При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняе­мого Вами задания (А1—АЗО) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соот­ветствует номеру выбранного Вами ответа.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прОживший 2) обзвонИт 3) послалА 4) щАвель

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Через час я почувствовал, что опять утрачиваю ощущение РЕАЛЬНОСТИ.

2) На горе перед нами открылась ВЕЛИКАЯ и прекрасная панорама Фив.

3) ЛОБОВОЙ фонарь паровоза уже не так ярко горел.

4) На крутых склонах с КАМЕНИСТОЙ почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (множественное число).

1) термоса 2) профессора 3) повара 4) коромысла

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Заставляя зрителя размышлять о движении жизни русского народа,

1) был воплощён грандиозный замысел картины исторической битвы под Москвой.

2) автором было сделано более двухсот эскизов и набросков.

3) протягивает художник невидимые нити в прошлое и в будущее.

4) открылась масштабная выставка исторической живописи.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксичес­кой нормы).

1) Старинный ритуал — надеть кольцо в день бракосочетания — означает жела­ние и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником.

2) Многие дети говорят, что новый учитель нам более понятно объясняет.

3) Согласно распоряжению бракованный аппарат направлен в отдел контроля.

4) В этом году нести вахту памяти у мемориала будут воспитанники суворовских училищ.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нель­зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Образы галлюцинаций создаются запасом тех впечатлений, которые хранятся в сознании человека.

2) В основе массового размножения саранчи лежат изменения климатических факторов, которые связаны с солнечной активностью.

3) В этой научно-популярной книге даже нет химических формул, которые обыч­но пугают новичков.

4) В 1980-е годы русская историческая живопись обогатилась новым художником, который сразу обратил на себя внимание современников, — К. А. Васильевым.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

(1)… (2)Он был сколочен из разнокалиберных досок и с крышей из промасленных ста­рых мешков или из толстого холста. (З)Над входом помещался балкон, с которого «дед», зазывала, немудрёными импровизированными виршами приглашал честной на­род зайти и повеселиться. (4)Дед совсем не обязательно должен быть стариком, дед — это амплуа. (5)Внутри балагана — разборная деревянная сцена с ярким кумачовым за­навесом, а перед ней грубо сколоченные скамейки. (6)… ярмарки балаган демонтирова­ли и перевозили на новое место, где он за считанные часы воссоздавался заново.

подпись: а7подпись: а8подпись: а9подпись: а10подпись: анподпись: а12подпись: а13подпись: а14подпись: а15подпись: а16

Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) В середине XIX века балаган для кукольного театра представлял собой времен­ное помещение.

2) Места в балагане не нумеровались и занимались зрителями по мере их появления.

3) По количеству балаганов на ярмарке, по их убранству судили о размахе торговли.

4) До начала XX века передвижной кукольный театр с Петрушкой был весьма распространён.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропус­ка в Шестом предложении?

1) В то время как 2) Пожалуй, 3) По окончании 4) В течение

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

2) он был (предложение 2)

3) помещался балкон (предложение 3)

4) зазывала приглашал (предложение 3)

5) балаган демонтировали [и] перевозили (предложение 6)

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложное бессоюзное 3) простое, осложнённое

2) сложносочинённое 4) сложноподчинённое

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДОЛЖЕН в чет­вёртом (4) предложении текста.

1) краткое причастие 3) краткое прилагательное

2) глагол 4) наречие в сравнительной степени

Укажите значение слова АМПЛУА в предложении 4.

1) должность 2) роль 3) звание 4) псевдоним

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишет­ся НН?

В саду всё было спланирова(1)о продума(2)о: грядки по бокам залиты цементом, ни одного сорняка не заметишь на них, стволы яблонь выбеле(3)ы известью.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 2, 3

В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква Е?

1) м..диана, выт..реть, заменить (деталь)

2) св..репый, ут..шать (ребёнка), сл..зинка

3) известить, обл..цевать, похищение

4) кап..лька, увлекательно, зап..рать

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) кинос..ёмка, под..езд, зав..южило

2) под..скать, об..грали, заискивать

3) (ваше) пр..подобие, пререкаться, преследовать

4) ра..бежался, ни..падающий, бе..молвствовать

5) каком ряду в двух словах пишется буква А?

«J врачи леч..т, пряч..щийся в углу

2^ крюки выдерж..т, меч..щийся зверёк

6) вещи суш..тся, топч..щий посевы

7) капли точ..т, переч..щий старшим

А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. талантливый

Б. продлевать

В. пальт..цо

Г. юрод..вый

1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г

А18 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишет — ся буква Е?

Смолоду так односторонне слагается их жизнь, что, какие бы случайности н(1) сталкивали их с жизненной колеи, уклонение никогда н(2) бывает н(3) серьёзно, н(4) продолжительно.

