Укажи в каком порядке встречаются предложения в рассказе а п чехова мальчики

Работа проводится после прочтения рассказа а.п. чехова мальчики. программа школа россии 4 классскачать: предварительный просмотр:тест по рассказу а.п. чехова мальчики

Порфенцова Елена Павловна

Работа проводится после прочтения рассказа А.П. Чехова «Мальчики». Программа «Школа России» 4 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики»                                                         Вариант 1

1.  Укажите имя одного из главных героев.

а) Чибисов;         б) Черепицын;           в) Чечевицын.

6. Что в Калифорнии пьют вместо чая?

а) компот;            б) кофе;             в) джин.

2. Накануне какого праздника происходят события

рассказа?

а) Пасхи      б) Рождества     в) Крещения

7. Что, по мнению Маши, нужно кушать в пост?

а) манную кашу;    б) горох и чечевицу;     в) ничего.

3. Что такое розвальни?

а) широкие сани;                  

б) неповоротливые люди;  

в) развалины избы.

8. Что  мальчики планировали делать во время путешествия?

а) курить трубку;      

б) поступить в морские разбойники;                  

в) жениться на красавицах.

4. Что такое пампасы?

а) южноамериканские степи;

б) местное население;

в) плоды южного дерева.

9.  Кто такой урядник?

а) нарядно одетый человек

б) управляющий хозяйством

в) полицейский чин

5. Куда хотели сбежать мальчики?

а) в Африку;        

б) в Америку;      

в) в Австралию.

10. Почему герои решились на побег?

а) потому что хотели быть храбрыми и необычными;

б) потому что были глупыми и самонадеянными;

в) потому что не хотели учиться в гимназии.

Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики»                                                         Вариант 1

1.  Укажите имя одного из главных героев.

а) Чибисов;         б) Черепицын;           в) Чечевицын.

6. Что в Калифорнии пьют вместо чая?

а) компот;            б) кофе;             в) джин.

2. Накануне какого праздника происходят события

рассказа?

а) Пасхи      б) Рождества     в) Крещения

7. Что, по мнению Маши, нужно кушать в пост?

а) манную кашу;    б) горох и чечевицу;     в) ничего.

3. Что такое розвальни?

а) широкие сани;                  

б) неповоротливые люди;  

в) развалины избы.

8. Что  мальчики планировали делать во время путешествия?

а) курить трубку;      

б) поступить в морские разбойники;                  

в) жениться на красавицах.

4. Что такое пампасы?

а) южноамериканские степи;

б) местное население;

в) плоды южного дерева.

9.  Кто такой урядник?

а) нарядно одетый человек

б) управляющий хозяйством

в) полицейский чин

5. Куда хотели сбежать мальчики?

а) в Африку;        

б) в Америку;      

в) в Австралию.

10. Почему герои решились на побег?

а) потому что хотели быть храбрыми и необычными;

б) потому что были глупыми и самонадеянными;

в) потому что не хотели учиться в гимназии.

Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики»                                                         Вариант 1

1.  Укажите имя одного из главных героев.

а) Чибисов;         б) Черепицын;           в) Чечевицын.

6. Что в Калифорнии пьют вместо чая?

а) компот;            б) кофе;             в) джин.

2. Накануне какого праздника происходят события

рассказа?

а) Пасхи      б) Рождества     в) Крещения

7. Что, по мнению Маши, нужно кушать в пост?

а) манную кашу;    б) горох и чечевицу;     в) ничего.

3. Что такое розвальни?

а) широкие сани;                  

б) неповоротливые люди;  

в) развалины избы.

8. Что  мальчики планировали делать во время путешествия?

а) курить трубку;      

б) поступить в морские разбойники;                  

в) жениться на красавицах.

4. Что такое пампасы?

а) южноамериканские степи;

б) местное население;

в) плоды южного дерева.

9.  Кто такой урядник?

а) нарядно одетый человек

б) управляющий хозяйством

в) полицейский чин

5. Куда хотели сбежать мальчики?

а) в Африку;        

б) в Америку;      

в) в Австралию.

10. Почему герои решились на побег?

а) потому что хотели быть храбрыми и необычными;

б) потому что были глупыми и самонадеянными;

в) потому что не хотели учиться в гимназии.

Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики»                                                         Вариант 2

1. Когда происходят события рассказа?

а) весной;      б) осенью;     в) зимой.

6. Как звали пса в доме Королёвых?

а) Барон;         б) Герцог;       в) Милорд.

2. Чем занималась семья перед приездом мальчиков?

а) изготавливали праздничные костюмы;          

б) разучивали колядные песни;            

в) делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому.

7. Что  мальчики планировали делать во время путешествия?

а) убивать врагов;      

б) добывать золото и слоновую кость;                  

в) стать вождями.

3. «…худ, смугл, покрыт веснушками.» Чей это портрет? 

а)  Чечевицына;  

б) Володи Королёва;  

в) Володиного отца.

8.Как называл себя Володин друг?

а) Вабиманидо Белый Дух;        

б) Гичибинэси Громовая Птица;                  

в) Монтигомо Ястребиный Коготь.

 4. Что такое башлык?

а) блюдо из мяса;  

б) головной убор (капюшон);

в) национальный праздник.

9. Укажите значение слова термит.

а) насекомое жарких стран, вредитель древесины;

б) переносное жилище индейцев;

в) магический танец вокруг костра.

5. В каком классе учились мальчики?

а)  во втором;  б) в четвёртом;  в) в пятом.

10. Что хотели купить мальчики в городе?

а) капканы;                     б) порох;                    в) ружьё.

Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики»                                                         Вариант 2

1. Когда происходят события рассказа?

а) весной;      б) осенью;     в) зимой.

6. Как звали пса в доме Королёвых?

а) Барон;         б) Герцог;       в) Милорд.

2. Чем занималась семья перед приездом мальчиков?

а) изготавливали праздничные костюмы;          

б) разучивали колядные песни;            

в) делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому.

7. Что  мальчики планировали делать во время путешествия?

а) убивать врагов;      

б) добывать золото и слоновую кость;                  

в) стать вождями.

3. «…худ, смугл, покрыт веснушками.» Чей это портрет? 

а)  Чечевицына;  

б) Володи Королёва;  

в) Володиного отца.

8.Как называл себя Володин друг?

а) Вабиманидо Белый Дух;        

б) Гичибинэси Громовая Птица;                  

в) Монтигомо Ястребиный Коготь.

 4. Что такое башлык?

а) блюдо из мяса;  

б) головной убор (капюшон);

в) национальный праздник.

9. Укажите значение слова термит.

а) насекомое жарких стран, вредитель древесины;

б) переносное жилище индейцев;

в) магический танец вокруг костра.

5. В каком классе учились мальчики?

а)  во втором;  б) в четвёртом;  в) в пятом.

10. Что хотели купить мальчики в городе?

а) капканы;                     б) порох;                    в) ружьё.

Тест по рассказу А.П. Чехова «Мальчики»                                                         Вариант 2

1. Когда происходят события рассказа?

а) весной;      б) осенью;     в) зимой.

6. Как звали пса в доме Королёвых?

а) Барон;         б) Герцог;       в) Милорд.

2. Чем занималась семья перед приездом мальчиков?

а) изготавливали праздничные костюмы;          

б) разучивали колядные песни;            

в) делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому.

7. Что  мальчики планировали делать во время путешествия?

а) убивать врагов;      

б) добывать золото и слоновую кость;                  

в) стать вождями.

3. «…худ, смугл, покрыт веснушками.» Чей это портрет? 

а)  Чечевицына;  

б) Володи Королёва;  

в) Володиного отца.

8.Как называл себя Володин друг?

а) Вабиманидо Белый Дух;        

б) Гичибинэси Громовая Птица;                  

в) Монтигомо Ястребиный Коготь.

 4. Что такое башлык?

а) блюдо из мяса;  

б) головной убор (капюшон);

в) национальный праздник.

9. Укажите значение слова термит.

а) насекомое жарких стран, вредитель древесины;

б) переносное жилище индейцев;

в) магический танец вокруг костра.

5. В каком классе учились мальчики?

а)  во втором;  б) в четвёртом;  в) в пятом.

10. Что хотели купить мальчики в городе?

а) капканы;                     б) порох;                    в) ружьё.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

А. П. Чехов. Мальчики, с. 34 – 35

Ответы к стр. 34 — 35

  • Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.

