Удалось ли кому нибудь перехитрить лису в сказках

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 56-64. укм школа россиираздел устное народное творчество.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы? 

Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

Ножка топает топ-топ.

Ручку хлопает хлоп-хлоп.

Вот пойдём с тобой танцевать,

Громко песенки распевать.

На окне сидел котище,

Под окном стоял барбос.

Целый день хозяйка ищет

Толстый хвост и мокрый нос.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…

Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.

Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?

В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

5. Пословицы рассыпались. Собери их.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Делу время — а потехе час.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

Первый рассказ называется «Собака на сене»

В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».

В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».

Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса

Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса

Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.

Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?

Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

Лиса обманывала медведя, волка, козла.

Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.

Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

11. Попробуй описать героев из следующих сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.

Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.

«Каша из топора»

Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.

Старуха жадная, глупая, негостеприимная.

«Лиса и журавль»

Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.

Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.

«Гуси-лебеди»

Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.

12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?

В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.

В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.

В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.

Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.

14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?

Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.

На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.

15. Определи присказку:

Присказки: 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.

16. Угадай из какой сказки взяты строки.

Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

17. Как подготовиться к выразительному чтению?

Порядок подготовки к выразительному чтению:

  1. Определить, какие чувства надо передать.
  2. Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
  3. Просмотреть знаки препинания.
  4. Выбрать тон и темп чтения.
  5. Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.

18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:

Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.

В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.

19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.

В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.

Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253




В






статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.



Ключевые слова:



сказки о животных, трикстер, тотемизм.

Трикстер (от англ. trick — «хитрость», «обман», «фокус») — это обманщик, хитрец, плут, ловкач, добивающийся своих целей при помощи ловкого трюка [28, с. 40]. Самый известный трикстер — братец Кролик из «Сказок дядюшки Римуса». «Сказки дядюшки Римуса» (1880) написаны на основе негритянского фольклора, услышанного Джоэлем Харрисом от рабов на плантации, где он четыре года работал «мальчиком на посылках» за питание, одежду и проживание у плантатора и владельца газеты «The Countryman» Джозефа Эдисона Тёрнера [33, с. 7]. Сказки, рассказанные Д. Харрисом, почти полностью повторяют сказки афроамериканцев, которые появились в Америке как «живой товар» — рабы. Так, в сборнике «Сказки народов Америки» есть использованные Харрисом истории про братца Кролика, братца Черепаху, братца Лиса, братца Опоссума и др.: сказка про смоляного человечка, про то, как братец Кролик и братец Черепаха бегали наперегонки, как братец Черепаха оказался сильнее всех, как братец Лис охотился, а добыча досталась братцу Кролику.

Трикстером является самый слабый зверь и побеждает он не с помощью силы, а с помощью хитрости и ума. Это животное — «перевёртыш». Так, заяц в одной из сказок подслушал разговор кита и слона — самых больших и сильных животных, — которые задумали подчинить себе всех зверей. Тогда заяц подошел к киту и попросил у него помощи: вытянуть из болота увязшую корову и дал ему веревку, другой конец которой он дал слону, также попросив его помочь вытащить корову. Слон и кит тянули веревку в разные стороны, и каждый из них думал, что тянет корову. Но когда слон и кит, наконец, столкнулись друг с другом, они очень разозлились и, стремясь доказать друг другу свою силу, стали тянуть веревку еще сильнее. Веревка разорвалась, а кит и слон, разозлившись друг на друга, больше никогда не встречались. Так заяц перехитрил двух великанов, которые собирались господствовать над всеми животными [9, с. 31–34].

Чаще всего трикстером является именно кролик или заяц. В бразильской сказке «Ягуар и кролик» кролик — единственный из всех животных, кто смог очистить от крапивы поле ягуара в обмен на быка. Поле пытались прополоть более сильные звери — олень, обезьяна — но всех их прогонял ягуар за то, что они чесались и отвлекались. Но кролик трогал себя лапой, спрашивая: «А где у твоего быка пятно? Тут? Тут? Тут?». Так он и почесался, а ягуар не догадался о хитрости. Когда ягуар хитростью вернул себе быка и съел, кролик заманил ягуара в ловушку, сказав: «Дай я тебя привяжу, летит страшный ураган». Ягуар позволил себя привязать. Кролик ушел. Причем все звери его хорошенько истрепали, только добрый кролик его освободил. Но когда коварный ягуар хотел его схватить, кролик спрятался в яме. Ягуар ушел за лопатой, оставив цаплю караулить его, однако кролик опять перехитрил ягуара, бросив в глаза цапле песок, а затем убежал [41, с. 82–85].

Зайцу из вьетнамской сказки «Как заяц стал властителем джунглей» удалось победить льва, которому каждый день на обед присылали кого-нибудь из зверей. Заяц сказал льву, что в реке живет огромный неведомый зверь. Лев подошел к реке и, увидев свое отражение, бросился в реку и утонул [14, с. 260–265].

Другой распространенный трикстер — паук. Суданская сказка «Хитрый паук» рассказывает о том, как в голодное время паук пришел к слону и сказал, что его послал гиппопотам, у которого вдоволь рыбы, чтобы сварить себе обед, но нет ни одного зернышка, чтобы испечь лепешку. «Не дашь ли ты ему немного зерна?» — спросил паук. Слон приказал насыпать 100 корзин зерна и отнести гиппопотаму. Когда носильщики донесли зерно до реки, паук сказал, что теперь он сам управится. Когда слоны ушли, паук позвал своих детей и жену и велел перетаскать все зерно к себе. Гиппопотаму же он сказал, что у слона много зерна, но нет рыбы и он просит гиппопотама прислать ему рыбы. Гиппопотам прислал для слона 100 корзин с рыбой. А паук опять велел носильщикам уходить, а сам вместе с семьей перетаскал всю рыбу себе [40, с. 82–89].

Паучок Ананси — один из самых известных трикстеров. В одной из сказок в споре о том, кто самый старший из живых существ победил паук Ананси, сказав, что когда он родился, не было даже земли, и негде было похоронить его отца, и он похоронил его в своей голове [1, с. 44–46]. В другой сказке в споре, кто лучше соврет, опять побеждает Ананси, сказав, что в прошлом году он посадил кокосовую пальму. Через месяц она выросла, паук срезал с пальмы 3 ореха, из одного вылетела муха, из другого комар, из третьего — бабочка. Раз дерево, на котором они выросли, принадлежало пауку, значит, теперь эти насекомые также принадлежат ему, но они разбежались. «А теперь я нашел вас и съем», — сказал Ананси. И бабочка, комар и муха не смели возразить, так как тогда они проиграли бы спор [29, с. 47–50].

