Ученики часто рассеяны как пишется

Грамотность схожа с этикетом, но только на бумаге. есть правила и исключения, и нужно их учитывать. но далеко не каждый

Грамотность схожа с этикетом, но только на бумаге. Есть правила и исключения, и нужно их учитывать. Но далеко не каждый ими пользуется. Вот и возникает целый ряд проблем в написании. “Рассеянный” как пишется: сколько должно быть “с” и “н”? какую гласную писать: “е” или “я”? Мы найдем ответы, заручившись правилами русского языка.

Какое правило применяется

Вспомним правила, регулирующие написание одной и двух “н” в словах, в конкретном случае в прилагательных, наречиях и причастиях.

Первое звучит так: одна “н” пишется в суффиксах кратких причастий. Семена засеяны (от глагола “засеять”). Следует отметить, что слово “рассеяно” с одной “н” встречается не часто в письменной речи, в основном с удвоением.

Правило №2. Две буквы “н” пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени. Дети на уроках рассеянны (от “рассеянный”). В этом случае полное прилагательное имеет удвоенную “н”, значит, краткое прилагательное будет иметь такое же количество.

Если мы имеем дело с наречием, то здесь применяется третье правило, которое гласит: в наречиях на “о”, “е” пишется столько же “н”, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы. Держался мужественно (от “мужественный”), говорил интересно (“интересный”).

Тут перед нами может возникнуть другой вопрос: как отличить краткое причастие от наречия или отглагольное прилагательное от причастия? Это несложно.

К наречию мы задаем вопрос от глагола или слова, обозначающего признак (другого наречия, прилагательного), а к причастию – от существительного или заменяющего существительное слова (местоимения, прилагательного в значении существительного). Для лучшей наглядности: выглядеть (глагол) – как? – рассеянно (наречие, образованное от “рассеянный”). Или: одуванчики (существительное) – каковы? – рассеяны (краткое причастие).

Получается так: рассеянное семя, но семя рассеяно.

Как отличить прилагательное от причастия? Причастие образуется от глагола и его можно заменить придаточным определительным. Рассеянные (от глагола “рассеять”) ветром тучи – тучи, которые рассеял ветер. А в случае с отглагольным прилагательным можно заменить синонимом. Рассеянный (какой?) человек – невнимательный.

Вопрос следующий: сколько должно быть согласных “с”? Перед нами слово с приставкой “рас”, т.к. как в русском языке не существует префикса “ра”, а тем более “раз”. Поэтому, на стыке морфем пишем двойную “с”.

Есть еще трудный случай – гласная перед “н”. Сложность возникает по причине безударной гласной и проверить в начальной форме невозможно. Поэтому учим четвертое правило, определяющее написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом “ть” инфинитива. Буква “я” пишется после “а”, “е”, “у”: сеять, лаять, таять, каяться, надеяться, затеять, чуять. Но есть и исключения: драить и клеить.

Еще одно правило, чтобы понять как пишется “рассеивать”. У гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шего вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс “иваыва”.

Морфологические и синтаксические свойства

Рассеянный – прилагательное, начальная форма, качественное, неодушевленное, одушевленное, сравнительная степень.

Рассеянность – существительное, начальная форма, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное.

Рассеяны – краткое причастие, множественное число, совершенный вид, прошедшее время, страдательный залог.

Синтаксическая роль: в зависимости от контекста может выступать в качестве разных членов предложения.

Разбор по составу

Сначала подбираем однокоренные слова, чтобы выделить корень: сеять, сею, рассеять.

Рассеянный: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, окончание – “ый”.

Рассеянность: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, “ость”, окончания нет.

Рассеянно: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, “о”, окончания нет.

Рассеяно: приставка – “рас”, корень- “се”, суффикс – “ян”,окончание – “о”.

Рассеивать: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “ива”, “ть”, окончания нет.

Значение

В предложении может иметь разное значение. Разбросанный, распыленный где-то. Не умеющий сосредоточиться, переставший им быть, ослабленный, невнимательный, увлеченный чем-то другим.

Синонимы

Подбираем схожие по смыслу слова по общему контексту: забывчивость, невнимание, несобранность, ротозейство, вполслуха, диффузно, ослабление, посев, развевание, разгон, раздробление, раздувание, разнесение, раскидать, распылить, рассев, рассыпание, светорассеивание, сеяние, уничтожение, устранение.

Тучи рассеяны ветром. В кратких причастиях пиши Н. Тучи рассеяны ветром Облака рассеяны

Девочка хорошо воспитана родителями. Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Грозова я туча была рассеяна ветром, и снова сверкало солнце. Девочка послушна и воспитана. Эта ученица дисциплинированна и организованна. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

Задание: выписать причастия с –Н- и –НН- Маклай раздвинул ветки и осмотрелся. Узка я тропинка привела его к широкой песчаной площадке со стоящими на ней хижинами. Их крыши были сделаны из пальмовых листьев, окна закрыты. Свет проникал в жилище только через единственную дверь, сделанную в центре. Миклухо-Маклай заглянул в одну хижину, с трудом рассмотрел в непроглядной темноте каменный очаг, помост, выложенный из бамбука, перья были связаны, ракушки разбросаны. В сочно-зеленой листве деревьев, окружавших поляну, мирно пели песни пташки. Маклай, присматривающийся к незнакомым растениям, замер. Он оказался привлечен шорохом позади. Он быстро оглянулся, увидел темнолицего человека, в нерешительности замерзшего на месте. Он был освещеннн яркими лучами солнца.

Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по кра ям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт глубокой эмалью, в центре него изображены Кремлевска я стена и Спасска я башня. Изображения на ордене сделаны из золота, под ними помещена надпись, выполненна я белой эмалью. Круг с изображением окаймлен лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано эмалевыми буквами: «Победа». За время Великой Отечественной войны этим орденом было награжденно 19 человек. Орден «Победа» за номером 1 был вручен Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову.

Разделите слова на 2 столбика (прилагательные и причастия). Вставьте – Н- или –НН- Торжестве..ый, пусты..ы, лу..ый, кожа..ый, серебря..ый, государстве..й, песча..ый, глина..ый, олова..ый, подали..ый, дли..а, баше..ый, освещенн..ый, освещенн..ы, исполни..ый, законче..ый, увиде..ый, приложи..ый, затея..ый, награжден..ы, брошь..а, реше..а я, реше..а, боброва..а я.

