Терпенье и труд всё перетрут.
Часть 1.
В тот день Димка увидел маленького старичка с зелёной бородой, который толкал огромную телегу. Он помог старичку докатить тележку до леса и старик дал мальчику галошу с правой ноги. Он сказал, что если надеть галошу на левую ногу и сказать волшебные слова, то через три дня станешь невидимкой.
Вечером Димка испытал галошу, пожелав чтобы весь его класс стал невидимым.
В воскресенье он и Пашка поехали на рыбалку. Димка поймал сапог и банку кильки, а Пашка огромного тайменя. Но рыбу освободил старик с бородой. Отец Пашки не поверил сыну.
Через три дня друзья Димки стали исчезать. Это очень перепугало учителя литературы. А вожатый Сеня вышел из школы не зная, что его голова невидима, ведь он заглянул в заколдованный класс. Его тут же повезли в милицию.
В школе был переполох. Невидимки бегали по коридору, а остальные испуганно жались к стенам.
Учитель литературы Анатолий Петрович лишился усов, а Сеня был без головы. Но именно он сказал, что в школе видимо проводится тайный эксперимент.
Пашка и Димка тоже экспериментировали, они брали пирожки и лакомились мороженым.
Невидимый Димка встал на ворота своей команды и даже забил мяч сопернику. Потом он с Пашкой сходил в кино, но друзьям пришлось смотреть фильм стоя, ведь свободных мест не было.
Анатолий Петрович был вынужден рассказать родителям, что их дети стали невидимками и предъявить в доказательство безголового Сеню.
А мамы Димы и Паши получили письма, в которых их дети писали, что уезжают в Москву.
Друзья сели в поезд и отправились в столицу. В пути Димка понял, что не знает, как стать видимым.
Часть 2.
В Москве найти мальчиков-невидимок поручили лейтенанту Лёне Фомину.
А в это время маленькая Маруся выбежала на дорогу и чуть не попала под автобус. Её подхватило и пронесло по воздуху, а детский голос сказал бабушке девочки, что детей нельзя отпускать на дорогу. Эта история произвела переполох в Москве. Все говорили о пришельцах и Боге. И только отец Маруси, полковник милиции, загадочно улыбался.
Продавщица пирожков не могла понять, куда исчезает её товар. Она схватила за вилку и почувствовала пирожок, которого не было видно. Пирожок разломился и стал видимым. Покупатели смеялись и говорили, что продавщице нужно работать в цирке.
Фомин докладывал полковнику о случаях проявления невидимок — наказании хулигана и вмешательстве в спектакль. А полковник рассказал о пропавших пирожках и сказал, что это кража. И вскоре на тумбе появилось объявление о суде над продавщицей пирожков.
Полковник Логинов читал сообщения, которые приходили со всей страны. Невидимки проникали в самолёты, тушили пожары, задерживали шпионов. А штаб невидимок объявил о борьбе с хулиганами.
Дима и Пашка решили прийти в суд. Там молодой человек в пальто доказывал существование невидимок. Он выпил какою-то жидкость и исчез. Мальчики сказали, что они невидимки. Фомин обрадовался и спросил, почему они не приходят в милицию за наградой за спасение Маруси. Мальчики ответили, что не расплатились за пирожки.
Они ночевали в вагонах, и там их нашёл старый слесарь Тимофей Митрофанович. Он знал о невидимках и предложил мальчикам пожить у него на даче. И старик сказал, что тоже встречался с зелёнобородым волшебником.
Первая легенда о старике озорнике
Жил когда-то парень Кузька, озорник, каких мало. Девок гонял и пугал, двери в домах заколачивал. Сажали его в яму, не помогло. Надоело людям, сунули они Кузьку в мешок и утопили в озере.
Лежит Кузька на дне, а чей-то голос меняться предлагает. То что у Кузьки есть, на то, что у него нет. Согласился Кузька и так три раза. Развязался мешок и увидел юноша три тени.
Одна превратилась в старуху и молодость кузькину забрала, свою старость отдала. Вторая тень превратилась в тайменя, забрала человеческий облик, отдала рыбий, третья превратилась в крохотного старичка и потребовала Кузькин рост высокий.
