Укажите признак который не относится к волшебной фольклорной сказке ответ

Есть некоторые исторические загадки, которые, возможно, никогда не будут разгаданы: от даты, когда иисус родился, от личности джека потрошителя, до

Есть некоторые исторические загадки, которые, возможно, никогда не будут разгаданы: от даты, когда Иисус родился, от личности Джека Потрошителя, до местоположения гробницы Клеопатры. Иногда это происходит потому, что соответствующие раскопки были потеряны или археологические памятники были разрушены. В других случаях это связано с тем, что новые доказательства вряд ли появятся или сохранившиеся доказательства слишком расплывчаты, чтобы привести ученых к консенсусу.

Отсутствие ответов только делает эти загадки еще более интригующими.

Был ли настоящий король Артур?

Существовал ли король Артур? / pixabay.com

Существовал ли король Артур? / pixabay.com

Читайте также: Археологи нашли доказательства ханукального восстания Маккавеев

История короля Артура многократно рассказывалась и пересказывалась на протяжении более 1000 лет. Камелот, рыцари круглого стола, волшебник Мерлин и меч Экскалибур — все это известные части сказок о короле Артуре. 

Однако, если король Артур действительно существовал, реальность, вероятно, была менее волшебной. Самые ранние из сохранившихся отчетов относятся к девятому веку и рассказывают о лидере (возможно, даже не о короле), который участвовал в нескольких битвах с саксами; даже точность этих отчетов спорна. 

В Британии есть ряд мест, о которых легенды связывают с королем Артуром, например, Тинтагель, прибрежный участок, который предположительно был домом короля Артура; но раскопки не подтвердили, жил ли здесь Артур когда-либо или вообще существовал ли. В конце концов, кажется маловероятным, что ученые когда-либо узнают наверняка, был ли король Артур настоящим или этот человек был чисто вымышленным. 

Кем был Джек-Потрошитель?

Личность Джека-Потрошителя так и не установили / depositphotos.com

Личность Джека-Потрошителя так и не установили / depositphotos.com

В 1888 году Джек-Потрошитель убил в Лондоне по меньшей мере пять женщин, изувечив их тела. В полицию было отправлено несколько писем, предположительно от Потрошителя, в которых они высмеивали попытки офицеров найти Потрошителя. (Были ли какие-либо из них написаны Потрошителем, является предметом споров среди ученых.) Имя «Джек-Потрошитель» происходит от этих писем.

Излишне говорить, что Потрошителя так и не нашли, и за эти годы десятки людей были выдвинуты в качестве возможных кандидатов. В своей книге 2012 года «Джек-потрошитель: Рука женщины» Джон Моррис предполагает, что Потрошителем была женщина по имени Лиззи Уильямс, хотя другие эксперты ставят это под сомнение. 

Где гробница Клеопатры?

Где находится гробница Клеопатры? / pixabay.com

Где находится гробница Клеопатры? / pixabay.com

Читайте также: Археологи нашли древнее царство легендарного царя Мидаса

Древние писатели утверждают, что Клеопатра VII и ее возлюбленный Марк Антоний были похоронены вместе в гробнице после их смерти в 30 г. до н. э. Писатель Плутарх (45–120 гг. г. э.) писал, что гробница находилась рядом с храмом Исиды, египетской богини, и была «высоким и прекрасным» памятником, содержащим сокровища из золота, серебра, изумрудов, жемчуга, черного дерева и слоновой кости.

Местоположение гробницы остается загадкой. В 2010 году Захи Хавасс, бывший министр древностей Египта, провел раскопки на участке недалеко от Александрии, ныне называемом Тапосирис Магна, где находится ряд гробниц, относящихся к эпохе, когда Египтом правила Клеопатра VII. Хотя было сделано много интересных археологических открытий, гробницы Клеопатры VII не было среди них, о которых Хавасс сообщил в серии пресс-релизов. Археологи отметили, что даже если гробница Клеопатры сохранилась до наших дней, она может быть сильно разграблена и не идентифицирована. 

Кто убил Кеннеди?

Кеннеди убили в Далласе / Wikimedia

Кеннеди убили в Далласе / Wikimedia

Это, вероятно, самая большая загадка в американской истории, которая никогда не будет раскрыта ко всеобщему удовлетворению. 22 ноября 1963 года Ли Харви Освальд застрелил президента Джона Ф. Кеннеди в Далласе (хотя некоторые предполагают, что стрелял не только он). 24 ноября 1963 года, прежде чем Освальд предстал перед судом, Освальд был смертельно ранен владельцем ночного клуба Джеком Руби. Руби умерла от рака легких 3 января 1967 года.

Наиболее широко распространенное объяснение состоит в том, что Освальд убил Джона Кеннеди по собственному желанию, а Руби убила Освальда по собственному желанию. Заявленная мотивация Руби заключалась в том, чтобы избавить Жаклин Кеннеди «от неудобств, связанных с возвращением Освальда к суду». Однако все еще есть значительное количество профессиональных историков, а также множество любителей, которые не согласны с этим объяснением, и после смерти Джона Кеннеди историками и любителями были выдвинуты многочисленные альтернативные объяснения. Учитывая, что новые важные свидетельства вряд ли появятся, твердого консенсуса, вероятно, никогда не будет.  

Был ли Цезарион истинным сыном Цезаря?

Статуя Цезариона / Wikimedia

Статуя Цезариона / Wikimedia

Читайте также: Археологи нашли место, где Иоанн Креститель был приговорен к смерти

В 47 г. до н.э. Клеопатра VII родила сына по имени Цезарион, который, как она утверждала, был сыном Юлия Цезаря. Клеопатра назвала Цезариона соправителем Египта в 44 г. до н.э., и сохранившееся искусство изображает мать и сына соправителями. 

