Учимся писать изложение и сочинение рабочая тетрадь 2 класс фгос

Статьи начальное общее образование линия умк т. м. андриановой, л. я. желтовской. русский язык 1-4 русский язык работа над изложениями

Статьи

Начальное общее образование

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык



Работа над изложениями способствует активному речевому развитию младшеклассника. В процессе ребенок учится анализировать текст и искать заложенный автором смысл, пополняет словарный запас, оттачивает орфографию. В УМК «Планета знаний» корпорации «Российский учебник» изложению уделено особое внимание. Рассмотрим ключевые принципы этой формы работы, реализованные в популярной учебной программе для начальных классов.

15 апреля 2019

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).

По осложненности:

  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение. Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?

  1. Работа с готовым планом — вопросником. Поиск ответов на вопросы.

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

 Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению

Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению. 1 — 4 классы


В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. д. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Купить

Методика «Прогнозирование содержания текста»

  1. Детям предлагается только название. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чем может быть текст?»
  2. Постепенно открываются пункты плана. Каждый раз ученики высказывают предположения, о чем может говориться в этой части текста. Прогнозируя, дети создают собственные рассказы по теме и плану.
  3. Прослушивание текста. Детям важно узнать, угадали они или нет. Так развивается навык активного слушания.
  4. Содержательный и структурный анализ текста. Учитель спрашивает: «Соответствует ли заголовок содержанию текста? Соответствует ли план?». Дети отвечают, приводят аргументы.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Критерии по оценке изложений

Оценка содержания и речевого оформления:

  • «5» — фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста.
  • «4» — содержание раскрыто достаточно полно, соблюдена логика. Допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
  • «3» — логика и последовательность изложения мысли нарушены, допущены ошибки (4-6, содержательные и речевые).

Оценка грамотности:

  • «5» — несколько исправлений.
  • «4» — 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная.
  • «3» — 4-6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

Общая оценка:

  • «5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
  • «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
  • «3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.

Распространенные ошибки

Речевые недочеты:

  • Неверное определение границ предложений в тексте.
  • Нарушение связи в словосочетаниях.
  • Неоправданное повторение слова.
  • Неправильное или неточное употребление слов.

Недочеты в содержании и построении текста:

  • Искажение содержания текста.
  • Внесение лишних фактов.
  • Пропуск главных частей текста, важных фактов.
  • Нарушение последовательности.
  • Отсутствие красных строк.

Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами. При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание. В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица.

#ADVERTISING_INSERT#

Уже во 2 классе на уроках русского языка ученики знакомятся с новым (для них) видом упражнений. Это написание изложений. Изложение, говоря простыми словами, это письменный пересказ текста. Работа с изложениями развивает речь ребенка,  умение правильно формулировать мысли и оформлять их на письме, грамотность, тренирует память.

Во 2 классе изложения чаще носят обучающий характер. Тексты предлагаются детям небольшие, с известными орфограммами и легко запоминающиеся. Текст обычно дети воспринимают на слух, реже дети прочитывают его самостоятельно. Существуют различные способы написания изложений, но чаще всего учителя используют классический вариант, в котором дети знакомятся с текстом, отвечают на вопросы и(или) составляют план. Далее, после орфографической подготовки, излагают предложенный текст по памяти, опираясь на вопросы или план.

Самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет. Такие изложения проводятся во всех классах. Постепенно, от письменного пересказа простых по сюжету рассказов, дети переходят к сжатым изложениям, к изложени­ям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Почему же некоторые дети легко справляются с данной задачей, а некоторые получают неудовлетворительные результаты? Чтобы хорошо написать изложение, а это умение будет необходимо ребенку на все годы обучения в школе, нужно:

  • Во-первых, развивать речь ребенка, начиная с дошкольного возраста. Часто именно неумение грамотно сформулировать свою мысль приводит к неудаче.
  • Во-вторых, большую роль играет умение читать и понимать прочитанное.
  • В-третьих, нужно учиться пересказывать.
  • В-четвертых, развивать слуховую и зрительную память.
  • В-пятых, повышать грамотность ребенка.

Хочу предложить вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

Это ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь у детейКак развить речь у детей

Ну и конечно же, чтобы успешно писать изложения, нужно еще и тренироваться. Поэтому предлагаю вам удобные тексты, которые достаточно часто используются для написания изложений во 2 классе. Любой текст брать нельзя. Тексты должны быть доступны и интересны де­тям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, с небольшим количеством действующих лиц.

Тренировочные тексты для изложений

короткие поучительные рассказы

ЛОСЬ

Лось — большой лесной зверь. Он ест траву и ветки. Зимой трава засыпана снегом. Тяжело животным добывать пищу. Лесники подвозят им ветки и соль. Взрослым помогают школьники.

Вопросы:

  1. Чем питается лось?
  2. Почему лосю трудно зимой?
  3. Как люди помогают животным?


УМНАЯ ГАЛКА

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать её. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.
{По Л. Толстому)

Вопросы:

  1. Что захотела сделать галка?
  2. Почему она не смогла сразу попить из кувшина?
  3. Какой выход нашла галка?


ПЧЁЛЫ

В саду стояли ульи. Захотелось Вите достать из улья меду. Просунул он в улей руку да как закричит! Пчелы больно ужалили шалуна. На крик прибежал дядя Се­мен и отогнал пчел.

