Задание В1 высокой сложности Проверяет умение находить в контексте слово, образованное тем или иным, чаще всего морфо­логическим способом. При подготовке к экзамену рекомендуется об­ращаться к школьному словообразовательному словарю, научиться читать и анализировать словарную статью, вычленяя словообразова­тельные цепочки, словообразовательные гнёзда. Конечно, следует повторить и теоретический материал учебников русского языка для 5-7 классов, где подробно характеризуются основные способы слово­образования. Особое внимание обратите на Приставочный, суффик­сальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы. Правильно употребляйте эти и другие термины словообразования. На экзамене очень важно грамотно и без сокращений вписать ответ в бланк ответа №1.

Выполняем подготовительные упражнения

1. Укажите Грамотную Запись термина, обозначающего Способ сло­вообразования .

1) суффиксальный

2) суфиксальный

3) присуффиксальный

4) суф

2. Укажите Грамотную Запись термина, обозначающего Способ сло­вообразования.

1) прист

2) с приставкой

3) приставочный

4) преставочный

3. Укажите Грамотную Запись термина, обозначающего Способ сло­вообразования .

1) безсуффиксный

2) безсуфиксальный

3) бессуф

4) бессуффиксный

4. В каком слове есть суффикс -ан-1

1) кожаный

2) организованный

3) преобразование

4) созданный

5. В каком слове членение на морфемы (с помощью чёрточек) дано с ошибками?

1) без-лич-н-ый

2) бел-е-ть

3) раб-от-а

4) ненавид-им-ый

6. В каком слове нет приставки Пре?

1) прервать

2) предшествовать

3) премудрый

4) преуменьшенный

7. В каком слове две приставки?

1) неприятный

2) расходиться

3) безудержный

4) безумствовать

8. В каком слове два суффикса?

1) безынтересный

2) выкормленный

3) хлеборезка

4) учитель

9. В каком слове нет окончания?

1) ушанка

2) поставили

3) по-нашему

4) лисий

10. В каком слове Есть окончание?

1) пробежал

2) резюме

3) впоследствии

4) продавая

11. В каком слове Два корня?

1) всхрапывание

2) темнокожий

3) теоретизировать

4) какой-нибудь

12. Какое слово образовано Приставочным способом?

1) позвоночник

2) наушники

3) бесподобный

4) запоздать

13. Какое слово образовано Суффиксальным способом?

1) перепорхнуть

2) неустойчивый

3) по-зимнему

4) перестрелка

14. Какое слово образовано Приставочно-суффиксальным способом?

1) снова

2) перестраховка

3) гидросфера

4) выход

15. Какое слово образовано Бессуффиксным способом?

1) ширь

2) спецкор

3) ЕГЭ

4) пылесос

16. Какое слово образовано путём сложения с соединительной глас­ной?

1) спецподготовка

2) сенокосилка

3) додуматься

4) сталевар

17. В каком слове выделенный суффикс обозначает «чуть-чуть, не­много, слегка»?

1) правдивый

2) горьковатый

3) песчаный

4) сельский

18. В каком слове Выделенная приставка Обозначает «начать»?

1) засвистеть

2) надземный

3) сострадание

4) прочертить

19. В каком примере способ словообразования определён Неверно? Исправьте Ошибку?

1) Отдалить <- Даль (приставочно-суффиксальный)

2) Подружка Подруга (суффиксальный)

3) Одноцветный <- Один цвет (сложение)

4) ООН <г- Организация Объединённых Наций (сложение с со­кращением слов, аббревиация)

Ответ:____________________________________________

20. В каком примере способ словообразования определён Верно? Ис­правьте Ошибки В остальных примерах.

1) Преподносить Подносить (приставочный)

2) Водопровод <— проводить воду (суффиксальный)

3) Прибой <— Прибить (приставочный)

4) Рассеять <— сеять (сложение)

Ответ:

21. Какая словообразовательная цепочка составлена неверно. Ис­правьте Ошибку.

1) Вода водный —> наводнить -> наводнение

2) Обидеть обида -> обидчивый обидчивость

3) Шёпот —>Шептать —> нашептать —> нашёптывать нашёп­тывание

4) Дорогой -> дорожать -> удорожание

Ответ:_____________________________________________

Подведём предварительные итоги

Чтобы успешно выполнить задание В1, нужно:

• знать, что такое морфема, отличать словообразовательные мор­фемы и окончания, знать основные способы словообразования;

• грамотно употреблять термины морфемики и словообразования;

• уметь проводить морфемный разбор слова для определения спо­соба словообразования, постоянно проверяя себя по школьному словообразовательному словарю русского языка (это, конечно, касается периода подготовки к ЕГЭ);

• учиться опознавать искомое слово в контексте и, наоборот, да­вать словообразовательную характеристику предложенного слова со ссылкой на контекст;

• повторить в учебниках русского языка для 5-7 классов теорети­ческий материал, связанный со словообразованием.

Примерные формулировки задания В1

Примерные формулировки задания В1 могут быть двух видов:

1) Из предложения(-ий) … выпишите слово, образованное… способом.

