Укажи автора рассказа собирай по ягодке наберешь кузовок

Положительные качества человека. б. в. шергин собирай по ягодке наберешь кузовоктип урока: постановка учебной задачипедагогические задачи: создать условия для

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА.
Б. В. ШЕРГИН «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; организации работы над развитием мышления, наблюдательности, выразительной речи учеников; содействовать воспитанию трудолюбия, старательности

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составляют план работы по решению учебной задачи урока;

коммуникативные: вырабатывают критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм

Личностные:

оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Б. В. Шергина; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие рабо-

Умеют слушать в соот-

– Здравствуйте, ребята.        Много интересного будем изучать,

Слышите звонок?        Значит, будут нам нужны

Это начинается новый наш урок.        Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, ротики закрыть,

Будем мы по теме только говорить.

– Проверим готовность к уроку.

– Закройте глаза. Представьте себе улыбку. А теперь откройте глаза и попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем!

чей тетради, учебника, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте пословицы к стихотворению А. Барто «Разлука».

Проводит индивидуальную работу по карточке.

– Впишите в пословицы и поговорки пропущенные слова:

•  Старый … лучше новых двух.

•  Не бравшись за … , избы не срубишь.

•  Языком … вышивает, а как нитку взять и не знает.

•  Каждый … свое болото хвалит.

•  Весна красна цветами, а … плодами

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

– Прочитайте сердито; с вопросительной интонацией; скороговоркой.

 «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать».

– Прочитайте чистоговорку.

– Чики-чики-чики-чок.        Повторите: жа-жа-жа!

Пусть попляшет язычок.        Цапля встретила ежа!

Повторите: цо-цо-цо!        Чики-чики-чики-чок.

Вышла цапля на крыльцо.        Ты пляши, мой язычок.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу

Продолжение табл.

1

2

3

4

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Откройте в учебнике с. 123 и прочитайте название раздела. («Собирай по ягодке – наберешь кузовок».)

– Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить? (Учащиеся высказывают предположения.)

– Какое необычное название нашего раздела! Что это? (Это пословица.)

– Я не зря начала сегодняшний урок тоже с пословицы. И вы это скоро поймете. Откройте с. 124 и прочитайте имя автора и название рассказа, который будем читать.

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
Б. В. Шергина

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения

и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

Борис Викторович Шергин – русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Б. Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания… я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем… он сорок пять лет ходил в море… Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун» (Б. Шергин). Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею, в книге «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924 г.). Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писа-

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

Продолжение табл.

1

2

3

4

тель в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что его «с детских лет… прельщали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. «У песенных рек», «Поморщина-корабелыщина», «Поморские были и сказания» – наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества… В устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль»

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

Маляр – рабочий, занимается окраской зданий, помещений. Звание «Мастер малярного дела».

Академия – высшее научное или художественное учреждение.

Кузовок – короб из лыка или бересты.

Вылощить – наводить лоск.

Паркетчик – тот, кто занимается изготовлением и настилкой паркета.

– Прочитайте сложные слова по слогам, целым словом, быстро.

кра-со-вито – красовито

не-за-леж-ли-во-го – незалежливого

сто-леш-ни-ца – столешница

от-мен-но – отменно

от-де-лы-вай – отделывай

всплес-ки-ва-ет – всплескивает

от-хва-ты-вать – охватывать

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Прослушивают текст.

Продолжение табл.

1

2

3

4

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения

Отвечают на вопросы,
определяют жанр произведения.

Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке.

– Какой она вам представляется? (Доброй, веселой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремесел.)

– Как Ваня относился к своей бабушке? (Гордился ею.)

– Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите?

– Как старики говорили о бабушке? («Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». А один старичок как-то сказал Ване: «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена».)

– Автор восхищается Ваниной бабушкой?

– Какую важную работу поручили Мите?

– Какие руки были у Мити? (Золотые руки.)

– Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка – художником?

– Что случилось с Митей?

– Как ему помогли Ванина бабушка и мастер? (Учащиеся находят в тексте соответствующие отрывки.)

– Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Какой мудрости научил Митю мастер? (Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы «и дело продвигалось», и выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».)

– Прав ли оказался мастер?

Читают произведение
по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

Формулируют свое мнение и позицию.

Строят

Продолжение табл.

1

2

3

4

– В какой из пословиц заключена эта мудрость? («Собирай по ягодке – наберешь
кузовок».)

– Какие другие пословицы встретились в рассказе? («Работа любит не молодца,
а незалежливого», «Глаза страшатся, а руки делают».)

– Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь.

– В рассказе встречаются фразеологизмы – устойчивые словосочетания, употребляемые в нашей речи. Объясните значение словосочетаний.

Золотые руки – умение, способность очень хорошо делать что-либо.

Ни на полмизинца – нисколько. 

Комар носа не подточит – сделанное безупречно, не к чему придраться.

Работа будет тяп-ляп – небрежно, кое-как, не стараясь.

– Чему вас научил рассказ Бориса Шергина?

– Прочитайте диалог мастера и Мити. Передайте при чтении волнение, озабоченность, тревогу Мити.

Проводит работу над планом рассказа.

– Восстановите цепь событий в рассказе.

«Доска превращалась в цветущий сад».

«Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена».

«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». – Итак, что же у нас получилось? (Составили план рассказа.)

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.

– Выберите из рассказа все пословицы и объясните их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения?

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Выполняют задание

в рабочих тетрадях

на печатной основе.

Отвечают на вопрос

монологические выс-казывания. Адекватно
используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить чтение по ролям рассказа Б. Шергина.

•  Составить по произведениям Б. Шергина рассказ о бабушке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Можно ли советом мастера воспользоваться в ваших повседневных делах?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Проводит упражнение «Украсить торт». 

•  Я доволен своей работой на уроке – красный цвет.

•  Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

•  Работа не получилась, недоволен собой – синий цвет

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

Контрольная работа за 2 четверть в 8 А классе

Вариант №25

1 часть

1. Укажите неверное утверждение.

A. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть рас­пространенными.

B. Неполные предложения те, в которых пропущен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

A. День ясен.

Б. С утра морозит.

B. Что бы это значило? ,
Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения.

A. Выберите себе книгу по вкусу.
Б. Не из Москвы ли будешь?

B. В доме шумят.

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

A. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

B. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

A. Бездонную бочку водой не наполнишь.
Б. Скоро светать будет.

B. Приготовьтесь к уроку.
Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

A. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

B. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься — люби и саночки возить.

7. Укажите назывные предложения.

A. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

B. Это домик под толевой крышей.
Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

A. Летом светает рано, а зимой — поздно.
Б. Ум — это сила.

B. В избе жарко натоплено.
Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» — «Меня Анной».

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

A. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

B. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

10. Определите виды односоставных предложений? (запишите вид словами).

1)Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.

2)Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную!

3)Мне было скучно одному и немного страшно.

4)Травы скашивают рано утром.

