Удмуртские народные сказки мифы и легенды

Инфоурок литература презентациипрезентация по литературе на тему легенды и мифы удмуртского народа описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе на тему «Легенды и мифы удмуртского народа»

Музыкально-литературная композиция«Легенды и мифы удмуртского народа». Автор...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Музыкально-литературная композиция«Легенды и мифы удмуртского народа». Автор

    Описание слайда:

    Музыкально-литературная композиция
    «Легенды и мифы удмуртского народа».

    Автор:
    Учитель русского языка и литературы
    «Столичного лицея» г. Ижевска
    Луппова Надежда Сахибетдиновна

    Ижевск 2021 год

  • 2 слайд

    Пояснительная записка Цель: познакомить учащихся с легендами и мифами удмурт

    Описание слайда:

    Пояснительная записка

    Цель: познакомить учащихся с легендами и мифами удмуртского народа, расширить представление о героях удмуртских мифов. Развивать познавательный интерес. Воспитывать патриотические чувства.

    Данное мероприятие рассчитано на небольшую аудиторию учащихся от 9 — 12 лет.

    Время проведения 40 — 45 минут.

  • 3 слайд

    Введение Каждый человек должен знать историю, обычаи, трад

    Описание слайда:

    Введение

    Каждый человек должен знать историю, обычаи, традиции своего народа, гордиться своими предками. К сожалению, школьная программа не предусматривает изучение мифов удмуртского народа, устного народного творчества, чтобы восполнить этот пробел, необходимо проводить внеклассные мероприятия. На таких занятиях можно познакомить учащихся с далеким прошлым, настоящим. Конечно, всё это можно прочитать, но в настоящее время, когда на первом месте оказалась техника, и книги стали все меньше интересовать, а Интернет учащиеся используют чаще всего для развлечений, данное мероприятие поможет учащимся ближе познакомиться с устным народным творчеством Удмуртии, заинтересует их и, может быть, им самим захочется больше узнать о своем родном крае и его народе.
    Нельзя охватить на одном мероприятии все, что накоплено народом веками, но можно прикоснуться к прошлому, разбудив в душе ребят доброе, великодушное, милосердное.

  • 4 слайд

    Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, в

    Описание слайда:

    Удмуртская мифология – это
    чрезвычайно интересная
    система героев, духов,
    великанов, это культурное
    наследие удмуртского народа,
    которое является источником
    тем и вдохновения для
    писателей и поэтов,
    художников и скульпторов…

  • 5 слайд

    В памяти народной жили веками и живут доныне мифы, легенды, сказки и были о д

    Описание слайда:

    В памяти народной жили веками и живут доныне мифы, легенды, сказки и были о далеком прошлом. Они очень разные, потому что неодинаковые люди, передающие их из поколения в поколение, и потому что история нашего народа начиналась в древние времена.

  • 6 слайд

    До сих пор удмурты включают в свои торжества элементы дохристианских ритуало

    Описание слайда:

    До сих пор удмурты включают в свои торжества
    элементы дохристианских ритуалов и передают их своим
    потомкам.

  • 7 слайд

    Удмуртские народные сказки мифы и легенды

  • 8 слайд

    Между седым Уралом и голубой Волгой, в краю родников и лесных рек, издавна се

    Описание слайда:

    Между седым Уралом и голубой Волгой, в краю родников и лесных рек, издавна селились охотники и землепашцы – предки удмуртского народа.

  • 9 слайд

    Наши предки были язычниками, они поклонялись божествам и духам.

    Описание слайда:

    Наши предки были язычниками, они поклонялись божествам и духам.

  • 10 слайд

    В густом таёжном лесу подстерегала их встреча с дикими зверями. Чтобы выжить

    Описание слайда:

    В густом таёжном лесу подстерегала их встреча с дикими зверями.
    Чтобы выжить здесь надо было быть выносливым, сильным , смелым.
    Но лес не только грозил людям, но и одаривал их щедро своими
    дарами.

  • 11 слайд

    Долгие вьюжные Зимы заставляли Прислушиваться к тому, как ураганные порывы

    Описание слайда:

    Долгие вьюжные
    Зимы заставляли
    Прислушиваться к тому, как ураганные порывы ветра, разбушевавшись, ломали вековые сосны и ели, вырывая их с корнями…
    По весне
    просыпались реки, они крушили ледяные оковы, выходили из берегов.

  • 12 слайд

    Люди были беспомощны перед природой: леса дремучие, болота топкие, з

    Описание слайда:

    Люди были беспомощны перед природой: леса дремучие, болота топкие, звери хищные.

  • 13 слайд

    Тучи с грозами, зимы с морозами – все грозило человеку неминуемой бедой. И дл

    Описание слайда:

    Тучи с грозами, зимы с морозами – все грозило человеку неминуемой бедой. И для него самым важным было одолеть грозную природу, выжить.

  • 14 слайд

    Для этого надо было понять, куда девается солнце ночью, почему появляются зве

    Описание слайда:

    Для этого надо было понять, куда девается солнце ночью, почему появляются звезды, откуда на земле горы и долы. Тогда-то и появились легенды и мифы.
    Легенды и мифы есть у всех народов мира, и удмуртские в чем-то схожи с ними.

  • 15 слайд

    Легенды интересны в тех случаях, когда они по-своему оригинально расск

    Описание слайда:

    Легенды интересны в тех случаях, когда они по-своему оригинально рассказывают о начале вещей. И пусть теперь нам представляются наивными древние воззрения удмуртских предков на те или иные явления природы – они захватывающе интересны.
    Подумать только: еще и земля не обжита, как следует, нет ни пашен, ни домов, ни домашних животных, а человек пытается понять и объяснить, что происходит на небе, задумывается о том, как произошла земля и люди.

  • 16 слайд

    Чтоб о небе сердце знало В темной области земной, Нам туда сквозь покрывало О

    Описание слайда:

    Чтоб о небе сердце знало
    В темной области земной,
    Нам туда сквозь покрывало
    Он дает взглянуть порой.
    В.А.Жуковский «Лолла Рук»

  • 17 слайд

    Это было так давно, что даже никто и не помнит. Ни земли, ни людей на всем св

    Описание слайда:

    Это было так давно, что даже никто и не помнит. Ни земли, ни людей на всем свете не было: только небо, вода и солнце.
     

  • 18 слайд

    На небе жил хозяин неба Инмар. Само имя его состоит из слов «ин» и «мар». «Ин

    Описание слайда:

    На небе жил хозяин неба Инмар. Само имя его состоит из слов «ин» и «мар». «Ин» — небо, «мар» — что. То, что есть в небе, есть Инмар. Инмар черпал воду золотым ковшом и поливал облака.

