(с древнейших времен до ХVII века включительно) в России
Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Воспитание и обучение у древних славян.
Восточно- славяские племена, издавна жившие на территории Европейской части СССР, прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.
Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами. Имеются основания полагать, что у древних славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.
С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.
Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма.
В связи с классовым расслоением общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х веке в княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству.
Воспитание, частное обучение и школы в Киевском государстве.
В VI—VIII веках в древнеславянском обществе создались необходимые предпосылки для оформления раннефеодальных отношений, и на рубеже VIII—IX веков возникло крупнейшее в Европе раннефеодальное государство — Русь с центром в Киеве, которое просуществовало до наступления периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.
Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.
Процессу укрепления классовых отношений и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Христианство, воспринятое из Византии и превращенное в государственную религию, явилось важнейшим идеологическим средством утверждения феодального строя.
Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной культуры. Усвоение новой культуры проходило на Руси творческим путем на основе сложившихся древнеславянских традиций и с учетом запросов своего времени.
В своих политических целях княжеская власть стремилась к тому, чтобы создать национальную церковь, независимую от византийского духовенства. Поэтому князья стали энергично действовать в области подготовки духовенства. Государству требовались грамотные люди и для сферы управления.
Для дальнейшего развития древнерусской культуры и просвещения важное значение имело введение усовершенствованной азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка. Все это имело огромное педагогическое значение, позволяло организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества, обеспечить распространение грамотности и в демократических слоях населения.
Первые школы.
Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц (главным образом из среды дружинников) и «даяти нача на учение книжное». Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам». Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.
В конце XI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище. На основании этих и других данных можно считать, что в Киевском государстве в Х—XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.
При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».
Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.
Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению «мастера грамоты» из духовенства. Так, в былине о новгородском молодце Василии Буслаеве говорится, что его мать
Дала его учить грамоте,
грамота ему в наук пошла;
посадила его пером писать,
письмо Василию в наук пошло;
отдала она петью его учить—
петье Василию в наук пошло.
Другие былины также свидетельствуют о грамотности богатырей, которые, по-видимому, чаще обучались у «мастеров грамоты».
Памятники педагогической литературы XI—XIII веков.
«Поучение князя Владимира Мономаха детям». В Киевском государстве в XI—XII веках появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания.
В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля. В «Изборнике» Святослава помещен, например, серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное педагогическое сочинение киевлянина по методике чтения.
В домонгольский период на Руси были созданы оригинальные учебные руководства, как-то «Учение им же ведати человеку числам всех лет». Оно составлено Кириком Новгородцем и является выдающимся средневековым трактатом, обладающим высокими математическими и литературными достоинствами.
В знаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом памятнике Киевской Руси — обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах. Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например, вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.
В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям, как обеспечить физический рост и здоровье, нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать строго, но и ласково.
Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать не отшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь к людям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, который знал иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце свое грамотицу».
Просвещение и образование достигли в Киевском государстве высокого уровня благодаря усилиям единой древнерусской народности, распавшейся в период монголо-татарского завоевания на три самостоятельных народа: великорусов, украинцев, белорусов, сохранивших навечно воспоминание о прежнем единстве и всегда тяготевших к нему.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Новая тренировочная работа №5 ОГЭ 2021 статград по истории 9 класс ответы и задания для тренировочных вариантов ИС2090501, ИС2090502, ИС2090503, ИС2090504. Официальная дата проведения работы 29.04.2021 (29 апреля 2021 года).
Ссылка для скачивания вариантов (ИС2090501-ИС2090502): скачать задания
Ссылка для скачивания вариантов (ИС2090503-ИС2090504): скачать задания
Ссылка для скачивания всех ответов и критериев: скачать ответы
Тренировочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 24 задания. Часть 1 содержит 17 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
Тренировочная работа №5 ОГЭ 2021 статград по истории 9 класс решать варианты онлайн:
Вариант ИС2090501 сложные задания и ответы:
2)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) подписание Парижского мира 2) убийство Александра II 3) создание организации «Чёрный передел» 4) отмена военных поселений
Ответ: 1432
3)Запишите термин, о котором идёт речь. Участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ, организовавшие восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Ответ: декабристы
4)Какие из перечисленных городов вошли в состав Московского княжества в первой половине XVI века? Найдите в приведённом списке два города и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Тверь 2) Псков 3) Астрахань 4) Новгород 5) Рязань
Ответ: 25
5)Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к периоду правления Николая Первого 1) славянофилы; 2) Священный союз; 3) теория официальной народности; 4) «Освобождение труда»; 5) губерния. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
Ответ: 4
6)Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) К началу монгольского нашествия на территории Древнерусского государства сформировалось около 50 княжеств и земель. 2) Киевское княжество до середины XII века формально продолжало оставаться политическим центром русских земель. 3) Русские князья соперничали за киевский престол, а Киевский князь продолжал распоряжаться Туровским, Переяславским, Владимироволынским княжествами. 4) В XII веке на Руси шёл процесс образования удельных княжеств.
Ответ: 4123
10)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме селение, название которого пропущено в тексте. «В июле в войну с Пруссией вступила Россия. Русская армия во главе с генерал-фельдмаршалом С.Ф. Апраксиным направилась в Восточную Пруссию и заняла Мемель, Тильзит и другие города. Перед ней была поставлена задача взять столицу Восточной Пруссии Кёнингсберг, возле которого находилась 40-тысячная прусская армия. 19 августа у небольшого селения __________ состоялось одно из крупнейших сражений войны, в ходе которого прусская армия была разбита. <…> Новым командующим армией был назначен генерал В.В. Фермор. Уже через месяц ему удалось занять Кёнигсберг и всю Восточную Пруссию».