1) 1,2, 3,4 2)2 3)3,4 4) 1,2

А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (НА)СКОЛЬКО успешно мы преодолеваем кризисные ситуации, зависит (ОТ)ТОГО, кого или что мы считаем первопричиной случившегося.

2) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ первой сессии у него ничего не клеилось, ЧТО(БЫ) он ни предпринимал.

3) Репетитора матушка осуждала только ЗА(ТО), что он (ЗА)ЧАСТУЮ занимался со мною менее обещанных полутора часов.

4) Официальная встреча (В)ТЕЧЕНИЕ получаса проходила в присутствии журна­листов, а ЗА(ТЕМ) министры общались тет-а-тет.

А20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предло — жении:

О культуризме в то время ещё мало знали ( ) и такое тело можно было увидеть только в кино.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) подпись: а21Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Водоприёмники захлёбываются (1) не успевая глотать мутную воду (2) и (3) неве­село булькая (4) принимают в свои недра зимнюю грязь.

1) 1,2 2) 1,4 3)3,4 4) 1, 2, 3,4

А22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Рекламные агенты используют латинские буквы для создания образа товара. Де­скать (1) наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. Расчёт (2) веро­ятно (3) оправдывается, но (4) насколько (5) велика его отдача?

подпись: а231) 1,4, 5 2)2,3 3) 1,2, 3 4) 1,2, 3,4, 5

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Большая полукруглая веранда разделяла дом на две половины.

2) Врач прикладывал к груди и спине щекочущую чашечку стетоскопа и застав­лял глубоко дышать.

3) Яркая зелень обочин и листва придорожных деревьев и низкие облака вдохно­вили художника.

4) Лодка то появлялась то исчезала за частыми излучинами реки.

А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во дворе был идеальный порядок: стройматериалы сложены под навесом сарая и покрыты рубероидом, железобетонный колодец накрыт круглой деревянной крыш­кой с ручкой, цинковое ведро подвешено на специальный крюк.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содер­жание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится в первой части.

подпись: а25подпись: а26В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

«Волга» осторожно выползла из зелёного лесного тоннеля (1) на большую лужай­ку (2) в центре (3) которой (4) выделялась крытая берёзовыми жердинами землянка.

1) 1 2) 2 3) 2,3 4)4

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Разведчик спал у поваленного дерева (1) и (2) когда по приказу майора его стали бу­дить (3) в полусне дважды лягнул ногой воздух так (4) что ординарец попятился назад.

1) 1,2, 4 2) 2,3 3) 2, 3,4 4) 1, 3, 4

А27 Прочитайте текст.

В середине XVIII века у мелкопоместных помещиков не было возможности, подоб­но богатым петербургским дворянам, выписывать готовые нарядные костюмы из Парижа и Лондона. Да и вряд ли бы они это стали делать, даже будучи состоя­тельными. В провинции предпочитали жить по старинке, обходясь собственными хозяйством и умельцами. Так, в комедии Фонвизина «Недоросль» собственный пор­тной есть и у Простаковой. Это крепостной Тришка, который ни у кого не учил­ся, а потому он сшил кафтан сыну Простаковой по собственному разумению.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информа­ция, содержащаяся в тексте?

1) Крепостной портной Тришка из комедии Фонвизина «Недоросль» ни у кого не учился, а потому он сшил кафтан сыну Простаковой по собственному разумению.

2) В середине XVIII века мелкопоместные дворяне были намного беднее столичных дворян, ничего не покупали и обходились собственными хозяйством и умельцами.

3) В комедии Фонвизина «Недоросль» изображена типичная жизнь мелкопомест­ных помещиков в середине XVIII века, которые вели натуральное хозяйство.

4) В середине XVIII века мелкопоместные помещики не стали бы выписывать себе готовую одежду из европейских стран, даже если были бы богатыми: в провинции жили по старым традициям и обходились собственными силами.

Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8.

(1)На маленькой площади я чуть задержался. (2)Кто-то уже позаботился о голу­бях, рассыпав им корм, и оголодавшие за ночь стаи слетались сюда на пиршество. (З)Голуби толкались, ссорились, взмахивали крыльями, подпрыгивали, с остервене­нием клевали зерно, не обращая внимания на пушистую рыжую кошку, изготовив­шуюся к прыжку. (4)Меня заинтересовало, чем кончится охота. (5)Голуби казались совсем беззащитными перед ловким и быстрым зверем, а алчность притупляла инс­тинкт самосохранения. (6)Но ведь кошка не торопится, тщательно рассчитывает прыжок, значит, не так уж просто сцапать голубя.

