Сивка-Бурка, с. 25 – 29
Ответы к стр. 25 — 29
Читать «Сивка-Бурка»
- Найди в сказке зачин. Запиши его.
Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.
- Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.
Название сказки | Зачин |
«Маша и медведь», «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Жили-были… |
«Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» | В некотором царстве, в некотором государстве… |
«Про глупого змея и умного солдата» | В тридевятом царстве, тридесятом государстве… |
- По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.
Троекратные повторы, чудеса и превращения, Баба-яга, особый сказочный зачин, волшебные слова, волшебные предметы, волшебные помощники, бессмертие героя, приключения героя.
- Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка.
Волшебная палочка есть в сказке «Золушка». Золушка — главная героиня сказки. Злая мачеха, будучи замужем за безвольным человеком, невзлюбила его добрую и красивую дочь. Золушка была у злой женщины и двух её дочерей на правах служанки. Когда король устроил бал, разодетые сёстры поехали во дворец. Золушка помогла им собраться, а после отъезда разрыдалась. Появилась крёстная — фея, которая с помощью волшебной палочки превратила тыкву в карету, мышей — в лошадей, крысу — в кучера, а Золушкино старое платье — в роскошный наряд, а ещё подарила ей хрустальные туфельки, правда, взяла обещание, что девушка вернётся до полуночи. Золушка стала королевой бала. Принц влюбился в прекрасную незнакомку. Убегая, Золушка потеряла туфельку. Принц долго искал обладательницу изящной обуви. Туфелька пришлась впору лишь Золушке, на которую обратил внимание придворный кавалер. Она простила сестрам все обиды и вышла замуж за принца.
- Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героя.
На сказочной картине В. Васнецов запечатлён момент мимолётной встречи Ивана с красавицей царицей. На неизвестной высоте прекрасный юноша на сивке-бурке пролетает возле окошка терема, при этом целуя любимую. Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил всё своё видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты. Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны. Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами. Иван одет в богатую нарядную одежду: мы видим разлетающиеся полы дорогого кафтана, шапку с собольем мехом, тёмно-синие шаровары, красные сапожки.
Эпизод сказки: Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна! Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался.
- Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
1. Что мы узнаём из зачина сказки?
2. Что решил предпринять старик, чтобы поймать вора?
3. Кто оказался вором?
4. Почему конь стал служить Ивану?
5. Почему братья поехали к царскому двору?
6. Под каким предлогом Иван ушёл из дома?
7. Для чего царь созвал пир и как туда попал Иван?
8. Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?
- Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.
Это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.
- Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.
1. Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Устойчивые выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Чудесные превращения.
6. Сказочные помощники.
7. Невероятные фантастические события.
8. Борьба добра и зла.
9. Добро побеждает зло.
10. Концовка.
- Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
Бытовые сказки | «Солдатская шинель», «Каша из топора», «Жена-доказчица» |
Сказки о животных | «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «Лиса и тетерев» |
Волшебные сказки | «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка» |
- Рассмотрите иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
Найди в энциклопедии сведения о жизни и творстве этих художник.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
План:
1. Годы жизни. Детство художника.
2. Вятский край. Годы учёбы.
3. Академия художеств. Петербург.
4. Тесное дружеское общение с художниками.
5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.
6. «Богатыри».
7. Персональная выставка художника.
8. Васнецов — «первопроходец».
Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) — один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи — жития святых, притчи и другие произведения. «Я всегда только Русью и жил», — вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.
Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. «Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались», — позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861-1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.
Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей» (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою «грезу» об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.
Мне больше всего нравятся «Богатыри». В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое «капитальное» произведение — «Богатыри». Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из «Богатырей» Васнецова.
«Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем».
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.
ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
Сивка-Бурка, с. 25 – 29
3.3 (66.01%) от 323 голосующих
2
0
Не все слова, что встречаются в сказках оказываются ее зачинами. есть название сказки, например «Мудрая девушка», есть присказки, которые имеют похожий вид «Скоро сказка сказывается», есть у сказок и концовки, которые часто выражаются словами «Жить поживать» или И были они счастливы.
