Укажите какое из перечисленных произведений является сказкой былью неизвестный цветок

Входная контрольная работа по литературе в 7 классе вариант 1. часть 1. а1.определите, о каком жанре художественного произведения идет речь:

Входная контрольная работа по литературе в 7 классе

Вариант 1.

Часть 1.

А1.Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь: «Краткий иносказательный рассказ поучительного характера, где действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества».

1)баллада 2)гимн 3)басня 4)рассказ

А2.Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)сказка 3)загадка 4)роман

А3.Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

2)В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

3)В.М.Шукшин «Срезал»

4)А.С.Пушкин «Дубровский»

Часть 2.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске.

Меня? — переспросил я, чувствуя, что голос мой подымается прямо из живота.

Да, именно вас, бесстрашный малярик, — сказал он.

Я поплелся к доске.

Расскажите, как вы решили задачу, — спросил он спокойно и, — щелк, щелк — две бусины перекатились с правой стороны на левую. Я был в его руках.

Класс смотрел на меня и ждал. Он ждал, что я буду проваливаться, и хотел, чтобы я провалился как можно медленней и интересней.

Я смотрел краем глаза на доску, пытаясь по записанным действиям восстановить причину этих действий. Но мне это не удалось. Тогда я стал сердито стирать с доски, как будто написанное Шуриком путало меня и мешало сосредоточиться. Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить. Но звонок не звенел, а бесконечно стирать с доски было невозможно. Я положил тряпку, чтобы раньше времени не делаться смешным.

Мы вас слушаем, — сказал Харлампий Диогенович, не глядя на меня.

Артиллерийский снаряд, — сказал я бодро в ликующей тишине класса и замолк.

Дальше, — проговорил Харлампий Диогенович, вежливо выждав.

Артиллерийский снаряд, — повторил я упрямо, надеясь по инерции этих слов пробиться к другим таким же правильным словам. Но что-то крепко держало меня на привязи, которая натягивалась, как только я произносил эти слова. Я сосредоточился изо всех сил, пытаясь представить ход задачи, и еще раз рванулся, чтобы оборвать эту невидимую привязь.

Артиллерийский снаряд, — повторил я, содрогаясь от ужаса и отвращения.

В классе раздались сдержанные хихиканья. Я почувствовал, что наступил критический момент, и решил ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку.

Вы что, проглотили артиллерийский снаряд? — спросил Харлампий Диогенович с доброжелательным любопытством.

Он это спросил так просто, как будто справлялся, не проглотил ли я сливовую косточку.

Да, — быстро сказал я, почувствовав ловушку и решив неожиданным ответом спутать его расчеты.

Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал, — сказал Харлампий Диогенович, но класс уже и так смеялся…

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса. Харлампий Диогенович поставил мне отметку в журнал и еще что-то записал в свой блокнотик.

В1.Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2.Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3.Чем закончился этот урок для рассказчика, что он решил для себя?

1)перестал выполнять домашние задания

2)стал серьезней относиться к домашним заданиям

3)никогда не шутил с учителем

4)всегда был готов к уроку

В4.Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)В каждой шутке есть доля правды.

2)Делу время – потехе час.

3)Смех смехом, а дело делом.

4)Чужим умом в люди не выйдешь.

В5.Какие средства выразительности использовал автор в предложении: «Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить»?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

В6. Какое средство выразительности использовал автор в предложении: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса»? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)метафора 4)олицетворение

Часть 3.

Прочитайте отрывок из произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Но вот выговорилась бабушка. Ушёл куда-то дед. Я сидел, разглаживал заплатку на штанах, вытягивая из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой…

Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

-Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку.

С1.Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и из текста.

Входная контрольная работа по литературе в 7 классе

Вариант 2.

Часть 1.

А1.Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь: «стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему с напряженным сюжетом, где реальное переплетается с фантастическим».

1)баллада 2)роман 3)басня 4)рассказ

А2.Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)рассказ 3)загадка 4)сказка

А3.Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.И.Куприн «Чудесный доктор»

2)В.Г.Распутин «Уроки французского»

3)М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

4)А.С.Пушкин «Дубровский»

Часть 2.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга,она слышала веселые поздравления присутствующих и всё ещё не могла поверить,что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее.Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли изцеркви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро ихобежал — и снова оказал прежнюю бесчувственность. Молодые сели вместе вкарету и поехали в Арбатово, туда уже отправился Кирила Петрович, дабывстретить там молодых. Наедине с молодою женой князь нимало не был смущен еехолодным видом. Он не стал докучать ее приторными изъяснениями и смешнымивосторгами. Слова его были просты, и не требовали ответов. Таким образомпроехали они около 10 верст, лошади неслись быстро по кочкам проселочнойдороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах. Вдруграздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людейокружила ее, и человек в полу-маске, отворив дверцы со стороны, где сиделамолодая княгиня, сказал ей:

— Вы свободны, выходите.

— Что это значит,-закричал князь, — кто ты такой?..

— Это Дубровский, — сказала княгиня.

Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожныйпистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула, и сужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровьпоказалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали

времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащилиего из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.

Нетрогать его! — закричал Дубровский, — и мрачные его сообщники отступили.

-Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.

— Нет, -отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.

