Укажите личные местоимения какие существительные соответствуют им по значению продолжите рассказ

Методическая разработка раздела образовательной программыпо русскому языкуличные местоимения работу выполнила: учитель моу сеченовской сш малугина л.и. сеченово 2016содержание 1.пояснительная

Методическая разработка раздела

образовательной программы

по русскому языку

«Личные местоимения»

                                                                                         Работу выполнила:

  учитель МОУ Сеченовской СШ

                                                                                          Малугина Л.И.  

Сеченово – 2016

Содержание

         1.Пояснительная записка—————————————————3

         2. Цели и задачи раздела—————————————————-5

         3.Ожидаемые результаты—————————————————6    

         4.  Технология и формы организации  деятельности —————-7
        5.  Планирование раздела—————————————————22
        6.  Разработка урока———————————————————23
        Список  литературы———————————————————28
                        1.Пояснительная записка
Программа курса русского языка разработана на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
В обучении и общем развитии младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Так, курс грамматики  включает в себя изучение частей речи, сведения о составе слова, о предложении и др. Но характер, глубина и объём сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
Обучение русскому языку влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников.
Курс русского языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.
Работа по развитию речи на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей речевой культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что с приходом в школу ученики уже владеют  родным языком. Однако их речь требует совершенствования. Особенно, как показывает практика, с точки зрения употребления в речи местоимений в соответствии с нормами русского литературного языка. Необходимость изучения местоимений 1, 2, 3-го лица (личных местоимений) в начальных классах диктуется прежде всего тем, что в речевой практике дети широко пользуются всеми формами этих местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им» вместо с «ним», у «их» вместо у «них» и др.

Одна из задач изучения раздела «Личные местоимения» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным. Если же одно и то же местоимение повторяется подряд несколько раз, то оно становится таким же нежелательным, как и повторяющееся существительное. Тогда следует существительное заменять не местоимением, а синонимом к этому существительному.

Немаловажное значение имеют знания о личных местоимениях для успешного изучения сложной и большой темы «Глагол».

          Сознательное усвоение общего понятия о местоимениях 1,2,3-го лица                                              служит предпосылкой правильного употребления в речи, а также их   правописания.                  2. Цели и задачи раздела
Цель:
развитие  умений заменять имя существительное местоимением соответствующего ему лица и рода, осознанно употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Задачи:
1.Формировать представление о местоимении как части речи,
которая не называет предметы, а только указывает на них.
2. Познакомить учащихся с ролью местоимений в нашей речи, развивать их осознанное употребление.
3. Познакомить с особенностями личных местоимений .
4. Дать представление о склонении местоимений 1, 2 и 3-го лица.
5. Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.
6.Развивать орфографическую зоркость.
7. Формирование элементарных лингвистических компетенций.
8. Воспитание  интереса к родному языку, потребности пользоваться всем языковым богатством.
9. Полноценное  интеллектуальное развитие каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям.
10. Обеспечение необходимой и достаточной грамматической подготовки для дальнейшего обучения.
                     

3. Ожидаемые результаты

К концу обучения по теме «Личные местоимения» учащиеся
должны знать:
личные местоимения, склонение местоимений; предлоги перед местоимениями; правописание местоимений с предлогами;
должны уметь:
распознавать местоимения, определять их число и лицо; писать раздельно местоимения с предлогом; употреблять местоимения
в устной и письменной речи.
4. Технология и формы организации деятельности
Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы нам приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Что же принято понимать под методами обучения? Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Стараюсь создать обстановку сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельное выполнение заданий. Я выбираю такие методы и приёмы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению. Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы).
При изучении темы «Личные местоимения» в основном я использую в своей работе следующие группы методов:
1) Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2) Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
3) Практические методы: устные и письменные упражнения.
При отборе содержания сочетаю и меру трудности, и меру доступности. Стараюсь, чтобы на каждом уроке присутствовала новизна. Также использую и коллективные формы работы: групповая, парная и фронтальная
работа.
Так как развивающая система Л.В.Занкова предполагает самостоятельное добывание знаний учащимися, то ведущим методом в своей работе считаю частично- поисковый. При организации такой работы класс делится на группы, каждая из которых получает задание, затем делаются выводы. Добиваюсь от детей самостоятельности в суждениях, доказательствах.
Я работаю по учебно- методическому комплекту «Система Л.В.Занкова», где ученики знакомятся с личными местоимениями в начале 4 класса.
 Грамматическое своеобразие местоимений в отличии от других частей речи состоит, во-первых, в том, что они не называют предметов, а указывают на них в их отношении к говорящему лицу (личные местоимения), во-вторых, в грамматическом своеобразии их рода, числа. Высокая степень обобщенности этого понятия, а также разнородность языковых явлений, объединяемых в категории местоимения, делают данное понятие трудным для усвоения младшими школьниками. В школьном учебнике местоимение определяется так: «Слова: я, ты, он, она, мы, вы, они – местоимения. Местоимения указывают на предметы, но не называют их». Наряду со значением предметно- личных местоимений я знакомлю детей с их грамматическими особенностями: лицом, числом, изменением местоимений 3-го лица единственного числа по родам, сообщаю им, что местоимения (как и имена существительные) изменяются по вопросам (т.е. по падежам), употребляются как с предлогами, так и без предлогов.

Незначительное количество часов, отводимых программой, а также небольшой объём знаний о местоимении, подлежащих изучению, ориентируют учителя на организацию практического ознакомления учащихся с данной грамматической категорией. Таким образом, путём постепенных и регулярных упражнений, усваивается изменение местоимений, произношение и употребление в речи, их правописание, а также раздельное написание предлогов с местоимениями.

 Знакомство обучающихся с понятием «местоимение» я организую следующим образом. Предлагается следующий текст:
 «Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая. Однажды сорока сказала ёлочке: «Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими как ты? А ты растёшь у всех на виду!»

Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «Я правильно тебя выбрал», — весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками.

Утром из дома лесника вышли мальчик и девочка. Они подошли к ёлочке. Мальчик сказал: «Теперь это будет наша новогодняя ёлочка. Мы будем так украшать её каждый год».
Для анализа данного текста  предлагаю вопросы и задания:

— Какую сказку вы вспомнили и кто ее автор? ( С. Михалков «Ёлочка»)

— Прочитайте первые два предложения. Кто это она? Из какого предложения вы это узнали? А если бы не было первого предложения, смогли бы вы догадаться, что речь идет о ёлочке? Почему? На кого же указывает слово она во втором предложении?

— К кому обращается с речью сорока? Прочитайте слова сороки. Каким словом называет сорока елочку, обращаясь к ней? (ты)

— Прочитайте второй абзац текста. Кто это он? Могли бы вы ответить на этот вопрос, если бы не было первого предложения. Почему? Чьи слова: «Я правильно тебя выбрал? Называет ли себя лесник по имени? А как он говорит о себе? (я)

-Прочитайте третий абзац. Кто это они? Из какого предложения вы узнали? На кого же указывает слово они? Прочитайте, что сказал мальчик. О ком он сказал, употребляя слово мы? Называет ли слово мы ребят по имени?
 Далее обучающиеся прочитывают выделенные слова в тексте, над которыми работали на уроке. Я сообщаю, что часть речи, к которой относятся эти слова, называется местоимением.
Содержание сообщаемых сведений можно выразить в таблице:
                                                                             


                        Местоимение  


Тот, кто сообщает или спрашивает


— я

1-е лицо


Я и другие


— мы


Тот, к кому обращаются с речью


— ты

2-е лицо


Ты и другие


— вы


Тот, о ком говорят


— он (она, оно )

