошками и пьют… мочу”. Феодосий – человек средневековый; все чужое – плохое. Он подходит к главному вероучительному учению. Отношения уже сформированы.

Образ: человек сильный, фанатичный, убежденный, убеждает князя в том, в чем сам убежден.

Илларион и Кирилл – разработали торжественную проповедь. Кирилл произносил на очень торжественные праздники, человек эмоциональный. Все худ. средства направлены на то, чтобы мы почувствовали себя соучастниками. Он конкретизирует некоторые вещи, которые нам непонятны (например, вознесение Христа). Его главный художественный прием – риторическая амплификация. Кирилл хочет, чтобы мы испытали то чувство, которое крестьянин/христианин испытывает.

Илларион – первый митрополит из русских. Бес согласия. Его проповедь имеет философско – политическое значение. Пишет “Слово о Законе и Благодати”. Закономерность смены иудаизма христианством. Благодать – христианство, закон – иудаизм. Он осмысливает закономерные исторические процессы: всемирное распространение христианства было задумано всевышним с самого начала, это было предопределено. Но тогда люди не были готовы. Бог решает, какому народу и когда принимать веру. Все делается по воле Божьей.

Биография Иллариона интересна. Когда мы приняли христианство, митрополиты – греки. После смерти очередного митрополита без чьего – либо согласия ставит митрополитом Иллариона Ярослав Мудрый. Спустя несколько лет митрополит снова грек. Есть одна гипотеза (но не достоверная): Илларион принял потом монашество в Киево – Печерском монастыре, стал монахом и принял имя Никона! Илларион принадлежал к кружку книжников. У него те же интересы, что и у Ярослава Мудрого.

В своем “Слове о Законе и Благодати” Илларион размышляет(!) об историческом движении. Берет один аспект: смена иудейской религии христианством. Варьирует схему и приходит к выводу, что иудаизм – ступень к христианству. Проповедь произносится в храме, где есть фрески по этому поводу. Таким образом достигал синкретизма (то есть связь разных искусств). Одна из замечательно выстроенных проповедей. Строится на системе параллелей и синтеза.

закон                                                                                                                                  благодать

тень, холод, луна                                                                                                           свет, тепло, солнце

Закон – отношения человека с Богом, жестко регламентированы. Благодать – свободный выбор, нравственный выбор каждый день. В иудаизме все предопределено (например, в иудаизме нельзя готовить молочное и мясное в одной посуде, нельзя работать в субботу, после замужества бреют женщин наголо). Закон противопоставляется благодати. Агарь и ее сын Измаил противопоставляются Саре и ее сыну Исааку.

“Преже сень и потом истина” – учит Илларион. Здесь он философ. Представлена философия истории. Цель Иллариона – доказать, что эта смена вещь совершенно естественная, предвиденная творцом. Илларион приводит множество примеров (например, приход Благодати к Богу); если иудаизм есть естественная ступень к христианству, значит здесь нет никакой заслуги Византии (+ независимость Руси). Все по Божьей воле. Тема религиозно – философская, идея – политическая. Для средневекового человека любой постулат должен обосновываться религиозно – философски. Илларион прежде всего философ.

Хождения

Жанр путешествий. Возник после принятия христианства. Надо убедится в том, о чем писано. Многие люди возжелали стать паломниками, поэтому начинаются паломничества в Константинополь. Люди задаются вечными вопросами , но большой урон экономике. Церковь резко охарактеризовала это движение: по церкви это – посягательство на ее миссию, церковь обеспокоена тем, что происходит (поля заброшены). Многие тексты осуждали паломничество. Церковь убеждает в том, что совсем не надо далеко отправляться, а надо прочесть описание святых мест.