— Что выговорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы былиприневолены, вы никогда не могли согласиться…

— Я согласилась, я далаклятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить

его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последнейминуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души -лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его. Он успел сказатьим несколько слов, они посадили его верхом, двое из них его поддерживали,третий взял лошадь под уздцы, и все поехали в сторону, оставя карету посреди

дороги, людей связанных, лошадей отпряженных, но не разграбя ничего и непролив ни единой капли крови, в отмщение за кровь своего атамана.

В1.Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2.Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3.Что случилось с Дубровским, когда он понял, что Маша уже никогда не будет с ним?

1)уехал в своё имение

2)сдался в плен властям

3)скрылся за границу

4)продолжил совершать грабежи вместе с шайкой разбойников

В4.Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

2)Честь дороже жизни.

3)Жизнь без любви что год без весны.

4)Не дорог подарок – дорога любовь.

В5.Какие средства выразительности использовал автор в предложении: «Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга,она слышала веселые поздравления присутствующих и всё ещё не могла поверить,что …Дубровский не прилетел освободить ее»?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)иносказание

В6. Какое средство выразительности использовал автор в предложении: «Взор её быстро ихобежал — и снова оказал прежнюю бесчувственность»? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

Часть 3.

Прочитайте отрывок из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского»

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

С1.Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и из текста.

Ответы

вопроса

Вариант 1

Вариант 2

А1

3

1

А2

4

2

А3

1

3

В1

Ф.Искандер

А.С.Пушкин

В2

3

3

В3

2

3

В4

3

2

В5

3

1

В6

2

4

За каждый правильный ответ А1-В6 по одному баллу.

Сочинение

1 балл – орфография (допускается 1 негрубая ошибка)

1 балл – пунктуация (допускается 2 ошибки)

1 балл – речевые ошибки (их отсутствие)

1 балл – наличие одного аргумента

1 балл – наличие второго аргумента

1 балл – композиционная стройность

1 балл – логика

5= 16-15 баллов

4= 14-13 баллов

3= 12-8 баллов

Обновлено: 05.01.2022

4. К какой сказке относится пословица: Робкого и тень страшит.

А. У страха глаза велики Б. Петушок и бобовое зёрнышко В. Лиса и тетерев

5. Чего нельзя отнести к загадке?

А. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

Б. Поспешишь – людей насмешишь.

В. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

6. Из какой сказки эти строчки?

«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»

А. Каша из топора Б. Лиса и тетерев В. Петушок и бобовое зёрнышко

7. Какие из этих сказок являются народными?

А. Каша из топора Б. Сказка о рыбаке и рыбке В. Лиса и журавль

8. В какой сказке один из персонажей заяц?

А. Петушок и бобовое зёрнышко Б. Лиса и журавль В. У страха глаза велики

9. Найди пословицу о дружбе

А. Чтоб из ручья напиться, нужно наклониться

Б. Не стыдно не знать, стыдно не учиться

В. Друг за друга стой – и выиграешь бой

10. Кто не помогал Алёнушке спасти братца Иванушку?

А. яблонька Б. речка В. щука

11. К какому жанру относится произведение, которым пользовались дети перед игрой?

А. загадка Б. скороговорка В. считалка

Следующая загадка

А1 . Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь : «Краткий иносказательный рассказ поучительного характера, где действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества».

1)баллада 2)гимн 3)басня 4)рассказ

А2 . Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)сказка 3)загадка 4)роман

А3 . Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

2)В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

— Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске.

— Меня? — переспросил я, чувствуя, что голос мой подымается прямо из живота.

— Да, именно вас, бесстрашный малярик, — сказал он.

Я поплелся к доске.

— Расскажите, как вы решили задачу, — спросил он спокойно и, — щелк, щелк — две бусины перекатились с правой стороны на левую. Я был в его руках.

Класс смотрел на меня и ждал. Он ждал, что я буду проваливаться, и хотел, чтобы я провалился как можно медленней и интересней.

Я смотрел краем глаза на доску, пытаясь по записанным действиям восстановить причину этих действий. Но мне это не удалось. Тогда я стал сердито стирать с доски, как будто написанное Шуриком путало меня и мешало сосредоточиться. Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить. Но звонок не звенел, а бесконечно стирать с доски было невозможно. Я положил тряпку, чтобы раньше времени не делаться смешным.

— Мы вас слушаем, — сказал Харлампий Диогенович, не глядя на меня.

— Артиллерийский снаряд, — сказал я бодро в ликующей тишине класса и замолк.

— Дальше, — проговорил Харлампий Диогенович, вежливо выждав.

— Артиллерийский снаряд, — повторил я упрямо, надеясь по инерции этих слов пробиться к другим таким же правильным словам. Но что-то крепко держало меня на привязи, которая натягивалась, как только я произносил эти слова. Я сосредоточился изо всех сил, пытаясь представить ход задачи, и еще раз рванулся, чтобы оборвать эту невидимую привязь.

— Артиллерийский снаряд, — повторил я, содрогаясь от ужаса и отвращения.

В классе раздались сдержанные хихиканья. Я почувствовал, что наступил критический момент, и решил ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку.

— Вы что, проглотили артиллерийский снаряд? — спросил Харлампий Диогенович с доброжелательным любопытством.

Он это спросил так просто, как будто справлялся, не проглотил ли я сливовую косточку.

— Да, — быстро сказал я, почувствовав ловушку и решив неожиданным ответом спутать его расчеты.

— Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал, — сказал Харлампий Диогенович, но класс уже и так смеялся…

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса. Харлампий Диогенович поставил мне отметку в журнал и еще что-то записал в свой блокнотик.

