Удмуртская сказка два брата читать

Майкоп, 18 августа. /тасс/. волонтеры проекта дом шварца, направленного на создание в майкопе единственного в россии культурного центра сказочника, который

МАЙКОП, 18 августа. /ТАСС/. Волонтеры проекта «Дом Шварца», направленного на создание в Майкопе единственного в России культурного центра сказочника, который называл южный город родиной своей души, выпустили первый в постсоветское время аудиоспектакль по сказке Евгения Шварца «Два брата». Об этом ТАСС сообщила координатор проекта Надежда Суховая.

«Сказка «Два брата» стала первым произведением писателя, озвученным в рамках проекта «Слушаем Шварца», реализуемого волонтерами «Дома Шварца». Выход аудиоспектакля приурочен к 125-летию со дня рождения драматурга. Ранее аудиоспектакль по сказке «Два брата» был создан в 1957 году на радио СССР ведущими мастерами радиовещания для детей — народным артистом РСФСР Николаем Литвиновым, Алексеем Петроченко, Зинаидой Бокаревой, Георгием Румянцевым, музыку для радиоспектакля тогда написал композитор Григорий Фрид», — сказала она.

Новый аудиоспектакль на волонтерских началах создан не менее звездной командой: музыку написал композитор, заслуженный артист РФ Андрей Семенов, а текст сказки прочитал народный артист Адыгеи, заслуженный артист РФ, актер и режиссер Саид Багов. Музыка была записана в студии «Мосфильма» ансамблем солистов Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова под руководством дирижера Владимира Юровского.

Аудиоспектакль был записан в студии Tlebzu Records заслуженным артистом Адыгеи Асланом Тлебзу, а обложку к спектаклю создала художник Татьяна Трепет. Отличительной особенностью новой постановки является точное воспроизведение авторского текста сказки, в то время как при создании радиоспектакля 1957 года текст Шварца был значительно урезан и обработан с учетом формата для радио. В отличие от предыдущей версии, новая постановка создана в жанре моноспектакля, уточнила Суховая.

«Сказка «Два брата» — это история о том, как важно ценить и беречь своих близких, об ответственности за свои поступки и силе настоящей дружбы. Братья Старший и Младший постоянно ссорятся, чем очень огорчают родителей, и однажды их ссора приводит к трагическим последствиям — младший брат бесследно исчезает, и отец отправляет Старшего на его поиски. <…> Мы уверены, что аудиоспектакль вызовет большой интерес у слушателей разных возрастов, и волшебная энергетика Шварца сделает наш мир чуточку добрее и лучше», — отметила координатор проекта.

Она добавила, что аудиоспектакль можно прослушать на YouTube-канале волонтерского проекта «Дом Шварца». В дальнейшем волонтеры планируют разместить его запись на площадках ведущих онлайн-библиотек.

Мнение создателей

По словам Семенова, любимая им с детских лет сказка Шварца «Два брата» заставляет читателя думать, рождает массу эмоций. В ней очень много смыслов, и самый главный — чувство ответственности за своего ближнего, семью, свой дом и свою страну в конечном итоге. «Все взаимосвязано. Есть фраза, которую старший брат в раздражении бросает младшему: «Оставь меня в покое!» Как часто мы слышим от наших современников, что я никому ничего не должен. Это глубокое заблуждение: человек приходит в этот мир для того, чтобы быть кому-то быть полезным, внимательным к окружающему миру», — сказал композитор ТАСС.

Багов, который со сказкой познакомился, когда поступило предложение озвучить ее текст, признался, что произведение произвело на него очень сильное впечатление. «Эта сказка запала мне в сердце. Я понял, что она рассказывает о важном состоянии человека, когда он может ошибиться во взаимоотношениях, и что нужно делать, когда ошибка уже совершена, как ее исправить, исправимо ли это. В сказке все заканчивается замечательно, а вот в жизни не всегда хорошо, и вот с этого момента начинаются великие недоразумения во взаимоотношениях между людьми, несчастья, войны. Мы не застрахованы от ошибок, но имеем возможность их осознать и не повторять», — считает актер и режиссер.

