Укажите род деятельности героев рассказа чехова толстый и тонкий

А п.чехов. краткий рассказ о писателе. толстый и тонкий. речь героев какисточник юмора.теория литературы. юмор. цель урока: показать талант а.п.чехова

А
П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».

Речь
героев какисточник юмора.Теория литературы. Юмор.

Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и
сатирика.

Задачи:

Ознакомление с биографией А.П.Чехова.
Введение понятия «юмор».

Развитие культуры речи, читательских
умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие нав
ыков
сравнительного анализа;
развитие монологической речи.

Воспитание интереса к предмету, воспитание
нравственных качеств.

Оборудование: художественный текст «Толстый
и тонкий»,
учебник литературы

             (автор Коровин Н.Я.), конспект урока, презентация «Жизнь и
творчество                        

            
А.П.Чехова»
, дидактические
карточки.

Методические приемы:
рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное
чтение,
самостоятельная работа, «Закончи
предложение».

Тип урока:
изучение
нового материала

Ход урока

                                                            Эпиграф:
Каждый день по капле выдавливай из себя раба…

I.
Оргмомент.

II. Изучение
нового материала.

1.Слово учителя.

     Откройте тетради и
запишите тему урока.  Давайте попытаемся сформулировать цели сегодняшнего урока
(Ответы учащихся: изучим биографию писателя,  его рассказ «Толстый и тонкий»,
попытаемся определить тему и идею этого произведения, будем учиться
анализировать литературное произведение, характеризовать героев рассказа
,
развивать монологическую речь
).

2.Изучение кратких биографических данных о
писателе.

     Антон
Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой
литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по
разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира. Его
произведения переведены более чем на 100 языков.
В своих текстах
Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как
сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия». 

 При подготовке к уроку вы прочитали
статьи учебника о писателе. Из них вы узнали о личных качествах Чехова как
человека из воспоминаний его современников. Я кратко расскажу о жизни писателя
в датах.

Задание: работа в парах. Вы слушаете мой рассказ
и на каждый, посовещавшись, записываете каждый в своей тетради
предложение-результат моего сообщения. По итогам вашей работы будет краткое
изложение прослушанного о Чехове.

Кнут
и пряник чеховского дома

Антон
Чехов родился
17
января 1860 года

в большой семье в Таганроге. Его отец, Павел Егорович, сначала гонял продавать
быков из Воронежской губернии в Москву, а в 1858 году стал купцом третьей
гильдии.

В
браке с Евгенией
Яковлевной
Морозовой
у них родилось шестеро детей, сам Антон был третьим.
(Антон
Чехов родился
17 января 1860 года в большой семье в
Таганроге. В семье Чеховых было шестеро детей).
           

Обстановка
в 
доме Чеховых была
строгой: детям не позволяли бездельничать. Ежедневно в пять часов утра братья
пели в церковном хоре, а после школы помогали отцу в бакалейной лавке «Чай,
сахар, кофе и другие колониальные товары». Все дети должны были изучать
ремесло: Антон, например, познавал профессию портного. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства».
  Хотя семье
жилось тяжело, все дети Чеховых были исключительно одарёнными. Нрав отца был
тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование.   Он
отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, старшие сыновья уже в
подростковые годы свободно говорили по-французски. Лаской и нежностью смягчала
жизнь детей мать.  Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца,
а душа со стороны матери».
(Все дети Чеховых
были одарёнными
)

Дети
Чеховых стали:

Александр Павлович
(1855-1913) — брат, прозаик, публицист, мемуарист.        

Мария Павловна
(1863-1957) — сестра, педагог, художница-пейзажист, создательница Дома-музея А.
П. Чехова в Ялте.

Михаил Павлович
(1865-1936) — брат, писатель, юморист, биограф Антона Павловича.

Николай Павлович
(1858-1889) — брат, художник.

Иван Павлович (1861-1922)
— брат,
учитель (известный московский педагог) (Они стали
писателями, педагогами, художниками)

Таганрогская
мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге
России  и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие
восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой
российский университет или поехать учиться за границу.
Учиться в гимназии
будущий писатель начал в 1868 году.
Гимназия сформировала у Чехова
отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалась его любовь к книгам,
знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним
«Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь
начинались его первые литературные и сценические опыты. В гимназии он проучился 
11  лет.

  
В 13 лет Чехов впервые побывал в театре, где шла оперетта французского
композитора Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Именно тогда Чехов полюбил сцену
и литературу. «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня
не было большего наслаждения как сидеть в театре…» (Из письма Антона Чехова,
1898 год). (Учеба Чехова в Таганрогской гимназии)

Побег в
Москву

В
1876 году Чехов-старший разорился, и вся семья уехала в Москву.
Шестнадцатилетний Антон, завершавший обучение в гимназии, остался один в
Таганроге и занимался репетиторством, чтобы заработать себе на жизнь.   (Шестнадцатилетний Антон
зарабатывает себе на жизнь
репетиторством)

 

 

Доктор стал
литератором

В
1879 году Чехов окончил гимназию и уехал из Таганрога
к родителям в Москву и
поступил на медицинский факультет Московского университета. Одновременно с
учебой Чехов пробует свои силы в литературе, становится автором юмористических
рассказов в многочисленных сатирических изданиях.
Там он начал
заботиться о семье, обеспечивал близких на скромный доход от литературных
публикаций.

Дебют
Чехова в печати состоялся в декабре 1880
года: в журнале «Стрекоза» были опубликованы рассказ «Письмо к ученому
соседу» и юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». С этого времени начинается непрерывная
литературная деятельность Антона Павловича Чехова.
(Учеба в
Московском университете и первые публикации)

В
1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в
Воскресенске (ныне город Истра). (Работа уездным врачом)

Желание путешествовать побудило Чехова
отправиться на Сахалин в 1890 году. Дорога на остров лежала через Сибирь, где
писатель запасся материалом для своих будущих литературных проектов. Учитывая
состояние здоровья, поездка далась ему нелегко. Из путешествия Чехов привез
сборник очерков «По Сибири» и книгу «Остров Сахалин». (Путешествие  Чехова
на Сахалин)

В 1890 году, по возвращении в Москву из поездки
по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке.
Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А.
П. Чехова. (Возвращение в Москву)

В
1892 году писатель осуществил свою давнюю мечту и купил усадьбу в Мелихово.
Туда он перевез родителей и сестру Марию, которая стала верной хранительницей
брата. После приобретения имения жизнь Чехова преобразилась. У него снова
появилась возможность заниматься медицинской практикой, ведь кроме литературы у
Антона Павловича была еще одна страсть – хирургия.
За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения.
(Усадьба
в Мелихово)

Поздние годы.

Позднее Чехов много
путешествовал по Европе.
Летом 1899 года Чехов продал
имение и окончательно перебрался в Крым. В конце
1898 писатель купил в Ялте участок земли. На участке был разбит сад и построен
дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. Последние годы Чехов, у которого
обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно живёт в своём доме
под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 года), артистка
Ольга Леонардовна Книппер, служит в труппе Московского художественного театра
примой. (Жизнь в Крыму)

Смерть писателя

За
25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких
юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали
классикой мировой литературы. (Чеховские места: от Крыма до Сахалина)

Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в
Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться,
писатель скончался 15 июля 1904 года в Баденвайлере, Германия
. Погребён Чехов был в Москве на Новодевичьем кладбище за Успенской церковью.   (Писатель скончался 2 июля 1904 года от туберкулеза)

3. Теперь
послушаем ваш рассказ о А.Чехове (выступление 1 учащегося).  

