Укажите подзаголовок к сказкам салтыкова щедрина

19 авг. 2021 г., 16:46 михаил евграфович салтыков-щедрин... это имя дорого нам с детства. мы ещ не знаем, кто этот

19 авг. 2021 г., 16:46

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин… Это имя дорого нам с детства. Мы ещё не знаем, кто этот человек, но уже на слуху его имя; его носит одна из самых красивых улиц нашего города Талдома.

. Моё детство прошло именно на ней. Всё здесь дышит красотой и историей: бывшая чайная Киселёвых, дом купца Волкова, деревянные, с резными наличниками, особняки. В Историко-литературном краеведческом музее всё наполнено воспоминаниями о великом писателе-сатирике. В местной районной газете «Заря» пишут о нашем замечательном земляке, приглашают посетить его родовую усадьбу – село Спас-Угол.

Работая в школе, я поняла, что творчество нашего земляка является одним из самых трудных для изучения современными школьниками. Казалось бы, сказки, история семейства Головлёвых, воспоминания детства в «Пошехонской старине» – всё так просто и понятно. Да, на первый взгляд, это может быть и так. Но только на первый взгляд.

Нелегкое для учителя дело – провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвящённые великому писателю. Но для нас, учителей словесности, живущих в той же местности, где жил Михаил Евграфович, сделать это гораздо легче, потому что мы можем сесть на автобус, 35 километров пути и мы на родовой усадьбе писателя.

Спас-Угол и его окрестности невероятно притягательны своей заповедной красотой. Много раз была я там: и в пору юности, и в зрелости, на праздниках, и в будни, с детьми, с друзьями, одна. Аура этого места необыкновенно влияет на каждого человека. Приятно побродить по аллеям парка, которые помнят писателя, вдохнуть полной грудью спасский воздух и дух «салтыковский». Сейчас я привожу сюда своих учеников на дни рождения и на дни памяти писателя. Так я описала одну из экскурсий на родину нашего великого земляка в своём конкурсном стихотворении (конкурс прошёл в преддверии Года литературы, в декабре 2014, когда отмечали день памяти писателя).

Маленькая поэма о нашем великом земляке

Нам повезло, что в нашем крае

Родился Салтыков-Щедрин.

Во всей России уважаем

Великий русский гражданин.

Январским утром, на рожденье,

Мой класс гурьбой к нему спешит.

Нам не испортит настроенье

Мороз, скорей, он нас бодрит.

Заснеженный простор вбирает

Дорогу, нас и голоса.

И время нас не отпускает:

Веков размыта полоса…

Вот мы к деревне подъезжаем,

Видать церквушку на юру.

Спас-Угол тишиной встречает

С «другой планеты» детвору.

Идут ватагой, не смолкает

Моих детей весёлый гам.

И лишь дворняжки окликают,

Лениво лая по дворам.

В музее сразу все притихли:

Писатель стал для них родным.

Ведь Миша тоже  был мальчишкой

Смышлёным, умным, озорным.

Читал он книги, занимался

 Со старшими, своим отцом.

Зимою с горки он катался,                       

Старался быть он молодцом.

Он трудно жил, служил, работал,

Он в Вятке ссылку отбывал.

Но главная его забота –

Народ российский. Восставал

Он против власти и разбоя

Чиновников любых мастей.

Он к совести взывал и с боем

Учил он «праведных» судей.

Пред подвигом его гражданским

Мы тихо головы склоним.

И земляка, родом из Спаса,

В сердцах навеки сохраним.

Закончен день, рассказ окончен.

Тропа нас в центр села ведёт.

И юная моя Россия

На пьедестал цветы кладёт.

В музее работает замечательный человек – Анна Николаевна Комлева, зав. музеем Салтыкова — Щедрина. Она рассказывает так, будто писатель – её близкий родственник. Какие только встречи, конкурсы она не организует! И всё это из любви к писателю и родному краю. Дети это чувствуют. Теперь можно приступать к изучению «Сказок», которые порой трудны для восприятия семиклассников.

Именно здесь, в селе Спас-Угол, вспоминается неординарная судьба великого человека: блестящая чиновничья карьера, триумфальное восхождение к вершинам литературного Олимпа, и в то же время мы видим, как трагична биография «короля язвительного смеха». На поверку выясняется, что служба удовлетворения не приносила, блестящая литературная карьера перемежалась ссылкой в Вятку, неприня­тием критикой произведений Салтыкова, разгромом и закрытием журналов, в которые он вместе с Некрасовым вкладывал не только деньги, но душу и сердце. И в семейной жизни не было покоя и благополучия. Именно здесь, в Спасе, сами собой возникают перед глазами щедринские образы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прожил всего 63 года, но всю свою жизнь без остатка отдал неустанной, не прекращающейся ни на минуту литературной работе.

Что же после смерти? Вписывается ли имя великого Щедрина в наш мир? Нужен ли, современен ли сегодня наш земляк в России?

 «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо кроме России, – писал Михаил Евграфович, – хорошо там, а у нас, хоть и не так хо­рошо… но, представьте себе, всё-таки выходит, что у нас лучше. Лучше, потому что больней… Болит сердце, болит, но и за всем тем к источнику своей боли устремля­ется… Я желал видеть моё Отечество не столько славным, сколько счастливым…»

Сбылись ли мечты писателя? Не зря ли он отдал жизнь русской литературе?

Итак, на дворе 2015 год… Россия… В следующем году мы отметим 190-ую годов­щину рождения Михаила Евграфовича. Писателя, видящего дальше своего времени… Хранителя Правды, великого Русского слова!

Более полутораста лет минуло с тех пор, как он пришёл в русскую литературу, но и сегодня едва ли можно утверждать, что мы вполне осознаём интеллектуальную мощь и художественную силу творений М. Е. Салтыкова-Щедрина. Внешне, конечно, всё вполне в порядке: имя Мастера носят улицы, библиотеки, школы; переиздаются его сочинения; кое-что включено в школьную программу по литературе; кое-что инсценируется и экранизируется, но всё же…

Да, конечно, Салтыков-Щедрин не так популярен как другие наши писатели. Его считают трудным, непонятным, сложным, запутанным и несовременным. Так ли это? Конечно, обвинить писателя очень легко, но понять и принять трудно. Нужно вспомнить, в какое нелёгкое время он жил, какая жесточайшая была цензура! А этот «эзопов язык», который уводит читателя от прямых высказываний писателя. Исследователь творчества сатирика А. С. Бушмин писал: «Условная, исполненная глубокого сарказма, подчас гротескно заостренная, сатирическая форма повествования, вынужденная, вызванная непрерывным цензурным давлением «эзопова» речь, иносказательный язык, множество идиоматических выражений, характерных фразеологизмов, изобилие так называемых «реалий» конкретно-исторических примет того времени – всё это в определенной мере ограничивает сегодня круг читателей произведений Салтыкова-Щедрина».

Мне кажется, что многие годы мы читаем не сами тексты, а находимся под воздействием их «превратных» истолкований. Постигая логику творческого развития Салтыкова-Щедрина, писателя, мы делаем много удивительных открытий. Всю жизнь Михаил Евграфович боролся с угнетением и унижением человека, болел душой за несовершенство людей, за убожество их взаимоотношений в быту и на общественном поприще. И эта боль, сплавившись воедино с его талантом, и дала миру его бесценные сочинения.

Вот, например, роман писателя «Современная идиллия». Произведение это населяют люди удивительные, никак не помещающиеся в существующие стереотипы. Салтыков-Щедрин обладал гениальным умением создавать правдоподобие невероятного. Стоит вспомнить Глумова и Рассказчика, от лица которого ведётся повествование. Они как бы олицетворяют окончательное падение столь ненавистной писателю плавающей на поверхности прослойки русского либерального дворянства.

