Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:
- приставочный, или префиксальный;
- суффиксальный;
- приставочно-суффиксальный;
- постфиксальный;
- приставочно-постфиксальный
и др.
Приставка — словообразовательная морфема
Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.
Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum < prae — «впереди» , fixus — «прикрепленный») буквально значит «прикрепленный впереди».
Определение
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.
Важно!
В отличие от суффикса, который образует новое слово от производящей основы, приставка непосредственно присоединяется в начале целого слова.
Например, глагол «выучить» образован от однокоренного слова «учить» с помощью приставки:
Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения. Особенно это ярко проявляется в словообразовании глаголов.
Сравним:
- бежать → убежать;
- бежать →прибежать;
- бежать → отбежать;
- бежать → сбежать;
- бежать → набежать и т. д.
Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.
Сравним:
- ходить → выходить;
- ходить → входить.
Как определить приставочный способ словообразования?
Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:
- лечение — излечение;
- стройка — перестройка;
Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:
- лечить → излечить → излечение;
- строить → перестроить → перестройка.
Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.
Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.
- При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
- Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.
Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.
Приставочный способ образования глаголов
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов. Приставки обозначают различные оттенки действия, уточняют характер их протекания, образуют от бесприставочных глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида.
Примеры:
- седлать → оседлать;
- знать → узнать;
- ждать → подождать;
- моргать → заморгать;
- чертить → начертить;
- кликнуть → воскликнуть;
- чувствовать → почувствовать;
- видеть → предвидеть;
- быть→ прибыть;
- звать → созвать.
Почти от каждого глагола с участием различных приставок можно создать новые слова.
Приставочный способ образования существительных
С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
- текст →подтекст;
- общество → сообщество;
- дедушка → прадедушка;
- звук → призвук;
- город → пригород;
- мрак → сумрак.
Множество существительных с противоположным значением образует приставки не-, без-/бес-:
- друг → недруг (враг);
- правда → неправда (ложь);
- счастье → несчастье (горе);
- приятель → неприятель (противник);
- удача → неудача (провал);
- порядок → беспорядок.
Иноязычные приставки активно образуют новые слова:
- звук → ультразвук;
- агент →контрагент;
- компенсация →декомпенсация;
- ориентация → дезориентация;
- континент → субконтинент.
Приставочный способ образования прилагательных
Приставка, присоединяясь к имени прилагательному, образует новое слово этой же части речи.
Примеры:
- громкий → сверхгромкий;
- удалый → разудалый:
- огромный → преогромный.
Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:
1. нахождение поблизости, рядом с чем-нибудь:
- полярный → приполярный;
- арктический →приарктический;
2. усиление признака, повышенная степень качества:
- злой → презлой;
- странный → престранный;
- толстый →претолстый.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
- атлантический → трансатлантический;
- тропический → субтропический;
- моральный → аморальный;
- общественный → антиобщественный.
Префиксальный способ образования местоимений
Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
- кто → некто;
- что → ничто;
- какой → никакой;
- чей → ничей;
- сколько → несколько;
- что →кое-что;
- кто →кое-кто.
Приставочный способ и наречия
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:
- когда → некогда;
- где → негде;
- как → никак;
- откуда → ниоткуда:
- куда → кое-куда;
- когда → кое-когда.
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
- нельзя → донельзя;
- вне → вовне;
- ныне → доныне;
- даром → задаром;
- всегда → навсегда;
- совсем → насовсем;
- пополам → напополам;
- ныне → отныне;
- прочь → напрочь.
Задание В1 высокой сложности Проверяет умение находить в контексте слово, образованное тем или иным, чаще всего морфологическим способом. При подготовке к экзамену рекомендуется обращаться к школьному словообразовательному словарю, научиться читать и анализировать словарную статью, вычленяя словообразовательные цепочки, словообразовательные гнёзда. Конечно, следует повторить и теоретический материал учебников русского языка для 5-7 классов, где подробно характеризуются основные способы словообразования. Особое внимание обратите на Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы. Правильно употребляйте эти и другие термины словообразования. На экзамене очень важно грамотно и без сокращений вписать ответ в бланк ответа №1.
Выполняем подготовительные упражнения
1. Укажите Грамотную Запись термина, обозначающего Способ словообразования .
1) суффиксальный
2) суфиксальный
3) присуффиксальный
4) суф
2. Укажите Грамотную Запись термина, обозначающего Способ словообразования.