Поэтому выделим только те фразы, которые можно действительно назвать зачинами, и которые мы находим в сказках, как авторских, так и народных:
1
0
Начнем с того, что не все предложенные фразы можно трактовать как зачины. Например, со слов «жить-поживать» не начинается ни одна сказка. Также можно исключить «мудрая девушка», это, вероятнее всего, будет название. Еще «веселым пирком» нужно исключить, так народные сказки не начинаются, как и со слов «скоро сказка сказывается….»
Осталось четыре зачина-вступления в сказку.
Определяемся сначала с «Ехал однажды…» — это из сказки под названием «Мудрая девушка».
Оставшиеся зачины довольно употребительны, их можно встретить во многих народных сказках.
Например, «Жили-были» — это и «Маша и медведь», и еще «Колобок», и даже «Сестрица Аленушка…» и другие.
«В некотором царстве…» присутствует в «Золотом коне», в «Волшебном колечке», встречается и в «Царевне-лягушке».
Думаю, зачин «В тридевятом…» все от мала до велика не однажды слышали, он в «Сказке о золотом петушке», еще в «Василисе Премудрой» и многих других.
1
0
Выделим из предложенных слов зачины.
Сразу отбросим выражения «Жить-поживать» и «Веселым пирком» как возможные концовки сказки. Концовка сказки ее зачином быть не может.
Фраза «Мудрая девушка» может встретиться в любой части сказки и сама по себе зачином не является, а скорее будет названием сказки.
Еще одна фраза «Скоро сказка сказывается» оказывается присказкой, также не имеющей отношения к зачинам.
Итого остаются действительно четыре фразы, которые являются зачинами и которые мы встречаем в русских народных сказках.
Теперь можно заполнять и таблицу зачинов. Учтем, что зачин «ехал однажды» встречается лишь в одной сказке и его даже можно не считать зачином как таковым, поскольку он не вводит нас в место действие и лишь знакомит с героем, но на всякий случай отметим и его.
0
0
Рассмотрим повнимательнее предложенные варианты зачинов. Из них далеко не все являются таковыми, это скорее концовки сказок. Вообще получается, что зачинов всего тут четыре. Попробуем связать их с известными сказками. Вот что у нас получается:
В своем стихотворении «Полевые цветы» Бунин сравнивает цветы дорогие заморские и цветы родные полевые. Заморские цветы в описании Бунина цветут пышно и обладают нежным запахом. Их растят в оранжереях и им не приходится боятся свежих ночей, бурей и тем более метелей.
Но поэту много милее и дороже простые полевые цветы, которые растут под открытым небом, и которые вместо искусственного освещения видят сияния звезд.
Он называет красоту этих цветов стыдливой, что можно понять как неброская, но эти цветы милее взору именно своей простотой, тем что выросли они на полях родины и потому напоминают о прошлом, может быть о счастливом детстве.
В стихотворении «В густом зеленом ельнике» Некасов описывает эпизод охоты на оленя. Мы словно со стороны, по следам читаем о том, что происходило в еловом лесу. Как олень пробирался сквозь чащу, как сперва он был спокоен и безмятежен, занимался своими обычными оленьими делами — где-то кору содрал, где-то елку гнул и обсыпал хвои.
Но вот он услышал лай собак и сразу поведение оленя меняется. он быстрее молнии мчится по лесу, вырывается на луг и легко уходит от собак. Те очень скоро теряют след оленя и охотникам в этот раз приходится возвращаться не с чем.
Олень спас свою жизнь, свою красоту, это было сильное и быстрое животное.
Олень в стихотворении Некрасова «Густой зеленый ельник» показан молодым и полным сил зверем, несмотря на то, что вокруг лежат снега и значит дело происходит зимой, когда оленю несомненно сложнее было добывать себе корм.
Но поэт отмечает, что олень полон сил, его стремительность он называет радостной, словно оленю доставляло удовольствие убегать от охотников и их собак. Поэт любуется статью и красотой зверя.