Однако неизвестно, действительно ли ребенок был сыном Цезаря. Цезарь никогда не признавал ребенка своим. Один из друзей Цезаря, Гай Оппий, даже написал брошюру, отрицая, что Цезарион был сыном Цезаря. Клеопатра VII покончила жизнь самоубийством после того, как она и Марк Антоний были побеждены Октавианом в 30 г. до н.э., а Цезарион был убит вскоре после этого.

Настоящее ли сокровище медного свитка?

Медный свиток / Wikimedia

Медный свиток / Wikimedia

Еще одна сказка о сокровищах, которая, вероятно, никогда не будет разгадана, более древняя. В 1952 году археологи нашли медный свиток в пещере вместе с другими свитками Мертвого моря на месте Кумрана. Как следует из названия, надпись была выгравирована на медном свитке. В свитке записано огромное количество спрятанных золотых и серебряных сокровищ — фактически так много, что некоторые ученые считают, что его существование невозможно. 

Свиток датируется более чем 1900 годами того времени, когда Римская империя контролировала территорию Кумрана. В то время, когда был написан свиток, было несколько восстаний против римского правления, и ученые выдвинули гипотезу о том, что сокровище было спрятано, чтобы предотвратить его захват римскими войсками. Настоящее ли сокровище, где именно оно было спрятано, было ли оно когда-либо найдено и могло ли оно существовать сегодня — все это загадки, которые, вероятно, никогда не будут разгаданы. 

Судьба Ковчега Завета

Ковчег Завета найти не могут / depositphotos.com

Ковчег Завета найти не могут / depositphotos.com

Читайте также: Археологи нашли в Иерусалиме следы древней войны

В 587 г. до н.э. вавилонская армия под командованием царя Навуходоносора II захватила Иерусалим, разграбив город и разрушив Первый Храм — здание, которое евреи использовали для поклонения богу. В Первом Храме находился Ковчег Завета, на котором были таблички с 10 заповедями.

Судьба Ковчега неясна. Древние источники указывают на то, что ковчег был либо перевезен в Вавилон, либо спрятан до того, как город был захвачен. Также возможно, что ковчег был разрушен при разграблении города. В любом случае местонахождение ковчега неизвестно. С момента исчезновения был рассказан ряд историй и легенд о судьбе ковчега. Одна история предполагает, что ковчег в конечном итоге попал в Эфиопию, где он хранится сегодня. Другая история гласит, что ковчег был скрыт богом и не появится, пока не придет мессия. 

Когда родился Иисус?

Дата рождения Иисуса неизвестна / pixabay.com

Дата рождения Иисуса неизвестна / pixabay.com

Хотя многие христиане сегодня отмечают 25 декабря как рождение Иисуса, он, вероятно, родился не в этот день. Дата 25 декабря могла быть выбрана потому, что она близка по времени к Сатурналиям, римскому фестивалю, посвященному богу Сатурну. Самые ранние записи о том, что 25 декабря был днем ​​рождения Иисуса, относятся к четвертому веку — более чем через 300 лет после его рождения. 

Древние записи предполагают, что ранние христиане никогда не могли договориться о дате рождения Иисуса, и даже сегодня многие православные христиане празднуют день рождения Иисуса 6 января. В конце концов, маловероятно, что дата рождения Иисуса будет когда-либо известна — на самом деле, даже точный год неизвестен, хотя ученые в целом согласны с тем, что это было где-то около 4 г. до н.э.  

Были ли висячие сады Вавилона настоящими?

Висячие сады существовали и в прошлом / Wikimedia.com

Висячие сады существовали и в прошлом / Wikimedia.com

Читайте также: Археологи нашли восьмиметровую статую Рамзеса Второго в Каире

Древние писатели описывают фантастическую серию садов, построенных в древнем городе Вавилон на территории современного Ирака. Неизвестно, когда были построены эти сады, но некоторые древние писатели были настолько впечатлены садами, что назвали их «чудом света». Около 250 г. до н.э. Филон Византийский писал, что в Висячих садах «растения выращивали на высоте над уровнем земли, а корни деревьев уходили в верхнюю террасу, а не в землю».

Пока что археологам, раскопавшим Вавилон, не удалось найти остатки сада, отвечающего этому описанию. Это поставило археологов перед вопросом: действительно ли существовали висячие сады? В 2013 году Стефани Далли, исследователь из Оксфордского университета, предположила в своей книге, что сады на самом деле находятся в ассирийском городе Ниневии. За последние два десятилетия и Вавилон, и Ниневия пострадали от войн и грабежей, и кажется маловероятным, что эта загадка когда-либо будет полностью раскрыта. 

Существовал ли город Атлантида?

Где-то может скрываться Атлантида / pixabay.com

Где-то может скрываться Атлантида / pixabay.com

Греческий философ Платон в четвертом веке до нашей эры рассказал историю о земле под названием Атлантида, существовавшей в Атлантическом океане и предположительно завоевавшей большую часть Европы и Африки в доисторические времена. По сюжету доисторические афиняне наносят ответный удар Атлантиде в конфликте, который заканчивается исчезновением Атлантиды под волнами.

Хотя ни один серьезный ученый не верит, что эта история буквально правдива, некоторые предполагают, что легенда могла быть частично вдохновлена ​​реальными событиями, произошедшими в истории Греции. Одна из возможностей состоит в том, что минойская цивилизация (как ее теперь называют), которая процветала на острове Крит примерно до 1400 г. до н.э., могла вдохновить историю Атлантиды. Хотя Крит находится в Средиземном море, а не в Атлантике, минойские поселения понесли значительный ущерб во время извержения вулкана Тера в Греции.

Кроме того, археологи обнаружили, что минойцы в конечном итоге были побеждены (или вынуждены присоединиться) к группе людей, называемых микенцами, которые базировались на материковой Греции. Маловероятно, что этот спор когда-либо будет окончательно урегулирован. 