  • 19 слайд

    А в воде жил хозяин воды Вукузё. Вукузё целыми днями сушил свою бороду, разве

    Описание слайда:

    А в воде жил хозяин воды Вукузё. Вукузё целыми днями сушил свою бороду, развесив ее на облака, а сам лежал и подрёмывал.
    Инмар считался старшим, поэтому хозяин воды должен был повиноваться ему.
    Так и жили они по соседству много веков.

  • 20 слайд

    Однажды взгрустнулось Инмару, и пришло ему на ум переменить занятие. Он снял

    Описание слайда:

    Однажды взгрустнулось Инмару, и пришло ему на ум переменить
    занятие. Он снял бороду Вукузё с облака и велел ему нырнуть
    поглубже и достать земли со дна.

  • 21 слайд

    Не понравилось это Вукузё, он не стал перечить старшему, но обиду затаил.

    Описание слайда:

    Не понравилось это Вукузё,
    он не стал перечить старшему,
    но обиду затаил.
    Нырнул он глубоко и достал две пригоршни земли,
    а часть положил себе под щеку.

  • 22 слайд

    Инмар высушил землю, положил на ладонь, а потом начал сдувать ее на все четы

    Описание слайда:

    Инмар высушил землю, положил на
    ладонь, а потом начал сдувать ее на все четыре стороны. Упав на воду, земля начала разбухать и расти-разрастаться. Ее становилось все больше и больше, столько, что конца и краю не видать.

  • 23 слайд

    Земля получилась гладкая-гладкая, как сковорода: ни гор, ни оврагов, ни холм

    Описание слайда:

    Земля получилась гладкая-гладкая, как сковорода: ни гор, ни оврагов, ни холмов, ни болот.

  • 24 слайд

    Стала разбухать земля и за щекой Вукузё. Росла, росла – вот-вот голову разне

    Описание слайда:

    Стала разбухать земля и за щекой Вукузё. Росла, росла – вот-вот голову разнесет. Так бы и вышло, не догадайся Вукузё плюнуть, что есть силы.
    И разлетелась та земля в разные стороны, упала на ровную землю Инмара горами, кочками, оврагами, болотами.

  • 25 слайд

    Инмар даже не заметил перемены в первый момент, но потом вдруг увидел, что об

    Описание слайда:

    Инмар даже не заметил перемены в первый момент, но потом вдруг увидел, что облака стали кучерявиться, они стали мятыми и рваными. И тут только увидел Инмар, что стало с его землей. Оставил он все дела и стал думать, как раз и навсегда проучить Вукузё, чтоб неповадно было самовольничать.

  • 26 слайд

    Думал, думал Инмар и решил заселить землю великанами, чтоб они ручищами рыбу

    Описание слайда:

    Думал, думал Инмар и решил заселить землю великанами, чтоб они ручищами рыбу ловили и лентяя Вукузё покоя лишили.

  • 27 слайд

    «То-то лихо ему придется! Некогда будет сушить и разглаживать зеленую бороди

    Описание слайда:

    «То-то лихо ему придется!
    Некогда будет сушить и разглаживать зеленую бородищу,
    некогда будет скучать», — думал он.
    Но вот ведь незадача какая: дело-то новое, как к нему подступиться?

  • 28 слайд

    Не попробовать ли сначала сотворить тварь поменьше? Спрыгнул Инмар на землю,

    Описание слайда:

    Не попробовать ли сначала сотворить тварь поменьше? Спрыгнул Инмар на землю, нашел кочку, срезал под корень. К ней приладил кочку покороче – получилась голова, поставил на землю – стоит.

  • 29 слайд

    Настоящая тварь получилась, хоть и маленькая:«Назову-ка я её собакою, пусть

    Описание слайда:

    Настоящая тварь получилась, хоть и маленькая:«Назову-ка я её собакою, пусть покой стережёт на земле».

  • 30 слайд

    Мало ли, много ли прошло времени. Инмар спустился на землю, выискал две горы

    Описание слайда:

    Мало ли, много ли прошло времени.
    Инмар спустился на землю, выискал две горы
    повыше и постройней и начал работать с ними.
    Так прошла ни неделя, ни год, а века.
    Хороши получились создания и решил
    он их назвать мужчиной и женщиной. И тут хотел он
    оживить сотворенных, но спохватился, что не прихватил
    с собой разум, который остался у него на небе в берестяной коробке.

  • 31 слайд

    Не успел отойти Инмар, а Вукузё тут как тут. Плюнул он на творе

    Описание слайда:

    Не успел отойти Инмар, а Вукузё тут как тут. Плюнул он на творения своей ядовитой слюной раз, другой, третий. И покрылись они волдырями, струпьями, опухолями и болячками. Махнул Вукузё бородищей и пустился восвояси.

  • 32 слайд

    Вернулся Инмар, глянул и обомлел. Как быть, столько времени потратил напрасно

    Описание слайда:

    Вернулся Инмар, глянул и обомлел. Как быть, столько времени потратил напрасно. Думал, думал и решил вывернуть их наизнанку.
    С той поры, сказывают, все болезни, все недуги людей скрываются внутри, там и таятся до поры до времени в каждом человеке. Не спрячь Инмар внутрь проделки Вукузё, не поленись он переделать все заново, может, люди вовсе бы и не знали болезней.
    «Для начала сойдет, — сказал он, — пусть живут и плодятся».

  • 33 слайд

    Инмар вдохнул жизнь в великанов, забыв о разуме. И зашагали великаны по земле

    Описание слайда:

    Инмар вдохнул жизнь в великанов, забыв о разуме. И зашагали великаны по земле, не взглянув даже на Инмара. С каждым годом их становилось все больше и больше. Великаны были огромны , но разума совершенно не имели.

  • 34 слайд

    Инмар решил отправиться в леса, он, не зная устали, бродил по ним, создавая

    Описание слайда:

    Инмар решил отправиться в леса, он, не зная устали, бродил по ним, создавая
    по пути кротких и хищных, малых и крупных зверей, птиц, насекомых – разную
    живность, которая разлеталась,
    расползалась, разбегалась от него, расселяясь и гнездясь в облюбованных местах. Так заселил он леса, горы, долины, воды на земле.