3-е лицо


Все, о ком говорят


— они

Составленную в процессе ознакомления таблицу со значением местоимений 1, 2, 3 лица  полезно оставить в классе на несколько дней. На первых уроках изучения местоимения как части речи  большое внимание уделяю подбору самими детьми загадок, диалогов, отрывков из знакомых рассказов, включающих в себя местоимения разного лица и числа, а также составлению с местоимениями предложений. Выразительно читая и анализируя подобранные тексты, обучающиеся находят в них личные местоимения, осознают зависимость местоимений от других слов, определяют синтаксическую роль местоимения в предложении, обращают внимание на распространенность местоимений в речи и их важную роль: местоимения не только помогают разнообразить нашу речь, но и служат единственными своеобразными наименованиями для обозначения лица говорящего и собеседника. Определяя лицо и число местоимений, обучающиеся постепенно запоминают личные местоимения единственного и множественного числа, что имеет существенное значение для понимания лица глаголов ( при первом знакомстве с изменением глагола по лицам и числам глагол берётся вместе с личным местоимением).
 Чтобы дети научились узнавать местоимения,  провожу систематические упражнения не только в часы, отведённые программой, но до и после изучения темы. Так, задолго до изучения местоимений возможны практические упражнения с ними. Например, при изучении падежных форм существительных очень полезны упражнения на замену существительных местоимениями. После изучения темы нельзя забывать об этой части речи: полезно время от времени включать в упражнения местоимения для грамматического разбора или обращаться к их характеристике, когда они встречаются в упражнениях по текущей теме. 
Серьёзное внимание  уделяю правописанию местоимений с предлогами (у меня, к тебе, за нами…), хотя само орфографическое правило не должно вызывать затруднений в его применении, так как местоимений с приставками нет. Между тем ошибки на правописание предлогов с местоимениями довольно часты у четвероклассников. Объясняются эти ошибки тем, что обучающиеся не знают местоимений. В таких случаях даю задания на замену существительных с предлогами и наоборот, составление предложений с местоимениями, полезен грамматический разбор, упражнения в нахождении местоимений в связном тексте, упражнения на замену местоимений 1-го лица вторым или третьим грамматических норм в речевой практике. Часто обучающиеся нарушают эти нормы:  а) говорят «подошёл к ей, к ему», вместо к ней, к нему, опуская звук н;
б)  при образовании местоимений женского рода 3-го лица в родительном падеже единственного числа с предлогами типа у неё, от неё, для неё дети пользуются разговорно-просторечными формами: у ней, от ней, возле ней и др.;
в)  допускают ошибки в словосочетаниях, образованных по способу управления: говорят «любоваться на закат» вместо любоваться закатом, «беспокоиться за отца» вместо беспокоиться об отце, «беспокоиться за него» вместо беспокоиться о нём, «любоваться на него», вместо любоваться им и т.д. Поэтому при изучении местоимений  использую специальные устные и письменные упражнения, требующие от детей правильного употребления предложно-падежных форм местоимений 3-го лица и соблюдения этих норм в устной и письменной речи. Особое внимание следует обратить на появление звука н у местоимений 3-го лица после глаголов.

В школьном учебнике для 4-го класса дано такое правило: «В начале местоимений его, ему, им, ей, её, ею, их, им, ими после предлогов прибавляется н: подошел к нему, спросил у него».

Обучающиеся работают над этим правилом, закрепляя его практически.

Это правило не является орфографическим, оно касается устной речи: если в употреблении с н после предлогов обучающиеся не делают ошибок в устной речи, то не будет их и в письменной. Поэтому большое значение имеют не только специальные письменные и устные упражнения, но и постоянное внимание учителя к устной речи обучающихся не только на уроках грамматики и орфографии, но и на других, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира.

В учебнике имеется достаточное количество упражнений, способствующих осознанию смыслового значения местоимения, закреплению у обучающихся умений правильно образовывать предложно-падежные формы местоимений 3-го лица и соблюдать их в устной и письменной речи.

Дополнительно к учебнику по теме «Местоимение»  использую следующие виды упражнений:

Упражнение 1.

Спишите. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Определите, с какой частью речи местоимения связаны в предложении.

В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое.

… даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе: … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
Упражнение 2.

Прочитайте. Разберите предложение по членам предложения.

Ты играешь в шахматы?

Перестройте устно предложение так, чтобы в качестве подлежащего было местоимение я ( вы, он, она, они). Прочитайте перестроенные предложения с правильной интонацией.

Упражнение 3.

Списать, заменяя выделенные существительные местоимениями.

Строители построили в селе новый клуб. Клуб красивый, светлый, просторный.  Учитель читал школьникам рассказ Л.Н.Толстого. Рассказ всем понравился . Ребята в конце учебного года пойдут в поход по родному краю. Ребята соберут коллекцию растений для кабинета природоведения.

Упражнения, которые способствуют практическому осознанию способов изменения и правописания личных местоимений.

Упражнение 1.

Прочитайте. Устно поставьте вопросы к местоимениям 1-го лица. Спишите, подчеркивая местоимения.

Спросить у меня, приготовить для меня, подойти ко мне, увидел меня, встретился со мной, беспокоился обо мне.
В данных словосочетаниях заменить местоимение 1-го лица местоимением
2-го лица единственного или множественного числа. Прочитайте составленные словосочетания.
Упражнение 2.

Запишите отрывок из стихотворения, употребляя вместо вопроса местоимение ты в нужном падеже. Объясните правописание местоимений.

(Кто?) по стране идешь. И все свои дороги перед (кем?) раскрыла мать-земля, (кому?) коврами стелются под ноги широкие просторные поля. (М.Исаковский).

Упражнение 3.

Прочитайте.

Скоро мамин праздник. Подумайте, как бы вы написали маме поздравительную открытку. Как обратитесь к ней? С чем поздравите? Что вы ей пожелаете?

Составьте текст поздравительной открытки маме или бабушке. Запишите. Подчеркните местоимения.

Упражнения на правильное соотношение имен существительных и местоимений, заменяющих эти существительные в той или иной падежной форме.

Упражнение 1.

К следующим глаголам припишите местоимения 3-го лица единственного или множественного числа, употребляя их с предлогами. Объясните правописание написанных местоимений.

Подошёл (к кому?), возвратился (с кем?), посмотрел (на кого?), вспомнил (о ком?), говорил (при ком?), спросил (у кого?).

Упражнение 2.

Спишите. При списывании вместо точек впишите подходящие по смыслу местоимения в нужном падеже. Подчеркните местоимения.

Лена сидела за столом. Краски лежали перед  …  .  Павлик подошёл к сестре, потянул  …  за рукав и, глядя  …  в глаза, сказал:
— Лена, дай мне одну краску, пожалуйста.
— Какую тебе?

-Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал  …  в руках, походил с  …  по комнате и отдал сестре.  …  не нужна была краска. Он думал теперь о волшебном слове. (По В.Осеевой.)

Упражнение 3.

Прочитайте загадки. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните местоимения, укажите их лицо.

Ты за ней, а она от тебя, ты от н.ё, а она за т.бой. (Тень). У н.ё стальные зубы. С нею дружат лесорубы. (Пила). Кто м.ня тронет, тот заплачет. (Лук). На празднике я его несу. Я с н.м шагаю и пою. (Флажок).

Прочитайте местоимения сначала так, как они написаны, затем так, как мы говорим. Объясните разницу между произношением и написанием некоторых местоимений.

Упражнение 4.

При списывании в нужной форме вместо точек вписать местоимение.

Мама.

Мама – самый светлый, самый дорогой  …  человек. Мама учит  …  добру, первым играм, объясняет всё, что  …  непонятно. Когда  …  болен, она ночами сидит возле  …  . Везде и всегда со  …  мама. (Г.Цыферов.)

Упражнение 5.

Списать, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть местоимения 1,2,3-го лица. Написать отгадки.