Рассказ Тимофея прервало появление Фомина. Он отправил детей ночевать к старику, а сам доложил об успехе полковнику. Вскоре в милицию пришли невидимки. Дежурный заметил их по мокрым следам и отвёл в детскую комнату.
Часть 3. Самый главный волшебник
На самом деле дежурный отвел мальчишек домой к полковнику и уложил спать. Проснувшись мальчики читали письма от родителей и друзей. Они узнали, что вожатый Сеня тоже в Москве и ищет способ избавить детей от невидимости.
Мальчики жили у полковника Логинова, подружились с Марусей, а бабушка Варвара рассказала им продолжение истории старика озорника.
Вторая легенда о старике озорнике
Повел старик-карлик Кузьку в свой подводный дворец. Плакал Кузька, страшно ему было, но старик обещал его тоже волшебником сделать.
Вот только хотел старик забрать рост Кузьмы, чтобы посвататься к Васюте, девушке, которую любил сам Кузьма.
Закричал тут Кузьма, поняв, что последнего лишается, но старик грохнул о стол перстнем волшебным и вылетел Кузьма из дворца. Огромной рыбой взмыл над водой и вновь в воду упал.
Фомин отвёз мальчишек в таинственный институт. Машины в нём ездили сами, пассажирские тележки летали по воздуху, а электромагнитный лифт разлагал людей на атомы и потом снова их собирал.
Там дети познакомились с профессором Верхомудровым, который осмотрел их и предложил отдохнуть с дороги. Мальчики поели котлет, сделанных из воздуха, и их отвели в лабораторию невидимости.
Там человек, который становился невидимым в зале суда, профессор Каламбуров, дал им выпить какую-то жидкость. Мальчики стали видимыми, но зелёными. Сделать их нормального цвета у профессора не получилось.
Вечером Верхомудров привёл своего отца. Им оказался Тимофей Митрофанович. Он рассказал ребятам продолжение истории.
Третья легенда о старике озорнике
Долго плыл таймень Кузьма по озеру, вдруг нашёл на камушке кольцо красное. Схватил его и оказался во дворце старика-волшебника.
Тот его увидел, снова стал требовать ростом поменяться, обещая волшебником сделать. Попросился Кузьма на Васюту посмотреть, отвел его старик к дому девушки. А та плачет, Кузьму вспоминает.
Бросил ей тайком Кузьма камень красный, на котором нацарапал, чтобы ждала она его.
Вернулись они во дворец, отдал Кузьма свой рост, а волшебник дал ему одиннадцать книг и велел их прочитать. Только двенадцатую велел не трогать.
Одиннадцать месяцев читал Кузьма книги. Все прочёл, за двенадцатую принялся. И узнал он о планах волшебника жениться на Васюте. И узнал, как лишить его силы — надо чёрный перстень с пальца волшебника снять.
А волшебник ходил к Васюте под личиной Кузьмы. Дело к свадьбе шло. Только увидела Васюта в окне рыбу, которая плакала, и решила жениха проверить. Стала спрашивать про кольцо красное, а волшебник не знает ничего. Позеленели его глаза и поняла Васюта, что обманывают её. Прогнала волшебника.
Кузьма сказал, что хочет уплыть от волшебника, и устроили они прощальный пир. Волшебник напился и уснул. А Кузьма снял его перстень и разбил о стол.
И поселились в озере два тайменя. Один добрый, озорной — Кузьма, второй злой — волшебник.
Услышав эту историю, заведующий лаборатории сказок и чудес стал искать нужную сказку. Он нашёл золотую рыбку и появилось корыто. Нашли рыбу-кит, нашли щуку, но тайменя Кузьки не было.
Было решено искать его локатором в озёрах Сибири. Локатор нашёл Кузьму и тот сказал, что стать видимым может только Димка. А ещё намекнул про кулак.
Ребята поняли, что невидимки должны собраться вместе. Они вылетели в родной Прибайкальск.
Когда все невидимки собрались вместе, Димка прочёл заклинание и дети стали видимыми.