Вопросы:

  1. Где стояли ульи?
  2. Что хотел сделать Витя?
  3. Что с ним случилось?
  4. Кто выручил мальчика из беды?


ДОБРАЯ БЕРЁЗА

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю. Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи. Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы:

  1. Где стоит береза?
  2. Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
  3. Что появилось на стволе дерева?
  4. Куда упали капли сока?
  5. Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?


ЭТАЖИ В ЛЕСУ

В лесу у разных зверьков и птиц есть сбой этаж. Мышь живёт в норке. Соловей делает гнездо прямо на земле. Дрозд живёт в кустах. У совы гнездо повыше. Ястреб живёт на самой вершине дерева. (По М. Пришвину)

Вопросы:

  1. Что есть у разных зверьков и птиц в лесу?
  2. Где живёт мышь?
  3. Где делает гнездо соловей?
  4. Где живёт дрозд?
  5. Где гнездо у совы?
  6. Где живёт ястреб?


ХРАБРЫЙ ДРОЗД

Кот Васька на птиц охотится. Заметил кот гнездо дрозда. Глазки Васьки заблестели. Влез к дуплу и запустил лапу. Птица бросилась на разбойника. Дрозд стал клевать его. Кот струсил и пустился бежать.

Вопросы:

  1. Что делал Васька?
  2. Как дрозд защищал свое гнездо?
  3. Что случилось с котом?


МЕДВЕЖОНОК

Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принёс беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес. (По А. Ярушникову)

Вопросы:

  1. Что случилось с маленьким медвежонком?
  2. Кто услышал стоны зверька?
  3. Как лесник помог ему?
  4. Кто ухаживал за больным?
  5. Чем закончилась эта история?


ЗАЩИТИЛА

Над дверью дома жила воробьиная семья. Однажды маленький воробьишка выпал из гнезда. Он тревожно кричал и пытался взлететь. К малышу подкралась кошка. На выручку птенцу ринулась воробьиха. Она начала бить врага крыльями. Кошка отступила.

Вопросы:

  1. Где жила воробьиная семья?
  2. Что случилось с маленьким воробьишкой?
  3. Какая беда грозила малышу?
  4. Как воробьиха защитила малыша?


ПОЧЕМУ ОЛЯ НЕ СОРВАЛА ЦВЕТОК?

Утром Оля шла в школу. Возле дороги она увидела ромашку. Какой красивый цветок! Оля уже протянула руку, чтоб сорвать цветок. Но вдруг она увидела на лепестке капельку росы. А в капельке горит солнышко и голубое небо. Засмотрелась Оля на капельку росы и не сорвала цветок. (По А. Сухомлинскому)

Вопросы:

  1. Что увидела Оля по дороге в школу?
  2. Какая была ромашка?
  3. Почему Оля не сорвала цветок?


СНЕГОВИК

Весь день шёл мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома
и положили их друг на друга. Девочки сделали из угольков глаза, из морковки — нос, из веток — рот. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы:

  1. Какая была погода?
  2. Что задумали сделать дети?
  3.  Какой получился снеговик?


ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Маша и Лида гуляли у пруда. На воде плавали бе­лые кувшинки. Лида стала звать Машу домой. Маша хотела еще погулять. Лида показала ей на белые кув­шинки. Они закрылись. Значит, время уже пять часов вечера.

Вопросы:

  1. Где гуляли Маша и Лида?
  2. Какие цветы плавали на пруду?
  3. Почему Лида стала звать Машу домой?
  4. Как узнала Лида время?


МИТИНА ШЛЯПА

Весной Митя забыл в лесу свою шляпу. Через месяц Митя пошел в лес за ландышами. На суку он увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенцы. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел.

Вопросы:

  1. Когда и где Митя забыл шляпу?
  2. Где он нашел свою шляпу через месяц?
  3. Что в ней было?
  4. Как поступил Митя?


МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью. Он хотел пить. Волна накрыла его с головой. Голубка бросила муравью ветку. Муравей сел на ветку и выбрался на берег. Однажды охотник сетью поймал голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник бросил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.  (По Л. Толстому)

Вопросы:

  1. Какая беда случилась с муравьём?
  2. Как помогла ему голубка?
  3. Как муравей спас голубку?


ЛЕБЕДИ

Стаи птиц неслись над морем. Птицы спешили на юг. Однажды на море люди увидели лебедя. Он тоскливо кричал. Его лебёдка запуталась в сетях и рыбак унёс её. Люди попросили рыбака отпустить птицу. Рыбак принёс лебёдку. Она с радостным криком бросилась к лебедю. Обе птицы замахали плавно крыльями и полетели над морем.

Вопросы:

  1. Куда спешили птицы?
  2. Кого увидели люди на море?
  3. Почему кричал лебедь?
  4. Как отблагодарили птицы людей?


ГДЕ ЗИМУЮТ БАБОЧКИ?

Наступили осенние холода. Ночью мороз покрыл лужи льдом. Куда пропали весёлые бабочки? Одни залетели в сарай и там заснули. Другие – на склонах лесных полян укрылись в сухих листьях. Вьюги намели большие сугробы. В поисках пищи бегают лисицы и ласки. Под снегом им не найти бабочек. (По Г. Скребицкому)

План:

  1. Осенние холода.
  2. Куда пропали бабочки?
  3. Большие сугробы.
  4. В поисках пищи.
  5. Снег – защитник.