1) прист
2) с приставкой
3) приставочный
4) преставочный
3. Укажите Грамотную Запись термина, обозначающего Способ словообразования .
1) безсуффиксный
2) безсуфиксальный
3) бессуф
4) бессуффиксный
4. В каком слове есть суффикс -ан-1
1) кожаный
2) организованный
3) преобразование
4) созданный
5. В каком слове членение на морфемы (с помощью чёрточек) дано с ошибками?
1) без-лич-н-ый
2) бел-е-ть
3) раб-от-а
4) ненавид-им-ый
6. В каком слове нет приставки Пре?
1) прервать
2) предшествовать
3) премудрый
4) преуменьшенный
7. В каком слове две приставки?
1) неприятный
2) расходиться
3) безудержный
4) безумствовать
8. В каком слове два суффикса?
1) безынтересный
2) выкормленный
3) хлеборезка
4) учитель
9. В каком слове нет окончания?
1) ушанка
2) поставили
3) по-нашему
4) лисий
10. В каком слове Есть окончание?
1) пробежал
2) резюме
3) впоследствии
4) продавая
11. В каком слове Два корня?
1) всхрапывание
2) темнокожий
3) теоретизировать
4) какой-нибудь
12. Какое слово образовано Приставочным способом?
1) позвоночник
2) наушники
3) бесподобный
4) запоздать
13. Какое слово образовано Суффиксальным способом?
1) перепорхнуть
2) неустойчивый
3) по-зимнему
4) перестрелка
14. Какое слово образовано Приставочно-суффиксальным способом?
1) снова
2) перестраховка
3) гидросфера
4) выход
15. Какое слово образовано Бессуффиксным способом?
1) ширь
2) спецкор
3) ЕГЭ
4) пылесос
16. Какое слово образовано путём сложения с соединительной гласной?
1) спецподготовка
2) сенокосилка
3) додуматься
4) сталевар
17. В каком слове выделенный суффикс обозначает «чуть-чуть, немного, слегка»?
1) правдивый
2) горьковатый
3) песчаный
4) сельский
18. В каком слове Выделенная приставка Обозначает «начать»?
1) засвистеть
2) надземный
3) сострадание
4) прочертить
19. В каком примере способ словообразования определён Неверно? Исправьте Ошибку?
1) Отдалить <- Даль (приставочно-суффиксальный)
2) Подружка Подруга (суффиксальный)
3) Одноцветный <- Один цвет (сложение)
4) ООН <г- Организация Объединённых Наций (сложение с сокращением слов, аббревиация)
Ответ:____________________________________________
20. В каком примере способ словообразования определён Верно? Исправьте Ошибки В остальных примерах.
1) Преподносить Подносить (приставочный)
2) Водопровод <— проводить воду (суффиксальный)
3) Прибой <— Прибить (приставочный)
4) Рассеять <— сеять (сложение)
Ответ:
21. Какая словообразовательная цепочка составлена неверно. Исправьте Ошибку.
1) Вода водный —> наводнить -> наводнение
2) Обидеть обида -> обидчивый обидчивость
3) Шёпот —>Шептать —> нашептать —> нашёптывать нашёптывание
4) Дорогой -> дорожать -> удорожание
Ответ:_____________________________________________
Подведём предварительные итоги
Чтобы успешно выполнить задание В1, нужно:
• знать, что такое морфема, отличать словообразовательные морфемы и окончания, знать основные способы словообразования;
• грамотно употреблять термины морфемики и словообразования;
• уметь проводить морфемный разбор слова для определения способа словообразования, постоянно проверяя себя по школьному словообразовательному словарю русского языка (это, конечно, касается периода подготовки к ЕГЭ);
• учиться опознавать искомое слово в контексте и, наоборот, давать словообразовательную характеристику предложенного слова со ссылкой на контекст;
• повторить в учебниках русского языка для 5-7 классов теоретический материал, связанный со словообразованием.
Примерные формулировки задания В1
Примерные формулировки задания В1 могут быть двух видов:
1) Из предложения(-ий) … выпишите слово, образованное… способом.
2) Укажите способ образования слова… (предложение…). Приведём примеры.
Пример 1.
Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд.
В1. Из предложения выпишите слово, образованное путём Сложения.
Рекомендации для размышлений на экзамене (в условиях запрета использования словарей и учебников):
• прочитать про себя каждое слово предложения, вычленяя морфемы и решая, от ч е г о и с помощью чего образовано каждое знаменательное слово;
• помня о том, что с помощью сложения образуются слова, состоящие, как правило, из двух корней, находим прилагательное Тёмно-голубые. Это и есть правильный ответ.
