Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» |
объединения учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов | ___________________ А.В. Хисамова | _____________Т.Р. Фарберова |
__________________И.А.Соломаха | ___________________________________ | |
Протокол №1 | Протокол методического совета №1 | Протокол .педагогического совета №1 |
«30» августа 2021г. | «30» августа 2021г. | от «31» августа 2021г. |
Приказ №_837 от «30» августа 2021г. | Приказ № _851 от «31» августа 2021г. | |
Рабочая программа
элективного учебного предмета
«Теория и практика написания сочинения в традиционном жанре»
по учебному предмету
«Русский язык»
11АБ класс
2021-2022 учебный год
Нижневартовск 2021г.
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика учебного предмета, курса
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
Содержание программы учебного предмета, курса
-
Тематическое планирование
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея- тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе говорится, что часть С — небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа элективного курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку» будет полезна не только выпускникам, но и другим учащимся школы.
Выбор данной темы связан с желанием учащихся успешно сдать обязательный письменный экзамен по русскому языку, повысить свою грамотность и лингвистическую компетенцию.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Цель курса:
— формирование устойчивых знаний и умений учащихся по созданию сочинений-рассуждений по текстам разных типов и стилей речи;
— создание условий для оценивания учащимися собственных возможностей и склонностей.
— гуманитарное развитие учащихся;
— развитие творческих способностей личности;
— овладение учащимися свободной письменной речью;
— подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Цель данного курса состоит не в «натаскивании» учащихся и не в приобщении их к шаблонным, трафаретным сочинениям. Главное, чтобы они приобрели знания и умения, помогающие конструировать свое сочинение в соответствии с поставленной проблемой, оперировать фактами из текста, использовать афоризмы и собственные мысли в соответствии с заявленной проблемой и позицией автора.
Задачи элективного курса:
Обучить осознанному чтению и восприятию текстов; помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:
— совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
— формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
— совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
— совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
— формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
— привить умение аргументировать собственные мысли и мнение автора примерами из текста, из других произведений (статей), из собственной жизни.
— обучить умениям и навыкам самостоятельного создания сочинений и самостоятельного оценивания и взаимооценивания работ.
— развивать и воспитывать мыслящую личность, умеющую отстоять свое мнение.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение элективного курса предмета «Русский язык» в 11 классе в вариантной части Учебного плана МБОУ «Лицей №2» отводится 1 час в неделю (34 часа в год)
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
— понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
— формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
— определять позицию автора;
— высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
— уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
— анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
5. Содержание программы учебного предмета, курса
Теоретический аппарат курса. Введение. Задачи курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе». Основные требования к сочинению-рассуждению.
«Словесная ткань сочинения-рассуждения. Различение ключевых понятий. Алгоритм работы с текстом (часть С) Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения.
Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста?
Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление?
Комментирование проблемы. Виды комментария.
Как написать комментарий к проблеме исходного текста?
Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Как отразить позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме? Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Анализ текстов.
Что такое аргумент? Виды аргументов. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Как оформить аргументацию собственного мнения? Как собрать материал для аргументации личностной позиции? «Переходные мостики» к читательской аргументации.
Работа по систематизации читательского опыта. Финал сочинения. Виды заключений. Как написать вывод сочинения?
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности. Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения.
Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. Текстовые ошибки и их классификация. Работа над ошибками.
Итоговые занятия. Защита творческих работ.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
— работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
— самостоятельная работа;
— работа в группах, парах;
— индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
6. Тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Виды самостоятельной деятельности учащихся, формы контроля ЗУН. | ||||
| Введение. Задачи курса «Обучение написанию сочинения-рассуждения как шаг по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе». Основные требования к сочинению-рассуждению. | 1 | Знать основные требования к сочинению-рассуждению. Самопроверка, взаимопроверка, индивидуальная работа. | |||||
| «Словесная ткань сочинения-рассуждения. Различение ключевых понятий. | 1 | Знать различие ключевых понятий: тема, проблема, авторская позиция. Индивидуальная работа в группах. Анализ образцов, «мозговой штурм» | |||||
| Алгоритм работы с текстом (часть С) Цель: развитие умения пользоваться алгоритмом при работе с текстом. | 1 | Работа в парах, группах, индивидуальная работа с сильными учащимися. Беседа, работа с раздаточным материалом; частично-поисковый метод. | |||||
| Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения. | 1 | Знать: основные композиционные части сочинения. Уметь использовать разные варианты вступления и заключения. Индивидуальная работа, в группах. Анализ текстов, работа с образцами. Исследовательский метод. | |||||
| Структура сочинения. Композиция сочинения – рассуждения. Последовательность изложения. | 1 | ||||||
| Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста? | 1 | Знать: виды проблем. Уметь: самостоятельно формулировать проблему текста. Групповая работа, работа по вариантам. Исследовательский метод. | |||||
| Тема и проблема текста. Как определить и сформулировать проблему исходного текста? | 1 | Знать: виды проблем. Уметь: самостоятельно формулировать проблему текста. Групповая работа, работа по вариантам. Исследовательский метод. | |||||
| Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление? | 1 | Знать: основные композиционные части сочинения. Уметь использовать разные варианты вступления. Индивидуальная и групповая работа, достраивание таблицы, работа с образцами. | |||||