5)В городе открыли новый кинотеатр.

6) Соловья баснями не кормят.

7) От добра добра не ищут.

8)Ударило, загрохотало.

9) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

10) От детей прячут спички.

2 часть

1. Выберите односоставное предложение.

A) Без тебя, вероятно, я бы погиб.

B) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

C) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.

D) Это может сделать только искусство.

E) Тихая, звездная ночь.

2. Выберите двусоставное предложение.

A) Стало холодно.

B) Туристы разожгли костер.

C) Вставай утром пораньше.

D) Свежо, весело, любо.

E) Далеко видно кругом.

3. Определите вид предложения. Искусство – зеркало жизни.

A) односоставное назывное,

B) односоставное определенно – личное,

C) односоставное безличное,

D) двусоставное,

E) односоставное неопределенно – личное.

4. Определите вид предложения. Ему нездоровилось.

A) обобщенно – личное,

B) двусоставное,

C) безличное,

D) определенно – личное,

E) неопределенно – личное.

5. Найдите односоставное предложение.

A) Курить – здоровью вредить.

B) Не всякий за добро добром ответит.

C) Учить – ум точить.

D) Искусство – зеркало жизни.

E) На деньги ума не купишь.

6. Эти предложения чаще всего используется в пословицах и поговорках.

A) назывные предложения,

B) определенно – личные,

C) неполные предложения,

D) обобщенно – личные,

E) безличные предложения.

7. Выберите односоставное предложение.

A) Без тебя, вероятно, я бы погиб.

B) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

C) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.

D) Это может сделать только искусство.

E) Тихая, звездная ночь.

8. Укажите тип предложения. На деньги ума не купишь.

A) Обобщенно – личное предложение,

B) безличное предложение,

C) неопределенно – личное,

D) определенно – личное,

E) назывное.

9. Определите предложение, где главный член указывает на действие, которое относится к любому лицу или ко всем лицам.

A) назывное предложение,

B) безличное предложение,

C) обобщенно – личное предложение,

D) неопределенно – личное предложение,

E) определенно – личное предложение.

10. Назывное предложение – это …

A) двусоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени;

B) односоставное предложение с главным членом – подлежащим;

C) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 1 лица настоящего и будущего времени;

D) двусоставное предложение со сказуемым в форме 2 лица настоящего и будущего времени;

E) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени.

11. Главный член в назывном предложении выражен:

A) глаголом в I лице настоящего и будущего времени;

B) глаголом в форме II лица множественного числа в настоящем и будущем времени;

C) глаголом в форме прошедшего времени множественного числа;

D) именем существительным;

E) глаголом в форме III лица настоящего и будущего времени.

12. Найдите назывное предложение.

A) Мне довелось написать много разных книг.

B) Стало жарко.

C) Думать о нем некогда.

D) Осенний парк.

E) Быть дождю.

13. Укажите тип предложений. Ночь. Вокруг тишина.

A) обобщенно – личное,

B) назывное,

C) определенно – личное,

D) неопределенно – личное,

E) безличное.

14. К односоставным именным предложениям относятся.

A) определенно – личные предложения,

B) неопределенно – личные предложения,

C) назывные предложения,

D) обобщенно – личные предложения,

E) безличные предложения.

3 часть

  1. Произведите полный синтаксический разбор предложения.

Максим Максимыч, не хотите чаю или кофе?

  1. Запишите предложения. Найдите в них грамматическую основу, определите вид сказуемого.

Мне было жаль старика.

Становилось светлее и светлее.

Налетел тёплый ветерок.

  1. Напишите сочинение-миниатюру с использованием всех видов односоставных предложений на тему: Зима.

Контрольная работа за 2 четверть в 8 А классе

Вариант №23

1 часть

1. Укажите неверное утверждение.

A. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть рас­пространенными.

B. Неполные предложения те, в которых пропущен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

A. День ясен.

Б. С утра морозит.

B. Что бы это значило? ,
Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения.

A. Выберите себе книгу по вкусу.
Б. Не из Москвы ли будешь?

B. В доме шумят.

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

A. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

B. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

A. Бездонную бочку водой не наполнишь.
Б. Скоро светать будет.

B. Приготовьтесь к уроку.
Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

A. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

B. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься — люби и саночки возить.

7. Укажите назывные предложения.

A. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

B. Это домик под толевой крышей.
Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

A. Летом светает рано, а зимой — поздно.
Б. Ум — это сила.

B. В избе жарко натоплено.
Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» — «Меня Анной».

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

A. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

B. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

10. Определите виды односоставных предложений? (запишите вид словами).

1)Крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.

2)Вставайте, люди вольные, за нашу землю честную!

3)Мне было скучно одному и немного страшно.

4)Травы скашивают рано утром.

5)В городе открыли новый кинотеатр.

6) Соловья баснями не кормят.

7) От добра добра не ищут.

8)Ударило, загрохотало.

9) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

10) От детей прячут спички.

2 часть

Вариант 2

1. Найдите назывное предложение.

A) Первые шаги весны.

B) На картине изображен лес.

C) Морозит.

D) В комнате чисто.

E) Привыкаешь к городскому шуму.

2. В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

A) безличное предложение,

B) обобщенно – личное предложение,

C) неопределенно – личное предложение,

D) определенно личное предложение,

E) назывное предложение.

3. Вид односоставных глагольных предложений, в которых описываемое действие или состояние не связано с действующим лицом (или предметом).

A) назывное предложение,

B) обобщенно – личное предложение,

C) определенно – личное,

D) безличное предложение,

E) неопределенно – личное предложение.

4. Определите тип односоставного предложения. Быть дождю.

A) обобщенно – личное предложение,

B) определенно – личное предложение,

C) неопределенно – личное предложение,

D) назывное предложение,

E) безличное предложение.

5. Укажите безличное предложение.

A) В Тулу за самоваром не ездят.

B) В дверь постучались.

C) Мне не спится.

D) После дела за советом не ходят.

E) Весна была теплая.

6. Выделите безличное предложение.

A) Мы хотели учиться.

B) У меня нет времени.

C) Вставай утром пораньше.

D) Тихая, звездная жизнь.

E) Наступили сумерки.

7. Вид односоставного предложения, где главный член – сказуемое выражен глаголом в форме I – II лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения.

A) назывное предложение,

B) определенно – личное предложение,

C) обобщенно – личное предложение,

D) неопределенно – личное предложение,

E) безличное предложение.

8. Определите тип односоставного предложения. Люблю тебя, Петра творенье.

A) обобщенно – личное предложение,

B) безличное предложение,

C) определенно – личное предложение,

D) назывное предложение,

E) неопределенно – личное предложение.

9. Определите тип односоставного предложения. Люблю грозу в начале мая.

A) безличное предложение,

B) неопределенно – личное предложение,

C) назывное предложение,

D) определенно – личное предложение,

E) обобщенно – личное предложение.

10. Укажите определенно – личное предложение.

A) Уходим завтра в море.