Тем и замечателен Салтыков-Щедрин, что писал он своих героев, образно говоря, если не в пяти, то, во всяком случае, в четырёх измерениях. Сейчас, оглядываясь вокруг, мы часто видим в жизни людей, очень похожих на героев Салтыкова, поэтому актуальность произведений очевидна.

Произведения писателя современны, разумеется, не по сюжетам и социальной сути персонажей, а прежде всего, по глубокому проникновению в человеческую психологию. Вновь становятся интересными многие салтыковские мотивы, особенно образ «пропавшей совести». И про «новых русских» сатирик сказал, что во время перемен отмечаются случаи «возникновения» запроса на так называемых «свежих людей», запроса, обусловленного постепенным вырождением людей «несвежих».

Творчество великого сатирика весьма злободневно! Какие пронзительно верные формулировки, абсолютно точно ложащиеся на почву сегодняшней российской действительности, были произнесены более века назад. Вот две цитаты:

  • «Никому ничего не жаль, никто не заглядывает вперёд, всякий ищет, как сорвать сейчас, сию минуту, и потом… потом и самому, пожалуй, вылететь в трубу». («Благонамеренные речи»). Сразу вспоминаются коррупционные дела по­следнего времени.
  • «Как-то легко пишутся проекты, в которых реформаторские затеи счастливым образом сочетаются … с тем благосклонным отношением к жульничеству, которое доказывает, что жульничество – сила, и что с этой силой необходимо считаться». («Дневник провинциала в Петербурге»).

И опять возникают в памяти наши национальные проекты по здравоохранению, образованию, сельскому хозяйству и все наши социальные проблемы.

Салтыков-Щедрин был современен всегда, но особенно сейчас. Описывая пореформенную Россию, он открыл, можно сказать, «общие законы российского «реформирования»  —  через пень — колоду, с шараханьем из стороны в сторону, с дуболомной перестановкой таких приоритетов, как «мечтания» и «дело», с бездум­ным ниспровержением одного и с таким же бездумным возвеличиванием другого, как будто они и не должны идти в одной связке»… Так жаль, что наши политики и хозяйственники так редко открывают, а может, и вовсе не читали произведений великого сатирика! Зря! Какой там анализ хозяйственной и социальной жизни, сколько прозрений, сколько умнейших наставлений и советов потомкам, как благоустраивать землю и жизнь на ней и каких глупостей не допускать!

Щедринская сатира живёт потому, что те основы и те пороки, на которые обруши­вал свой гнев писатель, продолжают сохранять свою силу и власть над обществом и человеком.

Как-то прочитала я высказывания Салтыкова-Щедрина, которые показались мне очень интересными и близкими по духу. В 10 классе, на заключительном уроке по творчеству писателя, мы обсудили некоторые из них, которые особенно показались нам понятными и современными…

  • А главное всё-таки: люби, люби и люби свое отечество. Ибо любовь эта даст тебе силу, и все остальное без труда совершишь.
  • И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном её сознании человек приобретает право назвать себя гражданином.
  • Идея отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных — предостерегает от множества гнусностей, которые без неё, несомненно, были бы совершены.

Эти глубокие умозаключения соответствуют реалиям нашего времени. Учащиеся говорили о том, как поднимается патриотизм в нашей стране, как объединяется народ вокруг наших нравственных ценностей, как молодёжь учится любить Родину. И они понимают, что писатель был патриотом, слишком сильно любил Отечество и болел за него душой, поэтому так был беспощаден к «помпадурам и помпадуршам».

Во многом великий сатирик был пророком. Этот дар мы находим в «Исто­рии одного города». «Тёмная занавесь, то есть конец свету», придуманная Уг­рюм-Бурчеевым для «отгорожения» Глупова, материализовалась в 20 столетии в недоброй памяти «железный занавес», как и слова «барак», «масса», излюб­ленные в новом, «полуобезьяньем языке того же Бурчеева». Но сила щедрин­ского шедевра не только в его сохраняющейся до сих пор злободневности, сколько в том, что он сумел увидеть подоплёку этой злободневности. История, по Салтыкову-Щедрину, связана с современностью глубинной однородностью, повторяемостью человеческих побуждений и вытекающих из них поступков. Как видно, меняются лишь внешние атрибуты власти, её вещественные черты, психологическая суть остаётся неизменной.

Произведения Салтыкова-Щедрина очень современны, т.к. проблемы вла­сти будут существовать, пока существует государственная система, как мне кажется, далеко несовершенная. И сегодня в произведениях писателей-сатириков, как в зеркале, отражаются все общественные пороки. Примером написания в жанре сатиры будут для них книги великого Салтыкова-Щедрина, целью которых была борьба с вопиющим произволом чиновников всех мастей, ведь их образы у писателя-сатирика гиперболизированы: это маски, со­бирающие в себе все пороки власти. Человеческие качества чиновников ни­чтожны по сравнению с занимаемой должностью. Поэтому на первый план выхо­дят атрибуты власти, а нравственные характеристики личности практически отсутствуют. Салтыков-Щедрин осуждает паразитический образ жизни чиновников, живущих за счет народа, который безропотно подчиняется власти.

После прочтения «Истории одного города» учащимся были заданы несколько вопросов:

  • Чем могут быть интересны для нас, людей 21 века, образы чиновников, созданные писателем – сатириком в 19 веке?
  • Можно ли создать портрет современного чиновника? Сравните его с собирательным портретом «градоначальников» Щедрина.
  • Как вы думаете, поменялось ли что-нибудь в чиновниках в отличие от щедринских? Остались ли актуальными пороки власти, обличаемые в произведениях Салтыкова-Щедрина?
  • Выясните, насколько современны проблемы, поднятые в творчестве Щедрина?
  •  Проанализируйте различные источники информации на тему чиновничества, власти в современной России. Это могут быть СМИ, Интернет, общественное мнение и т.д.
  • Как вы думаете, что-то все-таки должно поменяться, т.к. изменилось время, строй  в стране, да и страна уже совсем другая?
  • Если изменилась страна, то, вероятно, должен измениться и сам чиновник? Какой он сейчас?

На семинаре разные группы учащихся представляли свои выступления, основанные на анализе работы местной администрации, материалах районной газеты «Заря», регионального еженедельника «Компаньон» и т.д. В общем, некоторые остались недовольны работой чиновников (особенно это касалось молодёжных проектов), другие похвалили местную власть за благоустройство, за инновации в проведении различных праздников.

               Но, как они сказали, неплохо бы иметь такого критика, как Михаил Евграфович, чтобы чиновники знали свои обязанности по отношению к избирателям. Да, время изменилось, говорили они, но чиновники меняются с трудом.

В «Литературной газете» за 1 ноября 2011 года меня заинтересовала статья Даниила Гранина «Не барышом единым», в которой писатель рассуждает о российских традициях, о ментальности нашего человека. Статья мне понравилась, но оставила она какое-то грустное впечатление. Гранин считает, что он в ней расстраивает людей, как когда-то заставлял задуматься неравнодушных к своему Отечеству граждан Салтыков-Щедрин. Статья во многом перекликается с высказываниями сатирика, о которых я упоминала ранее. Гранин в ней  подчёркивает, что власть порой не замечает того, о чём пишут, говорят честные, радеющие за страну люди. И, в конце концов, «если власть не хочет отвечать на острые вопросы, уводит себя и общество от реальных проблем, она получает то, что получает…», – предостерегает Даниил Гранин.

