“О Краткие выводы по изученной теме

36. ==u 1. «Родитель на Руси романтизма» — так называл себя сам Жуковский.

2. Действительности противопоставляется идеальный мир, который заключен, пре­жде всего, в прошлом. Чудесен и тот мир, который удален в пространственном отношении, жизнь краев экзотических, быт и легенды Востока. Пленительно и содержание народного творчества, легенд и преданий, сказаний и сказок.

3. Особой поэзией у Жуковского овеян и мир фантастического, страшного и ужасно­го. Поэт часто рисует своих героев в ситуациях необычных, странных, загадочных (на­пример, на кладбище). Такие обстоятельства тоже выводят личность из мира обыденного, привычного.

4. Все это находит выражение в романтическом двоемирии, связи и противопоставле­нии всего, что здесь, и того, что там. Отсюда — столь выразительная у Жуковского поэтика воспоминаний, надежд, мечтаний, воображения.

5. Еще один мир, противопоставленный окружающему, — это внутренний мир челове­ка, сфера его сердечных чувств, его душа. Поэт глубоко проникает в душевную организацию изображаемого человека.

6. Своеобразие романтизма Жуковского заключается в философской созерцательности, меланхоличности, в устремленности к сфере духовной жизни.

7. Названные особенности получили выражение в жанрах, особенно характерных для Жуковского, — элегиях, посланиях и балладах.

8. Балладу «Светлана» Жуковский пишет вслед за грандиозным успехом баллады «Людмила». «Людмила» была вольным переводом баллады Г. Бюргера «Ленора», впоследст­вии «Ленора» послужила и сюжетной основой для баллады «Светлана». В балладе «Светла­на» Жуковский придает ситуации национальный колорит, обращаясь к русскому фольклору, обычаям русского народа, русской природе. Жуковский ввел в балладу множество отечест­венных реалий (светлица, метелица, санки, подблюдные песни, тесовые ворота, церковь, поп с дьяконом и дьячками, «снег глубокий»), русизмов («подруженька», «красен свет», «кони борзы», «моя краса», «повода шелковы», «свет моих очей», «крещенский вечерок»). Это сде­лало балладу «Светлана» не только русской, но и народной.

9. Новаторство Жуковского состоит в том, что он впервые в русской литературе создал русский, национальный тип женского характера.

10. Образ Светланы — первый в русской поэзии художественно убедительный, психоло­гически правдивый образ русской девушки. Светлана в его балладе то «молчалива и груст­на» в тоске по безвестно исчезнувшему жениху, то «пуглива и робка» во время гадания, то растерянна и встревожена, когда не знает, что ее ждет. C образом Светланы В. А. Жуковский связывает мысль о торжестве любви над смертью.

11. Светлана полностью вверяется воле Божьей, хотя и пытается разглядеть в зеркале судьбу и суженого. Но молодость берет свое: утомленная тишиной ночи и убаюканная стра­хом, Светлана засыпает. Она видит страшный сон, буйную скачку коней по глубокому снегу, несущих ее мимо погребальных песнопений к одинокой хижине, в которой стоит гроб с умершим любимым. Светлана просыпается от ужасного сна, не зная, что он сулит ей: «ра­дость иль кручину». И утро оказывается радостным, смерть жениха во сне сменяется его возвращением наяву. Любовь Светланы вознаграждена за то, что она, грустя и терзаясь не­известностью, верила в милость Божью и счастье.

τ∣Выполняем задания для обобщения изученного

1>Проанализируйте приведенную схему. К какому направлению романтизма следует отнести творчество Жуковского? Впишите фамилию поэта в соответствующую графу.

Романтизм

Мистический

Активный

Интерес к философским проблемам

Созерцательность

Мистицизм

Разлад личности и общества Вольнолюбивый пафос Бунтарство, мятежность духа

Докажите, что приведенное четверостишье принадлежит к романтическому направлению в литературе. К какой именно его разновидности?

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты C твоим блаженством и страданьем!

Рассмотрите приведенную схему. К какому типу баллад, на ваш взгляд, следует отнести балладу «Светлана»? Впишите название баллады в соответствующую графу.