Трикстером в некоторых сказках может быть шакал. Рассмотрим сказку «Как хитрый шакал обманул лесных зверей»: шакал не строил с другими животными запруду на реке во время засухи, но постоянно приходил за водой, набирал кувшин, купался, мутил воду. Лев велел поймать шакала и проучить. Обезьяну он обманул, а вот черепаху не смог. Она обмазала панцирь липкой смолой и спряталась в воду, шакал прилип. То ест на хитрого трикстера всегда находится еще более ловкий хитрец (мотив «одного хитреца перехитрил другой хитрец»). В конце концов шакала решили убить, но он попросил сам выбрать себе смерть. Он попросил намазать жиром свой хвост, а гиена должна была со всего маху стукнуть его об камень, но хвост выскользнул из пасти гиены, и шакал убежал [19, с. 90–94].

Часто в роли трикстера выступает петух. Сказка народа хауса «Умный петух»: шел петух на поминки, навстречу ему — кот. Захотел кот съесть петуха и говорит: «Возьми меня с собой». Петух догадался об умысле кота и сказал, что с ним уже идет собака. Кот убежал [37, с. 62].

В персидской сказке «Лиса и петух» лиса хочет сманить и съесть сидящего на дереве петуха обманом, что, мол, падишах издал указ зверям не обижать друг друга, но петух оказался хитрее коварной лисы и говорит: «Гулять хорошо компанией … Подожди немножко, пусть подбегут те звери, что несутся сюда … похожи на волков, только уши и хвосты длинней». Испугалась лиса овчарок и убежала, оставив петуха в покое [24, c. 616–617].

У индейцев трикстером, правда, не всегда удачливым, был койот: он смог победить старую ведьму, обуздать ветер, но с кроликом справиться не смог [21, с. 38–39; 15, с. 45–46; 16, с. 46–47]. В сказке «Койот в дупле» герой спрятался от ветра в дупле большого кедра и стал отдавать дереву приказы «Дерево, повернись!», «Дупло, закройся!», «Дупло, откройся!» Кедр разозлился и закрыл дупло. Койот попросил дятла продолбить выход, но дятел успел сделать лишь маленькую щёлочку, как койот схватил его, чтобы съесть. Птица сумела вырваться и улететь, но койоту больше неоткуда было ждать помощи, и он начал сам себя разрывать на кусочки и выбрасывать в щёлочку. Когда он выбрался, не смог найти второго глаза. Тогда койот зашёл в дом к одной старухе и угостил её кузнечиками. Старухе угощение понравилось, и она попросила показать, где их добыть. «Я не могу показать тебе кузнечиков без глаза», — ответил койот и попросил сделать ему глаз. Старуха сделала ему глаз из уголька. Койот забрал свой новый глаз и убежал [20, с. 307–311].

Трикстерами также могли быть: богомол у бушменов, гиена у готтентотов, лис у фульбе, гереро, антилопа, королёк и обезьяна у конго, свинья у маконде, суслик у капсики, лягушка у тангале, ястреб у нзаколе [28, с. 40].

Все трикстеры действуют схожими методами, не зависимо от места происхождения сказки. Рассмотрим приемы животного-трикстера, с помощью которых он обводит противника вокруг пальца.

Первый прием — это использование тайного помощника. Как правило, тайного помощника призывает животное, которое не является очевидным трикстером, оно как бы находится в тени главного героя (это указывает на его жизненный опыт, понимание необходимости затаиться, не выставляться), но в нужный момент одурачивает его. Например, в сказке про паука и обезьяну хитрый паук набирает зверей в работники. За это их должна кормить жена паука. Но она была всего на всего смоляной фигуркой, поэтому не могла дать им еду. Звери били её, прилипали к ней, а паук съедал их. Только хитрая обезьяна сказала, что не умеет бить. Паук решил показать, как бить, ударил «жену» и сам приклеился. Его съела обезьяна [28, с. 40–43].

Именно более опытный, но не заметный с первого взгляда трикстер часто использует для своей победы тайного помощника. У Д. Харриса говорится, что братец Кролик был хитрее братца Волка, братца Опоссума и Старого Лиса, но не хитрее братца Черепахи [38, с. 120]. Хитрость братца Черепахи как раз и связана с тем, что он не выставляет ее напоказ, а действует скрытно. Братец Черепаха обманул однажды братца Кролика [38, с. 89] в соревновании на скорость. Кролик упражнялся каждый день, а братец Черепаха лежал в болоте. У него была жена и четверо детей, все точь-в-точь похожи на братца Черепаху. Они все встали у назначенных мест, а сам братец Черепаха спрятался за последним столбом. Подбегает к столбу кролик, а братец Черепаха вылез из-за столба и говорит: «Дайте дух перевести» и забрал себе деньги. Этот сюжет часто повторяется в разных сказках. В кхмерской сказке «Приключения зайца» заяц, известный своими проказами и хитростью, спорит со слизняками, кто быстрее обежит вокруг пруда. Слизняки распределили между собой места вдоль берега, и как заяц не ускорял бег, слизняки всегда оказывались впереди [31, с. 342–351]. Такое же соревнование могут устроить заяц и черепаха, заяц и ёж, стервятник и черепаха [35, с. 463–465], а также лягушка и улитка. В русской сказке «Лиса и рак» рак прицепился к лисе на хвост, а когда лиса прибежала, он отцепился и сказал: «А я тебя здесь давно жду». Иногда помощник нужен трикстеру не для победы в соревновании, а для более масштабных целей, например, чтобы стать правителем всех зверей. В сказке народа ламба звери решали, кому быть вождем. Хитрый заяц подготовился заранее, посадив на дерево своего брата. Он предложил узнать мнение небес. Звери по очереди спрашивали небеса, кому быть вождем. Но каждый раз ответом было только молчание. И только когда заяц закричал: «Кому быть вождем?» последовал ответ: «Тебе, почтенный заяц».