Ответ: 2
14)В создании какого из приведённых памятников культуры принимал участие М.П. Мусоргский? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Ответ: 1
15)Участником какого из перечисленных событий, процессов был Симон Боливар? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
Ответ: 4
16)В ходе какого из перечисленных событий, процессов произошла битва при Пуатье? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
Ответ: 2
17)К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события или процесса. «Пришли к нему сатрапы из новых городов и завоёванных земель; с ними прибыло около 30 000 юношей, вошедших в тот возраст, о котором говорили, что это «потомки». У них было вооружение и обучены они были военным приёмам. Великой печалью было видеть на царе мидийскую одежду; заключение браков по персидскому закону пришлось многим не по душе, в том числе и некоторым женихам, хотя они получили высокую честь оказаться наравне с царём. Огорчало и то, что сатрап Персии перенял и персидский наряд, и персидский язык на радость царю, с удовольствием глядевшему на это превращение в варвара. Огорчало и то обстоятельство, что конные бактрийцы, согды, арахоты, заранги, арии, парфяне были зачислены в конницу «друзей».
Ответ: 1
21)Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) Медного бунта? – ослабление стрелецкого войска – утверждение династии Романовых на престоле – война с Речью Посполитой – победа в Северной войне Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом Медного бунта.
22)Прочитайте текст по истории, который содержит две фактические ошибки. «В 912 году Игорь по настоянию дружины отправился за данью к древлянам. Древляне не стали перечить князю. Однако по возвращении Игорю показалось, что плата невелика. Князь отпустил большую часть дружины и вернулся с новым требованием дани. На этот раз древляне возмутились – ведь князь грубо нарушил договор. Древляне перебили княжеских дружинников и жестоко расправились с князем. После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга. Она отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня установила точный размер дани – уроки и места её сбора – полюдье. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди».
23)Существует точка зрения, что сословная политика Екатерины II и Павла I имела существенные различия. Приведите не менее двух различий.
24)Стремясь защитить независимость Новгородской республики, князь со своей дружиной и отрядами новгородцев и ладожан атаковал шведский лагерь у устья Ижоры и одержал блестящую победу. После этой битвы князя изгнали из Новгорода. 1. Назовите князя, о котором идёт речь. 2. Укажите название сражения, о котором идёт речь. 3. Почему князя изгнали из Новгорода? Укажите одну причину.
Вариант ИС2090502 сложные задания и ответы:
2)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) отставка М.Т. Лорис-Меликова с поста министра внутренних дел 2) введение всесословной воинской повинности 3) подписание Сан-Стефанского мирного договора 4) отмена крепостного права
Ответ: 4231
3)Запишите термин, о котором идёт речь. Система организации войск в России в первой половине XIX века, сочетавшая военную службу с занятием сельскохозяйственным трудом, с целью подготовки обученного резерва войск без увеличения расходов на вооружённые силы.
Ответ: военные поселения
4)Какие из перечисленных событий (процессов) произошли во второй половине XVI века? Найдите в приведённом списке два события (процесса) и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) битва на реке Сити 2) «стояние» на Угре 3) битва при Молодях 4) присоединение Западной Сибири к Российскому государству 5) подписание Деулинского перемирия
Ответ: 34
5)Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением одного, относятся к периоду контрреформ в Российской империи. 1) земский начальник; 2) Святейший синод; 3) Государственная дума; 4) «Освобождение труда»; 5) губерния. Найдите и запишите порядковый номер термина (названия), «выпадающего» из данного ряда.
Ответ: 3
6)Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. 1) В XII веке Киевское княжество утратило роль политического центра Древнерусского государства. 2) Между половецкими ханами и русскими князьями иногда устанавливались родственные отношения. 3) Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский, организовав поход на Киев, в результате которого Киев был взят штурмом и разграблен, остался княжить во Владимире. 4) В XIII веке половцы не всегда состояли во враждебных отношениях с русскими князьями.
Ответ: 1342
10)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в тексте. «Третий этап был самым массовым по составу участников. Это был «крестьянский» этап. Крестьянские восстания заполыхали теперь не только в местах действий армии восставших, но и на правобережье Волги. Восставшие заняли ряд волжских городов, которые, однако, под напором правительственных войск были вынуждены затем оставить. Для пополнения своего войска они устремились на юг. Армия восставших подошла к _______, но овладеть им не смогла и была разгромлена. Переправившись на левый берег Волги с небольшим отрядом, [предводитель восстания] был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в восстании.…»
Ответ: 4
14)В создании какого из приведённых памятников культуры принимал участие А.А. Иванов? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Ответ: 3
16)В ходе какого из перечисленных событий, процессов вандалы и аланы проникли в Испанию? Укажите порядковый номер этого события или процесса.
Ответ: 2
17)К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого событий, процессов. «…Все ценности, какие находили в городе, сносили в одно место; количество их было невелико, и ходила молва, что мексиканская казна была брошена в озеро; впрочем, о многих ценностях мог бы рассказать экипаж бригантин, и немалое количество ушло вместе с нашими союзниками. Но королевские казначеи громко заявляли, что произошла утайка. Кортес не соглашался; когда же стали поговаривать, что он поступает так из собственных интересов, чтоб захватить сокровища самому, он перестал, к сожалению, противиться. Князей пытали, и они заявили, что все ценности, равно как и добыча, были потоплены за четыре дня до бегства. Но как ни ныряли, ничего не нашли. Что касается меня, то я не думаю, чтоб ценностей осталось много: большинство мы получили для нашего государя… Но общее положение улучшилось мало, а посему Кортес решил новые средства извлечь из провинций, учредив там ряд колоний…»
Ответ: 3
19)Автор настаивает на необходимости быстрейшего заключения мирного договора. Приведите два объяснения такой позиции, указанных автором.
21)Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) принятия Соборного уложения? – необходимость создания сословно – представительного органа власти – Земского собора стремление монарха опереться на дворянство в условиях социальных волнений – борьба России за вход в Чёрное море – раскол Русской Православной церкви Объясните, как выбранное Вами положение связано с принятием Соборного уложения.