Каким был Иисус на самом деле?

Мы не знаем, существовал ли вообще Иисус / pixabay.com

Мы не знаем, существовал ли вообще Иисус / pixabay.com

Читайте также: Найден город, где Иисус ходил по воде

Отсутствие сохранившихся текстов об Иисусе первого века ставит перед библеистами ряд вопросов. Когда были написаны Евангелия? Сколько историй произошло на самом деле? Каким был Иисус в реальной жизни? Археологические исследования Назарета, родного города Иисуса, позволяют больше узнать об окружающей среде, в которой он вырос. Совсем недавно ученые обнаружили дом первого века, который спустя столетия после жизни Иисуса почитался как дом, в котором рос Иисус, но неизвестно, действительно ли это был дом Иисуса.

Хотя новое исследование даст больше информации, ученые думают, что вряд ли они когда-либо полностью узнают, каким был Иисус на самом деле.

Где Святой Грааль?

Индиана Джонс нашел Грааль, а настоящие археологи - нет / Кадр из фильма

Индиана Джонс нашел Грааль, а настоящие археологи — нет / Кадр из фильма

Святой Грааль, чаша, из которой Иисус пил во время своего последнего ужина со своими учениками перед распятием, никогда не была найдена и почти наверняка никогда не будет. Фактически, только в средние века к ней проявился большой интерес, после того как авторы некоторых историй о короле Артуре описали поиск Святого Грааля как квест, за который взялись король Артур и его рыцари. 

Серьезных научных попыток найти Святой Грааль нет, хотя он по-прежнему популярен в художественной литературе и используется в качестве сюжета в таких фильмах, как Индиана Джонс и последний крестовый поход, где он использовался для исцеления Индианы Джонса после того, как он был расстрелян нацистами.  

Напомним, ранее сообщалось, что археологи нашли возможное место захоронения Нефертити.




Подборка по базе: Проблема смысла жизни в философии.docx, Характеристика основных компонентов здорового образа жизни.docx, Тема 9 Профилактика заболеваний и здоровый образ жизни. Гигиена , Основы физической культуры и здорового образа жизни тест.docx, Основы здорового образа жизни 1.docx, Здоровый образ жизни современного человека.ppt, Реферат по ВПД Радиоэлектроника в повседневной жизни.docx, Физическая культура и здоровый образ жизни студента.docx, Основным проявлением нравственной жизни человека является чувств, Колесо жизни.docx


«Дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал»

В мое отсутствие Тургенев продолжал рассказывать детям моим свои послеобеденные сказочки, которые он, так сказать, импровизировал. Первая сказка, при мне им придуманная, не займет и страницы печатной, так она была мала и так похожа на одно из его стихотворений в прозе. Вот она:

«Капля жизни

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля, капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот может исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи.

Скоро ли, долго ли, неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в нее. Она была каменная, с каменным растрескавшимся сводом.

Оглядевшись, он пришел в ужас — вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Но делать было нечего, он стал ждать. Долго ждал он. Наконец, видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навертываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадет. Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать.

И вдруг снова увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щек его, потянулись кверху змеи, и гады разинули пасть свою. На мальчика нашел страх — вот-вот, он думал, все эти твари бросятся на меня, вонзят в меня свои жала и задушат меня; но он справился с своим ужасом, тоже потянулся кверху, и — о чудо! Капля живой воды капнула ему прямо в раскрытый рот. Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их поглядели на него с завистью.

Мальчик недаром проглотил эту каплю — он стал знать все, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей, стал могуществен, богат, и слава о нем далеко прошла по свету».

— И только-то? — спросили дети.

— А чего же вам еще? — возразил Тургенев,— ну, на этот раз с вас довольно. Завтра начну вам рассказывать длинную сказку, только дайте подумать.

Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

Тургеневский ежегодник 2015 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2016.

План

Биография

Сказки сюжет плюс поэтика, образы, связь с мифами и фольклором. Выразительные особенности, дидактика.

Притча о лягушке

Самознайка

Капля жизни

Степовик

Последний колдун – творческая история. Дидактика

Иван Сергеевич Тургенев — истинно выдающийся русский писатель. Тургенев – поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра – стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет, и журналов середины девятнадцатого столетия. Но мало кто знает, что Тургенев писал ещё и замечательные сказки.

Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ни в 19, ни в 20 веке не был известен в России как сказочник. Дело в том, что сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям, в 1970 году опубликованные за рубежом и относительно недавно переведённые на русский язык.

В 2005 году в г. Орле увидело свет прекрасное подарочное издание «Сказки», книга издательского дома «Орлик», которая долгое время казалась несбыточной мечтой работников Музея И.С. Тургенева в Орле. Осуществить давнюю мечту музейных работников и тех читателей, которые слышали о Тургеневе-сказочнике, но не читали его сказок, смогли директор ООО издательского дома «Орлик» Александр Владимирович Воробьёв, заведующая Орловским литературным музеем, старший научный сотрудник Музея И. С. Тургенева, Людмила Анатольевна Балыкова.

В этом замечательном сборнике три части:

Часть 1 – «Сказочные импровизации».

В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.

Сказки:

«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке»;

«Капля жизни»;

«Самознайка».

Стихотворения:

«Синица»;

«Жил-был некакий мальчишка»;

«Гроза промчалась».

Часть 2 – «Удивительные истории».

В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.

Сказка:

«Степовик».

Стихотворения:

«Лесная тишь»;

«Перед охотой».

Рассказ:

«Перепёлка».

Часть 3 – «Переводы волшебных сказок».

В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.

Сказки:

«Синяя борода»;

«Волшебница».

Стихотворение:

«Садовник».

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле. Детские годы он провёл в богатой усадьбе матери Спасское — Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.

Любовь к сказке родилась у Тургенева ещё в детстве. Правда, таких книг, как сегодня, в то время было немного. Но именно впечатления детства впоследствии лягут в основу творчества.

