Удмуртские народные сказки на русском языке. Сказки Удмуртии
Красавица берёза
Мышь и воробей
Кокорикок
Охотник и Змея
Алчный купец
Батыры
Богатырь Кондрат
Ватка и Калмез
Вишур-Карйыл
Волк и козленок
Глупый котенок
Горы и долы
Два брата
Дондинские батыры
Донды
Заным-Койдым
Звезды
Идна Батыр
Кайван, Ондра батыр и Завьял
Кошка и белка
Ласточка и комар
Легенда о сотворении мира
Лентяйка
Лудзи батыр
Лопшо Педунь и его Тень
Мардан Атай и Тутой
Мышь и воробей
Небеса
Пазял и Жужгес
Предание о книге
Пятна на луне
Синица и ворона
Сын рыбака и вумурт
Ядыгар
Читать все удмуртские народные сказки
Читать другие народные сказки
Как и в фольклоре других народов, у удмуртов есть сказки: о животных, социально-бытовые или новеллистические, и волшебные.
Удмуртские сказки о животных
Сказки о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях.
Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Удмуртские новеллистические сказки
Своеобразный жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки. По содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы, попы, ловкие и хитрые люди, — не совершают невероятных поступков, не борются с чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие удмуртских социально-бытовых сказок – смех: в них высмеиваются человеческие пороки – жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д.. Удмуртская новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и представлений. Она без аллегорий и каких-либо других форм иносказаний обнажает глубокие социальные противоречия, убеждает слушателей в несправедливости существующих общественных норм.
Удмуртские волшебные сказки
Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».
Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые.
Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.
Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший.
Читать все удмуртские народные сказки
Читать другие народные сказки
Цель: Формировать знания обучающихся об истории родного края.
Задачи:
- Продолжить знакомство с устным народным творчеством;
- Формировать умение пересказывать прочитанное;
- Формировать умение составлять продолжение истории;
- Развивать речь, логическое мышление;
- Воспитывать любовь к Родине, доброту, дружбу, смелость, интерес к
предмету.
Оборудование:
– Презентация по теме.
– Видеопроектор.
– Сборник “Удмуртские народные сказки”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
2. Мотивация.
А) Проверка готовности к уроку.
Б) Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда по истории Удмуртии.
- Человек по – удмуртски… (мурт). (Слайд 2)
- Основатель оружейного завода в Ижевске. (А.Ф. Дерябин.) (Слайд 3)
- Вдяной по – удмуртски. (Вумурт.) (Слайд 4)
- Место у чёрта на куличках. (Кулига.) (слайд 5)
- В прошлом, человек, общающийся с божествами. (Жрец.)
- Цветок – символ Удмуртии. (Италмас.) (Слайд 6)
- Грозный царь, во времена правления которого удмуртские земли вошли в
состав Русского Государства. (Иван IV.)
(Слайд 7) - Хищная птица. (Ястреб.) (Слайд
(По ходу разгадывания заполняются клетки кроссворда, предварительно
расчерченного на доске или листе ватмана.)
– Какое слово получилось в выделенных клетках? (Удмуртия.) (Слайд 9)
– Это всё наша история, и сказочное, и реальное. В 2013 году исполнится 455
лет, как живут вместе удмурты и русские. Живут дружно.
4. Восприятие нового материала.
А) беседа
– Сегодня вы познакомитесь с удмуртскими народными сказками.
– А что такое сказка? (Ответы учащихся.)
– Вот такое определение даётся в толковом словаре. (Слайд 10)
Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о
вымышленных лицах, событиях, преимущественно с участием волшебных фантастических
сил, бытового характера.
Сказки создавались в далёком прошлом, когда человек был зависим от природы,
от умения распознавать повадки животных…
У каждого народа есть свои обычаи, свои сказки. Удмуртский народ не стал
исключением.
– Вспомните, на какие виды делятся сказки. (Слайд 11)
Назовите признаки каждого вида. (Ответы обучающихся.)
Бытовые: о хозяйственной деятельности человека или животного.