22)Прочитайте текст по истории, который содержит две фактические ошибки. «В 968 году киевская флотилия вошла в устье Дуная. Святослав захватил ряд болгарских поселений, а город Константинополь объявил своей новой столицей. Весной 971 года против Святослава двинулись лучшие войска Византии. Завязались ожесточённые бои, в ходе которых противники понесли большие потери. Это вынудило их начать переговоры. Византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой в обмен на обещание князя отступиться от Болгарии. Когда Святослав с небольшим отрядом возвращался в Киев, половцы подстерегли его в засаде у днепровских порогов и убили. Хан приказал вставить череп Святослава в золотую оправу и использовал его на пирах в качестве чаши». Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
23)Существует точка зрения, что внутренняя политика Петра I и Елизаветы Петровны имели общие черты. Приведите не менее двух общих черт.
24)Узнав о том, что Мамай ведёт свои войска на Москву, Московский князь начал собирать войска и в состоявшейся битве одержал победу над ордынцами. Однако, несмотря на победу, вскоре Московскому княжеству пришлось возобновить выплату дани Орде. 1. Назовите князя, о котором идёт речь. 2. Укажите название сражения, о котором идёт речь. 3. Почему Московскому княжеству пришлось возобновить выплату дани? Укажите одну причину.
Другие тренировочные варианты ОГЭ 2021 по истории 9 класс:
Тренировочные варианты ОГЭ по истории 9 класс задания с ответами
04.03.2021 История 9 класс варианты ИС2090401 ИС2090402 ответы и задания статград ОГЭ 2021
Тест по истории Становление Древнерусского государства для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.
1 вариант
1. В списке перечислены полномочия князя в Древнерусском государстве. Найдите два лишних полномочия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защита населения от внешних врагов
2) решение споров и конфликтов у населения
3) распределение обязанностей в общине
4) обеспечение безопасности купцов
5) определение порядка исполнения религиозных обрядов
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
В Древнерусском государстве торговцы, или купцы, назывались словом __________.
3. Установите соответствие между событиями и датами.
События
А) призвание варягов
Б) объединение Киева и Новгорода
В) смерть князя Рюрика
Г) гибель князя Игоря
Даты
1) 882 г.
2) 879 г.
3) 862 г.
4) 945 г.
4. В списке представлены географические названия, которые относятся к торговому пути «Из варяг в греки». Найдите два лишних названия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Балтийское море
2) Белое море
3) Византия
4) Новгород
5) Киев
6) Итиль
5. Расположите в хронологическом порядке правления имена первых князей Древней Руси.
1) Олег
2) Рюрик
3) Игорь
4) Святослав
6. Установите соответствие между разными походами князей в Византию и событиями и датами, которые к этим походам относятся.
События и даты
А) 907 г.
Б) 941 г.
В) князь прибил щит к городским воротам Царьграда
Г) против дружины князя был использован «греческий огонь»
Походы
1) поход Олега
2) поход Игоря
7. О гибели какого князя рассказывает летописец?
«Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его».
1) Олега
2) Аскольда
3) Дира
4) Игоря
8. Выберите из списка три характеристики, которые относятся к правлению княгини Ольги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приняла христианство
2) крестила княжескую дружину
3) провела налоговую реформу
4) правила от имени мужа, когда. он уезжал в военные походы
5) окончательно покорила древлян
6) возглавила военные походы в Болгарию
9. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.
«…Но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые срама не имут. Если же побежим, — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь» … И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, и бежали греки».
1) Как называется данная летопись?
2) Как ещё называли «греков», которые «бежали» от Святослава?
3) В какое государство на реке Дунай ходил с военным походом князь Святослав?
10. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
1) призвание варягов
2) заключение первого договора с Византией
3) дунайские походы Святослава
4) объединение Новгорода и Киева
2 вариант
1. В списке перечислены властные структуры Древнерусского государства. Найдите два лишних названия. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) князь
2) купцы
3) дружина
4) вече
5) крестьяне-общинники
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
Форма правления, при которой власть передаётся по наследству, — это __________.
3. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
1) объединение Киева и Новгорода
2) начало правления Рюрика
3) начало правления Игоря
4) первый поход Олега в Византию
4. В списке представлены имена, даты, населённые пункты, которые относятся к образованию Древнерусского государства. Найдите два лишних наименования. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) 862 г.
2) 882 г.
3) Аскольд и Дир
4) Борис и Глеб
5) Новгород
6) Киев
5. Выберите из списка две даты договоров русских князей с Византией. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) 862 г.
2) 882 г.
3) 911 г.
4) 944 г.
5) 945 г.
6. О походе какого князя летописец рассказывал, что князь вытащил корабли на сушу и приказал поставить их на колёса, так что суда сами покатились к стенам Константинополя?
1) Аскольд
2) Дир
3) Олег
4) Игорь
7. Установите соответствие между термином и его значением.
Термины
А) уроки
Б) погосты
В) полюдье
Г) дружина
Значение
1) объезд князем территории с целью сбора дани
2) размер дани
3) воины, служилые люди
4) места сбора дани
8. Выберите из списка три характеристики, которые относятся к правлению княгини Ольги. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отомстила древлянам за гибель своего мужа, князя Игоря
2) возглавила войско при походе в Волжскую Булгарию
3) ввела уроки и погосты
4) крестила Древнерусское государство
5) подписала первый международный договор
6) первой из знати приняла крещение
9. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.
В походах не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все его остальные воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на Вы!».
1) О каком князе говорится в летописи?
2) Напишите имя матери князя.
3) Назовите племя, виновное в гибели князя.
10. Расположите в хронологическом порядке следующие события.
1) крещение княгини Ольги
2) Дунайские походы Святослава
3) объединение Новгорода и Киева
4) гибель князя Игоря
Ответы на тест по истории Становление Древнерусского государства
1 вариант
1-35
2-гости
3-3124
4-26
5-2134
6-1212
7-4
8-135
9.