Запомнились Ивану Тургеневу приезды в дом самого русского поэта В. А. Жуковского, который представал перед ним на домашней сцене в роли волшебника в длинном плаще и в колпаке с золотыми звёздами. Как чудо являлись Ване сказочные персонажи из старинных рассказов про колдунов, разбойников, оборотней.

Вероятно, сказки рассказывала почитаемая в доме Тургеневых няня Наталья Васильевна.

В доме Тургеневых любили книгу. Известно, что в библиотеке Тургеневых сохранилось издание сказок народов мира на французском языке. Маленького Тургенева особенно притягивала «библиотечная», где «стояли запыленные шкафы домашней работы».

В наше время сохранились воспоминания друга Тургенева Полонского, который рассказывал, как писатель Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеобще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полонские, в семье которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рассказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном диване, получившем прозвище «Самосон». Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рассказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как его сказки действительно были очень хороши.

Я. П. Полонский в своих воспоминаниях приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Самознайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым.

Сказки весьма лаконичны, но поучительны и ярки.

Капля жизни

Повествует о храбром мальчике, у которого случилось несчастье: у него заболели отец и мать. Однажды кто-то ему сказал, что есть пещера, в которой каждый год появляется капля чудодейственной воды, что может исцелять не только недуги телесные, но и душевные.

Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Мораль: чтобы помочь близким, можно пройти через любые трудности.

Но эта сказка — небольшая устная импровизация.

Схожа с построением волшебной сказки

— описание испытаний, выпавших на долю героя

— в развязке побеждает добро

в сказках И.С.Тургенева присутствуют волшебные помощники: «Однажды кто-то и говорит ему…» («Капля жизни»)

Мифические образы – змеи

Сюжет интересующих нас волшебных сказок И.С.Тургенева строится на основе инициального ритуала: герой выезжает из дома, путь героя – ось повествования, конец – герой прибывает домой. Дом в волшебной сказке И.С.Тургенева – тот же ритуальный социум, сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту. Сказка, в силу специфики жанра, не располагает никакими топографическими сведениями, но безусловно одно – дорога ведет в потусторонний мир.

Здесь очень важны следующие моменты:

в волшебных сказках граница между “здешним” миром и “потусторонним” (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) охраняема. Стражи границы (например, в сказке И.С.Тургенева «Капля жизни», — «множество гадов».

Время сказки, в том числе и сказок И.С.Тургенева «Капля жизни», «Самознайка», «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке», неопределенное, так же, как и место. Как отмечает С.Б.Адоньева, сказочное повествование представляет собой «последовательность ситуаций, каждая из которых воспринимается как происходящая в данный момент.

сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра строятся с помощью установленных традицией клише. Их мы обнаруживаем и в сказках И.С.Тургенева

— сказочная концовка, финал: «…и слава о нем далеко прошла по свету» («Капля жизни»);

— клишированное описание места действия:

«Пещера была каменная, с каменным растрескавтрескавшимся сводом» («Капля жизни»);

— использование общефольклорных эпитетов и сравнений: «бедный мальчик», «живая вода», «капля чистая, как слеза» («Капля жизни»); «бледен, как смерть», «несчастный брат» («Самознайка»), «злющая-презлющая», «чудесная песня» («Сказка о серебряной птице и желтой лягушке»); «крепкий сон» («Степовик») и др.;

— различные лексические повторы: «ждать, ждать, ждать» («Капля жизни»), «мало-помалу», «меньше, меньше, меньше», «пухнуть, пухнуть», «расти, расти», «строит, строит», «беда, большая беда» («Самознайка») и др.

здесь Тургенев следует традициям русской народной сказки: у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскресавшей мертвых. В его сказке именно знание становится подлинным кладом, обретение которого требует и терпения, и бесстрашия, и любви. Известно, что «Капля жизни» была сочинена для того, чтобы пробудить стремление к учению у детей Я.П.Полонского, гостившего в Спасском. Она развивает просветительские традиции Даля, Одоевского, Погорельского. Указанная сказка продолжает тему путешествия за знаниями.

Сказка писателя «Самознайка», как и «Капля жизни», имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей: Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке».

Сказка о том, как в конце небесного путешествия на хвосте серебряной птицы зелёная лягушка превратилась в жёлтую. В отличие от подобного сюжета в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница», у Тургенева птица изначально наделена чертами существа необыкновенного. Она не только чрезвычайно добра, она ещё и удивительно красива – она вся отливает серебром. Особенно красив её длинный хвост, вызывающий зависть лягушке. Она живёт в ветвях высокого дерева, она витает в небе, поёт песни восходящему солнцу. И всё-таки она одинока и с готовностью спешит помочь лягушке вскарабкаться на дерево и увидеть открывающийся оттуда мир…

И чем же всё заканчивается? Фантастический ночной полёт лягушки на хвосте серебряной птицы заканчивается с наступлением зари. Лягушка отныне будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица полетит к своему дереву и запоёт чудесную песню утренней зари.

Мораль: Принимай добро с благодарностью, а не со стремлением получить выгоду. «— Хочу вырвать пёрышко из твоего хвоста

и сделать из него себе украшение, — отвечала

лягушка и продолжала тянуть пёрышко к себе».

В качестве признаков, которые позволяют нам относить сказки И.С.Тургенева к промежуточным (маргинальным) между волшебными сказками и другими жанрами, выделяем следующие:

1. Ослабление оппозиции свой – чужой.