4.
Интересные факты о писателе.

        
Сообщения
учеников

В
биографии Антона Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно
очень много. Медики считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по
литературному цеху восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А
родные и друзья называли его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был
на самом деле?

Антон
Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами,
которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.

В
семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.

У
Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена –
Бром Исаевич и Хина Марковна.

Первые
рассказы Чехова были напечатаны в журнале «Осколки», главный редактор которого,
Николай Лейкин, был очень требовательным. Лейкин считал, что это должны быть 
сто слов: описание, диалоги, характеры, сюжетная линия – всё должно быть
мастерски выписано! Так появилась знаменитая «краткость», которая навсегда
стала любимой сестрой таланта Чехова.

В
мелиховский период Чехов работал земским врачом, построил несколько школ,
пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель позаботился о прокладке
шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового
отделения. Кроме того, Чехов засеял прореженные лесные участки вязами, дубами,
лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев. В этот период Антон
Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.

Чехов
был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого
процесса – не исключение. За работу он садился в определенное время, при этом
не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке

Кровоизлияние
в мозг стало непосредственной причиной смерти писателя и драматурга Антона
Чехова. С таким заявлением выступили исследователи Куодрэмского института
биологических наук в английском городе Норидж. Об этом 
сообщает газета The Times.
Так, ученые изучили химический состав проб, который был взят с подписанной
драматургом открытки и его писем, а также с нательной рубашки с пятном крови.
Она была на писателе в момент смерти. Результаты исследования показали, что
вместе с протеинами, которые свидетельствуют о наличии микробактерий
туберкулеза, в пробах обнаружили белковое вещество. Оно способствовало
образованию тромба, который и привел к закупорке сосудов и кровоизлиянию в
мозг.
 

III. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

    Дома  вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это
рассказ «Толстый и тонкий». 

1.Работа
с текстом произведения
.

 — Что вы можете сказать о
рассказе? (Ничего не понятно, много незнакомых слов; рассказ похож на
сценку; у жены и сына смешные фамилия и имя; тонкий повторяет одно и то же;
толстый и тонкий противопоставлены друг другу).
    
3.Словарная работа  
Николаевской железной дороги: Николаевская железная дорога — до
1917 года так называлась дорога Москва — Санкт-Петербург, сейчас она
именуется Октябрьской.

Пообедал на вокзале — в то время на вокзалах были
хорошие, дорогие рестораны.

Губы… лоснúлись — губы блестели так, что даже
отсвечивали.   
Хéрес — сорт крепкого виноградного вина.     
Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов.

Навью́чен — здесь: нагруженный так, как
вьючное животное.    
Пахло… ветчиной и кофейной гущей: ветчина в то время считалась едой
простонародья, запах кофейной гущи говорил о низком сорте сваренного кофе.
Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол
облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке
(в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание
носило иронический оттенок.
Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании,
красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый.  

 Жена… урождённая…: так
говорили о девичьей фамилии женщины (в основном о дворянках); герой хочет
подчеркнуть, что его жена — из дворянской семьи.
Лютерáнка — женщина, исповедующая лютеранство. Лютерáнство —
протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и
направленное против католичества и папы римского. В России, христианской по
преимуществу стране, лютеран было мало, и герой хочет подчеркнуть особенность
жены.     
Ученик третьего класса: в царское время в гимназию поступали в
девять-десять лет, всего классов было семь. Значит, Нафанаилу
двенадцать-тринадцать лет.
Герострáт — грек из г. Эфес в Малой Азии. В 356 году до
Рождества Христова сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды
Эфесской — только для того, чтобы обессмертить свое имя. В переносном
смысле Герострат означает честолюбца, добивающегося славы любой ценой.      
Казённую книжку — здесь: книжку, принадлежавшую гимназии.

Эфиáльт — вождь демократической группировки в Афинах
середины V века до Рождества Христова. В 462 году провел реформу, ограничившую
функции ареопага — оплота аристократии. Упоминание имен Герострата и
Эфиальта говорит нам о том, что в царское время в гимназиях большое внимание
уделялось изучению древней истории.
Служишь где? Дослужился? — В царской России существовал
специальный законодательный акт, определявший порядок прохождения службы
чиновниками. Он был издан Петром I и назывался «Табель о рангах». «Табель о
рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов, 1-й — высший) для военных,
штатских и придворных. Все чиновники имели определенный чин и постепенно
двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам не использовали
глагол работать, а употребляли глагол служить или
словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл:
«Работаешь ли ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года
«Табель о рангах» был упразднен. Но в царской России чиновники очень хорошо
разбирались во всех тонкостях «Табели…» и относились к чину, который имеет
человек, с большим вниманием.
Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо,
имеющее этот чин.
Станислáва имею — орден Станислава. 
Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу,
работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы.

Портсигáр — карманная плоская коробка для
папирос.     

Привáтно… делаю — делаю неофициально, частным
образом.   
Департáмент — отдел министерства, высшего государственного
учреждения.
Столоначáльник — должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол,
низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений.
Столоначальники обычно были чиновниками 7-го класса. Порфирий говорит о том,
что он, имея чин 8-го класса, занимает сейчас должность столоначальника,
которую занимают обычно чиновники рангом выше, и в этом состоит предмет его
гордости.
Стáтский: имеется в виду чин статского советника, относящийся
к 5-му классу. Лица, имевшие этот чин, занимали должности вице-директора
департамента, вице-губернатора (заместителя губернатора) и другие.       
 До тайного дослужился: герой имеет в виду, что он уже получил
чин тайного советника — гражданский чин 3-го класса. Лица, его
имевшие, занимали высшие государственные должности: товарищ министра (то есть
помощник министра), сенатор, посланник и другие.    
Две звезды имею — имею два ордена.     

Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно.      
Застегнул все пуговки своего мундира: в царской России
гимназисты носили особые мундиры, и перед начальством положено было появляться
одетым по всей форме, с застегнутыми пуговицами.   
Ваше превосходúтельство — титулование некоторых высших чинов в
царской России, принятое в официальной речи.      

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке
добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение;
употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения.
Чинопочитáние — почитание старших по чину, по служебному
положению. Чинопочитание в описанные времена было обычным явлением в
чиновничьей среде, но у Порфирия оно приобретает гротескные черты.      
Милостивое внимание: этот оборот показывает стремление тонкого унизить
себя перед человеком, занимающим высокий гражданский чин.

Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это
слово употреблено в ироническом ключе.
Шаркнул ногой — сделал шаркающее движение ногой, которое
составляло часть ритуала поклона младшего по чину перед старшим.

4.Анализ рассказа «Толстый и
тонкий»
(подключаем работу с учебником)

1.Как вы думаете, почему в
тексте нет указания на то, когда происходит действие?