Баллады

Исторические

Семейно-бытовые

Социально-бытовые

Какое из приведенных ниже стихотворений Пушкина адресовано Жуковскому? Обоснуйте свой выбор.

Певец-гусар, ты пел биваки, Раздолье ухарских пиров И грозную потеху драки, И завитки своих усов;

C веселых струн во дни покоя Походную сдувая пыль, Ты славил, лиру перестроя, Любовь и мирную бутыль.

Я слушаю тебя и сердцем молодею, Мне сладок жар твоих речей, Печальный, снова пламенею Воспоминаньем прежних дней. Я все люблю язык страстей, Его пленительные звуки Приятны мне, как глас друзей Во дни печальные разлуки.

Когда, к мечтательному миру Стремясь возвышенной душой, Ты держишь на коленях лиру Нетерпеливою рукой;

Когда сменяются виденья Перед тобой в волшебной мгле, И быстрый холод вдохновенья Власы подъемлет на челе, — Ты прав, творишь ты для немногих, Не для завистливых судей, Не для сбирателей убогих Чужих суждений и вестей, Но для друзей таланта строгих, Священной истины друзей.

Не всякого полюбит счастье, Не все родились для венцов. Блажен, кто знает сладострастье Высоких мыслей и стихов! Кто наслаждение прекрасным В прекрасный получил удел И твой восторг уразумел Восторгом пламенным и ясным.

Выполняем задания формата ЕГЭ

Море

Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя, — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

1. Как в литературоведении называются образные определения: «безмолвное море», «лазур­ное море», «смятенной любовью», «тревожною думой», «необъятное лоно», «напряжен­ная грудь»?

2. Как называются вопросы, не требующие ответа, использованные Жуковским в стихотворе­нии: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»?

3. Укажите термин, которым обозначают изображение неживого предмета как живого: «ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты».

4. Как называется вид звукописи, к которому прибегает Жуковский: «дышишь», «льешься», «ласкаешь»?

5. Стихотворение построено на противопоставлении «ясного неба», «светлого неба» и моря, которое бьется, воет, рвет, терзает. Как в литературоведении называется такой композици­онный прием?

6. Какие особенности стихотворения дали основание исследователю А. Веселовскому назвать поэзию Жуковского «пейзажем души»?

7. В чем своеобразие изображения природы Жуковским и кого из русских поэтов можно счи­тать продолжателем его традиций?

Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою;

И на том столе стоит Зеркало с свечою;

Два прибора на столе. «Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

C тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье…

Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи…

C треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок, Вестник полуночи.

Подпершися локотком, Чуть Светлана дышит… Вот… легохонько замком Кто-то стукнул, слышит; Робко в зеркало глядит: За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит Яркими глазами…

подпись: занялся от страха дух... вдруг в ее влетает слух тихий, легкий шепот: «я с тобой, моя краса; укротились небеса; твой услышан ропот!» оглянулась... милый к ней простирает руки. «радость, свет моих очей, нет для нас разлуки. едем! поп уж в церкви ждет c дьяконом, дьячками; xop венчальну песнь поет; храм блестит свечами». был в ответ умильный взор; идут на широкий двор, в ворота тесовы; у ворот их санки ждут; C нетерпеньем кони рвут Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут… пусто все вокруг, Степь в очах Светланы: На луне туманный круг; Чуть блестят поляны. Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ: Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый.

ВЛ. Жуковский, «Светлана»

8. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

9. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчест­во Жуковского?

10. Чем в конце произведения окажутся изображенные в этом эпизоде события?

11. Как называются образные определения, использованные Жуковским: «белой пеленою», «в чистом стекле», «легкою рукою», «яркими глазами», «туманный круг»?

12. Как называется композиционный элемент, изображение природы в литературном произве­дении:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

13. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

14. C помощью каких изобразительных средств в представленном фрагменте создается образ героини и какой именно она предстает?

15. Как в данном произведении Жуковского воплощается тема судьбы и в каких последующих произведениях русской литературы эта тема будет ведущей?

image021 0Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце пособия есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы

Ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.