Первым написал игумен Даниил. Есть гипотеза: цель Даниила – политическая; Даниил выполнял дипломатическое поручение Киевского князя Святополка. В это время есть государство Крестаносцы с королем Болдуином, его поддержка – в самый раз (начало ХII в., борьба с Мономахом, который в полной силе, + авторитет Константинополя ). Святополку надо поставить кого-нибудь за спиной (но ему это не удалось). Доказывают эту цель многие документы, по которым эта гипотеза вполне вероятна. Во-первых, он пользуется уважением; Даниила одного водят ко гробу Господня и к столбу Давида. Сам Даниил говорит, что “подал, и его пустили” – все гораздо проще. Во-вторых: “Хождение игумена Даниила” – была реконструкция поминального списка: перечень – разный в разных экземпляров, поэтому обращаемся к протографу, а там (в поминальном списке) есть все старшие, самостоятельные князья, поэтому Даниил ощущает ходатаем (представителем) всей русской земли. Все эти аргументы в целом все подтверждают. Скорее всего Даниил игумен одного из южно-русских (Черниговского) монастырей. Его ассоциации похожи на рус. Самое главное, что мы видим в тексте – особый взгляд на мир благодаря композиции.

Композиция обоснована целью. В каждой главе пересекается прошлое и настоящее. Даниил любознателен, хочет во всем убедится. Его взгляд – взгляд того человека, который с радостью убеждается в том, что все, во что он верит, действительно существует. Он человек живой, любопытный. Это подтверждают детали, которые он описывает. Ему все интересно. При этом он – представитель всей русской земли и видящий мир как все представители. Это “Хождение” – своеобразный путеводитель.

calendar15.11.2016, 4302 просмотра.

Своеобразие древнерусской литературы
статья по литературе

picture 650900 1602795288

СВОЕОБРАЗИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть «древняя русская литература».
Первый период – это литература древнерусского государства, период единства литературы. Он длится век (XI и начало XII вв.). Это век формирования исторического стиля литературы. Литература этого периода развивается в двух центрах: на юге Киева и на севере Новгорода. Характерной чертой литературы первого периода является руководящая роль Киева. К этому периоду относится “Повести временных лет”.

Второй период , середина XII в. – первая треть XIII в. Это период появление новых литературных центров: Владимира Залесского и Суздаля, Ростова и Смоленска, Галича и Владимира Волынского. В это период возникают местные темы в литературе, появляются разные жанры. Это период начало феодальной раздробленности.

Далее наступает короткий период монголо-татарского нашествия. В этот период создаются повести “Слова о погибели Русской земли”, “Житие Александра Невского”. В это период в литературе рассматривается одна тема, тема вторжения монголо-татарских войск на Русь. Этот период считается самым коротким, но и самым ярким.

Третий период , конец XIV в. и первая половина XV в . Этот век совпадает с экономическим и культурным возрождением Русской земли перед и после Куликовской битвы 1380г. Все эти периоды, с XIII в. по XV в. можно объединить в один период и определить как период феодальной раздробленности и объединение Северо – Восточной Руси.

Четвертый период – это период литературы Русского централизованного государства XIV – XVII вв. Когда государство играет активную роль в международных отношениях своего времени, а также отражает дальнейший рост Русского централизованного государства. И с XVII в. начинается новый период русской истории Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения (книгопечатание появилось лишь в 16 веке). При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова

Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной

рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность. Это было следствием религиозно христианского отношения общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный». В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного «отца церкви» – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.

Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством – с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным. Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.

Характерная особенность древнерусской литературы – историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» – явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо». Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения.

Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Литература прославляет моральную красоту человека. Она выражает глубокую веру в силу и торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель не был склонен к беспристрастному изложению фактов, «добру и злу внимая равнодушно».

Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики. Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния

предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов. Ни одно из произведений Древней Руси – переводное или оригинальное – не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Каждый рассказ – законченное целое, и вместе с тем он связан с другими. В отдельных рукописях они начинают появляться только в поздней традиции – в XVII и XVIII веках.

Есть только один жанр литературы, который, казалось бы, выходит за пределы этой средневековой историчности, – это притчи. Они явно вымышлены. В аллегорической форме они преподносят нравоучение читателям, представляют собой как бы образное обобщение действительности. Они говорят не о единичном, а об общем, постоянно случающемся. Жанр притчи традиционный. Для Древней Руси он имеет еще библейское происхождение. Притчами говорит Христос в Евангелии. Соответственно притчи входили в состав сочинений для проповедников и в произведения самих проповедников. Но притчи повествуют о «вечном». Вечное же – оборотная сторона единого исторического сюжета древнерусской литературы.

