Учитель с философской точки зрения сочинение

Сочинение по литературедействие: написать вступление: - объяснение ключевых слов темы- общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека-

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Действие: написать вступление:

— объяснение ключевых слов темы

— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека

— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

  • Если тема звучит в форме ВОПРОСА:  тезис – это ответ на поставленный вопрос
  • Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ:  поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов  и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
  • Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ:  начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
  1. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

Структура аргумента

  1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
  2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

АНАЛИЗ произведения:

  • проблемы произведения;
  • характеристика героев, которые вам подходят для иллюстрации тезиса;
  • можно сравнить (сопоставить, противопоставить) двух героев – носителей разной  жизненной философии;
  • можно проанализировать как в ходе сюжета произведения меняется герой (в лучшую или в худшую сторону; развитие его лучших качеств или ,наоборот, деградация героя (т.е. победа слабых сторон личности героя)

Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.

  1. Микровывод (он завершает один аргумент, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы формулируем основную мысль своего аргумента. Используем клише: «писатель приходит к выводу…» и т.п.
  1. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!

Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

— С давних времён люди задумывались над вопросом …

— Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

— Как следует относиться к …?

— (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

— Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…

— Могу предположить, что …(тезис)

— Позволю себе высказать свою точку зрения


Основная часть: Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.

— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема …

— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …

— Обратимся к произведениям художественной литературы

— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…

— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

— Многие писатели рассуждали об этих вопросах  в своих произведениях. Например, …

— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .

— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Интерпретация эпизода:

— Автор повествует

— Автор описывает

— Писатель размышляет

— Писатель обращает наше внимание

— Писатель заостряет наше внимание

— Писатель акцентирует внимание читателя на

— Автор подчеркивает

— Писатель утверждает


Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

— Можно привести и другой пример.

— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…

— Эта же тема рассматривается и в произведении…

— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение: Вывод:

— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…

— Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…

— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:

— Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…

— Обобщая сказанное, хочется сказать, что…

— Таким образом, можно сделать вывод: …

— Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

— Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

— В заключение хочется отметить…

— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)

— На мой взгляд, именно …

— Мне бы хотелось верить, что…

— Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Учитель с философской точки зрения сочинение

20210413 vu tg sbscrb2

презентация представляет направления итогового сочинения в 2022 с комментариями

Учитель с философской точки зрения сочинение


5 направлений итогового сочинения 2022 С комментариями

5 направлений итогового сочинения 2022

С комментариями


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

  • Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

  • Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.


3. Преступление и наказание — вечная тема. Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

  • Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

  • Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.


5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

  • Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

145531 5e57ae332afa6

-75%

Сохранить у себя:

Учитель с философской точки зрения сочинение Направления итогового сочинения 2022 с комментариями (68.91 KB)

icon visionoff

icon visionon

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая
(сменная) общеобразовательная школа № 1»

Муниципального
образования города Братска

(МБОУ О(С)ОШ
№ 1»)

Выполнила:                                                                              
                 Липа О.Г.

Технологическая карта урока по русскому
языку в 9 классе

Подготовка к написанию сочинения 15.3

Тема: Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию
сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Цели урока:

1) Образовательные: повторение, обобщение и
систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к
сдаче школьных экзаменов.

2) Развивающие: развитие творческой,
речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений,
формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного
текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста
публицистического характера.

3) Воспитывающие: формирование таких
нравственных качеств учащихся, как доброжелательность, совестливость, уважение
друг к другу.

Оборудование: презентация с
теоретической информацией, лист с текстом для каждого учащегося,
таблица-памятка «Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3».

Тип урока: урок общеметодической направленности: закрепления и развития имеющихся
знаний, умений, навыков.

Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку
зрения, делать выводы).

Этап урок

Форма работы

Конкретные виды
деятельности (учителя и ученика)

Формируемые

УУД

Организационно –
мотивационный

Коллективная

Приветствие. Создание
благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач
урока, этапов и форм работы.

Регулятивные

(умение понимать ход
работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные
(стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Коммуникативные
(планирование учебного сотрудничества).

Личностные

(понять значимость
приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

II. Актуализация
ведущих знаний и способов действий

Коллективная

Повторение стилей
речи.

Учитель задает
вопросы классу:

1.Какие существуют
стили речи?

2.Какова сфера их
употребления?

3. Допустимо ли
смешение стилей речи?    

Учащиеся отвечают на
вопросы устно. 

2. Повторение
типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы
речи.