1) Повесть временных лет
2) византийцы
3) Болгария
10-1423
2 вариант
1-25
2-монархия
3-2143
4-14
5-34
6-3
7-2413
8-136
9.
1) Святослав
2) Ольга
3) печенеги
10-3412
Ответом к заданиям этой части (1-34) является цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1 | :-,ПТЙЭД | I | 1. |
I I I I I I | |||
‘ Ж -. — | Г ь———- — J ‘ | I I I | 2. |
I I I I I I | |||
О | -z’τ7TΓΓΓΓ | I I | 3. |
I I I I I | |||
I | —— — Ti =≡ _ i | 1 I | 4. |
Кто в Новгородской республике являлся высшим должностным лицом, контролировал деятельность князя?
Кто из перечисленных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
1) Емельян Пугачев
2) Иван Болотников
3) Григорий Отрепьев
4) Степан Разин
В каком архитектурном стиле выстроена церковь Покрова в Филях?
3) нарышкинское барокко
4) классицизм
Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, о каком торговом пути идет речь.
«…а в верховьях Днепра — волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море… И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому морю ко Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река».
1) Великом шелковом пути 3) Великом волжском пути
2) из варяг в греки 4) из словен в хазары
Принятие установившей систему прохождения государственной службы «Табели о рангах» относится к царствованию
1) Петра I
2) Елизаветы Петровны
3) Екатерины II
4) Павла I
Что было одной из причин отставки и ссылки М. М. Сперанского в марте 1812 г.?
1) протест Сперанского против Тильзитского договора и союза с Наполеоном
2) участие Сперанского в заговоре декабристов
3) недовольство деятельностью Сперанского со стороны консервативной части дворянства
4) Участие Сперанского в убийстве Павла I
7. Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, чье царствование характеризует историк.
«Я не разделяю довольно обычного пренебрежения к значению этого кратковременного царствования… это царствование органически связано как протест — с прошедшим царствованием матери, а как первый неудачный опыт новой политики, как назидательный урок для преемников — с будущим.
Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями — его главной задачей».
1) ПетраI 3) Александра!
2) Павла I 4) Николая I
8. Современником императора Николая II был
1) Е. Ф. Канкрин 3) Н. Н. Новосильцев
2) С. Ю. Витте 4) А. А. Аракчеев
9. Что было одним из. проявившихся в 1880-х гг. последствий убийства императора Александра II?
1) переход России к конституционному правлению
2) установление в России республики
3) династический кризис в России, спор о престолонаследии
4) ужесточение внутриполитического курса
10. Прочтите отрывок из дневника Е. В. Богданович и определите год, к которому он относится.
«16 мая. Сегодня пришли ужасные вести, писать их страшно: 12 русских военных судов погибло. Не вспомню все имена, называли: «Ослябя», «Наварин», «Уралец», «Камчатка». Погибли также два контрминоносца и два транспорта…
17 мая. В Каком тяжелом положении в эту минуту находишься. Никаких вестей от Рожественского, кроме тех, которые вчера ходили со слов депеш, полученных из Вашингтона и Токио, что вся наша эскадра погибла, что адмирал Небогатов в плену; называли суда береговой обороны и 3 тыс. человек русской команды, которые тоже в плену у японцев ».
1) 1898 г. 3) 1905 г.
2) 1903 г. 4) 1907 г.
■?7 jr=2v — L j I I I I I I 1 I | 11. | Какое из названных событий культуры относится к первому десятилетию XX в.? 1) первая премьера оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» 2) открытие Парижских (Русских) сезонов С. П. Дягилева 3) открытие Малого театра в Москве 4) создание театра «Современник» под руководством О. Н. Ефремова | ||
12 | .≡s | I I I I I I I I | 12. | Кто из перечисленных государственных деятелей СССР занимал пост наркома иностранных дел в 1930-х гг. и выступал за создание системы коллективной безопасности? 1) А. И. Микоян 3) М. М. Литвинов 2) Л. П. Берия 4) М. И. Калинин |
JL-S .7 ^’ ≥. .t ⅛z<LC√ √,.⅛.⅛√ | < {31j3j4]’ | I I I I I I I I | 13. | Последствием беспорядков в Петрограде в феврале 1917 г. стало 1) установление «диктатуры сердца» М. Т. Лорис-Меликова 2) отречение Николая II 3) учреждение Государственной думы 4) убийство Г. Е. Распутина |
I 14 | . ∙≡j | I I I I I I I | 14. | 5-6 декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной Армии под 1) Киевом 3) Ленинградом 2) Москвой 4) Сталинградом |
L 15■_ | I I I I I I I | 15. | Кто из перечисленных полководцев Великой Отечественной войны возглавлял один из фронтов, армии которого штурмовали Берлин? 1) Н. Ф. Ватутин 3) И. С. Конев 2) А. М. Василевский 4) К. А. Мерецков | |
: ⅛¾⅜P-^ | -Γ»—≡-bj-:———- J» | I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I | 16. | Прочтите отрывок из воспоминаний Г. П. Чумакова и определите, к какому году они относятся. «С середины мая с Керченского полуострова стали приходить тревожные вести. Бои там достигли наивысшего напряжения. Чувствовалось приближение катастрофы… Началась большая работа по укреплению Севастополя. Собственно, она и не прекращалась все время. Но сейчас оборонительные рубежи стали вновь усовершенствовать… Среди солдат многие помнили Первую мировую и Гражданскую войны. «Помереть, так помереть… что же, только с пользой». На политзанятиях сообщались сведения о наших силах и возможностях, о том, что мы можем и должны отстоять Севастополь. Отступать некуда: позади море… В конце мая усилились налеты авиации противника на Севастополь, началось авиационное наступление немцев на город… Развернулись ожесточенные воздушные бои». 1) 1941г. 3) 1943 г. 2) 1942 г. 4) 1944 г. |
К периоду 1945-1953 гг. относится
1) денежная реформа и отмена карточек
2) провозглашение курса на ускорение
3) начало реформ А. Н. Косыгина
4) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности
Что было одним из последствий внешнеполитического курса М. С. Горбачева?