Не наступит ли знаменитое ОНО, которое изменит жизнь «города Глупова» до неузнаваемости. Салтыков-Щедрин вывел Глупов за пределы истории, времени, изобразив некий «заповедник власти, в котором ничего не происходит, кроме власти испытаний – не общественным мнением, не требованиями народной стихии, даже не другими властолюбцами, а именно безграничностью.

Таким образом, история и современность оказываются в изображении Салтыкова нераздельными. Это ещё раз подтверждает сохраняющуюся своевременность большинства его книг, начиная с «Истории одного города». Подтверждением служит замечательный фильм «Оно» режиссёра С. Овчарова. Я поймала себя на мысли, что, когда смотришь фильм, текст звучит из «Истории одного города», а действие происходит в нашем недалёком прошлом. Это ли не пророчество, это ли не современность и не своевременность трудов и мыслей великого сатирика! Критик Н. Михайловский, говоря о современности произведений великого писателя, назвал его «человеком вечности».

Салтыков-Щедрин завещал потомкам: «Пусть нас меньше почитают, но больше читают». Это совершенное художественное творчество великого сатирика и сегодня щедро обогащает нас теми мудрыми мыслями, меткими образами, яркими афоризмами, которые облагораживают и воспитывают человека в духе высокого гражданского призвания. Да, любить Салтыкова нелегко, но верить ему необходимо. Его вулканическое слово опасно и страшно духовным своим бесстрашием и независимостью. Слово Салтыкова-Щедрина защищает человеческое в человеке. Поэтому он всегда современен, интересен и необходим. Исследователь творчества Михаила Евграфовича Дмитрий Николаев написал: «Сатира Щедрина не про­сто насыщена, а перенасыщена мыслью. Она интеллектуальна в высшей мере. В этом её сила, источник её бессмертия. Но в этом же – и её сложность, трудность её постижения…»

Щедринская сатира живёт, живёт потому, что те основы и те пороки, на которые обрушивал свой гнев писатель, продолжают сохранять свою силу и власть над обществом и человеком. Сатирическое творчество Щедрина было творчеством гуманистическим, глубоко человечным, все­цело проникнутым идеальным началом. «Сказать человеку толком, что он человек, – писал Салтыков-Щедрин, – на одном этом предприятии может изойти кровью сердце. Дать человеку возможность различать справедливое от несправедливого – для достижения этого одного можно душу свою загубить. Задачи разъяснения громадны и почти неприступны, но зато какие изумительные горизонты! Какое восторженное, полное непрерывного горения существование!» («Убежище Монрепо»). Горящий дух са­мого Щедрина звучит в этих словах. Так хочется, чтобы читали произведения писа­теля, становились мудрее, лучше, сильнее. К сожалению, из школьной программы постепенно «убирают» «неинтересных и трудных» писателей, что является просто недопустимым. И часов литературы мало. Но я восполняю это внеклассной работой. Именно в этом я вижу свою задачу и призвание. Также мы всегда участвуем в творческих конкурсах. На литературный конкурс послала своё стихотворение и моя ученица 7 класса Штатова Вероника. В своей возрастной категории она заняла 1 место.

Мы помним писателя Салтыкова-Щедрина

Писатель рождён для любви и для света.

В душе сохранил он предков заветы.

Россию любил он до боли сердечной.

И жизнь свою выстроил он безупречно.

Взгляд его строг, его мысли понятны,

И каждая сказка проста и занятна.

О русской земле проявлял он заботу.

Боролся всегда за народ и свободу.

Он был человеком серьёзным и честным.

Он взяток не брал, был закону полезным.

И звали его за глаза Робеспьером.

Для всех подчинённых был лучшим примером.

Мой дом деревянный на улице старой

Красою дивит она всех небывалой.

Мы просто Щедринской её называем,

Писателя помним, не забываем.

Пока его помним, романы читаем,

За книгой его в библиотеку шагаем.

Он с нами, он жив, нам во всём помогает,

Смириться с неправдою не позволяет.

Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину в русской литературе отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает действительность так метко и беспощадно. Несмотря на то, что писал он почти два века назад, его сюжеты очень похожи на то, что происходит в России сейчас. Герои настолько точно характеризуют современный мир, что, кажется, писатель просто заглянул в будущее и написал о нас.

Значение сатирических произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина для истории России  велико. В них он остро высказывался обо всём, что считал предметом, заслуживающим критики, а также он был истинным гражданином своей Отчизны. Я уверена, что сатира Салтыкова-Щедрина будет востребована всегда, и на примере жизни и творчества великого сатирика вырастут новые поколения честных, совестливых людей, писателей, журналистов, любящих свой народ и свою Родину.

Использованная литература:

1. К. И. Тюнькин. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. Москва, 2001 год

2. А. С. Бушмин. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. Москва. 1967 год

3. Д. Гранин. «Литературная газета». Москва. 2011 год

Русакова Галина Андреевна, учительница русского языка и литературы Талдомской средней школы №2, Заслуженный учитель Московской области, Почётный работник общего образования Российской Федерации.

                                                              Технологическая карта урока в 7 классе

Тема урока:  Русский характер: в чём его сила и слабость? Изучая сказку М.Е.Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

     —  формулировать собственную точку зрения, работая в группе; осуществлять поиск нужной информации; формировать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

     — учить анализировать,  проводить обобщения, сопоставлять, выделять различия и общееобосновывать свою точку зрения;

     — познакомиться со сказкой М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; познакомиться с литературными понятиями «гротеск», «сатира», вспомнить и  уточнить понятия (сказка, повесть, гипербола  и др.);

Дидактические средства: учебник, тетрадь, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля;

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

                                                                                         Сценарий урока

Этап урока

Время

Виды работы,

формы, методы,

приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

      УУД

Планируемые

результаты

1.Мобилизация

3мин

Цитата-вопрос

Показ презентации, толкование понятий

Учитель читает высказывание:

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; …но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю…»

Ребята, как вы думаете, кому может принадлежать данное высказывание, какими качествами обладает этот человек? О каком отечестве идет речь?

Какие слова вы считаете ключевыми в этом высказывании?

Какими чувствами оно проникнуто?

Это высказывание принадлежит

 А С.Пушкину, поэту,

гражданину, патриоту.

Но они могли бы принадлежать еще одному человеку, писателю-сатирику М.Е.Салтыкову-Щедрину, тем более что между этими людьми есть много общего.

Как вы думаете, что это общее?

Словно продолжая мысль  Пушкина,  уже наш современник В.В.Путин говорил:

«Все наши беды от нас самих, от нашей собственной безалаберности и слабости всё проистекает».

В чем видит президент причину всех бед нашего отечества?

А какой силе и слабости прежде всего идет речь: о физической или духовной?

Чтение высказываний А.С.Пушкина,

В.В.Путина, просмотр презентации,

ответы на вопросы

Личностные: обращение к личному нравственному опыту, уточнение  понятий: отечество, история, честь

Коммуникативные:

учиться строить связное высказывание

Речь идет о России.

Этот человек, должно быть, борец за справедливость, неравнодушный, он верен своему отечеству, любит его, потому что с сожалением говорит о недостатках, которые замечает в нем. Это человек чести и совести, настоящий патриот.

Честь, отечество, история являются ключевыми словами.

Гордостью и болью проникнуты эти слова.

Пушкин и Салтыков-Щедрин — современники,

писатели,  оба были блестяще образованными людьми. Закончили Царскосельский лицей, служили в Петербурге, любили Россию, были людьми чести и совести.