В текстах И.С.Тургенева чудовище не конкретизируется (подчеркивается его страшный внешний вид: «…множество гадов, самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных» («Капля жизни»), «…маленькая зелёная лягушка…злющая–презлющая» («Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»), «зелёная женщина… на него зла» («Самознайка»). Заметим, что во всех этих вариантах уже внешний вид чудовища явно показывает его принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

Второе существенное отличие сказки И.С.Тургенева от народной – это фактическое отсутствие отправки героини и поисков. Например, в произведении «Степовик» перемещение в иной мир отсутствует, вместо того автор называет точное место действия: «…бескрайние степи, что начинаются за Доном…».

Заметим, что и финал сказки у писателя может быть неблагополучным. Примером служит «Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»: «… лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем желтой… И осталась такой на всю жизнь».

2. Ироническое отношение к сказочному сюжету и героям.

Сюжет сказок И.С.Тургенева вполне соответствует традиционному, однако отношение рассказчика к описываемым событиям явно ироническое. Это проявляется и в характеристике героя, и в мотивировке его поведения: «Его тотчас же … вытащили из кучи, всего выпачканного в вишнёвом соку, с си-зыми губами и полным животиком» («Самознайка»); «…болото было таким грязным и лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем желтой…» («Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»).

Персонажи:

  • использование имен героев (например, в сказке «Самознайка» даны прозвища: «Первого из них звали Самознайкой… Другого мы будем называть просто – Рассудительный»),
  • нестандартный (неволшебный) помощник («дряхлый садовник» в сказке «Самознайка»).

Самознайка

«Самознайка». «Жили – были два мальчика – два брата», один из которых, по имени Самознайка, был самоуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудительный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем не задумывался. Как только назревала новая неразрешенная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д. И естественно, у него ничего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все действия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним потешались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой…

У брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удавалось, так как он был честен и вдумчив. А что же было в сказке, как разворачивался сюжет, вы узнаете, прочитав сказку «Самознайка».

Особенности поэтики

«зелёная женщина… на него зла» («Самознайка»). Заметим, что во всех этих вариантах уже внешний вид чудовища явно показывает его принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

использование мотивов, в меньшей степени характерных для жанра сказки (например, мотив получения денег и отправки в путешествие в сказке «Самознайка»);

Сказка писателя «Самознайка», как и «Капля жизни», имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей. Прослушав ее, они боялись прослыть «Самознайкой», имя которого стало нарицательным. В похождениях незадачливого Самознайки настойчиво звучит излюбленный тургеневский мотив: самоуверенность, нежелание трудиться оборачиваются неволей. Здесь выразилось коренное убеждение писателя: безграмотный человек — все равно что слепой или безрукий, без знаний — нет свободы.

степовик это изящное прозаическая миниатюра, которую Тургенев написал на французском языке. История повествует о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, сделанного из веток и травы. Сказка обрывается на моменте знакомства главных героев, так что нам никогда не удастся узнать, чем она закончилась, и какова мораль…в этом произведении мы видим мифологическое начало. Степовик — это дух хозяин степи в русской мифологии.

188170 html b816b940ba7262aa

188170 html cdc25dcb156799ac

Произведения И.С.Тургенева «Капля жизни», «Степовик», «Самознайка» и «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке» схожи с народными сказками с точки зрения их назначения: они создавались, прежде всего, с целью развлечения, хотя и имели воспитательные цели.

Последний колдун

Пьеса-сказка И. С. Тургенева ≪Последний колдун≫

(1867 г.) представляет собой либретто оперетты-фантазии,

музыку которой сочинила французская певица, композитор и музыкальный педагог Полина Виардо. В своё время постановка оперетты на сценах Баден-Бадена,

Веймара и Карлсруэ стала уникальным опытом сотрудничества двух гениальных авторов. В своей сказочной фантазии автор обращает читателя к миру природы, который

видится ему ≪целым миром чудес≫.

Иван Сергеевич не только соглашается написать либретто, но и обещает принять участие в будущем спектакле как актер — исполнителей-мужчин в школе Виардо не хватало. Петь, правда, он не мог, но по всем другим статьям подходил идеально. Да и опыт усадебного театра в Спасском пригодился.

Внимательно вглядываясь в текст, я обнаружил его удивительное сходство с сюжетом …шекспировской «Бури». Действительно, и тут, и там в центре образ немолодого волшебника, у обоих — молоденькая дочка, которая чудесным способом встречает свою первую любовь к принцу, и тут, и там — слуга-оборотень, и еще немало сближений. При этом, конечно, многое разнится. Главное отличие в том, что Просперо у Шекспира полон волшебных сил, а Кракамиш утратил свое былое могущество и ищет способ его вновь обрести. К финалу же оба волшебника приходят к осознанию простой истины: надо быть Человеком, просто человеком, и тогда не понадобится ни волшебный жезл, ни волшебная «ветвь Моли»!Начав с разных концов, оба автора приводят своих героев к сходному результату в финале.

«Буря» была последней сказкой Шекспира, говорят, имела весьма автобиографический подтекст. Тургенев тоже всё писал «из себя», недаром же сыграл Кракамиша и, по свидетельствам доброжелательных современников, весьма обаятельно и со знанием дела…

Орловский драматический театр имени Тургенева, единственный, носящий имя великого русского классика, вызвался поставить оперу-фантазию. Обозначилась главная проблема: где найти музыку Полины Виардо?! Мы знали, что она имелась когда-то в музее Веймарской оперы. Запрос дал отрицательный результат: Театральный архив в Карлсруэ в период Второй мировой войны был уничтожен, и вместе с ним погибли такие документы, как либретто, вокальные партии и партитура.

Помощь пришла из Канады, от тургеневеда Николая Жекулина. Непостижимым образом ему удалось переснять ноты «Колдуна» в одном из американских банков, где те, оказывается, хранились, и переслать их во Францию, в Париж. И вот уже директор и создатель Музея Тургенева в Буживале Александр Звигильский всю ночь стоит у копировальной машины и страницу за страницей копирует драгоценные значки, а затем срочно высылает чемодан с нотами в Россию, в Орёл, в Музей Тургенева.

