Учат как правильно пишется

учиться и учится это разные формы одного и того же глагола, слова, описывающего действие учбу, учение, обучение. неправильное употребление

«Учиться» и «учится» это разные формы одного и того же глагола, слова, описывающего действие – учёбу, учение, обучение. Неправильное употребление одного вместо другого влечёт за собой грубые и смешные орфографические ошибки в духе «времён новейших Митрофан» и/или «географ глобус пропил»:

  • «Будешь в школе учится! – Не хочу учится, я уже большой, хочу на Дианке женится!»;
  • «Ваш сынуля отвратительно учиться, русский язык его бичь!» – не только неверно и малопонятно, глупо до смеху.

Верные примеры:

  • «Ваша Даша после школы думает дальше учиться?» (“что делать?“)
  • «Она уже учится на романо-германской филологии, первую сессию сдала без хвостов» (“что делает?”)
  • «Люблю и хочу учиться»
  • «Так учись, кто тебе не даёт?».

Полные правила употребления

Учиться

«Учиться» глагол неопределённый (инфинитивная, безличная форма): просто описывает действие (учение, учёбу), не говоря, кто где чему учится. Писать это слово нужно:

  • Если речь идёт об учёбе как таковой, безотносительно к тому, кто, когда, где и чему учится: «Учиться никогда не поздно».
  • В повелительном наклонении 1-го, 3-го и, возможно, 2-го лиц, с производными от других слов предлогами «до́лжно» (ударение на первое «о»»), «надо», «необходимо», «нужно», «следует», и др. Существительное или личное местоимение ставятся в дательный падеж: «Ученику надо учиться в школе» (3-е лицо, «он» -> «ему» -> «ученику»); «Мне следует учиться водить машину» (1-е лицо, «я» -> «мне»); «Вам нужно учиться получше» (2-е лицо, множественное число: «ты» -> «вы» -> «вам»).
  • Инфинитив «учиться» правильно пишется также, если данный глагол не является сказуемым в предложении, не относится непосредственно к подлежащему (человеку, предмету, явлению, событию). Глагол – не сказуемое в предложении выступает большей частью дополнением к сказуемому, уточняющим характер, направление или место приложения действия: «Я люблю и хочу учиться»; «Даша поступила учиться на переводчика». Спрягается сказуемое, а глагол-дополнение остается в инфинитиве: «Они любят и хотят учиться»; «Даша поступает учиться на переводчика», и т.п.
  • В будущем времени, которое в данном случае образуется при помощи вспомогательного глагола «быть». Спрягается именно он, а «учиться» остаётся в инфинитиве: «Я буду учиться на инженера»; «Она будет учиться в престижном вузе», и т.п., см. также в конце.

Учится

«Учится» – личная форма того же инфинитива в единственном числе 3-го лица «<он, она, оно> учится»; множественное число «учатся» («они учатся»):

  • «Ученик учится в школе» («он»); «Даша учится на языковеда» («она»); «Человеческое общество учится самодостаточности и бережливости» («оно»); «Наши близняшки учатся говорить друг у друга» («они»).

Значение

Глагол «учиться» в русском языке употребляется в двух значениях:

  • Узнавать что-то новое, получать и пополнять знания, нарабатывать опыт: «Васёк быстро учится говорить, вчера совершенно правильно попросил: “Добавь ложечку сахару в компот” – А наш оболтус учиться вообще не желает, знай что гугукает и пальцем тычет». Синоним «научаться».

Примечание: стремление накапливать знания и опыт присуще всем адекватным людям, а в нежелании ребёнка учиться всегда, за исключением врождённых умственных аномалий, виновны родители и/или педагоги с врачами. Так, один из столпов и титанов физики, Джеймс Клерк Максвелл, до двенадцати лет вообще не разговаривал, доктора определили у него врождённую слухонемоту. А потом как-то на завтрак подали подгоревшую овсянку. Джеймс попробовал и сказал совершенно отчётливо: «Какая гадость!» Родные всполошились: «Как, Джим, ты заговорил??!! Почему же раньше молчал? – До сих пор всё всегда было нормально».

  • Получать образование, овладевать специальностью, приобретать навыки: «Твой Федька опять учится? – Выучился в колледже на механика, а теперь пошёл учиться ещё и на авторихтовщика: профессия востребованная, дело денежное». Синоним «обучаться».

