Всего найдено: 1835
Здравствуйте! На сколько я помню — *то, *либо, *нибудь пишется через дефис, действует ли это правило на фразы типа: «куда дальше*то?», где ты был*то?» и т.п., или только на «кто-то», «когда-то» и т.д.?
Ответ справочной службы русского языка
1. Пишутся через дефис сочетания с частицами -де, -ка, -те, -то, -с, примыкающими к предшествующим словам, напр.: Говорит, он ничего-де не знает. Ответь-ка на вопрос. Чёрт-те что! Уж она-то знает, в чём дело. Знать-то она знает. Ночь-то какая! Где-то он сейчас, как-то ему живётся? Всё да да нет; не скажет да-с / Иль нет-с (П.).
То в составе союзов будь то и как то пишется отдельно от предшествующей части.
2. Пишутся через дефис сочетания с частицей -таки, следующей за словом, к которому она относится:
а) за сказуемым (выраженным не только личной формой глагола, но и другими способами), напр.: Он приехал-таки вовремя; Вопрос решён-таки положительно; Он рад-таки её приезду;
б) за неличной формой глагола (причастием или деепричастием) не в составе сказуемого, напр.: преступник, сумевший-таки скрыться; фильм, показанный-таки по телевидению; он выступил, сказав-таки всё, что хотел;
в) за наречием: довольно-таки, наконец-таки.
Частица таки, пишется раздельно, если предшествует слову, к которому она относится (обычно сказуемому), напр.: Он таки приехал вовремя (таки относится к слову приехал).
Подскажите, пожалуйста, верно ли написание через дефис? Или нужно тире? «Договор между страхователем-физическим лицом и ….»
Ответ справочной службы русского языка
Нужно использовать тире: страхователем — физическим лицом.
5 учителей-предметников региона или нужно писать с тире? (этот случай не подпадает под корректирующие правила?) Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Здесь приложение относится к одному слову, а не сочетанию, поэтому следует писать через дефис: пять учителей-предметников региона.
Добрый день! На вопрос № 273095 вы ответили, ссылаясь на свой орфографический словарь, что видо-временной пишется через дефис, а при проверке этого слова на вашем портале в том же словаре выходит слитное написание. Почему?
Ответ справочной службы русского языка
Менялась словарная фиксация. В 1-м издании «Русского орфографического словаря» под ред. В. В. Лопатина (М., 1999) было указано: видовременной. Последующими изданиями установлено дефисное написание.
Слитное написание в электронной версии словаря на нашем портале соответствовало закрепленному в 1-м издании словаря. Исправили на дефисное. Спасибо за замечание!
Почему ‘литиево-ионный’ пишется через дефис? Нет ли в словаре ошибки?
Ответ справочной службы русского языка
Все верно, ошибки нет.
Как пишется «старец-схимонах»? Через дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Дефисное написание корректно.
Добрый день! На Вопрос № 244833 вы дали ответ: наклонно-направленный — через дефис. Хотелось бы узнать, на чем основывается такая рекомендация, так как судя по существующим правилам здесь должен быть пробел.
Ответ справочной службы русского языка
Менялась словарная фиксация. В первом издании «Русского орфографического словаря» под ред. В. В. Лопатина (М., 1999) было указано: наклонно-направленный. Последующими изданиями установлено раздельное написание. Мы давали тот ответ, руководствуясь 1-м изданием словаря. Ответ исправлен, чтобы не было разнобоя в архиве.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как пишется костюм-двойка или костюм «Двойка»?!
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: костюм-двойка. См.: Букчина Б. З. Слитно? Раздельно? Через дефис? Орфографический словарь русского языка. М., 2013.
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать «барабан сепаратор» — раздельно или через дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно через дефис: барабан-сепаратор. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.
«Этот древний-древний-древний мир» в тотальном диктанте написан через дефис. Является ли написание через запятую ошибкой?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая между повторяющимися словами тоже возможна. Оба написания правильны: и через дефис, и через запятую.
Нужно ли ставить тире между словами? Как правильно писать экспресс-замена или экспресс замена?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: экспресс-замена. Первая часть сложных слов экспресс- пишется через дефис.
Здравствуйте! Если «журавль стерх» пишется раздельно, то почему «лен-долгунец» — через дефис (это же тоже родовое и видовое). Мне казалось, если бы было «птица стерх», то раздельно, а конкретнее «журавль-стерх» — через дефис… Или я ошибаюсь? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Два нарицательных существительных, выражающих родовое и видовое понятия в классификации природных объектов, пишутся раздельно. Ср.: птица иволга, рыба треска, дерево ольха, цветок роза, минерал лазурит, металл литий.
