Укажите сказки какого вида не относятся к фольклорным

Литературные произведения приходится читать не только в школе но и в университете. преподаватели используют различные методики, для проверки усвоенных знаний.

Литературные произведения приходится читать не только в школе но и в университете. Преподаватели используют различные методики, для проверки усвоенных знаний. Одним самых популярных способов проверки знаний является тестирование. Изучите материал на этой странице и он подготовит вас к тесту. Внимаете в тесте правильные ответы выделены символом [+].

Выберите строчку, где перечислены только малые жанры устного народного творчества:

[+] а) пестушка, потешка, закличка, прибаутка, загадка, пословица, считалка, частушка

[-] б) загадка, пословица, рассказ, стихотворение, частушка

[-] в) потешка, пословица, поэма, закличка, прибаутка, поговорка

Жанр устного народного творчества, с помощью которого убаюкивают детей:

[-] а) пестушки

[+] б) колыбельная

[-] в) потешки

Жанр устного народного творчества, который проверяет сообразительность:

[-] а) пословица

[-] б) поговорка

[+] в) загадка

Жанр, с помощью которого пестуют ребенка:

[+] а) пестушки

[-] б) колыбельные

[-] в) сказки

Жанр, предполагающий обращение к солнцу, радуге, дождю:

[-] а) считалка

[-] б) приговорка

[+] в) закличка

Жанр, который необходим при играх:

[-] а) скороговорка

[+] б) считалка

[-] в) прибаутка

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относится текст: “От топота копыт пыль по полю летит”:

[-] а) загадка

[-] б) пословица

[+] в) скороговорка

Определите вид жанра устного народного творчества: “Старый друг лучше новых двух”:

[+] а) пословица

[-] б) загадка

[-] в) закличка

Про какой фольклорный жанр говорят “Без лица в личине”:

[-] а) пословица

[-] б) закличка

[+] в) загадка

Фольклор – это:

[-] а) набор произведений

[+] б) народное творчество, чаще всего устное

[-] в) записанное народное творчество

Автором фольклора является:

[+] а) народ

[-] б) поэт

[-] в) певец-сказитель

Обрядовые песни:

[-] а) авторские песни

[+] б) песни, исполняемые во время разных обрядов

[-] в) жанр древнерусской литературы

Малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном:

[+] а) пословица

[-] б) поговорка

[-] в) загадка

“Семеро по лавкам”. Это пример:

[-] а) загадки

[-] б) пословицы

[+] в) поговорки

Не относится к малому жанру фольклора:

[+] а) былина

[-] б) поговорка

[-] в) считалка

Найди пословицу о труде:

[-] а) Близок локоть, да не укусишь.

[+] б) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

[-] в) Всяк паучок знай свой уголок.

В какой сказке один из персонажей лиса:

[-] а) «Каша из топора»

[-] б) «У страха глаза велики»

[+] в) «Колобок»

Найди героя (героев) сказки «Теремок»:

[-] а) Баба – Яга

[+] б) мышка – норушка

[-] в) гуси – лебеди

Кто помог девочке из сказки «Гуси – лебеди»:

[-] а) собака

[-] б) кошка

[+] в) мышка

Определи жанр: “У Сашки в кармашке шишки да шашки. ”:

[-] а) пословица

[+] б) скороговорка

[-] в) частушка

Какая из этих сказок являются народной:

[+] а) «Два Мороза»

[-] б) «Сказка о царе Салтане»

[-] в) «Сказка о рыбаке и рыбке»

Какая из этих сказок являются народной:

[-] а) «Сказка о рыбаке и рыбке»

[+] б) «Лиса и журавль»

[-] в) «Золушка»

Какая из этих сказок являются народной:

[-] а) «Сказка о царе Салтане»

[-] б) «Сказка о потерянном времени»

[+] в) «У страха глаза велики»

Найди пословицу о Родине:

[-] а) Друг в беде – настоящий друг

[+] б) Глупа та птица, которой свое гнездо не мило

[-] в) Горька работа, да сладок хлеб

В какой сказке среди персонажей есть волк:

[-] а) «Гуси – лебеди»

[-] б) «Лиса и журавль»

[+] в) «Теремок»

Найди героя сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»:

[-] а) медведь

[+] б) курочка

[-] в) лиса

Кто помогал девочке в сказке «Гуси – лебеди»:

[+] а) яблоня

[-] б) рябина

[-] в) берёза

Какая из этих сказок являются народной:

[-] а) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

[-] б) «Сказка о царе Салтане»

[+] в) «Каша из топора»

Какая из этих сказок являются народной:

[-] а) «Сказка о потерянном времени»

[-] б) «Сказка о царе Салтане»

[+] в) «Петушок и бобовое зёрнышко»

Какая из этих сказок являются народной:

[-] а) «Сказка о потерянном времени»

[+] б) «Гуси – лебеди»

[-] в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Что из данного относится к большому фольклору?