Прошло время. Мальчики и папа Пашки отдыхали на Байкале. В деревушке они встретили двух женщин, старую и помоложе. Ту, что помоложе звали Васюта.
Рыбаки принесли огромного зелёного тайменя и хотели сварить уху. Пашка пожалел рыбу, думая, что это может быть Кузьма.
И случилось чудо. Таймень превратился в парня. Кузьма обнял свою Васюту и сказал, что его пожалели три человека и колдовство разрушено.
Этими людьми были Димка, который помог старичку, Маруся, которая пожалела Кузьму из сказки, и Пашка, который пожалел рыбу.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Волшебная галоша»
Вместе с эльфийками Добряночками, стеклодувом и магическим котом он воплощает заветные желания посетителей и помогает им хоть на мгновение попасть в новогоднюю сказку. Журналисты сайта 24 канала посетили штаб-квартиру волшебника и пообщались с ним об особенностях работы, различиях между желаниями детей и взрослых, а также узнали, чем же Доброчар не угодил пропагандистам из России.
Интересно знать Где встретить эльфа в Киеве и покататься со снеговиком: путеводитель по новогодней локации
Кто такой Доброчар
Вымышленный персонаж. Имя нового украинского волшебника появилось благодаря сочетанию двух украинских слов «добрый» и «волшебник». Согласно легенде, зимой Доброчар в резиденции приветствует посетителей с новогодними праздниками и осуществляет их желания, а летом – охраняет флору и фауну парка.
Новогодний городок и помощники волшебника
Среди 3D-фигур фестиваля иллюминации – снеговики, олени, пингвины, игрушки и новогодние сказочные герои / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Еще на улице посетители «Добропарка» погружаются в новогодне-рождественскую атмосферу, ведь вокруг резиденции волшебника расположено 50 световых 3D-фигур разного размера. Снеговики, олени, пингвины, игрушки и новогодние сказочные герои – часть фестиваля иллюминации. Рядом с 3D-фигурами любят фотографироваться дети и взрослые.
На территории парка установлено около трех тысяч разноцветных фонариков, которые символизируют тюльпаны. И это неудивительно. «Добропарк» славится фестивалями весенних цветов. Среди уличных аттракционов – тюбинговая горка.
Читайте Уголок чуда и детства: на ВДНХ показали, чем будут удивлять киевлян на Новый год
На Софийской площади сияет главная елка страны, а у нас (в «Добропарке» – 24 канал) – главная елка Киевщины,
– гордится Виктория Рыжкова, директор парка.
Фасад резиденции волшебника украшают тысячи гирлянд. Их длина – 400 километров / Фото Валентины Полищук, 24 канал
На улице играют новогодние и рождественские хиты разных лет. На фудкортах люди покупают горячие напитки и еду. Направляемся к главному зданию. Фасад резиденции Доброчара волшебника украшают тысячи гирлянд. Их общая длина – 400 километров.
Сказочные эльфы Добряночки – помощницы украинского волшебника / Фото с фейсбук-страницы «Добропарка»
Первыми посетителей резиденции встречают помощники волшебника – сказочные эльфы Добряночки. Они здороваются с нами и приглашают на экскурсию по дому, а также на мастер-класс по изготовлению новогодних игрушек.
В мастерской знакомимся с еще одной помощницей Доброчара – стеклодувом Алиной Лесовой. В форме спектакля она показывает, как можно сделать елочные украшения из стекла.
Мне нужно зажечь наш волшебный огонь. Для этого необходима ваша помощь. Так протягивайте ваши ладошки и трите их, чтобы тепло ваших мечтаний и надежд дошло сюда, огонь горел ярче, а шарик обязательно вышел хорошим,
– призывает стеклодув.
Помощница волшебника выдувает заготовку для будущих игрушек из расплавленного стекла и отмечает, что теперь наши мечты непременно сбудутся. В новогодней мастерской посетители могут приобрести елочные украшения на память.