О проекте

В рамках проекта «Дом Шварца», который возглавляет внучка Евгения Шварца Мария Крыжановская, волонтеры работают по разным направлениям. В марте в рамках VI Международной Кавказской математической олимпиады совместно с Адыгейским госуниверситетом (АГУ) они организовали и провели в Майкопе математический квест «Интеграл по городу. Теорема Шварца». В октябре на базе АГУ пройдет Всероссийская научная конференция «Евгений Шварц и проблемы развития отечественной литературы XX века». Команда проекта обратилась в мэрию Майкопа с просьбой присвоить имя Евгения Шварца гимназии, в которой учился писатель, и части пешеходной аллеи по улице Пушкина.

Волонтеры также разработали путеводитель по шварцевским местам Майкопа и планируют установку на фасадах исторических зданий города QR-кодов со ссылками на записи из дневников писателя. Заявка на получения гранта для реализации проекта «Майкоп Евгения Шварца» разработана совместно с АНО «Культпросвет» и подана в Президентский фонд культурных инициатив.

Евгений Шварц уехал из Майкопа около 100 лет назад, в центре города сохранился дом, где жила его семья, статус памятника архитектуры получила гимназия, где он учился. Тем не менее, организаторы проекта отмечают недостаток внимания к личности сказочника и сценариста. Только в начале 2020 года на средства гранта в центральном парке культуры и отдыха Майкопа появилась композиция «Золушкина туфелька», ставшая первым посвященным Шварцу арт-объектом в Майкопе. Он отсылает майкопчан и гостей Адыгеи к блестящему сценарию к получившему мировую известность советскому художественному фильму «Золушка» (по мотивам одноименной сказки Шарля Перро), поставленному в 1947 году на киностудии «Ленфильм» режиссерами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро.

Семья Шварцев в 1902 году приехала в Майкоп, куда после полугодичного ареста по подозрению в революционной агитации среди рабочих Алафузовских фабрик в Казани под гласный надзор полиции был сослан отец писателя Лев Борисович. Будущему драматургу было тогда чуть более пяти лет. После окончания реального училища в 1913 году Евгений Шварц уехал из Майкопа в Москву поступать в университет.

В новость были внесены изменения (19:25 мск) — добавлены подробности по тексту, уточняются звания актера и режиссера Багова — народный артист Республики Адыгея, заслуженный артист РФ.

Рождество и Новый год по-прежнему любимые праздники! И пусть мы вынуждены сейчас жить в условиях ограничений и обходиться без традиционных мероприятий, если включить фантазию, можно порадовать себя и близких небольшим сказочным путешествием – куда-нибудь, где нет ковида, инфляции и прочих проблем. Туда, где совсем по-другому ощущается волшебная атмосфера приближающихся Рождества и Нового года…

Наш консультант: Арманд Муйжниекс, исполнительный директор Ассоциации замков и поместий Латвии, руководитель проекта «Метрика усадеб Латвии»

– Для рождественского однодневного путешествия отлично подойдет маршрут Рига – Цесис – Вецпиебалга – Рига – очень интересный и довольно познавательный.

Начнем мы его в Цесисе, где уже с 30 ноября в самом центре, на площади Роз (Rožu laukums), стоит городская елка. Красоты этого древнего города всем известны, но сейчас, в праздничном убранстве, Цесис выглядит особенно очаровательно. Ну а в маленьких магазинчиках Старого города вы наверняка найдете и что-то красивое, и что-то вкусное…



Удмуртская сказка два брата читать

Из Цесиса, следуя указателю, отправляемся в поместье Веселавас. Оно представляет собой усадебный комплекс, построенный в 40-х годах XIX столетия. Комплекс практически полностью сохранился; двухэтажное здание в форме буквы U с прилегающим к нему парком со всех сторон окружено рвом, чем напоминает средневековый замок. Есть здесь и свои легенды – например, о дочери одного из бывших владельцев, которая, подобно Майе – Розе Турайды, ослушалась деспотичного отца-барона и предпочла смерть ради любви.