2. Каковы особенности
каждого типа речи?

3. Возможно ли
смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

3. Повторение
схемы сочинения-рассуждения:
 

Вопросы классу:

1.Какова схема
построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление — тезис

2. Основная часть –
аргументы + примеры

3. Заключение — вывод

Познавательные

(освоение базовых
понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение
алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную
в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу,
аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку
доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно
представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания,
умения, навыки при выполнении конкретного задания).

Коммуникативные

(умение полно и ясно
выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

Личностные

(понимание значимости
приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста,
использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

III. Работа с
текстом и его анализ.

Коллективная

Ученик,
подготовленный заранее, выразительно читает текст.

2. Учитель задает
вопросы классу:

— Какова тема этого
текста?   — Назовите стиль данного текста.

— Какой тип речи
автор использует в тексте?

— Какова основная
мысль текста?

3. Рассматривают
требования к заданию 15.3 части 3 (критерии оценивания).

Регулятивные

(осмысленное
действие).

Познавательные

(умение
комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать
проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию
автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).

Коммуникативные

(умение полно и ясно
выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи,
умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка
действий партнера).

Личностные

(умение выражать
собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

IV. Самостоятельное
применение знаний. Работа с текстом

Выдвижение тезиса.
     

Учитель задает вопросы
классу:

— Что значит дать
определение слову?

В данном случае
тезисом будет являться лексическое значение слова ДРУЖБА.

— Откуда мы можем
узнать лексическое значение слова?

Словарная работа по
группам.

Учащиеся обращаются к
словарям С.И. Ожегова и

Д.Н. Ушакова.

Подбирают синонимы к
слову ДРУЖБА. Обращаются к словарю синонимов (товарищество, приятельство,
единство и т.д.)

Подбирают антонимы к
слову ДРУЖБА (вражда, ссора и т.д.).

Познавательные

(работа с текстом,
анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения)
Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение,
устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно
выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи,
умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка
действий партнера).

V. Проверка
выполнения задания

Коллективная

Выступления учащихся
от каждой группы

Регулятивные

(осмысленное
действие).

Коммуникативные
(контроль и оценка своих действий).

Личностные
(смыслообразование).

VI. Работа с текстом.

Учащиеся дают
комментарий к тезису, приводят аргументы, которые подкрепляют примерами,
обдумывают вывод. (Задания выполняют совместно с учителем).

Познавательные

(работа с текстом, анализ,
умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения)
Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение,
устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно
выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи,
умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка
действий партнера).

Личностные

(умение выражать
собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

VII. Проверка умений,
полученных в процессе работы.

Совместно с учителем
заполняют таблицу-памятку. Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части
3.

Регулятивные
(прогнозирование и получение конкретного результата).

Познавательные

(умение
структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности)

Коммуникативные
(формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование,
объяснение и представление информации по определённой теме, и умение
сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности).

Личностные

(понимание значимости
приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;
умение понимать нравственные идеи текста).

VIII. Рефлексия: Что
нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности?

Коллективная работа.

Анализ и оценка
проделанной работы

Регулятивные

(речевое оформление).

Познавательные

(анализ проделанной
работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные
(развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы,
монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и
письменной форме, обогащение речи).

Личностные

(осознание значимости
урока).

IX. Задание на
дом. Работа с сочинениями

Индивидуальная

Задание на выбор
ученика.

1.Отредактируйте
предложенный текст ученического сочинения.

2.Напишите сочинение
15.3 по тексту Ю. Олеши. Учитель дает инструкции обучающимся по правильному
выполнению домашнего задания. Обучающиеся записывают задания в дневник.
Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование  и
координация деятельности учеников. Формирование у учащегося способности
устанавливать связь между знанием и реальной ситуацией и перенос умения
решать конкретные предметные задачи на решение жизненных задач.

Развитие
самостоятельности.

Приложение 1

Текст для
работы на уроке

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой
на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что
сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как
сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его
велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной
тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и
тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не
думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить
удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с
каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать
тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе
лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом
нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала:
эти умные глаза читают в её душе… (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и
как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много
детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было
другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее.
(17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от
Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно
улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
(19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине
террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки,
Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего,
– сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь
меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка,
и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26)Нас было
трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть
никого!                                                                                                           (По
В. Осеевой)*

Осеева-Хмелёва Валентина
Александровна
 (1902–1969) – детская писательница. Самыми
известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с
детством».

