Учитель словесник как пишется

Эссе личность и слово учителя словесности пронесу свою мудрость и силу, передам свои знанья в века и сумею сквозь тяготы

эссе «Личность и слово учителя словесности»
                                                                                    Пронесу свою мудрость и силу,
                                                                                    Передам свои знанья в века
                                                                                    И сумею сквозь тяготы жизни
                                                                                    Заслужить у вас славу, друзья.
                   Родители приводят 1 сентября своего ребенка в школу и доверяют нам самое
драгоценное, что у них есть. С этого дня учитель становится для ребенка самым главным,
после родителей, человеком. Он ловит каждое слово учителя, верит ему, поступает так же.
И   каждый   из   нас,   выбравших   стезю   педагога,   обязан   свято   помнить   о   своем
предназначении. 
          Каждый день моей учительской работы, застывая, как смола, превращается в янтарь,
солнечный и теплый. Этот янтарь, нанизанный на суровую житейскую нить, складывается в
чудесное ожерелье.  Работа учителя не зависит от его настроения, его здоровья, капризов
природы, кризиса в стране. Ибо быть учителем ­ это навсегда. Когда ­ то великий философ
Кант утверждал: «Работа – это лучший способ наслаждаться жизнью». Моё наслаждение
начинается с раннего утра, ведь в школе меня ожидают знакомые глаза детей, готовых
раскрыть свою душу для знаний. Они, как пустой сосуд в засушливое лето ожидает влаги,
ждут от меня чего­ то нового, еще незнакомого им. Благодаря этому желанию детей и я
поднимаюсь на свою «Эйфелеву башню» не с помощью лифта, а по ступенькам. На каждой
из них останавливаюсь, чтобы избавиться от лишнего, незначительного, чтобы осмотреться
и приобрести то, без чего невозможен путь к вершине. Багаж, состоящий из приобретенных
методов   и   приемов,   знакомств   и   расставаний,   становится   все   значительнее,   все   более
обязывает,   напоминает   об   ответственности   того   дела,   за   которое   взялась.   А   дело   это
нелегкое.   Я   учитель   русской   словесности.   На   уроках   я   учу   детей   «великому   и
могучему…». Благодаря мне и моим коллегам – словесникам каждый ребенок познаёт
прекрасное искусство – искусство слова. Вместе с героями величайших произведений он
отправляется в плавание, познаёт мир звезд, блуждает в непроходимых лесах. От меня
зависит будет ли он грамотно писать, выражать свои мысли, любить читать.
            Для меня мои ученики ­ маленькие солнечные лучики, маленькие зародыши больших
открытий и зачатки великих свершений. То, что я вложу сегодня в них, вырастет завтра.
Вырастить Человека   в полном смысле этого слова ­ значит совершить чудо. И это чудо
должно быть с доброй и огромной душой. 
             В своих трудах Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Ведь учитель как
дождь раскрывает потенциал каждого зерна, так и я должна увидеть в каждом ученике его
самобытность, индивидуальность. 
          Я понимаю, что от моих личностных качеств и отношения к каждому ученику зависит
расцвет его способностей, как учебных, так и творческих. Ведь каждый ученик, будто
бутон цветка, и от меня зависит, в какой цветок превратится этот бутон – в великолепную
розу или невзрачный колючий цветок репейника. Каждый ребенок уникален и неповторим.
Иногда за внешней неприметностью, колкостью скрывается столько способностей, столько
возможностей! Моя задача учителя – словесника звать учеников к активности, действию,
«будить   отвращение   к   бескрылым   мещанским   идеалам,   сытости   и   довольству   малым»
(А.Чехов). Нельзя жить мечтой о красивом будущем, нужно сейчас, неустанным трудом,
служением людям приближать Прекрасное. Когда речь идет о личности учителя в деле
воспитания молодого поколения, я привожу в пример притчу. Шел как – то одинокий
путник по дороге. Мимо него рабочие катили тяжелые тачки с камнями. Путешественник
остановил   одного   из   них   и   спросил:   «Что   ты   делаешь?»   Тот   ответил:   «Я   качу   эту неподъёмную тележку, будь она проклята». Другой рабочий сказал с достоинством: «Я
зарабатываю   на   хлеб   для   своей   семьи!»   Когда   же   спросили   у   третьего,   тот     ответил,
улыбаясь: «Я строю храм!»
        Я уверена, что моя работа – это маленький кирпичик в фундаменте храма для наших
детей, будущего страны.

Международный интеллект-фестиваль школьников

«Политика вокруг нас»

Учитель словесности в литературе

                                                                                                                     Автор:

 Кожебаткина Алена Александровна

Саратовская обл. р.п. Духовницкое

Ул. К.Маркса д.5, 413900

Руководитель:

Ольховатская Нина Петровна

Учитель русского языка и литературы

                                     2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение

  1. Учитель словесности в литературе XX века
  1. Учитель словесности

2.  Образ учителя в повести «Работа над ошибками»

3. Образ учителя в киноповести «Ключ без права передачи»

 Заключение

   Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Учитель… Каким должен быть учитель? Чему он должен прежде всего научить подрастающее поколение?

Учитель- это не просто человек определенной профессии, это создатель. Именно учитель создает Человека, именно он воспитывает в нем только лучшие качества, развивает любовь к труду, Родине и наукам.

Когда слышишь фразу «моя первая учительница» сразу вспоминаешь Ее. Ту, которая была с тобой, когда ты первый раз вошел в школу, которая помогала преодолевать первые в твоей жизни школьные трудности, которая стала тебе второй мамой.  В памяти возникает такой родной и близкий образ. Именно его ты будешь помнить всю жизнь.