Итак, литература образует некоторое структурное единство – такое же, какое образует обрядовый фольклор или исторический эпос. Чувство величия, значительности происходящего было основным стилеобразующим элементом древнерусской литературы. Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться миром и мудростью его устройства. Книги открывают «розмысл сердечный», в них красота. Литература – священнодействие. Читатель был в каком-то отношении молящимся. Он предстоял произведению, как и иконе, испытывал чувство благоговения. Оттенок этого благоговения сохранялся даже тогда, когда произведение было светским.

Но возникало и противоположное: глумление, ирония, скоморошество. Яркий представитель этого противоположного начала в литературе – Даниил Заточник, перенесший в свое «Моление» приемы скоморошьего балагурства. Автор высмеивает в своем «Молении» пути к достижению жизненного благополучия с оттенком цинизма, потешает князя и подчеркивает своими неуместными шутками церемониальные запреты.

Если самым кратким образом определить те ценности, которые были созданы древней русской литературой, то их можно видеть в нескольких областях. В древней русской литературе сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой и русской литературы нового времени. Уже в Древней Руси литература стала той кафедрой, с которой постоянно раздавалось поучительное слово. В древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, о единстве всего человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, – патриотизмом, лишенным чувства

национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма. Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь

«обитаемый мир», который стал характерен для нее и в XIX в. Через богатую переводную литературу древняя русская литература смогла усвоить лучшие достижения византийской и южнославянских литератур, стать литературой европейской. В древней русской литературе развилось искусство повествования, искусство лаконичных характеристик, умение создавать краткие философические обобщения. В Древней Руси на основе двух языков – старославянского и русского создался удивительно разнообразный и богатый язык литературы

Древнерусская художественная литература

Вы будете перенаправлены на Автор24

Древнерусская художественная литература

Художественная литература как явление зародилась очень давно, а свое распространение получила с развитием письменности. Первым известным литературным произведение является «Повесть временных лет», написанная почти десять веков назад. Однако, литература существовала еще до развития письменности. Это была так называемая древнерусская литература. Она была выражена преимущественно мифами, а также фольклором. Люди того времени не понимали значения многих вещей, поэтому возникали мифические персонажи, например, духи, домовые, банники. Все это нашло отражение и в более поздней литературе, однако, уже в виде сказок и мифов.

Жанры и произведения древнерусской литературы по-своему уникальны. Вопреки всему передаваясь из уст в уста, они смогли сохраниться и выжить вплоть до наших дней. Фольклорное творчество (или русское народное) процветало на Руси всегда. К жанрам древнерусского народного творчества можно отнести:

  1. Сказка. Сказка – это вид фольклора, то есть древнерусской литературы, в котором обязательно присутствуют волшебные, высшие силы, а также просты люди. В сказке есть мораль – в виде итога сюжета. Также сказка всегда несет в себе поучительный смысл.
  2. Песнь. Песнь – это не одно и то же с песней. Песнь – это вид фольклора, призванный быть молитвой, приношением какому-либо богу во время обряда. Например, славянские племена весной воспевали песнь во имя богини любви – Лады. Песнь – это очень мощный жанр древнерусской художественной литературы.
  3. Сказание, предание. Этот вид жанра граничит между сказкой и мифом. В сказании обычно задействованы несколько лиц, также присутствуют высшие силы рока, судьбы. Сказание служило людям для того, чтобы помнить свои истоки, свое истинное предназначение, то есть несло преимущественно философский смысл.
  4. Мифы. Мифы славян занимают определенное место в литературе. Мифы отражают верования славянского народа в высших и низших существ. Однако, в противопоставление христианской культуре, у славянских племен не было рая, как такового, а были три соединенных мира: Явь, Правь и Навь. Также божества были поделены на низшие и высшие. К первым относились лешие, домовые, кикиморы, змеи, банники, лесники и так далее. Ко вторым относились сами боги: Перун, Волос, Макошь, Мара, Лада, Леля, Симаргл и многие другие.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в вышеприведенных жанрах заключалась уникальность древнерусской литературы как явления. Также все это определяло ее самобытное развитие, что не могло не сказаться на художественной литературе в дальнейшем.