Он описывает оленя могучим и тонконогим с пышными рогами. Раз рога пышные, значит это уже не молодое животное, а матерый олень в полном расцвете сил, который знает свою силу и гордится ей. Он презирает охотников и легко избегает их ловушек.
Прежде чем заполнять эту таблицу немного освежим наши знания в памяти.
Что мы можем и должны отнести к твердым телам? Это тела, которые имеют постоянную форму и размеры, которые не меняют свою форму при смене положения, которые кажутся нам твердыми и на ощупь.
Примерами твердых тел могут быть например камень, карандаш, тетрадь, телефон, учебник, стол.
Что нам следует отнести к жидкостям? Это вещества и тела, которые принимают форму сосуда, в который помещены, в жидкость мы можем погрузить руку или даже погрузиться сами.
Примерами жидкостей могут быть вода, молоко, бензин, подсолнечное масло, одеколон.
Наконец газы — это летучие вещества, которые занимают весь доступный им объем.
Примером газа оказывается водяной пар, кислород, углекислый газ.
Определим, кому из известных поэтов принадлежат эти отрывки из стихотворений.
Первый отрывок рассказывает о скромных братьях заморских цветов, которые встречаются на полях Родины. Это сразу дает нам понять, что героями стихотворения оказываются цветы и не просто цветы, но цветы полевые.
Именно так, «Полевые цветы» называется стихотворение Ивана Бунина, из которого взят первый отрывок.
Второй отрывок также принадлежит к творчеству этого же поэта — Ивана Бунина. В нем рассказывается как олень могучий идет в снегах, которые укутали ельник у дороги. А стихотворение так и называется: «Густой ельник у дороги»
Страница 9 из 42
Стр. 35-39. Проверим себя
1. Назови виды устного народного творчества.
Ответ:
К народному творчеству относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора. Они передаются из уст в уши, из поколения в поколение, от родителей к детям.
Это может быть песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.
2. Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?
Ответ:
Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку или мотив. В стихах слова не напевают, не тянут, этим стихи отличаются от песни.
3. Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?
Ответ:
Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она обычно в быстром темпе, радостным голосом. Исполнитель передает хорошее настроение, улыбку. Если в песне поется о грустных событиях, трагедии, то исполняется она обычно в замедленном ритме, протяжно, грустным голосом.
4. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»
Вспомни, что песенки-заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
Ответ:
Весна-красна!
Приходи к нам!
С теплом, с добром,
К каждому в дом!
5. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
Ответ:
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой.
Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.
Пословицы и поговорки появились в народе еще до появления письма и передавалось с уст в уста. Мы и в современной жизни часто слышим их в разных ситуациях.
6. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Кончил дело — гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал — навеки лгуном стал.
7. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?
Ответ:
Звуки «г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение. Благодаря подобным скороговоркам мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.
8. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
Ответ:
В огне не горит, в огне не тонет. Лёд
Зимой лежал, весной побежал. Снег
Одетый летом, зимой раздетый. Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. Дождь
Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
На морозе сверкает, а от солнца убегает. Лед
Пушистой ватой вся земля укрыта. Снег
Дом зеленый всех зверей приютил. Лес
Солнышко, а в солнышке поселились зёрнышки. Подсолнух
Летом на дереве сидят, а осенью полетят. Листья
В окно стучит, но в дом не входит. Дождь
9. Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?
Ответ:
У всех сказок есть зачин и концовка. Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был». Концовки сказок тоже похожи друг на друга, в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев.
Еще сказки часто начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве». Концовки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать…»
Сказка «Колобок» начинается со слов Жили-были…
10. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?
Ответ:
Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло, наступил счастливый конец.
11. Определи зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»«Жили-были…»«Стали они жить-поживать и добра наживать…»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
Ответ:
Зачины: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были…»
Концовки: «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
12. Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Народная сказка — это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Сказки раньше передавались из уст в уста. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
13. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
Ответ:
В волшебных сказках творится волшебство, отсюда они и получили свое названия. В них происходят превращения, есть волшебные предметы.
14. Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Сказка – это произведение фольклора, в котором описываются чудесные, необычные события. И поэтому язык у волшебной сказки особый. В нем используются такие выразительные средства как олицетворения, образные определения, сравнения.
15. Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.
Ответ:
Волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».
Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
Ответ:
Можно рассказать сказку «Золушка», «Царевна-лягушка» , «По щучьему велению», «Хаврошечка».
16. Рассмотри рисунки и фотографии раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?
Ответ:
Народ всегда стремился создавать разные вещи своими руками, и каждая вещь получалась особой, потому что люди вкладывали в нее всю душу и мастерство. Поэтому народные промыслы можно назвать народным творчеством.
17. Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.
Ответ:
На рисунке (стр. 38-39) изображены богато одетые бояре и боярыни на ярмарке. Они в кафтанах с длинными рукавами, в высоких шапках. Тут же танцует с медведем шут и играет на дудке. Ниже нарисована старинная одежда: кафтаны, шуба, рубахи, кокошники и серьги.
Одежда во все времена показывала, насколько богат и знатен ее владелец. Поэтому рубаха князя и крестьянина, разумеется, выглядели по-разному, хотя покрой мог быть один. Чем богаче человек, тем тоньше была ткань, богаче вышивка и ярче цвет — краски тогда изготовлять было сложно. Но яркие краски в народе любили. Шили одежду чаще из льна и шерсти, хлопка почти не знали, а шелк могли позволить себе только очень богатые люди.
Мужская рубаха была длиной выше колен и носилась навыпуск. Рубахи подпоясывали поясами, часто украшенными ткаными узорами или вышивкой. Вышитыми были и рубахи — по вороту, подолу, рукавам — как мужские, так и женские. Женские рубахи были длинными как платья. Шили их из прямых полотнищ и тоже носили с поясом. Поверх исподней (нижней) рубахи могли надевать еще одну, наряднее, а поверх — сарафан.
Верхняя мужская одежда — кафтан, зимой — шуба (мехом внутрь, их часто крыли сукном) или доха (мехом наружу).
У женщин поверх сарафана надевалась душегрея или телогрея. Зимняя одежда -тоже шуба, но покрой был не таким, как у мужской.
На головах у мужчин в любое время года обязательно были шапки. Женщинам тоже не позволялось ходить «простоволосой», то есть без головного убора. Это было неприличным. Женщины, да и мужчины тоже, любили украшения. Их количество и материал зависели от достатка и статуса человека.
18. Рассмотри иллюстрации к сказкам раздела «Устное народное творчество». Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве художников, иллюстрировавших эти сказки.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие выражения: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Иллюстрации к этому разделу очень красивые. Картины Билибина и Васнецова метко отражают события сказок, но они разные по стилю. Картинки Билибина больше похожи на иллюстрации, они яркие, динамичные, с четкими контурами. Произведения Васнецова больше похожи на картины из музея. Персонажи на них изображены так, как будто они существуют в реальной жизни.
Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни 1876-1942
Иван Яковлевич Билибин — русский художник, график. Он создал много произведений к русским сказкам и былинам. Обучался Билибин за границей в студии живописи в Мюнхене. Затем посещал школу-мастерскую княгини. Стиль художника индивидуальный, не похожий на других. Он выбирает яркие цвета для своих иллюстраций. Больше всего мне понравилась иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». На ней изображен всадник на коне в лесу. Всадник и его конь изображены в красно-оранжевых тонах, поэтому взгляд сразу падает на них.
Ответы к страницам 25, 26, 27, 28 и 29
содержание
Сивка-Бурка
• Найди в сказке зачин. Запиши его.
Жил-был старик, и было у него три сына.
• Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.
Жить-поживать
Мудрая девушка
Весёлым пирком
Жили-были
В некоторой царстве, в некотором государстве
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
В тридевятом царстве, тридесятом государстве
Ехал однажды мужик с базара
Название сказки | Зачин |
«Колобок», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Жили-были |
«Царевна-лягушка», «Золотой конь» | В некотором царстве, в некотором государстве |
«Сказка о золотом петушке» | В тридевятом царстве, тридесятом государстве |
• По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.
