4.1.Название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «журнал», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «картина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Пример с ошибкой | Комментарий причин | Правильный вариант |
В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение. | Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, название, заключённое в кавычки, если перед ним стоит родовое понятие — нарицательное существительное «журнал». | В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение. |
В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы. | Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, название, заключённое в кавычки, если перед ним стоит родовое понятие — нарицательное существительное «ода». | В оде А. С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы. |
Запомните: название, заключённое в кавычки и данное ПОСЛЕ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.). должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Примечание:
Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), изменяется по падежам.
Примеры: В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей. Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.
Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ
После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Пример с ошибкой | Комментарий причин | Правильный вариант |
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека. Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием. Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не ле- том, а зимой. | После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и упот- ребляться только в дательном падеже: в данных предложениях по- сле предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употреблена форма родительного падежа (ЧЕГО?). | Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниЯМ человека. Согласно сложившимся на флоте традициям, переход через экватор считался знаменательным событием. Работу на проливе решено было вести, вопреки установившимся правилAM, не летом, а зимой. |
Запомните:
Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным падежом:
одержать победу благодаря (ЧЕМУ?) твоему совету; действовать согласно (ЧЕМУ?) указаниям друга;
прийти вопреки (ЧЕМУ?) моему желанию; мечтать подобно (КОМУ?) сказочному герою;
поступить наперекор (ЧЕМУ?) совету родителей; броситься наперерез (КОМУ?) скачущему коню.
Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда пострадали люди». В данном случае уместно использование непроизводного предлога ИЗ-ЗА.
После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.
Пример с ошибкой | Комментарий причин | Правильный вариант |
По прибытию в Москву онпочувствовал себя плохо. По окончанию курсов английского языка я получил сертификат. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить. По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь. | В этих предложениях пред- лог ПО имеет значение «после чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа. | По прибытии в Москву он почувствовал себя плохо. По окончании курсов английского языка я получилсертификат. По завершении строительства рабочие оставили наобъекте идеальный порядок. По истечении срока действия загранпаспорта еготребуется продлить. По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. По прилётЕ в Москву следует посетить Красную площадь. |
Запомните: по прибытии, по окончании, по завершении, по истечении по приездЕ, по прилётЕ.
Довольно часто в тестах ЕГЭ в этом задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола.
Глагол | Вопрос к имени существительному | Выбор правильной форма падежа |
ОПЛАТИТЬ | что? нельзя: за что? | оплатить телефон, оплатить проезд (нельзя сказать: оплатить за телефон, оплатить за проезд) |
УКАЗЫВАТЬ | на что? нельзя: о чём? | указывать на эти недостатки (нельзя сказать: указывать об этих недостатках) |
ПРИЗНАТЬСЯ | в чём? нельзя: о чём? | признаться во всём (нельзя сказать: обо всём признаться) |
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ | чему? нельзя: на что? | уделять внимание изучению (нельзя сказать: уделять внимание на изучение) |
ОТЧИТАТЬСЯ | в чём? нельзя: о чём? | отчитаться в проделанной работе (нельзя сказать: отчитаться о проделанной работе) |
СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ | по ком? нельзя: по кому? | грустить по вас, скучать по нас (нельзя сказать: грустить по вам, скучать по нам) |
ПОРАЖАТЬСЯ | чему? нельзя: чем? | поражаться твоему терпению (нельзя сказать: поражаться твоим терпением) |
УПРЕКАТЬ | в чём? нельзя: чем? | упрекать в неоправданном бессердечии (нельзя сказать: упрекать неоправданным бессердечием) |
УДИВЛЯТЬСЯ | чему? нельзя: чем? | удивляться рассказам (нельзя сказать: удивляться рассказами) |
УСТАНОВИТЬ | что? нельзя: о чём? | установить причины аварии (нельзя сказать: установить о причинах аварии) |
Следует запомнить управление при следующих именах существительных: Заведующий (чем?) кафедрой, лабораториейУправляющий (чем?) банком, фирмой Отзыв (о чём?) о книге, о публикации Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию
6. Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕ-
МЫМ
6.1. В сложноподчинённых предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «ВСЕ, КТО …», при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при подлежащих ТЕ (ВСЕ) глаголы-сказуемые употребляются во множественном числе.
Пример с ошибкой | Комментарий причин | Правильный вариант |
Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего островатянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. | Подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множественного числа «видели». | Те, кто бывал в Кижах, видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. |
Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел. | Подлежащее «кто» должно употребляться с глаголом-сказуемым в форме единственного числа «бывал». | Все, кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел. |
Запомните:
подлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе; подлежащее КТО + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе.
Олеся Ахмеджанова
Скоро Новый год. И кто-то вовсю готовится и распевает праздничные песни, а кто-то — до сих пор не нарядил елку и чувствует, что ничего неохота. Как быть? Читать рождественские рассказы. Короткие, емкие, сильные — идеальный формат для этого суматошного времени.
Сделали подборку из десяти рождественских произведений: Набоков, Вудхаус, Капоте, Бакман, Линор Горалик и другие — выбирайте, что вам по душе, читайте и создавайте праздничное настроение.