2.Кто
первый бросается к другу? (Толстый).

3.Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)

4.Как вы оцените состояние обоих (они приятно
ошеломлены).

5.С чего начинается разговор двух друзей? (монолог
Тонкого).

6.Что
вспоминает Тонкий?  (Как дразнил толстого. «Геростра­том, а меня Эфиальтом»).
За что?  (Ябедничать любил).

7.Как
задает вопросы Толстый?  (Восторженно глядя на друга).

8.Что
мы узнаем о материальном положении Тонкого?  (Пло­
хое жалование, жена дает уроки музыки, он изготавливает 
деревянны­
е портсигары).

9.А как обстоят дела
у Толстого? 
Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной
лестнице?
(Стал тайным советником, получил
две звезды).

10.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь вы­глядит?
Как заговорил?   (Проследите по тексту). (
После этого с тонким, с его семьёй, даже с
его вещами произошли удивительные превращения: они «съёжились»,
«сузились», «сгорбились», «поморщились»…
Человек исчез, появился чиновник.. на лице у тонкого было написано столько
благоговения, сладости и почтительной кислоты,
его лицо «искривилось»
«широчайшей улыбкой».
Знаменательно, что лицо именно «искривилось»
улыбкой, а не «заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам
неискренность, натянутость и вымученность этой улыбки.
)

11.Почему стало противно? И кому? Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого?   (Чинопочитание).

12.Чинопочитание. Как
вы его понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество,
утрата
чувства собственного достоинства).

13. Как
говорит автор о реакции
Нафанаила на ход диалога?
Прочтите.
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».   
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину
отца».

 «…Нафанаил
вытянулся во фрунт и застегнул все
пуговки своего мундира…»
 14. Почему, по-вашему, третий раз автор не написал, что
Нафанаил «немног
о подумал»?
ривычка к чинопочитанию прививалась мальчику с детства. Чиновник
не должен думать: его задача — выполнять распоряжения старших по рангу
).  

15.В
конце читаем: «Все
трое были приятно ошеломлены». Какие
чувства они испытывали?
стрече рады члены семьи
тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который занимает
столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством. Толстый
(Михаил) встр
ече уже не рад).

16.Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят
предложения? (Вопросительных, восклицательных).
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к
другу, герои интересуются жизнью друг друга).

17.Обратите внимание на то, что герои очень много говорят.
Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

18.Какой
прием лежит в основе построения произведения?

(Антитеза
противопоставление.
На протяжении всего произведения антитеза
сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от
бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ
бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает
обращаться к нему «на вы», в речи Порфирия
появляется высокий стиль («милостивое внимание»,
«вы-с»,
«приятно-с».).

19.Незаконченные
предложения — особый прием писателя. Для чего эти предложения?  (Этот прием
словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности)

20.Найдите фразеологизм  в тексте. («Сколько зим, сколько
лет!
»)

IV.Работа
над теорией литературы.

Работа
в тетрадях

1.Комическое в искусстве — это средство
раскрытия противоречий путём их сравнения с идеалами.  
(

Комическое (греч.
kemikos — веселый, смешной) — эстетическая категория, изучающая смешное в 
литературе (
жизненное явление, вызывающее смех).
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и ирония.
Юмор высмеивает недостатки
людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества.
(Запись в
тетрадь:
юмор —  дружелюбный смех, сатира
— злая насмешка).

— Какой вид комического использует автор в рассказе?

— Смешным или грустным назвали бы вы
рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе
писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется
неповторимая особенность его таланта).

2.Самостоятельная
работа. Составление таблицы-характеристики персонажей рассказа (индивидуальные
карточки).

Герои
и их характеристики

Толстый

Тонкий

Имя

Род
деятельности

Чем
пахнут герои

Семья

Зароботок

Поведение
в начале и конце рассказа

V.
Подведение итогов урока


Тема рассказа? (В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого
социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления).

    
— Идея  рассказа? (Идейное содержание рассказа заключается в высмеивании
чинопочитания и связанным с ним образом мышления. Автор показывает, насколько
смешон и жалок человек, для которого должность и социальный статус превыше простых
человеческих отношений. Главный герой маленький человек, который сам делает
себя таковым, раболепствуя даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости).

-В каком стиле написан рассказ? (Рассказ написан
в художественном стиле с использованием элементов разговорного
стиля).

Юмористические
рассказы А. П. Чехова доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так
как чеховский юмор всегда современен.

Продолжить
предложения.

— Я познакомился
с….

-Я узнал об ….

— Я запомнил  термин

— Особенно
понравилось..

VI. Выставление оценок за урок.

    Оценки за самостоятельную работу будут оглашены на следующем
уроке.

Оценки за урок…

VII.Домашнее
задание
.

Герои
и их характеристики

Толстый

Тонкий

Имя

Род
деятельности

Чем
пахнут герои

Семья

Зароботок

Поведение
в начале рассказа

Поведение
в конце рассказа

Герои
и их характеристики

Толстый

Тонкий

Имя

Род
деятельности

Чем
пахнут герои

Семья

Зароботок

Поведение
в начале рассказа

Поведение
в конце рассказа

Герои
и их характеристики

Толстый

Тонкий

Имя

Род
деятельности

Чем
пахнут герои

Семья

Зароботок

Поведение
в начале рассказа

Поведение
в конце рассказа

https://pbs.twimg.com/media/EZafOKDXYAATXs3.jpg:large

Антон Павлович Чехов – один из самых значимых и влиятельных писателей-драматургов в мире. Его произведения оказали и продолжают оказывать огромное влияние на писателей последующих поколений. Например, мы можем проследить чеховские образы и мотивы в творчестве Вячеслава Пьецуха.

Делая отсылку к творчеству Антона Павловича, писатель хочет обратить внимание читателя на актуальность проблемы «человека, который всего боится».

«Нет, все-таки жизнь не стоит на месте»,- этими словами Пьецух еще более акцентирует внимание на том, что, не смотря на пройденные годы, данный вопрос все еще стоит перед обществом.

В своем рассказе «Наш человек в футляре» приводит сравнительную характеристику чеховского героя, учителя древнегреческого языка Беликова, и своего, учителя русского языка и литературы Серпеева.

Пьецтух указывает нам на коренное, по его мнению, различие этих двух персонажей – Беликов был сильной личностью, а Серпеев же был слабой.

Однако в то же время мы видим, что они очень похожи: оба напуганы жизнью, оба стараются спрятаться, укрыться, отгородиться от реалий нашего мира.

Анализируя личность Серпеева, я могу сказать, что это забитый, замкнутый, одинокий человек.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но, при всем вышеперечисленном, я не могу полностью согласиться с авторским мнением, не могу назвать его слабым и безвольным. Он же, несмотря на нежелание находиться в школе, не увольнялся, потому что «был порядочным человеком, и ему претила мысль оставить детей на тех злых шалопаев».

Сила его характера проявляется и в эпизоде с проверкой в школе. Серпеев подменил плановую тему урока и не захотел перестраиваться, открыто говоря на неприемлемые темы. Это и послужило причиной его дальнейшего увольнения. И тогда он решил вести у себя в квартире «внешкольный курс словесности».