Жанровая уникальность древнерусской художественной литературы во многом помогла историкам разобраться в славянской мифологии и в славянском образе жизни. Сейчас об этой части русской художественной литературы известно очень мало, поскольку письменности и алфавита тогда не было. Все передавалось из уст в уста, что не могло не исказить смысл сказанного. Поэтому древнерусская художественная литература столь обособлена от остальной и не подчиняется никаким правилам.

Особенности древнерусской художественной литературы

Древнерусская художественная литература обладала своими характерными особенностями. Первой ее особенностью было, как уже говорилось выше, отсутствие каких-либо письменных форм. Она была устным народным творчеством. Возможно, это и есть основная причина того, почему сейчас об этом этапе русской литературы так мало известно.

Второй особенностью древнерусской художественной литературы является ее тесная связь с верованиями славян. В каждом, без исключения, жанре присутствует какая-то часть мистики, мифов. Все это делает древнерусскую литературу особенной.

Третьей особенностью древнерусской художественной литературы является ее род: ее нельзя назвать ни прозой, ни поэзией – древнерусская художественная литература это середина между ними. Так, взять, например, любую сказку – читается сказка нараспев, медленно, но если представить ее в виде текста, то она будет прозой.

Итак, мы разобрались в характерных особенностях древнерусской художественной литературы. Значение древнерусской художественной литературы заключается в следующем:

  1. От древнерусской художественной литературы берет свое начало вся русская литература, как она есть. То есть, литература Древней Руси – это первоисточник всей современной художественной поэзии и прозы.
  2. Древнерусская литература, как уже говорилось выше, несет в себе историческую ценность. Она помогает восстанавливать некоторые события, лучше понять культуры славян – наших предков, а также узнать об их верованиях и знаниях. Все это заключает в себе именно древнерусская литература.
  3. Древнерусская литература несет в себе поучительную функцию. Как мы видим сегодня, во многих сказках, сказаниях есть дельные советы, основанные на опыте наших предков. Именно мудрость веков заключена в древнерусской литературе. Она учит нас и помогает нам в различных проблемах. В произведениях древнерусской литературы часто восхваляется добро, справедливость, чудо, милосердие и ум. Все это учит нас быть добрее и сильнее, несмотря на проблемы и заботы.
  4. Древнерусская литература несет в себе социальную функцию. Издавна, литература, а точнее, творчество было одним из самых действенных способов обратить на себя внимание. На празднованиях славяне часто читали частушки, пели песни и водили хороводы. Все это было способом единения с остальными, поэтому древнерусская литература сохранила в себе эту функцию.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что древнерусская литература имеет очень большое значение для современных ученых-историков и просто для современного человека. Древнерусская литература – это достояние нашего народа, наша культурная и историческая ценность. Именно от истоков древнерусской художественной литературы произошла современная. Так, мы должны помнить и ценить литературу Древней Руси.

Учебно-методические материал «Особенности литературы Древней Руси (XI – XVII века)»

(XI XVII века)».

Предпосылки возникновения древнерусской литературы.

Жанры древнерусской литературы.

Основные темы древнерусской литературы.

Черты древнерусской литературы.

Человек в литературе Древней Руси.

1. Предпосылки возникновения древнерусской литературы.

Прежде чем говорить о жанровом своеобразии и особенностях древнерусской литературы, необходимо выяснить, что способствовало развитию письменности (и культуры в целом) на Руси.

862 – создание славянской азбуки братьями Кириллом и Мефодием.

988 – крещение Руси Владимиром Красное Солнышко.

С принятием христианства начался расцвет древнерусской культуры. Важно то, что это было не просто копирование образцов Византийской культуры или механическое воспроизведение славянских букв: всё несло с собой определённый смысл. Так, привычный набор букв русской азбуки на самом деле не что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть своё название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Один из вариантов перевода этого текста таков: «Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Если говорить о живописи (иконописи), то здесь существовала определённая символика цвета:

Каждая деталь имеет своё толкование. Например, на иконе «Троица» Андрея Рублёва Бог-Отец (слева) символизирует дом (дал начало всему живому, приют; создатель); все головы наклонены к нему. Бог-Сын (посередине) символизирует страдание; полоса – отличительный знак), тянется к чаше – будущая жертвенность («Да минует меня чаща сия»). Бог-Дух Святой (справа) – преображение; гора – символ восхождения.