ЗАЙЧИК

Весной река разлилась. Зайчик попал на маленький остров. Он сидел и дрожал. Скоро вся земля скрылась под водой. Бревно с зайчиком плыло по реке. Ребята увидели зайчика. Они с трудом достали его и принесли в избушку лесника. Избушка стояла на берегу реки. Зайчик долго жил у лесника. (По Н. Сладкову)

Вопросы:

  1. Куда попал зайчик?
  2. Что ему грозило?
  3. Кто ему помог?
  4. Где поселился зайчик?


ДВА УПРЯМЦА

Встретились два козленка на мостике. А мостик был узким. Надо было козлятам уступить дорогу и пропустить друг друга, но они были упрямые. Хотел черный козленок пройти вправо, а белый его не пустил. Стукнулись козлята лбами и полетели в воду. Прибежала хозяйка и спасла упрямцев.

Вопросы:

  1. Где встретились козлята?
  2. Какой был мостик?
  3. Уступили упрямые козлята дорогу друг другу?
  4. Что с ними случилось?
  5. Кто спас упрямцев?


ОЛЕНИХА

У высокой скалы паслось оленье стадо. В её тени лежал маленький оленёнок. Орёл высмотрел оленёнка и бросился на него. Мать услышала шум крыльев громадной птицы. Олениха стала на задние лапы около детёныша. Передними копытами она старалась ударить разбойника. Орёл отступил. Он полетел к своему гнезду. (По М. Пришвину)

Вопросы:

  1. Где паслось оленье стадо?
  2. Где спрятался оленёнок?
  3. Какая опасность грозила оленёнку?
  4. Как олениха спасла малыша?


БЕЛКА И ЗАЙЧИК

Летом в лесу подружились белка с зайкой. Белка была рыженькой, а зайка серенький. Они приходили на поляну и угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи. У зайца была морковь и капуста. Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белочка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью. Раз зимой они встретились. Шубка у зайки стала белой, у белки – серой. Не узнали зверьки друг друга.

Вопросы:

  1. Кто подружился летом в лесу?
  2. Чем они угощали друг друга?
  3. Что случилось зимой?


ЛЕВ И МЫШКА

Лев спал. По нему пробежала мышка. Лев проснулся и поймал её. Мышка просила отпустить её и обещала отплатить добром. Лев засмеялся и отпустил мышку. Однажды льва поймали охотники и привязали к дереву. Мышка услышала рёв льва, прибежала и перегрызла верёвку. Так мышка спасла льва и выполнила обещание.  (По Л. Толстому)

Вопросы:

  1. Что случилось однажды с мышкой?
  2. Что она пообещала льву?
  3. Почему лев засмеялся?
  4. Как маленькая мышка выполнила своё обещание?


ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.

Вопросы:

  1. Откуда летели перепёлки?
  2. Где их застала буря?
  3. Как моряки помогли птицам?
  4. Куда отправились птицы после отдыха?


РУЧНАЯ ВОРОНА

У леса Костя увидел большую ворону. У вороны было сломано крыло. Мальчик притащил ворону домой. Дома он нашёл большую клетку. Костя вынес клетку во двор. В клетку он поставил чашку с водой и впустил ворону. Ворона привыкла к людям. Она стала выходить из клетки и гулять по двору. Так она прожила зиму. Весной она улетела.

Вопросы:

  1. Кого нашёл Костя?
  2. Что случилось с вороной?
  3. Как мальчик помог птице?
  4. Как вела себя ворона?


ГДЕ ЖЕ ПРИЯТЕЛЬ?

Медвежонок бродил по полянке и наткнулся на лягушку. Малыш протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула в сторону. Мишка принял это за игру и прыгнул вслед. Так они добрались до лужи. Лягушка прыгнула в воду. Медвежонок засунул туда лапу, отдёрнул, потряс ею. Куда же подевался приятель? (По Г. Скребицкому)

Вопросы:

  1. С кем встретился медвежонок на полянке?
  2. Почему лягушка отпрыгнула?
  3. Как это понял медвежонок?
  4. Как закончилась «игра»?
  5. Какое чувство вызывает у вас медвежонок?


ПЧЕЛИНЫЙ ГОРОДОК

Зацвели первые деревья. На пасеке оживает пчелиный городок. Зимой пчёлы дремали на сотах с душистым медком. Мёд им оставил пчеловод. Пчёлы не впадают в спячку. Зимой им тоже нужна еда. Весной открывают ульи. Пчёлы выползают из летка. Они не сразу летят в поля и леса. Надо оглядеться, расправить крылышки. (По Г. Скребицкому)

Вопросы:

  1. Что автор называет пчелиным городком?
  2. Почему возможно такое образное выражение «городок»?
  3. Что делали пчёлы зимой?
  4. Когда просыпается пчелиный городок?
  5. Как ведут себя пчёлы?


МУРАВЬИ

Весеннее солнце пробудило от сна муравьев. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимних квартир. Они стали чинить свое жилище. Муравьи носили веточки, сучья, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранить леса. Нельзя губить жилища муравьев и раскапывать муравьиные кучи.

План:

  1. Весеннее солнце.
  2. Ожил муравейник.
  3. Заботливые хозяева.
  4. Хранители леса.
  5. Берегите муравьев!


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Рабочая тетрадь

hello_html_m584f8a5d.jpg

Учимся рассуждать и писать сочинения-рассуждения

Уhello_html_176f8b8d.gifсть-Каменогорск 2014 г.

Введение

Уважаемые учителя!

