Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его[1].
Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия абсолютного отсутствия. В русский философский лексикон введено Григорием Тепловым в 1751 году.
Античная философия[править | править код]
Элеаты[править | править код]
Парменид, родоначальник элейской философской школы, впервые поставивший проблему осознания бытия, проводит прямое соответствие между последним и реальностью. Противопоставляя бытию небытие, Парменид отказывает небытию в самой возможности существования[2]. В соответствии с учением элейской школы, небытия не существует, вследствие этого его невозможно помыслить, описать рационально[3]:
Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь Есть, а ничто не есть.
Атомисты[править | править код]
Развитие философии атомистов, главным образом благодаря Демокриту и Левкиппу, принесло новое восприятие понятия «небытие». Здесь небытие рассматривалось как «пустота» (ничто), и за ним признавалось право на существование в реальности. Знаменитый постулат Демокрита гласил, что бытие не более реально, чем небытие. Атомисты воспринимали небытие как некое пространство, протяжённость.
Платон[править | править код]
С развитием диалектической философии Платона вновь возникает вопрос о существовании небытия. Поскольку диалектика Платона подразумевала переход объекта в своё иное (тезис о единстве противоположностей), то, следовательно, бытие должно переходить в небытие[4]. Таким образом был выработан тезис о существовании небытия, необходимость которого равна необходимости существования самого бытия.
Христианство[править | править код]
Христианство проповедует бытие, (вечную жизнь), возможное только в изначально и всегда существовавшем Боге, который всегда имел замысел о мире и в какой-то момент вечности сотворил из небытия (ничто) праматерию (землю) и невидимый мир (небо). Из этого бытия Бог затем и создал всех ангелов и материальную Вселенную (2Мак. 7:28).
Экзистенциализм[править | править код]
Экзистенциалисты много писали о небытии как о границе перспективы человеческой жизни. Для Мартина Хайдеггера небытие открывается человеку в состоянии ужаса (Angst)[5].
Современная российская философия[править | править код]
Одним из известных исследователей проблемы небытия в российской философской науке является А. Н. Чанышев, автор философского труда «Трактат о небытии». В нём он признаёт небытие единственным истинно существующим, в то время как бытие, по его мнению, относительно и изменчиво. Всю же человеческую культуру Чанышев считает попыткой убежать от небытия, чего сделать невозможно. Так, философ доказал существование небытия через временной аспект: бытием является только настоящее, прошлое и будущее же являются небытием для настоящего. «Эмерджентный модус» небытия заключается в том, что множество вещей до своего открытия или изобретения также находились в небытии. Кроме того, любой объект, бытующий в одном месте, во всех других точках пространства в данный момент не существует.[6]
Современная аналитическая философия[править | править код]
Большинство современных философов, принадлежащих аналитической традиции, либо не рассматривают категорию небытия, либо понимают её как состояние, в котором находятся несуществующие объекты.
Современная наука[править | править код]
Согласно данным современной физики, античное материалистико-атомистическое понимание небытия как пустого пространства лишено смысла, поскольку:
- даже абсолютный вакуум с неизбежностью содержит в себе скалярное поле или океан Хиггса;
- в силу квантовой неопределённости невозможно со всей определённостью постулировать наличие или отсутствие частицы в любой области пространства без проведения проверки — если же проверка производится, то она сама по себе делает пространство не пустым;
- пространство само по себе является гравитационным полем, имеющим определённые признаки — например, кривизну, — и подверженным квантовым флуктуациям.
Таким образом, взгляды современной физики на небытие в материальном мире Вселенной близки точке зрения Парменида: «небытия нет», хотя философский взгляд является более широким, рассматривая существование небытия и за пределами наблюдаемой Вселенной.