Диктант «Проверяю себя». Орден Нахимова. Шел 1944 год. На счету советских моряков, совершавших ежедневные подвиги, было много боевых заслуг в борьбе с фашистами. Решено было создать ордена, отмечающие подвиги моряков. Одним из них стал орден Нахимова. Он представляет собой пятиконечную рубиновую звезду, окантованную металлом, с лучами, переходящими в лапы якорей. В середине звезды на золотом круге, покрытом голубой эмалью, помещено изображение адмирала Нахимова. Вдоль верхнего кра я круга сделана надпись: «Адмирал Нахимов». Под изображением Нахимова помещены две лавровые ветви. Между концами рубиновой звезды изображены звенья якорной цепи, из-под которых выступают пучки расходящихся лучей. Задание: морфологический разбор причастия любого.

Водит, ходит; погибает; услышишь; кормит; не строится, не молвится; не вы- кинешь, не выведешь; бранится, пристанет, станет; сеет, веет, кружит, мутит, рвет; заметит, не видит. Упражнение 2. 1. Вышлите. 2.Вышлете. 3. Выйдите. 4. Выйдете. 5. Привыкнете. 6. Вытрите. 7. Выдержите. 8. Выдержите. 9. Выпишете. 10. Стукните. Мягкий знак в глагольных формах Упражнение 1. I.Поберечься, проектируешь, ешьте, увлечься, спрячь, борешь- ся, каешься, пренебречь, строишься, режьте, лягте, стричься, держишь- ся, поешьте, спишь, мыться, бороться, улыбается, помочь, исправьте, намажься. II.1.Метаться, оторваться. 2.Оглянуться. 3. Передвинешься, спря- чется, раздвинется. 4. Не докличется, увеличится. 5.Шепчутся, смеются. 6.Трудишься. 7. Сравниться. Упражнение 2. Вернуться, задержатся, не вернутся; клубиться; появляется, броса- ется, зарывается; бояться; боится. Правописание суффиксов глаголов Упражнение 1. Заведую, затмеваю, разглядываю, танцую, проповедую, застре- ваю, намереваюсь, досадую, разбиваю, корчую, раскаиваюсь, согреваю, обуреваю, узнаю, бушую, исповедую, одолеваю, требую, допытываюсь, экзаменую, увещеваю. Упражнение 2. 1. Остолбенел. 2. Обессилел. 3. Оттаивал. 4. Затушевывал. 5. Одо- левал. 6. Заведовал. Суффиксы причастий настоящего времени Упражнение 1. Лечащий, гонящий, склоняемое, строящийся, борющийся, прове- ряемая, слышимый, значащий, колышущиеся, видимый, стелющий, рею- 71 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com щее, чистящий, стоящий, полющий, ненавидящий, колющий, терпящий, ожи- даемая, роющий. Правописание наречий Гласные буквы на конце наречий Упражнение 1. 1.Горячо, задолго, исчерна, заново, влево, неуклюже, ободряю- ще, снова, досуха, насухо, немного, запросто, иссиня, путано. 2.Горячо, снова, заново, испытывающе, искренне, замертво, тягу- че, засветло, похоже, дочиста, издавна, чисто-начисто, наскоро. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий Упражнение 2. 1. По-походному, затемно, в открытую, в шутку, недалеко, с раз- маху, по-флотски, в придачу, во-вторых, вручную, на дом, по-зимнему, по-свойски, наскоро, в одиночку, попросту, по-простому, на редкость, вкратце, по-охотничьи, смолоду, за границу, по-мужски, в обхват. 2. Кое-как, чуть-чуть, по-товарищески, в-третьих, по-волчьи, где- то, где- нибудь, когда-нибудь, бок о бок, кое-когда, по-своему, волей-не- волей, еле-еле, в-десятых, по-зимнему, куда-то, куда-либо, мало-помалу, по-дружески, куда- нибудь, по-лисьи, откуда-то, видимо-невидимо, кое- где, давным-давно, в- седьмых, по-прежнему, откуда-нибудь, где-либо. 3. Волей-неволей, кое-где, потому, чуть-чуть, в-восьмых, куда- либо, кое- куда, поодиночке, где-либо, откуда-нибудь, мало-помалу, по- зимнему, побыстрее, кое-как, кое-откуда, где-нибудь, точь-в-точь, в-тре- тьих, по-моему, бок о бок, поменьше, поэтому, откуда-то, видимо-неви- димо, в-седьмых, куда- нибудь. 4. По двое, на днях, остановиться внизу, в низу дома, поодиночке, на прокат, на дом, в дали степной, видно вдали, по трое, свалиться набок, на бок лошади, вприглядку, вприкуску, за границу, за границу леса, на глазок. Дефисное написание наречий Упражнение 3. 1. Вручную, по-зимнему, поодиночке, по-товарищески, на днях, напрокат, по-своему, за границу, во-первых, напоказ, по совести, по-по- ходному, врассыпную, в шутку. 72 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 2. Бок о бок, кое-что, кое-где, во-вторых, кое-как, кое-куда, куда-либо, кое с кого, давным-давно, в-пятых, кое-где, кое с чем, по зимнему лесу, волей- неволей, кое-кто, куда-то, видимо-невидимо, мало-помалу, в-одиннадцатых, куда-нибудь. Раздельное написание наречий Упражнение 4. На совесть, глядеть сверху, выучить на память, идти навстречу, перескочить с разбегу, выставить напоказ, одеть наизнанку, сказать в насмешку, стоять насмерть, побывать за границей, сказать вначале, встать на цыпочки, налить доверху. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи Упражнение 1. Медленно, откровенно, пристойно, невиданно, радостно, повзвод- но, искренне, изолированно, поздно, нежданно, увлеченно, ежедневно, недавно, самокритично, бесследно, двусмысленно. Упражнение 2. Смотрел рассеянно, облака рассеяны, девочка рассеянна; радость неожиданна, получил неожиданно, появление неожиданно; группа убеж- дена, рассказывал убежденно; козочка испугана, говорил испуганно, стадо испуганно; стоит изолированно, стадо изолировано, больная изо- лирована; выступление оправдано, рисковать оправданно, подсудимая оправдана; женщина раздражена, говорил раздраженно; рассказывал неуверенно; относиться болезненно. Упражнение 3. 1. Занесенная совсем с крышей глубоким снегом печально чернеет промысловая избушка. 2. Из отверстия, проделанного в крыше, вырыва- ются легкие клубы дыма и, подхватываемые ветром, быстро исчезают. 3. Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко не- сутся над морем. 4. Вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на от- мелях льда. 5. Сдержанная угроза угрюмо слышится в этом ровном глу- хом шуме. 6. Там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мертвым простором потянулась безжизненная тундра. 7. Рыбак застыл в напряжённом ожидании. 73 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Правописание предлогов Упражнение 1. 1.Из-под, под ноги. 2.Перед вечером, из-за. 3.В течение. 4.В тече- нии Днепра. 5.В продолжение. 6.Вследствие. 7.В следствии. 8.Ввиду. 9.Иметь в виду. 10.Несмотря на. 11.Не смотря. 12.Насчет. 13.Вроде. 14.В связи с. Правописание союзов Упражнение 1. 1.Что бы, чтоб. 2. За то, чтобы. 3. Зато. 4. Не за то, а за то. 5. Так же. 6. А также. 7. Тоже. 8. В то же время. 9. Как будто. 10. Оттого. 11. От того. 12. По этому и по тому. 13. Итак. 14. И так. 15. То есть. 16. Не то. 17. Во что бы то ни стало. Правописание частиц Упражнение 1. Раздельно: 1, 2, 3, 7. Слитно: 5. Через дефис: 4, 6. Различение НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание Упражнение 1. I.1. Не нарушаемая ни …, ни… . 2. Ни солнца, ни …, ни…. 3. Сколь- ко бы ни пришлось, не перестанешь. 4. Как ни трудно, не сдавай … . 5. Ни жили, ни придерживались. II.1. Ни …, ни … . 2. Не с чем. 3. Не истомленную, не праздную, не обеззвученную. Упражнение 2. Комар носу не подточит; ни свет, ни заря; ни рыба, ни мясо; не спускать глаз; палец в рот не клади; не лыком шит; не все коту маслени- ца; ни пуха ни пера; ни то ни се; не с руки. Упражнение 3. 1.Не говорят, неслужебное, никогда, не прочтете, не две, не поло- жено. 74 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 2.Ни, ни, не видно, не найти, никакой. Правописание НЕ с различными частями речи Упражнение 1. 1. Непогодой. 2. Непроходимые. 3. Несколько, незваные. 4. Не- правильными. 5. Не похожий. 6. Недолог. 7. Неясными. 8. Необозримая. 9. Неуклюжие, неподвижно. 10. Неуклюже. 11. Непроницаемая. Упражнение 2. 1. Нельзя, не богат. 2. В недоимках недобор. 3. Ни к чему не пове- ло. 4. Неопрятен, неловок. 5. Не вдруг, не торопясь. 6. Неистребима. 