Розвальни – сани.
Башлык – это тёплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами.
Сени – нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
Калоши – прочная резиновая обувь с низким верхом, надеваемая поверх туфель или ботинок для защиты от грязи и влаги.
Самоеды – старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев.
Кучер – работник, который правит запряжёнными в экипаж лошадьми; возница.
Людская – помещение, предназначенное для дворни, слуг при барском, помещичьем доме.
Флигель – небольшое здание (обычно жилое) на одной территории с более крупным зданием, во дворе оного; боковая пристройка к основному зданию.
Приказчик – человек, служащий по найму у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине.
Урядник – унтер-офицер в казачьих войсках армии Российского государства до 1917 г.

  • Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.

Володю, приехавшего из гимназии на зимние каникулы, ожидали с нетерпением и радостью: «Володичка приехали! — завопила Наталья… Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам…». Атмосфера встречи была шумная, суматошная, радостная. Особую роль в создании этой радостной атмосферы играют звуковые впечатления, переданные автором: «сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали… — Гав! Гав! — ревел басом огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели… Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две».

Другой отрывок, где семейство Королёвых мастерит украшения для ёлки: «Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».) И мама Володи участвует в этой «увлекательной и шумной работе»: «Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: — Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?» Отец «принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался».

Можно сделать вывод, что такая атмосфера — дружная, весёлая, немного шумная, но добрая — характерна для этой семьи. То, что Володя всегда был частью этой общей атмосферы, подтверждают строки: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору…».

  • Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.

Побег научил Володю ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности.

УСТНО: Володя угнетён мыслями о предстоящем побеге, на душе у него неспокойно. Он не может открыто проявлять свои чувства, не может поделиться своими переживаниями с родными. Во втором описании возвращения Володи домой (уже после побега) Володя, наконец, может быть самим собой и дать волю своим чувствам: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». По-настоящему Володя вернулся домой только теперь.

Для Володи побег в Америку — это скорее несчастье, чем осуществление мечты. В начале рассказа Володя находится под сильнейшим влиянием Чечевицына: он копирует поведение своего гимназического товарища, у них общие тайны и секреты, тогда как жизнью родных обычно внимательный мальчик не очень-то интересуется: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту».

Однако затем, накануне побега, Володя понимает, насколько серьёзное и опасное дело они затевают; он начинает думать о чувствах родных, мамы, отца, просит заступничества и прощения у Бога: «— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!.. — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко… Володя заплакал так горько…». Володя очень тяжело переживал своё безвыходное положение  (он не мог отказаться от побега, чтобы не подвести товарища), причём ему было жалко не себя, а маму.

Когда «испытание» окончилось, Володя чувствует не только невероятное облегчение, но и сильное нервное потрясение: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею… Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе».

  • Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.

Мальчики совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать. Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил. Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.

УСТНО: За два дня до побега и Володя, и его товарищ Чечевицын воодушевлены предстоящим путешествием: Чечевицын разрабатывает маршрут побега, рассуждает, каким образом они будут жить в далёкой Америке: «— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… —  оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей… Лишь бы в Америку попасть… Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом». Володя мечтает добраться до Калифорнии, где им обоим предстоит «сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации». Причем Володя увлечён не меньше Чечевицына: «Володя и Чечевицын … в увлечении перебивали друг друга».
Однако накануне сочельника до Володи стало доходить, что их побег из дома на другой континент — не только увлекательное путешествие, полное сражений, в конце которого их ожидают плантации и красавицы: «…томный, пухлый, как укушенный пчелой», он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел… в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал: — Господи, прости меня грешного!» Вечером Володя в полной мере понял всю серьёзность происходящего: «К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр».
«Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко… Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить».

Чечевицын увлечён книгами Майн Рида. Это подтверждается тем, что ему мало обсуждать будущие приключения со своим другом Володей. Оставшись наедине с Володиными сёстрами, Чечевицын говорит лишь о мустангах, индейцах, бизонах, а вопрос Кати, умеет ли он кататься на коньках, попросту игнорирует, не замечает: «Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты».
Себя мальчик не считает «господином Чечевицыным, учеником второго класса». Он — «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Чечевицын настолько увлечён приключениями и далёкой Америкой, что влияет не только на Володю, но и на его сестёр: «И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».