[-] а) поговорка

[+] б) сказка

[-] в) потешка

Выберите зачин:

[-] а) “Стали они жить – поживать и добра наживать. . ”

[-] б) “Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…”

[+] в) “Жили-были…”

Как обычно выглядит концовка сказки?

[-] а) В некотором царстве, в некотором государстве

[-] б) Жили – были

[+] в) Стали они жить поживать и добра наживать

Вид устного народного творчества: “Баю-баю, баиньки, спите мои маленькие. Прилетели гуленьки, покачали люленьки”?

[+] а) Колыбельные песни

[-] б) Сказки

[-] в) Потешки

Потешки это:

[-] а) Стихи о животных

[+] б) Песенки- приговорки

[-] в) Скороговорки

Есть ли в докучной сказке конец?

[-] а) Да

[+] б) Нет

Для какой цели пели заклички?

[-] а) Для игры с мячом

[-] б) Для того, чтобы зазвать явление природы

[-] в) Для сна

Что такое плясовые песни?

[-] а) Песни, которые пели за столом

[-] б) Песни, которые пели на сцене

[+] ы) Песни, которые пели и одновременно исполняли танец.

Выберите русские народные промыслы:

[+] а) Богородская игрушка

[-] б) Свистулька

[-] в) Изготовление ткани

О ком говорится: “…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”?

[-] а) Змей-горыныч

[+] б) Сивка – Бурка

[-] в) серый волк

Тест по теме «Фольклор»

  1. Фольклор – это:

  а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и понимаем слова;

  б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких    народных массах;

  в) устное народное творчество;

  г) набор произведений на различные темы.

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

  а) греческого;     б) латинского;      в) английского;     г) русского.

3. Кто является автором фольклорных произведений:

  а) поэт;     б) летописец;     в) певец-сказитель;      г) народ.

4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору:

  а) загадка;   б) песня;   в) пословица;   г) повесть;    д) поэма;  е) сказка;   ж) легенда;    з) поговорка.

5. Что такое пословица:

  а) образное сочетание слов;

  б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека;

  в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чём различие пословиц и поговорок:

  а) в меткости и образности высказывания;

  б) пословица – законченное суждение, поговорка – часть суждения.

7. Сказка (жанровое определение)- это….

  а) сказание о богатырях.

  б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости.

  в) небольшая история фантастического характера.

8. Виды народных сказок:

а) волшебные, бытовые, о   животных, растительном мире  и о  неживой природе;

б) волшебные, реалистические,  сентиментальные;

в) волшебные, бытовые, о животных.

9. Композиция народной сказки состоит из:

а) присказка, зачин, основная часть, концовка.

б) зачин, основные события,  присказка, концовка.

в) зачин, присказка, концовка

10. Особенности сказок о животных:

а) волшебные силы, помогающие  героям.

б) главные герои похожи на людей  (разговаривают, одеты, как люди)

в) герои ведут себя естественно как  в природе.  

11. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки:

  а) волшебные;           1) цель сказки – весело и поучительно  рассказать о проделках животных,

                                            показать пороки и достоинства;

 б) бытовые;                2) задача сказки – испытать героя,   вступившего в борьбу с волшебными силами;

 в) о животных.          3) цель сказки – рассказать о необычном происшествии; действие происходит

                                           в  обычной обстановке.

12. Укажите постоянный эпитет:

  а) красна девица;     б) зеленая трава;       в) серое небо.

13. Как называется эта композиционная часть сказки?

   а)  Стали жить да быть – на славу всем людям;

   б) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына.

14. Назовите сказку и определите, к какой группе она относится:

         Та тотчас подхватила Ивана- царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась –всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали  летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало.

15. Продолжите ряд постоянных эпитетов, встречающихся в сказках о животных:

           медведь – неповоротливый;         лиса – ……        заяц — ……        волк -……

16. Назовите малый фольклорный жанр:

    а).  Ходит сок по лавке,                                      г)  Потягунюшки,порастунюшки!

