Учителя и слуги в доме простаковой сочинение краткое

Многомудрый литрекон предлагает вам кратчайший пересказ пьесы недоросль. в тексте будут описаны основные события произведения д.и. фонвизина. ознакомление с сюжетом

Многомудрый Литрекон предлагает Вам кратчайший пересказ пьесы «Недоросль». В тексте будут описаны основные события произведения Д.И. Фонвизина. Ознакомление с сюжетом поможет лучше понять комедию, проанализировать, какие идеи и проблемы поднимаются в драме. Все действия написаны в сокращении с целью наиболее лаконично передать суть пьесы. Анализ книги Вы найдете здесь.

Краткий пересказ

Действие 1

Произведение начинается со сцены, в которой помещица Простакова кричит на Тришку, обвиняя его в плохо сшитом кафтане для сына Митрофана. На что Скотинин заявляет, что вещь сшита довольно сносно. 

В комнату входит Митрофанушка и жалуется на плохой сон всю ночь. Говорит матери, что совсем не ел, хотя, по правде, плотно поужинал и обпился квасом. Ему снилось, как мать бьет отца. На что Простакова обнимает сына, после он убегает на голубятню. 

Простаковы и Скотинин обсуждают женитьбу Скотинина с Софьей: брат помещицы говорит, что больше всех в мире любит своих свиней и женится, чтобы присвоить скотину Софьи. 

Тут приходит Софья с письмом от дяди Стародума, который много лет назад пропал, и никто не знал, живой он или нет. Простаковы оказываются неграмотными, и поручение прочитать письмо переходит в руки Правдину. В содержании говорится о наследстве сироты в размере 10 тысяч рублей, которое завещал ей Стародум. После чего Простакова подумывает о женитьбе сына на обладательнице крупного денежного приданого. 

Действие 2

В планы Простаковой врывается Милон, который следовал с солдатами через деревню. Он оказывается давним приятелем Правдина и рассказывает ему о своей любви к девушке, которую забрали на попечительство злые родственники после смерти ее родителей. Здесь он внезапно встречает ту самую «милую даму» Софью, которая рассказывает Милону о намерении помещицы выдать ее замуж за ее сына. 

В доме они встречают опечаленного Скотинина: он не хочет потерять будущую супругу и прилагаемое к ней приличное состояние. Из-за этого он ссорится с Митрофанушкой, поскольку оба героя хотят жениться на богатой девушке. Еремеевна и Правдин предотвращают драку, Скотинин уходит злой. 

Входят в комнату Простаковы и приносят извинения Милону за то, что сразу не вышли поприветствовать гостя, любезничают. Тут появляются на сцене учителя Кутейкин и Цифиркин и рассказывают Правдину, как попали в этот дом и про обучение Митрофана. 

Действие 3

Прибывает Стародум. Правдин в окне замечает карету Стародума и выходит его встречать. Он рассказывает чиновнику о плохом отношении Простаковых к Софье, всех их проделках. Стародум просит не торопиться с выводами, начинает ведать герою о своей жизни, о том, каких разных людей он повстречал. 

Тут дядя и Софья встречаются, обнимают друг друга, радуются встрече. Стародум рассказывает о том, что был вынужден уехать для заработка капитала. 

К этому моменту Простакова и Скотинин успевают подраться, позже вся семья спускается, чтобы встретить богатого дядю Софьи, всячески лебезят перед ним, выказывают знаки внимания. Такое поведение удивило дядю девушки. 

Позже гость заявляет о намерении забрать родственницу в Москву и выдать замуж. Еще не догадываясь о выбранном женихе для нее, Софья соглашается с его решением. Семья Простаковых старается переубедить Софью. Помещица начинает расхваливать успехи сына в учебе, но ее прерывает Правдин, заявляя, что гостю нужен отдых после дороги.

В комнате остаются только псевдо-учителя Кутейкин и Цыфиркин. Герои жалуются друг другу на непослушного и глупого ученика, виня во всем этом Вральмана. Собеседники сходятся во мнении, что были бы оба не против побить непутевого Митрофана. 

На сцене появляются госпожа и ее сын. Мать уговаривает недоросля хоть немного поучиться хотя бы на виду у гостей. Начинается процесс «обучения» арифметике, грамоте, но у бестолкового Митрофана ничего не выходит. Мать жалеет сына и соглашается с Вральманом, что лучше водиться с безграмотными. Простакова и Митрофан выходят из комнаты, а учителя начинают бранить друг друга, намерены бить Вральмана, но тот убегает от них. 

Действие 4

Дядя и его племянница ведут разговор о добродетели, Стародум говорит, что знатность и богатство меряются не количеством денег, а честными и добрыми поступками на благо отечества. Заводит тему об отношениях супругов, понимании в браке, поддержке друг друга, любви между ними. 

В этот момент Стародум получает письмо, в котором узнает, что Милон — это и есть жених Софьи. Далее он беседует с юношей и узнает о высоко нравственных качествах молодого человека. Нет сомнений, он благословляет молодоженов. 