7. Не умел, ни встать, ни лечь, ни быть, не умел. 8. Не хватало, нездорови- лось, неловко, не примется, не дай бог. 75 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ПУНКТУАЦИЯ 1. Назначение знаков препинания А.П. Чехов в письме Н.А.Хлопову от 13 февраля 1888 г. назвал знаки препинания «нотами при чтении». Письменный текст без знаков препинания не только труден для вос- приятия, из-за нерасчлененности, но иногда бывает непонятен или дву- смыслен. Пунктуация несет большую службу в языке: она «осмыслива- ет» письменный текст, доносит его для читающего именно с тем содержа- нием, которое было задумано пишущим, и только благодаря пунктуации пишущий и читающий достигают единства в восприятии содержательной стороны текста. Текст, лишенный пунктуации, не может быть воспринят всеми оди- наково. Доля индивидуального восприятия и осмысления будет тем боль- шей, чем меньше в тексте указаний на определенные смыслы, каких-либо четких обозначений их. Поэтому так трудно понимать древние тексты, написанные без знаков препинания. К.Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает, как однаж- ды знакомый писатель принес в редакцию рассказ. Этот рассказ был ин- тересен по теме, но совершенно неудобочитаем… «На следующее утро, — вспоминает К.Паустовский, — я прочел рас- сказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом… не было выброшено или прибавлено ни одного слова. — Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали? — Да просто расставил правильно все знаки препинания… Особен- но тщательно я расставил точки и абзацы. Это великая вещь» …- отве- тил корректор. И далее К.Паустовский так определяет роль знаков препинания: «Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». «Ноты при чтении», «держат текст…» — так определяют роль знаков препинания мастера художественного слова, и это полностью соответствует действительности. Таким образом, знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли, а читающему — адекватно воспринять их. 76 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com II. Принципы русской пунктуации Современная русская пунктуация характеризуется принци- пами: грамматическим, смысловым, интонационным. 1. «Грамматический» принцип. В этом случае говорят о «граммати- ческих» знаках препинания. Это такие знаки, которые обусловлены прежде всего строением предложения, его синтаксисом, структурой. Они строго обя- зательны и не могут быть авторскими: знаки препинания на границе частей сложного предложения, выделение обособленного определения, выражен- ного причастным оборотом, который стоит после определяемого слова и др. Например: Пришла осень, и птицы улетели (запятая стоит между частями сложносочиненного предложения); Между тучами и морем гор- до реет Буревестник, черной молнии подобный. (Горький) (запятая выде- ляет обособленное определение, стоящее после определяемого слова). В любом тексте можно найти такие обязательные, структурно обус- ловленные знаки. Грамматический принцип способствует выработке твердых обще- употребительных правил расстановки знаков препинания. Это тот необ- ходимый минимум, без которого немыслимо общение между пишущим и читающим. 2. «Смысловые» знаки препинания. Грамматическое членение тек- ста задается его смыслом. Там, где грамматические отрезки речи совпа- дают со смысловым членением речи, «грамматические» знаки совпадают со «смысловыми». Но в некоторых случаях смысловое членение стано- вится главенствующим и подчиняет себе структуру. Так, в предложении Избушка крыта соломой, с трубой запятая обусловлена тем, что при ее отбрасывании получается, что труба не у избушки, а у соломы. Запятая в данном случае обозначает однородность сочетаний крыта соломой и с трубой. В предложениях Она говорила долго только о нем и Она говорила долго, только о нем совершенно разный смысл (первое предложение — о других говорила, но мало; второе предложение — о других вообще не говорила), и достигается это только постановкой запятой. Вот еще пример того, как запятая влияет на смысл предложения: Народу в тот день было полным-полно. Толкались в лесочке, по берегу… обсели все скамейки: кто в спортивных костюмах, кто в пижамах, с детьми, собачками, гитарами (Трифонов). Во-первых, благодаря запя- той лесочек оказался не на берегу; во-вторых, запятая позволила избежать «пижам с детьми и собачками». 77 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 3. Интонационные знаки препинания. Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: ТОЧКА на месте большого понижения голоса и дли- тельной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире и др. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т.е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак — восклицательный. Важно отметить, что разный смысл, переданный с помощью разного интонационного оформления, обязательно отражается на структуре предложения, т.е. меняет синтаксическую роль некоторых членов предложения. Интонационный принцип является не основным, а дополни- тельным средством. Так, в примерах: Ходить – долго не мог; Ходить долго – не мог тире отмечает паузу, однако место паузы предопределено структу- рой предложения, от того, к чему относится наречие долго. III. Из истории знаков препинания в русском языке Термин ПУНКТУАЦИЯ (лат punktum — точка) многозначен. Он обозначает и раздел науки о языке, и совокупность правил об употребле- нии знаков препинания, и систему самих знаков препинания (их графичес- ких изображений). Русская пунктуация как система знаков сложилась в основном к ХVIII в. В древнерусских памятниках знаки препинания были следующие: точка, три точки, расположенные треугольником (∆); четыре точки, рас- положенные ромбиком (). Они в этот период еще не имели смысловой функции и обозначали лишь членение текста, вызванное потребностью пишущего остановиться для отдыха («отдохновения»). Развитие пунктуации обычно связывают с изобретением книгопе- чатания. Пунктуацию «изобрели» именно типографские работники. Их задача состояла в такой подаче текста, чтобы читатель легко восприни- мал написанное. И лишь много позже на расстановку знаков препинания стали оказывать влияние писатели. Пунктуация возникла как система условных обозначений на пись- ме тех качеств речи, которые не могут быть выражены только словами и их расположением относительно друг друга. М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» сформулировал са- мые общие правила расстановки знаков: запятой, точки, двух точек, точки с запятой, вопросительного знака, удивительного (восклицатель- ного), единительного (знака переноса) и вместительного (скобок). Перечень знаков далее пополняется, появляются: вносной (кавыч- 78 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ки), примечательный (указатель сноски), статейный (параграф), молчанка (тире). В XVIII в. все эти знаки уже употреблялись в печати. При разработке системы знаков препинания и правил их употреб- ления лингвисты обращали внимание на самые разные аспекты: передачу смысла речи, выражение отношения между частями всего высказывания, приемы произнесения текста, логическое членение речи и ее интонацион- ное оформление, ритмомелодическую сторону речи. В современном русском языке используются следующие знаки пре- пинания: ТОЧКА, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, ЗАПЯТАЯ, ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ, СКОБ- КИ, МНОГОТОЧИЕ, КАВЫЧКИ. Подробный обзор употребления знаков препинания дают «Прави- ла орфографии и пунктуации», изданные в 1956 г. Алгоритмы и таблицы по пунктуации Тире между подлежащим и сказуемым 79 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 80 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