Лично я считаю, что настоящим учителем может стать не каждый. Ведь быть учителем- это не значит, что нужно просто придти, прочитать положенный материал, а дома сидеть и проверять ученические тетради. Для кого-то это и есть мучение. Но для настоящего учителя учительство не работа, а состояние души. Ведь просто прочитать условленный текст может и бездушная машина, а преподнести материал так, что бы его понял каждый, провести урок так, чтобы ребенку хотелось вновь и вновь заходить в этот класс, а не с дрожью в ногах перешагивать порог, сможет и человек не каждый.

Учителя можно сравнить с садовником. Только у того садовника, который чувствует природу, слышит ее речь в шелесте листьев и журчании воды, вырастут пышные и прекрасные цветы, которыми будут все восхищаться. А тот, кто будет выполнять лишь положенные процедуры: полив и прополку- вряд ли увидят такой же результат. Так и учитель- чуткий, добрый и отзывчивый человек- сможет вырастить достойные «цветы жизни».

1. УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

  1. Учитель словесности.

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями,

всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

 И не за то вовсе, что было в школе, — нет,

       а за то, что сталось с нами после».

           В. Распутин

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям.  

Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них  любят, других – не очень, одних уважают, других  – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека.

Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Главная задача учителя состоит в создании условий гармоничного развития личности, подготовке молодого поколения к труду и участия во всех сферах и видах деятельности.

Еще в первом уставе гимназий говорилось: «В обращении с учениками учитель должен быть мягким и выдержанным. Первою заботой учителя должно быть то, чтобы вызнать свойства и нравы детей, дабы можно было лучше управлять ими».

Всем величайшим писателям, словесность открывала широкие горизонты миросозерцания, заставляла биться сердце чувствами благородными, возвышая личность человека и открывая в будущем широкие идеалы человеческого счастья.

Учитель словесник не есть в строгом смысле преподаватель отдельной схемы наук, как математика, естествознание, – он только чтец, руководитель вкуса, указатель смысла и значения отдельных сокровищ; он – объяснитель, комментатор; он обращает мысли к красивому, истинному и доброму и  должен иметь широкое понимание значения человека как существа, воспитываемого для добрых идеалов.

Словесность – предмет особый, и требования к учителю, её преподающему, – особые. Замечательный методист В.П. Острогорский писал, что учитель-словесник «философом должен быть в смысле выработки себе определённого миросозерцания; развитый эстетический вкус должен он иметь, выработанный на великих писателях-художниках общечеловеческих и национальных, а главное должен он иметь широкое понимание человека как существа, воспитываемого для добрых идеалов».

Симпатии ученого отданы живому, образному слову учителя. В основу научной подготовки будущего словесника положено  изучение его специальности — языка и литературы,— причем изучение активное, с условием самостоятельной подготовки. Учитель, который не умеет работать в области своей специальности, не найдет материала и для живой его передачи ученику и, главное, сам не сумеет подойти к произведению, к автору, к историческому периоду, к литературной проблеме; такой учитель не сможет научить своих учеников мыслить и работать».

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Учитель словесник приходит к своим ученикам, чтобы приобщить их к искусству слова, помочь им осознать закономерности языка и литературы. Он должен заинтересовать своим предметом, чтобы ученики открыли для себя новые мысли. Учитель должен строить свою работу так, чтобы на уроке реализовался каждый ребенок, вне зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

2. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПОВЕСТИ «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ»

Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социально нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к  самопожертвованию и высокая гражданская позиция – вот что отличает учителя  XX века. Но к концу столетия эти принципы стали меняться, вслед за изменяющейся обстановкой в стране. Такую картину мы можем увидеть в повести Юрия Полякова «Работа над ошибками». Автор показывает, как в условиях кризиса советских идеалов нарушается нравственная преемственность и усиливается отчуждение между поколениями.

В современных  условиях, когда старая школа уходит безвозвратно, государство стоит перед необходимостью создать новую школу во имя новой жизни и применительно к новым требованиям существования и культурных запросов, проблема педагога в своем значении удвоилась. И поиск нового учителя осуществляет Юрий Поляков через образ Андрея Петрушова.

Как же велика миссия того наставника, который должен передать грядущим поколениям своей родины лучшие образы, лучшие заветы художников мира и своего отечества.

 «Работа над ошибками» посвящена болезненной теме – школе, проблеме взаимоотношений учителей и учеников. Это повесть о юности, о дружбе и любви, о нравственном выборе, который стоит перед человеком в любую эпоху.

Автору удалось в своем  творчестве  ярко  запечатлеть переходный период  нашей  истории.

В одном из интервью Ю. Поляков признался: «Мне в голову пришло интересное решение – написать произведение от своего лица, так, как если бы лично мне довелось оказаться именно сегодня в школе. А чтобы проверить свои ощущения, я на несколько месяцев устроился учителем литературы. А что это дало? Появилась возможность многое увидеть свежим взглядом. То, к чему учителя давно привыкли, открылось мне совершенно по-новому».

В повести автор обратился  к проблемам современной  школы  и системы образования в целом,  затронул широкий круг проблем из жизни современной  школы:   закулисные  махинации  и интриги  в педагогическом  коллективе, репетиторство, дети-акселераты  и  инфантилизм   отдельных учителей,  сложности  в работе с  современными детьми.