Чечевицын гордится своим поступком. Когда отец Володи спросил, где мальчики ночевали, «— на вокзале! — гордо ответил Чечевицын». Он продолжает жить в литературном мире своих героев, где он и в самом деле «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: Монтигомо Ястребиный Коготь». Но если бы Чечевицын действительно ничего, кроме равнодушия, не испытывал, он не подписался бы в Катиной тетрадке «в знак памяти».

  • Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение. 

Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и даёт нам понять, что мальчики поступили плохо.

  • Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.

План:
1. Отдых на море.
2. Загадочные сталактиты и сталагмиты.
3. В поисках пещеры.
4. Встреча с родителями.

Загадочные сталактиты и сталагмиты

Однажды я с родителями и семьёй моего друга отдыхали на море. Вечером мы смотрели ночной город, а потом сидели у костра, пили чай. И папа моего друга Серёжи рассказал, что в детстве они с мальчишками недалеко отсюда нашли пещеру. Мы с Серёжкой ещё ни разу в жизни не видели настоящих сталактитов и сталагмитов и хотели на них посмотреть. И вот, отведя меня в сторонку, приятель предложил пойти, найти пещеру. Я очень боялся, что мама будет волноваться и оставил ей записку: «Скоро вернёмся. Не беспокойтесь.»
Затем мы с Серёжей отправились на поиски пещеры. Проискав пещеру часа два, поняли, что сбились с дороги и заблудились. Ночь была холодная, мы замёрзли и развели костёр. Благодаря ему нас нашли родители и очень поругали. Мама с папой очень рассердились на меня и утром, когда пошли в пещеру, нас с Серёжкой не взяли. И хотя нам было обидно, что мы так и не увидели сталактитов и сталагмитов, я был рад, что родители бросились искать нас вовремя.

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

А. П. Чехов. Мальчики, с. 34 – 35

3.5 (69.7%) от 499 голосующих

2) Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу?

Это дружная, многодетная семья.

В семействе четверо детей — три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя.

В начале рассказа Чехов описывает, как трогательно происходит встреча приехавшего на каникулы Володи.

Родители, прислуга и сестра радуются приезду мальчика на зимние каникулы.

Они также тепло принимают Чечевицына — друга Володи с гимназии.

Приведи примеры из текста. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Вся семья Королёвых, с часу на час поджи­давшая своего Володю, бросилась к окнам.

И

Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо до­ехал? Благополучно?

и

Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две.

Пушкин сделал!

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.

Розвальни (сани), башлык (капюшон с шарфом), передняя (прихожая, где оставляли одежду), пистон (устройство для воспламенения пороха), людская (комната, где жили слуги), флигель (пристройка к дому), урядник (полицейский, участковый).

Расскажи о семье Королевых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.

Семья Королевых была очень дружная, отношения между детьми и родителями были теплые, заботливые, доверительные, в семье царили любовь, счастье и гармония. Именно поэтому Володе так тяжело далось решение убежать в Америку. Ему очень хотелось побыть дома, он соскучился по родителям и сестрам. Когда он приехал, все радовались, вместе готовились к Новому году, а когда он сбежал – волновались и плакали. После возвращения, отец разговаривал с сыном, мама плакала. Все ухаживали за Володей, боялись за него, что он заболеет.

Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши свое мнение.

Мне кажется, что Володя стал больше ценить свою семью, теплоту родительского дома, любовь близких людей. Он очень пожалел, что сбежал, искренне раскаялся, что напугал маму и заставил всех так волноваться. Ему было стыдно.

Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 №5) и запиши свое мнение?

Мне более близок Володя, он добрый, любит свою семью, но не хочет показаться слабым перед товарищем Чечевицыным. Именно, это страх показать свою слабость, свои сомнения и привязанность к семье и дому перед Чечевицыным и подтолкнули Володю к побегу. Он хотел доказать товарищу и себе самому, что он самостоятельный и сильный.

Чечевицын решительный, самостоятельный, волевой мальчик, упертый, умеет настоять на своем. Для Чечевицына побег – жажда приключений и новых открытий. Им движет авантюризм. Героями движет глупость и самонадеянность, они мало знали и плохо представляли трудности пути, хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными, они любили путешествовать и узнавать новое.

Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши свое мнение.