троекратные повторы
чудеса и превращения
Баба-яга
особый сказочный зачин
волшебные слова
волшебные предметы
Бессмертие героя, воскрешения героя, говорящие животные и растения, летающие предметы.
• Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
скатерть-самобранка
ковёр-самолёт
сапоги-скороходы
шапка-невидимка
волшебная палочка
Скатерть-самобранка есть в сказке «Два Ивана». В сказке речь идет о двух братьях Иванах: бедном и богатом. Богатый брат обманом воровал у бедного волшебные вещи.
Ковёр-самолёт есть в одном из варианте сказки «Царевна-лягушка». Его использовала Елена Прекрасная.
Сапоги-скороходы (а также шапка-невидимка и ковёр-самолёт) есть в сказке «Вещий сон». Эти предметы помогали купеческому сыну Ивану выполнять задания Елены Прекрасной.
Шапка-невидимка (а также сапоги-скороходы и ковёр-самолёт) есть в сказке «Заколдованная королевна». Их использовал солдат для спасения прекрасной королевны от проклятия.
Волшебная палочка есть в сказке «Золушка». Ее использовала крёстная фея, чтобы преобразить Золушку для королевского бала.
• Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 30 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героя.
Это эпизод, когда Иван в третей раз попытался на своем верном коне допрыгнуть до Елены прекрасной, которая сидела у окна высокого терема.
• Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
1. Почему сказка называется “Сивка-бурка”?
2. Какие слова нужно было сказать Ивану, чтобы вызвать Сивку-Бурку?
3. Что случилось на пиру у царя?
4. Что передала Елена Прекрасная Ивану, когда он допрыгнул до ее оконца?
5. Чем закончилась сказка?
• Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.
Сказка — это произведение устного народного творчества, в котором изображается чудесное, необычное, раньше передавалось из уст в уста.
• Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.
• Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
Бытовые сказки | «Каша из топора», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Иванушка-дурачок» |
Сказки о животных | «Колобок», «Теремок», «Заячья избушка», «Три поросенка» |
Волшебные сказки | «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» |
• Рассмотрите иллюстрации к разделу “Устное народное творчество”. Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
Найди в энциклопедии сведения о жизни и творстве этих художник.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Иван Яковлевич Билибин.
План:
1. Юношеские годы.
2. Художественный стиль.
3. Работы Билибина.
4. Работа за границей.
5. Возвращение на Родину.
6. Кончина художника.
Рассказ:
Билибин Иван Яковлевич родился в селе Тарховка, Санкт-Петербургская губерния, 4 августа 1876 года в семье военного врача. Когда ему исполнилось 12 лет, мальчика отдали в гимназию, которую он закончил с отличием. Затем Иван Билибин поступил в Петербургский университет. Но из-за увлечение живописью через год Иван Билибин отправляется в Мюнхен, чтобы взять уроки живописи у профессора Ашбе.
С 1898 года Билибин обучается у Репина и определяется с выбором живописной манеры после посещения выставки художника Васнецова. Его стиль сочетал национальные мотивы, динамичный рисунок, подробно вписанные детали, яркую цветовую гамму. В 1899 году он стал участником «Мира Искусств» Дягилева.
Иван Билибин создал много произведений на тему русских сказок. Первые иллюстрации вышли в 1901 году, после которых автор стал знаменитым. Ему принадлежит иллюстрирование таких сказок, как «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1905), «Вольга» (1905), «Золотой Петушок» (1909), «Сказка о золотом петушке» (1910). Корме того, автор занимался оформлением журналов «Золотое Руно», «Мир Искусства», «Московского Книгоиздательства» и издания «Шиповника».
Кроме книжной иллюстрации Билибин создавал декорации и костюмы для театральных постановок, занимался преподавательской деятельностью.