B) Пахло весной.

C) Быть дождю.

D) Стало жарко.

E) После дела за советом не ходят.

11. Определите вид односоставного предложения. Приучайте себя к аккуратности и порядку.

A) назывное предложение,

B) определенно – личное предложение,

C) неопределенно – личное предложение,

D) обобщенно – личное предложение,

E) безличное предложение.

12. Вид односоставного предложения, который передает действие неопределенного лица, но само лицо в предложении не названо.

A) безличное предложение,

B) обобщенно – личное предложение,

C) неопределенно – личное предложение,

D) назывное предложение,

E) определенно – личное предложение.

13. Определите тип односоставного предложения. В дверь постучались.

A) назывное предложение,

B) определенно – личное предложение,

C) обобщенно – личное предложение,

D) неопределенно – личное предложение,

E) безличное предложение.

14. Вид односоставного предложения, где сказуемое выражено глаголом в форме III лица множественного числа настоящего, будущего времени или глагола прошедшего времени множественного числа.

A) определенно – личное предложение,

B) безличное предложение,

C) назывное предложение,

D) обобщенно – личное предложение,

E) неопределенно – личное предложение.

3 часть

  1. Произведите полный синтаксический разбор предложения.

Максим Максимыч, не хотите чаю или кофе?

  1. Запишите предложения. Найдите в них грамматическую основу, определите вид сказуемого.

Мне было жаль старика.

Становилось светлее и светлее.

Налетел тёплый ветерок.

  1. Напишите сочинение-миниатюру с использованием всех видов односоставных предложений на тему: Зима.

Контрольная работа за 2 четверть в 8 А классе

Вариант № 22

Часть 1

1. Укажите неверное утверждение.

A. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. В определенно-личных предложениях сказуе­мое стоит только в форме 2-го лица.

B. Назывные предложения имеют один главный член — подлежащее.

Г. В неполных предложениях может быть про­пущен любой член предложения.

2. Найдите односоставные предложения.

A. За дверью бегают.
Б. Сестра — врач.

B. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

Д. Его звали Григорием.

3. Укажите определенно-личное предложение.

A. Иду по улице нарядной.

Б. Не слышно волков завыванье.

B. В воздухе пахнет сосновой смолой.
Г. Будем вместе служить.

Д. Около шести часов в луга носили завтрак.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

A. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

Б. Травы скашивают рано утром.

B. Детей учили рисованию.

Г. Выберите себе книгу по вкусу.

Д. Не по словам судят, а по делам.

5. Укажите безличные предложения.

A. Уже совсем рассвело.

Б. И в переулках пахнет морем.

B. Слышу шум падающей листвы.
Г. Расскажу тебе сказку.

6. Найдите обобщенно-личное предложение.

A. Не спешите отправляться в путь.
Б. Нет дыма без огня.

B. Егорушке дали ложку.

Г. В книге ищи не буквы, а мысли.

7. Укажите назывные предложения.

A. Темнеет.

Б. Поговори со мною, мама.

B. Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Г. Третье декабря тысяча девятисотого года.

Д. Зима.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

A. Необходимо быть дома.

Б. Вам с лимоном или с вареньем?

B. Февраль.

Г. Оставайтесь дома.

Д. «Видите дым?» — «Теперь вижу».

9. В каком примере неверно расставлены знаки препинания?

A. Летом светает рано, а зимой — поздно.
Б. Ей — шел восьмой год.

B. Гроза была обложная, и гремело отовсюду.
Г. Спела бы рыбка песенку, да голоса нет.

10. Определите вид односоставных предложений? (запишите вид словами).

1)Хорошо находиться в осеннем лесу!

2)Друзья, идите за мной.

3)На улице совсем прояснилось.

4)Молодые липы и теперь сажают в парках больших городов.

5)На лису в наших местах обычно охотятся с собакой.

6)Цыплят по осени считают.
7) По платью встречают, по уму провожают.

8) Вечереет, начало свежеть.

9)Поле. Полночь. Полустанок. Звёзды. Росы. Тишина.

10) Не всякому доверяют.

Часть 2

1. Найдите неопределенно – личное предложение.

A) Что новенького в газете пишут?

B) Люблю грозу в начале мая.

C) Наступает темнота.

D) Весной было тепло.

E) Первые шаги весны.

2. Обобщенно – личное предложение это:

А) Дни поздней осени бранят обыкновенно

В) Мне грустно

С) В лесу тихо

D) Пирог с грибами

Е) Её привезли с моря

3. Определите тип простого предложения. Из песни слова не выкинешь.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

4. Определите назывное предложение.

А) Мне долго не открывали.

В) Тебе было трудно позвонить.

С) Развели костер на берегу реки.

D) Осенний парк.

Е) Надо вовремя готовить уроки.

5. Определите назывное предложение.

А) Привыкаешь к городскому шуму.

В) Словами делу не поможешь.

С) Ведут ко мне коня.

D) Первые шаги весны.

Е) Думать о нем некогда.

6. Определите тип простого предложения. Знойный и душный день.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное

7. Определите безличное предложение.

А) Пахнет сеном над лугами.

В) Умную голову почитают смолоду.

С) Тишина вокруг.

D) Сухие листья под ногами.

Е) Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет.

8. Определите безличное предложение.

А) Вставай, утро, пораньше.

В) Не опоздать бы в школу.

С) Мы пойдем ловить рыбу.

D) Ему поставили памятник в Москве.

Е) Уходим завтра в море.

9. Определите безличное предложение.

А) Вот и снег.

В) Меня знобит.

С) Плеск речной волны.

D) Слезами горю не поможешь.

Е) Встаю в семь часов.

10. Определите тип простого предложения. Зажгло грозою дерево.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное

11. Определенно – личное предложение это:

А) в котором имеется один главный член – подлежащее;

В) в котором только один главный член сказуемое, который выражается формой глагола 1 или 2 лица настоящего или будущего времени изъявительного или повелительного наклонения;

С) в котором нет и не может быть подлежащего;

D) в котором действие выражено глаголом – сказуемым, может относиться к любому лицу;

Е) в котором имеется подлежащее и сказуемое.

12. Определите определенно – личное предложение.

А) Люблю грозу в начале мая.

В) Всех дел разом не переделаешь.

С) Пыль вихрем неслась по дороге.

D) Бросили кость между двух собак.

Е) Уже совсем рассвело.

13. Определите определенно – личное предложение.

А) После дела за советом не ходят.

В) Не жди рассвета.

С) В палате еще долго вспоминали его рассказы.

D) Не то это было раннее утро, не то наступил вечер.

Е) Нечего вам мешаться не в свое дело.

14. Определите тип односоставного предложения. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

Часть 3

1. Произведите полный синтаксический разбор предложения.

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса!
2. Запишите предложения. Найдите в них грамматическую основу, определите вид сказуемого.

Стало совсем светло.

Грозою разбило дерево.

Деревня была прелестный уголок.