1) создание Совета экономической взаимопомощи
2) «Бархатные революции» в Восточной и Центральной Европе
3) роспуск НАТО
4) исламская революция в Иране
Прочтите отрывок из письма в газету «Правда» и укажите год, в который оно было написано.
«Я — коммунист с 1944 г. Партия научила меня ориентироваться в обстановке, я понимаю ее политику и провожу ее в жизнь. Но факт предательской деятельности Берия не могу уяснить. Как могло случиться, что Берия — презренный враг партии и народа — на протяжении длительного времени мог занимать такой высокий государственный и партийный пост?
…Желательно, чтобы весь судебный процесс подробно был опубликован в печати ».
1) 1949 3) 1962
2) 1953 4) 1964
Какое из названных событий в истории отечественной науки и техники относится к 1950-м гг.?
1) спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин»
2) присуждение Нобелевской премии И. П. Павлову
3) эпопея «челюскинцев»
4) создание орбитальной космической станции «Мир»
Что является одним из последствий проведенной в 1990-х гг. приватизации?
1) появление слоя очень богатых людей — олигархов
2) снижение доли иностранных капиталов в промышленности
3) стабильное развитие крупных промышленных предприятий
4) переход большинства предприятий в собственность рабочих коллективов
Расположите понятия в хронологической последовательности их появления. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) пожилое
2) Земский собор
3) митрополит
4) гвардия
5) «Русская Правда»
23. Какие три правителя взошли на престол в результате дворцовых переворотов? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Петр II
2) Екатерина I
3) Елизавета Петровна
4) Иоанн VI
5) Петр III
6) Екатерина II
24. Установите соответствие между политическими партиями начала XX в. и их лидерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ
А) Союз 17 октября
Б) РСДРП
В) Конституционно-демократическая партия
Г) Партия социалистов-революционеров
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук
Вами.
25. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду перестройки в СССР (1985-1991).
1) Народный депутат, 2) гласность, 3) федеральный округ,
4) Кооперация, 5) ГКЧП, 6) ускорение.
Найдите и запишите порядковый номер термина, выпадающего из данного исторического периода.
Ответ: ____________________________________
26. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).
В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями, несших государственные повинности, называли.
Ответ: ____________________________________
27. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Император | Война | Событие |
Александр II | Русско-турецкая 1877-1878 гг. | ___________ __(А) |
______________ (Б) | Русско-японская | ______________ (В) |
Николай I | ______________ (Г) | ______________ (Д) |
Александр I | Отечественная война 1812 г. | (E) |
Пропущенные элементы:
1) Александр III
2) Николай II
3) Крымская война
4) Первая мировая война
5) русско-иранская война 1804-1813 гг.
6) Смоленское сражение
7) оборона Шипки
Мукденское сражение
9) оборона Севастополя
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
28. . Прочитайте отрывок из документа.
« Это… немецкое наступление не застало наши войска врасплох. Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов… В ожесточенных боях наши войска измотали и обескровили отборные дивизии немцев и последующими решительным контрударами не только отбросили врага и полностью восстановили положение, занимавшееся ими до 5 июля, но и прорвали оборону противника, продвинувшись в сторону Орла от 15 до 25 км».
Опираясь на содержание отрывка и знания по истории, укажите три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) в документе речь идет о Курской битве
2) эта битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны
3) эта битва началась оборонительными боями, а затем переходом Красной Армии в наступление
4) в ходе этой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны под Прохоровкой
5) битва состоялась летом-осенью 1942 г.
6) в ходе этой битвы в окружение попали 22 немецкие дивизии в районе г. Калач
Рассмотрите схему и выполните задания 29-32.
Olf_______ _ ____
L ПОЛК ЛЕЙОЙ РУКИ с
1-с положение русских сил в баю ¾¾⅞∕55S2-с положение русских сил MMBBBi 1-е положение войск Орды
* _ «_»»П 2-с положение войск Орды
Ждест^ецб
НА.,T IMPlIlHHf4
/У
БОЛЬШОЙ ПОЛК
ОЛК ПРАВОЙ
X Сабуров ⅞ ∙⅛⅛=
МАМЫ
29. Укажите название битвы, обозначенной на схеме.
Ответ: ____________________________________
30. Укажите (в буквенном виде) век, в котором произошла данная битва.
Ответ: ____________________________________
31. Кто возглавлял противостоящее Мамаю русское войско?
Ответ: ____________________________________
32. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три верных суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) результатом битвы стал рост авторитета московского князя
2) в итоге этой битвы Русь полностью освободилась от ордынской зависимости
3) государство Золотая Орда прекратило свое существование
4) полностью прекратились набеги ордынцев на русские земли
5) события битвы отражены в древнерусском произведении «За — донщина»
6) благословил на эту битву московского князя Сергий Радонежский
Рассмотрите изображение и выполните задания 33 и 34.
33.
Какие суждения о российской императрице, изображенной на картине художника А. Антропова, и времени ее правления являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) на картине изображена императрица Екатерина II
2) правление этой императрицы приходится на вторую половину XVIII в.
3) императрица взошла на престол как законная наследница династии Романовых
4) в годы ее правления Россия стала империей
5) В годы ее правления был открыт Московский университет
34. Какой из представленных ниже архитектурных памятников был создан в годы правления этой императрицы? Запишите цифру, которой этот памятник обозначен.
Ответ:
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (35-40) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (35, 36 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 35-37. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода..