2) Укажите способ образования слова… (предложение…). Приведём примеры.

Пример 1.

Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, ук­рашенные золотыми крапинками звёзд.

В1. Из предложения выпишите слово, образованное путём Сложения.

Рекомендации для размышлений на экзамене (в условиях запре­та использования словарей и учебников):

• прочитать про себя каждое слово предложения, вычленяя мор­фемы и решая, от ч е г о и с помощью чего образовано каждое знаменательное слово;

• помня о том, что с помощью сложения образуются слова, со­стоящие, как правило, из двух корней, находим прилагательное Тёмно-голубые. Это и есть правильный ответ.

Пример 2.

И каждый из нас, ребятишек, хочет, чтобы именно у его от­ца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шёл впереди и вёл всю растянувшуюся це­почку.

В1. Укажите способ образования слова КТО-НИБУДЬ (см. предложе­ние).

В этом случае рекомендации несколько меняются, вам нужно:

• определить часть речи, в данном случае неопределённое место — имение;

• провести морфемный анализ слова; найти ближайшее родствен­ное слово, от которого данное местоимение образовано, и с по­мощью чего оно образовано: в данном случае Кто — корень, Ни — будь — суффикс; ближайшее родственное слово — Кто, от которого с суффиксом -нибудъ и образуется слово Кто-нибудь. Ответ — Суффиксальный способ.

Напомним, что ответ записывается в бланк грамотно, без сокра­щений. Применительно к приведённым примерам и вариантам фор­мулировок задания В1: если нужно выписать слово, то Тёмно­голубые*, если нужно написать способ словообразования, то Суффик­сальный.

Выполняем задание В1 в формате ЕГЭ

Определение способа словообразования

1. Из предложения выпишите слова, образованные Приставочно­суффиксальным Способом.

Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревуш­ка казалась гнездом ласточки.

2. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочно­суффиксальным Способом.

Он снова уверен, что имеет полное право на отдых, на удоволь­ствия, на путешествие во всех отношениях хорошее.

3. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочно­суффиксальным способом.

Сергей посматривает на меня с подозрением, кажущимся мне несправедливым, нечестным, предвзятым.

4. Из предложения выпишите слово(-а), образованное(-ые) Приста­вочно-суффиксальным Способом.

По-прежнему звонко отдавались в широких расщелинах шаги идущих — и пугались ученики звука шагов своих…

5. Укажите способ образования слова ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ (см. предложение).

Совы кричат: по-человечески жутко, по-звериному радостно.

6. Укажите способ образования слова СЛЫШНО (см. предложение).

Там водятся олени и косули, с куриной повадкой пробегают зо­лотистые фазаны, в тихие ночи слышно, как чавкает и ломает кусты кабан.

7. Укажите способ образования слова ПОСЛЕЗАВТРА (см. предло­жение).

Собрание, на котором будет выдвинут единый кандидат, со­стоится послезавтра.

8. Укажите способ образования слова СКРИП (см. предложение).

В соседней комнате послышался скрип половицы, после чего поя­вился хозяин дома с портретом жены в руках.

9. Из предложения выпишите слово, образованное Суффиксальным Способом.

Надя глядела на него и думала: «Откуда пришёл к нам в дом этот импульсивный человек?»

10. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочным Способом.

В этой ближневосточной стране осложнилась внутриполитиче­ская обстановка.

11. Из двух предложений выпишите слово(-а), образованное(-ые) Приставочно-суффиксальным Способом.

Слева от меня находился домик моего лучшего друга. Справа же было безграничное поле.

12. Из предложения выпишите слово, образованное Суффиксальным Способом.

Короткая ночь весны заметно растаяла.

13. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочным Способом.

От единственной избы на берегу отчалил чёлн.

14. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочным Способом.

В конце деревни, в уличке, заросшей по твёрдому белому песку чистой травой, стояла одинокая изба вся в цветах.

15. Из предложения выпишите слово, образованное Суффиксальным Способом.

За стеной избы по ночам шумел соседский сад.

16. Из предложения выпишите слово, образованное Бессуффиксным Способом.

Выход из здания был свободен, и мы вышли, крепко держась за руки.

17. Из предложения выпишите слово, образованное приставочно­суффиксальным способом.

Наш собеседник приводил убедительные аргументы, поэтому разговор протекал ровно, спокойно.

18. Из предложения выпишите слово, образованное путём сложения.

В МЧС прошло селекторное совещание, посвящённое борьбе с лесными пожарами в Красноярском крае.

19. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Состоявшаяся в стране перепись населения выявила как поло­жительные, так и отрицательные тенденции в развитии деревень.

20. Укажите способ образования слова ЗАКАНЧИВАЛ (см. предло­жение).

Я заканчивал среднюю школу и хотел поступать в вуз, но вме­шались обстоятельства, и пришлось передумать.

21. Укажите способ образования слова ИЗРЕДКА (см. предложение).

Изредка вкусно поесть — большое удовольствие для матери Ве­роники.

22. Укажите способ образования слова СНГ (см. предложение).

СНГ было образовано после распада Советского Союза в конце 1991 года.

Для справки: СНГ — Содружество Независимых Государств.