См. также[править | править код]
- Бытие
- Ничто
- Смерть
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Георгиев В. А. Сингулярная редукция и проблема феномена небытия // Вестник КГТУ имени А. Н. Туполева. № 4, 2012, вып. 1
- Кричевский А. В. Сила небытия: метафизика за пределами онтологии: [Монография] / А. В. Кричевский. — М.-Берлин: Директ-Медия,2015. — 591 с. ISBN 978-5-4475-6077-5
- Макарова И.В. «Не-сущее есть не-сущее»: проблема небытия у Аристотеля //Онтология негативности: Сборник научных работ. М., 2015.- ISBN 978-5-88373-412-9 С.25-36.
- Нуруллин Р. А. Небытие как виртуальное основание бытия (недоступная ссылка) // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. — Самара, 2006
- Нуруллин Р. А. Метафизическая модель информационного основания реального бытия // Вестник КГТУ имени А. Н. Туполева. № 2, 2009
- Солодухо Н. М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. № 6, 2001 (указатель содержания)
- Солодухо Н. М. Философия небытия: [Монография] / Н. М. Солодухо. — Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2002. — 146 с.
- Солодухо Н. М. Понимание онтологического статуса небытия. // Известия КГАСУ. 2006. № 1(5).
- Филатов В. В. Omnia ex nihilo. Фрагмент из книги «Сны воинов пустоты» // Независимая газета. № 58, 25.03. 2010
- Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. — № 10. — 1990.
2
0
Правильно говорить только НЕБЫТИЕ с ударением на последнюю букву Е, небытиЯ, небытиЕм, но не иЁ.
Это подчеркивается, например, в словаре-справочнике «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Ованесова и Ожегова.
БЫТИЕ и НЕБЫТИЕ — это устаревшие книжные слова. Они являются основными философскими понятиями.
Происхождением своим обязаны древнегреческому философу Пармениду.
В те далекие времена буквы Ё и не было. Эта буква появилась гораздо позже как замена двух звуков jo да и то в случае, когда эти звуки произносятся в начале слова.
А сейчас эту букву часто вставляют в те слова, в которых она не нужна, например, кроме бытие, в другие такого же типа: опЁка вместо опЕка, афЁра вместо афЕра. Это абсолютно неправильно.
Такие слова нужно проверять по орфоэпическим словарям. Посмотреть — и постараться запомнить.
2
0
Следует писать только небытиЕ, с буквой «Е», но не «Ё» в конце слова. Как я поняла, речь в вопросе идёт не об ударении (оно находится однозначно на последнем слоге), а о написании.
Очень авторитетный словарь Лопатина, регулярно переиздающийся с дополнениями и корректировками, указывает на единственно возможный вариант. Небытие там значится, как слово №73822.
При написании сложных слов мы никогда не должны реагировать на какие-то ушедшие в историю орфографические несоответствия с современными нормами, если даже они и были.
При объяснении «почему» можно избрать один из двух удобных путей. Или ориентироваться на правила правописания, или ссылаться на словари. Окончание «небытия» отнесём к словарным случаям. Аналогично пишется и концовка существительного «бытиЕ».
1
0
Литературная форма «бытиЕ», «небытиЕ» (с ударением на последнюю гласную).
«БытиЁ», «небытиЁ» — это довольно распространённый разговорный вариант, но всё же это не совсем грамотное написание и произношение данных слов.
1
0
В словаре ударений Резниченко (2004 год) дается форма «бытиЕ» — жизнь, существование.
Например, М. Лермонтов в 1831 году пишет: «….бытиЯ земного звуки».
В то же время норма «бытиЁ» также существовала (сейчас это устаревшая норма), она встречается у Н. Гумилева: «…миря их с бытиЁм» (в современной норме — с бытиЕм).
Получается, что у слова не такая простая история. В частности, интересную информацию можно прочитать в орфоэпическом словаре Аванесова 1983 года. Там отмечено два значения: только бытиЕ как философский термин и две формы (бытиЕ и бытиЁ) в значении «жизнь, существование».
Безусловно правы! У каждой части слова свои правила написания. К примеру, слово «сдача» пишется с буквой «с», так как это приставка, а приставки з- не бывает.
Слово «прекрасный» пишется с буквой «е», потому что пре- это приставка, имеющая в данном случае значение «очень», то есть очень красивый. У приставки при- свои значения: приближение (прибежать, притянуть), пространственная близость (пришкольный, прибрежный), неполнота действия (присесть, прилечь) и т.д.