Мне кажется, что А.П.Чехову нравятся оба мальчика, он с любовью описывает характеры таких непохожих друг на друга героев. Их поступок кажется автору наивным, самонадеянным, он слегка подшучивает над ними.

Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.

Рассказ «Грибы»

  1. Мечта (Сбежать из дома в далекую Америку я никогда не хотел, но вот удивить мама, принеся целую корзинку грибов из леса – было моей мечтой. Я представлял, как обрадуется мама, как похвалит меня за такой сюрприз).
  2. Лес (Однажды представился удобный случай. Мы были на даче у друзей и лес был совсем близко…)
  3. Меня нашли (Далеко уйти я не успел… Мне объяснили, сколько опасностей может таить лес.)

Назад к содержанию

Похожее

3) Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Сёстры заметили, что обычно приветливый, улыбчивый и радостный Володя после приезда домой с Чечевицыным стал совсем другой.

Он постоянно шептался со своим товарищем, мало уделял времени родителям и сёстрам, и вообще стал какой-то замкнутый и угрюмый.

Родители и сёстры сначала не догадывались о причине смены настроения Володеньки, потому что мальчики скрывали свои планы.

Они понимали, что если рассказать о своём плане побега, то ничего не удастся и поэтому себя вели отстранённо.

Чем ещё больше провоцировали интерес к своим делам.

Тест с ответами: “Мальчики” А.П.Чехов

1. В каком году было написано произведение «Мальчики»: а) 1887 + б) 1885 в) 1889

2. Впервые произведение было опубликовано: а) «Вестник Европы» б) «Петербургская газета» + в) «Современник»

3. Произведение относится к этому литературному жанру: а) Роман б) Повесть в) Рассказ +

4. Главного героя, который возвращается из гимназии домой на рождественские каникулы зовут: а) Володя + б) Алеша в) Сережа

5. Назовите фамилию приятеля главного героя, которого он привозит к себе погостить на рождественские каникулы: а) Черепицын б) Черевичкин в) Чечевицын +

6. У Володи было столько родных сестер: а) 2 б) 3 + в) 4

7. Назовите фамилию Володи: а) Королевский б) Корольков в) Королев +

8. Большого черного пса, который живет в доме Володи звали: а) Милорд + б) Дружок в) Лорд

9. Приятели решили уехать в: а) Африку б) Индию в) Америку +

10. В запасе у мальчиков, решившихся на побег было столько денег: а) 3 рубля б) 4 рубля + в) 100 рублей

11. Чечевицын называет себя этим индейским именем: а) Монтигомо + б) Вичаша в) Винниту

12. Володя приехал: а) На овощной склад б) Домой + в) На огород

13. Какой сестры не было у Володи: а) Варя + б) Соня в) Катя

14. Назовите имя одной из сестер Володи: а) Света б) Мила в) Катя +

15. Назовите имя одной из сестер Володи: а) Соня + б) Аня в) Таня

16. Что подумали сёстры Володи о его друге: а) Что он странный и пугает их б) Что он очень умный + в) Что он очень глупый

17. Отец и сёстры Володи перед приездом мальчиков занимались: а) Кормили рыбок б) Играли в шахматы в) Делали из бумаги цветы +

18. Что хотели главные герои делать в том месте, куда хотели уехать: а) Работать в морском порту б) Добывать золото + в) Стать работорговцами

19. Где задержали мальчиков: а) В Александровском саду б) В Апраксином дворе в) В Гостином дворе +

20. Что Чечевицын написал Кате на прощание: а) Дулиндо Орлиный Глаз б) Монтигомо Ястребиный Коготь + в) Кистерло Свирепый Оскал

21. Володя был: а) «пухл и бел» + б) «худой и бел» в) «упитанный и красный»

22. Приятель Володи был: а) «упитанный и красный» б) «худ, смугл, покрыт веснушка­ми» + в) «пухл и бел»

23. Какие волосы были у приятеля Володи: а) светлые б) мягкие в) щетинистые +

24. Какие глаза были у приятеля Володи: а) карие б) узенькие + в) широкие

25. Откуда приехал Володя: а) Из больницы б) Из путешествия в) Из гимназии +

26. Как держал себя Чечевицын: а) весело и общительно б) был неразговорчив и угрюм + в) говорил спокойно и немного, но очень мило