2) схематичность (несоблюдение пропорций, всё условно);

3) принцип обратной перспективы (зритель – соучастник действия).

Самые величественные постройки того времени: Софийский Собор (Новгород, XI в.), Церковь Покрова на Нерли (с. Боголюбово, XII в.) (Нерль – река; Покров — Богородица, Покрова – то есть покровительства Богородицы); считается самой красивой церковью.

1) внешняя сдержанность и внутреннее богатство;

3) изящество пропорций.

Несмотря на то, что каждая сфера искусства имела свои особенности, всех их объединяла одна общая идея: взгляд на мир с точки зрения христианской морали, иными словами, у них было общее культурное пространство.

2. Жанры древнерусской литературы.

Словесное творчество на Руси существовало в двух формах: устной (былины, сказки, песни, пословицы, загадки) и письменной. С некоторыми жанрами древнерусской литературы вы уже знакомы, поэтому можете их охарактеризовать.

(Учащиеся параллельно заполняют таблицу «Жанры древнерусской литературы»).

1. Что такое житие?

2. По какому случаю создавалось житие?

3. Перечислите каноны жития.

Житие (агиография) описание жизни святого. Житие создавалось после смерти святого, только после того, как монах проделает весь жизненный путь.

Каноны жития:

рождение от благочестивых родителей;

аскетические или проповеднические подвиги;

Примеры: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского», «Житие протопопа Аввакума».

1. Дайте определение жанру «летопись».

2. Чем летопись отличалась от других жанров древнерусской литературы?

Летопись – погодная запись исторических событий. Летопись начинается со слов «В лето…» (т.е. в год). Язык летописи был довольно сдержан. Это была своеобразная хроника, напоминающая, скорее, учебник истории, нежели литературное произведение.

Примеры: «Повесть временных лет» (Нестор, XII).

Поучение наставление, в котором обличались пороки человека и прославлялись добродетели.

Вопрос классу. Как соотносится текст Владимира Мономаха с текстом библейских заповедей? (Он их дублирует, так как Библия проповедует вечные ценности, это неоспоримые прописные истины. Цель Мономаха – научить своих сыновей жить, как истинные христиане.)

«Поучение Владимира Мономаха» (XII в.)

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.

Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь…

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело.

Своеобразным поучением можно назвать памятник XVI в. – «Домострой».

Задание классу. Рассмотрите таблицу и определите, какие наставления (поучения) содержала данная книга, которая должна была быть настольной книгой в каждой семье? («Домострой» содержал советы, касающиеся ведения хозяйства, правил поведения и устройства быта. Таким образом, дом – это не только жилище человека, но и само тело человека, вместилище его души.)

Часть I. Духовные наставления

Как посещать в монастырях, и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби.

Часть II. Мирские наставления

Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь.

Часть III. Домовое строение

Как платье всякое жене носить и как за ним ухаживать.

Слово обращение; произведение, в котором анализируется общественно-политическая проблема.

«Слово о законе и благодати» (XI в.), написанное митрополитом Иларионом, принято считать первым письменным памятником. Смысл названия: закон – Ветхий завет, благодать – Новый завет; прослеживается путь развития человечества: изначально Бог был, прежде всего, карающим Богом, Богом, который постоянно испытывает человека, но Христос, искупивший своей жертвой грехи людей, принёс новый закон, закон всепрощения, особенно тех, кто склонен к покаянию.

Другие примеры: «Слово о полку Игореве» (XII), «Слово о погибели Русской земли» (XIII).

Сказание — повествование исторического или легендарного содержания.

«Сказание о Борисе и Глебе» (XI в.): о реальных исторических лицах, которые пострадали за веру и правду (поэтому, возможно, персонажи несколько идеализированы, так как легенда подразумевает сочетание правды и вымысла).

Начиная с XV века, литература становится более светской, даже авторской.