После февральской революции 1917 года художник уезжает в Крым, а потом в Египет. За границей он продолжает оформлять спектакли, иллюстрировать русские и французские сказки, работать над частными заказами. Произведение Ивана Яковлевича Билибина в «стиле рус» было необычайно популярно в Европе.
В 1936 году автор принимает решение возвратится на родину, примирившись с советской властью. Его окружили почетом и приняли на должность профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Вскоре он получил степень доктора искусствоведения.
Жизнь художника Ивана Билибина оборвалась 7 февраля 1942 года в ходе блокады Ленинграда. Он не пережив холода и голода, умер на посту.
Виктор Михайлович Васнецов.
План:
1. Детство и юность
2. Начало творческого пути
3. Особенности творчества
4. Смерть. Памяти художника
Рассказ:
Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И. Н. Крамского.
Еще во время обучения в академии картины молодого художника Васнецова начали экспонироваться. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, а позже и в других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. Уже в раннем творчестве был заметен авторский почерк художника и его склонность к стилю модерна.
С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».
На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».
Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография, которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Контрольное тестирование
по литературному чтению
_________________________________
_________________________________
_________________________________
1 вариант
А1. Каких русских народных песен не бывает?
1) колыбельных 3) закличек
2) песенок-потешек 4) загадочных
А2. «Иван-царевич и серый волк» – это:
1) докучная сказка 3) сказка о животных
2) волшебная сказка 4) бытовая сказка
А3. О недостатках людей иносказательно рассказал:
1) А.С. Пушкин 3) М.Ю. Лермонтов
2) Л.Н. Толстой 4) И.А. Крылов
А4. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?
1) «Прыжок» 3) «На севере диком…»
2) «Зимний вечер» 4) «Ворона и Лисица»
А5. В каком произведении описано половодье?
1) «Полевые цветы» 3) «Дедушка Мазай и зайцы»
2) «Детство» 4) «Золотое слово»
А6. Кто автор «Алёнушкиных сказок»?
1) А.С. Пушкин
2) В.Ф. Одоевский
3) В.М. Гаршин
4) Д.Н. Мамин-Сибиряк
А7. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки В.М. Гаршина?
1) из-за её хвастовства и зазнайства
2) она не смогла взлететь
3) утки отказались её взять
4) её прутик обломился
А8. Как звали Лермонтова?
1) Максим Юрьевич
2) Михаил Юрьевич
3) Юрий Михайлович
4) Юрий Максимович
А9. Какую сказку не писал А.С.Пушкин?
1)«Сказка о рыбаке и рыбке» 3)«Сказка о попе и его работнике Балде»
2) «Сказка о царе Салтане…» 4) «Двенадцать месяцев»
А10. Кто написал рассказ «Растрёпанный воробей»?
1) М. Горький 3) К.Г. Паустовский
2) В.В. Бианки 4) А.И. Куприн
А11. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький?
1) А.И. Куприн 3) В.М. Гаршин
2) К.Г. Паустовский 4) А.М. Пешков
А12. Кто написал рассказ «Наша Жучка»?
1) В.Ю. Драгунский 3) В.Л. Дуров
2) Б.С. Житков 4) В.П. Астафьев
А13. Кто автор произведений про Мальку?
1) В.И. Белов 3) И.С. Соколов-Микитов
2) М.М. Пришвин 4) В.В. Бианки
А14. В каком произведении говорится о том, как девочки мешали очень многим людям?
1) «Гроза днём» 3) «Котёнок»
2) «Если» 4) «В театре»
А15. Кто автор стихотворения «Воробей»?
1) А.А. Блок 3) Саша Чёрный
2) С.А. Есенин 4) А.С. Пушкин
А16.Определи жанр произведения Н. Носова «Телефон»
1) сказка
2) рассказ
3) стихотворение
А17. Кто похитил с Олимпа огонь и принёс людям?
1) Персей 3) Минотавр
2) Геракл 4) Прометей
В1.Особенность стихотворных произведений — рифма. Рифма – это ….
1)чередование ударных и безударных слогов 3)созвучные слова
2)ритм 4)однокоренные слова
В2.Какое из произведений можно назвать научно – познавательным?