Приложение 2 
                     
                     
                     
     

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 –
14.

(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в
которой лежал их больной товарищ. (2)Он уже поправился, но врач велел ему
провести в постели ещё денёк-другой.

– (3)Рассаживайтесь! – сказал хозяин
комнаты.

– (4)Пушкин, – спросил полный,
неповоротливый мальчик, – ты сочинил новые стихи?

– (5)Да, Виленька, – ответил хозяин
комнаты.

– (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! – воскликнул
гость.

(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка.
(9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С
первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет
говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих
товарищах, а они не сводили с него глаз.

(13)Все эти мальчики тоже сочиняли стихи,
но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что
сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. (14)Разница была
такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с
разлетающейся гривой коне.

(15)Больше всех восхищался тот, кого
называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем
ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он
сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у
него получались такие, что их даже трудно было выговорить… (18) Пушкин любил
Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во
что бы то ни стало добиться цели.

(19)Ясно было, что стихотворение,
посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали,
что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников
один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но все же посмеиваются.
(23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что
сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь
превратился в слух. (26)Но услышать помешали ему остальные слушатели. (27)Они
разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

(28)Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

(29)Все бросились тормошить Виленьку.
(30)Ему повторяли то, что прочел Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк,
вскочив с постели, подбежал к другу.

 – (32)Что я должен сделать, чтобы ты
простил меня? – воскликнул он. – (33)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О,
как же я себя презираю! (36)Что я должен сделать?

(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими
руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов
на все.

 – (40)Что я должен сделать? (41)Ну,
говори!

 – (42)Я тебя прощу, если ты…

 – (43)Ну?

 – (44)Если ты…

 – (45)Ну, говори!

– (46)Если ты еще раз прочтешь это дивное
стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…

(48)И Виленька обнял друга.

 – (49)Ах, Пушкин! – повторял он. –
(50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это
потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья… (53)А
что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти еще раз! (55)Тебя можно слушать
вечно, Пушкин! (По Ю. Олеше)

 Олеша Юрий Карлович (1899 – 1960) – русский писатель,
поэт, драматург, сатирик.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются
число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует
записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком
варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему друзья Пушкина восхищались его стихотворениями»?

1) В своих стихах Пушкин редко высмеивал
недостатки друзей.

2) Друзья Пушкина понимали, что его
стихи намного талантливее их стихотворных опытов.

3) Стихи Пушкина были очень смешными.

4) Стихотворения Пушкина содержали
критику важных общественных пороков.

Ответ: ________________________________.

3. Укажите
предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он уже поправился, но врач велел ему
провести в постели ещё денёк-другой.

2) Пушкин читал стихи о своих товарищах,
а они не сводили с него глаз.

3) Он сочинял стихи и во время уроков, и
по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже
трудно было выговорить…

4) Маленькими руками он комкал рубашку
на своей широкой груди.

Ответ: ________________________________.

4. Из
предложений 30 – 34 выпишите слово, в котором правописание приставки не
определяется правилом (является исключением).

  Ответ: ________________________________.

5. Из
предложений 14 – 19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не
определяется правилом (является исключением).

  Ответ:
________________________________.

6. Замените
книжное выражение «превратился в слух» в предложении 25 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените
словосочетание «стихотворную строчку», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:
__________________________________________.

8. Выпишите грамматическую
основу 
предложения 55.

Ответ:
__________________________________________.

9. Среди
предложений 29 – 36 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. 
Напишите номер этого предложения.

Ответ:
__________________________________________.

10. В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

А если судишь меня строго,1 то ведь
это потому,2 что ты знаешь,3 как высок долг поэта. Ты и себе строгий
судья… А что я перед тобой? Ну,4 прочти,5 прочти еще раз! Тебя можно
слушать вечно,6 Пушкин!

Ответ:
__________________________________________.

11. Укажите
количество грамматических основ в предложении 9. Ответ
запишите цифрой.

Ответ:
__________________________________________.

12. В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения,
связанными сочинительной связью.

Больше всех восхищался тот,1 кого
называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни,2 и вместе с
тем ничего не было для него труднее,3 как написать стихотворную строчку.

Ответ:
__________________________________________.

13. Среди
предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:
__________________________________________.

14. Среди
предложений 10 – 15 найдите сложное предложение с сочинительной и
подчинительной 
связью между частями. Напишите номер этого
предложения.