Грамматика

Слово «учиться» – непереходный возвратный глагол несовершенного вида 2-го спряжения. Состоит из корня «уч-», суффикса «-и-», глагольного окончания «-ти» и возвратного постфикса (послеокончания) «-ся». Постановка ударения и разделение переносами уч-и́ть-ся. «Непереходный» значит, что учащийся сам учится, сам это делает, а не учит кого-то ещё, действие на переходит на кого-то другого, на ученика (учащегося). «Возвратный» указывает, что действие обращено на себя: знания и навыки приобретает тот, кто учится, а тот, который учит, делится с учениками уже имеющимся у него учебным материалом. «Несовершенный» означает, что действие продолжается, не совершено, не закончено: когда учащийся научится (обучится) тому, что следует, он перестанет быть учеником и далее учиться тому же самому не будет, вот тогда действие (учение) будет совершено и прекратится. Соответствующие глаголы:

Переходный: отсутствует. Был бы возможен, если бы, предположим, ученику на уроке в одно ухо влетало, из другого тут же вылетало, в голове ничего не оставалось (ситуация реальная), но проскочившее сквозь мозги балбеса откладывалось бы грузом знаний у другого человека в ином месте (ситуация фантастическая, пока телепатия не доказана и не освоена на практике).

Невозвратный: «учить» (учащий (учитель, мастер, преподаватель) учит сам, то есть делает это самостоятельно, не перепоручая кому-то (глагол непереходный), но учит не самого себя, а учащихся). Если вы дочитали эту стать. Досюда, то вы по ней учитесь, а я вас учу.

Совершенные – приставочные: «выучить», «доучить», «заучить», «научить», «обучить», «проучить», и т.п.

Личные формы глагола «учиться» таковы:

Первое лицо:

  • (Я учу́сь (наст.)/ учи́лся (прошедш. муж.)/ учи́лась (прош. жен.)/ <бы> учи́лся (учи́лась) или учи́лся (учи́лась) <бы> (сослагательн.)/ <(Мне) до́лжно? надо? необходимо?> учи́ться. (повелительн.).
  • (Мы) у́чимся (наст.)/ учи́лись (прошедш.)/ <бы> учи́лись или учи́лись <бы> (сослагательн.)/ <(Нам) до́лжно? надо? необходимо?> учи́ться (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) у́чишься (наст.)/ учи́лся (прошедш. муж.)/ учи́лась (прош. жен.)/ <бы> учи́лся (учи́лась) или учи́лся (учи́лась) <бы> (сослагательн.)/ учи́сь/<(Тебе) до́лжно? надо? необходимо?> учи́ться (повелительн.).
  • (Вы) у́читесь (наст.)/ учи́лись (прошедш.)/ <бы> учи́лись или учи́лись <бы> (сослагательн.)/ учи́тесь/<(Вам) до́лжно? надо? необходимо?> учи́ться (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) у́чится (наст.)/ учи́лся (прошедш.)/ <бы> учи́лся или учи́лся <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> у́чится (повелительн.).
  • (Она) у́чится (наст.)/ учи́лась (прошедш.)/ <бы> учи́лась или учи́лась <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> у́чится (повелительн.).
  • (Оно) у́чится (наст.)/ учи́лось (прошедш.)/ <бы> учи́лось или учи́лось <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> у́чится (повелительн.).
  • (Они) у́чатся (наст.)/ учи́лись (прошедш.)/ <бы> учи́лись или учи́лись <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> у́чатся (повелительн.).

Действительное причастие настоящего времени уча́щийся; прошедшего учи́вшийся. Деепричастие настоящего времени уча́сь; прошедшего времени учи́вшись. Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола «быть» в будущем времени, который и спрягается соответственно, а «учиться» остаётся в инфинитиве (безличной, неопределённой форме): буду/будем/будешь/будете/будет/будут… учи́ться.

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Правильные варианты написания слов: учишь, учишься

Правила

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова учишься

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: учиться (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Плачу за тебя, за дрянь этакую непутящую, спину гну, мучаюсь и, можно сказать, страдаю, а какое от тебя внимание? Как ты учишься?

Случай с классиком — Чехов А.П. полное содержание онлайн

Кто тебя научил так говорить? Вот скажу маме непременно, что учишься у Вари… — Я не учусь! Это папа так говорит, — хладнокровно возразила племяньица.