Стеклодув Алина Лесная показывает, как из расплавленного стекла выдуть заготовку для будущих елочных игрушек / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Викторина и место исполнения желаний
Вместе с нами в Доброчар пришли школьники и лицеисты Бородянки / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Вместе с лицеистами и школьниками Бородянки (поселок городского типа в Киевской области – 24 канал) поднимаемся на второй этаж здания. Именно там функционирует выставка елок, приемная Доброчара и его библиотека. Дети охотно фотографируются возле праздничных локаций.
Доброчар готов вас принять,
– говорит Добряночка и приглашает нашу группу в его кабинет.
Внешне Доброчар похож на алхимика. Как он потом объясняет: «Исполнять желания – это ведь не очень легко. Поэтому надо и похимичить немного».
Доброчар радушно приветствует всех гостей / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Волшебник здоровается с детьми и просит их перечислить новогодних волшебников, которые дарят подарки и исполняют желания. «Дед Мороз! Святой Николай! Санта-Клаус», – отвечают школьники и лицеисты Бородянки.
А как называется новогодний волшебник в такой стране, как Беларусь? Это – не «бацька», не Чык-Чырык,
– усложняет вопрос Доброчар.
«Зюзя!» – громко выкрикивает правильный ответ один из парней.
После своеобразной викторины волшебник предлагает детям загадать желания своих родных и друзей и попробовать их осуществить в следующем году, поскольку каждый из нас – волшебник. Затем он охотно фотографируется с детьми – в группах и в одиночку.
Доброчар охотно фотографируется с детьми – в группах и в одиночку / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Доброкот, библиотека и волшебный шар
В комментарии сайту 24 канала Доброчар рассказал, что когда на территории резиденции находится меньше посетителей, то ребенок выбирает лист и карандаш в его приемной и записывает свое желание. Взрослым же волшебник советует загадывать желания не для себя, а для любимого человека или друга.
Каждый маленький ребенок желает какую-то игрушку, а взрослые – здоровья и счастья своим родным. Это – такие простые вещи, но они очень важные и особенные… Мы все эти желания собираем в нашу волшебную шкатулку и впоследствии понемногу будем их высаживать в нашем «Добропарке»,
– рассказывает помощник Святого Николая.
По словам волшебника, Доброкот спит возле его трона и с интересом следит за посетителями резиденции / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Исполнять желание помогает Доброкот. Волшебный шар и хвостатый соединены. По словам волшебника, кот спит возле его трона и с интересом следит за посетителями резиденции.
Надо приложить ладонь к шару и представить свое желание. Шар заряжается желанием, а обычно наш Доброкот спит возле моего трона и смотрите, как эти желания исполняются,
– говорит он.
Надо приложить ладонь к волшебному шару и представить свое желание, чтобы он зарядился, говорит Доброчар / Фото Валентины Полищук, 24 канал
В соседней комнате расположена библиотека Доброчара. Здесь даже елка «читает» книжки. Волшебник говорит, что любит читать разные истории, в частности, сказки о природе и героях.
Мы привыкли проводить время в телефоне, но очень много интересных историй есть в книжках. Поэтому, друзья, не будем забывать читать!
– подчеркивает Доброчар.
Даже елка в библиотеке украинского волшебника «читает» книги / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Доброчар – «России 24»: «Не в Америке, а возле Киева»
Резиденция Доброчара – нового украинского волшебника – заработала под Киевом с 4 декабря. Впоследствии на пропагандистском канале «Россия 24» вышел выпуск о якобы запрете в Украине Деда Мороза и попытке заменить его на новых новогодних персонажей с Запада, в частности на Доброчара.
Действительно, что образ, что имя непонятно что. В Киеве этого нового уже волшебника назначили, и девочку-добряночку в помощь нашли. Кто он такой? Волшебник, астроном или алхимик? Сам откуда-то с Запада,
– заявила Екатерина Григорова, журналистка канала «Россия 24».
Экс-нардеп от Партии регионов Алексей Журавко прокомментировал появление нового украинского волшебника так: «Традиция есть – в Западной Украине. О ней мало кто знает и вообще (традиция – 24 канал) происходит из Европы – Германии там, Франции, Венгрии».
Доброчар: «Мы здесь не американские какие-нибудь, а мы свои, отечественные» / Фото Валентины Полищук, 24 канал
Сам же Доброчар заявил, что приглашает всех желающих посетить резиденцию и убедиться, что он – украинский персонаж.