В1 .Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2. Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3 . Чем закончился этот урок для рассказчика, что он решил для себя ?

1)перестал выполнять домашние задания

2)стал серьезней относиться к домашним заданиям

3)никогда не шутил с учителем

4)всегда был готов к уроку

В4 . Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)В каждой шутке есть доля правды.

2)Делу время – потехе час.

3)Смех смехом, а дело делом.

4)Чужим умом в люди не выйдешь.

В5 . Какие средства выразительности использовал автор в предложении : « Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить»?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

В6 . Какое средство выразительности использовал автор в предложении : « Звонок, как погребальный колокол , продрался сквозь хохот класса»? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)метафора 4)олицетворение

Прочитайте отрывок из произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Но вот выговорилась бабушка. Ушёл куда-то дед. Я сидел, разглаживал заплатку на штанах, вытягивая из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой…

Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

-Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку.

С1. Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и из текста.

А1 . Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь : «стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему с напряженным сюжетом, где реальное переплетается с фантастическим».

1)баллада 2)роман 3)басня 4)рассказ

А2 . Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)рассказ 3)загадка 4)сказка

А3 . Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.И.Куприн «Чудесный доктор»

2)В.Г.Распутин «Уроки французского»

3)М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

— Вы свободны, выходите.

— Что это значит,-закричал князь, — кто ты такой.

— Это Дубровский, — сказала княгиня.

Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожныйпистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула, и сужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровьпоказалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали

времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащилиего из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.

– Нетрогать его! — закричал Дубровский, — и мрачные его сообщники отступили.

-Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.

— Нет, -отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.

— Что выговорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы былиприневолены, вы никогда не могли согласиться.

— Я согласилась, я далаклятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить

его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последнейминуты. Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души -лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его. Он успел сказатьим несколько слов, они посадили его верхом, двое из них его поддерживали,третий взял лошадь под уздцы, и все поехали в сторону, оставя карету посреди

дороги, людей связанных, лошадей отпряженных, но не разграбя ничего и непролив ни единой капли крови, в отмщение за кровь своего атамана.

В1 .Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2. Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3 . Что случилось с Дубровским, когда он понял, что Маша уже никогда не будет с ним?

1)уехал в своё имение

2)сдался в плен властям

3)скрылся за границу

4)продолжил совершать грабежи вместе с шайкой разбойников

В4 . Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

2)Честь дороже жизни.

3)Жизнь без любви что год без весны.

4)Не дорог подарок – дорога любовь.

В5 . Какие средства выразительности использовал автор в предложении : « Она чувствовала холодный поце луй немилого супруга,она слышала веселые поздравления присутствующих и вс ё ещ ё не могла поверить,что …Дубровский не прилетел освободить ее »?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)иносказание

В6 . Какое средство выразительности использовал автор в предложении : « Взор её быстро их обежал — и снова оказал прежнюю бесчувственность »? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

Прочитайте отрывок из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского»

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

С1. Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературному чтению 3 класс «Устное народное творчество»

Олимпиада по устному народному творчеству составлена в виде теста с ответами. разработана для предметной недели по литературному чтению.

Тест по литературному чтению 2 класс.Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень.

Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы.

Литературное чтение. 3 класс. «Устное народное творчество. Русские народные песни».

Урок литературного чтения в 3 классе.

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу «Устное народное творчество»

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу «Устное народное творчество» в виде тестовых заданий.

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс УМК Школа России по разделу «Устное народное творчество»

Проверочная работа по литературному чтению УМК Школа России по разделу «Устное народное творчество» в виде тестовых заданий.

Перезентация к уроку по литературному чтению 2 класс. «Устное народное творчество»

picture 40793 1552216238

Проверочная работа по литературному чтению по разделу «Устное народное творчество». 3 класс «Школа России»

Проверочная работа создана на основе:Кутявина С.В Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс ФГОС . –М.: Вако, 2015. Литературное чтение. Родная речь. У.

Следующая загадка

3. Найди пословицу о дружбе
а) Чтоб из ручья напиться, нужно наклониться.
б) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
в) Друг за друга стой – и выиграешь бой.

4. К какой сказке относится пословица: «Робкого и тень страшит».
а) У страха глаза велики
б) Петушок и бобовое зёрнышко
в) Лиса и тетерев

5. К какому жанру относится произведение, которым пользовались дети перед игрой?
а) загадка
б) скороговорка
в) считалка

6. Прочитай название сказки «Лиса и журавль». Определи вид сказки.

а) волшебная б) о животных в) бытовая

7. Из какой сказки эти строчки?
«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»
а) Каша из топора б) Лиса и тетерев
в) Петушок и бобовое зёрнышко

8. Угадай сказку, напиши её название.

1. «Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молочка»____________________________________________

2. « Лиса услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать. -Куда ж ты? – сказал тетерев.- Ведь нынче указ, собаки не тронут» ____________________________________________________________________

3. «- Поешь моего лесного яблочка — скажу. — У моего батюшки и садовые не едятся».__________________________________

9. В каком из видов устного народного творчества предметы не называются, а только указываются их признаки

а) потешка б) считалка в) загадка г) небылица

10. Объясни слова и выражения.

Проведать — ________________________
Потчевать — ________________________

Несолоно хлебавши — ________________

11. Закончи пословицу: «Доброе братство дороже…» а) вражды б) богатства в) дружбы г) принцессы

12. Восстанови последовательность сказки, расставь цифры: Смазала курочка петушку горлышко Бросилась курочка к хозяину! Петушок подавился бобовым зёрнышком. Кузнец дал хозяину новую косу Бросилась курочка к коровушке!