Я считаю, что это показало его сильные стороны характера.

Почему же герой стал таким обособленным от остального мира, почему он его так пугал? Писатель дает нам ответы на эти вопросы: причиной послужило, прежде всего, воспитание.

Любые психологические проблемы человека имеют отправную точку еще в раннем детстве, далее лишь усугубляясь, если вовремя не уделить им должного внимания. Значительную роль сыграла и атмосфера советского времени. Сдавливающая, тревожная, смутная.

Может быть, Серпеев был слишком чувствительным, чтобы жить в такой среде.

События рассказа довольно быстро развиваются и приходят к развязке – смерти Серпеева от сердечной недостаточности. Героя измучила мысль о том, что его могли арестовать за подрывную агитацию среди учащейся молодежи.

В заключении писатель контрастирует реакцию людей на смерть такого человека. Это значит то, что за это время общество сильно изменилось, оно прониклось пониманием к таким людям. Им было жаль Серпеева, потому что увидели в нем несчастного, сломившегося под напором системы. Сами же они постоянно боролись с такими же страхами, просто выраженными в меньшей степени.

Подводя итоги, хочу сказать, что чрезвычайно важно, оглядываясь назад, делать выводы, учиться на чужих ошибках, сравнивать проблемы и возможности. Да, жизнь не стоит на месте.

Полезный материал по теме:

Маленький человек в произведениях Чехова сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Маленький человек в произведениях Чехова

Тема «маленького человека» была популярна в литературе 19 века. Под этим понятием принято понимать обычную, заурядную личность. Антон Павлович Чехов также писал о «маленьком человеке», но привнёс в литературу новаторский подход к такому типажу.

Например, в рассказах “Смерть чиновника” и “Человек в футляре” Чехов изображает чиновников, которые настолько переживали из-за мелких оплошностей, что эти переживания привели к гибели героев.

Будь то неудачный чих или падение с лестницы на глазах прохожих – герои чеховских рассказов слишком озабочены общественным мнением.

Им важно держать лицо, быть в правильном «футляре», и любая неудача для них равна смерти.

В рассказе «Крыжовник» главный герой мечтает о поместье в сельской местности. Но цена этого желания оказывается слишком высока: умирает, не выдержав вечной экономии и голода супруга. Мещанское, низменное счастье Николая вызывает отторжение и у читателей, и у героев рассказа.

Именно это честное изображение «маленьких людей», их психологии и жизни и привлекает в рассказах А. Чехова. Писатель не занимает позицию судьи, а предлагает читателям самим решить, кто положительный персонаж, а кто – отрицательный.

Но когда речь заходит о «маленьком человеке», ситуация усложняется. Жизнь такого героя обычно полна проблем. Судьба постоянно посылает ему испытания, и их преодоление во многом зависит от характера героя.

Поэтому у каждого читателя своё мнение о «маленьком человеке».

Чехов изображает своих героев как типичных обывателей того времени. Они сами создают свой «футляр», слепо следуя заведённым привычкам и ритуалам. При этом «маленьким человеком» может оказаться и генерал: скудный внутренний мир не зависит от социального статуса. Герои рассказов сами ставят себя ограничения, не замечая ослепительного богатства мира.

А, Чехов будто задаёт читателю вопрос: для чего живёт тот или иной герой? Но чаще всего персонажи его рассказов – Тонкий, Беликов или Старцев – не живут в полной мере, а лишь существуют. Они не только не приносят пользы обществу, но даже не пытаются осмыслить своё существование. В их маленьком мирке нет ни развития, ни любви, только страх перед реальным, бушующим миром чувств и эмоций.

Чехов стал одним из первых писателей, не пожалевшим «маленького человека», а показавшим его ничтожность. Нельзя лелеять свои страхи и заключать себя в «футляр», проживать пустую и бессмысленную жизнь. Писатель будто напоминает, что каждый человек должен выдавливать из себя раба, искать не маленькое «мещанское» счастье, а нечто большее, что превратит существование в настоящую жизнь.

Сочинение Маленький человек в рассказах Чехова

Тема “маленького человека” в русской литературе является одной из главных. До конца 19 века этот образ трактовался как человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию под давлением среды. Как правило, он заслуживал сочувствия и милосердия.

Чехов по-новому подошел к этой проблеме. Писатель считает, что на маленького человека влияет не только среда, но и он сам. Причем, автор не столько сочувствует своему герою, сколько высмеивает его.

Маленький человек Чехова это обыватель, приспособленец. Человек,. который сам создает себе футляр, скудный мирок с узким кругом интересов. Его жизнь — это исполнение своих обязанностей и привычек. Герои рассказов писателя не только чиновники низшего ранга.

Среди них есть немало значительных лиц: генералы, богачи, губернаторы, врачи. Для Чехова не важно социальное положение героя. А важно его внутреннее содержание, его человеческое достоинство. Какую пользу он принес и кого сделал счастливым — вот главные критерии достойной личности по Чехову.

Автора интересует вопрос: для чего жил человек? Беликов, Старцев, Чимша-Гималайский, Червяков, Тонкий — это люди, существующие, но не живущие. Они даже не пытаются осмыслить свое существование. Маленькому человеку Чехова очень комфортно в своем коконе,он раз и навсегда установил свой образ жизни.

Единственное, что вызывает у него ужас, это “как бы чего не вышло”. Данный тип не желает развиваться, стремиться к новому, к знаниям. Он ничего не ищет, никого не любит, да и его тоже. А ведь развитие человека происходит от любви. К себе, к людям, к жизни, к знаниям. Но любовь — это лишнее в их жизни.

Она не влезает в оболочку. Да и в связи со скудностью духовной они и не способны на нее.

“Человек в футляре” — самый яркий рассказ в череде произведений о маленьком человеке. В нем автор пускает в ход уже не иронию. Чехов сатирически высмеивает, как главный герой старается каждую частичку своего бытия засунуть в футляр.

Паутиной своего страха перед реальной жизнью он опутал не только себя самого, но и весь город. Его раздражает все, что находится за рамками созданной им оболочки. Беликов ненавидит современность, а восхваляет прошлое. Потому что прошлое уже не сможет ворваться в его жизнь. Оно было такое же как и настоящее.

Это живой труп, который существует строго по своим правилам. Но вот появился человек, не желающий по ним жить. Он вырвал Белкова из его футляра. И учитель погиб. Он не смог смириться с этим из ряда вон выходящим событием, которое не укладывалось ни в одни его правила. Примечательна сцена похорон учителя.

Горожанам, присутствовашим на них показалось, что теперь герой по-настоящему счастлив. Его уже никто не вынет из футляра.

В рассказе “Крыжовник” Чехов показывает еще одного “футлярного” человека — Николая Ивановича Чимша-Гималайского. Весь смысл существования героя определялся мечтой об усадьбе с кустами крыжовника.

Ради этой мечты он всю жизнь не доедал, бедно одевался, женился на нелюбимой женщине из-за денег и ее же уморил голодом. А стоила ли мечта таких жертв? Сама мечта не так преступна, как путь, по которому он к ней шел. Наслаждение иллюзорным счастьем, когда вокруг столько страданий и нищеты.