Главная задача этой тетради состоит в развитии у младших школьников умений рассуждать и умений писать сочинения-рассуждения в соответствии с характерной им структурой.

Практическая работа с дидактическим материалом не только позволит учащимся сформировать и развить умения рассуждать и умения писать сочинения-рассуждения, но и позволит закрепить знания морфологии русского языка, знания о предложениях, текстах, а также познакомит учащихся с предложениями со сложной подчинительной связью.

Тетрадь состоит из двух частей: первая часть – задания для проведения уроков развития речи и упражнения для самостоятельно выполнения, вторая часть – дополнительные упражнения для использования на уроках русского языка.

Каждый раздел включает в себя материал, подобранный в соответствии с программой и доступный учащимся данного возраста. Предлагаемые задания не привязаны к какому-либо конкретному учебнику и могут использоваться при работе с любым комплектом.

Тетрадь можно использовать дома, на уроках русского языка в качестве небольшой самостоятельной работы или дополнительного материала при подготовке к написанию программных сочинений – рассуждений.

Дорогие ребята!

Эта тетрадь поможет вам при знакомстве с текстами-рассуждениями. Тетрадь содержит восемь уроков с заданиями для работы на уроке развития речи и дополнительные упражнения, которые вы можете выполнять самостоятельно. Каждый урок будет знакомить тебя с текстом-рассуждением, его частями и особенностями.

Упражнения разбиты по темам, с которыми вы знакомитесь в четвертом классе. Выполняя их, вы не только вспомните правила русского языка, но и побываете в гостях у разных частей речи, узнаете много нового о них. В тетради собрано много текстов типа рассуждения, благодаря которым вы усвоите структуру текста-рассуждения и научитесь самостоятельно записывать сочинения-рассуждения.

Выполняя все упражнения, вы научитесь рассуждать, отстаивать свою точку зрения, доказывать определенные факты и явления, сможете самостоятельно объяснить нужную тему своему товарищу в школе.

Желаем вам успехов в такой трудной работе с текстами-рассуждениями!

Урок 1. Учимся рассуждать… Зачем? О чём? Как?

Задание 1. Заполните схему.

hello_html_m172f09e9.gif

Задание 2. Прочитай текст. Придумай название этому тексту. Ответь на вопросы.

____________________________________________

Читая, мы учимся не только формулировать своё мнение, но и доказывать его.

Во-первых, мы постоянно оцениваем поступки героя, правильно или нет он делает выбор, согласны ли с ним, верим или нет. Во-вторых, если мы не согласны, то вспоминаем то, что было с нами или с близкими, или в другой книге, то есть мысленно опровергаем, подбирая доказательства своей правоты.

Таким образом, читая, мы постоянно находимся в диалоге с автором или его героем, и это помогает научиться отстаивать свою позицию.

1. О чем этот текст? _____________________________________________

2. Какова главная мысль текста? __________________________________

3. Как автор доказывает пользу чтения? ____________________________

______________________________________________________________

4. Чему, по мнению автора, учит нас чтение? _______________________

______________________________________________________________

5. К какому типу текста относится данный текст? ____________________

Задание 3. Соедини части предложений.

Чтение книг помогает

огромный опыт и знания других людей.

Люди читают для того, чтобы

развить мышление, воображение, умение правильно мыслить и принимать правильные решения.

В книгах содержится

получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы.

Задание 4. Напиши краткое рассуждение на тему:

Почему нужно больше читать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

hello_html_58511231.gif

Задания для самостоятельной работы

Задание: ответь на вопросы.

  1. Есть ли у тебя любимые авторы детских книг? Какие? ___________________________________________________________

  2. Какая книга тебе больше всего нравится? Почему? ___________________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Какого героя ты любишь больше всего? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________

  2. Хотелось ли тебе быть таким же, как он? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________

Урок 2. Что такое текст – рассуждение?

Задание 1. Напиши пословицы о здоровье.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В рассуждении излагаются мысли человека о событиях, явлениях окружающего нас мира, дается оценка, объяснение явлений природы, состоянию человека.

Задание 2. Прочитай два текста. Подчеркни предложение, которое является тезисом.

Текст 1: 
Родина всегда прекрасна! Потому что она одна у человека. Потому что ты часть ее. Она всегда с тобой: в осеннем пламени лесов и в снежном раздолье, в первых весенних цветах и в золотом разливе хлебных полей. 
Текст 2: 
Мама — самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать». Солдат, смертельно раненный, шепчет:»За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери. 

Задание 3. Составь структуру текста-рассуждения.

Задание 4. Напиши сочинение на тему:

Почему нужно заботиться о здоровье.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 3. Что такое тезис?

Задание 1. Соедини части пословиц.

Дерево держится корнями, помогай в беде.

Человек без друга, с плохим — горя хлебнёшь.

Назвался другом — а человек друзьями.

С хорошим другом горы свернёшь, что земля без воды.

Тезис – мысль, которую доказывают в ходе рассуждения.

Задание 2. Прочитай текст, озаглавь его. Выдели предложение, которое является тезисом.

_________________________

Недавно я прочитал книгу о жизни животных. Я думаю, что книги о природе очень увлекательные.

В них ты узнаёшь много нового о животных и растениях. В свободное время ты можешь прочитать книгу о природе и узнать что-то новое из мира природы.

Книга о природе очень занятная вещь.

Задание 3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после текста.

_____________________

Я хочу рассказать о жабах. Жаб не любят, говорят о них всякие глупости, но это неправда.