Следующая загадка

В разработке представлены задания, направленные на понимание и сравнение текстов.

Часть 1. Ответьте на вопросы А1-А3, выбрав только один верный ответ.

А1.Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь: «Краткий иносказательный рассказ поучительного характера, где действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества».

1)баллада 2)гимн 3)басня 4)рассказ

А2.Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)сказка 3)загадка 4)роман

А3.Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

2)В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

Часть 2.Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

— Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске.

— Меня? — переспросил я, чувствуя, что голос мой подымается прямо из живота.

— Да, именно вас, бесстрашный малярик, — сказал он.

Я поплелся к доске.

— Расскажите, как вы решили задачу, — спросил он спокойно и, — щелк, щелк — две бусины перекатились с правой стороны на левую. Я был в его руках.

Класс смотрел на меня и ждал. Он ждал, что я буду проваливаться, и хотел, чтобы я провалился как можно медленней и интересней.

Я смотрел краем глаза на доску, пытаясь по записанным действиям восстановить причину этих действий. Но мне это не удалось. Тогда я стал сердито стирать с доски, как будто написанное Шуриком путало меня и мешало сосредоточиться. Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить. Но звонок не звенел, а бесконечно стирать с доски было невозможно. Я положил тряпку, чтобы раньше времени не делаться смешным.

— Мы вас слушаем, — сказал Харлампий Диогенович, не глядя на меня.

— Артиллерийский снаряд, — сказал я бодро в ликующей тишине класса и замолк.

— Дальше, — проговорил Харлампий Диогенович, вежливо выждав.

— Артиллерийский снаряд, — повторил я упрямо, надеясь по инерции этих слов пробиться к другим таким же правильным словам. Но что-то крепко держало меня на привязи, которая натягивалась, как только я произносил эти слова. Я сосредоточился изо всех сил, пытаясь представить ход задачи, и еще раз рванулся, чтобы оборвать эту невидимую привязь.

— Артиллерийский снаряд, — повторил я, содрогаясь от ужаса и отвращения.

В классе раздались сдержанные хихиканья. Я почувствовал, что наступил критический момент, и решил ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку.

— Вы что, проглотили артиллерийский снаряд? — спросил Харлампий Диогенович с доброжелательным любопытством.

Он это спросил так просто, как будто справлялся, не проглотил ли я сливовую косточку.

— Да, — быстро сказал я, почувствовав ловушку и решив неожиданным ответом спутать его расчеты.

— Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал, — сказал Харлампий Диогенович, но класс уже и так смеялся…

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса. Харлампий Диогенович поставил мне отметку в журнал и еще что-то записал в свой блокнотик.

В1.Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2.Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3.Чем закончился этот урок для рассказчика, что он решил для себя?

1)перестал выполнять домашние задания

2)стал серьезней относиться к домашним заданиям

3)никогда не шутил с учителем

4)всегда был готов к уроку

В4.Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)В каждой шутке есть доля правды.

2)Делу время – потехе час.

3)Смех смехом, а дело делом.

4)Чужим умом в люди не выйдешь.

В5.Какие средства выразительности использовал автор в предложении: «Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить»?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

В6. Какое средство выразительности использовал автор в предложении: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса»? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)метафора 4)олицетворение

Прочитайте отрывок из произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Но вот выговорилась бабушка. Ушёл куда-то дед. Я сидел, разглаживал заплатку на штанах, вытягивая из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой…

Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

-Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку.

С1.Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и из текста.

Часть 1. Ответьте на вопросы А1-А3, выбрав только один верный ответ.

А1.Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь: «стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему с напряженным сюжетом, где реальное переплетается с фантастическим».

1)баллада 2)роман 3)басня 4)рассказ

А2.Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)рассказ 3)загадка 4)сказка

А3.Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.И.Куприн «Чудесный доктор»

2)В.Г.Распутин «Уроки французского»

3)М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Часть 2.Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

— Вы свободны, выходите.

— Что это значит,-закричал князь, — кто ты такой.

— Это Дубровский, — сказала княгиня.

Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула, и с ужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали

времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.

– Не трогать его! — закричал Дубровский, — и мрачные его сообщники отступили.

— Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.

— Нет, -отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.

— Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться.

— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить

его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты. Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души — лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его. Он успел сказать им несколько слов, они посадили его верхом, двое из них его поддерживали, третий взял лошадь под уздцы, и все поехали в сторону, оставя карету посреди

дороги, людей связанных, лошадей отпряженных, но не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови, в отмщение за кровь своего атамана.

В1.Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2.Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3.Что случилось с Дубровским, когда он понял, что Маша уже никогда не будет с ним?

1)уехал в своё имение

2)сдался в плен властям

3)скрылся за границу

4)продолжил совершать грабежи вместе с шайкой разбойников

В4.Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

2)Честь дороже жизни.

3)Жизнь без любви что год без весны.

4)Не дорог подарок – дорога любовь.