Из сочинения В. О. Ключевского
«[Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для защиты Киевской земли от набегов из степи, а потом с соединенными силами разных племен предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора… [Князя]… дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии Днепра-ВолхОва, т. е. обыватели больших торговых городов Руси. По крайней мере в летописном рассказе о походе [князя] читаем, что кроме подвластных [ему] племен в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно
К нему присоединившиеся, отдаленные дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо — восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и далекие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие… Этот общий интерес и соединил прибрежные торговые города под властью князя киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него… значением Киева».
35. О каком князе идет речь? Укажите время его правления.
36. Как историк объясняет причины, по которым князь получил содействие в своей политике не только подвластных ему, но и других восточнославянских племен? Приведите не менее двух положений.
37. На основе текста и знаний по курсу истории укажите не менее трех задач, решаемых данным князем в годы его правления.
38. 14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло вооруженное выступление участников тайных обществ, которые вывели на Сенатскую площадь гвардейские воинские части. Они рассчитывали воспользоваться ситуацией междуцарствия, сложившейся в результате отказа Константина Павловича занять престол, и навязать его младшему брату — Николаю Павловичу — свои условия — программу преобразования империи в либеральном духе. Некоторые положения этой программы (отмена крепостного права, например) могли бы встретить поддержку у народа. Но выступление декабристов закончилось поражением. Приведите три объяснения поражению декабристов.
39. В исторической литературе существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из точек зрения на причины «застоя» в общественно-политической и экономической жизни СССР:
«Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ этой системы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1)…
2)…
40. Напишите исторический портрет А. Д. Меншикова.[I] Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их характеристику. Характеристика каждого из направлений деятельности должна включать основные факты, относящиеся к этим направлениям. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Тема
урока: Феодальная раздробленность на Руси.
Цели урока: познакомить учащихся с периодом феодальной
раздробленности Руси; выявить причины и последствия данных исторических
событий.
Задачи
урока:
Образовательная-
выяснить
причины раздробленности; выявить положительные и отрицательные последствия
раздробленности.
Развивающая- способствовать
развитию умения прослеживать причинно – следственные связи, работать с текстом
учебника, историческим документом, картой; выстраивать логические цепочки,
выдвигать умозаключения; выделять главное в объяснении учителя.
Воспитательная-
создавать
условия для воспитания у учащихся чувства патриотизма.
Регулятивные
УУД:
характеризовать, соотносить, анализировать текст, чтобы правильно определять
особенности для дальнейшей классификации, самостоятельно принимать решения;
Коммуникативные
УУД:
правильно применить речевые средства используемые в соответствии с целями и
задачами коммуникаций, чтобы правильно выражать свои эмоции, мысли, а также
развивать навыки работы в группе, умение слушать одноклассников;
Личностные
УУД-
способствовать развитию интереса к изучению истории Отечества, патриотизма, а
также правильно характеризовать деятельность исторических личностей.
Оборудование: учебник,
карта периода феодальной раздробленности Руси, контурные карты и атласы,
дополнительный материал для работы в группах, презентация.
Ход
урока.
1. Организационный
момент(приветствие, проверка присутствующих)
2. Мотивационно-
целевой этап(проверка домашнего задания).
Эпиграф
урока:
В
монастырской келье узкой
В
четырех глухих стенах
О
земле о древнерусской,
Быль
записывал монах.
Он
писал зимой и летом,
Озарённый
тусклым светом,
Он
писал из года в год
Про
великий наш народ
Давайте вспомним, что писал монах Нестор в
«Повести временных лет» о ранней истории нашего народа.
Послушайте
извлечения из Повести временных лет монаха Киево-Печерского Нестора и
определите, о каких событиях говорится в этих отрывках?
1. «Земля
наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
(Призвание варягов).
2. «Затем
послал князь по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь
то богатый или бедный, или нищий или раб – будет мне врагом». (Крещение Руси).
3. «В тот
год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельдаизоделись оружием и одеждой, а мы
наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам. И послушал их
Игорь, пошел за данью, и прибавил к прежней дани новую». (Восстание
древлян).
4. «Уже
нам некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые
сраму не имут». (Походы князя Святослава).
5. «Пошел
Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем
Коганом, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и
Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…» (Уничтожение Святославом Хазарского
каганата).
Найти соответствие между первыми
киевскими князьями и датами правления:
| Даты |
1) Игорь | А) 1019- |
2) Ярослав | Б) 862 |
3) Рюрик | В) 882-912 |
4) Олег | Г) 1125-1132 |
5) Мстислав | Д) |
Ключ к заданию:(1-Д,
2-А, 3-Б, 4- В, 5-Г)
Найти соответствие между первыми
киевскими князьями и событиями:
| События |
1) Владимир | А) Уничтожение |
2) Игорь | Б) Объединение |
3) Святослав | В) Восстание |
4) Олег | Г) Крещение |
5) Владимир | Д) съезд |
Ключ к заданию:
(1-Г, 2-В, 3-А, 4- Б, 5-Д)
Определить
направления деятельности киевских князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого и
Владимира Мономаха:
Направления | Первые (заполняют |
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
5) | |
6) |
Ответы: Владимир
Святой- 1, 3; Владимир Мономах- 4; Ярослав Мудрый- 2,5,6.
3. Изучение
новой темы.
Комментарий
учителя:
Ребята,
давайте вспомним, к чему призывал Владимир Мономах в написанном им «Поучении»?
(Ответы: Владимир
Мономах завещал жить в мире и согласии, творить добро, не держать зла и не
иметь злых, жестоких мыслей).
Хорошо,
а как вы думаете, в первую очередь к кому было обращено это послание?
(Ответы: к детям и
внукам, настоящим и будущим удельным князьям)
Да,
все правильно, а почему? Отчего стремился уберечь Владимир Мономах своих
потомков?