В горах блуждаю за т.бой, откликнусь я на зов любой. Все м.ня слыхали, но не видел м.ня никто.

Ты за ней, она от т.бя, ты от н.ё, она за т.бой.

У н.ё стальные зубы, с нею дружат лесорубы.

Упражнение 6. 
Составить и записать словосочетания (местоимения с предлогом).
Спросить у (я, он, она, они).
Подойти к (он, она, они).

Встретиться с (мы, он, она, они).

Написать о (мы, вы, они).

На этапе закрепления и систематизации знаний учащихся о местоимении необходимы упражнения и в создании текста речевого высказывания. Такие упражнения заставляют детей задуматься над правильным употреблением местоимений в собственном высказывании, учат логически правильно излагать мысли. Вот некоторые примеры таких упражнений, которые я использую в своей работе.

Упражнение 1.
 Составьте небольшой рассказ (3-4 предложения) по любой иллюстрации, помещенной в учебнике чтения. В тексте составленного рассказа подчеркните местоимения.

Упражнения 2. 
Напишите письмо кому-нибудь из товарищей или родственников. Сообщите в письме о своей школе, товарищах, о том, как вы учитесь, отдыхаете. В предложениях употребите местоимения.

Упражнение 3.

Напишите сочинение по сюжетной картинке с использованием местоимений. 

ЗАГАДКИ

Утром —

Так заведено —

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар — птицей…

А стемнеет — ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый, —

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
(Белка)

 И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
Они — морские …
(Свинки)

Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
(Крот)

 Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)

Изучение местоимения  нужно связывать с работой над речью учащихся. Каждый учитель знает, что учащиеся в своих письменных работах творческого характера затрудняются в замене имён существительных местоимениями. В каждом предложении повторяется одно и то же имя существительное, что делает речь учащихся тяжёлой; речь теряет свою ясность, её трудно воспринимать. В учебнике имеются специальные упражнения, в которых требуется заменить имена существительные местоимениями. Однако там задание облегчено тем, что вместо имён существительных стоят точки. Я даю и такие предложения, при чтении которых учащиеся сами заметили бы, какое слово повторяется и в каких случаях его нужно заменить местоимением, например:
У меня есть сестра. Я хожу с сестрой гулять, читаю сестре книги. У сестры бывают подруги. Они любят сестру и хорошо с сестрой играют.
Особенно тщательно за этим слежу при письме изложений и сочинений. В тексте изложений отмечаем  имена существительные, которые учащиеся могут повторить, и подбираем подходящие местоимения.
И ещё один вид работы следует вспомнить при изучении местоимения.
На уроках чтения проводятся пересказы с изменением лица героя. Учащиеся
заменяют местоимение
я местоимением он, местоимение он местоимением я, т.е. заменяют первое лицо третьим и наоборот. Я провожу и письменные изложения с изменением лица. Учащиеся, развивая свою письменную речь, закрепляют знания о местоимении, упражняются в их правильном употреблении.

Местоимение (экспресс- опрос.) Ф.И._________________________

1. Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы        2) ты, вы             3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1)я, мы         2) ты, вы             3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1)я   2) он   3)ты   4) она   5) мы   6) оно   7) они   8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо…

1) имени  существительного;             2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения…

1) называют предметы;                      2) указывают на предметы.

6. Найди в стихотворных строчках местоимения.  Укажи их лицо.

 Целый день он занят делом,

Двух минут не отдохнет:

То он парту мажет мелом,

То сидит, бумажки рвет!

а) 1 л.    б) 2 л.    в) 3 л. 4 класс

Тест .  Местоимение.
I  вариант

1. Запиши  определение.

    Местоимение – это ________________________________________________________   ________________________________________________________

2. Подчеркни  местоимения.

   Он,  как, нас,  без,  она,  у,   я,  их,  до,  от,  они,  перед,  при,  мы,  ими, в.

3. Замени  существительные  местоимениями.

   Пошёл  к  товарищу – пошёл  к  нему,

   был  у  товарища — ________________,

   виделся с  товарищем — __________________,

   вспоминаю  о  товарище — ___________________,

   дружила  с  подругой — ______________________,

   ходила  к  подруге — _________________________,

   была  у  подруги — ________________________,

   играла  с  подругами — _____________________.

4. Составь  и  запиши  с  каждым  местоимением  словосочетание.

    Образец:   Ими —  рисую  ими,         ними — ____________________,  

                  ей — __________________,  ней — __________________,

                  их — __________________,   них — __________________.

5. Подчеркни  местоимения,  определи  лицо,  падеж.

   Если  у  тебя  есть  друг,  советуйся  с  ним.
 Одна  у  человека  мать,  одна  у  него  Родина.

  Мы  бережём  Родину-мать, за  неё  готовы  и  жизнь  отдать.

6. Поставь  местоимения  в  нужном  падеже.

    Горжусь (она) – горжусь  ей,  
   посмотрел  на (они) — _____________________,

    подошёл  к (он) — _________________,    
   спросил  про (он) — ______________________,
 люблю (он) — _____________________,    
позвонил (она) — _________________________.

7. Впиши  в  предложения  подходящие  по  смыслу  местоимения.

  Валя  встала  у  ворот  крепости.  Огромный  пёс  нёсся  прямо  на  ______. Вот  совсем  близко  _____   клыкастая  пасть.  Валя  бросила  в ______  сковороду,  потом  совок.

II  вариант

1. Подчеркни  местоимения.

  Для,   они,   вы,   к,  про,  вас,  ты,  около,  она,  им,  без,  при,  за,   я,   до.

2. Замени  существительные  местоимениями.

   Пошёл  к  товарищу – пошёл  к  нему,

   принёс  для  дедушки — _______________________,

   думала  о  щенке — ______________________,

   переживаю за  бабушку  — ___________________,

   играла  с  сестрой — ______________________,

   ходила  к  подруге — _________________________,
  купила  для   мамы — ________________________,
  жил  у  брата — _____________________.

3. Составь  и  запиши  с  каждым  местоимением  словосочетание.

   Образец:   Её —  рисую  её,               неё — ____________________,

                  им — __________________,       ним — __________________,

                  его — _______________ ,           него — __________________.

4. Запиши  определение.

    Местоимение – это ________________________________________________________   ________________________________________________________

5. Подчеркни  местоимения,  определи  лицо,  падеж.

    В  наряде  хорош,  а  без  него  на  пень  похож.

  Человека  узнаешь, когда  с  ним  пуд  соли  съешь.

  Велик  океан,  но  и  капля  для  него  прибыль.

6. Поставь  местоимения  в  нужном  падеже.

    Горжусь  (она) – горжусь  ей,        
   говорить  обо (я) — _____________________,

    идти  к (ты) — _________________,    
   пойти  к  (они) — ______________________,

    думает  о (мы) — __________________,  
    ругать  (они) — _________________________.

7. Впиши  в  предложения  подходящие  по  смыслу  местоимения.

 Павлик  взял  краску, подержал _____  в  руках,  походил  с  _____  по  комнате  и  отдал  сестре .  _____  не  нужна  была  краска.  _____  думал  теперь о  волшебном  слове.5. Планирование  раздела

4 класс. Раздел 2. Местоимение (12 часов)

1

Местоимение. Общее понятие

2

Личные местоимения

3

Личные местоимения

4

Сочинение «Мои летние каникулы»

5

Работа над ошибками, допущенными в сочинении

6

Склонение личных местоимений 1 и 2 лица

7

Склонение местоимений 3 лица

8

Предлоги перед местоимениями

9

Правописание местоимений с предлогами.

10

Упражнение в употреблении и изменении местоимений в тексте

11

Проверочная работа по теме «Правописание местоимений»

12

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе

6.Разработка урока        
 Урок-зачет по теме: «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (4 класс)

Цель:    1. Создать условия для различения местоимений 1, 2, 3   лица.  