С поверхности Земли кажется, что все облака находятся примерно на одинаковой высоте. Однако между ними могут быть огромные расстояния, равные нескольким километрам. Но каковы самые высокие и самые низкие из них? В этом посте есть вся необходимая информация, чтобы стать экспертом по облакам!

10. Слоистые облака (средняя высота — 300-450 м)

Информация Википедии: Слоистые облака — это низкоуровневые облака, характеризующиеся горизонтальной слоистостью с однородным слоем, в отличие от кучевообразных , которые формируются восходящими тёплыми потоками.

Если более конкретно, то термин «слоистые» используется для описания плоских, туманообразных облаков нижнего яруса, цвет которых варьируется от тёмно-серого до почти белого.

9. Кучевые облака (средняя высота — 450-2000 м)

Информация Википедии: «Cumulus» в переводе с латыни означает «куча, груда». Кучевые облака часто описываются как «тучные», «хлопкоподобные» или «пушистые» по своему внешнему виду и имеют плоскую нижнюю границу.

Будучи облаками нижнего яруса, они обычно бывают менее 1000 метров в высоту, только если не являются более вертикальной формой кучевых облаков. Кучевые облака могут появляться сами по себе, линиями или в виде скоплений.

8. Слоисто-кучевые облака (средняя высота — 450-2000 м)

Информация Википедии: Слоисто-кучевые облака принадлежат к разновидности облаков, характеризующихся большими тёмными, округлыми массами, как правило, в виде групп, линий или волн, отдельные элементы которых больше, чем у высококучевых облаков, образуясь на более низкой высоте, обычно ниже 2400 метров.

Слабые конвективные потоки воздуха создают неглубокие слои облаков из-за находящегося выше них более сухого, неподвижного воздуха, предотвращающего их дальнейшее вертикальное развитие.

7. Кучево-дождевые облака (средняя высота — 450-2000 м)

Информация Википедии: Кучево-дождевые облака — это плотные возвышающиеся вертикальные облака, связанные с грозами и атмосферной неустойчивостью, образующиеся из водяного пара, переносимого мощными восходящими воздушными потоками.

Кучево-дождевые облака могут формироваться в одиночку, в виде скоплений или в виде вала со шквалом вдоль холодного фронта. Эти облака способны производить молнии и другие опасные суровые погодные условия, такие как торнадо.

6. Слоисто-дождевые облака (средняя высота — 900-3000 м)

Информация Википедии: Слоисто-дождевые облака обычно порождают выпадение осадков над огромной территорией. Они имеют рассеянную основу, обычно расположенную где-нибудь у близлежащей поверхности на нижних уровнях и на высоте около 3000 метров на средних уровнях.

Несмотря на то, что обычно слоисто-дождевые облака бывают тёмного цвета у основания, они часто подсвечиваются изнутри, если смотреть с поверхности Земли.

5. Высокослоистые облака (средняя высота — 2000-7000 м)

Информация Википедии: Высокослоистые облака — это разновидность облаков среднего яруса, принадлежащих слоеобразной физической категории, которая характеризуется, как правило, однородным слоем, цвет которого варьируется от серого до голубовато-зелёного.

Они светлее, чем слоисто-дождевые облака, и темнее, чем высокие перисто-слоистые. Через тонкие высокослоистые облака можно увидеть Солнце, однако более толстые могут иметь более плотную, непрозрачную структуру.