Кто придумал рождественские рассказы
Но сначала быстро расскажем о том, кто придумал рождественский рассказ и что в нем такого особенного.
Рождественские повести и рассказы были популярны в XIX и начале ХХ веков. В этом жанре писали и в России, и в Европе, и в Америке. Такую литературу обычно называли календарной, так как она приурочена к определенной праздничной дате.
Основателем европейского рождественского рассказа был, конечно, Чарльз Диккенс. Самое известное его произведение — «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями». У рассказов Диккенса была своя структура: у него всегда случалось чудо, которое удивляло всех героев. Затем это чудо помогало героям преобразиться и стать лучше. А в конце читателей ждала мораль: автор объяснял, как стоит себя вести и почему не стоит быть злыми, жадными и неприветливыми людьми.
В России всё было немного иначе: у нас главным рождественским хитом была «Ночь перед Рождеством» Николая Васильевича Гоголя. И там всё было иначе: чудо вовсе не являлось чем-то из ряда вон выходящим — оно отлично соседствовало с обыденной жизнью. Развязка у Гоголя была счастливой, а в конце не был никакой морали и поучений. Только чистое веселье и карнавал нечисти: черты, ведьмы и летающие вареники.
Как написать историю про чудо
Рождественские рассказы писали многие известные авторы: Николай Лесков, Федор Достоевский, Антон Чехов, Анатоль Франс, Сельма Лагерлеф, Леонид Андреев, Владимир Набоков, О’Генри, Туве Янссон… Это далеко не полный список, который с каждым годом становится всё больше.
Список авторов слева направо: Трумен Капоте, Астрид Линдгрен, Агата Кристи, Владимир Набоков, Анатоль Франс, Сельма Лагерлеф
С одной стороны кажется, что написать рождественский рассказ очень просто. Берем праздник, чудо и превращаем грустных людей в счастливых. На деле же всё оказывается гораздо сложнее.
В 2010 году в России вышел сборник современных рождественских рассказов. Дмитрий Быков, писатель и литературный критик, написал на эту книгу рецензию: сборник ему не понравился. И Быков объяснил, почему:
«Рождественский, святочный, пасхальный рассказ — жанр сильной литературы, признак ее расцвета, и не зря основоположником модернизированного святочного рассказа в Европе стал Диккенс, с которого начался беспрецедентный расцвет британской прозы: такая пятерка гениев, как Честертон, Киплинг, Стивенсон, Уэллс и Уайльд, сделала бы честь любой стране, и каждый из них упражнялся в святочном жанре.
Рождественский рассказ немыслим без ощущения чуда, а чудо хоть и рождается подчас из банальностей, — и даже заметней на их фоне, — но не сводится к ним, не может ими ограничиться. Недостаточно прокламировать умиление — нужно добиться скрещения, стыка, особенно в наши трезвые времена».
От Набокова — до Бакмана
Рассказываем, что бы такого почитать, чтобы появилось ощущение светлой грусти, теплоты и чуда — не приторного, а настоящего.
«Рождество в Смоланде в давние-предавние дни», Астрид Линдгрен
Рождество 1913 года из детства самой Астрид. Юная писательница, которой было всего шесть лет, и её брат Гуннар накануне сочельника отправляются с папой в лес за рождественской елкой.
Источник
«Мои сапожки… они были так чудесны и так абсолютно мне впору. И абсолютно в меру коричневые. После того как все получили подарки, нам раздали апельсины и орехи. Мама разрезала апельсины на четыре части, они были жутко кислыми, но мы ели апельсины только на Рождество, и они казались нам чудесными».
Читать→
«Воспоминания об одном Рождестве», Трумен Капоте
Семилетний мальчик и его дальняя родственница, которая годится ему в бабушки, готовятся к Рождеству: пекут пироги, выбирают ёлку, украшают её самодельными игрушками, мастерят друг для друга подарки.
«Плита, набитая углем и поленьями, светится, словно фонарь из выдолбленной тыквы. Прыгают венички, сбивая яйца, крутятся в мисках ложки, перемешивая масло с сахарным песком, воздух пропитан сладким духом ванили и пряным духом имбиря; этими тающими, щекочущими нос запахами насыщена кухня, они переполняют весь дом и с клубами дыма уносятся через трубу в широкий мир. Проходят четыре дня, и наши труды закончены: полки и подоконник заставлены пирогами, пропитанными виски, — всего у нас тридцать один пирог».
Слушать→
Читать→
«Рождество», Владимир Набоков
Вряд ли Слепцов думал, что проведет Сочельник, разбирая бумаги, сачки и прочие принадлежности увлечения умершего сына. Кажется, никакой надежды нет, и жить больше незачем. Но даже тогда жизнь способна сотворить маленькое, почти незаметное чудо.
«Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственной расчищенной тропе в эту слепительную глубь. Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы. Он заметил даже, что оснеженный куст похож на застывший фонтан, и что на склоне сугроба — песьи следы, шафранные пятна, прожегшие наст».
Слушать→
Читать→
«Елка Митрича», Николай Телешов
Добрый и светлый рассказ Николая Дмитриевича Телешова о том, что хотя бы раз в году каждый из нас может ненадолго стать самым настоящим волшебником и подарить праздник, сказку и радость другим людям.
«Как только стемнело, елку зажгли. Запахло топленым воском, смолою и зеленью. Всегда угрюмые и задумчивые, дети радостно закричали, глядя на огоньки. Глаза их оживились, личики зарумянились, и, когда Митрич велел им плясать вокруг елки, они, схватившись за руки, заскакали и зашумели. Смех, крики и говор оживили в первый раз эту мрачную комнату, где из года в год слышались только жалобы да слезы. Даже Аграфена в удивлении всплескивала руками, а Митрич, ликуя от всего сердца, прихлопывал в ладоши да покрикивал:
— Правильно, публика!.. Правильно!»
Слушать→
Читать→
«Настоящая, живая, за 990», Сэра Норб
Рассказ о том, как в семье потерялся мальчик. Дед отправляется на поиски малыша и неожиданно понимает, что не бывает чужих детей.
«На улице было светло, морозно, безлюдно. Под ногами бодро скрипел снег, Алексей Иванович быстро шагал, он забыл о том, что ноги болят и можно поскользнуться. Почему-то было не страшно ни за себя, ни за внука, он был уверен, что тот в парке, наоборот даже, деда подстегивал азарт: „Первым найду пацана!“
Да и вообще, он ему не настоящий внук, не родной. Они знакомы всего-то месяц»
Читать→
«Три новеллы», Фредерик Бакман
Три короткие истории о самом важном. Своего рода сказки для взрослых. Бакман верен себе — он снова говорит простыми словами о самом важном: о смысле жизни, о смерти, о безжалостном времени и человеческой памяти.
«Болтающиеся ноги Ноя не достают со скамейки до земли, но голова достает до космоса, поскольку прожитая им жизнь еще слишком коротенькая, чтобы привязать его мысли к земле»
Слушать→
Читать→
«Дживс и дух Рождества», Пелам Вудхаус
Тетя Агата приглашает Берти к себе на Рождество. Не то чтобы Берти так уж жаждал увидеть свою суровую родственницу, от которой он обычно старается держаться подальше, — просто он вынашивает планы страшной мести одному из гостей тетушкиного дома.
Источник
«Леди Уикэм, дама с незабываемым носом, до оторопи похожая на тетю Агату обводами корпуса, встретила меня вполне дружелюбно, а ее дочь Роберта была так радушна, что в моем сердце, должен признаться, задребезжали давно затихшие струны. Что до сэра Родерика, то он, похоже, проникся рождественским духом до неприличия. При мимолетной встрече со мной у него дернулся уголок рта — видимо, так он представляет себе улыбку, — и он произнес: „Ага, молодой человек“»
Слушать→ (сборник)
Читать→
«Новогодний подарок», Виктор Драгунский
Виктор Драгунский — автор знаменитых «Денискиных рассказов». Его рассказ «Новогодний подарок» — о том, как главный герой ждет маму, которая не была дома уже десять дней. Мама возвращается перед новым годом и приносит самый необычный подарок.
— А на кого она похожа?
— На тебя,— сказала мама.
— А вот и нет! — воскликнул папа.— Она в своей косыночке очень смахивает на симпатичную народную артистку республики Корчагину-Александровскую, которую я очень любил в молодости. Вообще я заметил, что маленькие дети в первые дни своей жизни все бывают очень похожи на прославленную Корчагину-Александровскую. Особенно похож носик. Носик прямо бросается в глаза.
Слушать→
Читать→
«Приключение рождественского пудинга», Агата Кристи
Домочадцы поместья Кингс-Лэйси и их друзья собрались, чтобы отметить Рождество и отведать традиционный английский пудинг. Эркюль Пуаро едет туда в качестве гостя. Но он еще не подозревает, что ему придется столкнуться с одним из самых необычных дел в своей практике.
«Все измельчало, в том числе и посуда. Бог ты мой, сэр, да что далеко ходить? Попробуйте купить обычную сковородку приличных размеров, чтобы в ней умещалось хотя бы восемь или десять яиц с беконом. Ах, теперь все не так, как прежде»
Слушать→ (фрагмент)
Читать→
«Пять историй про елочку», Линор Горалик
Пять коротких зарисовок про Новый год — от смешных до трагических. Новогоднее чудо здесь лишь намечено штрихами, но, возможно, сейчас это самый адекватный способ говорить о чудесном.
«Ночью родители слышат — хороший мальчик П. лежит в темноте и что-то бормочет. Подошли тихонько к двери, а там: „Дорогой Дедушка Мороз, заступись за меня перед родителями, пусть услышат мои молитвы, подарят мне планшет и не таскают по холоду на каток“. И очень обрадовались, что у ребенка жива вера в Деда Мороза».
Читать→
Конечно, отличных рождественских рассказов намного, намного больше. Пишите в комментариях, какие книги помогают вам немножко поверить в чудо в преддверии новогодних праздников.
Обложка: unsplash