  • 35 слайд

    Вукузё тоже не дремал. Он решил заселить водоемы существами, которые бы служи

    Описание слайда:

    Вукузё тоже не дремал. Он решил заселить водоемы существами, которые бы служили ему и творили зло человеку, вумурты.

  • 36 слайд

    Для начала он нашел коряжину поузловатее и начал к ней прилаживать водоросли

    Описание слайда:

    Для начала он нашел коряжину поузловатее и
    начал к ней прилаживать водоросли, вместо головы
    приладил кочку, две гнилушки – глаза. Ох,
    и страшилище вышло! Инмару такое и во сне не приснится
    А Вукузё доволен.

  • 37 слайд

    Нашел вторую корягу, покорявее первой. Еще страшнее вумурт получился. Обрадов

    Описание слайда:

    Нашел вторую корягу, покорявее первой. Еще страшнее вумурт получился. Обрадовался Вукузё, еще громче закричал.

  • 38 слайд

    Прибежала собака, увидела, зарычала, шерсть у нее поднялась на загривке. С пе

    Описание слайда:

    Прибежала собака, увидела, зарычала, шерсть у нее поднялась на загривке. С первого взгляда она невзлюбила вумурта, заказав и впредь всему собачьему роду рычать и огрызаться на эту нечисть.

  • 39 слайд

    Время текло своим чередом. Великанов развелось немало, вумуртов тоже. Стал

    Описание слайда:

    Время текло своим чередом. Великанов
    развелось немало, вумуртов тоже.
    Стал Инмар думать, как одарить разумом людей.
    Думал, думал, решил
    разум рассеять по
    крупицам, чтобы
    разум рос и прибавлялся.
    От этого великаны
    перевелись, от них
    произошли вечные
    обычные люди, разумом
    велики, а ростом и
    силою
    без излишку.
     

  • 40 слайд

    Однажды сынок великаний рассмотрел человека с топором. Он не знал, что так

    Описание слайда:

    Однажды сынок
    великаний
    рассмотрел человека
    с топором. Он не знал,
    что такое топор. Да и в человеке не признал собрата.
    Так на земле появились люди.

  • 41 слайд

    С появлением людей ушли великаны на север, превращаясь в каменные глыбы и ск

    Описание слайда:

    С появлением людей ушли великаны на север, превращаясь
    в каменные глыбы и скалы.

  • 42 слайд

    Мифы, сказания, легенды донесли до нас живую фантазию народа. Мы узнали, о ж

    Описание слайда:

    Мифы, сказания, легенды донесли до нас живую фантазию народа. Мы узнали, о живых существах, человеке. И не только игра ума и воображения привлекает нас в устном народном творчестве. Главное в другом: есть в нем большой заряд мудрости, жизнелюбия.

  • 43 слайд

    Спасибо за внимание

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание

  • 44 слайд

    Библиографический список 1.В.А.Жуковский. «Стихотворения, поэмы, проза». М.:

    Описание слайда:

    Библиографический список

    1.В.А.Жуковский. «Стихотворения, поэмы, проза». М.: «Современник», 1989.
    2.»Мифы, легенды и сказки удмуртского народа». Литературная обработка Н.П.Кралиной. «Удмуртия», 1989.
    3. «Сказки и легенды удмуртского народа». Составление и перевод Н.П.Кралиной Ижевск «Удмуртия», 1991.
    4.А.С.Пушкин. «Лирика». М.: «Советская Россия», 1990.
    5.https://yandex.ru/images/search?text
    6.://yandex.ru/search/?tex
    7.https://bookitut.ru/Mify-finno-ugrov.113.html

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Проверочная работа по теме «А.С.Грин. Феерия «Алые паруса», 6 класс

  • Презентация Мадригал как жанр

  • Внеклассное чтение на тему: «Золотой арбуз»(5 класс)

  • Урок русской литературы. Тематический контроль по произведению А. С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

  • «Тебе, мой край, я посвящаю»

  • Презентация по эвенской литературе «Мне снилось — я был снег»

  • ЭОР по биологии 9 класс: «Тема 18»

  • Презентация Эпопея как жанр

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449566 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Очень интересная тема, о которой я давно хотел написать — городские легенды и мифы, в которые верили советские дети. Мифов было превеликое множество; пожалуй в каждом дворе рассказывали что-то своё — но вместе с тем, было и несколько общих для всего СССР мифов и легенд — лезвия в жвачке, взорванный картошкой «Запорожец» и многие другие.

Изучая такие мифы, всегда умиляешься некоторой наивности, с которой всё это было придумано, как понимаешь и то, что очень многие мифы были придуманы просто из-за бедности и информационного вакуума, в котором жили люди в СССР. Точно так же, как и старые народные сказки — многие из этих мифов описывают лучшее будущее, в котором хотелось бы жить людям.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ про легенды и мифы родом из СССР, в которые верили многие дети в СССР. А возможно — верили и вы сами.

Видео дня

1. Деньги за сигаретный пепел.

Городские мифы и легенды из СССР

Среди советских мальчишек ходила легенда, что тому, кто соберет полную банку сигаретного пепла, дадут много денег. Логика была простой — раз дают деньги за макулатуру и металлолом, то почему не могут давать и за пепел? Сдавать банку нужно было в аптеку — согласно легенде, пепел якобы использовался для приготовления каких-то редких лекарств.

Легенда варьировалась в зависимости от двора, в котором её рассказывали — где-то говорили, что нужно принести аж трехлитровую банку пепла, а где-то утверждали, что хватит и литровой банки. Разным было и обещанное вознаграждение — где-то говорили про 50, 100 или даже про 1000 рублей, а где-то утверждали, что за такую банку дают не деньги, но ценный приз — пневматическую винтовку, резиновую лодку либо велосипед «Орленок» (на выбор).

2. Лезвия в жвачке.

301.jpg

Довольно вредная легенда, корни которой можно хорошо проследить — она была запущена советскими идеологами, что вливали детям в уши россказни про «загнивающий запад». Суть легенды была в следующем — редкие в СССР иностранцы любили выменивать у советских детей значки и другие сувениры на жвачку (что была в СССР жутким дефицитом), и по рассказам советских идеологов — в такой жвачке якобы обязательно должны быть лезвия. Мол, не просто так же иностранцы сюда приехали, им надо обязательно совершить диверсию!

В легенду верили далеко не все, но тем не менее — какой-то процент пионеров в нее верил, отчего у детей появилась привычка разламывать жвачку перед употреблением пополам — чтобы узнать, есть ли внутри лезвие. Привычка сохранялась до начала девяностых годов.

3. Ругательства в песнях «The Beatles«.