Как же скуден духовный мир человека, который счастлив от покупки земли среди заводских труб и невкусного крыжовника. Таким образом, Чехов хотел показать, как никчемно заканчивается жизнь человека, заключившего себя в футляр. Писатель.

Вопреки литературной традиции, не жалеет маленького человека, не позволяет ему лелеять свое ничтожество. Он призывает выдавливать из себя раба, жить полноценной и насыщенной жизнью.

«Футлярный человек» в творчестве Чехова

Маленький человек в произведениях Чехова часто предстает перед нами в образе «футлярной личности», то есть того, кто при жизни уже потерял свою человеческую душу, осталась лишь оболочка – никому не нужный футляр. С таким человеком мы встречаемся на страницах знаменитого рассказа «Человек в футляре».

Герой этого рассказа преподаватель гимназии Беликов всю жизнь сознательно закрывает себя от людей: он одевается так, как будто прячет себя в маленький футлярчик, он построил себе такой же дом-футляр, наконец, умерев, он также ложится в гробовой футляр. Не понятно, зачем жил такой человек на земле? Ведь он никого не сделал счастливым, никому не помог?! Жил и всю жизнь прятался от людей. Незавидная участь.

Те же хитросплетения сюжета, повествующее о футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником.

Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком.

Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь.

В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.

Следует отметить, что писатель достаточно критично оценивает образ своего «футлярного маленького человека», полагая, что такие люди делают свою жизнь скучной и неинтересной по собственной воле. Они становятся «маленькими» потому, что начинают жить своими мелкими заботами, угождая только себе и своим желаниям.

Возникновение особого героя

Когда писатель впервые обратился к проблеме существования простого обывателя, он прибег к юмору. На раннем этапе тема маленького человека у Чехова была связана исключительно с сатирой. Он пытался отыскать и высмеять жалкие черты характера в людях с мелкой душой.

В частности, рассказ «Смерть чиновника» — отличная иллюстрация чеховской иронии.

По сюжету служащий совершенно случайно чихнул на генерала, в ужасе стал заискивающе извиняться, но переусердствовал, вызвав гнев власть имущего авторитета.

В этот момент для героя свершилось нечто непоправимое, он не смог пережить собственных представлений о наказании за столь скверный поступок. Виноватый чиновник «лег на диван и помер».

Тема раболепия и зависти высмеивается и в коротком рассказе «Толстый и тонкий», где случайная встреча бывших приятелей предстает в виде комической сцены. Один из них дослужился до статского советника, а второй, узнав эту новость, на глазах сконфузился, «сузился и сгорбился», начав вдруг кланяться вышестоящему чиновнику.

Таким образом, подчеркивается, что страх перед властью управляет каждым движением слабого, примитивного человека, подверженного порокам. Годами вырабатываемая привычка к угодничеству превратилась в рефлекс чинопочитания, который трудно скрыть даже в дружеском кругу.

Основные характеристики героев этого периода творчества:

  • Заурядная внешность.
  • Принадлежность к служивому сословию.
  • Чинопочитание.
  • Страх перед вышестоящими чиновниками.
  • Ограниченные умственные способности.

В первых сочинениях «малость» действующих лиц выражалась в обыденности, примитивном восприятии действительности. Жизнь персонажей заключалась в щепетильном исполнении обязанностей, следовании предписаниям, в поклонении власти и неспособности самостоятельно мыслить.

Наличие честолюбия и отсутствие личного достоинства, а также бедность нравственная и материальная — отличительные признаки чеховского «люда» на ранней ступени создания нового литературного героя.

Трансформация в поздних рассказах

В более позднем периоде чеховского творчества образ маленького человека эволюционирует всё больше. Героям, полным низменных страстей, больше подходит слово «деградация», поскольку духовно они оказываются ещё более пустыми и порочными, чем персонажи ранних рассказов.

В рассказе «Ионыч» земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев оказывается перед нравственным испытанием: он может продолжать честно и незаметно выполнять свою работу, попытаться построить отношения с дочерью Туркиных Екатериной или погнаться за жаждой наживы, сосредоточиться лишь на себе и тем самым окончательно опошлиться. Герой не справляется с собственными страстями.

Поначалу он полон благородных устремлений, чувствителен и влюблён в своё дело, весь окружающий город кажется ему мещанским, обыденным и бездуховным, но к концу произведения он сам оказывается гораздо безнравственнее и отвратительнее своего окружения.

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники.

Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций.

Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Акцент в произведениях отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземлённости и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.

Пример мелкого человека можно найти, обратившись к рассказу «Толстый и Тонкий». Сюжет произведения очень прост: на вокзале встречаются для бывших одноклассника, Порфирий и Михаил.

Они очень рады встрече и рассказывают друг другу о прожитых годах и пришедших жизненных успехах.

Но чем больше говорит тайный советник Порфирий, тем подобострастнее и запуганнее становится лицо его бывшего приятеля.

  Русский язык в современном мире сочинение 7, 8, 10 класс

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им.

Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами.

Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» герой предстаёт в ещё более неприглядном свете. Случайно чихнув на лысину генерала в театре, чиновник Червяков беспрестанно приносит свои извинения, буквально преследуя «значительное лицо». В результате сам генерал терпит неприятности от маленького и, казалось бы, слабого человека.

Не выдержав постоянных уничижений, он прикрикивает на Червякова. Этого оказывается достаточно, чтобы чиновник умер дома от страха, «не снимая мундира». Эта деталь позволяет выявить авторское отношение к герою: Червяков умирает не как человек, а как вещь, его смерть не вызывает сочувствия, он жалок и отвратителен автору и читателям.

Герои ранних чеховских рассказов не терпят унижений от вышестоящих лиц, но продолжают вести себя как рабы, благоговеть и унижаться «по долгу положения».

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

Сочинение на тему: Образ «маленького человека» в произведении Антона Чехова «Человек в футляре»

  • Человек в футляре сочинение по плану
  • План
  • 1. Введение
  • 2.»Футлярщина»
  • 3.Спасательный выход
  • 4.Заключение

«Человек в футляре» — один из самых известных рассказов А. П. Чехова. Многие критики считают, что он стал поворотным моментом в творчестве писателя.

От чистого и беззлобного юмора Чехов перешел к беспощадному обличению общественных пороков, способному вызвать слезы.

«Человеком в футляре» Чехов открыл свою «Маленькую трилогию». В рассказе четко поставлена главная тема всего цикла — убогая и замкнутая жизнь. Вся трагедия заключается в том, что Беликов — не исключение из правил. Подобные ему люди есть повсюду. Самим своим существованием они отравляют настоящую живую жизнь, мешают и накладывают всевозможные ограничения на окружающих.

Образ Беликова, конечно же, близок к гротеску. В нем максимально воплощаются все отрицательные черты «футлярных» людей. Внешний вид и образ жизни учителя греческого языка юмористичен, но тем страшнее его внутренний мир.

От Беликова, образно выражаясь, буквально веет гнилью и мертвечиной. Где бы он не появился, людям становится скучно и неприятно. Весь жители города ненавидят Беликова, но незаметно для себя попадают под его неограниченное влияние. Общество охватывает страх.