(Ответы: от
княжеских разорительных междоусобиц, князь стремился предостеречь от повторения
событий, предшествовавших Любеческому съезду князей)
Молодцы,
все верно, а теперь подумайте, удалось ли потомкам Владимира Мономаха выполнить
его завещание жить в мире и согласии?
(Ответы: сын
Владимира Мономаха- Мстислав Великий выполнил завещание отца, но в дальнейшем усобицы
на Руси возобновились с новой силой)
Да,
к сожалению, после смерти в 1132 г. Мстислава Великого Русь окончательно
распалась на несколько частей. Наступило время, которое летописец
охарактеризовал горькими словами «Раздрася вся Русская земля».
Итак, в середине XII
в. Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств. Давайте разберемся в
причинах, которые привели к этому. Учитель подводит
учащихся к выполнению данного задания, используя педагогический прием
«Фишбоун». На доске чертит схему, затем ученики формируют «скелет», поочередно
вписывая причины феодальной раздробленности, таким образом отвечая на
поставленный вопрос.
порядок управления в | неудачный порядок | упадок Киева в связи с внешней |
Проблема:Выводы:
Причины распада Древней Руси
Раздробленность на Руси была неизбежна
(«голова
рыбы»)
(«хвост»)
рост новых городов | основой богатства бояр | упадок торгового пути «из варяг в | натуральное хозяйство | Отсутствие тесных торговых связей |
Работа
с картой (учитель показывает на карте, ученики находят в атласе):
Задания учащимся в
контурных картах:
1) Закрасьте разными цветами территории
княжеств и земель, которые появились в XII в,подпишите
их названия.
2) Нанесите на карту город, который продолжал считаться столицей, подпишите его
название.
Учитель организует проблемную беседу и формулирует
проблемный вопрос урока:
Как отразилась феодальная раздробленность на
развитии русских земель? Можно ли утверждать, что феодальная раздробленность
принесла на Русь только негативные или только позитивнее последствия?
Ученики делятся на группы, одна должна определить
положительные стороны феодальной раздробленности на Руси, вторая- отрицательные.
Каждая группа работает с источниками информации: учебником, текстом «Слова о
полку Игореве» и готовит развернутый ответ на поставленные задачи. Затем
представители каждой группы поочередно выходят к доске и заполняют следующую
таблицу, остальные ученики делают соответствующие записи в рабочих тетрадях:
Положительные стороны феодальной раздробленности | Отрицательные последствия |
рост | постоянные |
складывание | дробление |
культурное | ослабление |
— | отсутствуют тесные экономические и торговые связи между |
— | княжества не хотят подчиняться Киеву, стремятся к |
Выводы:
таким образом, отрицательных последствий феодальной раздробленности оказалось
больше, чем положительных сторон. Вследствие ослабления обороноспособности и
утраты политического единстварусские княжества в первой половине XIII
века окажутся перед новой внешней угрозой и не смогут ей противостоять, что
приведет к тому, что русские земли окажутся на 240 лет в зависимости от Золотой
Орды. Но об этом мы узнаем чуть позже.
Комментарий
учителя: и все же, несмотря на все вышеуказанные
процессы, русские люди продолжали себя ощущать единой нацией, сохранилось
понятие Русской земли. Давайте вместе подумаем, какие факторы этому
способствовали.
Ответы
учащихся:
-люди говорили на
одном языке;
— исповедовали
одну веру- православие;
— у русской
православной церкви был единый глава- митрополит;
— на всей
территории Руси действовали законы Русской Правды;
— проживали
представители единой древнерусской народности.
Комментарий
учителя: все верно, молодцы. А теперь выделим
экономические и политические черты, присущие каждому княжеству в отдельности.
Ответы
учащихся:
— в каждом
княжестве были собственные войско, деньги, меры веса и длины;
— собственная
княжеская династия;
— велась
самостоятельная внешняя политика, направленная на расширение собственных земель.
Комментарий
учителя: ребята, а теперь давайте посмотрим
на процессы феодальной раздробленности на Руси глазами современника –
летописца, создателя великолепного памятника древнерусской литературы- «Слова о
полку Игореве». На уроках литературы вам еще предстоит познакомиться с этим
произведением. Известны литературные переводы со старославянского на
современный русский язык В.А. Жуковского, Н.А. Заболоцкого, Д.С. Лихачева. «Слово
о полку Игореве» повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря
Святославовича против половцев в 1185 г. Описание этого похода служит автору
поводом для размышления о судьбе Русской земли. Ставится вопрос: почему войско
князя было разбито половцами? Используя текст «Слова…», давайте найдем ответы
на вопросы, поставленные автором.
Ответы
(цитаты из «Слова…»): «Из-за усобиц ведь
началось началось насилие от земли половецкой!», «Не вздымайте более стягов
своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую
славу».
Таким
образом, автор, обращаясь к современным ему
князьям, ставил им в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира
Мономаха, при которых Русь была единой и непобедимой.
Безусловно, самым
ярким моментом «Слова…», настоящей поэмой является «Плач Ярославны», песнь
княгини по погибшему мужу. Давайте прочитаем отрывок из «Слова…» в переводе Н.А.
Заболоцкого:
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
— Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?
КняжнаЕфросинья Ярославовна воссоздана во множестве художественных образов, ее
портрет писали И.С. Глазунов, В.Г. Перов и другие художники- см. слайды:
«Ярославна» И.С.Глазунов, 1986, Московская государственная картинная галерея народного
художника СССР Ильи Глазунова.
«Плач Ярославны» В.Г.
Перов, 1881, частная коллекция
Поход новгород-северского
князя против половцев изображен на картине Н.К. Рериха «Поход Игоря» 1941,
Государственный Русский музей (см.слайд):
4. Закрепление:
Тест
по теме «Феодальная раздробленность русских земель»
Вариант
1.
1.
Что
означало выражение «Пусть каждый держит отчину свою?»