304.jpg

Легенда, распространенная в маленьких городках и поселках в шестидесятые-семидесятые годы. Якобы в песнях западных групп, что так любит советская молодежь, на самом деле содержатся страшные ругательства, обидные слова про Ленина, Сталина, примкнувшего к ним Шепилова, а также поклеп на Директиву по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Якобы это такой хитрый план Запада, который не мытьем так катанием хочет уничтожить СССР изнутри.

Точно так же, как и легенда про лезвия в жвачке, это была целиком рукотворная легенда, спущенная «сверху» в рамках борьбы с западной музыкой. Разумеется, образованные люди в неё не верили, но существовал целый пласт людей, на жизненном щите которых было начертан девиз «Слабоумие и Отвага» — вот такие нападали на музицирующую молодежь с криками — «дурачье, что вы поете, вы же сами не знаете, что поете, вы марионетки в руках западных кукловодов!»

4. «Красная пленка« и голые одноклассницы.

Городские мифы и легенды из СССР

Не знаю, откуда взялся этот миф — но он был распространен даже в начале девяностых годов, уже после распада СССР. Зародился миф, видимо, где-то в семидесятые годы, когда на рынке появились массовые недорогие фотокамеры вроде «Вилия-авто», и фотоделом стало заниматься всё больше народу.

Среди детей ходили слухи, что существует такая «красная пленка» — и якобы все люди, сфотографированные на нее, получаются на фото без одежды. Обязательно находились свидетели, у которых был дальний знакомый, у которого был фотоаппарат с такой «красной пленкой», а кто-то даже называл магазины, в которые 1 или 2 раза в год в очень ограниченном количестве эту пленку завозят.

Ещё пацаны из восьмидесятых любили так троллить одноклассниц — делали щелчок обычным фотоаппаратом, после чего кричали — «ну всё, ты снята на красную пленку!», чем доводили девчонок до слез.

5. Миллион долларов за мешок сушеных комаров.

Городские мифы и легенды из СССР

Этот миф был тоже про Запад, но в отличие от лезвий в жвачке и ругательств в песнях — показывал, скорее, не коварство заграницы, а зажиточность жизни за пределами СССР. Якобы в странах Запада существуют фирмы, которые дают за большой полотняный мешок комаров целый миллион долларов — согласно мифу, сушеные комары используются в приготовлении очень дорогих лекарственных средств. Единственное условие для получения миллиона — комаров обязательно должен был быть целый мешок, и ни граммом меньше.

В отдельных дворах даже всерьез обсуждали бизнес-план, как можно набрать этот мешок — нужно надеть специальную защиту (вроде той, что носят пасечники), взять несколько пылесосов и поехать собирать ими комаров на таежные болота. Слабым местом бизнес-плана было то, что в тайге отсутствовали розетки для подключения пылесосов.

6. «Запорожец«, взорванный картошкой.

Городские мифы и легенды из СССР

Долгое время по СССР гулял миф о том, что якобы плотно запиханная в выхлопную трубу автомобиля картошка способна полностью повредить автомобильный двигатель, а в некоторых случаях — и полностью взорвать автомобиль. Считалось, что от такой процедуры гарантированно взрывался «Запорожец» — так как в отличие от большинства других советских автомобилей, двигатель у того находился сзади, поближе к выхлопной трубе.

Разумеется, ничего плохого картошка автомобилю причинить не могла, но миф гулял еще и в девяностые годы.

7. Чёрная «Волга-убийца«.

Городские мифы и легенды из СССР

Мрачная дворовая легенда, рассказывать которую любили по вечерам во дворах и в пионерлагерях после отбоя — чтобы было страшнее. Якобы по всему СССР ездит страшная чёрная «Волга» (в других версиях легенды — абсолютно чёрный автобус «ЛАЗ»), откуда выходят вежливые люди и заманивают внутрь детей шоколадками, конфетами и обещаниями показать цветные мультки. Глупые дети садятся в «Волгу», и больше их никто никогда не видит.

Как отличить «Волгу-убийцу» от простой черной «Волги»? На её номере обязательно будут буквы «ССД» — что расшифровывается не иначе, как «смерть советским детям». В общем, не лишним будет присматриваться ко всем черным «Волгам», черным автобусам и всем другим автомобилям, на чьем номере будут буквы «ССД».

Не знаю, откуда взялась эта легенда — возможно, что какой-то маньяк однажды действительно украл ребенка на автомобиле, а народная молва приписала автомобилю черный цвет, номер «ССД» и таинственную организацию, которая стоит за всем этим.

8. Автомобиль в подарок за сигарентые пачки.

Городские мифы и легенды из СССР

Под крышкой пачки советских сигарет «Космос» печатались какие-то непонятные цифры, их можно было найти, если разорвать крышку — цифры были напечатаны на одном из технологических язычков, с помощью которых склеивалась крышка пачки. Скорее всего, цифры были частью технологического процесса и обозначали листы картона или что-то такое, но в СССР ходили упорные слухи, что если собрать из этих цифр какую-то комбинацию, то можно было получить ценный приз.

Призы назывались разные — спортивный велосипед «Турист», мотоцикл «Днепр» с коляской или даже автомобиль — «Москвич» или «Жигули» на выбор. Масла в огонь легенды подливало то, что цифры были «запрятаны» глубоко под крышку, что добавляло всему процессу «секретности» — о возможном выигрыше знали только избранные, кто знал, где искать зарытое сокровище.

9. Мультики в электронных играх.

Городские мифы и легенды из СССР

В восьмидесятые годы в СССР стали появляться электронные игры вроде «Ну, погоди!» или «Тайны Океана» — это были простенькие электронные игрушки, герои которых на жидкокристаллическом черно-белом экране выполняли простейшие действия. В общем — всё выглядело достаточно просто и примитивно.

Тем не менее, существовала легенда, что после того, как в игре вы наберете 999 или 1000 очков, то в виде бонуса вам будет показат яркий и красивый диснеевский мультик, либо неизвестную ранее серию мультфильма «Ну, погоди!». Что интересно, легенда имела под собой основание — после набора 999 очков волк на экране игры действительно совершал несколько неопределенных движений, но разумеется назвать это «интересным мультфильмом» было никак нельзя)

Что интересно — в девяностые годы эта легенда перекочевала в восьмибитые консоли. Там после прохождения игры нередко показывали слайдшоу из 4-7 кадров с музыкой и текстом, но многие рассказывали истории, что после прохождения игры показывают длинный и интересный мультфильм:)

Такие дела. Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

И еще хотелось бы узнать —вы сами помните какие-нибудь городские мифы, родом из СССР? Что рассказывали в вашем дворе?

