Укажите способ образования слова рассказ

Тест основные способы образования слов в русском языке для учащихся 6 класса с ответами. тест состоит из 2 вариантов, в

Тест Основные способы образования слов в русском языке для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 3 задания.

Часть А — задания с выбором ответа
Часть В — задания с кратким ответом
Часть С — письменные ответы на вопросы

1 вариант

Часть А

A1. Укажите вариант ответа, в котором слово образовано суф­фиксальным способом

А) белизна
Б) синий
В) порез
Г) беловатый

1) В, Г
2) Б, В
3) А, Г
4) Б, Г

А2. Укажите способ образования слов: подберёзовик, сокурсник

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение

А3. Укажите способ образования слов: самолёт, пароход, ледокол

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение

А4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

1) бездельник
2) сестрица
3) конечный
4) матушка

А5. Укажите слово, образованное приставочным способом

1) приключение
2) потемнеть
3) здание
4) стульчик

А6. Укажите слово, образованное сложением слов

1) плащ-палатка
2) сухофрукт
3) сталевар
4) вечерок

А7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом

1) подлещик
2) безвкусица
3) водяной
4) безводный

А8. Укажите способ образования слова вход

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный

А9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом

1) приятный, опёнок, синь
2) водолаз, булочная, тишь
3) волейболист, прыгун, пустота
4) ключик, берёзонька, дядя

A10. Укажите неверное утверждение

1) слово автозаводской образовано суффиксальным способом
2) слово тишь образовано бессуффиксным способом
3) слово диван-кровать образовано сложением основ
4) слово поехать образовано приставочным способом

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи лю­дей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытес­ненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он уди­вился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл ве­ликую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
(По С. Скребицкому)

В1. Напишите способ образования слова почувствовал.

В2. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.

Часть С

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите, что вы знаете о великих открытиях или от­ветьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

2 вариант

Часть А

A1. Укажите неверное суждение

1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бессуффиксным

А2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина

А3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный

А4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор

А5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

1) по-прежнему
2) заводской
3) ответ
4) подберёзовик

А6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — … — горняцкий?

1) горка
2) пригорок
3) гористый
4) горняк

А7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность

А8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно

1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной

А9. Укажите ошибочное суждение

1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом

A10. Укажите неверное суждение

1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным спо­собом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес легко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
(По М. Пришвину)

В1. Выпишите из предложения 3 слово без окончания.

В2. Выпишите слова с нулевым окончанием.

Часть С

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на во­прос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину

Ответы на тест Основные способы образования слов в русском языке
1 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-1
А5-2
А6-1
А7-3
А8-4
А9-3
А10-3
В1-приставочный
В2-неравнодушные
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
А5-3
А6-4
А7-3
А8-2
А9-4
А10-1
В1-легко
В2-лес, отступил

Русский язык

6 класс

Урок № 29

Основные способы образования слов в русском языке

Часть 1

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Способы словообразования.

2. Словообразовательный анализ слова.

Тезаурус

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин-  получается гусиный

белый +  суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный  анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Основа бреж-

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Основа рек-

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Единичный выбор

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Пришкольный

Приготовился

Удивительный

Приближаться

Правильный ответ: Пришкольный

Выделение цветом

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр…морский.

Правильный ответ:

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр…морский.

Опубликовано: 04.11.2021 г.

Автор: Екимова Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная)

школа-интернат № 11», г.Шадринск

Класс: 9б (неслышащие обучающиеся с интеллектуальными нарушениям)

Цели урока:

1.Коррекционно-образовательные:

— отрабатывать умения работать с прозаическим текстом, анализировать и делать выводы; составлять характеристики литературным героям;

— привлечь внимание обучающихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание».

2.Коррекционно-развивающие:

— расширять объем эмоционально-оценочной лексики, развивать внимание, логическое мышление, связную самостоятельную речь, слуховое восприятие; расширять словарный запас учащихся; следить за внятностью произношения;

— устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

3.Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать сострадательное и уважительное отношение ко всему живому, желание помочь беззащитным;

— на примере персонажей формировать положительные нравственные качества личности, духовные ценности.

