Указ значение слова в сказке пушкина

Тема: сказка лиса и тетерев.образовательные: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами;развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений

Тема: Сказка «Лиса и тетерев».

Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами;

Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы;

Воспитательные: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества.

Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.

Оборудование: презентация, учебник, материал для рефлексии, материал для самостоятельной работы.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организация класса

1.Приветствие

-Здравствуйте, ребята,

-Быстро, но тихо присаживайтесь.

2.Эмоциональный настрой.

На уроке я сижу,

Не шумлю и не кричу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю.

3. Проверка готовности

(Проверить на перемене)

4. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вы познакомились со сказкой «Лиса и рак». Сейчас проверим как вы ее запомнили. У вас на столах лежат листы с заданием. Подпишите фамилию и имя с обратной стороны простом карандашом. Вам нужно восстановить последовательность сказки по картинкам для этого поставьте цифры возле иллюстрации.

Контролируют и при необходимости корректируют свои действия. Ответное приветстви

К, соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться.

Л- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

 Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;

II. Сообщение темы урока.

Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.

……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.

Сказка

О сказках

Р целеполагание, постановка учебной задачи.

ІІІ Актуализация знаний.

1. Давайте вспомним, что такое сказка?

2. Когда возникли сказки?

3. А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь они появились очень давно?

4. Чему учат сказки?

5. А кто же их сочинял?

6. Каких героев вы встречали во многих народных сказок?

7. А кто были героями сказки, которую вы читали дома с родителями?

8. Посмотрите на слайд. Какое животное встречается чаще других?

-Выдуманная или невыдуманная история

-Тысячи лет назад

-да

-добру, справедливости и тд.

-автор и народ

-лиса заяц волк медведь

-лиса и рак

-лиса

Л выбор ценностных ориентиров.

П умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

П логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

ІV Постановка учебной задачи.

1. Сегодня вы познакомитесь еще с одной сказкой. Разгадав загадки, узнаем героев этой сказки.

 Рыжая плутовка

Обманывает ловко.

Её боится мышка

И зайка – шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт,

Из деревни кур крадёт.

(Лиса)

Краснобровый, чернопёрый,

Хвост косой, на берёзе урчит.

(Тетерев)

2. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, чему может научить эта сказка? Это и будет задача нашего урока.

П: самостоятельное выделение и формулирование темы;

Р постановка учебной задачи

V. Открытие детьми нового знания.

1. Словарная разминка.

Перед работой проведем речевую разминку.

Откройте учебник на странице 62, 6 и 2.

Прочитаем слова, данные вверху хором, шепотом, вполголоса.

Те – те – рев

Те – те – ре – ви – ный

Те – те – ре – вё – нок

Те – те – ре – во – чек

2. Кто же такой тетерев? 

Тетерев

Тетерев — птица крупная, весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины.

Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Вся забота о потомстве лежит на матери. Она высиживает яйца, она водит появившихся птенцов, она же защищает их. Ночуют на деревьях. Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник.

 3. Толкование слова УКАЗ

Что значит слово указ? Найдите его толкование в словаре.

4. Чтение половины сказки

Внимательно послушайте, я начну читать вам сказку, а потом вы ответите на вопрос

5. Постановка проблемного вопроса:

Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

6. Чтение окончания сказки в учебнике.

Слушаем дальше.

Как поступил тетерев?

Сейчас мы прочитаем еще раз по цепочке. Слушайте внимательно, потом я задам вам вопросы. Начинай.

Поднимите руку те, кому понравилась сказка? Чем?

Чтение слов

Поиск значения слова в словаре

Предполагают, строят ассоциации.

П: логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Л: самосознание, осознание своих нравственных качеств.

VI Первичное закрепление.

1. Как приветствовала лиса тетерева?

2. Что ответил на ее приветствие тетерев?

3. Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?

4. А что говорилось в указе?

5. Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился?

6. Зачем он сказал лисе о собаках?

7. Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»

 ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

-притворялась глухой, придумала историю с указом

-тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть

-тетерев иронизирует над лисой, выявляет её лживость

П: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Л: Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Самостоятельная работа.

Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу по вариантам. Но сначала подпишите фамилию и имя с обратной стороны простом карандашом. Поднимите руку 1 вариант, вы должны описать лису. Теперь поднимите руку 2 вариант, вы описываете тетерева. Кто не понял задание, поднимите руку. На работу у вас 2 минуты, приступайте.