В слабости и безалаберности  (бестолковость, безответственность, рассеянность)

О духовной, моральной

2.Целеполагание

3 мин

Тема-вопрос

Более 130 лет тому назад были написаны «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина — вершина его творчества.  В них писатель говорит о современной ему российской действительности.

Вы познакомились дома со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокорми».

Какие цели мы должны с вами поставить на сегодняшний урок в связи с приведенными цитатами и предложенным для изучения произведением?

Запишите тему урока в тетрадь

«В чем сила и слабость русского характера?»

Слушают, отвечают на вопросы

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: отработка умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

Познакомиться с понятием сатирической сказки.

Выявить актуальность сказки С-Щ.

Как отвечает Салтыков-Щедрин  на вопрос:

«В чем сила и слабость русского характера?»

3.Актуализация знаний

10 мин

Дискуссия

Работа в парах

Промежуточный самоконтроль

Викторина

Промежуточный контроль

С чего начинается знакомство с литературным

произведением?

Можно ли сразу определить жанр произведения С-Щ?

В заголовке обозначено-«повесть». Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «повесть».

Обращает на себя внимание слово

«прокормил».

Дайте толкование этого слова.

 Обратимся к словарю В.И.Даля

Автор уже в заглавии определил свои задачи: сказать правду о действительности, какой бы горькой она не была, высказать насмешку над человеком и обществом.

Но говорить об этом он решает в форме сказки. Почему?

Назовите, какие элементы сказки использует автор и какие черты реального мы встречаем в произведении?

 Сделайте необходимые дополнения

Внимательный читатель – это тот, который обращает внимание на детали. Предлагаю вам проверить, насколько вы были внимательны при чтении произведения дома.

 Ответьте на вопросы викторины. Ответы запишите в тетради словами.

Читает вопросы викторины и варианты ответов

1)Выйдя на пенсию, генералы поселились (в Москве, Рязани, Петербурге);

2)Где всю жизнь прослужили генералы?(в регистратуре, в кавалерийском полку, штабными писарями);

3)Что нашел один генерал, обследовав остров?(орден, лодку, газету «Московские ведомости»)

4)Какой город не упоминался в газете «Московские ведомости»? (Тула, Вятка, Тверь)

5)Что делал мужик, когда нашли его генералы?(Ел, спал, собирал яблоки)

6)Из чего мужик сделал силок, которым потом поймал рябчика?(Из конопли, из тины морской, из собственных волос)

7)В чем мужик варил суп для генералов?(В чашке, шапке, в пригорошне)

8)Какое яблоко выбрал себе мужичина?(самое сладкое, небольшое, самое кислое)

9)Куда отправились генералы, вернувшись в Петербург?(в регистратуру, казначейство, театр)

10) Как «отблагодарили» генералы мужика за его любезность?(дали вольную, выслали рюмку водки да пятак серебра, никак)

Проверим. За каждый верный ответ 1 балл.

Оцените свою работу

по следующим критериям:

10-9б.- отлично, «сегодня мне будет интересно на уроке»;

8-7 б.- хорошо, «я буду чувствовать себя уверенно на уроке»;

6-5б.- могло быть лучше; «я постараюсь не отставать»;

Меньше 5б.- «мне надо срочно перечитать произведение».

Отвечают на вопросы

Подбирают однокоренные слова, синонимы

Дают толкование слова «прокормить», обратившись к толковому словарю

Отвечают на вопрос, дополняют ответ с помощью подсказки

Отвечают на вопросы викторины

Сверяют ответы, дают оценку своим действиям по шкале

Р: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков.

С названия произведения.

Нет

Повествовать, рассказывать

«Прокормить – кормить в течение известного времени, давать пищу, содержать…»

Нельзя было говорить открыто  на подобные политические темы. Жанр сказки был адресован широкому кругу читателей, т.к. он любим народом и понятен ему.

Реальные черты:

Действующие лица: генералы и мужик; регистратура, Петербург, Фонтанка, Екатерининский канал, улица Подьяческая, газета «Московские ведомости»

Элементы сказки:

*сказочные обороты, особый сказочный склад, герои в необычной обстановке, умный смекалистый мужик, вымысел, преувеличение, неправдоподобие

Ответы:

1)в Петербурге

2)в регистратуре

3)газету «М.в.»

4)Тверь

5) спал

6)из собственных волос

7)в пригорошне

8)кислое

9)в казначейство

10)»выслали рюмку водки да пятак серебра»

4.Постановка

   проблемы

2 мин

Чем сказка С-Щ отличается от народной сказки?

В чем новаторство С-Щ в изображении русского характера?

Слушают

Мы знакомы с изображением русского характера Некрасовым, Тургеневым.

5.Коммуникация

(поиск новых знаний

15 мин

Заполнение таблицы «Герои сказки».

Промежуточный контроль

Обратимся к произведению С-Щедрина

Внимательный читатель сразу заметит, что книга С-Щ имееет подзаголовок: «сказки для детей изрядного возраста».

Какому читателю адресует свой труд С-Щ? Какой возраст можно считать «изрядным»?

Обратившись к словарю, читаем:   ……

Т.о., С-Щ  адресует свою сказку прежде всего  думающему читателю, не взирая на возраст.

Прочитаем начало сказки.

По какой причине генералы оказались на необитаемом острове?

  Легкомыслие — легкая мысль.

  А какую мысль можно назвать  легкой?

А легкомысленный поступок?

Читаем дальше (2 абзац)

 Что важного сообщает нам автор о генералах, их образе жизни?

«…след-но, ничего не понимали…»

А чего они не понимали?

Читаем дальше:

«даже слов никаких не знали». Понятно, что здесь автор явно преувеличивает.

Как называется такой прием?

Но если вдуматься в глубокий подтекст этой фразы, то поистине становиться страшно. Ведь что такое слово? Слово-это движение не только мысли, но и  души. Человек должен постоянно развиваться духовно.

Вспомните Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя.  Бедность его речи —  свидетельство его духовной нищеты.

А человек без души-зверь. Слово – это то, что отличает человека от других земных творений божьих, это то, что приближает человека к богу, делает его сильнее.

 И теперь понятно, что за фразой «они слов никаких не знали» стоит не простое преувеличение, а преувеличение разительное, острое, доводящее до абсурда. От него становится страшно, оно приобретает зловещие черты.  Такое преувеличение называется гротеском.

И тогда понятно следующее замечание С-Щ:

«выпустили генералов на волю». На что намекает С-Щ?

Что еще в поведении генералов  говорит о их животных инстинктах? Где еще автор использует прием гротеска?

Уже начало сказки не оправдывает ожидания читателя. Юмор уступает место сатире, горькой насмешке.

Какими еще предстают генералы в сказке С-Щ?

Предлагаю поработать с текстом и заполнить левую часть таблицы (образ генералов)

.

Народная сказка обещает противостояние добра и зла, победу добра. А есть ли в нашей сказке добро в чистом виде?

Есть ли абсолютно положительный герой?

Каким предстает мужик в сказке С-Щ?

Какие положительные и отрицательные черты в нем обнаруживаются?

(Заполните правую часть таблицы)

Почему он не наелся сам, когда приготовил суп для генералов?

Какие черты характера крепостного обличает С-Щ?

Отвечают на вопросы

Работа со словарем В.И.Даля

Читают первый абзац сказки

Отвечают на вопросы

Читают 2 абзац

Отвечают на вопрос, цитируют текст сказки

Читают определение на доске, делают записи в тетради

Участвуют в дискуссии

Работают с текстом произведения

Работают с текстом сказки , наблюдения записывают в таблицу

Р: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков.