27. Какие перемены заметили девочки в Володе: а) Он стал невесёлым и неразговорчивым + б) Он стал весёлым и разговорчивым в) Он стал вежливым и аккуратным

28. Как Чечевицын называл Володю: а) Краснокожий друг мой б) Последний из могикан в) Бледнолицый брат мой +

29. Как вёл себя Володя в день бегства: а) Плакал и не хотел убегать + б) Стал вдруг особенно весел в) Сильно волновался, но старался не подавать виду

30. Кто забрал Чечевицына: а) Его тетя б) Его мать + в) Его отец

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Мальчики»

  1. Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой?
  2. Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий, которые легко представить как небольшое драматичес­кое произведение. Наверное, эти события в фантазии автора все больше и больше обрастали наблюдениями, которые хоте­лось поместить на его страницах. Так сценка превратилась в рассказ.

  3. Опишите внешность и поведение Володи Ко­ролева и его приятеля Чечевицына.
  4. Володя Королев был «пухл и бел». Его приятель «худ, смугл, покрыт веснушка­ми. Волосы у него были щетинистые, гла­за узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив».

  5. Почему отец Володи называет приятеля сына то Черепицыным, то Чибисовым? Как мальчик сам себя называл?
  6. Отец Володи с раздражением наблюдал за Чечевицыным, чувствуя плохое влия­ние этого мальчика на своего сына. Пута­ницей в назывании его фамилии он как бы подчеркивал неуважение к этому мальчику. Сам же Чечевицын именовал себя Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

  7. Удалось ли вам представить себе путь, кото­рым друзья планировали добираться до Америки? Попробуйте определить их предполагаемый марш­рут. Что вы можете сказать о его реальности?
  8. На карте мира, конечно, есть города и материки, которые они предполагали по­сетить и пересечь: Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, затем — через Берингов про­лив («самоеды перевезут») в Америку. То, как Чечевицын с трудом называл эти гео­графические пункты, говорит о случай­ности этих названий и полном незнании пути, которым они собирались следовать.

  9. Как вы оцениваете решимость мальчиков? Что пришлось предпринять Чечевицыну, чтобы угово­рить Володю отправиться в путь?
  10. Решимость мальчиков строилась более всего на их невежестве и самоувереннос­ти. Но все же Чечевицыну удалось угово­рить Володю. Вот как это описано в рас­сказе: «И Чечевицын, чтобы уговорить Во­лодю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал от­дать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры». Он рычал так, «что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».

  11. Попробуйте сравнить характеры друзей. Под­ходит ли при разговоре об этих мальчиках слово «смелый»? Может быть, было бы точнее говорить о том, кого из них можно назвать безрассудным?
  12. При оценке мальчиков слово «смелый» не подходит ни к одному из них. Смелость предполагает способность трезво оцени­вать опасность, то есть реально видеть ок­ружающие обстоятельства и условия. У мальчиков этой способности явно не бы­ло. Точнее, речь идет о безрассудстве, по­рожденном буйной фантазией увлеченных читателей приключенческой литературы.

  13. В рассказе (в начале и в конце) повторяются такие фразы: « — Володя приехал, — крикнул кто-то на дворе»; «- Володечка приехали! — завопила На­талья, вбегая в столовую». Что подсказывают такие повторы читателю? Предложим возможные ответы:
    1. все повторяется;
    2. теперь все будет в порядке;
    3. приезд единственного сына всегда радость в доме;
    4. это событие — мелочь в привычном течении жизни семьи;
    5. жизнь семьи течет по привычному руслу, и ни­что не в силах ее изменить.

    Выберите один из вариантов или предложите свой.

    Ученики разных школ чаще всего вы­бирали первый ответ. Но бывали и до­полнения, когда ученики вспоминали, что в семье наконец-то восстановится прежняя счастливая жизнь, а Чечевицын перестанет сбивать с толку Володю свои­ми фантазиями.

  14. Появление Володи в первый раз вызвало страшный шум и радость: «- Гав! Гав! — ревел ба­сом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели. Все смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся мину­ты две». При появлении пойманных беглецов опять звучит голос Натальи. «И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Чем можно объяснить, что финальная сцена была лишена радости первой встречи?
  15. Финальная сцена происходит после то­го, как беглецов удалось вернуть в родной дом. Взрослые участники сцены наверня­ка вздохнули с облегчением. Но о радости речи быть не может. Недаром папаша го­ворит: «Не дай Бог, узнают в гимназии,вас исключат». Мальчики не пострадали из-за необдуманной выдумки. Но от фан­тазий они не отказались, неизвестно, что еще им придет в голову.