4. Высококучевые облака (средняя высота — 2000-7000 м)

Информация Википедии: Высококучевые облака — это разновидность облаков среднего яруса, которые принадлежат, преимущественно, стратокучевообразной физической категории, характеризующейся сферическими массами или грядами в слоях или пластинах, отдельные элементы которых больше и темнее, чем у перисто-кучевых облаков, и меньше. чем у слоисто-кучевых облаков.

Однако если слои становятся хлопьевидными из-за повышенной неустойчивости воздушной массы, то высококучевые облака становятся более кучевообразными по своей структуре.

3. Перистые облака (средняя высота — 5000-13.500 м)

Информация Википедии: Перистые облака — это разновидность атмосферного облака, обычно характеризующегося тонкими, нитеобразными волокнами.

Нити облака иногда образуются в пучки характерной формы, известной под общим названием «кобыльи хвосты». Перистые облака обычно имеют белый или светло-серый цвет.

2. Перисто-слоистые облака (средний уровень — 5000-13.500 м)

Информация Википедии: Перисто-слоистые облака — это разновидность тонких, белесоватых слоистых облаков, состоящих из ледяных кристаллов. Их трудно обнаружить, и они способны формировать гало, когда принимают форму тонкого перисто-слоистого туманообразного облака.

1. Перисто-кучевые облака (средняя высота — 5000-13.500 м)

Информация Википедии: Перисто-кучевые облака — это одна из трёх основных разновидностей тропосферных облаков верхнего яруса (два других — перистые и перисто-слоистые облака). Как и кучевообразные облака более низких ярусов, перисто-кучевые облака означают конвекцию.

В отличие от других высоких перистых и перисто-слоистых, перисто-кучевые состоят из небольшого количества прозрачных капель воды, хотя они и находятся в переохлаждённом состоянии.

Где(то) когда(то) жил (кое) кто. Не кто(нибудь), а все(таки) кто(то).Как(то) решил он сделать что(нибудь) или что(либо). Взял какую(то) палку, сколько(то)

гвоздей, откуда(то) принес веток,зачем(то) связал их, почему(то) намочил и давай прибивать веточки к палке. Ну где(либо) видано такое? Может, кто(то) где(то) когда(то) что(то) и видел, но все(таки) не такое!

(1) Уже было начало июня, когда, возвращаясь домой, мы въехали в березовую рощу. (2) Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая

тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. (3) Левая сторона леса была темна, в тени. (4) Правая, мокрая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. (5) Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. (6) Ветра в лесу не было слышно. (7) Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. (8) Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме.

(9) На краю дороги стоял дуб. (10) Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. (11) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, ветками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. (12) С огромными своими неуклюже растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. (13) Только он один не хотел подчиняться весне, ее обаянию, и не хотел видеть ни солнца, ни его первых лучей.

(14) Этот дуб как будто говорил, что нет ни весны, ни солнца, ни счастья. (15) Видны были задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вот он – растопырил свои обломанные, оборванные ветви. (16) Как вырос – так и стоит, и не верит ни надеждам, ни обманам…

Выполните задания В1-В10

В1. Замените словосочетание БРЕЗОВУЮ РОЩУ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В2. Из предложений 1-2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.

В3. Из предложений 7-8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный».

В4. Из предложений 9-11 выпишите слово(а), в котором(ых) правописание НН определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы НН».

В5. Выпишите грамматическую основу из предложения 3.

В6. Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

В7. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

В8. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении.

Правая,1 мокрая,2 блестела на солнце,3 чуть колыхаясь от ветра. . В10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном приложении

Нужно составить диалог животных(где-то 6-8 фраз)

Например — действующие лица Заяц и Кот: Заяц — Привет,как тебя зовут? Кот — Привет,я Кот,а ты? Заяц — я такой-то,такой-то… Придумайте пожалуйста*)) *Большое*Спасибо* Поможете мне,помогу вам* Задали по Русскому Языку Надеюсь:*

Сделать синтаксический разбор предложений

1.Уже стояла тёмно-зелёная ночь,и серые облака,зарождаясь где-то на суше,ползли к морю,прикрывая в тумане яркие звёзды. 2.Солнце светит розовым светом,едва-едва успев выкатиться из-за горизонта на небосвод. 3.Дрова догорали,рассыпавшись в подёрнутый пеплом уголь. 4.Солнце,уже зашедшее за горизонт,больше не освещало землю. 5.Старая крыша на сеновале от чего-то перестала светиться щелями,но кое где о сено бились капли.

Ребята выручайте срочно роставтье знаки препинания и найдите деепричастия или деепричастные обороты. 1)Отгорела наша рябина осыпаясь над белым окном…

2)Плачет где — то иволга схоронясь в дупло только мне не плачется — на душе светло.3) И легчайший туман побежал от реки опираясь на зыбкие, белые ноги.4) Сто облаков в поднебесье пылая красными рыбами к югу плывут. 5)И над всем блистающим Парижем дождь метался гриву распустив. 6)Изумлённо листья выпуская почки разжимают кулачки.

«Скорость ветра» — В тайфуне происходит движение воздуха от краев к центру. Муссоны. В центре тайфуна ветер почти отсутствует и уменьшена облачность — это «глаз бури». Бора. Смерч. Ветры земли. Штиль. Фён. Устойчивые сезонные ветры, направление резко меняют 2 раза в год. Движения воздуха – из области высокого давления в область низкого давления.

«Ветер в феврале» — А на улице весна, Небо голубое. Ветра не удержишь, правды не скроешь. В поле за ветром не угоняешься. Ветер подует – следы заметет. Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…..». Выяснить, почему февраль считается самым ветреным месяцем. Сильная буря – не надолго. Диаграмма количества ветреных дней за три месяца.

«Урок 7 класс Причастие» — Такой, словно природа задумалась глубоко–глубоко. Работа по карточкам. Обобщить сведения о причастии. Кроссворд. Тишина осени А.К. Толстого. Очей Очарованье!» Осень в России – особенная пора. Урок русского языка в 7 классе. Вспомним основные условия обособления определений, выраженных причастным оборотом.

«Причастие 10 класс» — 10 класс. В. И. Даль. Задания по тексту. ПРИЧАСТИЕ –особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. ПРИЗНАКИ прил.- изменяется по Р,Ч,П, глаг. – вид, время, возврат. Вариант ответа. Допевавший, помещающемся, перевернутые, ждущая, храпевший, От основы наст.В. 2. Было темно. Действительные.