«Изрядный — довольно хороший, порядочный, недурной, значительный»

По причине легкомыслия

Пустую, бесполезную, случайную

Необдуманный, безалаберный

Вся жизнь генералов уместилась в трех словах: «родились, воспитались, состарились…»

Человек, прожив жизнь, должен накопить какой-то опыт, набраться мудрости. У генералов этого не случилось.

Они  не смогли создать семью.

Гипербола

Гротеск — разительное преувеличение, доводящее жизненную нелепость до абсурда;

На волю выпускают обычно животную тварь, но не человека.

Оказавшись на острове, они думают только о еде, готовы наброситься друг на друга,  генерал откусывает орден и т.д.

Генералы:

Легкомысленные

Ленивые

Впали в уныние

Несамостоятельные

Бездеятельные

Глупые

Злые

трусливые

неблагодарные

Мужик

       +

Деятельный

Сильный
Могучий
Умелый
Ловкий
Трудолюбивый

талантливый

           —

Не умеет постоять за свои права.

Боится генералов,

Невежественен.

Отсутствие самосознание и самоуважение.

С-Щ обличает глупость крепостных, их бесправие, их рабскую покорность.

Безалаберный

(головотяпство)

6.Взаимопроверка,

   взаимоконтроль

10 мин

дискуссия

Мини-сочинение

В чем же отличие сказки С-Щ от народной сказки?

Сказку как правило читают детям родители с какой целью?

Какова задача автора данной сказки?

В чем сила и слабость русского характера?

Дайте развернутый ответ на вопрос

в объеме 4-5 предложений

Отвечают на вопросы.

Записывают определения в тетрадь.

Написание связного текста (4-5 предложений)

Зачитывают сочинения

Регулятивные: контроль, коррекция; познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: работа над построением связного текта

Сказки читают детям с целью успокоить, развлечь , научить

Обличение пороков общества

С-Щ. написал сатирическую сказку

Сатира— это злое, гневное осмеяние человеческих пороков или несовершенства общественной жизни.

.

7.Рефлексия

8. Домашнее задание

4 мин

3 мин

тест

Закончите предложение:

Сказки С-Щ. – это … (какое?) чтение.

На каком острове вы побывали сегодня?

*острове Познания

*острове Скуки

*острове Сновидений

*острове Будущего

*острове Забвения

Домашнее задание:

1.Творческое задание по выбору уч-ся:

А) А что было бы с генералами на необитаемом острове, не найди они мужичину?   *Пофантазируйте и напишите возможный вариант развития событий.

Б)

* Разработать сценарий мультфильма по сказке С-Щ.

2. Задание для чтения.

Прочитать сказку С-Щ  «Дикий помещик»

Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: рефлексия

личностные: самоопределение

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина – это интересное и увлекательное, смешное и серьезное, но главное, важное, необходимоекаждому из нас для нравственного развития, для глубокой работы ума и сердца.

Тема: «Проблематика и поэтика сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина»

Цель: выявить проблематику и художественное
своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

Предметные:  

·       
выяснить
причины обращения писателя к сказкам;

·       
выделить
основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;

·       
определить
традиционные и новаторские приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина,
углубить знания о сатирических приемах
.

Метапредметные:

·       
развитие
критического мышления;

·       
развитие
умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания,
проводить аналогии, сопоставлять, обобщать, делать выводы, находить приемы создания сатирического;

·       
развитие
навыков связной устной и письменной речи.

Личностные:

·       
воспитание
 критического  отношения  к  себе,   к обществу,
  к своему труду;

·       
воспитание
    активной     жизненной     позиции,  
  негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.

Ход урока

1.Приветствие
(включить презентацию!!!)

2. Мотивация

1. «Я люблю Россию до
боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» (
Салтыков-Щедрин)

·       
А как любовь к родине
проявляется у писателей? (в произведениях)

У
каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна,
до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит
прогрессивную, творческую интеллигенцию. Тревожила она в своё время и
писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наибольшей популярностью
пользуются его сказки

А.П.Чехов высоко ценил эти произведения: «Прочтите… сказку
Щедрина. Прелестная штучка.
 Получите удовольствие и руками разведёте 
от удивления…»

 Сказки
– это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути
писателя.

         Многозначителен
подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70».

·       
— Как вы понимаете
«изрядного»?

·       
— Тогда почему писатель
избирает именно этот жанр, который больше подходит для детей?

                
(любимый всеми с детства и всем понятный;

Чтобы
обмануть цензуру, в завуалированной форме поднять злободневные вопросы)

·       
— Ребята, с чего начинается
у нас у всех знакомство с литературой? Что дают сказки детям?

(В них заключена
мудрость. С помощью сказок дети познают окружающий мир.)

 Вот и задача С-Щ   –
заставить взрослых открыть глаза на окружающий мир, пробудить народ, чтобы
«дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

·       
Ребята, а какие
задачи вы поставите перед собой, работая над сказками?

(извлечь
уроки, понять, как  и через что выражает писатель свои мысли)

·       
Т. О., мы попытаемся разобраться
в проблематике и художественном  своеобразии сказок С-Щ

 3. Актуализация
знаний

·       
С какой сказкой вы уже
знакомы из курса школьного класса? («Повесть о том, как один мужик»)

·       
Кого и за что обличает С-Щ?

 (генералов
— за паразитизм, глупость, неблагодарность, Мужика — за долготерпение)

Итак,
генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает
упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на
необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

·       
Давайте
сравним эти произведения. Взгляните на слайд.

Итак, автор намеренно
помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода
эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.

·       
Т.о., какие основные темы
поднимаются в этой сказке С-Щ ?

1.     Сатира на властьимущих.

2.     Изображение жизни народа.

4. Изучение нового

Ø
Анализ сказки «Дикий
помещик»(прочитать краткое содержание!!!)

·       
Узнаете ли вы, к какой
сказке эта иллюстрация?

·       
Какие вопросы поднимает?

(социально-
политические: тяжелое и бесправное положение народа, паразитизм помещиков, их
беспечное существование за счет труда народа)

·       
Какова была цель
С-Щ, когда он создавал образ Дикого помещика?

·       
Почему писатель даёт
помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев  и в то же время
называет его “русским помещиком” ?

(намек
на монголо-татарское нашествие: иго – внешний враг, крепостное право – внутренний
;  только
врагу придёт в голову мысль “сократить” население, уничтожить русского кормильца. )

·       
Какое
историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки?

(В начале сказки мужики исчезают, то есть
освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как
по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не
изменилось).

·       
Как вы
думаете, проблема народа и власти актуальна в наше время?

Предлагаю вам провести
параллель с современностью. Я прочитаю отрывок из интервью генерального
директора государственной социологической службы Валерия Федорова от
22.03.2009:

«Главная проблема в
отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что государство
реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же
делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет
сталкиваться с недоверием».

·       
Что нужно
сделать, чтобы избежать конфликта или не потерять доверие народа?

(Честно жить и
работать, любить родину. Чтобы слово не расходилось с делом)

Таким образом, хотя
«Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном
историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни
некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и
современными.

Ø Чтобы определить еще одну тему, поднимаемую в сказках С-Щ.
обратимся к сказке «Премудрый пескарь»(прочитать краткое содержание!!!)

  1.
Я предлагаю провести суд присяжных, в котором выступит сторона
обвинения в адрес главного героя, сторона защиты, а присяжные заседатели должны
вынести решение  (вердикт) суда. Я буду выполнять роль судебного заседателя

Итак, рассматривается дело по обвинению героя сказки
Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»    

 Слово предоставляется стороне обвинения. Поясните суду и
присяжным заседателям, в чем вы обвиняете героя?
  