«В Италию» — Грин Александр

Учишься где-нибудь? — опять спросил я. — Учусь, как же, — в городское училище хожу. Прежде ходил в приходское. Кончил там, — отец меня сперва хотел к сапожнику отдать в ученье,- а я ему говорю: я лучше, говорю, в городское…

Лелька — Сологуб Ф.К. полное содержание онлайн

Похожие слова

поешь, поступишь, забудешь

Как написать правильно: "учу" или "учю", "учиться" или "учится"

Порою мы забываем правила грамматики русского языка, которые проходили еще в школе. Но вовсе не стыдно заглядывать в словари и на тематические сайты, если вы что-то забыли.

Знание норм правописания русского языка необходимо в деловой переписке, во время личных контактов, при заполнении документов. Разумеется, никто не хочет показаться необразованным. А хорошая грамотность как раз является маркером образованного человека. На это непременно обратят внимание.

Если у вас возникают такие вопросы: как пишется – “учиться” или учится”, как пишется – “учу” или “учю”, как правильно пишется слово учишь, как пишется “изучу” и как пишется “отучу” – с буквой “у” или “ю”, то в этой статье вы увидите правильные ответы, основанные на правилах русского языка.

Как правильно пишется

Верным вариантом написания будет: “учиться” с мягким знаком и “учу” с буквой “у”.

Какое правило применяется

Чтобы определить, писать это слово с мягким знаком или без него, нужно задать к нему вопросы “что делать” или “что делает”. Если в вопросе присутствует мягкий знак, то он будет и в лексеме, к которой относится вопрос. Таким образом, слово “учиться” отвечает на вопрос “что делать”, а следовательно, правильно его будет писать с мягким знаком.

В русском языке существует правило, согласно которому согласные “ч” и “ш” должны писаться с гласным “у”. Сочетание “чу” и “шу” всегда пишется через “у”. Согласная “ч” в русском языке не требует демонстрации смягчения последующей гласной. Согласная “ч” и так является смягченной. 

Разбор по составу

Слово “учиться” является глаголом. Состав лексемы: “уч” – корень, “учи” + “ся” – основа слова, “и”, “ть”, “ся” – суффиксы, окончания нет.

учиться

“Учу” – форма глагола “учить”. “Уч” – корень и основа слова, “у” – окончание.

учу

Морфологические и синтаксические свойства

Морфологические признаки лексемы “учиться”: имеет начальную форму “учиться”. Постоянные признаки: несовершенный вид, 2-е спряжение, непереходный глагол. В отношении непостоянных признаков: изъявительное наклонение. В зависимости от контекста может быть различным членом предложения, играть разную синтаксическую роль.

Морфологические свойства глагола “учу”: начальная форма – инфинитив “учить”. Постоянные признаки: несовершенный вид, 2-е спряжение, переходный глагол. Непостоянные признаки: 1-е лицо, изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число. Синтаксическая роль: в зависимости от ситуации может выступать в роли разных членов предложения.

Значение

У  слова “учиться” два главных значения. В первом случае эта лексема означает освоение какие-либо новых знаний, приобретение полезных навыков и опыта. Во втором смысле означает буквально следующее: получать образование в каком-либо учебном заведении. Например, учиться в университете, колледже, школе.

Лексема “учу” также имеет несколько значений. В первом случае, если она употребляется по отношению к другому человеку, то означает следующее: обучать кого-либо, передавать ему свои знания, передавать определенные навыки и опыт. Во втором случае, если слово употребляется по отношению к себе, оно значит самостоятельное обучение, получение навыком и знаний. Оно обозначает процесс запоминания, усвоения чего-либо. В переносном смысле под этим словом подразумевают наставления, советы и указания.

Синонимы

Синонимы и выражения, схожие по значению со словами “учиться”: обучаться, постигать, выучиваться, перенимать, тренироваться, овладевать, прорабатывать, зубрить, штудировать, совершенствоваться, осваивать, заниматься, подготавливаться, получать образование, грызть гранит науки, усваивать знания, усваивать навыки, проходить курс обучения.

Ряд этих слов будет синонимом лексемы “учу”, но к числу синонимов этого слова можно добавить такие: преподаю, воспитываю, обучаю, советую, вразумляю, наставляю, просвещаю, проповедую, объясняю, толкую, натаскиваю.