   2. Создать условия для отработки умения писать предлоги  с местоимениями,

 находить в предложениях словосочетания, определять падеж имен существительных и

 прилагательных.

3. Воспитывать умение работать в парах, в группе, оценивая свою работу и работу това-рищей.            

Оборудование: карточки с тестами, с таблицей, с названиями личных местоимений, со словарными словами, с критериями оценивания.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Учитель: — Сегодня у нас необычный урок. Вы знаете, кто такие студенты? Это учащиеся, которые учатся в институтах, колледжах, техникумах и других учебных заведениях. Там они, изучив определенную тему, сдают своим педагогам зачет. Зачёт – это вид проверочного испытания (в учебных заведениях, в спорте), а также отметка, удостоверяющая, что такие испытания выдержаны. Вот и вы мне будете сегодня сдавать зачет, а по какой теме узнаем позже. На уроке вы будете работать в парах и в группе. Но для начала я назначаю своих помощников-командиров, которые будут оценивать товарищей в своей группе. Перед вами, мои помощники, лежат листы-оценивания, где вы будете за каждый вид работы на уроке выставлять оценку каждому из группы.

  1. Словарная работа

      Учитель: Начнем наш урок со словарной работы.

      (Учащиеся работают устно в парах по карточкам. Один ученик называет слово, другой объясняет, как оно пишется. Потом они меняются ролями. После данной работы школьники оценивают друг друга.)

       -Командиры групп, выставьте своим товарищам оценку за словарную работу в листы оценивания. 
Вывод:
 — Что повторяли?

  1. Определение темы  и целей урока

        Учитель:- Прочитайте на доске слова. Какое из них лишнее? ( На доске написаны слова:      

         сорока, библиотека, береза, соловей, мы) Докажите.

   — Так с какой частью речи мы будем сегодня работать? (с местоимением)

      Я о себе такого мнения: огромна роль местоимения!

      Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.

— Так чему каждый из вас будет продолжать учиться? (определять и различать лицо местоимений)

— Какое умение будем отрабатывать? (писать предлоги с местоимениями)

IV. Повторение 1, 2, 3 лица местоимений

№1. Работа с тестами

Учитель:- Давайте вспомним, что такое местоимение. Для этого я предлагаю вам тесты. Каждый работает самостоятельно на карточках и сдает их командиру для оценки.

-Итак, командиры оценивают.

№2. Заполнение таблицы

Учитель: — Вспомнить правило о личных местоимениях в каждом лице вам поможет таблица, которую следует правильно и быстро заполнить.

— Итак, чья группа быстрее и правильнее заполнит таблицу? Командиры, не забывайте проверять работу  товарищей.

Вывод: — Что вспомнили?

V. Различение местоимений по лицам. Физминутка

Учитель:- Сыграем в игру «Определи лицо местоимений» Ваша задача: взять одну карточку с названием местоимения и положить в тот столбик, где указано его лицо.

-Итак, чья группа быстрее и правильнее выполнит это задание?

Вывод: — Какие умения отрабатывали?

VI. Написание предлогов с местоимениями. Письмо под   диктовку.

Учитель: — Будем отрабатывать умение писать предлоги с местоимениями. Какое нужно помнить правило? (предлоги с местоимениями пишутся раздельно)

(Ученики пишут под диктовку слова: за ней, через нас, со мной, для них, перед тобой, после меня, про него, при мне, к тебе, во мне, к вам)

— Определите число и лицо местоимений. Работайте в группах.

-Командиры проверяют и оценивают работу своих товарищей.
 Вывод: — Какие умения отрабатывали?

VII. Нахождение местоимений в предложениях и определение их лица. Работа с      тестами.  Работа в учебнике.          

Учитель:- Продолжаем работать с тестами. В них отрабатываем умение находить местоимения в предложениях. Каждый работает с простыми карандашами на карточках самостоятельно.

Учитель:- Продолжаем отрабатывать умение находить местоимения в предложениях. Откройте учебники на стр. 51-ой, найдите упр.377. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать предложения, найти в них личные местоимения и определить их лицо.)

— Выполните это задание самостоятельно.

-Командиры проверяют и оценивают работу своих товарищей. 

Вывод: — Какие умения отрабатывали?

VIII. Нахождение речевой ошибки. Работа со словосочетаниями.

Учитель:- Прочитайте на доске предложения. Найдите в  них ошибки. Работайте в группах. (На доске написаны предложения: «В новом дом.  открылся книжный магазин. В магазин.  можно купить книги  открытки  журналы.»)

-Итак, какие здесь ошибки? (речевая ошибка — повторятся слово «магазин», пропущены запятые в однородных дополнениях)

-Спишите правильно предложения, вставляя пропущенные буквы в окончаниях. Докажите их написание.

-Дайте характеристику 1-ому предложению по цели высказывания, по интонации, по наличии второстепенных членов.  Выпишите из него все словосочетания, определив род, число и падеж имен существительных и прилагательных. 

Вывод: — Какие умения отрабатывали?

IX. Итог урока

Учитель:- Чему продолжали учиться? Какие умения отрабатывали?

X. Оценивание.

Учитель: — Командиры, поставьте итоговую оценку каждому товарищу в своей группе.       Заключение
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно
в это время происходит становление личности ребёнка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет развитие умения
заменять имя существительное местоимением соответствующего ему лица и рода, осознанно употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Изучая личные местоимения, я стараюсь на уроках использовать разнообразные приёмы, формы и методы работы. Сообщение новых знаний
часто осуществляю при создании проблемных ситуаций, которые ставят детей в ситуацию поиска правильного ответа на поставленный вопрос.
Всё это помогает ребятам успешно усвоить данную тему, обеспечивает осознанное написание ими местоимений с предлогами.
При написании изложений и сочинений учащиеся не допускают повторов, заменяя имена существительные соответствующими местоимениями.
На уроках чтения пересказы с изменением лица героя тоже не вызывают больших затруднений. Я провожу и письменные изложения с изменением лица.
 Учащиеся, развивая свою письменную речь, закрепляют знания о местоимении, упражняются в их правильном употреблении.
Изучение данного раздела способствует  развитию интереса к родному языку, потребности пользоваться всем языковым богатством.
Список литературы
1. Андрианова Т.М. Творческий поиск учителей начальной школы.- Москва, 1993г
2. Горецкий В.Г., Сунцов Н.С. Обучение в 3 классе.- М.,1983
3.Климанова Л.Ф. Обучение через общение и культуру// Начальная школа.-1986.-№3.
4.Кустарева В.А., Никитина Н.К., Рождественский. Методика грамматики и орфографии в начальных классах.- Москва, 1979
5.Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М., 1987.
6.Малахова М.М. Поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой. 4 класс- Волгоград 2010
7. Полякова А.В. Русский язык 4 класс (учебник) -М., Просвещение, 2009
8. Стрезиказин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. – Москва, «Просвещение», 1980г.

Местоимение как часть речи. Склонение и употребление местоимений

Местоимение как часть речи. Склонение и употребление местоимений

Местоимение как часть речи. Склонение и употребление местоимений

ХУСАИНОВА Г.С.
Пропедевтический курс рус.языка

План 1. Вопрос о местоимении в грамматической науке

План 1. Вопрос о местоимении в грамматической науке

План

1. Вопрос о местоимении в грамматической науке.
2. Местоимение как часть речи.
3. Структурно-грамматические разряды местоимений.
4. Разряды местоимений по семантике. Их образование и склонение.

По вопросу отнесения местоиме-ний к частям речи и определения их роли в языке существовали и существуют разные точки зрения

По вопросу отнесения местоиме-ний к частям речи и определения их роли в языке существовали и существуют разные точки зрения

По вопросу отнесения местоиме-ний к частям речи и определения их роли в языке существовали и существуют разные точки зрения. На обобщающую роль указывал еще М.В. Ломоносов.
Об отвлеченном характере местоимений говорил А. А. Потебня, который именно в силу особой функции местоимений не включил их в состав частей речи.