В справочниках по правописанию рекомендуется отличать такие сочетания от сочетаний типа птица-носорог, рыба-попугай, в которых названием является сочетание целиком, поскольку носорог — не птица, а попугай — не рыба. Подобные составные наименования пишутся через дефис.
Сочетание лен-долгунец занимает промежуточное положение между приведенными группами. С одной стороны, компоненты находятся в родо-видовых отношениях, с другой — представляют собой устойчивое наименование. Слово долгунец редко употребляется как самостоятельное название льна в отличие от слова стерх, которое часто используется для называния журавлей.
Что означает ромбик в Большом толковом словаре на вашем сайте? Например, перед щёлочноземельные металлы? Прилагательное в этом сочетании пишется слитно, но вне этого сочетания через дефис, как в Орфографичеком словаре и в Объянительном русском орфографическом словаре-справочнике?
Ответ справочной службы русского языка
Ромбик означает, что за ним помещены фразеологизмы, устойчивые сочетания, в том числе терминологического характера, такие как щёлочно-земельные металлы. Согласно современным академическим орфографическим словарям в этом сочетании правильно дефисное написание.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как пишется «международно-правовые обязательства»? Через дефис? P. S. И спасибо вам за то, что вы есть! Всегда выручаете
![]()
Ответ справочной службы русского языка
Да, нужен дефис. Вы написали правильно.
Добрый день, уважаемая и такая необходимая «Грамота»! Очень нужен ответ! В словаре нет (или не нашла) такого слова — «кредитно-активный». Как написать: раздельно или через дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть сложных прилагательных кредитно- пишется через дефис: кредитно-активный.
Всего найдено: 1835
Правильно ли Я пишу слово бизнес-аналитика через дефис? Или нужно раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали правильно: бизнес-аналитика.
Как правильно писать «CRM-система» — через дефис или раздельно.
Ответ справочной службы русского языка
Верно через дефис: CRM-система.
Добрый день! Нужен ли дефис: «экс-главком ВМФ»?
Ответ справочной службы русского языка
Да, правильно через дефис.
Здравствуйте, уважаемые сотрудники Портала! Разъясните, пожалуйста, следующую нелогичность. Почему от двух идентичных по структуре словосочетаний, например «железная дорога» и «квантовая механика», при образовании прилагательных получаем в одном случае слитное написание: «железнодорожный», а во втором: «квантово-механический»? Та же история со словами «естественно-научный» и т.п. И второй вопрос (смежный с первым): как правильно писать «государственно_?_приватизационный»? Заранее огромное спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, слитное и дефисное написание сложных прилагательных больше подчиняется орфографической традиции, чем строгому правилу. Поэтому в каждом случае написание таких слов следует проверять по орфографическому словарю.
Государственно-приватизационный пишется через дефис.
Сложные существительные, имеющие значение одного слова и состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединенных без помощи соединительных гласных о и е, пишутся через дефис. Слово «медиа» уже зафиксировано в словарях как самостоятельно употребляющееся слово. Почему до сих пор слова «медиа-холдинг», «медиа-магнат» и другие подобные рекомендуется писать слитно? Недолго существовавшие традиции написания не должны нарушать общее правило. Пожалуйста, скорректируйте соответствующие словарные статьи.
Ответ справочной службы русского языка
Сильно влияет написание слов кино, фото и радио (как первые части сложных слов они пишутся слитно).
Как правильно: Ново-Западное кладбище или Новозападное кладбище (в Пензе) Спасибо за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Часть ново- в названиях может быть написана и слитно, и через дефис. О принятом написании каждого конкретного названия необходимо узнавать в администрации населенного пункта.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, следует ли писать через дефис «GPS-слежение». Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Дефис нужен. Верно: GPS-слежение.
Видел два доперестроечных издания стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» где в первой строчке «Крошка сын к отцу пришел…» этот самый «крошка сын» написано в одном издании без дефиса, в другом с дефисом — «крошка — сын». А как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Очень интересное наблюдение. Как писал сам Маяковский, можно узнать только из его автографа. Текстологи и редакторы во второй половине ХХ в., вероятно, ориентировались на следующее правило: если предшествующее однословное приложение может быть по значению приравнено к определению-прилагательному, то такое сочетание следует писать без дефиса (ср.: красавец мужчина, старик сторож). При этом приложения в постпозиции должны присоединяться к определяемому слову посредством дефиса: сторож-старик.