3. Напишите сочинение-миниатюру с использованием всех видов односоставных предложений на тему: Лето.

Контрольная работа за 2 четверть в 8 А классе

Вариант № 24

Часть 1

1. Укажите неверное утверждение.

A. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. В определенно-личных предложениях сказуе­мое стоит только в форме 2-го лица.

B. Назывные предложения имеют один главный член — подлежащее.

Г. В неполных предложениях может быть про­пущен любой член предложения.

2. Найдите односоставные предложения.

A. За дверью бегают.
Б. Сестра — врач.

B. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

Д. Его звали Григорием.

3. Укажите определенно-личное предложение.

A. Иду по улице нарядной.

Б. Не слышно волков завыванье.

B. В воздухе пахнет сосновой смолой.
Г. Будем вместе служить.

Д. Около шести часов в луга носили завтрак.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

A. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

Б. Травы скашивают рано утром.

B. Детей учили рисованию.

Г. Выберите себе книгу по вкусу.

Д. Не по словам судят, а по делам.

5. Укажите безличные предложения.

A. Уже совсем рассвело.

Б. И в переулках пахнет морем.

B. Слышу шум падающей листвы.
Г. Расскажу тебе сказку.

6. Найдите обобщенно-личное предложение.

A. Не спешите отправляться в путь.
Б. Нет дыма без огня.

B. Егорушке дали ложку.

Г. В книге ищи не буквы, а мысли.

7. Укажите назывные предложения.

A. Темнеет.

Б. Поговори со мною, мама.

B. Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Г. Третье декабря тысяча девятисотого года.

Д. Зима.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

A. Необходимо быть дома.

Б. Вам с лимоном или с вареньем?

B. Февраль.

Г. Оставайтесь дома.

Д. «Видите дым?» — «Теперь вижу».

9. В каком примере неверно расставлены знаки препинания?

A. Летом светает рано, а зимой — поздно.
Б. Ей — шел восьмой год.

B. Гроза была обложная, и гремело отовсюду.
Г. Спела бы рыбка песенку, да голоса нет.

10. Определите вид односоставных предложений? (запишите вид словами).

1)Хорошо находиться в осеннем лесу!

2)Друзья, идите за мной.

3)На улице совсем прояснилось.

4)Молодые липы и теперь сажают в парках больших городов.

5)На лису в наших местах обычно охотятся с собакой.

6)Цыплят по осени считают.
7) По платью встречают, по уму провожают.

8) Вечереет, начало свежеть.

9)Поле. Полночь. Полустанок. Звёзды. Росы. Тишина.

10) Не всякому доверяют.

Часть 2

1. Определите тип односоставного предложения. Давай побеседуем вновь про радости и про страдания.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

2. Определите тип односоставного предложения. В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

3. Определите неопределенно – личное предложение.

А) Сижу за решеткой в темнице сырой.

В) А поворотись-ка, сын!

С) Без букв и грамматики не научишься математике.

D) Насильно мил не будешь.

Е) В клубе пели и плясали.

4. Определите неопределенно – личное предложение.

А) Давно такого дождя не было.

В) На балконе дачи зажгли свет.

С) Чему смеетесь!

D) Крещенский мороз.

Е) Тишина занесенного снегом дома.

5. Определите неопределенно-личное предложение.

А) Тихая звездная ночь!

В) Молнией убило двух матросов.

С) Город и людей как будто подменили.

D) На деньги ума не купишь!

Е) Какая ночь!

6. Определите неполное предложение.

А) Я читаю интересную книгу.

В) Густой, непроходимый лес.

С) О чем сообщили по радио?

D) О погоде на завтра.

Е) Кто написал комедию «Ревизор»?

7. Определите неполное предложение.

А) Мне надо идти на стадион.

В) Пустынный уголок.

С) Черёмуха расцвела в начале июня.

D) Сегодня – лучший из всех дней.

Е) Что за прелесть эти сказки!

8. Определите односоставное предложение.

А) Вверху, в густом вечереющем воздухе, пролетела чайка.

В) Бесконечна возможность познавать себя.

С) Белая береза принакрылась снегом, словно серебром.

D) Я не видел реки великолепнее Енисея.

Е) Болото затянуло туманом.

9. Определите тип односоставного предложения. Клюкву собирают на болотах в начале осени.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

10.Определите тип односоставного предложения. На соседней даче поздно зажигали свет.

А) определенно – личное,

В) неопределенно – личное,

С) безличное,

D) обобщенно – личное,

Е) назывное.

11.В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

A) безличное предложение.

B) обобщенно – личное предложение.

C) неопределенно – личное предложение.

D) определенно личное предложение.

E) назывное предложение.

12.Определите тип односоставного предложения. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

A) назывное предложение.

B) определенно – личное предложение.

C) обобщенно – личное предложение.

D) неопределенно – личное предложение.

E) безличное предложение.

13.Определите назывное предложение.

А) Мне долго не открывали.

В) Тебе было трудно позвонить.

С) Развели костер на берегу реки.

D) Холодное зимнее утро.

Е) Надо вовремя готовить уроки.

14.Определите безличное предложение.

А) Вот и снег.

В) К вечеру похолодало.

С) Плеск речной волны.

D) Слезами горю не поможешь.

Е) Встаю в семь часов

Часть 3

1. Произведите полный синтаксический разбор предложения.

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса!
2. Запишите предложения. Найдите в них грамматическую основу, определите вид сказуемого.

Стало совсем светло.

Грозою разбило дерево.

Деревня была прелестный уголок.

3. Напишите сочинение-миниатюру с использованием всех видов односоставных предложений на тему: Лето.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ 1 части

Варианты 1,3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25

1 в.: 1 В; 2 Б, Г, Д; 3 А, Б; 4 В, Д; 5 Б, Г; 6 В, Г; 7 Б, Г; 8 А, Д; 9 Б, Г.

Варианты 1,3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25

2 в.: 1 Б; 2 А, Г, Д; 3 А, Г; 4 Б, В; 5 А, Б; 6 Г; 7 Г, Д; 8 Б, Д; 9 Б

Вариант 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25

1. Е 4. C 7. E 10. B 13. B

  1. В 5. E 8. A 11. D 14. C

  2. D 6. D 9. C 12. D

Вариант 3, 7, 11, 15, 19, 23

1. A 4. E 7. B 10. A 13. D

2. A 5. C 8. C 11. B 14. E

3. D 6. B 9. D 12. C

Вариант 2, 6, 10, 14, 18, 22

 1. A 4. D 7. A 10. C 13. B

2. A 5. D 8. B 11. B 14. A

3. D 6. E 9. B 12. A

Вариант 4, 8, 12, 16, 20, 24

1. A 4. B 7. B 10. B 13. D

2. B 5. C 8. E 11. A 14. B

3. E 6. D 9. B 12. C

Литературное чтение, 3 класс

Урок 53. Б.В. Шергин. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с биографией писателя Бориса Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
  2. Произведения прикладного искусства: резьба по дереву, резьба по кости, выжигание, деревянная мозаика.