Интересно.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

© Андрей Тихомиров, 2018

© Сергей Сметанин, 2018

ISBN 978-5-4496-0384-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Сказки, легенды, мифы — общая характеристика

Сказки, легенды, мифы народов мира составляют бесценный народный кладезь, из которого можно черпать знания о жизни древних народов.

Сказки являются одним из основных жанров народного устно-поэтического творчества; преимущественно художественный прозаический устный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера. Сказка отражает мировоззрение народа в разные эпохи его жизни, его отношение к действительности, борьбу за свою независимость, мечты о будущем. Этот жанр возник ещё в родовом обществе. Передаваясь в течение многих веков от поколения к поколению, сказка шлифуется народом. Сказочник творчески перерабатывает исполняемую им сказку, поэтому каждая из них известна во многих вариантах, часто весьма различных. Живя в веках, передаваясь из уст в уста, сказки меняются вместе с изменением порождающей её действительности. Во многих сказках имеются отзвуки чрезвычайно ранних общественных отношений. В некоторых женских сказочных образах звучат отголоски матриархата; сохранились в сказках представления о тотемном звере — покровителе рода. Такие сказочные образы, как царь, царевич, рыцарь, король, характерны для сказок, сложившейся при феодализме, однако и они в основе своей восходят к более ранней эпохе. В сказках разных народов часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Это объясняется сходными условиями жизни различных народов. Однако сказки каждого народа имеют свой ярко выраженный национальный характер, они показывают уклад жизни народа, особенности той среды, в которой бытуют, в них отражаются изменения быта, местные природные условия, трудовые процессы.

Сказки чрезвычайно значительны и многообразны по своему идейному содержанию и художественной выразительности. Национальная специфика сказки проявляется в образе героя, воплощающего национальные черты народа, в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада русской, преимущественно крестьянской, жизни, в подлинном гуманизме, который определяет жизнеспособность сказки и в наши дни.

В поэтическом творчестве любого народа можно выделить следующие наиболее характерные группы сказок: о животных, волшебные, авантюрно — новеллистические, исторические и бытовые. В настоящее время сказки о животных бытуют главным образом как «детские». Часть их возникла в родовом обществе и была непосредственно связана с производственной жизнью. Некоторым из них придавалось магическое значение. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Сказки о животных, несложные по своей композиции, тяготеют к диалогу, который нередко даётся в песенно-стихотворной форме. Они занимают видное место в творчестве народов Севера России, а также народов Африки, Полинезии и Северной Америки. К древнейшему обществу восходят волшебные сказки. Некоторые из них первоначально были связаны с мифотворчеством и имели магическое назначение. Представлениями народа о добре и зле, народными чаяниями и ожиданиями определяется мораль волшебной сказки, характеристика её положительного героя, её оптимизм, её композиция, неизменно приводящая к торжеству добра над злом. Мировое распространение получили волшебные сказки о спящей красавице, Золушке, Красной шапочке. Все эти сказки вполне можно объяснить современным языком науки: спящая красавица — летаргический сон, возможно гипноз, которым околдовал (очаровал) кудесник, фокусник, который может водить людей в гипнотический транс. Золушка — от слова «зола», девушка была «помощницей по хозяйству» у своих родственников, которые беззастенчиво эксплуатировали её, а её отец подчинялся новой жене, мачехе Золушки (вот и элемент матриархата). В древности население жило родами, в праздничные дни приезжая в населённые пункты, где устраивались различные балы, там она и понравилась сыну местного правителя-феодала, закрутилась интрижка, потеряв туфлю, которая подходила только её, слуги сына правителя смогли определить Золушку. Фея, которая помогла Золушке, была местная колдунья, то есть гипнотизёрша, которая внушила Золушке, что она — красавица и подарила ей платье и туфли, возможно она конфликтовала с мачехой Золушки. Фея — (от лат. fatum — судьба, англ. fairy) — у кельтов и романских народов волшебница. Слова «феерия», «феерический» (с франц. féerie) тоже происходят от слова «фея» — франц. fée.

Что объединяет легенды мифы и сказки

Эта супертыква могла бы стать каретой для Золушки.

Она получила первый приз на ярмарке

в Топофилвде (США). Её вес 240 килограммов.

Из книги «Мир на рубеже XXI века.

Международная панорама», составитель Д. А. Вольский,

М,, изд-во политической литературы, 1990, вкладка

Красная шапочка — девочка, которая отнесла продукты питания своей бабушке, живущей где-то далеко, персонифицированный волк был, скорее всего, местным жрецом-гипнотизёром, носивший маску волка, который помимо прочего был и людоедом.

Маски возникли на заре человечества в самых различных районах планеты. Уже рисунки каменного века показывают нам охотников в ритуальных масках. Пещерный человек широко прибегал к магическим ритуалам — танцам в масках, для того чтобы воздействовать на добрые и злые силы природы, повлиять на результат предстоящей охоты. Маски одевались также для отпугивания животных, например, бенгальский тигр нападает на человека только сзади, поэтому необходимо носить на затылке маску, изображающую человеческое лицо. Маска родилась как элемент магически-религиозного ритуала, вызванного к жизни потребностями повседневной жизни. С развитием цивилизации маски уходили из повседневной будничной жизни человечества в область искусства — театр масок и химеры собора Парижской богоматери, театр кукол, наконец, грим… Только в наиболее отсталых районах, маска сохранилась еще в чистом виде, но уже и там испытывает воздействие «цивилизации», утрачивая все больше значение обиходности и приобретая черты театрального реквизита. Для современных африканских негров маска — одушевленный и действенный инструмент, находящий множество применений почти в любой области человеческой деятельности — от рождения до самой смерти. По самой своей природе маска стремится выразить то главное психологическое состояние, которое присуще группе людей. В искусстве маски наиболее полно, идеально выражены и вечные эмоции. Но коль скоро так, маска не отражает какую-то одну эмоцию в определенное время, это не портрет человека, который боится, или сражается, или умирает, — это Страх, Война, Смерть. Другими словами, частности, детали бытия, понятые человеком и преодоленные, отступают на второй план, на их место выходит обобщение, столь ценимое человеком любой эры, независимо от условий жизни. С психологической точки зрения происхождение маски можно объяснить атавистическим стремлением человека уйти от самого себя для того, чтобы обогатиться опытом других существ, — стремлением, которое, конечно, не может осуществиться в реальности, физически. Более того, африканский негр надеется расширить свои возможности, отождествляя себя со всеобщими силами — божественными или демоническими. Но в то же время африканец — существо социальное, живущее всегда в обществе, точнее, в общине, состоящей из индивидуумов, с которыми он вступает в различные отношения. Часто это борьба за первенство, за положение и т. д. И тут маска становится средством произвести впечатление или даже внушить страх. Маски наиболее распространены и достигли своего высшего художественного расцвета в тех районах, где наиболее активна творческая изобразительная культура. В других местах, хотя их и населяют этнически родственные племена, искусство маски не поднялось и не получило столь высокого развития. Это можно объяснить, вероятно, и войнами, влиянием религии, наконец, тем, что в других районах распространено овцеводство, в котором опыт постепенно, видимо, вытесняет магию. Творцы, художники, авторы масок часто занимают особое положение в общине, и не только потому, что их благосостояние выше, чем у среднего члена общины, но и в силу чисто этических и эстетических причин.