Живу я здесь – в Киевской области, не где-то там на Западе, в Америке. Я здесь живу, возле Киева. То есть, во-первых, приглашаю всех приехать, убедиться, что мы здесь не американские какие-нибудь, а мы свои, отечественные. Мы дарим радость, ощущение сказки, потому что каждый человек желает на Новый год попасть в сказку,
– сказал он.
Как работает резиденция Доброчара
Организаторы просят посетителей резиденции Доброчара не создавать толпы и учитывать карантинные ограничения / Фото Валентины Полищук, 24 канал
В Киеве зажгли главную елку страны – смотрите видео:
Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 59 им. А.Г. Николаева»
«Рассмотрено» Руководитель _________Курбанова Пр.№ __ | «Согласовано» Зам. | «Утверждаю» Директор ___________ |
Конспект
открытого урока
по
литературному чтению
Е.Л.
Шварц
«Сказка
о потерянном времени»
Выполнила:
учитель нач. классов
Камилова
Алпият Багаммаевна.
Махачкала
2021год
Тема урока: Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени»
Тип урока:
урок-закрепление изученного на предыдущем уроке.
Цели: обеспечить глубокое понимание
смысла текста, совершенствовать
умение выборочно читать текст для доказательства своих мыслей, осваивать приёмы
ролевого чтения; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить
детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время,
выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать
героев произведения на основе их намерений и поступков, высказывать оценочные
суждения о прочитанном ; развивать речь учащихся
в процессе анализа произведения, творческие способности детей;
воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к
литературному чтению.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, модель «волшебные часы», инсценировка сказки
«Сказка о потерянном времени», учебник «Литературное чтение» 4 класс (ч. 2) авторы
Климанова и др.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II. Актуализация
опорных знаний.
1. Речевая
разминка.
-Начинаем
наш урок с речевой разминки.
-Посмотрите
на экран. Прочитайте про себя.
Пробегут часы, минутки,
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.
-Прочитайте медленно по слогам.
-Первый вариант читает с вопросительной интонацией, а второй
отвечает с восклицательной интонацией. Читаем по одной строке.
2. Психомышечная
тренировка с фиксацией внимания на дыхании.
Игра
с песком.
·
На
вдохе
наберите в руки воображаемый песок.
·
Пальцы
сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания).
·
Постепенно
раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе).
·
Стряхните
песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.
·
Уроните
бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. (Повторить игру 2-3
раза.)
Учитель.
Песчинки
сложились в секунды,
Секунды
сложились в минутки,
Минутки
сложились в часы.
Так
пробежали сутки,
Время
вперёд спешит.
-Наши
песочные часы напоминают, что время уходит с каждой песчинкой.
Не
будем понапрасну терять время, начнём урок.
II.
Проверка
домашнего задания.
— Какой раздел мы
изучаем? (делу время, а потехе час)
— С каким автором
мы познакомились на прошлом уроке? (Евгений Львович Шварц) Что вы узнали
о нем?
1).
Рассказ об авторе.
1 ученик:
Е.Л. Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и
до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом
своей души. В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о
счастливых годах, прожитых в этом городе.
2 ученик:
Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с
детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены.
Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя
3 ученик:
Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К.
Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка
становилась совершенно неузнаваемой. Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”,
“Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном
времени”…
1 ученик:
Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои
произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.
IV.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Постановка
проблемного вопроса.
— Обратите
внимание на экран, прочитайте и дополните предложения.
Так он
опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.
Вышла тетя
_____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:
Взглянул
мальчик в _____________ и чуть не _______________.
Отвернулся
______________ Петя и пошел куда ______________ глядят.
— Вы, догадались,
из какого произведения взяты эти строки?
2.
Сообщение темы и задач урока.
— Сегодня
на уроке мы продолжим работу над «Сказкой о потерянном времени» Е.Л. Шварца.
— Посмотрите на
экран. Попробуйте собрать пословицы.
коли делать нечего
да не откладывай дела
потехе час
скучен день до вечера
откладывай
безделье делу время
• Скучен
день до вечера, коли делать нечего.