Ф.Ф.Фортунатов противопоставляет слова-названия словам-местоимениям, а

Ф.Ф.Фортунатов противопоставляет слова-названия словам-местоимениям, а

Ф.Ф.Фортунатов противопоставляет слова-названия словам-местоимениям, а А.А.Шахматов, развивая эту мысль, выделяет местоименные существительные (мой, твой и др.), местоименные наречия (по-твоему, здесь и т.д.).

А.М. Пешковский вообще не включает местоимения в состав частей речи, говоря лишь о местоимении как об особой форме выражения «субъективно-объективного значения»

А.М. Пешковский вообще не включает местоимения в состав частей речи, говоря лишь о местоимении как об особой форме выражения «субъективно-объективного значения»

А.М. Пешковский вообще не включает местоимения в состав частей речи, говоря лишь о местоимении как об особой форме выражения «субъективно-объективного значения».
М.В.Панов, считает, что местоимения «хотя и составляют лексическую группу слов (или даже несколько группу с указательным, замещающим и т.п. значением основы), но не являются особой частью речи… В пределах каждой части речи есть уголок местоименных слов».

В Академической грамматике (1980) выделяется только местоимение-существительное, все остальные относятся к соответствующим частям речи, так как морфологически они не противопоставлены словам, объединенным в указанных частях…

В Академической грамматике (1980) выделяется только местоимение-существительное, все остальные относятся к соответствующим частям речи, так как морфологически они не противопоставлены словам, объединенным в указанных частях…

В Академической грамматике (1980)

выделяется только местоимение-существительное, все остальные относятся к соответствующим частям речи, так как морфологически они не противопоставлены словам, объединенным в указанных частях речи. Местоимения-существительные выделяются на том основании, что морфологически они не объединяются с существительными. Их объединению препятствует своеобразие выражения у местоимений-существительных категорий рода, числа и падежа.

Местоимения это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них

Местоимения это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них

Местоимения

это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них.
Например: А паром уходит всё дальше и дальше. Наконец, он пристаёт к тому берегу.

Все местоимения принято делить на 3 структурно-грамматических разряда: — местоимения-существительные (я, ты, он, вы, мы, они, кто, что, никто, ничто, что-то, кто-то, себя…); — местоимения-прилагательные…

Все местоимения принято делить на 3 структурно-грамматических разряда: - местоимения-существительные (я, ты, он, вы, мы, они, кто, что, никто, ничто, что-то, кто-то, себя…); - местоимения-прилагательные…

Все местоимения принято делить на 3 структурно-грамматических разряда:- местоимения-существительные (я, ты, он, вы, мы, они, кто, что, никто, ничто, что-то, кто-то, себя…);— местоимения-прилагательные (какой, чей, который, какой-то, никакой, наш, ваш, свой, твой, такой…);— местоимения-числительные (оба, сколько, столько, несколько)

Неоднородны местоимения по морфологическим и синтаксическим функциям

Неоднородны местоимения по морфологическим и синтаксическим функциям

Неоднородны местоимения по морфологическим и синтаксическим функциям. Так, местоимения я, ты, себя и др. склоняются как существительные, с другими словами сочетаются тоже как существительные. Для них типичны функции подлежащего и дополнения. Местоимения какой, каждый и т.п. изменяются как прилагательные, выступают в функции определения. Местоимения оба (обе), несколько и др. грамматически ведут себя, как числительные.

Личные: я, ты, мы, вы ; лично-указательное местоимение он (она, оно, они)

Личные: я, ты, мы, вы ; лично-указательное местоимение он (она, оно, они)

Личные: я, ты, мы, вы; лично-указательное местоимение он (она, оно, они)
Возвратное: себя.
Указательные: этот, тот, такой, таков, таковой, этакий, столько; оба (обе)
Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, свой
Определительные: сам, самый, весь (все, всё), каждый, иной, всякиё, всяческий, всяк.

Местоимения делятся на 9 разрядов:

Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько

Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
Относительные – это все вопросительные местоимения, употребляемые для связи частей сложноподчиненных предложений. Слово каковой употребляется только как относительное местоимение.
Отрицательные: никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего, нисколько.
Неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий; кто-то, что-то, какой-то, чей-то, который-то; кто-либо, что-либо, какой-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь; кое-кто, кое-что, кое-какой; несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

Личные местоимения указывают на лицо, выражают отношение лиц к говорящему

Личные местоимения указывают на лицо, выражают отношение лиц к говорящему

Личные местоимения

указывают на лицо, выражают отношение лиц к говорящему.
Я говорящего
Ты указывает на собеседника
Он (она, они) лицо, не уча
ствующее в речи,
которое упоми-
нает говорящий

Местоимение Мы обозначает группу лиц, включающую говорящего:

Местоимение Мы обозначает группу лиц, включающую говорящего:

Местоимение Мы обозначает группу лиц, включающую говорящего:Нас было двое: брат и я. Росли мы вместе.Местоимение Мы + предлог С и Тв.п. других местоимений и существительных обозначает говорящего вместе с каким-либо другим лицом:Мы с отцом (я и отец), мы с тобой (я и ты)В авторской речи мы употребляется вместо я. В разговорной речи мы употребляется вместо ты или вы, когда говорящий хочет выразить сочувствие кому-либо.

Местоимение вы обозначает совокупность лиц:

Местоимение вы обозначает совокупность лиц:

Местоимение вы обозначает совокупность лиц:Вы – это несколько собеседников, а также все лица, которых говорящий объединяет с собеседниками («ты + другие»). Вы служит также формой вежливого обращения к одному лицу: он называл меня на «вы».

Личные местоимения склоняются, формы падежей у них, как и у существительных, являются независимыми

Личные местоимения склоняются, формы падежей у них, как и у существительных, являются независимыми

Личные местоимения склоняются, формы падежей у них, как и у существительных, являются независимыми. В предложении в форме Им.п. они выполняют функцию подлежащего, а в форме косвенных падежей – дополнения.Я лиру посвятил народу своему (Некрасов). — Как мне быть? Ведь я невеста. Для меня вы все равны (Пушкин)

Склонение личных и лично-указательного местоимений характеризуется наличием супплетивных падежных форм

Склонение личных и лично-указательного местоимений характеризуется наличием супплетивных падежных форм

Склонение личных и лично-указательного местоимений характеризуется наличием супплетивных падежных форм. В формах косвенных падежей местоимений мы, вы выделяются непродуктивные и нерегулярные окончания.

И. я ты мы вы
Р. мен-я теб-я на-с ва-с
Д. мн-е теб-е на-м ва-м
В. мен-я теб-я на-с ва-с
Т. мн-ой(-ою) тоб-ой(-ою) на-ми ва-ми
П. (обо)мн-е (о)теб-е (о)на-с (о)ва-с

Местоимение он изменяется по числам, а в единственном числе – по родам

Местоимение он изменяется по числам, а в единственном числе – по родам

Местоимение он изменяется по числам, а в единственном числе – по родам. Формы косвенных падежей имеют варианты с начальным н-, которые употребляются после предлогов.

единственное число множествен-
М.р. Ср.р Ж.р. ное число
И. он оно она они
Р. его(от него) её(от неё) их(от них)
Д. ему(к нему) ей(к ней) им(к ним)
В. его(про него) её(про неё) их(про них)
Т. им(с ним) ею/ей(с ней) ими(с ними)
П. (о)нём (о)ней (о)них

Возвратное местоимение указывает на тождество объекта с субъектом

Возвратное местоимение указывает на тождество объекта с субъектом

Возвратное местоимение

указывает на тождество объекта с субъектом
Не имеет форм рода и числа. Не обладает формой Им.п. В предложении всегда является дополнением.
Местоимение себя склоняется, как местоимение ты:
Р.- себя, Д.- себе, В.- себя, Т.- собой(-ою), П.- о себе.