Молодой журналист Андрей Петрушов, временно устроившийся  преподавать русский язык и литературу в школу,  чувствует разрыв связи времен и пытается объединить учеников хотя бы героическим прошлым – поисками утраченной рукописи талантливого писателя Пустырева, погибшего на фронте. Ему достается класс, где ученикам палец в рот не клади, где всем и вся правит испорченная красотка-отличница, дочь большого начальника. Девичья влюбленность, соперничество, драка между учителем и учеником – все это становится составляющими современной школы. А учителя по-прежнему  завалены  бумажной  работой.

«Пока я изучал учеников, они изучали меня»,– таким был первый приход молодого преподавателя в класс. Петрушов интересен им, потому что они интересны ему, что и отличает его от многих учителей.  

 «…Сегодняшние  дети – прагматики, – разъясняет директор школы  своему бывшему  однокурснику. – Нам с тобой еще  можно было на словах объяснить, что социализм лучше  капитализма, а  им примеры подавай, факты из жизни!»  То, что десять лет назад казалось самонадеянному выпускнику педагогического института прекрасным местом для саморазвития, теперь превратилось в «поле боя» между педагогическим составом и их подопечными.

Андрей Петрушов пытается приблизить к себе учеников на уроке разнообразной литературой. Но все тщетно…

Через призму восприятия главного героя мы видим все события, происходящие в школе и за ее пределами. Он заинтересовал учеников одной идеей – найти рукопись, и ребята делают все, чтобы помочь своему учителю. Он видит учителей, которым не интересна их работа. Он старается увлечь детей в процесс обучения, но устоявшиеся порядки в школе и постоянное влияние директора: «ну зачем тебе это надо?» не позволяют молодому педагогу раскрыть себя и свою душу для учеников.

Все персонажи – это реальные  фигуры  нашей  общественной  и  культурной  жизни. В описанном педагогическом коллективе слишком много недостатков, или это наша реальность? Котик соблазняет практиканток, Гиря берёт от родителей подношения, Фоменко ради карьеры предаёт друга, а Максим Эдуардович, тот и вообще с учеником подрался. Вывод напрашивался сам собой – учительство в упадке.

Мы видим отношение многих родителей к воспитателям своих детей: «…считают учителей неудачниками, не нашедшими в жизни место получше – и детям своим внушают».

А. Петрушов признается: в школе  ему приходится писать гораздо больше, чем в газете, где он проработал шесть лет. Он заключает: «…чтобы выполнить все эти распоряжения, нужно создать еще один педагогический  коллектив во главе  с директором, коллектив, свободный от педагогической работы».  Молодой педагог не может справиться с трудностями, которые  встречает в школе, он решает ее покинуть.

Стать учителем трудно. Опыт приходит не сразу. В итоге герой не становится ни хорошим педагогом, ни талантливым журналистом.

В повести нет положительного героя – примера для подражания. Автора волнует другое: как покончить с негативными явлениями в школе.

Несмотря на все недостатки, именно учителя спасли Отечество, когда страна была буквально на грани духовного и материального саморазрушения. Не получая порой даже своей мизерной зарплаты, они вставали у доски и учили детей. Они, российские учителя, спасли и продолжают спасать страну!

Учителю приходится жить и работать с богатой своим разнообразием юной средой, в которой каждый является особой индивидуальностью, часто требующей особого подхода. За все то время работы в школе Петрушов так и не смог приблизиться к Нине Обиход, Пете Бабакину, Володе Борину и ко всем остальным ученикам 9 класса. И лишь один Леша Ивченко искренне был близок своему педагогу, он по-настоящему заинтересовался поиском рукописи, тем делом, которое близко и Петрушову.    

Чаще всего мужчину в воспитательном процессе не воспринимают всерьез: «Вы зря стараетесь – у нас самоуправление». Потому что разговаривать с подрастающим поколением, наставлять его — дело тонкое, с которым иногда удается справиться только женщине. От него ждут силового решения вопроса или разговора «по душам». Ни того, ни другого в образе Андрея Петрушова мы не видим: «Я чувствовал себя брошенным!»

 «Честно говоря, когда я писал повесть, то обо всех этих проклятых вопросах кризиса национальной идеологии ещё не задумывался – просто вспоминал свой учительский опыт, впечатления, коллег, учеников…»

Ирония становится  противовесом  приевшейся  и наскучившей  всем пафосности. Захватывающий  и обстоятельный  рассказ то и дело   прерывается какими-либо внешними обстоятельствами, возвращающими рассказчика из области  воспоминаний    в «суровую» будничную   реальность.

  1. ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В КИНОПОВЕСТИ «КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА

ПЕРЕДАЧИ»

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» (Л.Н. Толстой)

Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия  – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека.

Творчество Г. Полонского привлекает читателей и зрителей потому, что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный внутренний мир героев.

Девочка, чувствующая себя «старой» в 17 лет, и мальчик, искренне влюбленный в нее, и коллектив педагогов, ревниво следящий за тем, кому ребята дарят свою преданность, и коллектив детей, дарящих эту преданность, разумеется, самым достойным. Вот на этом строит свое повествование Георгий Полонский, автор киноповести «Ключ без права передачи».

Новое, свежее, молодое, что пришло в последнее время в педагогику, сосредоточено в преподавательских методах Марины Максимовны – учителя словесности. Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины. Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу. Жизненные неудачи, неизбежные разочарования, трудности, любовь, быт — все это будет потом, когда распадется их тесная семья; а пока — они еще все вместе, они дружны и переживают мгновения высочайшей гармонии, о которых потом, в иной, взрослой жизни будут вспоминать с благодарностью и любовью.