Хождение – описание путешествий. Причём под путешествиями подразумевается не только духовное становление человека, т.е. путь преображения, которые проделывает наша душа («Хожение игумена Даниила», XII); становятся интересны и пространственные, земные, путешествия («Хожение за три моря», Афанасий Никитин, XV). Человек хочет познать не только себя, свой внутренний мир, но и внешний, окружающую действительность.

Повесть повествование о подвигах значимых исторических личностей. Данный жанр близок по форме современному рассказу, но основное содержание всё-таки оставалось прежним.

Примеры: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе-Злочастии».

Особенности древнерусской литературы, её отличия от литературы нового времени.

Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.

Главная тема древнерусской литературы — мировая история и смысл человеческой жизни.

Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Характерной особенностью древнерусской литературы является историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту.

Особенностью художественного творчества древнерусского писателя является и так называемый «литературный этикет». Это особая литературно-эстетическая регламентация, стремление подчинить само изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда установить, что и как следует изображать.

Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. В это время литература и фольклор были тесно связаны. Литература часто воспринимала сюжеты, художественные образы, изобразительные средства народного творчества.

Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя зависит от стиля и жанра произведения. В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы.

В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.

Традиции древнерусской литературы обнаруживаются в творчестве русских писателей XVIII–XX веков.

Возникновение древнерусской литературы.

Древняя русская литература — это начальный и исторически закономерный этап развития русской литературы. Историю русской литературы принято делить на две части: древнюю русскую литературу — от начала ее по XVII в. и новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства — Киевской Руси. По своим размерам и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.

Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.

Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь смогла использовать уже готовый старославянский алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

Особенности древнерусской литературы

Словесное искусство средневековья – это особый мир, во многом «потаенный» для современного человека. У него особая система худо­жественных ценностей, свои законы литературного творчества, непри­вычные формы произведений. Открыть этот мир может лишь посвя­щенный в его тайны, познавший его специфические черты.

Древнерусская литература – это литература русского средневеко­вья, которая прошла в своем развитии долгий, семивековой, путь, от XI к XVII веку. Три первых столетия она была общей для украинско­го, белорусского и русского народов. Лишь к XIV веку намечаются различия между тремя восточнославянскими народностями, их языком и литературой. В период формирования литературы, ее «ученичества», средоточием политической и культурной жизни являлся Киев, «матерь городов русских», поэтому литературу XI–XII веков принято назы­вать литературой Киевской Руси. В трагические для русской истории XIII–XIV века, когда Киев пал под ударами монголо-татарских орд и государство лишилось независимости, литературный процесс утратил свое былое единство, его течение определяла деятельность областных литературных «школ» (черниговской, галицко-волынской, рязанской, владимиро-суздальской и др.). Начиная с XV века на Руси проявляет­ся тенденция к объединению творческих сил, и литературное развитие XVI–XVII веков идет под знаком возвышения нового духовного центра – Москвы.

Древнерусская литература, как и фольклор, не знала понятий «ав­торское право», «канонический текст». Произведения бытовали в руко­писном виде, причем переписчик мог выступать в роли соавтора, тво­рить произведение заново, подвергая текст выборке, стилистической правке, включая в него новый материал, заимствованный из других ис­точников (например, летописей, местных преданий, памятников пере­водной литературы). Так возникали новые редакции произведений, отличавшиеся друг от друга идейно-политическими и художественны­ми установками. Прежде чем издавать текст произведения, созданного

в средние века, необходимо было проделать огромную черновую работу по изучению и сопоставлению различных списков и редакций, чтобы выявить те, которые ближе всего к первоначальному виду памятника. Этим целям служит особая наука текстология; в ее задачи также входят атрибуция произведения, то есть установление его авторства, и решение вопросов: где и когда оно было создано, почему его текст подвергался правке?

Литература Древней Руси, как искусство средневековья вообще, ба­зировалась на системе религиозных представлений о мире, в основе его лежал религиозно-символический метод познания и отражения действи­тельности. Мир в сознании древнерусского человека как бы раздваивал­ся: с одной стороны, это реальная, земная жизнь человека, общества, природы, которую можно познать с помощью житейского опыта, с по­мощью чувств, то есть «телесныма очима»; с другой стороны – это ре­лигиозно-мифологический, «горний» мир, который, в отличие от «доль­него», открывается избранным, угодным Богу людям в минуты духов­ного откровения, религиозного экстаза.