• Не
откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
• Делу
время — потехе час.
— О чем эти
пословицы? Что объединяет все эти пословицы?
(Они о том, что
время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела — время, потраченное
зря).
—
Сформулируйте задачи урока.
Определить главную
мысль сказки.
Извлечь из сказки
урок мудрости.
Понять причину
поступков персонажей.
— На все эти
вопросы мы должны ответить в конце урока.
V. Работа
над содержанием текста.
1.
Словарная работа.
–Давайте, ребята
вспомним что означают эти слова? Объясните значения слов, выражений.
Окладистая
(борода)
– широкая, густая.
Керосиновая (лампа) –
лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль,
накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.
Ходики –
небольшие настенные часы с гирями и маятником.
Пола, по́лы – нижняя
часть раскрывающейся одежды.
–
Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».
(Хмурый –
угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.)
(Сберечь –
сохранить, спасти, сэкономить.)
–
Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».
(Состариться –
помолодеть.)
(Трудиться –
бездельничать, лениться, лодырничать.)
2. Работают с текстом
– Давайте
разберемся, что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о
потерянном времени» Евгения Шварца.
– Как звали
героя сказки? (Петя Зубов.)
— Что с ним
произошло? ( Он внезапно постарел.)
– Почему злые
волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Петя отставал в учебе,
опаздывал на занятия, не тужил.)
– Когда происходили
события, описанные в произведении? (В середине XX века.)
— Почему вы так
думаете? (Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» –
приметы того времени.)
– Где случилась
эта история? ( В городе.) Подтвердите словами из текста.
— Куда попал Петя?
( Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.) Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте по
ролям отрывок, из которого мы узнаем, как встретился Петя с мамой.
– О чем думал Петя
после встречи с мамой?
– Найдите отрывки,
с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.
Физкультминутка
Характеристика
главных героев.
-Заметили ли вы, что в сказке автор
употребляет пословицы и поговорки, чтобы мы яснее, чётче могли представить
события, душевные состояния героев? Как они называются?
Устойчивые обороты речи/
фразеологизмы.
Пошёл куда
глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно
куда(с. 6)
Терять время понапрасну/ Бездельничать (с.
Держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным
(с.10)
Как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то(с.13)
И в ус не дует /Не обращает никакого внимания (с.13)
Не терять времени даром (с.14)
VI.
Инсценировка сказки. (Индивидуальное домашнее задание).
Автор. Жил-был мальчик по имени Петя
Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и
по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
И всегда говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех
догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью.
Вбегает однажды Петя Зубов в раздевалку.
Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
Петя Зубов. — Тётя Наташа! Возьмите моё
пальтишко!
Тётя Наташа.— Кто меня зовёт?
Петя Зубов.— Это я. Петя Зубов.
Тётя Наташа.— А почему у тебя сегодня
голос такой хриплый?
Петя Зубов — А я и сам удивляюсь, вдруг
охрип ни с того ни с сего.
Тётя Наташа. — Ой! Вы говорили, что вы
Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
Петя Зубов. — Какой же я дедушка? Я —
Петя, ученик третьего класса.
Тётя Наташа. — Да вы посмотрите в зеркало!
Автор. Взглянул мальчик в зеркало и
чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого,
бледного старика. Выросли у него борода, усы. Смотрел на себя Петя, смотрел, и
затряслась его седая борода.
Петя Зубов — Мама!
— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.
— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни
внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те
или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я
всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего
только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со
мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?
Автор. Так Петя думал и шагал, и сам
не заметил, как вышел за город и попал в лес, где был дом, а в доме сидели
четыре волшебника.
Волшебник 1.— Два года, да ещё пять, да
ещё семь, да ещё три…
— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили
сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.
Все.— Как?
Волшебник 1. — Сейчас скажу. К сожалению,
так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята,
которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в
двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов
обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Ольга Капитоновна. — Откуда им всё это узнать?
Пантелей Захарович. — Не придут они сюда к
двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
Марфа Васильевна. — Да куда им! Да где им! Эти лентяи до
семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!
