Укажите виды русских народных сказок

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 56-64. укм школа россиираздел устное народное творчество.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? 

Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

Ножка топает топ-топ.

Ручку хлопает хлоп-хлоп.

Вот пойдём с тобой танцевать,

Громко песенки распевать.

На окне сидел котище,

Под окном стоял барбос.

Целый день хозяйка ищет

Толстый хвост и мокрый нос.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…

Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.

Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?

В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

5. Пословицы рассыпались. Собери их.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Делу время — а потехе час.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

Первый рассказ называется «Собака на сене»

В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».

В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».

Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса

Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса

Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.

Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?

Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

Лиса обманывала медведя, волка, козла.

Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.

Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.

Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.

«Каша из топора»

Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.

Старуха жадная, глупая, негостеприимная.

«Лиса и журавль»

Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.

Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.

«Гуси-лебеди»

Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.

12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.

В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.

В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.

Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.

На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.

15. Определи присказку:

Присказки: 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

16. Угадай из какой сказки взяты строки.

Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

Порядок подготовки к выразительному чтению:

  1. Определить, какие чувства надо передать.
  2. Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
  3. Просмотреть знаки препинания.
  4. Выбрать тон и темп чтения.
  5. Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.

18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.

В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.

В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.

Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Контрольная
работа по литературному чтению, 4 класс.

Народные
сказки.

ФИ__________________________________________________

Вариант-1.

1.Что такое сказка?

А. Рассказ о реальных событиях.

Б. Вид устного повествования с
фантастическим вымыслом.

В. Повествование о божественных силах.

2. Укажите элементы сказки:

А. Мораль;           Б. Зачин;     В.
Присказка;       Г. Пролог;            Д. Концовка.

3. Перечислите виды народных сказок,
приведите примеры.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Какой волшебный предмет помогал
Василисе в сказке «Василиса Прекрасная»?___________________________________________________________

5. В чём проявилась находчивость солдата
из русской сказки «Находчивый солдат»?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Соедини стрелками название сказки и
народ, её написавший.

«Портной и царь»                                      итальянский

«Кола-рыба»                                              русский

«По колено ноги в золоте»                         индийский

«Искусный ковровщик»                             армянский

7. Для чего царь из сказки «Кола -рыба»
бросил корону в море?

А. Хотел обложить народ податью.                     Б.
Она ему надоела.

В. Чтобы Кола-рыба опустился на дно.                Г.
Уронил нечаянно.

8. Как наказали злых сестер царицы из
сказки «По колено ноги в золоте»?

А. превратили в волчат;                                       Б.
посадили в темницу;

В. посадили в бочку, а бочку бросили в
океан.

9. У кого хотел попросить совета ковровщик
из сказки «Искусный ковровщик» о том, что попросить у лесного духа?

Напиши. ___________________________________________

10. Объясни значение слова «целовальник»?

А. продавец вина;                   Б.
сосуд, который целуют;                В. любимый

11. Из какой сказки эти строки: «Не было
бы ишака пришлось бы коню возить на себе хворост»?

А. «Мужик и царь»;                Б.
«Искусный ковровщик»
                   В. «Портной и царь».

Напиши какого народа выбранная, тобой
сказка
___________________________________

_______________________________________________________________________________

12. Какая сказка из раздела «Народные сказки» тебе
понравилась? Почему?__________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная
работа по литературному чтению, 4 класс.

Народные
сказки.

ФИ__________________________________________________

Вариант-2.

Блок
А.

1.Что такое сказка?

А. Рассказ о реальных событиях.

Б. Вид устного повествования с
фантастическим вымыслом.

В. Повествование о божественных силах.

2. Укажите элементы сказки:

А. Мораль; Б. Зачин; В. Присказка; Г.
Пролог; Д. Концовка.

3. Перечислите виды народных сказок,
приведите примеры.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Кем были белый, красный и чёрный
всадники в сказке «Василиса Прекрасная»?_________________________________________

5. В чём проявилась смекалка мужика из
русской сказки «Мужик и царь»?_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

6. Соедини стрелками название сказки и
народ, её написавший.

«Портной и царь»                                      итальянский

«Кола-рыба»                                              русский

«По колено ноги в золоте»                         индийский

«Искусный ковровщик»                             армянский

7. Для чего царь из сказки «Портной и
царь» просил сшить одеяло по росту?

А.У него не было одеяла.                           Б.
Хотел его продать.

В. Хотел получить новых рабов.                Г.
Хотел найти самое красивое

8. Кто спас сыновей царицы из сказки «По
колено ноги в золоте»?

А. Царь                                             Б.
Корабельщики

В. Иван-царевич                               Г.
Два волшебных молодца.

9. Что попросил ковровщик у лесного духа
из сказки «Искусный ковровщик»? Напиши.
_______________________________________________________________________

10. Объясни значение слова «самшит»?