«Почему ветер дует» — — Северо-западный ветер дует с северо-запада. — Северный ветер дует с севера. Северный Ледовитый океан. п-ов Камчатка. ? Что нагревается быстрее – суша или вода? Флюгер. — Восточный ветер дует с востока. Японские о-ва. — Юго-западный ветер дует с юго-запада. Направление ветра определяют с помощью флюгера.

«Направление ветра» — Ветры циклонов и антициклонов. Значение ветров. Муссо?н. В антициклоне ветры дуют от центра, где наиболее ВД, к периферии. Результат неравномерного нагревания поверхности. Понятие «Ветер». Причина циклона – возмущение на атмосферном фронте. Морской бриз (дневной). Местные ветры. В циклонах ветры дуют от периферии к центру, где наиболее НД.

Примеры предложений

Самая запоминающаяся фраза С. Маршака: “Жил человек рассеянный на улице Бассейной…”. Также могут помогут запомнить:

  1. Она его рассеянно слушала, смотрела вдаль.
  2. Все зерно было рассеяно по земле.
  3. Он появился на палубе с двумя заряженными пистолетами, опустив их, по рассеянности, дулом в карман.

Как неправильно писать

Недопустимы слова с одной буквой “с”: расеянный, расеянность, расеян. Также ошибкой будет считаться написание суффикса “и” – рассеить, рассеинно.

толковый словарь

I прил.

Разбросанный на большом пространстве; редкий.

II прил.

1. Переставший быть сосредоточенным в одном месте вследствие распространения на большом пространстве; ослабленный, распыленный.

2. перен.

Плохо замечающий окружающее, не умеющий сосредоточиться; невнимательный.

III прил. разг.

Наполненный развлечениями, удовольствиями.

РАССЕ́ЯННЫЙ — прил., употр. сравн. часто

Морфология: рассе́ян, рассе́янна, рассе́янно, рассе́янны; рассе́яннее; нар. рассе́янно

1. Рассеянным называется человек, который не умеет сосредоточиться на чём-либо, быть внимательным, а также то, что характерно для такого человека.

Девочка рассеянна. | Ведёт рассеянный образ жизни.

2. Рассеянным называют чей-либо взгляд, вид, выражение лица и т. д., которые обнаруживают чью-либо невнимательность, отсутствие интереса к чему-либо.

Бросить на кого-либо рассеянный взгляд. | Слушать кого-либо с рассеянным видом. | Рассеянное выражение лица.

рассе́янность сущ., ж.

По рассеянности взял чужую книгу.

толковый словарь ушакова

РАССЕ́ЯННЫЙ, рассеянная, рассеянное.

1. (кратк. рассеян, рассеяна, рассеяно). прич. страд. прош. вр. от рассеять. «Последняя туча рассеянной бури.» Пушкин. Рассеянные сомнения. «На свете чудеса рассеяны повсюду.» Крылов.

2. только полн. Разбросанный на большом пространстве, редкий. Рассеянное население.

3. только полн. Ослабленный, распыленный, переставший быть сосредоточенным вследствие распространения в разных направлениях, на большое пространство (физ.). Рассеянная энергия. «Окна… неохотно пропускают в мастерскую бедный, рассеянный свет.» Максим Горький.

4. (кратк. рассеян, рассеянна, рассеянно). Плохо замечающий окружающее, невнимательный, не умеющий сосредоточиться. Рассеянный ученый. Он очень рассеян. «Рассеянный, неверною рукою я собирал поэзии цветы.» Фет. «Подошла к зеркальцу — поправить венец, и рассеянно (нареч.) скользнула по своему отражению.» А.Н.Толстой. «Паклин бросил на нее рассеянный взгляд.» А.Тургенев.

5. только полн. Не занятый делом, праздный. «Он вел жизнь самую рассеянную.» Пушкин.

толковый словарь ожегова

РАССЕ́ЯННЫЙ, -ая, -ое; -ян, -янна. Не умеющий сосредоточиться, невнимательный и несобранный. Р. человек. Р. взгляд. Рассеянно (нареч.) отвечать.

| сущ. рассеянность, -и, жен.

энциклопедический словарь

РАССЕ́ЯННЫЙ -ая, -ое; -се́ян, -се́янна, -се́янно.

1. только полн. Ослабленный, не сосредоточенный, распространяющийся на большое пространство. Р. свет. Р-ая энергия.

2. Не умеющий сосредоточиться на чём-л., невнимательный. Р. человек. Девочка рассеянна и ленива. Р. ученик не слышал вопроса учителя. // Выражающий невнимательность, отсутствие интереса к чему-л. Р. взгляд. Р. вид. Р-ое выражение лица.

Рассе́янно, нареч. (2 зн.). Отвечать р. Смотреть р. Р. просматривать фотокарточки. Рассе́янность, -и; ж. Р. чья-л., кого-л. Со свойственной ему рассеянностью ученик забыл дома тетрадь. По рассеянности взял чужую книгу (из-за рассеянности).

академический словарь

-ая, -ое.

1. прич. страд. прош. от рассеять.

2. в знач. прил.

Разместившийся на большом пространстве, редкий.

Рассеянное население.

3. в знач. прил.

Ослабленный, не сосредоточенный, распространяющийся на большое пространство.

Рассеянный свет. Рассеянная энергия.

4. в знач. прил. (кратк. ф. -се́ян, -се́янна, -се́янно).

Невнимательный, постоянно переключающий свое внимание с одного предмета на другой или сосредоточенный на одной какой-л. мысли и потому плохо реагирующий на окружающее.

[Пьер] был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем. Л. Толстой, Война и мир.

Ранее рассеянный и несколько апатичный, грузно сидевший на палубной скамье, сейчас он весь был полон внимания. Вс. Рождественский, Страницы жизни.

||

Выражающий невнимательность, отсутствие интереса к чему-л.

На лице ее уже нет прежнего выражения доверчивости. Выражение теперь холодное, безразличное, рассеянное, как у пассажиров, которым приходится долго ждать поезда. Чехов, Скучная история.

Из своей каюты вышел боцман. Прислонившись к двери, он рассеянным взором оглядел море, капитанский мостик и, наконец, остановил свой взгляд на мне. Билль-Белоцерковский, Дикий рейс.

5. в знач. прил.

Не занятый делом, наполненный развлечениями, праздный.

Рассеянная жизнь и общество, где он [художник] старался сыграть роль светского человека, — все это уносило его далеко от труда и мыслей. Гоголь, Портрет.

Она много читала, думала, увлекалась лошадьми, музыкой, театром, вела рассеянную городскую жизнь, но и это надоело ей. Пермитин, Первая любовь.