Наиболее популярны в русском сказочном репертуаре сказочные сюжеты о трёх царствах, о волшебном кольце, о чудесном бегстве, о змееборстве, о царе Салтане (искажённое «султан» — титул мусульманского светского правителя), Елене Прекрасной, Сивке-бурке, Кощее.

Кощей (Кащей) бессмертный — от славянского слова «кость» в обобщенном смысле, то же что и по-гречески «skeletos», букв. — высохший, — «скелет». Сравните украинское слово «кущ» — «куст». Кости могут сохраняться в земле миллионы лет, поэтому в древности и думали, что кости бессмертны. Кстати, слово «миллион», обозначающее тысячу тысяч, придумал знаменитый путешественник Марко Поло. Итальянское слово «милле» значит тысяча, а окончание «оне» увеличительное, соответствующее русскому окончанию «ище» или «ища» в словах «домище», «ручища» и других. Слово «миллион», таким образом, соответствует несуществующему русскому слову «тысячища». Марко Поло придумал это слово для того, чтобы описать необычные богатства Востока. Из заметок доктора исторических наук С. И. Вайнштейна о встрече с шаманом «Шаманы и шаманство» из сборника «Атеистические чтения», М., изд-во политической литературы, 1981, с. 178: «Мы с трудом пробрались через густые заросли камышей и оказались в глухом месте, расположенном у подножия горы, поросшей густым лесом. Навстречу шел худой болезненный старик, сгорбленный под тяжестью лет. Он повел нас к себе — в небольшую войлочную юрту, слабо освещенную костром очага. Напротив входа, в самом почетном месте юрты, мы увидели массивный бубен, обтянутый оленьей кожей с очень примитивными рисунками звезд, хвойных деревьев и оленей. На стене юрты висели маленькие идолы, изображавшие духов-покровигелей. В полумраке поблескивали их бусинки-глаза. Мы разговорились с шаманом. Я рассказал ему о том, что мы делаем на острове. Шончур искренне удивлялся тому, что под слоем земли оказался большой дворец, построенный больше тысячи лет назад. В конце затянувшейся беседы старик, раскуривая длинную тонкую трубку, вырезанную из ветви кустарника, признался: — Я уже не могу быть шаманом. Никто не идет ко мне. Никто не зовет. Жизнь изменилась, и бороться со злыми духами мне не под силу. Переселюсь к сыну в поселок за озером. Навсегда распрощаюсь с духами. Соян Шончур рассказал нам историю своей жизни. Родился он в горной тайге. Его родители были оленеводами. Они охотились, ловили рыбу, кочевали в поисках зверя. Совсем молодым — было это более шестидесяти лет назад — он услышал «зов предков». Бежал из дома, скитался по тайге, чуть не погиб. Сколько бродил похтайге, не помнит. Все это время ничего не ел, лежал под кедром и слышал, как ветви били в бубен. Родственники с трудом нашли его. Они пригласили к больному старого «сильного» шамана, он камлал (шаманил) всю ночь, а утром сказал, что в Шончура вселился дух шамана-предка, умершего много лет назад, и потому больному надо стать шаманом. Шончур не хотел этого, боялся. Но слова старого шамана были для родственников законом. Они коллективно приготовили Шончуру шаманские принадлежности — бубен и колотушку, обтянутую медвежьей шкурой, сшили специальный костюм. А старый шаман учил Шончура по ночам своему сложному искусству. Потом собрались все жившие поблизости в тайге члены рода и совершили особый праздничный обряд оживления бубна. Бубен после этого обряда должен был служить Шончуру конем в странствиях в мире духов, а колотушка — плетью, чтобы погонять коня. Старый шаман камлал над бубном, потом все родственники по очереди били в бубен. Последним ударил в бубен Шончур. С того времени Шончур стал шаманом. Постепенно болезнь Шончура, по его словам, начала проходить. Он много раз совершал камлания. «Лечил» людей и животных, изгоняя из них злых духов, с которыми ему приходилось бороться. Ему помогали добрые духи. Он рассказал о верхнем мире, где правит грозный и всесильный хан Курбусту, о среднем, где живут люди, о нижнем, где властвует кровожадный Эрлик, владыка всех злых сил. Я попросил Шончура показать нам камлание. Немного поколебавшись, он согласился. Мы помогли ему облачиться в шаманские принадлежности. С трудом подняли и одели на него тяжелый плащ, весь увешанный изображениями духов-помощников, множеством металлических подвесок и железных стрел. Духи-помощники изображались в образах птиц и зверей; это были длинные, сшитые из ткани змеи с раскрытыми ртами, белки, вороны и др. На плаще белым оленьим волосом был вышит скелет человека — спереди ребра, сзади позвоночник. На голову Шончур надел ярко-красную повязку с белыми изображениями человеческих глаз, рта, носа, ушей. По верхнему краю повязки шел густой ряд высоких орлиных перьев, напоминающий головной убор индейского вождя. Шончур стоял перед нами в мягких сапогах с вышитыми на них рисунками костей ног человека». Не напоминает ли костюм данного шамана так называемого сказочного Кощея бессмертного?

Конец ознакомительного фрагмента.

Миф – сказка – легенда. Черты сходства и различия

Гриднева Е. А. В кн.: Двухуровневая система образования и ее учебно-методическое обеспечение: материалы межвузовской научно-методической конференции. Н. Новгород: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде, 2010. С. 32-34.