Особенности поэтики

Сюжет оперетки очень не сложен. Где-то далеко, за тридевятью землями, живет в большом лесу колдун, по прозванию Кракамиш. Он был некогда очень могуч и грозен; но волшебство его выдохлось, сила ослабела, и теперь он едва перебивается, в поте лица добывая своим волшебным жезлом лишь насущное пропитание. Великолепные палаты, им воздвигнутые, понемногу съежились в желтую хижину; слуга его, великан и силач, способный ворочать горами, как сахарными головами, превратился в тщедушного и тупоумного карлика. Кракамишу этот упадок собственного значения еще потому особенно чувствителен, что у него дочь, по имени Стелла, которой он готовил блестящую будущность… В том же лесу обитают духи женского пола — эльфы; ими предводительствует царица. Эти эльфы — заклятые враги Кракамиша; им очень было не по нутру, что он вздумал поселиться в их родном лесу; но тогда они не могли этому воспротивиться; теперь же они всячески досаждают старику, бесят его, выводят его из терпения. В соседстве леса живет один царь; у него сын, принц Лелио, который часто ходит охотиться в этот самый лес. Царица эльфов взяла его под свое покровительство и хочет женить на Стелле, которую она полюбила, несмотря на то, что она дочь Кракамиша, — и, конечно, достигает своей цели.

Ив. Тургенев

Баден-Баден, 11 / 23 апреля.

Поскольку в создании этого утонченного поэтического произведения участвовали четыре нации — Россия, Германия, Франция и Италия (подлинно интернациональное произведение),—следует предполагать, что в нем скрыт высокий дипломатический смысл, особенно потому, что именно сейчас в Берлине было принято китайское посольство, а иначе в нем никакого смысла не найдете…»

Интертекст

…с веткой травы Моли́, уже известной грекам и упомянутой в Одиссее. — Моли — сказочная волшебная трава, вроде разрыв-травы в русских сказках. Она упоминается в десятой песне «Одиссеи»: Эрмий (Гермес) вручает эту траву Одиссею, чтобы он с ее помощью противостоял чарам Цирцеи.

И в заключение можно сказать, что безусловно сказки Тургенева несут дидактическую цель, также на страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший. Тургенев в своих сказках хочет донести основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать, — это любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.

«Детская книга – это весенний луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодатную почву семян»

Список литературы:

  • «СТЕПОВИК» И.С.ТУРГЕНЕВА И ПЕРСОНАЖИ РУССКИХ БЫЛИЧЕК «Учёные записки»
  • Тургенев И.С. Сказки. Стихи и сказки для детей / Составитель, автор послесловия и переводчик двух сказок
  • Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995
  • Адоньева С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. — Л.: ЛГУ, 1989.
  • Мелетинский. Е. М. От мифа к литературе. — М., РГГУ. 2000.

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

18.11.21

Добрый день, ребята!

Тема: ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765). Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.«Случились вместе два астронома в пиру…» – научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

                       Ход урока

1. Прочитайте учебник с.54 -56 .

2. Просмотрите видеоурок . Запишите в тетрадь его основное содержание.

 3. Заполните таблицу « Роды и жанры литературы»

Вы начинаете читать и обсуждать произведения русской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художественной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические, драматические.

Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене.

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос включает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы; лирика — стихотворения; драма — пьесы, сценки.

В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расширяться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэмах и одах…

4. РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ (письменно ответы в тетради)

1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?

2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»?

3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

5. На двойных листочках выполняем тестовую контрольную работу. Разделитесь на варианты так, как сидели за партами в классе.

На листочке запишем

Восемнадцатое ноября

Контрольная тестовая работа 1

1 вариант

Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

1. Как переводится слово «фольклор»?

А) индивидуальное поэтическое творчество

Б) народное знание, народная мудрость

В) авторское произведение

Г) старинное творчество

2. Кто является автором фольклорных произведений?

А) поэт

Б) летописец

В) писатель

Г) народ

3. Какой из перечисленных жанров не относится к малым жанрам фольклора?

А) поговорка

Б) закличка

В) загадка

Г) сказка

4. Что такое сказка?

А) занимательный рассказ о людях

Б) занимательный рассказ о приключениях

В) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

Г) легенда

5. На какие группы делятся сказки?

А) исторические, фантастические, бытовые

Б) волшебные, о животных, бытовые

В) о животных, волшебные, юмористические

Г) бытовые, о животных, романтические

6. Прочитайте фрагмент сказки.

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…»

Укажите, какой «премудростью» народной сказки он является.

А) постоянный эпитет

Б) концовка

В) зачин

Г) присказка

7. Какой из указанных предметов не может быть в фольклорной сказке волшебным?

А) компьютер

Б) печка

В) яблоня

Г) метла

8. В каких сказках нет никаких чудес, а герои – реальные люди: муж, жена, солдат, барин и т.д.?

А) О животных

Б) Волшебных

В) Социально-бытовых

Г) Нет таких сказок

9. Как зовут самого распространённого героя русских сказок?

А) Алёшенька

Б) Никитушка

В) Иванушка

Г) Илья

10. К каким жанрам относят пословицы и поговорки?

А) Второстепенным

Б) Новым

В) Малым

Г) Большим

11. Из фольклора какого народа появилась сказка «Царевна-лягушка»?

А) Русского

Б) Английского

В) Итальянского

Г) Немецкого

12. Почему царевна-лягушка исчезла после пира?

А) Иван-царевич сжёг лягушачью кожу

Б) Злые жёны братьев сожгли лягушачью кожу

В) Её похитил Кощей Бессмертный

Г) Вернулась к себе домой

13. Что надел Иван-царевич, отправляясь на поиски своей жены?

А) сапоги-скороходы

Б) Лапти

В) Железные сапоги

Г) Волшебные сапоги

14. Кого первого на своём пути встретил Иван-царевич?