(в том, что он прожил бессмысленную жизнь, замуровав себя в
тёмной норе. Образ премудрого пескаря – это образ мелкой рыбёшки, беспомощной и
трусливой, жизнь которой пуста и бессмысленна. Мудрый, но мудрость пескаря
«трусливая».Бесполезная жизнь, незаметная жизнь. Не испытал настоящих чувств,
заботу, любовь.  Не создал и не попытался создать семью).   

  — Слово предоставляется стороне защиты.

(«Ума палата была»;  Слушал своих родителей (отца); Имел свой
дом; Долгожитель; поддерживал здоровый образ жизни, в конце осознает свою
никчемность).

Мы выслушали две стороны: обвинения и защиты. Прошу
присяжных заседателей вынести вердикт
: Имеет ли смысл жизнь главного героя
сказки Салтыкова Щедрина?

 (Риторические
вопросы в тексте:  « Какие у него были радости? Кого он приютил? Кому доброе
слово сказал? Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал хорошего?»-
имеют один ответ – никого, никому, никаких… « Жил – дрожал и умирал – дрожал». Такая
жизнь не имеет смысла.

Только пескарю вы выносите свой суровый вердикт?

(под пескарём Салтыков-Щедрин имел в виду именно человека,
который  должен оставить хоть какой-то  след, чтобы о нём знали, чтобы его
помнили. А о премудром пескаре никто никогда и не вспомнит, потому что и
вспомнить — то нечего…)

2. — А теперь
обратимся к композиции

Элементы композиции: Экспозиция
— наставления старого пескаря, рассказ об ухе. Завязка — решение
премудрого пескаря прожить жизнь так, «чтоб
никто не заметил». Развитие
действия
— жизнь пескаря. Кульминация
— предсмертное «прозрение» героя. Развязка — исчезновение пескаря

Я хотела бы обратиться к экспозиции.
Чем интересна экспозиция? В ней звучит наставление отца: какую роль оно играет?
(дает неправильные жизненные ориентиры)

·       
Какие заветы оставляют
своим детям другие отцы – герои классических произведений литературы
? (если не помнят, то слайд с цитатами)

·       
Если смогу скаать!!!Посмотрите
экранизацию сказки «Премудрый пескарь» (режиссер Валентин Караваев,
1979) Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотели ею сказать
создатели мультфильма? (часы стали гробом для пескаря: время уносит таких в
бездну небытия)

·       
Вот мы говорим о сатире,
злом смехе, а я обратила внимание на комментарии к этому
мультфильму. Никто не сказал «смешно». Почти все писали: «страшно», «жутко»…
Почему? (страшно прожить всю жизнь вот так..)

·       
А как вы хотите прожить?

Народные сказки учат и
веселят, они заканчиваются победой добра над злом. Сказитель  в них –
добродушный балагур (юмор). Сказки С-Щ. учат и разоблачают, поэтому основное
орудие писателя – сатира. Улыбка балагура сменяется саркастической усмешкой
мудрого человека

5 .Рефлексия:

6. Домашнее
задание

Прочитать
«историю одного города» составить план.

32 сказок

Дикий помещик

Укажите подзаголовок к сказкам салтыкова щедрина В сказке Дикий помещик рассказывается о князе Урус-Кучум- Кильдибаеве, очень богатом и очень глупом. Однажды Кильдибаев решил, что с мужиками слишком много забот, и попросил Бога избавить его от них. Но Бог не внял. Тогда помещик обложил крестьян неподъемными штрафами, и к Богу обратились уже сами мужики. И вот в поместье не осталось ни одного…

про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 12 мин.)

Премудрый пескарь

Укажите подзаголовок к сказкам салтыкова щедрина Главный герой сказки Премудрый пескарь всю свою жизнь только и делал, что боялся. Бояться его научили родители, которые благодаря осторожности не попались ни в сеть рыбака, ни в пасть хищной щуки. Много врагов у маленьких пескарей, а наипервейший враг – человек. Пескарь, помня наставления папеньки, целый год долбил себе нору. Все дни он…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Бедный волк

bednyj volk thumb130 130 Смысл сказки Бедный волк в том, что право на жизнь имеет каждый, каким бы ни создала его природа. Один злющий волк всю жизнь резал скот, убивал людей, но однажды сам попался в лапы медведю. Тот решил усовестить разбойника. Но волк объяснил, что не сможет прокормиться, если не будет душегубом. Медведь сказал, что в таком случае лучший выход для…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Баран-непомнящий

baran nepomnyashchij thumb130 130 Сказка Баран-непомнящий повествует о том, что лучше жить настоящей, свободной и яркой жизнью, чем прозябать в неволе, даже если там тепло и сытно. У одного помещика жил породистый баран. Как и остальные обитатели овчарни, баран не помнил вольной жизни, которой жили его предки. Поэтому ничто, кроме еды, его не интересовало. Но вот напасть…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Богатырь

sukhmantij thumb130 130 В сказке Богатырь автор намекает на терпеливость русского народа, его надежду на героя, который придет и спасет. На самом деле каждый должен нести ответственность за судьбу родины. В одном царстве вырос Богатырь. И пошел он в лес дремучий демонстрировать свою неимоверную силу, а потом забрался в дупло и заснул аж на тысячу лет. Враги между тем…

сказки про бабу ягу богатыри волшебная героическая про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 3 мин.)

Карась-идеалист

Укажите подзаголовок к сказкам салтыкова щедрина Сказка Карась-идеалист повествует о споре между рыбами. Ерш доказывал, что невозможно всегда жизнь честно, а карась философствовал, что рыбы вполне могут жить в мире, не поедая друг друга. Ерш многое испытал на своем веку, а карась даже «щуки не видывал». Наконец идеалиста пригласили поучаствовать в дискуссии со щукой. Самоуверенный спорщик…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Вяленая вобла

vyalenaya vobla thumb130 130 Идея сказки Вяленая вобла такова: эгоисты, не умеющие развиваться и чувствовать веяния времени, всегда заканчивают свои дни печально. Поймали как-то воблу, выпотрошили и повесили вялиться. А она и рада: вместе с внутренностями выпотрошили из нее всю совесть и все думы. Она и прежде-то всегда пряталась на дне и избегала дискуссий о «конституциях»…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 19 мин.)

Гиена

giena thumb130 130 В сказке Гиена писатель отмечает поразительное сходство некоторых людей с мерзкими существами, издавна считавшимися оборотнями. Внешность гиен не внушает страха: иногда они могут показаться даже милыми. Однако население стран, где обитают эти животные, их не любит, боится и приписывает им дьявольские качества. Согласно местным поверьям, гиены –…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 5 мин.)

Дурак

durak thumb130 130 Сказка Дурак учит, что не могут люди быть полностью счастливыми, пока на земле существует подлость. У умных отца с матерью родился сын дурак. Да только не обычный дурак, а особенный. Не понимал он, как жить следует: то последние деньги отдаст нищему, то на пожар первым прибежит, то кинется спасать тонущего, не умея при этом плавать. Решили…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 16 мин.)