Указательные местоимения Этот – указывает на предмет, находящийся вблизи кого- или чего-либо

Указательные местоимения Этот – указывает на предмет, находящийся вблизи кого- или чего-либо

Указательные местоимения

Этот – указывает на предмет, находящийся вблизи кого- или чего-либо.
Тот – на предмет, более отдалённый, чем другой подобный предмет.
Такой – указывает на тождество признаков двух предметов (таковой — книж.; сей, оный — устар.; этакий – разг.).
Столько – обозначает количество, названное ранее.
Оба(обе) – обозначает «и тот, и этот», «и то, и другое».

Слова этот, тот, такой, таковой склоняются по образцу прилагательных с твёрдой основой

Слова этот, тот, такой, таковой склоняются по образцу прилагательных с твёрдой основой

Слова этот, тот, такой, таковой склоняются по образцу прилагательных с твёрдой основой. Местоимение этакий склоняется, как прилагательное узкий. Слово таков не склоняется.

И. стольк-о об-а об-е
Р. стольк-их об-о-их об-е-их
Д. стольк-им об-о-им об-е-им
В. стольк-о и об-а и об-е и
стольк-их об-о-их об-е-их
Т. стольк-ими об-о-ими об-е-ими
П. (о)стольких (об)об-о-их (об)об-е-их

Притяжательные местоимения Личные притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения Личные притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Личные притяжательные местоимения
Обозначают принадлежность предмета 1-му лицу (мой, наш) и 2-му лицу (твой, ваш).
Принадлежность 3-му лицу выражается при помощи форм Р.п. лично-указательного местоимения он: его, её, их.
Например: его шапка, её пальто, их вещи.

Притяжательные местоимения мой
лагательное волчий, а наш, ваш –
косвенных падежах)

Возвратное притяжательное местоимение свой
Обозначает принадлежность любому лицу.

Например: Ты любишь свою родину. Она любит свою родину. Мы любим свою родину.

, твой, свой склоняются, как при-
как прилагательное хороший (в

Определительные местоимения Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц

Определительные местоимения Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц

Определительные местоимения

Местоимение весь определяет предмет как нечто нераздельное, взятое в полном объёме, указывает на исчерпывающий охват отдельных однородных предметов, явлений, лиц.
Ты, папа, всю эту сказку рассказал? До конца?
Каждый, всякий обозначают один предмет, выделенный из совокупности однородных предметов.
Капитан всякую минуту заглядывал в компас. Ему был известен каждый человек, каждая семья.
Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который непосредственно участвует в действии как его источник или объект.
Отец сам вёз Тему.

Определительные местоимения изменяются, как прилагательные

Определительные местоимения изменяются, как прилагательные

Определительные местоимения изменяются, как прилагательные. Местоимение всяк не склоняется.Склонение местоимений весь и сам

Единственное число
М.р. Ср.р. Ж.р. М.р. Ср.р. Ж.р.
И. весь- вс-ё вс-я сам- сам-о сам-а
Р. вс-его вс-ей сам-ого сам-ой
Д. вс-ему вс-ей сам-ому сам-ой
В. весь- вс-ё вс-ю сам- сам-о сам-оё
и вс-его и сам-ого и сам-у
Т. вс-ем вс-ей(ею) сам-им сам-ой
П. (обо)вс-ём (обо)вс-ей (о)сам-ом (о)сам-ой

И. вс-е сам-и

И. вс-е сам-и

множественное число

И. вс-е сам-и
Р. вс-ех сам-их
Д. вс-ем сам-им
В. вс-е сам-и
и вс-ех и сам-их
Т. вс-еми сам-ими
П. (обо) вс-ех (о) сам-их

Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях:

Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях:

Вопросительные местоимения

служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях:
Кто это сказал? Какое сегодня число? Который час? Сколько у тебя книг? Чьё это пальто?
Местоимение какой в восклицательных предложениях выражает высокую эмоциональную оценку или степень качества:
Погляди-ка, раздолье-то какое!..

Склонение вопросительных местоимений

Склонение вопросительных местоимений

Склонение вопросительных местоимений

Местоимения какой, который склоняются, как прилагательные с твёрдой основой (городской, белый), чей – как лисий. Слово какое не склоняется. Оно изменяется лишь по родам и числам. Местоимение сколько изменяется, как столько (см. указательные местоимения).
Склонение местоимений кто и что:
И.- кто, что; Р.- к-ого, ч-его; Д.- к-ому, ч-ему; В.- к-ого, что; Т.- к-ем, ч-ем; П.- (о) к-ом, (о) ч-ём.

Тесты 1. Определите часть речи, которая не называет предметов, признаков, количество, а только указывает на них имя существительное имя числительное местоимение категория состояния

Тесты 1. Определите часть речи, которая не называет предметов, признаков, количество, а только указывает на них имя существительное имя числительное местоимение категория состояния

Тесты

1. Определите часть речи, которая не называет предметов, признаков, количество, а только указывает на них
имя существительное
имя числительное
местоимение
категория состояния

С какой частью речи соотносятся данные местоимения: что, он, что-нибудь ? с именем существительным с именем прилагательным с именем числительным с наречием

С какой частью речи соотносятся данные местоимения: что, он, что-нибудь ? с именем существительным с именем прилагательным с именем числительным с наречием

2. С какой частью речи соотносятся данные местоимения: что, он, что-нибудь?
с именем существительным
с именем прилагательным
с именем числительным
с наречием

Определите лексико-грамматический разряд местоимений: наш, свой, твой

Определите лексико-грамматический разряд местоимений: наш, свой, твой

3. Определите лексико-грамматический разряд местоимений: наш, свой, твой.
личные
определительные
указательные
притяжательные

Определите значение выделенных местоимений:

Определите значение выделенных местоимений:

4. Определите значение выделенных местоимений: Любоваться его лицом. Терпеть ее капризы. Слушать их речи.
указывают на собеседника или лицо, к которому обращаются с речью
указывают на группу лиц, куда входит и говорящий
указывают на лицо или предмет, о котором идет речь
указывают на принадлежность лицу или предмету, о котором идет речь

Найдите предложение с притяжательным местоимением

Найдите предложение с притяжательным местоимением

5. Найдите предложение с притяжательным местоимением
Я их тоже со своей стороны уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит (И.Тургенев)
Ее зовут Дорой (Т. Сухотина-Толстая)
Ее походка, ее движения были решительны и свободны (И.Тургенев)
Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной (Н.Островский).

Найдите предложение с неопределенным местоимением

Найдите предложение с неопределенным местоимением

6. Найдите предложение с неопределенным местоимением
Стало быть, никакой надежды нет? (И.Тургенев)
Кто не знает печали и гнева, Тот не любит отчизны своей (Н.Некрасов)
Из-за того, что цех возглавлял некий Самарин, для Алтунина нет необходимости переводиться на другой завод… (М.Колесников)
Никто не расскажет вам так увлекательно о великих открытиях, о растениях и животных, как книга (К.Паустовский).