Тезаурус по теме

Сдумать – то же, что и вздумать, придумать, выдумать, сгадать, либо вспомнить.

Поспеть – то же, что успеть.

Страшиться – бояться наступления чего-нибудь, опасаться, предаваться опасениям за что-нибудь. Страшиться болезни. Страшиться неизвестности.

Шкапчик – то же, что и шкафчик, шкаф. Род ящика с затворами, с полками или вешалками.

Коричное дерево – корица, вечнозеленое дерево (иногда крупный куст), вырастающее до 15 метров в высоту, принадлежащее к семейству лавровых.

Пирография – («рисование огнём») ˗ техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность древесины (чаще всего), а также фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.

Вылощить – навести лоск, блеск на что-нибудь. Вылощить паркет.

Окинуть – осмотреть, обнять взглядом. Окинуть взглядом или взором, глазами.

Художная рука – рука художника.

Красовито – то же, что и красиво.

Ключевые слова

Одним из малых жанров фольклора является докучная сказка. Она имеет свои особенности. Название «докучная» произошло от слова «докучать» — надоедать.

Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
  2. Сказки Бориса Шергина. https://skazkibasni.com/boris-shergin
  3. Толковый словарь В.И. Даля. https://gufo.me/dict/dal
  4. Художественная обработка дерева. https://studbooks.net/567721/kulturologiya/hudozhestvennaya_obrabotka_dereva
  5. Сборники пословиц и поговорок народов мира

Читать: http://pogovorka.yaxy.ru/pogovorki_23.html

  1. Сборник пословиц Даля («Пословицы русского народа», В. И. Даль)

Читать: http://www.rodon.org/dvi/prn0.htm

  1. «Русские народные пословиц и притчи» (И. М. Снегирев)

Сборник российских пословиц и поговорок (И. И. Иллюстров)

Из прочитанного на уроке произведения вы

— Узнаете об одном из старинных промыслов

— Научитесь читать вслух и про себя, осмысливая содержание

— Сможете объяснять смысл пословиц из текста

Основное содержание урока

Россия всегда славилась народными умельцами, которые из поколения в поколение передавали традиции декоративно-прикладного искусства своим ученикам.

Они в каждую простую, бытовую вещь вносили элементы художественного творчества и выдумки. И выходили из их рук прекрасные столешницы, шкатулки, шкафы, панно, украшенные деревянным узором.

Об одном из таких мастеров рассказал в своем произведении русский писатель Борис Викторович Шергин.

Родился Борис Викторович 28 июля 1893 года в городе Архангельске.

Отец его был мореходом и корабельным мастером. Именно он привил в сыне любовь ко всякому «художеству».

А мама будущего писателя знакомила Бориса с народной поэзией Русского Севера.

В XVI-XVII веках сложилась северная культура, появились своеобразные северные «школы» живописи, резьба по кости и дереву, деревянной архитектуры.

С детства Борис постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья.

Он срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, писал иконы,

расписывал утварь.

Еще в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки и былины.

Учился он в Архангельской мужской губернской гимназии с 1903 года по 1912-ый.

Работал художником-реставратором, внес значительный вклад в возрождение северных промыслов, а именно резьбы по кости.

Переехав в 1922 году в Москву, он работал в Институте детского чтения, выступал с рассказами о народной культуре Севера, с исполнением сказок и былин перед разной аудиторией, чаще всего детской.

В 1934 году Борис Шергин вступил в Союз писателей СССР.

Но всё-таки Шергин-сказитель и сказочник стал известен раньше, чем Шергин-писатель.

И большую роль в этом сыграла его мать. Про нее он говорил: «Маменька мастерица была сказывать… как жемчуг, у нее слово катилося из уст».

На основе ее рассказов о жизни людей Шергин создавал свои. Так появился и рассказ, который называется «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Для удобства рассказ разделен на смысловые части. Это поможет вам лучше понять содержание произведения и определить его основную мысль.

Прочитайте первую часть рассказа. Для этого нажмите на кнопку «Читать». Когда закончите читать, нажмите на кнопку «Далее».

Из этой части рассказа мы узнаём о том, что бабушка Вани – очень добродушный человек. А еще Ванина бабушка «…из песен сделана, из пословиц сложена». Так говорят про человека, который впитал в себя много знаний о жизни и эти знания теперь передает будущему поколению в виде народных песен, пословиц, поговорок, былин

Прочитайте вторую часть рассказа.

Из этой части рассказа мы узнаём о художнике, мастере своего дела, который владел умением рисовать не кисточкой и красками, а деревянными дощечками разного цвета. Но в этой части рассказа нет ответа на вопрос Вани «О чем тебе рассказывал Митя?» И мы еще не знаем, почему бабушка Вани сказала Мите: «Верно, работа любит не молодца, а незалёжливого», «Глаза страшатся, руки делают».

Прочитайте третью часть рассказа.

Из этой части рассказа мы узнали, как Митя начал работу над столешницей, заказанной академией. Склеив небольшой кусочек столешницы, он стал любоваться, веселиться, забыв о том, что нужно успеть выполнить работу к сроку. Так бывает, когда положительные эмоции переполняют человека, и он не может себя настроить для продолжения работы.

Прочитайте четвертую часть рассказа.

Из этой части рассказа мы узнали, что спустя неделю Митя вдруг спохватился и испугался, ведь сроку осталось ровно половина, а выполнена только малая часть работы! Он не знал, что делать! Он был в отчаянии.

Прочитайте пятую часть рассказа.

Из этой части мы узнаём об одной важной и ценной черте характера Мити – он привык делать работу качественно, а не «тяп-ляп». И теперь он боится того, что из-за недостатка времени работа будет выполнена быстро, а, следовательно, окажется не до конца продуманной и некачественной

Прочитайте шестую часть рассказа.

Из этой части мы узнаём о том, каким мудрым человеком был мастер. Он дал Мите совет, как успеть выполнить работу к сроку и при этом не спешить, а обдумывать каждую деталь. Митя даже не поверил сначала, что такими маленькими кусочками можно успеть склеить столешницу за неделю. Но оказалось, что собирая небольшими частями ежедневно можно достичь успеха – закончить дело в срок.

Разбор типового тренировочного задания.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Текст вопроса: Соедините название народного промысла с изделием.

Правильный ответ:

Разбор типового контрольного задания

Вариант 1

Решите кроссворд, отвечая на вопросы в любом порядке.

  1. Какого человека «не любит» работа ?
  2. Кто заказал работу мастеру?
  3. Кто дал Мите поручение?
  4. Зуб, какого животного понадобился Мите?
  5. Какие руки, по словам автора, бы ли у Мити?
  6. Фамилия автора.
  7. Родной город автора.

Что поручили выклеить Мите?