Необходимость эстетики как дисциплины подготовки будущих менеджеров определяется глобальными изменениями на рынках, когда компании, ориентированные на наращивание интеллектуального капитала, делают ставку на инициативу и творчество своего персонала. Эстетика способна инициировать и реализовывать эвристический потенциал каждого человека.

Добавлено: 23 июля 2012

Iliushina M. Humanities. HUM. Basic Re Programme, 2014. No. WP BRP 64/HUM/2014.

Миф, легенда или история составляют один из элементов идеологии правящей элиты, приобретающий специфическую окраску, если речь идет об элите иноземного происхождения. Исторический миф о происхождении черкесов тесным образом связан с идеологией военно-политической группировки мамлюков. Фабула исторического мифа остается неизменной: некий арабский вождь в результате конфликта, в котором опасности подвергается его жизнь, покидает пределы Аравийского полуострова и вместе со своими соплеменниками поселяется вдали от родных мест. Его потомки — черкесы, имеющие арабские корни, — через несколько веков становятся правителями Египта. Таким образом, решается основная задача — установить генеалогическую связь черкесов и арабов и поднять авторитет иноземной мамлюкской элиты в арабском обществе. Версия, представленная в трактате аль-‘Айни (XV в.), тесно связана с арабской исторической традицией. В османский период истории Египта принципиально иная расстановка политических сил и новые социокультурные реалии приводят к трансформация мифа: изменению подвергаются имя прапредка, его племенная принадлежность и отдельные детали сюжета. И в первом, и во втором случае мы имеем дело с мифологизацией прошлого, которая играет важную роль в жизни любого сообщества, особенно в кризисные периоды, способствуя его сплочению и организации.

Добавлено: 25 сентября 2014

Тулякова Н. А. В кн.: Англистика XXI века. Материалы VI Всероссийской научной конференции 24-26 января 2012. СПб.: Университетские образовательные округа, 2012. С. 27-28.

Рассматриваются жанровые разновидности вставных рассказов в книге «Альгамбра» В. Ирвинга. История является наименее определенным в жанровом отношении рассказом в рассказе; анекдот тяготеет к историчности и назидательности; легенда ближе всего к сказке.

Добавлено: 14 сентября 2012

Stepanov B. ENTHYMEMA. 2014. No. 11. P. 7-24.

В статье анализируется концепция исследования города сквозь призму литературы, сформированная в трудах российского историка Николая Анциферова (1889-1958). На основе характеристики происхождения этой концепции рассматриваются стратегии анализа образа Санкт-Петербурга в трудах Анциферова и теория литературных экскурсий, сфрормулированная им в работах 1920х годов. В заключение рассматриваются направления рецепции и возможности актуализации наследия ученого в современном междисциплинарном контексте.

Добавлено: 8 февраля 2015

Абелюк Е. С. ПРОГРАММЫ. ЛР № 040686 от 27 мая 1994. МГДТД(Ю), 1995

Основное направление программы — изучение мифологической картины мира и на ее основе мифологического мировоззрения. Высокий теоретический уровень, интересный познавательный материал, ясность изложения сложных научных проблем составляют достоинства данной программы.

Добавлено: 20 апреля 2013

Книга «Философия и теология Пауля Тиллиха» является первой монографической презентацией в отечественной историко- философской литературе, где осуществлён целостный анализ его учения в качестве варианта религиозного экзистенциализма и протестантской неолиберальной теологии. Наследие Тиллиха является объектом постоянной полемики, порой ему даются противоположные оценки: одни считают его апологетом протестантского традиционализма, другие, напротив, уверены в том, что его концепция провоцирует внерелигиозные и вневероисповедальные толкования Писания и Предания. Противоречивость в оценках немецко-американского философа и теолога, казалось бы, подтверждается широким спектром его влияния на самые разнообразные направления религиозной и философской мысли ХХ столетия. Результатом работы, можно надеяться, стало прояснение антиномичности системы Тиллиха, а вовсе не её эклектичности и не противоречивости в традиционном понимании. Философско-теологическое учение Тиллиха антиномично по своей сути: он исходил из наличия в человеке и мире взаимопротивоположных и неразрывных полюсов — эссенциального (сущностного) и экзистенциального, определяющих трагический характер существования человека.

Добавлено: 1 ноября 2012

Гасан Гусейнов Все факты о научных проблемах, теориях и понятиях. Текстовые версии видео-лекций.. 26.03.2013. Постнаука, 2013

Когда мы произносим миф и логос, сразу возникает вопрос, русские это слова или греческие? С одной стороны, конечно, они греческие, заимствованные. С другой стороны, в русском языке они, как теперь говорят, прописаны, и от них никуда нельзя деться: миф, мифология,логика, что-то логично, что-то нелогично. «В начале было Слово» по-гречески звучит «эн архе эн хо Логос». Логос — греческое слово, означающее «слово», и вместе с тем совершенно русское. То же можно сказать и про миф — он также означает «слово». Стало быть, встречаются три многозначности: многозначность греческих слов миф и логос, многозначность этих слов, уже заимствованных русским языком, и многозначность русского слова «слово», которое может означать и что-то безмерно серьезное, и что-то безмерно легковесное. Этот контраст особенно хорошо виден в диапазоне значений слова миф.

Добавлено: 24 марта 2014

Происхождение и эволюция дуалистических космогоний в монографии рассматривается прежде всего на основе анализа фольклорно-мифологических и генетических данных. Предлагается реконструкция наиболее архаических протодуалистических космогоний, локализуемых в Юго-Восточной Азии; прослеживуются пути распространения и трансформации данного мифологического комплекса. Особое внимание уделяется проникновению дуалистических космогоний в Северную Америку и их распространению по Северной Евразии. Анализируется возможность проникновения дуалистических мотивов от протофинноугров к протоиранцам в период «федоровского контакта». Рассматривается распространение и трансформация дуалистических космогоний на Ближнем Востоке и в Западной Евразии.

Добавлено: 9 марта 2013

Абелюк Е. С. М.: Московский институт развития образовательных систем, 1995.

В пособии в доступной форме дается представление о таких сложных проблемах, как природа мифа и особенности мифологического мышления древних. Миф рассматривается в сопоставлении с некоторыми жанрами фольклора (сказка, легенда) и в связи с обрядом. Книга дополнена приложением, составденным из фрагментов произведений классиков отечественной фольклористики и этнографии (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, А. Н. Веселовский, А. А. Потебня, Д. К. Зеленин, В. Я. Пропп, В. Н. Топоров и др.). Пособие предназначено учащимся старших классов, интересующимся проблемами филологии, И может быть использовано ими в самостоятельной творческой работе. Книга представит интерес и для учителей литературы.