Лиса Тетерев

Легкомысленная, Хитрая, Беззаботная, Льстивая , Умный, Рассудительный, Смышленый.

Возьмите в руки простой карандаш, проведем проверку. (ответ на слайде)

Выполним 2 задание.

2. Соотнесение.

Нужно соотнесите как говорит лиса и как говорит тетерев? Кто не понял задание, поднимите руку. На это задание вам 2 минуты, приступайте.

Лиса            ласково

Тетерев       спокойно

                     грубо

                     нежно

                     тихо

                     громко

                     медленно

                     торопливо

Выбирают слова для характеристики героев.

Соотносят манеру говорения с героями сказки

Проверяют правильность по эталону (образцу)

П: логические, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений

VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1. Подумайте, почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного в этой сказке?

2. Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?

3. Зачем народ создал эту сказку?

4. Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки?

животные совершают поступки как люди, могут обманывать, хитрить

П: осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

К: участвовать в обсуждении.

IX Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке

У вас нас столе лежат смайлики, если вам понравился урок, то поднимите смайл, который улыбается, а если нет – грустный.

-А мне понравилось, как работали… (выделяю активных учеников)

Остальным в следующий раз нужно быть активнее.

Урок окончен. До свидания!

Оценивают результат своей деятельности

П: общеучебные, выделение необходимой информации.

19 ноября 

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки

 Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть. 

А  теперь поработаем с текстом.  Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня). 

1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)

2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)

3 часть — с.97 — 100.

В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.

В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов. 

Значение слов, которых нет в словаре:

Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п. 

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Царские палаты  это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.

Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.

В понедельник в классе будем работать по тексту  выборочным чтением. 

17 ноября 

Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».  А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

 Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их  произведениями. 

А.С. Пушкин. 

AVvXsEgCJs6b7ufyTpfGDvLCtmec44exoL2F7Hkz5G4TusA9cKTI2x7aCf0aJ E xdq4AnCKYq3k9c lD9bEeep8hpK6nLjhuSQcoMDul9yvjDjYGnNHFRv6mG9u6E39VQ89bpD3dknAMIK26lC ygi9F4FWhd04yg34bdiL69l91G3ebclVKFD23 LqCdC5Q=s320

Посмотрите краткую биографию поэта.

Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок? 

А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы. 

Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).

Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).

И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1. 

А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть. 

Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.

 16 ноября 

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».  

 Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень». 

На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и 

№ 2. 

Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.  

15 ноября

 Тема: В. Брюсов «Листья сухие…»,  В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)

   Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.

 Выразительно прочитайте в учебнике  новые стихотворения на с. 74 — 76.  Ответьте на вопросы. 

 Познакомьтесь с текстом на с. 77. 

Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия? 

Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.              

 Нарисуйте на листе бумаги  «жителей» особого царства живой природы. 

Кто не рассказал стихотворение — жду.

12 ноября                     

Тема урока:   А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений

Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.

 1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75

2.Ответьте на вопросы 

Физминутка

3. Послушайте ещё одно стихотворение

4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.

5 Выучите наизусть. 

Жду видео ваших выступлений.

 10 ноября

Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…».  Внеклассное чтение 2. Стихи об осени. 

Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.

 1. Работа по учебнику

Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения. 

  Озимь – это:

 1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.

Потренируйтесь читать  с выражением.  Какие стихотворения об осени вы знаете?

Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)

9 ноября

Тема урока:  Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева. 

 Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».

1. Работа с учебником 

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.

На с. 66 прочитайте обращение к учащимся. 

—    — А вам нравится осень? Если да, то чем?                                                                                На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки). 

      Физминутка 

      2.   Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

      Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»                                                                                               

 А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже.    Д/З выразительно читать стихотворение

8 ноября

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ. 

Цель:    познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
;
будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.

  1. Повторение

Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора.  Эти сказки можно разделить на две группы: 

— бытовые сказки

— сказки о животных

Задание 1: разделите пройденные  сказки на эти две группы.

2. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.

В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства. 

2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди

2.2 Работа по учебнику

Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).

Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка

Прочитайте сказку.

3. Закрепление 

3.1 Проверка понимания текста.

 — Понравилась вам
сказка?

— Что в сказке
волшебного?

— Назовите героев
сказки.

— Куда ушли мать и
отец?

— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?

— Кто унёс братца?

— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?

— Помогли ли они в
поиске? Почему?

— Где она нашла
братца?

— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?

—  Кто помог им
вернуться домой?

— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?

 Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:

1.    Потеря брата.