В городе прекращается любая живая деятельность.

Каждый понимает, что Беликов — ничтожество, но никто не может открыто выступить против него. Иван Иванович с грустью признается, что даже после похорон Беликова практически ничего не изменилось.

«Футлярщина» настолько глубоко въелась в каждого человека, что избавиться от нее уже невозможно. После рассказа о Беликове Иван Иванович произносит речь, полностью отражающую взгляды самого Чехова.

Ее суть сводится к тому, что большинство людей добровольно заключают себя в такой же «футляр», но не осознают этого.

Резко противопоставлены всему городу во главе с Беликовым новый учитель Коваленко с сестрой. Он олицетворяет собой умного и деятельного человека, которого невозможно напугать.

Коваленко принимает образ настоящего избавителя общества от «футлярщины». Новый учитель ведет себя так, как считает нужным, согласно своей чести и совести.

Он поражен тягостной атмосферой, царящей в городе, той жизнью, которая «не запрещена циркулярно, но и не разрешена вполне».

Коваленко до глубины души возмущает, что кому-то не нравится его невинная поездка с сестрой на велосипедах. В сцене ссоры с Беликовым он произносит очень важную фразу: «А разве я говорил что дурное про властей?». В эпоху Чехова действительно было много официальных запретов, но Беликову и ему подобным этого мало.

Люди «в футляре» сами создают новые ограничения, якобы освященные авторитетом власти. Расправа Коваленко с Беликовым — торжество честности и справедливости над полусумасшедшим самоограничением.

Нет ничего проще «послать к чертям» занудного советчика, но на протяжении многих лет никто в городе даже не задумывался об этом.

«Человек в футляре» будет актуален в любую эпоху. Общество никогда не сможет до конца избавиться от ограниченных людей, стремящихся перестроить весь мир наподобие собственной скорлупы. И таким же вечным будет противостояние беликовых с коваленками.

Образ футлярных людей в рассказах Чехова

В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова — духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.

Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Герой первого рассказа — учитель греческого языка Беликов. Это

закрытый в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. Он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. Он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «Как бы чего не вышло».

Беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность.

Это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. Всю свою

жизнь Беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе.

Поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить.

Смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» — пишет Чехов.

Образ человека в футляре дан Чеховым в гротескной форме. Имя Беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.

Та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша‑Гималайский, все понятия о счастье свел к одному — собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой.

Он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась — он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «Но разве это счастье?» — восклицаем мы вместе с автором.

Разве для этого живет человек? Крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик Беликова в рассказе «Человек в футляре».

Последний рассказ трилогии — «О любви» — повествует о том, как помещик Алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков.

И здесь Чехов вскрывает еще одну причину, порождающую пошлость и бездуховность общества — неумение чувствовать, любить. Любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.

Тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни.

Выпускное сочинение-2017.цели и средства

Важно

Вот в повести В.Быкова «Сотников» партизан Рыбак спасает свою жизнь, пойдя на измену Родине: попав в плен, он соглашается служить в полиции, участвует в казни товарища. Причем его жертвой становится мужественный, достойный во всех отношениях человек — Сотников.

По сути, Рыбак достигает поставленной цели – выжить – посредством предательства и убийства. Разумеется, в этом случае поступок персонажа нельзя ничем оправдать. А вот в произведении М.

Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов тоже собственноручно убивает человека, причем тоже «своего», а не врага – Крыжнева. Почему он так поступает? Его действия объясняются тем, что Крыжнев собирался выдать немцам своего командира.

И хотя в этом произведении так же, как и в уже упомянутой повести «Сотников», средством достижения цели становится убийство, в случае с Андреем Соколовым можно утверждать, что цель оправдывает средства.

Список литературы для итогового сочинения 2021 года

Он оказывает себе во всём: недоедает, недопивает, одевается, словно нищи, и всё копит и кладёт деньги в банк. В сорок лет служащий женится на старой некрасивой вдове с деньгами.

Внимание

Его не мучает совесть, когда жена умирает, зачахнув от жизни впроголодь рядом со скупым мужем. Наконец цель достигнута. Усадьба куплена. Иван Иванович навещает имение своего брата с длинным и нелепым названием, но с претензией на значительность: «Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож».

С помощью целого ряда деталей Чехов подчёркивает, что герой полностью утратил духовность, превратился в сытое, самодовольное существо: толстая собака, «похожая на свинью», «кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью». Да и сам помещик «постарел, располнел, обрюзг, щёки, нос и губы тянутся вперёд, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».

Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре»)

Понятие «футлярности» жизни очень важно для осознания про­блематики и идейного содержания рассказа «Человек в футляре».

Герой рассказа, учитель гимназии Беликов, ограничил себя не только во внешних проявлениях жизни, но и в своем мировоззрении. Он ходит в теплый день в калошах и под зонтом, подняв воротник пальто и отгородившись в экипаже от внешнего мира.

Он живет по принципу «как бы чего не вышло», опасаясь всяческих разрешений и признавая только запретительные циркуляры. Он «держал в руках» не только гимназию — весь город, под его влиянием люди боялись помо­гать бедным, читать книги, ставить благотворительные спектакли.

Но от чего это зависит? Ведь Коваленко не выше Беликова по положению, он такой же учитель гимназии, но он внутренне свободный человек, который не боится открыто сказать Беликову в глаза, что тот — донос­чик.

И в первый раз услышав такие «грубости», Беликов потрясен, а то, что Коваленко спустил его с лестницы и это увидела Варенька, оконча­тельно морально уничтожило героя.

Как утверждал Н.В. Гоголь, смеха боится даже тот, кто ничего не боится, и, подобно чиновнику Червякову из рассказа «Смерть чинов­ника», Беликов умер.

От морального унижения в глазах любимой женщины, от внутреннего страха перед тем, что не укладывалось в привычные рамки циркуляров и запретов. Казалось, что в гробу он достиг своего идеала, полностью отгородившись от реальной жизни, с ее заботами и беспокойством.

Беликова хоронили всем городом. Лю­ди ощущали скрытую радость, словно освободились от чего-то гне­тущего, давящего. Но оказалось, что не в Беликове было дело.

Главная идея рассказа выражается с помощью системы рассказчи­ков. Чехов использует композиционный прием «рассказ в рассказе», чтобы показать взгляды разных людей на случившееся и заставить чи­тателя определить позицию автора и выработать собственное отноше­ние к изображенному в произведении.

«Жизнь потекла по-прежнему», такая же бестолковая, утомительная, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне»; «не стало лучше» — этим утверждением рас­сказчика автор еще раз подчеркивает мысль, что дело в каждом из нас, а не в каком-то внешнем факторе, похороны одного Беликова ничего не меняют.

И собеседник Буркина подхватывает и расширяет его мысль, что наша жизнь — футляр, так как наполнена суетой, тщеславием, ло­жью, праздностью, унижениями ради материальных благ или карьеры.

Для Буркина понятие «футлярности» жизни — это отсутствие внутрен­ней свободы, а для Ивана Ивановича — большее, это понятие безду­ховности, пошлости, несовместимое с гордым именем человека, под­линным его назначением в жизни.