Древенский пожар

Укажите подзаголовок к сказкам салтыкова щедрина Рассказ деревенский пожар повествует о трагедии, случившейся в одной деревне. Однажды летом в Софонихе случился пожар. Пока взрослые работали в поле, все выгорело дотла, погибли два человека: старушка и мальчик Петя. Его мать Татьяна не находила себе места от горя и все время роптала на Господа. В тот же день в соседнем поместье праздновала…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Верный Трезор

vernyj trezor thumb130 130 В рассказе Верный Трезор автор показывает, как мерзко угодничество, отсутствие чувства собственного достоинства. У одного купца жил пес Трезор. Хозяин был очень доволен, ведь благодаря верному сторожу ни один чужой человек не мог проникнуть во двор. При этом пес не роптал даже когда его ругали и били: считал, что сам виноват. Кормили всегда…

бытовые про животных про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

kak muzhik dvukh generalov prokormil thumb130 130 В сатирическом рассказе Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил автор высмеивает не только никчемность богачей, но и невероятную покорность их слуг. Два генерала оказались на необитаемом острове. Перепугались они: фруктов, рыбы и дичи завались, да только как все это собрать, изловить и приготовить? Сроду они таким не занимались…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 10 мин.)

Кисель

barin5 thumb130 130 Сказка Кисель учит, что излишние самодовольство и расточительство до добра не доводят. В одном господском доме кухарка замечательно готовила кисель. Хозяева не только лакомились им сами, но и угощали прохожих. Все нахваливали блюдо, и кисель был очень рад. Со временем кисель приелся господам, к тому же стало модным готовить всякие желе. Хозяева…

короткие сказки для самых маленьких

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 2 мин.)

Коняга

konyaga thumb130 130 Вся жизнь героя рассказа Коняга наполнена непосильной работой. Хозяин у него не злой, сам трудится от зари до зари, чтобы выжить. Летом еще терпимо Коняге – можно зеленую травку щипать, а зимой кроме прелой соломы другого корма нет. Кажется ему, что живет он не одно столетие, и не будет конца мучениям. Есть у Коняги брат Пустопляс, у которого…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Ворон-челобитчик

voron chelobitchik thumb130 130 В сказке Ворон-челобитчик автор мечтает, что когда-нибудь будет на земле одна правда на всех, и прекратится вражда. Тяжкие времена настали для всего рода вороньего: обложили его хищные птицы непосильной данью. Не нравилось старому ворону, что молодежь вынуждена воровать, чтобы как-то прокормиться. И полетел он за советом к птицам, старшим по…

бытовые про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 15 мин.)

Медведь на воеводстве

medved na voevodstve thumb130 130 В сказке Медведь на воеводстве автор показывает, что грандиозные злодейства могут иногда прославить, тогда как мелкие пакости не вызывают ничего, кроме презрения. В одном лесу Лев назначал воеводами поочередно трех Топтыгиных. Первый Топтыгин мечтал остаться в Истории. А для этого требовалось совершить выдающееся злодеяние. Но по пьянке пошел…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Здравомысленный заяц

zdravomyslennyj zayats thumb130 130 Герой сказки Здравомысленный заяц всегда рассуждал очень трезво. Уклад жизни таков, что кто-то кого-то должен есть, иначе никак. Заяц воодушевлял свою родню, что живут они прекрасно, занимают хорошее положение в обществе. А то, что их все время едят волки – неизбежность. Ведь по статистике ни один зверь не съест лишнего. Подслушала эти…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 13 мин.)

Самоотверженный заяц

zayats thumb130 130 Как-то раз герой сказки Самоотверженный заяц спешил к невесте и не остановился на окрик волка. Тот догнал косого, приговорил к смерти и посадил под куст. Приказал ждать своего решения: захочет, съест его, захочет – помилует. Вскоре прибежал к зайцу брат невесты, рассказал, что зайчиха очень тоскует, и предложил сбежать. Но косой отказался, ведь…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 9 мин.)

Пропала совесть

propala sovest thumb130 130 Сказка Пропала совесть учит, что нельзя стать человеком без совести. И закладывать ее нужно с детства. Однажды совесть куда-то исчезла. Многие обрадовались, ведь без нее жить легче. Валялась совесть на дороге, все ее топтали. Лишь пьяница решил поднять ее и обменять на стопку водки. Но лишь только взял он совесть в руки, как вспомнил все свои…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 17 мин.)

Орел-меценат

orel metsenat thumb130 130 В сказке Орел-меценат автор показывает, что не стоит браться за дело, которое противоречит твоей натуре. Толку от этого не будет. Надоело орлу жить отшельником и решил он организовать двор с челядью. По его приказу сокол, коршун и ястреб собрали целую стаю разных птиц. Сделали все, как в старину водилось, но чего-то еще не хватало. Тогда…

про животных

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 14 мин.)

Добродетели и Пороки

kniga2 thumb130 130 Сказка Добродетели и Пороки учит, как важно отличать правду от лжи, добро от зла. Пороки и Добродетели всегда были заклятыми врагами. Первые жили весело, кутили, и денежки всегда у них водились. А вторые вечно бедняками были, зато их во всех книжках прославляли как пример для подражания. Втайне Добродетели завидовали Порокам, и потихоньку…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Рождественская сказка

Укажите подзаголовок к сказкам салтыкова щедрина Рождественская сказка – очень поучительный рассказ. Люди любят рассуждать о правде, но своих делах руководствуются совсем другим. На праздновании Рождества Христова священник сказал замечательную речь. Правда пришла к людям вместе с Иисусом, а после Его вознесения на небеса осталась на земле. Все внимательно слушали батюшку, а особенно Сережа…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 15 мин.)

Обманщик-газетчик и легковерный читатель

obmanshchik gazetchik i legkovernyj chitatel thumb130 130 Основная идея сказки Обманщик-газетчик и легковерный читатель: не стоит слепо верить всему, все пресса выдает за правду. Многие журналисты думают прежде всего о своей выгоде. Необходимо руководствоваться собственным мнением. Жили-были лживый газетчик и наивный читатель. Газетчик вечно выдумывал всякие «страшилки» про жизнь, а читатель с…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 5 мин.)

Либерал

liberal thumb130 130 В рассказе Либерал показано, как легко можно скатиться от прекрасных идеалов к подлости, если загонять свою совесть в «рамки». В одной стране жил либерал. Проповедовал он свои идеалы и мечтал, чтобы все вокруг «прониклись». Но мало кто воспринимал либерала всерьез. Пошел он к сведущим людям за советом. Сведущие сказали, что пекутся о том же…

бытовые про людей

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 8 мин.)

Соседи

Укажите подзаголовок к сказкам салтыкова щедрина Сказка Соседи повествует, что в одном селе жили два Ивана – Бедный и Богатый. Как-то раз собрались они на совет: как бы сделать так, чтобы у обоих достаток стал одинаковым. Бедняк работал не покладая рук, но едва сводил концы с концами. А богач раздавал свое богатство, но в итоге оно только прибывало. Пошел Иван Богатый к царю и попросил уравнять…

Автор: Салтыков-Щедрин

(Время чтения: 11 мин.)

Произведения для детей совсем необязательно должны быть посвящены фантастическим животным, волшебству и природе, чтобы заинтересовать маленьких читателей. Даже бытовые истории способны приковывать внимание и вызывать желание обязательно дочитать их до конца, по крайней мере, если это сказки, которые написал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Побывав в свое время редактором газеты, журналистом и даже вице-губернатором двух российских губерний, автор накопил огромный жизненный опыт и обрел способность видеть глубинные стремления людей. Свои знания и соображения он передал в сказках, рассказах и повестях, которые стоит начать читать ребенку, начиная с младшего школьного возраста. Пускай сначала слушателю будет немного сложно понять некоторые слова и выражения, но затем сюжет настолько затянет, что оторваться будет невозможно.