1)
прекращение
междоусобиц
2)
право
князей определять вероисповедание своих подданных
3)
прекращение
совместных военных действий против половцев
4)
начало
периода феодальной раздробленности
2.
Выражение
«Раздрася вся Русская земля» возникло в :
1)
X в.
2)
XI в.
3)
XII в.
4)
XIII в.
3.
Каково
было последствие феодальной раздробленности:
1)
развитие
хозяйственной и культурной жизни
2)
уничтожение
феодальных отношений
3)
ликвидация
половецкой опасности
4)
прекращение
междоусобных войн
4.
В
отличие от времени княжения Ярослава Мудрого в период феодальной
раздробленности:
1)
на Руси
существовали единые меры длины и веса
2)
в
каждом княжестве говорили на своем языке
3)
в
городах возникло летописание
4)
каждое
княжество самостоятельно определяло свою внутреннюю политику
5.
Какое
произведение посвящено неудачному походу на половцев в 1185 г:.
1)
«Повесть
временных лет»
2)
«Житие
Бориса и Глеба»
3)
«Слово
о законе и благодати»
4)
«Слово
о полку Игореве»
6.
Крупное
земельное владение, передаваемое по наследству, называлось_____________________________
Вариант
2.
1.
Что
означало выражение «Раздрася вся Русская земля»?
1)
наступление
периода феодальной раздробленности
2)
рост
крестьянских выступлений
3)
возникновение
феодального строя
4)
переход
от родовой общины к соседской
2.
На
Руси феодальной раздробленности окончательно установилась в:
1)
X в.
2)
XI в.
3)
XII в.
4)
XIII в.
3.
Каково
было последствие феодальной раздробленности?:
1)
прекращение
строительства новых городов
2)
упадок
вотчинного землевладения
3)
ликвидация
княжеской власти
4)
усиление
междоусобиц
4.
В
отличие от времени княжения Ярослава Мудрого в период феодальной
раздробленности:
1)
каждое
княжество самостоятельно осуществляло свою внешнюю политику
2)
в
каждом княжестве существовало свое вероисповедание
3)
прекратились
набеги кочевников
4)
перестали
судить по законам «Русской Правды»
5.В
«Слове о полку Игореве» рассказывается о:
1)
гибели князя Игоря в 945 г.
2)
походе новгород-северского на половцев
3)
взятии города Константинополя русским войском
4)
призвании варягов на Русь
6.
Владения младших членов княжеского рода назывались______________________
Ключи
к тестам.
Варианты/вопросы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 4 | 3 | 1 | 4 | 4 | вотчина |
2 | 1 | 3 | 4 | 1 | 2 | уделы |
Тест
повышенной сложности.
1.
Была ли
феодальная раздробленность закономерным или случайным явлением? Объясните свой
ответ.
2.
Некоторые
историки объясняют возникновение феодальной раздробленности жадностью князей.
Согласны ли вы с этим утверждением? Объясните свой ответ.
3.
Выделите
общие черты в деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.
4.
Прочитайте
отрывок из сочинения русского историка. Где происходили описываемые события?
Приведите доказательства из документа.
«Ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного. Со всех сторон
бежали к Святой Софии решить судьбу Отечества. Первым определением сего шумного
веча было изгнать Ярослава….. вручили князю грамоту обвинительную: «Для чего
завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и
Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да будет ныне конец твоему господству?»
5.
Прочитайте
отрывок из сочинения русского историка. Где происходили описываемые события,
какими выдержками из текста это подтверждается? Обоснуйте свое мнение.
«Пользуясь близостью своей к вечевой площади, славяне в доспехах «подсели» на
вече и разогнали безоружных заречан Софийской стороны, многих бояр
избили……Волховский мост разметали…. Однако много сел у славян пограбили, много
и невиновных людей погибло, посадничество дали третьему боярину и на том помирились».
Ответы
к тесту повышенной сложности.
1.
Феодальная
раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и
социально-политического развития. Ее причины: господство натурального
хозяйства; упадок торгового пути «из варяг в греки» и падение значения Киева;
развитие вотчинного землевладения; отсутствие твердого и определенного порядка
наследования; создание и укрепление аппарата д
2.
Причины
возникновения феодальной раздробленности: господство натурального хозяйства;
упадок торгового пути «из варяг в греки» и падение значения Киева; развитие
вотчинного землевладения; отсутствие твердого и определенного порядка
наследования; создание и укрепление аппарата доку
3.
Князья
Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский проводили активную политику, целью которой
было укрепление и расширение территории Владимиро-Суздальского княжества.
Князья основывали новые города, организовывали военные походы, в том числе
против Киева.
4.
В
отличие от Юрия Долгорукого целью Андрея Боголюбского никогда не был киевский
престол, свое внимание он сосредоточил на возвышении Владимиро-Суздальского
княжества и укреплении собственной власти.
5.
Доказательством
того, что описываемые события происходили в Новгороде, служит упоминание о
вече, которое обладало верховной властью, имело право приглашать князей из
других земель, заключать с ними договор, предъявлять им обвинения и, в случае
нарушения договора, изгонять из Новгорода. Дополнительным подтверждением
является упоминание о храме Святой Софии.
6.
События,
описанные в документе, произошли в Новгороде Великом. Река Волхов делила
Новгород на две половины или стороны; первая называлась Торговой, вторая носила
название Софийской с тех пор, как в конце X века, по принятии христианства
Новгородом, на этой стороне был построен храм Святой Софии. Обе стороны
соединялись мостом через реку Волхов. В документе упомянуто вече. Одной из
функций новгородскоговече, которое обладало верховной властью в Новгороде, был
выбор посадника.
Домашнее
задание: параграф 12 учебника, вопросы и задания на
стр. 107. Задание повышенной сложности: напишите эссе на темы: «Можно ли было
предотвратить наступление феодальной раздробленности на Руси? Свой ответ
обоснуйте».