Еще один признак, по которому можно узнать трикстера, — сваливание им без всяких угрызений совести своей вины на другого, более простодушного, героя. В «Сказках дядюшки Римуса» есть история, в которой говорится, как братец Кролик, братец Лис и братец Опоссум решили держать все свои запасы вместе в одном чулане, но у чулана прохудилась крыша, и друзья решили починить её. Герои захватили с собой обед, сложили его в одну кучу, а масло, чтобы не растаяло, опустили в колодец. Пока шла работа, братец Кролик постоянно отлучался, чтобы полакомиться маслом, и, в конце концов, съел его. Во сне он намазал мордочку братцу Опоссуму масляной лапкой. Чтобы уличить вора, было решено прыгать через костер. Братец Опоссум не сумел перепрыгнуть и сгорел [38, с. 83–88]. Также можно вспомнить русскую народную сказку про волка (есть вариант про медведя) и лису, в которой лиса съела весь мёд, после чего измазала спящему волку живот и свалила всю вину на него [26, c. 20].

Третий признак трикстера — он натравливает животных друг на друга. Так, в ангольской сказке «Хитрый мангуст» мангуст продает одну и ту же собаку и крокодилу, и леопарду, стравливая друг с другом этих «матёрых разбойников». Два дня дрались крокодил и леопард, а мангуст тем временем забрал десять коз (плату за собаку от обоих покупателей) и ушел «искать новое пристанище» [39, с. 50–54].

Также трикстер притворяется более сильным и могущественным, чем он есть на самом деле, и пугает своих противников. Герой кхмерской сказки «Приключения зайца» — заяц, который «славился среди зверей своим умом и сметкой». Однажды его проглотил крокодил, а заяц начал кричать у него в брюхе: «Да здесь отлично! У меня прямо зубы чешутся при виде этих великолепных кишок! Сейчас ими полакомлюсь» и барабанить лапами по стенкам крокодилова желудка. Крокодил не вынес боли, раскрыл пасть и выпустил зайца [31, c. 342–355]. В персидской сказке «Ворона и лиса» лисица украла у садовника тупую пилу и делала вид, будто хочет перепилить дерево, на котором ворона высидела птенцов. Испуганная ворона готова была пожертвовать одним птенцом, чтобы спасти остальных, и сбросила лисе вороненка [5, c. 270–273]. Аналогичный прием использует лиса в дагестанской сказке «Птица Куклахай» [32, c. 26–28].

Трикстер часто притворяется мёртвым, чтобы добыть еду. Так поступает лиса в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк», когда старик, подобрав «мёртвую лису» положил её на воз с рыбой, а потом не нашёл ни рыбы, ни лисы [27, c. 17–18]. Герой кхмерской сказки «Приключения зайца» увидел идущую по дороге старуху с корзиной спелых бананов. Заяц обогнал старуху, выполз на дорогу и притворился мёртвым. Обрадовалась старуха, положила зайца в корзину с бананами. Заяц съел все бананы и убежал [31, c. 342–355]. В африканской сказке «Почему Черепаху часто находят в ямах» Черепаха пугал зверей, и когда все убегали с рынка, он брал там всё, что захочет. Но однажды его поймал Филин. Вору назначили смертный приговор. Но Черепаха попросил разрешения увидеться с женой, а, когда ему разрешили, велел жене принести ему едкую пахучую приправу огири. Когда утром звери собрались на казнь, в нос им ударил едкий запах огири. Все подумали, что он умер и бросили Черепаху в яму [30, c. 296–298].

Трикстер обещает кому-то услугу, но вместо этого наносит вред. В персидской сказке «Куцый шакал» шакал нанялся слугой к богатому человеку Махзияру на время его паломничества. Пока хозяина не было, шакал вместе с волком уничтожили всех овец в стаде [23, c. 277–282]. В другой персидской сказке лиса предложила петуху, утке и удоду совершить паломничество по святым местам, а вместо этого заманила их в свою нору и съела [34, c. 289–293]. В сказке «Кровожадный волк и хитрая лиса» лиса уговорила волка забраться ночью в кладовку с припасами. Сама она ела умеренно, а волк наелся так, что не мог сдвинуться с места, и утром его поймали и наказали люди [22, c. 282–288]. В русской сказке «Лиса-лекарка» лиса обещает оживить старуху, а сама съедает толокно и масло, принесённые стариком по её просьбе якобы для обряда, и заодно обгладывает старухины кости [25, c. 24–25].

Другой излюбленный прием трикстера — обыгрывание значения слов и имён, чтобы достичь своих целей. В суданской сказке «Всех-Вас» хитрый шакал забрался в пещеру к гиене, пока она бегала за добычей для своих детенышей, и сказал щенкам, что его зовут «Всех-Вас». Когда гиена принесла щенкам еду, они спросили: «Для кого эта еда?» Мать ответила: «Для всех вас». «Меня зовут Всех-Вас, отдайте мясо мне», — сказал шакал. И детеныши гиены отдали ему всё мясо. Так продолжалось много раз, пока щенки совсем не исхудали [6, c. 380–382]. В другой африканской сказке хитрый и самолюбивый господин Черепаха захотел вместе с птицами улететь на небо, где справляли большой праздник. Птицы согласились взять его с собой, но перед отправкой Черепаха предложил всем поменять свои земные имена на новые, а себе он взял имя Все. Наконец, когда все прилетели на небесный праздник, и гостям принесли различное угощение, птицы спросили: «Кто будет это есть?». «Все», — ответил слуга. Так всё досталось Черепахе, а птицы остались голодными [7, c. 301–302].

Еще один трюк трикстера — заставить животных повторить то, что умеет делать (или делает вид, что умеет) только он (мотив «неудачного подражания»). В африканской сказке петух спрятал голову под крыло, а свою жену попросил сказать гиене, что его голова ушла пить пиво. В итоге гиена попросила свою жену отрезать себе голову, чтобы та тоже пошла пить пиво. Так петух одолел гиену без особых усилий [18, URL]. В другой африканской сказке «Кабулуку и леопард» маленькая антилопа кабулуку вырыла яму, забралась туда так, что осталась только голова. Пришёл леопард и спросил, где кабулуку. «Кабулуку пошел выпить пальмового вина с Мвиди Мукулу (дух предков)», — отвечают ему. А леопард пришел домой и приказал своим женам отрезать себе голову, чтобы тоже побывать у Мвиди Мукулу. Так он и умер [12, URL]. В русской сказке «Звери в яме» медведь, волк, лиса и заяц оказались в яме. Съели сначала зайца, потом волка, но лиса припрятала немного мяса, а медведю сказала, что ест свои кишки. Медведь вспорол себе живот и «околел» [11, c. 28–31].