2.    Поиск.

3.    В избушке у Бабы Яги.

4.    Возвращение домой.

 

 Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи,
организационный момент, вступление, мотивация к учебной деятельности,
актуализация опорных знаний, работа по теме урока, построение проекта,
физкультминутка, работа с текстом, в парах, чтение отрывков, закрепление, все
этапы урока соблюдены.

Конспект
урока по литературе для 5 класса на тему : А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».

Цель урока:
развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев,
композиции.

Задачи — развитие умения анализа
сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции;
сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между
Добром и Злом ;формирование навыков смыслового чтения текст, азнакомство со
сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; выявление нравственной основы сказки, её
идейно-художественного своеобразия.

                                                                 
Ход урока

                                                         
«Под именем любым зло будет злом,

                                                                  
Как и добро останется добром»

                                                                                                        
У. Шекспир

1.Мотивация
к учебной деятельности.

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

Учитель.    Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно находиться  в

окружении
настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким
сердцем.

Девиз нашего
урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

Я чувствую, что вы
готовы меня слушать и слышать.

Учитель
рассказывает притчу.  


Когда-то давным-давно жил человек на свете и не знал, что существует на земле
Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На
вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом.
Заинтересовало человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и
узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их
содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не
знает, так что же такое добро и зло, чего в его  душе больше.

         Учитель.
Как  вы понимаете смысл этой притчи? (ответы детей)

Учитель.
Как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с обсуждения понятий «добро» и
«зло»?

Ученик.
Значит, тема нашего урока будет связана с этими словами.

2.Актуализация
опорных знаний и пробного учебного действия.

Учитель.
Вы прочитали сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Те,
кто выписал значение слов «добро» и «зло» по словарю
В.И. Даля, прочитают вслух. Подойдите ко мне те, кто выбрал сочинение, прочитайте
друг у друга и выберите лучшее.

Ученики.
Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению
жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло
– это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения
между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Учитель. 
Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов.

(На
экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования
терминов)

       
«Добро – это то, что хорошо,
полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и
счастье.

       
Зло всегда имеет отрицательный
смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе,
несчастье». (Школьный философский словарь)

       
«Добро – в духовном значении
благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

       
Зло – худое, лихое. Злой
человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого
русского языка В. Даля)

Учитель. Прочитайте сочинение, а вы,
ребята, внимательно послушайте и проанализируйте его: соответствует ли оно
правилам написания .

На экране план сочинения.

 I. Вступление.
           II. Основная часть (включающая несколько подпунктов). 
          III.Заключение.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей
работе, вводит в  круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные
с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых
положений. 
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы
и оценки. 

Моя любимая бабушка

      У меня есть бабушка. Все зовут ее
Эльвира Ильинична, а для меня она – моя любимая бабушка Эля. Она очень добрая,
все ее уважают.

                На
летних каникулах я еду в гости к бабушке в деревню.  Я многому учусь у
моей любимой бабушки. Бабушка научила меня выращивать цветы. Вместе с ней мы
ухаживаем за огородом и садом, собираем яблоки и делаем заготовки на зиму. С
моей бабушкой никогда не бывает скучно. Моя бабушка очень интересный человек,
она знает много удивительных историй. Перед сном бабушка рассказывает мне
сказки или забавные истории из ее жизни. В деревне мою бабушку тоже очень
любят. Она помогает всем соседям справиться с болезнями. Иногда бабушка лечит
даже животных, и я называю ее доктором Айболитом. Бабушка всегда возит с
собой старый медицинский чемодан с лекарствами и уколами.

        Моя бабушка Эля во
всем является для меня примером. Я хочу быть похожей на неё.   Я
люблю бабушку за ее доброту, отзывчивость и гостеприимство.

Учитель.
Справился ли ваш одноклассник с заданием?

Ученик.
Саша хорошо справился с заданием, раскрыл все пункты плана.

Ученик.
А я считаю, что Саша допустил речевую ошибку, он почти в каждом предложении
употребил слово бабушка.

Учитель.
Как бы вы исправили эту ошибку?

Ученик.
Убрать повтор слов (она, мы с ней, у неё)

Учитель.
Ребята, на каком уровне выполнено домашнее задание?

Ученики.
На удовлетворительном.

Учитель.
Почему?

Ученик.
Не все хорошо справились с сочинением.

Учитель.
Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по
предыдущим темам. Проведем викторину.