Ответ:
__________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2,
выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед
написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.3. Как
Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис ,
приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример 
– аргумент приведите из прочитанного текста, а второй 
из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее
70 слов.

Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.

Оценочный
лист урока русского языка

ФИО автора урока:
Липа О.Г.

Предмет: русский
язык

Дата: 31.01.2019г.

Тема урока: «Подготовка
к написанию сочинения 15.3»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 1)
Образовательные: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний,
умение применять их на практике, подготовка к сдаче школьных экзаменов.

2) Развивающие: развитие творческой,
речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых
впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ
исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста
публицистического характера.

3) Воспитывающие: формирование таких
нравственных качеств учащихся, как доброжелательность, совестливость, уважение
друг к другу.

Компоненты урока

Баллы

1.

Создание общих
условий обучения, реализация адаптационной функции обучающихся

Максимально
возможный результат – 8 баллов

1.1.

Учитель четко
формулирует тему, цель, задачи урока

2

2.1.

Организация 
процесса обучения на уроке соответствует возрастным особенностям обучающихся

2

2.2.

В материале урока
выделены наиболее трудные места и продуманы формы обучения

2

2.3

Обучающимся
предоставляется возможность усвоения материала разного уровня сложности

2

2.

Реализация информационной
функции учителя

Максимально
возможный результат – 8 баллов

2.1.

Информация учителя
научна, доступна, современна, наблюдается «опора» на прежний опыт
обучающихся,  сохранены межпредметные связи

2

2.2.

Комментарии и 
ответы на вопросы обучающихся точны, в процессе объяснения используется
корректная работа

2

2.3.

В процессе
организации урока учитель реализует вариативные формы и методы обучения

2

2.4.

В процессе урока
учитель использует сочетание трех видов заданий:

— задания,
способствующие осмыслению учебное материала;

— задания,
способствующие закреплению учебного материала  лобучающимися.

2

3.

Реализация
перцептивной функции учителя

Максимально
возможный результат – 8 баллов

3.1.

Учитель проявляет
способность воспринимать психо-эмоциональное состояние обучающихся на уроке

2

3.2.

Учитель предвидит
возможные точки зрения обучающихся, ход их рассуждений

1

3.3.

Учитель оказывает
помощь  и содействие обучающимся

2

3.4.

Учитель создает и
поддерживает продуктивную атмосферу на уроке, применяет педагогический такт

2

4.

Реализация
организаторской функции учителя

Максимально
возможный результат – 10 баллов

4.1.

Учитель  применяет
смену видов деятельности  обучающихся

2

4.2.

Урок начинается со
стимулирующего введения

1

4.3.

В процессе урока изучаемые
вопросы имеют подкрепление в виде наглядных и демонстрационных средств

2

4.4.

В процессе
организации урока учитель способствует закреплению и обобщению учебных
результатов в контексте преподаваемой дисциплины, обеспечивает интеграцию
учебных результатов на основе межпредметных связей

1

4.5.

Урок заканчивается
подведением итогов

2

5.

Реализация
коммуникативной функции учителя

Максимально
возможный результат – 4 баллов

5.1.

Учитель создает
ситуацию успеха и психологической поддержки  обучающимся

2

5.2

Идеи обучающихся
разрабатываются и используются на уроке

2

6.

Реализация
развивающей функции учителя

Максимально
возможный результат – 4 балла

6.1.

На уроке учитель
использует приемы и способы формирования умственной деятельности обучающихся

2

6.2.

Деятельность
учителя нацелена на развитие индивидуальности  обучающихся, на формирование
их способности к саморазвитию

2

7.

Реализация
функции контроля

Максимально
возможный результат – 4 балла

7.1.

Оценочно-корригирующая
деятельность учителя способствует формированию положительной Я – концепции
личности

1

7.2.

Учитель побуждает
учеников проводить самооценка и рефлексию

2

Итого

42

Эффективность урока оценивается  на «отлично»

Бальные оценки: 2 – реализовано полностью; 1-
реализовано частично; 0 – не реализовано.

Максимальное количество баллов  по всем
индикаторам: — 46 баллов.

Выводы и рекомендации:

            Цели
урока поставлены верно и легко были достигнуты. На 
открытом уроке учащиеся активно работали. Все этапы урока были четко продуманы
и реализованы.

            Учитель
отлично владеет учебным материалом, методикой преподавания, использует
различные методы и приемы обучения.