1)« Дедушка Мазай и зайцы» 3) «Куда девается вода из моря?»
2)«Лев и собачка» 4) «Сивка — Бурка»
В3. Чем отличается литературная сказка от народной сказки? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
В4. Найди в данном списке «лишнего»?
1) С.Я. Маршак
2) А.Л. Барто
3) Е.А. Благинина
4) В.П. Астафьев
В5.Какому произведению созвучна поговорка: «Что наскучит , то и научит»
1) «Гроза днём» 3) «Разлука»
2) «В театре» 4) «Кукушка»
В6.Какая пословица подходит к сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»?
1) Каждый зазнаётся настолько, насколько у него не хватает разума.
2) Красна птица пером, а человек – умом.
3) Красота пустыни – вода, красота воды – лебеди.
4) Дитя плачет, а у матери сердце болит.
В7. Найди значение слова «миф»
1)наука, изучающая легенды 3) древняя русская народная сказка
2) недостоверный рассказ, выдумка 4) древняя народная стихотворная сказка
С1. Отметь жанры, которые не относятся к устному народному творчеству.
1) пословица 4) потешка
2) считалка 5) рассказ
3) стихотворение 6) басня
С2. Укажи зачины сказок.
1) «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
2) «Жили-были…»
3) «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
4) «В некотором царстве, в некотором государстве…»
С3. Отметь сказки, которые написал Г.Х. Андерсен.
1) «Огниво» 3) «Кот в сапогах»
2) «Снежная королева» 4) «Новый наряд короля»
Контрольное тестирование
по литературному чтению
_________________________________
_________________________________
_________________________________
2 вариант
А1. Как называется сказка, которая начинается как обычная сказка, но заканчивается неожиданно?
1) надоедливая 3) неинтересная
2) короткая 4) докучная
А2. «Сивка-бурка» – это:
1) волшебная сказка 3) сказка о животных
2) бытовая сказка 4) авторская сказка
А3. В каком произведении иносказательно описываются пороки людей?
1) в рассказе 3) в стихотворении
2) в сказке 4) в басне
А4. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?
1) «Акула» 3) «Зимний вечер»
2) «Утёс» 4) «Осень»
А5. Какое стихотворение похоже на сказку?
1) «Славная осень!..» 3) «Дедушка Мазай и зайцы»
2) «Не ветер бушует над бором…» 4) «Детство»
А6. Кто написал сказку «Лягушка-путешественница»?
1) Л.Н. Толстой
2) В.М. Гаршин
3) Д.Н. Мамин-Сибиряк
4) В.Ф. Одоевский
А7.Определи жанр сказки «Лягушка – путешественница»
1) волшебная сказка
2) бытовая сказка
3) сказка о животных
А8. Как звали Крылова?
1) Илья Андреевич
2) Андрей Иванович
3) Иван Андреевич
4) Андрей Ильич
А9. Какую сказку написал А.С. Пушкин?
1)«Сказка о рыбаке и рыбке» 3)«Конёк – Горбунок»
2) «Сказка о потерянном времени» 4) «Двенадцать месяцев»
А10. Кто написал «Случай с Евсейкой»?
1) В.В. Бианки 3) А.И. Куприн
2) К.Г. Паустовский 4) М. Горький
А11. Пешков – это настоящая фамилия:
1) М. Горького 3) К.Г. Паустовского
2) А.И. Куприна 4) Л.Н. Толстого
А12. Кто написал рассказ «Капалуха»?
1) В.П. Астафьев 3) В.Ю. Драгунский
2) В.Л. Дуров 4) Б.С. Житков
А13. Какой рассказ написал Б.Житков?
1) «Он живой и светится…» 3) «Капалуха»
2) «Наша Жучка» 4) «Про обезьянку»
А14. В каком произведении говорится о том, как плохо без самого близкого человека?
1) «В театре» 3) «Котёнок»
2) «Разлука» 4) «Если»
А15. Кто автор стихотворения «Черёмуха»?