Если же говорить о реальных людях, с которыми связано это место, то название свое оно получило от фамилии одного из бывших старейшин волости – Петериса Веселавскиса. Также усадьба связана с именами представителей известных российских дворянских фамилий – князем Никитой Трубецким и Анной Нарышкиной; они были друзьями и частыми гостями семьи не менее известного дворянского рода фон Кампенгаузенов, владевшего этой усадьбой на протяжении почти 200 лет.

Дзербене — «Землянички в снегу»



Удмуртская сказка два брата читать

Наш следующий пункт назначения – Дзербенская усадьба. Она была построена в конце XVIII века в стиле классицизма, а в конце XIX века к ней была пристроена башня в стиле неоготики. И если вы еще не приобрели подарки под елочку, это можно сделать здесь: в бывшем господском доме Дзербенской усадьбы работает мастерская сувениров и подарков «Землянички в снегу». Тут можно приобрести не только сувениры, созданные с большой любовью и фантазией, но и заказать персонализированные подарки, сувениры для мероприятий и другие красивые и оригинальные вещи. Ну а если вы путешествуете с сыновьями, то им могут дать примерить рыцарское доспехи. Правда, о своем посещении следует договориться заранее…

Банужу — место силы

Далее отправляемся в Скуйене. А по дороге очень советую сделать небольшую остановку возле археологического памятника местного значения – городища Банужу. Именно здесь, возле озера Банужу, тысячелетие назад стояло укрепленное деревянное городище, рядом бил священный источник, а неподалеку возвышался холм Яня калнс (Jāņa kalns), на вершине которого рос столетний дуб. Этот дуб тоже считался священным – рядом с ним приносились жертвы языческим богам.

Судя по источникам XIX века, городище Банужу, священный источник и Яня калнс с дубом составляли какой-то единый комплекс древнего места силы. Может быть, оказавшись в этом магическом месте, вы тоже почувствуете нечто такое, что вдохнет в вас мощный заряд силы и энергии?

Скуйене — церковь -«кинозвезда»

Здесь особого внимания заслуживает церковь Апшу. Она была построена в 1780 году буквально по образу и подобию крестьянского дома – с земляным полом, соломенной крышей (которая была заменена на деревянную только в начале XX века, и тогда же к церкви пристроили башенку), даже без сидений, – очень простая и аскетичная. И лишь столетие с лишним спустя, в 1893 году в ней появился орган и был обновлен алтарь.



Удмуртская сказка два брата читать

Эта церковь, несмотря на то что дерево не слишком долговечный материал, простояла более двух с половиной (!) столетий и стоит по сей день. Хотя, конечно, и для нее бурные события на протяжении этого времени не прошли бесследно; особенно сильно пострадала церковь в 60-е годы прошлого века, когда ее попросту разграбили: пропали уникальные старинные светильники, алтарные кубки и чаши, была осквернена крестильная купель. Тем не менее церковь выжила и сохранилась. И даже обрела популярность, когда в 1987 году ее использовали в качестве одного из объектов съемки создатели фильма «Айя» по мотивам трилогии Яниса Яунсудрабиньша. Это церкви пошло на пользу, поскольку для того, чтобы она смотрелась в кадре более презентабельно, создатели фильма обновили часть крыши церковного здания.

Гора Бреждя — и озера-«драчуны»

По меркам Латвии гора Бреждя, которую мы встретим на пути, – серьезная возвышенность: она поднимается на 255 метров над уровнем моря, а ее относительная высота – 40 метров. На вершине есть специальное место для пикника и отдыха.