Примеры предложений

  1. Сколько я его не учу, все бесполезно.
  2. Человек должен учиться всю жизнь, процесс обучения идет беспрерывно, безостановочно.
  3. Родители в детстве говорили ему: если не будешь хорошо учиться, то тебе придется тяжело работать. Он не слушал их раньше, но теперь понял смысл их назиданий, но было уже поздно.
  4. Я учу этот урок уже несколько часов, но пока что понял его плохо.
  5. Тогда учительница седьмого класса Елена Сергеевна сказала: “Я учу вас правилам русского языка уже несколько лет, а вы делаете такие глупые ошибки, которые делают во втором и третьем классе”.
  6. Здесь ничего не остается делать, кроме как всегда учиться чему-то новому. Это единственно возможный способ существования в мире, в котором постоянно, буквально каждый день происходят какие-то изменения, вводятся инновации, происходят перемены.
  7. Мне нравится поэзия Иосифа Бродского, поэтому я учу его стихотворения наизусть.
  8. Я надеюсь, что я смогу научиться чему-то полезному.

Как неправильно писать

Неверно будет писать глагол “учиться” без мягкого знака, а слово “учу” с буквой “ю”.  Без мягкого знака пишется слово “учится”, потому что оно отвечает на вопрос “что делает”. В вопросе нет мягкого знака, а значит и в слове его не должно быть. В нашем же случае в вопросе “что делать” есть мягкий знак, и следовательно, он должен быть в слове.

Никогда не пишите так: “учится”, “учю”. Это неправильно.

Вывод

Итак, мы рассмотрели наши сегодняшние лексемы, которые вызывают сомнения при написании, и пришли к однозначным выводам. Глаголы, которые отвечают на вопрос “что делать”, пишутся с мягким знаком. Также в русском языке существует правило, согласно которому согласные “ч” и “ш” пишутся только с гласной “у”. Значит, правильный варианты: “учиться” и “учу”. Запомните и будьте грамотными.

Написание глаголов «учиться» или «учится»

Этимология слова

Большую часть жизни человек посвящает учебе. Сначала он получает знания дома и в школе, высшем учебном заведении. А потом приобретает новый опыт на работе и в различных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый знает, откуда произошло слово «учеба» или «учиться».

Точное время его появления в русском языке неизвестно. Но оно описано в этимологическом словаре Фасмера. В нем указано, что слово «учить» образовалось от двух древнерусских лексем «учити» и «укъ». Их лексическое значение — «учение». Из этого становится понятно, что у слова славянское происхождение.

Этимология слова

Конструкцию можно толковать по-разному. «Учиться» означает получать новые знания, приобретать навыки и умения. А также усваивать информацию, развивать определенные способности, стараться запомнить и воспринять данные.

Учиться можно самостоятельно, получать знания и опыт в специальных учреждениях — школах, колледжах, университетах, а также на курсах или занятиях с репетитором. У слова есть несколько синонимов: перенимать, тренироваться, совершенствоваться, зубрить, штудировать, осваивать, готовиться. Все эти лексемы можно использовать для того, чтобы описать, что значит учиться.

Необходимость смягчения

Определить то, как правильно писать — «учится» или «учиться» легко. Достаточно задать к слову вопрос. Если глагол стоит в неопределенной форме, то есть это инфинитив, то он отвечает на «что сделать?». В этом случае нужно ставить мягкий знак. Постановка буквы зависит именно от того, в какой форме стоит глагол.

Инфинитив

Если слово отвечает на другой вопрос, то это не инфинитив. В таком случае писать смягчение не нужно.

Но это правило на самом деле не такое простое, как кажется. Иногда сложно выбрать глагол из всего выражения. Некоторые предложения не содержат подлежащих, поэтому трудно задать вопрос к сказуемым. Необходимо запомнить, что в такой ситуации смягчение не нужно, согласные в этих лексемах остаются твердыми. Это правило лучше выучить, так как исключений из него нет.

Само слово «учиться» имеет несколько глаголов-производных. Они образуются с помощью префиксов и суффиксов. В них также должно быть смягчение. Примеры подобных лексем: учить, научиться, обучаться, подучить, научить, отучиться, изучить и обучать. Все эти слова стоят в неопределенной форме, поэтому в них и необходимо смягчение. К ним также можно задать вопрос «что делать?». Правописание таких конструкций стоит запомнить, чтобы не совершать ошибок.

Второй вариант

Мягкий знак можно написать только в инфинитивах. Но есть и другие формы глаголов. Если сказуемое стоит в третьем лице единственного или множественного числа, то смягчение перед суффиксом неуместно. Пример: слово «учаться» написано неправильно, так как к нему подходит «что делают?».