Части слова изучает раздел науки о языке — морфемика.
Остриё — это острый конец или режущая кромка чего-Либо: Остриё пики, иголки, ножа.
В переносном значении — главная суть какого-либо явления: Остриё сатиры, полемики.
Пишется и произносится с Ё. Ошибка в произношении возникает из-за факультативности буквы Ё, когда вместо неё пишут Е.
Это существительное 2 склонения ни -ИЕ, но в предложном падеже в соответствии с ударной позицией пишем -ИЕ, на не -ИИ. Например: на острие ножа.
Действительно, очень часто можно услышать неправильное употребление предлогов ИЗ и С, потому что оба эти предлога могут иметь одно и то же значение, а именно: отправление откуда-нибудь; направление обратного движения; указывают место, откуда что-либо удаляется
В одних случаях мы употребляем предлог ИЗ, а в других, казалось бы, аналогичных случаях употребляем предлог С, например: вернулся ИЗ армии, но С флота; приехала ИЗ Челябинска, но С Урала.
Почему используется тот или иной предлог? Однозначного ответа нет, поэтому и происходит такая путаница.
И все-таки в сомнительных случаях можно воспользоваться одним простым правилом, если вспомнить, что у этих предлогов есть антонимы: предлог С имеет антоним НА, а предлог ИЗ — В.
По этому простому правилу нужно всего лишь составить пары антонимов с этими предлогами, тогда все станет ясно. Например, раз мы говорим «вошёл в кабинет», значит, правилен вариант «вышел из кабинета»; приехал на Сахалин — уехал с Сахалина. Понятно, что сказать «приехал на деревню» (как на дерево — на самый верх) ну никак нельзя, то и соответствующее антонимичное сочетание «с деревни» не подходит в этом случае.
Из всего вышесказанного делается вывод, что правильно говорить «ПРИЕХАЛ ИЗ ДЕРЕВНИ«.
Слово «небескорыстный» — это прилагательное мужского рода в единственном числе. В женском роде будет «небескорыстная», в среднем «небескорыстное» и во множественном числе «небескорыстные» (какая?; какое?; какие?). Во всех случаях слово с «не» пишется и слитно и раздельно, определять написание нужно по контексту предложения.
1) «Небескорыстный» пишем в том случае, если в предложении не встречается усиление отрицания, то есть слова «ничуть не», «отнюдь не», «вовсе не» и подобные, а так же нет противопоставления с союзом «а». Согласно правилам, прилагательные будут написаны слитно с «не», если их можно заменить близким по значению синонимом без «не». Синоним без «не» к слову «небескорыстный»: меркантильный.
Пример предложения со словом «небескорыстный»: мой поступок по отношению к нему был небескорыстным.
<hr />
2) «Не бескорыстный» пишем в том случае, если в предложении присутствует противопоставление или усиление отрицания.
Пример предложения со словами «не бескорыстный»: не бескорыстный, а несущий выгоду поступок.
В русском языке в трех случаях частица не пишется со словами всегда слитно, из них два случая относятся к глаголам.
1) Глаголы, которые не употребляются без не, например:
негодовать, невзлюбить, неволить, небрежничать, неглижировать, негодовать, неможется, недоумевать, нездоровиться, неистовствовать, несдобровать, недужиться, ненавидеть, неймется.
Бабушка пожаловалась, что ей сегодня что-то неможется, да и видно было, что ей нездоровится.
Она объяснила нам, что недужиться может чаще всего к ненастью.
Соседка почему-то невзлюбила нашу собаку, мы недоумевали: ведь собака была очень спокойная и дружелюбная.
2) Частица не всегда пишется слитно в составе приставки недо-, например:
недоедать, недовыполнить, недоглядывать, недопонимать, недогружать, недооценивать, недожарить, недоварить.
Мария Степановна недоварила варенье и оно быстро скисло.
Спортсмен недооценил свои возможности, в результате проиграл более слабому сопернику.