Древнерусскому книжнику было ясно, почему происходят те или иные события, он никогда не мучился вопросами, над решением которых будут думать русские классики XIX столетия: «кто виноват?» и «что делать?», чтобы изменить к лучшему человека и мир. Для средневеко­вого писателя все происходящее на земле – проявление Божьей воли. Если являлась «звезда превелика, лучи имущи акы кроваве», то это служило русичам грозным предупреждением о грядущих испытани­ях, половецких набегах и княжеских распрях: «Се же проявляющи не НА доеро. По сем же кышл усокии/Ь многы и нашествие ПОГАНЫХ на Русьскую землю, си ко звезда, акы кровава, проявьляющи крови пролитие». Природа для средневекового человека еще не обрела своей самостоятельной эстетической ценности; необычное природное явление, будь то затмение солнца или наводнение, выступало как некий символ, знак связи между «горним» и «дольним» мирами, истолковывалось как злое или доброе предзнаменование.

Историзм средневековой литературы особого рода. Часто в произ­ведении самым причудливым образом переплетаются два плана: реаль­но-исторический и религиозно-фантастический, причем древний чело­век верил в существование бесов так же, как и в то, что княгиня Ольга путешествовала в Царьград, а князь Владимир крестил Русь. Бесы в изображении древнерусского писателя «черни, крилаты, хвосты иму­щи», они наделялись способностью совершать человеческие поступки:

рассыпать муку на мельнице, поднимать бревна на высокий берег Дне­пра для строительства Киево-Печерского монастыря.

Смешение факта и вымысла характерно для древней части «Повес­ти временных лет», истоки которой в фольклоре. Рассказывая о путе­шествии княгини Ольги в Царьград и принятии ею христианства, лето­писец идет вслед за народной легендой, согласно которой Ольга, «му­драя дева», «переклюкала» (перехитрила) византийского императора. Пораженный ее «лепотою», он решил «пояти» Ольгу за себя, то есть взять в жены, но после крещения иноверки (условие брака, выдвинутое Ольгой) был вынужден отказаться от своего намерения: крестный отец не мог стать мужем крестницы. Последние исследования этого лето­писного фрагмента, сопоставление его с данными переводных хроник свидетельствуют, что княгиня Ольга в то время находилась в весьма преклонном возрасте, византийский император был значительно моло­же ее и имел жену. Летописец использовал народнопоэтическую вер­сию этого исторического события для того, чтобы показать превосход­ство русского ума над иноземным, возвысить образ мудрой правитель­ницы, понимавшей, что без единой религии невозможно образование единого государства.

Прославляя силу духа и мудрость русского народа, средневековый писатель был выразителем идеи веротерпимости, гуманного отношения к иноверцам. В XI веке Феодосии Печерский в послании к Изяславу Ярославичу, обличая «неправую латинскую веру», тем не менее призы­вает князя: «Милостынею же милуй, не токмо своея в’Ьры, нъ и мю-жея. Аще ли внднши нлгд, ли ГОЛОДНА, ли зимою, ли Е’Ьдою одьржи-мл, дще ти кудеть ли жидовииъ , ли сорочининъ , ли, волгдринъ , ли еретикъ , ли лдтннинъ , ли от погдныхъ , – всякого помилуй и от е*Ьды извдви, якоже можеши, и мъзды от Еогд не погр-Ьшиши».

edugr4

Древнерусскую литературу отличает высокая духовность. Жизнь че­ловеческой души – центр тяжести литературы средневековья, воспита­ние и совершенствование нравственной природы человека – главная ее задача. Внешнее, предметное отступает здесь на второй план. Как на иконе, где крупным планом даются «лик» и «очи», то, что отражает вну­треннюю сущность святого, «свет» его души, в литературе, особенно житийной, изображение человека подчинено прославлению должного, идеального, вечно прекрасных нравственных качеств: милосердия и скромности, душевной щедрости и нестяжания.