Учитель.
Закончите мою фразу: сказки бывают народные и…

Ученик.
Литературные.

Учитель.
Чем они отличаются?

Ученик.
У народных сказок нет автора, их сочинил народ, а у литературных сказок есть
автор.

Учитель.
В чём сходство народной и литературной сказки?

Ученик.
В сказках всегда добро побеждает зло.

Ученик.
В сказках бывают волшебные предметы.

Ученик.
В сказках есть присказка, зачин, концовка.

Ученик.
Сказочные выражения, постоянные эпитеты.

Учитель.
Назовите главных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

 Ученик. Царица и царевна. 

 Учитель. Это народная сказка?

Ученик. Нет.
Литературная.

Учитель.
По какому признаку вы догадались?

Ученик.
Её написал А.С. Пушкин, она написана в стихотворной форме.

Учитель.
Чем близка она по содержанию к народной?

Ученик.
Герои сказки, помощь сил природы, участие неодушевлённых предметов в действии,
победа добра над злом.

Учитель.
Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. А.
С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

          Учитель.  В
течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность. У вас
на партах лежат листы самооценки, оцените себя.

1 балл — если вы активно
работали на этом этапе урока,

0,5 —  если отвечали, но
не на все вопросы,

1                   
—  если не участвовали в
беседе.

3. Выявление места и причины
затруднения.

Учитель.  Обратимся
к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете высказывание У. Шекспира:

    «Под именем любым зло
будет злом, как и добро останется добром»

Учитель.
Можете ли вы объяснить это высказывание? (Ученики затрудняются в полной мере
ответить на поставленный вопрос).

Учитель.
Сразу тяжело ответить на этот вопрос.  Предлагаю получить ответы и
проверить себя, анализируя сказки. А именно сказку А.С.Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях».

4. Построение проекта выхода из
затруднения.

Учитель.
Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы, для чего мы определяли
ключевые слова «добро» и «зло», как связаны эти слова с проблемой урока?

Ученик.
Раскрыть понятия «добро» и «зло» по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».

Ученик. 
Мы будем говорить о добрых и злых героях в сказках,   сравним их.

Ученик. Мы
будем анализировать текст.

Учитель. Правильно,
молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей

работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» в
процессе изучения

сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

Физминутка

На
болоте две подружки,

Две
зеленые лягушки,

Утром
рано умывались,

Полотенцем
растирались.

Ножками
топали.

Ручками
хлопали.

Вправо,
влево наклонялись

И
обратно возвращались.

Вот
здоровья в чем секрет.

Всем
друзьям физкультпривет!

              5. Реализация
построения проекта
.

Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями?

Ученик. Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель. Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов,
данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и
зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Работа с текстом.

Учитель.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к
народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на
положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев
народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученик. Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский
сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель. Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных
и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Заполните
таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться
друг с другом. Работа в парах.

Чернавку
кто-то отнёс к положительным героям, а кто-то к отрицательным?

Учитель.
Почему?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что
в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки
невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)

Проверка
по эталону (на экране) . Положительные (царевна, королевич Елисей, семь
богатырей) ,отрицательные  (царица )

Учитель. Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая
характеристика Добра и Зла?

Ученики. В персонажах Царевны и царицы.

Учитель. Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть
конфликта между ними?

Ученик. Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна
становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица
«милее и белее», чем она.

Учитель. А какими словами мы можем выразить отношение царицы к
царевне?

Ученик. Ненависть, зависть.

Учитель. Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученик. Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель. А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к
Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученик. Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них
зла, не пытается им отомстить.

Учитель. Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из
героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученик. Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только
с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она
всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель.  А теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна
молодая…»

Учитель. Ребята, что вы можете сказать о царице? С чем сравнивает
автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?

Ученик. Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок
роза.

Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель. 
А теперь   немного отдохнём. Все встаньте.

 Проверим,
знаете ли вы других героев произведений А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я
назову персонажей различных произведений. Если это герои  сказок А.С. Пушкина,
то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина –
приседаете на корточки.

Золотой
петушок, Царевна-лягушка, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор,
Иван-царевич, Балда ,Ткачиха с Поварихой, гномы, Золотая рыбка, Елисей. 

Учитель. Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который
начинается со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95),
чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель. Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?

Ученик. Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель. Что сделала героиня в доме?

Ученик. Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель. Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе
народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная
щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученик. Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится,
любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».

Учитель. Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученик. Царица, переодетая монахиней.