Марина Максимовна, их наставница, их классная руководительница, подарившая им это счастье, спешит каждое утро в школу, как на свидание с другом,— почти так же юна, как они, и в гурьбе ребят, барахтающихся в снегу, хохочущих, спорящих, не сразу отличишь — кто здесь педагог, а кто ученик. Приходя к ней, домой, они читают стихи, поют песни, говорят по душам.

В противовес понимающим и любящим ученикам 10 «Б» встает педагогический коллектив школы. С этими людьми отношения ее складываются далеко не безоблачно. Не складываются по той простой причине, что она, Марина Максимовна, талантливее многих, наверное, даже талантливее всех в школе, и ей нет нужды передавать кому-то свой ключ к ребячьим сердцам, тот ключ, который, как она думает, вручен ей самой без права передачи.

С ней легко и интересно, они идут на урок с радостью, не боясь того, что их спросят и они не будут знать верного ответа. Потому что по ее поведению, эмоциям, действиям видно, что она отзывчива, искренна, доброжелательна, открыта.

Дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Она правдиво отвечает на все их вопросы. А если этот вопрос касается твоего коллеги — учительницы той же школы, причем учительницы абсолютно бездарной? Ёе несоответствие занимаемой должности всем очевидно, но имеет ли право Марина Максимовна обсуждать с ребятами этот вопрос?

«Я вообще могу уйти и фармацевтом устроиться!.. Сколько раз даю себе слово», – заявляет на уроке учительница химии Эмма Павловна. Посмотрим на ту же Эмму Павловну  вне пределов класса. Нормальная женщина — добродушная, хозяйственная, цветущая. Но вот она входит в класс — и для всех начинается мучение. Мучаются ребята — им скучно, нудно, неловко, но главное — мучается и сама учительница, некие комплексы заставляют ее все время совершать ошибки, и она сразу меняется на глазах, становится неловкой, несправедливой.

 «Есть такое понятие – стандарт образования» – Эту фразу можно услышать из уст любого преподавателя этой школы. Но Марина Максимовна отходит от этого стандарта. Она для ребят больше чем учительница: «Она – человек, понимаешь? С ней интересно – раз. Никогда не продаст – два. И говорить можно о чем угодно – три. Нам дико повезло с ней, если хочешь знать».

Фраза, выбивающаяся из общего контекста, но очень показательна: «Когда нет  дороги, идут в педагоги…».  Это можно сказать про многих учителей. Человек, неправильно выбравший профессию, не может быть счастлив сам и сеет вокруг себя несчастье, дисгармонию, отталкивает от себя учеников. Но для Марины Максимовны – учитель словесник не просто призвание, это состояние души. А «душа обязана трудиться». И она трудится. Появляется чувство собственной исключительности, которое появляется даже не у самого учителя, если он талантлив, а у его учеников.

В идеальном образе педагога словесника можно отметить: 1) учителя, 2) воспитателя, 3) жизненного организатора и 4) проводника культуры. Такой универсальный тип для большинства – утопия, но в некоторой доле все черты должны быть в каждом педагоге. И все эти черты есть в образе Марины Максимовны.  

Как замечательно, если твоим учителем является такой человек, как Марина Максимовна. Ведь  ученикам так хочется, чтобы их уважали, с ними считались, видели в них человека, а не просто «объект» для передачи знаний. Именно такими должны быть учителя, и тогда родители могут быть спокойны за своих детей, за их будущее. Ведь личность формируется именно в школьные годы. Этот образ учителя должен быть меркой, к которой бы стремились все преподаватели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек – учитель. Прекрасно, если бы он был таким, каким показывает его Г. Полонский в своем произведении «Ключ без права передачи»

Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе, чтобы обучение не сводилось к шаблонной «начитке» материала, а он должен помогать детям справиться с их  страхами, проблемами. Помогать обретать не только знания, но и уверенность в себе, готовить к жизни в окружающем мире.

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Блонский П.П. Мои воспоминания / П.П. Блонский. –  М.: Норон, 1991.
  2. Маленьких, С.И. Постмодернистская русская литература / С.И. Маленьких. –  Пермь: Орион, 2002.  
  3. Паначин, Ф.Г. Антология педагогической мысли России / Ф.Г. Паначин. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Поляков Ю.М. Сто дней до приказа: Повести / Ю.М. Поляков. – М.: Мол. Гвардия, 1988.  
  5. Поляков Ю.М. Работа над ошибками: Повести / Ю.М. Поляков. –  М.: Молодая гвардия, 1988.
  6. Полонский Г.И. Ключ без права передачи / Г.И. Полонский
  7. Рубинштейн М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн. – М.: Академия, 2004.
  8. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова. –  М.: Академия, 2001.
  9. Старикова Е.Б. Жить и помнить / Е.Б. Стариков. – СПб.: Литература и современность, – 1978.
  10. Чалмаев А.А. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе / А.А. Чалмаев. – М.: Высш. шк., 1992.
  11. Шманин С.Ю. Философия и история образования / С.Ю. Шманин. – М.: Флинта, 1999.
  12. Шамин А.Л. Введение в педагогическую деятельность / А.Л. Шамин, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2002.
  13. Щетинина О.С. Учитель! / О.С. Щетинина, А.Г. Уровная. – СПб.: Новый мир, 2001.
  14. Яблонский А.С. Новая профессия / А.С. Яблонский. – М.: Кросс, 1991.  

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.



Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливают учителей на повышение общей культуры подрастающего поколения, уровня эстетического развития учащихся, на воспитание личности со сформированиями социально значимыми, ценными интересами и потребностями. Особая роль в решении этой задачи принадлежит учителю-словеснику, поскольку преподаваемый им предмет воздействует одновременно на интеллект человека и на его эмоциональную сферу.

В многообразной работе словесника значительное место занимают уроки по внеклассному чтению, организация и проведение которых требует от учителя не только поиска методических решений, но и умения вести доверительный, откровенный разговор с учениками о наиболее важных, волнующих их проблемах.

«Цель уроков внеклассного чтения в школе — развитие, углубление, расширение читательских интересов детей, формирование культуры чтения. Одновременно уроки внеклассного чтения позволяют закрепить приобретенные на уроках литературы умения и навыки работы с художественным произведением» [4:3].

«В рамках учебного предмета главная практическая цель сегодня — отработка путей, методов, форм и приемов организации работы на уроке общения учеников с произведением искусства» [2:31]. Общение с художественным произведением — процесс сложный, но из него ученик под руководством учителя постигает художественную истину через опыт сопереживания. Учителю литературы важно развить этот опыт путем активизации эмоциональной памяти. В этом плане следует ориентировать ученика не только на восхождение эпизодов, оценочные высказывания, но и на воссоздание того эмоционального состояния, в котором он находился во время чтения книги. Нужно помочь ученику — читателю почувствовать музыку стиха, пережить волнение, радость, боль и муку от соприкосновения с чьей-то судьбой, жизнью, и поступком. Здесь уместны вопросы типа:

Что тебя взволновало в прочитанной книге? Где и когда при чтении книги было особенно грустно, радостно? Когда в каких обстоятельствах ты хотел помочь герою и почему?

Так рождается опыт переживания и сопереживания, без чего не мыслим процесс воздействия литературы на человека.

Первое условие формирования полноценного восприятия произведения к тексту, которое включает в себя два направления: знание содержания текста и формирование умений и навыков его анализа. Исходя из этого правомерно включать в уроки внеклассного чтения задания по определению уровня первичного восприятия текста. Следует продумать систему заданий, которые позволили бы организовать правильное восприятие произведения при самостоятельном чтении выявить глубину и уровень постижения книги. Можно предложить учащимся вопросы и задания типа

Какие книги хотел бы перечитать и почему? Какую картину нарисовал бы к данному эпизоду? Как объяснить эпиграф книги, ее название? Ожидал ли ты такой концовки произведения? Выдели эпизод книги в котором по-твоему наиболее полно проявляется характер героя. Сопоставить поведение героя в начале и в конце повести. Какие поступки слова героя заставили тебя задуматься о жизни о себе?

«Ориентировочное занятие рассматривается с одной стороны как прием повышения интенсивности восприятия и осмысления художественного произведения с другой- как возможность заинтересовать читателей вызвать желание углубиться в текст, включиться в процесс открытия художественной истины» [4:4].

«Поскольку речь идет о внимании к художественному тексту, надо воспитывать вкус к слову, больше времени уделять выразительному чтению на уроке, «которое незаменимо и для личностного восприятия художественного произведения, а следовательно, для формирования внутреннего мира ученика, и для возбуждения интереса к книге, к писателю, к литературе вообще которое выступает перед школьником как образец осмысленного эмоционального самостоятельного чтения» [1:22].

Как учить школьника выразительному чтению? Здесь уместна совместно с учениками разработка партитуры читаемого текста, установка на передачу при чтении тех или иных чувств, чтение по ролям, прослушивание записей мастеров художественного слова, выразительное чтение самого учителя. Главное, чтобы на уроке звучало слово писателя, волнующее и страстное.

Продумывая систему уроков внеклассного чтения, учитель должен опираться на знание психологических особенностей школьников данного возраста, ясно представлять их читательские интересы, потребности. Допустим, если не учесть, что для семиклассников характерны стремление к объективной самооценке, потребность в самовоспитании, и не подобрать соответствующие книги, воздействие литературы на подростка окажется минимальным. Художественные произведения без ориентации на возраст читателя не смогут выполнить главную свою социальную задачу — воспитание средствами литературы. Чем глубже сила чувств, вызванных прочитанным произведением, тем эффективнее процесс превращения почерпнутых из книг нравственных истин в личностные убеждения. Если проблемы, поднятые автором книги, волнуют читателя, если поступки, мысли, чувства литературных героев заставляют рассуждать, сопереживать — значит встреча с искусством состоялась, она не пройдет бесследно для юного читателя.

Найти книги, созвучные мыслями и чувствам школьников, отобрать их для внеклассного чтения — одна из задач, стоящих перед учителем. Каждый словесник решает ее индивидуально, исходя из уровня литературного развития своих учеников и тех общих воспитательных и учебных задач, которые конкретно на каждом уроке по внеклассному чтению.

Эффективность уроков внеклассного чтения зависит от связи их с уроками, где анализируются произведения, предусмотренные для изучения в классе. Такая связь — основа прочных знаний. Поэтому желательно, чтобы при планировании уроков внеклассного чтения учитель видел место каждого урока по внеклассному чтению в учебном процессе, определял конкретную цель данного урока. Эта связь может проявлять по — разному. Например, после изучения романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» проводится урок внеклассного чтения по поэзии М. Джалиля. Эти уроки объединяются общей темой Великой Отечественной войны. При анализе на уроке повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» возникает вопрос о соотношении исторического материала и художественного вымысла в литературном произведении. Эту же проблему можно обсудить на уроках внеклассного чтения по книгам С. С. Смирнова «Брестская крепость» и М. Прилежаевой «Удивительный год» что даст возможность ученикам глубже осознать суть проблемы. Можно провести урок внеклассного чтения, который ставит своей задачей расширить представление о творчестве того или иного писателя. Изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» завершается урок внеклассного чтения по произведениям Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». После изучения на уроке темы «Литературная сказка» (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») закономерным будет продолжение разговора об этом жанре на уроке внеклассного чтения.