Волшебные: в сказках происходит волшебство, превращения, есть волшебные
предметы.
О животных: главные герои этих сказок – животные.
Но здесь нет чёткой границы между видами сказок.
Физкультминутка.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули…
У удмуртского народа есть свои любимые сказочные герои: Лопшо Педунь,
Алдар Иван – два добрых, хитрых человека, которые всегда помогают
бедным людям и наказывают богатых и злых людей.
Нередко встречаются жадный поп, богатые люди и злые силы: Обыда – ведьма,
Вумурт – водяной, Шайтан – чёрт (бес). (Слайд 12)
б) Чтение с остановками. (Слайд 13)
Знакомство со сказкой “Алдар Иван”.
– Сейчас я прочитаю вам начало сказки “Алдар Иван”.
– А что было дальше? Как Алдар Иван обманул богача Зио?
Обучающимся даётся 7–8 мин, чтобы придумать окончание сказки. Можно работать
в парах.
В одной удмуртской деревне жил – был Алдар Иван. Умел он обманывать людей, и
слава о нём шла по всему краю.
Однажды утром в базарный день вышел Алдар на окраину деревни, к посаженным у
дороги берёзам. Расхаживает по лужайке, топчет канаву у дороги, будто что – то
ищет. Подошёл к кривой берёзе, сел на корень, прислонился к стволу спиной.
Богач Зио пошёл на базар продавать своего козла. Издалека увидел он сидящего
под берёзой Алдара.
– Ты что здесь делаешь, Алдар Иван? – спросил Зио.
– Вот берёза валится, подпираю её, – отвечает Алдар.
– Говорят, Алдар, ты мастер обманывать, обмани меня сейчас! – просит Зио.
– Обмануть бы обманул, да вот мешок с обманом дома забыл…– отвечает Алдар Иван.
Давай я сяду на твоего козла и привезу мешок. Я быстро съезжу. А ты до моего
возвращения подержи берёзу.
– Иди, пожалуй, – согласился богач и отдал Алдару козла.
– Ты, дядюшка Зио, хорошенько подпирай берёзу, с места не сдвигайся! А то берёза
рухнет, – говорит Алдар Иван.
Уселся Зио под берёзу на корни, оперся о ствол спиной. Алдар сел на козла и
поехал в деревню. Зио боится шевельнуться, подпирает берёзу…
Солнце уже за полдень перевалило. Алдара всё нет…
– А что было дальше?
– Придумайте продолжение сказки. (Учащимся даётся 5–7 минут. Работа в парах или
группах; возможна индивидуальная работа).
Заслушиваются 4 – 5 вариантов окончания сказки, как Алдар Иван обманул богача
Зио.
– А вы хотите узнать, что было на самом деле? (Зачитывается один из эпизодов
сказки.)
6. Рефлексия.
– Что вам понравилось на уроке?
– Что узнали новое?
– Чьё продолжение сказки вам понравилось? Почему?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Самооценивание работы на уроке,
оценивание учителем.)
7. Домашнее задание.
Прочитать и пересказать удмуртскую народную сказку, по желанию нарисовать к
ней рисунок.
– Молодцы, спасибо за урок!
Литература.
1. Сборник “Удмуртские народные сказки”. Ижевск. “Удмуртия” 1976.
Интернет – ресурсы.
2. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=фото ястреб&img_url=wpapers.su%2Fdata%2Fm%2F12%2F621078.jpg&pos=19&rpt=simage
3. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=3&text=фото
ястреб&img_url=owlsonline.squarespace.com%2Fstorage%2Fred-tailed-hawk_681_600x4501.jpg%3F__SQUARESPACE_CACHEVERSION%3D1319999840579&pos=92&rpt=simage
4. http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=2&text=фото ястреб&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F4%2F79%2F270%2F79270545_4059800_1274102125_22.jpg&pos=61&rpt=simage
5.
https://www.free-lance.ru/users/sasha-gorec/viewproj.php?prjid=768836
6. http://fun.ucoz.ru/news/2000-11-11-460