Пример 2.
И каждый из нас, ребятишек, хочет, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шёл впереди и вёл всю растянувшуюся цепочку.
В1. Укажите способ образования слова КТО-НИБУДЬ (см. предложение).
В этом случае рекомендации несколько меняются, вам нужно:
• определить часть речи, в данном случае неопределённое место — имение;
• провести морфемный анализ слова; найти ближайшее родственное слово, от которого данное местоимение образовано, и с помощью чего оно образовано: в данном случае Кто — корень, Ни — будь — суффикс; ближайшее родственное слово — Кто, от которого с суффиксом -нибудъ и образуется слово Кто-нибудь. Ответ — Суффиксальный способ.
Напомним, что ответ записывается в бланк грамотно, без сокращений. Применительно к приведённым примерам и вариантам формулировок задания В1: если нужно выписать слово, то Тёмноголубые*, если нужно написать способ словообразования, то Суффиксальный.
Выполняем задание В1 в формате ЕГЭ
Определение способа словообразования
1. Из предложения выпишите слова, образованные Приставочносуффиксальным Способом.
Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка казалась гнездом ласточки.
2. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочносуффиксальным Способом.
Он снова уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях хорошее.
3. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочносуффиксальным способом.
Сергей посматривает на меня с подозрением, кажущимся мне несправедливым, нечестным, предвзятым.
4. Из предложения выпишите слово(-а), образованное(-ые) Приставочно-суффиксальным Способом.
По-прежнему звонко отдавались в широких расщелинах шаги идущих — и пугались ученики звука шагов своих…
5. Укажите способ образования слова ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ (см. предложение).
Совы кричат: по-человечески жутко, по-звериному радостно.
6. Укажите способ образования слова СЛЫШНО (см. предложение).
Там водятся олени и косули, с куриной повадкой пробегают золотистые фазаны, в тихие ночи слышно, как чавкает и ломает кусты кабан.
7. Укажите способ образования слова ПОСЛЕЗАВТРА (см. предложение).
Собрание, на котором будет выдвинут единый кандидат, состоится послезавтра.
8. Укажите способ образования слова СКРИП (см. предложение).
В соседней комнате послышался скрип половицы, после чего появился хозяин дома с портретом жены в руках.
9. Из предложения выпишите слово, образованное Суффиксальным Способом.
Надя глядела на него и думала: «Откуда пришёл к нам в дом этот импульсивный человек?»
10. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочным Способом.
В этой ближневосточной стране осложнилась внутриполитическая обстановка.
11. Из двух предложений выпишите слово(-а), образованное(-ые) Приставочно-суффиксальным Способом.
Слева от меня находился домик моего лучшего друга. Справа же было безграничное поле.
12. Из предложения выпишите слово, образованное Суффиксальным Способом.
Короткая ночь весны заметно растаяла.
13. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочным Способом.
От единственной избы на берегу отчалил чёлн.
14. Из предложения выпишите слово, образованное Приставочным Способом.
В конце деревни, в уличке, заросшей по твёрдому белому песку чистой травой, стояла одинокая изба вся в цветах.
15. Из предложения выпишите слово, образованное Суффиксальным Способом.
За стеной избы по ночам шумел соседский сад.
16. Из предложения выпишите слово, образованное Бессуффиксным Способом.
Выход из здания был свободен, и мы вышли, крепко держась за руки.
17. Из предложения выпишите слово, образованное приставочносуффиксальным способом.
Наш собеседник приводил убедительные аргументы, поэтому разговор протекал ровно, спокойно.
18. Из предложения выпишите слово, образованное путём сложения.
В МЧС прошло селекторное совещание, посвящённое борьбе с лесными пожарами в Красноярском крае.
19. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Состоявшаяся в стране перепись населения выявила как положительные, так и отрицательные тенденции в развитии деревень.
20. Укажите способ образования слова ЗАКАНЧИВАЛ (см. предложение).
Я заканчивал среднюю школу и хотел поступать в вуз, но вмешались обстоятельства, и пришлось передумать.
21. Укажите способ образования слова ИЗРЕДКА (см. предложение).
Изредка вкусно поесть — большое удовольствие для матери Вероники.
22. Укажите способ образования слова СНГ (см. предложение).
СНГ было образовано после распада Советского Союза в конце 1991 года.
Для справки: СНГ — Содружество Независимых Государств.