Трикстер часто меняется местами с «другом», чтобы избежать наказания. В «Сказках дядюшки Римуса» в одной из историй братец Кролик стал воровать капусту в огороде братца Человека, и тот поставил ловушку. Братец Кролик попался в ловушку, но мимо пробегал братец Лис, и плут сразу же нашел выход из сложной ситуации. Он сказал, что сегодня в доме у матушки Мидоус свадьба, и Кролик там — почётный гость. Но дочери матушки Мидоус пошутили и привязали его здесь, а сами побежали за священником, обещав забрать его на обратном пути. Братец Кролик просит братца Лиса посидеть вместо него, потому что у него заболели крольчата, и он не хочет идти на свадьбу. Братец Лис с радостью соглашается. Так братец Кролик в очередной раз спасся, а наказание досталось братцу Лису [13, c. 142–147]. В африканской сказке «Заяц и слоны» стадо слонов хочет наказать зайца из-за того, что от его шума они со страху растоптали своего сородича. Зайца привязали к верёвке. Но он заметил гиену и сказал ей, что собирается жарить мясо и даже хворосту собрал, а привязали его для того, чтобы он дёрнул за веревку, если подойдут враги. Гиене захотелось жареного мяса, и она уговорила зайца поменяться местами, и наказание слонов досталось ей [8, URL].

Трикстер может менять свой внешний вид и перевоплощаться. В африканской сказке «Как Паук перехитрил Слониху и Гиппопотамиху» паук нашел шкуру антилопы и накинул её на себя. Ни Слониха, ни Гиппопотамиха не узнали его [17, c. 303–308]. В сказке «Заяц, Лев и Белый Термит» Заяц явился на праздник поминовения мёртвых ко Льву в маске Белого Термита и не был узнан до тех пор, пока после сытного обеда он не уснул, и одно ухо не высунулось у него из-под маски [10, c. 275–282]. А трикстер индейцев дакота Иктоми вообще может по собственному желанию становиться то пауком, то человеком.

Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, трикстер — самый слабый и, на первый взгляд, безобидный зверь. Но это — животное-перевёртыш: самый слабый оказывается самым сильным, благодаря своему уму, хитрости и изворотливости. Большие и хищные животные перед лицом трикстера обречены на поражение. Таким образом, в подобных сказках утверждается мысль, что физическая сила ничего не значит по сравнению с силой ума. Проделки трикстера не всегда безобидны, а иногда и смертельны для других героев. Но этическая сторона в подобных сказках не затрагивается: симпатии слушателя как правило на стороне «трюкача».

Во-вторых, трикстер — животное, но разумное, наделённое чертами человека (получеловек). Не случайно во многих сказках к его имени добавляется эпитет «братец» или «господин». Позднее трикстеры постепенно всё больше удаляются от своего зооморфного вида и превращаются в людей.

В-третьих, сказки про трикстеров — всегда комичны, и чем смешнее сюжет, тем интереснее история. В них видны черты более поздних жанров фольклора и литературы (шванк, комедия, приключения).

В-четвёртых, облик героя-трикстера может меняться, например, в суданской сказке паук с лёгкостью управляется со 100 корзинами зерна и 100 корзинами рыбы, которые принесли ему слон и гиппопотам. Складывается представление, что герой этой сказки — не маленький паучок, а большой и сильный зверь. В другой африканской сказке «Барабан Осэбо» бог Ньяма просит у зверей добыть огромный барабан, принадлежащий леопарду. Ни слон, ни лев не смогли это сделать. А черепаха, хитростью заманив леопарда в барабан, принесла этот огромный барабан вместе с леопардом богу Ньяме [4, c. 82–85]. То есть черепаха оказывается больше и сильнее леопарда. Или паук надевает на себя шкуру антилопы, и его все принимают за антилопу. Во-первых, он должен быть соразмерен антилопе, во-вторых, он как бы вживается в новый образ и сам становится «антилопой». Эта изменчивость объясняется тем, что животные –трикстеры — очень древние персонажи (думаю, созданные в эпоху первобытных охотников). В палеолитических мифах мир еще не принял законченного, привычного нам, очертания, и поэтому перевоплощения происходят легко и не вызывают удивления. Другое объяснение такой изменчивости животных-трикстеров — их изначальная божественная природа. В сказке «Ананси — старейший из живых существ» указывается на то, что Ананси родился тогда, когда не было даже земли. А кто мог появиться до создания земли? Только бог-творец, который эту землю создал. Не случайно такой персонаж, как Ананси, был включён в энциклопедию «Сто великих богов» [3, c. 266–268]. В главе «Великий плут» говорится, что герои-трикстеры из сказок — это более поздние отголоски древних палеолитических представлений о боге-творце, прародителе и покровителе как о «своенравном гении», «которому захотелось преодолеть свою скуку», и он «позволил себе немного позабавиться».

На тотемную роль Ананси указывает и то, что паучок в мифах западноафриканских племён является посредником между людьми и богом неба Ньяме. Ананси упросил бога неба создать ночь, чтобы люди могли отдыхать; луну, чтобы люди не боялись темноты; солнце, чтобы согреть людей; дождь, чтобы избавить людей от жары [36, c. 252]. Ананси имеет и черты культурного героя: в некоторых мифах сохранилось представление, что он научил людей разжигать огонь [3, c. 41].

В энциклопедии «Африка: боги и герои» есть описание еще одного бога-животного — кузнечика-богомола Цагна. Это трикстер из мифов и сказок бушменов, которые верят, что первым существом на свете был именно Цагн. По его приказанию появились и солнце, и луна, и звёзды, и горы, и ветер, и животные. Он может вызывать град и дождь, устроить потоп; может воскрешать мёртвых, предсказывать будущее. То есть всё указывает на то, что Цагн — божество. Он одновременно является и культурным героем, научившим людей делать охотничьи ловушки и оружие, обучивший их ритуальным танцам. Как и любой трикстер, Цагн легко перевоплощается: он может превратиться в любое животное и даже растение [2, c. 14–15]. При этом он — озорник и проказник. Например, однажды Цагн превратился в мёртвую антилопу. Её нашли дети, разделили добычу и понесли мясо домой. Но мясо вдруг стало вырываться из рук. А голова антилопы, которую несла одна девочка, стала моргать и разговаривать. Дети испугались, бросили мясо и убежали, а куски антилопы собрались вместе и срослись, и антилопа побежала за детьми [2, c. 17].