Ответ:

3

м

7

а

р

х

а

н

г

е

л

ь

с

к

с

т

2

4

1

н

е

з

а

л

е

ж

л

и

в

о

г

о

р

к

о

а

5

з

о

л

о

т

ы

е

д

к

6

ш

е

р

г

и

н

м

8

с

т

о

л

е

ш

н

и

ц

у

я

Вариант 2

Реши кроссворд.

  1. Из чего «сделана» бабушка Вани?
  2. Чьим зубом Митя вылощил доску?
  3. От кого был заказ на столешницу?
  4. Чем работает художник Митя?
  5. О чем разговаривали бабушка с Митей? 
  6. Что сделал мастер Мити в конце?

Ответ:

5

р

2

а

3

в

б

а

6

о

б

н

я

л

4

д

о

щ

е

ч

к

и

л

т

а

ч

а

д

ь

1

п

е

с

н

и

м

м

и

я

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.

1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. 

Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.

Глаза страшатся, руки делают.

Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.

Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.

Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.

Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.

2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.

Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса

— Как ты думаешь, что означает это выражение?

— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.

— То есть о работе, к которой не может быть претензий?

— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.

— Да, я тоже так думаю.

3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.

Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал. 

Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.

4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?

Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.

6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.

Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.

  1. «Мишкина каша»
  2. «Дружок»
  3. «Телефон»
  4. «Бенгальские огни»
  5. «Тук-тук-тук»
  6. «Огородники»
  7. «Клякса»
  8. «Федина задача»
  9. «Находчивость»
  10. «Наш каток»
  11. «Замазка»
  12. «Фантазёры»

7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.

Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.

Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:

— Работать нужно не спеша, но качественно.

— Найди себе дело и не будет скуки.

— Учиться нужно всегда.

— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.

— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.

— Нельзя делать несколько дел сразу

План рассказа о друге детства для 3 класса

  1. Моя подруга детства.
  2. Что мы делали вместе.
  3. Что любила Ира.
  4. Обиды и ссоры.
  5. Примирение.
  6. Мы до сих пор друзья.

Рассказ о друге детства для 3 класса

В детстве у меня была подруга и звали её Ира.

Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.

Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.

Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.

А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.

Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.

Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».

А потом смеялись и бегали друг за другом.

Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.

9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Отметим плюсом следующие выражения:

+ Герои произведения изображены в смешном виде.

+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.

+ Весёлая концовка произведения.

Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон». 

Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.

10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»

— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.

— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.

— И как тебе, понравилось?

— Весёлая книжка! Так столько смешного!

— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!

— А что тебя насмешило больше всего?

— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.

— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.

— А ты помнишь имена главных героев?

— Конечно, Миша и Я.

— Ты?

— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.

— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.

11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.

Выбираем ответы:

+ Задавать вопросы по тексту.

+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.

+ Составлять список книг для выставки.

12. Что у тебя вызывает трудности?

+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.

1

Страдник (пора страды, сенокоса, убора урожая), сенозарник, липень или липец (месяц цветения липы), грозник (месяц летних гроз), червень (от «червленый» — красный, красивый), макушка лета — так именовался месяц июль у наших предков славян. Июль — «краса лета, середка цвета», то есть месяц цветов, ягод, когда все наливается соками и красками, а «солнце без огня горит». Но в то же время это и месяц самой напряженной работы, обеспечивающий процветание крестьянского хозяйства на весь будущий год. Сравниться с ним может разве что май — но если в мае все еще только засевают, то в июле приходит пора собирать готовый урожай. Соответственно, большинство примет, пословиц и обрядов июля связано с темой работы и сбора урожая.

Июль — макушка лета — устали не знает, все прибирает.


Плясала б баба, плясала, да макушка лета настала.


Не топор кормит мужика, а июльская работа.


В июле на дворе пусто, а в поле густо.


Сбил сенозарник спесь, что некогда на палати лечь.


Собьет спесь, как неколи присесть.


Июль — месяц ягод, зеленая страда.

Картина А.Г.Венецианова, Жатва

А. Г. Венецианов. Жатва

2 июля — Зосима-пчельник.

Не только у людей, но и у пчел наступает время сбора урожая.

Зосима — пчелы меда запасают.

Особых обрядов с этим днем не связно, но традиционно в детских играх и песнях взрослых на Зосиму люди обращались к пчелам. Так, дети играли в «ульи»: игра заключалась в том, что двое водящих «ульи» стояли неподвижно, другие участники игры водили вокруг них хоровод, припевая:

Пчелки яровые, крылья золотые,


Что вы сидите, не поле не летите?


Аль вас солнышко печет? Аль вас дождичек сечет?


Летите за горы высокие,


За леса зеленые.

— после чего все разбегаются в стороны, а водящие их ловят. «Ужаленные» вновь в круг уже не становятся.

Пчелы летят за медом, пчелиный рой, лето

3 июля — Мефодий-перепелятник

По Мефодию определяют будущую погоду:

На Мефодия дождь — будут идти сорок дней.


Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.


Лягушки расквакались — перед дождем.


Если лебеди вечером раскричались — завтра будет дождь.

Перепел в поле

Кроме того этот день можно считать праздником охотников — начинается пора лова перепелов, откормившихся на созревших хлебах. Так, в «Записках ружейного охотника» С. Т. Аксакова (автор сказки про «Аленький цветочек») сказано:

«Как скоро начнут поспевать хлеба, особенно проса, перепела сбегаются к ним со всех сторон и постоянно около них держатся. На таком привольном и сытном корме не только старые, но и молодые перепелки жиреют с изумительной скоростью… В это время они уже весьма неохотно поднимаются с земли: летят очень тяжело и медленно и, отлетев несколько сажен, опять садятся».

6 июля — Аграфена-купальница, лютые коренья

В целом день неразрывно связан с днем Ивана Купалы, который следует за ним. Тут, однако, следует сделать оговорку, что Иван Купала в разные периоды отмечался в разные даты. Изначально это языческий праздник, привязанный к циклу солнца, поэтому приходился он на дни около 21—24 июня (дни летнего солнцестояния), позднее же (в частности в послепетровские времена), когда он оказался интегрирован в христианский календарь — его празднование было «совмещено» с днем Рождества Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю или по юлианскому календарю). Церковь так и продолжает отмечать день Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (по своему внутрицерковному исчислению), однако, так как этот календарь с течением времени все дальше расходится с григорианским (который точнее привязан к обороту земли вокруг солнца), принятым для общегражданского оборота с 1918 года, то сегодня церковной юлианской дате «24 июня» на «обычном» то есть григорианском календаре соответствует дата «7 июля». Если же Ивана Купалу отмечать исходя из сути этого праздника — как день славления Солнца, то придется он НЕ на 7 июля, а на 21 июня, в этом случае и Аграфену-купальницу стоит отмечать накануне — то есть 20 июня (а не 6 июля). Подробнее о датах праздника Иван Купала — здесь.

На Аграфену начинают купаться, «закупываются», совершают различные обряды связанные с водой, умыванием росой, общими купаниями, заготавливают веники, парятся в банях.