В5.Какие средства выразительности использовал автор в предложении: «Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и всё ещё не могла поверить, что …Дубровский не прилетел освободить ее»?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)иносказание

В6. Какое средство выразительности использовал автор в предложении: «Взор её быстро их обежал — и снова оказал прежнюю бесчувственность»? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

Прочитайте отрывок из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского»

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

С1.Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Читайте также:

      

  • Оно всегда перед нами но видеть его мы не можем что это ответ на загадку
  •   

  • Загадки природы книга инструкция по эксплуатации
  •   

  • Золотой теленок на привязи толстеет ответ на загадку
  •   

  • Загадки единственного числа среднего рода
  •   

  • Виктор калашников загадки истории

Укажите какое из перечисленных произведений является сказкой былью неизвестный цветок

К представителям «века минувшего» относились Фамусов и окружающее его дворянское общество. Они боготворили старые порядки и их устраивали такие нормы жизни. Фамусов чувствовал, что минувший век заканчивается, поэтому он с сожалением говорил: «Тогда не то, что ныне…»

А к «веку нынешнему» относился молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Он, живший по законом нового поколения, хотел изменить устои старого света в лучшую сторону. После трёхлетнего отсутствия Чацкий вернулся в Москву, в которой родился и вырос. За время своего путешествия он увидел, как живёт народ в разных городах, общался с декабристами, что сильно повлияло на его взгляды и убеждения.

Первые противоречия между Чацким и фамусовским обществом случились по поводу отношения к службе. Все считали, что служить надо ради денег, наград, чинов и славы, притом не имело значения, каким путём это достигнуто. А Чацкий пытался им доказать, что служить надо делу, а не людям, служить на благо народу, «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Не сошлись взгляды Чацкого и фамусовского общества и на крепостное право. В обществе ценили человека только по богатству наличию крепостных. Хлестова ставит на одну ступень свою девку — арапку и собачку. Для Чацкого это дико, он возмущается таким пренебрежением к людям, ведь он борется за свободу человека.

Укажите какое из перечисленных произведений является сказкой былью неизвестный цветок

Зевс — верховный бог, царь богов и
юноши.
Аполлон – бог солнечного света. Греки
длинноволосым, бородатым, могучим<span>Аид – бог – владыка царства мертвых.
солнечного света.
Селены (богини Луны) и Эос (утренней
Нота. Изображался крылатым,
красноречия.
Борей — бог северного ветра, сын
Арес – бог вероломной войны, сын</span><span>Аид —  владыка подземного царства мертвых. 
Аполлон —  бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель.
Арес —  бог кровожадной, несправедливой войны.  Любовник или муж Афродиты.
Артемида —  богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня — девственница. .
Афина —  богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук.  Богиня — девственница.
Афродита — г богиня любви и красоты. 
Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: однозубец, диадема.
Гермес —  бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. 
Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
Гефест —  бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита.
Деметра — богиня земледелия и плодородия. 
Дионис — бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Зевс —  бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. </span><span>листьев на голове.
Гермес — сын Зевса и Майи, один из
Дионис (Вакх) — бог виноградарства и
крылатого юноши.
зари). В поздней античности
Покровитель странников, ремесел,
Зевса и Геры.
изображали его в виде прекрасного
и мистерий. Изображался то в виде
Посейдона и Земли Геи. Земля давала
своему сыну силу, благодаря которой
самых , многозначных греческих богов.
покровителем ремесленников.
Вакх — одно из имен Диониса.
Эос (утренней зари), брат Зефира и
(Ночи). Его изображали в виде
Гипнос — божество сна, сын Никты
Персефоны.
тучного пожилого мужчины, то в виде
кузнечного дела. Считался
Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и
отождествлялся с Аполлоном, богом
Гелиос (Гелий) — бог Солнца, брат
торговли, воров. Обладающий даром
титанидов Астрея (звездного неба) и
Асклепий – бог врачебного исскуства,
сын Аполлона и нимфы Корониды
никто не мог совладать с ним.
виноделия, объект целого ряда культов
Антей – герой мифов, великан, сын
Зефир — бог западного ветра.</span><span>людей.
Загрей — бог плодородия, сын Зевса и
божеством.</span>

Укажите какое из перечисленных произведений является сказкой былью неизвестный цветок

У меня есть котёнок.Он маленький ещё, но я его так люблю!Когда я смотрю ему в глаза я чуствую его эмоции,будто это я ,а не он.Чуствую когда он боится.Иногда в его мяуканье я понимаю некоторые слова «МАМА».Он рыжий.Красивый красивый!Львёнок!хвост его пушится когда он боится.Назвали его Симбой.Я думаю и понела что ему подошло бы имя  Локи но поздно))Поезд уехал.Я с котом одно целое! =)

Укажите какое из перечисленных произведений является сказкой былью неизвестный цветок

Запорозька Січ була обведена високими валами з частоколом і зрубами, на які ставилися гармати. Між валами була широка площа, на краю якої стояли курені — казарми, де мешкали запорожці. Козацька залога на Січі, що звалася також кошем, нараховувала кілька тисяч (іноді її чисельність доходила до 10 тис.) озброєних козаків. На площі містилася церква, будинки старшини, школа, господарські та військові споруди. Січова церква і духовенство перебували під зверхністю Києво-Межигірської архимандрії. Площа біля церкви була центром суспільно-політичного життя Запорозької Січі, де відбувалися Січові ради тощо. Поза валами був Січовий базар, куди приїжджали купці зі своїми товарами. Січовики продавали тут продукти своєї праці — рибальства і мисливства. На Січі не було ні феодальної власності на землю, ні кріпосництва. На Запоріжжі панував не феодальний примус, а принцип найму. Панівну верству Запорозької Січі становили не феодали як привілейований стан, а власники рибних промислів, багаті скотарі й торговці, а пізніше, в міру розвитку землеробства та інших галузей господарства — власники великих зимівників, водяних млинів, чумацьких валок тощо.