Учитель. На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученик. Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает
отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель. Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует,
устранив соперницу. Так ли это?

Ученик. Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи солнца, месяца,
ветра спасает свою невесту.

Учитель. В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В «Сказке о мертвой царевне и
о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти
невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в
которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».

Учитель. Пять раз в сказке царица названа злой. И она,
действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость
восстановлена. Добро торжествует.

Учитель.
Оцените свою работу, поставьте баллы.

1 балл — если вы активно работали на
этом этапе урока,

0,5 —  если отвечали, но не на все
вопросы,

1                
—  если не участвовали в беседе.

6. Этап первичного закрепления с
проговариванием во внешней речи.

Учитель.
Какой следующий этап нашей деятельности?

Ученик.
Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на
практике.

Учитель. Хорошо,
ребята. Сейчас я вам предлагаю  составить сравнительную характеристику царевны
и  царицы.

Работа в группах
по заданному плану. Заполнение таблицы.

1.    
Описание внешности- 1 группа

2.    
Черты характера-2 группа

3.    
Отношение окружающих к
героине-3 группа

4.    
Отношение автора к героине-4
группа

     5.Цветовая
гамма-5 группа

Учитель
распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Царевна

Царица

Внешность

Черты характера

Отношение окружающих к героине

Отношение автора к героине

Цветовая гамма

Моё отношение к героине

Учитель.
А теперь сопоставим ваши ответы (Эталон для самопроверки).

Царевна

Царица

Внешность

Белолица
          Черноброва

Высока
           Стройна
            Бела

Черты характера

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Отношение окружающих к героине

Они любили её (Чернавка, богатыри)

Боялись её,           не любили

Отношение автора к героиням

Тёплое отношение (моя душа, к алым
губкам)

Холодное отношение (гневная баба,
злая мачеха)

Цветовая гамма

Черный (зависть)

Белый
          Красный
           Румяный

Учитель.
А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

1 балл — если вы активно работали на
этом этапе урока,

0,5 —  если отвечали, но не на все
вопросы,

1                
— если не участвовали в беседе.

7. Самоконтроль с самопроверкой по
эталону
.

Учитель.
Теперь вы уверены в своих умениях?

Ученик. 
Да.

Учитель.
Как проверить?

Ученик.
Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель.
Я предлагаю вам выполнить графический диктант «да – нет».

Вы ставите знак + если согласны с
утверждением.

Вы ставите знак — если не согласны с
утверждением

1.      «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» относится к народным сказкам.

2.      В
сказках главными героями являются королевич Елисей и семь богатырей.

3.      Главная
мысль сказок выражена пословицей  «Добро не умрет, а зло пропадет».

4.      В
сказках бывает композиционные части : присказка, зачин, кульминация, концовка.

               5.Создатель
литературных сказок-народ.

              6.   «Я там был, мёд,
пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка.

              7.Характерная черта
литературной сказки-реальные события.

Учитель.
Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

+

+

+

Учитель.
Кто написал без ошибок?  Какие затруднения вы испытывали?  А теперь оцените
свою работу на данном этапе урока.

2 балла — если нет ошибок

1 балл —  если 1- 2 ошибки

0,5 балл – если 3 ошибки

0— если 4 ошибки

8.Этап включения в систему знаний и
повторения.

Учитель.
Вновь обратимся к эпиграфу нашего урока.

«Под именем любым зло будет злом, как
и добро останется добром»

                                                                                        
(У.Шекспир)

Учитель.
Теперь вы сможете ответить на вопрос: так ли это?

Ученик.
Я считаю, что добро бессмертно, если добрый человек и умрет, его добрые дела не
забудутся.

Ученик.
Я думаю, что добрый человек сеет вокруг себя добро, и люди становятся намного 
добрее, и это качество души всегда будет жить.

Ученик.
А зло всегда наказывается.

Учитель.
Как вы думаете, какие пословицы подходят к идее нашей сказки?

Запишите понравившуюся пословицу.
Объясните свой выбор.

Все любят добро, да не
всякого любит оно. 

Всякий, посеявший семена
зла, открывает ворота своей гибели. 

Добро сотворить —
себя увеселить

Доброму Бог помогает.

Добрый скорее дело
сделает, чем сердитый. 

          Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Плох тот ветер, который
не приносит добра.

Учитель.
Подберите синонимы к словам «добро» и «зло»?  Обменяйтесь тетрадями.