Чехов не высказывает свою позицию открыто, но можно полагать, что он поддерживает своего героя, восстающего против того, что ме­шает человеку достичь добра и счастья.

One more step

Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?

  • Согласны ли Вы с Конфуцием: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
  • Что предполагает понятие «великая цель»?
  • Кто или что помогает человеку добиваться поставленных в жизни целей?
  • Можно ли жить вообще без цели?
  • Как Вы понимаете поговорку «Благими намерениями вымощена дорога в Ад»?
  • Как быть если Ваши цели сталкиваются с целями близких Вам людей?
  • Может ли цель потерять актуальность?
  • Как объединить людей для достижения общих целей?
  • Общие и частные цели — сходства и различия.
  • Что для Вас является «недопустимыми» средствами достижения цели?
  • Средства без целей не имеют ценности.

Материалы для итогового сочинения 2017-2018 года.

Человек и общество в произведении человек в футляре, что писать?

Порой оказывается, что сбывшееся желание приносит никакого морального удовлетворения, а возможно, даже делает человека несчастным. Такая ситуация описывается в романе Дж. Лондона «Мартин Иден».

У главного героя была цель – стать известным писателем и, достигнув материального благополучия, обрести семейное счастье с любимой девушкой. На протяжении долгого времени герой неуклонно идет к своей цели. Он трудится целыми сутками, отказывает себе во всем, голодает.

Мартин Иден прилагает поистине титанические усилия к достижению поставленной цели, проявляет невероятное упорство и силу характера, преодолевает все препятствия на пути к успеху.

Его не могут сломить ни многочисленные отказы редакторов журналов, ни непонимание со стороны близких ему людей, особенно возлюбленной – Руфи.

Образ маленького человека в произведениях Антона Павловича Чехова ℹ️ отношение автора к теме, эволюция и проблема раскрытия, примеры из рассказов

Появление типа маленьких людей

Ещё задолго до А. П. Чехова тема маленького человека вошла в русскую литературу, взволновав читателей. Новый литературный тип восходит к повестям А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и Н. В. Гоголя «Шинель», а также к роману в письмах Ф. М. Достоевского «Бедные люди»:

  1. Станционный смотритель Самсон Вырин, герой А. С. Пушкина, — бедный чиновник 14 класса, скромный, тихий, не имеющий талантов и не способный никуда пожаловаться. Всю жизнь он делает людям лишь добро, а в ответ оказывается битым и обманутым. В результате всего теряет единственную радость в жизни, любимую дочь Дуню, и умирает от горя в полном одиночестве.
  2. Гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, который работает в канцелярии и занимается переписыванием бумаг. Будучи незнатным и замкнутым, Башмачкин становится постоянным объектом для унижений и насмешек на работе. Главной целью жизни герой видит покупку новой шинели. После её пропажи и безуспешной попытки пожаловаться значительному лицу Башмачкин трагически погибает от горячки.
  3. Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин — тоже обездоленный и незначительный служащий. В силу своей честности и безропотности за тридцать лет на службе Макар не смог добиться никакого успеха, но он не ропщет, а пытается сам объяснить себе, почему мир устроен подобным образом. Макар не способен дать защиту или оказать существенную материальную поддержку сироте Вареньке, которую очень любит, и вынужден лишь наблюдать за тяготами её судьбы.

Прежде чем за перо взялся Чехов, маленький человек воспринимался как позитивный тип с трагической судьбой, который призывал читателя к гуманизму, проявлению внимания и сочувствия по отношению к тем, кто слаб и зависим от обстоятельств. Однако спустя время образ эволюционировал и приобрёл новое звучание.

Маленький человек, вызывающий сочувствие

У Чехова маленький человек может вызывать и искреннее сочувствие. Следуя традиции Достоевского, писатель рассказывает нам о людях, которые становятся жертвами судьбы, но не теряют при этом своего человеческого лица.

Таким перед нами предстает герой рассказа «Тоска» кучер Иона, который потерял накануне сына и хочет выговориться перед каким-нибудь пассажиром, чтобы немного облегчить свои страдания. Однако люди равнодушны к переживаниям старого кучера.

Тогда он обращается к своей лошади, рассказывая ей о своей душевной боли.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники.

Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций.

Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Акцент в произведениях отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземлённости и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.

Пример мелкого человека можно найти, обратившись к рассказу «Толстый и Тонкий». Сюжет произведения очень прост: на вокзале встречаются для бывших одноклассника, Порфирий и Михаил.

Они очень рады встрече и рассказывают друг другу о прожитых годах и пришедших жизненных успехах.

Но чем больше говорит тайный советник Порфирий, тем подобострастнее и запуганнее становится лицо его бывшего приятеля.

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» герой предстаёт в ещё более неприглядном свете. Случайно чихнув на лысину генерала в театре, чиновник Червяков беспрестанно приносит свои извинения, буквально преследуя «значительное лицо». В результате сам генерал терпит неприятности от маленького и, казалось бы, слабого человека.

Не выдержав постоянных уничижений, он прикрикивает на Червякова. Этого оказывается достаточно, чтобы чиновник умер дома от страха, «не снимая мундира». Эта деталь позволяет выявить авторское отношение к герою: Червяков умирает не как человек, а как вещь, его смерть не вызывает сочувствия, он жалок и отвратителен автору и читателям.

Герои ранних чеховских рассказов не терпят унижений от вышестоящих лиц, но продолжают вести себя как рабы, благоговеть и унижаться «по долгу положения».

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

Сочинение на тему “Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова”

Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А. П. Чехова образ маленького человека существенно отличается.

Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа “Тоска”, вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди.

Писатель осуждает безразличие

В своих юмористических рассказах писатель представляет других персонажей. В рассказе “Злоумышленники” маленькие люди – необразованные, дремучие. Они живут в грязи и невежестве. Другой тип маленького человека – Беликов из рассказа “Человек в футляре”.

  Сочинение Зачем нужно читать книги (для чего) 5, 6 класс

Он своими страхами “как бы чего не вышло”, комплексами третирует весь город. Окружающие, воспитанные люди, всеми силами пытаются ему помочь. Своей глупостью, мелочностью, пугливостью человек в футляре сам себя доводит до смерти. В этом произведении повествование ведется на фоне прекрасного

Это описание противопоставляется атмосфере, в которой жили Беликов и его окружение.

Похож на него и герой рассказа “Смерть чиновника”, чихнувший на высокопоставленное лицо. А. П. Чехов остро высмеивает в своих героях холопство и самоуничижение. Так, в рассказе “Толстый и тонкий” именно приятель, который многого добился в жизни, оказывается добродушным и симпатичным.

А маленький человек, тонкий – завистливым, лицемерным. Он вызывает у читателя отвращение.

Писатель использует юмор и сатиру в описании таких маленьких людей. Одни только фамилии: Запойкин, Невыразимов, Мымрина, Докунин, Очумелов – ярко характеризуют персонажей. Они зачастую по своей вине попадают в комичные ситуации.

Есть в произведениях Чехова и другие герои. То, что кажется маленьким – оказывается значимым и настоящим. Так, доктора Дымова писатель называет ” чужим, лишним и маленьким”.