«Планируя уроки внеклассного чтения, учителю полезно видеть всю систему этих уроков от класса к классу, перспективу всей работы. Примерно половина всех уроков посвящена «сквозным» темам, которые изучаются в каждом классе: тема подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны, тема революционного пути страны и т. д. Приступая к планированию уроков по конкретной теме учитель должен хорошо представлять, что нового каждом классе ученик открыл для себя по этой теме чем и как обогатить его представление о ней» [4:6].

При планировании уроков внеклассного чтения в средних классах необходимо сохранять преемственную связь с начальной школой, опираться на приобретенные навыки и умения, на полученные знания и углублять их. Например, ученики в начальной школе научились делить текст на эпизоды, озаглавливать их. Возвращаясь к этому виду работы в V — VΙΙΙ классах, учитель постепенно усложняет задания по составлению плана, опираясь на умения, приобретенные в начальной школе, — учит школьников составлять устно или письменно план своего ответа или высказывания, цитатный план, аргументировано оценивать эту же работу своего товарища. Для развития навыков пересказа текста, ученикам предлагается пересказывать художественный текст с изменением лица рассказчика.

«Чтобы уроки внеклассного чтения были яркими, запоминающимися, учитель при проведении их может отойти от традиционных элементов и провести урок как диспут, конференцию, праздник книги и праздник поэзии, литературную викторину и игру» [3:51].

Уроки внеклассного чтения предшествует большая подготовительная работа, состоящая из нескольких этапов: отбор произведений, определение темы урока, организация чтения, продумывание коллективных и индивидуальных заданий ученикам (подготовка рефератов, составление библиографии, оформление выставки книг, иллюстраций, подбор музыки, подготовка выразительного чтения отдельными школьниками), составление вопросов для анализа.

Выбор формы проведения урока внеклассного чтения, методов и приемов, применяемых на нем, обусловлен уровнем литературного развития класса, его возможностями и способностями, зависит от темы и жанра произведения.

В практической работе зачастую сложной оказывается организация чтения. Эффективность уроков внеклассного чтения зависит от того, насколько вдумчиво прочитали все ученики предложенную книгу. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо заинтересовать школьников. Здесь может быть несколько вариантов: зачитать небольшой отрывок из произведения, острый, интригующий; на стенде для внеклассного чтения можно поместить иллюстрации к произведению, оценку этой книги известным писателем, критиком, учеником, уже прочитавших ее; показать в классе книгу, рассказать об ее авторе.

Очень тщательно надо продумать, как подготовить учеников к правильному восприятию произведения, поскольку они читают его дома самостоятельно. Это могут быть проблемные вопросы, задания по сопоставлению героев книги, творческие работы. И на самом уроке желательно ставить такие вопросы и проблемы, которые были бы интересны ученикам, затрагивали детские души, не оставляли их равнодушными, углубляли осмысление прочитанного, рождали споры, неоднозначные ответы. Вопросы могут быть такие:

Вкаких эпизодах, по — вашему, ярче всего раскрывается характер героя? Как вы расцениваете поведение героя? Поступки героя случайны или они являются следствием его характера? Как относится писатель к своему герою и где это видано?

[4:8].

Каждое художественное произведение изъявляет авторскую позицию, идеал, антиидеал. Глубоко постигнуть произведение — значит воспринять его с учетом авторского отношения к изображаемым явлениям. При этом необходимо помнить, что чаще позиция автора выявляется не прямо, а опосредованно, через подтекст, через художественную деталь. Ученики должны определять, от чьего лица ведется повествование и что дает такая форма повествования, уметь рассказать, каким представляется им автор произведения по его книгам.

Желательно активно включать в уроки по внеклассному чтению творческие задания: устное рисование, составление киносценария или рабочего плана режиссера, озвучивание книги — подбор музыки

(Представьте, что вы музыканты. Какая музыка, по вашему мнению, подойдет к повести,

наиболее

точно выразит ее идейное звучание?)

, заочную экскурсию, составление рецензии и т. д.

Задача учителя при организации всей системы работы с литературным произведением состоит в том, чтобы школьники осваивали содержание и форму художественного произведения в естестве, постигали образность слова и «чувствуемой мысли».

«В процессе анализа литературного произведения надо стремиться к тому, чтобы идейно — политически критерий в оценке произведения сочетался с критерием нравственным и художественным. Сочетание это достигается в ходе нравственно — функционального разбора суть которого в «анализе структуры произведения, его элементов и их отношений с точки зрения воздействия на читателя» [3:142].

Литература:

  1. Беленький, Г. И. Путями реформы / Г. И. Беленький // Литература в школе — 1987. — № 2. — С. 22.
  2. Курдюмова, Т. Ф. В чем главное направление поиска? / Т. Ф. Курдюмова // Литература в школе. — 1987. — № 2 — С. 31.
  3. Никифорова, О. И. Методы изучения психологии читателя и восприятия литературы / О. И. Никифорова // Художественное восприятие. — М.: 1971. — С. 142.
  4. Чернявская, Я. А., Асташенок, Л. В., Лиокумович. Уроки внеклассного чтения в V — VIII классах: Пособие для учителя / Я. А. Чернявская, Л. В. Асташенок, Т. Б. Лиокумович. — М.: Нар. асвета, 1989. — 144с.