Ход урока

1.Организационный момент

— Встаньте красиво. Разотрите ладони, передайте тепло и улыбки друг другу. Будем работать хорошо, слушать внимательно, говорить внятно.

— Аня, как ты слышишь? (Я слышу хорошо).

2.Слухо-зрительная разминка

— Какой сейчас урок? Какой по счёту урок? Какой рассказ мы читаем? (Мы читаем рассказ «Трудный хлеб»)

— Почему хлеб трудный? (потому что требует большого труда, больших сил )

— Кто автор произведения? (Автор русский писатель, прозаик — Евгений Иванович Носов).

— Назови героев рассказа (собака Чанг, охотник, рассказчик – рыболов).

— Кто главный герой? (Собака Чанг).

-Расскажите о Чанге (Собака породы – спаниель для охоты, охотничья собака. Чанг хорошо бегает, быстро и легко плавает)

— Молодцы! Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? (продолжим читать, отвечать на вопросы).

— Прочитайте план урока (учащиеся про себя читают план на доске).

План урока

1.Проверять(-ли) домашнее задание.

2.Работать (-ли) над содержанием рассказа:

— читать (-ли) рассказ выборочно;

— заполнять (-ли) таблицу;

— читать (-ли) по ролям;

— читать по цепочке;

— инсценировать (-ли) отрывок;

— составлять (-ли) пересказ.

  1. Рассказывать о домашних животных
  2. Рефлексия
  3. Домашнее задание

3.-Будем проверять домашнее задание.

— Что вам нужно было сделать? (Нарисовать картинки к отрывкам и рассказать)

— Кто хочет отвечать? (Ученик выходит к доске, показывает картинку и описывает содержание).

  1. Рыболов ловит рыбу. Вдруг кто-то выстрелил. Первая утка улетела, а вторая раненая осталась.
  2. Собака проплыла по реке мимо птицы. Хозяин крикнул: «Чанг!», и собака быстро повернула, схватила птицу и принесла хозяину.

— Что мы делали? (Мы проверяли домашнее задание). Хорошо, молодцы!

4.- Сегодня мы продолжим работать над содержанием рассказа.

Прочитайте высказывания: «Сострадание к животным связано с добротой характера, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». «По твоему отношению к собаке я узнаю, что ты за человек».

— Какие словосочетания выделены? (сострадание к животным, отношение к собаке, добрый человек).

— А как связаны ли эти словосочетания с темой рассказа Е. Носова мы ответим в конце урока.

— Откройте книгу на странице 208. Будем читать отрывок жужжащим чтением (как пчёлки). А я буду слушать. Заполним таблицу предложениями, описывающими отношение собаки к хозяину и отношение хозяина к своему другу

1. Отношение хозяина к Чангу

2. Отношение Чанга к хозяину

«Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем»

«сел рядом…»

«Золотая собака»

«вопрошающе глядя на хозяина»

«Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»

«Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

«Чанг, молодчина

«А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку»

-Что мы делали? (читали и заполняли таблицу). Ребята, по таблице сделаем вывод: как охотник относился к собаке? (охотник любил свою собаку, называл её ласково). А как Чанг относился к своему хозяину? (Чанг относился к хозяину с преданностью и готов был служить ему до конца своих дней). Ребята, а какой вопрос заинтересовал рыболова?

5.Чтение по ролям

— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям на странице 210. Кто хочет читать за охотника, рыболова, слова автора?

Итак, ребята, какой была собака? (Слепой). Давайте закроем глаза и представим, легко это или трудно?

6.Чтение рассказа по цепочке

— Посмотрим иллюстрацию на странице 210. Какой опыт показал, что собака слепая? (рассматривание: отломил кусок хлеба, подбросил, собака спокойно сидела, когда кусок хлеба упал на землю, то собака побежала на звук и запах). Давайте этот отрывок инсценируем.

7.Инсценирование отрывка. Герои: Чанг, охотник. Кто хочет играть роль хозяина, Чанга?

— Почему хозяин брал Чанга на охоту, а не оставлял дома? (хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой)

-Найдите об этом слова в тексте («Да я за него двух зрячих не возьму…»)

— Вернёмся к высказыванию, которое мы прочитали в начале урока

«Сострадание к животным связано с добротой характера, кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»

— А сострадание – это что? Найдите в словаре (обращаюсь к ученикам)

(Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем). Вывод (делает учитель):

 -Только того можно назвать добрым человеком кто может сострадать.