Тут же Скотинин врывается с целью выставить себя в лучшем свете, чем только смешит присутствующих. Простакова и Митрофан тоже хотят занять выгодное положение, мать опять заводит разговор об уникальных умственных способностях сына, что решает проверить Правдин. Но недоросль не отвечает правильно ни на один вопрос, параллельно оправдывая свое незнание темы.

Простакова узнает о скором отъезде Софьи с Милоном и дядей в Москву, у нее созревает план. Простаковы решают украсть девушку и насильно выдать за Митрофанушку. 

Действие 5

Стародум и Правдин ведут беседу о высших ценностях воспитанных людей. Говорят о достоинстве и чести, как о залоге благосостояния государства. Тут их прерывает внезапный шум. Это Простаковы вместе с Еремеевной пытались увезти Софью, но их планам помешал Милон. Правдин отмечает противозаконность заговора и грозит немедленным наказанием в ответ на покушение на свободу девушки. 

Простакова молит о прощении, получает его от Софьи. Тогда госпожа намерена наказать слуг, которые не смогли украсть девушку. Но тут Правдин зачитывает документ, в котором говорится, что отныне помещица лишается своей усадьбы, которая переходит под контроль государственного чиновника. 

В комнате появляются учителя Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Все узнают, что Вральман оказывается обычным отставным конюхом Стародума, а не настоящим учителем немецкого. Цифиркин отказывается брать плату за обучение Митрофана, так как тот ничему не смог научиться. Учитель награждается за честность. Кутейкин же хотел вознаграждение за свои пустые труды, но ничего не получает. 

Милон, Софья и ее дядя собираются уезжать. Помещица жалуется на жизнь и просит поддержки у сына, который просит ее отвязаться. Простакова в отчаянье. Стародум подводит итог всей истории: «Вот злонравия достойные плоды!»

Отзыв

(315 слов) Мое мнение о пьесе «Недоросль» можно выразить в слове «одобрение». В книге я увидела мораль, актуальную во все времена. Автор заставляет задуматься о важности саморазвития, образования и добродетели в жизни человека и государства.

Мое впечатление от прочтения «Недоросля», тем не менее, двойственное. Я считаю, что в комедии Фонвизина присутствует обилие сцен, которые не только смешны, но способны вызвать грусть и сожаление читателя. Некоторые герои представлены жестокими и коварными. Но за свое тщедушие они получают по заслугам, казалось, даже больше, чем того заслужили. Нам становится их жалко, ведь у каждого закрадывается мысль о том, что все мы совершаем ошибки и имеем второй шанс на искупление вины. 

Чему учит «Недоросль»? Пьеса обличает пороки невежественных дворян и показывает подлинную сторону добра в лице Правдина, Стародума и Софьи. Именно на таких героев нужно равняться каждому воспитанному человеку, ибо пороки, описанные в произведении, встречаются по сей день. И я уверена, что полное их искоренение никогда не произойдет. Поэтому великую комедию Дениса Ивановича можно считать актуальной во все времена.

Почему мне понравилась комедия «Недоросль»? Автор искусно раскрывает образы героев, четко разделяя их на положительных и отрицательных, что соответствует принципам классицизма. Такое описание персонажей позволяет читателям проникнуться симпатией к Правдину, Софье, Стародуму и храброму Милону, и в то же время поистине невзлюбить коварных Простаковых и все их семейство. С этой целью работает и прием говорящих фамилий, которые указывают на характер героев: Правдин (честный), Скотинин (поведение сродни свиньям), Стародум (опытный и мудрый человек). Мое отношение к персонажам «Недоросля» определилось уже в самом начале произведения.

В пьесе мы встречаем два конфликта: любовных и гражданский. С любовным, на мой взгляд, все понятно. А со вторым у читателя возникают действительно острые чувства. Ведь тема чести и бесчестия, патриотизма и безразличия к родине всегда были бурно обсуждаемыми во всех кругах. Именно поэтому так важно помнить о благих целях, честных мыслях и совершать добрые дела. Ведь коварство всегда рождает «злонравные плоды». Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Автор: Полина Борискина

На чтение 18 мин. Просмотров 25 Опубликовано

Произведение «Недоросль» Д.И. Фонвизина знаменито тем, что его герои не только отразили действительное отношение молодых дворян к обучению, но и стали нарицательными. Сам Митрофанушка, являясь главным героем сатиры, представляет собой для реального общества опасность или только повод для смеха?

Центральный персонаж в «Недоросле»  — один из представителей семьи Простаковых. Критики преимущественно относят его к отрицательным героям, так как он ленивый невежда, который не понимает простых истин. Тем не менее, я считаю, что он скорее жертва обстоятельств, ведь подобную модель поведения ему навязала мать.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Несомненно, Митрофанушка смешит всех собственной глупостью, особенно ярко описанная в сцене «экзамена». Встречает читателя совершенно самоуверенный молодой человек, которому необходима нянька. Он демонстрирует всем скудость ума, детское мышление. Провожает же читателя глупец и дворянский повеса, незаинтересованный в получении даже начального образования.