А. сам шьёт;                   Б. название
дерева;                  В. лесной дух

11. Из какой сказки эти строки: «Попав в
капкан, лисица сама себе отгрызает лапу»?

А. «Мужик и царь»;                Б.
«Кола-рыба»              В. «Портной и царь».

Напиши какого народа выбранная, тобой
сказка
___________________________________

__________________________________________________________________________________________

12. Какая сказка из раздела «Народные сказки» тебе
понравилась? Почему?__________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческий проект по литературному чтению

«Русские народные сказки»

Автор работы: Капурова Расима

Руководитель проекта: Годицкая Ольга Петровна

Учреждение: МКОУ «Березовская СОШ»

                        Яшалтинский район Республика Калмыкия

Оглавление

Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература

Введение


Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.

Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.

Задачи:

  1. Дать определение сказки.
  2. Установить виды народных сказок.
  3. Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
  4. Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
  5. Сочинить свою сказку.

Методы:

  • Знакомство с литературой;
  • Чтение и изучение русских народных сказок;
  • Анализ сказок;
  • Просмотр мультфильмов и сказок;
  • Рисование героев сказок.

Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.

История русской народной сказки

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.


Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.

Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

  1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
  2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
  3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Виды русских народных сказок


Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые. Дадим определение каждому виду.

Русские народные волшебные сказки

Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

В русских народных сказках мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Русские народные бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Русские народные сказки о животных


Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца — символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния. Сказки о животных поучительны, познавательны.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература

  1. А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»
  2. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»
  3. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»
  4. Литературное чтение, учебник 3 класс
  5. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Витязь на распутье», 1882

Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.

Сказочно-былинный жанр. Андрей Рябушкин. Картина «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», 1888

Особенности сказочно-былинного жанра

Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Аленушка», 1881

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:

  • Ярко выраженная патриотическая направленность произведений.
  • Романтическая привлекательность художественных образов.
  • Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций.
  • Масштабность и монументальность картин.
  • Большое количество аллегорических и символических деталей.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Богатыри», 1898

Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:

  • музыке;
  • театре;
  • кинематографе;
  • мультипликации;
  • декоративно-прикладном искусстве;
  • скульптуре;
  • графике.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Иван-царевич на Сером волке», 1889

История сказочно-былинного жанра

История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Марья Моревна и Кощей», 1927

Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

Сказочно-былинный жанр. Лубок «Мыши кота погребают», 1725

Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.

Сказочно-былинный жанр. Илья Репин. Картина «Садко», 1876

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:

  • «Богатыри» (1898);
  • «Витязь на распутье», (1878);
  • «Алёнушка» (1881);
  • «Иван-царевич на Сером волке» (1889).

Сказочно-былинный жанр. Михаил Врубель. Картина «Царевна-лебедь», 1900

Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Баба Яга», 1900

После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Василиса Прекрасная», 1902

Самые известные художники сказочно-былинного жанра

Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:

  • Виктор Васнецов — величайший мастер русской фольклорной живописи, чье творчество и сегодня ассоциируется с любимыми народными сказками. Картины Васнецова отличает удивительная выразительность образов и сюжетов, написанных настоящим русским патриотом.
  • Иван Билибин — выдающийся иллюстратор книг и театральный оформитель, посвятивший значительную часть жизни тематике сказок. После Октябрьской революции Билибин эмигрировал из России, но на склоне лет вернулся на Родину и умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.
  • Михаил Врубель — один из самых ярких и необычных русских художников конца XIX — начала ХХ века. С детства увлеченный мистическими тайнами Врубель неоднократно обращался в своем творчестве к тематике народного фольклора.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну», 1941

Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.

Почти 150 лет назад на свет появилась первая рождественская открытка. А около 70 лет назад в СССР начался открыточный бум: традиция писать друг другу поздравления жила у нас десятилетия, но потом, увы, была забыта… Художник, почетный член РАН, Светлана Румянцева рассказала «Вечерней Москве», о чем говорили открытки разных эпох.

Новый год был у нас календарной датой и тихим праздником, основным праздником было Рождество Христово. Но в России в 1927 году был полностью изменен календарь, и все христианские праздники запретили. Новый год как новый праздник появился в СССР в 1935 году вместе с Дедом Морозом. Вообще же открытки на Рождество Христово появились массово в середине XIX века в Англии. На них изображали цветы, феечек и другие сказочные рисунки, что напоминало получателю о приближении весны. Также были рисунки юмористические и сентиментальные, героем которых были дети и животные. И только ближе к концу XIX века на них стали проявляться изображения символов праздника. В СССР открытки «С Новым годом» стали массово появляться после Второй мировой войны, они были символом радости, тепла и уюта. Массовый их выпуск начался в 1950-х годах. На первых открытках были нарисованы счастливые мамы с ребятишками, башни Кремля, спортсменки. Расцвет открыток начался в 1960-х. Тогда появились зимние пейзажи и пожелания, возродился дуэт Деда Мороза и Снегурочки, началась мода на симпатичных зверушек, сюжеты русских народных сказок. На открытках изображались события из истории СССР, включая новейшие — например, покорение космоса.