Книга

В предложениях без подлежащего нельзя задать вопрос, поэтому в таких случаях по умолчанию смягчение не нужно. На самом деле задавать вопрос к сказуемому трудно, даже взрослый человек может легко ошибиться. Но есть и некоторые фразы, в которых сочетаются сразу два глагола. При этом хочется поставить смягчение сразу во всех словах или не использовать его совсем. Но и здесь необходимо задать вопрос к каждой конструкции.

Пример предложения: Ира старается улыбаться, хотя чувствует боль. Первый глагол не стоит в инфинитиве, поэтому в нем смягчение не нужно. Ко второму можно задать вопрос «что делать?». Так как в нем есть мягкий знак, то и в сказуемом он необходим.

Лучше заучить это правило, тогда работать с глаголами будет намного легче. Благодаря ему становится понятно, как пишется слово «учится». Помогает и основа глаголов. Лексемы третьего лица пишутся без смягчения, а инфинитив с ним. Суффикс ничего не меняет, написание остается таким же.

Если все еще трудно запомнить, то лучше заменить последнюю часть глаголов. То есть вместо суффикса можно использовать слово «себя». Тогда сказуемое будет делиться на две части. Слово «учиться» в этом случае выглядит по-другому — «учить себя». Смягчение в этом глаголе необходимо.

Знак после шипящих

Некоторые глаголы оканчиваются шипящими звуками. И при их написании тоже возникает сомнение — стоит ли ставить после согласных мягкий знак. Шипящих в русском алфавите всего четыре: ш, щ, ч и ж.

Есть несколько видов глаголов, в конце которых смягчение ставится обязательно:

Повелительное наклонение

  • инфинитивы;
  • повелительное наклонение;
  • второе лицо единственного числа.

В учебниках обычно указано, что смягчение всегда есть в инфинитивах. А на самом деле существует еще два типа глагола, где его нужно ставить. Когда слово сочетается с местоимением «ты», смягчение просто необходимо. Это касается и сказуемых, в которых содержится указание на действие.

Такое правило даже необязательно запоминать, так как в других формах глаголов просто нет шипящих звуков в конце слов. Соответствующие примеры лексем: «привлечь», «любишь», «отрежь».

Сохраняется смягчение и при добавлении суффиксов -те и -ся. Именно поэтому слово «учишся» считается неправильным вариантом. Верное написание всегда содержит смягчение: «режьте», «влюбишься», «съешьте».

Если глагол стоит в первом лице, то после шипящих нужно писать гласный буквы «а», «о», «у», «и» или «е». Но школьники допускают грубые ошибки: «учюсь», «учю». Хотя правильный вариант другой: «ученик», «учащийся», «учу», «учитель».

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение глагола не изменяется по временам. Оно необходимо для того, чтобы побудить другого человека к действию. Такая форма делится на несколько видов в зависимости от цели высказывания:

Повелительное наклонение глагола

  • советы;
  • просьбы;
  • приказы;
  • запреты;
  • призывы;
  • предупреждения.

Есть две формы повелительных наклонений — единственного и множественного числа, при этом обе стоят во втором лице. Первые образуются от глаголов настоящего и будущего времени, к ним добавляется суффикс -и или нулевой. Примеры таких слов: «играют — играй», «рисуют — рисуй», «установят — установи».

Форма множественного числа происходит от наклонения, стоящего в единственном. В этом случае добавляется окончание -те: «читай — читайте», «пиши — пишите», «танцуй — танцуйте». Если слово заканчивается согласным звуком, то после него нужно смягчение.

Примеры глаголов: «ешь», «брось», «оставь». Когда к этим словам добавляются суффиксы -ся и -те, смягчение сохраняется: «оставьте», «ешьте», «бросьте». Но есть и несколько исключений из этого правила: «ляг» и «лягте».

Часто у школьников возникают трудности при написании гласных букв в глаголах, так как они путают изъявительное и повелительное наклонения. В первом случае у слов есть спряжения. Из-за этого есть отличия в правописании лексем. Первое спряжение изъявительного наклонения и повелительное: «застелете» и «застелите». Ударения в словах падают по-разному: второй и третий слог соответственно. Но второе спряжение не отличается от повелительного наклонения: «посторожите».

Возвратные суффиксы

В русском языке есть такое понятие, как возвратные глаголы. Они образуются с помощью соответствующих суффиксов. А также они означают действие, направленное к самому себе. Но есть у них и другие значения:

Возвратные суффиксы

  • прикосновение к предмету;
  • действие для себя;
  • состояние или эмоции;
  • свойства существ и предметов;
  • действия, направленные друг на друга.