Ученики.
Добро: помощь, милосердие, сострадание, отзывчивость, забота…

Зло:
ненависть, жестокость, равнодушие, зависть, бессердечие…

Учитель.
Давайте сделаем вывод. Каким должен быть добрый человек?

Ученик.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на
помощь.

Ученик.
Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей,
помогает им выжить.

Ученик. Добрый
человек бывает вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.


                                           9.Этап рефлексии.

Учитель.
Чему был посвящён урок, что нового вы узнали? Для этого продолжите фразы:

1.                 
Я научился…

2.                 
Я узнал на уроке…

3.                 
Мне было трудно, когда…

4.                 
Мне было интересно…

Ученик.
Я научился сравнивать героев произведений.

Ученик.
Я научился искать информацию по учебнику.

Ученик.
Я узнал, как проявляется «добро» и «зло» в сказках.

Ученик.
Мне было трудно, когда нужно было объяснить смысл эпиграфа к уроку.

Ученик.
Мне было интересно заполнять таблицу.

Ученик.
Мне было интересно, выполнять графический диктант.

Учитель.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка? Считаете ли вы себя добрыми?

Ученик.
Эта сказка научила меня быть добрым, вежливым, уважительным в общении с
товарищами и взрослыми.
 Я понял, что в жизни всегда рядом добро и зло. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом. Я считаю себя добрым человеком. Ложась спать, я всегда стараюсь
вспомнить о том, какие добрые поступки я совершил сегодня.

Ученик.
В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и
злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла, такой
является Чернавка. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают
добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. Наша
задача быть такими как царевна, и тогда зла будет меньше.

Учитель.
Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?

Учитель.
Я рекомендую вам выбрать домашнее задание:

1. Составьте кластер по теме «Царевна
и её помощники».

2. Какой эпиграф предложили бы вы к
нашему уроку? Объясните свой выбор.

 3. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Что такое добро и зло?»

Учитель.
Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.


Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствую я вас, друзья,
В этот прекрасный день февраля.

Ребята,
прослушайте отрывок из литературного произведения и скажите, что это за
произведение и кто автор.

(звучит
аудиозапись с отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2. Самоопределение к деятельности.

    — Скажите, какую часть речи использует
автор для полноты и красочности произведения.

— Имя
прилагательное.

3.
Актуализация знаний.


Давайте вспомним, какая часть речи называется именем прилагательное?


Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?
какое? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета.


Опираясь на ваши ответы, попробуйте сформулировать тему урока.

(Дети
формулируют тему урока)

(Открываю
ставни, на доске портер Пушкина А. С., написана тема урока, внизу доски
нарисовано сине-белое море)

 
— Сегодня на уроке мы с вами исследуем имена прилагательные в «Сказке о рыбаке
и рыбке» А. С. Пушкина и создадим проект.

4.
Работа по теме урока

-Давайте
зачитаем план нашего исследования.

(Написан
на доске. Один ученик зачитывает.)

План
исследования

1.    
Перечитать
отрывок из сказки

2.    
Найти
устаревшие словосочетания.

3.    
Подобрать
прилагательные к слову.

4.    
Найти
ошибки в тексте.

5.    
Найти
имена прилагательные, употребленные в переносном значении.

6.    
Подобрать
к ним синонимы и антонимы.

7.    
Проиллюстрировать
составленные предложения.

8.    
Сделать
вывод.

9.    
Защитить
проект.

— Работать
сегодня на уроке мы будем в группах по этому плану: 1 ряд – 1 группа, 2
ряд-вторая, и 3 ряд – 3 группа.
 Свое исследование мы будем записывать на
волшебных листах (каждой группе раздается лист формата А4)

А сейчас я хочу
проверить, насколько хорошо вы помните эту сказку.
Посмотрите, на ваших
листах разбросаны слова.
Вам нужно
составить словосочетания. Стрелочками соедините каждое имя существительное с
подходящим по смыслу именем прилагательным из сказки.

1
группа

(Ветхая)
землянка,


(сварливая)баба,

…(грозная)стража,

…(черная)
крестьянка,


(синее) море,

2 группа


(золотая) рыбка,

…(парчовая)
кичка,

…владычица(морская),


(новое) корыто,

…(соболья)
душегрейка,

3 группа

 …
(золотые) перстни,

…сердитые
(волны),


(ласковое) слово,


(тесовые) ворота,

…(старый)
невежа.


Первая группа
, зачитайте какие словосочетания у вас получились.

— Вторая
группа…

— Третья
группа….