орфографический словарь

рассе́янный; кратк. форма прич. -ян, -яна; кратк. форма прил. (невнима-тельный) -ян, -янна

формы слов

рассе́янный, рассе́янная, рассе́янное, рассе́янные, рассе́янного, рассе́янной, рассе́янных, рассе́янному, рассе́янным, рассе́янную, рассе́янною, рассе́янными, рассе́янном, рассе́ян, рассе́янна, рассе́янно, рассе́янны, рассе́яннее, порассе́яннее, рассе́янней, порассе́янней

синонимы

прил., кол-во синонимов: 54

невнимательный

/ о взгляде, выражении: отсутствующий

// о взгляде: невидящий

/ в знач. сказ., о человеке: рассеянный с улицы Бассейной (разг. шутл.)

см. также разиня

расточенный, диффузный, ослабленный, несобранный, исчезнувший, раскиданный, невидящий, разметанный, забывчивый, устраненный, смятый, уничтоженный, невнимательный, распрысканный, отсутствующий, посеянный, расположенный, раздробленный, раздутый, ротозейный, распыленный, диссеминированный, разбросанный, разогнанный, разнесенный, разиня, разметенный, развлеченный, размещенный, размыканный, рассеянный с улицы бассейной, разволоченный, разгулянный, рассыпанный, разиняротый

прил.

невнимательный

1. такой, который не может сосредоточиться (о человеке))

2. выражающий невнимание, рассеянность (о виде, взгляде))

омонимы

рассеянный (прилагательное)

разбросанный на большом пространстве; редкий

переставший быть сосредоточенным в одном месте вследствие распространения на большом пространстве; ослабленный, распылённый

плохо замечающий окружающее, не умеющий сосредоточиться; невнимательный

наполненный развлечениями, удовольствиями

рассеянный (причастие)

прич. от рассеять

идиоматика

до чрезвычайности рассеянный

жутко рассеянный

морфемно-орфографический словарь

грамматический словарь

этимология

Это слово в значении «невнимательный человек» образовано по методу кальки с французского distrait — «рассеянный», хотя это слово существовало в языке и ранее в виде заимствования из старославянского, где оно являлось страдательным причастием прошедшего времени аграссъяти — «сделать посев, разбросать». К той же основе восходит и глагол сеять.

этимологический словарь

Словообразоват. калька XVIII в. франц. distrait (dis- рас-, -trait -сеянный).

рассе́янный

Калькирует нем. zerstreut — то же, которое объясняют аналогичным образом из франц. distrait — то же (Клюге-Гётце 708); ср. Унбегаун, RЕS 12, 39.

история слов

полезные сервисы

Всего найдено: 29

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, есть ли в русском языке слово «распорашивание» и что оно обозначает?

Ответ справочной службы русского языка

Такое существительное фиксируется в словаре В. И. Даля как производное от глагола распорашивать, распорошить — рассыпать, рассеять порохом, пылью, прахом.

Расскажите, пожалйста, сколько букв н нужно написать в суффиксах отглагольных прилагательных в словосочетаниях: он рассеян или он рассеянн; он образован или он образованн. Какое правило русского языка действует в этом случае?

Ответ справочной службы русского языка

Краткие формы прилагательных и причастий в форме мужского рода пишутся с одной Н.

Здравствуйте.
В «тренировочном» учебнике по ЕГЭ есть такое задание:
«Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?»
1. затемно
2. рассеяли
3. завладение
4. сложение.
Правильный ответ «сложение».
Понятно, почему не «затемно» и не «рассеяли». Два суффикса, а нужен один.
Но почему не «за-влад-ени-е»?
В чем же разница между «с-лож-ени-ем» и «за-влад-ени-ем»?

Ответ справочной службы русского языка

В слове завладение тоже два суффикса: -е- и -ниj-. Это существительное образовано с помощью суффикса -ниj- от глагола завладеть; -е- – суффикс глагольной основы. А в существительном сложение один суффикс: оно образовано от глагола сложить с помощью суффикса -ениj-.

Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется глагол «рассеяться» в будущем времени, 3-ем лице и множественном числе.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _рассеется, рассеются_. Это глагол первого спряжения.

Какое слово «более правильное»: рассеивание или рассеяние? Например, угол рассеяния.

Ответ справочной службы русского языка

С точки зрения русского языка оба варианта корректны, но обычно используется сочетание _угол рассеяния_.

Добрый день!
1.Как правильно?
Из ста двадцати двух произведений, поставленных здесь, восемьдесят одно принадлежит(или принадлежат) перу классиков?
2 В каких случаях выражение «во всяком случае» не является вводным и не обособляется?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

1. Верно: _принадлежит_. 2. Слова _во всяком случае_ не являются вводными, когда употребляются в значении ‘при любых обстоятельствах, в любом случае’ и не выделяется интонацией: _Он решил, что холодная рассеянность во всяком случае всего приличнее и вследствие сего пригодится_ (А. С. Пушкин).

«В атмосферном воздухе санитарно-защитной зоны предприятия происходит рассеяние загрязняющих веществ, выделяющихся из трубы котельной.»
Подскажите, пожалуйста, возможно ли использование слова «рассеивание» вместо «рассеяние».

Ответ справочной службы русского языка

Да, возможно.

Добрый день! Подскажите, слитно или раздельно пишется в данном случае «не(?)солнечные»:
Для выращивания этого вида подойдут не(?)солнечные окна с ярким рассеянным светом.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание.

Добрый день, уважаемые специалисты!
Какой корень в слове «рассеянный»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корень се-.

1. У моего товарища есть телескоп. Вот этот — любительский телескоп «Мицар», заводского изготовления, 1989 года выпуска. Верна ли пунктуация?
2. При симпатикотонии дети рассеянны, повышенно работоспособны…. В слове рассеяННы: Н или НН? Спасибо за своевременный ответ.

Ответ справочной службы русского языка

1. Пунктуация корректна. Перед _заводского_ запятая может не ставиться. 2. Корректно написание с двумя _н_.

«Эффект вынужденного рассеяния Мандельштама-Бриллюэна» пишется через дефис или должно стоять тире?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно написание через тире: _Мандельштама — Бриллюэна_.

Подскажите пожалуйста как правильно написать: «Облака рассеян(нн)ы сильным ветром»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _рассеяны_.

Как правильно расставить или убрать лишние знаки препинания?И скажите пожалуйста, если знаете, откуда этот отрывок?Я точно знаю, что автор А.С. Пушкин!