Укажите местоимение, которое может употребляться лишь в форме именительного падежа кто-нибудь некто никто некий

Укажите местоимение, которое может употребляться лишь в форме именительного падежа кто-нибудь некто никто некий

7. Укажите местоимение, которое может употребляться лишь в форме именительного падежа
кто-нибудь
некто
никто
некий

Какие местоимения не изменяются по падежам? столько, сколько некто, нечто некого, нечего какой-то, кое-какой

Какие местоимения не изменяются по падежам? столько, сколько некто, нечто некого, нечего какой-то, кое-какой

8. Какие местоимения не изменяются по падежам?
столько, сколько
некто, нечто
некого, нечего
какой-то, кое-какой

Укажите местоимения, не имеющие категории числа каков, таков, самый, всякий никто, ничто, некто, что-то чей, каждый, мой, свой никакой, некий, ничей, такой

Укажите местоимения, не имеющие категории числа каков, таков, самый, всякий никто, ничто, некто, что-то чей, каждый, мой, свой никакой, некий, ничей, такой

9. Укажите местоимения, не имеющие категории числа
каков, таков, самый, всякий
никто, ничто, некто, что-то
чей, каждый, мой, свой
никакой, некий, ничей, такой.

Как склоняются местоимения этот, тот, такой, таковой ? по образцу прилагательных с твердой основой как прилагательное узкий по образцу прилагательных с мягкой основой не склоняются

Как склоняются местоимения этот, тот, такой, таковой ? по образцу прилагательных с твердой основой как прилагательное узкий по образцу прилагательных с мягкой основой не склоняются

10. Как склоняются местоимения этот, тот, такой, таковой ?

по образцу прилагательных с твердой основой
как прилагательное узкий
по образцу прилагательных с мягкой основой
не склоняются

Проверочная работа по теме «Местоимение» 1 вариант

___________________________________________________________________

  1. Продолжи предложение: «Местоимение указывает на ….

а) предмет б) признак предмета в) количество

  1. Вместо каких частей речи могут употребляться местоимения?

а) вместо существительных и глаголов

б) вместо существительных, глаголов, прилагательных

в) вместо существительных

  1. Продолжи предложение: «Личные местоимения в предложении чаще всего бывают …»

а) второстепенными членами; б) подлежащим и второстепенными членами; в) сказуемым

  1. Найди местоимения. Подчеркни. Определи лицо и число.

Я помню бал. Горели ярко свечи, и группы пёстрые мелькали предо мной.

  1. Просклоняй местоимение ты. Как ещё изменяются местоимения?

И.п. – ______________ В.п. — _______________

Р.п. — ______________ Т.п. — ________________

Д.п. – _______________ П.п. — ________________

_______________________________________________________________________

  1. В какой строке только личные местоимения 1-го лица?

а) у тебя, для меня, к нам, с вами б) мы, ко мне, о нас, при мне

в) к нему, с ней, обо мне, из-за вас

  1. Отметь строку, все местоимения которой стоят в творительном падеже

а) меня, тебя, его, ее, нас, вас, их б) мной, тобой, им, ею, нами, вами, ими

в) мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им

  1. Образуй начальную форму местоимений

а) их б) (обо) мне

  1. Какой предлог можно использовать с местоимением мной. Подчеркни ответ

а) перед б) со в) передо г) к

  1. Вставь, где нужно букву н

а) дать …ему б) дружить с …им

  1. Определи падеж местоимений: у меня, у нас, у тебя, у вас.

1) И. п. 2) Р. п. 3) Д.п..    4) П.п.

  1. . Ученик решил, что местоимения с тобой, перед тобой, за вами, перед ним стоят в винительном падеже. Прав ли он?     1) Да.       2) Нет.

  1. Замени имя существительное личным местоимением (надпиши сверху).

У меня есть сестра. Сестра учится в институте.

  1. Вставь подходящие по смыслу личные  местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

  1. В каком предложении подлежащее выражено местоимением. Докажи.

а) Мальчик увидел её и убежал. б) Он не нашёл дорогу домой.

16. Спиши. Для местоимений в скобках подбери нужную форму. Подчеркни.

В роще я заметил ужа и наклонился над (он), чтобы получше (он) рассмотреть. Я увидел жёлтую коронку у (он) на голове. Но с сырого пня, где лежал он кольцом, уж блеснул тёмной лентой и со свистом быстро пополз в траву. Испуганно я отшатнулся от (он)  и потерял (он) из виду.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Местоимение» 2 вариант

___________________________________________________________________

  1. Продолжи предложение: «Местоимение указывает на ….

а) предмет б) количество в) признак предмета

  1. Вместо каких частей речи могут употребляться местоимения?

а) вместо существительных, глаголов, прилагательных

б) вместо существительных в) вместо существительных и глаголов

  1. Продолжи предложение: «Личные местоимения в предложении чаще всего бывают …»

а) второстепенными членами б) подлежащим и второстепенными членами;

в) сказуемым;

  1. Найди местоимения. Подчеркни. Определи лицо и число.

Мы увидел ёлку. Сучья у неё были опущены вниз.

  1. Просклоняй местоимение вы. Как еще изменяются местоимения?

И.п. – ______________ В.п. — _______________

Р.п. — ______________ Т.п. — ________________

Д.п. – _______________ П.п. — ________________

________________________________________________________________________

  1. В какой строке только личные местоимения 2-го лица?

а) у тебя, для меня, к нам, с вами б) мы, ко мне, о нас, при мне

в) к тебе, с тобой, тебя, из-за тебя

  1. Отметь строку, все местоимения которой стоят в родительном падеже

а) меня, тебя, его, ее, нас, вас, их б) мной, тобой, им, ею, нами, вами, ими

в) мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им

  1. Образуй начальную форму местоимений

а) (о) них б) (с) тобою

  1. Какой предлог можно использовать с местоимением тобой а) до б) со в) перед г) с

  1. Вставь, где нужно букву н

а) пришёл к … ему б) покормить …их

  1. Определи падеж местоимений: мне, нам, тебе, вам

1) И. п. 2) Р. п. 3) Д.п..    4) П.п.

  1. Ученик   утверждает,   что  местоимения  я,  мы второго лица. Прав ли он?

1) Да.    2) Нет

  1. Замени имя существительное личным местоимением (надпиши сверху).

Мой папа — геолог. Папа работает в Сибири.

  1. Вставь подходящие по смыслу личные  местоимения. Всё лето ___ жил в деревне. _____ с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды ___ поймал щуку. _____ сильно била хвостом.

  1. В каком предложении подлежащее выражено местоимением. Докажи.

а) Девочка читала ему книгу. б) Она быстро решила задачу.

16. Спиши текст, вставляя пропущенные местоимения. Укажи их лицо и число.

  В воскресенье _______ пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. _______ даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. _______ были украшены серебристым инеем. Неожиданно ______ увидели дятла. Своим клювом ______ долбил дерево. А вот и белка. Ловко _____ прыгала по веткам.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а указывает на него. В предложении может быть любой часть речи. 

Понятие «местоимение» говорит о том, что в русском языке эта часть речи обозначает «вместо имени», т.е. вместо именных частей речи (существительного, прилагательного, числительного).

К местоимению можно задать вопросы существительного (кто? что?), прилагательного (какой?), числительного (сколько? который?), наречия (как? зачем, откуда? и т.д.).

TutorOnline RU

Признаки местоимения

Разряды по соотнесению с частями речи

Признаки

Местоимения

Примеры

Местоимения-существительные

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
  • изменяются по падежам

я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.

Весной зацветали сады. Они постепенно одевались в зелень.

Местоимения-прилагательные

  • указывают на признаки предмета;
  • отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКИЕ? ЧЕЙ?
  • изменяются по падежам, числам и родам (в ед.числе)

мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.

Какой-то мальчик ворвался в наш сад.

Этот котенок очень сильно болеет.

Местоимения-числительное

  • указывает на количество предметов;
  • отвечают на вопрос СКОЛЬКО?
  • изменяются по падежам

сколько, столько, несколько

Несколько человек скучали в парке.

Сколько потопаешь, столько полопаешь.

Местоимения-наречие

  • указывает на признаки действия (образ действия, место, причины и т.д.)
  • отвечают на вопросы КАК? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? КУДА? и т.д.;
  • не изменяются

так, там, потому, где, куда и др.