Девушки в венках на Аграфену-купальницу или на Иван Купала

Повсеместно были распространены походы в лес за травами — как целебными, так и для венков и украшения домов. Так, в Архангельской губернии на Аграфену-купальницу устилали пол в банях свежей травой и парились вениками из целебных трав, а в Тверской области парились вениками украшенными цветами. Сами веники, кстати, делали не только березовыми — часто в них включали по одной ветке от каждого дерева, что должно было усилить оздоровительный эффект.

Отмечается, что на сбор трав люди выходили вовсе без одежды, что свойственно и многим другим дохристианским обрядам, связанным с плодородием и культом Земли:

«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя все рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады».

сбор трав в лесу

Особая роль в эти дни отводится и различным обрядовым действиям связанным с крапивой. Так, где-то ее запасали и раскладывали на подоконниках как защиту от нечистой силы, где-то устраивали шутливые игры со стеганием крапивой, призванные отогнать хвори.

На Аграфену-купальницу — то есть накануне Ивана Купалы, когда складывались пары (молодые танцевали, прыгали через костры, уговаривались о будущей женитьбе) — девушки гадали по травам: собирались 12 особых трав (папоротник и чертополох
— обязательно), которые нужно было положить под подушку, чтобы во сне увидеть суженого. 

«Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»

7 июля (или 21 июня) Иван Купала, Иванов день, Купальская ночь, Иван цветной, Рождество Иоанна Предтечи

Иван Купала был самым важным праздником в году у наших предков славян. Наиболее массовый, веселый, значимый, поворотный во всех смыслах — он в некоторым смысле вмещает в себя все аспекты мировоззрения наших предков, которое строилось на цикличности «дыхания Вселенной». Каждый год побеждающий бог-громовержец одолевает ведающего бога-мудреца, Мертвая Вода превращается в Живую, День одерживает победу над Ночью, Солнце над Тьмой, Лето над Зимой, Жизнь над Смертью и все эти процессы сходятся в единой точке — дне летнего солнцестояния на Купалу 21 июня.

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Споры о том когда стоит отмечать Купалу не утихают по сей день. «Официальная», если можно так выразится, дата этого праздника сегодня — 7 июля. Впрочем, стоит отметить, что совершенно никакого сакрального смысла она не имеет ни в какой традиции — она возникла в результате «пересчета» даты юлианского («церковного») календаря на григорианский (по которому весь мир живет сегодня). По церковному исчислению времени этот день соответствует 24-му июня и отмечается как Рождество Иоанна Предтечи.

Само название праздника Иван Купала является неким «компромиссом» между христианством (Иван=Иоанн) и исконным мировоззрением предков (Купала). Что касается сути и наполнения этого праздника — то, совершенно очевидно, что он — с его прыжками через костры, умываниями росой, хороводами, поисками цветка папоротника и кладов — насквозь языческий (или ведический), поэтому и дата его должна отталкиваться от поворотной точки солнечного цикла — дня летнего солнцестояния, как и было раньше испокон веков. 7-го же июля уместно отмечать Рождество Иоанна Предтечи — как то и велит церковный календарь, но с таким смысловым наполнением народные купальские гуляния уже слабо совместимы.

Подробнее о дне и ночи на Ивана Купалу, традициях и обрядах этого праздника читайте в отдельной статье.

8 июля — Петр и Феврония

Муромский князь Петр и его жена Феврония — символ верной, сильной и красивой любви. Они были канонизированы церковью на соборе 1547 года. Каноническая легенда гласит, что Феврония избавила князя от болезни, взяв с него обещание жениться на ней. Выздоровев, князь забыл об обещании и недуг вернулся. Раскаявшись, он воссоединился со своей спасительницей уже навсегда и прожил счастливую жизнь.

Народная молва передавала несколько иной вариант предания, согласно которому, влюбленные были верны друг другу несмотря на все козни окружавших их недоброжелателей и жизненные трудности. Считалось, что они умерли в одно и то же время и хотя сначала были похоронены в разных местах, но чудесным образом оказались в одном гробу, не пожелав расставаться и после смерти.

Простев Александр. Житие Петра и Февронии

Простев Александр / Житие Петра и Февронии (Прощание с Муромом)

9 июля — Давид-земляничник

Земляника девок в лес зовет.


Существует поверье: кто хочет занять деньги, должен положить в карман травы земляники — отказа не будет.


Перву ягодку в рот кладут, а вторую домой несут.


Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

Николай Фомин. Ягоды наших лесов. Земляника

Николай Фомин. Серия «Ягоды наших лесов». Земляника

10 июля — Самсон-сеногной

На Самсона дождь — через семь недель то ж.


На 
Самсона-сеногноя дождь — до бабьего лета мокро.


Ладь косы и серпы.

На Самсона идет подготовка к покосу и распахивают поля под будущие посевы — часть из них отведут под озимую рожь, часть — будут засеяны яровым хлебом уже будущей весной.

12 июля — Петры и Павлы, Петров день, Петровки

В земледельческом календаре этот день считался одним из краеугольных, точкой в которой сходятся разные процессы, что-то заканчивается, а что-то начинается. Так, ночи становятся ощутимо «чернее», начинают падать и желтеть первые листья, умолкают уже до новой весны некоторые птицы (кукушка, соловей) но при этом жара нарастает; приходит пора покоса и подготовки к озимому севу. Совпадает этот день и со значимой датой православного календаря — ведь наступает конец Петровского поста.

Из церковной традиции при этом идет еще один ряд ассоциаций — так как апостол Петр почитался покровителем рыбного промысла, Петров день стал негласным праздником рыбаков. На Петра-рыболова последние служат ему молебны и собирают на «мирскую» свечу, которая ставится всем миром к иконе Петра.

Г.Г.Мясоедов

Г. Г. Мясоедов. Страдная пора (Косцы)

Как придет Петро так будет и тепло.

Петр-Павел жару прибавил.


День убывает, жара прибывает.


Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.


К Петрову дню вода в реках умежениться.


Придет Петрок — сорвет листок.


С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.


Доставай косы и серпы к Петрову дню.


Не хвались, баба, что зелено, а гляди каков день Петров.


До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.


После Петрова дня кукушка перестает куковать


Недалече кукушечке до Петрова дня.


Кукушечка ячменным колосом давится — умолкает. Когда заколоситься житарь (ячмень).


Соловей поет до Петрова дня.

В обрядах этого дня вновь можно увидеть пронизывающее всю народную культуру переплетение христианских и дохристианских обычаев. Так, с одной стороны — заканчивается церковный Петровский пост, что как бы дает старт праздничным застольям, походам в гости, встречам с родственниками из дальних деревень. С другой стороны — не забывают и о предках, после трапезы принято было (Калуж.губ) оставлять им еду на столе, чтобы все умершие также собрались в доме живущих.