Герой смешон до тех пор, пока не приходит осознание, что он представляет дворянский род. В то время большинство людей с подобным титулом находились при власти, делегируя законы. Так как дворянств разрешалось передавать по наследству, то можно предположить, что Митрофанушка рано или поздно бы смог добраться до «свершения судеб». Подобные люди, находящиеся у власти, способны только приносить вред стране и ее населению.

Несмотря на все опасения, Д.И. Фонвизин в лице Правдина отправляет Митрофанушку на службу. Героя последний раз читатель встречает абсолютно безобразным, лишенным всего человеческого. Он зол на мир, словно потерянное и загнанное существо. В реальной жизни он, вероятно, бы и вызвал смех, но лишь тем, что приносит несчастья собственным невежеством.

Содержание:

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» показывает нам глупого бездельника. Денис Иванович Фонвизин описывает главного героя комедии в ироничном ключе. 

Рассказ о Митрофанушке имеет актуальность и в наши дни: таких «недорослей» разного возраста встречаешь в обществе любого социального класса. 

Вопрос о характеристике Митрофана Простакова часто встречается на экзамене по русской литературе, пригодится при написании сочинения в старших классах.

Описание Митрофана из комедии «Недоросль»

Фамилия «недоросля» Митрофана – Простаков, дворянин по происхождению. Внешность юноши неуклюжа и неприятна. 

Простаков-младший любит много покушать, поэтому он полный с пухлыми щеками:

  • «а я почти и вовсе не ужинал <…> солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять»;

  • «квасу целый кувшинец выкушать изволил».

Кафтан его трещит по швам от постоянного поедания булок.

Автор чётко дает понять сколько лет юноше. Это 16-летний молодой человек, имеющий ум маленького мальчика. Он не имеет интересов и увлечений, ничем выдающимся не отличается. 

Митрофан – бездельник и лентяй. Мальчик с детства привык получать все, что захочет, не прикладывая никаких усилий.

Воспитание Митрофанушки

Характеристику главного героя хорошо дополняет воспитание, которое дали ему родители. Отец и мать души не чают в сыне, любовь матери к сыну носит больной и уничтожающий личность мальчика характер.

Фонвизин специально использует «говорящие» имена и фамилии, чтобы подчеркнуть качества персонажей. Имя Митрофана означает «похожий на мать». 

Характером сын действительно пошел в мать. Юноша – подлый, любит ябедничать и жаловаться: «я опять нажалуюсь матушке». 

Мнение отца Митрофана не интересует, он запугивает отца матерью. Жестокий и бессердечный мальчик, когда во сне видит, что матушка бьет отца, жалеет мать, а не отца.

Митрофан – настоящий маменькин сыночек. Мать вырастила сына беспомощным к взрослой жизни, мелочным, заурядным. Юноша не умеет любить, готов только притворяться, что любит, ради корыстных целей. 

Родители избаловали сына: «пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить».

Образование

Простаков-младший очень глуп, ему трудно дается получение образования. Четыре года обучения не дали никаких результатов. 

Мать мальчика тоже необразованная, искренне недоумевает, зачем мальчику получать образование.

Учитель грамоты так отзывается об умственных способностях юноши: «Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам».

Речевая характеристика главного героя

Цитатная характеристика Митрофана в комедии небогатая. Ввиду скудного словарного запаса и слабых умственных способностей речь героя состоит из простонародных слов. 

Тип речи героя похож на отцовский: они оба молчаливы, хотя сыну, в отличие от отца, можно говорить все что угодно.


Какие качества объединяют Скотинина, Простакова и Митрофана

Простакова, Скотинина и Митрофана делает похожими тот факт, что все они являются отрицательными героями комедии «Недоросль». Всех троих объединяет то, что они не принимают просвещения, глупы, думают лишь о своей выгоде.

Скотинин – брат Простаковой, как и его сестра — не образован. Его умственные способности не развиты совсем. Расчетливый и корыстный, думает лишь о материальной выгоде. Таким же растет Митрофан. Подобен своему дяде: мечтает вкусно поесть и поскорее жениться. 

Мальчик до такой степени не способен к учебе, что один из учителей не берет плату, потому что не смог ничему научить недоросля.

Простаков – отец Митрофана, слабо-мыслящий и глупый человек: «помещика дурака бессчетного», «ваше крайнее слабомыслие». Не имеет своего мнения и просто «плывет по течению».

Более того, все три персонажа абсолютно заурядные, не имеют увлечений и интересов. Они не живут, а существуют. Страшнее то, что они этого не способны понять.

Учителя Митрофана

Героя обучают три учителя: Цыфиркин, Кутейкин, Вральман.

Кутейкин преподает русский и церковнославянские языки. Хитрый и корыстный человек. Его личное образование оставляет желать лучшего, окончил всего лишь первые классы духовной семинарии.

Вральман, немец по происхождению, преподает французский язык. Пойти в учителя решил из-за материальных трудностей, до этого работал кучером. Конечно же французского Вральман не знает, он настоящий проходимец и врун.

Такие малограмотные учителя не способны дать никакого образования юноше, они сами нуждаются в нем.

Кто страшнее — Простакова или Митрофан

Портреты помещицы Простаковой и ее сыночка очень похожи. Митрофан – мужская копия своей матери. 