— Как вы думаете, охотник добрый хозяин Чангу? (Да, потому что он не бросил слепую собаку, а наоборот научил охотиться, по-другому, зарабатывать себе на хлеб трудом).

  1. Составление пересказа (все вместе по таблице подбираем вторую часть к предложениям, затем один рассказывает все)

1.Чанг -…..

1. спокойным, даже ласковым голосом, подбадривал похвалой.

2.Охотник давал команды….

2. « …5 лет вместе. Чанг свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный»

3. Хозяин Чанга хотел, …

3. завести другую собаку.

4. Рыбак предложил…

4. чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

5. Хозяин не согласился, мы

5. слепая охотничья собака породы спаниель.

Один ученик заполняет у доски, остальные в тетрадях

— Что мы делали? Вывод по рассказу (делает учитель)

— Итак, ребята, мы прочитали рассказ о слепой собаке Чанге. Как хозяин относился к собаке? (обращаю внимание на доску) значит, он может сострадать животным? Ребята, а вы как относитесь к животным? У кого из вас есть домашние животные? Расскажите нам.

10.Рассказ учеников о животном

  1. Рефлексия. Закончить предложение

Я прочитал (-а) рассказ «… …»

Мне было легко  ….Мне было трудно ….Какое новое слово вы узнали?

10.Домашнее задание: нарисовать любимое животное. Оценки за урок.

Приложение к уроку

Рыболов

Охотник – хозяин собаки

Слепая собака

Подранок – раненая птица

Относиться к животным (как?)

по-доброму

плохо

хорошо

ласково

грубо

внимательно

с нежностью

с ненавистью

уважительно

Бегает

Плавает

Прыгает

быстро

легко

хорошо

круто

События:

1728 – Вышли в свет «Учёные записки Санкт-Петербургской академии наук» – первый научный журнал России.

1869 – В Санкт-Петербурге выходит в свет первый номер еженедельного литературного и научно-популярного журнала «Нива».

1916 – В Санкт-Петербурге во дворце князей Юсуповых на Мойке в результате заговора был убит Григорий Распутин.

1921 – Впервые исполнена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» (Чикаго, США). В 1926 году постановку осуществил Ленинградский Академический театр оперы и балета, а в 1927 году – Большой театр в Москве.

1922 – Образован Союз Советских Социалистических Республик. Накануне – 29 декабря – на конференции делегаций от съездов Советов РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР был подписан Договор об образовании СССР. Этот документ был утверждён 30 декабря 1922 года I-м Всесоюзным съездом Советов и подписан главами делегаций. Эта дата и считается датой образования СССР.

1927 – Русский советский химик Сергей Лебедев первым в мире разработал способ получения синтетического каучука. К 1940 году в Советском Союзе была крупнейшая в мире индустрия синтетического каучука, производившая более 50 000 тонн в год.

1947 – Летчик В.Н. Юганов впервые поднял в воздух реактивный истребитель И-310. В марте 1948 г. под маркой МиГ-15 запущен в серию и строился в 15 модификациях. Всего построено около 15 тыс. экземпляров.

1963– Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия Московского метро продлена на 4,5 км от станции «Университет» до станции «Юго-Западная».

1967 – Состоялась премьера художественного фильма режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина», снятого на Киностудии имени М. Горького. В фильме снимались: Борис Быстров, Додо Чоговадзе, Сарры Каррыев, Андрей Файт, Отар Коберидзе и др.

1972 – Вступила в строй Краснопресненская линия протяженностью 7,2 км от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское Поле».

1974 – На Криворожском металлургическом заводе задута самая большая в мире доменная печь.

1975 – Открыт для перевозки пассажиров участок от станции «Октябрьское поле» до станции «Планерная» протяженностью км. На перегоне между станциями «Щукинская» и «Тушинская» в основных конструкциях сооружена платформа перспективной станции «Волоколамская» («Спартак»).

1979 – Открыто движение по Калининской линии протяженностью 11,4 км от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево».

1984 – Головная атомная подводная лодка «Щука-Б» (К-284 «Акула») вступила в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР.