Индейский трикстер койот может разорвать себя на маленькие кусочки, а потом собрать снова без малейшего ущерба, может сделать себе глаз из уголька — всё это также указывает и на тотемную роль койота, и на отголоски в сказках мифологической традиции, когда ещё не было цельного представления о мире, и часть воспринималась как целое. Африканские и индейские сказки в большей степени сохранили связь с мифами, поэтому в них прослеживаются отголоски древней веры в тотемных животных. В меньшей степени эта роль сохранилась в азиатских и русских сказках (на связь животных-трикстеров с тотемными божествами указывает обращение к ним как к лекарям, например, в русской сказке «Лиса-лекарка»).

Таким образом, первыми трикстерами в мифологии были животные, которые изначально были тотемными богами-прародителями. Но в процессе исторического развития архаическая мифология постепенно теряла своё священное содержание, мифы превращались в сказку, а животные-трикстеры всё больше приобретали антропоморфный вид.

Литература:

  1. Ананси — старейший из живых существ // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1991.
  2. Африка: боги и герои. Тверь, 1996.
  3. Баландин Р. К. Сто великих богов. М., 2014.
  4. Барабан Осэбо. Сказка ашанти // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1990.
  5. Ворона и лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989
  6. Всех-Вас. Сказка суданских негров // Сказки о животных // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
  7. Господин Все // Живой огонь: Сказки Западной Африки. М., 1985.
  8. Заяц и слоны // Сказки народов Африки // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st088.shtml
  9. Заяц, который победил кита и слона // Сказки народов Востока. М., 1993.
  10. Заяц, Лев и Белый Термит // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
  11. Звери в яме // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982.
  12. Кабулуку и леопард. Африканская сказка // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st094.shtml
  13. Как братец Лис попал в переделку из-за Братца Кролика // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
  14. Как заяц стал властителем джунглей. Вьетнамская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988.
  15. Как койот поймал ветер // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
  16. Как кролик взял койота на испуг // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
  17. Как Паук перехитрил Слониху и Гиппопотамиху // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
  18. Как петух победил гиену. Африканская сказка // http://skazka.mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st102.shtml
  19. Как хитрый шакал обманул лесных зверей // Приходи, сказка. Сказки и поговорки народов Эфиопии и Судана. Л., 1991.
  20. Койот в дупле // Сказки индейцев Северной Америки // Сказки о животных // Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007
  21. Койот и женщина-сова // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992.
  22. Кровожадный волк и хитрая лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989.
  23. Куцый шакал. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989.
  24. Лиса и петух. Персидская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988
  25. Лиса-лекарка // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
  26. Лиса-повитуха // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
  27. Лисичка-сестричка и волк // Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1982
  28. Мифы народов мира: Энциклопедия ОЛМА. М., 2014
  29. Почему Ананси ест мух, бабочек и комаров // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии, Океании. М., 1991.
  30. Почему Черепаху часто находят в ямах // Живой огонь: сказки Западной Африки. М., 1985
  31. Приключения зайца. Кхмерская сказка // Сказки народов мира. Т. III. Сказки народов Азии. М., 1988
  32. Птица Куклахай. Дагестанская сказка // Сказки народов Кавказа. М., 2019
  33. Сказки народов Америки // Сказки народов мира / Сост. и автор вступит. ст. А. В. Ващенко. Т. V. М., 1992
  34. Старая лиса. Персидская сказка // Золотая птица. Сказки народов Востока. М., 1989
  35. Стервятник и черепаха // Сказки народов мира. Т. V. Сказки народов Америки. М., 1992
  36. Уилкинсон Ф. Мифы и легенды: большая иллюстрированная энциклопедия. М., 2010
  37. Умный петух // Сказки народов мира. Т. VI. Сказки народов Африки, Австралии и Океании. М., 1991
  38. Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса. М., 2007.
  39. Хитрый мангуст. Ангольская сказка // Сказки народов мира. Минск, 1985
  40. Хитрый паук. Суданская сказка // Приходи, сказка! Сказки и поговорки народов Эфиопии и Судана. Л., 1991.
  41. Ягуар и кролик. Бразильская сказка // Сказки народов мира. Минск, 1985
  • Я очень люблю читать русские народные сказки. Есть у меня и любимая сказка – это «Царевна-лягушка». Больше всего в этой сказке мне нравится Иван-Царевич. Правда, в первой половине сказки он вызывает скорее не симпатию, а жалость. Из-за его необычной жены Иван становится предметом насмешек старших братьев и их жён. Очень тяжелы для него приказы царя, ведь они почти невыполнимы.
    Однако уже в начале сказки мы понимаем, что Иван – герой положительный и способен на многое. Он не обижает свою жену, несмотря на её необычный облик. И очень переживает из-за того, что хочет угодить своему отцу, который был царём.
    Особое восхищение Иван-Царевич вызывает во второй половине сказки, когда он отправляется на поиски жены. Здесь он предстаёт перед читателем как настойчивый, целеустремленный, сочувствующий чужой беде юноша, готовый вынести любые испытания, лишь бы вернуть свою возлюбленную. Несмотря на усталость и сильный голод, Иван не стал убивать ни медведя, ни селезня, ни зайца, ни щуку. И доброта его была справедливо вознаграждена – в нужный момент все они пришли ему на выручку, помогли справиться с Кощеем Бессмертным.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый герой»
    Сочинение на тему «Мой любимый литературный герой»
    Поделиться:

  • Я очень люблю читать русские народные сказки, а особенно мне нравятся те из них, в которых среди прочих персонажей есть Баба Яга. Она хоть и всегда страшновато выглядит, но есть у неё свой ни с чем несравнимый колорит. Часто её называют «Костяной ногой».
    Бабу Ягу во всех сказках обычно изображают с длинным носом крючком и лохматыми седыми волосами. На ней длинная юбка, старый фартук, а голова Бабы Яги повязана платком. Жилище коварной Яги располагается в чаще дремучего леса, все свои «злостные» дела она творит в избушке на курьих ножках. Баба Яга передвигается по воздуху в своей деревянной ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки живая, она умеет поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.
    В основном у читателей складывается мнение об этом персонаже как о злой старушке, но на самом деле она такая не всегда. В некоторых сказках эта героиня действительно злая, она постоянно норовит отправить в печь какого-нибудь сказочного персонажа. К примеру, с такой недоброй Бабой Ягой мы познакомились в сказке «Гуси-Лебеди».
    Но иногда Яга, наоборот, помогает другим. Например, в сказке про молодильные яблоки эта героиня спасает Ивана-царевича от погони. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в известной сказке «Пойди туда, не знаю куда». А подарок от Яги в виде волшебной лягушки даже помогает Андрею перебраться через огненную реку.
    Некоторые сказки знакомят нас с дочерью Бабы Яги – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Дочь Яги всегда очень красивая. А вот откуда взялась сама Баба-Яга – это настоящая загадка. Хоть и вид у этой героини всегда немного отпугивающий, но без неё трудно представить народные сказки. Поэтому она – мой самый любимый герой русской народной сказки!
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый писатель»

  • Наверное, каждому в детстве родители читали сказки. Мы засыпали под них, мы учились читать с помощью сказок. Эти волшебные истории так завораживают, что нет человека, который не любил бы их. В своей жизни я прочитал очень много сказок, среди них и волшебные, и о животных, и многие другие. Но объединяет их одно – в каждой сказке есть свой урок, своя мораль. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, а именно “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”, которую я прочитал, когда был еще совсем маленьким.
    Самый любимый мой персонаж в этой сказке – это Иван-царевич, самый младший и любимый сын царя Выслава Андроновича. Вот почему он мне нравится. Для начала, Иван-царевич – самый ответственный среди своих братьев: он единственный, кто старается выполнить просьбы отца и единственный, кто не заснул при охоте на жар-птицу. К тому же Иван-царевич очень хитрый, ведь все добытые им для царей трофеи остались при нем. Отличается он и искренностью, а также отважной смелостью, ради любви он рисковал своей жизнью. Есть у Ивана-царевича, конечно, и минусы. Например, это желание все делать по-своему. Он не послушался предостережений волка и именно из-за этого у него возникли проблемы.
    История этого персонажа показывает нам, что нужно жить по совести, никогда не бояться рисковать всем ради любви и уметь работать в команде, ведь без волка Иван-царевич ничего бы не смог.
    Несмотря на то, что сказка – это выдумка, она учит нас многим жизненным урокам, поэтому читать сказки полезно в любом возрасте.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение «Моё любимое время года – осень»
    Сочинение на тему «Зачем я изучаю русский язык», 5 класс
    Сочинение на тему «Моё любимое животное», 5 класс

  • Хочу вам рассказать про моего любимого героя сказок – Ивана-царевича. Очень часто его можно встретить на страницах книжек и следить за его увлекательными приключениями в волшебных историях.
    Я думаю, что этот персонаж включает в себя большинство самых лучших черт характера. Он благородный и добрый, всегда готов прийти на помощь нуждающимся людям, смело вступает в борьбу со злом. Иван-царевич всегда поступает справедливо и не требует вознаграждений за свои поступки, именно поэтому, в конце любых приключений, его всегда ждет хорошее вознаграждение. Мне кажется, что такие истории учат тому, что на злые поступки всегда отвечают злом, а вот добро вознаграждается намного больше.
    Как и любой человек, Иван-царевич имеет и не очень хорошие качества. Иногда он начинает сомневаться в своих силах, но другие герои, которые окружают его, помогают Ивану поверить в себя. И тогда царевич продолжает свой путь.
    Еще мне очень нравится его мужественный и твердый характер. Иван-царевич очень хорошо понимает как общаться с людьми и животными, где можно попросить, а кому нужно приказать.
    Со страниц сказок Иван-царевич дает нам урок, что многих результатов в жизни приходиться упорно и смело добиваться, показывая не только свое трудолюбие и упорство, но и используя смекалку и хитрость. Особенно это помогает ему в борьбе со злыми героями. А еще он показывает, что всегда и во всем нужно поступать справедливо.
    Для меня образ Ивана-царевича очень похож на образы современных и модных супер-героев. Я считаю, что каждый ребенок, прочитав сказку об Иване-царевиче, задумывается о том, что добрые дела всегда ценятся больше.

    Карлсон

    Любимая книга моего детства – “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”. Эта очень добрая история, которая мне особенно полюбилась благодаря одному из главных героев – Карлсону.
    Карлсон – довольно смешной маленький человечек с рыжими волосами, упитанным тельцем и пропеллером на спине. У него на животе есть большая красная кнопка, и если на нее нажать – заведется моторчик, пропеллер весело зажужжит и поднимет Карлсона в воздух. Но просто так моторчик работать не будет – Карлсону обязательно нужно подкрепиться чем-то сладким. Когда дело касается еды, он бывает довольно вредным – например, когда Малыш попросил его не трогать варенье, Карлсон назвал его противным и притворился самым больным человеком на свете.

  • Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич. Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным. Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».
    Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым. Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении. В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон. Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.
    В некоторых сказках Иван-Царевич предстаёт перед читателем как отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, к примеру, Ивану-рыбацкому сыну. Такой Иван-царевич является злым и коварным персонажем, он всячески пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженные награды. Но в конце он получает по заслугам, его не убивают, но он оказывается посрамлён и наказан.
    Без Ивана-Царевича трудно представить многие известные народные сказки. Он всегда молод и прекрасен, может подружиться со всеми, даже с животными, которые в благодарность помогают ему.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс
    Сочинение на тему «Мой любимый писатель»
    Сочинение на тему «Моя любимая сказка»