Возвратные глаголы выражают соприкосновение человека с предметом — держаться, споткнуться, столкнуться.

А также они описывают действие по отношению к себе: собираться, укладываться. Необходимы они и для выражения эмоций: радоваться, огорчаться, веселиться. Поведение некоторых животных тоже можно описать такими словами: царапаться, бодаться, кусаться. И отношения с другими людьми выражаются с помощью подобных глаголов: обниматься, ссориться, целоваться.

Если основа слова кончается на согласную букву, то к ней добавляют суффикс -ся: решиться, покрыться. А к гласным звукам присоединяется -сь: забылась, построилось. Окончание может быть разным — ться или тся. Для определения правописания к слову задают вопрос. Если в нем есть мягкий знак, то его пишут и в глаголе. Когда смягчения нет, оно не нужно в конструкции. Примеры для обоих случаев: ложиться, подняться, забавляется, угнетается.

Разбор лексемы

Чтобы хорошо запомнить, как пишется глагол, можно разобрать его. Произошло оно от неопределенной формы глагола.

Транскрипция лексемы: [у ч’ и ц: а]. Фонетический разбор:

Фонетический разбор

  • у: [у] — гласный, безударный;
  • ч: [ч’] — согласный, мягкий, глухой;
  • и: [и] — гласный, ударный;
  • т: [ц:] — согласный, твердый, глухой;
  • ь: [-] — не образует звука;
  • с: [-] — то же самое;
  • я: [а] — безударный гласный.

В этом глаголе три буквы — «т», «ь» и «с» — образуют один звук. Всего в слове три слога. При этом букв семь, а звуков только пять. Это непереходная лексема несовершенного вида, она стоит в неопределенной форме.

Примеры использования

Глаголы человек использует при построении практически каждого предложения. Они описывают действия живых объектов и невоодушевленных предметов. А слово «учиться» встречается и в литературной, и в разговорной речи. Его использовали многие писатели в своих работах:

На уроке

  • Догилева «Тогда, сейчас и кот Сережа»;
  • Сытин «Я живу в полном духовном комфорте»;
  • Виилма «Все начинается с любви»;
  • Вонсович «Туранская магическая академия»;
  • Лихачев «Преодоление времени»;
  • Баскова «Фиалки под снегом»;
  • Дэшнер «Господство мысли»;
  • Рвачева «Как найти свое счастье после развода».

Книги

В книге Догилевой глагол встречается в нескольких предложениях. Но самым ярким можно назвать одно: «А человеками были как раз те, кто учиться не желал и не скрывал этого». Сытин также использовал слово в своей книге: «Для достижения жизненного успеха следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой».

Встречается глагол и в произведении Виилмы. Предложение из книги автора: «И нам, как и всем, нужно учиться видеть себя со стороны». Ярким примером использования слова может стать фраза из «Туранской магической академии» Вонсовича: «Когда умирала моя мать, она взяла слово с отца, что я буду учиться магии именно в этом месте».

Применил глагол и Лихачев, но писатель немного изменил его. Строчки из книги: «Когда мы учимся ездить на велосипеде, то сперва следуем несложным определенным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, куда падаешь». Еще один вариант использования лексемы встречается в произведении Басковой: «Она хорошо училась в институте, но оставалась одинокой и завидовала подругам».

Есть слово и в книге Дэшнер. Оно появляется в предложении: «Он жил своей жизнью, и все: учишься или работаешь, с нетерпением ждешь, когда можно будет снова лечь в гроб и оставить реальный мир позади». Рвачева вписала глагол в свою книгу: «Учитесь вслушиваться, переспрашивать и всматриваться — учитесь понимать друг друга, не жалея времени и ваших сил, а там и дом устроится, и счастье найдется».

Нельзя придумать собственные правила правописания, чтобы не совершать ошибок. Нужно следовать тем, которые уже имеются. Но лучше учитывать исключительные моменты, проверять орфографию лексем с помощью словарей или дополнительных конструкций.

Это касается и глаголов, в которых сомнительно написание мягкого знака в составе суффиксов или окончаний.

  • Учеба в медицинском университете отзывы рассказы
  • Учась в школе как пишется
  • Участки застроены как пишется н или нн
  • Участники сборищ как пишется
  • Участившийся пульс как пишется