В 2017 году на вершине горы Бреждя была открыта смотровая башня высотой 11 метров. Взобравшись на смотровую площадку, можно полюбоваться изумительными видами холмистой Видземе – горами Алауксту, Зоболу, Инеси, Элкас, покрытыми туманной дымкой лугами Вецпиебалги, особенно прекрасными во время восхода солнца или на закате.

Дальнейшая дорога ведет нас между двумя ландшафтными озерами – Алаукста и Инеша. Как следует из древней легенды, в очень-очень давние времена, когда озера еще летали по воздуху в поисках места, где окончательно разместиться, два озера – Инесис и Алаукстс, пролетая над Вецпиебалгой, заприметили одно и то же место, которое обоим очень приглянулось. Спор по поводу того, кто займет своими водами это место, быстро перешел в драку, в ходе которой Инесис отвесил Алауксту одну, но мощную оплеуху, а Алаукст в ответ выдал оппоненту семь затрещин.

Силы обоих озер-«драчунов» быстро иссякли, и они, не удержавшись в воздухе, плюхнулись практически рядом друг с другом. А затрещины, полученные ими в пылу драки, превратились в острова: получившее семь оплеух озеро Инесис обрело семь островов, а у озера Алаукста, пропустившего лишь один удар, появился лишь один остров.

Инеши — царский подарок

Следующий объект на пути – Вецпиебалгское поместье в Инеши. Когда-то оно в буквальном и переносном смысле стало царским подарком: Петр Первый подарил поместье одному из своих верных сподвижников, графу Борису Шереметьеву.



Удмуртская сказка два брата читать

В конце XVIII века здесь был построен великолепный господский дом, по сути, настоящий дворец. В 1905 году, подобно многим дворянским имениям, поместье серьезно пострадало в ходе народных волнений, однако позже было успешно отреставрировано. Сейчас в здании бывшего графского владения располагается Инешский волостной совет.

Гостям предоставляется возможность увидеть, как создаются изделия из фарфора, осмотреть экспозицию, на которой представлены изумительные фарфоровые произведения искусства, а также приобрести сувениры или сделать индивидуальный заказ.

Кстати, расписывать фарфор очень нравится детям – и такую возможность предоставляет студия по росписи фарфора, которая также находится во дворце Вецпиебалгской усадьбы. Правда, чтобы осмотреть дворец изнутри и поучаствовать в создании фарфорового шедевра в студии, нужно договориться заранее.

Кална Кайбены — «Времена землемеров»

Даже если вы не читали роман «Времена землемеров» («Mērnieku laiki») и не видели одноименный фильм, снятый по роману в 1968 году (в главных ролях: Вия Артмане, Гунар Цилинскис, Эдуард Павулс, Эльза Радзиня), то наверняка что-то слышали.

Теперь на нашем маршруте можно увидеть, где именно создавали свой замечательный роман братья Рейнис и Матисс Каудзите.

Оба брата были просветителями, народными учителями, авторами не только упомянутого романа, но и учебников по всеобщей истории, географии, а также латышской орфографии и грамматике. Матис Каудзите также перевел на латышский язык несколько стихотворений Пушкина и Лермонтова. Ну а Кална Кайбены, где они жили и работали, – это типичное для Видземе сельское подворье. В XIX веке оно служило сельской школой, где и преподавали братья Каудзите.

Эргли — Тизенхаузен, Блауманис, Юрьяны…

С именами людей, оставивших глубокий след в латышской культуре, связан и наш следующий пункт – Эргли. Мы – в долине реки Огре, в красивом парке. На левом берегу Огре – гора Сканстес, а если перейти реку по пешеходному мосту, то мы попадем на Старое, или Блауманское, кладбище; здесь похоронены писатель Рудольф Блауманис, музыканты Юрьянсы и другие выдающиеся люди, жившие и творившие в этих краях.