| Комментирование проблемы. Виды комментария. | 1 | Знать: способы оформления комментария. Уметь: правильно цитировать; самостоятельно и мотивиро-ванно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов Групповая работа, индивидуальная, фрон-тальный и выборочный опрос. Частично-поисковый, син-таксическое конструирование | |||||
| Как написать комментарий к проблеме исходного текста? | 1 | ||||||
| Как написать комментарий к проблеме исходного текста? | 1 | ||||||
| Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. | 1 | ||||||
| Как отразить позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме? | 1 | ||||||
| Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? Естественные и искусственные доказательства. Анализ текстов. | 1 | ||||||
| Что такое аргумент? Виды аргументов. Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. | 1 | ||||||
| Как оформить аргументацию собственного мнения? | 1 | ||||||
| Как собрать материал для аргументации личностной позиции? | 1 | ||||||
| «Переходные мостики» к читательской аргументации. Работа по систематизации читательского опыта. | 1 | ||||||
| Финал сочинения. Виды заключений. | 1 | ||||||
| Финал сочинения. Виды заключений. | 1 | ||||||
| Как написать вывод сочинения? | 1 | ||||||
| Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения. | 1 | ||||||
| Разноаспектный анализ исходного текста. Создание текста сочинения-рассуждения. | 1 | ||||||
| Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. | 1 | ||||||
| Пишем сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. | 1 | ||||||
| Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. | 1 | Комплексное применение знаний. | |||||
| Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. | 1 | Комплексное применение знаний. Комплексное применение знаний. | |||||
| Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. | 1 | Знать основные признаки текста научно-популярного стиля. Уметь строить монологическое высказывание по тексту научно-популярного стиля. Групповая работа, индивидуальная, фронтальный и выборочный опрос. | |||||
| Пишем сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля. | 1 | Знать основные признаки текста научно-популярного стиля. Уметь строить монологическое высказывание по тексту научно-популярного стиля. Групповая работа, индивидуальная, фронтальный и выборочный опрос. | |||||
| Текстовые ошибки и их классификация. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения. | 1 | ||||||
| Текстовые ошибки и их классификация. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения. | 1 | Знать: основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок. Уметь: находить и исправлять в тексте основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок. Индивидуальная дифференцированная работа. | |||||
| Текстовые ошибки и их классификация. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения. | 1 | Знать: основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок. Уметь: находить и исправлять в тексте основные виды речевых, логических, грамматических и фактических ошибок. Индивидуальная дифференцированная работа. | |||||
| Итоговые занятия. Защита творческих работ. | 1 | ||||||
| Итоговые занятия. Защита творческих работ. | 1 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учащихся:
1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-
тренировочные упражнения, создание текста. — Челябинск, «Взгляд», 2004
2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. — М.: Просвещение, 2005
3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). — М.: «Экзамен», 2006.
4. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011. – Р-н-Д.: «Легион», 2010
5. Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ.- С.: Издательство Ольги Кузнецовой, 2010.
6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Литература для учителя
1. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий./ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
2. Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации: рецензия на 20 баллов./Н.Я. Нелюбова. – В.: Учитель, 2010.
3. О. В. Загоровская, О. В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.- М.: Просвещение, 2008.
4. Т.А. Долинина. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ. Алгоритм подготовки к части С. – М.: Айрис-пресс, 2009.
5. Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. – Р-н-Д.: «Легион», 2010
Дополнительная литература
1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. – М.:Астрель, 2002.
2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. — М.: Просвещение , 2002.
4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. — М.: Просвещение, 1977.
5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Дрюпина О.Г., учитель русского языка и литературы
МБОУ города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №10»
Кроме убеждений, нужны знания,
которые можно приобрести, и методы,
которые можно освоить.
Бертольт Брехт
Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. Составляющие успеха: серьезная подготовка и качественное преподавание предмета. Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
* индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося;
* системности (подготовка ведется последовательно и по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
* гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
Правы те, кто считает, что подготовка к ЕГЭ начинается не в 10-11 классах, а в 5 классе. Уже тогда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения. Пятиклассники ведут тетрадь-накопитель, куда не просто записывают правила, а систематизируют полученные знания в форме таблиц, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.
Для эффективного усвоения и контроля полученных знаний в учебный процесс включаются тестовые формы контроля с 5-го класса. Это помогает учащимся овладеть приемами работы с заданиями, содержащими варианты ответа, и постепенно готовит их к формату ЕГЭ.
Уже в среднем звене ведется многоаспектный анализ текста. Комплексный (лингвистический, стилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ является важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике и в то же время способствует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста и его создание в устной или письменной форме.
Помимо формирования функциональной грамотности ведется работа по речевому развитию учащихся, их коммуникативной компетенции, предполагающей способность свободно владеть речью в разных условиях общения, совершенствование следующих умений:
* анализировать языковые факты и оценивать их с точки зрения информативности; оценивать правильность и уместность употребления языковых единиц;
* использовать основные приемы информационной переработки текста;
* оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
* проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
* создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, вести речевой самоконтроль.
Используемая мной методика структурирования учебного материала предполагает коллективное и индивидуальное создание инструкций, таблиц, алгоритмов, схем, содержащих теорию по русскому языку.