2000 – На торжественном предновогоднем приёме в Большом Кремлёвском дворце впервые официально исполнен новый Гимн России. Музыка (А. Александрова) и основа текста – гимн Советского Союза. С. Михалков внес в старый текст поправки, которые после обсуждения и корректировки в Думе были официально приняты и утверждены.

2018 – На Большой кольцевой линии открылась станция «Савёловская».

В этот день родились:

Василий I Дмитриевич (1371–1425) – великий князь Московский и Владимирский с 1389 года, старший сын Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии. Василий I присоединил Нижегородское и Муромское княжества, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. За 36 лет правления Василия I московское княжество не ощутило каких-либо внутренних потрясений.

Джозеф Редьярд Киплинг (1865–1936) – английский писатель, поэт и новеллист. В 1907 году Киплинг становится первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе.

Дмитрий Борисович Кабалевский (1904–1987) – выдающийся советский композитор, дирижёр и пианист, педагог. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской, трёх Сталинских и Государственной премии СССР. Доктор искусствоведения, академик АПН СССР.

Даниил Иванович Хармс, настоящая фамилия Ювачёв (1905–1942) – русский писатель и поэт.

Анатолий Яковлевич Лепин (1907–1984) – советский композитор латышского происхождения, автор более 500 песен, восьми оперетт и других музыкальных произведений. Особенно популярной стала музыка Лепина к кинофильмам, среди которых: «Мы с вами где-то встречались», «Девушка без адреса», «Карнавальная ночь» и др.

Анатолий Алексеевич Логунов (1926–2015) – советский и российский физик-теоретик, действительный член РАН. С 1977 по 1992 годы – ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Елена Анатольевна Чайковская (род. 1939) – советский и российский тренер по фигурному катанию, автор нескольких книг, посвящённых воспитанию фигуристов. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Наибольших успехов добились воспитанники Чайковской – Людмила Пахомова и Александр Горшков, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов.

Леонид Михайлович Баранов (род. 1943) – русский, советский скульптор, мастер монументальной скульптуры, работающий в жанре исторического портрета.

Теги события:


история


календарь


григорий распутин


ссср


наука


метро


кино


гимн


писатели


композиторы


учёные


спортсмены


подводные лодки


русские изобретения


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Орыс тілі пәніне арналған тест сұрақтары