Жаба выделяет через кожу жидкость с едким запахом. Таким способом она спасается от своих врагов. Ведь у жабы нет острых зубов и быстрых ног. Зато пользу она приносит огромную. Опытные огородники часто приносят на огород жаб и выпускают их там. Целый день сидит жаба в укромном месте, а когда стемнеет – выползает на охоту. И всю ночь без устали поедает вредных насекомых.

Вот поэтому жаба – наш большой друг. Правда, она не очень красива, но ведь друзей любят не за красоту.

  1. О чем этот текст?________________________________________________

  2. Какова идея этого текста?_________________________________________

  3. К какому типу относится данный текст?_____________________________

  4. Найди предложение, которое будет являться тезисом (подчеркни).

  5. Какие пословицы о дружбе ты знаешь? (приведи несколько примеров)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Придумай названия этим текстам. Напиши к данным текстам тезисы.

Текст1. ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Они убирают грязь как, например, гной и останки мертвых животных. Насекомые помогают деревьям расти, удерживают почву в чистоте и дают нам такие полезные вещи, как шелк для изготовления одежды и мед для еды.

Насекомые приносят огромную пользу природе, поэтому их нужно беречь!

Текст 2._______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Во-первых, земляные черви обогащают почву питательными веществами. Они перерабатывают останки мертвых животных, превращая их в питательные вещества, которые с легкостью впитываются растениями. Во-вторых, земляные черви роют землю, они в то же время перепахивают ее, что позволяет корням разрастаться, а земля насыщается кислородом.

Хотя работа земляных червей незаметна, они приносят большую пользу растениям, и помогают растениеводам выращивать овощи и фрукты.

Задание 5. Выбери любое насекомое, и напиши текст-рассуждение, в котором докажи пользу этого насекомого для природы или человека. Выделите в своем тексте тезис.

___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Зhello_html_58511231.gifадания для самостоятельной работы

Задание: прочитай текст, ответь на вопросы.

Лучший друг

Оставил Коля самокат на дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит, что на его самокате Вовка катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

Думает мальчик: «Сейчас отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который стоял рядом: «Знакомься, Пашка, это мой лучший друг Коля».

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал: «Что же вы на самокате не катаетесь?»

  1. О ком этот текст?______________________________________________

  2. Какова идея этого текста?_______________________________________

  3. Почему Коля рассердился?______________________________________

  4. Как ты думаешь, как бы поступил в этой ситуации Вовка? _____________________________________________________________

  5. Кого автор подразумевал, называя рассказ «Лучший друг»? __________

  6. Объясни правописание следующих приставок в глаголах рассердиться, разжать, сжать (приведи примеры таких же глаголов).____________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: прочитай текст.

Муравьи

Гуляя по лесу, мы часто можем наблюдать за жизнью муравьев.

Тихий ровный шорох исходит в погожий день от муравейника. Сотни тысяч насекомых трудятся в нем. Десятки узеньких тропок разбегаются от муравьиного городка. Деловито бегут по ним в высокой траве муравьи.

Наши лесные муравьи очень полезны.

К какому типу текста относится этот текст? ________________________

Напиши текст-рассуждение о пользе лесных муравьев (воспользуйся сведениями из энциклопедий, интернета и книг).

____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 4. К чему относится доказательство?

Доказательство – это рассуждение, в ходе которого раскрывается истинность или ложность какой-либо мысли.

Задание 1. Прочитай текст, озаглавь его. Ответь на вопросы.

___________________________

Много лет назад люди начали строить дворцы из кирпича. В настоящее время кирпич широко применяется в строительстве. Кирпич – это самый популярный строительный материал во всем мире.

Во-первых, делают кирпич из глины и песка, а они широко распространены и легко добываются. Во-вторых, кирпич не горит и не боится воды. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом.

Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

  1. О чем говорится в этом тексте? ______________________________________________

  2. Какова главная мысль текста? _______________________________________________

  3. Найди тезис (подчеркните)

Аргументы – утверждения, с помощью которых доказывается тезис.

Задание 2. Озаглавь текст. Дополни текст аргументами.

________________________

С глиной человек знаком с давних времен. Из глины он строит дома и печи, делает глиняные горшки и игрушки. Почему человек использует глину?

Во-первых, ___________________________________________________

_________________________________________________________________

Во-вторых, _______________________________________________________

_________________________________________________________________

В-третьих, _______________________________________________________

_________________________________________________________________

Благодаря разным свойствам глины человека широко использует ее в строительстве и ремесле.

Какова идея этого текста?__________________________________________

Задание3. Докажите следующие утверждения.

Кирпич – это имя существительное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глина – это имя существительное женского рода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Соедините тезис с доказательством. Выбери свою профессию, и докажи, что она важна.

Профессия врача очень важна обществу.

Во-первых, они создают не только дома, но и здания больниц, школ, детских садов. Все эти здания играют большую роль в жизни каждого человека.

Профессия учителя играет важную роль.

В-третьих, он учит детей мыслить и добывать знания необходимые для жизни.

___________________

___________________________________

Зhello_html_58511231.gifадания для самостоятельной работы

Задание: выбери одну из профессий и приведи аргументы, доказывающие важность этой профессии.

Профессия ___________________ очень важна.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 5. Где использовать вводные слова и подчинительные союзы?

Задание 1. Распредели предложения на две группы.