— Ребята, встретились
ли вам незнакомые слова? Первая группа, назовите. Вторая группа. Третья группа.

— А как называют
такие слова? (устаревшие)

— У вас на партах
лежит текст «Сказки о рыбаке и рыбке». Найдите и выпишите из сказки не менее
трех устаревших слов или словосочетаний:

Заморские
вина
– иностранные,
чужеземные.

Парчовая
кичка на маковке
 –
кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который
полностью скрывал волосы, сделанный из парчи (шёлка, расшитого золотой нитью) и
надетый на макушку.

Печатный
пряник
– мучное кондитерское
изделие, выпекаемое из специального пряничного теста, изготавливается с
помощью пряничной доски. Пряник с выдавленными знаками, узорами.

Тесовые
вороты
– ворота из
тонких досок древесины хвойных пород.

Чёрная
крестьянка

крестьянка, проживавшая на свободных от помещика землях.

Ветхая
землянка
 –
разрушающаяся, пришедшая в негодность.

Владычица – повелительница, властелина.

Душегрейка – старинная женская одежда в виде
короткой женской кофты без рукавов.

Заморский – привезённый из-за моря, из заграницы.
Землянка – жильё, вырытое в земле.

Корыто – большой продолговатый открытый сосуд
для стирки белья и других хозяйственных нужд. Ранее делался из расколотого
пополам и выдолбленного бревна, позднее из оцинкованного железа.

Столбовая
дворянка
 –
потомственная дворянка.

— 1 группа, прочитайте,
какие устаревшие слова вы выписали? 2 группа?  3 группа?

— Посмотрите на экран, на нём появилось одно из устаревших слов
(слайд 1)

— Кто из вас знает значение слова «кичка»?

— В сказке вы встречали словосочетание «парчовая кичка»

— Подумайте, что это такое?

-Куда мы можем обратиться, чтобы проверить правильность наших
определений?

5. Работа
со словарем.


Правильно! Мы можем обратиться к толковому словарю!


У первой и второй группы на партах лежат толковые словари с закладками.

1
группа находит значение слова «парча», вторая группа значение слова «кичка», а
третья группа – из предложенных картинок, должна выбрать именно ту, которая
обозначает это словосочетание.


Слова найдены. Начнем с 3 группы. Покажите ту картинку, которую вы выбрали.


Теперь мы узнаем значение слова «парча». На экране вы можете посмотреть как
выглядит эта ткань. А что же означает «кичка»? Посмотрите, на экране появилось
значение слова «парчовая кичка». Запишите на листах значение словосочетания
«парчовая кичка»

— Как вы думаете,
почему А.С. Пушкин употребил в сказке много старинных слов?


Великий русский поэт употребил в сказке много старинных слов, чтобы приблизить
свою авторскую сказку к народной. Кроме того, автор хотел более красочно
описать жизнь героев того времени, их характер (характер старухи и старика,
гнев рыбки и т.д.)

— Посмотрите на экран? Что на нём изображено? (слайд 2)

— На нём изображено море.

— Какое прилагательное употребил автор к слову «море»

-Море
синее.


Правильно! А какое еще может быть море?


Каждая группа записывает не менее пяти прилагательных к слову море на листах.

-Чёрное,
волнующееся, огромное, необъятное…

— Скажите сложно вам было подобрать имена прилагательные?

— В
«Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 определений к слову море!(слайд
3)

(например… безмолвное, беспокойное, беспощадное,  буйное,
бунтующее, величавое, взволнованное, встревоженное…)

5.
Физкультминутка.

Сказка
даст нам отдохнуть
Отдохнем — и снова в путь!

(Встаем, выходим
из-за парт. Все упражнения выполняем только руками)

Рыбка
плавает в водице,

(Плавные движения
кистями)

Рыбке
весело играть

(Плавные движения
кистями)

Рыбка,
рыбка, озорница,

(погрозить пальчиком)

Мы хотим
тебя поймать

(хлопок
«круглыми» ладошками)

Рыбка
спинку изогнула

(Выгнуть кисти,
пальчики вниз)

Крошку
хлебную взяла

(имитировать
движение пальчиками)

Рыбка
хвостиком махнула

(Сложить ладошки
вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

6. Продолжение работы по теме урока

Продолжаем
наше исследование.

У меня
в руках отрывок из нашей сказки и мне нужен помощник, чтобы проверить все ли окончания
имен прилагательных написаны правильно и исправить ошибки, если это будет
необходимо

 (Выходит
ученик)

—  Прочитай
отрывок.