При систематизации и повторении теоретического материала в старших классах также используется принцип структурирования. Например, задание №14 проверяет знание правил правописания Н, НН в разных частях речи. Повторить теоретический материал можно с помощью такой таблицы:
Для успешной сдачи ЕГЭ учащимся необходимо уметь анализировать сущность предложенных заданий, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, к
примеру, на решение заданий повышенного уровня сложности.
На уроках русского языка ведется целенаправленная работа по обучению учащихся приёмам выполнения различных контролирующих заданий.
Подготовка к ЕГЭ включает
* создание банка аргументов;
* выполнение практических заданий в индивидуальных сборниках;
* ведение тетрадей-справочников, содержащих теоретический материал в виде таблиц, схем, алгоритмов;
* выполнение тренировочных заданий на различных сайтах сети Интернет;
* проверку готовых работ с выставлением баллов, поиск и исправление ошибок;
* восстановление деформированных текстов;
* написание тематических словарных диктантов;
* подбор примеров изобразительно-выразительных средств (из художественных и публицистических текстов);
* написание сочинения или его фрагментов (задание №25) с опорой на речевые клише;
* знакомство с правилами заполнения бланков;
* многоаспектную работу с различными текстами.
В течение последних лет веду целенаправленную работу в старших классах, опираясь на учебное пособие Л.И.Мальцевой, Н.М.Смеречинской «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». В нем содержатся справочные материалы, тренировочные упражнения, практические работы и словари. Пособие используется в качестве источника индивидуальных домашних заданий и контроля знаний учащихся.
В старших классах провожу мониторинг качества знаний, результаты выполнения проверочных, самостоятельных и контрольных работ фиксирую в диагностических картах. Это позволяет отслеживать динамику роста учебных достижений и планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.
В кабинете есть стенд «Подготовка к ЕГЭ», на котором размещены различные полезные материалы, в том числе критерии оценивания задания №25, образцы заполнения бланков ответов и примерная шкала перевода баллов.
КИМы по русскому языку составлены таким образом, что позволяют проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.
Двойственная функция ЕГЭ – аттестовать выпускников и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в высших учебных заведениях –
определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, есть задания повышенного и высокого уровней сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа выпускников наиболее подготовленных.
В работе использованы два типа заданий: задания открытого типа с кратким ответом и задание открытого типа с развернутым ответом.
Большая часть заданий открытого типа с кратким ответом проверяет сформированность базовой языковой компетенции экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме, а также умение на базовом уровне опознавать языковые единицы и классифицировать их. Некоторые задания проверяют сформированность коммуникативной компетенции экзаменуемых – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания открытого типа с кратким ответом проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.
При этом есть задания открытого типа с кратким ответом, которые ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях базового уровня, языковой материал, причем предъявляется он как в виде изолированных языковых примеров (предложений), так и на материале текста.
В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями базового, высокого и повышенного уровней сложности.
Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Это задание повышенного уровня сложности проверяет сформированность у экзаменуемых конкретных коммуникативных умений и навыков:
1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
2) комментировать главную проблему исходного текста;
3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме;
4) выражать и аргументировать собственное мнение;
5) последовательно и логично излагать мысли;
6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
7) практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.
Таким образом, вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что важно не только для успешной учебной деятельности, но и в целом для дальнейшего профессионального образования.
Кроме того, сочинение на основе исходного текста призвано показать сформированность у экзаменуемых культуроведческой компетенции, потому что прямо или косвенно дает представление в части аргументации собственного мнения о широте кругозора экзаменуемых, их начитанности и общей культурной образованности.
Учащиеся знакомятся с критериями оценивания, знание которых помогает избежать типичных недочетов, примерным планом написания сочинения-рассуждения.
Кроме того, школьникам дается перечень клишированных фраз, помогающих вводить в текст сочинения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать собственное мнение. Вот один из примеров:
Речевые клише для написания комментария
* Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых, говорит о… (ссылается на… )
* Во-вторых, Ф.И.О. (автор) отмечает (описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает), что …
* В качестве примера, подтверждающего актуальность обозначенной проблемы, автор приводит…
* Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор (писатель, публицист) говорит …
* Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…(взаимоотношений кого с кем)…
* Вовсе не случайно автор изображает (кого, что)…
* Автор словно приглашает читателя к серьезному разговору…
* Своеобразной иллюстрацией может служить поведение героя, свидетельствующее о…
* Автор осуждает (сочувствует, одобряет) …
Не секрет, что именно задание №25 вызывает наибольшие трудности у старшеклассников. Еще Сократ отмечал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Развитие речи — одно из ключевых направлений в преподавании русского языка. Следует отметить, что при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно делается акцент на определение его тематики, проблематики, поиск связей с современностью, ответы на проблемные вопросы, не теряющие своей актуальности. Введение итогового сочинения в 11 классе как формы допуска к ЕГЭ помогает готовиться к экзамену по русскому языку.
Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа дает возможность видеть ошибки других и на допускать подобных самим.
Написание тематических диктантов, содержащих слова и выражения, которые можно использовать при написании развернутого рассуждения (задание №25), в дальнейшем помогает избежать орфографических ошибок. Приведу наглядный пример.
Словарный диктант
Актуальная проблема, путь ошибок и разочарований, неподдельное волнение, прийти к убеждению, патриотическое начало, читательское восприятие, умение сопереживать, известный писатель, признанный авторитет, логическое завершение, судьбоносное решение, стремление быть полезным, жертвенность героини, временные трудности, повод задуматься, лирическая составляющая, юношеский максимализм, жизненные приоритеты, истерзанный сомнениями, мучительные раздумья, чутко воспринимающий, поразительное упорство, откровенный разговор, приведенные аргументы, жизнеутверждающий вывод.
Особое внимание уделяется развитию умения подбирать аргументы и органично вводить их в текст сочинения. На уроках литературы ведется многоаспектная работа с текстами литературных произведений, составляются таблицы, отражающие проблематику изучаемых произведений и авторскую позицию.
При выполнении задания №25 может вызывать трудности написание заключения. Рекомендую учащимся использовать афоризмы, которые собираются и систематизируются в своеобразной копилке. Это может выглядеть таким образом:
Учащиеся знакомятся с примерной шкалой оценивания, что помогает интерпретировать результаты выполнения тренировочных упражнений.
Тестовая часть (1-24 задания)
«5» — 30 — 33 балла
«4» — 23 — 29 баллов
«3» — 16 — 22 балла
Следует помнить, что за 1 и 15 задание дается по 2 балла, за 7 задание — 5 баллов, за 24 -ое — 4 балла.
Задание №25
«5» — 22 — 24 балла
«4» — 17 — 21 балл
«3» — 10 — 16 баллов
Знание критериев оценивания задания №25 позволяет организовать целенаправленную работу учащихся по взаимопроверке и проверке собственных работ.
Опыт работы в старших классах позволяет выявить типичные проблемы, влияющие на качество выполнения заданий: отсутствие закрепленных навыков тестирования, ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ, технические ошибки при заполнении бланков ответов, неправильное распределение времени на выполнение заданий. Избежать подобных трудностей помогает систематическое выполнение тренировочных заданий.
Репетиционное тестирование проводится в течение учебного года неоднократно, при этом соблюдаются требования и условия, предъявляемые к проведению ЕГЭ. Тренировочное тестирование проводится на бланках, идентичных бланкам ЕГЭ, с целью отработки навыков их быстрого и правильного заполнения.
Безусловно, качественная подготовка к ЕГЭ — это большая и ответственная работа педагога и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени. По словам Аристотеля, «лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен».
Список литературы
1. Драбкина, С.В., Субботин, Д.И. ЕГЭ-2016. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. — Москва: Интеллект-Центр, 2016.
2. Мальцева, Л.И., Смеречинская, Н.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. — Москва: Народное образование, 2015.
3. Мальцева, Л.И., Еремеева, Е.В. Русский язык. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. — Москва: Народное образование, 2016.
4. Открытый банк заданий ЕГЭ http://www.fipi.ru/
5. Цыбулько, И.П. ЕГЭ-2016. Русский язык. Отличный результат. — Москва: Национальное образование, 2016.
Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку, проверенные по критериям. В сочинениях выделены ошибки, даны рекомендации по их исправлению. Этот материал будет полезен тем, кто хочет научиться писать идеальное сочинение ЕГЭ.
Сочинение по тексту Горького на 22 балла. (Какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной?)
Сочинение по тексту Симонова на 20 баллов. (Что помогло людям выстоять в годы Великой Отечественной войны?)
Сочинение по тексту Пришвина на 23 балла. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Сочинение по тексту Пришвина на 16 баллов. (В чем заключается роль искусства?)
Сочинение по тексту Новикова на 8 баллов. (Проблема социальной незащищенности детей)
Сочинение по тексту Бека на 12 баллов. (Чем руководствуется человек, совершая подвиг?)
Сочинение по тексту Ткачёва на 15 баллов. (Проблема понимания подлинной красоты)
Сочинение по тексту Ткачёва на 18 баллов. (Проблема отношения человека в подлинной красоте)
Сочинение по тексту Кондратова на 19 баллов. (Проблема изменения в языке/ Каковы последствия изменений в языке?)
Сочинение по тексту Бакланова на 21 балл. (В чем причины войн?)
Сочинение по тексту Достоевского на 17 баллов (Можно ли построить абсолютное счастье на несчастье другого человека?)
Сочинение по тексту Бека на 24 балла. (Когда возможен массовый героизм?)
Сочинение по тексту Паустовского на 11 баллов. (Что такое шедевр?)
Сочинение по тексту Катаева на 17 баллов. (какова роль памятников и исторических мест в жизни человека?)
28-07-2021, 15:51
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 553
- 0
Подробнее
Сочинение ЕГЭ по тексту Симонова на тему: Что помогло людям выстоять в годы Великой Отечественной войны?
2-07-2021, 18:39
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 3 933
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:30
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 105
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:19
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 2 710
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:03
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 978
- 0
Подробнее
11-05-2021, 00:46
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 2 557
- 0
Подробнее
11-05-2021, 00:35
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 884
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:56
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 420
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:43
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 731
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:31
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 10 364
- 0
Подробнее
1 2
Назад
Вперед
- Статья
- Чтение занимает 9 мин
-
-
-
- Применяется к:
- Word 2019, Word 2016, Word 2013, Word 2010, Word 2007
В этой статье описывается, как диагностировать сбои печати в Microsoft Word. В ней также приводятся способы выявления и устранения неполадок с печатью.
Ниже приведены примеры неполадок печати:
- При попытке распечатать файл появляются сообщения об ошибке и другие сообщения.
- Принтер не отвечает.
- Файл печатается в виде бессмысленного набора знаков.
Важно!
В этой статье не рассматриваются проблемы вывода принтеров, такие как неправильное расположение активной области, отсутствие графики и неправильная нумерация страниц.
Чтобы решить проблему с печатью в Word, необходимо определить ее причину. Причины обычно относятся к одной из следующих категорий:
- Поврежденные файлы или поврежденное содержимое в документах
- Приложение Word
- Драйвер принтера
- ОС Windows
- Подключение или оборудование
Не делайте предположений относительно причины проблемы с печатью. Придерживайтесь вместо этого систематического подхода к поиску и устранению неполадок.
Выполните следующие тесты, чтобы определить причину сбоя при печати.
Шаг 1. Тестовая печать других документов
Ошибки печати в Word могут возникать при попытке распечатать поврежденные файлы или документы, содержащие поврежденную графику или шрифты. Прежде чем переустанавливать драйверы или программное обеспечение, проверьте, работает ли в Word функция печати. Выполните для этого описанные ниже действия в соответствии с используемой версией Word.
Применяется к: версии Word 2007-2019
-
Создайте новый документ в Word.
-
В первой строке документа введите =rand(10), затем нажмите Enter:
Примечание
Команда =rand(10) позволяет вставить 10 абзацев образца текста.
-
Попробуйте распечатать документ.
-
Если документ удастся распечатать, измените шрифт или вставьте в документ картинку, таблицу или объект-рисунок.
-
Чтобы изменить шрифт, выполните указанные ниже действия.
- Выделите образец текста.
- Откройте вкладку Главная.
- В группе Шрифт выберите другой шрифт в списке шрифтов.
-
Чтобы вставить в документ картинку, выполните указанные ниже действия.
- Откройте вкладку Вставка и нажмите Изображения в Интернете. (В Word 2010 и Word 2007 выберите вкладку Вставка, затем нажмите Рисунки.)
- В области задач Рисунки оставьте поле Поиск текста пустым и нажмите кнопку Поиск. (В Word 2013 введите термин Рисунки Office.com в строке поиска, затем нажмите Поиск.)
- Щелкните один из рисунков правой кнопкой мыши и выберите команду Вставить.
- Закройте область задач Рисунки.
-
Чтобы вставить в документ таблицу, выполните указанные ниже действия.
- В меню Вставка выберите пункт Таблица, а затем Вставить таблицу.
- Введите число столбцов и строк таблицы и нажмите кнопку ОК.
-
Чтобы вставить в документ объект-рисунок, выполните указанные ниже действия.
- Выберите Вставка, затем Фигуры.
- Дважды щелкните одну из фигур.
-
-
Снова попробуйте распечатать документ.
Описанные тесты позволяют узнать, возможна ли вообще в Word печать документов. Кроме того, они могут подсказать, при использовании каких шрифтов или изображений в Word возникают проблемы с печатью.
Если тестовый документ печатается без ошибок, но оригинальный документ все равно распечатать не удается, возможно, он поврежден. Эта ситуация может повторяться даже если вам удается распечатать один и тот же документ на другом компьютере, потому что симптомы повреждения файлов не обязательно появляются на всех компьютерах.
Для получения дополнительной информации о восстановлении поврежденных документов Word см. раздел Как восстановить поврежденные документы Word.
Если выполнить печать в Word не удается в принципе либо не удается напечатать определенный шрифт или тип рисунка, перейдите к следующему шагу.
Шаг 2. Тестовая печать в других программах
Иногда причину неполадки печати можно выяснить, определив ее масштаб. Например, отдельные проблемы с печатью затрагивают только Word, а другие — некоторые или все программы Windows.
Описанные ниже тесты могут помочь выяснить, распространяется ли проблема еще на какие-нибудь программы, кроме Word.
Тестовая печать в WordPad
Печать простого текстового файла
-
Нажмите кнопку Пуск, выберите пункт Все программы, затем Стандартные и WordPad.
Примечание
- В Windows 8 нажмите клавишу Windows, чтобы перейти на начальный экран, введите WordPad и щелкните значок WordPad.
- В Windows 7 выберите пункт Все программы, а затем Стандартные и WordPad.
-
Наберите в пустом документе WordPad Тест.
-
В меню Файл выберите пункт Печать.
-
Нажмите кнопку ОК или Печать, чтобы распечатать файл.
Печать определенных шрифтов или изображений
Если в шаге 1 обнаружилось, что проблемы возникают только при попытке напечатать определенные шрифты или графические изображения, попытайтесь воспроизвести проблему в WordPad. Для этого используйте тот же шрифт или вставьте тот же тип графического изображения. (Чтобы выбрать другой шрифт в WordPad, воспользуйтесь тем же методом, что и в приложении Word.)
Чтобы вставить изображение в документ WordPad, выполните указанные ниже действия.
-
В меню Вставка выберите пункт Объект.
Примечание
В Windows 8 и Windows 7 выберите пункт Вставка объекта на вкладке Главная.
-
Выполните одно или оба из следующих действий.
- Чтобы создать новое графическое изображение, нажмите Создать новое и выберите в списке один из типов объектов. Например, выберите Изображение Paintbrush, чтобы создать тестовое растровое изображение в программе Microsoft Paint.
- Чтобы вставить графическое изображение из файла, выберите Создать из файла, затем нажмите кнопку Обзор и выберите нужный файл.
-
В меню Файл выберите пункт Печать.
-
Нажмите кнопку OK или Печать.
Печать из других программ
Если вы все еще не можете распечатать в WordPad, проверьте функции печати из вашего веб-браузера или других программ Office.
Печать тестовой страницы с принтера
Вы также можете попытаться распечатать тестовую страницу. Чтобы напечатать тестовую страницу, выполните следующие действия:
-
Нажмите Пуск, выберите пункт Параметры, затем Принтеры.
Примечание
- В Windows 8 нажмите клавишу Windows, чтобы перейти на начальный экран, введите Принтеры, выберите Параметры и затем Устройства и принтеры.
- В Windows 7 нажмите кнопку Пуск и выберите пункт Устройства и принтеры.
- В Windows Vista нажмите кнопку Пуск и выберите пункт Принтеры.
-
Щелкните правой кнопкой мыши значок принтера и выберите пункт Свойства.
-
На вкладке Общие нажмите кнопку Пробная печать.
Если вы не можете распечатать тестовую страницу или не можете распечатать ее в нескольких или всех программах на базе Windows, проблема может быть связана с драйвером принтера, оборудованием, операционной системой или подключением к Интернету.
Если проблема возникает только с определенным шрифтом, возможно, поврежден файл шрифта. Для получения дополнительной информации о том, как протестировать и переустановить шрифты, см. раздел Как установить или удалить шрифт в Windows.
Если функция печати работает во всех программах, кроме Word, перейдите к следующему шагу.
Устранить проблему печати, возможно, позволит справка по печати в Windows и средства устранения неполадок.
-
Нажмите Пуск > Параметры.
-
Введите Проблемы с принтером, а затем выберите Найти и исправить проблемы с печатью.
Примечание
- Чтобы устранить проблемы подключения принтера и печати в Windows 10, см. раздел Устранить проблемы подключения принтера и печати в Windows 10.
- В Windows 8 и Windows 7 можно запустить мастер диагностики неполадок печати. Для этого нужно нажать кнопку Пуск, ввести слово «Печать» и выбрать пункт Поиск и устранение проблем печати.
- В Windows Vista нажмите кнопку Пуск, выберите Справка и поддержка и выполните поиск по ключевому слову «Печать или устранение неисправностей печати».
Шаг 3. Тестовая печать с другими драйверами принтера
Если выполнить печать не удается только в программе Word, возможно, причина проблемы кроется в самой программе Word. Таким образом, незначительные проблемы с драйвером принтера сказываются на работе Word раньше, чем на работе других программ.
Чтобы узнать, является ли причиной проблемы драйвер принтера, можно протестировать функцию печати с разными драйверами. Если проблема с печатью в Word возникает только при печати документов с определенным шрифтом или типом графического изображения, попытайтесь распечатать документ на другом принтере.
Если такой возможности нет, узнайте у изготовителя принтера, имеется ли обновленная версия драйвера или другой драйвер, совместимый с моделью вашего принтера.
Если проблема с печатью в Word возникает даже при попытке распечатать документы, содержащие только текст, можно протестировать функцию печати с использованием драйвера принтера «Общий/только текст». Выполните для этого описанные ниже действия в соответствии с используемой версией системы Microsoft Windows.
Примечание
В некоторых версиях Windows для выполнения этих действий может потребоваться установочный компакт-диск Windows или доступ к сетевому диску с установочными файлами Windows.
Тестовая печать в Windows 10
- В поле поиска Windows введите Принтеры, затем нажмите Принтеры и сканеры.
- Нажмите Добавить принтер или сканер.
- На вкладке «Принтеры и сканеры» выберите Общие/только текст.
- Откройте документ Word, затем попытайтесь выполнить печать с использованием параметра принтера Общий/только текст.
- Назовите файл с названием Test.prn и сохраните его в папке Документы.
Тестовая печать в Windows 8, Windows 7 и Windows Vista
-
В зависимости от ситуации выполните одно из следующих действий.
- Для Windows 8 и Windows 7: Нажмите Пуск и выберите Устройства и принтеры.
- Для Windows Vista: нажмите кнопку Пуск и выберите пункт Принтеры.
-
На начальном экране мастера добавления принтеров выберите Добавить принтер.
-
Выберите пункт Добавить локальный принтер на начальном экране мастера добавления принтеров.
-
Убедитесь, что установлен флажок Использовать существующий порт, затем выберите в раскрывающемся списке вариант Файл: (Печать в файл) и нажмите Далее.
-
В списке Изготовитель выберите пункт Универсальный и нажмите Далее.
-
Оставьте имя принтера по умолчанию, нажмите кнопку Далее, а затем кнопку Готово.
-
По окончании установки драйвера откройте документ в Word и выполните одно из следующих действий в зависимости от ситуации.
- Для Word 2013 и более поздних версий: В меню Файл выберите пункт Печать.
- В Word 2010: в раскрывающемся меню принтера выберите Печать.
- Для Word 2007: нажмите кнопку Microsoft Office, а затем щелкните Печать.
- Для других версий Word: установите флажок Печать в файл и нажмите кнопку ОК.
-
Измените местоположение на Мои документы и назовите файл Test.prn.
-
Нажмите кнопку OK или Печать(в зависимости от версии Word).
Если при печати файлов, содержащих только текст, в Word появляется сообщение об ошибке, но при использовании драйвера принтера «Общий/только текст» это сообщение не появляется, возможно, драйвер принтера поврежден. В этом случае обратитесь к изготовителю принтера за сведениями о том, как удалить драйвер принтера и установить его обновленную версию.
Если проблема с печатью возникает и при использовании другого драйвера принтера, перейдите к следующему шагу.
Шаг 4. Проверка файлов и параметров приложения Word
Если проблема с печатью не ограничивается конкретным документом или драйвером принтера и возникает только в Word, проверьте его работоспособность, запустив приложение со сброшенными параметрами пользователя.
Для получения дополнительной информации о том, как сбросить параметры пользователя, см. раздел Как сбросить параметры пользователя и настройки реестра в Word.
Если проблема с печатью по-прежнему возникает, выполните команду Найти и восстановить и переустановите отсутствующие или поврежденные файлы. Для запуска команды Найти и восстановить выполните описанные ниже действия в соответствии с используемой версией системы Word.
Word 2019, 2016, 2013 и 2010
- Закройте все программы Office.
- Выберите Пуск, затем введите добавить удалить.
- Откройте элемент Установка и удаление программ.
- Нажмите кнопку Изменение или удаление программ, выберите Microsoft Office (Microsoft Office Word) либо версию Office или Word из списка Установленные программы и нажмите кнопку Изменить.
- Выберите Восстановить или Восстановить Word (Восстановить Office), а затем нажмите кнопку Продолжить или Далее.
Word 2007
- Запустите Word 2007.
- Нажмите кнопку Microsoft Office, затем выберите пункт Параметры Word.
- Выберите Ресурсы и нажмите Диагностика, после чего следуйте инструкциям на экране.
Если проблема с печатью по-прежнему возникает после восстановления программы Word или пакета Office, перейдите к следующему шагу.
Шаг 5. Проверка наличия проблем в Windows
Чтобы найти драйверы устройства или размещенные в памяти программы, которые могут мешать нормальному выполнению функции печати в Word, запустите Windows в безопасном режиме, а затем протестируйте печать в файл в приложении Word. Чтобы запустить Windows в безопасном режиме, выполните следующие действия в зависимости от используемой версии Windows.
Проверка наличия проблем в Windows 10
Чтобы запустить Windows 10 в безопасном режиме, обратитесь к разделу Загрузка компьютера в безопасном режиме в Windows 10.
Поиск наличия проблем в Windows 8, Windows 7 и Windows Vista
-
Извлеките из компьютера все DVD-диски, компакт-диски, дискеты и другие внешние носители, затем перезагрузите компьютер.
-
Нажмите Пуск, щелкните стрелку рядом с кнопкой Блокировка, затем нажмите кнопку Перезагрузка.
Примечание
В Windows 8 выберите Параметры в меню «Чудо-кнопки», нажмите кнопку Питание и выберите действие Перезагрузка.
-
Нажмите и удерживайте клавишу F8 во время перезагрузки компьютера.
Примечание
Удерживайте клавишу F8 до появления логотипа Windows. Перезагрузите компьютер после появления логотипа Windows. Для этого дождитесь запроса на вход в систему Windows, завершите работу компьютера и перезагрузите его.
-
На экране Дополнительные варианты загрузки выберите Безопасный режим с помощью клавиш со стрелками и нажмите клавишу Ввод.
-
Осуществите вход, используя учетную запись с правами администратора.
Если при запуске Windows в безопасном режиме проблема с печатью в Word не возникает, попытайтесь определить ее причину с помощью «чистой» загрузки.
Дополнительные сведения о том, как выполнить «чистую» загрузку в Windows, см. в разделе Выполнение «чистой» загрузки в Windows.
Связанные статьи
- Печать фонового цвета или изображения
- Печать на обеих сторонах листа (дуплексная печать) в Word
- Отключить отслеживание изменений
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору «Приемы работы с текстом»
предмет
для 8 класса
класс (параллель)
Щербаковой Виктории Николаевны
(ФИО учителя)
г. Сургут
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка 3
Содержание учебной программы 4
Тематическое планирование 4
Планируемые результаты освоения предметного содержания учебного курса 5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета 6
Приложение 1. Календарно-тематический план 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебным объемом 16 часов курса по выбору «Приемы работы с текстом» для обучающихся 8 класса составлена на основе материалов лекций учебно-методического пособия Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
В данном пособии очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной информации, предусмотрена подготовка к сочинению на морально- этическую и лингвистическую темы, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
Цель курса: обеспечение подготовки обучающихся к успешному написанию изложения и сочинения в формате ОГЭ.
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам
-
определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
-
грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
-
владеть формами обработки информации исходного текста;
-
выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
-
писать сочинение по исходному тексту;
-
редактировать свое сочинение и изложение.
Реализация предметного содержания программы осуществляется в процессе урочной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода посредством следующих технологий: технологии традиционного обучения; технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе; технологии дифференцированного обучения; технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей; информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии; с применением следующих методов и приемов работы: лекции учителя с различными видами заданий; составление обобщающих таблиц и опорных схем; самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); самостоятельный отбор материала; виды работ, связанные с анализом и переработкой текста, составление учащимися авторского текста. Основной формой обучения по данной программе является коллективная.
Основными формами контроля за освоением предметного содержания данной программы являются: устный опрос, развернутый ответ учащегося на лингвистическую тему; изложение, сочинение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование раздела | Содержание раздела |
| Приёмы написания изложения | Приёмы сжатия исходного текста: грамматические, логические, синтаксические. Микротемы текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
| Приёмы написания сочинения | Смысловая цельность сочинения-рассуждения. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения. Композиционная стройность сочинения-рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Смысловая цельность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Композиционная стройность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения на морально-этическую тему |
| Комплексный анализ текста | Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Выразительные средства. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Стили речи |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Основные разделы программы | Количество часов | Из них | |
теория | практика | |||
| Приёмы написания изложения | 5 | 4 | 1 |
| Приёмы написания сочинения | 9 | 2 | 6 |
| Комплексный анализ текста | 2 | 3 | |
| Итого | 16 | 6 | 10 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса обучающиеся 8 класса должны знать:
-
приемы сжатия текста.
-
микротема текста, абзацное строение текста.
-
понятия «сжато изложить текст»; ключевые слова, основная мысль.
-
метафора, олицетворение, сравнение, литота.
-
анафора, параллелизм, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание.
-
особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания вступления.
-
особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания основной части сочинения-рассуждения, приемы введения аргументов.
-
особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания заключительной части сочинения-рассуждения.
-
особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
-
особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
Уметь:
-
владеть приемами обработки информации исходного текста.
-
определять микротемы текста, делить соответственно микротомам текст на абзацы
применять полученные знания на практике. -
сжимать авторский текст.
-
грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.
-
применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
-
применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.
-
распознавать выразительные средства грамматики, лексики и фразеологии в тексте.
-
излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой в сжатой форме.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
для учащихся
-
ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г. Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
-
Русский язык: 8 класс: Контрольно-измерительные материалы/ М.Ю. Никулина. – М.: «Экзамен», 2014.
-
Русский язык: 9 класс: Контрольно-измерительные материалы/ Сост. Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
-
Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс/ А.Б.Малюшкин.- М.: Сфера, 2014.
для учителя
-
ГИА – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
-
Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
-
Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
-
Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2015.
-
Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
-
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.– 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
-
Экспресс-диагностика. Русский язык. 8 класс/ Г.Н.Потапова– М.: «Экзамен», 2013.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
-
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/)
-
Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)
-
Портал «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/)
-
Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/)
-
Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)
-
Сайт информационной поддержки ОГЭ в компьютерной форме (http://www.ege.ru/)
-
ФИПИ – федеральный институт педагогических измерений (www.fipi.ru)
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.school-collection.edu.ru/
Оборудование: проекционная доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | план | факт | Тема занятия | Основное содержание | Виды деятельности |
| 3.09 | Сжатое изложение. Микротема. Абзацное членение | Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста | Мини-лекция, практикум: работа с текстом, создание текста | |
| 10.09 | Приемы сжатия текста. Прием исключение | Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ | Мини-лекция, практикум: работа с текстом, создание текста | |
| 17.09 | Приемы сжатия текста. Прием обобщение | Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ | Мини-лекция, практикум: работа с текстом, создание текста | |
| 24.09 | Приемы сжатия текста. Прием упрощение | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ | Мини-лекция, практикум: работа с текстом, создание текста | |
| 1.10 | Выбор приемов сжатия | Выбор приемов сжатия | Практикум: изложение, создание текста, оценивание | |
| 8.10 | Сочинение на лингвистическую тему как вид работы | Структура сочинения на лингвистическую тему | Практикум: элементы сочинения, анализ текстов | |
| 15.10 | Композиция сочинения на лингвистическую тему. Тезис | Учимся формулировать тезис | Практикум: элементы сочинения, анализ текстов | |
| 22.10 | Композиция сочинения на лингвистическую тему. Аргументы | Учимся аргументировать. | Мини-лекция, практикум: элементы сочинения, анализ текстов | |
| 29.10 | Вывод в сочинении на лингвистическую тему | Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему | Практикум: элементы сочинения, анализ текстов | |
| 12.11 | Сочинение-рассуждение по исходному тексту как вид работы | Мини-лекция, практикум: элементы сочинения, анализ текстов | ||
| 19.11 | Композиция сочинения-рассуждения. Тезис | Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Самостоятельная работа | |
| 26.11 | Композиция сочинения-рассуждения. Аргументы | Учимся аргументировать | Практикум: элементы сочинения, анализ текстов | |
| 3.12 | Вывод в сочинении-рассуждении по исходному тексту | Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Самостоятельная работа | |
| 10.12 | Комплексный анализ текста. Лексика и фразеология. | Синонимы. Антонимы. Омонимы.Фразеологизмы. Лексическое значение слова | Практикум: работа с тестом, заполнение бланков | |
| 17.12 | Комплексный анализ текста. Знаки препинания в простом осложнённом и сложных предложениях. Сжатое изложение | Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Практикум: работа с тестом, заполнение бланков | |
| 24.12 | Комплексный анализ текста. Выразительно-изобразительные языковые средства. Сочинение — рассуждение | Выразительно-изобразительные языковые средства | Практикум: работа с тестом |