         А дремота по избе,                                              Роток-говорунюшки,

         Ищет-поищет деточку мою,                              Руки-хватунюшки

         Где найдет.тут и спать укладет                         Ноги-ходунюшки

   б)  Ленка- пенка                                                   д)  Шли сорок мышей

        Голая коленка                                                       Несли сорок грошей,

       Пошла через мостик                                             Две поплоше

       Потеряла хвостик                                                  Несли по два гроша.

  в)  А у нас во дворе                                               е) Зимою греет,

       Поросенок рылся                                                 Весною тлеет,

       И нечаянно хвостом                                            Летом умирает,

       К небу прицепился.                                             Зимой оживает

17. Назовите малый фольклорный жанр по данному  определению:

а)  Жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу нужно найти ответ.

б)  Мудрое изречение, в котором заключен опыт всего народа.

в)  Песни, под которые укачивают  младенца.

г)  Ритмические фразы или стихи, в которых повторяются одни и те же звуки.

е)  Шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребенком.

ж)  Образные выражения, точно описывающие какую- либо ситуацию или свойство человеческого

      характера, не имеющие завершенности.

18. Перечислите волшебные предметы, встречающиеся в русских народных сказках:

  ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

19. С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

20. Вставьте в текст  пропущенные слова:

            В  __________      царстве, в  ________________   государстве жил – ________ богатый купец,

  именитый человек. Было у   того купца _______ дочери, все ________    _____________ писаные.

            Вот собирается тот купец по своим торговым делам за море, за___________  земель, в _________  

царство, в ___________________ государство.

            Подивилася она такому чуду_____________ , диву____________ ,  порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые.

           И прошло тому немало  времени: скоро ____________ сказывается, да не скоро ________  делается.

           И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и стали

жить да _____________.   И там я _______ ,  ___________  пил. Вот и _______________ конец.

Класс 5. Тема: Из устного народного творчества

Вариант 1.

Уровень 1

Задания 1-5
Тесты закрытого типа (с 1 вариантом ответа).

1. Как переводится слово «фольклор»?

А) индивидуальное поэтическое творчество

Б) народное знание, народная мудрость

В) авторское произведение

Г) старинное творчество

2. Кто является автором фольклорных произведений?

А) поэт

Б) летописец

В) писатель

Г) народ

3. Укажите фольклорную сказку.

А) «Золушка»

Б) «Маугли»

В) «По щучьему велению»

Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»

4. На какие группы делятся сказки?

А) исторические, фантастические, бытовые

Б) волшебные, о животных, бытовые

В) о животных, волшебные, юмористические

Г) бытовые, о животных, романтические

5. Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.

А) волшебные предметы

Б) волшебные помощники

В) троекратный повтор

Г) наличие автора

Уровень 2

Задания 6-8

Тесты на соответствие.

6. Какой литературный прием используется в выражениях? 

1.эпитет

А)…вышла Василиса Премудрая — сама, как солнце ясное, светиться.

2. гипербола

Б) Скатерти узорчатые, синее море, тугой лук,  красное солнце

3. сравнение

В) Стоит дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул.

7. Соотнесите понятие и определение

1) пословица

А) устное народное творчество, народная мудрость;

2) фольклор

Б) один из популярных жанров фольклора; вид повествования;

3) сказка с фантастическим вымыслом

В)особая, специфически организованная речь, выражающая

чувства в стихотворной, ритмической форме;

4) поэзия

Г) краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее

поучительный смысл.

8. Соотнесите группу героев и героя, который входит в нее:

Группа героев

Герой

1.Герои-помощники

А) Иван-царевич

2. Волшебные предметы

Б) Кощей Бессмертный

3. Положительные герои

В) заяц, селезень

4. Отрицательные герои

Г) клубочек

Уровень 3

Задание 9. Восстановите последовательность событий.

1. Три брата собираются на битву с чудом-юдом.
2. Первая ночь на калиновом мосту.
3. Встреча со стариком.
4. Подслушанный разговор.

5. Вторая битва Ивана.
6. Вторая ночь в дозоре.
7. Иван спасает братьев от козней жён чуда-юда.
8. Первая битва Ивана с чудом-юдом.
9. Иван при помощи братьев одолевает чудо-юдо.
10. Счастливое возвращение.

Уровень 4

Задание 10. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

Класс 5. Тема: Из устного народного творчества

Вариант 2.