Своей любовью Простакова душит мальчика и убивает в нем все человеческое, ее любовь не здоровая. Матушка защищает юношу от всех и всего. Обычная забота о том, как накормить сына, заканчивается тем, что мальчик не может ходить из-за колик в животе.

Мать жестока по отношению к мужу и слугам, сын жесток по отношению ко всем, в том числе к матери. Так же, как и родительница, не образован, но оба считают себя умнее всех остальных, в них нет и частички эмпатии. Они эгоистичные и самовлюбленные, свои потребности и желания они ставят превыше остальных.

Простакова страшна, ведь воспитала такого ужасного человека, который вдвойне ее страшней.

Смешон ли Митрофан

Младший Простаков смешон и несуразен. Все сцены с ним глупы и комичны. Ведь это ненормально — обжираться всю ночь и с утра жаловаться на голод. Смешно привязывать няньку пятнадцатилетнему парню.

Несмотря на то, что образ главного героя является объектом сатиры, сущность юноши ужасна и страшна: грубый, озлобленный, глупый и бессердечный. Его отношение к окружающим его людям удивляет. 

Любящих его родителей мальчик не уважает вовсе. Если представить, что такие «митрофанушки» есть в каждой семье, будущее страны оказывается в серьезной опасности.

Современные Митрофанушки — кто они

Имя фонвизинского Митрофанушки давно стало нарицательным. Почему это случилось? Почему его образ актуален до сих пор? Все дело в возрасте героя и его воспитании. 

Фонвизин прекрасно преподал урок молодым людям на будущее. Через малолетнего героя показал, какое будущее ждет переставшего развивать свой ум и кругозор человека. Что происходит, когда забываешь и игнорируешь общественные морали и человеческие ценности, не уважаешь окружающих.

Такие «митрофанушки» сплошь и рядом, их количество не уменьшается с каждым поколением. Эти люди вступают во взрослую жизнь неподготовленными к ней. Их потребности только физиологические, а духовное развитие не развивается вовсе. Такие люди проживают целую жизнь впустую, не считая бездельничество и тунеядство изъяном.

Ешё материалы по комедии Фонвизина «Недоросль»:

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Недоросль

Денис Иванович Фонвизин

Краткое изложениеЧитается примерно за 9 минутСочинения131 сочинениеГлавные героиИ их характеристикаСтатьи критиковСочинение

Другие сочинения по этому произведению

НедоросльАнализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Добро и зло в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль»Идеи русского просвещения в комедии «Недоросль»Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.Какой я представил себе Простакову?Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Образ госпожи Простаковой в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль»Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»Образ Тараса Скотинина в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Образы бессмертной комедии «Недоросль»Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Построение и художественный стиль комедии «Недоросль»Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?Проблема воспитания в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблема воспитания в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблема воспитания и образования в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»Речевые характеристики в комедии «Недоросль»САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)Смешное и грустное в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль»Фонвизин — автор комедии «Недоросль»Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина)Чему научила меня комедия <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»?Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?«Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»)Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»Семья ПростаковыхОБРАЗ МИТРОФАНУШКИАнализ произведенияХарактеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа ПростаковаГлавный смысл комедии Фонвизин «Недоросль»Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»Актуален ли образ Митрофанушки в наше времяОбраз и характер Простаковой в комедии ФонфизинаЗначение речевых характеристик в комедии «Недоросль»Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Характеристика образа СофьяГлавное лицо комедии помещица ПростаковаНедоросль МитрофанушкаСочинение на тему «Недоросль» — литературный прорыв 18 века»Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль»)Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. ФонвизинаПочему Митрофанушка стал недорослем (2)История создания комедии «Недоросль»Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Митрофанушка 1Семейный портрет Простаковых—СкотининыхХарактеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль»Характеристика образа ПростаковаСатирическое мастерство Д. И. ФонвизинаПостроение и художественный стиль комедииОбраз и характер МитрофанаНеоднозначность добра и зла в образах комедии «Недоросль» ФонвизинаСмешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Почему Митрофанушка стал недорослем (1)Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль»Характеристика образа СтародумТема воспитания в комедии «Недоросль»Краткая характеристика произведения «Недоросль» Фонвизина Д.И.Сын, достойный своей материО замысле «Недоросли»Митрофанушка 2Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»Проблема характера героя в произведении «Недоросль» ФонвизинаСмешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»Героиня комедии Фонвизина НедоросльОбраз Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и СкотининыПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3)Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Просветительские идеалы в комедииЭта комедия — бесподобное зеркалоСкоты, владеющие людьмиПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»Герои взятые «прямо из житейского омута»Социально политическая идея «Недоросль»Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль»Сатиры смелый властелинВершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль»Тип лентяя Митрофанушки у ФонвизинаПростакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типаНеоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса ФонвизинаПримитивная натура Простаковой и СкотининаОбличение крепостнического строя в комедии Фонвизина «Недоросль»«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР IКаноны литературной условности речи в произведении «Недоросль»Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина«Недоросль» — антикрепостническая пьесаСатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль»Главные черты реализма в произведении «Недоросль»«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает» В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин «Бригадир»)Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»«Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Опасен или смешон Митрофан в комедии «Недоросль»?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Фонвизин Д. И.» Опасен или смешон Митрофан в комедии «Недоросль»? Фонвизин Д. И. все сочиненияФонвизин Д. И. краткие содержания

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» нам представлен отрицательный герой — сын провинциальных помещиков, недоросль Митрофан. Он глуп, ленив, эгоистичен. И назревает вопрос: со всеми отрицательными качествами смешон Митрофан или же опасен?