1. Говорят, что слова поступками нужно подтверждать. 2. Дети должны оказывать помощь взрослым, так как они отдают им всю свою заботу ласку и любовь. 3. Во-вторых, из дерева делают бумагу, на которой печатают книги, журналы, газеты. 4. Дерево – прекрасное и полезное создание природы. 5. Собака – друг человека. 6. Собаки верны своему хозяину, потому что они часто спасают человека в трудных ситуациях. 7. Почему же нужно помогать взрослым? 8. Люди перестают верить человеку, если он много обещает, и ничего не делает.

 возможно, во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, таким образом.

потому что, поэтому, чтобы,

если, что, хотя, так как.

Аргументы – утверждения, с помощью которых доказывается тезис.

Аргументы – утверждения, с помощью которых доказывается тезис.

Задание 2. Дополни предложения вводными словами или подчинительными союзами. Выдели предложения, которые являются аргументами.

Фрукты нужно есть на завтрак, _____________ они лучше усваивались. ______________, во фруктах содержится много витаминов. ___________, из-за кисло — сладкого вкуса фрукты нравятся многим детям. ____________, фрукты иногда заменяют даже сладости. Есть много сладостей вредно, _______________ может появиться кариес. ______________, фрукты улучшают работу организма.

Задание 3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Почему важно правильно питаться.

На состояние здоровья оказывают многочисленные факторы. Одним из важнейших является – питание. Почему же важно правильно питаться?

Во-первых, еще древности было известно, что правильное питание продлевает жизнь. Во-вторых, нарушение режима питания влечет за собой ухудшение работоспособности организма. Такие люди быстро утомляются, становятся раздражительными, подвергнуты разным заболеваниям. В-третьих, питание должно быть разнообразным, чтобы восполнять организм необходимыми минеральными веществами и витаминами.

Следовательно, правильно питаться нужно каждому человеку.

  1. О чем говорится в этом тексте? __________________________________________________________________

  2. Какова главная мысль? __________________________________________________________________

  3. Найди тезис, подчеркни это предложение одной линией.

  4. Сколько в этом тексте приведено аргументов? _________________________________________________________________

  5. Выдели (обведи карандашом) вводные слова и подчинительные союзы.

Задание 4. Спиши текст, дополняя предложения вводными словами и подчинительными союзами.

Детский организм нуждается в употреблении молочного белка. Молоко должно быть обязательным продуктом в рационе питания школьников.

Молоко – это первый продукт, который способствует росту и развитию ребенка. В молоке содержится кальций, который так важен растущему организму. Кальций усваивается костями, делает их крепкими. Ученые специально вывели молочные бактерий, которые улучшают переваривание пищи.

Молоко очень полезный продукт, необходимый человеку для здоровья, бодрости и красоты.

__________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зhello_html_58511231.gifадания для самостоятельной работы

Задание: объедини два предложения подчинительным союзом так, чтобы получилось одно большое предложение.

Подчинительные союзы: так как, поэтому, потому что.

1.Сова и филин охотятся ночью. Дневной свет для глаз совы и филина ярок и неприятен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Многие цветы яркие и душистые. Яркими красками и запахом цветы привлекают насекомых.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Муравьи уничтожают личинок вредных насекомых. Муравьи приносят лесу большую пользу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание: дополни текст вводными словами и подчинительными союзами.

Долгое время люди не могли понять, почему светятся насекомые.

___________, считали их волшебными существами. Индейцы даже укрепляли на ногах жуков, ________ они освещали ночью дорогу через джунгли. ___________, жуков сравнивали с маленькими фонариками, ___________ свет был очень яркий.

Сейчас известно, что у этих жучков есть особое вещество, которое помогает жучку светиться только в темноте. Живёт такой жучок в Америке.

Задание: прочитай текст. Определи его тип (________________________).

Докажи выделенное предложение (приведи 2-3 аргумента).

Спички.

Спички бывают разные. Простыми спичками зажигают газовую плиту. Большущим сигнальным спичкам не страшна вода, сырая погода. Их берут с собой путешественники, геологи, альпинисты. Сигнальные спички горят красным, синим, зелёным пламенем. Яркое пламя далеко видно. Если горит сигнальная спичка, надо спешить на помощь. Попадут спички в хорошие руки — сто добрых дел сделают.

А детям спички не игрушка, ведь даже от одной маленькой спички бывает большой пожар!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 6. Зачем нужен вывод?

Задание 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы.

_________________________

Часто мы слышим, что минута смеха продлевает жизнь. Так ли это? Во – первых, смех оказывает огромное влияние на организм, так как после смеха поднимается настроение и улучшается самочувствие. Во – вторых, в результате смеха в организме человека вырабатываются адреналин и эндорфины, которые способствуют повышению иммунитета. В-третьих, смех сближает людей, примиряет и настраивает на позитивное общение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Разбей текст на части. Сколько частей получилось?_________________

  2. Найдите тезис (подчеркни карандашом).

  3. Сколько аргументов приводит автор?_____________________________

  4. Выдели вводные слова и подчинительные союзы (обведи карандашом).

  5. Какой части не хватает в тексте? ___________ Допиши самостоятельно.

Задание 2. Прочитай следующие предложения. Самостоятельно сделай вывод. Какими свойствами должны обладать предметы, которые ежик сможет унести на своих иголках?