Укажите какое из перечисленных произведений является сказкой былью неизвестный цветок

Мифы появились в греции до нашей эры. Возможно кто то  придумал историю что на горе Олимпе живут боги.Но люди верили в это.Считалось что все вещи которые их окружали были богами.

Сказки Андрея Платонова знакомы многим с детства. Сочетание реальных жизненных ситуаций с элементами фантастического придают произведениям необычайную динамичность. Одной из самых добрых и поучительных сказок Платонова является «Неизвестный цветок». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.

История создания

Андрей Платонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В последние годы автор всё больше писал для детей, желая остаться в памяти подрастающего поколения, преподав им мудрые жизненные уроки. Платонов также хотел оставить воспоминания и для своей дочери Маши. 

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до кончины писателя. Неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении, ведь Платонов болел туберкулезом. Он заразился от своего сына, который вернулся после длительного тюремного заключения. Арест был политическим решением. Через сына чиновники давили на отца, который не мог стать орудием идеологического «воспитания» людей. Платонов писал то, что считал нужным, не подстраиваясь к политической повестке дня. Из-за этого его почти перестали печатать. Единственной безопасной и честной гаванью оставалась детская проза. Чтобы прокормить семью, автор усердно работал в этой сфере. Но скудный заработок не помог ему продлить свои дни, болезнь не отступила. Одним из последних произведений стал «Неизвестный цветок».

Жанр, направление

«Неизвестный цветок» – это сказка-быль, как определил жанр сам автор. Подобное определение как нельзя лучше описывает замысел данного произведения. 

Элементы волшебного в сочетании с реалистическим фоном позволяют сделать вывод, что «Неизвестный цветок» является рассказом с элементами сказки (фантастики), иначе говоря – сказкой-былью. «Волшебные» моменты произведения настолько точно и умело вкраплены в текст, что создаётся впечатление полного погружения в реальность, где и цветы могут говорить.  

Композиция 

Сказка-быль «Неизвестный цветок» начинается с описания жизни самого цветка. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим. Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он наконец-то расцветает. И именно его цветение привлекает внимание девочки Даши, которая избавит его от одиночества.

Композиция сказки-были завязана на цикличности, что становится понятно лишь в финале произведения. Приехав в пионерский лагерь на следующий год, Даша не застала тот самый цветок, но увидела плоды своих трудов: новые растения, цветы, парящих над когда-то пустынным пространством птиц и насекомых. И в самом конце девочка замечает цветок, похожий на предыдущий, но только прекраснее. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни.

Смысл названия

Смысл названия сказки-были «Неизвестный цветок» заключается в мысли о безызвестности цветка при его огромной значимости. Подобных ему миллионы, однако именно это растение упорно пробивалось к жизни, преодолевало трудности, чтобы просто существовать. 

Цветок не знает ни своего имени, ни того, как он выглядит, но он борется и стремится к развитию. Произведение названо «именем» центрального героя произведения, чтобы подчеркнуть важность его образа и вклада в природу. 

Суть: о чём?

Произведение «Неизвестный цветок» рассказывает о цветке, выросшем на пустыре несмотря на все трудности и преграды. Одинокое растение не знало радости, пока его запах не привлёк девочку из пионерского лагеря. Даша заговорила с цветком и позвала ребят, чтобы сделать землю вокруг растения плодородной. 

«Неизвестный цветок» – это история о том, как нужно преодолевать жизненные трудности. Это и произведение о том, как важно помогать тому, кто в этом нуждается. 

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнил анализ сказки «Неизвестный цветок» по плану таблицей с описанием главных героев.

Цветок Центральным героем сказки-были является сам цветок. Одинокий, изнеможённый, он находит в себе силы бороться, стремясь к лучшей жизни: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок обеспечивал себя всем необходимым и не унывал, хотя вокруг была лишь сухая глина и ни одного растения. Примечательно, что и в таком тяжёлом положении цветок находил что-то хорошее: он искренне радовался первым лучам солнца, попадавшим на него. Став настоящим цветком с «венчиком вверху», растение выглядело прекрасно, но не знало об этом. Именно его цветение и благоухание после стольких трудов привлекло Дашу, которая скрасила его дни.
Даша обычная девочка из пионерского лагеря. Скучая по маме, Даша написала ей письмо и понесла его на станцию. Именно тогда она услышала аромат цветка и вспомнила о сказке, которой когда-то с ней поделилась мама. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений.

Темы

Тематика в произведении «Неизвестный цветок» изложена в сокращенном варианте, ведь иначе анализ будет слишком большим. В книге можно выделить четыре главенствующие темы: тема борьбы за жизнь, добра, смысла жизни и целеустремленности.

  1. Тема борьбы за жизнь представлена в сказки-были в образе цветка. Маленький одинокий цветок преодолевает множество трудностей просто для того, чтобы жить. 
  2. Смысл жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок не видел мира, он не видел себя, но он осознал, что он должен существовать, ведь родился для жизни. Это и есть смысл всего живого. 
  3. Целеустремленность проявляется в поведении героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей-пионеров, цветение когда-то мёртвого пустыря и продолжение своего рода. Даша приводит друзей не просто для помощи, но чтобы все увидели героя. Ведь жизнь этого цветка вопреки всему – это огромный подвиг.
  4. Тема добра реализована в помощи пионеров цветку. Ребята работали четыре дня, чтобы дать шанс цветку на более лёгкую жизнь. Бескорыстность и доброта ребят и самой Даши показали цветку, что он не зря боролся за свою жизнь. Доброе дело, простой человеческий поступок сделал цветок счастливым и сделали пустырь настоящим лугом. 