А в центре Эргли – развалины древнего замка, который впервые упоминается в исторических документах с 1341 года: замок принадлежал известному рыцарскому роду Тизенхаузенов, которые завершили его строительство в 1397 году. Кстати, у замка, от которого сегодня остались одни руины, вы увидите скульптуры двух каменных собак; по местной легенде, эти два четвероногих стража окаменели на боевом посту, охраняя сокровища баронов Тизенхаузенов…

Кейпене — мир кино

Это место не слишком известно широкой публике, но любителям киноискусства стоит здесь остановиться хотя бы ненадолго. Сейчас здесь работает единственная в мире публичная выставка, посвященная великому гению кино, режиссеру Сергею Эйзенштейну. Экспозиция в Кейпене была открыта в рамках международного кинофорума «Арсенал». Президенту «Арсенала» Аугусту Сукутсу еще в 2000 году пришла идея поставить в Кейпене аэронавигационный действующий маяк и установить на нем почтовые ящики с именами великих людей кино. Здесь можно найти имена Андрея Тарковского, Жан-Люка Годара, Эдуарда Тиссе, Александра Довженко, Алексея Германа, Мерилин Монро и других известных людей из мира кино… И каждому из них можно отправить письмо!



Удмуртская сказка два брата читать



Удмуртская сказка два брата читать

Малпилс — как Феникс из пепла…

Достойным финалом нашего рождественского путешествия станет Малпилсское поместье. Здесь не просто красиво – здесь замечательно! Зимой здесь есть на что посмотреть, а главное – проникнуться духом веков, в течение которых строился, погибал и снова воскресал этот замок…



Удмуртская сказка два брата читать

Первые письменные упоминания о Малпилсском замке Ливонского ордена относятся к 1413 году, хотя появился он явно гораздо раньше. Правда, тот, первый замок находился примерно в километре от нынешнего поместья. Во время польско-шведской войны отступающая польская армия взорвала стены замка; в 80-х годах XVII века в ходе редукции поместье Малпилс перешло в собственность государства, а в 1753 году российская императрица Елизавета подарила его супруге полковника Мелгунова и некой г-же Штраус. Тогда же было построено новое здание – Господский дом, где разместились владельцы поместья. Именно там он находится и по сей день.

Кто только не владел впоследствии этим поместьем! Владельцы менялись, как в калейдоскопе: его передавали в наследство, продавали с аукциона, покупали, закладывали…

В 1905 году во время революционных погромов поместье было сожжено, однако уже через два года его владелец, на тот момент Александр фон Гроте, вернулся и начал работы по восстановлению, пригласив для этого выдающегося архитектора Вильгельма Бокслафа. Реконструкция длилась четыре года; в 1920 году в здании разместилась Малпилсская шестилетняя основная школа, а в 1929 году поместье было передано Латвийскому национальному обществу отставных военнослужащих. В 1935 году поместье было снова продано – на этот раз частному лицу, а в 1940 году поместье было национализировано.



Удмуртская сказка два брата читать

В годы СССР здесь размещались: Гидромелиоративный и строительный техникум (до 1965 года), затем – администрация совхоза, а год спустя – Музей земледелия и мелиорации. В 1992 году Малпилсское поместье было возвращено в рамках денационализации. В 2006 году здесь была начата реставрация, которая завершилась два года спустя. И сегодня Малпилсское поместье, подобно Фениксу, восставшему из пепла, радует местных жителей и гостей своей красотой.

Если у вас осталось еще немного сил, то можно напоследок прогуляться по Природной тропе, которая была недавно открыта в Малпилсе: этот живописный 6,5-километровый маршрут ведет от средневекового замка вдоль левого берега Мергупите до хутора Skulmes. На маршруте в некоторых местах установлены деревянные мостики и специально оборудованы места для пикника. А еще обязательно захватите с собой фонарики и свечки – все-таки Рождество!

Марина БЛУМЕНТАЛЬ.

Фото: А. Муйжниекс, А. Ошиньш, архив редакции.