             В
конце урока все учащиеся, активно работающие на уроке, были оценены. За  урок 
будут выставлены оценки всем учащимся.

            Материал
изложен логично, доступно и последовательно. Учитель умело создает проблемные
ситуации на уроке. Активно использует технические средства обучения. Время
урока распределено по этапам.

            Для
реализации личностно-ориентированного подхода на уроке учитель использует
разноуровневые карточки, с помощью которых создается ситуация успеха каждого
учащегося.

Открытый урок
посетили:

Директор
МБОУ «О(С)ОШ
№1»                                                                                       
Е.А. Колесникова                                                                                                                         Заместитель
директора по воспитательной
работе                                                            Ж.А. Дацунова                   
                                                                        

Актуальная цель: создать условия для формирования умения
писать сочинение, описывать животного по наблюдениям в процессе смены видов
деятельности.

Обучающая –  способствовать формированию умений
писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях;
способствовать формированию умения отбирать для описания предмета признаки;
расширять словарный запас.

Развивающая – содействовать развитию учащихся,
умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; развивать
каллиграфический навык письма.

Воспитательная – способствовать воспитанию уважительного
отношения к другим людям, воспитывать навыки самоконтроля и самооценки.

Предметные результаты:
умение писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях; 
умение отбирать для описания предмета признаки; расширять словарный запас.

Коммуникативные:
формировать умение работать в группах, слушать и отвечать на вопросы,
высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в учебнике;
отличать новое от уже известного с помощью учителя; освоение умения находить
синонимы и антонимы в тексте.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с
помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: формировать положительное отношение к
урокам; внимательное отношение к красоте окружающему мира, формирование самооценки
на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.

Методы: частично- поисковый, наглядный, проблемный.

Литература: учебник «Русский язык», 2 класс. В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий.

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.      Мотивационный этап

Задача:
подготовка учащихся к работе на уроке

— Здравствуйте, ребята.

— Проверьте свою
готовность к уроку. У вас на партах должно лежать учебник, тетрадь и пенал.

— Если всё готово, то
присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Личностные: положительный настрой на урок.

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное
обсуждение.

2.      Актуализация знаний и целеполагание

Задача:
актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на
этом уроке

— Открываем тетради.
Записываем сегодняшнюю дату.

— Чтобы перейти к
теме урока, посмотрите на доску. Что вы видите? (чисониене)

— Как вы думаете,
что нужно сделать?

— Какое слово
получилось?

— Какая будет тема
сегодняшнего урока?

— Какие задачи
поставим на сегодняшний урок?

— Верно! Сегодня мы
будем писать сочинение – описывать животное. Мы научимся описывать это
животное так, чтобы те, кто его не видел, прочитав вашу работу, могли иметь о
нем представление. Но сначала отгадайте загадку.

Хозяин лесной
просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в берлоге снеговой?

— Совершенно верно!

Открывают тетради, записывают дату.

— Видим набор букв.

— Составить из букв слово.

 — Сочинение.

— Сочинение.

Задачи:

— вспомнить, какие виды сочинений бывают?

— узнать, как пишутся сочинения.

— написать свое сочинение.

— Медведь.

Коммуникативные: умение слушать, умение достаточно четко выражать
свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже
усвоено.

Личностные: формировать положительное отношение к уроку;  формирование
самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

3.      Открытие нового знания

Задача:
создание условий для изучения нового знания, применения нового способа
действия

— Кто изображен на слайде?

— А почему вы думаете, что это медведь?

— Где живет это животное?

— Чем питается медведь?

— А как вы думаете: медведь приносит вред или пользу?

— Теперь послушайте рассказ об этом животном.

Его вес от 80 до 800 килограмм, длина тела 250 см, высота в холке
120см. Самки мельче самцов. У мишки крупная голова, маленькие круглые ушки,
небольшие глазки, на лапах когти. А цвет меха бурый, отсюда и его название.

Весной медведь становится хищником, может скушать кабана,  лося, или
оленя. Косолапый способен развивать приличную скорость, обладает сильным
ударом. Мишка спит всю зиму, для  спячки устраивает себе берлогу, обычно под
упавшими деревьями. Перед этим, он обильно обрастает жирком, много ест,
накапливая жировые отложения.