Волшебник 1. — Так-то оно так. А всё-таки пока что держите
ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с
места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.
Петя Зубов. – Надо искать остальных
стариков-школьников.
— Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Маруся Поспелова. — Верно, верно! Я ученица
третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?
Петя Зубов – Я, мальчик, превращенный в
старика, побежали скорее искать остальных.
Петя и Маруся. — Бабушка! Вы школьница?
Наденька Соколова. — Школьница! Ученица
третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?
Петя и Маруся. – Мы, дети, превращенные в
стариков. Побежали искать еще одного.
Маруся. — Смотрите! Смотрите!
Петя и Маруся. — Ты школьник?
Зайцев Вася. — А как же? Ученик второго
класса Зайцев Вася. А вам чего?
Петя и Маруся. – Мы, дети, превращенные в
стариков.
Петя Зубов. – Ребята, время бежит, надо
скорее бежать в лес!
— Вот часы, на них нам надо перевести стрелки!
Все. – 76, 75, 60, 50, 40, 30.20,10…
— Ура! Мы снова стали детьми!
Вместе с волшебниками. — Они-то спаслись, но
ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как
стареет.
В начале
урока мы поставили перед собой цель определить главную мысль сказки, извлечь из
сказки урок мудрости.
-В чем же основная
мысль сказки?
— Какой урок
мудрости вы извлекли из этой сказки?
Время –
это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную
возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем
быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый
час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время,
не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.
Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».
VII. Итог
урока.
-Над каким
произведением работали на уроке?
-Кто автор
произведения?
—
Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников? (Ребята победили
волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.)
— Важна ли в наше время проблема, о которой
рассказал Е. Л. Шварц в 20-ом веке? Почему?
Vlll. Рефлексия
– А теперь мне
хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Нарисуйте
ротик часам, объясните свой выбор.
lX.
Домашнее задание.
-Стр.4-6
подготовить краткий пересказ сказки.
В новогодние праздники и взрослым, и детям хочется сказки. Это идеальное время, чтобы всей семьей объединиться за просмотром добрых фильмов.
Совместно с онлайн-кинотеатром IVI мы подобрали 10 волшебных новогодних фильмов, которые не оставят равнодушными детей и взрослых. Классические и новые, отечественные и зарубежные — в нашей подборке каждый найдет что-то близкое для души.
1. Балерина
Канадско-французский мультфильм погрузит зрителя в волшебную атмосферу Парижа XIX века, где Эйфелева башня еще не была символом города. Сирота Фелис живет в приюте и мечтает танцевать на большой сцене. Маленькая музыкальная шкатулка с танцующей балериной — все, что осталось ей от матери. Однажды Фелис со своим другом Виктором сбегают из приюта и отправляются в Париж. В столице Фелис находит престижную балетную школу при национальном театре. Судьба сводит ее с Одеттой — уборщицей театра и служанкой в особняке мадам Ле О. Фелис решает выдать себя за дочь богатого семейства, чтобы поступить в балетную школу.
2. Домовой
Фильм режиссера Евгения Бедарева, черпающий вдохновение для фантазийной истории из русского фольклора. Действие происходит в московской квартире, где обитает Домовой и своими проделками выживает всех новых обитателей. Жилье покупает мать-одиночка Вика, и переезжает туда вместе с дочерью и котом. Домовой снова начинает донимать семью, но те так просто не сдаются. Зрителей порадуют не только красивые спецэффекты, но и харизматичная игра Сергея Чиркова в роли Домового.
3. Новогодние приключения Маши и Вити
Советская сказка-мюзикл не отличается богатством костюмов и спецэффектов, но с лихвой компенсирует это яркой музыкой и обилием запоминающихся фраз. Главные герои — одноклассники Маша и Витя. Она верит в сказки и чудеса, а он — только в логику и человеческий разум. Наряжая школьную елку, друзья затевают спор о том, может ли произойти новогоднее чудо. Внезапно Маша заклинанием оживляет ростовую куклу Деда Мороза. Он отправляет детей в сказочный мир для того, чтоб спасти Снегурочку, похищенную Кощеем.