Проблемы

Проблематика сказки «Неизвестный цветок» нашла свое выражение в кратком списке:

  1. В сказке-были «Неизвестный цветок» затронута проблема воли к жизни. Цветок всеми силами стремится удержаться в этой жизни, хотя у него нет на это никаких причин. Одиночество, усталость, голод – всё это могло бы сломить простое растение. Однако цветок выбрал трудный, но благородный и достойный путь. Раз за разом преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь. 
  2. Проблема силы и слабости тоже затрагивается в произведении. Автор намеренно подчёркивает хрупкость и слабость обычного цветка, а затем описывает его твёрдый характер, которым может похвастаться далеко не каждый человек. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Пионеры даже нарекут цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле. 

Смысл

Основная идея произведения «Неизвестный цветок» заключается в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле. 

Важна и главная мысль сказки «Неизвестный цветок» о добрых поступках, которые должны совершаться бескорыстно. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира. Именно эти качества позволяют нам оставаться живыми и настоящими. 

Чему учит?

Произведение «Неизвестный цветок» учит нас быть целеустремлёнными и терпеливыми, а также добрыми и отзывчивыми. Платонов на примере цветка показывает, как важно цепляться за жизнь и делать всё возможное, чтобы оставаться тем, кем ты являешься. 

Мораль произведения заключается и в том, что отзывчивость и искренность могут стать причиной чьего-то счастья. Сказка «Неизвестный цветок» заставляет задуматься о том, что доброта и взаимопомощь – это основа человечности.  

Художественные особенности

Платонов использует различные средства художественной выразительности для живописности текста: эпитеты («мёртвая глина», «добрая земля»), олицетворения («цветок сторожил ветер», «цветок радовался»), сравнения («как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём»). 

Автор намеренно использует объёмные описания природы, чтобы помочь читателю погрузиться в атмосферу, в которой находился цветок. Обилие деталей, наличие средств художественной выразительности, понятный и детям, и взрослым язык позволяют сказке-были «Неизвестный цветок» оставаться популярной и спустя полвека после написания.

Автор: Татьяна Булычева

Входная контрольная работа по литературе 7 класс

Вариант 1.

Часть 1. Ответьте на вопросы А1-А3, выбрав только один верный ответ.

А1.Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь: «Краткий иносказательный рассказ поучительного характера, где действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества».

1)баллада 2)гимн 3)басня 4)рассказ

А2.Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)сказка 3)загадка 4)роман

А3.Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

2)В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

3)В.М.Шукшин «Срезал»

4)А.С.Пушкин «Дубровский»

Часть 2.Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

— Прошу вас, — сказал он и жестом пригласил меня к доске.

— Меня? — переспросил я, чувствуя, что голос мой подымается прямо из живота.

— Да, именно вас, бесстрашный малярик, — сказал он.

Я поплелся к доске.

— Расскажите, как вы решили задачу, — спросил он спокойно и, — щелк, щелк — две бусины перекатились с правой стороны на левую. Я был в его руках.

Класс смотрел на меня и ждал. Он ждал, что я буду проваливаться, и хотел, чтобы я провалился как можно медленней и интересней.

Я смотрел краем глаза на доску, пытаясь по записанным действиям восстановить причину этих действий. Но мне это не удалось. Тогда я стал сердито стирать с доски, как будто написанное Шуриком путало меня и мешало сосредоточиться. Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить. Но звонок не звенел, а бесконечно стирать с доски было невозможно. Я положил тряпку, чтобы раньше времени не делаться смешным.

— Мы вас слушаем, — сказал Харлампий Диогенович, не глядя на меня.

— Артиллерийский снаряд, — сказал я бодро в ликующей тишине класса и замолк.

— Дальше, — проговорил Харлампий Диогенович, вежливо выждав.

— Артиллерийский снаряд, — повторил я упрямо, надеясь по инерции этих слов пробиться к другим таким же правильным словам. Но что-то крепко держало меня на привязи, которая натягивалась, как только я произносил эти слова. Я сосредоточился изо всех сил, пытаясь представить ход задачи, и еще раз рванулся, чтобы оборвать эту невидимую привязь.

— Артиллерийский снаряд, — повторил я, содрогаясь от ужаса и отвращения.

В классе раздались сдержанные хихиканья. Я почувствовал, что наступил критический момент, и решил ни за что не делаться смешным, лучше просто получить двойку.

— Вы что, проглотили артиллерийский снаряд? — спросил Харлампий Диогенович с доброжелательным любопытством.

Он это спросил так просто, как будто справлялся, не проглотил ли я сливовую косточку.

— Да, — быстро сказал я, почувствовав ловушку и решив неожиданным ответом спутать его расчеты.

— Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал, — сказал Харлампий Диогенович, но класс уже и так смеялся…

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса. Харлампий Диогенович поставил мне отметку в журнал и еще что-то записал в свой блокнотик.

В1.Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2.Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3.Чем закончился этот урок для рассказчика, что он решил для себя?