Первые эмоции, что вызывает Митрофан – смех. Обжора, что съел «солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть» и при этом, считающий, что и вовсе не ужинал.

Он не знает элементарных вещей, которые знают второклассники. Например, ему задают вопрос: «Дверь какое имя: существительное или прилагательное?» Митрофан отвечает: «Дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Но если посмотреть на ситуацию с Митрофаном внимательней, то смех пропадает и приходит понимание, сколько бед в будущем может принести невежество и эгоистичность Митрофана. Он неуважительно относится к своим родителям: «Ночь всю така дрянь в глаза лезла, то, ты матушка, то батюшка». И на всю родительскую любовь он отвечает лишь презрением: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но при этом большую роль в характере Митрофана сыграл пример матери. Имя Митрофан означает «подобный матери». Госпожа Простакова жестока, она постоянно бьет и грубит крепостным, обращаясь к ним «скот», «бестия», не прощает малейших ошибок. Муж ее боится: «При твоих глазах мои ничего не видят».

В такой домашней обстановке Митрофан вырастет деспотом, как его мать. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько.

Полезный материал по теме: Скачать Опасен или смешон Митрофан в комедии «Недоросль»?

<legend>Tags</legend>ОпасенилисмешонМитрофанвкомедии«Недоросль»?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

Образ Митрофанушки.

Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”- высшее художественное достижение русской литературы 18-го вв. Это произведение написано в период правления императрицы Екатерины II, в период, когда произвол помещиков и бесправие крепостных крестьян составляли главный конфликт в социально-политической жизни России. “Недоросль” это – комедия о воспитании.

Становление личности происходит только в обществе, и в этом процессе участвуют семья и ближайшее окружение.

В семье складывается определенный уклад, привычки, традиции, которым человек следует всю жизнь. В комедии Д. И. Фонвизин показывает, какие пагубные плоды приносит дурное воспитание в злонравной семье на примере одного из героев.

Митрофан – сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян Простаковых. Имя Митрофан означает “подобный, похожий на мать”. Ему 16, он – обжора, невежда и бездельник.

Митрофан резвится на голубятне и любит свиней, чем очень похож на своего дядю Скотинина. Цель жизни у него отсутствует, учиться он не хочет, мечтает лишь жениться на богатой девице.

Фонвизин показал неразумность ее слепой, животной любви, которая губит сына. Мать не хочет с ним расставаться, не отпускает его на службу, стараясь обеспечить ему беззаботное будущее. В ответ Митрофан относится к матери пренебрежительно, не уважает ее, не любит, совсем не жалеет, играя на ее чувствах. Разговаривая с матерью, отвечает бессердечно: “Отвяжись ты”, ” Такая дрянь в глаза лезла, то, ты матушка, то батюшка.” Простаков, боясь жены, заискивает перед сыном, называя его “умное дитя”, “затейник”, “забавник”.

Няня Еремеевна старалась обучать его хорошему, но бесполезно. В ответ Митрофан грозился ее избить, называет “старой хрычовкой”.

Весь стиль своего поведения Митрофан копирует со своей матери. Госпожа Простакова имеет полную власть над своими крестьянами, все отобрала у крепостных и думает только о том, что еще с них содрать. Она постоянно грубит крепостным, называя их “скот”, “болван”, “бестия”, бьет свою няньку Еремеевну, прослужившую в доме 40 лет, и, вероятно, нянчившую ее в детстве.

Простакова безбожна и бесчеловечна. Муж боится при ней слово молвить и подличает перед своим сыном. Дяде Скотинину “свиной хлев” заменяет и “храм науки”, и “домашний очаг”. Никто из них отроду ничего не читал.

В образе Митрофана Фонвизин показал самые дурные качества характера, самые дурные взгляды. Воинствующее невежество, в котором рос Митрофанушка, домашняя обстановка в доме его матушки Простаковой несомненно готовят будущего изверга. Первое представление “Недоросля” в театре в 1782 г. принесло огромный успех великой русской комедии.

Позвучали слова Фонвизина: “Угнетать рабством себе подобных – беззаконно.” Автор заставлял зрителей задуматься над тем, что именно Екатерина утвердила деспотический образ правления в России и благодаря ее политике процветает рабство и хозяйничают Простаковы и Скотинины, которые прямо ссылаются на царские указы о вольности дворянства.

В своей комедии Фонвизин изобразил и подлинно прогрессивных дворян. В образе Стародума показана самореализация личности, высокая духовность, гражданская активность. Стародум ненавидит деспотизм самодержавной власти Екатерины, он – враг рабства.

Екатерине не нравилась сатира Фонвизина. Писателю закрыли путь в печать. Д. И. Фонвизин тяжело заболел в сорок лет и через семь лет умер.