Уровень 1

Задания 1-5
Тесты закрытого типа (с 1 вариантом ответа).

1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

А) греческого

Б) латинского

В) английского

Г) русского

2. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?

А) поэма

Б) загадка

В) поговорка

Г) пестушка

3. Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?

А) поговорка

Б) закличка

В) загадка

Г) сказка

4. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –

крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибочный вариант:

А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.

Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.

В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сырую землю.

Г) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба.

5. Сказка «Журавль и цапля»:
А) бытовая;

Б) волшебная;

В) о животных.

Уровень 2

Задания 6-8

Тесты на соответствие.

6. Соотнесите термины и приведенные примеры из сказок

1) Постоянный эпитет

А) «Другой подобной красавицы во всём свете не бывало!», «рукавица крышу пробила», «Приезжают к реке Смородине – по всему берегу лежат кости человеческие, по колено навалено! »

2) Гипербола

Б) «Как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся», «Никто палки за один конец поднять не может, а Иван – царевич, да Иван – кухаркин сын, да Иван – Быкович её

поворачивают, словно перо гусиное», «…сама, как солнце ясное, светится»

3) Сравнение

В) «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» 

4) Сказочная формула

Г) Уста сахарные, девица красная, ветры буйные

7. Соотнести термины и определения

1) Гипербола

А) Стилистический прием состоит в повторении слова, выражения, действия

2) Эпитет

Б) Художественное преувеличение, речевой приём, рассчитанный не на буквальное понимание, а на сильное эмоциональное воздействие

3) Сравнение

В) Изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта.

4) Повтор

Г) Образное определение предмета, выраженное чаще всего прилагательным

8. . Определите жанры фольклора 

1) Загадка

А) Ходит сон по лавке, а дремота по избе,
Ищет – поищет деточку мою,
Где найдет, тут и спать укладет

2) Колыбельная

Б) Дождик дождик, пуще,
Я насею гущи
Цельну кадушку,
Сверху лягушку!

3) Закличка

В) Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоще
Несли по два гроша.

4) Скороговорка

Г) Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимою оживает

Уровень 3

Задание 9. Восстановите последовательность событий.

1. Сватовство старших братьев.

2. Наказ царя сыновьям.

3. Встреча Ивана-царевича с мудрым старичком.

4. Приказ царя невесткам: явиться на пир.

5. Приказ царя невесткам: соткать ковры.

6. Приказ царя невесткам: испечь хлеб.

7. Ивану-царевичу помогают животные.

8. Иван-царевич у Бабы-яги.

9. Стрела Ивана-царевича – у лягушки.

10. Василиса Премудрая на пиру у царя.

11. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.

12. Возвращение домой.

13. Кощеев дуб.

Уровень 4

Задание 10. Дайте развернутый ответ на вопрос.

Как могут обогатить устную речь произведения русских писателей-классиков?

Ответы:

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 вариант

Б

Г

В

Б

Г

1-В

2-Б

3-А

1-Б

2-В

3-Г

4-А

1-В

2-Г

3-А

4-Б

1-1

2-3

3-2

4-8

5-6

6-5

7-9

8-4

9-7

10-10

 У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

2 вариант

В

А

Г

А

В

1-Г 2-А 3-Б 4-В

1-Б 2-В 3-Г 4-А

1-Г 2-А 3-Б 4-В

1-2

2-1

3-9

4-6

5-5

6-4

7-10

8-11

9-3

10-7

11-8

12-13

13-12

Произведения русских писателей-классиков всегда наполненны множеством различных красивых эпитетов, которые, несомненно, обогащают устную речь человека. Писатели стремятся полностью представить картину того, что они видят читателю, в мельчайших подробностях, детализируя те или иные явления. Их письмо красиво и понятно.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].

Примеры

«Сорока»

Вариант 1
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]

Вариант 2 (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы

Поучают чему-то.

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку грека — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Ссылки

  • Ирина Гурина. Полезные стихи и сказки на все случаи непослушания
  • Потешки, прибаутки, стишки

См. также

  • Былины
  • Заклички про дождь

Примечания

  • Укажите свой адрес а также напишите реквизиты карты как пишется правильно
  • Укажите рассказ и а бунина в котором автор использовал блоковский образ прекрасной незнакомки
  • Укажите с кем сравнивает себя пугачев рассказывая гриневу старую калмыцкую сказку
  • Укажите правильный год написания сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Укажите сказки джанни родари