1) А.А. Блок 3) Саша Чёрный
2) С.А. Есенин 4) А.С. Пушкин
А16.Определи жанр сказки «Гадкий утёнок»
1) волшебная сказка
2) бытовая сказка
3) сказка о животных
А17. Во что превращался человек, посмотрев на Медузу Горгону?
1) в камень 3) в огонь
2) в дерево 4) в реку
В1. Особенность стихотворных произведений — ритм. Ритм – это ….
1)чередование ударных и безударных слогов 3)созвучные слова
2)рифма 4)однокоренные слова
В2. Какое из произведений можно назвать научно – познавательным?
1)«Куда девается вода из моря?» 3) «Горные вершины»
2) «Лев и собачка» 4) «Иван Царевич и серый волк»
В3. Впиши недостающий признак сказки
_______________, троекратные повторы, сказочные герои или волшебные предметы, сказочная концовка.
В4. Найди «лишнего» в данном списке?
1)А.Л. Барто
2) С.В. Михалков
3) С.Я. Маршак
4) В.Ю. Драгунский
В5. К какому произведению можно отнести поговорку: «Радость прямит, кручина
крючит»
1) «В лесу над росистой поляной…» 3) «Разлука»
2) «Гроза днём» 4) «Котёнок»
В6.Какая пословица подходит к сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок»?
1) Материнская ласка конца не знает.
2) Кому повезло, тот и зазнался.
3) Лучше слушать горькую правду, чем лесть.
4) Дитя хоть и криво, да отцу-матери мило.
В7. Найди определение слова «миф»
1) древняя народная сказка
2) древнее народное сказание о легендарных героях , о богах, о явления природы
3) выдумка в стихотворной форме
4) суждение, выражающее оценку чему-нибудь
С1. Отметь жанры, которые относятся к устному народному творчеству.
1) пословица 4) потешка
2) считалка 5) рассказ
3) стихотворение 6) басня
С2. Укажи концовки сказок.
1) «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
2) «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
3) «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
4) «Вот вам сказка, а мне кринка масла…»
С3. Отметь сказки, которые написал Г.Х. Андерсен.
1) «Оле-Лукойе» 3) «Красная шапочка»
2) «Снежная королева» 4) «Дюймовочка»
Ответы к контрольному тестированию
1 вариант
Задания группы А Задания группы В Задания группы С
(1 балл) (2 балла) (от 2 до 3 баллов)
А1 – 4 В1 – 3 С1 – 3,5,6
А2 – 2 В2 – 3 С2 – 1,2,4
А 3 – 4 В3 – нет автора С3 — 1,2,4
А4 – 1 В4 – 4
А5 – 3 В5 — 3
А6 – 4 В6 — 1
А7 – 1 В7 — 2
А8 – 2
А9 – 4
А10 – 3
А11 – 4
А12 – 3
А13 – 1
А14 – 4
А15 – 3
А16-2
А17- 4
Максимальная сумма баллов – 40
36– 40 баллов – «отлично»
30 – 35 баллов– «хорошо»
24 – 29 баллов– «удовлетворительно»
<24 баллов – «неудовлетворительно»
Ответы к контрольному тестированию
2вариант
Задания группы А Задания группы В Задания группы С
(1 балл) (2 балла) (от 2 до 3 баллов)
А1 – 4 В1 – 1 С1 – 1,2,3
А2 – 1 В2 – 1 С2 – 1,2,3
А 3 – 4 В3 – зачин С3 – 1,2,4
А4 – 1 В4 – 4
А5 – 2 В5 — 3
А6 – 2 В6 — 2
А7 – 3 В7 — 2
А8 – 3
А9 – 1
А10 – 4
А11 – 1
А12 – 1
А13 – 4
А14 – 2
А15 – 2
А16- 3
А17- 1
Максимальная сумма баллов – 40
36– 40 баллов – «отлично»
30 – 35 баллов– «хорошо»
24 – 29 баллов– «удовлетворительно»
<24 баллов – «неудовлетворительно»