Яблоки и грибы ежик сможет унести на своих иголках, потому что они легкие, их можно наколоть на иголки, и они не упадут по дороге. Воздушный шарик ежик не сможет унести, хотя он легкий, но не прочный, попав на иголки, шарик лопнет. Гири нельзя унести на иголках ежика, так как они металлические, твердые и их невозможно закрепить на иголки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Задание. Объедините пары предложений общим выводом.

У квадрата четыре угла.

У прямоугольника тоже четыре угла.

Следовательно, квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками.

Все живые организмы питаются влагой.

Все растения – это живые организмы.

Все рыбы – это живые существа.

Все караси – это рыбы.

К третьему склонению относятся имена существительные ж.р с мягким знаком на конце.

Слово мышь – ж.р с мягком знаком на конце.

Ко второму спряжению относятся глаголы на –ить.

В глаголе говорит – окончание – ит.

Задание 4. Прочитайте следующий текст.

День смеха

1 апреля — этот День не внесен ни в какие календари знаменательных дат и всенародных праздников, но его вполне можно отнести к международным. В одних странах 1 апреля называют Днем смеха, в других — Днем дурака.  В этот день каждый не прочь пошутить над окружающими, никто не застрахован от розыгрышей и даже самые серьезные невольно улыбаются. По традиции, в этот день принято подшучивать над друзьями, членами семьи, коллегами и т. д. Эти шутки обычно срабатывают, если человек забыл, какой сегодня день. Одна из наиболее популярных шуток в этот день — «У вас спина белая».

«День шутников» возник по воле неаполитанского короля Монтерея, которому в один из праздников приготовили блюдо из рыбы. Ему понравилось угощение, и он попросил приготовить его снова. Такой рыбы не нашлось, и повар «подсунул» королю нечто похожее. Однако короля обмануть оказалось невозможно — розыгрыш не удался, а король не рассердился, а рассмеялся. Все это произошло как раз 1 апреля, потому зародилась традиция в этот день шутить и устраивать веселые розыгрыши.

Выберете один из предложенных тезисов и напишите сочинение рассуждение.

1. Зачем придумали праздник смеха.

2. Праздник смеха сближает людей.

3. 1 апреля – самый веселый день.

___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зhello_html_58511231.gifадания для самостоятельной работы

Задание: сделай вывод самостоятельно.

Ответь на вопрос: Какими свойствами должны обладать предметы, которые Маша может положить в свою корзинку?

1. Арбуз не войдет в корзинку, хотя он круглый, но очень большой.

2. Два огурца и баклажан не войдут в корзинку, они небольшие, но длинные.

3. 8 маленьких кубиков тоже не войдут в корзинку Маши, потому что они квадратные.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответь на вопрос: Какими вкусами должны обладать продукты, которые хочет съесть Мишка?

1.Мишка не любит печенье, хотя оно и сладкое, но не жидкое.

2.Перец не нравиться Мишке, потому что очень горький.

3.Соленые продукты Мишка вообще не любит.

4. Арбузы тоже не станет есть Мишка, хотя они очень сочные, но не достаточно сладкие.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 7. Сочинение-рассуждение на тему «Компьютер – наш друг или враг?»

Задание 1. Найди верные утверждения.

Аргументы – утверждения, с помощью которых доказывается тезис.

Доказательство – это предложение, в котором доказывается что-то.

К вводным словам относятся: во-первых, во-вторых, чтобы, что, потому что.

Текст-рассуждение состоит из пяти и более частей.

Задание 2. Рассмотрите следующую схему.

hello_html_m2ba39a6e.gif

Выбери по одному утверждению и докажи.

  1. Польза: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вред:________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Напиши сочинение-рассуждение на тему:

«Компьютер – наш друг или враг?»

План сочинения:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зhello_html_58511231.gifадания для самостоятельной работы

Задание: составь текст-рассуждение из предложенных предложений. Дополни аргументы вводными словами или подчинительными союзами.

Сказки помогают поверить в чудеса, потому что принизаны волшебством и чудесами. Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Волшебство в сказке делает героев счастливыми, а чудеса помогают поверить в добро. Сказки воспитывают в человеке только положительные качества, учат сочувствовать и помогать. Таким образом, сказки нужно читать не только детям, но и взрослым. Нужно верить в чудеса, чтобы было легче справляться с трудностями. Вера в чудо помогает сказочным героям справиться с трудностями, потому всегда добро побеждает зло.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 8. Сочинение-рассуждение на тему:

«Мой любимый школьный предмет»

Задание 1. Ответь на вопросы

1. Что такое текст – рассуждение?_____________________________________

__________________________________________________________________

2. Сколько частей выделяется в тексте-рассуждении? _____

Какие это части?____________________________________________________

3.Что такое тезис?___________________________________________________

4. Что такое доказательство?__________________________________________

__________________________________________________________________

Из чего оно состоит?__________________

5. Что такое аргументы?_____________________________________________

6. Для чего используют вводные слова и подчинительные союзы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вводные слова:_____________________________________________________

Подчинительные союзы:_____________________________________________

7. Для чего нужен вывод?____________________________________________

Тема: «Мой любимый школьный предмет»

1.Тезис

Какой твой любимый предмет?

Где ты впервые узнал об этом предмете?

Что тебя заинтересовало в нем?

2. Доказательство.

Что это за предмет?

Почему тебе нравится этот предмет?

Какие знания дает тебе этот предмет? Где ты применяешь их?

3. Вывод.

Зачем нужно изучать этот предмет?

________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема: Имя существительное

Задание 1. Приведи два аргумента, доказывающие следующее утверждение.