Однако в практике письма сочетания типа старик сторож устойчиво писались и с дефисом, и раздельно (ваше наблюдение тому подтверждение). Поэтому при подготовке полного академического справочника 2006 г. «Правила русской орфографии и пунктуации» правило было изменено: сочетания с однословными приложениями, предшествующими определяемому слову, было рекомендовано писать через дефис, напр.: старик-отец, красавица-дочка, умница-сын, герой-лётчик, мудрец-писатель, проказница-мартышка, самодурка-мачеха, трудяга-следователь, профан-редактор, пройдоха-управляющий.
Экс глава ФСИН или экс-глава ФСИН? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Верно через дефис: экс-глава ФСИН.
Здравствуйте, столкнулась с таким странным моментом. Может, вы разъясните. Ядерно-топливный и ядерно-энергетический в словаре Букчиной «Слитно. Раздельно. Через дефис» пишутся через дефис. Почему? Ведь от «ядерное топливо» и «ядерная энергетика»…
Ответ справочной службы русского языка
Дефисное написание части ядерно- рекомендовано не только в словаре Б. З. Букчиной, но и в «Русском орфографическом словаре» РАН. Объясняется такое написание, вероятно, наличием суффикса -н- и сложившейся традицией писать подобные слова (большинство из них являются терминами) через дефис. Подробнее о проблеме слитных и дефисных написаний и особенностях словаря «Слитно? Раздельно? Через дефис?» можно прочитать в ответе на вопрос № 285801.
Подскажите правильную «типографику» (пробелы, дефис (короткий), тире (длинное)) для словосочетания *»страны — члены Таможенного Союза ЕАЭС»*. Например, сложное слово, состоящее из двух, «интернет-магазин» пишется через дефис без пробелов — это ясно. А как писать, когда первая часть одно слово, а вторая — целое словосочетание? Исходное предложение: ——— РФ, страны СНГ и страны — члены Таможенного Союза ЕАЭС — это большой пласт самобытной культуры с населением более 180 млн человек. ———
Ответ справочной службы русского языка
В этом случае необходимо тире с пробелами: страны — члены Таможенного союза ЕАЭС. Но приведенное Вами предложение надо перестраивать, т. к. нежелательно повторение в одном предложении знака тире, когда знаки ставятся на разном основании. Тире может повторяться только в равнозначной позиции.
Как пишется «фрик-перформанс»? Раздельно, слитно или через дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали корректно: фрик-перформанс.
Онлайн-школа предпринимателей. Или через тире нужно писать?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали верно, через дефис: онлайн-школа предпринимателей.
Здравствуйте. Как правильно писать «дизайн-проект» или «дизайн проект»? Через дефис или раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: дизайн-проект.
Как правильно пишется слово радиоролик? Слитно, раздельно или через дефис?
Ответ справочной службы русского языка
Пишется слитно: радиоролик.
В этой статье рассматриваются учителя-предметники без классического курса подготовки учителей, для учителей, преподающих конкретный предмет, — школьных учителей .
Учитель субъекта является преподавателем без ученой степени. Основное отличие от академического учителя — это подготовка. Подготовка учителей-специалистов не является классическим курсом подготовки учителей , а должна рассматриваться как практическая подготовка, которая проводится на государственных семинарах, часто в качестве кандидата на государственные служащие . Учителя-предметника также следует отличать от стороннего абитуриента, который переквалифицируется в повседневной трудовой жизни.
Повседневная работа большинства учителей-предметников ничем не отличается от работы учителя естественных наук. Учителя- предметники проводят уроки, участвуют в выставлении оценок, участвуют в процессах развития школы и поддерживают контакт с родителями. Во всех федеральных землях учителя-предметники относятся к более низким классам, чем учителя академической школы.
Учитель-предметник в общеобразовательных школах
Учителя-специалисты в Баварии , Баден-Вюртемберге и Северном Рейне-Вестфалии в общеобразовательных школах использовали и готовили для государственного образования. В Саксонии педагоги, работающие в школах для школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями, могут пройти обучение, чтобы стать учителями-предметниками с упором на интеллектуальное развитие.
Баден-Вюртемберг
В Баден-Вюртемберге учителей-предметников готовят в двух разных областях:
- Специализированные преподаватели музыкальных и технических предметов
- Специалисты специального образования и преподаватели технических специальностей
Обучение проходит на педагогических семинарах .
Преподаватель-предметник по музыкально-техническим предметам
Эти учителя-предметники работают в средних школах, средних школах, общественных школах и средних школах, хотя они также могут работать в других типах школ.