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассное чтение, урок, художественное произведение, ученик, выразительное чтение, класс, книга, литературное произведение, начальная школа, планирование уроков.

— Вы называете себя «учителем-словесником». Почему?

— Мне нравится слово «словесность», это про слова, про то, что мы делаем с ними и вокруг них. Мы на уроках создаём из слов тексты, смотрим, как слова работают, превращаются в мотивы, образуют концепты. Учитель-словесник должен сделать так, чтобы дети полюбили слова.

— Словесностью дети занимаются в школе одиннадцать лет. Чему они должны научиться?

— Любить книги и получать от них удовольствие. Надо понимать, что еще шестьдесят лет назад книги были единственным источником информации: человек, который хотел ей владеть, должен был читать. Сейчас это, конечно, не так. У нас появилось много способов что-то узнать – они более эффективны и менее энергозатратны, чем чтение. Поэтому книга, особенно художественная, — это источник не знания, а удовольствия Если я не научила ребенка получать удовольствие от чтения, значит я проиграла компьютеру и телевизору, значит, я сделала что-то не так. 

— По какой программе надо работать со старшеклассниками, чтобы они полюбили читать?

—  Программа не имеет большого значения. Можно изучать все, что угодно, начиная от Роулинг и заканчивая Достоевским. Можно изучать Булгакова, Мольера, Шекспира — это не важно.   

Тогда что важно в преподавании литературы?

— Показать, что чтение – это, вообще-то, не страшно. Когда ко мне приходят дети (а они приходят к нам из очень разных школ, с очень разным бэкграундом), первое, что я делаю — показываю, что читать — весело, работать с текстами — интересно. И что каждый из них имеет право на собственное мнение. Мнение ребенка может отличаться от моего, от мнения класса, от того, что написано в разных книжках, от того, что ему рассказывали в предыдущих школах. Самое главное, чтобы это мнение у человека было, и чтобы он мог его аргументировать.

— Как вы выбираете книги для класса?

— В седьмом классе я стараюсь начинать с таких текстов, которые детей не пугают. С «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, «Волшебника Земноморья» У. Ле Гуин, «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» Р.Баха, «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера. С того, что для детей актуально, что соотносится с их опытом. Потому что книжка «Муму» никак с опытом современного ребёнка не соотносится, и совершенно бесполезно о ней говорить. А потом, когда оказывается, что чтение — это не страшно, можно разбирать с классом все, что угодно, хоть шумерскую литературу, хоть Гомера, хоть Толстого. Главное, чтобы читательский опыт ребёнка оставался позитивным: с одной стороны, доставлял удовольствие, при этом, с другой стороны, давал повод двигаться вперед, делать то, для чего требуется определенное усилие, иначе не научишься новому.  Бессмысленно с семиклассниками читать Достоевского, но и постоянно читать фэнтези или сказки — тоже не полезно.

— Для каждого нового класса у вас свои произведения?

—  Да, с каждой группой мы находим какие-то свои пути. У меня, конечно, есть «идеальная программа-максимум», но с каждым конкретным классом мы решаем те задачи, которые я ставлю, каким-то особенным способом. Я вижу, например, что одной группе интересен Сэлинджер, а другой безумно нравятся «Повести Белкина». Значит, мы именно на этих книгах задержимся и поработаем именно с этим материалом.

— Получается, единый школьный список книг вообще не нужен?

—  Кто-то из моих коллег считает, что наличие программы — это очень плохо. Я, скорее, так не думаю. На мой взгляд, должна существовать программа, список книг, которые детям стоит знать, это своего рода культурный код, но внутри программы нужна вариативность. Вообще, интересен любой текст, даже неактуалный. Если нам с детьми скучно читать про эту несчастную Муму, хорошо посмотреть: а что случилось? почему когда-то это было прикольно? почему сейчас — нет? 

— Вы даёте школьникам современную литературу?

— Да, только чаще это школьники её мне дают. Приходят и говорят: «Ася Владимировна, а вы уже читали вот это?» А я говорю: «Нет, простите, еще не читала, ссылочку киньте, пожалуйста». Правда, есть одна тонкость: литература появляется в таком количестве, что даже я, профессиональный читатель, не успеваю прочитать все книжки. Не успеваю, но и не хочу. Я враг методик скоростного чтения и, наоборот, сторонник чтения медленного. Я всегда предлагаю ребенку замедлиться и пожить в тексте. 

— Может быть, на уроках литературы достаточно просто читать и высказывать мнения? И не нужно давать детям знания из области филологии?

— Филология — это наука о логосе, то есть о слове с его смыслами и о том, как при помощи слова мы можем общаться. У филологии есть инструменты, и они вполне доступны подростку. Научившись с ними работать, мы выходим за рамки школярских вопросов «чему учит нас эта книга?», «что имел в виду автор?». Умберто Эко сказал: текст состоит из того, что написал автор, и того, что прочёл читатель. Мы можем быть наивными читателями и, как это делает любой человек, прочитать книжку для удовольствия. Но одновременно мы можем быть и профессиональными читателями, то есть подвергнуть текст инструментальному анализу. Мы можем посмотреть, как текст устроен, какие внутри него есть механизмы, как тексты различаются по структуре, как они образуют единый контекст, как функционирует слово в языке. Так мы уйдём от примитивного и скучного современным подросткам подхода к произведению. Поиграем с ним, поразгадываем как детектив, как загадку.