Читайте сказки для детей онлайн

Познакомить ребенка ближе с удивительными книгами, созданными русским писателем, можно в любое время – для этого не нужно отправляться в библиотеку или магазин, только открыть текст на нашем специализированном сайте. Произведения у нас доступны не в сокращении, а полностью, причем совершенно бесплатно, также нет необходимости проходить регистрацию и оставлять адрес электронной почты для рассылки. Порадуйте себя погружением в детство, а сына или дочку – увлекательными сказками хорошего автора, чей труд уже по достоинству оценили тысячи юных и взрослых читателей по всему миру.

Короткие рассказы и полноценные повести будут интересными деткам разного возраста, но, естественно, малышам стоит выбирать максимально простые и понятные сюжеты. В списке вы найдете названия произведений, написанных Михаилом Евграфовичем в разные периоды жизни – между собой они отличаются тематикой, стилистикой, но все посвящены важным моментам в жизни человека. Кроме художественной ценности книги писателя имеют огромное значение как эффективный инструмент воспитания в ребенке положительных качеств и ценностей.

Популярные сказки Салтыкова-Щедрина

  • Дикий помещик
  • Премудрый пескарь
  • Бедный волк
  • Баран-непомнящи
  • Богатырь

                Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(1826-1889)

С.-Щ.занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. Писатель ввёл в мировую литературу сатирическую хронику.

1844 г – С.-Щ. выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства.

1847-1848 выходят 2 первые повести «Противоречия», «Запутанное дело» (Щедрин – псевдоним писателя) , за которые С.Щ. сослан в Вятку., где провёл 7 лет.

1856 г после смерти Николая I С.-Щ. дозволено «проживать и служить, где пожелает».

1856-1857 «Губернские очерки»        (на материале наблюдений, полученных в ссылке)

1869-1870 «История одного города»         

1863-1874 «Пампадуры и пампадурши»

1880 «Господа Головлёвы» (прообраз Арины Петровны Головлёвой – мать С.-Щ.)

С 1855 г. в составе редакции жур. «Современник»

1868 – член редакции жур. «Отечественные записки»

Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений. «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей, — утверждал Чернышевский, — картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто…не карал наших общественных язв с большей беспо-щадностью». Это углубление и заострение критической направленности русского реали-зма – характерная черта Щедринской сатиры. Не столько слёзы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть. Сочетание смешного и трагического – одна из характерных черт сатиры С.-Щ.

Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира. В отличие от юмора, сатира не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. (В ироничес-ком высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказыва-ния замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается). Цель иронии – раскрыть неудовлетворённость  автора окружающим миром.

Сарказм – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смы-слом.

Эзопов язык – вынужденное иносказание; художественная речь, насыщенная недомолв-ками и ироническими намёками.

Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Гипербола – средство художественной изобразительности, основанное на преувеличении.

Гротеск — изображение реальности в подчёркнуто искажённых, фантастических формах, в подчёркнутом переплетении ужасного и смешного

Абсурд – нелепость, бессмысица.

                Цикл «Сказки» (1869; 1880-1886) (32 сказки)

Первые 3 сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил, «Пропавшая совесть», «Дикий помещик» были написаны в 1869 г., остальные – 1880-1886 г.

Почему С.-Щ. обращается к форме сказки?

— сказка – жанр иносказательный: можно говорить не открыто, а намёками;

— простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок.

 Подзаголовок «Для детей изрядного возраста». Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении. В завуалированной форме писатель обращал внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, т.о. хотел пробудить народное самосознание. Поднимая политические, философско-исторические и моральные проблемы своего времени, сказки помогали читателю осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни. Произведения, вызывающие смех, глубже воздействуют на сознание человека, чем просто призывы жить иначе.

— В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки

— Сказки всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. Представители животного мира олицетворяют определённые классовые отношения в современном обществе.

— сочетающие фантастическое с достоверным сказки звучат с такой политической остро-той, какой не было в народных сказках

— сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой лицом к лицу стал-киваются представители антагонистических классов

— весь цикл пронизывает стихия смеха, в некоторых сказках комическое преобладает («Премудрый пискарь») , в других комическое переплетается с трагическим («Повесть…»)

-Язык сказок народный с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

-сказки рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины 19 века, в эпоху становления буржуазного строя.

                Вопросы.

1.Назовите первые крупные произведения великого сатирика.

2.За что С.-Щ царское правительство сослало в Вятку?

3.Какое произведение С.-Щ. отразило наблюдения сатирика в период ссылки, бичевало произвол и лихоимство властей?

4.В каких журналах трудился С.-Щ.?

5.Какой творческий метод, основанный на принципах художественного историзма, т.е. признающий существование объективных социально-исторических закономерностей, влияющих на личность и общество, является  ведущим в творчестве С.-Щ.?

6.Какую направленность имеет реализм С.-Щ.?

7.Традиции каких писателей продолжает своим творчеством С.-Щ.?

8.Укажите приём, который представляет собой сочетание реального и фантастического и часто используется в сказках С.-Щ.

9.В какие годы создавались писателем «Сказки для детей изрядного возраста»?

10.Форму какого фольклорного жанра избрал С.-Щ для своей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

11.Каким пафосом (авторским отношением к описываемой действительности) проникнута «Повесть…»?

12.Укажите термин, которым в литературоведении называют выразительную подробность в тексте художественного произведения («…она в ночных рубашках, а на шеях у них ви-сит по ордену…», «…только рубашку изорвал»).

13.Укажите название использованного С.-Щ. приёма фантастического преувеличения, предполагающего соединение фантастики и реальности, который в «Повести…» стано-вится «двигателем» повествования.

14.В какой сказке С.-Щ. изображена духовная деградация помещиков?

15.Укажите название сказки, основными темами которой стали тема обывательского стра-ха: «Кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?»   и – шире – тема смысла человеческо-го существования: «Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово ска-зал?»

16. Укажите название сказки, в которой главный герой « с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться… он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то победный клик, средний между свистом, шипением и рявканьем, но хвоста ещё не приобрёл».

17.Напишите эпитет, которым С.-Щ. «наградил» героя известной сказки, помещика, суще-ствующего за счёт крестьянства и одновременно молящего избавить его от «мужицкого духу».

18.Кто из персонажей сказок..

        А)…думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?

        Б) «…жил дрожал и умирал дрожал»?

В)накормив тунеядцев, свил верёвку, чтобы тунеядцы привязали его к дереву, дабы он не убежал?

19.Какой завет дал отец пискарю из сказки «Премудрый пискарь»?

20.Вспомните заветы отцов своим детям в других классических произведениях.

21.Назовите писателей-сказочников.

Часть 2.

        Задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)

1.Какова тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

2.Каков смысл финала «Повести …» и в творчестве каких авторов  нашли продолжение традиции щедринской сатиры?

                        Часть 3.

1.Какие социальные проблемы поднимаются в сказках С.-Щ?

2.Что в сказках С.-Щ. традиционно, а что необычно?

3.Почему С.-Щ. обратился к жанру сказки?

4.Как вы понимаете заголовок «Сказки для детей изрядного возраста»?

5.В чём своеобразие жанра «Истории одного города»?

6.Что становится объектом сатиры в «Истории одного города»?

7.Кто главный герой «Истории одного города»?

8.Какие художественные приёмы использует М.Е. С.-Щ при создании образа «одного города» и его обитателей?

9.Каковы особенности языка «Истории одного города»?

  • Укажите первый указ царя в сказке царевна лягушка
  • Укажите отрицательного героя сказки ашик кериб по произведению м ю лермонтова ашик кериб
  • Укажите название художественного приема который м е салтыков щедрин использует в текстах сказок
  • Укажите название самого популярного сочинения евклида
  • Укажите один из видов классификации детских рассказов