Обучение проходит по одной из следующих комбинаций предметов:
- Спорт — повседневная культура и здоровье
- Спорт — технологии
- Спорт — музыка
- Изобразительное искусство — спорт
- Изобразительное искусство — технологии
- Изобразительное искусство — музыка
- Музыка — повседневная культура и здоровье
- Музыка — технологии
Помимо практических занятий, учителя-предметники также проводят уроки по всем другим предметам и назначаются классными руководителями . Учитель-предметник закреплен за классом A9, с повышением в классе A10 и A11. Стандартная нагрузка составляет 29 часов в неделю. Требования для поступления на обучение: аттестат об окончании средней школы, успешное прохождение теста на прием на работу, законченное профессиональное обучение и один год профессионального опыта.
Учитель-предметник специального образования
В центры специального образования и консультирования также направляются преподаватели-специалисты, специализирующиеся на умственном или физико-моторном развитии.
После завершения обучения преподаватели или лечебные медсестры становятся учителями-специалистами для специального обучения по специальности психическое развитие, в то время как физиотерапевты , эрготерапевты или рабочие терапевты становятся учителями-специалистами с особыми потребностями, сосредоточенными на физическом и двигательном развитии. Учителя-предметники, специализирующиеся на интеллектуальном развитии, часто выступают в качестве классных руководителей для учащихся с умственными и множественными нарушениями и проводят уроки по всем предметам. Учителя-предметники, специализирующиеся на физическом и двигательном развитии, также проводят уроки по всем предметам и поддерживают студентов в физиотерапии и трудотерапии. Помимо работы в центрах специального образования и консультирования, учителя специального образования работают во всех других типах школ в рамках инклюзии . Учителя специального образования классифицируются в классе A9, с офисом повышения в соответствии с A10 и A11 и имеют стандартную рабочую нагрузку 31 час в неделю. Требования к поступающим для обучения — это аттестат об окончании средней школы, успешное участие в приеме на работу, прохождение соответствующего профессионального обучения и один год профессионального опыта.
Технические учителя специального образования также работают в специальных образовательных и консультационных центрах с упором на умственное или физическое и моторное развитие. Помимо обучения в качестве учителя-специалиста, учителя технических специальностей также имеют сертификат мастера . Технические учителя в основном проводят практические уроки, но их также используют в качестве классных руководителей. Они классифицируются по классу A10, с офисом по продвижению в соответствии с A11 и имеют стандартную рабочую нагрузку 31 час в неделю.
Бавария
Учителя-предметники в общеобразовательных школах работают в Баварии в начальных, средних, средних и специальных школах и преподают в основном практические предметы. Обучение проходит по одной из следующих комбинаций предметов:
- Работы, технический рисунок, коммуникационные технологии и искусство или спорт
- Диета и дизайн
- Питание, дизайн и коммуникационные технологии или спорт
- Спорт и коммуникационные технологии
- Музыка и коммуникационные технологии
- Английский язык и коммуникационные технологии или английский язык и спорт
Учителям-специалистам в общеобразовательных школах выплачивается заработная плата в соответствии с группой заработной платы A10, с транспортным бюро — по A11. У учителей-предметников стандартная рабочая нагрузка составляет 29 часов в неделю, которую можно сократить до 23 часов в неделю, в зависимости от того, преподают ли они научные предметы. Требования для зачисления — аттестат об окончании средней школы и, в зависимости от сочетания предметов, законченное профессиональное обучение. Обучение проходит в государственных институтах.
Северный Рейн-Вестфалия
Учителя-специалисты работают в земле Северный Рейн-Вестфалия в специальных школах, уделяя особое внимание умственному или физическому и двигательному развитию. Кроме того, они также могут работать в дошкольном учреждении, уделяя особое внимание зрению, слуху и общению. Вы работаете учителем в группе с учителем специального образования . Помимо обучения, они также занимаются сестринской деятельностью. Учителя-предметники в земле Северный Рейн-Вестфалия получают зарплату в соответствии с группой заработной платы A9. Требования для поступления на обучение — это аттестат об окончании средней школы, соответствующее завершенное профессиональное образование и не менее 18 месяцев профессионального опыта.
Учитель-специалист в профессиональных училищах
Во многих других федеральных землях термин « учитель- предметник» используется как термин для обозначения « учитель» при специализированной практике в профессиональных учебных заведениях .
веб ссылки
Обзор различных курсов повышения квалификации учителей на bildungsserver.de