Раз в 2-4 года рождаются детеныши (1-4 медвежонка), они слепые и
глухие, а их вес – 500 грамм. Глазки открывают через тридцать дней, в три
месяца  рот полон молочными зубами. На постоянные зубки поменяются к 12
месяцам. Обычно малышей двое или трое. С мамой медвежата будут жить до трёх
лет. Занесен в Красную книгу России.

— Медведь.

— Перечисляют характерные признаки.

— Живут медведи обычно возле речек, в лесах.

— Медведь — питается растительной и животной пищей.
Является любителем овса, плодов, корневищ, меда.

— Да, пользу. Медвежья шкура в основном используется
для ковров, а мясо – для приготовления в пищу. Такой вот он важный
промысловый зверь – этот бурый медведь!

— Слушают учителя.

Регулятивные: постановка учебных задач и целей урока.

Познавательные: выделение и формулировка цели.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Предметные:  умение отбирать для описания предмета признаки;
расширять словарный запас.

4.      Физминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Выполняют движения.

5.      Первичное закрепление нового знания с
проговариванием во внешней речи.

Задача: проговорить
и закрепить алгоритм действия (правила)

— Как вы думаете, с чего лучше начать сочинение? О чем написать
потом? Как можно закончить свою работу?

План:

  1. Какое животное (дикое или домашнее)?
  2. Где живет медведь?
  3. Каков его внешний вид? (туловище, чем покрыто
    тело, голова, лапы)
  4. Чем питается?
  5. Какие повадки?
  6. Что делает зимой?
  7. Ваше отношение к этому животному?
  1. Речевая подготовка

Орфографическая подготовка.

 Подберите
необходимые имена прилагательные:

Туловище какое?

Лапки какие?

Ушки какие?

Глазки какие?

Голова какая?

Шерсть какая?

Хвост какой?

Слух какой?

Бег какой?

— Скажите, а зачем мы провели орфографическую подготовку?

— Правильно!

— Выписываем словосочетания на доске.

— Сначала нужно составить
план, по которому будем писать сочинение, описывать животного.

— Составляют план
вместе с учителем.

— дикое.

— возле речек и
лесов.

— тело покрыто
шерстью.

— питается
растительной и животной пищей.

— спит, зимует в
берлоге.

— положительное.
Мнение детей.

— Подбирают имена
прилагательные.

— Большое,
овальное.

— Большие.

— Маленькие,
круглые.

— Маленькие,
кругленькие.

— Большая.

— Бурая, мягкая.

— Небольшой.

— Острый.

— Быстрый.

— Чтобы в сочинении
не было повторов.

— Выписывают
словосочетания с доски.

Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей
системе знаний.

Регулятивные:
самооценка деятельности.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми, умение адекватно оценивать границы своего знания и
незнания.

Предметные: умение
писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях;  умение
отбирать для описания предмета признаки; расширять словарный запас.

6.      Закрепление и систематизация знаний (с
учителем)

Задача:

Создание условий для
самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по
алгоритму

— Теперь приступим к написанию сочинения, используя план.

— Если у вас возникнут вопросы, обращайтесь, разберем.

— В конце урока желающие зачитают свои сочинения.

— Все большие молодцы, такие интересные сочинения получились!

— Приступают к написанию сочинения.

— Желающие зачитывают свои сочинения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе
знаний.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности

Предметные: умение
писать сочинение по плану, основываясь на собственных наблюдениях.

7.      Рефлексия

Задачи: рефлексию учебной
деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Подведём итог урока!

— Чем мы сегодня занимались на уроке?

— О ком писали сочинение?

— Понравилось ли вам?

— Молодцы! Спасибо за урок!

— Подводят итоги
урока.

— Учились писать
сочинение-описание.

— О медведе.

— Ответы детей.

Регулятивные: способность к волевому усилию, коррекция и оценка
знаний.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми, умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли.

Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Список произведений «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель»,
  • «Война и мир» Л.Н.Толстой
  • «Дубровский» А.С.Пушкин
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А. Островский «Гроза»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • И. Тургенев «Муму»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»,»Моцарт и Сальери»

Короткие произведения

  • Л. Андреева «Предстояла кража»
  • О. Генри «Родственные души»
  • А.П. Чехова «Злоумышленник»

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Из комментариев ФИПИ

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.



Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

Обратите внимание на структуру сочинения!

1.В выбранной теме выделены ключевые слова.Далее во вступлении они расшифрованы.

2.В конце вступления есть тезис-это то,над чем человек будет рассуждать в своем сочинении и к чему вернется в выводе.