Там, за лесом, давно уже идет дождь.

Куда пошлют работать, туда и поеду.

Разряды местоимений по значению

Разряд

Грамматические признаки (как изменяются)

Местоимения

Примеры

Личные

Лицо, число, падеж, род

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

  • Я часто бываю в городе.
  • У тебя очень большие способности.
  • Вам очень сильно повезло.

Возвратное

Падеж

себя

  • Для себя необходимо постараться.
  • Скоро я поднимусь к себе.

Притяжательные

Род, число, падеж

свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их

  • Ваша статья мне очень понравилась.
  • Твой голос всех завораживает.

Определительные

Род, число, падеж

каждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий

  • Каждый волен поступать, так, как советует его совесть.
  • Самый лучший день в моей жизни.
  • Всякий может обидеть слабого.

Указательные

  • падеж (местоимения-существительные, местоимения-числительные);
  • род, число, падеж (местоимения-прилагательные)

этот, тот, такой, этакий, сей, столько

  • Столько нужно сделать за выходные!
  • Папа будет рад такому подарку.

Вопросительные

кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др.

  • Кто будет отвечать за содеянное?
  • Сколько тебе лет?

Относительные

кто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др.

  • Который год происходит одно и то же.
  • Каков привет, таков ответ.

Неопределенные

нечто, некто, кое-кто, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др.

  • Паша знал нечто такое, что могло бы сильно удивить остальных.
  • Надо уже принять какое-нибудь решение.

Отрицательные

ничей, нечего, некого, никто, ничто и др.

  • Ничто так не радует, как приближение лета.
  • Никто уже не может ему помочь.

Склонение местоимений

Склонение местоимений (изменение по падежам) зависит от разряда по значению.

Склонение личных местоимений

В косвенных падежах меняется основа слова. 

Если местоимение 3 лица употребляется с предлогами, к основе добавляется Н в начале слова.

Местоимения ихний, ихнего и т.д. не существует.

Склонение возвратного местоимения

У местоимения себя нет именительного падежа.

Им.п.  _____

Р.п.     себя

Д.п.    себе

В.п.    себя

Т.п.    собой

П.п.    о себе

Склонение притяжательных местоимений

Окончание будет зависеть от рода и числа местоимений.

Им.п.   ваш, наш, твой

Р.п.       вашего, нашего, твоего

Д.п.      вашему, нашему, твоему

В.п.      вашего/ваше, нашего/наше, твоего/твое

Т.п.      вашим, нашим, твоим

П.п.     о вашем, о нашем, о твоем

Склонение определительных местоимений

Им.п.   каждый, другой

Р.п.      каждого, другого

Д.п.     каждому, другому

В.п.     каждого/каждый, другого/другой

Т.п.     каждым, другим

П.п      о каждом, о другом

Склонение указательных местоимений

Им.п.  тот, этот

Р.п.     того, этого

Д.п.     тому, этому

В.п.    того/тот, этого/этот

Т.п.     тем, этим

П.п.    о том, об этом

Склонение вопросительных и относительных местоимений

Им.п   кто, какой

Р.п.     кого, какого

Д.п.    кому, какому

В.п.    кого, какого/какой

Т.п.    кем, каким

П.п.   о ком, о каком

Склонение неопределенных местоимений

Им.п.  кое-что, кто-нибудь

Р.п.     кое-чего, кого-нибудь

Д.п.    кое-чему, кому-нибудь

В.п.    кое-что, кого-нибудь

Т.п.    кое-чем, кем-нибудь

П.п.   кое о чем, о ком-нибудь

Склонение отрицательных местоимений

Им.п.   никто, ничто

Р.п.      никого, ничего

Д.п.      никому, ничему

В.п.     никого, ничто

Т.п.     никем, ничем

П.п.    ни о ком, ни о чем

Синтаксическая роль местоимений

Местоимение в предложении может играть роль любого члена предложения.

Местоимение в роли подлежащего

Могут выступать:

  1. личные местоимения;
  2. реже местоимения других разрядов;
  3. устойчивые словосочетания с местоимением.

Например: 

  • Он представил Кириллу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова.
  • Ничто не вечно под луной.
  • Несколько учеников остались после уроков.

Местоимение в роли сказуемого

Становится частью составного именного сказуемого.

Местоимение в роли дополнения

К местоимению задаются вопросы косвенных падежей.

Местоимение в роли обстоятельства

Местоимение в роли определения

Определения бывают согласованные и несогласованные.

Правописание местоимений

Раздельное написание
  1. Местоимения с предлогами пишутся раздельно
  2. К местоимениям 3 лица добавляется Н
  3. Если между НЕ и НИ «вклинивается» предлог
    • К моему удовольствию, он начал свой рассказ.
    • Возле него образовалась толпа.
    • Кое с кем мне хотелось познакомиться поближе.
Слитное написание

НЕ и НИ с отрицательными и неопределенными местоимениями пишутся слитно

  • Ничто нас не разлучит.
  • Из темноты показалось нечто.
Дефисное написание

Неопределенные местоимения с приставкой КОЕ— и суффиксами -ТО,  -ЛИБО, -НИБУДЬ

  • Тыбурций по временам смотрел на нас троих какими-то странными глазами.
  • Кавалеров, как и везде, где не квартирует какой-нибудь уланской бригады, было менее, нежели дам.

НЕ и НИ в местоимениях

Приставка НЕ- пишется в неопределенных местоимениях.

  • Некто позвонил и испугал маленькую сестру.

В отрицательных местоимениях приставка НЕ- пишется под ударением, приставка НИ- — в безударном положении.

  • Очень плохо, когда уже некого обрадовать.
  • Никого не нужно жалеть.

Правописание устойчивых словосочетаний с местоимениями

Я считаю, что это не что иное, как ложь.

Не чем иным, как только правдой можно добиться справедливости.

Ничто иное, кроме правды, не может быть интересным образованному человеку.

Морфологический разбор местоимения

План разбора

  1. Указать часть речи
  2. Задать вопрос, поставить в начальную форму
  3. Указать постоянные признаки: разряд по значению, лицо (у личных местоимений)
  4. Указать непостоянные признаки (в зависимости от разряда) – см. Таблицу «Разряды по значению»
  5. Указать синтаксическую роль

Начальная форма местоимений – Им.падеж.

Начальная форма возвратного местоимения – себя

Образцы морфологического разбора местоимений

Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки.

Он – местоимение

  1. Кто? он. Н.ф. – он
  2. Пост.признаки: личное, 3 лицо. Непост. признаки: в Им.п., муж.р., ед.ч.
  3. Кто? он – подлежащее

Кто-то – местоимение

  1. Кто? кто-то. Н.ф. – кто-то
  2. Пост.признаки: неопределенное. Непост. признаки: в Им.п.
  3. Кто? кто-то – подлежащее

Его – местоимение

  1. Кого? его. Н.ф. – он
  2. Пост.признаки: личное, 3 лицо. Непост. признаки: в В.п., ед.ч., муж.р.
  3. Кого? его – дополнение

Они рассказывали о своей скучной жизни.

Своей – местоимение

  1. Чьей? своей. Н.ф. – свой
  2. Пост.признаки: притяжательное. Непост. признаки: в П.п., жен.р., мн.ч.
  3. Чьей? своей — определение

Смотри также:

Самостоятельные части речи

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное 
  • Имя числительное 
  • Глагол 
  • Деепричастие
  • Причастие
  • Наречие

  • Укажите особенности восприятия дошкольниками сказки
  • Узнайте персонажа рассказа бунина он был твердо уверен что имеет полное право на отдых
  • Уйти в никуда как пишется
  • Уилл скарлетт однажды в сказке
  • Узорчатый как пишется и почему