Добавлено: 19 апреля 2013

Кантор В. К. Вопросы философии. 2010. № 4. С. 91-109.

В своей статье Владимир Кантор рассматривает судьбу русской интеллигенции в контексте культурного перелома рубежа веков — XIX и ХХ вв., анализирует отношение «веховцев» к этому феномену русской культуры. Для автора — интеллигенция есть элемент, который способствовал самодвижению русской истории. На сюжете борьбы вокруг сборника «Вехи», привлекая к анализу знаменитые философские и художественные книги, выпущенные в том же 1909 г., Кантор показывает взаимоотношение народа и интеллигенции в их притяжении и отталкивании как стержневую тему русской судьбы. Но историческое движение совершается через трагедию, герои, двигающие историю, вынуждены жертвовать собой, чтобы осуществилось движение. Неприятие и изгнание русской интеллигенции из сознания страны на несколько поколений, ее трагическое бытие лучшее подтверждение этой мысли.

Добавлено: 29 сентября 2012

Ивлева Е. А. В кн.: Французский язык: теория и практика. Сборник статей. М.: Спутник+, 2011. С. 126-130.

Данная работа посвящена современным средствам обучения говорению, таким, как игра, сказка и театр. Рассмотрена их роль в развитии речевых навыков и мотивации студентов к обучению на занятиях иностранного языка.

Добавлено: 20 июня 2012

Стрелкова О. В. Социологические исследования. 2011. № 11. С. 131-136.

В статье рассматривается образ власти, представленный в русских народных сказках, в частности, проверяется гипотеза о близости к концепту «власть в чистом виде». Основной метод исследования — контент-анализ случайной выборки русских народных сказок.

Добавлено: 13 сентября 2012

Дзялошинский И. М., Пильгун М. А., Тощева А. В. и др. Вып. 11. М.: АПК и ППРО, 2012.

В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.

Добавлено: 26 апреля 2012

Шаров А. Г. МегаВерсия, 2007

Словарь-справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.

Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.

Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.

Добавлено: 21 сентября 2012

This paper examines the impact of family income on the results of the Unified e Examination (the USE) and university choice in Russia. We argue that, even under the USE, which was duced instead of high school exit exams and university-specific entrance exams, entrants from wealthy households still have an advantage in terms of access to higher education, since income positively affects USE scores through the channel of a higher level of investment in pre-entry coaching. Moreover, richer households make more effective decisions university. We have found positive and ificant relationships between the level of income and USE results for high school graduates, with an equal achievement before coaching. We subsequently propose that students from the most affluent households do invest more in additional types of preparation (pre-entry courses and individual lessons with tutors), and those classes provide a higher return for children from this particular income group. Finally, we show that holding the result of the USE equal, students with good and fair marks from wealthy families are admitted to universities with higher average USE score than those from poorer families. As a result, we can observe that income us is a factor that ificantly influences enrollment to university.

Добавлено: 28 августа 2012

Под науч. редакцией: М. А. Пильгун Вып. 10. М.: АПК и ППРО, 2012.

В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.

Добавлено: 26 апреля 2012

Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.

Добавлено: 12 мая 2012

Porshnev A., Giest Hartmut. Seminar.net. 2012. Vol. 8. No. 1. P. 27-53.

Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.

Добавлено: 16 мая 2012

Под науч. редакцией: М. А. Пильгун Вып. 12. М.: АПК и ППРО, 2012.

В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.

Добавлено: 26 апреля 2012

Nye J. V., Androushchak G., Desierto D. et al. Education. EDU. Высшая школа экономики, 2011. No. 01.

Exposure to prenatal androgens affects both future behavior and life choices. However, there is still relatively limited evidence on its effects on academic performance. Moreover, the predicted effect of exposure to prenatal testosterone (T) — which is inversely cor with the relative length of the second to fourth finger lengths (2D:4D) — would seem to have ambiguous effects on academic achievement since traits like confidence, aggressiveness, or risk-taking are not uniformly positive for success in school. We provide the first evidence of a non-linear relationship between 2D:4D and academic achievement using samples from Moscow and Manila. We find that there is a quadratic relationship between high T exposure and markers of achievement such as grades or test scores and that the optimum digit ratio for women in our sample is lower (indicating higher prenatal T) than the average. The results for men are generally inificant for Moscow but ificant for Manila showing similar non-linear effects. Our work is thus unusual in that it draws from a large sample of nearly a thousand university students in Moscow and over a hundred from Manila for whom we also have extensive rmation on high school test scores, family background and other potential correlates of achievement. Our work is also the first to have a large cross country comparison that includes two groups with very different ethnic compositions.

Добавлено: 28 августа 2012

Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.

Добавлено: 28 мая 2012

Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 03.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Добавлено: 3 мая 2012

Татарко А. Н. Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 17. № 1. С. 47-55.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Добавлено: 12 сентября 2012

Таллинн: Таллинн, 2012.

Добавлено: 26 декабря 2012

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России — от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

Добавлено: 15 декабря 2012

Savelieva I. M. Humanities. HUM. Basic Re Programme, 2011. No. 02.

This study rees some of the most recent theories (elaborated by historians and scientists) applied to the practice of historical re. The object of this re includes ideas, concepts, notions, methods of scholarly analysis of past reality, as well as the emergence of new interdisciplinary fields, mutual borrowings and interventions. In this connection, the opposite process — the historization of some very disparate disciplinary discourses — is briefly addressed. It includes especially historical aspects of anthropology and sociology in the coming century. The re is based on rmation from journals specialized in history and theory, on leading history journals which demonstrate the e of art in various re areas, on sociological journals publishing material on historical sociology and on monographs from 1995-2010.

Добавлено: 12 апреля 2012

Valletta: ELRA, 2010.

Добавлено: 17 декабря 2012

Скиперских А. В. Свободная мысль. 2005. № 8. С. 119-203.

Добавлено: 28 октября 2014

Черных А. И. Политическая теория и политический анализ. WP14. Высшая школа экономики, 2012. № 04.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Добавлено: 11 мая 2012

Тулякова И. И., Бочкарева Н. С. Мировая литература в контексте культуры. 2008. № 3(1). С. 150-154.

Добавлено: 11 декабря 2014

  • Удобнее или удобней как пишется
  • Удмуртская сказка дом кота
  • Удмуртская сказка два брата читать
  • Удмуртская сказка лентяйка читать
  • Удмуртская сказка ленивый захар