  16. Почему Володя был очень подавлен тем, что произошло, а его друг горд теми же самыми собы­тиями? Кто из мальчиков вызывает у вас большее сочувствие? Материал с сайта //iEssay.ru
    То, что мальчики по-разному восприня­ли свою неудачу, было естественно. И де­ло тут не в смелости одного и трусости другого. Просто Володя был мальчиком, привязанным к своей семье и своим род­ным, и то, что они переживают, ему было не безразлично. А его приятель Чечеви­цын не имел прочных семейных привя­занностей, чувства ответственности. Труд­но сказать, что ждет его впереди. Инте­ресно, что он вызывает симпатию у тех подростков, которых раздражает необхо­димость отвечать за свои поступки.
  17. Кто из героев прочитанных вами произведе­ний пытался бежать в Америку? Чем завершился этот побег? Как эти события отразились на их ха­рактерах?
  18. В Америку пытались бежать Володя и Чечевицын из рассказа «Мальчики». Ко­нечно, этих беглецов быстро поймали и доставили домой. Читателям ясно, что Во­лодя едва ли решится на еще один побег, а Чечевицын будет пытаться повторить свое путешествие. Недаром же он «…взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Имен­но этими словами и завершается рассказ.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе

Тема. А.П.Чехов. «Мальчики».

Тип урока. Урок общеметодологической направленности

Вид урока: урок-игра.

Цели урока: создать условия для анализа художественного произведения, сравнительной характеристики героев, формулирования главной мысли произведения.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять характеристику главных героев; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, произвольную память; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: умение раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, определять тему и главную мысль произведения;

Метапредметные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;

Познавательные: умение анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов; выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, выборочно); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока  удовлетворенность /неудовлетворенность своей работой на уроке.

Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Коммуникативные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.

Оборудование: карточки для работы в группах, учебники, тетради, ПК, проектор, экран, презентация к уроку, доска.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Орг. момент.

Мы продолжаем изучать чудесный мир классики.

Настрой на урок (слайд1)

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Формулирование темы урока.

«Литературная разминка»слайд(2)

Три путешественника шли

К неведомому берегу

И на рассвете вдруг

Нашли….

Ура! Нашли Америку!

Великое событие –

Америки открытие-

Подпрыгнули приятели-

-Мы – первооткрыватели!

-Прочитайте радостно, грустно, строго.

— Кого напомнило Вам это стихотворение?

Разгадаем ребусы

Узнали героев, из какого рассказа?

Кто автор?

Слайды(3,4,5,6)

Выразительное чтение детей (хором, мальчики, девочки)

Рассказ Чехова «Мальчики» тоже о мечте мальчиков отправиться в путешествие.

Дети разгадывают ребусы.

Учитель помогает.

Чехов «Мальчики».

Дети определяют тему урока.

Формулирование темы урока.

Мотивация учебной деятельности.

3. Целеполагание.

-Продолжаем работу над произведением А.П. Чехова «Мальчики»

Определите тему урока. Слайд(7)слайд(8)

Понять мотивы поступков героев.

Формулирование учебной задачи.

4. Проверка домашнего задания.

Литературная справка

Игра «Интервью».

Давайте посмотрим какие вопросы вы приготовили по содержанию рассказа для своих товарищей. Чтобы проверить на сколько хорошо, на сколько внимательно вы дома знакомились с текстом?

Вопрос-ответ, освещающий события, может быть обращён к любому ученику.

— А теперь давайте ответим на некоторые вопросы учителя.

Что они приготовили для побега? Зачитайте.
— Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
— Как представлял Чечевицын жизнь в Америке?

Могли ли сбыться их мечты?
— Чем закончился побег мальчиков?
-Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
— Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

Как называл себя Чечевицын?

Кто же такой Монтигома?

Небольшая литературная справка

Слайд(9)

«Монтигомо Ястребиный Коготь».