Проблемы воспитания молодого поколения, затронутые Фонвизиным в комедии “Недоросль”, актуальны и сегодня. Личность человека прежде всего предполагает наличие у него системы взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл его жизни. Общество многообразно, и в нем сосуществуют люди разных взглядов.

Высшим светом общества являются люди, которые убеждены в ценности человечества, проявляют гуманное и справедливое отношение к другим людям и трудятся на общее благо. Люди, смысл жизни которых ограничен их собственным “я” и житейскими заботами, менее интересны. Во все времена и сегодня подобных людей было предостаточно.

Однако, по-моему убеждению счастливы в этом мире только люди, имеющие необъятную страсть к познанию, человеколюбие и занимающие активную позицию в жизни. Именно к этому надо стремиться в своем самовоспитании.

Опасен или смешон Митрофанушка по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)« Конспект НОД в младшей группе по теме: Мой носЗнаменитая сказочная поэма Ершова “Конек-Горбунок” »Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2020/10/sochinenie-na-temu-opasen-ili-smeshon-metrofan.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-mitrofana-iz-komedii-nedorosl.html
  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/20921
  • https://my-soch.ru/sochinenie/opasen-ili-smeshon-mitrofan-v-komedii-nedorosl
  • https://lit.ukrtvory.ru/opasen-ili-smeshon-mitrofanushka-po-komedii-nedorosl-fonvizin-d-i/

На чтение 17 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Недоросль

Денис Иванович Фонвизин

Краткое изложениеЧитается примерно за 9 минутСочинения131 сочинениеГлавные героиИ их характеристикаСтатьи критиковСочинение

Другие сочинения по этому произведению

НедоросльАнализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Добро и зло в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль»Идеи русского просвещения в комедии «Недоросль»Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.Какой я представил себе Простакову?Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Образ госпожи Простаковой в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль»Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»Образ Тараса Скотинина в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Образы бессмертной комедии «Недоросль»Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Построение и художественный стиль комедии «Недоросль»Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?Проблема воспитания в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблема воспитания в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблема воспитания и образования в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»Речевые характеристики в комедии «Недоросль»САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)Смешное и грустное в комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль»Фонвизин — автор комедии «Недоросль»Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина)Чему научила меня комедия <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»?Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?«Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии <nobr>Д. И. Фонвизина</nobr> «Недоросль»)Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»Семья ПростаковыхОБРАЗ МИТРОФАНУШКИАнализ произведенияХарактеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа ПростаковаГлавный смысл комедии Фонвизин «Недоросль»Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»Актуален ли образ Митрофанушки в наше времяОпасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)Образ и характер Простаковой в комедии ФонфизинаЗначение речевых характеристик в комедии «Недоросль»Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Характеристика образа СофьяГлавное лицо комедии помещица ПростаковаНедоросль МитрофанушкаСочинение на тему «Недоросль» — литературный прорыв 18 века»Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль»)Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. ФонвизинаПочему Митрофанушка стал недорослем (2)История создания комедии «Недоросль»Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Митрофанушка 1Семейный портрет Простаковых—СкотининыхХарактеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль»Характеристика образа ПростаковаСатирическое мастерство Д. И. ФонвизинаПостроение и художественный стиль комедииОбраз и характер МитрофанаНеоднозначность добра и зла в образах комедии «Недоросль» ФонвизинаСмешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Почему Митрофанушка стал недорослем (1)Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль»Характеристика образа СтародумТема воспитания в комедии «Недоросль»Краткая характеристика произведения «Недоросль» Фонвизина Д.И.Сын, достойный своей материО замысле «Недоросли»Митрофанушка 2Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»Проблема характера героя в произведении «Недоросль» ФонвизинаСмешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»Героиня комедии Фонвизина НедоросльОбраз Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и СкотининыПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3)Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Просветительские идеалы в комедииЭта комедия — бесподобное зеркалоСкоты, владеющие людьмиПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»Герои взятые «прямо из житейского омута»Социально политическая идея «Недоросль»Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль»Сатиры смелый властелинВершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль»Тип лентяя Митрофанушки у ФонвизинаПростакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типаНеоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса ФонвизинаПримитивная натура Простаковой и СкотининаОбличение крепостнического строя в комедии Фонвизина «Недоросль»«НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР IКаноны литературной условности речи в произведении «Недоросль»Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина«Недоросль» — антикрепостническая пьесаСатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль»Главные черты реализма в произведении «Недоросль»«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает» В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин «Бригадир»)Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»«Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин

В комедии “Недоросль” Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.

Центральная героиня пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна в своих людях”. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

  • — Один ты остался у меня.
  • — Да отвяжись…
  • — Нет у меня сына…

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”. Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — “зоологизация”. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фее с лошатками”. Таким образом автор подчеркивает мысль о “животной” низменности окружающего мира.

Комизм “Недоросля” не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию.

В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился.

Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы.

Несмотря на то, что жанр пьесы “Недоросль” — комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Положительные персонажи открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе — от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

В «Недоросле», по замечанию первого биографа Фонвизина, автор «уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных». Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского «злонравия», писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что «Недоросль», по словам Г. А. Гуковского, «полукомедия, полудрама». Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также «страждущей добродетели» в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала.

Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к «благородному» сословию далеко от взгляда стороннего человека: «Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце».

Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. «…Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума»… В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества… Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения».

Написанная более двухсот лет назад, комедия “Недоросль” не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, поставленные и решаемые Фонвизином, так же остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду “вечных”. И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость.

Комедия “Недоросль” не только заняла достойное место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд русского театра. Ее значение огромно в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что “Недоросль”, в котором традиционная любовная интрига отодвинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру “истинно общественной комедии”. В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.

«Недоросль» — первая русская социально-политическая комедия. Вот уже более двухсот лет она не сходит со сцен русских театров, оставаясь по-прежнему интересной и актуальной новым и новым поколениям зрителей. Комедия написана на исходе XVIII века. Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы.

В чём же секрет неувядаемости комедии? Произведение привлекает к себе внимание, прежде всего, галереей отрицательных персонажей. Положительные характеры менее выразительны, но без них не было бы движения, противоборства добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. Ведь комедия Недоросль построена на том, что мир Простаковых и Скотининых хочет подавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не только крепостными, но и вольными людьми. Так, например, они пытаются решить судьбу Софьи и Милона, Грубо, примитивно, прибегая к насилию, но так уж они умеют. Таков арсенал их оружия. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни, манерами речи, идеалами. Вспомним госпожу Простакову на уроке Митрофанушки: «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги — ни с кем не делится…. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».

Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя. Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправство хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности своего духовного убожества. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. Крепостное право — бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своей волей остановится основа её натуры. Самоуверенность помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своей волей остановится основа её натуры. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотинина, лишенных каких бы то ни было достоинств.

Жесткость, насилие становится крепостников самым удобным и привычным оружием. Крепостное право подверглось резкому осуждению. В то время это было неслыханной дерзостью, и только очень смелый человек тогда мог написать такое. Однако сегодня утверждение о том, что рабство — зло, принимается без доказательств.

Скотинин и госпожа Простакова — образы очень реалистичные. На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти.

Произведение Фонвизина «Недоросль» представлено как комедия. Но задевает оно важные и даже отчасти страшные жизненные явления. Комедией пьеса становится во многом за счет присутствия в ней сатиры. В произведении Фонвизина «Недоросль» сатира играет немаловажную роль, показывая и обличая пороки общества.

Суть понятия «сатира»

В литературе сатира – это прием, в котором с помощью юмора высмеиваются пороки. Когда страшные для жизни явления оказываются на пике популярности, авторы могут выразить свое к ним отношение не только через боль, трагедию и плачевные последствия в своих произведениях, но и с помощью высмеивания. Читатель имеет возможность через смех посмотреть на пороки общества, задуматься, не является ли он сам таким же смешным как герои литературного произведения.

Сатира в образе Простаковой

Главная героиня произведения – госпожа Простакова. Она считает себя хозяйкой положения, колотит всех, кто попадается под руку, считает себя умной и воспитанной. Но на самом деле это совсем не так, ведь она – самый яркий пример невежественности деспотизма. Это делает ее смешной. Ведь главное, что красит человека – это его воспитание. Имея власть, необходимо помогать людям, а то, как ведет себя Простакова – глупо, и поэтому смешно

Сатира в образе Митрофанушки

Митрофанушка – самый сатиричный из всех героев произведения. Он не представляет себя ничего, полностью полагаясь на мнение матушки. Но когда перед ним встает выбор – он сразу же отказывается от нее. Митрофанушка смешон, потому что глуп и безволен. Он не хочет учиться, а хочет жениться, совершенно ничего не понимая в жизни. Это делает его образ сатиричным и смешным.

Сатира в образах других героев

В некоторых других героях также заложено много сатирического. Чего стоят только учителя Митрофанушки – пытаясь учить его, сами они не представляют из себя ровным счетом ничего, особенно любимчик Простаковой Вральман. Скотинин, имея говорящую фамилию, сравнивает своих будущих детей с поросятами. Смешно выглядит и общение положительных героев с отрицательными. Слушая умные речи, невежественная Простакова, заискивая перед Стародумом, выставляет себя в некрасивом свете, показывает себя смешной, пытаясь спорить с ним и доказать свою идеологию. Вся комедия Фонвизина пропитана сатирой и отсрым юмором, который выражается в деталях и даже самом сюжете.

Сатира в сюжете

Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.

Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.

Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:</h3>

    • <label>Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;</label>
    • <label>Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;</label>
    • <label>События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;</label>
    • <label>Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://www.allsoch.ru/sochineniya/8462
  • https://vuzlit.ru/590212/satira_fonvizina_komedii_nedorosl
  • https://studbooks.net/637771/literatura/satiricheskaya_napravlennost_komedii_nedorosl
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/-satira-fonvizina.html

Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено

(696 слов) Комедия «Недоросль», впервые опубликованная Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1783 году, является одним из наиболее ярких произведений русского классицизма. В этой пьесе автор откровенно высмеивает такие пороки современных ему представителей дворянского сословия, как невежество, скупость, лень, корыстолюбие, злоба. Многие моменты комедии кажутся не только забавными, но и фактически трагичными, Фонвизин широко использует в пьесе приемы резкого контраста и язвительной иронии. Читатели и сейчас стараются понять, какой смысл был заложен автором в комедии, остающейся весьма популярной уже на протяжении более двух столетий.