За столом, под звон бокалов

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

В 1894 году было подписано распоряжение министра внутренних дел почтовому департаменту о разрешении пересылки открыток. Их отправляли без конвертов. Героями этих изображений обычно становились пирующие взрослые, реже — с детьми, сидящими за столом.

Дети, снег и радость

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

В России первые рождественские открытки появились в 1890-х годах — мода на них пришла из Англии. Стоили открытки дорого: купцы брали те изображения, на которых не было надписей, наносили их на открытки на русском языке и продавали. Но эти полиграфические изыски обходились недешево, так что открытки могли позволить себе лишь богатые люди. На открытках в основном изображались дети на фоне снега. Иногда появлялось изображение снеговика.

Почти фотография

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

Томные красавицы-мамы или просто нереально красивые дети на почти фотографических изображениях придавали открыткам реалистичный вид, как бы максимально приближая праздник к каждому.

Приветы и поклоны

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

Когда «открыточное» производство стало расширяться, в моду вошли изображения разных городов с поклонами и приветами из них.

На все руки мастера

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

Когда Деды Морозы были как бы реабилитированы вместе с открытками, с их помощью начали прославлять труд: на советских открытках встречаются Деды Морозы в форме железнодорожников, трудящихся в цехе и даже водителей транспорта!

Для всех слоев населения

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

В начале ХХ века сюжетная линия новогодних и рождественских открыток была расширена. Кроме дам и господ, на открытках появились изображения простолюдинов и представителей разных профессий — военных, моряков, купцов или торговцев аппетитными булками

В блеске сусального золота и мишуры

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

Если сначала российские открытки уступали западным образцам, то потом богатством убранства их превзошли: издатели не жалели на открытки золотых и серебряных красок, делали их рельефными, использовали эмаль.

Ангелы и цветы

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

Поскольку поздравление с Рождеством Христовым подразумевало тему младенчества, на открытках конца XIX — начала ХХ века часто изображался либо младенец Иисус, либо дети-ангелы в окружении цветов.

Маленькие картины

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

Фото: Елизавета Меркурьевна Бём

На открытках иногда повторялись узнаваемые сюжеты из сказок, а еще чаще — персонажи в народной одежде. Выглядели такие изделия как маленькие картины, их хранили минимум год, иногда вешали на стены.

Первые советские

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

По некоторым данным, новогодние открытки крайне ограниченным тиражом были выпущены впервые после революции в 1942-м, в разгар войны. Однако массово их действительно начали выпускать в 1950–1960-х. После полета Гагарина с Новым годом советских людей начали поздравлять космонавты на фоне летящих меж звезд ракет и искусственных спутников.

Морозы и их друзья

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

Со временем в качестве друзей Дедов Морозов и Снегурочек на открытках стали появляться пионеры, сказочные зверята, иногда — герои мультфильмов.

Блеск, да и только

Забытая традиция: какими были рождественские почтовые открытки

В годы после перестройки открытки начали издавать кооператоры — появились музыкальные открытки, а также яркие, блестящие, засыпанные стеклянными блестками.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Аксенова, дизайнер:

Открыток продается множество, но то, что делается собственными руками, всегда ценится особенно. Делать открытки очень любят дети — для этого достаточно помочь им на начальном этапе, подготовив бусины, блестки, пайетки, краски и кисти, кусочки ваты, из которой они создадут сугробы. Не отказывайте им в этом творческом порыве! Кстати, если обычную крупу покрасить краской-серебрянкой, получатся «снежные» и «ледяные» украшения.

Напишите бабушке!

Отправить открытку бабушке или родным в другие города и страны очень просто: надо купить открытку на почте или в магазине, подписать, наклеить марки и отослать ее через почтовое отделение. Простая доставка по России стоит 18 рублей, заказным письмом — 44 рубля, по миру наземно — 52 рубля, авиа — 58. Сегодня развиваются и интернет-сервисы с открытками, их цена начинается с 200 рублей. Так что пишите открытки и экономьте!

Целое состояние

Недорогие открытки всегда были ценны массовостью и доступностью, а вот во Флориде фирма Gilded Age Greetings сделала ставку на эксклюзив. Ее открытки делаются на дорогущем материале, включают фрагменты кожи, узоры наносятся 23-каратной золотой краской и украшаются драгоценными камнями. Каждую открытку делают больше месяца, а цена их достигает 10 000 долларов. По желанию клиента на открытку вносится его подпись и делается дорогой конверт.

  • Укажи зачины сказок 3 класс ответы
  • Укажи в каком порядке встречаются предложения в рассказе а п чехова мальчики
  • Уйти недалеко как пишется
  • Уйти по английски рассказ дзен
  • Уйти пораньше как пишется