27.08.2014, 18:41

1. Укажите гласный звук: 
A) [у] 
B) [л] 
C) [в] 
D) [й] 
E) [ж] 
2. На конце наречий досрочн…, начист…, искос…, добел… пишутся: 
A) -о,-о, -а, -а 
B) -о,-а, -о, -а 
C) -а,-о, -о, -о 
D) -а,-а, -а, -а 
E) -о,-а, -а, -а 
3. Укажите словосочетание, которое указывает на действие и предмет, на который оно переходит: 
A) написать сочинение 
B) говорить громко 
C) холодный ветер 
D) золотая медаль 
E) рыбачья лодка 
4. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, связан с существительным, выражается прилагательным – это 
A) дополнение 
B) обстоятельство 
C) приложение 
D) подлежащее 
E) определение 
5. Укажите односоставное предложение: 
A) События следующего дня я помню отрывочно. 
B) Лекарства обычно хранят в темном прохладном месте. 
C) Серные спички легко воспламеняются при трении о любую поверхность. 
D) Аня считала себя счастливой. 
E) Большое окно и высокий белый потолок делают комнату уютной и светлой. 
6. Монографии, диссертации, доклады, рефераты – жанры 
A) официально-делового стиля 
B) научного стиля 
C) художественного стиля 
D) публицистического стиля 
E) разговорного стиля 
7. В слове пропущена буква е: 
A) зап…рать дверь 
B) зап…реть надолго 
C) прокл…нать кого-нибудь 
D) заб…рать из школы 
E) разж…гать костер 
8. Укажите антонимы: 
A) беседовать – говорить 
B) толстый – полный 
C) жестокий – свирепый 
D) подражать – копировать 
E) щедрый – скупой 
9. Укажите способ образования слова перелесок: 
A) бессуффиксный 
B) сложение основ 
C) суффиксальный 
D) приставочно-суффиксальный 
E) приставочный 
10. Укажите слово с окончанием -е: 
A) сообщить о премьер… 
B) по завершени… 
C) о новой комеди… 
D) о мировоззрени… 
E) в ожидани… чуда 
11. Укажите прилагательное с -нн- в суффиксе: 
A) гуси…ый 
B) земля…ой 
C) ржа…ой 
D) ледя…ой 
E) болезне…ый 
12. Глаголы I спряжения: 
A) ворошить, возить 
B) брить, стелить 
C) крутить, молотить 
D) строить, верить 
E) белить, пить 
13. Краткое страдательное причастие в предложении выполняет роль: 
A) подлежащего 
B) сказуемого 
C) дополнения 
D) обстоятельства 
E) определения 
14. Деепричастие подумав 
A) совершенного вида, 2 спряжения 
B) совершенного вида, невозвратное 
C) несовершенного вида, возвратное 
D) совершенного вида, 1 спряжения 
E) несовершенного вида, невозвратное 
15. Укажите причинный подчинительный союз: 
A) что, чтобы 
B) словно, как 
C) когда, лишь 
D) потому что 
E) только, едва 
16. Укажите ряд словосочетаний, построенных по способу примыкания: 
A) тихо смеяться, очень важный 
B) двое из группы, потребитель продукции 
C) читать книгу, от родимой земли 
D) нора лисы, в смородинном кусте 
E) холодная роса, снится всё 
17. Составное именное сказуемое 
A) Не надеялся он такое сказать. 
B) Глаза утомляют яркие краски. 
C) Был я в то время студентом. 
D) В синем небе звезды блещут. 
E) Кое-где начинает сверкать огонек. 
18. Укажите безличное предложение 
A) Можно только пожалеть бедного телеграфиста. 
B) Генерал Аносов вспоминал разные истории. 
C) Час соловьиной трели. 
D) Она была проста со всеми. 
E) Под вечер гуляли в саду. 
19. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. 
A) Мы шли туда, куда вела лесная тропинка. 
B) Актер сыграл свою роль так, что взволновал всех зрителей. 
C) Особенно хорош лес осенью, когда на землю летят золотые листья. 
D) Он не приехал, несмотря на то что дал твердое обещание. 
E) Всякое дело надо делать хорошо, коли взялся за него. 
20. Укажите слово, в котором дана форма слова зимовать: 
A) зимний 
B) зимуем 
C) зимушка 
D) перезимовать 
E) зимовщик 
21. Укажите однокоренное слово к слову нос: 
A) носить 
B) носовой 
C) вынос 
D) разносить 
E) поднос 
22. Укажите разряд числительных в предложении: 
Два года назад Столетов работал во вторую смену, то есть приезжал к пяти часам и заканчивал работу к двенадцати. 
A) количественное-порядковое-собирательное-порядковое 
B) собирательное-порядковое-собирательное-собирательное 
C) собирательное-собирательное-количественное-порядковое 
D) количественное-порядковое-собирательное-количественное 
E) количественное-порядковое-количественное-количественное 
23. Укажите, чем осложнено предложение: 
В то время, именно год назад, я еще сотрудничал с издательством. 
A) вводное слово 
B) приложение 
C) дополнение 
D) определение 
E) уточняющее обстоятельство 
24. Укажите предложение, в котором не ставится запятая: 
A) Изредка пропоет комар да ветерок качнет. 
B) Ему стало жарко и он распахнул полушубок. 
C) Небо заволокло тучами а по земле гулял ветер. 
D) Ни ветра на земле ни туч на бледном небе. 
E) Наташа говорила шепотом да и дед лесничий говорили вполголоса. 
25. Схема предложения: 
Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет конца. 
A) [ ], ( ), ( ). 
B) ( ), [ ], ( ). 
C) [ ], ( ). 
D) [ ], ( ), ( ), ( ). 
E) [ , ( ), ]. 

Категория: Орыс тілі | Добавил: reqorg

Просмотров: 2026 | Загрузок: 0

| Рейтинг: 2.0/1

  • Укажите личные местоимения какие существительные соответствуют им по значению продолжите рассказ
  • Укажите особенности восприятия дошкольниками сказки
  • Узнайте персонажа рассказа бунина он был твердо уверен что имеет полное право на отдых
  • Уйти в никуда как пишется
  • Уилл скарлетт однажды в сказке