Тюль – это имя существительное, которое относится ко второму склонению.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Мозоль– это имя существительное, которое относится к третьему склонению.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитай следующие предложения. Как ты думаешь, какой частью текста-рассуждения они могли бы быть?_______________________

Допиши недостающие части текста-рассуждения самостоятельно.

Имя существительное – хлеб языка.

Как сложно есть суп без хлеба, так и написать предложение без имени существительного будет не просто. В школе дети начинают изучать русский язык с этой части речи. Имя существительное служит основой всего предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Имя прилагательное

Задание 1. Объясни, как определить грамматические признаки прилагательного, составь подробный алгоритм. Используй слова: сначала, далее, потом, после, затем.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитай текст. Подумай, к какому типу текста он относится. Измени этот текст так, чтобы он стал текстом-рассуждением, в котором докажи, что прилагательные украшают нашу речь.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна. Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательное как никто иной может настолько точно дополнить суть и смысл предложения!

Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. Прилагательные, – самая живописная часть речи. Они определяют наши предметы, прилагательных нам надо знать и использовать в речи правильно!

___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема: Глагол

Задание 1.Найди глаголы прошедшего времени. Докажи.

Пилить, жало, велеть, взлетел, льет, дело, сидели, пила, мыло, метла, написали.

__________________________________ — это глаголы прошедшего времени.

Доказательство:

Во-первых, ______________________________________________________

Во-вторых, ______________________________________________________

В-третьих, _______________________________________________________

Задание 2.Приведи как можно больше глаголов, помогающих выразить твою точку зрения.

Например: Я знаю, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Зhello_html_m3269b6f3.gifhello_html_61c44fa6.gifадание 3. Задай вопросы от глаголов и вставь подчинительный союз в предложение.

чтобы открыть его.

Например: К окну подошел мальчик,

  1. Домой ему не хотелось, _______________ он получил двойку.

  1. Завтра они поедут к бабушке, _____________ начались летние каникулы.

  1. Солнце уже грело, __________ наступила весна.

  1. Человеку не будут верить, __________ он будет врать.

  1. Она рассказывала историю, __________ никто не слушал.

Подчинительные союзы: потому что, так как, если, хотя.

Задание 3. Выдели причину в следующих предложениях. Подчеркни подчинительные союзы.

1.Стемнелось, поэтому бабушка зажгла свечку. 2. Мы устроили привал, так как солнце уже скрылось за горой. 3. Мама не пустила меня на каток, потому что у меня была высокая температура. 4. Через дорогу переходила утка с утятами, поэтому мы остановились. 5. В классе было шумно, так как все готовились к празднику.

Тема: Местоимение

Задание 1. Прочитай предложения. Определи, чем являются выделенные слова в предложениях: вводным словом или местоимением.

1.По-моему, многие люди забывают, что порой улыбка может помочь человеку легче пережить трудный день. 2. Моему брату подарили огромную машину, танк и самолет. По-моему, завтра будет дождь, поэтому нам лучше остаться дома. 4. По моему внешнему виду трудно было сказать, что у меня был тяжелый день.

Тема: Имя числительное

Задание 1. Запиши полные десятки от 20 до 90 прописью. Выдели корни в этих словах. Что ты заметил?_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие числа не похожи на все остальные? _____________________________

Напиши краткое объяснение:Почему  говорят «сорок», а не «четыредесят»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитай сказку.

Сказка о числительных.

В стране, где живут только Имена числительные, всегда царила дружба и гармония. Все числительные жили парами: Один и Первый, Два и Второй, Три и Третий и другие. Все они считались близнецами, потому что были очень похожи. Но Числительное Одни всегда считал, что все числительные разные и имеют свое значение. Однажды произошел такой случай. Числительные Один и Первый поругались, потому что не смогли решить, кому же из них вставать в предложение. Один говорил, что нужно встать ему, тогда это будет правильное предложение. В то время как первому тоже хотелось в предложение, и он утверждал, что разницы нет, кому из них стоять. Никто не мог рассудить их, всем казалось что Один просто капризничает. Но тут между ними встал Ноль и сказал:

— Я, как вам известно, единственный в своем роде, не обозначаю ничего! А вы все объединились, и считаете себя одинаковыми. Разве это правильно? Ведь ты, Одни, и ты, Два, да и ты, Три, обозначаете количество предметов. А вот, Первый, Второй и Третий обозначают порядок предметов при счете.

Все числительные задумались, а ведь правда каждое числительное обозначает какое-либо количество предметов или порядок их при счете.

Так с тех пор и стали числительные делиться на числительные, которые обозначают количество предметов, и числительные, которые обозначают порядок предметов при счете.

Ответь на вопросы:

  1. О чем эта сказка? _____________________________________________

  2. Почему поссорились числительные?_____________________________

______________________________________________________________

  1. Кто и как их рассудил? ________________________________________

  2. Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку? Сделай вывод самостоятельно, на какие группы делятся числительные и что они обозначают? (Не забудь про примеры.)

Правило:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание

17

Урок 8. Сочинение-рассуждение на тему: «Мой любимый школьный предмет»…………………………………………………………………………

19

Дополнительные задания……………………………………………………..

20

  • Ученый филолог как пишется
  • Ученики или учиники как правильно пишется
  • Ученики пристально слушали рассказ учителя речевая ошибка
  • Ученик сделал заготовки к предстоящему сочинению он записал словосочетания определите тему его
  • Ученица на английском языке как пишется