Он так выглядит в аристократической компании своей жены Ольги. Доктор препарирует трупы, занимается наукой. А приятели Ольги – поклонники знаменитых людей.

Эволюция образа маленького человека в произведениях А. П. Чехова заключается в том, что выбор стать ничтожным герой делает сам. Писатель осуждает своих героев за отсутствие человеческого достоинства, преклонение перед вышестоящими по социальному положению людьми. Человек маленький только перед Богом, природой и красотой.

Трансформация в поздних рассказах

В более позднем периоде чеховского творчества образ маленького человека эволюционирует всё больше. Героям, полным низменных страстей, больше подходит слово «деградация», поскольку духовно они оказываются ещё более пустыми и порочными, чем персонажи ранних рассказов.

В рассказе «Ионыч» земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев оказывается перед нравственным испытанием: он может продолжать честно и незаметно выполнять свою работу, попытаться построить отношения с дочерью Туркиных Екатериной или погнаться за жаждой наживы, сосредоточиться лишь на себе и тем самым окончательно опошлиться. Герой не справляется с собственными страстями.

Поначалу он полон благородных устремлений, чувствителен и влюблён в своё дело, весь окружающий город кажется ему мещанским, обыденным и бездуховным, но к концу произведения он сам оказывается гораздо безнравственнее и отвратительнее своего окружения.

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Вершиной раскрытия образа маленького человека в творчестве Чехова является рассказ «Учитель в футляре», ставший первой частью чеховской трилогии.

В этом рассказе даётся сатирический образ человека, который видится жертвой, но на самом деле лишь сам угнетает и преследует всех вокруг.

Учитель мёртвых языков Беликов живёт в укромном собственном мирке, состоящем из запретов, ограничений и жалоб.

Мелкий человек сам помещает себя в подобное пространство, в которое не может влезть ни совесть, ни нравственность, ни душевность. Морально опустошённый герой у Чехова обречён на одиночество, не замечая, что непреодолимая оболочка, отделяющая его от общества, создана его собственными руками.

Чехов выводит универсальную форму такого пространства — футляр. Человек в футляре — это герой, душа которого обмелела, а жизнь прошла впустую в стороне от людей, способных любить и сочувствовать. Внешний вид Беликова тоже напоминает футляр.

  • даже в тёплую погоду учитель ходит в калошах и с зонтом;
  • постоянно носит тёплое пальто;
  • спит, укрывшись одеялом с головой;
  • носит тёмные очки;
  • любит поднимать воротник.

Больше всего на свете Беликов боится перемен и активных проявлений жизни: ему кажется чем-то недопустимым, не укладывающимся в привычные схемы, когда Варя смеётся и катается на велосипеде, когда кто-то рисует анонимную карикатуру. Футлярный человек Беликов постоянно строчит доносы и читает циркуляры, его девиз: «Как бы чего не вышло».

После смерти Беликова всем вдруг стало легче, ведь учитель незаметно отравлял всё вокруг себя, заставляя всю школу подчиняться, прятаться, бояться. Гроб оказывается футляром, из которого герою уже не суждено выйти, чему он будто бы рад, ведь на самом деле Беликов уже давно был внутренне мёртв.

Маленький человек в произведениях Чехова сочинение

Антон Павлович Чехов постоянно раскрывает в своих произведениях судьбу обычного человека. Его современники тоже писали о “маленьком” человеке. По сути, “маленький” человек-это обычный человек, какой-нибудь маленький чиновник или помещик.

Такие люди часто встречаются в произведениях А. Чехова. В произведениях “Смерть Чиновника” и “Человек в Футляре” повествуется о чиновниках, которые принимали все слишком близко к сердцу, из-за чего впоследствии скончались. В рассказе “Смерть Чиновника” Червяков чихнул на человека высшего чина.

И если Брезжалов забывает об этом практически сразу, то Червяков постоянно думает об этом и извинившись много раз, порядком надоедает Брезжалову, отчего тот прогоняет чиновника. После этого Червяков умирает. В “человек в футляре “ Беликов сильно оскорблен тем, что над его падением с лестницы посмеялась девушка.

Он приверженец строгих правил и считает, что скоро об этом падении узнает весь город. Беликов думает, что теперь он опозорен и вскоре из-за этого позора ему придется уволиться с работы. Он не выдерживает этого и умирает. По сути он всегда был “в чехле”.

Говорится,что в гробу у него было радостное лицо, будто этот последний футляр его невероятно радует.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

  1. Героев Чехова никто не угнетает и не преследует, акцент с внешнего неблагополучия смещён на обмельчание души персонажей.
  2. Маленькие люди Чехова становятся мелкими по собственной вине, поскольку они боятся жизни и перемен, стремятся сохранить всё в том виде, в котором имеют.
  3. Основная причина деградации героев в произведениях Чехова — их духовное рабство, для них уничижение и подхалимство перед вышестоящими лицами является нормальным и приемлемым поведением.
  4. Герои Чехова сами становятся угнетателями «значительных лиц»: они настаивают на своём, жалуются, пишут доносы, буквально заставляя других соблюдать установленную иерархию, играть роль «большого чиновника» и относиться к ним как к бедным и обездоленным людям.

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

Маленький человек в произведениях Чехова сочинение

Образ маленького человека является одним из важнейших для русской литературы, пронизанной идеей справедливости как базисной нормы человеческих взаимоотношений.

Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П.

Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.

Маленький человек живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.

Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах Антона Чехова (сочинение)

Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского.

Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и смешным.

Так, в рассказе “Смерть чиновника” мы видим переосмысленный образ, и новаторство писателя состоит здесь в том, что этот маленький человек и генерал как бы меняются местами – теперь не начальник издевается над подопечным, а маленький чиновник докучает высокопоставленной особе.

Да и сам генерал предстает перед читателем не в образе злого угнетателя, не дающего спокойно жить подчиненному, а, напротив, его образ дан Чеховым нейтрально. Писатель намерено делает такую перемену ролей, чтобы как можно ярче и выразительнее изобразить маленького человека.

Червяков из “твари дрожащей” (пользуясь терминологией героя Достоевского) превращается в настойчивого человека, способного несколько раз обеспокоить генерала с просьбой извинить его за то, что “обрызгал вашество”. Он считает себя виноватым и требует от него наказания или упрека за свою оплошность.

Червяков пять раз приходит извиняться и каждый раз удивляется и даже пугается тому, что генерал реагирует на его появление не так, как он ожидает.

Маленький человек, следуя так называемым порядкам, которые, в его понимании, всегда должны существовать между лицом высокого чина и его подопечными, не может принять факт своей “безнаказанности”. Из-за такого стереотипного мышления Червяков не может перебороть в себе внутреннюю необходимость пресмыкания перед высокопоставленным лицом.

Источник

  • Укажите свой адрес а также напишите реквизиты карты как пишется орфография
  • Укажите слово образованное приставочным способом неглупый выспаться водитель рассказ
  • Укажите правильную последовательность событий в рассказе офицерский ремень
  • Укажите жанровые признаки рассказа составьте кластер рассказ телеграмма
  • Укажите дату написания рассказа антоновские яблоки что она символизирует