Костер в поле на петровские гуляния

Деревенская молодежь и вовсе отмечает Петров день разве что не с тем же размахом, что Купалу, только теперь уже не в лесу, а в полях — «еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, „карауля солнце“: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга». Приносят в поля горшки смолы, соломы, огонь, лавочки, жгут костры и гуляют всю ночь, вновь собирают «12 трав с 12 полей», чтобы как на Аграфену-купальницу положить под подушку и увидеть во сне суженого.

Скорый уход лета накладывает оттенок легкой печали и на традиционные петровские песни — в них часто поют про березу, измену старому нелюбимому мужу, тоску, гибель или отъезд мужа, часто встречаются песни про кукушку, которая в этот день умолкает.

14 июля — Кузьма и Демьян. Летние кузьминки

Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли.


В огороде гряды полют, вырывают корневые овощи.

После сенокоса и работ по огороду, за который отвечали женщины, в этот день было принято собираться на посиделки в женском кругу. Праздник отмечался сугубо растительной пищей, которая собиралась и готовилась вскладчину («женские братчины»).

Федот Сычков. За работой

Федот Сычков. За работой.

18 июля — Афанасий Афонский

На Афанасия месяц вечером «играет» — к урожаю.


Как медь желты облака — к дождю.


Хороши игры месяца — хорош урожай и уборка его.

Выражение «месяц играет» указывает на его «игру» с облаками — он то тускнеет, то становится ярче, то прячется, то выныривает — создается впечатление, что он движется, прыгает с места на место.

Месяц играет в облаках в летнюю ночь

21 июля — Прокопий, Явление Казанской иконы Богоматери

День знаменуется такими событиями как: начало сбора сена в валы, наступление самой сильной жары, поспевание первой черники, приготовление к жатве.

Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает.


На Казанскую черника поспевает.

Черница-ягода поспела — поспела и рожь.


Жатва поспела и серп изострен.


На Казанскую — зажин ржи.

Что касается черники, ее ягоды и листья считались в народе целебным средством от множества болезней, включая сахарную, ревматизм, расстройства желудка. Многовековой опыт подсказывал, что очень полезно есть чернику в больших количества в жаркое летнее время.

Черника из леса

22 июля — Панкратий и Кирилл

Пробуют первые огурцы.

24 июля — Ефимьи-стожарницы

Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя.

Стожарами (или Волосожарами, Волосинами, Влашичами, Власожельцами, Власами) на Руси называли созвездие Плеяд, которое является одним из самых заметных на небе. Примечательно оно тем, что если смотреть прямо на него, то оно не кажется таким уж ярким, но если глядеть краем глаза, то выглядит настоящим световым пятном — это связано с тем, что состоит оно из скопления небольших, но многочисленных звезд.

Созвездие Стожары на Руси

Созвездие Плеяды (Стожары, Волосожары)

Славяне почитали это созвездие как одно из важнейших на небосводе и связывали его с богом Велесом («ведающим богом»), который вместе с Перуном («побеждающий бог») составляет центральный божественный тандем-противостояние:

  • Перун — олицетворял собой активную, кипящую, яростную энергию (Яр), энергию Света и Солнца и управлял силами грозы, неба, ветра, дождя. Его могущество растет вместе с увеличением продолжительности светового дня и достигает своей кульминации на Купалу (21 июня — день летнего солнцестояния).
  • Велес или Волос — олицетворял собой пассивную, непроявленную энергию, энергию Ночи и Луны, управлял силами земли, леса, подземных вод, снега, мороза, сковывающими, скрывающими, укутывающими. Его могущество достигает своего пика 21 декабря — в день зимнего солнцестояния.

Помимо прочего Велес почитался покровителем земледелия, домашнего скота («скотий бог», «рогатый бог»), а также искусств и ремесел. Он — персонифицированное олицетворение вселенской мудрости (Дед), сакральных знаний о мироздании, скрытых от глаз, но могущественных сил.

Примечательно, что и Перун и Велес почитались среди всех славянских племен, одновременные клятвы их именами зафиксированы даже в договорах славян с византийцами. При этом у воинов преобладал культ бога-победителя Перуна (западные славяне, Аркона как центр воинской традиции, так называемые «варяги-русь»), а у земледельцев (восточные славяне) — культ бога-мудреца Велеса.

Владислав Дзалба. Велес

Владислав Дзалба. Велес

Как же с главным богом мудрости связано созвездие Плеяды-Волосожары? В первую очередь, весеннее появление Велесовых звезд и Плуга (созвездие Тельца) на небе, приходящееся на начало мая, знаменует собой начало нового посевного цикла — а Велес/Волос, как мы помним — покровитель земледелия. Связь с медведями (в указанной выше примете) также не случайна — ведь медведь является одной из ипостасей бога Велеса. Появляясь на небе ранней весной, Плеяды видны летом, осенью и зимой, а вот ранней весной — уходят за горизонт. В это время как раз просыпаются от зимней спячки голодные медведи и встреча с ними особенно опасна. Поэтому народные приметы рекомендовали идти на медвежью охоту только при появлении на небе Стожар (то есть по сути весь год, кроме ранней весны).

Само название Волосожары («звезды/огни Волоса») прямо указывает на упомянутого бога. Все другие названия от корневой основы «волос», вероятно, являются производными от него. Название СТОЖАРЫ, вероятно, является одним из наиболее молодых, но именно оно стало самым распространенным в те времена, когда имя Велеса оказалось под запретом. Прочем, и оно косвенно указывает на покровителя земледелия, ведь «стожар» или «стожарь» согласно словарю В.Даля — это «шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился…»

Больше интересных фактов о небосводе и названиях созвездий на Руси читайте здесь.

25 июля — Прокл — великие росы

На Прокла поле от росы промокло.

Начинается время туманов и обильных утренних рос, которые губительны для сена. Поэтому чтобы оно не загнило, рекомендовалось до Прокла его высушить.
С другой стороны — росы считались полезными для роста трав, поэтому в это время продолжается сбор целебных трав и растений по лесам.

Трава в росе ранним утром

28 июля — Кирик и Улита

Не жни на Кирика и Улиту — увидишь видения (мороки).

Кирики-мокрыдники.


Кириков день, да все мокро, он льет дождь
.

29 июля — Афиноген

На Афиногена замолкают птицы.


На Афиногена пташки задумываются.

Считалось, что лето начинает клонится к закату и пора жать поспевший урожай. Сжатие первого снопа было обставлено целым рядом обрядов и ритуалов, носило сакральный характер. Первый сжатый сноп назывался именинником, зажинать его полагалось старшей в роде женщине. Его украшали цветами, несли с песнями в дом и ставили на видное место. Именно с него осенью начинали молотьбу, а зерна этого первого снопа считались целебными и потом использовались всю зиму для лечения хворей и у людей и у домашних животных.

Константин Васильев. Жница

Константин Васильев. Жница

____________

 В статье использовались материалы из книги: «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.

  • Уйти прочь как пишется и почему
  • Уйти засветло как пишется
  • Уйти по добру по здорову как пишется
  • Уйти несолоно хлебавши как пишется
  • Уйти по английски как пишется