(7)Безмятежность голубей словно провоцировала кошку на бросок. (8)Однако кро­шечная тигрица была опытным охотником. (9)Медленно, почти неощутимо подползала она к стае и вдруг замирала, будто всякая жизнь останавливалась в её худом под рыжей пушистой шкуркой тельце. (10)И я заметил, что суматошливая голубиная толпа с каж­дым движением кошки отодвигалась от неё ровно настолько, насколько она сокращала разрыв. (11)Ни один голубь в отдельности не заботился о своей безопасности — защит­ный маневр безотчётно и точно производила общая голубиная душа.

(12)Наконец кошка изловчилась и прыгнула. (13)Сизарь выскользнул из её лап, поплатившись одним-единственным серым пёрышком. (14)Он даже не оглянулся на своего врага и продолжал клевать зёрна ячменя и конопляное семя. (15)Кошка не­рвно зевнула, открыв маленькую пасть с острыми зубками, расслабилась, как это умеют лишь кошки, и вновь сжалась, собралась. (16)Её зелёные глаза с узким разре­зом зрачка не мигали. (17)Кошка, похоже, хотела прижать жадную стаю к увитой бугенвиллеями стене, но голубиная масса не просто отступала, а поворачивалась вок­руг оси, сохраняя возле себя простор площади.

(18)Четвёртый прыжок кошки достиг цели — голубь забился в её лапах. (1 Окажет­ся, это был всё тот же голубь, которого она облюбовала с самого начала. (20)Быть может, у него был какой-то ущерб, лишающий его ловкой подвижности собратьев, неправиль­ность в сложении, делающая его более лёгкой добычей, чем остальные голуби. (21)Го — лубь забился у неё в лапах, но как-то бессильно, словно не веря в своё право на осво­бождение. (22)Остальные продолжали насыщаться как ни в чём не бывало.

(23)Стая делала всё, что могла для коллективной безопасности, но, раз жертвы избежать не удалось, спокойно поступилась своим неполноценным сородичем. (24)Всё произошло в рамках великой справедливости и беспристрастности природы.

(25)Кошка не торопилась разделаться с голубем. (26)Она вроде бы играла с ним, позво­ляя биться, терять пух и перья. (27)А может, кошки вообще не едят голубей?.. (28)Так что же это — выбраковка дефектной особи? (29)Или тренировка хищника?.. (30)Я му­чился, не понимая, имею ли право вмешаться в круговерть неподсудных человеку сил.

(31)И тут какой-то прохожий швырнул в кошку блокнотом, угодив ей в бок. (32)Кош — ка мгновенно выпустила голубя, в невероятном прыжке взвилась на забор и сгинула. (ЗЗ)Го — лубь отряхнулся и, оставив по себе горстку сизого пуха, заковылял к стае. (34)Он был сильно помят, но отнюдь не выглядел потрясённым и всё так же хотел жрать.

(35)Я злился на себя, предпочетшего эстетику, а не этику.

(По Ю. Нагибину*)

*Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель, журналист, сценарист.

подпись: а28После какого предложения в тексте должна следовать следующая фраза:

А может, то был неопытный молодой голубь или больной, слабый?

1) 13 2) 18 3) 20 4) 33

подпись: а29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 30 предложение поясняет то, что высказано в предложениях 27—29.

2) В предложениях 2—3 представлено повествование.

3) В 23—24 предложениях представлено рассуждение.

4) 9 предложение содержит элемент описания.

подпись: азоУкажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.

1) 10 2)2 3) 17 4)21

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдель­ной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточ­ку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 —ВЗ запишите словами.

В1

Укажите способ образования слова БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ (предложение 7).

В2

Из предложений 8—9 выпишите все союзы.

ВЗ

Из предложения 33 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛА-

СОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4

Среди предложений 23—32 найдите сложное предложение, в состав которого входит

Односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5

Среди предложений 13—19 найдите предложение, в котором есть необособленное

Распространённое согласованное определение. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 4—13 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите

Номера этих предложений.

В7

Среди предложений 22—30 найдите такое, которое соединяется с предыдущим

При помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы ана­лизировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков циф­ры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соот­ветствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте за­пятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробе­лы не используются.

подпись: в8«Даже простой жизненный эпизод знаменитый писатель Ю. Нагибин способен наполнить философским содержанием. Речь автора эмоциональна, что достигается за счёт использования, например, таких тропов, как___________________________ («крошечная тигрица»),

___ («сизарь», «круговерть»). Говоря о своих мыслях в тот момент, писатель исполь­зует синтаксические средства выразительности —________ (например, предложения 19,

20),___ (предложения 27, 28, 29)».

Список терминов:

1) риторическое восклицание

2) ряды однородных членов

3) вопросительные предложения

4)гипербола

5) оксюморон

6) метафоры

7) разговорная лексика

8) противопоставление

9) вводные слова

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

подпись: clНапишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не со­гласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой от­вет аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью пе­реписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.