“Воротился старик
ко старухе,
Что ж он видит? Высокая терем
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотой перстни,
На ногах красная сапожки”

— У каких
прилагательных заметили ошибки?

— Как мы определяем
окончание имен прилагательных?

(Правописание
окончаний прилагательных зависит от грамматических признаков слова – его рода,
числа, падежа. Определить окончание прилагательного можно наиболее простым
способом – достаточно подобрать нужную форму вопроса к прилагательному.
Окончание вопроса будет совпадать с окончанием прилагательного)

— Находим
существительное, к которому относится прилагательное и определяем его падеж,
род и число.


Выпишите словосочетания, исправляя окончания у имен прилагательных, рядом
укажите падеж, род и число.

(Ученик
на доске, остальные на листах)

Высокий
терем – это окончание  В.п., м.р, ед.ч, так как сущ. стоит в В. п., м.р., ед.ч

Золотые
перстни – В.п., мн.ч

Красные
сапожки –В. п., мн.ч


Ребята как вы понимаете фразу «золотые руки»? В каком значении употреблено
здесь имя прилагательное? (в переносном значении)

— Сейчас каждой
группе нужно выписать из текста  словосочетания, в которых имена прилагательные
употреблены в переносном значении.

Золотая (рыбка)

Волшебная рыбка, исполняющая
желания.

Чёрная (крестьянка)

Простолюдинка, принадлежащая к
черни.

Столбовая (дворянка)

Дворянка старинного и знатного
рода.

Печатный (пряник)

Пряник с оттиснутым
(отпечатанным) рисунком или буквами.

Чёрная (буря)

Ветер разрушительной силы,
поднимающий чёрную пыль.

Сердитые (волны)

Огромные волны.

Прямой (простофиля)

Простак, недалёкий человек.

— 1 группа
зачитайте, что вы выбрали? 2 группа? 3 группа?

 — Скажите, в
какой землянке жили старик со старухой?

— В ветхой
землянке

— Какое близкое по
значению прилагательное я могу подобрать к слову «ветхая»

— Старая?

— Что мы сейчас
подобрали?

-Синоним.

— А какое
прилагательное противоположно по значению слову «ветхая»

— Новая

— Что мы в этом
случае подобрали?

— Антоним

У вас на листах написаны
имена прилагательные из сказки, подберите и запишите к каждому синонимы и
антонимы:

Слово

Синоним

Антоним

Ласковое (слово)

Доброе

Грубое, злое

Разбитое (корыто)

Ветхое, старое

Новое, целое

Старый (невежа)

Пожилой

Молодой

Глубокое (море)

Огромное

Мелкое

Дорогая (цена)

Высокая

Низкая

Высокий (терем)

Большой, огромный

Низкий, маленький

Грозная (царица)

Жестокая, суровая

Добрая, милосердная

7. Подведение итогов урока.

— Творчество какого писателя мы вспоминали сегодня на уроке?

— Какие имена прилагательные употребил А. С. Пушкин в «Сказке о
рыбаке и рыбке»?

— Попрошу одного человека из группы выйти к доске и показать,
получившийся проект.

— Ребята, скажите, мы справились с исследованием?

8. Домашнее задание.

— Домашнее задание: закончить проект: составить и записать текст
из трех предложений, используя устаревшие словосочетания из сказки и
проиллюстрировать его.

9. Рефлексия.

— Ребята, у вас на столах лежат рыбки разного цвета. Оцените вашу
работу.

Если исследование было интересным и познавательным – прикрепите на
доску «золотую рыбку»

Если вам было сложно и не очень интересно – прикрепите оранжевую
рыбку

Если вам было совсем не интересно и вы не узнали ничего нового, то
отпустите в наше море красную рыбку

— Представьте,
что вы поймали золотую рыбку, чтобы вы у неё попросили?


Оценки за работу на уроке.

10.
Заключительное слово учителя:

— Наш
урок подошёл к концу. Спасибо за хорошую работу. Я получила огромное
удовольствие, надеюсь, что вы узнали много нового.

  • Укажи в каких предложениях прямой порядок слов в каких обратный сочинение он перечитал внимательно
  • Укажи сказку которая относится к волшебным сказкам
  • Укажите какое из перечисленных произведений является сказкой былью кладовая солнца конь с розовой
  • Укажите слово которое пишется через дефис в нутри как будто что нибудь пол книги
  • Укажите жанр произведения н с лескова левша рассказ сказ новелла сказка