Первоначально «Недоросль» можно воспринять в качестве самой обыкновенной пьесы, носящей бытовой характер. В основе сюжета произведения находится предстоящее бракосочетание юной Софьи. Девушка лишилась родителей еще в детские годы, теперь она вопреки собственному желанию пребывает на попечении супругов Простаковых. Хозяйка дома, которая видит в Софье только обузу и «лишний рот», намеревается выдать сироту замуж за своего брата по фамилии Скотинин. Но внезапно становится известно о том, что Софья является наследницей немаленького состояния, что заставляет госпожу Простакову полностью пересмотреть свои планы относительно этой девушки. К тому же оказывается, что в самое ближайшее время должен приехать и дядюшка Софьи, и госпожа Простакова решает, что на ее подопечной следует жениться сыну женщины Митрофану.

Однако внезапно возвращается родственник и опекун Софьи Стародум, которого в течение длительного времени все считали умершим. Дяде сироты сразу же становятся понятными намерения недалеких и корыстных Скотинина и Простаковой. Мужчина полностью поддерживает стремление Софьи стать женой Милона, к которому девушка уже давно неравнодушна, причем чувство молодых людей является взаимным.

В комедии имеется и другая сюжетная линия, касающаяся непосредственно Митрофанушки, наследника четы Простаковых. Шестнадцатилетний юноша крайне избалован своей ограниченной и деспотичной матерью, он, как и госпожа Простакова, полагает, что человеку благородного происхождения учиться незачем. Педагоги, которых приглашают к парню его родители, лишь напрасно получают жалованье, Митрофан не усваивает ничего из того, что ему пытаются преподавать его учителя.

При этом недоросль, как называли в ту эпоху молодых дворян, еще не имеющих удостоверения о получении образования, становится наиболее комичным и вызывающим искренний смех читателей персонажем пьесы. Сцены обучения сына Простаковых выглядят чрезвычайно нелепыми, к тому же становится ясно, что Митрофан только дожидается окончания уроков, чтобы посвятить время более приятным для него занятиям.

Нельзя не заметить, что Фонвизин построил комедию в полном соответствии с законами такого жанра, как классицизм. В пьесе присутствуют и положительные, и отрицательные герои, отчетливо демонстрирующие замысел драматурга. Произведение можно с уверенностью назвать «комедией воспитания», поскольку именно правила и установки, заложенные в сознание человека в семье его родителей, определяют в дальнейшем его мировоззрение и поступки. Автор подчеркивает, что людей необходимо развивать и воспитывать в правильном направлении с раннего детства, иначе впоследствии они не в силах принести никакой пользы окружающим и однозначно не могут вырастить своих наследников достойными членами общества.

Взгляды Фонвизина на жизнь в целом и проблемы воспитания в комедии выражает Правдин. Именно этот персонаж отстаивает в пьесе идеалы гуманизма и принципы высокой морали, в отличие от Простаковой, для которой имеет значение исключительно материальное благосостояние. Женщину интересуют лишь денежные средства и звания, а вовсе не интеллектуальное развитие и такие понятия, как порядочность, гордость и честь. Основной смысл пьесы Фонвизина заключается именно в противопоставлении старинных и давно закосневших предпочтений помещиков, роль которых в произведении играют Скотинин и его сестра, и новых правил, олицетворяемых позитивными персонажами, а именно Стародумом, Правдиным, Милоном и Софьей.

Автор не сомневается в том, что устаревшие взгляды дворянского сословия необходимо изменить в кратчайшие сроки, в противном случае неизбежно наступят самые печальные и неблагоприятные последствия. Простакова и Скотинин усвоили те же взгляды на мир, которых придерживались их родители, таким же образом был воспитан и юный Митрофан. При этом Софья еще в раннем возрасте благодаря своим старшим родственникам восприняла гуманные и высоконравственные представления о жизни.

Смысл комедии Фонвизина скрывается в несложной истине о том, что ребенка следует вовремя и правильно воспитывать, прививая ему такие качества, как благородство, добросердечие, стремление к знаниям. Фамилии героев пьесы явственно отражают характеры ограниченных и совершенно неделикатных людей, Скотинины действительно чрезвычайно похожи на обыкновенных животных.

Невежество госпожи Простаковой и ее брата, а также абсолютное отсутствие у них приличных манер немедленно бросаются в глаза. Весьма заметны и алчность Скотинина и его ближайшей родственницы и желание добиться цели любым путем, нисколько не считаясь с желаниями и чувствами окружающих.

В финале пьесы эти двое терпят полное поражение, и автор подчеркивает закономерность их провала известной фразой о плодах злонравия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Учителями славится россия сочинение
  • Учителя наша гордость сочинение
  • Учитель указал о том что в сочинении есть ошибки
  • Учитель профессия будущего сочинение
  • Учитель это для сочинения определение