— То есть филология в школе полезна?

— Задача школы — научить подростка работать с колоссальными объемами информации, с которыми он сталкивается, научить отличать подлинное знание от фейкового. Наука филология даёт для этого инструментарий, поэтому она безусловно полезна.

— Как вы думаете, детям надо учить стихи наизусть?

—  Да, я люблю, когда дети учат стихи, я считаю, что это очень полезно. Другое дело, зачем их учить и как рассказывать. Можно просто по очереди выйти и рассказать, но это всем будет безумно скучно. Можно объединиться в группы, инсценировать, интерпретировать, анализировать, спеть на стихи песню или, если позволяет жанр, сделать мультик. Тогда чтение стихотворений приобретает другое значение, и они звучат по-другому.

— Ваши ученики пишут сочинения по книгам?

— Я вообще даю очень много письменных заданий. Сначала это могут быть игровые задания: придумать сиквел к тексту, «увидеть» историю от лица персонажа или составить сценарий для экранизации. Обычно такие задания проводятся в группах по два-четыре человека. Постепенно мы переходим к исследовательским работам. И, конечно, дети учатся писать сочинения — это очень важный навык академического письма. Что такое сочинение? Мы задаём ребенку вопрос, показываем проблему, говорим: «Здесь кое-что непонятно; проанализируй, опираясь на текст, как это работает». Сочинение — это то же исследование, но с заранее известным мне как педагогу результатом. Так что у ребенка есть возможность отработать навыки исследования, а одновременно навыки анализа структуры текста, аргументации и внятного изложения в ограниченный объём времени. 

— А еще какие задания вы любите?

— Я бы не сказала, что у меня есть любимые задания. То, что в одном классе замечательно, в другом совершенно неинтересно. С одними детьми мы серьёзно анализировали мотивную структуру «Повестей Белкина»: выявляли сентиментальные мотивы и смотрели, как они постепенно меняются. С другими – делали смешное задание: придумывали сентиментальную переписку между героинями пушкинских повестей. Маша Троекурова переписывалась с Лизой Муромской, они обсуждали, что с ними стало после замужества. Главное — надо было выдержать язык и стилистику сентиментальной переписки.

Когда мы проходим «Мальчиков» Чехова, я предлагаю задание, которое обычно очень нравится детям: придумать, как герои выросли и встречаются в 1918-м году. Надо описать эту встречу в контексте русской истории, привязать к какму-то конкретному событию: Гражданская война, «мальчики» — уже взрослые люди, каждый ведёт себя особенным образом.

Есть рождественское задание, мы его выполняем, когда читаем рождественский цикл Бродского. Каждая группа берет одно стихотворение и делает с ним всё, что хочет. Инсценировка, чтение, карнавал, — что угодно. 

Не так важно, чтобы задание было выполнено идеально. Если что-то не вышло, полезно, чтобы дети это отрефлексировали. Почему не получилось, не понравилось, что не сработало? Любая удача и неудача — это опыт. Здорово, когда ребята приучаются его проживать и понимать. 

— Ученики должны быть «авторами» своих уроков?

— Когда приходит учитель с готовой схемой, дети пассивны. У нас есть идея, что мы вместе делаем что-то интересное. Обычно я вхожу в класс, а дети сами уже расставили столы каким-нибудь неочевидным способом, потому что решили, что сегодня они будут сидеть по четыре или в кружочек. Конечно, я, больше знаю, но это не значит, что я главная, просто я  могу показать детям, где им взять эти знания, могу им дать инструменты. Учитель умеет пользоваться микроскопом, синхрофазотроном, отверткой, сепаратором и учит этому умению детей. Что ученики будут делать с инструментом—зависит от них и от их запроса. Конечно, так работать сложнее, чем надиктовывать школьникам термины.

— Вы разрешаете подросткам не читать, а слушать книги?

— Сейчас стало очень много детей-дислексиков, которым проще слушать, чем читать глазами. Совершенно все равно, на самом деле: если человеку удобнее слушать аудиокнигу в машине, пусть слушает.

— А экранизации? Вы их используете?

— Если по книге есть хороший фильм, мы всегда с ним «играем». Очень любим, например. мультик «Старик и море» или фильм «Убить пересмешника». Наш главный вопрос: каким образом фильм работает с текстом? Например, один режиссёр пускает за кадром авторскую речь, а другой выстраивает визуальный ряд. Хорошее задание: взять фильм, снятый пятьдесят лет назад, и попросить детей переписать сценарий сцены, помня, что  сейчас в кино есть инструменты, которых не было у режиссёра.

— Чему, как вам кажется, надо учить будущих учителей-словесников?

— Мне неловко это говорить, но я очень часто встречаю учителей, которым неинтересны книги, о которых они говорят с детьми в классе. В таком случае ничего хорошего не получается. Учителям надо показывать, как важно встречаться с новыми книгами, видеть их по-своему, не бояться неожиданного прочтения. Учитель сможет интересно преподавать литературу только тогда, когда он будет ценить собственное мнение о тексте. 

 Беседовала Владислава Подосинникова

  • Учитель почтенен как отец сочинение
  • Учитель француз как пишется
  • Учитель тоже пришел и рассказал тоже самое как пишется
  • Учитель рассказ о профессии для детей
  • Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение