Учи показом а не рассказом роль родительского авторитета в воспитании родительское собрание 1 класс

Родительское собрание о родительском авторитете. задачи собрания: 1. познакомить родителей с методами воспитания детей в семье. 2. формировать у родителей

Родительское собрание

 О родительском авторитете.

Задачи собрания:

1.    Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье.

2.    Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.

Вопросы для обсуждения:

1.    Крайности воспитательных систем. Из истории вопроса.

2.    Методы воспитания детей в семье.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей.

« Делай так, как говорю тебе я, или вообще не делай!».

— «Можешь делать, что хочешь».

— «Я хочу понять, почему ты так делаешь».

— «Мне все равно, что ты делаешь».

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета.

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети – говорит украинская народная мудрость.

Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом может уберечь, как и от беды”.

Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения. Для успешно воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Без авторитета невозможен воспитатель.

Авторитет может быть организован в каждой семье.

Встречаются родители, которые организуют авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались- это цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью, цель может только одна – правильное воспитание.

Есть много сортов ложного авторитета. Рассмотрим несколько сортов.

Авторитет подавления

            Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу роди­тели раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физи­ческим методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие проблемы испытывает их ребенок. При таком терроре ребенок вырастает безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, са­модуром, мстящим за подавленное детство. Такие родители разговарива­ют со своим ребенком тоном, не терпящим возражений, слушают и слышат в разговоре только себя, упиваются страхом и волнением в глазах и поведении своего ребенка.

Авторитет расстояния.

Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступать в виде начальства. Такой авторитет не приносит никакой пользы. Дети вырастают необщительными им тяжело входить в контакт со сверстниками.

Авторитет чванства.

Это особый вид авторитета расстояния, более вредный. Некоторые родители считают, что они самые важные и показываю это на каждом шагу. Поражённые, таким видом родителей, начинают чванится и дети. Такие дети плохо уживаются в коллективе, так как достойных им, по их мнению, нет.

Авторитет педантизма

            Родители, не считаясь с мнением ребенка, отдают приказы и требуют точного и беспрекословного их выполнения.

             Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых.

Авторитет назидания

            В такой семье ребенка мучают бесконечными поучениями и назида­тельными разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не всегда является положительным.

            Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.

Авторитет любви

            Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребенка, выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям. В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчетливые дельцы, жестокие и агрессивные люди.

Авторитет подкупа

            Хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы  последствия такого авторитета  в семье, где нет согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребенка на свою сторону.

            В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспо­сабливаются.

Авторитет доброты Родители выступают в роли доброго ангела. Они всё разрешают, они не скупые, они замечательные родите. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями Это самый неумный вид авторитета.

            Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью, уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и ухо­дят от них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требова­тельны, командуют родителями.

Анализ анкет учащихся

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье?

Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и ма­тери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они сами умеют прощать и просить прощение.

Поднимите руку, кто всегда просит у ребенка прощение!

Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка.

Меняется мир, дети 21-го века имеют иные информационные возмож­ности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у  них.

Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, все­дозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.

            Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей, — это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Педагогические ситуации и выходы из них.

Законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненавис­ти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ори­ентируйтесь в своих «да» и «нет».

Памятка родителям от ребенка. Прислушаемся к советам своих детей

  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, – я окажусь с прибылью.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Роль родительского авторитета в воспитании ребенка

Введение

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Важным условием воспитания является авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и, в конечном счете, — к взрослым людям вообще. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований для авторитета.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение истинного авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.

Также стоит отметить, что авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера.

1. Роль родительского авторитета и воспитания детей

родитель авторитет ребенок пример

Воспитание детей — самая важная задача родителей. Воспитывать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитывать. Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый, если только он этого действительно захочет.

Каждый отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Решающую роль в воспитании играет поведение родителей. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь и печалитесь, как одеваетесь и т.д. — все это имеет для ребенка большое значение. Родительский контроль за каждым своим шагом, уважение к своей семье — вот первый и самый главный метод воспитания. Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, в организации жизни ребенка.

Откуда же берется родительский авторитет? Те родители, у которых дети не слушаются, склонны думать, что авторитет дается от природы. Они глубоко ошибаются. Есть много примеров ложного авторитета.

Авторитет подавления.

Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, при всяком удобном и не удобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.

Авторитет любви.

Многие родители убеждены: чтобы дети слушались. Нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?», очень скоро дети замечают, что папу или маму можно как угодно обмануть, только это надо делать с выражением нежных чувств. С малых лет ребенок понимает, что к людям можно подыгрываться. Этот авторитет выращивает неискренних и лживых эгоистов.

Авторитет доброты.

В этом случае детское послушание, так же организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Очень скоро в этой семье дети начинают просто командовать родителями. Родительское непротивление открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований.

Авторитет дружбы.

Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Авторитет подкупа.

Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

В чем же должен состоять настоящий авторитет родителей?

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем, перед жизнью детей. Если родители делают это честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно никаких оснований, и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.

В дисциплине нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно недолжно быть похожим на упрашивание;

оно должно быть посильным для ребенка, не требующим от него слишком сильного напряжения;

оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу;

оно не должно противоречить другому важному распоряжению или распоряжению другого родителя.

Воспитание должно быть построено и на труде. Научиться творческому труду — вот особая задача. Трудовое участие в жизни семьи должно начинаться рано. Сначала в игре. Не надо применять в области труда, какие либо поощрения и наказания. Трудовая задача и ее результаты должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, что бы он испытывал радость. Важно добиться того, чтобы работа была выполнена.

2. Принятие ребенком авторитета родителей

Авторитет — добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств и преимуществ. Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями других людей, руководить их поведением, не прибегая к принуждению.

Первыми авторитетными фигурами для любого человека с самого раннего возраста выступают его родители. Это обусловлено, во-первых, тем, что именно с ними связан первый опыт социального взаимодействия, общения, и во-вторых, тем, что для ребенка родители выступают носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности. Уже в возрасте трех лет появляется способность воспринимать себя как отдельное существо, лишь частично зависимое от влияния окружающих. Так происходит становление первых элементов самосознания, составляющее основное психологическое содержание кризиса трех лет, В этом возрасте ребенок начинает активно стремиться к самостоятельности, часто вопреки авторитету родителей. В этой ситуации во избежание эмоциональной напряженности родителям целесообразно пересмотреть свои позиции, частично уступив ребенку право на регуляцию его поведения. Родительский авторитет при этом нисколько не страдает. Наоборот, попытки отстаивать изжившие себя методы воспитательных воздействий приводят к подрыву родительского авторитета. Тем не менее самостоятельность ребенка в дошкольном возрасте еще очень ограничена, поэтому родители продолжают оставаться для дошкольника самыми авторитетными фигурами.

С поступлением в школу ситуация меняется. Школьный учитель в силу своей руководящей позиции приобретает даже больший авторитет, чём родители. Это означает не утрату родителями своего. влияния на ребенка, а его естественное подразделение между ведущими институтами социализации — семьей и школой. Влияние родителей приобретает новое качество в силу того, что ребенок сам начинает выделять авторитетные для себя фигуры в различных сферах своей жизни. При нормально складывающихся взаимоотношениях в семье родительское влияние остается чрезвычайно значимым вплоть до подросткового возраста, когда возросшее самосознание ребенка побуждает его к переоценке ранее авторитетных фигур. Авторитет родителей перестает быть непререкаемым и не подлежащим сомнению. Чтобы не утратить влияние на подростка, родителям необходимо учитывать происходящие с ним возрастные перемены и не отстаивать свой авторитет в его прежней форме. Чем старше ребенок, тем выше его способность к самостоятельным суждениям и оценкам. Родители могут сохранить свой авторитет лишь в том случае, если его основой выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства родителей, которые подросток способен оценить.

3. Авторитет и личный пример родителей

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт родителей. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт — это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Заключение

Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой. Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода. Не пытаться никого перевоспитать, особенно если человек не осознает необходимости самосовершенствования. Не увлекаться критикой: маленькому и большому человеку приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом. Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности. Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

1.Н.В. Бордовская, А.А. Реан — Педагогика, Москва, Минск — 2000

2.Н.В. Михайловна, З.Г. Михайлович — Психология и педагогика, Новосибирская

государственная академия экономики и управления, Москва — 1999.

.В.А. Слестенин — Педагогика, Москва, «Школа — Пресс» — 2000.

4.И.Ф. Исаев — Педагогика, Москва, «Школа — Пресс» — 2000.

.Е.Н. Гиянов, А.И. Мищенко — Педагогика, Москва — 2000.

Родительское собрание

Тема: «Учи показом , а не рассказом . Роль родительского авторитета в воспитании.»

Цель: формирование педагогически обоснованного стиля воспитания ребёнка.

Задачи:

Самооценка принятых в семейной практике методов воспитания. Выявление противоречий в использовании методов семейного воспитания.Формирование опыта разумных подходов к выбору методов семейного воспитания. Форма проведения: ситуационная игра.

Подготовительный этап:

составление плана проведения ситуативной игры;подготовка памяток для родителей;цитаты на доску: «Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д.Локк), «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье»(Л.В. Бетховен);оформление выставки рисунков учащихся на тему: «Моя семья».

Ход собрания:

Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о методах семейного воспитания. В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае приём воздействия на растущую личность. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема. Как привить ребёнку интерес к чтению? Как помочь школьнику стать внимательным? Как научить беречь своё здоровье? Как преодолеть агрессивность? Сегодня мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребёнка.

Перед вами отрывной календарь, отражающий вопросы, которые мы будем рассматривать.

1 лист «Семейное воспитание – это актуально»

Посиди со мной рядом

Полчаса иль минутку,

Я тебя целый день

С нетерпением ждал.

Подари мне свой взгляд,

Слово, добрую шутку,

Ах, прости, виноват…

Я опять опоздал.

Чтобы выявить стиль воспитания, принятый в вашей семье, я предлагаю поиграть в настольную игру.

Настольная игра «Посмотри на себя»

Эта игра создана немецким психологом Гюнтером Хорном. Она была придумана для детей с той целью, чтобы они обратили внимание на своё поведение. Частично пришлось адаптировать игру для наших целей. В ненавязчивой форме она способствует осмыслению собственных действий. В ходе игры вы, уважаемые родители, примеряете на себя различные утверждения. Эти утверждения, записанные на карточках, лежат в центре стола. Участники игры по очереди берут по одной карточке и зачитывают вслух (примеры карточек см. в приложении). Если участник игры считает, что прочитанная карточка ему подходит, он сохраняет карточку у себя. Если он считает, что содержание карты не подходит, она кладётся в «корзину для мусора». Карта может быть передана другому игроку. При передаче карты должно прозвучать обоснование. Игра позволяет посмотреть на себя «со стороны».

Учитель: Опираясь на ваши ответы, я представила графическую схему, показывающую основные методы воспитания, которые вы используете в семье.

Настольная игра не оставила вас равнодушными к рассматриваемой теме. Вы были активны, не боялись высказывать своё мнение. Значит, «Семейное воспитание – это актуально». Переходим к обсуждению следующей позиции.

2 лист «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей! (В.Боков)

Учитель: Слово обладает огромной силой. Оно может быть осуждающим, ласковым, подбадривающим, насмешливым. Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека. Лёгкая ирония порой убивает веру в свои силы. Зато одобрение и поощрение вызывает радость и гордость. Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много времени спустя. Ваша манера общения с детьми, тон отношения между членами семьи имеет большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме.

Задание родителям: Объединитесь в пары и предложите свой вариант ответа на вопрос: «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово, как метод воспитания?» Запишите ответ на листе и затем прикрепите к доске.

Учитель: Слово материально, им нужно пользоваться обдуманно. Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, улучшать настроение. Я предлагаю вам памятку.

Памятка «О запрещённых и желательных выражениях в семье».

К числу запрещённых выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что…

Сколько раз надо повторять…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты стал таким (ленивым, неряшливым) …

Все люди …, а ты …

Что ты ко мне пристал…

К числу желательных выражений относятся:

Ты у меня самый умный…

Ты у меня самый красивый…

С тобой мне так хорошо…

Я тебе так доверяю…

Посоветуй мне…

Я бы никогда не сумела сделать это без тебя…

3 лист «Тебя как в зеркале я вижу»

«Все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляясь от своих недостатков, но, даже не признавая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях». (Л.Н. Толстой)

Учитель: Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. Подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок это наблюдает и копирует, считая нормой.

Есть семьи, где телевизор работает постоянно. Только тогда требование чтения ребёнком надо снять. Некоторых родителей раздражает мысль о том, что надо чем-то поступиться ради детей, в чём-то себе отказать.

Из приведённых примеров видно, что атмосфера семьи воспитывает.

Задание родителям: Объединившись в группы, разрешите типичные ситуации семейного воспитания.

Ситуация 1.

Пришли гости, у них маленький ребёнок. Он взял любимую модель машины из коллекции взрослеющего сына. Как следует повести себя его родителям, чтобы сын поступил правильно?

Ситуация 2.

Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно задиравшегося ко всем. Какой должна быть реакция родителей.

Ситуация 3.

Дочь собирается на день рождения к подруге и решает подарить ей дорогую косметичку. Вмешивается бабушка: «Родители надрываются, зарабатывают, а она – подарить!» Входит мама. Как спасти ситуацию?

Ситуация 4.

Ваш ребёнок просит купить собаку. Но у маленького брата аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?

Учитель: Заканчивая этот этап нашей встречи, я хочу обратить ваше внимание на слова В.Н. Бетховена: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».

Далее учитель предлагает родителям памятку.

Памятка по основам нравственных отношений в семье.

Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам.Не грубите и не сквернословьте, ваши привычки станут привычками ребёнка. Не говорите о людях неуважительно, ребёнок станет отзываться так и о вас.Поступайте с другими тактично, это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка. 4 лист «Меч наказанья не спеши на голову обрушить на младую…»

Меня сегодня наказали

За то, что я кота принёс.

Меня корили и ругали,

А кот в подъезде тихо мёрз…

А.С. Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Определить эту необходимость – задача каждого родителя.

Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказание может иметь место при условии уверенности родителей, что ребёнок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя.

Прошу поднять красные карточки тех, кто является противниками наказания, предпочитая другие методы воспитания. Зелёные карточки поднимите те, кто допускает возможность наказания. Разбившись таким образом на две команды, предлагаю обсудить предложенные ситуации.

Ситуация 1.

Ребёнок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?

Ситуация 2.

Ребёнок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживлённой улице. Призывы, запреты эффекта не дают. Что делать в этой ситуации родителям?

Ситуация 3.

Ребёнок постоянно опаздывает в школу: долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок. И так каждый день. Мать в истерике, отец в ярости избил ребёнка. Как, по вашему мнению, следует в такой ситуации поступить?

Ситуация 4.

Родителям никак не удаётся привить детям хорошие манеры за столом. Постоянные замечания не помогают, а лишь создают нервозность за столом. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Рассмотрев ситуации, мы убедились, что высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребёнка, попытаться увидеть то, что видит он, и почувствовать то, что чувствует он.

Я хочу вам предложить памятки, которые …

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

 Родительское собрание.

Тема: «Авторитет родителей. Из чего он складывается?»

Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети». Старость неотвратима, смерть неумолима, а вот третье несчастье – это, наверно, в какой-то мере и наша вина, вина родителей. Где-то недосмотрели, недопоняли, а в один прекрасный момент родитель говорит: «Был, вроде бы, нормальный, послушный ребёнок, и вдруг курит, грубит, хлопает дверью… Что произошло?» Бывало же такое у вас?

Сегодня на собрании мы как раз и поговорим о том, как вам, родителям, строить свои взаимоотношения с ребёнком так, чтобы вы были достойным и истинным примером для своих детей, чтобы к вашему, родительскому, мнению ребёнок прислушивался и когда-нибудь (на вручении премии «Лучший музыкант» или «Писатель года») ваш ребёнок сказал: «Спасибо моим родителям за то, что были для меня образцом, авторитетом…»

Тема нашего собрания «Родительский авторитет».

Сейчас я прочитаю вам слова величайшего педагога Василия Сухомлинского, а вы подумаете, о какой ошибке родителей говорит этот учитель: «Есть родители, похожие на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел посмотреть и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. И ещё смешнее было бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы…»

Скажите, в чём же ошибочно поведение родителя? /Вывести на то, что сначала родители не обращают внимания на ребёнка, а потом пытаются исправить поведение своего чада, когда исправлять уже поздно/

Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется, но все мы хотим воспитать своих детей достойными людьми, а без авторитета родителя воспитание невозможно. Смысл авторитета заключается в том, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность. Авторитет может быть организован в каждой семье. Встречаются родители, которые организуют авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались — это цель. А на самом деле, это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью, цель может только одна – правильное воспитание.

Педагог Макаренко выделил несколько сортов «ложного» авторитета. Я назову вам их названия, а вы постарайтесь вспомнить ситуации, когда такой авторитет может довлеть в семье над ребёнком. (На доску прикрепляется название авторитета, заранее распечатанное).

1. Авторитет подавления. Это самый страшный вид авторитета. Больше всего этим авторитетом пользуются отцы.

/Родители приводят пример ситуации/

Например: Если отец дома всегда сердит, при всяком удобном случае хватается за ремень, каждую вину ребёнка отмечает наказанием – это авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью. Он запугивает детей, делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, только приучает детей подальше держаться от старшего папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в тоже время воспитывает жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей жизни мстящие за подавленное детство.

2. Авторитет расстояния.

/Родители приводят примеры ситуаций/

Например: Есть такие родители, которые убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступать в виде начальства. Такой авторитет не приносит никакой пользы. Дети вырастают необщительными, им тяжело входить в контакт со сверстниками.

3. Авторитет чванства. (Чванство – тщеславная гордость) Это особый вид авторитета расстояния, более вредный.

/Родители приводят примеры/

Например:  Некоторые родители считают, что они самые важные и показываю это на каждом шагу. Поражённые, таким видом родителей, начинают чванится и дети. Такие дети плохо уживаются в коллективе, так как достойных им, по их мнению, нет.

4. Авторитет педантизма. (Педантизм – излишний формализм)

Например: В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают как бюрократы. Они уверены, в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с терпением, что слово их — это святыня. Расположение дают холодным тоном, и оно становится законом.

5. Авторитет резонёрства. (Резонёр – человек, любящий нравоучения)

Например: Родители заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назиданиями. Родители уверены, что в поучениях заключаются главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбки. Со временем дети отдалятся от родителей, и в такой семье не может быть взаимопонимания между детьми и родителями.

6. Авторитет любви. Самый распространённый вид авторитета.

Например: Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Такая семья настолько погружена в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Здесь вырастает семейный эгоизм. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает не искренних и лживых эгоистов. Часто первыми жертвами становятся сами родители.

7. Авторитет доброты.

Например: Родители выступают в роли доброго ангела. Они всё разрешают, они не скупые, они замечательные родите. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями. Это самый неумный вид авторитета.

8. Авторитет подкупа.

Например: Многие родители связывают понятие” счастливое детство” с неограниченным предоставлением ребёнку материальных удовольствий. Но они упускают из виду, что воспитание на безотказности формирует потребителя, эгоиста, что потребительское счастье не радует, оно не готовит к жизни, не выработана дисциплина желаний, рано или поздно вступает в противоречие с общественными требованиями.

Вывод: Авторитет необходим в семье. Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание. — Строгость в воспитании предполагает сочетание высокой родительской требовательности с уважением к ребёнку как к развивающейся личности.

Причину появления у ребёнка своеволия, непослушания В.А Сухомлинский видел “… в неумении родителей пользоваться родительской властью; в том, что принуждение осознаётся и переживается ребёнком как злая сила, подавляющая его волю. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого ребёнка, и с тончайшим своим инструментом – родительской властью – надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё не твёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка. Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Помните, что Ваш сын, Ваша дочь – такой же человек, как и вы”.

Давайте сейчас мы составим памятку (Приложение 2) о том, каким должен быть ваш авторитет, чтобы ребёнок вырос, прежде всего, счастливым. Напишите своё мнение. И вы заберёте эту памятку домой. 

Рекомендуем почитать:

СПП, типы придаточных
Занимательная география
5-6 класс Русский язык Тексты для первых уроков учебного года
Риторика
Тренинги для родителей, которые помогут наладить мир в семье

Поделись с друзьями:

hello_html_67c5f50.gifhello_html_m5951b446.gifhello_html_m5951b446.gifhello_html_77fe4281.gifhello_html_m45a14ee9.gifhello_html_3dc1aa08.gifhello_html_73a61cb5.gifhello_html_m3d14a918.gifhello_html_3dc1aa08.gifhello_html_m60ca0104.gifРодительское собрание

Тема: «Учи показом , а не рассказом . Роль родительского авторитета в воспитании.»

Цель: формирование педагогически обоснованного стиля воспитания ребёнка.

Задачи:

  1. Самооценка принятых в семейной практике методов воспитания.

  2. Выявление противоречий в использовании методов семейного воспитания.

  3. Формирование опыта разумных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Форма проведения: ситуационная игра.

Подготовительный этап:

  • составление плана проведения ситуативной игры;

  • подготовка памяток для родителей;

  • цитаты на доску: «Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д.Локк), «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье»

(Л.В. Бетховен);

  • оформление выставки рисунков учащихся на тему: «Моя семья».

teacher-at-the-blackboard-v

Ход собрания:

Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о методах семейного воспитания. В точном переводе слово «метод» означает «способ», в данном случае приём воздействия на растущую личность. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема. Как привить ребёнку интерес к чтению? Как помочь школьнику стать внимательным? Как научить беречь своё здоровье? Как преодолеть агрессивность? Сегодня мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и общее развитие ребёнка.

Перед вами отрывной календарь, отражающий вопросы, которые мы будем рассматривать.

1 лист «Семейное воспитание – это актуально»

Посиди со мной рядом

Полчаса иль минутку,

Я тебя целый день

С нетерпением ждал.

Подари мне свой взгляд,

Слово, добрую шутку,

Ах, прости, виноват…

Я опять опоздал.

Чтобы выявить стиль воспитания, принятый в вашей семье, я предлагаю поиграть в настольную игру.

Настольная игра «Посмотри на себя»

Эта игра создана немецким психологом Гюнтером Хорном. Она была придумана для детей с той целью, чтобы они обратили внимание на своё поведение. Частично пришлось адаптировать игру для наших целей. В ненавязчивой форме она способствует осмыслению собственных действий. В ходе игры вы, уважаемые родители, примеряете на себя различные утверждения. Эти утверждения, записанные на карточках, лежат в центре стола. Участники игры по очереди берут по одной карточке и зачитывают вслух (примеры карточек см. в приложении). Если участник игры считает, что прочитанная карточка ему подходит, он сохраняет карточку у себя. Если он считает, что содержание карты не подходит, она кладётся в «корзину для мусора». Карта может быть передана другому игроку. При передаче карты должно прозвучать обоснование. Игра позволяет посмотреть на себя «со стороны».

Учитель: Опираясь на ваши ответы, я представила графическую схему, показывающую основные методы воспитания, которые вы используете в семье.

Методы воспитания

Слово, убеждение

Одобрение

Осуждение, наказание

Пример взрослых

Создание воспитывающих ситуаций

Настольная игра не оставила вас равнодушными к рассматриваемой теме. Вы были активны, не боялись высказывать своё мнение. Значит, «Семейное воспитание – это актуально». Переходим к обсуждению следующей позиции.

2 лист «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить»

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру:

Продляйте добрым словом

Жизнь людей! (В.Боков)

Учитель: Слово обладает огромной силой. Оно может быть осуждающим, ласковым, подбадривающим, насмешливым. Грубый окрик пугает и озлобляет маленького человека. Лёгкая ирония порой убивает веру в свои силы. Зато одобрение и поощрение вызывает радость и гордость. Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много времени спустя. Ваша манера общения с детьми, тон отношения между членами семьи имеет большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме.

Задание родителям: Объединитесь в пары и предложите свой вариант ответа на вопрос: «В чём мы иногда ошибаемся, используя слово, как метод воспитания?» Запишите ответ на листе и затем прикрепите к доске.

Наши

ошибки

Окрики, раздражённый тон

Унижение достоинства

Монолог, а не диалог

Вымогание обещаний

Назидания в присутствии товарищей

Учитель: Слово материально, им нужно пользоваться обдуманно. Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, улучшать настроение. Я предлагаю вам памятку.

Памятка «О запрещённых и желательных выражениях в семье».

К числу запрещённых выражений в семье можно отнести следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что…

Сколько раз надо повторять…

Неужели тебе трудно запомнить, что…

Ты стал таким (ленивым, неряшливым) …

Все люди …, а ты …

Что ты ко мне пристал…

К числу желательных выражений относятся:

Ты у меня самый умный…

Ты у меня самый красивый…

С тобой мне так хорошо…

Я тебе так доверяю…

Посоветуй мне…

Я бы никогда не сумела сделать это без тебя…

3 лист «Тебя как в зеркале я вижу»

«Все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляясь от своих недостатков, но, даже не признавая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях». (Л.Н. Толстой)

Учитель: Ребёнок «фотографирует» всё, что происходит в семье. Значит, если вы хотите, чтобы ребёнок учился любить людей, их должны полюбить, прежде всего, вы. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте их положительные качества, чаще хвалите окружающих.

Вам не нравится, что ребёнок может что-то пообещать, а не сделать. Подумайте, всегда ли вы исполняете свои обещания по отношению к нему или близким? Ребёнок это наблюдает и копирует, считая нормой.

Есть семьи, где телевизор работает постоянно. Только тогда требование чтения ребёнком надо снять. Некоторых родителей раздражает мысль о том, что надо чем-то поступиться ради детей, в чём-то себе отказать.

Из приведённых примеров видно, что атмосфера семьи воспитывает.

Задание родителям: Объединившись в группы, разрешите типичные ситуации семейного воспитания.

Ситуация 1.

Пришли гости, у них маленький ребёнок. Он взял любимую модель машины из коллекции взрослеющего сына. Как следует повести себя его родителям, чтобы сын поступил правильно?

Ситуация 2.

Сын, придя из школы, рассказывает о том, как несколько мальчишек из его класса поколотили одноклассника, постоянно задиравшегося ко всем. Какой должна быть реакция родителей.

Ситуация 3.

Дочь собирается на день рождения к подруге и решает подарить ей дорогую косметичку. Вмешивается бабушка: «Родители надрываются, зарабатывают, а она – подарить!» Входит мама. Как спасти ситуацию?

Ситуация 4.

Ваш ребёнок просит купить собаку. Но у маленького брата аллергия на шерсть животных. Отчаянию старшего нет предела. Как поступить?

Учитель: Заканчивая этот этап нашей встречи, я хочу обратить ваше внимание на слова В.Н. Бетховена: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».

Далее учитель предлагает родителям памятку.

Памятка по основам нравственных отношений в семье.

  1. Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает – подражая, он очень скоро вернёт их вам.

  2. Не грубите и не сквернословьте, ваши привычки станут привычками ребёнка.

  3. Не говорите о людях неуважительно, ребёнок станет отзываться так и о вас.

  4. Поступайте с другими тактично, это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.

  5. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.

4 лист «Меч наказанья не спеши на голову обрушить на младую…»

Меня сегодня наказали

За то, что я кота принёс.

Меня корили и ругали,

А кот в подъезде тихо мёрз…

А.С. Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Определить эту необходимость – задача каждого родителя.

Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказание может иметь место при условии уверенности родителей, что ребёнок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя.

Прошу поднять красные карточки тех, кто является противниками наказания, предпочитая другие методы воспитания. Зелёные карточки поднимите те, кто допускает возможность наказания. Разбившись таким образом на две команды, предлагаю обсудить предложенные ситуации.

Ситуация 1.

Ребёнок постоянно грубит и не слушается. Как с этим бороться?

Ситуация 2.

Ребёнок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживлённой улице. Призывы, запреты эффекта не дают. Что делать в этой ситуации родителям?

Ситуация 3.

Ребёнок постоянно опаздывает в школу: долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок. И так каждый день. Мать в истерике, отец в ярости избил ребёнка. Как, по вашему мнению, следует в такой ситуации поступить?

Ситуация 4.

Родителям никак не удаётся привить детям хорошие манеры за столом. Постоянные замечания не помогают, а лишь создают нервозность за столом. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Рассмотрев ситуации, мы убедились, что высшее достоинство родителей состоит в умении взглянуть на мир глазами ребёнка, попытаться увидеть то, что видит он, и почувствовать то, что чувствует он.

Я хочу вам предложить памятки, которые помогут принять правильное решение по поводу наказания ребёнка.

Памятка «Родителям о наказании».

  1. Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.

  2. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

  3. Насилие порождает ответное насилие.

Памятка «Чем заменить наказание».

  1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у родителей.

  2. Объяснением. Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

  3. Отвлечением. Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.

  4. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока поступок повторится.

  5. Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

5 лист «Упражнения в нравственных поступках»

«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым»

(К.Д. Ушинский).

Часто в жизни мы куда-то торопимся, бежим. Одни бегут к цели, преодолевая препятствия. Это человек – бегун. Такие люди, как правило, находят своё счастье. Другие бегут от неудач и проблем. Это – беглецы. В их жизни часто бывает горе.

Игра «Наши прогнозы».

В игре принимают участие 4 родителя. 1 игрок вынимает карточку, на которой изложена семейная ситуация. 2,3,4 игроки – астрологи. Они будут делать прогнозы. 2 игрок говорит, какие действия он предпримет сейчас (в данный момент). 3 игрок – как изменится ситуация через неделю. 4 игрок – делает прогнозы на несколько лет вперёд. Затем игроки меняются местами и делают прогнозы, опираясь на новую предложенную ситуацию.

Ситуация 1.

Вы узнали, что ваш ребёнок стал курить.

Ситуация 2.

Ваш ребёнок, придя из школы, заявил: «Я не хочу учиться!»

Ситуация 3.

Ваш ребёнок употребляет в школе нецензурные выражения.

Учитель: Мы завершаем наш разговор о методах воспитания. Я благодарю вас за активное участие и прошу продолжить фразы:

Воспитание ребёнка правильное, если…

Если бы я начал воспитание моего ребёнка заново, то я бы никогда…

Самое главное в воспитании ребёнка – это…

В заключение хочу пожелать, дорогие мамы и папы, чтобы в деле воспитания вам всегда сопутствовал успех. Давайте вместе наблюдать и анализировать поведение детей, поддерживать в них зарождающиеся ростки добра, отзывчивости, дисциплины. И делать всё – и в школе, и дома, чтобы ранние, не осознанные ещё ребёнком эгоизм, грубость, капризность не стали чертами характера. Впереди у наших детей – целая жизнь. От нас с вами зависит, какой она будет у наших воспитанников.

Приложение.

Карточки для настольной игры «Посмотри на себя»

1. Я обращаюсь к учителю за советом в проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием ребёнка.

2. Ребёнка следует держать всегда при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

3. Я ограждаю ребёнка от негативных сторон реальной жизни.

4. Мать – главное лицо в доме.

5. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

6. Воспитание ребёнка – труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.

7. Любовью родителей ребёнка не испортить.

8. Главное, чем должен заниматься ребёнок, — это учёба. Всё остальное в доме в состоянии сделать родители.

9. Я каждый день просматриваю тетради у своего ребёнка.

10. Я ругаю своего ребёнка за плохую отметку.

11. Мы не расстраиваемся из-за плохих отметок, так как у нас есть время всё исправить.

12. Я никогда не выражаю вслух сомнения по поводу объективности выставленной оценки.

13. Я поддерживаю ребёнка в его победах.

14. Я поощряю игры своего ребёнка с младшими по возрасту детьми.

15. Я стимулирую общение своего ребёнка с другими детьми, разрешаю ему приглашать друзей в дом.

16. Я не сравниваю качества характера своего ребёнка с качествами других детей.

17. Я часто говорю с ребёнком по душам, даю ему возможность выговориться, поделиться наболевшим.

18. В нашем доме самый главный наш ребёнок.

19. Не могу себе даже представить, что мой ребёнок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.

20. Если мой ребёнок провинился, я накажу его.

21. Я считаю: прежде всего у ребёнка должны быть обязанности, а потом права.

22. Наш ребёнок знает, что он должен оправдать наши надежды.

23. Если мой ребёнок жалуется на здоровье, я полностью лишаюсь покоя.

24. Мой ребёнок знает, что он самый лучший.

25. Мой ребёнок во всём полагается только на мой вкус.

26. Пусть воспитывают моего ребёнка учителя.

27. Я привыкла, чтобы мой ребёнок мне беспрекословно подчинялся.

28. Мой ребёнок не имеет никаких забот, зная что обо всём я позабочусь сама.

29. Мой ребёнок полностью свободен: хочет – делает уроки, хочет – нет.

30. Я полностью доверяю своему ребёнку.

31. Даже если мой ребёнок не родился вундеркиндом, я всё сделаю, чтобы он им был.

32. Я стараюсь не перегружать ребёнка и оберегать его от переутомления и стресса.

33. Если я мало уделяю времени своему ребёнку, то стараюсь компенсировать это подарком.

34. Только моё настроение определяет, как я буду сегодня воспитывать своего ребёнка.

35. Если кто-то пожалуется на моего ребёнка, то я не приму это к сведению. Мой ребёнок не виноват.

36. Если ребёнок испытывает затруднения в учёбе, я обязательно найду время, чтобы помочь ему.

37. Лучший подарок для ребёнка – это книга.

38. Я болезненно воспринимаю замечания учителя в адрес моего ребёнка.

39. Если я не согласна с отметками ребёнка, то иду в школу и разбираюсь в ситуации.

40. В присутствии ребёнка я никогда не говорю плохо об учителе и школе.

41. Я никогда не обвиняю других взрослых детей в проблемах собственного ребёнка.

42. Я регулярно проверяю дневник своего ребёнка.

43. В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребёнка.

44. Я всегда проверяю устные задания ребёнка (правило, стихотворение, пересказ).

45. Нежное, ласковое отношение к ребёнку очень важно.

46. В нашей семье есть семейные традиции.

47. Я согласна с утверждением: «Учи показом, а не рассказом».

48. Только страх – страх наказания – узда для моего ребёнка.

49. Я делаю замечания ребёнку с глазу на глаз, а не в присутствии посторонних.

50. Я говорю с ребёнком обо всём без боязни.

51. Я с удовольствием помогаю школе, когда меня попросят.

52. Я никогда не ругаю ребёнка. Я принимаю его таким, какой он есть.

53. Я могу попросить прощения у ребёнка, если чувствую, что виновата.

54. В споре я часто повышаю голос.

55. Я посвящаю ребёнка в финансовые проблемы семьи.

56. Мой ребёнок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.

  • Учимся писать сочинение рассуждение
  • Учимся пересказывать короткие рассказы карточки для тренировки памяти и развития речи детей
  • Ученици или ученицы как пишется
  • Ученичек или ученичок как пишется
  • Ученица по английскому как пишется