А) Бабу ягу

Б) Старика

В) Селезня

Г) Зайца

15. Кого пощадил Иван-царевич, оставшись голодным?

А) Медведя, волка, зайца, щуку

Б) Медведя, селезня, зайца, щуку

В) Селезня, волка, щуку, лису

Г) Медведя, лису, селезня, щуку

2 вариант

Выполните тестовые задания. Выберите один ответ из предложенных вариантов. В ответе укажите только выбранную букву.

1. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

А) греческого

Б) латинского

В) английского

Г) русского

2. Какой из перечисленных жанров не относится к фольклору?

А) поэма

Б) загадка

В) поговорка

Г) пестушка

3. Укажите фольклорную сказку.

А) «Золушка»

Б) «Маугли»

В) «Журавль и цапля»

Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»

4. Укажите признак, который не относится к волшебной фольклорной сказке.

А) волшебные предметы

Б) волшебные помощники

В) троекратный повтор

Г) наличие автора

5. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –

крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибочный вариант:

А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у

него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.

Б) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью

кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.

В) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со

всего размаху ударил ее о сырую землю.

4) Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка –

в зайце, тот заяц – в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба.

6. В чем приехала Царевна-лягушка на пир

А) в карете

Б) на машине

В) в коробчонке

Г) на лошади

7. Какой не может быть сказка?

А) волшебной

Б) поучительной

В) народной

Г) абсолютно правдивой

8. Что лежит в основе всех произведений устного народного творчества?

А) Мудрость народа

Б) Исторические факты

В) Чувство юмора

Г) Волшебство

9. Чем начинается сказка?

А) Вступлением

Б) Зачином

В) Завязкой

Г) Кульминацией

10. Какая главная особенность устного народного творчества?

А) Нереальность

Б) Коллективность

В) Исторические факты

Г) Большой объём произведений

11. Как называются песенки-приговорки для маленьких деток, которые используются при игре с пальчиками, ножками, ручками?

А) Потешки

Б) Пестрелки

В) Небылицы

Г) Прибаутки

12. Кто сопровождал чудо-юдо?

А) конь и пёс

Б) пёс и ворон

В) ворон и конь

Г) конь, пёс, ворон

13. Какой меч был у Ивана?

А) стальной

Б) булатный

В) меч-кладенец

Г) волшебный

14. Сколько кузнецов работало в кузнице?

А) 10

Б) 11

В) 12

Г) 14

15. Что бросили братья змеихе в пасть?

А) камни

Б) по пуду соли

В) яблоки

Г) по пуду сахара

Нардеп Шевченко заявил, что подозревается в госизмене: в СБУ ответили

Нардеп Шевченко заявил, что подозревается в госизмене: в СБУ ответили

Бывший «слуга народа» назвал это политическим преследованием

«Мертвецкий» нокаут знаменитого чемпиона стал мемом в интернете. Видео

Автор, создавший этот шедевр, получил 5000 долларов

Торт «Мраморный» без духовки: элементарная идея на Новый год от Марички Падалко

Приготовьте изысканный десерт за считанные минуты

В Киеве «пропала» новогодняя елка за 5 млн гривен: в УЗ опровергли «зраду». Фото

Ее начали устанавливать на Центральном железнодорожном вокзале

В Киеве 'пропала' новогодняя елка за 5 млн гривен: в УЗ опровергли 'зраду'. Фото

Угрозы Путина Украине власть должна использовать, чтобы мобилизовать мир в нашу поддержку, – Порошенко

Он не может смириться с существованием независимого украинского государства

Бустерная доза вакцины AstraZeneca сохраняет защиту против Омикрона, CoronaVac — неэффективна – исследование

Однако даже привитые последней могут исправить положение

Шевченко покупает футболиста сборной России – СМИ

26-летний хавбек в ближайшем времени может сменить клуб в Италии

Украинцам нужен эффективный премьер: вытянуть страну из кризиса сможет Тимошенко, — политолог

По словам эксперта, она уже показала свою эффективность в роли кризисного менеджера

СМИ нашли у нардепа ОПЗЖ российский паспорт: его фирмы обвиняли в диверсиях против ВСУ. Видео

СМИ нашли у нардепа ОПЗЖ российский паспорт: его фирмы обвиняли в диверсиях против ВСУ. Видео

Журналисты отмечают, что с 2008 года нардеп летал в РФ минимум 4 раза

Зеленский поздравил Зеленского: Офис президента допустил очередной ляп

Зеленский поздравил Зеленского: Офис президента допустил очередной ляп

Монтажеры сделали ошибку

Нежный молочный десерт за 5 минут из ингредиентов, которые точно найдутся в холодильнике

По вкусу напоминает пана-коту

Украинцы высказались о продолжении блокады ОРДЛО: результаты опроса

В опросе принимали участие жителя все Украины, кроме ОРДЛО и временно оккупированного Крыма

Украинские военные привезли детям на Донбасс «новогоднюю сказку» и передали подарки от Святого Николая. Фото

Военные навестили малышей даже в больнице

Ольга Овдийчук

Потрясающий гол украинской «Месси в юбке» признан лучшим в Лиге чемпионов-2021. Видео

Наша футболистка отметилась фантастическим ударом

В Чехии ужесточили правила въезда в страну: что нужно знать украинцам

В стране начали требовать третью прививку от коронавируса

Крабовый салат по-новому: Эктор Хименес-Браво назвал продукт, который не стоит добавлять в блюдо

Вкус и структура станет намного лучше

В Белом доме заявили о готовности к переговорам с Путиным в январе – Reuters

Президенты лично встречались еще в июне

ФИФА назвала место сборной Украины в последнем рейтинге 2021 года

Международная федерация обновила позиции национальных сборных

Рождество в Карпатах: как украинские звезды будут праздновать на WINTER ROMANTIK FEST