1)перестал выполнять домашние задания

2)стал серьезней относиться к домашним заданиям

3)никогда не шутил с учителем

4)всегда был готов к уроку

В4.Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)В каждой шутке есть доля правды.

2)Делу время – потехе час.

3)Смех смехом, а дело делом.

4)Чужим умом в люди не выйдешь.

В5.Какие средства выразительности использовал автор в предложении: «Я еще надеялся, что вот-вот прозвенит звонок и казнь придется отменить»?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

В6. Какое средство выразительности использовал автор в предложении: «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса»? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)метафора 4)олицетворение

Часть 3.

Прочитайте отрывок из произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Но вот выговорилась бабушка. Ушёл куда-то дед. Я сидел, разглаживал заплатку на штанах, вытягивая из нее нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой…

Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

-Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку.

С1.Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и из текста.

Входная контрольная работа по литературе 7 класс

Вариант 2.

Часть 1. Ответьте на вопросы А1-А3, выбрав только один верный ответ.

А1.Определите, о каком жанре художественного произведения идет речь: «стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему с напряженным сюжетом, где реальное переплетается с фантастическим».

1)баллада 2)роман 3)басня 4)рассказ

А2.Укажите, какой из перечисленных жанров НЕ относится к устному народному творчеству

1)предание 2)рассказ 3)загадка 4)сказка

А3.Укажите, какое из перечисленных произведений является сказкой-былью

1)А.И.Куприн «Чудесный доктор»

2)В.Г.Распутин «Уроки французского»

3)М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

4)А.С.Пушкин «Дубровский»

Часть 2.Прочитайте текст и ответьте на вопросы В1-В6

Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и всё ещё не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее. Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли из церкви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро их обежал — и снова оказал прежнюю бесчувственность. Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово, туда уже отправился Кирила Петрович, дабы встретить там молодых. Наедине с молодою женой князь нимало не был смущен ее холодным видом. Он не стал докучать ее приторными изъяснениями и смешными восторгами. Слова его были просты, и не требовали ответов. Таким образом проехали они около 10 верст, лошади неслись быстро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах. Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полу-маске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей:

— Вы свободны, выходите.

— Что это значит,-закричал князь, — кто ты такой?..

— Это Дубровский, — сказала княгиня.

Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула, и с ужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет, но ему не дали

времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.

– Не трогать его! — закричал Дубровский, — и мрачные его сообщники отступили.

— Вы свободны, — продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.

— Нет, -отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.

— Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…

— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить

его, и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души — лишили его силы. Он упал у колеса, разбойники окружили его. Он успел сказать им несколько слов, они посадили его верхом, двое из них его поддерживали, третий взял лошадь под уздцы, и все поехали в сторону, оставя карету посреди

дороги, людей связанных, лошадей отпряженных, но не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови, в отмщение за кровь своего атамана.

В1.Назовите автора произведения, из которого взят приведенный выше отрывок.

В2.Укажите, какой частью композиции приведенный отрывок

1)экспозиция 2)завязка 3)кульминация 4)развязка

В3.Что случилось с Дубровским, когда он понял, что Маша уже никогда не будет с ним?

1)уехал в своё имение

2)сдался в плен властям

3)скрылся за границу

4)продолжил совершать грабежи вместе с шайкой разбойников

В4.Выберите одну из пословиц, которая близка по смыслу произведению, из которого взят отрывок.

1)Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

2)Честь дороже жизни.

3)Жизнь без любви что год без весны.

4)Не дорог подарок – дорога любовь.

В5.Какие средства выразительности использовал автор в предложении: «Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и всё ещё не могла поверить, что …Дубровский не прилетел освободить ее»?

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)иносказание

В6. Какое средство выразительности использовал автор в предложении: «Взор её быстро их обежал — и снова оказал прежнюю бесчувственность»? (см.выделенное сочетание слов)

1)эпитет 2)сравнение 3)гипербола 4)олицетворение

Часть 3.

Прочитайте отрывок из произведения В.Г.Распутина «Уроки французского»

Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде ее косящих внимательных глаз все мои беды и несуразности прямо-таки взбухают и наливаются дурной силой. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.

С1.Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос «Что такое «уроки доброты»?

Объем сочинения не менее 50 слов.

При ответе используйте примеры из жизни и из текста.

Ответы

вопроса

Вариант 1

Вариант 2

А1

3

1

А2

4

2

А3

1

3

В1

Ф.Искандер

А.С.Пушкин

В2

3

3

В3

2

3

В4

3

2

В5

3

1

В6

2

4

За каждый правильный ответ А1-В6 по одному баллу.

Сочинение

1 балл – орфография (допускается 1 негрубая ошибка)

1 балл – пунктуация (допускается 2 ошибки)

1 балл – речевые ошибки (их отсутствие)

1 балл – наличие одного аргумента

1 балл – наличие второго аргумента

1 балл – композиционная стройность

1 балл – логика

5= 16-15 баллов

4= 14-13 баллов

3= 12-8 баллов

  • Укажите название рассказа который тургенев написал находясь под арестом
  • Укажите какой рассказ не входит в сборник темные аллеи
  • Укажите какой темой объединены рассказы бунина в сборнике темные аллеи
  • Укажите какому типу речи и стилю речи соответствует каждый текст сочинения осенью лес молчит
  • Укажите кто из названных персонажей не является героем рассказа м горького макар чудра