  • Мой самый любимый герой русской народной сказки – обычный кот из сказки «Кот и Лиса». Когда кота выгнали из дома и он начал жить в лесу, мне было его очень жалко и казалось, что ему было очень страшно и неуютно остаться без дома и в полном одиночестве. Но кот не растерялся. Он нашёл в лесу заброшенную избушку, питался мышами и птичками и очень весело проводил время, потому что он не тосковал о доме. И когда он встретился с лисой, он снова не растерялся. Он мог бы рассказать ей, какой он бедный и несчастный, как ему одиноко жить в заброшенном доме в лесу. Но вместо этого он представился воеводой из сибирских лесов, сделал вид, что он теперь в лесу самый главный, поэтому лисица сразу стала его уважать. Потом она вышла за него замуж. Так бездомный кот обрел дом и семью, потому что он проявил решительность и уверенность в себе.
    Также мне очень нравится ситуация, когда кот напугал медведя и волка. Он ведь не собирался никого обманывать и, скорее всего, он и сам испугался бы таких опасных зверей, если бы увидел перед собой. Но его уверенность в себе и гордость лисицы за своего мужа сыграли ему на руку: медведь и волк заранее его боялись и поэтому решили не показываться ему на глаза. Кот урчал от жадности или от голода, а им от испуга послышалось, что он говорит: «Мало! Мало!». Поэтому медведь и предположил, что если кот не наестся – он накинется на них. А волку стало интересно посмотреть на такого ненасытного зверя, и он стал потихоньку выбираться из-под листвы. Кот не видел, кто там шуршит, но коты прирожденные охотники, поэтому он бросился в сторону непонятного шума. А потом, когда он увидел, что это волк, он испугался и прыгнул на дерево. Но куда ему было деваться? Он испугался и хотел спастись, а получилось, что напугал двух опасных хищников и заслужил их уважение.
    Конечно, если быть до конца честными, надо признать, что кот – врунишка и на самом деле он никакой не воевода и не имеет власти над другими животными леса. Но я думаю, что именно этот герой является примером поговорки «Смелость города берет». Потому что его смелость, хитрость и находчивость помогли ему устроиться в жизни, обрести дом, семью и уважение окружающих.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Моё любимое животное», 5 класс
    Сочинение на тему «Моё хобби»
    Сочинение на тему «Моя любимая книга», 5 класс

  • Вариант 1

    Моя любимая сказочная героиня – это хитрая лиса. Как же так, вы скажете, ведь она всех обманывает? Но ведь своими хитростями лиса учит других быть умнее. И еще Патрикеевна может наказать тех, кто ее обижает.
    Лиса любит жить припеваючи. В сказке «Кот и Лиса» рыжая хитрунья сделала своего мужа, кота, воеводой в лесу. И они зажили в довольстве. Всего-то порассказала лиса волкам и медведям, что муж ее страшный и грозный. Они и испугались сразу. Ну не глупцы ли?
    И разве волки и медведи были такими уж хорошими? В самом начале сказки они хотели отобрать у лисы утку. А лиса сама ее поймала и несла домой, чтобы кормить мужа.
    Лиса – самая умная в русских сказках. Ведь только ей удалось съесть хвастливого Колобка. Больше этого не удалось никому. В другой сказке она обманула деда, притворилась мертвой и сбросила с его воза всю рыбу. А когда волк хотел отобрать рыбу, послала его ловить рыбу в проруби хвостом.
    Не всегда лиса в сказках – хорошая. Она и чужое берет, и зайку выгнала из его домика.
    Но за плохие поступки Патрикеевна всегда получает по заслугам. Ей приходится уносить ноги. А вообще лиса в русских сказках – смешная и забавная. О ее хитростях читать очень весело. Поэтому она мне нравится.
    Вариант 3
    Мой любимый герой русской народной сказки – это Андрей-стрелок. О нем можно прочесть в сказке «Пойди туда, не знаю куда». Это храбрый и отчаянный воин.
    Злой царь хотел отобрать у него жену и послал Андрея «принести то, не знаю, что». Царь надеялся, что Андрей не сможет задачу выполнить. Но не тут-то было.
    Андрей не похож на супермена. Он обычный солдат. Но только добрый и ничего не боится. Поэтому ему помогают все, даже злая Баба-Яга. И мне он за это нравится.
    Стрелок преодолевает все преграды. Сначала он привозит царю злого кота Баюна. Того самого, который по дубу «по цепи кругом» ходит. С этим диким котом, кроме Андрея, и справиться-то не может никто. Но царю все мало.
    А потом Андрей встречает «то, не знаю, что». Это оказывается сват Наум, невидимка. И он тоже станет другом Андрею, полюбит его за добрую душу. Ведь Андрей даже невидимку хотел накормить. «Корки мне горелой никто не давал, а ты меня за стол посадил» – сказал сват Наум стрелку и предложил дружить.
    Невидимка оказался волшебником и помог Андрею победить злого царя. Стрелок вернул себе жену. И сказка кончилась хорошо. Так что надо быть таким же добрым душой, как Андрей. И у тебя тогда будет много друзей, они спасут в беде и всегда помогут.

  • Удалось ли кому нибудь перехитрить лису в сказках

    Настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая.)

    Имя девочки, которой коровушка говорила: «Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано». (Хаврошечка.)

    Имя непослушного братца Алёнушки. (Иванушка.)

    Кто помог зайчику выгнать лису из лубяной избушки? (Петух.)

    Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка.)

    Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь».)

    В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье.)

    Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы.)

    Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде.)

    Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен.)

    Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа.)

    В кого превратилась Царевна-лягушка? (В Васшшсу Прекрасную.)

    Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин.)

    Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок.)

    Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка — чьи это имена? (Гномов.)

    Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шушара.)

    Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер.)

    Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка.)

    Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле.)

    Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица.)

    Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч.)

    Герой, который был помещён на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок.)

    В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди».)

    Где спрятался уцелевший козлёнок из сказки «Волк и семеро козлят»? (В печке.)

    «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь!» Из какой сказки этот страшный зверь? («Заяц-хваста».)

    Какие цветы выращивали Кай и Герда? (Розы.)

    Сказка с фруктовыми и овощными жителями. («Приключения Чиполлино».)

    Как звали трёх медведей из сказки «Три медведя»? (Михал Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка.)

    Удалось ли кому нибудь перехитрить лису в сказках

    Как звали двух братьев-морозов из сказки «Два мороза»? (Красный нос, Синий нос.)

    Герои какой сказки жили у самого синего моря в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года? (Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».)

    Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку.)

    Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку.)

    Чем угощала лиса журавля? (Манной кашей.)

    Имя сладкоежки, живущего на крыше. (Карлсон.)

    У какого кота в хозяйстве была корова по кличке Мурка? (У кота Матроскина.)

    Имя мальчика, который в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей? (Нильс.)

    Кем в итоге оказался Гадкий утёнок? (Лебедем.)

    За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками.)

    Кто одолел Тараканище? (Воробей.)

    Удалось ли кому нибудь перехитрить лису в сказках

    Какого роста был Конёк-Горбунок? (Три вершка.)

    В какой деревне разносит почту Печкин? (В Простоквашино.)

    Что подарил Винни-Пух ослику Иа-Иа на день рождения? (Горшок без мёда.)

    Как звали отца Буратино? (Карло.)

    Как называется сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод.)