В средние века существовала иная, чем в наше время, система ху­дожественных ценностей, господствовала эстетика подобия, а не эсте­тика неповторимости. По определению Д.С. Лихачева, древнерусский

писатель исходил в своем творчестве из понятия «литературного эти­кета», который слагался из представлений о том, «как должен был со­вершаться тот или иной ход событий», «как должно было вести себя действующее лицо», «какими словами должен описывать писатель со­вершающееся. Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, эти­кет поведения и этикет словесный».

Древнерусская литература дорожила общим, повторяющимся, лег­ко узнаваемым, избегая частного, случайного, непривычного для чита­теля. Вот почему в памятниках XI–XVII веков так много «общих мест» в изображении воинского или монашеского подвига, в некроложных характеристиках русских князей и в похвальных словах святым. Сравнение героев отечественной истории с библейскими персонажами, цитирование книг Священного Писания, подражание авторитетным Отцам Церкви, заимствование целых фрагментов из произведений предшествующих эпох – все это в средние века свидетельствовало о высокой книжной культуре, мастерстве писателя, а не являлось призна­ком его творческого бессилия.

Для литературы Древней Руси характерна особая система жанров. Она в большей мере, чем в литературе нового времени, связана с внелитературными обстоятельствами, с практическими потребностями древ­нерусского общества. Каждый литературный жанр обслуживал опреде­ленную сферу жизни. Так, например, возникновение летописания было обусловлено потребностью государства иметь свою письменную исто­рию, где были бы зафиксированы важнейшие события (рождение и смерть правителей, войны и мирные договоры, основание городов и строительство церквей).

В XI–XVII веках существовало и активно взаимодействовало не­сколько жанровых систем: фольклора, переводной литературы, деловой письменности, богослужебной и светской, художественно-публицисти­ческой литератур. Разумеется, жанры богослужебной литературы («Пролог», «Часослов», «Апостол» и др.) были теснее связаны со сфе­рой их бытования, отличались большей статичностью.

В основе выделения жанров в литературе Древней Руси лежал объ­ект изображения. Ратные подвиги русичей изображались в воинских повестях, путешествия в другие страны сначала только с паломничес­кой, а затем с торговой и дипломатической целями – в хождениях. Для каждого жанра существовал свой канон. Например, для агиогра­фического произведения, где объектом изображения была жизнь свя­того, обязательна трехчастная композиция: риторическое вступление, биографическая часть и похвала одному из «воинства Христова». Тип

повествователя в житии – условно многогрешный человек, «худый и неразумный», что было необходимо для возвышения героя – праведни­ка и чудотворца, поэтому для этого жанра главным был идеализирую­щий способ изображения, когда поведение героя освобождалось от все­го временного, греховного и он представал только в парадные моменты своей жизни как «положительно прекрасный человек». Стиль памятни­ков агиографической литературы, в отличие от летописной, витиеват и словесно украшен, особенно во вступительной и заключительной частях, которые часто называют «риторической мантией» жития.

Судьба древнерусских жанров сложилась по-разному: одни из них ушли из литературного обихода, другие приспособились к изменившим­ся условиям, третьи продолжают активно функционировать, наполняясь новым содержанием. Очерковая литература XIX – XX веков, литера­турные путешествия XVIII столетия восходят к традициям древнерус­ских хождений – одного из самых устойчивых жанровых образований средневековья. Истоки русского романа исследователи видят в бытовых повестях XVII века. Поэтика оды в литературе русского классицизма, безусловно, складывалась под влиянием произведений ораторского ис­кусства Древней Руси.

Таким образом, древнерусская литература не мертвое, ушедшее яв­ление, она не канула в небытие, не оставив потомства. Это явление жи­вое и плодовитое. Она передала по наследству русской литературе ново­го времени высокий духовный настрой и «учительный» характер, идеи патриотизма и гуманного отношения к людям независимо от их вероис­поведания. Многие жанры литературы Древней Руси, претерпев эволю­цию, обрели вторую жизнь в литературе XVIII – XX веков.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

  • Укажите мотив рассказа старуха изергиль который формирует образы безграничной степи вольного ветра
  • Укажите название корабля на котором происходит большая часть действия рассказа господин из франциско
  • Укажите название первого рассказа тургенева из цикла записки охотника
  • Укажите активное действие фасад красят задачу решают котенок спит сочинение пишут
  • Укажи какое предложение содержит рассказ о чем то