4. Синяя птица
Уникальный совместный проект киностудий «Ленфильм» и 20th Century Fox с огромным по тем временам бюджетом. Американская картина по мотивам одноименной пьесы Метерлинка, снятая в Советском Союзе. Брат и сестра Тильтиль и Митиль встречают старую колдунью. Она рассказывает, что есть больная девочка, вылечить которую может только синяя птица. Бабушка просит детей найти эту птицу, и они соглашаются. Вдруг старуха оказывается прекрасной волшебницей. Она дает им алмаз, способный наделять человеческими качествами любой предмет, и герои отправляются в путь.
5. Короли льда
Воодушевляющий канадский фильм про любимый национальный спорт — хоккей. После смерти матери Жано вместе с отцом переезжает в небольшой квебекский городок Мон-Сен-Илер. По соседству живет вратарём местной хоккейной команды «Рыси» Джули. Девушка замечает хоккейный талант Жано и зовет его в команду. Коллектив холодно принимает нового участника, однако у них есть общая цель — победить на чемпионате.
6. Помогите, я уменьшил свою училку!
Немецко-австрийская фантастическая комедия с красивыми декорациями старинной школы. 11-летний Феликс плохо учится, и из-за этого меняет уже не первое учебное заведение. В новой гимназии он получает последнюю возможность хорошо себя проявить и не вылететь. Но быть тише воды у Феликса не получается: он делает попытку проникнуть в школу ночью, и его с поличным ловит строгая учительница фрау Шмитт-Гёссенвайн. Чтобы не нервничать, Феликс представляет её крошечной, как ему советовал папа. Внезапно злая училка в самом деле уменьшается до лилипутских размеров. Теперь Феликсу предстоит вернуть ей прежний рост. Тем временем, школа оказывается на грани закрытия.
7. Укротительница Тигров
Классическая советская комедия с яркими цирковыми номерами и неотразимой Людмилой Касаткиной в главной роли. Лена Воронцова работает в цирке уборщицей клеток и мечтает дрессировать тигров. Федор Ермолаев – популярный мотогонщик, который согласился поехать в турне с цирковым номером. Лена становится его ассистенткой, и между молодыми людьми возникают чувства. Перед самым началом их совместных гастролей Лене вдруг предлагают должность укротительницы тигров. Федя ссорится с девушкой и уезжает, но не может перестать думать о ней.
8. Знакомьтесь, семья Санта-Клауса
Фильм содержит в себе концентрированное новогоднее настроение в виде гирлянд, эльфов, новогодних елок и, конечно, чудес. Комедия о семье новогоднего волшебника оставит после себя теплое и приводнятое настроение. Сын Санта Клауса Ник готовится унаследовать рабочие обязанности своего отца. Н со своей невестой отправляется на Северный Полюс в мастерскую Санты, где ему предстоит всего за 11 дней организовать масштабный рождественский праздник
9. Няньки
Незабываемый комедийный близнецов-бодибилдеров Фалькон сделал фильм “Няньки” праздничной классикой американского кинематографа. Питер и Дэвид Фалькон работают официантами в дешевой забегаловке и мечтают управлять своим рестораном. Они теряют работу и получают отказ от банка на кредит для бизнеса. По счастливому стечению обстоятельств их нанимаетт бизнесмен Фрэнк Хиллхерст. Он дал показания в суде против своего бывшего партнера, и тот грозится убить семью Фрэнка. Теперь близнецам Фалькон предстоит найти общий язык с озорными близнецам Хиллхерст.
10. Лило и Стич
Одна из самых необычных картин от студии Disney, где нет ни принцесс, ни поющих зверей. Глубокий и трогательный анимационный фильм о дружбе одинокой девочки и несносного синего монстра в свое время получил номинацию на Оскар. Стич — результат незаконного генетического эксперимента. Запрограммированное на вредительство и хаос существо попадает на Гавайи, где его находит местная девочка Лило. Ей удается перевоспитать маленького монстра и подружиться с ним. Тем временем, совет Галактической Федерации отправляет создателя Стича на Землю, чтобы найти утерянный образец.