В одной деревне старик со старухой жили. Сильно они бедствовали, хлеб ели не досыта.

Собрала как-то старуха последние дровишки — печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет.

Говорит старуха старику:

— Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби берёзу — лучины запасём.

Старик взял топор и поплёлся в лес. Стал для рубки березу высматривать.

Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую берёзу.

Подошёл поближе к берёзе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на берёзе зашелестели, ветки зашевелились. Нагнулась берёза к старику и заговорила человечьим голосом:

— Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо — всё у тебя будет.

Старик испугался, даже топор из рук выронил.

«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!»- подумал старик.

Не тронул он берёзу. Вернулся домой и говорит старухе:

— Принёс бы я тебе хороших полешек на лучину, да берёза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо — всё у тебя будет». Ну, я и послушался.

— А! Не хочет берёза, чтобы её рубили, — закричала старуха,- так поди наломай её веток — нашим ягнятам корм будет!

И прогнала старика обратно в лес.

Старик сразу увидел красивую берёзу. Подошёл к ней, поклонился и сказал:

— Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!

— Не руби меня,- говорит берёза, — и ветки мои не ломай. А что просит старуха — всё у неё будет!

Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.

Пришёл домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!

— Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!

А старуха как накинется на него:

— Почему только лучину у берёзы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай проси дров!

С бранью да с криками выгнала старика из дому.

Старик взял топор и опять в лес пошёл.

Доплёлся до берёзы, поклонился ей и стал просить:

— Дай мне, красавица берёза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!

— Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет,- говорит ему берёза.

Старик обратно домой отправился.

Подошёл к дому, глянул — диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:

— Почему только дров у берёзы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай, муки проси!

— Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.

Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.

— Делай,- кричит,- что тебе приказано!

Взял старик топор и опять в лес пошёл. Пришёл, поклонился красавице берёзе и стал причитать:

— Красавица ты моя, белая берёза! Старуха опять прислала меня к тебе — муки просить. Коли можешь, помоги, дай сколько-нибудь!

— Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет,- ласково сказала берёза.

Старик обрадовался, скорее домой зашагал.

Вернулся он, пошёл в амбар. Не верится ему, что у него будет мука.

Вошёл в амбар, глядь — амбар полон мукой доверху!

Стало старику так радостно, так весело, что забыл он всё прежнее горе да нужду.

«Ну, — думает,- теперь всегда сыты будем!»

А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:

— Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!

Ударила его коромыслом и выгнала вон.

Бедный старик повесил голову и опять поплёлся в лес.

Подошёл к берёзе, поклонился ей и стал причитать:

— Красавица берёза! Меня моя старуха опять к тебе послала — требует два сундука золота…

— Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет,- сказала берёза.

Пошёл старик. Подошёл он к избе, заглянул в окно и видит — сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблёскивают! Зашёл он в избу, смотрит — возле стола два сундука стоят, золотом полны.

Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.

— Надо спрятать золото понадёжнее, чтобы никто не увидал!- говорит старуха.

— Надо, надо!- отвечает старик.- Не то узнают, что у нас столько золота,- просить будут пли отнимут!

Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе.

Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не даёт им покоя ни днём, ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.

Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала. Говорит она старику:

— Иди, старик, к своей берёзе, попроси у неё, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!

Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел он красивую берёзу, поклонился ей и стал просить:

— Сделай ты нас, красавица берёза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!

Зашумела берёза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:

— Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!

Вернулся старик домой, открыл двери.

— Ну,- говорит,- обещала берёза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!

И только сказал, как покрылись и сам он и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли — только зарычали громко.

Так-то вот и стали они оба медведями.

arrow prev

arrow

  • Удмуртская сказка лентяйка читать
  • Удмуртская сказка ленивый захар
  • Удмуртская сказка как произошли медведи
  • Удмуртская сказка индюк утка и другие
  • Удлинитель или удлиннитель как правильно пишется