Мы окружили его и игра началась. Сильвио имел обыкновение за игрою хранить совершенное молчание, никогда не спорил и не объяснялся. Мы это знали, и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер недавно к нам переведенный. Он, играя, в рассеянности загнул лишний угол. Сильвио взял мел и уравнял счет по своему обыкновению. Офицер думая, что он ошибся, пустился в объяснения. Он потеряв терпение взял щетку, и стер то, что казалось ему напрасно написанным. Сильвио взял мел, и записал снова. Офицер, разгоряченный игрою и смехом товарищей, почел себя обиженным, и, в бешенстве схватив со стола модный шандал, пустил его в Сильвио.

Ответ справочной службы русского языка

Справочная служба не выполняет домашние задания.

а почему везде пишут рассеянный с двумя н? как это объяснено правилами?

Ответ справочной службы русского языка

Двойное _н_ пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки, например: _рассеянный ученик_.

Верно ли будет написание слов "рассеянность", "рассеянный"?

Грамотность схожа с этикетом, но только на бумаге. Есть правила и исключения, и нужно их учитывать. Но далеко не каждый ими пользуется. Вот и возникает целый ряд проблем в написании. “Рассеянный” как пишется: сколько должно быть “с” и “н”? какую гласную писать: “е” или “я”? Мы найдем ответы, заручившись правилами русского языка.

Как правильно пишется

Согласно правилам верно будет: рассеянность, рассеянный, рассеянно и рассеяно.

Какое правило применяется

Вспомним правила, регулирующие написание одной и двух “н” в словах, в конкретном случае в прилагательных, наречиях и причастиях.

Первое звучит так: одна “н” пишется в суффиксах кратких причастий. Семена засеяны (от глагола “засеять”). Следует отметить, что слово “рассеяно” с одной “н” встречается не часто в письменной речи, в основном с удвоением. 

Правило №2. Две буквы “н” пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени. Дети на уроках рассеянны (от “рассеянный”). В этом случае полное прилагательное имеет удвоенную “н”, значит, краткое прилагательное будет иметь такое же количество. 

Если мы имеем дело с наречием, то здесь применяется третье правило, которое гласит: в наречиях на “о”, “е” пишется столько же “н”, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы. Держался мужественно (от “мужественный”), говорил интересно (“интересный”).

Тут перед нами может возникнуть другой вопрос: как отличить краткое причастие от наречия или отглагольное прилагательное от причастия? Это несложно.

К наречию мы задаем вопрос от глагола или слова, обозначающего признак (другого наречия, прилагательного), а к причастию – от существительного или заменяющего существительное слова (местоимения, прилагательного в значении существительного). Для лучшей наглядности: выглядеть (глагол) – как? – рассеянно (наречие, образованное от “рассеянный”). Или: одуванчики (существительное) – каковы? – рассеяны (краткое причастие).

Получается так: рассеянное семя, но семя рассеяно.

Как отличить прилагательное от причастия? Причастие образуется от глагола и его можно заменить придаточным определительным. Рассеянные (от глагола “рассеять”) ветром тучи – тучи, которые рассеял ветер. А в случае с отглагольным прилагательным можно заменить синонимом. Рассеянный (какой?) человек – невнимательный.

Вопрос следующий: сколько должно быть согласных “с”? Перед нами слово с приставкой “рас”, т.к. как в русском языке не существует префикса “ра”, а тем более “раз”. Поэтому, на стыке морфем пишем двойную “с”.

Есть еще трудный случай – гласная перед “н”. Сложность возникает по причине безударной гласной и проверить в начальной форме невозможно. Поэтому учим четвертое правило, определяющее написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом “ть” инфинитива. Буква “я” пишется после “а”, “е”, “у”: сеять, лаять, таять, каяться, надеяться, затеять, чуять. Но есть и исключения: драить и клеить.

Еще одно правило, чтобы понять как пишется “рассеивать”. У гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шего вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс “иваыва”.

Морфологические и синтаксические свойства

Рассеянный – прилагательное, начальная форма, качественное, неодушевленное, одушевленное, сравнительная степень.

Рассеянность – существительное, начальная форма, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное.

Рассеяны – краткое причастие, множественное число, совершенный вид, прошедшее время, страдательный залог.

Синтаксическая роль: в зависимости от контекста может выступать в качестве разных членов предложения.

Разбор по составу

Сначала подбираем однокоренные слова, чтобы выделить корень: сеять, сею, рассеять.

Рассеянный: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, окончание – “ый”.

Рассеянность: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, “ость”, окончания нет.

Рассеянно: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, “о”, окончания нет.

Рассеяно: приставка – “рас”, корень- “се”, суффикс – “ян”,окончание – “о”.

Рассеивать: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “ива”, “ть”, окончания нет.

Значение

В предложении может иметь разное значение. Разбросанный, распыленный где-то. Не умеющий сосредоточиться, переставший им быть, ослабленный, невнимательный, увлеченный чем-то другим.

Синонимы

Подбираем схожие по смыслу слова по общему контексту: забывчивость, невнимание, несобранность, ротозейство, вполслуха, диффузно, ослабление, посев, развевание, разгон, раздробление, раздувание, разнесение, раскидать, распылить, рассев, рассыпание, светорассеивание, сеяние, уничтожение, устранение.

Примеры предложений

Самая запоминающаяся фраза С. Маршака: “Жил человек рассеянный на улице Бассейной…”. Также могут помогут запомнить:

  1. Она его рассеянно слушала, смотрела вдаль.
  2. Все зерно было рассеяно по земле.
  3. Он появился на палубе с двумя заряженными пистолетами, опустив их, по рассеянности, дулом в карман.

Как неправильно писать

Недопустимы слова с одной буквой “с”: расеянный, расеянность, расеян. Также ошибкой будет считаться написание суффикса “и” – рассеить, рассеинно.

Вывод

Все выше перечисленные слова являются очень сложными в правописании. Чтобы не совершать ошибок, следует выучить сразу несколько правил. Поэтому, подводя итоги, отметим, что лексемы могут быть написаны по-разному, в зависимости какой частью речи являются и какое имеют значение. Нужно быть очень внимательным, проверять себя и обращаться к словарю.

  • Ученицы как пишется в тетради для заполнения
  • Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные
  • Ученик не может сосредоточиться как пишется
  • Ученик по китайски как пишется
  • Ученик троечник как пишется