Рождественский этнофестиваль WINTER ROMANTIK FEST состоится десятый год подряд

Назван самый осторожный знак зодиака: не спешит делиться секретами и экономит деньги

Его нельзя записать в расточители

В Украине введут единую онлайн-систему для оплаты «комуналки»: в Кабмине раскрыли детали

В правительстве уже начали разрабатывать проект

Как вкусно приготовить печень без запаха с картофелем: простой способ

Если пюре с котлетами надоели

Кабмин продлил запрет на импорт товаров из РФ: в Украину не попадет российская вата и туалетная бумага

Эмбарго действует с 2015 года

Элегантно и удобно: топ-3 модных платья в 2022 году

Актуальные модели, на которые стоит обратить внимание

В Украине выявили 12 вариантов штамма Дельта: среди них и новый из России

Он отличается высокой смертностью

Бой Усик – Кличко: бывший тренер боксеров назвал победителя

Джейм Али Башир сделал свой прогноз на результат противостояния двух украинцев

В Киеве вспыхнул пожар в многоэтажке, владельца сгоревшей квартиры удалось спасти

Инцидент случился на проспекте Свободы

Выбивают из парламента наиболее критикующую власть оппозицию – нардеп Костенко о подозрении Порошенко

По мнению нардепа, пятому президенту специально инкриминируют государственную измену, чтобы это выражение не ассоциировалось с действующей властью

Коронавирус ударил по McDonald’s – картошка фри стала дефицитом

В компании назвали 2 ключевых причины

Бизнес с Беларусью и полеты в Крым: всплыли новые данные о владельце самолета, на котором Арахамия летал в Николаев

Ранее политик не смог сказать, сколько стоил перелет

Бизнес с Беларусью и полеты в Крым: всплыли новые данные о владельце самолета, на котором Арахамия летал в Николаев

«Президентом Украины стать легче, чем попасть в НБА»: капитан сборной Кравцов вспомнил уникальный метод Фрателло и битву с США

Центровой Вячеслав Кравцов стал лидером сборной на Евробаскете-2013 и ЧМ-2014

'Президентом Украины стать легче, чем попасть в НБА': капитан сборной Кравцов вспомнил уникальный метод Фрателло и битву с США

Как приготовить жульен в блинах: вариант горячего на праздничный стол

Эффектная подача

Экс-тренер Усика рассказал о необъяснимом в работе с украинцем

Специалист дал откровенное интервью

Историческое событие: в Украине утвердили новую наградную систему для ВСУ с учетом военных условий. Фото

Старый формат не предусматривал военных действий в стране

В Германии выступили за предоставление Украине оружия: в ХДС сделали заявление

В Германии выступили за предоставление Украине оружия: в ХДС сделали заявление

Ранее СМИ писали, что Меркель лично блокировала этот процесс

Анекдоты дня: лучшие шутки и мемы за 23 декабря

Обидно, когда два хороших человека любят друг друга, а их супруги против

Принц Гарри и Меган Маркл тайно крестили дочь Лилибет

Это произошло в строжайшем секрете

Украине грозит большая COVID-вспышка из-за штамма Омикрон: как ухудшится заболеваемость и когда выйдем на пик

Ситуация в странах Европы уже ухудшилась, вакцинацию нужно ускорить

Украине грозит новая вспышка коронавируса из-за штамма Омикрон

Комиссия по избранию главы САП должна сделать все, чтобы не было оснований обжаловать результаты конкурса – Коваль

Заседание конкурсной комиссии по избранию руководителя САП продлится в пятницу, 24 декабря

Не продержались и суток: боевики на Донбассе нарушили договоренности ТКГ о прекращении огня

Они трижды стреляли в сторону украинских позиций

Украина начала расследование по импорту сыров

Перед Новым годом Украину «завалили» импортным сыром

Красные банты и рождественские венки: Кейт Миддлтон показала, как украсила елку в Вестминстерском аббатстве

Зеленую красавицу герцогам подарила королева Елизавета II

Ленивый торт «Наполеон» в стакане за 20 минут: рецепт без выпечки

Быстро, вкусно и празднично

Знаменитый ринг-анонсер попал в тяжелое ДТП, сломав позвоночник в трех местах

Американец в критическом состоянии был срочно доставлен в госпиталь

Большая часть украинцев не хочет уезжать из Украины: результаты соцопроса

Стало известно, сколько граждан хотят навсегда уехать из страны

Залужный о перемирии на Донбассе: ВСУ уже начали придерживаться режима прекращения огня

Залужный о перемирии на Донбассе: ВСУ уже начали придерживаться режима прекращения огня

Он также рассказал, запрещено ли военным стрелять в ответ

Дания изменила правила въезда в страну: ограничения затронут даже вакцинированных

Лояльно будут относиться только к гражданам страны

Принц Гарри и Меган Маркл впервые показали 6-месячную дочь Лилибет. Фото

Пара выпустила рождественские открытки, на которых изображена вся семья

Меня уволили по звонку Путина: экс-разведчик раскрыл детали своего увольнения. Видео

Меня уволили по звонку Путина: экс-разведчик раскрыл детали своего увольнения. Видео

Официальную причину увольнения Червинскому не сообщили

Самые большие доплаты среди медиков получили директора медучреждений

Директорам – десятки тысяч гривен надбавки, санитаркам – ничего: что произошло с доплатами медикам

Аудиторы заметили значительную разницу в выплатах доплат медработникам

  • Укажите род деятельности героев рассказа чехова толстый и тонкий
  • Укажите свой адрес а также напишите реквизиты карты как пишется орфография
  • Укажите слово образованное приставочным способом неглупый выспаться водитель рассказ
  • Укажите правильную последовательность событий в рассказе офицерский ремень
  • Укажите жанровые признаки рассказа составьте кластер рассказ телеграмма