3 В аргументах –продолжение ваших размышлений с опорой на ключевые слова сочинения (в данном сочинении речь о различии ошибки и преступления)

4.Выводы –это не просто слова типа…в этих аргументах мы все доказали..

Это подведение итогов и ответ на поставленный в теме вопрос с опорой на ваши личные размышления.

Список всех аргументов из литературы «Преступление и Наказание — вечная тема»

«Преступление» этимологически означает «преступить черту», которая является запретной. Этого невозможно сделать, если не пренебречь моральными законами и пойти в сговор с собственной совестью. Совесть, будучи голосом Творца в голове человека, никогда не утихнет, если преступник сохранил хотя бы крупицу человечности.

Убегая от совести, человек придумывает оправдания противозаконному поступку, преисполняется гордыней, снимает с себя ответственность, чтобы снова и снова вершить новые преступления. Но если от совести не удается убежать, то появляется единственная надежда искупить содеянное. Это – раскаяние, на что и пошел Родион Раскольников, главный героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Есть ли оправдание преступлению?

Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.

Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.

Каждый преступник – плохой человек?

Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.

Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?

Крайняя нужда заставила простого студента пойти на преступление. Он решает убить старуху-процентщицу, чтобы хоть немного решить финансовые проблемы. В качестве оружия он выбирает топор. В миг убийства его обнаруживает сестра потерпевшей, и Родион убивает ее тоже.

Страшное орудие подчеркивает не столько хладнокровие преступника, сколько его отчаяние, страх и нужду. Ведь у студента нет денег на оружие, и он выбирает топор, что делает его преступление еще более ужасающим, в первую очередь – для него самого. Ведь Родион – совсем не плохой человек, в обычном смысле этого слова. Он – не обманщик, не мошенник, не плут, не вор. Так что же сделало из него убийцу?

«Идти по головам» на примере Раскольникова

«Цель оправдывает средства», «идти по головам» – в языке много конструкций, которые означают достижение результата любыми способами. Можно сказать, что герой Достоевского идет к своей цели, не видя препятствий, но это – то, что лежит на поверхности. На самом деле Раскольников прекрасно видит, на что он идет и что совершает, но вступает в сделку с самим собой, доказывая, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Эта теория заглушает голос совести, опьяняя его в минуты слабости и страшной нужды.

Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.

Теория о сверхчеловеке

Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.

Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.

Но Родион под словом «эго» подразумевает совесть, а ее ему преодолеть точно не удалось. Наоборот – она стала его величайшим наказанием.
Какова цена человеческой жизни?

Жизнь человека принадлежит богу, а значит, только он распоряжается ею. Родион, будучи под властью навязчивой идеи, разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», за что и поплатился. Он считал, что существует определенная когорта гениев, которым позволено все, ведь они пришли в мир для созидания, и все остальных, являющихся в его понимании расходным материалом, которого не жалко.

Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.

Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.

«Кто я – тварь дрожащая, или право имею?»

Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.

Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.

Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.

Нравственность и преступление

Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…

Свидригайлов, литературный «двойник» Раскольникова не мучается от угрызений совести, найдя оправдание всему злу, что нанес другим. Мармеладов переступает через жизнь родных. Его жена переступает через Бога. А его дочь Соня переступает через себя. Все они, как и Родион, простые люди, оправдывающие слабости и пеняющие на судьбу.

Но все-таки, сквозь каждую строку романа сквозит мысль, что остаться человеком можно в любой ситуации, даже самой трудной, но для этого нужна твердость характера, которой нет у «обыкновенных» людей.

Муки совести

Совесть – индикатор нравственности человека. Совесть – самый строгий инквизитор, ведь посылает человеку нестерпимые муки, справиться с которыми по силам не каждому. Родион Раскольников в полной мере столкнулся с муками совести, противиться которым он не смог, будучи, в первую очередь, нравственным человеком, хотя и отрицал это. Только приняв решение о чистосердечном признании, герой чувствует освобождение. Тяжелый камень, лежащий у него на душе, наконец, свалился, и теперь любые физические страдания не кажутся пугающими. Что бы ни пришлось пройти герою – он навсегда запомнит, как невыносимы муки совести, и эти терзания ни за что не согласиться испытать вновь.

Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.

Вывод

Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.

Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/argumentyi-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

  • Учимся читать по слогам рассказы
  • Учимся читать по слогам сказки
  • Учитель перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени сочинение на эту тему
  • Учитель очень важная профессия сочинение
  • Учитель предметник как пишется правильно