    Как звали гуся, на котором совершил путешествие Нильс? (Мартин.)

    Какой титул носил Лимон из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»? (Принц Лимон.)

    Из какого инструмента сварил суп солдат в русской сказке? (Из топора.)

    Как звали сына царя Салтана? (Гвидон.)

    Кличка пуделя Мальвины. (Артемом.)

    Какого цвета волосы Мальвины? (Голубого.)

    В какой сказке зима встречается с летом? («Двенадцать месяцев».)

    Название города, в котором жил незнайка. (Цветочный.)

    Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Слово «вечность».)

    Кличка кошки Фрекен Бок. (Матильда.)

    Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (В 12 часов ночи.)

    Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер.)

    Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб.)

    Умывальников Начальник. (Мойдодыр.)

    Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей.)

    Удалось ли кому нибудь перехитрить лису в сказках

    Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек».)

    В какой сказке К. Чуковского описаны сразу два веселья: именины и свадьба? («Муха-Цокотуха».)

    Кто из перечисленных персонажей был героиней одной из сказок А. С. Пушкина: Царевна-лягушка, Золушка, Царевна-лебедь? (Царевна-лебедь.)

    Где проживал Карлсон? (На крыше.)

    Директором чего был Карабас — Барабас? (Кукольного театра.)

    Какой маленький предмет всю ночь мешал спать принцессе? (Горошина.)

    Какое самое первое желание Страшилы выполнила Элли? (Сняла с шеста.)

    Какой месяц подарил падчерице возможность собрать подснежники? (Март.)

    Почему гусиная стая все же разрешила Нильсу путешествовать вместе с ними? (Спас гусей от лиса Смирре.)

    Каких вещей в сказке «Цветик семицветик» было по 7 штук? (Баранок, лепестков, белых медведей.)

    Кто подарил девочке красную шапочку? (Ее бабушка.)

    Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Осел, петух, кот и собака.)

    Сколько часов каждая пара уток держала в клюве прутик с лягушкой-путешественницей? (По два часа.)

    Какой предмет перемещал с места на место героев сказки «Аленький цветочек»? (Золотой перстень.)

    Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора? (Нашел клад.)

    Кто Золушке дал такое имя? (Младшая дочка ее мачехи.)

    В каких зверей по просьбе кота в сапогах превращался людоед? (Во льва и мышку.)

    Как звали великана, побывавшего в стране лилипутов? (Гулливер.)

    Как назывался город, в котором жил Незнайка? (Цветочный.)

    О какой сказке идет речь: джунгли, волки, ребенок? (Маугли.)

    Какое имя было у медвежонка-поэта? (Винни-Пух.) 

    В какой сказке хищная рыба исполняла желания? («По щучьему велению».)

    Чью избушку заняла коза-дереза? (Зайчика.)

    Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу? (Вершки.)

    Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым? (Жучка.)

    Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля? (Нет.)

    Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу? (Крошечка-Хаврошечка.)

    Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика? (Три раза перекувыркнулся через голову.)

    В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна? («Три медведя».)

    Кого пытался заморозить Мороз – Синий нос? (Мужика.)

    Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора? (Крупу, масло и соль.)

    На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка? (На гуслях.)

    Где сидел Мальчик с пальчик, когда пахал поле? (В ухе у лошади.)

    Как звали девушку, которую Кощей Бессмертный превратил в Царевну-лягушку? (Василиса Премудрая.)

    Какое блюдо предложил попробовать журавль лисе, пододвинув ей кувшин? (Окрошку.)

    Почему старик завез свою дочь зимой в лес и оставил там? (Так приказала старуха-мачеха.)

    Из чего дед сделал внучке смоляного бычка? (Из соломы, палок и смолы.)

    Как получилось, что Иван-царевич ездил на волке, а не на коне? (Волк съел коня.)

    Какое дерево грызла ведьма, чтобы достать Терешечку? (Дуб.)

    Как у стариков появилась дочка Снегурочка? (Сами вылепили из снега.)

    Чем закончилась сказка «Теремок»? (Звери построили новый теремок.)

    Какое число встречается в сказках чаще всего? Какие ещё числа встречаются в сказках? (Число 3 — три брата, три всадника, тридевятое царство, три года. Ещё ДВОЕ из ларца, СЕМЕРО козлят и т.д.)

    Какие всадники встретились Василисе Премудрой на пути в Бабе Яге? Кто это был? (Красный, белый и чёрный всадники. Это были белый день, красное солнышко и тёмная ночь)

    Кто из сказочных персонажей использовал хвост в качестве удочки? (Волк в сказке «Лиса и Волк»)

    Сказочная владелица, пожалуй, первого летательного аппарата. (Баба-Яга)

    Какие ещё сказочные транспортные средства вам известны? (Печка у Емели, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы)

    Уникальный рецепт вкусного и питательного блюда из строительного инструмента? (Каша из топора)

    Сколько человек участвовало в сборе небывалого урожая репы? (Трое. Все остальные – звери)

    Кто помог брату и сестре из сказки «Гуси-лебеди» убежать от Бабы- Яги? (Мышка)

    Она бывает живой и мёртвой. (Вода)

    Что такое сусек? (Ларь или отсек в амбаре для хранения зерна и муки)

    Где хранится смерть Кощея? (На кончике иглы)

    Музыкальный инструмент, на котором подыгрывали своему рассказу сказители в давние времена? (Гусли)

    Что случилось с избушкой Лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Она растаяла, потому что была сделана изо льда)

    Из какой посуды угощали друг друга Лиса и Журавль? (Из тарелки и кувшина)

    Какую рыбу выловил Емеля? (Щуку)

    Вспомните ещё одну рыбку-волшебницу. Правда, она не из русской народной сказки. (Золотая рыбка)

    Почему братец Иванушка превратился в козлёнка? (Не послушался сестры и попил из копытца)

    В какое время года происходит действие сказки «По щучьему велению»? (Зима, так как щуку выловили из проруби)

    Кто был помощником Хаврошечки? (Коровушка)

    Кому удалось прогнать Лису из Заюшкиной избушки? (Петуху)

    Кому принадлежит присказка: «битый небитого везёт»? (Лисе)

    Удалось ли кому нибудь перехитрить лису в сказках

  • Ударила по яичкам рассказ
  • Удалить по английски как пишется на компьютере
  • Удалить по английскому как пишется
  • Ударила по яйцам рассказ
  • Ударил нечаянно как пишется