Имя индейского вождя будто взято из американского приключенческого романа о Диком Западе. Ко времени написания чеховского рассказа в 1887 году книги Фенимора Купера и Майна Рида уже прочно вошли в число любимых у молодых российских читателей.Не важно, точен ли этот перевод: имена, подобные этому, действительно характерны для индейских племен Америки. 

Задают вопросы по содержанию и дают ответы от имени героев рассказа.

Дети в роли берущих интервью.

Поиск необходимой информации. Работа в парах.

Анализ и оценка

5. Актуализация опорных знаний.

Работа в парах.

Правила работы

Сейчас вы будете работать в группе

Вспомним правила. Слайд(10)

Давайте восстановим в памяти события, описанные в рассказе. План деформированный

1 Приезд мальчиков на каникулы

2. Чаепитие в дружной семье
3. Подготовка к Рождеству.
4. Секрет побега в Америку стал известен

сёстрам

5.Сомнения Володи и уговоры Чечевицина
6. Неудачный побег и возвращение.


Проверка на доске

_Посмотрите на доску. Слайд(11)

Пункты плана совпадают?

-Что надо поменять?

Похвала от учителя.

Составляют план в правильной последовательности.

Дети работают в группе.

Проверка на доске

_Посмотрите на доску.

Пункты плана совпадают?

-Что надо поменять?

Похвала от учителя.

6. Физминутка.

Путешественники 1ряд –шагает

2 ряд плывёт

3 ряд бежит. Поменялись ролями.

Выполняют движения

7.Планирование учебной деятельности.

8. Практическая и творческая деятельность учащихся.

Работа с текстом.

Работа с иллюстрациями.

Выборочное чтение.

— Продолжим работу в группах. Слайд(12)

Прочитайте, что говорится в тексте о Володе Королёве и его друге Чечевицыне в начале, в середине и в конце рассказа. Сравните героев по плану. Подтвердите предположения словами из текста.

Проверим (таблица на доске)

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.86,90

Слайд (13)

Найдите в тексте эпизод, относящийся к ней, зачитайте.

Работают над предложенными заданиями, выступают с выводами по работе.

Дети заносят свои выводы в таблицу.

Дети работают с текстом.

Работа по плану.

Проговаривать последовательность действий.

Умение ориентироваться в учебнике.

Проводить сравнение. Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков.

Делать выводы в результате совместной работы.

9. Подведение итогов урока.

Вопросы в презентации

С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?

Какие подвиги хотели совершать?

В чем главная мысль рассказа

Чему учит этот рассказ? (Слайд15)

-Как вы думаете кем могут стать мальчики в дальнейшей жизни?

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

10. Домашнее задание.

-Что бы вы предложили для домашней работы?

По выбору учащихся:

Отзыв о произведении,

иллюстрацию,

продолжение рассказа «20 лет спустя»

11. Рефлексия.

— Достигли ли мы целей, поставленных на уроке?

С какими мыслями о прочитанном вы уходите с урока?

— Спасибо за ваши вопросы, за работу, за ваши мысли.слайд 16 –

Дополнительно задание в учебнике стр.93 – 3.

Оценка собственной деятельности.

План

Володя Королёв

Чечевицын

Внешний вид

Пухлый белокожий

Худой смуглый с веснушками

Некрасив

Характер

Весёлый разговорчивый добрый

Молчаливый странный угрюм неустрашимый целеустремлённый

Мысли

Мысли были общие

Всё время о чём то думает

Занят своими мыслями

Всех сторонится

Отношение к семье

Думает о семье

Не думает о родителях

Интересы

Готовил украшения для ёлки

Ходил на конюшню

Любил читать

.

План

__ Подготовка к Рождеству.

__Приезд мальчиков на каникулы.

__ Сомнения Володи и уговоры Чечевицына.

__Чаепитие в дружной семье.
__Неудачный побег и возвращение
__ Секрет побега стал известен сёстрам.

План

__ Подготовка к Рождеству.

__Приезд мальчиков на каникулы.

__ Сомнения Володи и уговоры Чечевицына.

__Чаепитие в дружной семье.
__Неудачный побег и возвращение
__ Секрет побега стал известен сёстрам.

  • Уйти недалеко как пишется
  • Уйти по английски рассказ дзен
  • Уйти пораньше как пишется
  • Уйти восвояси как пишется
  • Уильям смит однажды в сказке